Мотивация: виды и значение в психологии

Мотивы деятельности, их виды и характеристика. Понятие мотивации в психологии

Мотивы выполняют функцию побуждения к деятельности и связаны с удовлетворением потребностей субъекта. Мотивом также принято называть совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность.

Мотивы — это то, ради чего совершается деятельность. В широком значении под мотивом принято понимать любое внутреннее побуждение человека к деятельности, поведению, мотив выступает как форма проявления потребностей.

Мотивы, которые побуждают личность поступать определœенным образом, бывают осознаваемыми и неосознаваемыми.

1. Осознаваемые мотивы — это мотивы, побуждающие человека поступать и вести себя в соответствии со своими взглядами, знаниями, принципами.

Примеры таких мотивов — большие жизненные цели, которые направляют деятельность в течение длительных периодов жизни.

В случае если человек не только осознает, в принципе, как нужно себя вести (убеждение), но и знает конкретные способы поведения, определяемые целями такого поведения, то тогда мотивы его поведения осознанны.

Мотив — это осознанная потребность, обогащенная представлениями о способах ее удовлетворения и о целях поведения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ может ее удовлетворить.

2. Неосознаваемые мотивы. А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, В.Г. Асеев и др.

считают, что мотивы — это и осознаваемые, и неосознаваемые побуждения. По мнению Леонтьева, даже когда мотивы не осознаются субъектом, т. е.

когда он не отдает себе отчета в том, что побуждает его осуществлять ту или иную деятельность, они выступают в своем косвенном выражении — в форме переживания, желания, хотения. Леонтьев выделяет главным образом две функции мотивов: побуждения и смыслообразования.

Смыслообразующие мотивы придают деятельности личностный смысл, другие, сопутствующие им мотивы, выполняют роль побудительных факторов (положительных или отрицательных) — порой остро эмоциональных, аффективных, лишенных смыслообразующей функции. Это — мотивы-стимулы.

В то же время различение обоих видов мотивов относительно.

Деятельность людей побуждается не одним, а несколькими мотивами. Чем больше мотивов определяют деятельность, тем выше общий уровень мотивации. Многое зависит от побуждающей силы каждого мотива.

Иногда сила одного какого-либо мотива преобладает над влиянием нескольких мотивов. В большинстве случаев, однако, чем больше мотивов актуализируется, тем сильнее мотивация.

В случае если удается задействовать дополнительные мотивы, то повышается общий уровень мотивации. Рассмотрим главные виды мотивов.

Разнообразие потребностей человека обуславливает и разнообразие мотивов поведения и деятельности, однако одни мотивы довольно часто актуализируются и оказывают существенное влияние на поведение человека, другие действуют только в определœенных обстоятельствах. Рассмотрим главные виды мотивов.

Мотив самоутверждения — стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием.

Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определœенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили.

Иногда стремление к самоутверждению относят к мотивации престижа (стремление получить или поддержать высокий социальный статус).

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, стремление к самоутверждению, к повышению своего формального и неформального статуса, к позитивной оценке своей личности — существенный мотивационный фактор, который побуждает человека интенсивно работать и развиваться.

Мотив идентификации с другим человеком — стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т. п.). Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для подростков, которые пытаются копировать поведение других людей.

Стремление походить на кумира — существенный мотив поведения, под влиянием которого человек развивается и совершенствуется.

Идентификация с другим человеком приводит к повышению энергетического потенциала индивида за счёт символического ʼʼзаимствованияʼʼ энергии у кумира (объекта идентификации): появляются силы, вдохновение, желание работать и действовать так, как делал это герой (кумир, отец и др.). Идентифицируясь с героем, подросток становится смелœее.

Наличие образца, кумира, с которым стремились бы отождествлять себя молодые люди и кого пытались бы копировать, у кого бы учились жить и работать, — важное условие эффективного процесса социализации.

Мотив власти — стремление индивида влиять на людей. Мотивация власти (потребность во власти) является одной из самых главных движущих сил человеческих действий. Это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность.

Мотив власти занимает важное место в иерархии мотивов. Действия многих людей (к примеру руководителœей различных рангов) побуждаются мотивом власти.

Стремление господствовать над другими людьми и руководить ими — это мотив, который побуждает их в процессе деятельности преодолевать значительные трудности и прилагать огромные усилия.

Человек много работает не ради саморазвития или удовлетворения своих познавательных потребностей, а ради того, чтобы получить влияние на отдельных людей или коллектив.

Менеджера к деятельности может побуждать не стремление принœести пользу обществу в целом или отдельному коллективу, не чувство ответственности, т. е. не социальные мотивы, а мотив власти. В таком случае всœе его действия направлены на завоевание или удержание власти и составляют угрозу как для дела, так и для структуры, которую он возглавляет.

Процессуально-содержательные мотивы — побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается. Действие других социальных и личностных мотивов (власти, самоутверждения и др.

) может усиливать мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности, а являются лишь внешними по отношению к ней, в связи с этим часто эти мотивы называют внешними, или экстринсизными.

В случае же действия процессуально-содержательных мотивов человеку нравятся и побуждают к активности процесс и содержание определœенной деятельности.

Экстринсивные (внешние) мотивы — такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. В случае действия зкстринсивных мотивов к деятельности побуждают не содержание, не процесс деятельности, а факторы, которые непосредственно с ней не связаны (к примеру престиж или материальные факторы). Рассмотрим некоторые виды зкстринсивных мотивов:

— мотив долга и ответственности перед обществом, группой, отдельными людьми;

— мотивы самоопределœения и самоусовершенствования;

— стремление получить одобрение других людей;

— стремление получить высокий социальный статус (престижная мотивация). При отсутствии интереса к деятельности (процессуально-содержательная мотивация) существует стремление к тем внешним атрибутам, которые может принœести деятельность, — к отличным оценкам, к получению диплома, к славе в будущем;

— мотивы избежания неприятностей и наказания (негативная мотивация) — это побуждения, вызывающиеся осознанием некоторых неприятностей, неудобств, которые могут возникнуть в случае невыполнения деятельности.

В случае если в процессе деятельности экстринсивные мотивы не будут подкреплены процессуально-содержательными, т. е. интересом к содержанию и процессу деятельности, то они не обеспечат максимального эффекта.

В случае действия зкстринсивных мотивов привлекательна не деятельность сама по себе, а только то, что связано с ней (к примеру, престиж, слава, материальное благополучие), а этого часто недостаточно для побуждения к деятельности.

Мотив саморазвития — стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию. Это важный мотив, который побуждает индивида много работать и развиваться. По мнению А. Маслоу, это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность.

Источник: http://referatwork.ru/category/psikhologiya/view/385294_motivy_deyatel_nosti_ih_vidy_i_harakteristika_ponyatie_motivacii_v_psihologii

Мотивы и мотивация

Тема мотивов и мотивации тесно связана с темой потребностей и является ее продолжением. Прежде, чем приступить к изучению мотивов и мотивации, рекомендуем ознакомиться с психологической характеристикой потребностей.

Мотивы

На основе возникших потребностей формируются мотивы.

Если потребность – это определенное напряжение, вызванное нуждой в чем-то, но она еще не определяет направление активности субъекта, то мотив выступает как побуждение к действию, как стремление к удовлетворению потребности, это готовность психики, направляющая к определенной цели.

Таким образом, в мотивах конкретизируются способы удовлетворения возникших потребностей. Образно выражаясь, на «входе» мотива стоит потребность, а на «выходе» — намерение и побуждение человека осуществить какое-либо действие или акт поведения.

Функции мотивов

  1. Побуждающая – отражает энергетику мотива, связана с возникновением потребностного состояния, которое вызывает мобилизацию энергии, и проявляется в том, что мотив обусловливает активность человека, его поведение;
  2. Направляющая – отражает направленность энергии мотива на определенный объект, что обусловливает выбор поведенческих стратегий;
  3. Регулирующая (управляющая) – мотив предопределяет характер поведения, которое зависит от того, какие мотивы оказываются наиболее значимыми в каждый конкретный момент времени; в состав данной функции включены организующая, контролирующая, структурирующая, смыслообразующая функции;
  4. Стимулирующая – связана с продолжением побуждения и при осуществлении намерения: мобилизуемая при возникновении потребностного состояния энергетика не исчезает до тех пор, пока не будет удовлетворена потребность.

Характеристики мотивов

  • Устойчивость мотива – это длительность сохранения его во времени. Устойчивость мотива зависит, с одной стороны, от устойчивости (инертности) потребности, с другой стороны – от устойчивости (ригидности) особенностей личности человека, таких как установки, мировоззрения, ценности, склонности, интересы.
  • Сила мотива – это интенсивность побуждения человека к деятельности. Сила мотива зависит, с одной стороны, от физиологических факторов (сила напряжения потребности, на основе которой сформирован данный мотив), с другой стороны – от психологических факторов. В настоящее время также известно, что сила мотива больше тогда, когда мотивация внутреннеорганизованная, чем тогда, когда мотивация внешнеорганизованная.

Виды мотивов

Мотивы разных людей и разные мотивы одного и того же человека отличаются друг от друга не только динамическими характеристиками (силой и устойчивостью), но и видом потребностей, которые в них проявляются, формами, которые они принимают, широтой или узостью, конкретным содержанием деятельности, в которой они реализуются. Сложные виды деятельности, как правило, отвечают не одному, а нескольким одновременно действующим и взаимодействующим мотивам, образующим разветвленную систему мотивации действий и поступков человека. Мотивы могут быть осознанными или неосознанными. На основании перечисленного созданы различные классификации мотивов.

Во всем многообразии мотивов особое место занимают социальные мотивы, определяющие избирательность поведения человека в обществе. Согласно классификации социальных мотивов Г.Мюррея, к социальным мотивам относятся мотив аффилиации, мотив достижения, мотив агрессии, мотив власти и мотив альтруизма.

  1. Мотив аффилиации – это осознанная потребность в близких и доверительных отношениях с людьми или одним человеком. Мотив аффилиации может проявляться в двух формах: страх отвержения и стремление к принятию.
  2. Мотив достижения – это стремление человека к достижению высоких результатов в выполняемой деятельности. Данный мотив выражается в виде стремления к достижению либо в виде боязни неудач.
  3. Мотив агрессии – это внутреннее побуждение к причинению какого-либо вреда другому человеку.
  4. Мотив власти – это стремление к господству и подчинению других людей своей воле вопреки сопротивлению с их стороны.
  5. Мотив альтруизма выступает как осознанная потребность оказывать бескорыстную помощь другим людям и заботится о них.

Понятие мотивации в психологии

В современной науке понятие мотивации рассматривается в двух основных аспектах:

  1. Мотивация как психическое свойство – это вся совокупность факторов, детерминирующих, организующих и направляющих поведение человека (система потребностей, мотивов, целей, намерений, идеалов, убеждений и мн.др.).
  2. Мотивация как процесс – это процесс стимуляции и детерминации, побуждения поведения человека и поддержания поведенческий активности на определенном уровне в каждый конкретный момент времени.

Виды мотивации

Существует несколько различных классификаций видов мотивации. Наиболее часто в литературе встречается классификация, в соответствии с которой различают следующие виды мотивации:

  • Интринсивная (внутреннеорганизованная, диспозиционная) мотивация – мотивация, обусловленная внутренними причинами: психологическими свойствами субъекта, его потребностями, установками, интересами, влечениями и т.п.
  • Экстринсивная (внешнеорганизованная, ситуационная) – мотивация, обусловленная внешними по отношению к субъекту причинами: условиями жизнедеятельности, обстоятельствами текущей ситуации.

В «чистом» виде мотивация достаточно редко бывает сугубо интринсивной или экстринсивной. Как правило, поведение человека обусловлено совокупностью внешних и внутренних причин, тесно переплетенных между собой.

Согласно другой классификации, различают положительную и отрицательную мотивацию поведения человека: важной особенностью мотивации человека является двумодальное, положительно-отрицательное ее строение.

Эти две модальности побуждений (в виде стремления к чему-либо и избегания, в виде удовлетворения и страдания, в виде двух форм воздействия на личность – поощрения и наказания) проявляются во влечениях и непосредственно реализуемой потребности – с одной стороны, и в необходимости – с другой.

Мотивация деятельности определяет ее эффективность: наиболее эффективной является деятельность, обусловленная внутренней и положительной мотивацией.

Источник: http://psy-diplom.ru/shpargalki/motivy-i-motivaciya/

Психология мотивации, ее общая характеристика

Мотивация является основой жизнедеятельности всех живых существ. Она выражается в побуждениях, вызывающих активность организма и определяющих ее направленность.

То есть мотивация представляет собой определенную энергетическую систему, стремящуюся к разрядке, к удовлетворению мотивов и потребностей, составляющих сущность мотивации.

При этом потребность с точки зрения психологии рассматривается как состояние организма, испытывающего нужду в объектах, необходимых для его существования и развития, а мотив — как сила, побуждающая к достижению этих объектов.

Обычно эти два понятия не разделяются в структуре мотивационно-потребностной сферы, поскольку потребности аккумулируют энергию, а мотивы побуждают к действию, направляя активность к определенной цели. Нарушение биологического равновесия (гомеостаза) со средой как раз и является основным источником мотивации живых существ, осознаваемой ими как состояние актуализированной потребности (мотива), побуждающей живое существо к активности.

В гл. 5 при раскрытии понятия «активность» уже говорилось о том, что никакой ее вид не может существовать без энергии, которая ее питает и направляет.

Актуализация потребностей и мотивов как раз и является тем фактом, который стимулирует разрядку энергетического потенциала, аккумулированного мотивацией.

Стимулом может быть как внутренний, так и внешний побудитель биологического или социального происхождения.

В экспериментах известного психолога К. Левина было показано, как некоторые предметы, попадающие в поле поведения человека, вызывают определенную реакцию, т.е. выступают в роли внешних побудителей поведения, мотивов.

Так, в комнате были разложены на столе различные предметы — весы с разновесами, бумага и карандаши, колокольчик, стакан воды, свечка, спички и т.д.

Ожидая экспериментатора, который специально запаздывал, испытуемые рассматривали эти предметы, и практически все из них первым брали в руки колокольчик и, позвонив, ставили на место. Такое поведение Левин назвал «полевым», подчеркивая его зависимость от внешних стимулов.

На основании этих данных Левин сделал вывод о том, что человек живет и развивается в психологическом поле окружающих его предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность).

Его эксперименты доказывали, что для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя в то же время существуют такие предметы, которые для всех имеют притягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, аккумулирующие напряжение. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т.е. к удовлетворению собственной потребности.

В других экспериментах было доказано, что именно актуализированная потребность, стремящаяся к разрядке, является энергией, питающей разнообразную деятельность, в том числе и познавательную.

Левин обратил внимание, что официант в кафе, где он с коллегами часто обедал, никогда не записывал заказ, но всегда четко помнил его и воспроизводил при расчете, однако, получив деньги, практически мгновенно все забывал. То есть пока потребность не была полностью удовлетворена, ее энергия поддерживала деятельность.

Это положение было доказано и в экспериментах с «незаконченными действиями», при которых испытуемым давали возможность часть заданий выполнить до конца, а выполнение других прерывали. Впоследствии оказывалось, что те действия, которые были закончены (т.е.

энергия, аккумулированная потребностью, разрядилась), полностью забылись испытуемыми, ведь энергии для их сохранения не было. Незаконченные же действия остались в памяти, питаемой энергией фрустрированной, сохранившей свой заряд, потребности.

Анализ структуры мотивационной сферы позволяет выделить биологические и социальные потребности и мотивы. Первыми и в фило- и в онтогенезе появляются биологические потребности, связанные с жизнедеятельностью организма. Однако уже к 1—1,5 месяцам у детей зарождается социальная мотивация, направленная на близких взрослых, так называемый комплекс оживления.

Большинство социальных мотивов появляется вначале как «знаемые», но не реально побуждающие к деятельности. Например, ребенок знает о необходимости этой деятельности (например, делать уроки), но не выполняет ее, пока не появится другой мотив, реально действующий и привлекательный (или вызывающий страх) — вознаграждение или наказание.

Переход «знаемых» мотивов в реально действующие рассматривается как одна из важнейших закономерностей в развитии мотивации.

Именно он определяет процесс социализации человека, вхождения в окружающий его мир, поскольку те нормы и правила, которые определяют поведение в конкретной среде, также появляются вначале как знания, постепенно превращаясь в идеалы, установки, мотивы деятельности.

Важным моментом в становлении мотивации является ситуативное развитие потребностей, связанное с тем, что новый объект, попавший в значимую для человека ситуацию, приобретает побудительную силу, трансформируясь в предмет удовлетворения потребности. Один из вариантов такого ситуативного формирования мотива — импринтинг, т.

е. запечатление, связывание потребности с первым, иногда случайно попавшим в ситуацию, объектом. Примером импринтинга могут служить известные эксперименты с цыплятами, которые первый движущийся объект, попавший в поле их зрения (например, мячик), отождествляют с матерью, следуя за ним и пытаясь с ним взаимодействовать.

Поисковая активность, свойственная живым существам, также расширяет круг мотивов, помогая находить все новые предметы, способные удовлетворить уже существующие потребности или сформировать новые.

Одним из вариантов такого увеличения числа мотивов служат известные эксперименты Павлова по формированию условных рефлексов. При этом первоначально нейтральный стимул (лампочка), соединяясь с значимым (мясо), также ассоциируется с потребностью в пище, побуждая к деятельности.

Таким образом, любое положительное подкрепление нейтрального прежде стимула способно трансформировать его в мотив, вызывающий активность живого существа.

Многие социальные потребности могут и развиваться двумя путями — на основе постепенного изменения содержания естественной мотивации и с помощью ассоциации между значимым и нейтральным стимулом.

Так, учебная деятельность может быть результатом развития изначально присущей человеку познавательной мотивации, но может сформироваться благодаря положительному подкреплению (например, награда за выученные уроки).

Привязанность к другому человеку может быть вызвана неосознаваемой страстью, влечением, а может развиться в связи с теплым, влюбленным отношением с его стороны.

Особенности развития потребностей человека связаны и с тем, что предметы их удовлетворения постоянно развиваются, увеличиваются самими людьми, а потому их разнообразие и количество несравнимо больше, чем у животных.

В то же время не все из них становятся значимыми в активизации деятельности, мотивационная сфера имеет четкую структуру, иерархию мотивов.

В этой иерархии одни мотивы являются ведущими, смыслообразующими, другие исполняют вспомогательную функцию, облегчая протекание деятельности. Именно смыслообразующие мотивы определяют направление жизни, профессиональных и выборов людей.

Обычно таких мотивов несколько (работа, друзья, родные), иногда же в иерархии доминирует один мотив, поглощающий все другие.

В структуре присутствуют и менее значимые мотивы, которые связаны лишь с отдельными сторонами жизни человека, либо актуализируются лишь в конкретных ситуациях. Иерархия мотивов, содержание доминирующих в ней потребностей определяют и структуру личности человека, раскрывая сферу его интересов и стремлений.

Источник: https://psyera.ru/5021/psihologiya-motivacii-ee-obshchaya-harakteristika

Что такое мотивация, понятие и виды мотивации

Если двум примерно похожим людям дать два однородных задания, то вполне вероятно, что результат и время выполнения, будут совершенно неоднородными. Почему так? Дело в некоторых особенностях самой ситуации. Первый выполнит задание быстро, так как к этому его что-то подталкивает.

Второй, и пальцем не пошевелит, так как никакого интереса и особого желания к делу у него нет. Но возможно ли изменить данную ситуацию в абсолютно другом русле? Как заставить себя превзойти лень, усталость, жизненные трудности и добиться своей цели.

Ответ кроется в таком феномене, как мотивация.

Понятие мотивации

Мотивация – это довольно распространенное известное понятие, которое можно встретить в самых различных науках. Наиболее часто мотивация исследуется такими науками как неврологией, психологией, физиологией.

Именно они создают основные материалы для изучения и применения на практике другими науками. Так, понятие мотивации сопряженно изучается в таких науках, как уголовное право и криминалистика.

Здесь понятие мотивации преступника играет важную роль при поисках преступника, а также при назначении судом наказания виновному.

В общей теории психологии под мотивацией понимается психонейро-физиологический процесс, динамического характера, который управляя человеческим поведением, побуждает его к определенной активности. То есть, мотивация позволяет активизировать процессы в головном мозге с той целью, чтобы максимально быстро и уверенно добиться определенного результата.

Так что такое мотивация?

Многие ученые утверждают, что именно благодаря мотивации люди и способны получить то, что им нужно, то есть, реализовать природные потребности. Если взять лексическое значение понятия мотивации, то главенствующую роль в нем играет мотив. В переводе с латинского — «то, что двигает вперед».

Как ни странно, но в теории психологии, мотив – это предмет, ради достижения которого, индивид выполняет ряд связанных между собой действий. При этом, предмет может иметь как конкретное материальное отображение, так и идеальным образом определенного феномена в сознании человека.

Мотив сопровождают различные эмоциональные всплески, которые происходят благодаря активности нейронов головного мозга, помогает достичь человеку, как положительных, так и отрицательных эмоций.

Единого взгляда на понятие мотивации, не отечественная, ни мировая наука, так и не придумали. Одни понимают это как ряд процессов, предполагающих следующее за ними действие. Другие – как некую совокупность мотивов. Понятие мотива развивается в отечественной психологии и сегодня. Большинство ученых утверждают, что мотив в первую очередь является процессом удовлетворения потребности.

Виды мотивации

Мотивация включает в себя несколько основных видов и подвидов. Разделить этот процесс на некоторые виды и типы можно исходя из различных критериев. Например, в зависимости от того, что является источником, выделяют такие виды мотивации:

1. Первый вид также называют экстринсивная мотивация. Обычно к определенной активности в этом случае субъекта подталкивают внешние воздействующие обстоятельства. В случае, если бы их не было, необходимость проведения тех, или иных действий, падала бы до нуля.

2. Внутренняя мотивация называется интринсивной. Здесь взаимосвязь между внешними обстоятельствами и активностью индивида отсутствует. На первый план выходят внутренние ощущения, мыслительные процессы, эмоции.

Ученые до сих пор спорят, какой вид более эффективен. Обычно считается, что каждый конкретный случай следует рассматривать отдельно.

Под действием мотивации человек может совершать самые разнообразные действия. Одни из них в соответствии с, например, юридическими нормами могут быть законными или противозаконными.

При этом как для того, так и для другого случая, мотивация может быть одинаковой.

Приведем пример: в результате необходимости получить денежные средства для жизни, один идет устраиваться на работу, а другой – красть. В результате мотивация у них одинаковая – найти денежные средства для жизни. Только в первом случае избирается право послушный вариант, а во втором – вариант противозаконный.

Ознакомьтесь с информацией по теме: Как мотивировать себя: простые, но действенные советы

Мотивация также может быть: устойчивая и неустойчивая. При малейших трудностях, от неустойчивого мотива не остается и следа. Другое дело, устойчивая может сохраняться на протяжении долгого времени и заставляет индивида проявлять активность, даже в случаях, если это будет вступать в противоречие с другими жизненно важными процессами.

Видео о мотивации:

Источник: http://globuslife.ru/articles/chto-takoe-motivatsiya.html

Мотив и мотивация в психологии

Любая совокупность сил, которая побуждает человека к той или иной деятельности, определяется в психологии как мотивация. В современной психологии чаще всего применяется понятие мотива. Это понятие определяет разнообразные состояния и явления, способствующие возрастанию активности человека.

Какой она бывает?

В отечественной психологии особое место занимает понятие мотивации. Именно она позволяет личности оказывать существенное влияние на деятельность иных индивидуумов. Также существует понятие искусственной мотивации. Это понятие предполагает воздействие, которое другие люди оказывают на личность.

Нередко под понятие мотивации пытаются подставить одно только желание человека заниматься определенным видом деятельности или той или иной работой. Но это неточное понятие.

Это понятие предполагает как желание работать, так и потребность выполнения своей работы. В первом случае предполагается, что человек изначально заинтересован в своей работе, что он в нее влюблен.

Во втором случае предполагается, что человек занимается той или иной деятельностью только потому, что она приносит ему прибыль.

В психологии существует определение видов мотивации. Негативные виды мотивации определяются в психологии как «от чего-либо». Позитивные виды подаются как «к чему-либо». Ярким примером является поведение ребенка в семье.

Если он получил наказание от мамы и папы, то его мотивация будет основана на «плохом» факторе «от чего-то».

Если он получил похвалу за правильно выполненное задание или хорошее поведение, то его мотивация принимает положительную окраску.

В психологии личности виды мотивации включают в себя внешнее и внутреннее побуждение. В первом случае предполагается, что желание действовать является результатом того или иного события. Во втором случае предполагается, что желание действовать спровоцировано содержанием самой деятельности.

В психологии личности существует такое понятие, как теории мотивации. Они предназначаются для анализа тех факторов, которые оказывают огромное влияние на мотивацию. В существенной мере «ядро» концентрируется на анализе желаний личности.

Теории мотивации личности позволяют понять, что побуждает индивидуума совершать то или иное действие. К самым популярным концепциям личности следует отнести:

  • иерархию потребностей А.Маслоу;
  • концепцию Альдерфера;
  • концепцию Мак-Клеланда;
  • концепцию Портера-Лаулера;
  • концепцию икса и игрека Макгрегора.

Теории бывают содержательными и процессуальными. Содержательные теории основаны на внутренних побуждениях личности к совершению того или иного действия. Таким образом раскрывается существующая взаимосвязь между появлением того или иного желания и возможностью сделать его реальностью.

Процессуальные теории направляются на изучение поведения личности в той или иной жизненной ситуации. Основной акцент делается на мотивации всевозможных внешних факторов влияния на индивидуума.

Кроме того, существуют теории работника. Сюда следует включить теории, реально отображающие то, как работник видит свою профессиональную деятельность.

О чем говорил маслоу?

В теории мотивации потребностей включены следующие предпосылки:

  • У каждой личности периодически возникают те или иные потребности
  • У каждой личности имеются сильно выраженные потребности, объединенные в некие группы.
  • Группы, объединяющие в себе потребности личности, предполагают иерархическое расположение.
  • Если желания индивидуума не удовлетворяются, он вынужден действовать.
  • Когда желание индивидуума исполняется, на его место приходит иная потребность.
  • Чаще всего индивидуум испытывает несколько одновременных пожеланий.
  • Наиболее примитивные желания требуют немедленного удовлетворения.
  • Те потребности, которые находятся на самом верху «пирамиды», предполагают удовлетворение после того, как будут удовлетворены примитивные потребности.

В основе мотивации по Маслоу находятся физиологические потребности. Каждый человек заинтересован в утолении голода. Следующим этапом является потребность безопасности. Человек стремится обезопасить себя и своих близких от возможной угрозы.

Следующим этапом является приобретение социального статуса. После этого, согласно концепции Маслоу, человек испытывает потребность в признании. На самом верху «пирамиды» Маслоу находится потребность в реализации заложенных способностей.

Согласно теории К.Альдерфера, всего имеется 3 группы человеческих потребностей. К ним следует отнести потребности:

  • существования;
  • связи;
  • роста.

Потребности существования аналогичны физиологическим потребностям по Маслоу. Человек, испытывая физический и душевный голод, имея на руках ту или иную сумму денег, потратит ее на еду.

В группу потребностей связи, согласно концепции К.Альдерфера, следует отнести естественное стремление личности к созданию семьи. Также каждый человек желает иметь друзей и коллег. Некоторые люди даже подсознательно желают иметь врагов, поскольку этот факт мотивирует их к иным свершениям. 

Потребности роста по Альдерферу тоже практически аналогичны потребностям самовыражения по Маслоу. Почти каждой личности свойственно желание совершенствовать себя и духовно расти.

Все эти группы, согласно Альдерферу, имеют строгую иерархию. Но если Маслоу полагает, что человек не может двигаться вверх, если не удовлетворены его примитивные потребности, то Альдерфер считает иначе. Согласно его концепции, движение может произойти как вверх, так и в обратную сторону.

Второй случай имеет место тогда, когда неудовлетворенной остается потребность более высокого уровня. Не имея возможности удовлетворить ее, человек переключает внимание на элементарные потребности.

Процесс движения в обратную сторону называется, согласно концепции Альдерфера, процессом фрустрации.

По Мак-Клеланду, элементарные желания индивидуума уже выполнены. Поэтому индивидуум сосредотачивается на решении более «духовных» задач. Эти потребности оказывают существенное воздействие на поведение личности. Человек, заинтересованный в том или ином результате, принуждается к приложению неких усилий.

Потребности приобретаются на основе:

  • всевозможных обстоятельств;
  • учебы;
  • житейского опыта.

Существует в психологии и определение желания достижения. Индивид стремится достигать поставленные цели с большей эффективностью, нежели раньше.

Если у человека имеется нормальный уровень желания достижений, то индивид стремится поставить себе цель самостоятельно. Индивидуум отдает предпочтение задачам и целям средней сложности.

Такой человек наслаждается постановкой цели и ее достижением. Такие люди не боятся ответственных шагов, и поэтому среди них имеется немало руководителей.

Согласно концепции Мак-Клеланда, это желание характеризует не только конкретного индивидуума, но и целые сообщества. В тех обществах, в которых желание достижения находится на высоком уровне, отмечается существенный рост экономики. В сообществах с низкой потребностью достижения экономика обычно находится почти на нуле.

Также Мак-Клеланд уделяет внимание желанию соучастия. Оно заключается в том, что почти каждый человек стремится завести приятельские или дружеские отношения со своим кругом общения.

Если желание соучастия находится у человека на высоком уровне, то ему с легкостью можно приписать мнительность.

Такой человек стремится быть «хорошим» в глазах окружающих и болезненно реагирует на реальную и мнимую критику.

Важным желанием в психологии, согласно мнению этого исследователя, является желание властвовать. Это приобретенная потребность, развившаяся на основе жизненного опыта. Она заключается в том, что индивидуум стремится осуществлять контроль всех процессов, которые проистекают в его окружении.

Слово Зигмунду Фрейду

Знаменитый австрийский психиатр З.Фрейд тоже сказал веское слово относительно мотивации личности. Мотивационная теория в психологии, согласно концепции З.Фрейда, предполагает психодинамический подход к изучению поведения личности.

По мнению доктора Фрейда, поведение человека основывается на скрытых желаниях, которые осознаются им далеко не всегда. Нередко неудовлетворенные желания дают о себе знать в сновидениях. В своей книге «О сновидении» Фрейд описывает как примитивные, так и более высокие желания человека.

По мнению Фрейда, движущими силами поведения людей следует считать инстинкты жизни и инстинкты агрессии. Фрейд был основоположником известной психоаналитической теории, в основе которой находится человек и такие его структурные компоненты, как:

  1. «Я» — осознание себя как личности (также определяется как «Эго»).
  2. «Сверх-Я» — отвечает за нормы поведения, религиозные и моральные запреты (также определяется как «Суперэго»).
  3. «Оно» — всевозможные импульсы и инстинкты человека (также определяется как «Ид»).

«Сверх-Я», согласно Фрейду, отвечает на совесть человека. Также человек имеет возможность сформировать собственные идеалы.

Согласно популярным теориям, мотивация необходима для придания деятельности человека некоей целенаправленности. На фоне достижения целей происходит реанимация социального и физического равновесия. Это позволяет человеку чувствовать себя более успешным.

Источник: http://StranaDetstva.ru/motivaciya-v-psixologii

Понятие «мотивация» в психологии

Источник: http://globalteka.ru/news/1-latest-news/352—lr-.html

Виды мотивации: что заставляет людей действовать

О том, что такое мотивация, многие знают еще с детства. Это стимул для выполнения каких-либо действий, достижения цели.

Хотя единого ее определения до сих пор не установлено, она по сей день активно исследуется психологами и социологами.

Из-за того, что существует множество самых разных гипотез для объяснения действий человека, выработались и различные виды мотивации. Классификация достаточно объемна, рассмотрим ее основные виды.

Внешняя и внутренняя мотивация

По-другому эти виды называют экстринсивная и интринсивная. Внешняя основана на воздействии факторов окружающей среды: разного рода обстоятельств, условий, не имеющих отношения к конкретным видам деятельности. Часто к действиям людей побуждает чей-то успех или достигнутая в жизни цель.

В основе интринсивных мотивов лежат внутренние причины, связанные с жизненными ценностями людей: желаниями, целями, потребностями. Внутренняя мотивация одного индивида для другого может стать внешней, также мотивировать на поступки.

Психологи отмечают ряд особенностей внешней и внутренней мотивации труда:

– Поступки, спровоцированные воздействием внешних факторов направлены на объем выполняемой работы, а внутренняя мотивирует выполнять ее качественно.

– Экстринсивная мотивация при достижении «порога» просто не имеет интереса в жизни и снимается, а интринсивная – усиливается.

– Внутренняя всегда мотивирует личность сильнее, чем внешняя.

– Внутренняя мотивация начинает «расти», если человек становится более уверенным в себе.

Психологами и социологами считается, что внутренняя мотивация побуждает личность к действиям, и отмечают основные ее идеи, определяющие эти действия:

  1. Желания людей безграничны. Если индивид добивается цели в жизни и удовлетворяет одну потребность, то сразу формирует для себя новую.
  2. Если поставленная цель удовлетворена, то она больше не мотивирует на какие-либо действия.
  3. Если потребность не удовлетворена, то она провоцирует индивида к поступкам.
  4. Людям свойственно на протяжении всей жизни выстраивать для себя определенную иерархию потребностей, сортировать их по значимости.
  5. При невозможности удовлетворить потребность низшего уровня, люди не смогут в полной мере удовлетворить вышестоящую потребность.

Положительная и отрицательная мотивации

Данные виды основаны на положительных и отрицательных стимулах.

Положительная мотивирует на действие, когда человек осознает свою выгоду. А ожидание выгоды – это лучший стимулятор качественной работы, выполненной в указанный срок. Руководители периодически используют ее для стимулирования труда подчиненных.

Роль положительной мотивации высока, она позволяет сотрудникам чувствовать себя увереннее, работать эффективнее.

Мотивацией могут служить не только премии, награды, повышение заработной платы и другие материальные вещи, но и морально-психологические меры.

Выделяют ряд принципов, на основе которых положительная мотивация имеет больший эффект:

  1. Результат труда будет выше, если исполнитель чувствует свою значимость и вклад в какое-то дело.
  2. Положительная мотивация сильнее отрицательной. Соответственно, похвала или материальная награда труда не должна заставлять себя ждать. Чем быстрее человек получает ожидаемое, тем выше его мотивация на дальнейшие действия в жизни.
  3. Лучше, если люди будут в процессе работы получать награду или похвалу, а не только по достижении цели. Это объясняется тем, что объемная работа выполняется медленнее, цель труднодостижима.
  4. Индивид должен быть уверен в достижении успеха.

Отрицательная мотивация труда обычно связана с наказанием за что-либо. Зачастую бывает, что при продолжительной отрицательной мотивации индивид теряет всякий интерес к выполнению действий. К сожалению, подобная методика пользуется большой популярностью у многих работодателей, вызывает чувство страха у подчиненных, нежелание работать, понижает самооценку работника, развивает комплексы.

Таким образом, положительная мотивация основывается на стимулировании действий, а отрицательная повышает дисциплину человека при выполнении работы. Отрицательная не способна активизировать творческий потенциал, ее задача в том, чтобы держать человека в определенных рамках.

Хотя многие психологи отмечают, что отрицательное мотивирование способно оказать влияние на интенсивность труда. Но работодателям рекомендуют быть осторожными, наказывая сотрудников за что-либо.

Как правило, инициативные и творческие по жизни сотрудники не допускают к себе подобного отношения и уходят.

К тому же отрицательная мотивация не имеет своей силы, если ее не применяют вкупе с положительной.

Устойчивая и неустойчивая мотивация

В основе устойчивого мотивирования лежат обыденные потребности людей. К ним относятся жажда, голод, сон, общение, получение знаний и навыков. Индивид выполняет осознанные действия без особого труда для их достижения.

Неустойчивая же мотивация значительно слабее, есть необходимость в ее подкреплении с помощью внешних мотивов.

Дополнительная классификация

Ученые в области психологии и социологии выделяют еще дополнительные виды мотивации, по-другому называемые стимулами:

Это вполне естественное желание людей быть признанными своим окружением. В основе лежит чувство собственного достоинства. Человек доказывает обществу свою значимость, уникальность. Это один из самых важных мотивов в деятельности людей, обеспечивающих личностное развитие.

Это желание человека быть похожим на кумира. В роли кумира может быть и кто-то из его окружения, и известная личность, и выдуманный герой. Данные мотивы характерны для подросткового возраста и, безусловно, оказывают положительное влияние на формирование личности. Подросток прикладывает много усилий для достижения цели, работает над собой, своими привычками, внешним видом.

Это потребность влиять на действия людей. Желание выполнять главную роль в деятельности коллектива, контролировать работу других, указывать, что делать. Не стоит путать ее с самоутверждением. Когда человек хочет получить власть, ему не нужно подтверждения собственной значимости.

  • Процессуально-содержательный

Это стимул человека к активным деяниям. Причем не из-за внешних факторов, а из-за личного интереса. Индивиду важен сам процесс какой-то работы, он испытывает от него удовольствие.

Желание человека самосовершенствоваться. Развивать знания, умения, навыки. Психологи считают, что желание саморазвиваться заставляет людей прикладывать максимальные усилия к достижению цели. Саморазвитие тесно связано с самоутверждением. При данной мотивации часто возникает внутренний конфликт: люди сложно воспринимают что-то новое, цепляются за прошлое.

Большинство людей желает добиться лучших результатов своего труда, успеха в определенной сфере. Чаще это осознанный выбор личности наиболее сложных жизненных задач. Данный стимул – ведущий фактор для достижения признаний в определенной сфере труда. Достижение цели зависит не только от врожденных способностей человека, но и от его желания работать над собой, мотивировать себя на работу.

Важная мотивация для любой личности. В ее основе лежит чувство долга в отношении общества, ответственность. Люди, мотивируемые подобным образом, уверенные в себе, им присущи следующие качества: ответственность, серьезность, чувство совести, толерантное отношение к окружению, стремление достичь конкретных целей.

Иными словами – присоединение. Мотивация базируется на желаниях людей устанавливать новые контакты, поддерживать дружелюбные отношения с другими представителями общества.

Каждый вид мотивации, как правило, имеет несколько уровней, зависящих от определенных факторов:

  • насколько значимо для индивида достижение поставленной цели в жизни;
  • уверенность в достижении цели;
  • субъективное понимание итога своего труда.

Понятие и виды мотивации на данный момент все еще исследуются учеными в области психологии и социологии. С изменением современного общества, его ценностей и возможностей, меняются и мотивы людей к выполнению различных действий.

Источник: https://legkopolezno.ru/rabota/upravlenie/vidy-motivatsii/

Ссылка на основную публикацию

Мотивация-это широкийкруг явлений, побуждающих человека к деятельности. Само слово «мотив» — от лат.Moveo — «двигаю». Впервые термин «мотивация» употребил А.Шопенгауэр в статье«Четыре принципа достаточной причины». В настоящее время существует множествотрактовок мотивации, что нередко затрудняет однозначное ее понимание [9, c.94].

Мотивация (в широкомсмысле) — это все, что вызывает активность человека: его потребности,инстинкты, влечения, эмоции, установки, идеалы и т. п.

Термин «мотивация»представляет более широкое понятие, чем термин мотив.

Слово «мотивация»используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающеесистему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности,потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и какхарактеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческуюактивность на определенном уровне. Мотивацию, таким образом, можно определитькак совокупность причин психологического характера, объясняющих поведениечеловека, его начало, направленность и активность.

Представление омотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это поискответов на вопросы типа «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?»,«какой смысл…?». Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведенияи есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков [11, c.126].

Мотивацияявляется одной из фундаментальных проблем, как в отечественной, так и взарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологиисвязана с анализом источников активности человека, побудительных сил егодеятельности, поведения.

Ответ на вопрос, что побуждает человека кдеятельности, каков мотив, «ради чего» он ее осуществляет, есть основа ееадекватной интерпретации.

«Когда людиобщаются друг с другом… то, прежде всего, возникает вопрос о мотивах,побуждениях, которые толкнули их на такой контакт с другими людьми, а также отех целях, которые с большей или меньшей осознанностью они ставили перед собой»[23, с.112].

В самом общем плане мотив это то, что определяет,стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенногов определяемую этим мотивом деятельности.

Сложность имногоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов кпониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения.

Существенно подчеркнуть, что основным методологическим принципом, определяющимисследования мотивационной сферы в отечественной психологии, является положениео единстве динамической (энергетической) и содержательно-смысловой сторонмотивации.

Активная разработка этого принципа связана с исследованием такихпроблем, как система отношений человека, соотношение смысла и значения,интеграция побуждений и их смысловой контекст, направленность личности идинамика поведения, ориентировка в деятельности и т.д.