Клавдия шульженко: биография советской певицы

Музыка Победы. Клавдия Шульженко

Клавдия Шульженко: биография советской певицы

24 марта отметила бы день рождения Клавдия Ивановна Шульженко – выдающаяся советская артистка эстрады, певица, участница Великой Отечественной войны, песни которой вдохновляли наших бойцов в сражениях.

Родилась Клавдия 11 (24) марта 1906 года в селе.

Гущевка Чигиринского уезда Киевской губернии (ныне село Витово Чигиринского района Черкасской области Украины, в семье бухгалтера Главного управления железной дороги Ивана Ивановича Шульженко.

Талант и голос у девочки проявились довольно рано – мать учила ее народным песням, но на сцену Клавдия вышла в конце двадцатых годов – по благословению своего учителя Н. Л. Чемезова.

В 1923 году она становится артисткой Харьковского театра драмы под руководством Н. Н. Синельникова. В том же 1923 году Клавдия Шульженко дебютировала как певица, исполнив романс «Звёзды на небе, звёзды на море» в спектакле «Казнь». Летом 1925 года начала работать в Краснозаводском драматическом театре Харькова.

Клавдия Шульженко

В 1928 году состоялся певческий дебют Клавдии на сцене Мариинского театра в Ленинграде на концерте, посвящённом Дню печати.

В 1929–1942 годах — артистка Ленгосэстрады, работала солисткой джаз-оркестра под управлением Я. Б. Скоморовского.

В октябре 1931 года в Ленинградском мюзик-холле состоялась премьера спектакля «Условно убитый», где Клавдия Шульженко сыграла роль Машеньки Фунтиковой. Музыку к этому спектаклю написал Дмитрий Шостакович, а за дирижёрским пультом стоял Исаак Дунаевский.

В 1934 году К. Шульженко снялась в кинофильме режиссёра М. А. Авербаха «Кто твой друг?» в роли Веры. В 1936 году были сделаны её первые граммофонные записи.

Осенью 1939 года прошёл 1-й Всесоюзный конкурс артистов эстрады. Авторитетное и крайне строгое жюри не присудило никому первой премии, хотя в числе конкурсантов было немало талантливых артистов.

«Челита», «Девушка, прощай» и «Записка» — три песни, представленные Клавдией Шульженко, произвели на жюри и зрителей неизгладимое впечатление. Она стала лауреатом конкурса.

Два мощных завода Грампласттреста выпускали огромное количество пластинок с записями Шульженко, которые на прилавках не задерживались.

Клавдия Шульженко — Три вальса.mp3

В январе 1940 года в Ленинграде был создан джаз-оркестр под управлением Клавдии Шульженко и Владимира Коралли, который стал очень популярен и просуществовал до лета 1945 года. Клавдия и Владимир полюбили друг друга и составили семью.

Объявление о начале войны застало певицу на гастролях в Ереване. Она добровольно вступила в ряды действующей Красной армии — в качестве актрисы фронтовой концертной бригады.

С первого дня Великой Отечественной войны Джаз-оркестр становится Фронтовым джаз-ансамблем, с которым Клавдия Шульженко выступает перед солдатами Ленинградского фронта прямо на передовой. Сотни раз певица выезжала на фронт, выступая перед бойцами. Её песни звучали на передовых и в госпиталях.

В конце 1941 года в репертуаре Клавдии Ивановны появилась ставшая впоследствии легендарной песня «Синий платочек», написанная польским композитором Ежи Петербургским. В 1942 году Клавдию Шульженко наградили медалью «За оборону Ленинграда», а 9 мая 1945 года — орденом Красной Звезды.

Летом того же года «За выдающиеся заслуги в области вокального искусства» певице было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР. Тогда журналисты писали, что окончательное творческое кредо Шульженко, её художественная тема и лирическая героиня сформировались именно в годы войны, потому что в её репертуаре больше не было «случайных» песен.

Клавдия Шульженко и Владимир Коралли с оркестром

На самом же деле песни по-прежнему были разными, просто артистка научилась делать их «своими». За время блокады Ленинграда К. Шульженко дала свыше 500 концертов для солдат. Благодаря исполнению фронтовых песен «Синий платочек», «Давай закурим», «Друзья-однополчане» и других Клавдия Шульженко получила всесоюзное признание.

Клавдия Шульженко — Синенький скромный платочек.mp3

12 июля 1942 года на сцене Ленинградского Дома Красной Армии состоялся 500-й концерт К. И. Шульженко и Фронтового джаз-ансамбля. Позднее певице была вручена медаль «За оборону Ленинграда».

С 1943 года — в Москве, артистка Всероссийского гастрольно-концертного объединения, затем Москонцерта. 9 мая 1945 года Клавдия Шульженко была награждена орденом Красной Звезды, а 29 сентября 1945 года «за выдающиеся заслуги в области вокального искусства» солистке Всероссийского гастрольно-концертного объединения Клавдии Шульженко было присвоено почётное звание заслуженной артистки РСФСР.

Клавдия поет «Синий платочек»

После войны Клавдия Шульженко продолжила свою концертную деятельность. В 1954 году вышла первая долгоиграющая пластинка певицы. В марте 1954 года она снимается в кинофильме режиссёра В. П. Строевой «Весёлые звёзды». В том же году Клавдия развелась с Коралли.

В июле 1956 года познакомилась со знаменитым кинооператором Георгием Кузьмичом Епифановым, который был влюблён в неё с 1940 года, и стала его женой. В Клавдию Ивановну он влюбился ещё до войны, когда случайно купил её первую пластинку.

А через несколько месяцев, попав на её концерт в Ленинграде, он понял, что «пропал» окончательно. Георгий Епифанов любил Клавдию Шульженко заочно долгих шестнадцать лет, и остался верен этой любви всю свою жизнь.

Он никак не мог поверить в своё счастье, а ей всегда казалось, что это сказочный сон.

Георгий Кузьмич был моложе Клавдии Ивановны ровно на двенадцать с половиной лет, когда они встретились, ей было пятьдесят, а ему только через месяц исполнилось тридцать восемь.

Но Георгий Кузьмич всегда говорил, что чувствует себя старше её, она кажется ему девочкой, которую нужно оберегать и защищать. Несмотря на разницу в возрасте и пересуды за спиной, они были очень счастливы.

Он бережно собирал письма и телеграммы, которые теперь Клавдия Ивановна посылала ему со своих гастрольных поездок. А любимая писала: «Сегодня пела только для тебя, мой родной, любимый Жорж! Ты вошёл в мою жизнь, когда она потеряла для меня смысл и интерес.

Ты вдохнул в меня жизнь. 21 июля 1956 года, когда мы встретились, — великий день для меня, день моего второго рождения для любви. Сколько мне осталось — всё твоё».

В ноябре 1962 года «за большие достижения в области советского эстрадного искусства» Клавдии Шульженко присваивается почётное звание народной артистки РСФСР.

В октябре 1965 года Клавдия Ивановна приняла участие в Первом фестивале советской эстрадной песни, проходившем в Московском государственном театре эстрады. Через два года, в 1967, она стала членом жюри этого фестиваля.

В мае 1971 года «за большие достижения в области советского эстрадного искусства» солистке Москонцерта К. И.

Шульженко Указом Президиума Верховного Совета СССР присваивается почётное звание народной артистки СССР, а в июне 1976 года ей был вручён орден Ленина.

Такой запомнили Клавдию фронтовики…

В 1980 году Шульженко записывает свою последнюю долгоиграющую пластинку «Портрет». В 1981 году в издательстве «Молодая гвардия» выходят её мемуары «Когда вы спросите меня…» (литературная запись Глеба Скороходова).

В декабре 1983 года Клавдия Ивановна приняла участие в съёмках телевизионного фильма «Вас приглашает Клавдия Шульженко» (режиссёр — С.

Журавлёв), премьера которого состоялась 18 декабря по первому каналу Центрального телевидения.

В жизни Шульженко отличалась достаточно прихотливым характером. Никогда не экономила и много тратила на концертную одежду и духи: любила дорогую парфюмерию и отдавала предпочтение одежде от известных модельеров. При этом она никогда не имела собственного автомобиля.

Заслуженная артистка Клавдия Шульженко

Умерла Клавдия Ивановна 17 июня 1984 года в своей московской квартире, где стоял рояль, который Дмитрий Шостакович проиграл когда—то Исааку Дунаевскому в преферанс, а К. Шульженко выкупила его. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище. По воспоминаниям очевидцев, в день её похорон шёл дождь, но, когда гроб опускали в могилу, вдруг выглянуло солнце.

Владимир Коралли умер через 11 лет, и завещал похоронить себя рядом с бывшей женой.

26 мая 1996 года в Харькове по адресу: пер. Байкальский, д. 1 открылся городской музей К. И. Шульженко. В экспозиции музея представлены личные вещи, концертные костюмы, документы и другие реликвии, принадлежавшие великой певице.

К 100-летию Клавдии Шульженко Саратовский джаз-оркестр Ретро подготовил программу из подлинных партитур оркестров и ансамблей, с которыми выступала певица. В 2006 году эти песни вновь прозвучали на сцене Колонного зала…

Клавдия Шульженко — Возьми гитару.mp3

Источник: https://polkrf.ru/news/1420/muzyika_pobedyi_klavdiya_shuljenko

Биография Клавдии Шульженко

Биография Клавдии Шульженко

Опубликовано: 09.05.2016 — 18:00

Клавдия Ивановна Шульженко — народная артистка СССР, певица и актриса. Она родилась 24 марта 1906 в украинском городе Харькове. Певицу любили по всему миру, до сих пор немногим удалось достичь даже сотой доли её фееричного успеха.

Много лет назад именно голос Клавдии Ивановны вселял веру и надежду в сердца миллионов солдат, даже раненые бойцы ненадолго забывали о боли, благодаря её песням. Её называли советской Эдит Пиаф. Умерла эта талантливая женщина 17 июня 1984 года в Москве, похоронили её на Новодевичьем кладбище.

Юные годы и первые исполнения песен

Члены семьи девушки имели отношение к творческой деятельности. Отец Клавдии работал бухгалтером, но в свободное время любил играть на духовом инструменте и петь соло.

Периодически он выступал с любительским оркестром перед публикой, юная Шульженко была в восторге от приятного баритона Ивана Ивановича. В их дворе собирались соседи со всех улиц, когда семья Шульженко разыгрывала спектакли и концерты.

Малышка Клава восхищалась актрисами немого кино, мечтала связать жизнь с этим видом искусства. С годами это желание только укрепилось. В гимназии девушка получала истинное удовольствие от изучения и декламации стихотворений, также отлично давался ей французский язык.

В то же время отец видел свою дочь исключительно в музыке, несмотря на её пренебрежительное отношение к собственному таланту.

Неизвестно, как сложилась бы судьба Клавдии, если бы не Никита Чемизов, преподаватель Харьковской консерватории и профессор.

Родители отдали её к нему на обучение, после чего музыкант тронул сердце девушки словами о том, что её голос поставлен от природы, нужно лишь развивать и совершенствовать его для достижения успеха.

Карьера в кино и театре

Весной 1923 года Шульженко начала делать первые шаги на пути к актёрской карьере. Клавдии не было и семнадцати лет, когда она пришла на прослушивание к Синельникову.

Для смелости девушка взяла с собой подругу, они спели несколько песен на украинском и русском языках, затем сыграли этюд. Подруге режиссёр отказал, а Клавдию с удовольствием взял в театральную труппу.

Одновременно с этим девушка пела в хоре при том же Харьковском театре драмы.

Дебютом актрисы стала роль в оперетте «Перикола», далее она принимала участие в таких постановках, как «Казнь» и «Дети Ванюшина», где играла певицу. В первом из них и состоялся музыкальный дебют девушки.

По завершении спектаклей Клавдия продолжала выступать. Она пела на летних эстрадных площадках, в рабочих клубах и дивертисментах. Её простые композиции символизировали жизнь народа, до сих пор они считаются образцами современной бытовой песни.

О характере Шульженко ходят разные слухи, но можно сказать лишь то, что женщина осознавала свои достоинства и не страдала заниженной самооценкой. Все слова, сказанные ею, достигали глубины сердца слушателей, Клавдия заслуженно считала себя символом эпохи.

Музыкальная деятельность

В 1930-х годах к певице понемногу начала приходить известность. На её концертах собирались полные залы, девушка постоянно гастролировала, первые песни были записаны на пластинки.

В конце 1939 года артистка участвовала в первом всесоюзном музыкальном конкурсе и стала его безоговорочным лауреатом, благодаря композициям «Девушка, прощай», «Челита» и «Записка».

Эти три песни, представленные Шульженко, произвели впечатление на критиков и посетителей премии.

Во то время, когда началась война, Клавдия находилась в Ереване. Она добровольно вступила в ряды армии, дала более 500 концертов за первый год блокады. Женщина выступала перед военными, в госпиталях крутили её пластинки. В 1941 году появляется композиция «Синий платочек», которая со временем стала легендарной и узнаваемой практически всеми жителями бывшего СССР.

Через год певицу наградили медалью, а 9 мая 1945 ей присудили орден Красной Звезды. Летом девушка стала заслуженной артисткой РСФСР. Клавдия заставляла людей думать о действительно важных вещах, её меньше всего интересовало визуальное обрамление выступлений.

Семья и личная жизнь

В 1928 году Клавдия встретила одессита Владимира Коралли. Он постоянно разъезжал со звёздами эстрады, выступая в качестве конферансье и всячески развлекая публику. Остроумный и талантливый парень впечатлил девушку, но пообщаться ближе им удалось не сразу.

В 1930 году девушка вышла замуж за Владимира. В 1932 году Шульженко родила сына. Много лет они вместе гастролировали и вдохновляли друг друга, но в канун нового, 1956-го, года поссорились.

Впервые за 25 лет они встречали праздник раздельно, вскоре после этого Коралли развелись. Никто из них не мог объяснить причины столь внезапного расставания. Ходили слухи, что союз этой пары был скорее творческим.

Они идеально понимали друг друга, но о любви говорить было глупо.

За свою жизнь актриса получила колоссальное количество любовных посланий, поклонники относились к ней с трепетом и теплом. Она читала их все, но был человек, чьи письма особенно тронули певицу. Звали его Георгий Епифанов.

Мужчина влюбился в Клавдию ещё в 1940 году. Из разных стран и городов он регулярно отправлял ей открытки, Шульженко отвечала ему благосклонно.

Через много лет они, наконец, познакомились в реальной жизни, благодаря Марианне Семеновой.

Но была и одна проблема, а именно возраст Георгия. Он был младше женщины на 12 лет. Учитывая нравы того времени, люди начали шептаться за их спинами. Несмотря на это, в 1957 году пара заключила брак.

Девять лет они жили счастливо, но Клавдии было трудно поверить в то, что её так сильно любят, постоянные сомнения терзали певицу. Именно поэтому ревность и недоверие разделили их пути на десять лет.

Однажды Шульженко заметила Жоржа (так она называла Епифанова) на своём концерте, он стоял в одном из первых рядов.

В этот момент женщина поняла, что не любила никого сильно, и прямо со сцены попросила бывшего мужа вернуться и простить её. Пара объединилась, после этого они были счастливы вплоть до дня смерти Клавдии.

Георгий пережил её на 13 лет. На год раньше произошла смерть Владимира Коралли, завещавшего похоронить его рядом с бывшей женой.

До сих пор память артистки чтят во многих городах. Родной Харьков может похвастаться музеем имени Шульженко, также ежегодно проводятся фестивали в её честь.

Источник: http://stories-of-success.ru/klavdii-shulzhenko

Клавдия Ивановна Шульженко — биография, информация, личная жизнь

Клавдия Ивановна Шульженко - биография, информация, личная жизнь

Клавдия Ивановна Шульженко (11 (24) марта 1906, Харьков — 17 июня 1984, Москва). Советская эстрадная певица, актриса. Народная артистка СССР (1971). Участница Великой Отечественной войны.

Родилась 11 (24) марта 1906 года в Харькове (по другим источникам — в с. Гущевка Чигиринского уезда Киевской губернии (ныне село Витово Чигиринского района Черкасской области Украины) в семье бухгалтера Главного управления железной дороги Ивана Ивановича Шульженко. Исполнять народные песни Клавдия начала с конца 1920-х годов. Училась пению у Н. Л. Чемезова.

В 1923 году она становится артисткой Харьковского театра драмы под руководством Н. Н. Синельникова. В том же 1923 году Клавдия Шульженко дебютировала как певица, исполнив романс «Звёзды на небе» в спектакле «Казнь».

Летом 1925 года начала работать в Краснозаводском драматическом театре Харькова.

В 1928 году состоялся певческий дебют Клавдии на сцене Мариинского театра в Ленинграде на концерте, посвящённом Дню печати.

В 1929-1942 годах — артистка Ленгосэстрады, работала солисткой джаз-оркестра под управлением Я. Б. Скоморовского.

В январе 1929 года состоялся дебют в Московском мюзик-холле.

В октябре 1931 года в Ленинградском мюзик-холле состоялась премьера спектакля «Условно убитый», где Клавдия Шульженко сыграла роль Машеньки Фунтиковой. Музыку к этому спектаклю написал Дмитрий Шостакович, а за дирижёрским пультом стоял Исаак Дунаевский.

В 1934 году К. Шульженко снялась в кинофильме режиссёра М. А. Авербаха «Кто твой друг?» в роли Веры.

В 1936 году были сделаны её первые граммофонные записи.

Осенью 1939 года прошёл 1-й Всесоюзный конкурс артистов эстрады. Авторитетное и крайне строгое жюри не присудило никому первой премии, хотя в числе конкурсантов было немало талантливых артистов.

«Челита», «Девушка, прощай» и «Записка» — три песни, представленные Клавдией Шульженко, произвели на жюри и зрителей неизгладимое впечатление. Она стала лауреатом конкурса.

Ее популярность постоянно росла, выпускалось огромное количество пластинок с записями Шульженко.

В январе 1940 года в Ленинграде был создан джаз-оркестр под управлением Клавдии Шульженко и Владимира Коралли, который стал очень популярен и просуществовал до лета 1945 года.

С первого дня Великой Отечественной войны Джаз-оркестр становится Фронтовым джаз-ансамблем, с которым Клавдия Шульженко выступает перед солдатами Ленинградского фронта прямо на передовой. Объявление о начале войны застало певицу на гастролях в Ереване. Она добровольно вступила в ряды действующей Красной армии.

Сотни раз певица выезжала на фронт, выступая перед бойцами. Её песни звучали на передовых и в госпиталях.

В конце 1941 года в репертуаре Клавдии Ивановны появилась ставшая впоследствии легендарной песня «Синий платочек», написанная польским композитором Ежи Петербургским.

Клавдия Шульженко — Синий платочек

В 1942 году Клавдию Шульженко наградили медалью «За оборону Ленинграда», а 9 мая 1945 года — орденом Красной Звезды. Летом того же года «За выдающиеся заслуги в области вокального искусства» певице было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР.

Тогда журналисты писали, что окончательное творческое кредо Шульженко, её художественная тема и лирическая героиня сформировались именно в годы войны, потому что в её репертуаре больше не было «случайных» песен. На самом же деле песни по-прежнему были разными, просто артистка научилась делать их «своими».

За время блокады Ленинграда К. Шульженко дала свыше 500 концертов для солдат.

Благодаря исполнению фронтовых песен «Синий платочек», «Давай закурим», «Друзья-однополчане» и других Клавдия Шульженко получила всесоюзное признание.

12 июля 1942 года на сцене Ленинградского Дома Красной Армии состоялся 500-й концерт К. И. Шульженко и Фронтового джаз-ансамбля. Позднее певице была вручена медаль «За оборону Ленинграда». С джаз-ансамблем Клавдия Ивановна гастролировала в действующих войсках на протяжении всей войны.

Клавдия Шульженко — Давай закурим

С 1943 года — в Москве, артистка Всероссийского гастрольно-концертного объединения, затем Москонцерта.

9 мая 1945 года Клавдия Шульженко была награждена орденом Красной Звезды, а 29 сентября 1945 года «за выдающиеся заслуги в области вокального искусства» солистке Всероссийского гастрольно-концертного объединения Клавдии Шульженко было присвоено почётное звание заслуженной артистки РСФСР.

После войны Клавдия Шульженко продолжила свою концертную деятельность.

В 1954 году вышла первая долгоиграющая пластинка певицы.

В марте 1954 года она снимается в кинофильме режиссёра В. П. Строевой «Весёлые звёзды».

В ноябре 1962 года «за большие достижения в области советского эстрадного искусства» Клавдии Шульженко присваивается почётное звание народной артистки РСФСР.

В октябре 1965 года Клавдия Ивановна приняла участие в Первом фестивале советской эстрадной песни, проходившем в Московском государственном театре эстрады. Через два года, в 1967, она стала членом жюри этого фестиваля.

В мае 1971 года «за большие достижения в области советского эстрадного искусства» солистке Москонцерта К. И. Шульженко Указом Президиума Верховного Совета СССР присваивается почётное звание народной артистки СССР, а в июне 1976 года ей был вручён орден Ленина.

Клавдия Шульженко и Иосиф Кобзон

В 1980 году Шульженко записывает свою последнюю долгоиграющую пластинку «Портрет».

В 1981 году в издательстве «Молодая гвардия» выходят её мемуары «Когда вы спросите меня…» (литературная запись Глеба Скороходова).

В декабре 1983 года Клавдия Ивановна приняла участие в съёмках телевизионного фильма «Вас приглашает Клавдия Шульженко» (режиссёр — С. Журавлёв), премьера которого состоялась 18 декабря по первому каналу Центрального телевидения.

В жизни Шульженко отличалась достаточно прихотливым характером. Никогда не экономила и много тратила на концертную одежду и духи: любила дорогую парфюмерию и отдавала предпочтение одежде от известных модельеров. При этом она никогда не имела собственного автомобиля.

В последние годы она сильно болела. Дружила с Аркадием Райкиным.

Перед смертью на две недели впала в кому. Умерла Клавдия Ивановна 17 июня 1984 года в своей московской квартире.

Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10). По воспоминаниям очевидцев, в день её похорон шёл дождь, но, когда гроб опускали в могилу, вдруг выглянуло солнце.

26 мая 1996 года в Харькове, по адресу — пер. Байкальский, д. 1, открылся Городской музей К. И. Шульженко. В экспозиции музея представлены личные вещи, концертные костюмы, документы и другие реликвии, принадлежащие певице.

К 100-летию Клавдии Шульженко Саратовский джаз-оркестр Ретро подготовил программу из подлинных партитур оркестров и ансамблей, с которыми выступала певица.

Клавдия Шульженко

Личная жизнь Клавдии Шульженко:

С 1930 года была замужем за эстрадным певцом и артистом разговорного жанра Владимиром Филипповичем Коралли (настоящая фамилия — Кемпер; 1905-1995).

В мае 1932 года в браке родился сын — Игорь Владимирович Кемпер, инженер.

В 1954 году они развелись. Владимира Коралли после смерти похоронили рядом с бывшей женой.

Клавдия Шульженко и Владимир Коралли

С 1956 года по 1964-й и затем с 1976-го до конца жизни Шульженко состояла в фактическом браке с Георгием Кузьмичом Епифановым (1918-1997), кинооператором. Он был моложе её на 12 лет.

Они познакомились в июле 1956 года. По словам Епифанова, он был влюблён в неё с 1940 года, когда случайно купил её первую пластинку. А через несколько месяцев, попав на её концерт в Ленинграде, он понял, что «пропал» окончательно. Георгий Епифанов любил Клавдию Шульженко заочно долгих шестнадцать лет, и остался верен этой любви всю свою жизнь.

Клавдия Шульженко и Георгий Епифанов

Когда они встретились, ей было пятьдесят, а ему только через месяц исполнилось тридцать восемь. Но Георгий Кузьмич всегда говорил, что чувствует себя старше её, она кажется ему девочкой, которую нужно оберегать и защищать. Несмотря на разницу в возрасте и пересуды за спиной, они были очень счастливы.

Он бережно собирал письма и телеграммы, которые Клавдия Ивановна посылала ему со своих гастрольных поездок. «Сегодня пела только для тебя, мой родной, любимый Жорж! Ты вошёл в мою жизнь, когда она потеряла для меня смысл и интерес. Ты вдохнул в меня жизнь. 21 июля 1956 года, когда мы встретились, — великий день для меня, день моего второго рождения для любви.

Сколько мне осталось — всё твоё», — писала Шульженко в одном из писем.

Источник: http://stuki-druki.com/authors/Shulzhenko.php

Клавдия Шульженко

Клавдия Шульженко

Клавдия Ивановна Шульженко – выдающаяся советская певица и актриса, лауреат множества наград, народная артистка СССР, РСФСР. В 1971 году Шульженко получила звание народной артистки СССР, в 1976 — награждена орденом Ленина.

Детство и юность

Родилась Клавдия Шульженко 24 марта 1906 года, в городе Харькове. В семье Ивана Ивановича Шульженко, служившего бухгалтером в управлении железной дороги, и его супруги было двое детей. Клава и ее брат Коля жили вместе с родителями во флигеле небольшого дома на улице Владимирской.

Клавдия Шульженко в молодости | Одна родина

Отец девочки в свободное время играл на духовых инструментах, пел соло. Тогда были популярны любительские концерты, спектакли. Иван Иванович выступал с ансамблем художественной самодеятельности, а для соседей семья устраивала во дворе театральные представления, в которых участвовали и дети, самозабвенно пела и играла маленькая Клава.

Клавдия Шульженко в молодости | Одна родина

Девочка училась в гимназии, но музыка и пение не вызывали у нее восторга. Клавдия предпочитала словесность, зачитывалась стихами русских поэтов, учила их наизусть и декламировала знакомым.

Родители отдали дочку, грезившую о театральной сцене, обучаться музыке в Харьковскую консерваторию, к профессору Н.Л. Чемизову. Никита Леонтьевич вселил в юную дебютантку веру в ее певческий талант, поведав ей, что голос ей дан от природы.

Мечты о театре

Девочка приходила в восторг от красивого папиного баритона, но с малолетства мечтала о театральной сцене.

Неизгладимое впечатление на Клавдию произвели звезды немого кино, но еще больше она любила театр.

Отец часто брал ее с собой на спектакли местного драмтеатра, где тогда служил режиссером Николай Синельников. В 15 лет юная Клавдия вместе с подружкой пришла к Синельникову«поступать в актрисы».

Клавдия Шульженко в молодости | Ruspekh

На пробах девушки спели несколько песен и сыграли небольшой этюд. К слову, аккомпанировал подружкам молодой Исаак Дунаевский. Шульженко пришлась по душе режиссеру, и он зачислил ее в труппу.

Роли молоденькой актрисе доставались эпизодические. Так, Клавдия Ивановна пела в хоре в оперетте и изображала умершую Настасью Филипповну в 4-м акте «Идиота».

По словам отца актрисы, посетившего этот спектакль, выходило у нее это довольно убедительно.

Клавдия Шульженко | Русский новостной портал

Потом были другие роли, часто связанные с песенными выступлениями, Шульженко пела в клубах, в других театрах после окончания спектаклей.

Клавдия Ивановна твердо решила связать свою жизнь и биографию с театром. Жизнь ее в то время была расписана по минутам.

С утра она шла на репетицию к Синельникову, затем занималась пением и музыкой в консерватории, брала уроки балетной хореографии и основ танца, а вечером играла в спектаклях.

Кстати, именно Синельникову поклонники творчества Клавдии Ивановны должны быть благодарны за ее яркое, душевное и проникновенное пение. «Ты должна играть песню и при этом исполнять в ней все роли», — наставлял юную актрису режиссер.

Первые успехи

Все изменилось в 1924 году, когда в Харьков с гастролями приехала знаменитая певица Лидия Липковская. Девушка набралась смелости и пришла к оперной диве в гостиницу. Та выслушала несколько песен и пришла в восторг. Липковская посоветовала певице сменить репертуар на лирический, поскольку так ее талант проявится еще ярче.

Затем случай свел Клавдию Ивановну с молодым композитором Павлом Германом. Он сам подошел к ней после выступления и предложил спеть сочиненные им песни. Так в ее репертуар вошли «Записка», «Шахта № 3», «Не жалею», «Кирпичики». Стихи для песен «Папиросница и матрос», «Красный мак», «На санках» написал для Клавдии артист Краснозаводского драмтеатра Брейтингам, а музыку сочинил Юрий Мейтус.

Карьера певицы

В 1928 году состоялся дебют в Мариинском театре, а в 1929 году — в Московском мюзик-холле. Ее песни столичная публика слушала с замиранием сердца, и долго еще не смолкал шквал аплодисментов.

Шульженко работала в Ленинградском мюзик-холле, спела две песни в спектакле «Условно убиты» на музыку Шостаковича. На 30-е годы приходится сотрудничество певицы с джаз-оркестром Скоморовского. В ее репертуар вошли песни «Андрюша», «Руки», «Мама» и другие. Песни Клавдии Шульженко того периода были откровенно лирическими и в одно время их даже запретили исполнять по политическим соображениям.

Клавдия Ивановна стала выступать с народными украинскими, русскими, испанскими, латиноамериканскими песнями.

«Челита» и «Простая девчонка» на волне пропаганды дружбы народов вполне устраивали правительство по политическим аспектам, публика же воспринимала их как песни о сверстниках, о любви, дружбе и молодости.

Критики ругали ее за мелодраматичность, а народ любил безоговорочно, за первыми граммофонными пластинками Шульженко выстраивались очереди.

В 1939 году певица стала лауреатом конкурса артистов эстрады, ее пластинки выпускаются большими тиражами, а фото помещают в журнале «Советское искусство», в Ленинграде специально для Клавдии Ивановны организован джаз-оркестр.

Когда началась война, Шульженко была на гастролях в Ереване. Клавдия Ивановна вместе с мужем вступила в ряды армии, а их джазовый оркестр получил статус фронтового. Более 500 концертов дали артисты в годы войны, выступали в осажденном Ленинграде, на Дороге Жизни, на линии фронта, под обстрелами. Два музыканта из труппы Шульженко умерли в Ленинграде от истощения.

В 1942 году после выступления к Клавдии Ивановне подошел Михаил Максимов и предложил исполнить песню собственного сочинения. Это был легендарный «Синий платочек». Проникновенное исполнение Шульженко, популярный мотив и душевный текст сделали эту песню знаменитой и поистине народной.

Клавдия Шульженко на фронте | Одна родина

В 1943 году джаз-оркестр Клавдии Шульженко гастролировал по Кавказу и Средней Азии, начиная с лета 1945 года, певица начала выступать сольно.

Дискография Клавдии Ивановны Шульженко (включая записи, вышедшие при жизни певицы) включает около двух десятков пластинок. В ее репертуаре – сотни песен, сотрудничество с известными композиторами и музыкантами, певцами и исполнителями.

Самыми любимыми песнями самой исполнительницы были «Вальс о вальсе», «Молчание», «Друзья-однополчане», «Письмо матери», «Школьный вальс» и другие.

Личная жизнь

Первым и единственным официальным мужем Клавдии Ивановны Шульженко был артист из Одессы, конферансье, музыкант Владимир Коралли. Их брак продлился с 1930 по 1955 годы, в 1932 году у пары родился сын Игорь. Поводом для разрыва супругов послужила ревность.

Клавдия Шульженко с мужем и сыном | FMdon

В 1957 году Шульженко встретилась с Георгием Епифановым, кинооператором, который был заочно влюблен в легендарную певицу долгие годы. Он писал ей письма, подписываясь инициалами. На момент встречи Клавдии Ивановне было 50 лет, Жорж был моложе на 12 лет.

Смерть

Последние годы актриса проживала в Москве, в доставшейся ей уже под конец жизни отдельной квартире. Будучи на пенсии, она оставалась верна своим привычкам, как и в молодости, предпочитала французскую парфюмерию, не умела экономить, не хотела расставаться с последними антикварными вещами, хотя большую часть давно уже распродала.

Клавдия Шульженко в последние годы | Pesnyafet

Клавдия Шульженко мечтала посетить Францию, могилу легендарной Эдит Пиаф, с которой ее сравнивали по силе и глубине таланта. Однако ее не выпускали, и певица побывала с гастролями лишь в Германии, Польше и Венгрии.

Клавдия Шульженко снималась в кино в эпизодических ролях, исполняла песни для кинокомедии «На отдыхе». В 1981 году увидели свет ее мемуары «Когда вы спросите меня…».

Клавдия Шульженко и Алла Пугачева | Одна родина

Пожилую звезду советской эстрады часто навещали молодые музыканты, певцы, артисты, однако денег от них Клавдия Ивановна не принимала, брала только гостинцы.

Удивительно, но только Алле Пугачевой удавалось обмануть бдительность гордой и талантливой женщины.

Уходя, она потихоньку прятала под салфетку купюру, а Клавдия Ивановна потом удивлялась, думая, что сама ее там забыла.

Мемориальная доска Клавдии Шульженко | Одна родина

Умерла гениальная исполнительница 17 июня 1984 года. Похоронена Клавдия Шульженко в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Интересные факты

  • Клавдия Ивановна отказалась прийти на новогоднюю вечеринку к сыну Сталина, сказав, что менять планы за несколько часов до нового года поздно и ее ждут друзья.
  • Шульженко была первой советской актрисой, вышедшей на сцену в брючном костюме, она обожала наряды, изысканные духи. Французский несессер с парфюмерией Клавдии Ивановне удалось сберечь даже во время бомбежек в Ленинграде.
  • Певица знала себе цену и не боялась властей. Когда ее пригласили на награждение орденом не в Кремль, а в другой зал, она отказалась от награды. Однажды Фурцева заставила ее ждать своей аудиенции, и Клавдия Ивановна, разозлившись, ушла, попросив передать, что «министр плохо воспитана».

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/3749-klavdiia-shulzhenko.html

Клавдия Шульженко: биография, известные песни, личная жизнь, фотографии певицы

Она пела о любви, жизни, дружбе. Только человечные песни — и никаких агиток, несмотря на эпоху. Песни Клавдии Шульженко стали символом военного времени и не затерялись в мирные годы. Солдаты и матросы, шахтеры и строители, целинники и ткачихи узнавали в звучавших строчках свою жизнь.

Певицами рождаются

Первым сценическим опытом для Клавы Шульженко стали семейные спектакли. Еще в Харькове вся семья бухгалтера управления железной дороги участвовала в импровизированных представлениях прямо во дворе собственного дома. Чаще всего ставили сказки, и публика стекалась с окрестных домов со своими табуретами. Иван Иванович Шульженко — любитель попеть, видел свою дочь певицей.

Сама Клава грезила кино и театром. Девочка знала чуть ли не наизусть весь репертуар Харьковского драматического театра. По настоянию отца она начала заниматься вокалом с профессором консерватории Никитой Леонтьевичем Чемизовым, но преподавателю учить юную исполнительницу было практически нечему: голос у Шульженко был поставлен от природы.

Песня как мини-спектакль

На просмотре в театральную труппу Николая Николаевича Синельникова Клавдия исполнила песню «Распрягайте, хлопцы, коней». Аккомпанировал будущей звезде заведующий музыкальной частью Исаак Дунаевский.

«Ты должна играть песню и при этом исполнять в ней все роли», — говорил Синельников молодой артистке. Так зародилась уникальная манера певицы: для каждой песни — свои интонации и свой образ, подкупающая искренность и видимая простота.

В 1923 году Клавдия Шульженко впервые пела на сцене — романс «Звезды на небе» в спектакле «Казнь», а спустя всего пять лет артистка выступала на сцене Мариинского театра на концерте ко Дню печати.

Молодая певица приехала уже со своим репертуаром.

Еще в Харькове артист Брейтингам и тогда студент консерватории Юрий Мейтус написали для Шульженко «Силуэт», балладу «Красный маяк» и зарисовку «На санках», которую Клавдия Ивановна пела многие годы.

В Ленинграде, на сцене Мюзик-холла, она исполняла две песенки в спектакле «Условно убитый» на музыку Дмитрия Шостаковича. За дирижерским пультом был Исаак Дунаевский.

Там же, на сцене Мюзик-холла, певица встретила будущего мужа — одессита, конферансье, исполнителя сатирических куплетов и чечеточника Владимира Коралли.

Несмотря на рождение сына Георгия в 1930 году, творческая пара много гастролировала.

Спустя девять лет Шульженко стала лауреатом 1-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Три песни — «Девушка, прощай», «Челита» и «Записка», исполненные певицей, поразили жюри.

Фронтовые дороги

Великая Отечественная война привела артистку в ряды действующей армии. Организованный в 40-м году джаз-оркестр под управлением Шульженко и Коралли стал настоящим фронтовым ансамблем.

Певица выступала перед бойцами и в больничных палатах, на передовой. Неизменное концертное платье и каблуки — будь-то Дом культуры, аэродром или лесная опушка. Только во время блокады Ленинграда состоялось более 500 концертов.

Клавдию Ивановну наградили медалью «За оборону Ленинграда» и орденом Красной Звезды.

Голос Шульженко звучал на всех фронтах, а воплощением нежности и затаенной тоски по дому стала песня «Синий платочек». Салонный романс, написанный изначально на польское стихотворение, получил совершенно иное звучание. Автором нового текста был лейтенант Михаил Максимов, и песня стала неизменной спутницей Клавдии Шульженко на всех концертах и военного, а потом и мирного времени.

Любовь по переписке

В послевоенные годы Клавдия Ивановна Шульженко не сходила со сцены, много выступала и записывала пластинки. Первая, еще 1940 года, определила судьбу певицы. Знаменитый кинооператор Георгий Епифанов в те годы купил пластинку с песней «Челита» и буквально влюбился в голос.

А попав на концерт Шульженко, был покорен его обладательницей. «Г. Е.» писал Шульженко всю войну… Через долгих 16 лет они встретились, и в 1957 году Клавдия Ивановна, на тот момент уже расставшись с Владимиром Коралли, снова выходит замуж.

Теперь уже письма и телеграммы отправляла Шульженко — с гастролей: «Сегодня пела только для тебя, мой родной, любимый Жорж»…

Народная артистка

«Это больше не ей надо, а званию», — писала эмигрантская газета после присвоения певице звания народной артистки СССР. Клавдия Шульженко стала символом эпохи, непритязательные песни в ее исполнении становились историями из жизни, «окартиненными» то кастаньетами, то связкой писем, то веткой сирени, то синим платочком, что взмывал над сценой и «падал с опущенных плеч».

Свою последнюю пластинку «Портрет» Клавдия Ивановна Шульженко записала в 1980 году, написала сборник мемуаров «Когда вы спросите меня…», а в 1983 году на телеэкраны вышел фильм «Вас приглашает Клавдия Шульженко». Яркая жизнь певицы, рассказанная от первого лица.

Источник: https://www.culture.ru/materials/96782/klavdiya-shulzhenko-zvezda-kotoraya-lyubila-kievskii-tort-francuzskie-dukhi-i-obkhodilas-bez-sobstvennoi-mashiny

Клавдия Шульженко — биография и творчество

Клавдия Шульженко - биография и творчество

Более 30 лет назад перестало биться сердце Клавдии Ивановны Шульженко. И совсем не важно, что молодое поколение знает о ней понаслышке. Главное, что в то далекое и трудное военное время ее голос поднимал бойцов и командиров Красной армии в атаки, исцелял раненых и вселял уверенность, что Победа уже близко.

Клавдия Шульженко была и остается не просто национальным достоянием, а настоящей классикой и эталоном искусства. Казалось бы, не такой сильный голос, да и не такая привлекательная внешность, но «Синенький скромный платочек» или «Давай закурим» становились шлягерами. О ней без преувеличения говорят – советская Эдит Пиаф.

Юное дарование Клавдия Шульженко

Шульженко родилась 24 марта 1906 года в Харькове в семье бухгалтера управления железной дороги. Когда отец начинал петь, со всей улицы, да и соседних тоже, подтягивались слушатели.

Еще больше приходило в их двор народу, когда Иван Шульженко объявлял, что вечером состоится не только концерт, но и небольшой спектакль, который разыгрывали отец с матерью, их сын Коля, а также маленькая Клава.

Отец мечтал о том, что дочь станет певицей, а она была без ума от Веры Холодной и других актеров немого кино. Клава считала, что петь сумеет каждая, а вот хорошей актрисой могут стать единицы.

В Харькове был украинский драматический театр, где служил прославленный режиссер Николай Синельников. К 15 годам Клавдия пересмотрела весь репертуар театра и поклялась себе, что через два-три года обязательно станет актрисой.

Но случилось это даже раньше запланированного срока. На просмотре она решила исполнить песню «Розпрягайте, хлопці, коней».

Аккомпанировал юной Клаве тогда еще малоизвестный 22-летний заведующий музыкальной частью Исаак Дунаевский, который в то время жил в Харькове. Она мечтала о театре, но отец твердо гнул свою линию.

И чуть ли не насильно привел ее за руку к профессору консерватории Никите Чемизову. Тот учил ее музыке, но однажды не выдержал, вздохнул: «Ты счастливая, у тебя голос поставлен от природы, тебе нужно только развивать и совершенствовать его».

Тогда же Клавдия впервые осознала, что ее предназначение – петь. «Ты должна играть песню и при этом исполнять в ней все роли». Эти слова Николая Синельникова она помнила всю жизнь.

Полных залов молодой исполнительнице не пришлось ждать долго.

Она всегда учитывала мнение слушателей, пытаясь выстроить свой репертуар таким образом, чтобы у них не возникало желания покинуть зал еще до того, как закончится концерт.

Замуж за одессита

с мужем и сыном

Харьков стал для Клавдии городом не только детства и юности, но и серьезной любви. На гастроли в 1928 году приехал ее ровесник, одессит Владимир Коралли (Кемпер).

В середине 1920-х годов он ездил с театрами эстрады, вел концерты в качестве конферансье, бил чечетку, исполнял веселые и сатирические куплеты. Как не влюбиться в такого одаренного молодого человека?! Но первая встреча оказалась мимолетной. Певица уехала в Ленинград, где дебютировала на сцене мюзик-холла.

Ее успех превзошел все ожидания. Вместо запланированных двух песен довелось исполнить все семь, составлявших ее репертуар.

Тогда же состоялась их вторая встреча, которая положила начало семейному и творческому союзу. А рождение сына Игоря в 1932 году только прибавило Клавдии Ивановне желания совершенствовать мастерство пения.

В середине 1930-х годов Клавдия с мужем много гастролировали. Были сделаны первые записи ее песен на грампластинки. Именно это позволило ей стать не только узнаваемой, но и любимой миллионами людей.

Осенью 1939-го прошел 1-й Всесоюзный конкурс артистов эстрады. Авторитетное и крайне строгое жюри не присудило никому первой премии, хотя в числе конкурсантов было немало талантливых артистов.

«Челита», «Девушка, прощай» и «Записка» – три песни, представленные Клавдией Шульженко, произвели на жюри и зрителей неизгладимое впечатление. Она стала лауреатом конкурса. Росла популярность Клавдии Шульженко.

Два мощных завода Грампласттреста выпускали огромное количество пластинок с записями Шульженко, которые на прилавках не задерживались…

500 концертов за год

Объявление о начале войны застало певицу на гастролях в Ереване. Добровольно вступив в ряды действующей армии, в первый год ленинградской блокады она дала 500 концертов.

Сотни раз певица выезжала на фронт, выступая перед бойцами. Ее песни звучали на передовых и в госпиталях.

В конце 1941 года в репертуаре Клавдии Ивановны появилась ставшая впоследствии легендарной песня «Синий платочек», написанная польским композитором Ежи Петербургским.

В 1942 году Клавдию Шульженко наградили медалью «За оборону Ленинграда», а 9 мая 1945 года – орденом Красной Звезды. Летом того же года «За выдающиеся заслуги в области вокального искусства» певице было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР.

Тогда журналисты писали, что окончательное творческое кредо Шульженко, ее художественная тема и лирическая героиня сформировались именно в годы войны, потому что в ее репертуаре больше не было «случайных» песен. На самом же деле песни по-прежнему были разными, просто артистка научилась делать их «своими».

В послевоенные годы Шульженко буквально «воцарилась» на эстраде, задавая тон в вокальном жанре. Ее изящные пустячки мгновенно обретали популярность. Каждый месяц – десятки сольных выступлений. Каждый день – сотни поклонников.

С годами ее мастерство лишь оттачивалось. Став народной артисткой СССР, она не пыталась задерживать внимание зрителей на музыкальных ритмах, костюмах, косметике или прическе. Актриса заставляла видеть и слышать совсем другое, задумываться о чем-то действительно важном.

Клавдия Шульженко и Георгий Епифанов, «Связался черт с младенцем…»

с Георгием Епифановым

В канун 31 декабря 1955 года Шульженко с Коралли поссорились и впервые за долгие годы встретили Новый год врозь. А в наступившем году, прожив вместе 25 лет, развелись.

Почему? Точного ответа на этот вопрос, наверное, ни один из них не знал. Их союз был скорее творческим, чем любовным. Ходила даже эпиграмма: «Шульженко боги покарали.

У всех мужья, у ней – Коралли».

Ей приходило очень много писем с признаниями в любви. Но в этой общей массе она выделяла письма и открытки, подписанные инициалами Г. Е. Его звали Георгий Епифанов. В Клавдию Ивановну он заочно влюбился еще до войны, когда в 1940 году купил ее пластинку с песней «Челита».

Этот таинственный воздыхатель слал ей открытки со всех уголков Советского Союза. Кинооператор был моложе эстрадной примадонны на 12 лет. Спустя много лет их познакомила режиссер Марианна Семенова.

Казалось бы, два человека любят друг друга, что может стать преградой счастью? Сейчас на «возрастной порог» никто не смотрит, а тогда шептали за спиной: «Связался черт с младенцем». Но любовь оказалась сильнее пересудов. Они поженились в 1957 году.

Их счастье длилось девять лет. Потом Клавдия Ивановна «добила» мужа неуемной ревностью. Ей всегда казалось, что такого всепоглощающего счастья, как у них с Жоржем (именно так она его называла), не существует.

Они разошлись на долгих 10 лет, но однажды она вновь увидела его в первом ряду на своем концерте. И сказала прямо со сцены: «Жорж, прости меня. Возвращайся. Мне без тебя так одиноко!»

Они были счастливы до того рокового дня, 17 июня 1984 года. А потом она ушла. Навсегда. А он остался. На 13 лет. Годом раньше умер Владимир Коралли, который завещал сыну похоронить себя рядом с любимой женой. «Не могу жить ни с тобой, ни без тебя».

Харковчане свято чтят ее память. В областном центре создан музей Клавдии Шульженко. Ежегодно проводятся «Шульженковские фестивали».

ФАКТЫ

В последние годы жизни она стала с удовольствием слушать свои записи и каждый день ставила на проигрыватель пластинку. А ведь раньше, если кто-то заводил патефон с ее песнями, отмахивалась: «Боже, как мне надоела эта Шульженко!».

***

Расставшись с Коралли, Клавдия Шульженко жила в маленькой комнатке коммуналки, получая от государства пенсию 270 рублей. Поистине народная артистка распродавала драгоценности и антиквариат, которые собирала все послевоенные годы.

***

О ее характере ходили легенды, но певица всегда знала себе цену. «Я стала эпохой в нашей культуре», – как-то сказала она своему концертмейстеру. Тот возразил, что такой вывод должен сделать народ. «Народ может и забыть», – ответила Клавдия Шульженко.

Источник: http://vmiremusiki.ru/klavdiya-shulzhenko.html

Ссылка на основную публикацию