Гедонизм: философия и основатели

Гедонизм — Психологос

Гедонизм: философия и основатели

Гедони́зм (от — «наслаждение», «удовольствие») — философское направление этики, считающее радость и удовольствие высшим благом и условием счастья в хорошей жизни. В отличие от наслаждения в определении Эпикура, понятии гедонизма зачастую используется в негативном смысле для описания чисто материально ориентированного, корыстного взгляда на жизнь.

Философия гедонизма

Основоположником гедонизма считается Аристипп (435—355 гг.), современник Сократа. Аристипп различает два состояния души человека: удовольствие как мягкое, нежное и боль как грубое, порывистое движение души.

При этом не делается различия между видами удовольствия, каждое из которых в своей сущности качественно похоже на другое. Путь к счастью по мнению Аристиппа лежит в достижении максимального удовольствия, избегая при этом боли.

Смысл жизни по Аристипу находится именно в физическом удовлетворении.

Эпикур описывает удовлетворение как принцип удавшейся жизни. Удовлетворённость желаний Эпикур считает свободой от неохоты и отвращений.

Целью в данном случае является не само удовлетворение, а избавление от страдания и несчастья: в философии счастья Эпикура идёт речь о его достижении с помощью освобождения от беспокойства (атараксии) и боли не повышенным потреблением земных благ, а благодаря заострённому вниманию к истинно необходимым потребностям, к числу которых Эпикур причисляет дружбу.

Утилитарист Джереми Бентам называет такой подход «гедонической расчётливостью». Генри Сидгвик (Henry Sidgwick) в своём описании утилитаризма XIX столетия различает между этическим и психологическим гедонизмом.

Психологический гедонизм является антропологической гипотезой о стремлении человека увеличить собственные радости. Таким образом перспектива удовлетворения или избежание разочарования являются единственным мотивом поступков человека.

Этический гедонизм является в свою очередь нормативной теорией или группой теорий о том, что человек должен стремиться к удовлетворению — или собственному (гедонический эгоизм) или всеобщему (универсальный гедонизм или утилитаризм).

В отличие от Сидгвика, являющегося сторонником универсального гедонизма, Бентам писал:

«Природа поставила человека под власть двух суверенных владык: страданья и радости. Они указывают, что нам делать сегодня и они определяют, что мы будем делать завтра. Как мерило правды и лжи, так и цепочки причины и следствия покоятся у их престола».

Основной парадокс гедонизма

Для получения больших наслаждений необходимо себя ограничивать. Эту формулу вывел Эпикур, но он не является гедонистом, как ошибочно полагает большинство.

Ссылки

  • А.Н. Долгенко. Декадентский гедонизм

Источник: http://www.psychologos.ru/articles/view/gedonizm

Блог Ильи Винштейна

Гедонизм в философии. Кратко

Эта этическая теория возникла в Древней Греции, провозглашая счастье величайшим благом и главной целью жизни. Счастье в этом смысле подразумевает наслаждение (от греческого hedone), хотя сама природа удовольствий может пониматься по-разному.

Гедонизм отнюдь не всегда потакание человеческой склонности к чувственным удовольствиям. По наблюдению американского философа и психолога Уильяма Джеймса, «если только обычное «чувство удовольствия» является решающим, то высшей ценностью в человеческом опыте будет алкогольное опьянение».

Для представителей киренской школы философии, основанной около 400года до н. э. Аристиппом из Кирен, высшим благом было мимолетное наслаждение, доставляемое «трепетом плоти». Аристипп утверждал, что все живое жаждет наслаждений и избегает страданий, и был скептически настроен по отношению к идее о том, что можно постичь что-либо за пределами кратковременных физических ощущений.

Однако чувственные радости, согласно Аристиппу, не равнозначны запрету на аскетизм: этот философ полагал, что разум и самоконтроль незаменимы в поиске наивысших наслаждений.

Упрекаемый в привязанности к куртизанкам, он остроумно возражал: «Да, я обладаю ею, но сам не становлюсь жертвой обладания с ее стороны, ибо владеть собой в удовольствиях, не подчиняясь куртизанке, лучше, чем бесконтрольно покоряться ей».

Представители другой древнегреческой школы, основанной Эпикуром (341 -270до н. а), также видели в наслаждении великое благо.

Наслаждение, доказывал Эпикур, достижимо в свободе от страданий, как умственных, так и телесных и наилучший способ обрести его — обуздать свои желания, сосредоточиваясь более на радостях духа, чем на удовольствиях плоти. То есть высшее из благ — безмятежная отстраненность.

«Невозможно, — рассуждал Эпикур  —  радоваться жизни, отвергая мудрость, добро и справедливость. И так же невозможно жить мудро, счастливо и справедливо, лишая себя удовольствий жизни».

Ближе к нашему времени гедонизм снова проявил себя в утилитаризме, провозглашавшем: личные действия человека и социальная политика должны быть направлены к тому, чтобы «величайшее счастье обрело величайшее множество людей».

Источник: http://www.winstein.org/publ/nauka/filosofija/gedonizm_v_filosofii_kratko/11-1-0-399

Гедонизм (Кузнецов)

ГЕДОНИЗМ (от греч. ηδονή — наслаждения) — термин для обозначения этических учений и нравственных воззрений, в которых все моральные определения выводятся из наслаждения и страдания. Как тип этического учения Г.

берет начало в школе киренаиков и складывается как разновидность мировоззрения, отстаивающего приоритет потребностей индивида перед социальными установлениями как условностями, ограничивающими его свободу, подавляющими его самобытность.

Хотя Аристипп, вслед за софистами, не делал различий между наслаждениями (по их источнику), он принимал во внимание наслаждение, достижимое в данный момент, и игнорировал возможные, но недостижимые в настоящем наслаждения. Аристипп считал, что ценности зависят от человеческих установлений и не являются таковыми сами по себе.

Поэтому следует знать, что принято, чтобы избегать дурных поступков, влекущих за собой наказание. Однако наслаждение как конечное благо всегда привлекательнее, чем соблюдение установлений. Богатство ценно, но не само по себе, а как возможность наслаждения. Друзей также любят ради выгоды.

Сократ (насколько можно судить по Ксенофонту и раннему Платону) отстаивал умеренный Г.

Однако указывая на необходимость овладения телесными желаниями, он ратовал и за понимание того, что жизнь человека не оценивается сообразно тому, испытал он удовольствие или нет, а удовольствием следует называть сознание того, что что-то делается хорошо.

В полемике с софистами Сократ настаивал на различении удовольствий — дурных и хороших, а также истинных и ложных.

Платон в зрелых произведениях надеялся показать, что хотя хорошая жизнь хороша не потому, что полна удовольствий, все же возможно доказать, что наиприятнейшая жизнь является одновременно наилучшей жизнью; в поздний период творчества он считал, что критерий приятности не может быть использован как критерий для определения какой-либо жизни как наилучшей, и стремился показать, что удовольствие является не благом, но лишь тем, благодаря чему благо обретается. Аристотель также считал, что удовольствие как таковое не есть благо и не достойно избрания само по себе.

Эти идеи получили развитие в эвдемонизме Эпикура, который считал действительным благом удовольствия не тела, а души, а более строго — состояние атараксии, т.е. «свободы от телесных страданий и душевных тревог». Однако разница между Г. и эвдемонизмом несущественна: оба учения ориентируют человека не на добро, а на наслаждение, а если и на добро, то ради наслаждения.

В христианской традиции средних веков идеям Г. не было места; и лишь в эпоху Возрождения они находят новых сторонников (Л. Валла, К. Раймонди), да и то вначале только в мягкой эпикурейской версии. В новоевропейской мысли с идеями Г. происходят существенные трансформации.

С одной стороны, эти идеи оказываются воплощенными более или менее полно и адекватно в большинстве философско-этических учений того времени. Их выражали Спиноза, Локк, представители сентиментализма этического (Ф. Хатчесон, Д. Юм). Т. Гоббс, Б. Мандевиль, К. Гельвеций прямо выводили поведение людей из удовольствия.

Однако последнее все более ассоциируется с общественно определенными интересами индивида: у Гоббса эгоизм ограничивается общественным договором, у Мандевиля стремление человека к удовольствию используется воспитателями и политиками для управления людьми, у Гельвеция — оно ставится в зависимость от правильно понятого интереса.

Данная линия в новоевропейской моральной философии от Гоббса к Гельвецию находит непосредственное продолжение в классическом утилитаризме, в котором удовольствие приравнивается к пользе.

Эта динамика идей вела в конечном счете к выводу, что удовольствие не является определяющим мотивом поведения, но лишь сопутствует той деятельности, которая воспринимается как успешная или результативная.

Лишь в произведениях де Сада принцип удовольствия утверждается в чистом виде — в противовес социальным установлениям и в косвенной полемике с теорией общественного договора. С другой стороны, в Новое время идеи Г. оказались перемещенными в такие контексты (рационалистического перфекционизма и социальной организации, в одном случае, и утопии аморальной вседозволенности — в другом), которые в конечном счете привели к кризису Г. как философского мировоззрения. 

К. Маркс, 3. Фрейд и Дж. Мур с разных позиций сформулировали относительно удовольствия как практически-поведенческого и объяснительно-теоретического принципа положения, концептуально оформившие этот кризис.

Благодаря психоанализу меняется положение в исследовании удовольствий: с психологической точит зрения удовольствие уже не могло рассматриваться в качестве универсального начала поведения общественного индивида, тем более если речь идет о нравственности. Мур же показал, что Г.

, утверждая удовольствие в качестве единственного добра, в полной мере воплощает натуралистическую ошибку. В свете такой критики и после нее Г. уже не мог восприниматься как теоретически серьезный и достоверный этический принцип.

Удовольствие становится предметом специального рассмотрения частных наук, например психологии или теории потребления.

Литература:

Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства / Избр. соч. Бентама. Т. I. СПб., 1987;

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979;

Милль Дж.С. Утилитарианизм. О свободе (3-е изд.). Пб., 1866;

Мур Дж.Э. Принципы этики. М., 1984;

Соловьев B.C. Оправдание добра/Соч. В 2-хт. Т. 1. М., 1988;

Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993;

Gosling J.С.В., Taylor C.C.W. The Greeks on Pleasure. Oxford, 1982.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 99-100.

Источник: http://ponjatija.ru/node/70

Понятие гедонизма и образ мыслей гедонистов

Понятие гедонизма и образ мыслей гедонистов

Возникновение гедонизма в качестве психологического направления произошло еще на древнегреческих просторах. Принято считать, что основателем этого учения был философ Аристипп. Что же в действительности означает это понятие и кого можно считать гедонистом, рассмотрим далее.

Согласно многочисленным научным источникам, понятие гедонизма трактуется как этическое учение, которое определяет смысл жизни человека, сводящийся к постоянной тяге получать удовлетворение и разнообразные удовольствия практически от всего, что его окружает.

Это учение определяет безудержную радость, сладостное наслаждение, удовольствие как основную цель, побуждение к жизни и своеобразное доказательство моральности. Другими словами, согласно философии гедонизма, наивысшее благо для человека заключается в том, чтобы прожить беззаботную, простую жизнь, наполненную исключительно положительными эмоциями и лишенную всевозможных страдания и горя.

Суть гедонизма заключается в таком поведении человека, которое полностью направлено на получение удовольствия. При этом подразумевается как физическое, так и моральное наслаждение. Однако гораздо чаще гедонист пытается получать максимум удовольствия именно от физических занятий и материальных вещей.

Философская трактовка

Аристипп, являющийся родоначальником гедонизма, говорил о том, что душа каждого человека обладает двойственным характером: отчасти — это удовольствие, как проявление мягкости и нежности, а с другой стороны — отчаяние и боль в качестве резкости и грубости.

Так, Аристипп считал, что истинное счастье зависит от получения настоящего наслаждения от собственной жизни и избегания всевозможных неприятных ситуаций, другими словами — боли.

Аристипп думал, что настоящее удовольствие реально получить именно при помощи физических вещей, то есть ощущаемых.

К примеру, гедонист получает удовольствие от изысканных блюд и напитков, комфортной и красивой одежды, интимной близости с противоположным полом, горячего душа и прочих прелестей жизни.

А вот наслаждениям духовного уровня, получаемым, к примеру, от просмотра интересного шоу, посещения культурного мероприятия, прослушивания любимой музыки, наблюдения живописного пейзажа, Аристипп отдавал второстепенную роль, хотя, разумеется, признавал их довольно-таки значимыми.

Рассуждая о философии гедонизма, стоит непременно упомянуть такого знаменитого мыслителя, как Эпикур. Несмотря на то что он вовсе не являлся ярым защитником этого учения, во многом его научные воззрения похожи на этику гедонизма.

Мировоззрение Эпикура именуется эвдемонизмом и определяет удовольствие как принцип успешной жизни.

А главной целью эвдемонизма, по мнению философа, является окончательное избавление человека от боли, мучений и несчастья, а не только простое получение удовольствия.

Высочайшего удовлетворения, по утверждению Эпикура, можно достичь, полностью избавившись от всевозможных страданий и боли. То есть стать по-настоящему счастливым можно, если освободиться от разных тревог и ненужного беспокойства, а также в меру пользуясь земными благами.

В XVIII веке, когда царила эпоха абсолютизма, гедонизм стал важным жизненным принципом, которого старались придерживаться все аристократы того времени.

Больше всего гедонистическим направлением прониклись французы этой эпохи.

Но стоит сказать, что само понятие гедонизма в этот период ограничивалось по большей части стремлением получать самые простые удовольствия: физические наслаждения, которые зачастую воспринимались как безнравственность.

Возрождение многостороннего философского понятия «гедонизм» произошло уже в XIX столетии благодаря английскому юристу и мыслителю Джереми Бентам. Популярным Бентам стал за счет своей идеи утилитаризма. Это этическо-философское направление строится на нескольких главных постулатах:

  • смысл инициативности человека заключается в обретении истинного удовольствия и избавлении от всяческих мук;
  • наиболее важным критерием оценки любых явлений становится полезность самого человека и его труда для всего общества;
  • основной критерий нравственности — ориентир на обретение чувства счастья для максимального числа людей;
  • основным звеном развития человечества является постоянная тяга к увеличению пользы путем достижения гармонии общественных и личных интересов каждого человека индивидуально.

Другими словами, Джереми Бентам утверждал, что каждый человек должен обладать своеобразным «гедонистическим расчетом» даже в быту.

Гедонистический образ жизни

Но кого же все-таки можно назвать гедонистом, и как живет такой человек? Конечно же, в первую очередь это человек, который в течение всей своей жизни следует принципам гедонизма. Главной целью для такого человека становится получение разнообразных наслаждений и удовольствий. Гедонист — это человек, который всяческими способами старается уменьшить собственные страдания.

Все действия гедониста, как правило, направлены на то, чтобы по-настоящему наслаждаться жизнью именно в этот момент, при этом не обращая внимания на вполне вероятные негативные последствия его поступков в дальнейшем.

Полноценная жизнь, как думает гедонист, представляет собой совокупность приятных ощущений.

Если в данный момент что-либо доставляет истинное удовольствие гедонисту, он будет уделять этому занятию все свое время и внимание до тех пор, пока в его жизни не появится новое увлечение. Это тот человек, который не боится заводить новые увлекательные знакомства с целью любви и дружбы.

Но как только возникшие отношения исчерпают себя и новизна из них исчезнет, гедонист моментально сменит их на новое увлечение.

Учитывая то, что гедонист ценит исключительно свое настоящее, он даже ради минутного наслаждения способен совершать поступки, которые могут повлечь за собой весьма неприятные последствия.

Несомненно, еще одной особенностью гедониста является злоупотребление демонстративностью своего поведения и желание постоянно находиться в центре не только происходящих событий, но и всеобщего внимания. И некоторые факты лишь доказывают эту теорию:

  • в жизни любого гедониста чрезвычайно важную роль играет его внешний вид, без их внимания не обойдется ни одна тенденция в мире моды и красоты;
  • безусловно, именно гедонистам можно смело отдать роль законодателей моды;
  • зачастую как раз гедонисты становятся первооткрывателями новых, эпатажных, малоизвестных марок;
  • эти люди всегда готовы на смелые эксперименты — гедонисты совершенно не боятся экстравагантно одеваться, ярко краситься и совершать опрометчивые поступки.

Гедонистам свойственно импульсивное поведение, за счет чего они, обычно, чрезвычайно быстро делают покупки: такой человек буквально хватает с витрины первую понравившуюся ему вещь, которая отличается яркостью и непривычным стилем.

Ведь внешний вид, ровно как и общий облик гедониста должен быть демонстрацией его главного жизненного девиза: «Я исключительный и достоин лишь всеобщего восхищения».

Помимо этого, гедонисту крайне важно ощущать собственную привлекательность и уникальность.

Хорошо или плохо быть гедонистом

С одной стороны, гедонист частенько проявляет себя как настоящий эгоист, ведь прежде всего он заботится о своих выгодах, преимуществах и удобствах. С другой стороны, отчасти эгоизм присущ практически каждому человеку. Ведь в наше время людей, которые совершенно равнодушны к вопросам собственного комфорта, найти практически невозможно.

Наконец, что плохого в том, чтобы жить в свое удовольствие и заботиться о собственном удобстве? Важно только одно: вовремя отыскать тончайшую грань между невинным получением удовольствия и равнодушным отношением к другим людям, их интересам, достоинству и чести.

Видео

Из видео вы узнаете, что такое гедонизм.

Источник: https://LivePosts.ru/articles/psychology-relationships/ponyatie-gedonizma-i-obraz-myslej-gedonistov

утро в понедельник. Кофе и гедонизм

утро в понедельник. Кофе и гедонизм

Запись опубликована Из жизни доктора. Пожалуйста, оставляйте комментарии там.

“Утро настает и я как заново родился,

всех еще тошнит, а я уже опохмелился…” Майк Науменко

Что мне всегда нравилось в посменной работе, так это отсутствие необходимости ежедневного похода на работу. Вот сегодня понедельник, у всех начало новой рабочей недели, народ понуро тянется на службу, и еще 5 дней до субботы будет тянуться, а я выспался, сижу, пью кофе, ем бутерброд  и читаю почту.  На работу мне только к 19-00.

Правда, со временем перестаешь ориентироваться в днях недели. Только по телевизионной программе. Правда, телевизор смотрю все реже. Ну еще по выходным не работает “неотложка” при поликлиниках и пустых вызовов может быть больше. Начальства по выходным меньше. Часть магазинов не работает.

Короче, оно мне надо, точно знать, какой сегодня день недели? “Во всякой мудрости много печали и умножающий знание умножает и скорбь”

Читаю почту и размышляю об гедонизме. Поскольку Библиотекарь приохотил к чтению виртуальных энциклопедий полез сразу в Вики.

Гедонизм ηδονή, лат. hedone — «наслаждение», «удовольствие») — философское направление этики, считающее радость и удовольствие высшим благом и условием счастья в жизни. В отличие от наслаждения в определении Эпикура, понятие гедонизма зачастую используется в негативном смысле для описания чисто материально-ориентированного, корыстного взгляда на жизнь.

Содержание

1 Философия гедонизма

1.1 Основной парадокс гедонизма

2 См. также

3 Ссылки

Философия гедонизма

Основоположником гедонизма считается Аристипп (435—355 гг. до н.э.), современник Сократа. Аристипп различает два состояния души человека: удовольствие как мягкое, нежное и боль как грубое, порывистое движение души.

При этом не делается различия между видами удовольствия, каждое из которых в своей сущности качественно похоже на другое. Путь к счастью по мнению Аристиппа лежит в достижении максимального удовольствия, избегая при этом боли.

Смысл жизни по Аристиппу находится именно в физическом удовлетворении.

Эпикур описывает удовлетворение как принцип удавшейся жизни. Удовлетворённость желаний Эпикур считает свободой от неохоты и отвращений.

Целью в данном случае является не само удовлетворение, а избавление от страдания и несчастья: в философии счастья Эпикура идёт речь о его достижении с помощью атараксии — освобождения от боли и беспокойства, не повышенным потреблением земных благ, а благодаря заострённому вниманию к истинно необходимым потребностям, к числу которых Эпикур причисляет дружбу.

Утилитарист Джереми Бентам называет такой подход «гедонической расчётливостью». Генри Сидгвик (Henry Sidgwick) в своём описании утилитаризма XIX столетия различает между этическим и психологическим гедонизмом. Психологический гедонизм является антропологической гипотезой о стремлении человека увеличить собственные радости.

Таким образом перспектива удовлетворения или избежание разочарования являются единственным мотивом поступков человека. Этический гедонизм является в свою очередь нормативной теорией или группой теорий о том, что человек должен стремиться к удовлетворению — или собственному (гедонический эгоизм) или всеобщему (универсальный гедонизм или утилитаризм).

В отличие от Сидгвика, являющегося сторонником универсального гедонизма, Бентам писал:

«Природа поставила человека под власть двух суверенных владык: страданья и радости. Они указывают, что нам делать сегодня и они определяют, что мы будем делать завтра. Как мерило правды и лжи, так и цепочки причины и следствия покоятся у их престола».

В работе Дэвида Пирса «Гедонистический императив» гедонизм рассматривается как основополагающая нравственная ценность для всей биосферы.

Основной парадокс гедонизма

«Для получения бо́льших наслаждений необходимо себя ограничивать». Эту формулу вывел Эпикур, но он не является гедонистом, как ошибочно полагает большинство.

Жизненная философия, ничего не скажешь. Впрочем любые теории жизненные, их пишут люди, ориентируясь на свои ощущения, которые, как известно, являются отражением объективной реальности. Какая реальность, такие и ощущения и, соответственно, философия. В итоге хозяева придумали гедонизм, а рабы в отместку христианство.

Вероятно, гедонистом в  Высшем Проявлении Гедонизма является героиновый наркоман. Зачем к чему то стремиться, чего то добиваться, если можно напрямую воздействовать на эндорфиновую систему мозга. Шприц с дурью как вершина эволюции индустрии наслаждений.

Гедонизм лежит в основе житейской философии “Истинных Общечеловеческих Ценностей”, которую нам усердно пытаются навязать. Весь этот неолиберализм из гедонизма и проистекает. Давайте будем наслаждаться и не мешать наслаждаться друг другу.

Отсюда и некритичное отношение к тем же абортам, дети, они же много времени и средств отнимают. А когда же учиться, чтоб работать, чтоб побольше денег зарабатывать, чтоб побольше на наслаждения тратить? Не рожаем, стерилизуемся, абортируем. Чтоб время и деньги на отдых были. Жизнь одна.

А эвтаназия? Эти старички, они так неэстетично мучаются, так пахнут, а всякие выделения  не гламурные, да и  выносить их кому то надо. И наслаждаться в силу тяжести заболевания они уже не могут, следовательно, зачем им жить? В топку родимых. И на дискотечку.

А вот смертную казнь нужно отменить. Преступник ведь кто, свой брат по вере, гедонист. К обладанию и наслаждению стремился. Или просто радость в мучительстве находил. И камеру ему покомфортнее, с кабельным ТВ. Это только сталинисты-злодеи людей в затылок стреляли на золотодобычу отправляли, а для нас человек высшая ценность, это источник и субъект наслаждения.

А желаете вы наслаждаться того, альтернативно, ну так это еще лучше, это так необычно и прогрессивно. Мы вам, пидорам, еще и детишек на воспитание поручим, чтобы вы размножались хоть так, если по другому природа не предусмотрела. Какой консерватор был Создатель, честное слово, гомофоб, вероятно.

И наркоманов пожалеть требуется. Гедонисты, как ни крути. И шприцы вам, и метадончик. И пособие, как ветеранам Движения. А то еще станете нас в подворотнях тормозить, на дозняк сшибать, мешать наслаждаться жизнью. Получите свое и не маячьте, чтобы гламур нашей сладкой жизни не нарушать.

То же и к мигрантам относится. Приехали, ну и живите. Как нравится, так и живите, как дома привыкли. Работать не хотите, деньги надо? Вот вам деньги, только нас не трогайте. Не мешайте наслаждаться.

Ах, среди нас появились люди, которым такой порядок вещей не нравится, которые другой смысл в жизни видят. Ату их всех, и ярлык на них посочнее.

Плохо только то, что список удовольствий рано или поздно заканчивается. И жизнь уже не вставляет, как того наркомана на системе. Выход, безусловно есть, как в Швеции везде пишут. В курсе, для кого эти надписи?

Источник: https://lekar1971.livejournal.com/90453.html

Гедонизм

Гедонизм (от греч. hedone — наслаждение), этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения и сводящая к нему всё многообразие моральных требований.

Стремление к наслаждению в гедонизме рассматривается как основное движущее начало человека, заложенное в него природой и предопределяющее все его действия, что делает гедонизм разновидностью антропологического натурализма.

Как нормативный принцип гедонизма противоположен аскетизму.

В Древней Греции одним из первых представителей гедонизма в этике был основоположник киренской школы Аристипп (начало 4 в. до н. э.), видевший высшее благо в достижении чувственного удовольствия. В ином плане идеи гедонизма получили развитие у Эпикура и его последователей (см.

Эпикуреизм), где они сближались с принципами эвдемонизма, поскольку критерием удовольствия рассматривалось отсутствие страданий и безмятежное состояние духа (атараксия). Гедонистические мотивы получают распространение в эпоху Возрождения и затем в этических теориях просветителей. Т. Гоббс, Дж. Локк, П.

Гассенди, французские материалисты 18 в. в борьбе против религиозного понимания нравственности часто прибегали к гедонистическому истолкованию морали. Наиболее полное выражение принцип гедонизма получил в этической теории утилитаризма, понимающего пользу как наслаждение или отсутствие страдания (И. Бентам, Дж. С.

Милль). Идеи гедонизма разделяют и некоторые современные буржуазные теоретики — Дж. Сантаяна (США), М. Шлик (Австрия), Д. Дрейк (США) и др.

Марксизм критикует гедонизм прежде всего за натуралистичность и внеисторическое понимание человека, видит в нём крайне упрощённое истолкование движущих сил и мотивов человеческого поведения, тяготеющее к релятивизму и индивидуализму.

Гедонизм берет начало в школе киренаиков и складывается как разновидность мировоззрения, отстаивающего приоритет потребностей индивида перед социальными установлениями как условностями, ограничивающими его свободу, подавляющими его самобытность.

Киренаики считали, что удовольствие является высшим благом и добиваться его следует любыми средствами. В этом киренаики отличались от Сократа, который, признавая значимость удовольствия, трактовал его как сознание того, что что-то делается хорошо.

В полемике с софистами Сократ настаивал на различении удовольствий — дурных и хороших, а также истинных и ложных. Платон в зрелых произведениях надеялся показать, что хотя хорошая жизнь хороша не потому, что полна удовольствий, все же возможно доказать, что наиприятнейшая жизнь является одновременно наилучшей жизнью.

Так же и Аристотель считал, что удовольствие как таковое не есть благо и не достойно предпочтения само по себе. Эти идеи получили развитие в эвдемонизме Эпикура, который полагал действительным благом удовольствия не тела, а души, а более строго — состояние атараксии, т.е. «свободы от телесных страданий и душевных тревог».

Однако разница между гедонизмом и эвдемонизмом несущественна: оба учения ориентируют человека не на добро, а на удовольствие, а если и на добро, то ради удовольствия. Этика. Конспект лекций.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2009 г. с 79-81.

В христианской традиции Средних веков идеям гедонизма не было места; и лишь в эпоху Возрождения они находят новых сторонников (Л. Валла, К. Раймонди), да и то вначале только в мягкой эпикурейской версии.

В новоевропейской мысли идеи гедонизма, с одной стороны, оказываются воплощенными более или менее полно и адекватно в большинстве философско-этических учений того времени. Их выражают Б. Спиноза, Дж. Локк, представители сентиментализма этического (Ф. Хатчесон, Д. Юм). Т. Гоббс, Б. Мандевиль, К.

Гельвеции прямо выводят поведение людей из удовольствия. Однако последнее все более ассоциируется с общественно определенными интересами индивида; данная линия в новоевропейской моральной философии от Гоббса к Гельвецию находит непосредственное продолжение в классическом утилитаризме, в котором удовольствие приравнивается к пользе.

Лишь в произведениях де Сада принцип удовольствия утверждается в чистом виде — в противовес социальным установлениям и в косвенной полемике с теорией общественного договора. С др.

стороны, в Новое время идеи гедонизма оказались перемещенными в такие контексты (рационалистического перфекционизма и социальной организации, в одном случае, и утопии аморальной вседозволенности — в другом), которые в конечном счете привели к кризису гедонизма как филос. мировоззрения.

Относительно удовольствия как практически-поведенческого и объяснительно-теоретического принципа К. Маркс, З. Фрейд и Дж. Мур с разных позиций сформулировали положения, концептуально оформившие этот кризис.

Благодаря психоанализу меняется положение в исследовании удовольствий: с психологической стороны, удовольствие уже не может рассматриваться как универсальное начало поведения общественного индивида, тем более если речь идет о нравственности. Мур же показал, что гедонизм, утверждая удовольствие в качестве единственного добра, в полной мере воплощает натуралистическую ошибку. В свете такой критики и после нее гедонизм уже не мог восприниматься как теоретически серьезный и достоверный этический принцип.

Источник: http://fil.bobrodobro.ru/9290

Ссылка на основную публикацию