Татьяна самойлова: судьба актрисы

Судьба Татьяны Самойловой — Кино — МК

“Какая я Брижит Бардо? Ничего общего!”

3 мая 2009 в 17:00, просмотров: 9954 Сегодня актрисе Татьяне Самойловой исполняется 75. А еще через несколько дней наступит праздник, который имеет к ней прямое отношение, — День Победы. Это она сыграла главную роль в одном из лучших фильмов о Великой Отечественной войне — “Летят журавли” Михаила Калатозова. Ее героиня Вероника, проводив любимого на фронт, изменила ему, а потом не смогла себе этого простить. Но зритель, как ни странно, ее прощает. И фильм об измене становится гимном любви и верности.

Не секрет, что у актеров случаются роли, которые потом отзываются в их собственной жизни. А чем отзовутся — счастьем или несчастьем, — это как повезет. Наверное, Татьяна Самойлова слишком хорошо сыграла одиночество. Но карьера ее начиналась более чем счастливо.

Своим появлением картина “Летят журавли” словно бы стрелку перевела на путях движения кинематографа. А актриса, восхитившая весь мир, получившая приглашение в Голливуд, потом снялась всего в десятке фильмов на родине и в двух — за рубежом. Дальше поезд пошел без нее. Долго — почти двадцать лет до того, как режиссеры вспомнили о ней.

Пошли небольшие роли: в фильмах “24 часа”, “Нирвана”, в сериале “Московская сага”.  

Журналистов Самойлова не жалует. И на просьбу “МК” об интервью удивленно пожала плечами: “Зачем я вам?” Но все же согласилась встретиться в кафе Дома кино с условием: “Только недолго, я очень устала”.  

— Татьяна Евгеньевна, вы свой юбилей как будете отмечать?  

— Какой там юбилей! Друзья поздравят, покажем в Доме кино картину “Леон Гаррос ищет друга”. Такое простенькое советско-французское кино. Француз приехал в Россию искать друга, с которым был в концлагере. Моим партнером по фильму был Валя Зубков. А юбилей у меня был несколько лет назад. Его прекрасно отпраздновали, состоялась встреча с моими зрителями.  

— Маша Шалаева, с которой вы снимались в “Нирване”, рассказала мне, что во время съемок не могла оторвать от вас глаз…  

— Правда? “Нирвана” — гениальный фильм про наркоманов, про то, как люди от наркотиков погибают. Я согласилась там сниматься, потому что был безумно интересный сценарий. Вы понимаете, что такое мастерство актера?  

— Когда смотрю “Летят журавли”, убеждаюсь, что актерское мастерство за пределами понимания.  

— “Летят журавли” — старая история. Смотреть этот фильм я не могу, он меня ранит ужасно.  

— У вас там удивительная пластика.  

— Еще бы — десять лет занятий балетом. Я училась хореографии при Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.  

— Почему балет бросили?  

— Это балет меня бросил, не подошла я для него. И потом, я слишком увлекалась философией, марксизмом серьезно занималась. Кроме того, мое — это была физика, математика. Я поняла, что могла бы стать ученым, когда снималась в роли женщины-математика (фильм “Солдаты без мундиров”. — В.Г.).  

— В одном интервью вы рассказывали, как в детстве решили стать актрисой, глядя на своего отца, знаменитого артиста Евгения Самойлова.  

— Да, папа для меня всегда был образцом. Тяжело было, когда он ушел из жизни два года назад, — ему было больше девяноста лет. Я выросла за кулисами, театральный ребенок. А в девятнадцать поступила вольнослушательницей в Щукинское училище. На втором курсе снялась в фильме “Мексиканец” по Джеку Лондону. Вообще люблю западную литературу — Лондон, Диккенс, Бальзак…  

— Фильм “Летят журавли”, как я понимаю, вы давно не смотрели. А вспоминать о том, как в нем снимались, тоже не любите?  

— Он снят по ужасной пьесе Розова прекрасным режиссером Михаилом Калатозовым. У меня был изумительный партнер Алеша Баталов. А оператором был гениальный Сергей Урусевский, большой художник. С ним легко работалось, что бы там о нем ни рассказывали. Но я не люблю фильм Калатозова и Урусевского “Неотправленное письмо”, где я тоже снималась.  

— По-моему, это непризнанный шедевр с яркими актерскими работами — вашей, Иннокентия Смоктуновского, Василия Ливанова, Евгения Урбанского.  

— Какие актерские работы?.. Фильм этот — жуть какая-то. Геологи — три мужчины и девушка, он любит ее, она любит другого. Но натура была красивая — Тува, непроходимая тайга. Экспедиция тяжелая, не люблю про нее вспоминать. И роль свою в этом фильме не люблю.

“Неотправленное письмо” не войдет в сокровищницу киноискусства, хоть вы называете его шедевром. А “Анна Каренина” останется. Мой любимый фильм. Я прекрасно работала с режиссером Александром Зархи, он чудный.

Другие экранизации “Анны Карениной” ничего общего с Толстым не имеют.  

— Этот роман экранизировали раз пятнадцать. А вам какая-нибудь из исполнительниц Анны Карениной нравится?  

— Грета Гарбо самая лучшая. И еще Алла Константиновна Тарасова. Я ею всегда восхищалась. Меня во Франции знают не только как Веронику, но и как Анну Каренину. Я бы с удовольствием в Канны еще раз поехала, хотя была там не один раз. Однажды даже в качестве “живой легенды”, почти двадцать лет назад.  

— А первый, триумфальный, был в 1958 году, когда “Летят журавли” получили “Золотую пальмовую ветвь”, а вы — специальную актерскую премию “Апельсиновое дерево”.  

— Да, это была удивительная поездка. Я там отпраздновала свой день рождения, а когда вернулась из Канн, заболела желтухой. Это испортило мое возвращение. Мы были в Каннах с Урусевским. Большой успех: овации после фильма, журналисты, фотографы, интервью… Странно — что в этом фильме могли понять иностранцы?..  

— Вам во французской прессе тогда сделали странный комплимент: “русская Брижит Бардо”.  

— Ничего общего! Какая там Бардо?  

— На родине вам подражали все девушки: носили черные свитера с высоким воротом, глаза подрисовывали, чтобы стали, как у вас, загадочными и раскосыми.  

— Да, это было время мое и Изольды (Изольда Извицкая сыграла в фильме “Сорок первый”, который с большим успехом прошел на Каннском фестивале в 1956 году. — В.Г.).  

— Вы в Каннах познакомились с Пабло Пикассо?  

— Все это только легенда. Он просто сказал мне: “Таня, сейчас вы актриса, а завтра станете звездой”. И про то, что Жерар Филипп мне что-то говорил, тоже выдумки, не верьте им. После успеха “Журавлей” американский режиссер из Голливуда предлагал мне сняться в “Анне Карениной” с Жераром Филиппом.

Но меня не отпустили, потому что я еще диплом актерский не получила. Но это были отговорки — на самом деле они боялись выпускать актеров в Америку. Я считаю, что дороже перестройки ничего нет. Это самое главное, что было за последние годы, — Горбачев и перестройка.

А тогда я все же снялась за границей, в Венгрии.  

— В “Альба Регия”, где вы сыграли главную женскую роль, причем на венгерском языке.  

— Я не просто роль вызубрила, а специально выучила язык. Даже сейчас кое-что помню. Это был фильм про войну, про разведчиков. Я в Венгрии два года жила. Вернулась со съемок безумно богатой. И все мужчины жили за мой счет.

Но я не хочу об этом говорить. Почему-то журналисты любят спрашивать про мужей, копаться в этой пошлости. Сразу говорю: я была замужем за Василием Лановым шесть лет, а потом много лет жила с другим мужем. И хватит об этом.

Я все-таки актриса.  

— Вы ведь еще и в Италии снимались у режиссера Джузеппе де Сантиса?  

— Вы смотрели фильм “Они шли на Восток”? Его ведь мало кто видел. У меня там небольшая роль, ничего особенного играть не пришлось. Снялась за несколько дней и уехала. Итальянский неореализм — моя любовь. В двадцать первом столетии нет ничего равного этому.  

— Не нравится вам у современных режиссеров сниматься?  

— Был какой-то фильм про бандитов. Ну да, “24 часа”. Мне не то что не понравилось. Это сложный вопрос. Для меня тема фильма была немного странной.  

— А у Рустама Хамдамова в “Анне Карамазоff” интересно было играть?  

— Я не понимаю такое кино. Мне нравятся американские детские фильмы. Слава богу, моя внучка родилась в Америке. Там живет мой сын Митя, он медик. И внучка, она еще маленькая. Они ко мне в гости приезжали. А Москву я вообще не люблю. Но всю жизнь здесь живу, рядом с Домом кино — пешком пять минут. Поэтому и бываю в нем каждый день.

У меня здесь много знакомых, ко мне по-доброму относятся. Но многих дорогих людей уже нет. Был прекрасный режиссер и человек Юлий Карасик. Он когда-то, давно еще, хотел снять меня в роли Аси, в фильме по Тургеневу. Жаль, что он умер. И Михаил Швейцер предлагал мне Катюшу Маслову в фильме по роману Толстого “Воскресение”. К сожалению, не получилось.

У меня одна только Анна Каренина из девятнадцатого века. Все остальные героини — из двадцатого.  

— Почему так получилось, как выдумаете?  

— Не знаю. Судьба.  

— Вам из современных актеров кто нравится?  

— Я люблю Татьяну Доронину, Нину Дорошину, Лилию Толмачеву. Зинаида Шарко — тоже моя актриса. Она потрясающая. Из молодых никого не знаю. Женя Миронов гениальный, чудный актер. Но “Идиота” я смотреть не стала. Я в этой роли видела Иннокентия Смоктуновского в театре. Кто может с ним сравниться?..  

— А “Анну Каренину” Сергея Соловьева станете смотреть?  

— Любопытно будет посмотреть. Но кино мне давно неинтересно. Даже по телевизору редко смотрю. Слишком много насилия. Я больше всего люблю географические программы. Политика тоже вне моих интересов. Время сейчас такое: у кого нет долларов и образования — пошли вон. Может, это правильно. Не знаю. Жизнь трудная, но надо держаться.

Источник: http://www.mk.ru/culture/cinema/interview/2009/05/03/266938-sudba-tatyanyi-samoylovoy.html

Татьяна Самойлова: личная жизнь, мужья

Актриса Татьяна Самойлова, которую прославили на весь мир всего две роли из множества ею сыгранных — в фильмах «Летят журавли» и «Анна Каренина», — прожила долгую и насыщенную событиями жизнь. В её судьбе была и прекрасная любовь, и поиски личного счастья, и внутренняя борьба между любимой работой и семьёй.

За 80-летнюю биографию Татьяне Самойловой не раз приходилось слышать и слава жестокой критики, и возвышенные дифирамбы в свою честь. Актриса была любима многими поколениями наших сограждан. А вот назвать личную жизнь Татьяны Самойловой удачно сложившейся как-то не получается.

Ведь как ни крути, несмотря на всенародные признание и любовь доживала свой век актриса в одиночестве.

Биография Татьяны Самойловой началась за 7 лет до войны, 4 мая 1934 года. Девушка, чьим отцом был популярнейший актёр Евгений Самойлов, поэтому, наверное, талант перешёл к ней по наследству.

Однако прежде, чем он проявится в полную силу, Татьяне Самойловой суждено было пережить годы эвакуации, затем послевоенные годы. Дебют в кино состоялся в 1956 году. И первая же картина — «Летят журавли» — принесла начинающей актрисе и мировую славу.

Несмотря на то, что советские критики и цензоры дали низкие оценки и фильму, и актрисе, зрители по достоинству оценили их. Несмотря на то, что актриса начала получать множество предложений и прилично зарабатывать, все последующие её роли не могли сравниться с той, что уже сыграна.

Все, кроме Анны Карениной. Так и вышло, что пик карьеры Татьяны Самойловой пришёлся на 50-70-е годы, а затем о ней практически забыли.

На фото — Татьяна Самойлова и Василий Лановой

Личная жизнь также не баловала актрису. Самое яркое и пылкое чувство она испытала ещё будучи студенткой к Василию Лановому. Эта любовь была взаимной, поэтому молодые люди сочетались законным браком. Казалось бы, что может помешать их счастью? Ответ оказался невероятным — любимая работа. Перед съёмкой в картине «Летят журавли» актриса узнала, что должна стать матерью.

Однако это перечеркнуло бы её дальнейшую карьеру. Поэтому, сделав непростой выбор в пользу работы, она решилась всё же прервать беременность, хоть любимый муж и пытался отговорить её. Это и разрушило казавшийся таким счастливым брак. Татьяна Самойлова не раз признавалась позже, что сожалеет о том, что они развелись.

Нетрудно догадаться, что актриса продолжала любить своего первого мужа ещё долгие годы.

На фото — Татьяна Самойлова с маленьким сыном Дмитрием

Второй муж — писатель Валерий Осипов — хоть и окружал жену заботой и вниманием, но всё равно не стал любимым. Через 10 лет совместной жизни, так и не познав радости материнства из-за несовместимости крови и слабого здоровья супруга, Татьяна Самойлова снова осталась одна.

Лишь от третьего мужа — циркового администратора Эдуарда Машковича — актриса смогла родить сына Дмитрия. Правда, их брак от развода это не уберегло. Взрослый сын эмигрировал в Штаты, где стал успешным хирургом.

А Татьяна Самойлова в четвёртый — и последний — раз попыталась устроить своё женское счастье, связав себя узами брака с Соломоном Шульманом — писателем и журналистом. Однако через 4 года и в этих отношениях была поставлена точка.

На фото — Татьяна Самойлова и её сын Дмитрий

Вот так и вышло, что отмечать своё 80-летие Татьяна Самойлова вынуждена была в одиночестве. А следующее утро уже наступило без неё.
 

Источник: http://lichnaya-zhizn.ru/blog/tatjana_samojlova_lichnaja_zhizn_muzhja/2015-08-21-985

Татьяна Самойлова и Василий Лановой – история любви

5 мая не стало замечательной актрисы и красивой женщины Татьяны Самойловой. 4 мая ей исполнилось 80 лет. В ночь на 5 мая она попала в реанимацию Боткинской больницы, через несколько часов она скончалась. Мы вспоминаем главную историю любви этой удивительной женщины. 

Когда смотришь на Татьяну Самойлову и Василия Ланового в картине Зархи «Анна Каренина», думаешь, что они  просто созданы друг для друга.

Так  красивы эти двое  в сценах – встреча на перроне, бал, скачки, признание в оранжерее. Других Анну Каренину и Вронского просто и представлять не хочется.

Но, когда снималась экранизация романа Толстого  – между ними уже все было кончено. А счастье было так возможно.

Татьяна Самойлова родилась  4 мая 1934 года. Ее отец, Евгений Самойлов,  был известным советским артистом.  В школьные годы Татьяна занималась балетом. Девочка, воспитанная на фильмах и спектаклях отца, всегда хотела связать свою жизнь с кино.

В 1953 году она поступила в Щукинское училище. И там встретила Василия Ланового, самого красивого студента «Щуки», о котором вздыхало ни одно девичье сердечко.

Но ему понравилась Таня Самойлова – девушка с чуть раскосыми глазами. И начался страстный роман, как  бывает только в юности.

– Это было  наваждение, – признавалась актриса. – Мы смешно так расписались.  Встретились около Боткинской больницы, отдали паспорта в загс на регистрацию.

Потом Лановой купил мне какую-то майку, я ему – трусы, и отправились домой. Счастливы были просто безумно. Мы лишили друг друга невинности. И все болячки у меня прошли после того, как я стала женщиной.

Я ведь ребенок войны – с детства без таблеток не живу.

О своем доме молодым мечтать не приходилось. Семейную жизнь начали в квартире Самойловых, где расположились в крошечной комнатушке. И случилась беременность, ожидалась двойня. Стать родителями Лановой и Самойлова не решились. И Татьяна сделала роковой шаг, пошла на аборт к подпольному гинекологу – подобные операции в ту пору были под запретом.

– Врачиха показала мне плод, я очень плакала, просто захлебывалась от слез, – с горечью потом признавалась актриса. –  Легла на больничную койку, выпила чай с лимоном, заснула. Когда все закончилось, пошла пешком домой. Помню, была такая Москва чудная-чудная, весенняя. Снега талые шли.

А жизнь тем временем продолжалась. И вскоре Татьяна Самойлова сыграла Веронику в великолепной картине Михаила Калатозова «Летят журавли» по пьесе Виктора Розова.

Татьяна Самойлова и Алексей баталов в фильме Михаила Калатозова «Летят журавли»

Ее героиня –  вчерашняя московская школьница, во время войны теряет своих близких. Ее парень уходит на фронт, а она ему изменяет, продолжая его любить. Так загадочно женское сердце.

– Вероника – жертва войны,  таких девушек было много. Она осталась одна в огромном, полыхающем пламенем мире, – так объясняла Самойлова поступки своей героини.

Картину «Летят журавли» ждал триумф на Каннском фестивале, она получила «Золотую пальмовую ветвь».

– Поначалу во время просмотра в зале стояла тишина, никакой реакции, – вспоминала Самойлова о показе ленты в Каннах. –  Мы напряглись. Во время сцены проводов Бориса на фронт раздались первые аплодисменты. Потом они вспыхивали уже постоянно: бомбежка, смерть Бориса, мои пробеги.

В глазах членов жюри появились слезы, хотя им не положено проявлять свои чувства. Когда показ завершился, была долгая-долгая овация. Мы поднялись, кланялись. Потом был яркий свет, масса восторженных слов в наш адрес. Нас все время фотографировали, журналисты не давали выйти из зала. Интервью следовали одно за другим.

Мы получили «Золотую пальмовую ветвь».

Увы, мировая слава не гарантировала безоблачное будущее. После картины «Летят журавли» Татьяна сыграла лишь в нескольких лентах:  «Неотправленное письмо», «Они шли на Восток»  и – пропала с экранов.

Второй раз о ней заговорили после выхода фильма Зархи «Анна Каренина», где она сыграла вместе с Василием Лановым. Казалось бы, судьба опять бросала их навстречу друг с другом, давала им второй шанс быть вместе. В их игре на экране все дышит любовью и страстью.  А как было в жизни?

– «Анну Каренину» я обожаю, – признавалась Самойлова. –  Если бы я не сыграла Анну Каренину, я была бы не я.

Мы четыре года с Васей работали над фильмом, 2 года сидели на даче Александра Зархи, режиссера фильма, в Переделкино, писали сценарий.

Александр Зархи  был старенький, но гениальный человек, и я была счастлива, что я с ним знакома, просто счастлива. И счастлива была, что Вася Лановой был моим партнером.

Татьяна Самойлова и Василий Лановой в фильме «Анна Каренина»

Увы, только на экране. В жизни – все было уже кончено, оставались только сожаления. Снимаясь в «Анне Карениной», актер был уже женат на Тамаре Зябловой.

– Нам было легко играть Вронского и Каренину, потому что у нас был определенный пережитый опыт, – вспоминает Лановой. – Пережитое нами в реальности придавало фильму пикантность.

Татьяна Самойлова и Василий Лановой

Судьба Василия Ланового сложилась более удачно. Он много снимался в кино – роли следовали одна за другой – и какие! «Офицеры», «Дни Турбиных». Но однажды Василий Семенович  пережил страшную трагедию – его жена Тамара Заблова погибла в автокатастрофе. Эту рану он смог зарубцевать только в браке с Ириной Купченко. Их  союз оказался прочным и счастливым.

А Татьяна Самойлова с середины 1970-х годов  перестала сниматься совсем – не было достойных предложений. Она даже уезжала из Москвы, гастролировала по Сибири, встречалась со зрителями в Туве, Хакасии, Монголии.

Читала со сцены классику. Ездила по воинским частям, делила с ними их простой быт. Она еще три раза выходила замуж. Но  свою половинку не встретила. Так сложилось, что ее единственный сын – Дмитрий  живет в США.

А поклонников всегда интересовали подробности ее романа именно с Василием Лановым. Оглядываясь назад, она говорила:

— Он был моей самой большой любовью. Первое чувство, первые поцелуи.  Мы же с ним одногодки и оба сохранили девственность до свадьбы. Мы были мужем и женой шесть лет. Счастливы были просто безумно. Но фактически из шести лет брака мы прожили с ним три года. Остальное – съемки, разъезды, киноэкспедиции.

Сожалею только, что аборт сделала, когда у меня от Василия Семеновича двойня зародилась. Теперь я понимаю, что, если б тогда родила, сейчас мне было бы лучше. Если бы мы с Васей остались вместе, наша жизнь сложилась бы удачнее. Потом мы с Васей говорили: «Какие все-таки в молодости мы были дураки».

Но возврата назад уже не было.

Татьяна Самойлова на вечере памяти Льва Толстого

Татьяна Самойлова постепенно смирилась с тем, что расплатилась за огромную славу годами забвения. Но ее фильмы – давно стали классикой, их открывает для себя каждое новое поколение зрителей. И поклонники знают – лучшей Вероники и Анны Карениной не будет.

ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ

Соломон Шульман: «Для меня Таня Самойлова никогда не была бывшей женой!»

Корреспондент «ВМ» дозвонился в австралийский Мельбурн, где сейчас живет четвертый и последний муж легендарной актрисы Татьяны Самойловой. Он рассказал о том, как она отказалась от роскошной жизни в Голливуде, как попала на фестиваль в Канны благодаря протекции Клода Лелуша и о том, как Хрущев назвал ее «проституткой, бегающей по улицам» (далее…).

Четыре мужа Татьяны Самойловой

Татьяна Самойлова прожила долгую, удивительную жизнь. Женщины завидовали ее невероятной красоте, а поклонники обожали. Четыре раза артистка пыталась обрести свое женское счастье в браке, но так и осталась одинокой. Мы вспоминаем спутников жизни артистки (далее…).

Журавли Татьяны Самойловой

Есть актрисы, располагающие к себе, вызывающие симпатии зрителей с первого своего появления на сцене или экране. Такова народная артистка СССР Татьяна Евгеньевна Самойлова.

Кинофильмы с ее участием – «Летят журавли», «Неотправленное письмо», «Анна Каренина» — дано уже стали частью русской культуры, своеобразной визитной карточкой отечественного кинематографа.
Может показаться, что в ее актерской судьбе с самого начала все складывалось гладко.

Но предположения об удачливости, благополучии актрисы не соответствуют действительности. Где-то, наверное, хранятся старые пожелтевшие рецензии тех лет. Если их прочитать, то выяснится, что все картины, в которых она играла, все ее роли поначалу очень ругали.

После выхода фильма «Летят журавли» в центральных газетах полгода писали, что эта картина безыдейная, так как в ней женщина изменяет солдату. Обвинение по тем временам нешуточное. И таких примеров уйма. То же самое было и с « Анной Карениной» (далее…).

Источник: http://moscvichka.ru/moscvichka/2014/05/03/tatyana-samojlova-i-vasilij-lanovoj-istoriya-lyubvi-9459.html

Татьяна Самойлова – самая красивая актриса советского кинематографа

Татьяна Самойлова – самая красивая актриса советского кинематографа

4 мая в биографии Татьяны Самойловой является особым днем, 4 мая она пришла в этот мир, и в этот день, спустя 80 лет его покинула.

Татьяна Самойлова родилась в семье замечательного актера Евгения Самойлова, он снимался у талантливых режиссеров – Сергея Бондарчука, Александра Довженко и Ивана Пырьева. Советскому зрителю Самойлов известен по фильмам «Они сражались за Родину», «Щорс», «Сердца четырех», «Живые и мертвые».

По стопам отца пошла дочь Таня, но прежде кино был балет, им она занималась со школьной скамьи и весьма успешно. Мастерство юной балерины было отмечено самой Майей Плисецкой, от которой Таня получила приглашение в балетную школу при Большом театре. Но Самойлова предпочла киноискусство, пример отца был убедительным.

Татьяна поступила в Щукинское училище, где встретила свою первую любовь Василия Ланового. Он пользовался большой популярностью у студенток, но Лановой выбрал Татьяну, вскоре они поженились.

Известность, о которой Самойлова мечтала с детства, пришла мгновенно, уже второй фильм «Летят журавли» вознес ее на вершину мировой славы. Картина режиссера Михаила Калатозова рассказывала о жизни людей, в судьбы которых вторглась война.

Советские критики и партийное руководство страны встретило картину сдержанно, поступок главной героини, которая изменила жениху, ушедшему на фронт, не вписывался в нормы советской морали. Хрущев очень критично отнесся к этой роли.

Но на Западе фильм оценили по достоинству, в 1958 году «Летят журавли» получил главную награду Каннского кинофестиваля «Золотую пальмовую ветвь». Среди отечественных фильмов эта лента остается единственной, удостоившейся престижной награды.

Среди почитателей таланта и красоты Самойловой оказался знаменитый Пабло Пикассо. После знакомства с актрисой, художник принялся писать ее портрет, который она, правда, так и не получила. А Шарль де Голль, президент Франции посадил в честь актрисы в саду своей резиденции апельсиновое дерево.

После каннского триумфа актрисе стали поступать предложения от зарубежных продюсеров, но высшее руководство сочло неприемлемым творческое сотрудничество советской актрисы с буржуазными кинематографистами.

Самойлова могла сыграть с Жераром Филиппом, но Госкино выступило против.

Если бы не пресловутый железный занавес, русская актриса с яркой выразительной внешностью и прекрасной фигурой, затмила бы всех голливудских звезд.

На родине успех к актрисе пришел после фильма «Анна Каренина», фильм критикой и зрителями признан эталонной экранизацией романа.

«Созданная Самойловой героиня на многие годы останется Карениной экрана», — писала западная пресса. Каренина у многих ассоциируется именно с Татьяной Самойловой, а не с Греттой Гарбо, Вивьен Ли, Жаклин Биссет, Софи Марсо или Кирой Найтли, которые также сыграли эту роль.

Как это часто бывает в актерских судьбах, после звездного часа наступило длительное затишье, от режиссеров более не поступало интересных предложений, в последующие годы актриса появлялась в небольших ролях.

Самая красивая актриса советского кинематографа ушла из жизни в день своего восьмидесятилетия, 4 мая 2014 года.

Источник: http://rusplt.ru/society/tatyana-samoylova-samaya-29708.html

Актриса Татьяна Самойлова пыталась уйти из жизни

Легендарная актриса, прославившаяся ролью в оскароносном фильме «Летят журавли» и сыгравшая Анну Каренину, из-за одиночества и разлуки с единственным сыном совершила попытку самоубийства

ФОТО: «Твой день»

Легенда советского кинематографа актриса Татьяна Самойлова, прославившаяся своими ролями в фильмах «Летят журавли» и «Анна Каренина», по некоторым данным, пыталась покончить с собой.

Журналисты издания «Твой день» утверждают, что пожилую актрису госпитализировали из-за плохого самочувствия, причиной которого на самом деле стала передозировка психотропных средств.

Женщина впала в депрессию после того, как ее сын уехал из России в США и она осталась в одиночестве. Доставив Самойлову в одну из московских клиник, врачи сделали ей промывание желудка.

К счастью, все обошлось, но актрисе пришлось провести на больничной койке некоторое время, почти двое суток.

Известная своим твердым характером Самойлова отказалась объяснять сотрудникам клиники причину своего поступка, да и представителям прессы решила произошедшие с ней события особо не комментировать. Корреспондентам в интервью она сообщила, что попала в больницу из-за приступа астмы. Так или иначе, врачи убедились, что жизни Татьяны Евгеньевны ничего не угрожает, и отпустили ее домой.

Журналисты считают, что решающую роль в стремлении Самойловой уйти из жизни сыграл непродолжительный визит в Россию ее сына Дмитрия. Он — врач-психиатр, единственный близкий родственник актрисы — постоянно проживает в США и навещает мать крайне редко.

Недавно Дмитрий приехал, но всего лишь на семь дней — и это после многолетней разлуки. Существует предположение, что его отъезд и стал для пожилой женщины критической точкой.

Правда, она сама вызвала «скорую», когда из-за действия большой дозы психотропных средств начала чувствовать себя плохо.

К счастью, инцидент обошелся без серьезных последствий. Единственная физическая травма, которую в результате получила Татьяна Самойлова, — это гематома подбородка. Актриса объяснила, что «неудачно упала» дома, в своей трехкомнатной московской квартире, и ударилась, из-за чего и образовался кровоподтек.

«В мою квартиру пытались ворваться неизвестные, — рассказала она. — Двое мужчин даже пытались подкупить соседей и проникнуть ко мне через балкон. Но соседи пригрозили им милицией, и те скрылись. Меня возмущает такое беспардонное поведение. Я была просто в шоке от этого, так нервничала, что у меня закружилась голова, и я упала.

Сильно ударила подбородок и руку», — рассказала Самойлова.

К сожалению, судьба оказалась неблагосклонна к недюжинному актерскому дарованию Татьяны Евгеньевны. Будучи молодой красавицей с удивительно правильными чертами лица, за которые ее даже называли «нашей Вивьен Ли», Самойлова тем не менее не смогла сделать себе карьеру в советском кинематографе.

Картину с ее участием «Летят журавли» на Западе приняли на ура, а американская киноакадемия премировала фильм «Оскаром».

Однако на родине актрису многие порицали, а Никита Сергеевич Хрущев и вовсе нелестно о ней отзывался, говоря, что советская девушка просто не может так выглядеть и вести себя, носить распущенные волосы и ходить босиком.

Люди творческих профессий зачастую срываются во время профессиональных кризисов и карьерных неудач. И в большинстве случаев психологический дисбаланс приводит к попыткам покончить с собой, которые, увы, иногда удаются.

Источник: https://utro.ru/articles/2007/10/18/688255.shtml

Татьяна Самойлова – самая красивая актриса советского кино

«В глазах этой русской богини можно утонуть». Так когда-то сказал о Татьяне Самойловой знаменитый Пабло Пикассо. Эта прекрасная советская актриса оказалась единственной из соотечественниц, чей отпечаток ладони остался на набережной Круазет в Каннах.

Татьяна Евгеньевна Самойлова появилась на свет в мае 1934 года в Ленинграде, в интеллигентной семье. Её мама Зинаида Левина работала инженером. А папа – прекрасный советский актёр Евгений Самойлов – служил в театре. Но через 3 года после рождения дочери семья переехала в столицу.

Татьяна Самойлова выросла за кулисами. С детства она «пропиталась» театральной атмосферой. Уже тогда она точно знала, что не будет никем иным, кроме артистки.

Хотя девочка имела все шансы стать прекрасной балериной. Она с успехом окончила балетную студию, и сама Майя Плисецкая приглашала юную Самойлову продолжать учиться в балетной школе при Большом театре.

Но Татьяна была нацелена лишь на актёрство.

Фильмы

В 1953 году Самойлову приняли в Щукинское театральное. И уже через 2 года состоялся её дебют на экране. Татьяна Евгеньевна сыграла Машу в картине «Мексиканец», снятой по одноимённому рассказу Джека Лондона.

Звёздная роль – Вероника в мелодраме «Летят журавли» – досталась молодой актрисе сразу же по окончании вуза.

Наверное, кроме Татьяны Самойловой нет ни одной отечественной актрисы, которой бы так несказанно повезло – превратиться в легенду после чуть ли не первой сыгранной роли.

Картина Михаила Калатозова не просто вошла в золотой фонд отечественного кинематографа, она и сегодня по праву считается лучшей картиной о войне.

Мало кому известно, что эта роль далась Татьяне Евгеньевне очень трудно. Во время съёмок она заболела туберкулёзом. Задыхаясь, держась на уколах, она всё же выходила на съёмочную площадку почти полгода, практически без выходных. Работать приходилось с раннего утра до полуночи.

Успех картины был оглушительный. Хотя на самом верху её раскритиковали в пух и прах. Героиню Самойловой, изменившую своему любимому, ушедшему на фронт, с его же другом, советская мораль отторгла. Особенно рьяно начали критиковать фильм после того, как его «заклеймил» Никита Хрущёв.

Но через год после выхода картина «Летят журавли» становится хитом Каннского кинофестиваля. В 1958 году лента получила «Золотую пальмовую ветвь», а Татьяна Самойлова премию «Апельсиновое дерево» и диплом за лучшую женскую роль.

Канны потрясли молодую актрису. Но невиданная роскошь и беспрецедентное внимание не выбили Самойлову из колеи. Она довольно быстро освоилась и на равных общалась с коллегами.

После феноменального успеха картины для Татьяны Евгеньевны настало неожиданное затишье. За 4 года она снялась лишь в двух картинах. Зато о ней не забыли за рубежом. В 1961-ом актриса была приглашена для роли в картине «Альба Регия», которую снимал румынский режиссёр Михай Семеш. Она сыграла разведчицу.

Потом снова перерыв до 1964 года. И снова о Самойловой вспомнили на Западе. Джузеппе де Сантис – знаменитый итальянский режиссёр – пригласил советскую актрису сняться хотя и не в главной, но очень яркой роли в военной драме «Они шли на Восток». Героиня Самойловой в чём-то даже затмила Софи Лорен, которой достался центральный образ.

За эту работу актриса, чью игру признавали гениальной на Западе, получила солидный гонорар. Она приехала домой на «Опеле» и с отличным гардеробом, отчего отношение к ней, кажется, ещё больше испортилось. Ей завидовали, о ней сплетничали, её недолюбливали чиновники «от культуры».

И лишь в 1967 году Татьяне Самойловой снова досталась звёздная роль. Её Анна Каренина гениальна. Драма, снятая Александром Зархи, имела огромный успех, пожалуй, не уступавший успеху «Войны и мира» Фёдора Бондарчука.

После «Анны Карениной» актриса ждала шквала предложений от режиссёров. Но увы. Впереди были годы забвения. Самойлову лишь изредка приглашали на небольшие роли. Возможно, творческая биография Татьяны Самойловой сложилась бы совсем иначе, если бы артистка ответила согласием на предложения голливудских режиссёров.

Актриса исчезла с экранов где-то с середины 1970-ых. Лишь в конце 1990-ых она появилась в картине «24 часа». Через 4 года мелькнула в эпизодах «Московской саги» и «Сен-Жермен». Последний фильм с участием Самойловой – «Нирвана» – вышел на экраны в 2008 году. В молодёжной драме Татьяне Евгеньевне досталась небольшая роль.

О легендарной артистке ходили разные слухи. Говорили об алкоголизме, психическом расстройстве, булимии. Но близкие люди, хорошо знавшие Татьяну Самойлову, называли её главную «болезнь» – тяжёлое одиночество.

Источник: http://aeslib.ru/kultura-i-iskusstvo/kino/tatyana-samojlova-samaya-krasivaya-aktrisa-sovetskogo-kinematografa.html

Скончалась Татьяна Самойлова: причина смерти актрисы

80-летняя народная артистка РФ Татьяна Самойлова скончалась в Москве. Об этом ИТАР-ТАСС сообщили в Гильдии актеров кино РФ. Причина смерти ишемическая болезнь сердца и гипертония.

«Татьяна Евгеньевна скончалась ночью, место похорон будет известно днем», — отметили в гильдии.

Накануне 80-летия состояние Самойловой ухудшилось, актрису доставили в реанимационное отделение столичной больницы. Причиной госпитализации стали ишемическая болезнь сердца и гипертония.

Артистку подключили к искусственной вентиляции легких. Через сутки сердце Самойловой остановилось.

Предполагалось, что 6 мая она отметит юбилей в московском Доме кино.

Сын Татьяны Самойловой Митя много лет проживает в США в Детройте. Дмитрий – доктор, нейрохирург. Он женат на американке, воспитывает дочку, которую назвал в честь звездной мамы – Таня.

Напомним, что личная жизнь Татьяны Самойловой была насыщенной. Первый муж Самойловой — Василий Лановой. Тогда начинающий актёр, они познакомились во время учёбы в институте. Брак продлился несколько лет.

Второй супруг — Валерий Осипов — тогда начинающий писатель. Брак продлился 10 лет.

Следующий муж — Эдуард Мошкович — администратор, после знакомства с Татьяной он ушел из семьи, где имел ребёнка. Брак продлился 5 лет, после Эдуард эмигрировал в Германию. В этом браке у Татьяны Самойловой родился сын — Дмитрий.

Еще один брак у Самойловой был с Солом Шульманом — журналистом и режиссёром. Брак продлился 4 года.

Татьяна Самойлова родилась в 1934 года в Ленинграде. В школьные годы занималась балетом, окончила балетную студию при театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, ее приглашала учиться в балетную школу при Большом театре Майя Плисецкая, но тяга к драматическому театру оказалась сильнее.

Картина «Летят журавли», поставленная Михаилом Калатозовым по пьесе Виктора Розова «Вечно живые», принесла актрисе мировую славу. За роль Вероники она была отмечена «Золотой пальмовой ветвью» Каннского кинофестиваля.

Также среди наиболее известных ее фильмов — «Анна Каренина», «Неотправленное письмо», «Леон Гаррос ищет друга», «Я — Куба», «Они шли на Восток», а также театральные работы.

Тизерная сеть GlobalTeaser

Источник: http://star-town.net/lost/6-rus/2439-samoylova.html

Валерий Кичин: Татьяна Самойлова — одна из трагедий нашего кино

Первая красавица курса, девушка с экзотичной внешностью, с невероятными раскосыми глазами, полная молодого оптимизма и энергии, уверенная в своем будущем. Она была счастливым ребенком: отец — знаменитейший Евгений Самойлов, кумир театра и кино, идол всех женщин Советского Союза.

Она училась танцу, на нее обратила внимание сама Майя Плисецкая. Но Самойлова предпочла драму и пошла учиться в легендарную «Щуку» — училище имени Щукина, откуда вышло много великих вахтанговцев, включая Василия Ланового — ее первую любовь и первого супруга.

Красота окружала ее: красавец-отец, красавец-муж, и сама красавица, от которой вскоре будет неметь сам Пабло Пикассо.

Экзотическую девушку пригласили на первую в ее жизни кинороль — конечно, экзотическую: в фильме «Мексиканец» с красавцем Олегом Стриженовым в главной роли. Даже успех был красивым и экзотическим: зрители воспринимали фильм как картинку из недоступной заграничной жизни — в одном ряду с «Человеком-амфибией».

Народной артистке России Татьяне Самойловой 4 мая исполнилось 80 лет

И сразу — уже триумф, причем громкий, всемирный: Самойлова сыграла Веронику в фильме Михаила Калатозова «Летят журавли» и стала суперзвездой. Ей стоя рукоплескал зал Каннского фестиваля, фильм получил единственную в нашей истории Золотую пальмовую ветвь, а его главная звезда — приз жюри. С формулировкой «Самой скромной и очаровательной актрисе».

Тогда ее узнала вся планета. Ее лицо мелькало на обложках мировых журналов в одном ряду с самыми популярными знаменитостями. С ней мечтал сняться Жерар Филип. Пикассо сулил ей звездную жизнь. Эта советская звезда была не только красива — она обладала той актерской искренностью, которая пленяла сразу и навсегда.

Ее раскосые глаза обещали талант, границы которого были еще никому не известны. Этот триумф мог стать поворотным пунктом в ее судьбе: ее готовы были снимать крупнейшие кинокомпании, на нее сыпались лестные предложения.

Но она была представительницей великого СССР, и советские официальные органы отклоняли любые западные контракты: «Самойлова очень занята!».

А она не была занята. Девушка с экзотическим разрезом глаз вряд ли могла играть типичную комсомольскую активистку в типичном советском кино; режиссеры ею восхищались, но в своих фильмах ее «не видели».

Да и успех картины «Летят журавли» в глазах партийных функционеров был сомнительным: «воспевание» девушки, не дождавшейся жениха-фронтовика, приравнивалось к пропаганде проституции. И Запад, наверное, не случайно клюнул на этот порочащий Россию фильм, а что мило врагу, то враждебно родине.

Вот примерно так рассуждала политизированная критика, и актрису, у ног которой лежал «весь Париж», у нас снимать не очень торопились. Ее снял, в память о недавнем триумфе, Калатозов в «Неотправленном письме».

Потом каннскую звезду пригласил венгерский режиссер Михай Семеш на роль советской разведчицы в шпионском триллере «Альба Регия» (ее партнером там был кумир венгерского кино Миклош Габор). Потом итальянский классик Джузеппе Де Сантис снял ее в роли коллаборационистки Сони в фильме из времен Второй мировой «Они шли на Восток».

Но все это уже не шло ни в какое сравнение с ее первым и главным успехом. Звездный путь прервался на взлете просто потому, что любая звездность казалась подозрительно «не нашей»: с ней просто не знали, что делать. И вспоминали о Самойловой, как вы заметили, в основном заграничные режиссеры.

Алексей Баталов: Татьяна Самойлова не играла, а жила на экране

Но вот неожиданно вспомнил режиссер наш, и к тому же классик: Александр Зархи доверил экзотической красавице роль самой Анны Карениной. В этом фильме Самойлова снова встретилась с Майей Плисецкой, сыгравшей Бетси Тверскую.

Советская «Анна Каренина» тоже была приглашена на Каннский фестиваль, который всегда любил возвращаться к своим прежним фаворитам и теперь нетерпеливо ждал новой встречи с Татьяной Самойловой.

Но не дождался: Франция была в огне студенческих волнений, и в знак солидарности с молодежью революционно настроенные зачинатели французской «новой волны» не дали открыть фестивальный занавес, а жюри сложило полномочия. Каннская премьера фильма не состоялась, новый триумф Самойловой — тоже.

В России же картину приняли, как всегда, кисло-сладкими усмешками: в глазах миллионов Анна Каренина не должна обладать столь вызывающей экзотической красотой.

Так вторая по-настоящему звездная роль Татьяны Самойловой не то чтобы не состоялась, но была как бы придушена — сначала судьбой-индейкой в Канне, потом вечной хмурой бдительностью у себя дома.

И потянулись годы бездействия. Актрисе перепадали незначительные роли в фильмах, которые забывались уже в год выхода. Семейная жизнь тоже стала нестабильной: уходили мужья, приходили новые, в итоге безработная актриса осталась в полном одиночестве.

В ресторане Московского Дома кино, который тогда славился своей атмосферой дружественности и скромными ценами, часто могли видеть молчаливую женщину, которая сидела, как правило, за столиком у окна совершенно одна — в ней с трудом узнавали блестящую красавицу с каннских подмостков, а если узнавали, то опасались потревожить бестактностью. Самойлова приходила туда столоваться, ее знали официантки и подкладывали ей вкусные кусочки, делали порции чуть побольше. Возможно, она приходила не только поесть, но и чтобы ее кто-нибудь вспомнил, подошел, поговорил с ней. Потом ее перестали видеть и там.

Андрей Максимов: В разговорах о Татьяне Самойловой нет полутонов

В 2008 году, спустя почти полвека после каннского триумфа, о забытой звезде вспомнил молодой режиссер Игорь Волошин и снял в эпизоде своего фильма «Нирвана».

Эпизод был прекрасен, эксцентричен, ярок, 74-летняя актриса там блеснула новой гранью своего таланта, еще неведомой: трагикомедийной.

Но на Берлинском фестивале, где состоялась премьера, и Самойловой уже не было, и зрители на экране ее не узнали: в кино слава и приходит и уходит очень быстро.

Одиночество, забвение, ощущение ненужности и традиционная для наших былых суперзвезд нищета делали свое дело.

Самойлова много болела, питалась скудно, и были случаи, когда она исчезала из дома, и спустя несколько дней ее находили где-нибудь в больнице, где пожилые врачи могли только ахать, признав в старой молчаливой женщине экранную красавицу, освещавшую их юность. А молодые, скорее всего, уже и не знали, кому ставят капельницу.

Это, увы, типичная для нашего кино судьба. Пока человек нужен и приносит отечественному искусству мировую славу, его терпят. А потом бросают и забывают до некролога.

Актерские гонорары советской поры не позволяли накопить на обеспеченную старость, и уж тем более речи не могло быть о своем бизнесе, который обычно кормит угасшие западные светила.

И только редкие телевизионные всхлипы о трагических судьбах потерянных по дороге звезд нарушают могильную тишину вокруг них, еще живых. Но и эти отдельные всхлипы — дань не милосердию как закону жизни, а спорадическим поискам сенсации.

Сейчас о Татьяне Самойловой как раз готовились вспомнить: в канун ухода ей исполнилось восемьдесят. И был уже объявлен вечер в Доме кино. Звезда Канна должна была явиться своим былым почитателям приодетой, ей говорили бы ласковые слова, ей снова должны были перепасть кусочки любви и счастья.

Теперь будет вечер прощания навсегда. И ласковые слова Татьяна Самойлова уже не услышит. Останется ее ладошка, оттиснутая на Аллее звезд во французском Канне. Уникальная ладошка — по-моему, единственная, оставленная там звездой из России.

Источник: https://rg.ru/2014/05/05/samoylova1-site.html

Ссылка на основную публикацию