Волюнтаризм: значение понятия

Что означает волюнтаризм?

Волюнтаризм: значение понятия

Краткое содержание статьи:

Значение некоторых понятий может значительно меняться с течением времени. К примеру, вот уже несколько веков существует слово «волюнтаризм». Что это значит, зависит от поправки на конкретную эпоху и сферу человеческой жизни.

Что означает слово «волюнтаризм»?

Слово «волюнтаризм» в русском языке является заимствованным. Цепочку его попадания в нашу лексику можно выстроить следующим образом:

  1. Корень «воло», который в латинском языке означает «желать», «испытывать потребность». Этот корень является общим для многих наречий индоевропейской группы (например, «воля» в русском);
  2. Предыдущая лексема дала начало термину «волюнтас», которое по форме является существительным со значением «вожделение», «хотение»;
  3. Так появилось латинское «волюнтарис» – что значит «поступающий на основании собственной воли»;
  4. Последнее слово попало во многие европейские языки, в частности в английский, где оно обрело форму voluntary;
  5. Русским языком оно было заимствовано в XIX веке. Ближайшим аналогом в нашей лексике является «произвол», если изъять из него негативную коннотацию.

Волюнтаризм: что это простыми словами?

В современном понимании, волюнтаризмом называют такой принцип, согласно которому личности свободны в выборе целей и средств их достижения в рамках определенных социальных и культурных рамок. Антонимом является детерминизм (детерминированное поведение).

В англоязычных странах и прежде всего в США «voluntarism» – целое общественное движение, проявлениями которого являются:

  • Добровольное предоставление услуг в религиозных, гражданских, медицинских, образовательных и экологических организациях. Такая деятельность направлена на безвозмездную помощь нуждающимся и часто используется некоммерческими и благотворительным организациями;
  • «Волюнтаризмом» часто называют действия женщин-феминисток, которые добивались расширения своих прав в XIX–XX веках;
  • Вербовка молодых солдат без принуждения к местам прохождения боевых действий;
  • Применительно к трудовым отношениям: государство должно воздерживаться от непосредственного вмешательства в отношения работника и работодателя. Влияние профсоюзов должно быть сведено к минимуму;
  • Анархистское движение, направленное на минимизацию роли власти в жизни социума.

Применение в философии

Однако не только социальной сферой ограничивается область применения лексемы. Это еще и важнейший термин в ряде наук.

К примеру, в философии волюнтаризм означает течение, которое приписывает ключевую роль в развитии цивилизации абстрактной воле (как человеческой, так и сверхъестественной).

В его рамках можно выделить такие направления:

  • Теологическое. Общественная мораль зиждется на божьем повелении, а не на разуме и познании. Творец всесилен и всемогущ, поэтому Его действия никак нельзя облечь в рациональную форму и объяснить с помощью отвлеченных категорий;
  • Метафизическое. Иррациональное и бессознательное довлеет над разумным. Первоначально такую идею высказал немецкий философ Артур Шопенгауэр, но наиболее полно она была развита в трудах Фридриха Ницше и Зигмунда Фрейда;
  • Гносеологическое. Вера для воли играет большее значение, чем познание;
  • Политическое. Власть должна быть основана на пожеланиях и чаяниях народа, а не узкой правящей группы. Право населения страны на свержение жестокого тирана. Наиболее яркие представители – Томас Гоббс, Жан-Жак Руссо.

Волюнтаризм Хрущева

Никита Хрущев вошел в историю России как крайне неоднозначный лидер. С одной стороны, он выпустил на свободу политзаключенных и запустил необходимый процесс ликвидации сталинизма. Именно благодаря ему возник феномен «оттепели» в общественной жизни страны, который подарил целую плеяду выдающихся деятелей культуры и искусства.

С другой стороны, Хрущев проявил себя как недальновидный хозяйственный деятель. Его начинания, которые современники обозвали «инициативами», обернулись для национальной экономики достаточно плачевно:

  1. Рост капиталовложений в промышленность (стремление «догнать и перегнать США») тяжелым бременем ложился на плечи бюджета страны;
  2. Рост отрасли производства средств производства вышел из-под контроля Госплана. Возникла опасность «перегрева» экономики;
  3. Усиление темпов урбанизации. Города оказались не готовы «переварить» огромную массу народа из глубинки, которая не обладала высокой квалификацией;
  4. Падение сельскохозяйственного производства.

Из-за проведения такой политики самоуправства назрел конфликт элит, результатом которого стало смещение генсека с формулировкой «волюнтаризм».

Волюнтаризм в психологии

В науке о человеческой душе существует целое направление, которое признает человеческую волю первопричиной всех психологических побуждений.

Автором этой идеи был немецкий исследователь Вильгельм Вундт. Однако значительная часть научного сообщества быстро ополчилась на его теорию.

Противники утверждали, что:

  • Практически никогда человек не может путем самоанализа постичь свои поступки и их первопричины;
  • Понятия разума и желаний не могут быть объективно измерены;
  • Для более глубокого изучения мотивов личности нельзя замыкаться лишь на человеческом обществе. Можно и нужно изучать поведение животных и сравнивать их с таковым у людей;
  • Практическое применение теории представляет собой довольно сложную задачу. Соответственно, ценность ее для разрешения проблем индивида достаточно низка.

Постепенно из критики этого направления выросли целые научные течения – функционализм и прагматизм.

В либертарианстве

Либертарианцы-волюнтаристы придерживаются таких принципов:

  1. Всякий социальный союз должен быть основан на добровольном участии каждого его члена. Недопустимость тоталитаризма большинства;
  2. Уважение к частной собственности;
  3. Запрет на применение насилия и принуждения;
  4. Поскольку государство допускает применение насилия для защиты интересов нации, то этот институт должен быть упразднен;
  5. Тем не менее, возможно использование оружия и силы для самообороны;
  6. Равное участие каждого гражданина в политике и управлении земельным фондом. Таким образом, власть и ресурсы являются по сути «общими»;
  7. Инструментами построения общества будущего должны стать регионализация, поощрение образованности масс и гражданское неповиновение.

В рамках идеологии существуют многообразные ответвления: от левацки-марксистских до крайне правого фашизма.

Для обычного россиянина знакомо лишь одно значение понятия «волюнтаризм» – что это причина отставки Никиты Хрущева. Однако само по себе свободолюбие – явление исключительно положительное. Без него невозможна постройка общества будущего с уважением к каждому индивиду.

Видео о волюнтаризме и его проявлениях

В данном ролике политолог Николай Михайлов расскажет о проявлениях волюнтаризма по отношению к действующему президенту:

Источник: http://1-vopros.ru/874-volyuntarizm-chto-ehto.html

Волюнтаризм — это… что такое волюнтаризм?

  • волюнтаризм — (от лат. voluntas воля) течение в психологии и философии, признающее волю особой, надприродной силой, лежащей в основании психики и бытия в целом. Согласно В., волевые акты ничем не определяются, но сами определяют ход психических процессов. Идея …   Большая психологическая энциклопедия
  • Волюнтаризм — (лат. voluntas ерік) – ерікті болмыстың жоғары принципі деп мойындайтын, ерікті бастаманы табиғат пен қоғамның объективтік заңы деп ойлайтын (есептейтін) және адами мақсаттылықты, ерік білдіру мен іс әрекетті абсолюттендіретін философияның бір… …   Философиялық терминдердің сөздігі
  • Волюнтаризм — (от лат. voluntas – воля) – форма политической деятельности субъекта, опирающаяся на субъективные стремления, желания и игнорирующая объективные законы политической жизни. Политического процесса. Волюнтаристы преувеличивают роль волевого,… …   Политология. Словарь.
  • ВОЛЮНТАРИЗМ — [< лат. voluntas воля] субъективистские, произвольные решения, игнорирующие объективно существующие условия и закономерности общественной жизни, экономики и т.п. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. волюнтаризм (лат. voluntas воля) 1)… …   Словарь иностранных слов русского языка
  • ВОЛЮНТАРИЗМ — (от латинского voluntas воля), 1) направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Волюнтаризм характерен для философии Августина, Иоанна Дунса Скота и др. Как самостоятельное направление впервые оформилось у А.… …   Современная энциклопедия
  • ВОЛЮНТАРИЗМ — (от лат. voluntas воля; термин введен Ф. Теннисом в 1883) …1) направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Волюнтаризм характерен для философии Августина, Иоанна Дунса Скота и др. Как самостоятельное… …   Большой Энциклопедический словарь
  • Волюнтаризм — (от лат. voluntas воля) направление в философии и психологии. Характеризуется положением в основу миропонимания процессов воли , которые могут противопоставляться разуму и объективным законам природы и общества. Волюнтаризм в психологии… …   Психологический словарь
  • Волюнтаризм — (от латинского voluntas воля), 1) направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Волюнтаризм характерен для философии Августина, Иоанна Дунса Скота и др. Как самостоятельное направление впервые оформилось у А.… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь
  • ВОЛЮНТАРИЗМ — (лат. voluntas воля) философское направление, центрированное вокруг понятия воли, феномен которой мыслится в качестве высшего принципа бытия. Термин введен Теннисом в 1883, однако объективно волюнтаристические концепции как альтернатива… …   Новейший философский словарь
  • ВОЛЮНТАРИЗМ — ВОЛЮНТАРИЗМ, волюнтаризма, мн. нет, муж. (от лат. voluntarius волевой). 1. Направление идеалистической философии, признающее волю основой действительности, всего существующего (филос.). 2. Направление психологии, рассматривающее волю, как главный …   Толковый словарь Ушакова

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/218/%D0%92%D0%9E%D0%9B%D0%AE%D0%9D%D0%A2%D0%90%D0%A0%D0%98%D0%97%D0%9C

Волюнтаризм

Волюнтаризм

Волюнтаризм – это философская позиция, разработанная как абстрактная философия еще в древности.

Волюнтаризм родился не из ниоткуда, он предполагает очень старое представление об активной воле, когда субъект имеет волю к самобытию, к морализму, к рациональности, к прагматизму.

Тем самым индивиду необходимо обладать волевыми проявлениями, дабы быть собой и хозяином жизни.

Позиция о такой воле зародилась еще на базе религии, она прослеживается в посланиях родоначальника христианской философии апостола Павла.

Если разобрать эти послания философски и вспомнить рассуждения апостола о разнице физического обрезания и духовного, о необходимости именно духовного обрезания, то мы увидим, что духовное обрезание есть волевое самопринуждение и очень ясная целевая ориентация: «я вижу цель и заставляю себя ей соответствовать». То, что рекомендовал апостол Павел адресовано к христианству: «человеку надо заставлять себя быть христианином». Так со сменой эпох принцип оставался неизменен: человеку надо заставить себя быть европейцем, служить государству, собственной корпорации, себе самому, заставить себя быть прагматичным субъектом и действовать. Тем самым волюнтаризм предстает некой борьбой индивидуума с различными обстоятельствами.

Что такое волюнтаризм?

Понятие волюнтаризм происходит от латинского voluntas – воля, и обозначает философское направление, уделяющее божественной, человеческой либо природной воле главенствующую роль в развитии мира, а также всех его составляющих.

Само понятие волюнтаризм возникло сравнительно недавно, хотя его принципы имеют древнейшие корни, а развитие этого понимания о воле как базовом компоненте мира получило еще в трудах Шопенгауэра и Ницше.

Волюнтаризм, что это такое? Волюнтаризм простыми словами означает то понимание, что воля – это есть главная сила движения в жизни.

Надо заявить о своей позиции и эту позицию неукоснительно соблюдать, заставить себя быть свободным, а это бывает иногда страшно, особенно в странах, что только недавно начали выходить из тоталитарных условий.

А став свободным, индивидуум должен защищать личную свободу и предъявлять требования другим, чтобы они соблюдали заявленные ими обязательства и предоставляли возможность другим быть собой. Тем самым, волюнтаризм простыми словами – это воля человека как главная составляющая жизни, постоянная борьба за свои устремления.

Волюнтаризм, как направление в психологии и философии, противостоит рационализму как еще одной философской идеалистической системе, оспаривая первичную значимость разума.

Волюнтаризм, раскрывшийся в работах Шопенгауэра, ставит волю выше всех остальных явлений в психической жизни человека, главной мотивационной компонентой его деятельности, делает волю надприродной силой.

Значение слова волюнтаризм определяет не только лишь человеческое качество, как сегодня принято в психологии, но и общемировой принцип. При этом волюнтаризм как особое видение о воле просочился и в психологическую науку, с этой позиции волю изучали многие психологи 19-х и 20-х веков.

Однако многие ученые и не соглашались с таким подходом, утверждая необходимость причинных связей в волевых проявлениях человека. Спиноза, например, рассматривал обязательные причины в мотивации человека, а также относил волевые проявления человека только к душевным проявлениям, но не к телесным.

Кант утверждал, что воля в одинаковой степени может быть свободна и несвободна. Лейбниц говорил о свободе в воле только через связь с разумными, рассудочными действиями, противопоставляя их поступкам на основе страстей. По Гегелю свобода и воля есть тождественные понятия и понятие волюнтаризм простыми словами означает «свободу».

Но первейшее значение для развития волюнтаризма как философского направления имели труды Шопенгауэра.

Волюнтаризм Шопенгауэра

Во времена Шопенгауэра господствующее значение согласно Гегелю придавали разуму, познание считалось базовой категорией в мироустройстве.

Однако немецкий философ усомнился в таком видении и выдвинул идею о значении волевых проявлений человека, как самой значимой силе в жизни не лишь человека, но и животных, а также растений.

Мир иррационален, не столь предсказуем, как кажется человеку, а познание – интуитивно, и именно волевые проявления человека движут всем. Воля знакома всем на основе опыта, как предельно простое явление, волевые проявления человека не требуют мыслительных конструкций.

Шопенгауэр рассматривал волевые проявления человека как силу, бесцельное движение без начала, без конца. У воли есть отдельные проявления, они могут конфликтовать между собой.

Противодействия вовне и внутри человека есть выражения этой борьбы между отдельными волевыми объективизациями.

Немецкий философ уверен, что мы действуем часто не как рассудочные существа, а под влиянием аффектов, страстей, темных импульсов, которые не можем вывести на уровень сознания.

И лишь вторую ступень в мироустройстве занимает познание, которое свойственно человеку. Познание мира доступно в его отдельных актах схватывания реальности, и его выражение возможно через только искусство.

Интеллект Шопенгауэр рассматривает только как инструмент воли, он служит конкретным практическим целям. Интеллект способен охватить только связи между объектами, не имеет способности познать их вглубь, утверждает немецкий философ.

Разум не имеет регулятивную и мотивационную функции.

Главная задача, которую ставит себе Шопенгауэр – это понять живого человека. В противовес подходу рационалистов, человеку Шопенгауэра свойственна вся гамма чувств.

В его понимании человек – это боящийся страданий, болезней, смерти, вечно жаждущий чего-то, недовольный собой. Немецкий философ считал, что именно человек придает миру осмысленность.

Шопенгауэр не выделяет мир отдельно от взятого человека. Мир по Шопенгауэру — это мир человека.

В работе о мировой воле немецкий философ пробует показать, что многие претензии человека, его взгляды отдают манией величия. Симптомы мании величия по Шопенгауэру проявлены в трех сферах: космологической, биологической, психологической.

Космологический симптом мании величия находится в том, что индивидуум мнит себя господином вселенной, единственным высшим существом в космосе. Немецкий философ представляет Землю как крохотный шарик на окраинах космоса.

Биологический симптом немецкий философ рассматривает, как видение человека о себе подобных, как о венце творения, что тоже оспаривает, аргументируя тем, что отдельный человек не сможет встроиться в природную систему, использовать целиком, что дано ему природой.

Психологический симптом он описывает через то, что личность считает свое сознание, «я» – хозяином в жизни. Немецкий философ уверен, что истинным управителем мира и человека есть некое базовое, неуправляемое, бессознательное и часто темное начало, являющееся в воле.

Мировая воля в понятии немецкого философа является абсолютным злом. Ее два ключевых свойства – желание быть и желание продолжить свой род проявляются в любых существах. Желание быть – есть инстинкт самосохранения, свойственный как живой, так и неживой природе.

У человека этот инстинкт выражается особенно ярко через страх смерти, борьбу за жизнь.

Немецкий философ придает важное значение желанию продолжить род, как возможности победить мировую волю через создание потомства, которое будет жить, даже тогда, когда сам человек прекратит существование.

Источник: http://psihomed.com/volyuntarizm/

ВОЛЮНТАРИЗМ

Направление идеалистической философии, признающее движущей силой развитии общества волю.

Источник: Словарь политических терминов проекта Me-i-oni

от лат. voluntas — воля) — форма политической деятельности субъекта, опирающаяся на субъективные стремления, желания и игнорирующая объективные законы развития политической жизни, политического процесса.

Источник: Словарь основных политологических понятий и терминов

voluntarism) — во властной практике, политике и общественной жизни проявления субъективизма, игнорирование объективно существующих условий, наносящие ущерб делу и, в конечном счете, глубоко дискредитирующие данную власть и ее органы.

Источник: Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

1) политика, осуществляемая в зависимости от произвольных решений политических лидеров, не считающаяся с объективными условиями общественной жизни; 2) философская концепция, возводящая волю личности в решающий фактор развития мира.

Источник: Политико-терминологический словарь

лат. voluntas воля) — 1) направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Термин «В.» введен Ф. Теннисом в 1883; 2)социально-политическая практика, не считающаяся с реальными условиями и возможностями, определяемая субъективной волей и произвольными решениями осуществляющих ее лиц.

Источник: Политология: Словарь-справочник

от лат. voluntas воля; термин введен Ф. Теннисом в 1883)

1) деятельность, не считающаяся с объективными условиями, характеризующаяся произвольными решениями осуществляющих ее лиц;

2) форма политической деятельности субъекта, опирающаяся на субъективные стремления, желания и игнорирующая объективные законы развития политической жизни, политического процесса.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

от лат. voluntas — «воля») — идеалистическое  учение в психологии и философии, признающее волю особой, природной силой, лежащей в основании психики и бытия в целом. Сторонниками В.

(основатели — религиозный мыслитель Августин, немецкие философы А.Шопенгауэр и Э.Гартман) являлись немецкий философ и психолог В.Вундт, американский философ и психолог У.Джемс, немецкий психолог Г.

Мюнстерберг и др.  

Источник: Политическая психология. Словарь-справочник

лат. voluntas — воля) — социально-политическая практика, не считающаяся с объективными законами исторического процесса и руководствующаяся субъективными желаниями и произвольными решениями осуществляющих ее лиц. Термин введен в научный оборот в 1883 г. Ф.

Теннисом в противопоставление интеллектуализму (рационализму), рассматривающему в качестве высшего критерия общественно-политической деятельности разум (интеллект). Использование термина «волюнтаризм политический» связывается с метафорой «большая политика», введенной в 1888 г. Ф.

Ницше в работе «Esse Homo». В практической политике волюнтаризм связывается с проявлением авторитарных тенденций в способах реализации власти, субъективизмом и авантюризмом. По обвинению в волюнтаризме в 1964 г.

с постов Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета министров СССР был отправлен в отставку Н.С. Хрущев.

Источник: Политологический словарь-справочник

от лат. voluntas — воля) — форма политической деятельности субъекта, опирающаяся на субъективные стремления, желания и игнорирующая объективные законы политической жизни, политического процесса.

Волюнтаристы преувеличивают роль волевого, стихийного начала в политике, трактуют ее как спонтанный иррациональный процесс произвольных решений и действий, не основанных на программе деятельности, конкретной и реальной цели общественно-политического развития страны, региона.

Абсолютизация волевых желаний вне их объективного наполнения, содержания неизбежно ведет к краху проводимой политики, ее ущербности. В.

как течение политической мысли и действия наносит большой ущерб политической консолидации и интеграции социальных сил общества и государства, вносит деструктивные моменты в способы принятия и осуществления решений и в целом является деструктивной силой. Предпосылками политического В.

выступают отчужденность народа, социальных слоев и групп от политической власти и политической деятельности, от процесса управления делами государства; существование авторитарно-центристской, бюрократической модели управления «сверху»; неразвитость, а порой и отсутствие политического сознания и культуры политических субъектов; начальственная ориентация в деятельности многих людей и др.

Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий

от лат. voluntas — воля) — форма политической деятельности субъекта, опирающаяся на субъективные стремления, желания и игнорирующая объективные законы политической жизни. Политического процесса.

Волюнтаристы преувеличивают роль волевого, стихийного начала в политике, трактуют ее как спонтанный, иррациональный процесс произвольных решений и действий, не основанных на программе деятельности, конкретной и реальной цели общественно-политического развития страны, региона.

Абсолютизация волевых желаний вне их объективного наполнения, содержания неизбежно ведет к краху проводимой политики, ее ущербности.

Волюнтаризм характерен для политиков линейного движения мысли и действия, догоняющей модернизации, субъективистского стиля политического мышления, сопутствующей «культуры», алогичного и антидиалектического склада мышления.

Разрывая сущее и должное, они приукрашивают должное, которое к тому часто просто недостижимо.

Поэтому волюнтаризм как течение политической мысли и действия наносит большой ущерб политической консолидации и интеграции социальных сил общества и государства, вносит деструктивные моменты в способы принятия и осуществления решений и в целом является деструктивной силой.

Корни политического волюнтаризма находятся во внешних детерминантах общественного развития (экономике, социальности и др.

), но главные из них, безусловно, политические: отчужденность народа, социальных слоев и групп от политической власти и политической деятельности, от процесса управления делами государства; существование авторитарно-центристской, бюрократической модели управления «сверху»; неразвитость, а порой и отсутствие политического сознания и культуры политических субъектов, их однолинейный, формационный стиль мышления; начальственная ориентация в деятельности многих людей и другие.

Источник: Словарь по политологии под ред. В.Н. Коновалова

Источник: http://politike.ru/termin/volyuntarizm.html

Значение волюнтаризма

Большинство философских и психологических понятий в наше время противоречат друг другу. На простой вопрос «Что есть волюнтаризм?» в каждом из направлений, политике или психологии, можно найти совершенно разные ответы. Основным из них является мания величия, приравнивание своего решения к закону.

Чаще всего общественному деятелю, который трудится в области политики, навешивают такие ярлыки, как волюнтарист и авантюрист.

А на самом деле, волюнтаризм, исходя из философии, находится в постоянном противопоставлении воли и разума вместе с общепринятыми общественными и природными законами.

Человек, которого можно отнести к волюнтаристам, обычно ставит свои желания выше всех окружающих факторов.

Используя это слово в самых различных сферах, люди даже не задумываются о его истинном происхождении и значении. Изначально слово «волюнтаризм» было определением таких понятий, как«воля» и «желание».

Сам термин появился в 1883 году благодаря исследованиям немецкого социолога и философа Фердинанда Тенниса. Он изначально подразумевал под этим словом «произвольные разрешения». Рассмотрим отношение представленного термина к разным течениям.

Существующее философское идеалистическое направление признает первоосновой всего на земле волю, а психология утверждает, что воля появилась раньше, чем другие психологические явления и процессы.

Как ни странно, волюнтаризм в некоторой степени относится и к экономике, которая противопоставляет волю к существующим законам природы и общества. Политика, в свою очередь, принимает волюнтаризм как навязывание представлений о развитии общества, не учитывая условия деятельности.

Для волюнтаристов деятельность является лишь процессом, основой для которого есть волевые желания. Такие люди часто игнорируют факторы общественного развития, что зачастую приводит к необратимым результатам.

Однако, даже учитывая все факторы, результат будет неопределенным при отсутствии стремления к его реализации.

Как нам показывает практика, при отсутствии определенных способов заманивания общественности в политическую сферу первым местом зарождения проблемы можно считать экономику и социальное развитие.

Во времена жизни одного из отцов божьей церкви Августина Блаженного существовало такое утверждение, что все происходящее и произошедшее заранее предначертано и не поддается влиянию людей. Подразумевают, что именно он впервые дал понятие сущности волюнтаризма.

Августин ни во что не ставил людскую волю, она лишь была предметом творения в руках Господа. В своем творении «О граде Божьем» Августин разработал философию христиан всей истории с момента создания мира. Согласно его труду, все действия, совершенные человеком, происходят благодаря Богу.

По факту, это указывало на изначальную греховность человеческого рода.

Свое начало в области философии волюнтаристское понимание получило в 19 веке, представляя собой нововведенное идеалистическое направление, которое исследовало развитие природы и общества благодаря воле.

Основателями и сторонниками этого течения принято считать Шопенгауэра, Ницше и Бергсона. В своем произведении «Мир как воля и представление» Шопенгауэр привел неизвестную всем европейским знатокам философии идею управления разумом волей.

Он утверждал, что «воля – это вещь в себе».

Ницше рассматривал в своих произведениях такие вещи, как относительность морали. Он описывал такие моменты, когда моральное для некоторых в то же время становилось аморальным для остальных. Ницше рассуждал, что в свое время «безуспешные виды человечества» будут заменены новым «сверхчеловечеством».

Позже это «сверхчеловечество» переросло в фашизм, основной идеей которого стала «сильная раса». Именно этим оправдывалась фашистская агрессия к другим народам.

Во время существования СССР момент руководства Хрущева официально называли «волюнтаризмом». Имелось ввиду, что бывший первый секретарь ЦК КПСС полагался только на свою волю в ходе решений экономических вопросов, не придавая значения научным рекомендациям. Напрямую были связаны хозяйственная миссия и хрущевский волюнтаризм в политике.

В настоящее время термин «волюнтаризм» в частности относят к социальной политике, где не особо принимают во внимание объективные законы хода истории, и где головой всему приходятся волевые решения. 

Источник: https://www.aginskaya.ru/kultura-i-ezoterika/znachenie-volyuntarizma

Ссылка на основную публикацию