Виды и особенности межличностных отношений

Межличностные отношения: виды и особенности

Виды и особенности межличностных отношений

Каждый человек – это личность, которая отличается от остальных индивидуумов системой жизненных ценностей, принципов, моральных устоев, взглядами на жизнь и приоритетами.

Человек является личностью только тогда, когда он обитает в социуме, общается, встречается, знакомится и развивается вместе с другими людьми, которые его окружают. Взаимосвязь человека с другими личностями и умение устанавливать контакт с ними (какие-то чувства, эмоции, вызывать интерес и т.д.

) называется межличностными отношениями. Другими словами, межличностные отношения – это взаимосвязь одного человека с другим, или с целой группой людей.

Классификация межличностных отношений

Жизнь каждого человека многогранна, из-за чего и взаимоотношения в социуме бывают разные. В зависимости от ситуации и других многочисленных факторов межличностные связи классифицируют по нескольким признакам и разделяют их на такие типы межличностных отношений:

  • формальные и неформальные;
  • личные и деловые (профессиональные);
  • эмоциональные и рациональные (практичные);
  • паритетные и субординационные.

Перед тем как подробно изучить каждый тип отношений, мы хотим порекомендовать эффективные техники коммуникаций, владея которыми Вы сможете легко взаимодействовать с людьми и выстраивать взаимоотношения.

Личные отношения

Особую нишу в жизни человека занимают личные взаимосвязи. Сюда следует отнести:

  • приязнь;
  • неприязнь;
  • дружбу;
  • уважение;
  • презрение;
  • симпатию;
  • антипатию;
  • вражду;
  • любовь;
  • влюбленность и др.

К этой категории межличностных связей относят те, которые складываются между индивидуумами помимо сферы их совместной деятельности.

Например, человек может нравиться как специалист и настоящий профессионал в своем деле, но как личность он вызывает неприязнь и осуждение со стороны его коллег.

Или же наоборот, человек – душа компании, его все любят и уважают, но на работе он безответственный и несерьезно относится к своим обязанностям, за что вызывает волну негодования у начальства и в коллективе.

Деловые отношения

Под деловыми (профессиональными) контактами понимают те, которые складываются на почве совместной деятельности и профессиональных интересов. Например, люди вместе работают и общий интерес у них – их работа. Ученики учатся в одном классе – общее у них школьная программа, одноклассники, учителя и школа в целом.

Такие взаимосвязи складываются независимо от личных межличностных контактов, то есть можно даже никак не контактировать с человеком (не общаться и не испытывать никаких чувств по отношению к нему), но при этом наличие деловых связей не исключается, поскольку эти люди продолжают вместе учиться или работать.

Особенно ценится умение поддерживать отношения в стрессовых ситуациях, когда общаться приходится с неадекватными людьми, ведь никто из нас не застрахован от этого. Есть прекрасная книга Марка Гоулстона о том, что делать с неадекватными и невыносимыми людьми в вашей жизни.

В ней вы найдете методики и советы, которые помогут вам контролировать общение с неадекватными людьми, исключить ненужные конфликты.

Рациональные отношения

Рациональные взаимоотношения выстраиваются тогда, когда одна из сторон, или обе стороны имеют цель извлечь определенную пользу из этих отношений. Основой рациональных связей является здравый смысл, расчет. При этом можно использовать различные техники и знания. Например такие как сторителлинг.

Эмоциональные отношения

Эмоциональные контакты складываются в компании или группе людей на почве эмоций и чувств, которые возникают у них друг к другу.

Только в редких исключительных случаях в таких взаимосвязях присутствует объективная оценка личностных качеств, поэтому эмоциональные и рациональные взаимоотношения индивидуумов часто не совпадают.

Можно испытывать неприязнь к человеку, но при этом «дружить» с ним ради определенной выгоды.

Паритетные и субординационные взаимоотношения

Контакты двух или группы людей, которые выстраиваются по принципу равноправия, называются паритетными. Полной противоположностью таковых являются субординационные связи.

Под ними понимают такие, в которых одна сторона имеет более высокое положение, социальный статус, должность, а также больше возможностей, прав и полномочий по отношению к другой стороне. Данный тип взаимосвязей складывается между начальником и подчиненными, между учителем и учениками, родителями и детьми и т.д.

В то же время межличностные контакты внутри коллектива (между работниками, учениками, братьями и сестрами) относятся к паритетному типу.

Формальные и неформальные взаимоотношения

Все взаимоотношения можно разделить на два типы межличностных отношений: формальные и неформальные. Формальные (официальные) связи складываются на правовой основе и регламентируются законодательством, а также всевозможными уставами, порядками, инструкциями, указами и т.д.

Такие взаимосвязи строятся независимо от личных чувств и эмоций. Как правило, такие отношения оформляются договором или соглашением в установленном законодательством письменном виде.

Формальные взаимоотношения могут быть паритетными (между членами коллектива) и субординационными (между начальством и подчиненными), деловыми и рациональными.

Неформальные (неофициальные) межличностные отношения складываются без всяких законодательных ограничений и на основе личных интересов и предпочтений. Они могут быть как рациональными, так и эмоциональными, а также паритетными, субординационными, личными и даже деловыми.

По сути официальные и неформальные межличностные контакты это практически то самое, что и личные и деловые взаимоотношения, но здесь проходит тонкая грань, которую в большинстве случаев сложно определить, поскольку один тип связей накладывается на другой, третий и так дальше.

Например, взаимоотношения между начальником и подчиненным. Между ними могут в одночасье быть такие виды контактов:

  • деловые (работодатель и работник);
  • формальные (работник обязан выполнять свои должностные обязанности, а работодатель оплачивать ему его труд, что регламентировано договором о приеме на работу);
  • субординационные (работник находится в подчинении своего работодателя и обязан выполнять его указания);
  • личные (приязнь, дружба, симпатия);
  • паритетные (работодатель может быть родственником или близким другом своего работника);
  • рациональные (работник вступает в эту взаимосвязь ради собственной выгоды – заработной платы);
  • эмоциональные (начальник хороший человек и очень нравится работнику).

Чувства и их роль в отношениях

Каждые взаимоотношения выстраиваются на основании определенных чувств, которые могут быть как положительными (симпатия), так и отрицательными (антипатия).

Сначала формируется чувства и эмоции, вызваны внешними данными нового знакомого, и только потом начинают формироваться определенные чувства к его чертам характера, его внутренней сущности.

Неформальные отношения между людьми часто складываются на чувствах, которые далеки от объективности. Искажают мнение одного индивидуума о втором, что может существенно повлиять на набор чувств, являются следующие факторы:

  • отсутствие способности различать истинные намерения и мотивацию других людей;
  • неумение объективно и трезво оценивать положение дел и самочувствие своего собеседника или просто нового знакомого в момент наблюдения за его поведением;
  • наличие у человека предубеждений, установок, навязанных самостоятельно или обществом;
  • наличие стереотипов, которые мешают разглядеть истинную натуру человека (он нищий – он плохой, или все женщины меркантильны, а мужчины полигамны и что-то в этом роде);
  • форсирование событий и стремление сформировать окончательное мнение о человеке так и не разобравшись до конца и не узнав, какой он на самом деле;
  • неумение принимать и считаться с чужим мнением и нежелание это делать в принципе.

Формы межличностных отношений

Испытывает человек симпатию или антипатию к другому человеку или группе людей, зависит исключительно от его способности принять их такими, какими они являются, и понять их мотив и логику.

Существует несколько стадий (форм) формирования межличностных контактов:

  • Знакомство друг с другом. Данный этап состоит из трех уровней: 1 – человек узнает другого в лицо; 2 – обе стороны узнают друг друга и приветствуются при встрече; 3 – приветствуются и имеют общие темы и интересы.
  • Приятельство (проявление симпатии с обеих сторон и взаимного интереса);
  • Товарищество (деловые отношения, выстроенные на наличии общих целей и интересов (работа, учеба));
  • Дружба;
  • Любовь (является наивысшей формой межличностных взаимосвязей).

Человек – личность, которая рождается, растет и развивается в социуме. Каждое общество имеет свои моральные устои, определенные правила, предрассудки и стереотипы. На формирование личности в первую очередь оказывает влияние то общество, в котором человек обитает. От этого зависит и то, как складываются отношения в обществе.

Важными факторами в определении типа взаимоотношений в компании из двух и больше личностей являются не только их принадлежность к определенному обществу, но и пол, возраст, профессия, национальность, социальный статус и другие. В тоже время по системе Эрика Берна, человек в зрелом возрасте в состоянии управлять природой своего общения. И это является интересным психологическим развитием, помогающим понять себя и других.

Источник: http://myself-development.ru/mezhlichnostnye-otnosheniya-vidy-i-osobennosti/

Межличностные отношения — определение, формирование, виды

Межличностные отношения - определение, формирование, виды

Трудно представить человечество без межличностных отношений. Большинство людей проводят в общении большую часть своей сознательной жизни: с момента пробуждения и до отхода ко сну мы находимся в обществе своей семьи, друзей, сослуживцев, знакомых и незнакомцев.

Индивидуумы вступают в те или иные формы отношений «лицом к лицу», через телефон, интернет, различные формы бумажных документов. Исключите все это из нашей жизни, и тогда её вряд ли можно будет назвать человеческой в полном смысле этого слова.

Как происходит формирование межличностных отношений и что понимается под этим термином? Попытаемся найти ответы на эти вопросы.

Определение межличностных отношений

Под термином «межличностные отношения» психологи подразумевают совокупность взаимодействий, которые возникают между отдельными людьми, часто сопровождаются эмоциональными переживаниями и в некотором роде передают состояние внутреннего мира человека.

Межличностные отношения основаны на различных видах общения, которые включают невербальные связи, определенный внешний вид, телодвижения и жесты, устную речь и т.д. Они сочетают в себе когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

Когнитивный компонент означает такие особенности межличностных отношений, как различные формы познания – представление, воображение, восприятие, ощущение, память, мышление.

Все они позволяют распознать в человеке его индивидуальные психологические особенности и достигнуть понимания, которое, в свою очередь, зависит от адекватности (того, насколько точно мы воспринимаем психологический портрет личности, с которой вступаем во взаимодействие) и идентификации (отождествления своей личности с личностью другого индивида).

Эмоциональный компонент обозначает переживания, которые мы испытываем при общении с теми или иными людьми.

И они могут носить как положительный, так и отрицательный характер, то есть в процессе межличностных отношений можно испытывать симпатию или антипатию, удовлетворенность своим партнером или результатами совместной деятельности, либо отсутствие таковой.

Мы можем чувствовать эмпатию, или эмоциональный отклик, на переживания другой личности, которая выражается в сопереживании, соучастии и сочувствии.

Наконец, поведенческий компонент характеризует мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, которые выражают отношение индивидуума к другим людям или группе в целом. Собственно, поведенческий компонент и выступает регулятором характера межличностных отношений.

Формирование межличностных отношений

Развитие межличностных отношений возможно только при одном условии – если индивид имеет способности устанавливать контакты с людьми, находить с ними общий язык. Этому способствуют легкость и контактность, доверие и понимание, эмоциональное притяжение и принятие, а также отсутствие жесткой программы манипуляции и корысти.

Межличностные отношения в идеале стремятся к доверию, это включает в себя ожидание поддержки и уверенность, что партнер не предаст и не использует ситуацию во вред.

В процессе доверительного межличностного общения происходит углубление отношений, сокращение психологической дистанции. Однако доверие нередко перерастает в доверчивость, что выражается в том, что индивид необоснованно верит на слово, не смотря на подвохи и разочарования.

Виды межличностных отношений

Существует множество различных критериев оценки межличностных отношений. Их содержание определяется степенью психологической близости между партнерами, оценка отношений, позиция доминирования, зависимости или равенства, а также степень знакомства.

С точки зрения цели, формы взаимодействия индивидуумов могут быть первичными и вторичными. Особенности межличностных отношений первичного типа заключаются в том, что между людьми устанавливаются необходимые связи, как правило, сами по себе. Вторичные связи зарождаются исходя из того, какую помощь или функцию выполняет один человек по отношению к другому.

По характеру межличностные отношения подразделяются на формальные и неформальные. Формальные основаны на должностной основе и регулируются уставами, законами и иными предписанными правилами взаимодействий, которые имеют обычно правовую основу. Неформальные складываются на базе личных связей и не ограничены официальными рамками.

С точки зрения совместной деятельности, межличностные отношения подразделяются на деловые и личные. В деловых взаимосвязях во главе угла стоят работа, служебные или производственные обязанности.

В случае с личными на первый план выходят отношения, не связанные с совместной деятельностью, основанные на субъективно испытываемых чувствах.

К таковым относят знакомство, товарищество, дружбу и интимные отношения, степень доверия которых располагается по нарастающей.

Также межличностные отношения могут быть рациональными и эмоциональными. В первом случае преобладает логика, разум и расчет. Во втором – эмоции, приязнь, привлекательность, восприятие без учета объективной информации об индивидууме.

С точки зрения статуса людей, вступающих в межличностные отношения, связи между ними могут носить субординационный или паритетный характер. Субординация предполагает неравноправие, отношение руководства и подчинения. Паритет, напротив, основан на равенстве индивидуумов, участники отношений при этом выступают как независимые личности.

Межличностные отношения могут приносить радость общения, делать жизнь эмоционально наполненной и дарить душевное равновесие. С другой стороны, они могут приносить разочарование и ввергать в депрессию.

То, насколько эффективно будет происходить развитие межличностных отношений у конкретного индивидуума, зависит от его навыков эффективного общения, умения воспринимать людей без предубеждений, а также от психологической и эмоциональной зрелости.

И если кажется, что вам далеко до обретения этих умений, не стоит отчаиваться, ведь проявив упорство и поставив цель, вы вполне сможете развить в себе все необходимые качества.

Источник: http://www.neboleem.net/psihologija-otnoshenij/7638-mezhlichnostnye-otnoshenija.php

Психология общения

Психология общения

Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (АDOR — сокращенно «подростки о родителях») изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте
Читать дальше Тест «Подростки о родителях»

Методика является визуально-вербальной, состоит из картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность — выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для
Читать дальше Тест «Родители глазами ребенка»

Методика РАRI (раrеntаl attitude rеsеаrсh instrument) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы — американские психологи Е. С. Шефер и
Читать дальше Тест «РАRI» — «Родительско-детские отношения»

Инструкция Хотите взглянуть на мужа глазами вашего ребенка и сравнить его мнение со своим? Вам предлагаются два перечня вопросов. Один — для вас, второй — для ребенка
Читать дальше Тест «Хороший ли отец ваш супруг?»

Инструкция Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы: Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми? Говорят ли с вами дети по душам
Читать дальше Опросник «Взаимоотношения со своими детьми»

Оцените поведение учителя по следующей шкале: Доброжелательность 3 2 1 0 1 2 3 Недоброжелательность Заинтересованность 3 2 1 0 1 2 3
Читать дальше Тестовая карта оценки стиля коммуникативной деятельности учителя

I Испытываете ли вы потребность в общении с людьми? Скучно ли вам одному, хочется ли быть в обществе людей или, наоборот, вы испытываете удовлетворение, пребывая в одиночестве
Читать дальше Программа изучения профессиональнопедагогической общительности

Инструкция Отметьте один из предлагаемых ответов на вопросы: «да» — если согласны, и «нет» — если не согласны. Текст опросника Вы должны помнить
Читать дальше Тест «Любят ли вас люди?»

Самочувствие и оценка индивидом психологического климата во многом зависит от того, как он воспринимает группу, в которой ему приходится работать. Межличностное восприятие в группе зависит от множества факторов
Читать дальше Тест «Восприятие индивидом группы»

Инструкция Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства психологического климата в вашем коллективе. Для этого прочтите сначала предложения слева, затем — справа и после этого обведите в средней
Читать дальше Шкала оценки психологического климата в коллективе

Older »

Источник: http://comm-psy.ru/2010/12/111-mezhlichnostnyie-otnosheniya-i-ih-klassifikatsiya/

Сущность межличностных отношений и их виды

Межличностные отношения — это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу. Это субъективные связи, которые возникают в результате фактического взаимодействия и сопровождаются различными внутренними проявлениями у участников (переживаниями, симпатиями, антипатиями и т.п.).

Межличностные отношения включают:

1) восприятие и понимание людьми друг друга;

2) межличностную привлекательность (притяжение и симпатия);

3) взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).

На характер межличностных отношений оказывают влияние такие личностные особенности, как пол, национальность, возраст, темперамент, состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность в общении и др.

К структурным параметрам, задающим содержание отношений, как правило, относят следующие:

▪ дистанция или степень психологической близости партнеров: близкая, далекая;

▪ валентность или оценка отношений: позитивная, негативная, противоречивая, безразличная;

▪ позиция партнеров: доминирование, зависимость, равенство;

▪ степень знакомства: отношения поверхностного знакомства, деловые отношения, товарищеские, приятельские, дружеские, любовные, супружеские, родственные.

Названные виды отношений имеют разный порядок расположения по степени избирательности при выборе партнеров для взаимоотношений. Наибольшая степень избирательности характерна для отношений дружбы, супружества, любви, наименьшая – для родственных отношений и отношений знакомства.

Каждый вид межличностных отношений характеризуется определенной дистанцией между партнерами, предполагает ту или иную меру ролевых клише. При этом имеет место следующая закономерность: по мере углубления отношений сокращается дистанция, увеличивается частота контактов, устраняются ролевые клише (например, дружба по сравнению со знакомством).

Виды межличностных отношений:

1) Деловые отношения складываются между сотрудниками организаций при решении производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и др. проблем и предполагают закрепленные правила поведения сотрудников по отношению друг к другу.Они включают в себя партнерство, сотрудничество и конкуренцию.

Под партнерством имеются в виду такие отношения, при которых люди взаимодействуют друг с другом на равных правах, выполняя общую работу. Каждый из них в этом случае осуществляет возложенные на него функции самостоятельно и независимо от других.

Сотрудничеством называется такая совместная деятельность, при которой люди взаимно зависимы друг от друга, решая общую для них задачу. Конкуренция – соревнование друг с другом, при котором участники в основном озабочены тем, чтобы превзойти других и выиграть.

Деловые отношения имеют широкий спектр, что является предметом специального изучения.

Отношения товарищества это, пожалуй, самый древний и традиционный вид отношений людей. Он зародился тогда, когда между людьми могло еще не быть социальной вражды и конкуренции и когда им вместе приходилось добывать себе пищу, активно поддерживая и помогая друг другу в борьбе за существование.

В дальнейшем люди постоянно стремились развить и упрочить такие взаимоотношения друг с другом. Товарищеские отношения строятся на разумной основе, и люди, вступающие в эти отношения, готовы принять и соблюдать кодекс товарищества. Этот кодекс предполагает полное доверие и открытость людей по отношению друг к другу.

У настоящих товарищей нет опасений, что их сокровенные мысли и чувства можно использовать друг другу во вред.

Человек на своем жизненном пути встречает различных людей, но близкими для него становятся немногие. При этом близость можно определить как общность биографического, психологического и духовного опыта.

Это означает, что близким становится человек, причастный к значимому жизненному событию личности. Он оказывается рядом с субъектом в момент важного выбора или перемены судьбы, имеет на это влияние или просто разделяет некоторые переживания человека.

Близкие люди связаны друг с другом узами дружбы или любви.

Дружбу можно определить как положительные интимные отношения, основанные на взаимной открытости, полном доверии, общности интересов, преданности людей друг другу. Для друзей главное – психологическое единство и постоянная нужда в общении.

Друзья помогают, поддерживают друг друга в трудные минуты, особенно при решении личных вопросов. Они без страха доверяют друг другу самое интимное, всегда и во всем могут друг на друга положиться, никогда не оставляют друга в беде.

Дружеские отношения бескорыстны, в них человек получает удовольствие от того, что доставляет приятное другому. Для них характерно глубокое взаимопонимание людей.

Умение дружить создает вокруг человека защитное поле отношений заинтересованных и симпатизирующих ему людей, усиливая чувство защищенности и единства с миром.

Еще более сильным, эмоционально заряженным отношением между людьми являются любовные отношения. Любовь выделяет объект из общего фона и помещает его в центр жизненных интересов и потребностей.

При этом задачи собственного выживания и даже самосохранения могут отойти на задний план. Это высшее человеческое чувство, наиболее глубокий вид отношений между людьми. Люди любят детей и родителей, есть любовь к Отечеству, к Богу, к другому человеку.

Первые два вида любви основываются на традиционных родственных семейных связях и бытовой морали. Они заботятся друг о друге, посвящают себя своим близким.

Любовь к Богу характерна для людей, способных получить глубокое эмоциональное удовлетворение от своего приобщения к высшему духовному существу. Любовь к Отечеству выражается в любви к своему дому, народу, Родине; на ней основывается чувство патриотизма.

Если дружба – первый акт душевного сближения, то любовь – заключительный, составляющий вершину человеческой интимности. Любовь – это не только чувство и способность любить другого человека, но также и возможность быть любимым.

Она требует усилия и старания, конечную цель приложения которых можно выразить одним словом – самосовершенствование, т.е. поднятие себя до высот достоинства любви, до способности дарить ее другим.

Любовь – это также искусство, которому надо учиться и в котором надо постоянно совершенствоваться.

Слово “любовь” это активный глагол. Любовь, как утверждает Б. Трейси, это не то, что вы чувствуете, а то, что вы делаете. Согласно закону обратимости, когда мы вступаем в любовные отношения с другим человеком, мы углубляем и активизируем свое чувство любви к нему. Воздействие любви и доброты рождает соответствующие чувства.

Греческое название этому – “праксис”, что означает практику действий, которые сопровождают эмоцию и которые фактически рождают чувство. Отдавая в любви свою жизненную силу и энергию другому существу, человек делит с ним свою радость, увеличивая и собственную, обогащая свой личный опыт, знания и переживания, которые вместе составляют его духовное богатство.

В любви человек отдает, чтобы получать, и получает, чтобы отдавать.

Существуют и отрицательные личные отношения между людьми. Это безразличие, вражда, ненависть. Безразличие во взаимоотношениях возникает довольно часто и для него в современном мире есть свои причины.

Большинство современных людей настолько поглощены своими житейскими трудностями, личными и деловыми проблемами, что у них часто не хватает времени для того, чтобы устанавливать и поддерживать добрые взаимоотношения с другими людьми за пределами узкого семейного или делового круга.

Безразличие и отчуждение часто переходят во вражду и ненависть, и это объясняется как биологической природой людей, так и объективными условиями их жизни. Некоторые ученые полагают, что одна из возможных причин вражды и ненависти – инстинкт агрессивности, унаследованный от животных.

Однако психологически здоровый и воспитанный человек вполне в состоянии управлять своими агрессивными импульсами, учится понимать других людей, чтобы успешно взаимодействовать с ними.

Источник: http://studopedya.ru/1-61178.html

Общая характеристика межличностных отношений как социально-психологического феномена

Общая характеристика межличностных отношений как социально-психологического феномена

Человек является субъектом много­численных и разнообразных отношений. В этом многообразии необходимо, прежде всего, различать два основных вида отноше­ний: общественные и пси­хологические отношения личности (Мясищев В.Н.).

Взаимоотношения – в психологии: субъективные связи, возникающие в результате взаимо­действия двух или нескольких субъектов. Это прежде всего система межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых совместной деятельностью, проживанием и т.д.

Детерминацию социальных и психологических качеств человека и его отношений к миру в этой связи можно представить следующей схемой:

Человек, вступая в контакты с непосредственным окружением, формирует своеобразие социальной группы, к которой он принадлежит, а деятельность и отношения участников этих групп в конечном счете формируют общественные отношения. И наоборот, общественные отношения «преломляют» свое влияние на человека через те социальные группы, участником которой он является.

Существует целая система различных видов общественных отношений: эконо­мических, социальных, политических, идеологических и других видов отношений. Специфика их заключается в том, что в них люди отно­сятся друг к другу как представители определен­ных общественных групп и социальных категорий.

Такие отношения строятся не на основе симпатий или антипатий, а на основе определенного положения, занимаемого каждым в системе общества. Поэтому такие отношения обуслов­лены объективно. Их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, а, скорее, во взаимодействии конкретных социаль­ных ролей.

Социальная роль есть фиксация определенного положения, ко­торое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Она является неким шаблоном поведения для представителей определенных социальных позиций (категорий).

В реальной жизнедеятельности каждый человек выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть одновременно инженером, отцом или сыном, игроком команды, членом клуба или профсоюза и т.п.

Некоторые роли предписаны человеку при рождении (например, быть женщиной или мужчиной), другие приобретаются прижизненно. Поведение конкретного человека – носителя роли зависит от того, на­сколько он усвоит эту роль.

Успешность, полнота ее усвоения (интернализации) определяется индивидуальными психологичес­кими особенностями человека и условиями воспитания.

Каж­дая социальная роль не означает абсолютной заданности шабло­нов поведения, она всегда оставляет некоторый «диапазон воз­можностей» для своего исполнителя, что можно условно назвать определенным «стилем исполнения роли» (Андреева Г.М.).

Именно этот диапазон является основой для построения внутри системы безличных об­щественных отношений второго ряда отношений — межличност­ных или психологических отношений.

Межличностные отношения – социально-психологические явления, заключающиеся во взаимодействии людей, находящихся в какой-либо группе, составляющие ядро их общения и проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Соотношение данных типов отношений – общественных и межличностных – в обобщенном виде представлено на схеме (табл. 3).

Таблица 3

Сравнительная характеристика общественных и межличностных отношений

Общественные отношения Межличностные отношения
Выступают социальным контекстом для межличностных отношений Являются формой реализации социаль­ных отношений
Являются источником продуцирования в человеке социальных качеств и про­дуктом их проявления Являются одновременно средой формирования и продуктом проявления психологических качеств человека
Неперсонифицированы в своей потен­циальной объектной направленности и проявлении Всегда персонифицированы в своих субъектной отнесенности и проявлениях
Проявляются, как правило, вне рамок непосредственного межличностного кон­такта людей Формируются и проявляются, как пра­вило, в условиях непосредственного коммуникативного контакта
Являются более устойчивым образо­ванием как следствие закрепления в обще­стве существующей формально-статусной иерархии социальных ролей Подвержены более быстрым изменениям как следствие и продукт ситуативного реаги­рования человека на результат общения с конкретным человеком
Строятся на основе положения людей, занимаемых ими в обществе Строятся на основе симпатий и антипа­тий конкретных людей
Эмоционально индифферентны Имеют эмоциональную окраску

Для большинства людей именно межличностная форма взаимоотношений является единственной реальностью каких бы то ни было отношений. Люди в повседневном общении редко задаются вопросом: какие социальные роли они реализуют? Субъектом какого вида общественных отношений выступают? Чаще всего они оценивают собеседника как умного или глупого, доброго или злого и т.п.

Отдельные моменты общественных отношений представляют­ся их участникам лишь как элемент их межличностных взаимоотношений: кто-то воспринимается как «злой преподаватель», как «хитрый торговец» и т.д.

В этом плане общественные отношения и социальные роли получают персонифицированное выражение в личности собеседника, отношении к нему а, в конечном итоге, – в формировании обобщенного образа той или иной социальной роли.

Особенностью межличностных отношений является их эмоциональная основа. Поэтому их можно рассматривать как важнейший фактор психологического «климата» группы.

Эмоциональная основа межличностных отно­шений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.

Они проявляются в форме переживания психологической совместимости или несовместимости, взаимопонимания или же его отсутствия. Все эти чувства можно свести в следующие группы:

1) конъюнктивные чувства, сближающие людей, объединяющие их. В каждом случае такого отно­шения другая сторона выступает как желаемый объект, по отно­шению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям и т.д.;

2) дизъюнктивные – чувства, разъединяющие людей, когда другая сторона выступает как неприемлемая, или как фрустрирующий объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и т.д.

3) амбивалентные чувства (т.е. противоречивые);

4) индифферентные чувства (безразличие).

Среди форм взаимоотношений различают: истинное, демонст­рируемое и приписываемое отношение. Истинное отношение (чувство) к партнеру непосредственно переживается челове­ком, но не обязательно проявляется вовне. Демонстрируемое от­ношение (поведение, действие) — это внешнее проявление отно­шения.

Оно может соответствовать истинному (при полной иск­ренности и спонтанности в общении), а может быть и ложным. Приписываемое отношение (мысленное) — это предположение, представление человека о том, каково истинное отношение к нему со стороны партнера.

Перечисленные формы взаимоотношений могут существовать на двух уровнях: реальном и желаемом.

Источник: http://ulfek.ru/sotsialnaya-psikhologiya-obshcheniya/1909-obshchaya-kharakteristika-mezhlichnostnykh-otnoshenij-kak-sotsialno-psikhologicheskogo-fenomena.html

Психология межличностных отношений

Психология межличностных отношений

Межличностные отношения –  это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.

Межличностные отношения включают:
1) восприятие и понимание людьми друг друга; 2) межличностная привлекательность (притяжение и симпатия);

3) взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).

Компоненты межличностных отношений:
1) когнитивный компонент –  включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения и восприятие, представление, память, мышление, воображение.

Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми.

Характеристиками взаимопонимания являются: а) адекватность – точность психического отражения воспринимаемой личности;

б) идентификация – отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;

2) эмоциональный компонент –  включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми: а) симпатии или антипатии; б) удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д.;

в) эмпатия – эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться в виде сопереживания (переживания тех чувств, которые испытывает другой), сочувствия (личностного отношения к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием);

3) поведенческий компонент  – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений.

Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности-неудовлетворенности группы и ее членов.

Виды межличностных отношений: 1) производственные отношения –  складываются между сотрудниками организаций при решении производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и др.

проблем и предполагают закрепленные правила поведения сотрудников по отношению друг к другу.

Разделяются на отношения: а) по вертикали – между руководителями и подчиненными; б) по горизонтали – отношения между сотрудниками, имеющими одинаковый статус; в) по диагонали – отношения между руководителями одного производственного подразделения с рядовыми сотрудниками другого;

2) бытовые взаимоотношения  – складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту;

3) формальные (официальные) отношения –  нормативно предусмотренные взаимоотношения, закрепленные в официальных документах;

4) неформальные (неофициальные) отношения  – взаимоотношения, которые реально складываются при взаимоотношениях между людьми и проявляются в предпочтениях, симпатиях или антипатиях, взаимных оценках, авторитете и т. д.

На характер межличностных отношений оказывают влияние такие личностные особенности как пол, национальность, возраст, темперамент состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность в общении и др.

Этапы развития межличностных отношений: 1) этап знакомства – первый этап – возникновение взаимного контакта, взаимного восприятия и оценки людьми друг друга, что во многом обусловливает и характер взаимоотношений между ними; 2) этап приятельских отношений – возникновение межличностных отношений, формирование внутреннего отношения людей друг к другу на рациональном (осознание взаимодействующими людьми достоинств и недостатков друг друга) и эмоциональном уровнях (возникновение соответствующих переживаний, эмоционального отклика и т. д.);

3) товарищеские отношения – сближение взглядов и оказание поддержки друг другу, характеризуются доверием.

Источник: https://psyera.ru/2811/psihologiya-mezhlichnostnyh-otnosheniy

Билет

.

Билет 6

Вопрос 1. Особенности межличностных отношений.

Межличностные   отношения – это особая связь человека с другими людьми. Эти отношения специфичны для человека и определяются тем, что он наделен разумом и чувствами, влияющими на взаимосвязи, взаимодействия с другими людьми.

В основе межличностных отношений лежат чувства, которые можно условно разделить на две группы: чувства, сближающие людей, порождающие готовность к совместным действиям, общению, и чувства, разъединяющие людей, когда не возникает желания сотрудничать, взаимодействовать, общаться с другой стороной.

Особенности поведения человека в коллективе, в малой группе, результаты его работы, его деятельности или стиль общения вызывают со стороны окружающих определенные реакции, чувства. Таким образом, формируется отношение членов коллектива к человеку – негативное, позитивное или равнодушное.

В процессе профессиональной деятельности складываются деловые отношения, или официальные. Они связаны с выполнением профессиональных обязанностей, официальных предписаний, правил или инструкций, установленных администрацией. А вот личные отношения не сопровождаются обязательными предписаниями, они носят непринужденный, доверительный характер.

Самой распространенной формой межличностных отношений являются знакомства. При отношениях личные чувства не имеют существенного значения. Можно считать человека своим знакомым, но не относить его к числу приятелей, товарищей.

Приятельские отношения возникают в том случае, если люди друг другу нравятся, стремятся к контакту, общению, имеют общие интересы и взгляды.

Более близкими являются отношения товарищества, которые основаны не только на общности интересов, взглядов, но и целей, результатов совместной деятельности.

Дружба – отношение более глубокое, интимное, предполагающее не только совместную деятельность, взаимопомощь, но и внутреннюю близость, доверие. Истинная дружба свободна от притворства и поддакивания. Настоящая дружба требовательна, правдива и отважна. От друга ждут верности, у друга ищут поддержки  в трудную минуту, к другу идут с радостью, он примет ее как свою.

Очень часто бывает трудно объяснить, почему один человек вызывает у вас симпатию, т. е. внутреннее расположение, а другой – антипатию, т. е. неприязнь.

Однако если внимательно проанализировать, на чем основывается данное отношение к человеку, то выяснится, что симпатии основываются на общности вкусов, взглядов, интересов, а антипатия основывается на противоположных интересах, целях и т. д.

Межличностные отношения играют большую роль в жизни человека. Люди не просто общаются, совместно действуют, они оказывают влияние друг на  друга, учатся оценивать свои поступки, усваивают определенные правила поведения. В процессе межличностных отношений у людей могут вырабатываться и положительные и отрицательные качества.

Источник: http://rikipedia.narod.ru/6.1.htm

Ссылка на основную публикацию