Как наладить дисциплину на уроке?

Дисциплина на уроке: нарушения и приёмы удержания

Для чего нужна дисциплина на уроке? Ответ очевиден: без выполнения правил корректного поведения учителю невозможно будет добиться усвоения программы и достичь профессионального успеха.

Неудачные шутки, делающие из класса цирковую арену, непонятные выкрики с места, срывы уроков из-за постоянных разговоров и хамского поведения школьников, игнорирование домашних заданий сводят на нет попытки педагога создать комфортную и безопасную атмосферу в аудитории. А ведь без этого невозможно сделать образовательный процесс качественным и информативным.

Предлагаем вам ознакомиться с основными методами поддержания дисциплины на уроке, благодаря которым на вашем занятии будет царить спокойствие  и тишина, а все школьники будут заинтересованы в изучении предмета.

Основные методы поддержания дисциплины на уроке

У каждого ученика должно быть определённое задание

Постоянная занятость каждого ученика делом. Каждый опытный учитель знает, что лучшим способом «владеть ситуаций» на занятии является вовлечение школьников в работу. На уроке каждый ученик должен иметь определённое задание.

Если один школьник вышел решать пример к доске, остальные обязательно должны делать это в тетради. Если же кто-то быстро выполнил задание, у педагога всегда должна быть в запасе дополнительная работа.

Таким образом, в процессе занятия учитель должен следить за каждым учащимся и умело распределять своё внимание.

Гибкий темп урока

Учитель должен осознавать, что ритм жизни его и школьников отличается. Это позволит педагогу вести урок таким образом, чтобы весь класс двигался вперёд без остановок в определённом, размеренном темпе. Как известно, более «сильные» классы всегда отличаются энергичностью и шумливостью.

Работая с такими учениками, учитель должен максимально стараться избегать любых остановок, поскольку в противном случае это грозит потерей интереса школьников к теме урока. Не стоит затягивать время при переходе к следующему заданию – урок должен проходить «на одном дыхании».

В начале урока расскажите ученикам об основных правилах и процедурах

Обозначение основных процедур и правил. Установка главных правил и процедур является достаточно важной частью работы. В противном случае преподаватель будет вынужден отвечать на вопросы типа: «Что мне сделать, чтобы исправить оценку?», «Когда сдавать домашнее задание?», «Я решил пример, что делать дальше?» и так далее.

Учитель должен понимать, что ситуация неопределённости «теряет»  учеников, поэтому они начинают самоутверждаться, а это, в свою очередь, можно интерпретировать как нарушение дисциплины. Поэтому очень важно при знакомстве со школьниками сразу же дать ответы на самые распространённые вопросы и сообщить о главных правилах и процедурах.

Организация группы и мотивирование обучения. Любому педагогу необходимо выработать у учеников позитивное отношение к процессу обучения, а также повысить их самоуважение в познавательной деятельности. Учитель должен думать о содержании занятия, интересах школьников и хорошо понимать, насколько близки эти категории.

Слабым ученикам стоит давать индивидуальные задания и не оставлять их без дела

Создание комфортных условий для повышения качества урока. Педагог должен выбрать такие методы обучения, чтобы ученик мог максимально быстро изучить материал.

Если в группе есть слабые школьники, следует изучить каждый аспект по отдельности и подготовить для них специальные, менее трудные задания.

Это позволит вовлечь их в процесс обучения, поскольку в противном случае они будут нарушать дисциплину, постоянно разговаривая и смеясь.

Таким образом, умение поддерживать дисциплину на уроке является одним из самых важных организационных навыков любого учителя.

Многие специалисты утверждают, что практически все проблемы, связанные с поведением на занятии, возникают из-за того, что школьники не знают и не следуют правилам, поэтому очень важно в самом начале занятия установить основные процедуры и принципы проведения урока и рассказать о них ученикам.

(Visited 16 674 time, 9 visit today)

Источник: http://ShkolaBuduschego.ru/shkola/uchitelu/kak-podderzhivat-distsiplinu-na-uroke.html

Как организовать дисциплину на уроке

Первый урок для учителя – не менее волнительное событие, чем аналогичный опыт у ребенка. Хотя вопросы дисциплины в классе волнуют не только молодых педагогов, но и преподавателей со стажем.

Ведь от того, как дети себя ведут на уроке, зависит не только степень их усвояемости материала, но и дальнейший контакт с учителем. Существует мнение, что поведение детей на уроке зависит от того, нравится ли им предмет.

На самом деле, причина в другом – в умении учителя заинтересовать, организовать и привлечь внимание учеников.

Чтобы выбрать правильный подход к ученикам, нужно учитывать особенности их возраста: не секрет, что самый трудный подростковый период, когда любая мелочь может стать причиной эмоциональной катастрофы. Хотя сложности есть в каждом возрасте:

  • дети в начальной школе характеризуются быстрой потерей концентрации внимания, нужно постоянно придумывать, как их заинтересовать;
  • старшеклассники на все имеют свое мнением и уверены, что лучше знают, нужен им тот или иной предмет или нет.

Образ идеального учителя для детей

Приступая к педагогической работе, молодой учитель должен с первых дней зарекомендовать себя и создать принципы выстраивания отношений с детьми. Неуверенность в своих силах, попытки понравится всем, позволение проявления неуважения к себе –все эти факторы приведут к тому, что дисциплины в классе не будет, и дать ученикам знания не получится.

Поэтому изначально нужно выстроить собственный образ и придерживаться основных его проявлений:

  • относиться к детям доброжелательно, говорить спокойно и с улыбкой;
  • построить подачу материала таким образом, чтобы он вызывал интерес у детей;
  • правильно рассчитать время урока, последовательно излагать материал, чередовать лекцию и практику;
  • постараться установить контакт с детьми, называть их по именам, вовлекать в процесс общения каждого ученика;
  • использовать нестандартные методы обучения, разнообразить урок;
  • не позволять детям разговаривать, кричать, реагировать на все нарушения, а не игнорировать их.

Такой образ учителя даст несколько результатов.

Во-первых, дети будут увлечены уроком и новой темой, им будет интересно изучать информацию.

Во-вторых, они увидят авторитет учителя и поймут, что вести себя нужно осторожно, тихо, не вызывая гнев учителя. В дальнейшем такой образ нужно поддерживать и укреплять, тогда дисциплина на уроке будет формироваться сама собой.

Что делать, если дисциплина нарушена

Поведение учеников, особенно в младших классах, напоминает снежный ком.

Если один начинает разговаривать и баловаться, остальные дети подхватывают его поведение, и уже через несколько минут в классе стоит оглушительный шум, неразбериха и хаос.

Многие молодые учителя в такой ситуации теряются, пытаются перекричать учеников, делают резкие движения, чем еще больше усугубляют общую атмосферу. Но пытаться продолжать урок и рассказывать тему в таких условиях тоже невозможно.

Для успокоения общего шума и восстановления дисциплины стоит запомнить и применять несколько правил:

  1. Важно постоянно поддерживать контакт с детьми и отслеживать их малейшее отвлечение от предмета. Если какой-то один ребенок потерял нить повествования, отвлекся в окно или начал обращаться к другим детям, можно задействовать его, задать вопрос, попросить выйти к доске.
  2. Если «снежный ком» не удалось остановить в самом зародыше, дети начали шуметь и баловаться, учителю лучше замолчать вообще и выждать паузу. Как правило, такой прием срабатывает, и в классе устанавливается тишина. После этого нужно строго и серьезно, но не повышая голоса, сказать, что урок будет продолжаться только при наличии внимания и соблюдения тишины.
  3. На детей нельзя кричать, лучше вообще не повышать голос. С самого первого урока с новыми учениками важно показать им уважение к их личности, не принижать их стараний и заслуг, не пренебрегать ни одним ребенком. Получить уважение от учеников можно только в ответ на собственное аналогичное отношение.

Маленькие хитрости опытных учителей

Безусловно, учителю со стажем проще вести урок и наладить дисциплину в классе. Молодые педагоги могут перенимать опыт и прислушиваться к советам квалифицированных преподавателей, чтобы изначально избежать многих ошибок в общении с учениками.

Например, многие опытные учителя говорят, что с самого начала пытаются понять, кто в классе «заводила».

Как правило, это самый шумный и заводной ребенок, на которого многие другие смотрят с восхищением и готовы поддержать, если он начинает баловаться.

Выделив такого ученика или даже нескольких, опытный учитель старается постоянно контролировать его внимание и умеет задействовать его в уроке, чтобы у него не оставалось времени и желания на отвлечения.

Еще одной хитростью, которая позволяет завладеть детским вниманием, является перемещение учителя по классу. Объясняя новый материал или контролируя написание самостоятельной работы, можно передвигаться по классу, сесть за одну из парт, стать в противоположном углу комнаты. Такое действие заинтересует детей и собьет их с привычного знакомого поведения педагога.

Использование подручных материалов и нестандартных методов объяснения давно помогает многим педагогам не только владеть вниманием учеников и организовать дисциплину, но и более доступно объяснять новый материал.

Рисунки, графики, видеоролики, диаграммы и схемы, тесты и загадки – все эти инструменты меняют привычный ход урока, дают возможность детям усвоить тему, разрядить обстановку погруженности в книгу, разнообразить метод изложения.

Чтобы организовать дисциплину на уроке, нужно понимать детей и их потребности. А для этого придется понять, чем они живут, что их беспокоит, и как их заинтересовать в любом возрасте.

Этим и отличается хороший педагог от обычного – умением находить общий язык с любыми учениками.

Источник: http://zhenomaniya.ru/other/raznoe/kak-organizovaty-distsiplinu-na-uroke

Как наладить дисциплину в классе

Раньше даже простой сельский учитель мог взять розгу и отходить ею по спине непослушного ученика, а вот сегодня даже строгий завуч понятия не имеет, как наладить дисциплину в классе без крика или потрепанных ушей.

А свою безнаказанность дети осознают очень и очень быстро. На крик или гнев учителя они зачастую не реагируют – на них и дома кричат. Поэтому сегодня настало то время, когда учителю дисциплины приходится добиваться умом и талантом, а не пугающим авторитетом. И это возможно – нужно только прислушаться к таким советам психологов:

Совет 1. Задать мотивацию

Как ни странно, но еще с первого класса мало кто из учеников понимает, зачем ему нужно ходить в школу. «Надо!» — и все. Но этого недостаточно. Когда ребенок еще в начальной школе, заставить его, принудить и надавить психологически намного легче, чем справиться с подростком, который проявляет бунт.

Поэтому с первых дней учебы очень важно объяснять ученикам, зачем они сюда пришли. Это же необходимо напоминать и в старших классах. Важно донести мысль, что школа – это не тюрьма, школа – это прекрасный потенциал развития, потенциал собственного будущего.

Совет 2. Уделять внимание трудным ученикам

В каждом классе есть свои злостные нарушители дисциплины – местные «клоуны». Обычно на них обращает внимание учитель, когда те уже окончательно сорвали урок. А вот нужно контролировать ситуацию еще раньше, когда появляются только первые признаки того, что вертлявый ученик больше высидеть уже не может и находится в поисках новых идей «как достать учителя».

Только он станет вертеться и что-то доставать – нужно стать возле него и положить руку на его плечо, продолжая тем временем вести урок или слушать ученика у доски. Через две-три минуты можно уйти на свое место. И так – два или три раза за урок.

А «клоун» получит, таким образом, необходимое ему внимание и не станет куролесить.

Совет 3. Чередовать виды активности

Главная причина плохой дисциплины на уроке – усталость детей. Тогда их организм и психика настойчиво требуют отдыха, или хотя бы смены деятельности. Возникает шум, дети вертятся, а учитель в итоге нервничает и прикрикивает.

Для того чтобы этого не возникло, нужно грамотно планировать заранее свой урок, в котором должны быть перетасованы этапы пассивной (работа с учебником) и активной работы (у доски, эстафеты, работа парами). Главное, не переживать постоянно о том, как наладить дисциплину в классе, а делать урок интересным и неутомительным.

Совет 4. Заботиться о личностном росте учеников

Дети растут – это непреложная истина. Они растут физически и психологически абсолютно везде – в играх, общении, забавах и даже просмотре телевизора. И все то, что хоть как-то тормозит их личностный рост, они инстинктивно избегают. А как назвать скучные однообразные уроки с постоянной зубрежкой и неподвижным сидением, как не торможением развития?

«Школа не развивает, а отупевает» — не зря этот лозунг становится все более и более популярным как за рубежом, так и здесь. Это естественно, что ребенок всеми силами борется – ну не хочет он проводить полдня ежедневно не развиваясь.

Именно поэтому он с утра жалуется на боль в животе, потом нехотя плетется в ненавистную школу и там всячески пытается избежать нудного времяпровождения.

Вот поэтому на каждом уроке, в любом занятии важно делать акцент на собственном развитии учеников, интересоваться постоянно их мнением по поводу темы урока, ценить их мысли и проявления личности.

Источник: http://school-box.ru/raznoe/vse-dlya-prezentazii/329-kak-naladit-disciplinu-v-klasse.html

Дисциплина на уроке

Алёна » 22 фев 2012, 11:21

Дети, когда приходят на занятия, вовсе не желают, чтобы их ругали, читали им нотации, держали их в ежовых рукавицах – они просто хотят хорошо провести время.

Поэтому многие учителя думают, что эти ожидания детей, лишают их средств поддерживать дисциплину.

Дисциплина – это процесс обучения правилам и навыкам, которые позволяют ребенку контролировать себя; действие учителя направленное на создание необходимой формы поведения учащихся.

Причины отсутствия дисциплины у детей:

• Воспитание – две крайности: родители слишком мягки к своим детям или же им нет дела до них.• У учителя отсутствует авторитет среди детей.• Общее попустительство: никому нет дела, никто не имеет желания устанавливать дисциплину.• Дети не имеют положительного опыта – как вести себя дисциплинированно.• Не восполненные физические, душевные потребности.

Как поддерживать дисциплину:

1. Профилактика легче лечения:• Внешние условия — помещение должно удовлетворять гигиеническим требованиям (посторонние шумы, отвлекающие моменты, раскраска стен, освящение, воздух, отопление)• Учитель должен следить за дисциплиной.• Ребенок с самого начала должен быть ознакомлен с правилами поведения на уроке.2. Использование вербальных и невербальных средств:• Пауза.• Взгляд.• Подойти к нарушителю.• Физический контакт (тронуть за плечо).• Спросить о причине такого поведения.• «Спасибо, что сейчас вы успокоитесь» — опережать события.• Вовлечь в урок, дать индивидуальное задание.• Убрать то, что вызвало плохое поведение.• Расскажите о своих ожиданиях относительно их поведения.3. То, что не нужно использовать:• Не стоит требовать от ребенка того, что в силу своего возраста он не может выполнить.• Пользоваться сарказмом, насмешками и позорить ребенка – это направленно против личности, а не против поведения – не достигает результата и сильно подрывает отношения между учителем и учеником.• Наказание должно соответствовать проступку – не использовать жестокость.• Показать, кто здесь самый сильный – очень непродолжительное действие и лишает ребенка любви к Вам.• Угроза – то, что не приводится в исполнение никогда не имеет действия, и то, что приводится в исполнение не после первого раза, тоже не действует с первого раза.• Крик – в следующий раз, пока Вы не крикните, никто не обратит на Вас внимания – лишает ребенка чувства уважения к Вам.

Самое главное в дисциплинровании не забывать о том, что ребенок – это сад и если за ним не ухаживать он зарастет.

Источник: http://EduProj.net/distsiplina-na-uroke-t23.html

Как наладить дисциплину в классе?

Трудности во время уроков возникают не только у начинающих преподавателей, но и у опытных учителей.

Однако молодому педагогу сложнее справиться с детьми, найти нужный подход и правильно избрать методику установления в классе порядка.

Необходимо знать разные способы налаживания контакта с учениками, уметь поддерживать здоровую обстановку на занятиях, держать детей на необходимой дистанции и создавать нужную иерархию отношений.

Педагог должен быть для своих учеников авторитетом, пользоваться их уважением и доверием.

Дисциплина в классе иногда становится труднодостижимой целью. Особенно сложно её установить, когда педагог молод, а преподаёт он в средних классах.

Ученики, находясь в переходном возрасте, достаточно непросто поддаются общим методикам воспитания, стремятся к самовыражению, быстро теряют интерес к занятиям и склонны высказывать своё мнение, демонстрировать личную позицию.

Для учителя в таких случаях на первый план выходит сразу несколько важнейших задач: — вызвать искренний интерес к предмету; — грамотно создать свой образ педагога, который должен вызывать уважение; — ни в коем случае не показывать свои слабые стороны: неуверенность, — — страх перед аудиторией, отсутствие готовых решений возникающих проблем и их поиск «на месте»; — вести урок последовательно и логично, не терять его нить и не останавливаться, не прерываться, не сбивать темп, чётко следить за временем; — контролировать поведение каждого ученика и всего класса в целом; — установить контакт с каждым ребёнком, не оказывая излишнего давления;

— выработать собственную линию поведения, придерживаться её в любых ситуациях, даже критических.

Существует целый ряд нюансов, которые необходимо знать начинающему учителю. Несложные рекомендации помогут найти к детям подход, правильно организовать процесс обучения, верно выстроить отношения с ребятами. 1. В первую очередь вам понадобится ответственно подойти к организации уроков. Каждый ваш урок должен быть детально продуман.

Если вы сами не сумеете грамотно проводить уроки, распределять время, правильно чередовать разные занятия, увлекать детей и заставлять их постоянно думать, отвечать, рассуждать, работать, ученики почувствуют вашу неуверенность, поймут, что у вас не хватает личной дисциплины. В итоге установить порядок в классе будет гораздо сложнее. 2.

Каждый урок должен иметь чёткую структуру. Делите его на этапы, отграничивайте их друг от друга. Обязательно пишите конспекты уроков и постоянно ориентируйтесь на время. Отмечайте в ваших записях, сколько минут отводится на ту или иную работу в классе.

Оставляйте всегда небольшой запас времени, но и планируйте заранее, чем вы займёте ребят, если все задания будут выполнены раньше срока. 3. Выделяйте организационный момент, объясняйте ученикам в начале урока его задачи и цели. Постарайтесь своим вступительным словом настроить детей на ответственное отношение к занятиям.

Обозначайте стимулы: роль темы или предстоящей работы в общем учебном процессе, значение для дальнейших занятий, проверочных работ, итоговых контрольных. 4. Охватывайте на уроке всех учеников. Не допускайте «перекосов», когда основное внимание уделяется слабым ученикам, которых необходимо опросить, или, наоборот, отличникам, отвечающим на все вопросы. 5.

Избегайте ситуаций, в которых вы не сможете сориентироваться и точно направить ход урока. Незаметно смотрите на часы и не выходите за установленные вами рамки, постоянно руководите действиями учеников, избегайте пауз. Рассчитывайте время объективно, чтобы всё успевать. Не продолжайте урок после звонка – нужно укладываться в заданный период. 6.

Используйте различные средства и методы обучения на уроках, старайтесь делать их увлекательными, захватывающими. Если ваш урок действительно заинтересует учеников, дисциплину установить будет гораздо легче.

Есть много способов вывести урок за рамки обычного рутинного занятия: — используйте иллюстрации, музыкальные фрагменты, проводите интегрированные уроки; — создавайте специально для уроков презентации; — выведите учеников на экскурсию, связанную с темой урока; — проводите уроки в нестандартном формате: урок-диспут, урок-семинар, урок-конференция, урок-путешествие; — используйте таблицы, карточки, проводите мини-соревнования между учениками. 7. Работайте над собой. Обязательно следите за своим психологическим состоянием, тщательно его контролируйте, не позволяйте эмоциям брать верх. Заранее продумайте ваш образ педагога и неуклонно ему следуйте. Даже когда вы впервые входите в класс, вас ждут совершенно незнакомые ученики, вы чувствуете страх и неуверенность, демонстрируйте всем своим видом: вы полностью контролируете ситуацию и нисколько не боитесь, не стесняетесь. Если уверенности нет – сыграйте её. Ваш настрой обязательно почувствуют ученики. Будьте внешне абсолютно спокойны. Постепенно вы ощутите, что действительно берёте ситуацию в свои руки. Главное – убедите в своих возможностях себя и учеников. 8. Настраивайтесь на занятия позитивно. Очень важно, чтобы вы действительно любили свою работу и детей. Временные сложности бывают у всех, но преодолеть их быстро и результативно поможет ваш правильный внутренний настрой. Не позволяйте себе раздражаться, расстраиваться на уроках, не паникуйте. 9. Уважайте в учениках личность. На детей не следует повышать голос – это демонстрирует слабость, не допускается использование уничижительных характеристик, пренебрежение в тоне, оценках, комментариях. Почувствовав негативный посыл, ученики моментально ответят тем же. Очень важно, чтобы ребята начали уважать молодого педагога. Сдержанный, деликатный, корректный, настойчивый, но полностью уравновешенный учитель обязательно вызовет положительное отношение. Ребята, как и все люди, всегда оценят уважение к себе

10. Когда ученики начали вам мешать вести урок, не теряйте контроль над собой. Ведите себя спокойно, не нервничайте. Пытаться продолжать говорить, перекрывая шум, чтобы наладить дисциплину в классе, не стоит. Лучше просто остановиться, сделать небольшую паузу, успокоиться, а затем, если ученики не замечают вашего молчания, привлечь их внимания.

Хорошо помогает в таких случаях лёгкий, но непривычный звук. Вы можете постучать по столу ручкой, указкой, обратиться к ученикам с какой-то побудительной фразой. Важно всем своим видом продемонстрировать уверенность и твёрдость. Это всегда хорошо действует. Также вы можете встать, подойти к доске, двери.

Ваши действия наверняка вызовут интерес и отвлекут детей. Ещё один хороший вариант – определить самых задорных учеников, так называемых «заводил», и подойти к ним. Таким образом вы моментально отделите их от остальных детей: другие ученики начнут затихать, следя за развитием событий и ожидая ваших дальнейших шагов.

После этого достаточно строго напомнить ученикам о том, что идёт урок и есть ещё незаконченная работа, которую вам предстоит вместе с ними провести. Обратите внимание, что вам нужно не отделиться от детей, а объединить себя с ними – вы вместе трудитесь на уроках. Поэтому следите за вашими выражениями и формулируйте их тщательно, продуманно.

Ученики обязательно обратят внимание на ваши слова, уловят все нюансы и оценят ваше отношение.

Помните, что даже опытные педагоги не всегда способны разрешить конфликт, справиться с конкретными учениками, успешно наладить дисциплину в классе. Иногда обстоятельства настолько серьёзны, что без вмешательства психолога, социального педагога, администрации школы и родителей не обойтись.

Не торопитесь с выводами, снимая ответственность с себя, но и не снижайте объективность, анализируя положение в классе. В некоторых случаях помогают только экстренные и жёсткие меры.

Если вы чувствуете, что столкнулись именно с такой ситуацией, посоветуйтесь с другими учителями, школьным социальным педагогом.

Источник

Источник: https://xn—-dtbhvcrdbcoh1a.xn--p1ai/kak-naladit-disciplinu-v-klasse/

Как наладить дисциплину в классе и правильно установить отношения с учениками?

Источник: http://zapiskizanudy.ucoz.lv/board/psikhologija/sovety_psikhologa/kak_naladit_disciplinu_v_klasse_i_pravilno_ustanovit_otnoshenija_s_uchenikami/26-1-0-9200

Ссылка на основную публикацию

Если педагогу удастся решить основные задачи, наладить дисциплину в классе не составит труда. Существует целый ряд нюансов, которые необходимо знать начинающему учителю. Несложные рекомендации помогут найти к детям подход, правильно организовать процесс обучения, верно выстроить отношения с ребятами. 1.

В первую очередь вам понадобится ответственно подойти к организации уроков. Каждый ваш урок должен быть детально продуман.

Если вы сами не сумеете грамотно проводить уроки, распределять время, правильно чередовать разные занятия, увлекать детей и заставлять их постоянно думать, отвечать, рассуждать, работать, ученики почувствуют вашу неуверенность, поймут, что у вас не хватает личной дисциплины. В итоге установить порядок в классе будет гораздо сложнее. 2.

Каждый урок должен иметь чёткую структуру. Делите его на этапы, ограничивайте их друг от друга. Обязательно пишите конспекты уроков и постоянно ориентируйтесь на время. Отмечайте в ваших записях, сколько минут отводится на ту или иную работу в классе.

Оставляйте всегда небольшой запас времени, но и планируйте заранее, чем вы займёте ребят, если все задания будут выполнены раньше срока. 3. Выделяйте организационный момент, объясняйте ученикам в начале урока его задачи и цели. Постарайтесь своим вступительным словом настроить детей на ответственное отношение к занятиям.

Обозначайте стимулы: роль темы или предстоящей работы в общем учебном процессе, значение для дальнейших занятий, проверочных работ, итоговых контрольных. 4. Охватывайте на уроке всех учеников. Не допускайте «перекосов», когда основное внимание уделяется слабым ученикам, которых необходимо опросить, или, наоборот, отличникам, отвечающим на все вопросы. 5. Избегайте ситуаций, в которых вы не сможете сориентироваться и точно направить ход урока.

Незаметно смотрите на часы и не выходите за установленные вами рамки,

постоянно руководите действиями учеников, избегайте пауз.

Рассчитывайте время объективно, чтобы всё успевать.

Не продолжайте урок после звонка – нужно укладываться в заданный период. 6. Используйте различные средства и методы обучения на уроках, старайтесь делать их увлекательными, захватывающими. Если ваш урок действительно заинтересует учеников, дисциплину установить будет гораздо легче.

Есть много способов вывести урок за рамки обычного рутинного занятия: используйте иллюстрации, музыкальные фрагменты, проводите интегрированные уроки; создавайте специально для уроков презентации; выведите учеников на экскурсию, связанную с темой урока; проводите уроки в нестандартном формате: урок-диспут, урок-семинар, урок-конференция, урок-путешествие; используйте таблицы, карточки, проводите мини-соревнования между учениками. 7.Работайте над собой. Обязательно следите за своим психологическим состоянием, тщательно его контролируйте, не позволяйте эмоциям брать верх. Заранее продумайте ваш образ педагога и неуклонно ему следуйте. Даже когда вы впервые входите в класс, вас ждут совершенно незнакомые ученики, вы чувствуете страх и неуверенность, демонстрируйте всем своим видом:

вы полностью контролируете ситуацию и нисколько не боитесь, не стесняетесь.

Если уверенности нет – сыграйте её. Ваш настрой обязательно почувствуют ученики.

Будьте внешне абсолютно спокойны. Постепенно вы ощутите,

что действительно берёте ситуацию в свои руки. Главное – убедите в своих возможностях себя и учеников. 8. Настраивайтесь на занятия позитивно. Очень важно, чтобы вы действительно любили свою работу и детей. Временные сложности бывают у всех, но преодолеть их быстро и результативно поможет ваш правильный внутренний настрой.

Не позволяйте себе раздражаться, расстраиваться на уроках, не паникуйте. 9. Уважайте в учениках личность. На детей не следует повышать голос – это демонстрирует слабость, не допускается использование уничижительных характеристик, пренебрежение в тоне, оценках, комментариях. Почувствовав негативный посыл, ученики моментально ответят тем же.

Очень важно, чтобы ребята начали уважать молодого педагога. Сдержанный, деликатный, корректный, настойчивый, но полностью уравновешенный учитель обязательно вызовет положительное отношение. Ребята, как и все люди, всегда оценят уважение к себе 10. Когда ученики начали вам мешать вести урок, не теряйте контроль над собой. Ведите себя спокойно, не нервничайте.

Пытаться продолжать говорить, перекрывая шум, чтобы наладить дисциплину в классе, не стоит. Лучше просто остановиться, сделать небольшую паузу, успокоиться, а затем, если ученики не замечают вашего молчания, привлечь их внимания. Хорошо помогает в таких случаях лёгкий, но непривычный звук.

Вы можете постучать по столу ручкой, указкой, обратиться к ученикам с какой-то побудительной фразой. Важно всем своим видом продемонстрировать уверенность и твёрдость. Это всегда хорошо действует. Также вы можете встать, подойти к доске, двери. Ваши действия наверняка вызовут интерес и отвлекут детей.

Ещё один хороший вариант – определить самых задорных учеников, так называемых «заводил», и подойти к ним. Таким образом вы моментально отделите их от остальных детей: другие ученики начнут затихать, следя за развитием событий и ожидая ваших дальнейших шагов.

После этого достаточно строго напомнить ученикам о том, что идёт урок и есть ещё незаконченная работа, которую вам предстоит вместе с ними провести. Обратите внимание, что вам нужно не отделиться от детей, а объединить себя с ними – вы вместе трудитесь на уроках. Поэтому следите за вашими выражениями и формулируйте их тщательно, продуманно.

Ученики обязательно обратят внимание на ваши слова, уловят все нюансы и оценят ваше отношение. Помните, что даже опытные педагоги не всегда способны разрешить конфликт, справиться с конкретными учениками, успешно наладить дисциплину в классе.

Иногда обстоятельства настолько серьёзны, что без вмешательства психолога, социального педагога, администрации школы и родителей не обойтись. Не торопитесь с выводами, снимая ответственность с себя, но и не снижайте объективность, анализируя положение в классе. В некоторых случаях помогают только экстренные и жёсткие меры. Если вы чувствуете, что столкнулись именно с такой ситуацией,

посоветуйтесь с другими учителями, школьным социальным педагогом.