Неформальное общение (внимание)

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Неформальное общение (внимание)

Cтраница 1

Неформальное общение — общение наполнено личным смыслом, обусловлено теми личными отношениями, которые устанавливались между партнерами.  [1]

Неформальное общение осуществляется преимущественно в пределах одного коллектива исследователей, знакомство же со взглядами прочих групп, в особенности, если речь идет о группах зарубежных, происходит, как правило, по публикациям или официальным выступлениям. Поэтому, вероятно, до появления работ 1950 г. слова конформация и констелляция использовались, соответственно, в англо-и немецкоязычных группах независимо.  [2]

Профессиональное и неформальное общение в процессе управления библиотекой играют особую роль, ибо благодаря этому библиотекари лучше узнают друг друга, становятся более терпимьши и лояльными, появляется чувство локтя: они сообща идут к намеченной цели, что заметно ускоряет достижение поставленных руководством библиотеки задач.  [3]

Атмосферунеформального общения идеально создает круглый стол. Он очень хорош для ведения дискуссий среди людей, занимающих примерно одинаковое положение. Однако если за круглым столом сидит начальник, напротив него сядет тот сотрудник, который обычно доставляет ему больше всего хлопот.  [4]

Хотя эти сферынеформального общения различаются, в реальных ситуациях они, как правило, неразрывно связаны.  [5]

Групповые нормы, касающиесянеформального общения, складываются, как правило, стихийно. Они представляют собой стандартные правила поведения, которых придерживаются участники группы.  [6]

Складывается впечатление, чтонеформальному общению в неофициальной обстановке, столь привлекательному для студентов, преподаватели предпочитают разного рода организационные формы общения, мероприятия. Эта установка приводит тс тому, что преподаватели получают далеко не одинаковое удовлетворение от различных форм воспитательной работы со студентами.  [7]

Просьба представляет собой весьма распространенную формунеформального общения и является эффективным методом-руко-водства, так как воспринимается подчиненным как доброжелательное распоряжение и демонстрирует уважительное отношение к его личности.  [8]

Самое главное в игре — ценностьнеформального общения, где люди более глубоко раскрывают свою индивидуальность, свое понимание проблем, задач, свое желание ( или нежелание) почерпнуть что-то новое от коллег и от самой игры.  [9]

Даже если выставку организует не ваша фирма, в ходенеформального общения с посетителями выставки вы можете установить необходимые деловые контакты и даже подготовить сделку купли-продажи. Торговые агенты вашей фирмы, в свою очередь, являются носителями информации о потенциальных клиентах.  [10]

Коммуникация в таких культурах занимает много времени, грани междуформальным и неформальным общением практически не различимы. К числу стран с ярко выраженной высокосодежательной культурой общения относятся Китай, Япония, Корея, Арабские страны.

В низкосодержательной культуре коммуникация является сугубо профессиональной, личные симпатии и антипатии игнорируются, значение имеет профессионализм, переговоры ведутся формально, с целью скорейшего получения результата. Страны с наиболее выраженной низкосодержательной культурой: Германия, Швейцария, Скандинавские страны, США.

Такие культуры как английская, французская, итальянская занимают серединное положение.  [11]

Профессиональные и религиозные объединения маленьких людей удовлетворяли потребности своих членов внеформальном общении, создавали ощущение социального равенства внутри союза, ощущение, которое было особенно важно в условиях появления сословных делений внутри гражданского сообщества греческих городов, в частности выделения сословия людей, из которых выбирались должностные лица.  [12]

На этапе подросткового возраста, актуализации сексуального интереса в процессе социализации возрастает значениенеформального общения. Неформальные группы и структуры начинают играть в жизни человека особую роль, конкурируют с авторитетом семьи.

Именно в неформальных группах, в отличие от формализованных ( например, школьных или трудовых коллективов), символика приобретает особую роль, способствует сплочению группы.

Как правило, такие группы обладают своей субкультурой и образцами поведения, формами социального контроля за своими членами.  [13]

Ежеквартально проводятся — с отрывом от производства — недельные семинары; занятия организуются в обстановкенеформального общения. У каждого обучающегося имеется наставник — заместитель министра, курирующий предприятие, на которое после учебы предполагается направить претендента на выдвижение.

Наставник подсказывает тему дипломной работы, непременно связанную с интересами предприятия.

Помимо того, практикуется стажировка у опытных руководителей передовых предприятий, в ходе которой обучающиеся выполняют ответственные задания ( проводят, к примеру, диагностику — почему та или иная продукция не пользуется спросом, чем объясняется текучесть кадров и пр.  [14]

В организации руководители, сотрудники аппарата управления, конкретные исполнители связаны между собой различными видамиделового и неформального общения, потоками информации, которые в совокупности представляют единую коммуникационную систему.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

Источник: http://www.ngpedia.ru/id202046p1.html

Неформальное общение и его особенности, закономерности доверительного общения

Неформальное общение и его особенности, закономерности доверительного общения

Неформальное общение — общение наполнено личным смыслом, обусловлено теми личными отношениями, которые устанавливались между партнерами

Неформальные отношения с научной точки зрения — малоизученное явление. Часто внешне они могут никак не проявляться, наоборот, положительные эмоции как бы затушеваны. И нет нужды их демонстрировать, так как человек, с которым существует взаимопонимание, знает об этих отношениях, а вы, в свою очередь, уверены в нем.

Вам наверняка знакома эта внутренняя взаимная открытость, уверенность, настроенность друг на друга, осуществляемая без дополнительных усилий. Иногда вы выглядите как «заговорщики», ведь понимаете близкого человека по намекам и без слов.

А слов и не нужно, во-первых, потому что нет нужды долго объяснять свою мысль, во-вторых, камуфлировать ее словесными формулами.

Психологи считают, что неформальные отношения существуют на основе двух уровней психологической близости: первичном и рациональном.

Первичный уровень возникает уже при первом контакте (длительное знакомство не требуется, создается ощущение, что вы сто лет знаете друг друга).

Он характеризуется высокой спонтанностью эмоционального восприятия, неосознанностью и мало поддается волевому регулированию.

Этому уровню близости свойственны легкость, высокая степень доверия и понимания, правильный прогноз партнера в ситуации и, наконец, принятие его со всеми сильными и слабыми сторонами.

Рациональныйуровень основан на понимании сходства установок, ценностей, норм, жизненного опыта. Он возникает на определенном этапе отношений с человеком, осознается и регулируется нами.

Считается, что отношения, основанные на общих ценностях и интересах (рациональный уровень), более устойчивы на работе, нежели отношения на основе симпатий и антипатий. Если вы внимательно присмотритесь к существующим в вашем коллективе неформальным связям, то они, скорее всего, будут укладываться в одну из пяти форм взаимодействия:

«Пара» — два человека взаимно симпатизируют друг другу. Часто один из них бывает лишь дополнением или «спутником» другого.

«Треугольник» — три человека симпатизируют друг другу и составляют свое маленькое, но вместе с тем очень тесное ядро коллектива.

«Квадрат» — может образовываться как совокупность пар, отношения между которыми не обязательно имеют одинаковую интенсивность.

«Цепочка» — это линейная связь между несколькими людьми, которая при определенных условиях может стать источником слухов, «испорченного телефона».

«Звезда» — основывается на неформальном лидере, к которому приближены несколько членов коллектива.

Каждая из этих форм неформального общения так или иначе возникает в любом трудовом коллективе с определенной целью, а именно — наилучшей адаптации к его внутренним правилам и законам существования.

Доверительное общение играет важную роль фактора, определяющего отношения между людьми практически во всех социальных ситуациях и социальных институтах: в семье, в школе, на производстве, в клинике и т. д.

Оно имеет большое значение в формировании взаимоотношений между родителями и ребенком, в супружестве, в понимании учителя и ученика, врача и больного, руководителя и подчиненного.

Высокий уровень доверия между членами группы всегда будет иметь важные последствия для ее — жизнедеятельности и функционирования; в этих условиях возникают:

— открытый обмен взглядами и мнениями по существенным вопросам;

— более корректная постановка целей и задач;

— большее удовлетворение от участия в работе группы и рост сплоченности;

— более высокая мотивация деятельности.

Прежде чем переходить к рассмотрению особенностей доверительного общения, остановимся на характеристиках неформального общения, так как доверительность свойственна лишь неформальному общению и является его существенной характеристикой.

Источник: http://megaobuchalka.ru/8/3096.html

Искусство неформального общения

Искусство неформального общенияИскусство неформального общения

Все мы умеем говорить. Речь – это то, что отличает человеческий род, например, от животного мира.

Однако просто говорить недостаточно, нужно еще уметь правильно и логически излагать свои мысли. Насколько точно будет изложена мысль, настолько точно будет понят человек.

В отличие от формального общения (делового), неформальное общение обычно возникает спонтанно, то есть без заранее подготовленных мыслей и тем обсуждения. Тут выдается именно та каша, которая находится в голове здесь и сейчас. А для того чтобы эта каша превратилась в цепочку логических мыслей, нужно хоть немного владеть искусством неформального общения.

Где нам это может пригодиться!? Представим ситуацию. Вы – торговый представитель. Перед вами человек, которому необходимо навязать тот продукт или услугу, которые вы распространяете. Вы начинаете проговаривать заученные фразы, рекламируя и перечисляя все достоинства вашего продукта.

Но клиенту становится скучно и он с легкостью отказывается от вашего предложения, даже не дослушав его до конца. В чем же здесь ошибка?! А ошибка в том, что мы забываем об искусстве неформального общения.

Ведь мы предлагаем свои услуги и продукты не в офисе, где о них все всё знают, а на улице, в магазине, в парке, в подъезде, то есть в неформальной обстановке.

А значит нужно расслабиться и вести себя естественно, легко, непринужденно. Вот в чем ваш успех. Будьте самими собой. Представьте, что перед вами стоит ваш знакомый или давний друг. И ни в коем случае не стесняйтесь. Чем увереннее вы будете себя вести, тем выше будет ваш результат.

Проведем небольшой эксперимент. Встаньте перед зеркалом и навскидку скажите первое пришедшее на ум слово. А теперь тут же, без всяких раздумий, проговорите все те ассоциации, которые вызывает у вас это слово.

Ну, например, слово завтрак. Что приходит на ум – на завтрак я люблю хрустящие тостеры с малиновым джемом и яичницу – глазунью.

Или же слово дизайн. О чем я думаю, когда произносят это слово — в дизайне я ничего не понимаю, но знаю, что с помощью него можно красиво и уютно обставить квартиру.

Старайтесь при этом смотреть на свое отражение в зеркале, ведь визуальный контакт порождает интерес и доверие к собеседнику. Такая тренировка поможет вам не стесняться и не приходить в ступор от неожиданных вопросов.

Возьмем более простой пример – школа. Есть ли здесь неформальное общение?! Безусловно. Дети на переменке, в столовой, учителя в своих лаборантских. Все это примеры неформального общения. Час классного руководства.

Как он проходит? В большинстве случаев учителя и ученики ведут себя вольно на таких мероприятиях, развалившись на партах, сидя в куртках, переговариваясь друг с другом, обсуждая какие-то свои личные дела.

Учитель заглядывает каждому ребенку в глаза, чтобы расположить его к себе, показать, что сейчас он не строгий учитель, а наставник, что ему можно открыться и довериться, рассказать о своей проблеме. Казалось бы все та же школа, но общение уже неформальное.

И, как правило, на таких классных часах ученики ведут себя более расковано и выкладывают все, что затаилось у них на душе. Вот для чего нужно неформальное общение.

На первый взгляд, кажется, что в общем сложного здесь ничего нет. Возможно, при общении с друзьями так оно и есть.

Но в 70% случаев при разговоре с незнакомыми людьми, мы впадаем в ступор, начинаем заикаться, стесняться, краснеть, путать слова, терять ход мыслей.

А вот оставшимся 30% такие симптомы не грозят, так как они в совершенстве владеют искусством неформального общения. Да, да, именно искусством.

Познание мира при помощи неформального общения – это искусство, владея которым вы сможете открыть все двери успеха. Лишь саморазвитие и самопознание создают из человека наивысшее и разумное существо.

Мои страницы в социальных сетях

Источник: http://SchastliviyMir.ru/personal-growth/iskusstvo-neformalnogo-obshheniya.html

Формальное и неформальное межличностное общение

Формальное и неформальное межличностное общение

Существуют разнообразные формы межличностного общения: контактное и опосредованное, формальное (ролевое, деловое, функциональное) и неформальное.

Более правильным представляется использование терминов ʼʼформальное/неформальное общениеʼʼ, в отличие от обозначений ʼʼофициальноеʼʼ и ʼʼнеофициальноеʼʼ, поскольку официальные отношения ʼʼруководитель–подчинœенныйʼʼ могут осуществляться как на формальном, так и на неформальном уровне.

Официальное, или служебное, общение имеет место в сфере делового, функционально-ролевого общения, регламентированного правилами организации и служебным этикетом.

Различия между формальным и неформальным общением выражаются степенью включенности межличностных отношений, степенью учета личностных особенностей партнера, мерой использования арсенала способов психологического (а не служебного, нормативного, институционального) воздействия.

Функциональное (ролевое, деловое, формальное) общение протекает согласно нормам и правилам. К примеру, в деловом общении в учительской среде действуют нормы служебного этикета͵ которые не позволяют учителю в присутствии учеников обратиться к своему коллеге на ʼʼтыʼʼ.

Неформальное межличностное общение разделяется на контактное и опосредованное. Контактное общение имеет свои специфические черты.

В отличие от опосредованного общения, контактное (непосредственное) общение характеризуется активной обратной связью, обогащенное контекстом, ситуацией общения, и обслуживается широким спектром вербальных и невербальных средств, носит игровой характер и в большей мере задействует механизмы рефлексии.

Контактное общение предполагает непосредственное общение индивидов и воспринимается как определœенный уровень достигнутого понимания, согласия, степени психологической близости.

Важнейшую роль для контактного общения играет такая структурно-функциональная сторона общения, как процессы социальной перцепции. При неполном и неадекватном восприятии установление психологического контакта невозможно.

Контактное общение пронизывает всœе виды общения, служит базой, условием и необходимым компонентом делового, профессионального, дружеского общения.

Для оценки успешности неформального общения следует использовать особые критерии.

В функциональном ролевом межличностном общении, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ протекает согласно культурно обусловленным правилам и является нормативным по самой своей природе, важно выполнение требований роли и ожиданий ролевого партнера.

Его успешность обусловлена иными факторами, чем успешность неформального межличностного общения, и может снижаться или увеличиваться, в случае если человек выходит за рамки роли, включает во взаимодействие с другими элементы неформального общения.

К примеру, опытный врач при выходе за рамки профессионально-ролевой беседы с пациентом может получить важные сведения для точного диагностирования.

Доверительная беседа выявляет наличие психотравмы как своеобразного ʼʼпровокатораʼʼ соматических нарушений типа язвы. Вопрос соотношения формального и неформального общения в разных видах профессиональной и производственной деятельности давно поставлен Э.

Мэйо и решается в плане повышения успешности деятельности через подключение, организацию неформального общения.

В целом, взаимопереход и взаимообогащение формального и неформального межличностного общения, богатство их форм обусловливают успех профессиональной деятельности, обеспечивают хороший климат в коллективе, способствуют хорошему самочувствию и сохранности нервно-психического здоровья.

  • — Формальное и неформальное межличностное общение

    Существуют разнообразные формы межличностного общения: контактное и опосредованное, формальное (ролевое, деловое, функциональное) и неформальное. Более правильным представляется использование терминов «формальное/неформальное общение», в отличие от обозначений… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/psikhologiya/view/391255_formal_noe_i_neformal_noe_mezhlichnostnoe_obschenie

    Психология неформального общения

    Психология неформального общенияВ новой книге профессора Е. П. Ильина внимание сосредоточено на ключевых вопросах психологии неформального общения. Тема раскрыта максимально полно.

    Рассмотрены психологические процессы, побуждающие к неформальному общению и сопровождающие его: восприятие и понимание человека, аттракция (притяжение к другому человеку), симпатия. Раскрыты индивидуальные и личностные особенности человека, обусловливающие притяжение к нему.

    Описаны виды аттракции (приятельство, товарищество, дружба), степень близости отношений между людьми при неформальном общении, а также основные формы неформального вербального общения: беседы, слухи и сплетни. В конце книги приведены полезные методики и подробный библиографический список.

    Пособие предназначено для психологов, социологов, педагогов, специалистов по межличностным отношениям и связям с общественностью, а также студентов вузовских факультетов соответствующих профилей.

    РЕЦЕНЗИЯ

    на книгу «Психология неформального общения»

    Евгения Павловича Ильина

    Представленная на рецензию книга посвящена различным психолого-педагогическим аспектам проблемы неформального общения.

    Содержание межличностного общения многообразно: это не только вид человеческой деятельности, но и условие, и результат этой же деятельности; обмен информацией, социальным опытом, чувствами, настроениями.

    В неформальном общении тоже выделяются: цель, средства, функции, формы, стороны, виды, коммуникативные барьеры.

    Автор определяет особенности содержания неформального общения, которое может быть представлено как: материальное; когнитивное; деятельное; кондиционное – обмен психическими или физиологическими состояниями; мотивационное – обмен побуждениями, целями, интересам. Средства общения определяются как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного человека к другому.

    Рассматривая функции общения, Е.П Ильин в контексте описания таких простых понятий, как сплетни или слухи раскрывает интегративную функцию изучаемого феномена как средство объединения людей. Не остается без внимания автора и функция самовыражения, которая  определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.

    Для читателя представляет несомненный интерес описание общения с учетом его разнообразных форм: прямое и косвенное, непосредственное и опосредствованное, массовое и межличностное.

    Также в социальной психологии выделяют три различных по своей ориентации типа межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.

    Автор глубоко раскрывает область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, а именно понимание феноменологии аттракции, симпатии, эмпатии, обаяния, дружбы и пр.

    Автор отмечает, что восприятие другого человека зависит от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров: информационно-дефицитный барьер (принимающие ясно слышат передаваемые слова, но придают им иное значение); замещающе-искажающий  барьер (искажение информации, проходящей через одного человека, может быть незначительным, но когда она проходит через несколько человек – ретрансляторов, искажение может быть существенным.

    Значительно большая возможность искажения связана с эмоциями, когда в практике неформального общения мы встречаемся с эмоциональными барьерами. Автором рассматривается  также семантический барьер непонимания, связанный, в первую очередь, с различиями в системах значений (тезаурусах) участников общения.

    Учитывается и наличие стилистического барьера, возникающего при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента и др.

    В неформальном общении партнёры могут не принимать критических замечаний;  не воспринимать как личный интерес различные попытки людей завоевать расположение и добиться уменьшения личных границ в неформальном общении.

    Логический барьер непонимания, по мнению автора, может снизить эффективность неформальных контактов при первых же попытках когнитивного восприятия партнера и привести к возникновению ошибок в казуальной атрибуции.

    Автор показывает в своей книге, что причиной психологического барьера могут служить социально-культурные различия между партнёрами по общению. Это могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к различной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации.

    В качестве барьера может выступать и само восприятие партнёра по общению как лица определённой профессии, определённой национальности, пола и возраста. Например, огромное значение для возникновения барьера играет авторитетность коммуникатора в глазах реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации.

    Само нежелание прислушиваться к мнению того или иного человека часто объясняется его низкой авторитетностью.

    Автор обращает внимание также на значимость невербальной составляющей неформального общения. С помощью этих средств можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов, и такая информация пользуется большим доверием. В процессе межличностной коммуникации предлагается учитывать общую атмосферу беседы, ее содержание.

    В целом, книга вызовет интерес не только у специалистов в области социальной психологии, но и у читателей, которые расширяют свои  познания в области культуры и истории человечества.

    доктор  психол. наук, доцент кафедры специальной психологии факультета психологии ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет»

    Защиринская О.В. 27 марта 2015 года

    Источник: https://www.piter.com/product/psihologiya-neformalnogo-obscheniya

    Неформальное общениеКак построить неформальное общение в команде сотрудников?

    Джеф Лэйн уже не знал, что ему придумать. Как недавно назначенный начальник производства, он испробовал фактически все, чтобы заставить его команду сотрудников как следует работать. Оборудование работало должным образом, и люди были хорошо обучены, чтобы оправдать надежды, но работа не ладилась.

    Что было не так? И что могло бы исправить ситуацию?

    Менеджеры по персоналу и супервайзеры часто оказываются перед такими стандартными проблемами, когда нет никакой очевидной причины, проясняющей ситуацию. То, что Джеф Лэйн и другие менеджеры иногда не в состоянии понять, — это то, что внутри каждой организации есть неформальное давление на сотрудников, которое имеет влияние и регулирует индивидуальное поведение.

    С точки зрения психологии управления, неформальные группы формулируют так называемый негласный кодекс этики или определенный набор правил и стандартов, устанавливающих приемлемое в группе поведение. В отделе Джефа, неформальная группа, возможно, установила норму ниже установленного объема продукции в организации, тонко осуществляя контроль над его членами относительно количества продукции.

    Динамика неформальных групп

    HR-менеджер должен знать, что неформальные группы возникают практически всегда, если существует такая возможность.

    Часто, эти группы являются своего рода оппозицией руководству организации, пытаясь противодействовать принудительным тенденциям в организации.

    Если, например, управление предписывает нормы производства, которые группа считает несправедливыми, то у группы появляется возможность требовать меньшую норму и изменить применяемые стандарты управления.

    Стоит обратить особое внимание на то, что неформальные группы сильно влияют на эффективность организации, и могут даже ниспровергать ее цели. Однако, роль неформальной группы не ограничена только противостоянием.

    Воздействие неформальной группы на большую формальную группу зависит от норм, которые эта неформальная группа устанавливает. То есть, неформальная группа может даже сделать формальную организацию более эффективной.

    HR-менеджеру необходимо понимать, что норма — это негласное соглашение среди членов группы на предмет того, как они должны себя вести. С точки зрения формальной группы, нормы подразделяются на положительные, отрицательные и нейтральные. Другими словами, это нормы, которые поддерживают организацию, затрудняют ее работу или не имеют никакого влияния на ее цели.

    Например, эта неформальная группа в компании Джефа устанавливала норму, поддерживающую высокую производительность в организации. Это было результативнее, чем любая попытка Джефа внедрить свои стандарты.

    Причина проста, но все же глубока. Норма сама устанавливается членами группы, а не спускается на них сверху.

    HR-менеджеры должны чувствовать это психологическое мотивационное различие между тем, чтобы делать то, что сказали, и делать то, что интересно.

    Если бы Джеф знал о динамике группы, то он, возможно, понял бы, что неформальные группы могут быть или его лучшим другом, или его худшим врагом.

    Он должен был быть чувствителен к неформальным группам: взрастить их доброжелательность и направить лидерство неформальной группы в нужное русло.

    Таким образом, он должен был добиться лидерства неформальной группы и добиться поддержки ее членов, чтобы достигнуть целей организации.

    Эффект его действий был бы положителен или отрицателен, в зависимости от тех соглашений, которых ему бы удалось достигнуть непосредственно с неформальной группой. Использовать лидерство неформальных групп — непростая задача для HR-менеджера.

    HR-менеджеру необходимы:

    • понимание динамики группы,
    • способность вызывать изменения в нормах неформальных групп так, чтобы они помогали достигать цели организации.

    Чтобы предотвратить различные негативные проявления со стороны неформальной группы, HR-менеджер должен следить за психологическим климатом в коллективе.

    Межличностные отношения, сложившиеся в коллективе, во многом определяют работоспособность организации. Для администрации будет полезна объективная информация о взаимоотношениях между подчиненными и руководителями.

    Эффективный способ сбора подобной информации — различные психологические тесты.

    Например, опросник Лири можно использовать для психологической диагностики межличностных отношений и выявления нарушения отношений в группе, а результата опросника можно использовать для психокоррекции. Тест Томаса поможет HR-менеджеру изучить поведение сотрудников в конфликтных ситуациях и готовность к сотрудничеству.

    Опросник Басса-Дарки предоставит вам качественную и количественную характеристику агрессии и враждебности.

    Таким образом, менеджеры по персоналу, как минимум должны знать о причинах поведения неформальных групп и особенностях этих групп.

    Источник: http://www.effecton.ru/822.html

    Неформальное общение. Виды и формы общения

    Неформальное общение. Виды и формы общения

    Существуют различные виды межличностных отношений. Но дружба является лучшим примером проявления неформального общения. Она основана на симпатии, общности интересов и привязанности, а ещё в ней нет места деловому стилю речи.

    Диалог и монолог между друзьями носит легкий, непринуждённый характер. Нередко они обсуждают что-то на своём языке, их речь изобилует «приватными» неологизмами. У них доверительные отношения, а ещё они знают друг о друге практически всё.

    Что же позволяет добиться такого общения? Коммуникативные умения, которые зачастую даже не осознаются людьми. К таковым относится способность учитывать не только свою репрезентативную систему, но и собеседника.

    Немаловажно и умение позитивно формулировать цели общения, принимать во внимание интересы и ценности оппонента, быть гибким в процессе диалога. Ещё необходимо проявлять наблюдательность к изменениям в эмоциональном состоянии собеседника и настраиваться на его «волну», когда это нужно.

    И перечисленное является лишь малой частью того, что подразумевает искусство общения с людьми.

    Речевой стиль

    Его тоже стоит отметить вниманием. Наверняка каждый видел, как протекает общение детей. Оно непринуждённое и максимально простое. Дети говорят так, как они думают. Неформальный диалог подразумевает то же самое. Это настоящий моральный отдых для личности. Ведь человек может выражать свои мысли так, как ему хочется, а не как предписывают правила. Что называется разговорным стилем речи.

    Просторечная и разговорная лексика, неологизмы, жаргонизмы, сленг, фразеологизмы, экспрессивно окрашенные или уменьшительно-ласкательные слова, усечения, субстантивация — всё это и многое другое может содержать в себе диалог и монолог, выдержанный в разговорном стиле.

    Речевые «помехи»

    В общем, как можно было понять исходя из вышесказанного, человеку в неформальном стиле общения предоставляется полная свобода слова. Однако не все могут ею воспользоваться. Почему? Всё элементарно. Многим людям становится настолько привычным общение в деловой форме, что даже находясь в неформальной обстановке они продолжают разговаривать в официальном стиле.

    В принципе, ничего страшного в этом нет, но смотрится, порой, неуместно. Ведь деловому стилю речи свойственна компактность и сжатость изложения, использование специфической терминологии, отымённых предлогов, сложных союзов и отглагольных существительных. Но больше всего привлекает внимание отсутствие эмоциональных речевых средств и экспрессии.

    Дистанция

    Итак, была приведена характеристика стилей общения, теперь хотелось бы отметить вниманием важность дистанции. Все люди контактируют между собой, находясь на определённом расстоянии. Традиционно выделяют четыре зоны общения.

    Первая – интимная (около 15 см). В эту зону обычно попадают лишь самые близкие люди. Потому что её можно сравнить с частной неосязаемой собственностью – это очень личное пространство. Если неприятный или чужой человек пытается туда проникнуть, то появляется ощущение дискомфорта.

    Вторая зона называется личной (до 50 см). Свойственна как для делового, так и неформального общения. Примерно полметра и разделяет обычно друзей, непринуждённо разговаривающих в баре или в кафе за столиком. Так удобней видеть собеседника.

    Третья и четвёртая зоны называются социальной (до 1.2 м) и публичной (свыше 1.2 м). Они характерны для формального общения.

    Правила общения: чего делать не нужно

    Эту тему тоже стоит отметить вниманием. С раннего детства общение со сверстниками учит нас строить диалог, сотрудничать с окружающими людьми, обмениваться мнениями.

    С годами примитивные умения обогащаются, совершенствуются, пополняются новыми. Однако есть люди, которым очень сложно находить язык с другими. Порой, деловые отношения представляются им более простыми, чем неформальные, бытовые.

    Именно их волнует то, как правильно общаться с людьми, и чего в процессе следует избегать.

    Если хочется построить позитивный и продуктивный диалог, то не нужно задавать личных и вульгарных вопросов. Также следует избегать лести. Сдержанный комплимент способен сделать приятное собеседнику и настроить его на беседу, но чрезмерное восхищение, граничащее с фанатизмом, лишь насторожит.

    Ещё не нужно «дёргаться». Важно держать под контролем своё тело. А ещё мало говорить о себе, перебивать, перекрикивать, лгать и придумывать что-то, лишь бы развить разговор. Также не нужно слишком долго думать над ответом и смотреть мимо собеседника — надо учиться бороться со стеснением.

    Принципы хорошего диалога

    Продолжая тему, касающуюся того, как правильно общаться, стоит отметить вниманием правила, являющиеся основой неформальных отношений.

    Самое важное из них — не нужно бояться проявлять интерес к собеседнику. Нет идей, как начать беседу? Можно просто попросить человека быть интересным. Пусть он что-то о себе расскажет. Вопрос может касаться чего угодно.

    Любимых фильмов, музыкального жанра, мест для отдыха в городе. Не подводя разговора к теме, можно спросить, бывал ли человек где-нибудь заграницей. Да? Тогда не будет лишним уточнить, где именно и что там интересного.

    Нет? Значит, можно уточнить, есть ли желание куда-то поехать и что-то посмотреть. Эту тему очень легко развить.

    Ещё можно пообсуждать что-то злободневное. Ежедневно в мире происходит бесчисленное множество событий. Никто не запрещает выделить наиболее значимое из них и спросить у собеседника, что он о нём думает. Потом в большинстве случаев по ходу беседы «всплывает» ещё несколько тем, пригодных для обсуждения.

    Переписка

    Это отличный способ совершенствовать своё искусство общения с людьми. Сегодня социальные сети предоставляют безграничные возможности для этого. К тому же письменная форма неформального общения намного проще устной.

    Во-первых, у человека есть шанс сформулировать свою мысль. Он может набрать её в окошке, перечитать, исправить. Или удалить и написать заново, по-другому. Иначе говоря, человек в социальных сетях способен научиться правильно строить диалог.

    Помимо формирования культуры общения, осуществляется ещё и эмоциональное «раскрытие» личности. Человек, ранее не умевший общаться, страдавший робостью, нерешительностью и комплексами, обретает умения, являющиеся необходимыми для существования в обществе. Самое главное – научиться их потом переносить на реальность.

    Напоследок

    Резюмируя, хотелось бы сказать, что неформальные отношения являются лучшим примером социального взаимодействия людей. В ходе их проявляется индивидуальная неповторимость каждого человека, своеобразные манеры, специфика речи и общения.

    Именно неофициальная, бытовая, простая обстановка позволяет узнать того или иного индивида, как личность с большой буквы. Потому что в любых других формах и видах общения существуют свои правила и границы. И только в неформальной сфере этого нет.

    Источник: http://aikido-mariel.ru/article/306404/neformalnoe-obschenie-vidyi-i-formyi-obscheniya

    Неформальное общение в организации

    Отдельного внимания достоин неформальный тип общения, поскольку нельзя преуменьшать его вес.

    Формальные потоки общения в организациях не исчерпывают всех форм общения между сотрудниками. Неформальное общение, которое иногда неправильно ассоциируется исключительно со слухами и сплетнями, осуществляется вне предписанных каналов.

    Основная функция неформального общения — удовлетворение потребности сотрудников в аффилиации, в формировании и развитии социальных отношений (например, установление дружеских отношений, объединение в неформальные группы и т. д.), а также обмен информацией, имеющей личный, часто экстраорганизационный характер. Неформальное общение может также быть связано с профессиональной деятельностью.

    Так, если формальные каналы не способны обеспечить сотрудников исчерпывающей производственной информацией, она, как правило, восполняется через неформальные источники. Чаще всего такое неофициальное общение возникает там, где нет предусмотренных менеджментом горизонтальных каналов связи.

    Кроме того, неформальные каналы нередко используются высшим руководством для того, чтобы оценивать адекватность формальных сообщений и отчетности, или с целью подготовки организации к новым решениям (например, намеренные утечки информации или конфиденциальные заявления).

    До сих пор неформальное общение находится на периферии интересов организационных психологов, однако есть ряд работ, демонстрирующих некоторые закономерности неформального общения.

    Одна из любопытных и существенных характеристик неформального общения состоит в его скорости, с которой не могут сравниться формальные каналы. Что же касается слухов и сплетен, то их особенностью является исключительная селективность: конфиденциальная информация редко достигает ушей «случайных» людей.

    В динамичной организации необходимо тщательно учитывать поток и точность коммуникации.

    В стабильных организациях с устоявшимся производственным процессом, в которых происходят лишь незначительные технологические и кадровые изменения, рутинная система коммуникаций вполне приемлема для эффективного взаимопонимания между членами организации.

    Но для динамичной организации результативность такой системы будет низкой. Когда на предприятии внедряется передовая технология, осваивается продукция с новыми техническими характеристиками, интенсивность общения и информационные потоки резко возрастают, выходя за регламентированные, формальные рамки.

    Неформальные сети коммуникаций существуют практически во всех организациях, способствуя более эффективному функционированию формальной структуры передачи команд. Нередко такая форма распространения информации не подчиняется какой-либо четкой формализации.

    В то же время нельзя не учитывать, что такая система может искажать информацию, в ней нет четкой структуры распределения ответственности и отчетности.

    В результате имеется немало случаев, когда лицо, передающее информацию, может произвольно изменять ее по собственному усмотрению, что ведет к искаженному представлению фактов.

    Важно учитывать, что из-за такой системы могут появляться искаженные послания. Слухи обычно распространяют лишь немногие члены организации (рис. 3).

    Рис. 3. Распространение слухов в организации

    В одном из исследований было показано, как всего несколько сотрудников государственного учреждения регулярно наводняли организацию слухами, касавшимися или их собственной работы или лиц, которых они лично знали.

    Сотрудники, имеющие более высокий статус в организации, являются более частыми адресатами слухов, чем люди, находящиеся на более низких уровнях иерархии.

    В организации, которую исследовал Дэвис, преимущественным был нисходящий информационный поток, но стоило произойти какому-либо событию на исполнительском уровне, оно вначале становилось известным руководству и только после этого информация распространялась вниз и вширь по организации.

    Слухи реже всего или с большим опозданием достигают ушей работников с низким статусом или изолированных территориально (например, работающих в другом здании).

    Слухи могут иметь и положительные, и отрицательные последствия для организационной деятельности. Они могут дезорганизовывать работу, распространяя ложь или сея сомнения, но могут также служить полезным и важным дополнением формальной системы общения. Кроме того, они необходимы для развития и функционирования полноценных социальных отношений.[6]

    Процесс коммуникации

    В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента.

    1. Отправитель — лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее.

    2. Сообщение — собственно информация, закодированная с помощью символов.

    3. Канал — средство передачи информации.

    4. Получатель — лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.[7]

    При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача — составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Это трудно, ибо каждый этап является одновременно точкой, в которой смысл может быть искажен или полностью утрачен.

    Двусторонний коммуникативный процесс представляет собой способ, посредством которого сообщение отправителя достигает получателя. Данный процесс вне зависимости от того, разговаривают ли собеседники, обмениваются ли люди жестами или общаются по электронной почте, всегда включает в себя восемь шагов.

    Рождение идеи. Шаг 1 — рождение идеи, которую хотел бы передать получателю отправитель, без него не может быть самого сообщения, а значит, остальные шаги не имеют смысла. Вспомните известный призыв: «Приступая к работе языком, не забудьте включить голову».

    Кодирование. На втором шаге идея зашифровывается (преобразуется в удобную для передачи форму) с помощью подходящих слов, диаграмм, других символов, используемых для передачи информации. На этом этапе отправитель определяет и способ передачи, наиболее адекватный порядок слов и символов. Например, содержание устного сообщения обычно отличается от служебной записки.

    Передача. После того как определена форма сообщения, осуществляется его передача, например в виде служебной записки, телефонного звонка или беседы.

    Отправитель выбирает коммуникативный канал (например, обращается к своему начальнику или через его «голову») и передает сообщение, обязательно учитывая фактор времени (например, он считает, что время для разговора с менеджером об увеличении зарплаты еще не пришло). Отправитель также стремится «очистить» коммуникативный канал от барьеров или помех (см. рис. 3.

    2), так чтобы сообщение обязательно достигло получателя и привлекло его внимание. При проведении собеседования с работником при приеме на работу или при оценке работы, например, очень важно не допускать искажений сообщений.

    Получение. Осуществление передачи позволяет адресату принять сообщение (шаг 4). На этом этапе инициатива переходит к получателю, который должен настроиться на восприятие сообщения. Если это устное сообщение, получатель должен быть хорошим слушателем. В тех случаях, когда адресат не готов к принятию сообщения, его содержание в значительной мере утрачивается.

    Декодирование. Шаг 5 — декодирование сообщения. Отправитель стремится к тому, чтобы получатель адекватно воспринял сообщение, точно так, как оно было отправлено. Например, если отправитель «передает» квадрат, а после расшифровки получается круг, сообщение получено, но понимания достичь не удалось.

    Понимание может быть реализовано только в сознании получателя. Коммуникатор может заставить другую сторону выслушать его сообщение, но не имеет возможностей заставить понять его. Понимание полученного сообщения — исключительная прерогатива получателя.

    Многие менеджеры, давая подчиненным указания или пояснения, думают, что собеседникам достаточно слов, но коммуникация не может считаться успешно завершенной до тех пор, пока не возникнет понимание.

    Данный процесс известен как «доведение» сообщения до получателя.

    Принятие. После того как получатель получил и расшифровал сообщение, он может принять его или отвергнуть, т. е. сделать шаг 6.

    Отправитель, конечно, хотел бы, чтобы адресат принял сообщение и адекватно отреагировал на него, но принятие — вопрос выбора и склонности; так что именно получатель определяет, принять ему сообщение в целом или частично.

    Факторы, влияющие на решение, зависят от восприятия адресатом степени достоверности сообщения, авторитета коммуникатора, а также от предполагаемого использования послания.

    Использование. Шаг 7 — использование информации получателем, который может никак не реагировать на сообщение; выполнить задачу в соответствии с указаниями; сохранить информацию на будущее или сделать что-нибудь еще. Данный шаг является решающим и зависит прежде всего от адресата.

    Обеспечение обратной связи. В том случае когда получатель осознает сообщение и отвечает отправителю, межу ними возникает обратная связь, замыкающая коммуникативный контур, поскольку между сторонами происходит обмен информацией.

    Двусторонние коммуникации, возникающие при наличии обратной связи, предполагают диалог получателя и отправителя.

    В результате возникает развертывающаяся игровая ситуация, в которой отправитель может (и должен) корректировать свое следующее послание в соответствии с полученным ответом.

    Отправитель всегда нуждается в обратной связи (ибо именно она позволяет узнать, получено ли сообщение, правильно ли оно декодировано) и должен прилагать все силы к ее установлению.

    Двусторонние коммуникации обеспечивают высокую степень удовлетворения отправителя и получателя, позволяют минимизировать искажения, достоверность сообщений существенно повышается.[8]

    Источник: https://studlib.info/psikhologiya/727126-neformalnoe-obshhenie-v-organizacii/

    Ссылка на основную публикацию