Послушание в психологии и поведении человека

Психология как наука о поведении

По сложившейся в психологии традиции под поведением понимают внешние проявления психической деятельности человека. И в этом отношении поведение противопоставляется сознанию как совокупности внутренних, субъективно переживаемых процессов. Иными словами, факты поведения и факты сознания разводят по методу их выявления.

Поведение происходит во внешнем мире и обнаруживается путем внешнего наблюдения, а процессы сознания протекают внутри субъекта и обнаруживаются путем самонаблюдения. Нам нужно теперь более пристально присмотреться к тому, что называют поведением человека.

Это нужно сделать по нескольким основаниям: Во-первых, чтобы проверить наше интуитивное убеждение, что поведение должно стать объектом изучения психологии. Во-вторых, чтобы охватить возможно более широкий круг явлений, относимых к поведению, и дать их предварительную классификацию. В-третьих, для того, чтобы дать психологическую характеристику фактов поведения.

Давайте поступим так же, как и при первоначальном знакомстве с явлениями сознания, — обратимся к анализу конкретных примеров.

Ответим на один из поставленных ранее вопросов:

Что такое факты поведения?

Это, во-первых, все внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей, — поза, мимика, интонации, взгляды, блеск глаз, покраснение, побледнение, дрожь, прерывистое или сдерживаемое дыхание, мышечное напряжение и др.;

во-вторых, отдельные движения и жесты, такие как поклон, кивок, подталкивание, сжимание руки, стук кулаком и т. п.;

в-третъих, действия как более крупные акты поведения, имеющие определенный смысл

Исходя из указанных критериев выделено 16 типов поведения.

Перцептивное поведение – стремление совладать с информационной перегрузкой за счет перцептивной категоризации, в результате которой многообразие воздействующей информации классифицируется, упрощается и может привести как к более ясному пониманию оцениваемого, так и к потере значимой информации.

Защитное поведение – любые реальные или воображаемые действия психологической защиты (отвергание, замещение, проекция, регрессия), которые позволяют создать, сохранить позитивный образ «Я», позитивное мнение человека о самом себе.

Индуктивное поведение – восприятие и оценка людьми самих себя на основе интерпретации значения собственных действий.

Привычное поведение – удовлетворение от положительного подкрепления – создает большую вероятность воспроизведения знакомых вариантов поведения в соответствующих ситуациях.

Утилитарное поведение – стремление человека решить практическую проблему с максимальным достижением (субъективным переживанием максимально возможного успеха).

Ролевое поведение в соответствии с ролевыми требованиями, обстоятельствами, которые вынуждают человека к каким-то действиям (даже при несовпадении с личностными устремлениями).

Сценарное поведение – человек является исполнителем множества правил допустимого «приличного» поведения, соответствующего его статусу в данной культуре, обществе.

Моделирующее поведение – варианты поведения людей
в малых и больших группах (заражение, подражание, внушение), но трудноконтролируемое как самим человеком, так и другими людьми.

Источник: http://www.modo-novum.ru/psiholog/znanie8.htm

Что такое уступчивость?

Автор Татьяна в 31/05/2014. Опубликовано Социальная психология

В русском языке нет устоявшегося термина для понятия compliance. Наиболее близким по значению будет слово «уступчивость».

Вот Вы когда-нибудь делали то, чего Вам на самом деле не хотелось — просто потому, что кто-то ещё попросил Вас об этом? Покупали что-нибудь после того, как Вас убедил это сделать назойливый продавец, или после того, как увидели рекламу с участием Вашей любимой знаменитости? Вот как раз пример того, что называют уступчивостью.

Какое влияние она оказывает на наше социальное поведение? Есть ли факторы, которые влияют на уступчивость? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, важно понять, что именно подразумевается под уступчивостью и как она проявляется.

В психологии уступчивостью считается изменение своего поведения в связи с просьбой или указанием другого человека.

Она подразумевает соответствие группе или изменение поведения для того, чтобы вписаться в группу — в то же время при отсутствии согласия с группой.

В отличие от повиновения, при котором другой человек находится на ступень выше — в социальном или любом другом плане, — уступчивость не зависит от демонстрации или проявления силы или власти.

«Уступчивостью считается изменение в поведении, необходимое другому человеку или группе; человек действует тем или иным образом, потому что его или её просят об этом (хотя есть возможность отказаться)».

Бреклер, Олсон и Уиггинс (2006)

«Ситуации, в которых необходима уступчивость, принимают различные формы.

К ним относятся как просьба друга о помощи, предварённая застенчивым вопросом „Можешь сделать одолжение?“, всплывающие окна в Интернете, разработанные с целью заманить Вас на коммерческий сайт, так и предложение продавца после слов „У меня есть для Вас предложение!“ Иногда просьба выражена открыто и прямой; что Вы видите, то и получаете. В других случаях она является частью более тонкой и изощрённой манипуляции».

Кассин, Фейн и Маркус (2011)

Методы, используемые для влияния на решения человека

Уступчивость вызывает интерес у специалистов в области психологии потребителя. Предметом этой области является психология поведения потребителей и способы воздействия покупателей с целью убедить их приобретать товары и услуги. Маркетологи часто прибегают к использованию определённых стратегий для того, чтобы сделать потребителей более уступчивыми:

  • Техника «дверью в лоб». При таком подходе маркетологи начать с призыва к большей уступке. Когда человек отказывается, они просят о меньшем и более разумном. Например, владелец бизнеса попросит человека сделать большие инвестиции в развитие его дела. После того как ему откажут, бизнесмен попросит совершить по крайней мере небольшую покупку с тем, чтобы помочь ему. После отказа, человек скорее всего почувствует себя вынужденным согласиться.
  • Техника «нога в дверях». При использовании этого подхода маркетологи начинают с небольшой просьбы. После того, как человек выполняет первую просьбу, он охотнее выполнит и остальные, более серьёзные. Например, Ваш коллега просит Вас подменить его в течение дня. После этого Вы с большой вероятностью согласитесь подменять его и в течение всей недели.
  • Техника «Но это ещё не всё». Вы когда-нибудь ловили себя на интересе к рекламному ролику? После того, как описания продукта продавец делает дополнительное предложение прежде, чем потенциальный покупатель примет решение и вообще как-либо отреагирует. «И это ещё не всё», — добавляет продавец. — «Если Вы купите набор прямо сейчас, мы добавим ещё один экземпляр бесплатно!» Цель заключается в том, чтобы сделать предложение привлекательным для потребителя, насколько это возможно.
  • Техника «низкого мяча». Эта стратегия предполагает взятие человеком на себя обязательств, а затем изменение условий этого обязательства. Например, продавец может заставить Вас купить конкретный тарифный план по низкой цене, а затем добавить скрытые платежи, которые сделают этот план намного дороже.
  • Взаимность. Люди более способны на уступки, если чувствуют, что другой человек уже сделал что-то для них. Мы были склонны полагать, что, если человек проявил доброту к нам, то мы должны вернуть этот долг. Исследователи обнаружили, что эффект настолько силён, что эта уловка срабатывает даже тогда, когда первоначальная услуга делается неожиданно или исходит от кого-то, кто нам не нравится.

Исследования уступчивости

Есть целый ряд известных исследований, посвященных вопросам уступчивости, послушания и повиновения:

  • Эксперименты Соломона Аша на тему конформизма. Испытуемым показали три линии различной длины и предложили выбрать самую длинную из них. Когда другие участники группы выбирали неправильную линию, те, кто замечали это, всё-таки делали тот же выбор.
  • Эксперимент Стэнли Милгрэма. Известные и спорные эксперименты Милгрэма показали, как можно заставить человека повиноваться. Участников этих экспериментов заставляли применять электрический ток к другим людям. Несмотря на то, удары током не были реальными, участники искренне верили, что они причиняют боль другому человеку. Милгрэм обнаружил, что 65% людей будут запросто применят смертельный разряд тока, если прикажет авторитетный человек.
  • Стэнфордский тюремный эксперимент. В 1970-х был проведён эксперимент, участники которого играли роли охранников и заключённых в макете тюрьмы, созданном в подвале факультета психологии Стэнфордского университета. Первоначально запланированный на две недели эксперимент пришлось прекратить после того, как всего через шесть дней «охранники» начали проявлять оскорбительное отношение, а заключённые — беспокоиться и бояться. Эксперимент показал, как люди будут соответствовать ожиданиям, характерным для определённых социальных ролей.

Факторы, влияющие на уступчивость

Когда принадлежность к группе важна для людей, они, скорее всего, уступят социальному давлению. Например, если студент придаёт большое значение принадлежности к какому-либо обществу в колледже, они, скорее всего, уступят потребностям группы, даже если это пойдёт вразрез с их собственными убеждениями и желаниями.

Кроме того, люди более склонны уступать, когда считают, что у них есть нечто общее с человеком, просящем об одолжении.

Вероятность того, что человек уступит, возрастает с увеличением числа присутствующих при просьбе. Если присутствует только один или два человека, человек может отказаться от выполнения просьбы. А вот в присутствии группы уступка более вероятна.

Источник: http://aboutyourself.ru/socpsixologiya/chto-takoe-ustupchivost.html

Как заставить ребёнка слушаться?

Чтобы ребенок нормально рос и учился жить, ему прежде всего необходимо ощущать, что ни при каких условиях ему не сделают больно, не обидят, не унизят, не оставят голодным и беспомощным, не сломают.

Если занимать ребенка, учитывая его природный дар, он мчится к новым знаниям. Он учится реализовать себя и получать максимальное наслаждение от жизни.

Если же ребенок не слушается, значит, его не туда или не так ведут.

1 521 21 Февраля 2018 в 08:26

Огрызается, перечит, щипается, рычит. Вроде и человеческий детеныш, а ведет себя как дикий. Как найти подход к ребенку, который не слушается и русского языка категорически не понимает? Системно-векторная психология Юрия Бурлана дает точные рекомендации, как добиться от маленького дикаря нормального поведения.

Задача минимум — чтобы непослушный ребенок дома и на людях не чинил родителям неудобств, задача максимум — вырастить из «неукротимого зверька» дельного человека. В этой статье поговорим о решении обеих задач.

Как договориться с ребенком — 4 принципа успешного взаимодействия

1. Решаем любой вопрос на базе безусловного ощущения ребенком безопасности и защищенности

Воспитание — не дрессура, где удачные трюки получаются только после удара плеткой. Чтобы ребенок нормально рос и учился жить, ему прежде всего необходимо ощущать, что ни при каких условиях ему не сделают больно, не обидят, не унизят, не оставят голодным и беспомощным, не сломают. Гаранты этого ощущения — родители, и у мамы — главная роль.

Имея нерушимую физическую и психологическую безопасность, как кенгуренок в маминой сумке, человеческий малыш не боится познавать захватывающий мир, а открыто взаимодействует с окружающими.

Ему не нужно защищаться от агрессивной действительности. Мама ведет его к приятному и радостному, и он готов идти за ней. Он таким создан — стремящимся развиваться. Он прислушивается, и он слышит.

Главное — не помешать.

Проблемы с послушанием возникают тогда, когда ощущение безопасности и защищенности по каким-то причинам у ребенка рушится. Мама нервничает сама и передает свое состояние малышу автоматически. Когда маме плохо, ребенок не может быть уверен в своей защищенности.

Если на ребенка срываются, кричат, он вынужден «выпускать колючки», чтобы сохранить себя. Упрямством, истериками, враньем, игнорированием родителей, побегом он сигналит, что выбран неверный путь воспитания. Естество ребенка протестует против того, что ломают его природу.

Своим поведением «на зло» родительской воле он пытается, как может, донести, что с ним нужно как-то по-другому. Но его не слышат.

Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана выступит синхронным переводчиком родительского «Я кому сказала?!» и детского «Не хочу! Не буду!». Чтобы отцы и дети перестали быть враждующими сторонами и пришли к обоюдному соглашению.

Многие родители уже узнали, как взаимодействовать с ребенком, не нанося ему вред, а помогая развиваться.

2. О важном договариваемся на пике эмоционального сближения

Эмоциональная связь ребенка с мамой — это то питание, на котором набирается сил психика малыша, его человечность. Взрослея, ребенок требует от мамы все больше эмоционального вовлечения.

Сначала покрывало маминой заботы больше выражено в материальном (еда, тепло). Потом, чтобы ребенок «понимал русский язык», слышал родителей и адекватно реагировал на просьбы, необходима сопричастность на тонком эмоциональном уровне. Она создается словом.

На бегу, в суете мы иногда просто допрашиваем детей и отдаем приказы: «Как прошел день? Что получил? Что задали? Котлету съел?». И, не дождавшись ответа, повелеваем идти спать.

Но случаются ситуации, когда срочно требуется понять, что же у ребенка на уме, а приказать отчитаться уже не получается — «Быстро отвечай!». Но ребенок закрыт и открываться не собирается. Мама-командир не может стать мамой-другом по щелчку.

Эмоциональная близость создается тонкой душевной работой и поддерживается регулярно. Разговорами, чтением, совместными переживаниями и делами, а главное — пониманием природы своего ребенка.

Когда мама знает, какие темы важны именно для него, ей не составит труда проговаривать вещи, по-настоящему значимые для ребенка.

Поговорить о переменчивых чувствах со зрительником; о прошлом, о дружбе и своем детстве — со своим маленьким обладателем анального вектора; об активных планах на завтра, новом велосипеде за пятерки и результатах наших спортсменов на Олимпиаде — с ребенком с кожным вектором; о звездах, телепортации и судьбе человечества — со звуковичком. Когда мы не только требуем откровенности от ребенка, но прежде всего сами открыты для него, то договориться с ним о чем-то серьезном и важном тоже получится. Выберите для этого спокойный момент, когда между вами нет напряжения, когда вы настроены друг на друга и никуда не спешите — например, вы только что тепло поговорили или что-то вместе с воодушевлением сделали. Говорите спокойно и тихо, объясните, почему вы просите ребенка о чем-то, почему это важно, и он вас услышит. Диалог позволит вам узнать и его мысли, он будет ощущать себя вовлеченным в процесс решения и откликнется на вашу просьбу гораздо охотнее, чем если бы вы сказали ее на бегу или скомандовали. Исследуйте вместе его желания, помогайте воплощать в жизнь его способности. Это позволит ему ощущать радость от приложенных усилий, и тогда слушаться вас ему не придется, просто захочется с упоением слушать.

3. Вовлекаем всегда, принуждаем — по необходимости

Юрий Бурлан на тренинге «Системно-векторная психология» говорит, что природа ребенка — быть вовлеченным. Он сам, как цветок к солнцу, стремится к развитию.

Родителям важно только знать, к чему именно лежит у него душа, и тогда не придется арканом тащить ребенка по жизни. Различая свойства векторов и присущие им желания, родители понимают:

  • Кожного малыша можно отдать в спорт, развивать его естественно заданные лидерские качества — скорость, ловкость и логику.
  • Сильные стороны ребенка с анальным вектором — это, в потенциале, золотые руки и аналитическое мышление. Ему подойдут спокойные занятия — смастерить что-то своими руками (резьба по дереву, лепка), изучить прошлый опыт и сделать выводы (например, кружок по истории).
  • Зрительным детям важно развивать их образный интеллект и воображение. Чтение классической литературы имеет здесь ничем не заменимое значение. Им может понравится и театральная студия, рисование, пение.
  • Звуковые детки способны генерировать прорывные идеи при благоприятных условиях для сосредоточения — тишина и пища для ума. Математика и астрономия, робототехника и музыка, программирование и писательство — ко всему этому у звуковиков есть способности.

Если занимать ребенка, учитывая его природный дар, он мчится к новым знаниям. Он учится реализовать себя и получать максимальное наслаждение от жизни. Если же ребенок не слушается, значит, его не туда или не так ведут. Системные знания помогают выбрать точную дорогу.

«Пошли уже читать!» — так не вовлечь ребенка в чтение. Только через наслаждение от процесса, через положительные эмоции можно кого-то чем-то заинтересовать. Читать отобранную литературу, которая вызовет у малыша бурю чувств и переживаний, интонировать, вживаться в роль героев, устраивать домашний театр.

После таких мини-спектаклей ребенок на подъеме продолжит сам размышлять, представлять и мечтать. В нем будет зарождаться неутолимый интерес — а что дальше? Вы почувствуете, что ему не терпится — когда же снова почитают? И в этот момент самое время понемногу уменьшить порцию ежедневного чтения, чтобы образовалась нехватка. Так ребенок быстро научится читать сам.

А если сама мама каждую свободную минутку запойно читает, ребенку обязательно захочется тоже.

Принуждение же необходимо там, где от природы у ребенка нет интереса к чему-то, но в современном мире этот навык жизненно необходим.

Например, независимо от векторального набора и выбранной будущей профессии, необходим навык сосредотачиваться на проблеме и находить пути решения. Этот навык прививает математика. Не всех детей она захватывает.

Со зрительными фантазерами без продуманного принуждения тут не обойтись. Уникальным опытом делится системный учитель математики:

4. Устанавливаем голос-контроль

Просто не вбивайте гвозди в мозг ребенку своим фальцетом. Чем тише вы скажете, тем внимательнее он вслушается. Чем громче вы — тем менее способен вас услышать ребенок. Крик лишает способности думать, крик отключает сознание и сообщает только одно — что надо спасаться. Больше из ультразвуковой речи ребенок ничего не вынесет.

Все эти принципы соблюдаются естественным путем, когда родители психологически подкованы и счастливы сами. Тренинг «Системно-векторная психология» дал тысячам мам и пап возможность приятно и плодотворно взаимодействовать со своими детьми:

Как вырастить счастливого ребенка — экспресс-программа

  • Развивать его природные векторальные свойства, не пытаясь переделать под себя.
  • Воспитывать чувства чтением качественной литературы. Воображение, сопереживание, вовлеченность в чьи-то сложные ситуации толкают ребенка становиться зрелым внутри и выбирать себе интересное окружение.
  • Научить ребенка делиться с удовольствием: сначала — конфетками, потом — своими способностями с обществом. Так человек учится быть нужным другим, а значит — счастливым.
  • Показать своим примером, что жизнь стоит того, чтобы жить.

За ресурсом для счастливой жизни заходите на бесплатный онлайн-тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии

Источник: https://www.yburlan.ru/biblioteka/kak-zastavit-rebjonka-slushatsja

Конформность | База знаний

Конфо́рмность — изменение в поведении или мнении человека под влиянием реального или воображаемого давления со стороны другого человека или группы людей. Зачастую в качестве синонима используется также слово конформизм (от позднелат.

 conformis — «подобный», «сообразный»). Но последнее в обыденном языке означает приспособленчество, приобретая негативный оттенок, а в политике конформизм является символом соглашательства и примиренчества.

Поэтому в социальной психологии разделяют эти два понятия, определяя конформность как чисто психологическую характеристику позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свойственного группе, меру подчинения индивида групповому давлению.

Причём давление может исходить как от конкретного человека или малой группы, так и со стороны общества в целом.

Конфо́рмность — свойство личности, выражающееся в склонности к конформи́зму (от позднелат.

 conformis — «подобный», «сообразный»), то есть изменению индивидом установок, мнений, восприятия, поведения и так далее в соответствии с теми, которые господствуют в данном обществе или в данной группе.

 При этом господствующая позиция не обязательно должна быть выражена явно или даже вообще существовать в реальности.

Виды конформности

Традиционно выделяют два вида конформности:

  • Внутренняя, связанная с реальным пересмотром человеком своих позиций, взглядов (сравнимая с самоцензурой).
  • Внешняя, связанная с избеганием того, чтобы на внешнем, поведенческом уровне противопоставлять себя сообществу. В таком случае внутреннего принятия мнения, позиции не происходит. По сути, именно на внешнем, поведенческом, а не на личностном уровне и проявляется конформизм.

Есть и другие классификации видов конформности. Г. Келменом были выделены три уровня конформного поведения, качественно отличающихся друг от друга, — подчинение, идентификация, интернализация:

  • Подчинение предполагает лишь внешнее принятие влияния, продолжительность его ограничивается ситуацией присутствия источника влияния, мнение же остаётся собственным.
  • Идентификация имеет две разновидности: классическая и идентификация в форме реципрокно-ролевого отношения.
    • При классической идентификации индивид стремится уподобиться агенту влияния из-за испытываемой к нему симпатии и наличия у него желательных для усвоения черт.
    • При реципрокно-ролевом отношении каждый участник взаимодействия ждёт от другого определенного поведения и сам старается оправдать ожидания партнера (или партнеров). Мнения, принятые через идентификацию, не интегрированы с ценностной системой личности, а скорее изолированы от неё. Такая интеграция характерна для третьего уровня принятия социального влияния — интернализации.
  • Интернализация предполагает совпадение (частичное или полное) мнений, высказываемых отдельным лицом или группой, с системой ценностей данной конкретной личности. Благодаря действию процесса интернализации поведение члена группы становится относительно независимым от внешних условий.

Ещё одна попытка выделения различных видов принадлежит Г. Сонгу с коллегами. Они разделяют конформность на рациональную и иррациональную:

  • Рациональная конформность предполагает поведение, при котором человек руководствуется определёнными суждениями, рассуждениями. Она проявляется в результате влияния, оказываемого поведением или отношением другого человека, и включает в себя соответствие (abidance), согласие (compliance) и послушание (obedience).
  • Иррациональная конформность, или стадное поведение, — это поведение, которое субъект проявляет, находясь под воздействием интуитивных, инстинктивных процессов в результате влияния чужого поведения или отношения.

Роль конформности

Философ-неофрейдист Эрих Фромм уделил большое внимание тому, что он назвал автоматизирующей ролью конформизма (англ. automation conformity).

Конформизм, по его мнению, является широко распространённой в современном обществе защитной формой поведения — человек, использующий конформизм, перестает быть самим собой, полностью усваивает тот тип личности, который ему предлагают модели культуры, и полностью становится таким, как другие, и каким они его ожидают увидеть. Фромм считает, что это позволяет человеку не испытывать чувства одиночества и тревожности, однако ему приходится расплачиваться за это потерей своего «Я».

Факторы, влияющие на конформность

Проявление конформности обуславливается множеством факторов. Часть из них были исследованы экспериментально, например Соломоном Ашем. Выделяются следующие факторы:

  • индивидуально-психологические особенности индивида (уровень интеллекта, степень внушаемости, устойчивость самооценки, уровень самоуважения, потребность в одобрении и так далее);
  • микросоциальные характеристики индивида (статус и роль индивида в группе, значимость группы для индивида и так далее);
  • ситуационные характеристики (личностная значимость обсуждаемых проблем для индивида, уровень компетентности индивида и членов сообщества, принимается ли решение публично, в узком кругу или наедине и так далее);
  • половозрастные характеристики индивида;
  • культурные особенности (в культурах Запада, например — в США, Англии, Италии, с их акцентом на самовыражение и отстаивание своего мнения конформность обычно ассоциируется с покорностью и уступчивостью и считается однозначно отрицательным явлением; а в культурах, где высоко ценится гармония межличностных отношений, например — в Японии и Китае, податливость мнению большинства может интерпретироваться как тактичность и социальная сензитивность, как в высшей степени положительное и желательное явление, социальная ценность и норма).

Экспериментальные исследования

Наиболее широко известны следующие экспериментальные исследования конформизма:

  • 1935 год — эксперимент Музафера Шерифа.
  • 1951 год — «Эксперимент Аша».
  • 1963 год — «Эксперимент Милграма», он же «Тест Эйхмана».

Конформность и нонконформизм

Интуитивно конформизму (как поведенческому уровню проявления конформности) часто противопоставляется реакция нонконформизма, или негативизма, однако при более детальном разборе между этими видами поведения обнаруживается очень много общего.

Нонконформная реакция, как и конформная, обусловлена и определена групповым давлением, является зависимой от него, хотя и осуществляется в логике «Нет». Поведенческий негативизм нередко связан с тем, что конкретный индивид оказывается на стадии вхождения в группу, когда первостепенной личностной задачей для него выступает задача «быть и, главное, казаться не таким, как все».

В значительно большей степени реакциям и конформизма, и нонконформизма противоположен феномен самоопределения личности в группе.

Феномен коллективистического самоопределения личности исследовал А. В. Петровский. В ходе его исследований было показано, что альтернативой конформизму выступает не нонконформизм (его искажённая форма), а коллективизм

Источник: https://psyguru.com/database/knowledge/article-814-konformnost

Ссылка на основную публикацию