Что такое когнитивное развитие

Блог Ильи Винштейна

Стадии когнитивного развития

Теория Пиаже о стадиях когнитивного развития

Существование стадий морального развития предполагает, что воспитание морали имеет структуру. Хотя мотивы и аффекты также участвуют в моральном развитии, развитие самих этих мотивов и аффектов в большой мере опосредовано изменениями в образе мыслей. Лоуренс Кольберг, американский психолог, 1973.

Как известно, Фрейд говорил о «полиморфной перверсии» у детей: извращенность у детей может принимать самые разные формы.

Любой возрастной психолог сталкивался со сложной, но увлекательной задачей объяснения того, как дети с нерациональным, нелогичным и эгоцентричным сознанием превращаются во взрослых с функциональным, рациональным и логическим мышлением.

Как восьмилетний ребенок может понять то, что не может понять шестилетний? Как дети учатся адаптироваться в окружающем мире? Пожалуй, самый известный и влиятельный возрастной психолог — франкоязычный швейцарец Жан Пиаже. Он разработал теорию четырех стадий когнитивного развития, которая до сих пор активно обсуждается, оспаривается и критикуется.

Основные понятия Основной вопрос для Пиаже состоял в том, как дети учатся адаптироваться в окружающем мире. Его теория объясняет, как человек растет, адаптируется и приспосабливается. Она содержит ряд ключевых понятий. Первое понятие — схемы.

Схема описывает ментальные и физические действия, участвующие в понимании и изучении мира. Схемы — это категории знания, помогающие нам интерпретировать и понимать мир. Схема включает как категорию знания, так и процесс получения этого знания.

С опытом новая информация используется, чтобы корректировать, дополнять или изменять предыдущие схемы. Например, у ребенка есть схема поведения с домашним животным — с собакой.

Если у ребенка был только опыт, связанный с крупными собаками, он может считать, что все собаки большие, активные и, возможно, даже агрессивные. Предположим, что такой ребенок встречает очень маленькую декоративную собачку.

Ребенок воспримет эту новую информацию и откорректирует предыдущую схему, добавив новое знание.

Второе понятие — приспособление, оно описывает, как человек изменяется и приспосабливается к тому, чтобы взаимодействовать с новыми представлениями о социальном и физическом окружении.

Третье понятие — ассимиляция. Человек взаимодействует с окружающим миром в соответствии со своими когнитивными схемами: мы обрабатываем новую информацию на основе уже имеющейся информации. Мы подстраиваем старое представление под новое.

Это подводит к четвертому понятию — равновесия. Когда дети проходят через стадии когнитивного развития, важно сохранить баланс между приложением предыдущего знания (ассимиляцией) и изменением поведения в связи с восприятием нового знания (приспособлением).

Этот процесс, названный сохранением равновесия, объясняет, как детям удается переходить от одной стадии развития мышления к другой. Стремление избежать неприятного состояния потери равновесия мотивирует их к использованию новых знаний и навыков.

Они решают задачи, двигаясь вперед.

Четыре стадии

1. Сенсомоторная стадия, которая длится от рождения до 2 лет. Это стадия развития моторного интеллекта.

Ребенок получает знания, ударяя, толкая и щупая предметы и двигаясь в своем пространстве.

Главным достижением этой стадии является осознание постоянства предметов, ребенок начинает осознавать существование предметов, даже если они в конкретный момент не находятся в поле зрения.

2. Дооперационная стадия Эта стадия длится примерно с 2 до 7 лет. На нее приходится обучение языку и игре. Предметы обладают магическими свойствами, а реальность неустойчива. Над мыслительными процессами преобладает восприятие. Ребенок начинает понимать, что вещи на самом деле не всегда такие, какими кажутся внешне.

Дети на этой стадии обращают внимание только на одну сторону ситуации — это называется центрирование, оно порождает большое количество ошибок, которые были продемонстрированы в исследованиях, посвященных консервации. Консервация — это понимание того, что определенные качества предмета остаются прежними, несмотря на его изменения.

В известном опыте Пиаже дал ребенку два стакана одинакового размера и одинаковой формы, содержащие одинаковое количество воды. Когда ребенок подтвердил, что в обоих стаканах одинаковое количество воды, вся вода из одного из стаканов выливалась в более высокий и тонкий стакан.

Дети, находящиеся на дооперационной стадии развития, либо говорят, что в новой емкости воды больше (потому что она «выше»), либо что в первом стакане было больше воды (потому что он «шире»), несмотря на то, что он совершенно очевидным образом содержал ту же самую жидкость.

Ребенок концентрируется только на одном измерении (высоте или ширине).

Дети, находящиеся на дооперационной стадии развития, не понимают того, что называется обратимостью: возможность мысленно вернуть прежнее состояние или сделать действие, обратное предыдущему. Дети на этой стадии слишком доверяют своему непосредственному восприятию, кроме того, они эгоцентричны: считают, что их образ мыслей единственно верный.

3. Стадия конкретных операций Эта стадия длится примерно с 7 до 11 лет. В этот период мышление детей становится более независимым от их восприятия, они способны совершать логико-математические операции. Эти операции включают действия, обозначающиеся общепринятыми символами (+, –, ÷, , >,

Источник: http://www.winstein.org/publ/stadii_kognitivnogo_razvitija/1-1-0-262

Теория когнитивного развития Ж. Пиаже: ключевые понятия

Автор Татьяна в 24/12/2013. Опубликовано Когнитивная психология

Разработанная Жаном Пиаже ещё в прошлом веке теория до сих пор пользуется одобрением многих психологов. Чем же замечательны его идеи?

По мнению швейцарского психолога, дети проходят четыре основных стадии когнитивного развития, на каждой из которых происходит существенное изменение их понимания мира.

Пиаже считал, что дети — как «маленькие ученые» — активно пытаются изучить и осмыслить мир вокруг себя.

Благодаря наблюдению за своими собственными детьми, Пиаже разработал теорию интеллектуального развития человека, в которой выделял следующие стадии:

  • сенсомоторную (от рождения до 2 лет);
  • дооперационную (от 2 до 7 лет);
  • стадию конкретных операций (от 7 до 11 лет);
  • стадию формальных операций (она начинается в подростковом возрасте и охватывает всю взрослую жизнь человека).

Предпосылки к появлению теории когнитивного развития Жана Пиаже

Жан Пиаже родился в 1896 году в г. Невшатель (Швейцария). В возрасте 22 лет Пиаже получил степень доктора философии и начал свою долгую карьеру, которая впоследствии оказала огромное влияние на развитие психологии и образования.

Хотя вначале Пиаже интересовался биологией (особенно, орнитологией и малакологией), после работы с Альфредом Бине он увлёкся психологией и, в частности, интеллектуальным развитием детей. На основании своих наблюдений он пришел к выводу, что дети отнюдь не глупее взрослых — они просто мыслят по-другому.

«Это настолько просто, что до этого мог бы додуматься только гений», — вот как Альберт Эйнштейн отозвался об открытии Жана Пиаже.
Теория стадий Пиаже описывает развитие интеллектуальной сферы детей, которое включает в себя изменения, затрагивающие познание и познавательные способности ребёнка.

По мнению Пиаже, сначала когнитивное развитие подразумевает процессы, основанные на действиях, и только потом проявляется в виде изменений процессов мыслительных.

Кратко о когнитивном развитии

Каждая из четырех стадий имеет свои особенности с точки зрения происходящих в интеллектуальной сфере ребёнка изменений.

  • Сенсомоторная стадия. На этом этапе малыши приобретают знания через чувственный опыт и управление объектами окружающей действительности.
  • Дооперационная стадия. На этом этапе дети познают мир через игру. Однако за внешне простым процессом игры стоит сложный процесс овладения логикой и восприятия точки зрения других людей.
  • Стадия конкретных операций. На этом этапе развития дети начинают думать более логично, но их мышление всё ещё не обладает гибкостью мышления взрослого. Они, как правило, не понимают и не принимают абстрактных и гипотетических понятий.
  • Стадия формальных операций. Заключительный этап теории Ж. Пиаже предполагает развитие логики, способности использовать дедуктивные рассуждения и понимать абстрактные идеи.

Важно отметить, что Пиаже не рассматривал процесс умственного развития детей в количественном аспекте — то есть, по мере того, как дети становятся старше, они, по его мнению, не просто накапливают информацию и знания.

Вместо этого, Пиаже предположил, что с постепенным преодолением этих четырёх этапов происходит качественное изменение образа мышления ребёнка.

В возрасте 7 лет ребёнок не обладает большим по сравнению с двухлетним возрастом количеством информации о мире; фундаментальное различие проявляется в том, как он о мире думает.

Основные понятия теории Ж. Пиаже

Чтобы лучше понять некоторые из процессов, происходящих во время когнитивного развития, важно сначала изучить несколько важных идей и понятий, введенных Пиаже. Ниже приведены некоторые из факторов, которые влияют на обучение и развитие детей.

  • Схема действия. Это понятие описывает как умственные, так и физические действия, связанные с пониманием и познанием окружающего мира. Схемы -это категории знаний, которые помогают нам интерпретировать и понимать мир. С точки зрения Пиаже, схема включает в себя как само знание, так и процесс его получения. Как только ребёнок получил новый опыт, новая информация используется для изменения, дополнения или замены ранее существовавшей схемы. Если проиллюстрировать это понятие примером, то можно представить ребёнка, у которого есть схема о некоем типе животного — собаки, например. Если до настоящего момента единственным опытом ребенка было знакомство с маленькими собачками, то он может полагать, что собаками называются абсолютно все небольшие, пушистые четвероногие. Предположим теперь, что ребенок сталкивается с очень большой собакой. Ребенок воспримет эту новую информацию, включив её в уже существующую схему.
  • Ассимиляция. Процесс включения новой информации в ранее существовавшие схемы известен как ассимиляция. Процесс этот носит несколько субъективный характер, потому что мы, как правило, пытаемся немного изменить новый опыт или полученную информацию для того, чтобы подогнать её под уже сформировавшиеся убеждения. Восприятие собаки ребёнком из приведённого выше примера и, собственно, определение её как «собаки» — пример ассимиляции животного с детской схемой собаки.
  • Аккомодация. Также адаптация предполагает изменение или замену существующих схем в свете новой информации — то есть, процесс, известный как аккомодация. Она включает в себя само изменение существующих схем или идей в результате возникновения новой информации или новых впечатлений. Во время этого процесса могут быть разработаны и совершенно новые схемы.
  • Уравновешивание. Пиаже считал, что все дети пытаются найти баланс между ассимиляцией и аккомодацией — это достигается как раз с помощью механизма, называемого Пиаже уравновешиванием. По мере прохождения стадий когнитивного развития важно поддерживать баланс между применением предварительно сформированных знаний (то есть, ассимиляцией) и изменением поведения в соответствии с новой информацией (аккомодацией). Уравновешивание помогает объяснить то, как дети способны переходить от одного этапа мышления к другому.

Источник: http://aboutyourself.ru/kogn-psi/teoriya-kognitivnogo-razvitiya-zh-piazhe-klyuchevye-ponyatiya.html

Основные направления когнитивного развития ребенка

Итак, мы подводим итоги всему написанному ранее, мы забыли упомянуть о таком важном аспекте, как психодиагностика и общая диагностика развития познавательных процессов. Так, как именно данная область психологической науки позволяет более точно определить итоги развития когнитивных особенностей каждого конкретно взятого индивида в возрасте от двух до шести лет.

При этом психодиагностика имеет множество различных направлений, одно из которых отвечает именно за диагностику развития когнитивных особенностей каждого отдельно взятого индивида в возрасте от двух до шести лет. Так, при этом даже эта диагностика делиться на две части. Первая часть позволяет определить уровень когнитивных особенностей ребенка возрастом до двух лет.

Для детей возрастом от трех лет все происходит гораздо проще, их просто заинтересовывают специализированными интересными психологическими тестами, которые они могут пройти самостоятельно.

И на основе всех этих тестов проводиться полная психологическая диагностика когнитивного развития каждого конкретно взятого индивидуума.

Позволяет найти отклонения, а также позволяет дать советы, которые позволят скорректировать все данные отклонения.

Тест Векслера позволяет оценить уровень интеллектуального развития соответствии с конкретным биологическим возрастом каждого конкретного взятого индивида соответствующего возраста.

Сама методика заключается в показе определенных рисунков, где не хватает определенных деталей.

Ребенку предлагают обработать все эти рисунки, и в зависимости от того за сколько ребенок справиться с каждым конкретным заданием, будет определенны его психические и мыслительные способности.

Текст Векслера не идеален, и не дает стопроцентных результатов, как и большинство психических тестов, и тестов на интеллект.

В виду некоторых особенностей, у ребенка может не возникать никаких ассоциативных вариаций на тему нового рисунка, если в его памяти нет подобных мыслеобразов, что может свидетельствовать не о недостаточном развитии ребенка, а скорее о недостаточной эрудированности (Если такое понятие можно применить к ребенку дошкольного возраста).

Примером этого может стать «Казус коровы без головы».

Если ребенок является жителем большого мегаполиса, он мог до определенного возраста никогда не встречаться четвероногими парнокопытными созданиями, а это также означает и то, что в случае, когда он увидит данное создание на картинке во время теста Векслера, он не сможет объективно оценить данный факт, и результаты теста могут не сойтись с ожидаемыми.

Более объективными результаты могут дать тесты Равена, Амтхауэра и Айзенка. Однако многие из них не подходят для младшей возрастной группы. Время, выделенное на большинство из этих тестов также несовместимо со способностями долгосрочного удерживания внимания у ребенка.

перейти наверх

Итог когнитивного развития индивида в возрасте от двух до шести лет

В дошкольном возрасте происходит достаточно быстрое, бурное, но при этом скачкообразное развитие всех когнитивных особенностей у людей.

При этом на первых порах преобладает развитие психических и физических процессов, которые связаны с получением чувственного, так называемого сенсорного опыта.

Что также позволяет сказать о том, что в данном периоде можно обеспечить наилучшее развитие таких познавательных психических процессов как ощущение и восприятие.

В более позднем возрасте начинают формироваться мыслительные и психические процессы высшей психики (сознания). Это влечет за собой развитие произвольной и послепроизвольное памяти, осознанной связной речи, мышления, внимания, концентрации, воли, и множества других.

Развитие восприятия происходит в виде формирования некоторых персептивных действий. При этом перцепция развивается от некоторых неосознанных движений, до конкретных манипуляций с предметами.

В дальнейшем развитие восприятия переходит в сторону интериоризации, то есть переноса соответствующих практических действий выполненных ранее, на соответствующие психические действия, проведенные внутри психики человека.

Этому процессу немало способствует попутное развитие представления и воображения.

Развитие памяти происходит в несколько этапов, и на определенном этапе развития (приблизительно 3-4 года) происходит полная реорганизация памяти, о чем может свидетельствовать феномен амнезии.

Феномен амнезии – это когда человек не помнит события, которые происходили с ним до 3-х лет. Это связано с тем, что построение мыслеобразов, которые можно вытащить из памяти в корне изменяется.

И все что может вспомнить человек из до трехлетнего возраста, это только частичные ощущения, которые остаются на подсознательном уровне.

Вследствие развития мыслительных процессов, а также проявления психический процессов высшей психики, мы можем также наблюдать бурное развитие речи ребенка, который от воспроизведения отдельных звуков с применением жестикуляции переходит к полному изучению языка с изучением всех фонетических норм, а также различия между различными видами речи (литературная и разговорная).

При этом словарь ребенка на конце этапа развития речевого аппарата (приблизительно шесть лет) варьируется в пределах от двух тысяч слов, до пяти тысяч слов в пределах одного языка.

Также в это время формируется феномен двуязычия, когда ребенок знающий более одного языка, пользуется всеми ему возможными доступными речевыми словами в независимости от того дифференциации самого языка.

Что порождает не мало казусов.

Единственным действенным фактором, который может поспособствовать ускорению и улучшению развития всех психических познавательных процессов в возрасте от двух лет является игра.

Так с развитием ребенка игра изменяется по содержанию благодаря наличию более сложных мыслительных и психических процессов. Также игра изменяется от предметно-манипуляционной до сюжетно-ролевой.

Даже в последствии человек гораздо лучше воспринимает новые знания в игровой форме.

Хрупкость детской психики, которая может значительно повлиять на развитие тех или иных когнитивных процессов, вызвав серьезные нарушения в восприятии ребенка, которые могут перерасти в хронические психические расстройства. Подробней об эмоциональном развитии ребенка в возрасте от двух до шести лет, можно рассмотреть в соответствующих статьях, которые можно найти в соответствующих разделах на данном сайте.

Источник: http://PsyTheater.com/kognitivnoe-razvitie-rebenka.html

Когнитивное развитие ребенка

Главная » Малыш » Развитие вашего малыша » Этапы развития » Когнитивное развитие ребенка

За изменениями веса и роста новорожденного следить легко. Но не так просто понять, что происходит внутри его мозга по мере развития.
Отделы головного мозга ребенка, контролирующие функции организма, полностью сформированы и не будут меняться. Малыш умеет дышать, есть, спать и какать.

Но те отделы, которые отвечают за понимание ребенком самого себя и окружающего мира, будут меняться и развиваться.
Мозг новорожденного не способен полностью использовать такие функции, как восприятие, мышление, запоминание, речь и физическая координация.

Процесс, при котором ребенок постепенно учится использовать эти навыки, называется когнитивным развитием.

Когда начинается когнитивное развитие?

На последних неделях беременности вы отдыхали за просмотром любимой телепередачи? Не кажется ли вам теперь, что ребенок успокаивается при первых звуках музыкальной заставки к этой передаче? Если да, то так он показывает вам, что мог узнавать и запоминать еще до того, как родился.

Спустя несколько недель после рождения ребенок начинает осознавать, что определенные действия приводят к определенному результату. Но способность запомнить, какое действие и к какому результату, разовьется позже.
Попробуйте привязать к ножке ребенка ленту так, чтобы, дергая ей, он приводил в движение мобиль.

В два месяца малыш начнет активнее дергать ножкой, но спустя пару дней он забудет, что нужно делать, чтобы мобиль двигался. В link 721>шесть месяцев малыш, скорее всего, запомнит, что надо делать, на пару недель. Способность ребенка устанавливать связь между своими действиями и тем, что за ними следует, называется узнаванием.

Более сложное умение, связанное с памятью, называется воспроизведением. Оно представляет собой способность думать о чем-то вне контекста. Примером может служить ситуация, в которой ребенок думает о своей кроватке, сидя в автомобильном кресле.

Умение воспроизводить редко появляется у детей раньше шести месяцев. После шести месяцев ребенок начнет использовать действия в качестве слов. Жест, которым ребенок показывает свое желание, чтобы его взяли на руки, является одним из самых первых таких действий.

Примерно в шесть месяцев ребенок, скорее всего, перестанет тянуть игрушки в рот или стучать по ним и начнет показывать, что он понимает, что с ними можно обращаться по-разному: машинку нужно возить, а плюшевого медвежонка обнимать.

Как способствовать когнитивному развитию ребенка?

Большая часть когнитивного развития ребенка происходит естественным путем, но вы можете помогать малышу в этом процессе. За последние 100 лет родители стали более осознанно подходить к развитию детей. Теперь они стараются учитывать физиологические особенности развития мозга ребенка и в соответствии с этим помогать ребенку познавать мир. В результате, вырастают более смышленые дети. Поэтому очень важно, как именно вы общаетесь с ребенком. Ребенок начинает изучать окружающий мир сразу после рождения. Новорожденный узнает ваш запах и голос. Ему нравится рассматривать ваше лицо. Он двигается в такт вашей речи и повторяет шевеления губ. Если вы внимательно понаблюдаете за ребенком, то будете понимать, когда он подает вам сигналы, требующие вашей реакции. Дети учатся новому путем многократных повторений. Поэтому поиграйте со своим малышом в простые<\p>

Источник: http://babyvcentre.ru/malysh/razvitie-vashego-malysha/etapy-razvitiya/kognitivnoe-razvitie-rebenka.html

CogniFit

Трудность: Предоставить действенные и достоверные результаты посредством применения персонализации

В чем заключается когнитивное развитие? Когнитивное развитие является областью изучения нейронауки и психологии, которая изучает развитие ребенка в областях процесса обработки информации, концептуальных ресурсов, способности к восприятию, изучению языков и других аспектов развития мозга и когнитивной психологии, всегда с точки зрения сравнения с уровнем взрослого человека. В других словах, когнитивное развитие — это развитие способности думать и понимать.

Проведенное исследование показывает, что создание позитивной и эффективной программы мозга для одного пользователя требует адаптации режима тренировки к нуждам этого пользователя. Технологическая сложность персонализации режима тренировки состоит в раскрытии и установлении уникального когнитивного профиля пользователя.

Инновационная технология, разработанная и патентованная CogniFit, автоматизирует процесс оценки когнитивного профиля каждого пользователя и создает специальную программу тренировки мозга, которая оптимизирована для адаптации к данному конкретному профилю.

Получившая награды гамма продуктов для тренировки мозга CogniFit основывается на этих базовых технологиях, на Когнитивной оценке и ITS ™ (Система индивидуальной тренировки).

CogniFit для мозга разработал технологию Когнитивной оценки, способную объективно определить ваш уникальный когнитивный профиль прежде, чем начать тренировку с целью достижения оптимального здоровья ума и мозга. Оценка классифицирует каждую способностьпользователя такую как память, например, от самой сильной до самой слабой, определяя относительный уровень каждой способности.

И хотя некоторые пользователи имеют определенную идею о когнитивных способностях, которые хотят улучшить, их восприятие о необходимости улучшения является субъективным. Если пользователи могут сделать выбор, то обычно имеют тенденцию выбора работы над способностями, которые им проще всего выполнять.

И с другой стороны, есть пользователи, которые не имеют никакого знания в отношении данной темы. Посредством объективного научного анализа, когнитивная оценка освобождает пользователя от необходимости понять длинный список когнитивных способностей или угадать их когнитивных уровень посредством метода проб и ошибок.

Таким образом, пользователь может автоматизировать выбор программы оптимальной тренировки, специально для него, для получения максимальной эффективности от тренировок с самого начала.

Является реальностью

ITS™ (Система индивидуальной тренировки) — это запатентованная программа в режиме реального времени, продвинутое на технологическом уровне, которое управляет получаемым опытом каждого пользователя в течение тренировки.

Используя сложные алгоритмы данных, полученных от прохождения оценки, ITS™ подбирает программу индивидуальной тренировки, имеющую оптимальное равновесие между заданиями и уровнями их сложности для полного совпадения с когнитивным профилем пользователя, гарантируя, таким образом, когнитивное развитие каждого пользователя.

ITS™ гарантирует максимальную эффективность в процессе обучения, посредством постоянного наблюдения над производительностью пользователя и подбором для его уровня заданий в режиме текущего времени.

Индивидуальная тренировка – существующая реальность

ITS™ содержит установку двойного направления уровня сложности, в связи с этим уровень сложности упражнений увеличивается или уменьшается в зависимости от прогресса производительности пользователя.

Один из использованный факторов когнитивной оценки для определения когнитивного профиля пользователя состоит в сравнении с производительностью профилей других пользователей, имеющих демографическое сходство, используя для этого такие значения как возраст и пол.

То, что научно уполномочивает объективность оценки – это огромная база данных CogniFit, содержащая информацию, полученную от множества разных пользователей.

Этот комплект информации распределен по всем продуктам, содержащих упражнения для мозга CogniFit, позволяя, таким образом, составление статистических данных, которые помогают анализировать каждого пользователя и генерируют позитивную обратную связь.

Источник: https://www.cognifit.com/ru/cognitive-development

Ссылка на основную публикацию