Что такое анима и анимус в психологии

АНИМА, АНИМУС

от лат. anima – душа, animus – дух) – бессознательные представления, выступающие в образах женского начала в мужчине и мужского начала в женщине.

   Понятия Анимы и Анимуса были использованы К.Г. Юнгом (1875–1961) для характеристики вечных образов наследственного опыта женственности и мужественности, феминности и маскулинности.

Анима и Анимус – восходящие к древности, наследственно запечатленные в живой системе и передаваемые поколениями предков образы женщины и мужчины. Эти образы бессознательно проецируются (переносятся) на другого человека, лежат в основе увлеченности противоположным полом, способствуют возникновению чувств любви и ненависти.

Они являются архаическими формами тех психических явлений, которые в своей совокупности и целостности нередко называются душой.

   Согласно К.Г. Юнгу, образы Анимы и Анимуса локализованы внутри психической структуры: они живут и функционируют в филогенетически глубинном слое бессознательного. В фигурах Анимы и Анимуса находит свое выражение автономный характер того, что он назвал «коллективным бессознательным».

Анима и Анимус персонифицируют те элементы его, которые способны интегрироваться в сознание и в этом смысле представляют собой «функции, отфильтровывающие содержимое коллективного бессознательного и передающие его сознанию».

Будучи интегрированными, Анима становится Эросом, а Анимус – Логосом.

   К.Г. Юнг считал, что Анима и Анимус привносят в сознание дух неизвестных предков. Их способ функционирования – думать и чувствовать, познавать жизнь и мир, богов и человека.

Они существуют в мире, отличном от внешнего, где рождение и смерть индивида не идут в счет. Оба архетипа наделены фатальностью, иногда способной приводить к трагическим последствиям.

Их сущность настолько чужеродна и столь чужда современному человеку, что их вторжение в его сознание часто равнозначно психозу.

   В аналитической психологии К.Г. Юнга Анима и Анимус играют важную роль в понимании особенностей психологии мужчины и женщины. Анима представляет собой архетип (первоначальный образ) жизни и воспринимается мужчиной в качестве духа. Анимус является духовным образом женщины, но принимается ею за Эрос.

Анима – это соединение чувствований, влияющих на мужское миропонимание. Анимус – соединение спонтанных взглядов, оказывающих воздействие на эмоциональную жизнь женщины. Если Анима способствует созданию настроения, то Анимус ведет к возникновению мыслей. Если Анима, по выражению К.Г.

Юнга, – это иррациональное чувство, то Анимус – иррациональное суждение. По своей природе Анима эротически-эмоциональна, а Анимус – рассуждающе-критичен. С помощью Анимы мужчина пытается постичь природу женщины. Благодаря Анимусу женщина пытается понять мужчину. При этом следует иметь в виду, что, с точки зрения К.Г.

Юнга, женщина как бы имеет образ мужчин, в то время как мужчина – образ одной женщины.

   В своей основе Анима направлена на единение, а Анимус – на обособление. В реальной жизни образы Анимы и Анимуса могут способствовать установлению гармонических отношений между мужчиной и женщиной.

Но они могут вести и к конфликтам в силу искажений, связанных с тем, что Анима и Анимус являются персонифицированными комплексами, удерживающими человека в своей власти и порождающими чувства враждебности.

Оба образа олицетворяют собой бессознательное и могут выступать в качестве падшей женщины и недостойного мужчины, вызывая тем самым раздражение, порождая неустойчивое настроение и агрессивность. В качестве негативных образов Анима и Анимус часто появляются в сновидениях человека.

   Анима может выступать в качестве женского проявления в мужчине, а Анимус – в качестве мужского проявления в женщине. По словам К.Г. Юнга, нет мужчины, который был бы настолько мужественным, чтобы не иметь в себе ничего женского.

В этом смысле можно говорить о женственности мужчин и мужественности женщин. Но охваченной Анимусом женщине грозит опасность потерять свою женственность, точно так же как мужчина рискует феминизироваться, попав под влияние Анимы.

   Для ребенка в первые годы жизни Анима сливается с всесильной матерью, а Анимус – с могущественным отцом. С наступлением половой зрелости происходит идентификация (отождествление) с родителями. У мужчины появляется архетип женщины, у женщины – архетип мужчины.

Ранее скрытые под маской родительского образа Анима и Анимус обретают самостоятельное значение.

Вместе с тем бессознательное влияние родительских образов оказывается столь действенным, что оно нередко предопределяет последующий выбор любимого человека в качестве позитивной или негативной замены матери или отца.

   У мальчика эмоциональная связь с матерью может сохраниться на всю жизнь, предопределив его отношения с другими женщинами.

В форме материнского образа Анима может быть перенесена на конкретную женщину, в результате чего мужчина становится сентиментальным и завистливым или вспыльчивым и деспотичным.

Аналогичная картина может иметь место и у женщин, когда запечатленный с детства образ отца становится тем Анимусом, который бессознательно проецируется на других мужчин, предопределяя тем самым соответствующие отношения с ними.

Все это ведет к тому, что, представляя собой психологическую функцию, Анима и Анимус становятся автономными комплексами и не доходят до сознания человека. Чтобы выйти из-под их власти, необходимо, согласно К.Г. Юнгу, выявить их содержание и осознать те бессознательные процессы, которые разыгрываются в Аниме и Анимусе.

   В частности, важно понимание того, что когда Анима в достаточной степени укореняется в психике мужчины, то она как бы изнеживает его характер, делая его раздражительным, ревнивым, капризным, тщеславным. Идентификация с Анимой способна привести к гомосексуальности.

А длительная утрата Анимы ведет к потере жизненности и человечности, в результате чего происходит преждевременное оцепенение и закостенелость, проявляется фанатическая односторонность и своенравность, наблюдается неряшливость и безответственность, обнаруживается склонность к алкоголизму. Исходя из этого, задача аналитической терапии состоит в том, чтобы подрастающий мужчина обрел силы в освобождении «от аниматической заочарованности матерью», а у мужчины зрелого возраста должна быть по возможности восстановлена «связь с архетипической сферой переживаний».    

Источник: https://vocabulary.ru/termin/anima-animus.html

Анима и Анимус

ANIMA – бессознательная женская часть личности мужчины. ANIMA несет в себе закон Эроса и подчиняется ему, поэтому развитие мужской ANIMA обычно отражается в отношении мужчины к женщине.
ANIMUS – бессознательная мужская часть личности женщины. Он подчиняется закону ЛОГОСА.

ANIMA/ANIMUS – АРХЕТИПИЧЕСКАЯ фигура «образа души», она символизирует относящуюся к противоположному полу часть психики, и отражает как наше отношение к этому аспекту нашей души, так и переживание человеком всего того, что связано с противоположным полом.

«Подавление женских черт и наклонностей ведет к тому, что контрсексуальные потребности мужчины аккумулируются в бессознательном, вот почему мужчины выбирают для себя объект любви наилучшем образом соответствующий его собственной неосознанной женственности – т.е.

такую женщину, которая без колебания могла принять на себя ПРОЕКЦИЮ его души.

«Образ души» и МАСКА взаимно дополняют друг друга: чем сильнее МАСКА «отрезает» индивида от его естественной, инстинктивной жизни, тем более могущественным становится «образ души» (ANIMA или ANIMUS).

Пока эти аспекты бессознательного не интегрированы в сознание – все бессознательное мужчины остается преимущественно женским, а бессознательное женщины – мужским.

Так, например, чем сильнее в мужчине ощущается господство МАСКИ, тем глубже в ТЕНИ оказывается ANIMA.

ANIMA воплощает не только инстинктивные соблазны, но и руководящее мужчиной мудрое, светлое начало. Точно также ANIMUS – это не только самоуверенный враждебный «дьявол», но и творящее, производящее существо в форме «оплодотворяющего слова» (logos spermaticus)

И как полноценный мужчина дает жизнь своим творениям благодаря своей внутренней «женственности» — ANIMA, которая становится вдохновляющей его Музой, ANIMUS – внутренний мужской аспект женщины порождает семена творения, способные оплодотворить женский аспект мужчины. Так между полами возникают не только естественные отношения комплементарности на физическом уровне, но и на уровне таинственного потока образов, протекающего сквозь глубины их души. (из работ И. Якоби).

«Именно духовность мужчины освобождает его Аниму из оков грубой материи и , соответственно, позитивный Анимус развивает в женщине женственность». (Ривка Шерф Клюгер, «Царица Савская в Библии и легендах»)

Священный брак между небом и землей, трактуется как союз Луны и Солнца. Солнце отвечает за огненную активность и жизнь явленного мира, а Луна, в которой преобладающим является пассивный женский аспект, рассматривается как проводник к скрытым, не явленным феноменам жизни и природы. Будучи пассивным женским принципом, Луна дополняет активную, мужскую роль Солнца.

«Мифология луны – объективный урок женской психологии.

Луна со своей противоречивой натурой является в некотором смысле прототипом Индивидуации, прообразом Самости: она – «мать и невеста» солнца, носящая в воздухе «эмбрион», который солнце зачало в ее утробе… Это образ соответствует психологеме беременной Анимы, чьё дитя Самость…
В метафорических описаниях алхимиков ЛУНА – является, прежде всего, отражением бессознательной мужской женственности, но также и основой женской души, в том же смысле, в каком СОЛНЦЕ – основа мужской.

О Солнце, бесплодно ты без моей подмоги, Как петух без курицы зря сбивает ноги. Но и я, Луна, зову тебя, Солнце-кочет, Как курица ждет-квохчет, что петух потопчет. Впрямь глупцы, кого гордость разделить зазвала Естества детей, коих Естество связало.

(Михаил Майэр «Убегающая Аталанта», Эпиграмма XXX)

Лунарная Анима у мужчины, солярный Анимус у женщины – оказывают сильное воздействие на сознание.
Солнце персонифицирует женское бессознательное, но это отнюдь не дневное солнце, а соответствует скорее Sol Niger (темное Солнце).

Женское солнце – это слепой кот, который пытается ловить воображаемых летучих мышей. Мужчина способен познать свою Аниму только в проективной форме, это же справедливо и для женщины по отношению к ее темному солнцу…» (К.Г.

Юнг «Таинство воссоединения»)

«В наши дни, когда стала особенно ясно проявляться темная сторона патриархального мышления, появилась тенденция принижать патриархат и идеализировать матриархат.

Однако не следует забывать, что темная сторона матриархата – это хаос, бесформенная топь, жаждущая искупления, бесконечная череда смертей и рождений, из которой не могло бы ничего развиться, если бы не появился Дух.

Желанная цель, появляющаяся в мифах, легендах и снах, — это не материнский мир и не отцовский мир, это coniunctio женского и мужского начал».
(Луиджи Зойя, «Созидание души»)

Одна из задач Героя (Эго) заключается в освобождении фемининного (женского) в качестве независимого «Ты» от доминирования матери.

Вариации этой констелляции часто имеют магический, сверхчеловеческий, элементарный характер, и фемининная фигура появляется как нимфа, женщина-змея, кентавр женского пола или принцесса, удерживаемая драконом, которую герой должен освободить.

В любом случае, нормальной задачей героического Эго является спасение фемининного от материнского доминирования. И не имеет значения, остается ли фемининное идентичным матери в первичных отношениях и поэтому неспособным выступать в роли партнера, или мужская Анима все еще находится во власти материнского образа, так что мужчина не способен устанавливать истинные отношения с женщиной.

В обоих случаях и Анима, и фемининное в его трансформативном аспекте должны быть освобождены от матери и ее препятствующего прогрессу элементарного аспекта.

Это спасение и освобождение является необходимым условием для иерогамуса с женщиной – счастливой свадьбы между «Я» и «Ты» в качестве «Не-Я».

Эта связь является сакральной, потому что создает для обоих партнеров истинную основу для саморазвития, в котором противоположности могут удерживаться и полностью раскрываться.

Итак, освобождение АНИМЫ предполагает сражение с драконом, которого ЭГО также будет бояться.

Этот еще один важный страх фемининного, проявляющийся после страха матери, — страх АНИМЫ, страх трансформации, заставляющей мужчину освободить АНИМУ из плена дракона и столкнуться с независимой инаковостью фемининного.

Во всех случаях, где мужское развитие остается инфантильным из-за материнской фиксации и не достигает «воинственности», необходимой для развития героического эго, всякое требование трансформации и требование развития по направлению к непознанному, прочь от ситуации безопасности, наталкивается на тревоги и защитные механизмы.

АНИМА подталкивает мужчину к приключениям и покорению новых территорий.

Но в своей негативной стороне из-за нарушающего покой вдохновения и анимации она также связана с иллюзиями, заблуждениями и безумием, и поэтому представляет опасность.

Так же, как не существует героизма без преодоления опасностей, мужское развитие невозможно без погружения в неизбежные опасности, вызванные трансформацией.

Осознание АНИМЫ и «освобождение» от нее – необходимый шаг к целостности индивидуума, при этом требования культурного канона могут вступить в противоречия с ИНДИВИДАУЦИЕЙ.
(Эрик Нойман)

«С точки зрения развития Анимуса, союз с Анимусом вызывает решающее изменение: позитивный Анимус (символическое значение сына) отделяется от женской части психики и начинает править, а женщина отделяется от него. Подтверждением тому служит явление, часто встречающееся в современной женской психологии.

Если женщина освобождается от одержимости Анимусом, если она, вместо того, чтобы им быть, соединяется с ним, она осознает свои мужские черты, принимает и развивает свою маскулинность, она вместе с тем становится более женственной, поскольку признанный Анимус больше не подавляет, не извращает и не уничтожает ее женственность.

[У современных амазонок] Анимус не связан с женскими чувствами, а функционирует как автономный мужчина, тогда как женственность остается на животном уровне.

В таком случае психологическая девственность становится защитой от женственности, от осознания себя женщиной (вспомним, что библейский термин «познать» обозначает любовные объятия).

В современной жизни эта негативная девственность может поддерживаться с помощью бесчисленных сексуальных связей… В других случаях такие женщины сознательно или бессознательно стремятся вернуть себе женственность, но, не будучи способны к женскому подчинению, создают такие условия, в которых мужчина заставляет их подчиниться.

Мужчине следует разрушить стену, которую такие женщины возводят вокруг личностного, эротического царства. Таким образом, иногда мужчине приходится использовать хитрость, чтобы победить в женщине «мужчину», чтобы обратиться непосредственно к ней…»
(эссе Ривка Шерф Клюгер, «Царица Савская в Библии и легендах»)

Источник: http://mozharov.com/anima-i-animus/

Анима

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Анима, анимус (от лат. anima — душа и animus — дух) — понятия аналитической психологии К.Г. Юнга, посредством которых он обозначал наследуемые бессознательные, архетипические (см. Архетип) многосторонние психические образы и формы души, представляющие женский архетип в психике мужчины (анима) и мужской архетип в психике женщины (анимус).

По К.Г. Юнгу, как индивидуальные образы, А. действуют в соответствии с доминантным психическим принципом женской или мужской природы и обладают личностным характером.

Анима является строго очерченной фигурой с ярко выраженными эротически-эмоциональными проявлениями и выражает бессознательный «образ женщины», а анимус являет собой неопределенно-многоформенное образование «рассудительного» типа и выражает бессознательный «образ мужчины».

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Анима (лат. anima – душа)

  1. исходное значение – душа;
  2. в ранних работах К.Юнга – внутренняя сущность личности, тот её аспект, который тесно связан с бессознательным;
  3. в поздних работах К.Юнга – женский архетип (см.), который противопоставлялся мужскому архетипу – анимусу.

Доказывая, что все люди обязательно бисексуальны, К.Юнг считал, что оба архетипа в равной степени представлены у обоих полов.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Анима

  1. Исходное значение – душа.
  2. В ранних трудах К.Г. Юнга: внутренняя сущность личности, тот аспект души, который тесно связан с бессознательным личности. Ср. его с использованием термина персона.
  3. В более поздних работах К.Г. Юнга: женский архетип, который противопоставлялся мужскому архетипу – анимусу.

Доказывая, что все люди обязательно бисексуальны, Юнг считал, что оба компонента представлены у обоих полов.

предметная область термина

АНИМА и АНИМУС — это персонификация женского начала в бессознательном мужчины и мужского начала в бессознательном женщины. Эта психическая двуполость основана на том биологическом факте, что решающую роль при определении мужского ( женского ) пола играет количественное преобладание мужских ( женских ) генов.

Количественно меньшая доля генов противоположного пола формирует характерные черты противоположного пола, которые вследствие своей слабости обычно остаются неосознаваемыми. К. Г.

Юнг писал:»Издревле каждый мужчина носит в себе образ женщины, образ не данной определенной женщины, а какой-то определенной женщины.

Этот образ по своей сути является наследственным материалом, берущим свое начало в древних эпохах и укоренившимся в живой системе, «типом» ( «архетипом» ) всего опыта, накопленного по женской линии предков, воплощение всех женских впечатлений, унаследованной психологической системой приспособления…

То же самое можно сказать и о женщине: и ей присущ врожденный образ мужчины. Опыт показывает, что в данном случае правильнее было бы говорить об образе мужчин, в то время как у межчины речь идет об образе женщины.

Поскольку этот образ неосознаваем, он всегда бессознательно проецируется на любимого человека и является одной из основных причин болезненной привязанности или ее противоположности.

» ( Из работы «Психологические взаимоотношения в браке» ) «Естественная функция Анимуса (как и Анимы) заключается в установлении взаимосвязей между индивидуальным сознанием и коллективным бессознательным. В этом смысле Персона (см. ниже) представляет собой сферу между Я-сознанием и объектами внешнего мира.

Анимус и Анима должны функционировать как мосты или ворота, ведущие к образам коллективного бессознательного, тогда как Персона представляет собой своего рода мост во внешний мир.» ( Из неопубликованного доклада, прочитанного К. Г. Юнгом в январе 1925 г.

) Все архетипные манифестации, в том числе Анимус и Анима, имеют свои негативный и позитивный, примитивный и дифференцированный аспекты. К. Г.

Юнг пишет:»В своей первоначальной бессознательной форме Анимус является спонтанным и непреднамеренным мнением, которое оказывает главенствующее влияние на сферу чувств, Анима же, наоборот, является чувственным образованием, оказывающим влияние или дисторсию на рассудок ( «Она вскружила ему голову» ). Поэтому Анимус проецируется преимущественно на «духовные» авторитеты или на прочих «героев» ( включая певцов, «деятелей искусства» и спортивных звезд ). Анима охотнее использует бессознательное, пустое, фригидное, беспомощное, бессвязное, темное и многозначное в женщине… Душа, присоединяясь в процессе индивидуации ( см. ниже ) к Я-сознанию приобретает у мужчин женские признаки, а у женщин — мужские. Его Анима стремится соединять и объединять, ее Анимус хочет различать и постигать.

Это — резкое противоречие… В реальности сознания оно означает возникновение конфликтоной ситуации, даже если сознательные взаимоотношения обоих индивидуумов гармоничны.» ( Из работы «Психология переноса» ). «Анима — архетип жизни…

Ведь жизнь является мужчине через Аниму, хотя он и считает, что это происходит благодаря разуму ( intellectus ). Он совершенствует свою жизнь с помощью разума, но жизнь живет в нем посредством Анимы.

А таинственность Женщины заключается в том, что жизнь является ей через духовный образ Анимуса, хотя она полагает, что это заслуга Эроса, дающего ей жизнь.

Она совершенствует свою жизнь и просто живет с помощью Эроса, но реальная жизнь, в которой она может оказаться и жертвой, приходит к своей вершине через рассудок ( ratio ), который воплощается в Анимусе» ( Из неопубликованного доклада о книге Нитцше «Так говорил Заратаустра» в 1937 г. )

АНИМУС и АНИМА — словообразование. Происходит от лат. anima — душа. Автор. К.Г.Юнг. Категория. Архетипы. Специфика. Представляют собой архетипические образы, в которых запечатлен многовековой опыт предков (по преимуществу в аспекте пола).

Анимус — исходно, собрание отцов, являющихся авторитетами, мнения которых неоспоримы, это — мужская часть души, связанная с категорическими мнениями. Анима — женская часть души, связанная с настроениями.

При этом одна из этих душ обращена вовне, другая — вовнутрь.

Возможны ситуации, когда в психической организации женщины доминирующей является мужская душа, что выражается в ее особо жестких и хладнокровных суждениях, в чрезмерной принципиальности. Часто возникают и обратные ситуации, когда мужчина носит в себе женскую душу.

Принадлежа к сфере бессознательного эти стороны души достаточно примитивны и недифференцированны, но вместе с тем в них заложен источник творческой силы. Литература. Jung C.G. Anima and Animus. N.Y.: Spring Magazine, 1957; Binswanger H. Positive Aspects of the Animus. N.Y.

: Spring Magazine, 1963; Hillman J. Anima. N.Y.: Spring Magazine, 1973

АНИМА, АНИМУС (anima, animus) — Юнгианские термины, обозначающие бессознательный женский образ у мужчин и бессознательный мужской образ у женщин.

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Источник: http://www.persev.ru/anima

Главные архетипы психики : Анимус

В прошлый раз мы познакомились с Анимой – духовным центром каждого мужчины, — и узнали, как может повлиять на жизнь этот базовый архетип. Пришло время поговорить о второй его половине – Анимусе, как назвал «сердцевину» женского бессознательного Карл Густав Юнг. Психолог предупреждает, что это невидимое существо не менее коварное и порой даже более опасное…

Как Анимус проявляет себя?

Итак, если у мужчин Анима управляет чувствами, то её близнец Анимус в женщинах руководит проницательностью, самопознанием и способностью взвешивать обстоятельства.

Нельзя сказать в прямом смысле, что Анимус – это полноценная «мужская половина» женщины, поскольку архетип является лишь психическим отпечатком других мужчин в психике.

Этот отпечаток не имеет возможности изменяться или развиваться по своему усмотрению, как это происходит у мужчин, а его влияние не подчиняется разуму. Точно так же присутствие Анимы в норме не делает мужчин женоподобными, а лишь позволяет приспосабливаться к своему «типу» женщин.

Анимус формируется у девочек в раннем детстве – как в ходе контактов с мужчинами, так и под влиянием идей, общественной морали и т.д. Так что если Анима была обобщённым, но всё же единым образом женщины, то Анимус является скорее «собирательной персоной» из многих источников.

Поэтому-то мужчины чувствуют, влюбляются, впадают в полное отчаяние и даже лишают себя жизни из-за несчастной любви, а женщины — пусть даже бессознательно – рассуждают, оценивают перспективы и сравнивают кандидатов. Читая Юнга, невольно задаёшься вопросом: кто же на самом деле «слабый пол»? И кто, простите, рождён быть «пушечным мясом» Купидона?..

У каждой женщины складывается свой «образец» мужчины: бодрый отец многодетного семейства, недоступный интеллигент с книгой, всеобщий герой и любимец, очаровательный подлец с колючим подбородком и т.д. Впоследствии Анимус проецируется на других мужчин, и в случае совпадения возникает симпатия к определённому человеку.

Однако воображение склонно дорисовывать недостающие детали, а мужчина в действительности может соответствовать «эталону» лишь отчасти – так что разочарование практически неизбежно.

«Годные для проекции Анимуса мужчины — это либо живые копии Господа Бога, знающие правильные ответы на все вопросы, либо непризнанные реформаторы, имеющие в своем распоряжении запас ходовых слов…» — с явной грустинкой и сарказмом пишет Юнг. Впрочем, это не означает, что разочарование обязательно приведёт к краху отношений – просто их придётся заново перекраивать.

Тёмная сторона Луны

Безнаказанный мужской сексизм и ранние «цветочки» феминизма – таким был мир во времена Карла Густава. С одной стороны, нужно учитывать дух эпохи, но с другой… сможет ли кто-то опровергнуть следующие мнения основателя аналитической психологии? Давайте попробуем разобраться, не навлекая на себя гнев прекрасной половины читателей.«Если Анима производит настроения, то Анимус – мнения.

И как настроения мужчины появляются на свет из темных глубин, так и мнения женщин основываются на столь же бессознательных, априорных предпосылках. Мнения Анимуса очень часто имеют характер солидных убеждений, поколебать которые нелегко, или принципов, которые якобы неприкосновенно общеобязательны.

В действительности же эти мнения берутся уже законченными и готовыми, и женщине даже в голову не приходит сомневаться в них», — считает Юнг. Что ж, «я вам не скажу за всю Одессу – вся Одесса очень велика», но… когда годами выполняешь роль «жилетки» для знакомых барышень, такое мнение иногда напрашивается как-то само собой.

И всё же, вопреки личным наблюдениям, хочется верить, что это справедливо не для всех женщин.

Слабый или недоразвитый Анимус не принесёт ничего хорошего: в случае пренебрежения им женщина становится доверчивой к устойчивым общественным убеждениям и магическому мышлению.

Негативный Анимус, подобно Аниме, может представлять реального мужчину в неверном свете, заставляя женщину ревновать, искать улики — и не верить даже не смотря на их отсутствие. При этом Фурия сама не может объяснить, почему она так уверена в наличие «любовного треугольника».

Идентификация с Анимусом – то есть отказ от других составных частей своего «Я» и отождествление себя с бессознательным архетипом — делает женщину бессмысленно упрямой, самоуверенной, догматичной, фанатичной, негибкой, любящей спорить, раздавать указания и считающей, что она всегда и во всём права (особенно в случае, когда мужчина слишком мягок с избранницей). Это делает её не только совсем не женственной, но порой даже физически фригидной. Поэтому для мужчины так важно выражать свои мужские позиции в семье.

«Как женщине часто бывают понятными вещи, до которых мужчине еще долго брести в потемках, так же, естественным образом, и у мужчин есть сферы опыта, которые мало интересуют женщину – обширные области торговли, политики, техники… Личностные отношения, как правило, для нее важнее и интереснее. Она обладает детально разработанной их осознанностью, бесконечная нюансировка которых от мужчин, как правило, ускользает», — говорит Юнг о дамах своего времени. И хотя сегодня многие бизнес-леди занимаются коммерцией и наукой, а многие мужчины – дизайном или флористикой… Всё же мужчины по-прежнему как огня боятся фразы «милый, нам нужно поговорить», а женщины всё ещё зевают, слушая подробный рассказ о починке карбюратора или состоянии биржи. Но что, если Анимус начинает «перевешивать», лишая женщину возможности строить отношения – в чём она обычно мастерица?Юнг считает, что у интеллектуальных женщин доминирующий Анимус может проявляться ещё и в форме склонности к аргументированию и запутанным рассуждениям, которые могли бы быть критичными – однако чаще всего зацикливаются на неважных мелочах и от этого теряют глубинный смысл. Вероятно, стоит вспомнить простой эволюционный факт: мужчины привыкли мыслить в масштабе, а женщины совершенствовали детали, как бы придавая тонкую «огранку» идеям-булыжникам. Выходит, если гармония мужского и женского в человеке нарушена, это не может не повлиять не результат?..

«Такие психические изменения пола зиждутся исключительно на том, что функция, относящаяся к внутреннему миру, оборачивается наружу», — поясняет Юнг.

Психолог убеждён, что до тех пор, пока человек не научится отличать себя самого от влияния Анимы, Анимуса, Эго, Маски-персоны и других «персонифицированных комплексов», их даже можно рассматривать не как психические функции, а как относительно самостоятельные личности.

Вот почему «одержимая» Анимусом женщина производит такое впечатление, будто она стала вообще другим человеком. К счастью, с помощью опытного психоаналитика всё же можно «сместить полюса» обратно на свои места – да и попытка ведь не пытка.

Опубликовал здесь

Источник: https://my19edwin.livejournal.com/156129.html

Барбара Ханна. Процесс индивидуации в «Эоне». Глава 3. Сизигия: Анимус и Анима

Барбара Ханна.

Процесс индивидуации в «Эоне».

Глава 3.

Сизигия: Анимус и Анима.

Продолжим, эта глава снова содержит одно из наиболее ясных описаний Анимуса и Анимы, которые Юнг когда-либо давал.

В начале рассматривается комплекс матери, который настолько важен, что я перевела этот материал сразу же после его выхода на немецком языке и предоставила его всем «пожирающим» матерям и «съеденным» сыновьям, которые работали со мной.

Как женщина я выразилась таким образом, но Юнг ясно дает понять, что в данном случае вина раномерно разделена между обеими сторонами.

Мать всегда стремится обернуть сына в вату и сыну всегда напоминается обо всем, что мать может для него сделать, поэтому он не способен продолжать прилагать усилия к завоеванию сопротивляющегося мира, и возвращается к надеждам, что все что он хочет, будет дано ему, как в ранние дни его жизни, матерью. Ни один из них не хочет продолжения такой ситуации отношениях, но слишком часто они оба непонятным для себя образом оказываются захвачены в плен восхищения иерогамией, древним священным образом брака между матерью и сыном (20ff).

Проекция анимы на образ матери может быть устранена мужчиной только если он сможет осознать, что образ в его психе не идентичен образу матери, но также включает образы сестры, любимой женищины, дочери и даже, выходя за круг привычных смертных фигур, образы небесной богини или хтонической Баубо.

Этот образ анимы представляет собой верность, которая в жизни зачастую не дает мужчине оставаться рядом с одной и той же женщиной, чаще всего матерью, сталкивая его таким образом с самыми страшными парадоксами в его жизни, и она таким образом является фактором, который только вследствие своей огромной опасности, может поднять на поверхность все, что таится внутри него.

Она требует от мужчины огромных усилий, но если он найдет их в себе, она будет только способствовать ему (пар. 24).

Юнг говорит, что при обсуждении Анимы он целенаправленно использует драматический и мифологический язык, так как она не поддается рациональному научному языку.

Мы часто пытаемся опрвергнуть её существование, это верно, но только чтобы понять или сделать очевидным для нашего окружения, что мы попали ей в руки, что она захватила нас сзади, в то время когда мы пытались окончательно доказать, что она является не более чем теоретической выкладкой (пар. 25).

Анима — не измышление сознания, но спонтанный продукт бессознательного, ужасающе автономный, и скомпенсированный в женской психологии образом Анимуса. Так же как мать является первой носительницей данного архетипа в мужчине, аналогичным образом отец становится первым носителем данного архетипа у женщин. Анимус соотносится с отцовским логосом, точно также как Анима с материнским эросом.

Так же как эрос менее развит в мужчинах чем логос, так и логос кажется не более чем досадной ошибкой в женщинах, чья истинная сущность проявляется в отношениях. Он почти целиком состоит из мнений, а не из размышлений, что приводит к полному непомниманию со стороны окружающих.

Анимус ужасный спорщик, поэтому здравомысялщий мужчина может быть доведен до полного отчаяния и может превратиться в Анимуса собственной Анимы и спорить как женщина. Нельзя сказать, что единственным источником подобных ситуаций является Анимус; мужчина абсолютно также может стать раздаржителем благодаря капризам, личному тщеславию или раздражительности его Анимы.

Анимус вызывает в Аниме и наоборот или влюбленность друг в друга (особый вид любви с первого взгляда), или же бесконечные и бесплодные споры (пар.26ff).

Как в позитивном, так и в негативном аспектах отношения предопределяются вреаждебностью взаимоотношений Анимуса-Анимы, они развиваются сами по себе, а в результате люди никак не могут понять, что же произошло. Просто сознание было подчинено мощному суггестивному влиянию архетипа (пар. 34) .

Как было сказано ранее, гораздо проще понять и проникнуть в Тень, нежели в Анимус и Аниму.

Все наше воспитание говорит о том, что мы не стопроцентное чистое золото, но не существует подобного воспитания в отношении Анимуса и Анимы, и мы так привыкли к мужчинам выказывающим иррациональные капризы и женщинам устанавливающим иррациональные мнения, что мы даже сомневаемся стоит ли вмешиваться столь глубоко в наше естество, пробуждая вещи которым было бы лучше крепко спать, пытаясь осознать их (пар. 35).

Когда мы признаем, что проекции, вызванные Анимусом или Анимой, должны быть разрушены, для того чтобы мы смогли увидеть реальность такой как она есть, мы становимся на новый путь, а моральные и интеллектуальные усилия, которые нам придется приложить, чтобы преодолеть проекции, поистине огромны. Наивное детское суждение о том, что «мы знаем о чем мы думаем», должно быть отброшено полностью, и мы должны вступить в новый мир психологического эксперимента (пар. 39).

Автономия коллективного бессознательного проявляется через образы Анимуса и Анимы.

Если существует гармония между сознанием и бессознательным, они подобны двум взаимосвязанным функциям, но напряжение между сознанием и бессознательным мгновенно персонифицирует их и они ведут себя как абсолютно автономные фигуры или даже как демоны.

И мы не должны никогда забывать, что несмотря на то что их эффекты и содержание могут быть осознаны, они сами остаются факторами выходящими за рамки сознания, архетипами, которые никогда не могут быть интегированы или подчинены воле человека. Они всегда остаются автономными факторами, с которыми мы должны считаться.

Мы никогда не сможем справиться с нашим бессознательным, приручить его раз и навсегда, но если бы даже и могли, то превратились бы в однобоких монстров. Мы можем, конечно, нацчиться жить с Анимусом и Анимой, поощрять их на борьбу с узостью нашего сознания, но мы никогда не сможем устранить их (пар. 40).

Они по-настоящему, как говорит Юнг, довольно буквально назывались отцом и матерью всех драматических и даже катастрофических запутанностей судьбы и довольно долго воспринимались как таковые, как божественная пара, в которой он в связи с его природой логоса, отождествлялся с пневмой, nous (греч.

Разум) или Гермесом, она же в связи с её природой эроса, отождествлялась с Афродитой, Селеной, Персефоной и Гекатой.

Древние, осознавая их истинную природу довольно верно, называли их богами, и мы всё лучше понимаем, что их сила увеличивается в той степени в которой она остается бессознательной, точно также, как может широко распространиться эпидемия тифа, пока не обнаружен её источник.

И хотя древние греки представляли их более гибко, Анимус и Анима присутствуют и в христианстве, фактически занимая самое высокое положение Христа и его невесты — церкви. Такие пораллели помогают нам осознать огромное вляиние, которое имеют эти две фигуры, дополняя нашу сознательную жизнь (пар. 41).

Тень должна быть осознана прежде, чем мы увидим Анимуса и Аниму.

Так же как тень осознается через отношения с партнером, точно так же и анимус, и анима нуждаются в отнешениях с партнером противополжного пола, и только через призму таких отношений мы увидим или ощутим их влияние.

Это приводит нас к триаде, четвертым недостающим элементом которой у мужчины является мудрый старец, а у женщины — хтоническая мать, и это подводит нас к следующей главе о Самости (пар. 42)

Перевод Александр Петренко

Источник: https://castalia.ru/posledovateli-yunga-perevody/1902-barbara-hanna-protsess-individuatsii-v-eone-glava-3-sizigiya-animus-i-anima.html

Анима/Анимус

anqellika

Анима и анимус – субъективные личности. Которые представляют более глубокий уровень бессознательного, чем Тень.

Они выявляют свойства души и ведут в сферу коллективного бессознательного.
Для мужчин анима – это внутренняя феминная фигура; для женщин анимус – внутренняя маскулинная фигура.

Подобно Тени внутренняя структура анима/анимус , представляет собой личности внутри психики, не соответствующую самопрезентации и самоидентификации, которые принадлежат Персоне. В то же время она отличается от Тени, ибо не принадлежит Эго настолько, насколько ему принадлежит Тень: она более иначе, чем Тень.

Если различие между Персоной и Тенью строится по принципу «хороший – плохой» — плюс и минус, позитивные и негативные аспекты Эго, то различие между Эго и анимой/анимусом характеризуется полярностью женского и мужского.

Анима/анимус является психической структурой, которая:а) дополнительна к Персоне

б) связывает Эго с самыми глубокими слоями души, а именно – с образом и переживанием Самости.

Анима/анимус – также, как и Персона, функциональный комплекс, но сосредоточенный к на адаптации к внутреннему миру.

«Естественная функция анимуса (а также анимы) – это сохранять свою позицию между индивидуальным сознанием и коллективным бессознательным; точно так же, как Персона – своего рода прослойка между эго-сознанием и объектами внешнего мира. Анимус и Анима должны функционировать, как мост или дверь, ведущая к образам коллективного бессознательного, как Персона должна быть чем-то вроде моста, связывающего с миром».

Другими словами, анима/анимус позволяет Эго входить внутрь и переживать глубины души.

«Персона исключительно озабочена отношением к объектам», в то время как анима/анимус сконцентрирован(а) на отношении Эго к субъекту. «Субъект» здесь – прежде всего мир бессознательного, не Эго. Это субъективная сторона души, ее основа, ее внутреннее пространство.

Достаточно просто наблюдать отношение людей к другим, но, чтобы увидеть, как люди относятся к себе, нам потребуется большая проницательность.

Каково их отношение к внутреннему миру? Является оно принимающим и теплым (какой может быть Персона), или жестоким и придирчивы?Многие щедрые люди – внутри свои худшие враги, свои собственные злейшие судьи и жесточайшие критики, но это скрыто за очаровательной и дружелюбной Персоной.

Или человек может быть чрезвычайно критичен по отношению к другим, но относиться к собственной внутренней жизни с сентиментальным потаканием.Нужно хорошо знать человека, чтобы понять его истинное отношение к себе. Принимают ли они себя всерьез? Относятся ли они к себе, как к детям?

То, что они в действительности чувствуют по отношению к своему внутреннему Я, характеризует отношение их анимы или анимуса.

Анима/анимус – это отношение, которое управляет нашими взаимоотношениями с внутренним миром бессознательного: воображением, субъективными впечатлениями, идеями, настроениями и эмоциями.

Анима есть внутреннее женское начало мужчины, а анимус есть внутреннее мужское начало женщины.

Как психическая структура анима/анимус – это инструмент, с помощью которого мужчины и женщины вступают в контакт и приспосабливаются к более глубоким слоям своей психической природы.

Подобно тому как Персона направлена на социальный мир и помогает осуществлять необходимую внешнюю адаптацию, так и анима/анимус обращены к внутреннему миру души и помогают человеку адаптироваться к требованиям и потребностям интуитивных мыслей, чувств, образов и эмоций, которые противостоят Эго.

Например, о мужчине, который часто поддается плохому настроению, можно сказать, что у него проблема в анимой. Он под влиянием негативной анимы. Она вместо того, чтобы помогать справиться с эмоциями, излучает настроение, которое просачивается подобно газу, в сознание Эго и несет в себе множество сырых и недифференцированных эффектов.

Его анима мало развита, поэтому она не помогает ему справлять с охватившим его настроением, а еще глубже втягивает в это настроение. Анима скорее ошеломляет его, чем помогает.

Подобным образом женщина, имеющая «проблему, связанную с анимусом», также переполнена бессознательным, обычно эмоционально заряженными мыслями и мнениями, которые контролируют ее больше, чем она контролирует их. Часто они опасны для ее отношений, потому что людям, окружающим такую женщину, приходится строить вокруг себя защитные стены, когда они рядом с ней.

Они чувствую себя в ее присутствии дискомфортно, и у них возникает желание защищаться. Как бы сильно она ни старалась быть восприимчивой и теплой, ей это не удается, потому что ее Эго подвержено вторжениям разрушительной энергии, которые превращают ее в кого угодно, но только не в доброго и нежного человека, каким она хотела бы быть.

Наоборот, она резка и охвачена бессознательной борьбой за власть и контроль.

В большинстве случаев, мужчины, охваченные анимой, имеют тенденцию уходить в чувство обиды; женщины, охваченные анимусом, стремятся нападать.

В любом случае, каким бы ни было содержание такой «одержимости», внутренний мир бессознательного контролируется недостаточно и эмоциональная, иррациональная вынужденность беспокоит и искажает нормальные отношения с другими людьми и с миром в целом.

Одержимость анимой/анимусом широко распахивает ворота бессознательного и впускает практически все то, что обладает достаточной энергией, чтобы проникнуть в них. Человека охватывают настроения и прихоти. Контроль импульсов минимален. Мысли и аффекты не удерживаются.

Это, безусловно, и проблема Эго – симптом неразвитого Эго и проблема слишком слабой развитой структуры анимы/анимуса.

В таких случаях мужчины обычно ищут женщину, которая помогала бы им управлять своими эмоциями, а женщины обычно ищут мужчину, который может воспринимать их вдохновенные мысли и что-нибудь с ними делать. Таким образом, другие люди включаются в игру отношений Эго и анимы/анимуса.

Продолжение следует.

По книге Мюррея Стайна «Юнговская карта души. Введение в аналитическую психологию».

Эго.

Источник: https://anqellika.livejournal.com/404353.html

Ссылка на основную публикацию