Госпитализм: определение понятия

госпитализм — это… Что такое госпитализм?

Госпитализм: определение понятия

  • Госпитализм — (от лат. hospitalis гостеприимный; госпиталь лечебное учреждение) совокупность психических и соматических нарушений, обусловленных длительным пребыванием человека в больничном стационаре в отрыве от близких людей и от дома[1]; в широком… …   Википедия
  • Госпитализм — глубокая психическая и физическая отсталость, обусловленная дефицитом общения со взрослым в первый год жизни ребенка. Отдельными признаками госпитализма являются: запаздывание в двигательном развитии (прежде всего в освоении ходьбы), резкое… …   Психологический словарь
  • ГОСПИТАЛИЗМ — (лат. hospitalis гостеприимный; госпиталь лечебное учреждение) в буквальном смысле, совокупность психических и соматических расстройств, обусловленных длительным пребыванием человека в больничном стационаре в отрыве от близких людей и дома.… …   Новейший философский словарь
  • госпитализм — а, мн. нет, м. (фр. hospitalisme …   Словарь иностранных слов русского языка
  • ГОСПИТАЛИЗМ — (от лат. hospitalis гостеприимный) англ. hospitalism; нем. Hospitalismus. 1. Психологические последствия долговременного лечения (пребывания) в больнице. 2. Задержка развития у детей, в раннем возрасте лишенных нормального общения с окружающими,… …   Энциклопедия социологии
  • госпитализм — а, м. hospitalisme m.

Источник: https://psychology.academic.ru/453/%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC

ГОСПИТАЛИЗМ

ГОСПИТАЛИЗМ

явление, возникающее в закрытых детских учреждениях: из-за дефицита общения со взрослыми дети начинают резко отставать в развитии.

Источник: Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь

синдром психической и физической отсталости, возникающий в первые годы жизни ребенка вследствие дефицита общения с близкими взрослыми, в частности в результате помещения в детское учреждение (дом ребенка, больницу и т.п.). Проявления Г.

— запоздалое развитие движений, особенно ходьбы, резкое отставание в овладении речью, эмоциональная обедненность, бессмысленные движения навязчивого характера, а также низкие антропометрические показатели, рахит и др. Впервые явления Г. описаны в 40-х гг. 20 в. Р.

Спитцем, который был склонен интерпретировать Г. как результат разлучения ребенка с матерью. Однако Г. может возникать и в условиях семьи, если матери равнодушны к своим детям и не уделяют им достаточного внимания. Преодоление Г.

возможно за счет обогащения контактов ребенка с родителями, а в случаях разлучения с родителями — за счет создания многообразных контактов с персоналом детских учреждений.

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

совокупность психических и соматических расстройств, обусловленных длительным пребыванием человека в больничном стационаре или закрытом учреждении (Дом ребенка, детский дом) в отрыве от близких людей и дефицитом личностно направленного эмоционального общения. Термин ввел в оборот австро-амер. психоаналитик Р. Спите.

Для Г. свойственны отставание в овладении собственным телом и речью, пониженный уровень адаптации к окружению, ослабленная сопротивляемость инфекциям и т. д., что у младенцев и детей приводит к тяжелым и зачастую необратимым последствиям. Г.

может возникнуть не только в официальных заведениях (больничные стационары, приюты), где ребенок не получает достаточного внимания и тепла, но и в семьях, где матери не любят своих детей или не уделяют им достаточного внимания. Г. встречается и у взрослых людей, проявляясь соц.

дезадаптацией, утратой интереса к труду и трудовых навыков, уменьшением и ухудшением контактов с окружающими людьми.

Источник: Педагогический словарь

от англ. hospital — больница), синдром психич. и физич. отсталости, возникающий в первые годы жизни ребенка в условиях дефицита общения с близкими взрослыми, в частности в результате помещения в дет. учреждение (дом ребенка, больницу, приют и т. п.). Проявления Г.

— запоздалое развитие движений, особенно ходьбы, резкое отставание в овладении речью, эмоциональная обедненность, бессмысленные движения навязчивого характера (раскачивание тела и т. п.), а также низкие антропометрич. показатели, рахит и др. В особо тяжелых случаях Г. приводит к психич.

заболеваниям (младенческие мараз-мы), возрастанию частоты инфекц. заболеваний, а иногда и к смерти ребенка.

Г. является результатом отсутствия или прерывания гл. обр. социальных контактов ребенка со взрослыми, поскольку наблюдается даже тогда, когда осуществляется хороший уход и соблюдаются правила санитарии и гигиены.

Впервые явления Г. были описаны амер. психологом Р. Спитцем в 40-х гг. 20 в. Спитц и его последователи, опираясь на фрейдистскую методологию, склонны интерпретировать Г. гл. обр. как результат разлучения ребенка с матерью. Однако явления Г. могут возникать и в условиях семьи у матерей, равнодушных к своим детям и не уделяющих им достаточного внимания.

Преодоление Г. возможно за счет обогащения общения ребенка с родителями, а в необходимых и неизбежных случаях разлучения с родителями — за счет создания многообразных эмоциональных контактов с персоналом дет. учреждений.

Лит.: Лангмейер И., М а т с й-чик 3., Психич. депривация в дет. возрасте, Прага, 1984. С. А. Алифанов

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Источник: http://didacts.ru/termin/gospitalizm.html

Госпитализм

Госпитализм

Госпитализм – это синдром, при котором наблюдается отставание в развитии (у детей) или деградация (у взрослых) в психическом и физическом плане. Болезнь возникает из-за длительного пребывания человека в больничных условиях, в изоляции от привычного мира и заботы близких людей.

Госпитализм у детей – явление в психологии более распространенное и изученное, нежели случаи со взрослыми. Ребенок, проводящий много времени в больнице или интернате, страдает эмоциональной обедненностью, низким уровнем элементарных навыков общения и самообслуживания. Синдром нередко сопровождается умственной отсталостью, рахитом и нарушенной моторикой.

Теория Спитса

Госпитализм – это то понятие в психологии, которым оперировал Р.Спитс. В 1945 году австро-американским психоаналитиком был введен специальный медицинский термин для диагностирования детского синдрома, который наблюдался в приютах и домах малютки.

Изначально предполагалось, что явлению госпитализма способствует скудность и убогость обстановки, в которой содержатся дети-сироты:

  • недостаточно предусмотрено витаминов в рационе питания;
  • малочисленность персонала для полноценного обслуживания маленьких детей и развития в них необходимых социальных навыков.

Естественно, что указанные факторы оказывают неблагоприятное воздействие на физическое и психическое здоровье ребенка. Однако дальнейшие исследования Спитса доказали, что синдром может возникать даже при очень высоком уровне организации детского учреждения.

Следуя психоаналитической теории Зигмунда Фрейда, последователи Спитса объясняли госпитализм результатом психоэмоционального одиночества. То есть синдром основан на том, что малыш лишен тесного общения с близкими людьми, в особенности с мамой.

Подобное явление замечается и у детей, надолго оставленных в оздоровительных центрах. Обстановка больницы и дискомфорт, причиняемый медицинскими процедурами, вызывают страх и подсознательную блокаду общения.

Синдром особо опасен в раннем детстве, так как напрямую влияет на торможение в развитии: ребенок поздно начинает говорить, ходить и проявлять интерес к происходящему вокруг. Некоторые психические или физические отклонения могут остаться на всю жизнь.

Яркими примерами служат случаи, когда потерявшиеся дети росли среди животных. Если их находили и пытались приобщить к нормальному образу жизни, то еще никогда не удавалось поднять развитие маленьких дикарей до уровня, соответствующего их человеческому возрасту.

Детский госпитализм

Госпитализм описывается следующими симптомами:

  • очень низкими антропометрическими показателями (рахитом);
  • запоздалым развитием движений и способностью ходить;
  • эмоциональной и мимической бедностью;
  • навязчивыми бессмысленными движениями (например, раскачиванием из стороны в сторону);
  • сниженным иммунитетом и частыми инфекционными заболеваниями.

Госпитализм ярко проявляется и в младенческом возрасте:

  • ребенок резко теряет вес, отказывается от еды;
  • малыш все время сонный и неактивный;
  • мышцы лишены тонуса, конечности вяло и безвольно свисают, когда ребенка поднимают с кроватки;
  • отсутствуют признаки обратной реакции на контакты (не поворачивает голову на голос, не следит глазами за игрушкой).

Теория Спитса является основой для изучения синдрома госпитализма. Современные психологи, так же как и австро-американский врач, отмечают описанные ранее патологии, возникающие в условиях интернатов, яслей и детских больниц. Однако, к причинам болезни добавляют еще один аспект – влияние (а точнее, его отсутствие) матери на развитие ребенка.

Сегодня психологи отмечают прямую зависимость между полноценным развитием малыша и родительской любовью. Дети, которых не любят матери, испытывают эмоциональный и познавательный дефицит:

  • с ними мало разговаривают и играют, что приводит к психологической и эмоциональной бедности, нарушает «Я-концепцию» в дальнейшей жизни;
  • не занимаются зарядкой, недостаточно хорошо ухаживают в гигиеническом плане, что провоцирует частые инфекции и болезни, ослабевающие иммунитет;
  • не учатся правильно двигаться и реагировать на внешние импульсы, что идет вразрез с гармоничным развитием вестибулярного аппарата и высшей нервной системы.

Именно отсутствием материнского внимания и объясняется повышенный процент случаев синдрома в интернатах и больницах. То есть, теоретически, если бы в таких заведениях к каждому ребенку была приставлена личная няня, которая смогла бы заменить мать и заниматься малышом все время, исчезли бы все предпосылки для возникновения синдрома госпитализма.

Случай в Калифорнии

О том, что госпитализм возникает в условиях отсутствия нормального воспитания и изоляции от социума, ярко свидетельствует относительно недавний случай, произошедший в американском городке Аркадия.

Социальная служба обнаружила в чулане городского дома тринадцатилетнюю девочку. Дикарка росла в тесном помещении, не видя солнечного света, не имея нормального питания, условий для ухода за телом и какого-либо общения.

Мать девочки оказалась психически больным человеком. Она не смогла дать ни одного адекватного ответа о своем обращении с ребенком. Если бы работник социальной службы не обнаружил страшную находку, девочке грозила близкая смерть, так как ее организм уже находился в катастрофическом состоянии.

Девочке дали имя Дженни и поместили в клинику при Калифорниском университете. Ей оказали первую медицинскую помощь и выхаживали под пристальным вниманием и опекой команды, которую возглавил известный психолог Д.

Риглер. Врачи пытались вернуть Дженни человеческий облик, но результаты были плачевными: девочка так и не научилась выражать свои мысли и общаться. Все ее поведенческие навыки сводились лишь к примитивнейшим рефлексам.

Исследуя этот случай, который имеет непосредственное отношение к болезни, называемой «Госпитализм», психологи еще раз доказали жизненную необходимость человека в гармоничном общении и взаимодействии с социумом.

Проявления у взрослых

В психологии известно немало случаев, когда госпитализм проявляется и у взрослого человека. Причины остаются те же, что и при детском синдроме:

  • длительная госпитализация и изоляция от общения с близкими людьми;
  • недостаток внимания со стороны родственников.

Госпитализм часто возникает у людей пожилого возраста, особенно у одиноких. Когда такой человек заболел или просто стал слабым под гнетом прожитых лет, ему необходима помощь со стороны:

  • оказание медицинской помощи;
  • гигиенический уход;
  • эмоциональная поддержка.

И если с первыми двумя аспектами могут справиться хорошо оснащенные специализированные заведения (дома престарелых, оздоровительные пансионаты и т.п.), то дефицит любви и внимания восполнить трудно.

В случаях недостаточного ухода и внимания возникает синдром госпитализма: теряется аппетит, развивается апатия, снижается иммунитет, проявляются патологии в вестибулярном аппарате, происходит личностный регресс.

Источник: http://prosindrom.com/psychopathological/gospitalizm.html

Понятие «госпитализма». Понятие «злоупотребление психиатрией». Понятие «профессиональной независимости врача-психиатра»

Понятие «госпитализма». Понятие «злоупотребление психиатрией». Понятие «профессиональной независимости врача-психиатра»

«Госпитализм» — это довольно широкое понятие, включающее в себя неблагоприятные, в первую очередь психические условия больничной среды и результаты их действия на психическое и физическое состояние больного.

Госпитализм чаще всего наблюдался, а вследствие этого и более разработан у детей, у которых он проявляется более выраженно в связи с их психической и вегетативно-соматической незрелостью и неуравновешенностью.

Однако, он поражает также и взрослых.

Наиболее часто встречающиеся влияния, ведущие к госпитализму, объединяют под названием психической депривации.

Лангмайер и Матейчек определяют его следующим образом: психическая депривация — это состояние, развивающееся вследствие такой жизненной ситуации, где субъекту не предоставлены условия для удовлетворения его некоторых основных (витальных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени. От фрустрации депривация отличается тем, что фрустрация — блокада уже активированной, следовательно, заранее удовлетворенной потребности, а при депривации потребность вообще не была удовлетворена. Пример: фрустрация развивается в опытах и в действительности, если у ребенка отнять его любимую игрушку, но предоставить ему возможность играть с чем-нибудь другим, что ему меньше нравится; депривация наблюдается тогда, если ребенку вообще не дают ни с чем играть.

Центр тяжести психической депривации может быть в сенсорной, эмоциональной области, которая для развития госпитализма имеет наибольшее значение.

Депривация может развиться при следующих условиях:

а) Экстремальная изоляция экспериментального типа, например, помещение подопытных лиц на несколько дней в кабине, как можно более изолированной от внешней среды.

б) Экстремальная социальная изоляция. Описаны случаи «волчьих детей», детей, выросших в хлеве без контакта с людьми. Сюда относится также и длительное пребывание взрослых людей в одиночном заключении.

в) воспитание в детском учреждении, например, в доме ребенка, в недельных яслях, длительное пребывание в больнице. На психическую депривацию детей в доме малютки и на ее последствия у нас раньше других и наиболее систематически обратила внимание Дамборская.

Профилактика госпитазизма:

ребенок, насколько это позволяет его возраст и состояние здоровья, должен быть «завоеван» для помощи при его обследовании и лечении;

объяснен режим дня и его место в жизни отделения, чтобы ребенок был в нужной мере занят игрой, работой, движением и реабилитацией, чтобы перемены происходили и у лежачих.

Госпитализм не ограничивается только детьми. Он может поражать и взрослых, особенно больных в пожилом возрасте, находящихся повторно и в течение длительных периодов в больничной среде в связи с хроническими заболеваниями.

Это связано с повышением средней продолжительности жизни и с недостаточным количеством мест в учреждениях социального обеспечения, которые при хорошем руководстве предоставляют все-таки больше эмоциональной и психической стимуляции, чем больницы. Но и там отсутствуют стимулы обычной жизни и то, что в жизнь старых людей приносит шум и движение молодого поколения.

Если старый или хронически больной человек в течение длительного времени находится в больнице, то его жизнь в больнице и само заболевание становится «стилем жизни», он отвыкает от жизни дома и прикладывает значительные усилия для того, чтобы он мог вновь вернуться в больницу.

Что касается более молодых больных, то большую тенденцию к госпитализму проявляют невротики, некоторые психопаты и в особенности вылеченные психотоники, которых больница защищает от жизненных потрясений и ударов. (Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. — Прага, 1974, С. 290-296)

«Злоупотребления в психиатрии» в соответствии с определением Всемирной психиатрической ассоциации — это использование данной клинической дисциплины, возможностей врача-психиатра, а также возможностей персонала психиатрических учреждений во зло, во вред пациенту либо его близким.

Понятие злоупотреблений в психиатрии включает в себя:

постановку ложного психиатрического диагноза;

недобровольную госпитализацию в тех случаях, когда её применение не является оправданным и выходит за рамки закона;

применение под видом лечения психиатрических средств в немедицинских целях (как к здоровым людям, так и к людям с психическими расстройствами в целях наказания и т.п.);

неоправданное лишение пациента тех или иных прав;

злоупотребление психиатром своим профессиональным положением в личных целях (например, использование труда пациента, заключение с ним имущественных сделок).

Постановка ложного психиатрического диагноза и неоправданная госпитализация могут быть обусловлены как добросовестным заблуждением врача, так и сознательным использованием психиатрии в не медицинских целях.

Наиболее известными случаями карательной психиатрии являются использование психиатрии в не медицинских (политических и т.п.

) целях: в качестве примера чаще всего приводятся политические преследования диссидентов в СССР (объявление их психически больными, заключение в специальные больницы тюремного типа и применение неоправданно жестоких медицинских мер, в частности типичных нейролептиков без корректоров).

Однако значительно более распространены были случаи другого рода: применение недобровольных психиатрических мер к гражданам, отстаивавшим свои права в «локальных конфликтах» с властями.

Ряд публикаций, появившихся в постсоветское время, свидетельствует о широкой распространённости подобных нарушений и сейчас.

Так, в докладе «Карательная психиатрия в России», опубликованном Международной Хельсинкской федерацией по правам человека, утверждается, что причины незаконной госпитализации обычно носят политический (госпитализация правозащитников в одиночку), криминальный (действия в целях завладеть недвижимым имуществом пациента) или бытовой (госпитализация по причине семейно-бытовых конфликтов) характер. Наиболее известным случаем из приведенных в докладе, является случай Тамары Ракевич. В 2003 году выигравшей дело против Российской Федерации в связи с неправомерной госпитализацией её в психиатрический стационар.

«Классическим» видом психиатрических злоупотреблений считается признание человека недееспособным и / или противоправная госпитализация с целью завладеть его имуществом.

По сообщению Си-би-си, в канадской провинции Квебек с 1940-1960 годы под руководством премьера провинции Мориса Дюплесси (fr: Maurice Duplessis) и Римско-католической церкви существовала практика многолетнего насильственного «лечения» тысяч интернатских детей, принятых за «умственно отсталых», без уведомления родителей.

В дополнение к лечению с помощью вещества хлорпромазин, детей принуждали к подсобному труду. Группа из примерно 3000 выживших жертв, называющих себя сиротами Дюплесси, попыталась привлечь к ответу правительство, церковь и Колледж докторов Квебека. Некоторые из жертв обнаружили фальсифицированные копии своих медицинских записей.

По состоянию на 2001 год правительство Квебека отказывалось провести всестороннее расследование практики.

Также возможны случаи, когда речь идёт о действительно больных людях, к которым, однако, применяются неадекватные меры, например, госпитализация при отсутствии медицинских показаний или же применение очень болезненных процедур (инъекции сульфозина, электросудорожная терапия) в качестве меры устрашения. С другой стороны, некоторые люди добиваются признания себя больными, чтобы уйти от уголовной ответственности, избежать обязательного призыва в армию и т.п.

Источник: https://psibook.com/posts/ponjatie-gospitalizma-ponjatie-zloupotreblenie-psihiatriej-ponjatie-professionalnoj-nezavisimosti-vracha-psihiatra.html

Явление госпитализма в нашей жизни — современное видение

Явление госпитализма в нашей жизни — современное видение

Среди расстройств психического и соматического характера особое место занимает госпитализм. Указанное явление подразумевает расстройство, возникающее из-за недостатка общения и дефицита воспитания (характерно для детей), а также при длительном пребывании взрослого человека вдали от близких в условиях больничного стационара.

Продолжительное психологическое угнетение может стать причиной смерти человека.

Сущность отклонения

Феномен госпитализма предполагает наличие ряда психических и соматических расстройств, которые возникают у детей и взрослых по разным причинам. В первом случае отклонение обусловлено недостатком общения, внимания и воспитания, у младенцев – разлукой с матерью.

Синдром госпитализма у детей выражается в психической и физической малоразвитости и нередко приводит к необратимым последствиям, а при отсутствии лечения – к смерти.

У взрослых расстройство развивается при продолжительном пребывании в больнице, в условиях дефицита общения и проявляется в уклонении от существования в социуме, утрате интереса к труду и активности, потере трудовых навыков, заинтересованности в пребывании в условиях стационара как можно дольше. Чем более длительный срок пребывания больного в стационаре, тем меньше шансов на его сохранение в качестве единицы социальной среды.

Идеальные условия для деградации

Госпитализм у детей и взрослых возникает по следующим причинам:

  1. Продолжительная госпитализация, условия которой изолируют человека от общения с родными людьми и друзьями, при этом круг общения ограничивается медицинским персоналом. Фактором риска в данном случае выступают хронические заболевания, требующие частого прохождения долгих лечебных курсов в условиях стационара.
  2. Разлука ребенка с матерью.
  3. Отсутствие внимания со стороны матери и близких к маленькому ребеночку, незаинтересованность в нем, его жизни и становлении его как личности.
  4. Возраст. В младенческом и детском возрасте дети, воспитывающиеся в приютах, интернатах и иных местах подобного характера, не получают необходимого внимания и заботы. Это затрудняет социальную адаптацию. Пожилой возраст также способствует развитию госпитализма, особенно, если старики пребывают в специализированных учреждениях – домах престарелых, интернатах. Отсутствие внимания и недостаток любви не могут не повлиять на психоэмоциональное состояние человека в годах.
  5. Продолжительное пребывание как детей, так и взрослых, в оздоровительных центрах, где обстановка и распорядок дня схожи с условиями стационара.

К факторам, провоцирующим развитие синдрома, также следует отнести бедность психологического окружения, недостаток эмоционального контакта.

Основные идеи теории Спитса и современный взгляд

Американский психолог Рене Спитс (Шпиц), изучая особенности поведения воспитанников учреждений интернатного типа, объяснил явление госпитализма следующим образом: даже в благоприятной санитарно-гигиенической обстановке, при условиях удовлетворительного питания и ухода у детей, лишенных возможности общаться с родителями, наблюдается отставание в развитии – замедление развития мышления и речи.

При этом ранее психолог считал, что важным условием развития синдрома госпитализма является недостаток витаминов в рационе и малочисленность персонала, призванного обеспечивать уход за детьми.

Рене Шпиц

Последователи Спица, далее изучая феномен, несколько расширили понятие термина «госпитализм». С точки зрения современных исследователей, подобный синдром возникает не только при разлуке ребенка с матерью, но и в том случае, если близкие люди, находясь рядом с ребенком, не проявляют заинтересованности к нему и не принимают участия в процессе его развития, становления.

Госпитализм особенно опасен для детей, так как существенно тормозит их развитие. Некоторые психические и физические отклонения могут сохраниться на всю жизнь.

Феномен госпитализма в младенчестве

В младенческом возрасте общее состояние детишек, брошенных своими матерями, либо страдающих от недостатка их заботы и внимания, отличается следующими показателями:

  • отказ от еды, быстрая потеря веса;
  • ребенок постоянно пребывает в сонном состоянии, не подает никаких признаков активности;
  • мышцы лишены тонуса, конечности безвольные и вялые;
  • отсутствует обратная реакция на контакты.

Младенцы с таким синдромом позже начинают держать голову, ползать, самостоятельно садиться и ходить. Их движения менее координированы, неустойчивые и неуверенные.

Детская депривация

У детей в ответ на разлуку с матерью или при отсутствии внимания и любви развивается госпитализм, который проявляется в глубокой умственной отсталости, дефиците массы тела и роста, отклонениях в психическом развитии.

Младенцы не реагируют на звук или движение предмета, на протяжении долгого времени беспричинно плачут. Дети более старшего возраста намеренно бьются головой о стену, поздно овладевают навыками опрятности – обычно только после 3-5 лет.

У них нередко наблюдается недержание мочи – как ночное, так и дневное, каломазание. Сон у таких детей поверхностный. У них недостаточно положительных эмоций, они отказываются от контактов, не тянутся к людям. Процесс формирования личности у них нарушен.

Все эти явления приводят к тяжелым психическим расстройствам, например, — к аутизму, умственной отсталости.

Иногда госпитализм может становиться причиной смерти ребенка, особенно при присоединении инфекции, с которой не способен бороться ослабленный организм.

Как это выглядит во взрослом возрасте?

У взрослых подобный синдром возникает обычно в пожилом возрасте, особенно, если человек одинок и ему не хватает заботы, внимания и любви со стороны близких людей.

Характерными симптомами в данном случае являются:

  • потеря аппетита;
  • развитие апатии;
  • личностный регресс;
  • ухудшение памяти;
  • потеря возможности адекватно мыслить и осознавать происходящее;
  • эмоциональное обеднение;
  • снижение общительности;
  • ухудшение отношений с окружающими людьми;
  • утрата интереса к трудовой деятельности.

У взрослых подобный феномен может стать причиной личностного опустошения, утраты интереса к жизни.

Феномен госпитализма в психиатрии

Отдельно необходимо отметить, что условия пребывания в психиатрическом стационаре создают риск фармакогенного регресса личности, чтоявляется тяжелейшей формой госпитализма.

Это явление развивается очень быстро, при этом ситуация усугубляется тем, что пациенты за короткое время привыкают к психотропным препаратам. У таких людей пропадает желание учиться или работать, существовать вообще вне больничной жизни.

После снижения дозировки психотропных препаратов у больного частично восстанавливается интерес к окружающему.

Как действовать

Лечение госпитализма у детей и взрослых отличается. Для детей этот синдром особенно опасен, поэтому и терапия занимает гораздо больше времени, чем при восстановлении взрослых.

Чтобы вернуть ребенка в социальную среду и возвратить ему интерес к жизни, необходимы:

  • работа с психологом;
  • педагогическая коррекция;
  • расширение круга общения;
  • интенсификация общения ребенка со сверстниками.

Если синдром возник при помещении ребенка в условия стационара, необходимо как можно быстрее вернуть его в семью, а в то время, пока он находится в больничном учреждении, регулярно навещать его и выказывать заинтересованность в нем, оптимальным же вариантом станет организация круглосуточного нахождения мамы рядом с ребенком.

При лечении взрослых пациентов на проблему воздействуют следующим образом:

  • по возможности устраняют симптомы заболевания, из-за которого пациент вынужден находиться на стационарном лечении, а также его первопричину;
  • проводят реабилитацию с психотерапевтом;
  • обеспечивают больному внимание и заботу со стороны близких.

Профилактика возникновения синдрома

Профилактика опасного синдрома госпитализма у детей заключается в том, чтобы максимально наполнить день ребенка интересными занятиями, игрой, возможно – трудом. По возможности следует обеспечить достаточное внимание и заботу со стороны близких, говорить с малышом, обсуждать все, что его интересует.

У взрослых пациентов не допустить развитие данного феномена можно, обеспечив им круг общения, позволив разместить в палате фотографии родных людей или предметы, напоминающие о доме.

Необходимо сохранить социальную активность пациента – если позволяет состояние, привлекать его к простой помощи по уходу за другими пациентами, обеспечить независимость и самостоятельность в удовлетворении потребностей.

Читайте ещё

Источник: http://NeuroDoc.ru/bolezni/psycho/gospitalizm.html

Госпитализм

Госпитализм

Госпитализм (от лат.

 hospitalis — гостеприимный; госпиталь — лечебное учреждение) — совокупность психических и соматических нарушений, обусловленных длительным пребыванием человека в стационаре в отрыве от близких людей и от дома; в широком смысле под госпитализмом понимаются неблагоприятные, в первую очередь психические условия больничной среды и результаты их действия на психическое и физическое состояние пациента. Понятие «госпитализм» ввёл австро-американский психоаналитик Рене Шпиц в 1945 году применительно к детскому госпитализму. Госпитализм чаще всего наблюдался и более изучен у детей, однако он поражает также и взрослых.

Госпитализм как синдром патологии детского психического и личностного развития представляет собой результат отделения младенца от матери и его ранней институционализации, глубокую психическую и физическую отсталость, возникающую вследствие дефицита общения и воспитания. По Р.

Шпицу, госпитализм у детей обусловливается преимущественно разлукой с матерью; он может возникать как в различных заведениях, где уход за детьми и их воспитание осуществляются при полном или частичном отсутствии матери, так и в условиях семьи, если матери не любят своих детей или не уделяют им должного внимания.

В учреждениях с длительным пребыванием детей (дом малютки, недельные ясли, больницы, другие медицинские учреждения) возможны следующие факторы, приводящие к госпитализму: бедный психологический климат, недостаток человеческого внимания к ребёнку, недостаток эмоциональных проявлений со стороны персонала.

Эти факторы вызывают у детей так называемую эмоциональную недостаточность, оставляют их пассивными, не развивают у них нужных навыков, ловкости и умственных способностей.

При недостатках в гигиенической помощи и в уходе развиваются не только соматические расстройства (например, расстройство питания и инфекции), но и нарушения гармонического развития высшей нервной деятельности.

Признаки госпитализма: запоздалое развитие движений, в особенности ходьбы, резкое отставание в овладении речью, эмоциональная обеднённость, бессмысленные движения навязчивого характера (например, раскачивание тела), сопутствующие этому комплексу психических недостатков низкие антропометрические показатели, рахит, пониженный уровень адаптации к окружению, ослабленная сопротивляемость инфекциям. Госпитализм во младенческом возрасте характеризуется следующими признаками: потеря в весе, вялость, апатичность, повышенная сонливость, мышечный гипотонус, уход от контактов с окружающими (отсутствие зрительного слежения, поворотов «на голос», «гуления» в ответ на ласку взрослого), слабый плач и пр.

Госпитализм накладывает негативный отпечаток на все сферы формирующейся личности, тормозит интеллектуальное и эмоциональное развитие, искажая Я-концепцию, разрушая физическое благополучие. В крайних формах он может привести к тяжёлым психическим расстройствам (младенческие маразмы и пр.), хроническому инфицированию, иногда — к смерти.

Госпитализм у взрослых (хронически больных, особенно пожилого возраста) возникает при пребывании — повторном и в течение длительных периодов — в больничной среде.

Вследствие этих факторов пациент вживается в роль хронически больного, его пребывание в стационаре становится «стилем жизни».

Отвыкая от жизни за пределами больницы, человек порой прилагает значительные усилия для того, чтобы вновь вернуться в стационар.

По некоторым данным, после госпитализации у пожилых людей более интенсивно ухудшается память и нарушается мышление, чем до этого события.

Госпитализм в психиатрии

Под госпитализмом в психиатрии понимают ухудшение психического состояния в связи с длительным пребыванием в стационаре: явления социальной дезадаптации, утрата интереса к труду и трудовых навыков, снижение синтонности, ухудшение контакта с окружающими, тенденция к хронификации заболевания и др.

Известно, что длительное пребывание психически больных в закрытых стационарных учреждениях неблагоприятно влияет на прогноз заболевания.

Даже клинически удовлетворительная ремиссия не всегда сопровождается восстановлением социально-трудовой адаптации, и успехи этой адаптации тем меньше, чем дольше пациент находится в стационаре.

Длительное круглосуточное пребывание в психиатрическом стационаре повышает инвалидизацию больных, и чем меньше времени пациент находится в закрытом лечебном учреждении, тем больше у него возможностей сохранить социальные позиции.

Сформированный синдром госпитализма исследователи рассматривают как один из вариантов психического дефекта, в происхождении которого играет роль длительная социальная изоляция, чрезмерная зависимость от персонала отделения с угнетением собственной активности и длительный приём нейролептических средств. Присущие госпитализму апатия, аффективная уплощённость, отсутствие планов и надежд, манерность и стереотипии прежде ошибочно рассматривались лишь как проявление хронической шизофрении.

Отмечается, что тяжесть проявлений госпитализма нарастает по мере увеличения суммарной длительности стационарного лечения: для пациентов с относительно коротким периодом пребывания в стационаре, не превышающим 5—10 мес.

, характерны лишь единичные симптомы госпитализма; при продолжительности госпитализаций от 10 до 15 месяцев проявления достигают фазы формирующегося или фазы сформированного синдрома госпитализма.

Наибольшую выраженность синдром приобретает у лиц с длительными сроками (15 мес. и более) госпитализации.

У пациентов с непродолжительными сроками пребывания в стационаре даже при значительной длительности болезни наблюдаются либо отдельные симптомы госпитализма, либо фаза формирующегося синдрома; фаза сформированного синдрома госпитализма у таких пациентов не наблюдается. Исследователями сделан вывод, что длительное пребывание в психиатрических отделениях оказывает более деструктивное влияние на личность пациентов, чем собственно психическое заболевание.

Г. Путятин выделяет несколько клинических вариантов синдрома госпитализма:

  1. Синдром деприватизационной десоциализации.
  2. Синдром патерналистической зависимости или навязывания роли пациента.
  3. Синдром фармакогенного психоэмоционального и социального регресса личности.
  4. Смешанный вариант.

Признаки фармакогенного регресса личности, в отличие от других составляющих синдрома госпитализма, быстро и со значительной интенсивностью проявляются уже при первых госпитализациях в психиатрическую больницу, в то время как другие составляющие синдрома отсутствуют или выражены незначительно.

Основную роль в развитии фармакогенного регресса играют неблагоприятные побочные эффекты интенсивной нейролептической терапии, затрагивающие сферу личностного функционирования больных; играют роль также недостаточность использования психосоциальных форм реабилитационного вмешательства и терапевтическая резистентность пациентов, приводящая к полипрагмазии и назначению высоких доз психотропных средств.

Синдром фармакогенного регресса личности характеризуется зависимостью от длительного, клинически недостаточно дифференцированного применения психотропных средств.

Преобладает астеническая и апато-абулическая симптоматика в виде вялости, истощаемости, замедленной моторики с общей скованностью, монотонного и ригидного аффекта, безынициативности, ассоциативной тугоподвижности, притуплённости внимания.

Характерны бездеятельность, негативное отношение к включению в трудовые процессы и к выписке из больницы.

При коррекции медикаментозной терапии и снижении дозы психотропных препаратов глубина дефицитарных проявлений, как правило, уменьшается: пациенты становятся более живыми и подвижными, уменьшаются явления общей скованности, возрастает интерес к окружающей обстановке и собственной судьбе.

Начальные признаки синдрома патерналистической зависимости появляются при первых госпитализациях в психиатрическую больницу, при общей длительности стационарного лечения 10—15 месяцев и стабилизируются на уровне средней выраженности нарушений.

Синдром патерналистической зависимости представляет собой не только отражение процессуальной дефицитарной симптоматики, но и следствие систематической опеки и покровительства со стороны медицинского персонала.

Для этого синдрома характерны моральная ангедония, потеря интереса к практической деятельности, отвержение или боязнь усилий, отсутствие моторной активации, аффективное безучастие (отсутствие инициативы и любознательности, беспечность, однообразная монотонность поступков, «закостенелость» эмоций).

В конечном счёте этот вариант госпитализма способствует разрушению связей с окружающим миром, прекращению социальных отношений, разрушению межличностных связей.

Синдром деприватизационной десоциализации формируется с существенным отставанием от других вариантов госпитализма: его первые признаки проявляются после 5—10-месячного срока госпитализаций и достигают максимума у пациентов с наиболее длительным пребыванием в стационаре.

Основная предпосылка формирования синдрома деприватизационной десоциализации — длительная изоляция больных в психиатрических отделениях и дестимулирующее влияние условий больничной среды.

Для этого синдрома характерна утрата или значительное ослабление социальных, в том числе семейных и родственных связей, инициативы, побуждений к деятельности.

Патологическая адаптация к условиям стационара проявляется в ригидности психики и крайне упрощённом жизненном стереотипе больных; характерна полная несостоятельность в решении элементарных бытовых задач, взаимоотношениях с окружающими, нивелировка преморбидных особенностей личности. Постепенно нарастают беспомощность в вопросах самообслуживания и поведения в условиях внебольничной жизни, пассивность и безразличие к окружающей обстановке, эмоциональная опустошённость.

Источник: https://meddocs.info/chapter/gospitalizm

Ссылка на основную публикацию