Урсула ле гуин: творческий путь писательницы

Биография писательницы Урсулы Ле Гуин

ТАСС-ДОСЬЕ. 22 января 2018 года в Портленде (шт. Орегон, США) на 89 году жизни умерла американская писательница Урсула Ле Гуин.

Урсула Крёбер Ле Гуин родилась 21 октября 1929 года в Беркли (шт. Калифорния, США) в семье Алфреда Луиса Крёбера (1876-1960) и Теодоры Кракау (1897-1979). Родители были учеными-антропологами, мать получила известность за свою книгу об Иши — последнем представителе индейского племени Яхи.

В 1951 году Урсула Кребер получила степень бакалавра искусств в женском Рэдклифф-колледже (Кембридж, шт. Массачусетс), в 1952 году — степень магистра искусств в Колумбийском университете (Нью-Йорк). В 1953-1954 годах, получив грант по программе Фулбрайта, изучала во Франции средневековую литературу, однако защищать диссертацию не стала.

В середине 1950-х вернулась в США, работала преподавателем французского языка и литературы в Мерсеровском университете (Мейкон, шт. Джорджия) и университете штата Айдахо (г. Москоу).

Литературное творчество

Урсула Ле Гуин начала профессиональную литературную деятельность в 1960-х. Преимущественно она работала в жанрах научной фантастики и фэнтези, ее книги переведены более чем на 40 языков.

Широкую известность в качестве автора научно-фантастических произведений ей принес «Хайнский цикл», получивший название по вымышленной планете Хайн — центру межпланетного объединения цивилизаций Лига Миров.

Цикл включает в себя романы: «Планета Роканнона» (1966), «Планета изгнания» (1966), «Город иллюзий» (1967), «Левая рука Тьмы» (1969), «Обделенные» (1974), «Толкователи» (2000), повесть «Слово для леса и мира — одно» (1972), сборник «День рождения мира» (2002).

Основное место в фэнтезийном направлении творчества Урсулы Ле Гуин занимал цикл «Земноморье». Начало ему положил рассказ «Слово освобождения» (1964), за которым последовали романы «Волшебник Земноморья» (1968), «Гробницы Атуана» (1971), «На последнем берегу» (1972), «Техану» (1990), «На иных ветрах» (2001). Также в цикл включены несколько рассказов.

Урсула Ле Гуин являлась автором ряда произведений, не входивших в эти две серии. В их числе: романы с утопическими мотивами «Резец небесный» (1971), «Глаз цапли» (1978) и «Всегда возвращаясь домой» (1985), квазиисторический роман «Малафрена» (1979), повесть для подростков «Далеко-далеко отовсюду» (1976) и др.

Писательница выпустила ряд детских и поэтических книг, а также несколько сборников статей. В 2017 году была издана последняя прижизненная книга Урсулы Ле Гуин: сборник эссе No Time to Spare: Thinking About What Matters («Нет времени для отдыха: размышления о значимом»), в котором изложила свои взгляды на культурное восприятие фэнтези, старение, повседневную жизнь и др.

Первым отдельным русскоязычным изданием произведений Урсулы Ле Гуин стал сборник «Планета изгнания», выпущенный в 1980 году в серии «Зарубежная фантастика» московским издательством «Мир». Он включал в себя произведения из «Хайнского цикла» и внецикловые рассказы.

Экранизации

По произведениям Урсулы Ле Гуин сняты телефильм «Резец небесный» (1980, режиссеры Фред Барзик и Дэвид Локстон, США), мини-сериал «Волшебник Земноморья» (2004, Роберт Либерман, США), анимационная картина «Сказания Земноморья» (2006, Горо Миядзаки) и др.

Семья

Был замужем за историком Чарльзом Ле Гуином. Имела дочерей Элизабет (род. 1957) и Каролину (род. 1959), а также сына Теодора (род. 1964).

Награды, признание

За свои произведения Урсула Ле Гуин была неоднократно отмечена наиболее престижными литературными премиями в области научной фантастики — «Хьюго» (1970, 1973, 1974, 1975, 1988) и «Небьюла» (1970, 1975, 1991, 1996, 2009).

В 2003 году удостоена мемориальной премии «Гроссмейстер фантастики» им. Деймона Найта, в 2014 году — медали «За выдающийся вклад в американскую словесность».

Жизни и творчеству писательницы посвящены одноименные книги Барбары Бакнелл (1981) и Шарлотты Спивак (1984) «Урсула Ле Гуин» (Ursula K.

Le Guin), Бернарда Селинджера «Ле Гуин и идентичность в современной художественной литературе» (1988, Le Guin and Identity in Contemporary Fiction), Элизабет Камминс «Понимая Урсулу Ле Гуин» (1990, Understanding Ursula K. Le Guin), Уоррена Рочелла «Сообщества сердца.

Риторика мифа в художественных произведениях Урсулы Ле Гуин» (2001, Communities of the Heart. The Rhetoric of Myth in the Fiction of Ursula K. Le Guin) и др.

Источник: http://tass.ru/info/4897790

Волшебница Земноморья: что нужно знать о жизни и творчестве Урсулы Ле Гуин | Телеканал 360

Романы этой писательницы сравнивали с «Властелином колец», награждали высшими книжными наградами, создавали по их мотивам аниме. «360» вспоминает жизненный путь одного из главных фантастов прошлого века Урсулы Ле Гуин.

Flickr / Oregon State University / Marian Wood Kolisch

Урсулу Кребер Ле Гуин часто называют последним великим автором «Золотого века фантастики», но она не считала себя классиком. «Если ты хочешь, чтобы твои произведения воспринимали всерьез, не выходи замуж, не имей детей и, самое главное, не умирай», — говорила она с иронией и в итоге нарушила все правила, кроме, к сожалению, последнего.

Писательница ушла из жизни в возрасте 88 лет после долгих месяцев болезни, чтобы уже после смерти получить признания в любви и уважении от главных фантастов нашего времени.

Тысячи людей в соцсетях выразили соболезнования семьи фантаста и почтили ее память добрыми словами. Среди них немало писателей, для которых работы Ле Гуин были источником вдохновения, а порой и поводом заняться писательским делом.

«Скончалась одна из великих — Урсула К. Ле Гуин. Не просто фантаст, но икона литературы. В добрый путь в глубины галактики!» — проводил писательницу «король ужасов» Стивен Кинг.

Как признался автор Рик Риордан, известный серией романов о Перси Джексоне, книги Ле Гуин оказали на него огромное влияние в детстве. Свой последний роман он решил посвятить писательнице.

«Ее тексты навсегда останутся с нами — некоторые из них записаны в моей душе. Мне будет не хватать одного из самых глубоких и мудрых писателей так же, как мне будет недоставать ее остроумия и язвительности», — написал Нил Гейман.

Создатель «Американских богов» и ряда других бестселлеров Нил Гейман считается одним из самых преданных фанатов Ле Гуин — согласно его воспоминаниям, «Волшебника Земноморья» он прочел в 11 лет, навсегда влюбившись в миры, созданные воображением писательницы.

Фантаст из Москвы

Урсула Кребер (Ле Гуин она стала только после замужества, но навсегда сохранила привычку подписываться «Урсула К. Ле Гуин») в 11 лет тоже много читала, но также пробовала писать сама. Страсть к писательству юная уроженка Калифорнии получила по наследству — ее отец был антропологом, а мать писательницей, ставшей известной после нескольких романов об американских индейцах.

Девочке всегда нравился жанр научной фантастики, который позже станет одной из составляющих ее творчества. Но прославившей ее Хайнский цикл будет написан ближе к 40 годам — начало многолетней писательской карьере положил рассказ о машине времени.

Пройдут годы прежде чем она сможет подняться на литературный олимп. Много лет Урсула потратила на образование, получив сначала степень бакалавра, а потом и магистра искусств. Отправившись в Париж изучать средневековую литературу, домой в Америку она вернулась без диссертации, но с мужем.

В США Ле Гуин стала преподавателем французского языка и литературы, странствуя вместе с семьей по университетским городкам в разных частях страны. Писательница даже успела поработать в Москве — правда, не в столице России, а в одноименном городе в штате Айдахо.

Земля, море и другие галактики

Слава к Ле Гуин пришла в 1960-х годах. Ее талант создавать поразительные вселенные, где все поставлено с ног на голову, и населять их живыми яркими персонажами «выстрелил» сразу в двух направлениях.

Известность ей принес роман «Волшебник Земноморья», написанный в 1968 году и ставший фундаментом цикла о сказочном архипелаге, где магия и чудовища существуют бок о бок с обычными людьми. Для многих ценителей хорошей прозы Земноморье стало главным конкурентом толкиеновского Средиземья.

Сама писательница признавалась, что читала «Властелина Колец» за десять лет до написания своего цикла, но хоть и была впечатлена, не собиралась повторять заезженную схему, а хотела использовать все возможности фэнтези для создания нового мира.

От сравнения с Толкиеном Ле Гуин спас другой ее роман — «Левая рука тьмы» (1969 год). Сделанный в совершенно ином ключе, он рассказывает о планете, населенной необычными существами — они способны менять пол в течение жизни. Книга закрепила успех писательницы и ее статус живого «классика», выиграв сразу два «Оскара» научно-фантастического мира — литературные премии «Хьюго» и «Небьюла».

«Волшебник» и «Рука» написанные с разницей в год стали ключевыми в жизни Ле Гуин. Она продолжала вести хроники Земноморья и далекой галактики на протяжении более 30 лет. Последние книги обеих серий также написаны с разницей в год — в 2001 году вышел земноморский «На иных ветрах», а в 2002-м — «День рождения мира», ставший финальным произведением Хайнского цикла.

Наследие Гроссмейстера

Книги Ле Гуин переведены на 40 языков, включая русский. Многие ее романы переиздавались на протяжении последних 50 лет, их прочли миллионы человек по всему миру. Помимо 22 «взрослых» романов и 13 детских книг, она приложила руку к десяткам сборников стихов, сотням рассказов и статей.

Только с экранизациями слегка не сложилось. Самой писательнице за все годы понравилась лишь одна — малоизвестный телефильм 1979 года «Небесный резец». Урсула даже снялась в одной из эпизодических ролей.

А вот мини-сериал «Волшебник Земноморья» ей совсем не пришелся по душе. «Это не то Земноморье, которая я себе представляла», — сухо отметила она.

Много лет права перенести Земноморье на большой экран добивался японский мастер аниме, режиссер Хаяо Миядзаки.

В 2006 году его сын Горо все-таки снял «Сказания Земноморья», но Ле Гуин была возмущена, как вольно он обошелся с ее книгами, сведя все к банальной борьбе добра и зла.

Собрав все возможные награды в области научной фантастики и став персонажем ряда биографических книг, в 2003 году писательница была провозглашена «Гроссмейстером фантастики», а 2014 году получила медаль «За выдающийся вклад в американскую литература».

Но даже в пожилом возрасте она не сидела без дела. «Мне скоро будет 80 лет, у меня нет лишнего времени», — так начинался первый пост в онлайн-дневнике писательницы. Оставив позади длинные форматы, она начала писать истории о своим коте и короткие зарисовки из повседневной жизни.

Последний труд «гроссмейстера» вышел в конце этого года — им стал сборник постов из ее блога с говорящим названием «Нет времени для отдыха».

Источник: https://360tv.ru/news/tekst/ursula-le-guin/

Путешествие из фантастики в большую литературу: Умерла американская писательница Урсула Ле Гуин, автор «Левой руки тьмы» и цикла о Земноморье

Принято считать, что фантастика — отдельная область, надежно изолированная от остальной литературы и живущая по собственным законам.

Обитатели этой области именуют ее фэндомом, недоброжелатели обзывают гетто, кто-то мечтает о прорыве блокады, кто-то, напротив, твердо стоит на позициях изоляционизма — но сам факт некоторой обособленности мира фантастики от «большой литературы» никто, в общем, не оспаривает.

Писателей, принадлежащих сразу обоим мирам, свободно пересекающих границу между ними, по сей день не очень много, и одним из первых в их ряду стала американка Урсула Ле Гуин.

Дочь писательницы и антрополога, специалист по средневековой литературе и жена известного историка, Ле Гуин всю жизнь прожила в среде интеллектуалов-гуманитариев, и это в значительной мере определило ее писательскую судьбу. 

Первой книгой, принесшей Ле Гуин мировую известность (а вместе с ней главные «фантастические» премии Nebula и Hugo — первые, но далеко не последние в ее карьере), стал роман «Левая рука тьмы»; на первый взгляд — вполне соответствующий классическому канону историй о межпланетных странствиях.

Посланник Лиги Миров прибывает на планету Зима, чтобы убедить ее правителей присоединиться к союзу, объединяющему все разумные цивилизации, однако сталкивается с непредвиденными трудностями.

Население планеты — гермафродиты, способные периодически менять пол, и к существам, чей пол определен с рождения, они относятся с изрядным подозрением. Фактически бессюжетная, лишенная привычных эффектных атрибутов фантастики, «Левая рука тьмы» оказалась настоящим прорывом в этом жанре.

Инопланетный антураж стал для Урсулы Ле Гуин оболочкой, в которую она упаковала размышления об альтернативных моделях семьи и сексуальности — и о том, как они влияют на общество в целом и исподволь задают пути его развития. 

Главное, что отличало творчество Ле Гуин на всем его без малого полувековом протяжении, — это удивительная способность использовать фантастический инструментарий для разнообразных мысленных экспериментов, ставящих своей целью исследование вещей сугубо земных.

В книге «Слово для „леса“ и „мира“ одно» писательница чуть ли не впервые поставила вопрос о гуманитарной значимости технологического прогресса и о том, насколько гибельным может быть представление о превосходстве одной цивилизации над другой, сформированное с опорой на внешние параметры. Фэнтези-цикл о мире Земноморья представляет собой образцовый философский квест, в ходе которого герою приходится раз за разом уточнять и переопределять границы собственной личности. Повесть «Порог» послужила мощной прививкой от эскапизма, неизменно сопутствующего увлечению вымышленными мирами. 

В русском языке английский термин «спекулятивная фантастика» в значении «фантастика философская и социальная» так и не прижился, однако именно в этом литературном направлении (назвать его жанром не повернется язык) вклад Урсулы Ле Гуин особенно весом.

Собственно, о чем бы она ни писала — о трансгалактических перелетах или о колдовстве, о героях Вергилия или о вымышленной восточноевропейской стране Орсинии, — в первую очередь ее всегда занимало то, что происходило и волновало людей вокруг нее, в нашем зримом и осязаемом мире.

Оставаясь в рамках сюжетной увлекательности, безукоризненно оправдывая (а чаще всего заметно превосходя) читательские ожидания, она всегда говорила о злободневном, часто о болезненном и всегда о реальном.

https://www.youtube.com/watch?v=O3uVnPhOFPI

Влияние Урсулы Ле Гуин на современную литературу так велико, что границы его едва ли можно надежно очертить. О своей любви к ее книгам говорят Салман Рушди, прошлогодний нобелевский лауреат Кадзуо Исигуро, Нил Гейман (которого она, к слову сказать, совсем недавно отчитывала за легковесность и безыдейность), Дэвид Митчелл, Чайна Мьевиль и многие другие сегодняшние писатели первого ряда. 

Однако особую роль ее проза сыграла в жизни российского читателя.

Увлечение принципами анархизма и левые взгляды сделали Урсулу Ле Гуин одним из немногих более или менее приемлемых для советского руководства зарубежных фантастов, поэтому отдельные ее тексты появились на русском относительно рано, уже в 1980-х годах.

Сегодня сложно представить, каким потрясением они стали для отечественного читателя.

Не будет преувеличением сказать, что целое поколение находило в ее книгах волшебное убежище от внешнего (зачастую враждебного или просто безрадостного) мира, а также несло оттуда наружу идеи, концепции и темы для разговоров. Для многих именно книги Ле Гуин стали первым контактом с настоящей, большой и просторной западной литературой — доступной, яркой, увлекательной и вместе с тем волнующе глубокой. 

Утверждать, что Урсулы Ле Гуин будет нам не хватать, не вполне точно. В Земноморье ее наверняка заждались друзья, а написанного, придуманного или только намеченного Ле Гуин, хватит человечеству еще надолго, если не навсегда.

Более того, по проложенной ею некогда тропинке из фантастики в большую и серьезную, заостренно актуальную литературу движение понемногу налаживается — причем, что характерно, в обе стороны.

Писатели, вводящие в свои тексты элементы фантастического, говорящие о важном, используя для этого арсенал жанровых метафор и приемов, напрямую следуют за Ле Гуин, даже если сами не отдают себе в этом отчета. Подобно многим по-настоящему крупным писателям, она стала воздухом литературы, которым можно дышать, не задумываясь о его происхождении. 

Словом, смерть Ле Гуин — тот случай, когда набившее оскомину словосочетание «вечная память» (или, во всяком случае, «вечная благодарность») не столько пожелание, сколько пророчество.

Как писала она сама в самой своей известной книге «Волшебник Земноморья», «в молчании слово, а свет лишь во тьме, и жизнь после смерти проносится быстро, как ястреб, что мчится по сини небесной, пустынной, бескрайней»…

Источник: https://meduza.io/feature/2018/01/24/puteshestvie-iz-fantastiki-v-bolshuyu-literaturu

Ушла из жизни американская писательница Урсула Ле Гуин

На восемьдесят девятом году жизни в Соединенных Штатах Америки скончалась писательница Урсула Ле Гуин.

Автора романов научной фантастики нашли в ее доме в Портланде. Отмечается, что писательница скончалась после длительного сражения с болезнью.

Урсула Ле Гуин является известной американской писательницей, которую давно знают все поклонники фантастики.

Можно смело сказать, что Урсула была новатором в своем жанре. В ее романах всегда просматривались, как выдуманные вселенные, так и социальные проблемы, которые всегда были актуальными.

Урсула появилась на свет в октябре 1929 года в Соединенных Штатах Америки. Писательнице повезло с местом рождения, так, как Беркли всегда был одним из самых либеральных городов страны.

Кроме того, Великая депрессия, которая началась в том же году, когда родилась писательница, никак не повлияла на жителей города из-за развитой образовательной сферы. В городе быстро начали появляться новые технологии благодаря влиянию университета.

Девочка росла в многодетной семье. Кроме того, у нее были три сводных брата от предыдущих браков своих родителей.

Отец девочки работал антропологом и изучал быт и традиции индейцев. Альфред Луис был признанным ученым и принимал участие в археологических раскопках, которые имели большое влияние на историю. Современники Луиса начали ему подражать, отращивая усы и бороду. Еще при жизнь его называли Деканом американских антропологов.

Мама Урсулы была писательницей, которую в узких кругах знали, как автора биографии Иши, что был последним во всем мире носителей языка яна. Поэтому Урсула росла в интеллигентной семье.

Урсула Ле Гуин, Википедия: Урсула полюбила литературу еще маленьким ребенком

Родители девочки во время ужина всегда обсуждали литературу и науку, а маленькая девочка любила подслушивать взрослые разговоры. Девочка полюбила литературу с ранних лет, поэтому в семь лет она уже писала стихи. Когда ей исполнилось девять лет, она написала свою первую фантастическую историю.

Спустя два года она написала научный фантастический рассказ. Несмотря на то, что в прессе отказались его публиковать, девочка не расстроилась и продолжала заниматься любимым делом. Она старалась над книгами по биологии, учила математику, хотя ей тяжело давались формулы и числа.

После того, как девочка получила аттестат зрелости, она продолжила учебу по специальности средневековой литературы. Для учебы она выбрала Рэдклифф-колледж при университете в Гарварде. Далее она получила степень магистра в университете в Колумбии.

Несмотря на то, что Урсула написала много детских рассказов, читатели всегда принимали ее, как автора фантастических романов, хотя сама Урсула считала себя романисткой. Ее произведения нельзя сравнивать с Мартином или Толкиеном, ведь она не боялась добавить в низ антропологию и социальные проблемы.

В ее придуманных мирах можно встретить настоящие вещи. Писательница всегда философски рассуждала о феминизме, коммунизме и гендерной принадлежности. Поэтому ее творчество трудно вписать в рамки современных представлений о научной фантастике.

Отметим, что стиль писательницы всегда был понятным и строгим. Она никогда не нагружала свои романы метафорами и сложными предложениями и не рассказывала о приевшейся теме добра и зла. На страничках ее книг всегда были глубокие мысли.

Урсула Ле Гуин, биография: личная жизнь писательницы

Со своим будущим супругом Чарльзом Урсула познакомилась во Франции, где она находилась по программе Фулбрайта. Ее будущий супруг был американцем французского происхождения.

В 1953 году Чарльз и Урсула поженились. С того момента они всегда шли по жизни рука об руку, поддерживая и понимая друг другу. Известно, что в браке родилось трое детей. Есть и четверо внуков, домашние животные и много друзей.

Писательница никогда не рассказывала о своей личной жизни. Средствам массовой информации было известно только то, что ее жизнь спокойная и однообразная. Когда-то писательница рассказывала, что в пожилом возрасте они с супругом перестали путешествовать и решили жить умиротворенно, информирует сайт Rosregistr.

Что касается книг, у Урсулы нет определенных предпочтений. Она никогда не говорила, кто является ее любимым автором. Писательница считает некорректным высказываться о произведениях других авторов.

Вечерами супруги просматривали фильмы, ходили на прогулки, чтобы побыть наедине с природой.

Источник: http://rosregistr.ru/raznoe/93486.html?_utl_t=fb

Читать

Ursula Le Guin

Threshold

Перевод с английского И. Тогоевой

Предисловие Вл. Гакова

Москва «Известия» 1989

Ответственный редактор Библиотеки «ИЛ» В. Перехватов

Редактор Т. Иванова

Рецензент А. Стругацкий

Обложка художника А. Махова

© Ursula К. Le Guin, 1980

© Оформление, предисловие, перевод на русский язык издательство «Известия», журнал «Иностранная литература», 1989

Что это за река,

по которой течет Ганг?

Х.Л. Борхес «Гераклит»

Седьмая касса! — и снова из-за спины, между кассовыми аппаратами, вдоль прилавка ползли проволочные тележки, и он разгружал их — так, что у вас, яблоки по восемьдесят пять центов за три штуки, банка ананасов ломтиками со скидкой; два литра двухпроцентного молока, семьдесят пять центов, это четыре доллара, плюс еще один, получается пять, спасибо, нет, с десяти до шести, кроме воскресенья, — и работа у него спорилась. Заведующий, кажется целиком состоящий из железных нервов и желчи, прямо нарадоваться на него не мог. Другие кассиры, постарше, женатые, разговаривали о бейсболе и футболе, о закладных, о дантистах. Его они звали Родж — все, кроме Донны. Донна звала его Бак. В часы пик покупатели воспринимались им как сплошные руки, протягивающие деньги или забирающие сдачу. Когда же было поспокойнее, покупатели, главным образом пожилые мужчины и женщины, любили поговорить, причем не имело значения, что ты им отвечаешь, — они особенно и не прислушивались. В общем, работа у него действительно спорилась — в течение рабочего дня, но не дольше. Восемь часов одно и то же — два пакетика куриной лапши по шестьдесят девять центов, собачий корм со скидкой, полпинты «Дерри Уип», значит, девяносто пять и еще пять долларов — всего сорок с вас. Он возвращался пешком к себе в Дубовую Долину, обедал вместе с матерью, потом смотрел телевизор и ложился спать. Иногда он думал, что, если бы работал в магазине на той стороне шоссе, приходилось бы туго, потому что до ближайшего перехода по его стороне нужно было пройти целых четыре квартала, а по той — все шесть. Однако тогда он подъехал именно к этому супермаркету, чтобы прицениться к автофургону с холодильной установкой, и увидел объявление: «Требуется кассир», которое повесили всего полчаса назад. Это было на следующий день после того, как они поселились в Дубовой Долине. Если бы это объявление не попалось ему на глаза, он, по всей вероятности, купил бы в конце концов машину и работал где-нибудь в центре, как собирался раньше. Но что за машину он мог тогда купить? Зато теперь он откладывал достаточно, чтобы со временем приобрести что-нибудь получше. Вообще-то он бы предпочел просто жить в центре и обходиться без машины, но мать в центре жить боялась. Возвращаясь домой пешком, он разглядывал машины и прикидывал, какую выберет, когда придет время. Машины не особенно его интересовали, но раз уж он оставил надежду когда-либо продолжить учебу, нужно было на что-то эти деньги истратить, а новых идей в голову ему не приходило, и по дороге домой он предавался привычным размышлениям о машине. Он уставал; целый день через его руки проходили товары и деньги, целый день, целый день одно и то же, и вот мозг его уже не воспринимал ничего иного, потому что и руки его ничего иного не касались, хотя ни товар, ни деньги в них надолго не задерживались.

Они переехали в этот город ранней весной, и в первое время, возвращаясь с работы, он видел над крышами домов небо, отливающее холодными зеленовато-лимонными тонами. А сейчас, в разгар лета, лишенные деревьев улицы даже в семь вечера были раскалены и залиты солнцем.

Набирающие высоту самолеты — аэродром находился километрах в десяти к югу — с ревом взрезали густую синеву неба и тянули за собой газовые шлейфы; на детских площадках у дороги поскрипывали сломанные качели и скучали гимнастические снаряды. Район назывался Кенсингтонские Высоты [1].

Для того чтобы добраться до Дубовой Долины, он пересекал улицу Лома Линды, улицу Рэли [2], Сосновый Дол, сворачивал на Кенсингтонский проспект, потом на улицу под названием Дубы Челси [3]. Ничего от настоящего Кенсингтона или Челси там не было — ни высот, ни долин, ни сэра Уолтера Рэли, ни дубов.

Дубовая Долина была сплошь застроена двухэтажными шестиквартирными домами, выкрашенными коричневой и белой краской. Одинаковые автомобильные стоянки аккуратно отделены друг от друга газончиками с бордюром из белых камней и можжевельником.

Под темно-зелеными кустами можжевельника валялись обертки от жевательной резинки, жестянки из-под соков, пластиковые бутылки — неподвластные разрушительному воздействию времени раковины и скелеты тех самых товаров, что непрерывно проходили через его руки в бакалейном отделе супермаркета.

На улице Рэли и в Сосновом Доле дома были двухквартирные, а на улице Лома Линды — на одну семью, каждый со своей отдельной автостоянкой, газоном, бордюром из белого камня и можжевельником. Аккуратные тротуары — на одном уровне с проезжей частью, и весь район плоский, как тарелка.

Старый город, теперь центр, когда-то построили на холмистых берегах реки, но его новые восточные и северные кварталы расползлись по ровным и унылым полям. Настоящим видом сверху ему удалось полюбоваться единственный раз: когда они на машине с открытым прицепом въезжали в город с восточной стороны. Прямо перед пограничным знаком шоссе взлетело на мост-развязку, и открылся великолепный вид на окружающие город поля в золотой дымке. Поля, луга, освещенные мягким закатным солнцем, и длинные тени деревьев. Потом мелькнула фабрика красок, обращенная своим разноцветным фасадом к шоссе, и начались жилые кварталы.

Однажды жарким вечером после работы он прошел прямо через автостоянку при супермаркете и, поднявшись по лестнице, очутился на узкой боковой дорожке шоссе: ему хотелось выяснить, можно ли попасть туда, в те поля, в те луга, которые увидел тогда из окна машины. Но дойти так и не смог.

Под ногами валялся мусор — консервные банки, обрывки бумаги, полиэтиленовые пакеты; воздух был исхлестан, измучен бесконечным потоком машин, а земля дрожала, как во время землетрясения, когда мимо проносились тяжелые грузовики; барабанные перепонки лопались от шума, и нечем было дышать, в ноздри лез запах горелой резины и отработанного дизельного топлива.

Он сдался через полчаса и попытался выбраться с боковой дорожки шоссе, но оказалось, что она отгорожена от улиц металлической сеткой. Пришлось снова пройти весь путь в обратном направлении, снова пересечь автостоянку у супермаркета и выйти, как обычно, на Кенсингтонский проспект. Он чувствовал себя до предела измотанным и вдобавок был оскорблен неудачей.

Домой еле плелся, щурясь от низкого, слепящего солнца. Машины матери на стоянке не было. В квартире надрывался телефон. Он поспешно снял трубку.

— Ну наконец-то! А я телефон обрываю! Где ты пропадал? Я уже дважды пыталась до тебя дозвониться. Побуду еще здесь, часиков до десяти. У Дурбины, конечно. В морозилке возьмешь «Жаркое из индейки». «Восточный обед» не трогай, это на среду.

В общем, увидишь сам, там написано на пакете. — В голове у него привычно звякнул кассовый аппарат: один доллар двадцать девять центов, спасибо.

 — Я, наверно, опоздаю к началу фильма, ну, по шестой программе, так ты посмотри, а потом мне расскажешь.

— Ладно.

— Ну тогда пока.

— Пока.

— Послушай, Хью!

— Да, я тебя слушаю.

— А почему ты так задержался?

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=233064&p=46

Умерла американская писательница Урсула Ле Гуин

Правообладатель иллюстрации AFP

В США на 89-м году жизни скончалась знаменитая писательница Урсула Крёбер Ле Гуин.

Автор романов в жанрах фэнтези и научной фантастики умерла в понедельник в своем доме в Портланде, штат Орегон, после продолжительной болезни, сообщил ее сын.

В книгах Ле Гуин причудливо сплетались драконы, волшебники и космические корабли, через которые решались ключевые проблемы миропорядка.

Романы писательницы были переведены на многие языки и доныне продаются миллионными тиражами.

За несколько десятилетий своей творческой деятельности Ле Гуин получила несколько высших наград в жанрах научной фантастики и фэнтези («Хьюго», «Небьюла», «Локу»).

Писательница родилась 21 октября 1929 года в семье известного антрополога Алфреда Крёбера и писательницы Теодоры Крёбер.

Свой первый рассказ она написала в возрасте 11 лет. Закончила Гарвардский и Колумбийский университеты, специализировалась на средневековой романской литературе. Ее муж, Чарльз Ле Гуин — профессор истории в Университете штата Орегон. У них трое детей.

Известность пришла к ней в 1969 году после выхода романа «Левая рука тьмы», который получил обе высших премии англоязычной фантастики — «Хьюго» и «Небьюла».

Всего ею было написано более 20 книг и свыше ста рассказов.

Самые известные ее книги — Хайнский цикл и цикл о Земноморье — литературоведы и поклонники называют глубокой философской фантастикой, которая стерла грань между фантастикой и «большой литературой».

Помимо фантастики, Ле Гуин писала детские книги, а также занималась поэзией и переводами.

За свою писательскую деятельность она была удостоена медали Джона Ньюбери — наивысшей награды США в области детской литературы, а также медали Национального книжного фонда за выдающийся вклад в американскую словесность.

В 2000 году Библиотека конгресса США провозгласила ее живой легендой за ее вклад в американское культурное наследие.

Отдавая дань ее таланту, писатель Стивен Кинг назвал ее у себя в «Твиттере» не просто писателем-фантастом, но иконой литературы.

В центре прозы Ле Гуин всегда оставался человек.

Романы Хайнского цикла (история о галактической сверхцивилизации, основанной на принципах гуманизма) рассказывают о конфликтах, взаимодействии и взаимопроникновении отличающихся друг от друга культур.

Эти культуры отмечены необычными, порой экзотическими чертами, и обыгрывая эту необычность, автор побуждает читателей задуматься об их собственных мировоззрениях.

Миры Ле Гуин, убедительные в мельчайших деталях, населены персонажами, главное в которых — их неизменно человеческие черты.

В отличие от многих других авторов фантастики, цель, к которой направлены сюжеты ее книг, часто находится внутри героя.

Это взросление, преодоление себя, познание или вхождение в другую культуру, отыскание в себе ответа на какой-то вопрос, а не какое-то свершение или преобразование мира вне самого себя.

«Создание ли проистекает из небытия,

Конец ли — из начала,

Кто знает наверняка?

Единственное, что нам известно — дверь между ними,

которую мы проходим поодиночке»

(Урсула Ле Гуин. «Техана»)

Источник: http://www.bbc.com/russian/news-42799330

Ушла автор романов о Земноморье и Хайнского цикла великолепная Урсула Ле Гуин

?alionushka1 (alionushka1) wrote,
2018-01-24 20:13:00alionushka1
alionushka1
2018-01-24 20:13:00В Америка на 89-м году жизни скончалась знаменитая писательница-фантаст Урсула Ле Гуин.

Об этом сообщил ее сын. По его словам, писательница скончалась в собственном доме в Портленде, в штате Орегон. Причину смерти он не назвал, отметив лишь, что она плохо чувствовала себя на протяжении нескольких месяцев.

О писательнице

 Ле Гуин — автор романов, стихов, детских книг, публицист. Наибольшую известность получила как автор романов и повестей в жанрах научной фантастики и фэнтези. Книги Ле Гуин отмечены интересом к межкультурному взаимодействию и конфликтам, даосизму, анархизму и коммунизму, феминизму, психологическим и социальным темам. Она является одним из наиболее авторитетных фантастов, обладательницей нескольких высших наград в области научной фантастики и фэнтези («Хьюго», «Небьюла», «Локус»).

Творчество Урсулы Ле Гуин

 Урсула Крёбер Ле Гуин (Ursula Kroeber Le Guin) родилась 21 октября 1929 года в Беркли (США) в семье известного антрополога Алфреда Крёбера и писательницы Теодоры Крёбер. Первый рассказ написала в возрасте 11 лет. Но журнал Astounding Science Fiction вернул рассказ автору, отказавшись печатать его. Обучалась в Рэдклифф-колледже Гарвардского университета и в магистратуре Колумбийского университета, специализировалась на средневековой романской литературе.Ранние произведения, действие которых происходит в вымышленной центральноевропейской стране Орсинии, не принадлежат к жанру фантастики. Эти рассказы вышли в печать уже после того, как Ле Гуин достигла славы на поприще фэнтези и научной фантастики. Они вошли в сборник «Орсинианские повести» (1976). Действие романа Ле Гуин «Малафрена» (1979) тоже происходит в Орсинии. Рассказ «Отворяя воздух», дополняющий этот цикл, опубликован в одноимённом сборнике рассказов (1996). С начала шестидесятых Ле Гуин регулярно публикует фантастические рассказы и повести.Известность пришла к ней в 1969 году с выходом романа «Левая рука тьмы», который получил обе высших премии англоязычной фантастики — «Хьюго» и «Небьюла». Урсула Ле Гуин в молодости Урсула Ле Гуин в молодости Ле Гуин отличается от других писателей-фантастов прежде всего более гуманитарным уклоном, акцентом на социологию и антропологию. Это особенно заметно в научно-фантастических книгах так называемого Хайнского цикла, объединённых темой культурного взаимодействия планет далёкого будущего. Наиболее показателен в этом отношении роман «Обездоленные», снабжённый подзаголовком «Неоднозначная утопия» и повествующий о культуре, основанной на анархизме. Несмотря на фантастические детали, книги Ле Гуин — всегда о человеке.Романы Хайнского цикла рассказывают о конфликтах, взаимодействии и взаимопроникновении отличающихся друг от друга культур. Зачастую эти культуры отмечены необычными, порой экзотическими чертами, и обыгрывая эту необычность, автор приглашает читателей задуматься об их собственных мировоззрениях. Как пример можно привести глубокое исследование влияния пола на личность, жизнь и восприятие человека в книге «Левая рука тьмы», герой которой — человек на планете, населённой в основном бесполыми разумными существами, периодически приходящими в состояние, позволяющее им размножаться. Это состояние, придуманное Ле Гуин, позволяет жителям планеты менять пол, так что одно и то же существо в течение жизни может быть и матерью, и отцом.Миры Урсулы Ле гуин убедительные в мельчайших деталях, населены персонажами, главное в которых — их неизменно человеческие черты. В отличие от многих других авторов фантастики, цель, к которой направлены сюжеты её книг, часто находится внутри героя — это взросление, преодоление себя, познание или вхождение в другую культуру, отыскание в себе ответа на какой-то вопрос, а не какое-то свершение или преобразование мира вне самого себя. Так, например, ставшие классикой фэнтези повести о Земноморье — «Волшебник Земноморья» (1968), «Гробницы Атуана» (1971), «На последнем берегу» (1972), «Техану» (1990) — могут интерпретироваться как притчи о взрослении, о встрече с иным, о жизни и смерти и мире с самим собой. По мотивам книги цикла — «На последнем берегу» — Горо Миядзаки снял анимационный фильм «Сказания Земноморья». С 1958 года она проживалa в городе Портленде, штат Орегон. Её муж, Чарльз, является профессором истории в Университете штата Орегон. Последнее произведение писательницы было написано в 2008 году — повесть «Лавиния».

Последний роман о Земноморье

Творчество Урсулы Ле Гуин неразрывно связано с миром Земноморья. Наверное, поэтому писательнице так тяжело с ним расстаться. На сегодняшний день последний книгой цикла является роман «На иных ветрах», который в 2002 году был удостоен Всемирной премии фэнтези.

Таким образом, опубликовано 5 романов и несколько рассказов, относящихся к циклу о Земноморье.: Во время поездки во Францию по программе Фулбрайт познакомилась с историком Чарльзом Ле Гуином из штата Джорджия, американцем французского происхождения, за которого вышла замуж в Париже в 1953 году. У Ле Гуин были две дочери и сын.

Урсула Ле Гуин с мужем Урсула Ле Гуин и муж Чарльз

Библиография Урсулы Ле Гуин: Цикл о Земноморье : «Освобождающее заклятье», «Правило имён» «Волшебник Земноморья», «Гробницы Атуана», «На последнем берегу», «Dreams Must Explain Themselves», «Техану: последняя книга о Земноморье», Сборник «Земноморские рассказы», «На иных ветрах». Хайнский цикл: «Планета Роканнона» или «Мир Роканнона», «Планета изгнания», «Город иллюзий», «Левая рука тьмы», «Обделённые» или «Обездоленные», «Обширней и медленней империй», «История Шобиков», «Слово для леса и мира одно», «За день до революции», «Танцуя Ганам», «Рыбак из Внутриморья», «Четыре пути к прощению», «Толкователи», «День рождения мира» . Помимо фантастики, Ле Гуин писала детские книги, а также занималась поэзией и переводами.

©stuki-druki.com

Порсто поразительно сколько удивительных миров было в фантазии Урсулы! Спасибо ей, и земной поклон за ее  добрые, умные книги, сделавшие нас лучше и чище! Воспитавшие нас! Я как-будто сегодня осиротела. Светлая память тебе, Урсула. Наверное, ты в своих замечательных мирах……В молчании — слово,А свет — лишь во тьме;И Жизнь после смертиПроносится быстро,Как ястреб, что мчитсяПо сини небесной,

Пустынной, бескрайней…

Источник: https://alionushka1.livejournal.com/1426385.html

Урсула Ле Гуин: как развивалась литература писательницы

В среду 24 января стало известно о смерти легенды научно-фантастической литературы Урсулы Ле Гуин. Она прожила прекрасных 88 лет и за это время неоднократно радовала своих фанатов сборниками книг. Но, конечно, она не родилась сразу же легендой, мы решили рассказать вам, с чего начиналось творчество Урсулы Ле Гуин и, как она стала легендарной писательницей.

Творчество Урсулы Ле Гуин

Урсула росла в очень интеллигентной семье, ее отец был довольно известным и уважаемым историком, а мама научной писательницей. Свои первые стихи девочка написала еще в 7 лет, а в 9 ее рассказ уже отправили в «Astounding Science Fiction». Вот только редактор отказался публиковать его. На девочку этот никак не повлияло, и она продолжала усердно учиться.

В начале карьеры она писала очень много детских рассказов, критических эссе и поэтических сборников. Урсула Ле Гуин стала известна всему миру уже благодаря этому. Несмотря на то, что сейчас все ее называют автором научно-фантастических романов, сама Урсула считала себя романисткой.

Пожалуй, самый известный сборник книг Урсулы Ле Гуин – цикл «Земноморье». В него входит всего 6 книг: «Волшебник Земноморья», «Гробницы Атуана», «На последнем берегу», «Техану», «На иных ветрах» и сборник рассказов «Сказания Земноморья».

Она начала работу над ним еще в 1968 году. И только в 2004 году по мотивам этих книг знаменитый режиссер Роберт Либерман снял одноименный фильм. Вот только поклонники писательницы не очень хорошо оценили его.

Это и не удивительно, ведь вместить 6 книг даже в 3-х часовой фильм довольно сложно.

В 1969 году из-под пера Урсулы Ле Гуин выходит еще один очень известный роман «Левая рука Тьмы».  Его относят к Хайнскому циклу и считают одним из лучших в нем. Книга сразу получила две очень престижных литературных награды: Небьюла (1969) и Хьюго (1970).

В 1973 году Ле Гуин дарит почитателям психомиф-притчу под названием «Уходящие из Омеласа».

Здесь писательница затрагивает очень важные темы для людей, например, способны ли люди, выброшенные на обочину жизни, существовать в едином обществе со счастливыми гражданами, которые сердобольно наблюдают за судьбой «козлов отпущения». Кстати, спустя год, это произведение Урсулы Ле Гуин получает награду «Хьюго» за «Лучший рассказ».

Смотрите: Что почитать? «Волшебник Земноморья», Урсула К. Ле Гуин

Напомним, что 24 января стало известно о том, что Урсула Ле Гуин умерла после продолжительной болезни. 

Источник: https://znaj.ua/ru/popcorn/ursula-le-guyn-kak-razvyvalas-lyteratura-pysatelnycy

Ссылка на основную публикацию