Сознание: расшифровка понятия

Сознание — это… что такое сознание?

  • СОЗНАНИЕ — многообразие различений и их различий (первичный опыт), а также предпочтений (выделение того или иного элемента различаемого в качестве переднего плана) и идентификаций различенного. В корреляции с миром как различенностью сущего С. образует… …   Философская энциклопедия
  • СОЗНАНИЕ — СОЗНАНИЕ. В эмпирической психологии под С. понимается такая связь одновременных и сменяющих друг друга во времени псих, процессов, к рая ведет к познанию действительности и регулированию взаимоотношений личности с окружающим миром (о… …   Большая медицинская энциклопедия
  • сознание — Все то, что осознается в данный момент времени. Осознание настоящего момента. Способность одновременно сосредоточиться на 7 + 2 чанках информации. (Смотри также: Чанкинг). Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva.… …   Большая психологическая энциклопедия
  • сознание —         СОЗНАНИЕ (англ. consciousness, mind; нем. Bewusstsein) состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях. С. противопоставляется… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  • Сознание —  Сознание  ♦ Conscience    Одно из самых трудных для определения слов – возможно, потому, что всякое определение апеллирует к сознанию и подразумевает сознание.    Сознание – это своего рода отношение себя к себе, но не имеющее ничего общего ни с …   Философский словарь Спонвиля
  • сознание — только рефлекс рефлексов. сознание должно быть понято как реакция организма на свои же собственные реакции. сознание есть соотносительная деятельность внутри самого организма, внутри первой системы, соотносительная… …   Словарь Л.С. Выготского
  • СОЗНАНИЕ — СОЗНАНИЕ, сознания, мн. нет, ср. 1. Действие и состояние по гл. сознать сознавать в 1 знач. «Коммунизм есть высшая ступень развития социализма, когда люди работают из сознания необходимости работать на общую пользу.» Ленин. Сознание своего долга …   Толковый словарь Ушакова
  • сознание — См. понимание прийти в сознание, прийти к сознанию, с сознанием собственного достоинства… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. сознание разумение, психика, осознание, чувство …   Словарь синонимов
  • Сознание — Сознание: Сознание (философия) Сознание (психология) …   Википедия
  • СОЗНАНИЕ — одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и …   Большой Энциклопедический словарь

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/44402

Сознание

Вопрос о взаимоотношении психики и мозга является предметом постоянной дискуссии между представителями различных направлений в философии, медицине и психологии.

Отечественная наука утверждает, что психическая деятельность — это функциональная способность мозга отражать объективную действительность и обеспечивать адекватные взаимоотношения организма с окружающей средой. С психофизиологических позиций психическая деятельность — это сложный, многоэтапный, многозвеньевой физиологический процесс, все звенья которого функционируют в гармоническом единстве.

Сознание — это высший уровень отражения действительности, проявляющийся способностью личности отдавать себе ясный отчет об окружающем, о настоящем и прошлом времени, принимать решения и в соответствии с ситуацией управлять своим поведением.

Можно привести характеристику или структуру сознания.

Первая характеристика — это совокупность знаний об окружающем мире, вторая — закрепленное в сознании отчетливое различение субъекта и объекта, то есть того, что принадлежит «я» человека и его «не-я».

Третья характеристика сознания это обеспечение целеполагающей деятельности. Четвертая характеристика сознания — наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях.

Психика человека имеет качественно более высокий уровень, чем психика животных (homo sapiens — человек разумный).

Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека.

И хотя видовые биолого-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение 40 тысячелетий, развитие психики происходило в процессе трудовой деятельности.

Трудовая деятельность имеет продуктивный характер, осуществляя процесс воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей. Таким образом, материальная, духовная культура человечества — это объективная форма воплощений достижений его психического развития.

Труд — это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу.

Для трудовой деятельности характерно следующее: 1) употребление и изготовление орудий труда, их сохранение для последующего использования; 2) продуктивный характер и целенаправленность процессов труда; 3) подчиненность труда представлению о продукте труда — трудовой цели, которая определяет характер труда и способ трудовых действий; 4) общественный характер труда, осуществление его в условиях совместной деятельности; 5) труд направлен на преобразование внешнего мира.

Изготовление, употребление и сохранение орудий труда, разделение труда способствовали развитию абстрактного мышления, речи, языка, общественно-исторических отношений между людьми.

В процессе своего исторического развития человек сам изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции — специфически человеческие.

Общественно и исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия.

Сознательная деятельность представляет собой одну из высших психических функций.

Без участия сознания невозможно представить себе какое-то законченное сложное действие даже на уровне высокоорганизованного млекопитающего, например, процесс выслеживания и добывания пищи хищником, сложный процесс защиты от преследования врагов в мире животных и др. Сознание рассматривают в эволюционно-физиологическом и психосоциальном аспекте.

В эволюционно-физиологическом аспекте сознание было бы правильно квалифицировать как состояние центральной нервной системы, обеспечивающее сложную интегральную высшую деятельность головного мозга и всего организма. У высокоорганизованных животных это психическая деятельность.

В психосоциальном аспекте сознательная деятельность неотделима от психической. Без ясного сознания как определенного состояния мозга невозможна психическая деятельность. Нельзя отождествлять «сознательное» и «психическое». Последнее — более широкое понятие.

Необходимо различать несколько этапов развития сознательной деятельности, неразрывно связанных со зрелостью ума и соответствующим уровнем общественного сознания и развития психики: психика животных и пред человека, стадное сознание, сознание разумного человека, сознание человека родового общества и появление самосознания.

Понятие «сознание» относится как к отдельному человеку (индивидуальное сознание), так и к обществу (общественное сознание). Общественное сознание как отражение общественного бытия включает в себя политические, философские, правовые, художественно-эстетические взгляды, морально-этические идеи, нормы, научные знания. Общественное сознание влияет на индивидуальное сознание, на его развитие.

Сознание неразрывно связано с речью, языком. Сознание есть всегда знание о чем-то, имеет активный характер и неразрывно связано с деятельностью.

Важную роль среди различных свойств сознания играет его ориентирующее качество (в месте, времени, окружающей обстановке).

Человек обладает способностью осознавать как окружающий его мир, так и самого себя. Это называется самосознанием, осознанием человеком своего тела, мыслей, действий, чувств, собственного положения в системе общественного производства.

Мир познается и осознается человеком через призму общественных отношений, производственного процесса, орудий труда, языка, этических и эстетических норм. Поэтому сознание человека, в конечном счете, определяется его бытием, т.е.

реальной жизнью в конкретно-исторических условиях. О физиологическом механизме сознания И.П.

Павлов сказал, что сознание — это нервная деятельность определенного участка больших полушарий в данный момент, при данных условиях, обладающего известной оптимальной возбудимостью.

Сознание — это динамический процесс, детерминированный объектом его и опосредуемый мозгом.

Часто в быту употребляется выражение подсознательное. Иногда подсознательно появляются некоторые чувства, происхождение которых человек объяснить не в состоянии. К ним же следует отнести автоматизированные навыки, внушение в гипнозе и т.д.

К области подсознательного следует отнести и работу головного мозга во время сна. Известно, что ряд людей во сне делали открытия (Д.И. Менделеев, А.С. Грибоедов и др.)« Объяснение этому наука еще не дала. В головном мозге во время сна продолжается работа— происходит анализ и синтез, уточнение и выделение.

Болезнь может изменить самосознание, в частности, нарушить осознание самого себя как больного или понимание себя как личности, своего «я».

Сознание — особое свойство психики, специально направленное на самоконтроль жизнедеятельности индивида, в том числе, на контроль функционирования и самой психики. Определенную роль не в научной, а в церковной психологии, в восточной психологии и философии занимает понятие «сверхсознание».

Сверхсознание отличается от обычного сознания тем, что в нем представлен не только невидимый мир, но и все сверхразумное и сверхчувственное, а в древнецерковном аскетическом сверхсознании представлено также и сверхъестество Божественных принципов.

Виды сверхсознания. Лодыженский различает три вида сверхсознания: астральный, ментальный и духовный.  

Астральное сверхсознание, по Лодыженскому, имеет место в демонской мистике, осуществляется через астральные силы, питаемые в человеке злыми страстями. Астральное сверхсознание составляет элемент в шаманском экстазе, у хлыстов и дервишей. В основе его лежит взвинченная до крайности в пляске или прыганье сила неразумной души.

Ментальное сверхсознание достигается силой концентрированного ума и сознания, то есть возбуждением разумной части души. Психизм — характерная особенность обоих этих видов сверхсознания.

Рудольф Штейнер в книге «Как достичь познания сверхчувственных миров» также уделяет внимание развитию этих центров. В астральном сверхсознании сознание заменяется чувственностью, а в ментальном — воображением и «змеем».

Лодыженский также отмечает роль воображения в развитии сверхсознания.

Духовное сверхсознание в «умной медитации» достигается концентрацией ума в сердце, что вызывает интенцию всего духа в сердце.

В древнецерковной науке нет понятия сверхсознания, а есть божественное сознание.

Источник: https://psyera.ru/4453/soznanie

Сознание в психологии

Сознание в психологии – это один из базовых элементов, который объясняет механизм его поведения. В различных школах психологии понятие трактуется по-разному, рассмотрим некоторые из них.

Среди таких механизмов поведения человека, как воля, внимание, эмоции, память, сознание занимает одну их важных стратегических ролей для психологического и эмоционального здоровья человека. Сознание в психологии представляет собой результат творческого синтеза многочисленных процессов психики человека.

Определение сознания с точки зрения синтеза процессов психики

Сознание человека строится на постоянном взаимодействии психологических и физических факторов. В психологии различают два определения понятия «сознание» в психологическом аспекте:

  • это процесс отражения объективной реальности с помощью органов чувств                        (перцепция);
  • это особенность, с  помощью которой человек реализует свой потенциал к самоорганизации на более высоком качественном уровне, чем просто использование всех органов чувств и психологических реакций организма.  Это приводит к образованию упорядоченной и осмысленной структуры психических элементов (аперцепции).

Трактовка сознания в различных школах психологии

Сознание в психологии имеет несколько определений – этому способствует огромное количество различных школ психологии. Каждая расшифровка этого термина освещает ту или иную особенность этого понятия. Рассмотрим, как некоторые школы трактуют этот термин:

  1. Структурализм. Сознание – это своеобразная «химия души», понятие, которое можно разложить на составляющие и составить условную «периодическую систему элементов».
  2. Функционализм (по Джеймсу). Сознание – важная функция человека, который живет в структурированной сложной среде. Существует личностное измерение сознания – анализ сознательного опыта, который переживается как «мой» и «принадлежащий мне».
  3. Сознание, по Джеймсу – это жизненно важная функция человека, живущего в сложной среде. Джеймс ввел «личностное» измерение сознания, считая, что сознательный опыт всегда переживается как «мой», как «принадлежащий мне».
  4. Гештальтпсихология. Сознание, с точки зрения наук, изучающих психо-эмоциональное состояние человека, – это результат преобразований по законам гештальта, то есть результат вычислений преобразования различных физических раздражителей.
  5. Бихевиоризм. Сознание – это внутренние особенности поведения человека. Поведения, которое отличается от внешнего тем, что реакции человека настолько слабы, что не могут быть замечены сторонним наблюдателем.
  6. Когнитивная психология. Сознание – это логический процесс познания мира. Оно может как самостоятельно перерабатывать информацию, так и просто маркировать, т.е. выделять какую-то часть специальным образом. Рассудок в когнитивной психологии не фигурирует в конкретных схемах и теориях.

Сознание в психологии также можно назвать «интенциональным» – направленным на изучение конкретного предмета. Человек использует свое сознание во время самонаблюдения, рефлексии, экспериментами с различными уровнями ясности, проявления мотивационно-ценностного характера.

Источник: http://VitaPortal.ru/psihologiya/soznanie-v-psihologii.html

Гилберт Райл — Понятие сознания

Доктор философских наук

В. П. Филатов

Идея издания работ Г. Райла на русском языке возникла на философском факультете Российского государственного гуманитарного университета в ходе занятий по истории аналитической философии XX в. Группа студентов-старшекурсников — Е. В. Крупенина, Н. Г. Примаков, В. А. Селиверстов и Д. А.

Симонов — рискнула взяться за перевод «Понятия сознания» и статьи «Категории». Первые варианты перевода были далеки от совершенства, в связи с чем для довершения дела были привлечены известные специалисты по современной англоязычной философии З. А. Сокулер (ИНИОН РАН), В. Н.

Порус (Институт философии РАН) и А. Б. Толстов (философский факультет МГУ). Специально для настоящего издания сотрудники Института философии РАН М. С. Козлова и И. В.Борисова еще раз уточнили свои переводы глав из «Дилемм» и статью «Обыденный язык».

Так в результате коллективных усилий была завершена работа, результаты которой мы предлагаем читателю.

Вполне вероятно, что в деле перевода подобный коллективизм наряду с достоинствами имеет и недостатки, в частности ведет к трудноустранимым разночтениям и сдвигам смысла при переводе отдельных понятий и выражений. Мы осознавали это, но сегодня столь фундаментальный труд вряд ли под силу одному человеку.

Однако помимо этих привходящих трудностей при переводе работ Райла существуют и более объективные и специфические проблемы. Отметим только некоторые из них.

Его произведения нередко считаются одним из образцов современной английской философской прозы с точки зрения стиля, разнообразия языка, изящества в использовании аргументации, юмора и пр.

Кое-что из этого было утрачено при переводе, что, видимо, неизбежно при переводе текстов, столь сильно отличающихся от строго научных и технических по стилю.

Читатель также обратит внимание на то, что многие рассуждения Райла начинаются «снизу».

Прежде чем сформулировать какой-то аргумент, философ разбирает конкретные примеры — все эти многочисленные спортивные и карточные игры, лицедействующие актеры и клоуны, слушающие музыку меломаны и чистящие свои штыки солдаты, заучивающие стихи и завязывающие узлы дети и т. д. и т. п. Многие детали этих примеров связаны со спецификой повседневной британской культуры и иногда ставили в тупик переводчиков.

Но, пожалуй, главная проблема, связанная прежде всего с переводом «Понятия сознания» (The Concept of Mind), начинается уже с названия работы и состоит, пользуясь словами У. Куайна, в существенной «неопределенности» перевода понятий, описывающих феномены сознания или «ментального поведения». Это обстоятельство, кстати говоря, отмечают и лингвисты.

Например, в известных работах А. Вежбицкой[6] показывается, что понятия русского и других основных европейских языков, относящиеся к сферам «души», «ума», «воли», «совести» и т. п., существенно отличаются между собой.

Если перевести это в конкретный план, то нужно отметить, что уже основное используемое Райлом понятие «mind» не имеет адекватных аналогов ни в обычном русском языке, ни в нашем философском лексиконе.

Мы переводили это понятие как «сознание», исходя из сложившейся практики, а также из того, что другие возможные переводы — дух, душа, ум, психика — еще менее приемлемы.

Эта книга предлагает то, что с определенными оговорками может быть названо теорией сознания. Но в ней вы не найдете какой-то новой информации о сознании.

Дело в том, что все мы обладаем о нем весьма обширным знанием, причем это знание не заимствовано нами из рассуждений философов и не может быть опровергнуто этими рассуждениями. Философские аргументы, которые составляют эту книгу, нацелены не на увеличение осведомленности в этой области, но на прояснение и очищение логической географии уже имеющегося у нас знания.

Преподаватели и судьи, чиновники и критики, историки и писатели, священники и предприниматели, работодатели и служащие, родители и возлюбленные, друзья и враги — все они достаточно хорошо умеют улаживать постоянно возникающие проблемы, касающиеся свойств и особенностей характера и интеллекта тех индивидов, с которыми они имеют дело.

Они могут оценивать их поступки и достижения, понимать их слова и действия, распознавать их мотивы, воспринимать их шутки. Если в это понимание закрадываются ошибки, то они умеют их исправлять.

Более того, они способны оказывать преднамеренное влияние на сознание окружающих людей с помощью критики, примера, обучения, наказания, взятки, насмешки или убеждения, а затем изменять свой способ общения в свете достигнутых результатов.

Для всех этих описаний и предписаний люди более или менее успешно используют понятия, обозначающие ментальные способности и действия.

Они научились тому, как применять в конкретных ситуациях такие эпитеты, описывающие ментальное поведение, как «внимательный», «глупый», «логический», «ненаблюдательный», «тщеславный», «изобретательный», «методичный», «доверчивый», «остроумный», «отличающийся самообладанием» и многие другие.

Однако одно дело знать, как применять подобные понятия, и совсем другое — знать, как они взаимосвязаны друг с другом и с понятиями иного рода. Многие люди способны осмысленно использовать понятия в своей речи, однако не могут осмысленно говорить о них.

Благодаря практике они знают, как оперировать понятиями, во всяком случае, в знакомых им сферах, но они не могут выявить логические отношения, которые регулируют их использование.

В этом они сходны с теми, кто хорошо знает все дорожки в собственном округе, но не может нарисовать или же прочитать карту этого округа, а тем более карту области или континента, а котором находится этот самый их округ.

Существует учение о природе и месте сознания, которое настолько широко распространено среди ученых и даже среди простых людей, что заслуживает быть рассмотренным в качестве официальной теории.

Большинство философов, психологов и религиозных учителей подписываются, с теми или иными незначительными оговорками, под ее основными положениями и, несмотря на то, что признают в ней определенные теоретические трудности, они все же склонны считать, что эти последние могут быть преодолены без серьезных модификаций в архитектуре теории.

Ниже будет показано, что основополагающие принципы этого учения неверны и входят в противоречие со всем корпусом того, что мы знаем о сознании, при условии, если мы не просто пустословим о нем.

Официальное учение, основателем которого выступил Декарт, в общих чертах выглядит следующим образом.

За исключением (весьма сомнительным) слабоумных и младенцев каждое человеческое существо обладает телом и умом. Некоторые предпочли бы сказать, что каждый человек является телом и умом.

Человеческое тело и ум обычно сопряжены, однако после смерти тела ум может продолжать существовать и действовать.

Человеческие тела протяженны и подчинены механическим законам, которые управляют движениями всех тел в пространстве. Телесные процессы и состояния могут быть отслежены сторонним наблюдателем. Таким образом, жизнь человеческого тела — дело столь же публично наблюдаемое, сколь и жизнь животных, рептилий и даже рост деревьев, кристаллов или движение планет.

В то же время сознания не находятся в пространстве, а их деятельность не подчиняется законам механики. Работа, происходящая в одном сознании, не видна другим наблюдателям, его существование приватно. Только я один могу иметь непосредственное знание о состояниях и процессах, происходящих в моем сознании.

Человек, таким образом, проживает две параллельные истории: одну, состоящую из всего, что происходит с телом и внутри него, и другую, складывающуюся из происходящего с его сознанием и внутри него. Одну — публичную, другую — приватную.

События первой истории суть события физического мира, те же, что составляют вторую, являются событиями ментального мира.

Неоднократно обсуждалось, способен ли человек непосредственным образом контролировать все или же только некоторые эпизоды своей собственной приватной истории. Однако, по крайней мере, некоторые из них, согласно официальному учению, доступны ему непосредственно и несомненно.

Благодаря сознанию, самосознанию и интроспекции человек получает прямую и адекватную информацию о текущих состояниях и действиях своего ума.

У нас могут возникать те или иные сомнения относительно одновременно действующих или смежных с ними явлений, происходящих в физическом мире, однако, по крайней мере, часть того, что в данный момент занимает наше сознание, будет для нас несомненным.

Эту раздвоенность двух жизней и двух миров человека привычнее выразить, сказав, что вещи и события, принадлежащие физическому миру, включая его собственное тело, относятся к сфере внешнего, в то время как деятельность его собственного сознания — к сфере внутреннего.

Разумеется, подобная антитеза внешнего и внутреннего подразумевается лишь в качестве метафоры, ибо сознания, будучи непространственными, не могут быть описаны ни как пространственно пребывающие внутри чего-либо другого, ни как содержащие пространственно происходящие события в самих себе.

Однако эта верная интенция не спасает от старых рецидивов, и теоретики продолжают строить догадки о том, как раздражители, физические источники которых находятся за ярды или мили от человека, способны инициировать ответные ментальные реакции внутри его черепной коробки; или о том, каким образом решения, оформленные в его голове, могут приводить в движение его конечности.

Источник: https://profilib.net/chtenie/113930/gilbert-rayl-ponyatie-soznaniya-3.php

Глава 11: Понятие сознание. Функции сознания

Человек, как существо владеющее самыми сложными проялениями психики, является носителем сознания.
Сознание — это особенное образование, которое сформировалось во врем общественно-исторического развития на основе труда, как пецифического вида человеческой деятельности, является формой целенаправленного психического отражения.

Через сознание еловек способен познять сущность окружающего мира, понимать его и одновременно знать о том, что он знает или не знает.

Сознание как философская категория

Возникновение этих идей началось еще в античности, когда сформировались 2 философских направления — идеализм и метариализм. С точик зрения первого — сознание объясняется как собственно человеческая форма психики, начало и условие бытия.

Материалисты рассматривают сознание, как результат отражения человеком действительности, продукт приспосабливания и активного отношения к бытию.

Но по поводу более точной интерпретации этого понятия возникает огромное количество нерешенных вопросов, поэтмоу изучение и трактовка понятия сознание и по сей день остается открытой научной проблемой.

Структурный элементы сознания пребывают в взаимосвязи и взаимодействии и обеспечивают ряд жизненно важных для человека функций:

  1. Главной функцией сознания является познавательная, или отражающаая функция, то есть способность индивида получать знания ою окружающем мире и о себе. Как познавательная деятельность сознание начинается из чувственно-образного познания и достигает абстрактного мышления.

    На этапе эмпирического познания накапливается разнообразный фактический материал, который позже обобщается с помощью абстрактного мышления, проникая таким образом в суть сложнейших явлений и устанавливая объективные закономерности, которым они подчиняются. Эта функция является всеохватывающей и из нее вытекают все остальные.

    Она имеет не пассивный, а активный, эвристический характер, то есть у сознания есть свойство опережающего отображения действительности.

  2. Познавательная функция обусловливает акумулятивную (накопительную) функцию.

    В памяти человека накапливаются не только полученные ею из личного опыта знания, но и те, что «добыты» современниками или предыдущими поколениями. Эти знания, в меру необходимости, актуализируются, воспроизводятся и служат средством реализации других функций сознания. Чем богаче память человека, тем проще ему принять оптимальное решение.

  3. Еще одной функице сознания является аксиологическая (оценочная). Человек не только достает данные о внешнем мире, но и оценивает их с точки зрения своих нужд и интересов.

    Сознание, с одной стороны, является формой объективного отображения, формой познания независимой от человеческого стремления действительности, результатом чего является получение знаний, но с другой стороны, сознание впитывает в себя проявления субъективного отношения к действительности, как к миру в котором человек существует, его оценку, осознание своего мира и его проявлений, смысл собственной жизни. Если мышление и познавательная способность тебует в основном придержания логических схем и оперирование ими, то ценностное отношение к миру и его осознание требует личностных усилий, собственных раздумий и переживаний.

  4.  Оценочная функция непосредственно переходит в функцию формирования цели. Это специфически человеческая способность, являющаяся кардинальной чертой сознания. Цель — это идеализированная нужда человека, которая нашла свой предмет; это такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предвидется результат действий человека. цели формируются на базе всего опыта человечества и достигают высших форм проявления в виде социальных, этических, эстетических и других идеалов. Целенаправленная деятельность человека обонована неудовлетворенностью человека миром и нуждой поменять его, придать ему такой формы, которая нужна человеку, обществу.
  5. Высшие возможности сознания проявляются в творческой (конструктивной) функции. Формирование целей, то есть осознание того для чего и ради чего чедовек совершает свои действия,  — необходимое услови любого сознательного поступка. Но, как обозначал гегель, суть дела исчерпываются не целью, а свершением. Реализация цели предусматривает применение неких средств, то есть того, что создается и существует ради достижения цели. Человек создает то, что природа до него не творила, строит нвоый мир.
  6. Важнейшей также является комуникативная функция. Она обусловлена тем, что люди принимают участие в общем труде и нуждаются в постоянном общении. Эта связь мыслей совершается через язык (звук), технические средтсва (тексты, коды и т.д). Стоит понимать, что в письменных текстах выложены не знания, а лишь информация. Чтобы информация стала знаниями, она должна быть субъективной. Вот почему распространение газет, журналов и интернет являются лишь условием, но не гарантией того, что изложенная в них информация станет знанием. Необходимы дополнительные усилия, направленные на превращение информации в знания, — это субъективное приобретение.
  7. Заканчивает логический цикл сознания личности регулятивная (управленческая) функция. На основе оценки факторов и соответственно поставленой цели сознание регулирует и упорядочивает действия человека, а потом и человеческих коллективов. Эта функция вплетена во взаимодействие человека с окружающим миром и выступает в двох формах: побудительной и исполнительной регуляции. Идейное содержание побудительных мотивов поведения и действительности людей имеет очень важное значение. В меру того, как идеи приобретают побудительную силу, человек совершает поступки сознательно, целенаправленно, по своим убеждениям. Исполнительная регуляция приводит действиетльность людей в соответствие с их нуждами, обеспечивает размеренность цели и реальные средства их регулировки.

Только гармоничное развитие всех этих функций формирует действительно целостную, в интелектуальном и духовном плане, личность.

В начале XXI века ученые многое сделали для того, чтобы передать отдельные функции интелекта информационным машинам. Уже сегодня компьютеры выполняют сложную работу: переводы, управление тарнспортом и т.д. Они совершают некоторые логические операции, свойственные человеческому мозгу. Возникает вопрос: нельзя ли создать машину, которая могла бы полностью заменить человеческий разум?

С точки зрения технических возможностей, действительно не стоит устанавливать черту между усовершенствованием информационных машин, но аналогия между машинними и мозговыми операциями не дает оснований для признания способностей машин к мышлению.

По сути, машина воссоздает только один аспект нашег омышления — формально-логический, тогда как реальное мышлени человека — это и воля, и эмоции, и интуиция, мечты, фантазии и прочее.

Багатство внутреннего мира человека является следствием багаста и разносторонноси ее общественных связей.

Значит, чтобы полностью смоделировать сознание человека, его структуру и все функции, не достаточно воссоздать только структури мозга. Для этого надо было бы воссоздать также весь исторический путь развития человека, обеспечить всеми нуждами, в том числе и политическими, морльными, эстетическими.

Источник: http://freephilosophy.net/glava-11-soznanie.html

Ссылка на основную публикацию