Что такое агглютинация в психологии

Агглютинация в психологии

Понятие агглютинации встречается не только в гематологии. Реакция агглютинации — склеивание частичек крови под воздействием внешних воздействий, которые в повседневной жизни сами по себе не склеиваются. Данное явление довольно распространено в природе в целом и в человеческой природе в частности.

Воображение обладает активной внутренней природой. Стимуляторами этого процесса человека являются жизненная необходимость и различные мотивы. Осуществление стимуляции воображения происходит при помощи использования человеком психических действий, которые именуются созданием образов. К таким приемам и относится агглютинация.

Что касается агглютинации в психологии, или второе название комбинирование — прием, при котором происходит создание воображаемого образа при помощи объединения от исходных существующих в реальности объектов или их элементов в единое целое. Путем применения комбинирования созданы большинство сказочных образов, среди которых русалки, избушки на курьих ножках, кентавры и т.п.

Агглютинация в психологии: понятие, причины

Агглютинация в психологии представляет собой понятие характеризующееся явлением сплавления в единое целое различных мыслей, слов или их частей.

Это явление наблюдается при выявлении у человека шизофрении или же при выявлении очаговых корковых нарушениях функций речи.

Преобразование реальных объектов и самой реальности в воображении не является произвольным изменением, этот процесс имеет определенные пути, отображающиеся в способах, используемых при осуществлении преобразования.

Один из приемов — комбинирование, оно является достаточно распространенным приемом изменения человеческим воображением реальности. Он применим в научной деятельности, худтворчестве, техизобретательстве.

Например, Л.Н. Толстой не скрывал что при создании образа Н. Ростовой — героини романа «Война и мир», одни элементы черт героини он взял от жены, а иные у родной сестры жены.

Смешав их, и создав единое целое, он получил образ героини романа.

Агглютинация не представляет собой случайный выбор, а является подбором целенаправленным заранее продуманных черт. Писатель осуществляет его осознанно, при этом им руководит идея, замысел или композиция произведения.

Иногда тенденция, которая определяет и регулирует новые сочетания элементов человеческого воображения, начинает работать неосознанно, но всегда присутствует и заключена в мотивах, которые определяют непосредственно воображение человека.

Сторонники атомистической концепции склоняются к тому, что комбинирование является единственным приемом, который преобразует деятельность человеческого воображения. Согласно этой концепции само комбинирование сведено к лишь новым сочетаниям и перегруппировкам элементов.

Несомненным является тот факт, что для использования такого приема как агглютинация человеческим воображением ему требуется определенный опыт.

Именно наличие опыта является той стартовой площадкой, которая позволяет использовать комбинирование в качестве приема для создания образов.

По этой причине можно утверждать, что чем богаче жизненный опыт, тем богаче человеческое воображение этого индивидуума.

Но признание такой зависимости человеческого воображения от наличия опыта не должно приводить к тому, что комбинирование признается только, как прием, определяющий только перемещение и перегруппировки различных элементов. Такой подход большим количеством психологов считается ошибочным.

При таком подходе агглютинация в психологии воспринимается как чисто механическое явление, приводящее к процессу перегруппировки уже известных и неизменных признаков.

Дело в том, что восприятие человеком действительности не заключается в понимании неизменных агрегатов. Все элементы реальности, которыми пользуется человеческое воображение, подвержены изменению и непостоянству и эти изменения являются многоликими и разнообразными.

Агглютинация в психологии является лишь тем механизмом, который позволяет подчинить воображение какой-то тенденции, которая определяет весь спектр комбинируемых признаков и придает им смысл.

Источник: http://hematologiya.ru/world-news/agglyutinaciya-v-psikhologii.htm

агглютинация — это… Что такое агглютинация?

  • АГГЛЮТИНАЦИЯ — (лат. agglutinatio, от agglutinare склеивать), 1) соединение сопредельных частей тела, разделенных случайно вследствие раны; это составляет первый период заживания ран. 2) способ образования слов в некоторых языках путем сливания в одно целое… …   Словарь иностранных слов русского языка
  • АГГЛЮТИНАЦИЯ — АГГЛЮТИНАЦИЯ, выпадение в осадок бактерий или других клеточных элементов при воздействии на них сыворотки невосприимчивого (иммунного) к ним животного. Свойство сыворотки вызывать агглютинацию объясняется по теории Эрлиха (см. Иммунитет)… …   Большая медицинская энциклопедия
  • агглютинация — явление слипания клеток микроорганизмов в жидкой культуре с образованием комков, хлопьев под воздействием специфичных для них антител агглютининов (иммуноглобулинов классов G и М), входящих в состав сывороток. (Источник: «Микробиология: словарь… …   Словарь микробиологии
  • агглютинация — присоединение, склеивание, агглютинирование Словарь русских синонимов. агглютинация сущ., кол во синонимов: 4 • агглютинирование (1) • …   Словарь синонимов
  • Агглютинация — (лат. «приклеиванье»). Образование слов с помощью аффиксов (см.) без изменения основ. См. Морфологическая классификация яз. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2 х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина …   Литературная энциклопедия
  • агглютинация — и, ж. agglutination f.

Источник: https://psychology.academic.ru/21/%D0%B0%D0%B3%D0%B3%D0%BB%D1%8E%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

АГГЛЮТИНАЦИЯ

1. В лингвистике — слияние различных слов в одно с сокращением их морфологической структуры, но сохранением первоначального смысла. 2. В психологии — одна из существенных характеристик слов, используемых в речи внутренней. 3.

Один из способов создания образов воображения. В одном образе соединяются любые качества, свойства, части. Результатом может стать весьма причудливый образ, порой далекий от реальности.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.

: Харвест, 1998 г

лат. agglutinatio — склеивание). Сплавление в одно целое фрагментов различных мыслей, слов. Наблюдается при шизофрении (в частности, является одним из механизмов образования неологизмов) и при очаговых корковых нарушениях речи (приводит к образованию парафазии типа контаминации).

Син.: контаминация.

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г

agglutination), СРАЩЕНИЕ (clumping) — процесс слипания таких микрочастиц, как эритроциты или взвешенные бактерии под действием сывороточных антител, называемых агглютининами (agglutinins), с образованием видимых скоплений. Любое вещество, индуцирующее образование агглютинина, называется агглютиногеном (agglutinogen). Агглютинация представляет собой специфическую реакцию; сыворотка крови, содержащая различные агглютинины, помогает в лабораторных условиях идентифицировать большое количество неизвестных бактерий. При смешивании различных групп крови происходящая агглютинация связана с тем, что в сыворотке крови присутствуют естественные антитела (изоагглютинины (isoagglutinins)), которые атакуют эритроциты, содержащиеся в чужеродной группе крови; при этом неважно, сталкивались ли они раньше с ними или нет. Данный процесс заметно отличается от тех, что происходят при свертывании крови.

Источник: Оксфордский толковый словарь общей медицины, 2002 г

склеивание»). Следовательно:!. В физиологии термин, используемый в ряде разных контекстов, означает группирование веществ (микроорганизмов, тканей, форменных элементов крови и т.д.) посредством склеивания, сращения, образования спаек и т.д. 2. В лингвистике, процесс образования новых слов путем объединения уже существующих слов.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

лат. agglutinare — приклеивать) — 1. образование новых слов или выражений путем объединения уже существующих; 2. образование новых образов или мыслей путем соединения уже имеющихся.

Например, так представляется появление представлений о кентаврах, сфинксах и т.п. Синоним: Контаминация (от лат. contaminatio — смешение).

Источник: Жмуров В.А.

Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Агглютинация – слияние образов, простейшая форма соединения, склеивания представлений, в котором невозможно различить отдельные элементы.

Агглютинация – период в развитии детской речи, характеризующийся простым склеиванием отдельных элементов речи и обозначением одним словом ряда предметов, представлений и т.д.

Агглютинацию называют иногда символическим мышлением в противовес абстрактному (формальному) мышлению культурно-зрелого человека (12.1, 12) См. Образное мышление

Источник: Словарь Л. С. Выготского. Коллектив авторов. Под ред. А.Н. Леонтьева

(от лат. aglutinatio – склеивание) – элементарный механизм преобразования имеющихся у человека представлений в процессе воображения; заключается в синтезе, комбинировании (“склеивании”) разнородных элементов, в результате чего создаются образы объектов, не встречающихся в действительности (например, образы кентавра, русалки и т. п.). В обостренной форме наблюдается при шизофрении (в частности, выступает одним из механизмов образования неологизмов), а также при очаговых корковых нарушениях речи.

Синоним – контаминация.

Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2004 г

Источник: https://vocabulary.ru/termin/agglyutinacija.html

Комбинирование, агглютинация, акцентуирование, типизация – техники воображения по С.Л. Рубинштейну

«Преобразование действительности в воображении не является чисто произвольным её изменением, оно имеет свои закономерные пути, которые находят выражение в типичных способах или приёмах преобразования.

Одним из таких приёмов является комбинирование, сочетание данных в опыте элементов в новых, более или менее необычных комбинациях. Это очень распространённый способ преобразования действительности. Он находит применение в науке, в техническом изобретательстве; им пользуются в искусстве, в художественном творчестве.

Так, Толстой писал, что образ Наташи он создал, взяв одни черты у жены своей Сони, другие — у её сестры Тани, «перетолок» их и таким образом получил образ Наташи.

Однако, несомненно, что основная работа создания художественного образа Наташи состояла не в «комбинировании» черт Сони и её сестры Тани, а в том очень сложном творческом процессе, глубоко переработавшем и по существу преобразовавшем одни и другие черты, о котором Толстой упоминает, говоря, что он «перетолок» черты обеих сестёр. Только в результате глубокого синтеза и преобразования и мог получиться такой на редкость целостный образ Наташи.

Частным случаем преобразования посредством комбинирования или новых сочетаний данных в опыте элементов является так называемая агглютинация,которой издавна широко пользовалось искусство. Она встречается, например, в памятниках древнеегипетского искусства и в искусстве североамериканских индейцев.

Примером агглютинации может служить и приведённая на рисунке аллегорическая фигура. Комментируя свою композицию, Леонардо да Винчи поясняет, что она изображает «удовольствие вместе с неудовольствием, и изображаются они близнецами, так как иногда одно неотделимо от другого; делаются они с повернутыми спинами, так как они противоположны друг с другом…».

Из этих слов художника отчётливо видно, что комбинирование, или агглютинация, регулируется и направляется определённой тенденцией, придающей ей смысл. Комбинирование — это обычно не случайный набор, а подбор определенных черт. Художник производит его сознательно, руководствуясь определённой идеей, замыслом, общей композицией.

Иногда тенденция, определяющая и регулирующая новые сочетания элементов в воображении, функционирует бессознательно; но она, как всегда, имеется, заключаясь в мотивах, определяющих деятельность воображения. Сторонники ассоциативной, атомистической концепции склонны были выдвигать комбинирование как единственный прием преобразующей деятельности воображения.

Само комбинирование сводилось при этом лишь к новым сочетаниям и перегруппировкам неизменных элементов, данных на опыте.

Несомненно, что отправной точкой для преобразований, осуществляемых воображением, служит опыт. Поэтому, чем шире, богаче, разнообразнее опыт человека,  тем — при прочих равных условиях — богаче будет и его воображение.

Но признание этой зависимости воображения от опыта ни в коем случае не должно привести к признанию той широко распространённой и глубоко укоренившейся, хотя и ошибочной, теории, согласно которой преобразование, осуществляемое воображением, сводится к комбинированию, т. е. к перемещению или (перегруппировке элементов.

Эта сугубо механистическая концепция воображения, предполагающая, что сами элементы должны оставаться неизменными, неразрывно связана с ассоциативной психологией, и её значимость падает вместе с ней. Восприятие действительности не состоит из пучков, связок или механических агрегатов неизменных элементов.

Все его образования могут подлежать преобразованию, которое производит воображение. Эти преобразования чрезвычайно многообразны; они включают комбинирование как один из приемов, но никак не сводятся к нему.

В результате преобразующей деятельности воображения, поскольку речь идёт о творческом воображении, получается не просто новое сочетание или комбинация неизменно данных элементов или черт, а единственный новый образ, в котором отдельные черты не просто суммированы, а преобразованы и обобщены.

Комбинирование является лишь «механизмом», действие которого обычно подчинено какой-то тенденции, определяющей подбор комбинируемых моментов и придающей ему смысл. Другим приёмом преобразующей деятельности воображения является акцентуирование некоторых сторон отображаемого явления, которое преобразует общий его облик.

Акцентуирование — это подчёркивание черт. Оно достигается часто посредством сдвига, изменения пропорций.

Этим приёмом в более или менее резкой, грубой форме пользуется карикатура: карикатура воспроизводит черты оригинала, иначе она не попала бы в того, в кого она метит; но она утрирует те или иные его черты, иначе она не была бы карикатурой.

При этом  акцентуирование, чтобы быть значимым, должно выделять характерное, существенное, должно в наглядном образе, в частном и конкретном выявлять общезначимое.

Отсюда идут две линии. С одной стороны, количественный аспект изменения пропорций в смысле размеров находит себе специфическое выражение в изменении величин, в уменьшении и увеличении (литоты и гиперболы), которым широко пользуются в фантастическом изображении действительности.

Так, в сказках, в былинах, в народном творчестве обычно фигурируют богатыри-великаны небывалых размеров и невиданной силы (Святогор кладёт Илью Муромца себе в карман, от его свиста листья с деревьев падают и земля дрожит; у Ф. Рабле маленький Гаргантюа, забавляясь, снимает колокола с собора Нотр-Дам и вешает на шею своей лошади, и т. д.

; в сказках встречается мальчик-с-пальчик). Эти преувеличения и преуменьшения, сдвиги размеров и величин в фантастическом изображении действительности всегда мотивированы какой-то смысловой тенденцией.

Внешность великана, грандиозные размеры, физическая сила, величественность внешнего облика могут служить для того, чтобы сделать наглядной, очевидной внутреннюю силу и значительность изображаемого таким образом героя.

С другой стороны, сильно преуменьшенные по сравнению с действительностью, фантастически малые внешние размеры могут силой контраста особо подчеркнуть большие внутренние достоинства подобного персонажа.

Так же как игра еле видного на эстраде ребенка производит большее впечатление, чем объективно равная игра взрослого человека, проявление ума, сообразительности, бесстрашия со стороны ребёнка особенно поражает, если он представляется как мальчик-с-пальчик. Таким образом, отклонение от действительности, фантастические большие или меньшие размеры служат для того, чтобы рельефнее выявить и ярче осветить определенное явление, свойство или сторону действительности.

Наконец, преобразование действительности в деятельности творческого воображения идет по линии типизации, т. е. специфического обобщения. Уже акцентуирование подчеркивает и этим выделяет нечто как существенное.

Это лишь один из путей, которыми идёт преобразование единичного образа, придающее обобщённое значение.

Акцентуирование одних черт или сторон образа сочетается с рядом других преобразований: одни черты вовсе опускаются, как бы выпадают, другие упрощаются, освобождаются от ряда частностей, деталей, их усложняющих моментов. […]

Все средства выразительности (тропы, фигуры и т. п.), которыми пользуется литературное творчество, служат проявлением преобразующей деятельности воображения.

Метафоры, олицетворения, гиперболы, антитезы, литоты — это всё приёмы, которыми так акцентуируется тот или иной аспект в образе, что весь он преобразуется.

Все основные формы творческого преобразования действительности, которыми пользуется литература, отражают в переработанном, стилизованном виде те преобразования, которыми пользуется воображение».

Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии, СПб, «Питер», 2008 г., с. 304-307.

Источник: http://vikent.ru/enc/6875/

Что значит агглютинация в психологии? Особенности агглютинации

Термин агглютинация в переводе с латинского языка обозначает «склеивание», причем это понятия широкого используется и в медицине, и в лингвистике, и даже в психологии. Агглютинация в психологии позволяет выявить закономерности преобразования конкретным человеком нескольких реальных образов в один обобщенный, но имеющий набор черт, которыми отличаются исходные предметы или характеры

людей.

Агглютинация — это в психологии является важнейшим инструментом оценки состояния человека и его виденья окружающего мира.

Путем проведения тестов, позволяющих выявить, на основе каких принципов человек соединяет в сознании те или иные реальные образы в единый воображаемый, можно выявить имеющиеся проблемы, а также определить пути их решения. Агглютинация не является каким-то произвольным явлением, которое проистекает без причин.

Все дело в том, что агглютинация в сознании человека протекает по определенным принципам, причем, как правило, совмещение тех или иных образов в единый, происходит в прямой взаимосвязи с тем опытом из реальной жизни,

который имел тот или иной человек.

Процесс агглютинации имеет массу особенностей, причем нередко психологу приходится прибегать к различным методам, чтобы понять, как именно осуществляется преобразование образов и их совмещение в единое целое у конкретного человека. Кроме того, агглютинация в психологии позволяет быстро выявлять имеющиеся психические отклонения.

К примеру, если человек постоянно сочетает в единой мысли сразу несколько понятий, или же произносит слитно разные слова или же отдельные их части, то подобное явление может свидетельствовать о развитии шизофрении.

В этом случае агглютинация в психологии — это крайне быстрый способ определения повреждения мозга, вызванного шизофренией и направить больного на консультацию к психотерапевту, который сможет провести все

необходимые исследования головного мозга и выявить очаги повреждению.

Помимо всего прочего, различные корковые повреждения, наблюдающиеся вследствие травмы или же инфекционного поражения мозга, могут спровоцировать патологические агглютинации. Психология человека крайне сложна, поэтому для оценки состояния мыслительной

и эмоциональной сферы применение анализа агглютинации позволяет быстро выявить сферу проблемы.

Стоит отметить, что агглютинация в психологии также важна еще и потому, что этот процесс не является хаотичным.

Конечный образ, который воспроизводится человеком при анализе реальных событий или явлений, как правило, является выражением четко отобранных черт, причем нередко подобные дифференциации проводятся человеком совершенно неосознанно.

Многие люди, которые имеют психологические травмы, в дальнейшем при анализе действий окружающих и составлении о них какого-то мнения, делают это

с учетом своего прошлого неблагоприятного опыта.

Таким образом, человек может на подсознательном уровне ожидать от даже близких людей каких-то негативных действий, хотя даже формальных причин для этого нет.

Следует отметить, что чем богаче жизненный опыт конкретного индивидуума, тем лучше развито его воображение и способность перегруппировывать признаки, которые относятся к разным реальным объектам.

Разобраться в том, что такое агглютинация в психологии, человеку, не имеющему специального образования, крайне сложно, но при проведении сеансов психотерапии именно этот метод нередко позволяет определить, какие именно психологические и психические проблемы не дают человеку покоя и не

позволяют ему вести счастливую жизнь в гармонии с самим собой.

Однако когда речь идет о агглютинации в психологии, что это такое и как протекает это явление, не стоит рассматривать его как чисто механический процесс, который на 100% определяет тенденцию работы воображения у конкретного индивидуума. Изучение агглютинации позволяет выявить лишь отдельные особенности тенденции, подчиняющей полный спектр образов, которые были скомбинированы человеком в воображении, и

придать конечному результату определенный смысл.

Правильная оценка агглютинации позволяет выявить не только имеющиеся психологические проблемы, но и определить, что именно спровоцировало их появление. Этот метод нередко становится главным при анализе соотношения человека с окружающим обществом,

причем дает сразу и ответ, что именно следует индивидууму обдумать и изменить в своем поведении и способе мышления.

Источник: http://provizor.org/node/47782

Что такое агглютинация в психологии: определение понятия и примеры

Агглютинация в психологии — довольно распространенное понятие, взяток из гематологии. Что же означает подобное понятие, и с чем напрямую оно связано — именно об этом рассказывает данная статья.

Агглютинация — процесс склеивания кровяных частиц под действием внешней среды, которое в естественных условиях не происходит. Сейчас агглютинация в психологии встречается все чаще и чаще, и само это явление может рассматриваться, как в концепции творческой деятельности человека, так и в рамках его психических отклонений.

Определение понятия в рамках психологии

Агглютинация — это в психологии довольно частое явление, связанное с комбинированием воображаемых объектов с реальными. Данный прием довольно используется людьми с неустойчивой психикой, которые страдают от серьезных заболеваний, таких как шизофрения и раздвоение личности.

Такие личности используют комбинирование реальных и вымышленных явлений для объяснения собственных фантазий. Также подобное отклонение может возникать, как защитная реакция на внешнюю стрессовую ситуацию.

Если человек, страдающий шизофренией, сталкивается с серьезной проблемой, которую он просто не может осмыслить, он добавляет ей некие черты из мира фантазий, чтобы приспособить событие под себя и понять его.

Агглютинация в психологии — это явление, подразумевающее слияние тех черт и событий, которые просто не могут сочетаться. Так, например, человек, больной шизофренией, может переосмыслить преступление, которое он увидел, как нападение дикого зверя. Его фантазии сливаются с реальной пережитой трагедией, и из-за этого происходит смешивание фантазии и всего увиденного.

С подобным явлением люди довольно часто сталкиваются и в собственных снах. Так, за счет агглютинации психологии человек во сне может увидеть говорящих животных, волшебных существ и даже умерших родственников, которые в фантазиях кажутся вполне живыми.

Все это связано с пропуском мира реального через призму людских фантазий. За счет подобного пропуска человек придумывает нечто совершенно необыкновенное, такое, что имеет и черты вымышленного, и черты настоящего одновременно.

Из-за того, что подобное склеивание реального и вымышленного происходит все чаще, в современной психологии вопрос агглютинации изучается с крайним интересом.

При помощи агглютинации были созданы многие сказочные образы, основанные на смешении черт реальных людей и вымышленных персонажей. Так, например, кентавры, русалки, избушка на курьих ножках — все эти персонажи из любимых сказок были созданы за счет применения этого психологического термина в творческой стезе.

Использование агглютинации в творческой стезе

Что такое агглютинация в психологии — вопрос, которому посвящают свои исследование многие ученые, однако в последнее время, их внимание приковано и к значению данного термина в творческой области.

Еще Лев Николаевич Толстой признавался, что при создании образа Наташи Ростовой он использовал некоторые черты характера собственной жены, вдохновляясь ее образом. Однако конечный персонаж был дополнен еще и вымышленным чертами как внешнего, так и внутреннего устройства, которыми супруга писателя не обладала. Следовательно, знаменитый автор еще в XIX веке активно использовал агглютинацию.

Сейчас исследователи называют немало примеров того, как использовались агглютинации психологии. Что это такое в рамках творческого полета фантазии? Скорее всего, агглютинации, использованные модельерами, писателями, музыкантами, можно рассматривать, как бесконечный источник вдохновения для творческой личности.

Многие современные исторические фильмы также являются наглядным примером использования этого понятия. В погонях за художественной ценностью и более ярким сюжетом, сценаристы зачастую дополняют исторические события более яркими фрагментами, которых не было в реальности.

Таким образом, происходит смешение реальных, доказанных фактов и вымысла.

Агглютинация — это психология вымысла, поиска новых черт определенных явлений в глубинах собственных фантазий. В отличие от людей, страдающих серьезными психическими заболеваниями, творческая личность может отличить агглютинацию от реальности, вычленить ее из мира собственных грез. Когда же эта грань бывает пройдена, речь идет о развитии серьезных психиатрических отклонений.

Агглютинацией в психологии называют смешение черт реального и вымышленного, и бывают случаи, когда специально придуманный человеком образ становится олицетворением его душевных проблем.

Например, в конце своей жизни Сергей Есенин утверждал, что его преследует «черный человек», и именно этой тени он посвятил несколько своих стихов.

Следовательно, нереальная агглютинация стала для автором источником вдохновения.

Мозг человека устроен уникальным образом, и нарушить его нормальную работу крайне легко. Когда человек перестает различать правду в вымысел, речь начинает идти о психическом расстройстве, но намеренное смешивание эти двух понятий часто выступает источником вдохновения.

Источник: http://www.medokno.com/perechen-zabolevaniy/psihicheskie-zabolevaniya/chto-takoe-agglyutinatsiya-v-psihologii-opredelenie-ponyatiya-i-primeryi.html

Агглютинация в психологии — это… Агглютинация в психологии: определение, особенности и причины

Чтобы подробно разобрать тему статьи, необходимо выяснить значение слова «агглютинация». Этим термином в психологии определяется соединение на первый взгляд несовместимых в реальности свойств, качеств или частей предметов.

Человеческое воображение способно активно создавать новые образы. Стимулом для этого служат как общие жизненные перипетии, так и серьезные личные мотивы. Процесс, вернее способ, которым создаются эти образы, как раз и является той самой агглютинацией, о которой пойдет речь далее.

Агглютинация: что это такое (определение)

Прежде чем совершить что-либо, человек создает мысленный образ того, что у него получится, и составляет план своих действий для достижения цели. Всем этим мы обязаны воображению.

Оно подчиняется определенной закономерности и существует благодаря другим особенностям человеческого мозга – возможности к анализу и синтезу.

С их помощью происходит разложение исходного представления о чем-либо на составные части (анализ), а затем – соединение полученного в новом сочетании (синтез).

Агглютинация в психологии – это тоже один из аналитико-синтетических процессов. При этом в один образ человек собирает несколько фигур, типов, характеров, пусть даже несовместимых на первый взгляд.

Например, всем известные кентавры – наполовину лошади, наполовину люди, или сказочная избушка на курьих ножках – все это результат агглютинации образов, позволивший сделать их необычными, яркими и запоминающимися.

Использование агглютинации в творчестве

В искусстве многие приемы воображения – агглютинация, акцентирование – используются часто.

Так, например, Лев Толстой признавался, что образ Наташи Ростовой из романа «Война и мир» был им написан сразу с двух реально существовавших женщин – жены Софьи и ее сестры, Татьяны Берс.

Комбинация из двух типов женщин – одной порывистой, живой и увлекающейся, а второй – женственной и нежной – помогла родиться цельному и абсолютно жизненному персонажу.

Заострение, или акцентирование внимания в не меньшей степени помогает достичь запоминающегося результата. Этот прием особенно любят карикатуристы. Изображение болтуна как человека, обладающего непомерно длинным языком, или любителя пива, наделенного огромным животом, позволяет подчеркнуть самое существенное в облике и привычках запечатленных на рисунке людей.

В литературных произведениях акцентирование делается в момент описания героя. Заострение внимания читателя на каком-либо его качестве позволяет без лишних слов донести суть натуры данного персонажа и даже определить отношение к нему автора.

Агглютинация образа происходит не случайно

Чтобы лучше понять, что такое агглютинация, следует помнить, что этот процесс в воображении человека чаще всего не является случайным «собиранием пазла». Соединению разных деталей в единый образ помогает имеющаяся идея, замысел, а также другие мотивы, существующие иногда и на подсознательном уровне.

А отправной точкой для преобразований выступает опыт. И чем он разнообразнее и шире, тем ярче и богаче воображение.

При этом не стоит путать механическое перелопачивание, перегруппировку готовых и уже известных элементов с созданием цельного и жизнеспособного образа.

То есть картинки, которыми мы пользуемся в своем воображении, укладываясь в рамки нового облика, тоже несколько изменяют свой вид, суммируясь и обобщаясь в единое целое.

Приемы преобразующей деятельности воображения

Агглютинация, акцентуирование, типизация – это приемы, при помощи которых осуществляется преобразующая деятельность воображения.

Ранее мы уже упоминали подчеркивание (акцентуирование) черт, которое достигается изменением пропорций образа.

Этот способ применим не только для карикатурного изображения, но и для создания фантастических персонажей.

Яркими примерами подобных гипербол являются герои легенд и сказок – например, Святогор, который известного богатыря Илью Муромца запросто мог положить себе в карман, а от его свиста тряслась земля.

Такая подача размеров и физической мощи героя помогает автору доказать значимость, величественность этого образа и продемонстрировать внутреннюю силу, которой он обладает.

Кстати, сильное преуменьшение персонажа (например, мальчик-с-пальчик) может служить той же цели, демонстрируя при помощи контраста внутренние достоинства персонажа.

Не меньшую роль в подаче особенностей художественного образа играет и прием типизации – объединения в одном вымышленном персонаже типичных черт целого ряда реально существующих героев, делая его, таким образом, представителем данной группы людей. Это тоже способ синтезирования в процессе воображения, и яркими примерам тому могут послужить образы Онегина, Печорина, Обломова, Отелло и других героев, представляющих собой обобщенный портрет современников автора.

Творческое воображение

Повторимся, что агглютинация в психологии – это один из приемов творческого воображения, помогающий создать новый оригинальный образ или идею. При этом нужно отметить, что термин «новый» в этом случае имеет двойственное значение. Ведь новый образ может быть таковым и объективно, и субъективно.

  • В первом случае подобной идеи еще не существует ни в материализованном, ни в виртуальном виде. То есть это настолько оригинальный образ, что он не повторяет уже имеющихся.
  • А во втором случае новизна бывает очевидна только для конкретного человека. То есть субъективно новый образ является открытием лишь для своего автора, но при этом повторяет существующие.

Еще раз о том, что такое агглютинация

Работа человеческого воображения, как понятно из сказанного выше, использует довольно ограниченное число приемов – агглютинацию, акцентуирование и типизацию. Но даже с таким небольшим арсеналом оно способно на многое.

Так, агглютинация в психологии – это не только метод создания художественного образа на полотне или в литературном произведении, но и возможность воплощения совершенно новых идей в науке и технике. Творческое воображение позволяет изобретателю вначале мысленно собирать в единое целое разрозненные детали, а затем и применять это на практике, совершая открытия и двигая прогресс.

Проявления агглютинации в психиатрии

К сожалению, агглютинация в психологии – это еще и термин, обозначающий один из симптомов проявления обострений шизофрении.

<\p>

Под ним подразумевается состояние, при котором больной теряет способность разграничивать некоторые понятия, так как в его мозге происходит их склеивание.

Кстати, в лексике таких людей появляется благодаря этому большое количество неологизмов (человек придумает совершенно новые слова или наделяет старые иными значениями).

Процесс агглютинации приводит к тому, что у больного шизофренией нарушается восприятие собственного «Я» и окружающей действительности. Например, в некоторых случаях пациенты не в состоянии отличить себя от других людей или даже предметов. А происходящее во внешнем мире в их воображении тесно переплетается с какими-либо телесными функциями (например, дождь – это их слезы и т. п.)

Источник: http://sovetik.pp.ua/article/233406/agglyutinatsiya-v-psihologii—eto-agglyutinatsiya-v-psihologii-opredelenie-osobennosti-i-prichinyi

Агглютинация в психологии, примеры

Агглютинация — это в психологии важнейший инструмент оценки состояния личности и ее виденье окружающей реальности. Явление агглютинации очень распространено в человеческой натуре и в целом в мире.

Иногда наблюдается у больных шизофренией или обнаруживается у людей, страдающих расстройствами речевых функций.

Термин агглютинация описывает явление, что представляет собой сплавление в единое целое разных элементов (слов, мыслей, образов).

Агглютинация в психологии это воображение, которое создается путем комбинирования объектов, имеющихся в реальности. Это особый вид соединения или вернее слияния, в котором соединяются абсолютно несоединяемые в объективной реальности характеристики и черты.

Воображение человека – это по своей сути диалог, который личность ведет с различными частями своего «я». Стимуляторами являются различные мотивы жизненной необходимости.

Стимуляция самого воображения совершается за счет психических действий человека, которые представляют собой формирование образов.

Агглютинация в психологии — примеры представлены в сказочных образах: кентавры (соединение черт человека с характеристиками коня), сфинксы (черты человеческого лика сливаются с характеристиками льва), русалки (присоединение к туловищу красивой женщины рыбьего хвоста), также другие разнообразные мифологические образы.

Все эти образы появились благодаря богатому человеческому воображению. Так, этот самый образ кентавра, скорее всего, сформировался в условиях при плохой видимости прыгающего на лошади человека, поэтому он мерещился, как некое фантастическое животное.

Так же образ человека с крыльями возник, по-видимому, сознательно, ведь он символизирует саму идею передвижения человека по воздуху, сформирован в таком чувственном образе.

Явление агглютинация это процесс, который имеет отношение к психологии, встречается в медицине и лингвистике.

Процесс агглютинация в лингвистике означает слияние разных слов в одно, с сокращением морфологической структуры, сохраняя первоначальный смысл. То есть агглютинация в лингвистике – это процесс, в котором разные морфологические элементы языка объединяются в целое, создавая слова.

Агглютинация в психологии

Некоторые ученые полагают, что агглютинация является единым приемом, что формирует деятельность воображения человека.

Согласно данной теории сама агглютинация сводится к новым перегруппировкам различных компонентов. Для употребления этого приема человеку необходимо располагать определенным опытом.

Только наличие соответствующего опыта поможет использовать агглютинацию, как метод создания образов.

Агглютинация в психологии это воображение, которое создалось вследствие комбинирования различных приемов интеллектуальных операций и является довольно распространенным способом для изменения реальности. Ее используют, как способ творческой деятельности, в науке, техническом изобретательстве.

Агглютинация это не случайный процесс, а целенаправленный подбор прежде продуманных черт и характеристик. Этот подбор творец осуществляет вполне осознанно, руководствуясь идеей, замыслом, композицией произведения.

Часто тенденция, определяющая сочетание компонентов человеческого воображения, работает неосознанно, однако всегда есть в мотивах, что непосредственно определяет воображение человека.

Чем огромнее, богаче опыт индивидуальной жизни человека, тем воображение этого индивида будет также богаче.

Однако признание факта, что человеческое воображение зависит от опыта человека не должно восприниматься, как способ, определяющий перемещение и комбинирование разных элементов. Подобный подход считается ошибочным среди многих психологов.

В этом подходе агглютинация воспринимается, как исключительно механическое явление, что приводит к перегруппировке неизменных уже имеющихся признаков.

Восприятие индивидом действительности не содержит в понимании компоненты, которые всегда неизменны. Все объекты реальности, которые используются человеком в воображении, подвергаются изменениям, поэтому непостоянны, а эти изменения разнообразны и многолики.

В психологии явление агглютинации является механизмом, который поможет подчинить воображение определенной тенденции, которая будет определять весь ряд комбинируемых признаков, элементов и будет придавать им смысл.

Творческое преобразование процессов и предметов действительности подчиняется в воображении собственным правилам и осуществляется соответственно к определенным методам. Новые представления возникают благодаря анализу-синтезу информации, они создаются на основе того, что было уже закреплено сознанием.

Все процессы воображения находятся в мыслительном разложении базовых представлений на составляющие части (процесс анализа) с дальнейшим их объединением в сочетания (процесс синтеза).

Агглютинация в психологии это воображение, которое сформировалось, путем слияния отдельных частей образов, какие возникают в мыслях человека или уже имеются в нём. Кроме этого данное воображение в психологии встречается еще в психотерапевтическом направлении. Оно позволяет выявить имеющиеся психические патологии.

Агглютинация в психологии примеры: если человек в своей одной мысли пытается сочетать одновременно несколько понятий или осуществляет слияние разных слов, их частей, что свидетельствует о шизофрении, поскольку здоровый человек совсем по-другому строит свои суждения.

В лексике людей больных шизофренией наблюдается множество неологизмов. Человеку удается придумать новые, несуществующие слова или наделить старые понятия новыми значениями.

Агглютинация у больного приводит нарушению процесса восприятия внешней действительности и собственного «Я».

Часто такие личности не могут отличить самих себя от остальных или даже не отличают, где заканчивается грань их личности и начинается какая-то вещь или предмет.

Психоанализ также использует термин «агглютинация» и понимает под ней форму синтеза образов воображения, что заключается в слиянии нескольких разных не соединяемых в обыденной жизни свойств, качеств, частей фигур в один целостный образ, что выражается в сновидениях, психопатологических переживаниях, художественном творчестве.

Причины агглютинации

Чтобы понять, что такое понятие агглютинация, необходимо узнать, какие причины её возникновения. Процесс агглютинации в воображении имеет не случайный характер. Слиянию различных компонентов в единый цельный образ способствует возникновение идеи, мотива, которые иногда существуют также в подсознании.

Весь процесс базируется на опыте человека. Чем более разнообразным и широким будет опыт, тем более богатым будет воображение.

Также стоит понимать разницу между механическим прорабатыванием ранее известных элементов и созданием цельного жизнеспособного и нового образа.

То есть те образы, какие человек использует в собственном воображении, вмещаясь в границы нового облика, несколько изменяют свой вид, обобщаясь в целое единое образование.

Процессы, находящиеся в основании агглютинации, довольно разнообразны, их также можно распределить на группы. Первую группу составляют процессы, что связанны с недостатком критичности, или нехваткой аналитичностью восприятия. Вторая группа состоит из произвольных процессов, имеющих связь с мыслительными обобщениями, контролируемых сознательно.

Агглютинация является способом творческого воображения, посредством которого можно создавать новые образы. Здесь понятие «новый» имеет двойное значение. Новый образ, новое представление могут быть, объективными, или субъективными.

В объективном представлении эта идеи еще вовсе нет, ни в каком из миров. Это очень оригинальный образ. Также новизна может быть очевидной лишь конкретному человеку, если образ субъективный.

Выходит, что субъективно новый образ может полностью открыться только своему автору.

Агглютинация не просто метод образования художественных образов в литературных произведениях, это также возможность воплотить абсолютно новые замыслы в технике и науке. Творческое воображение изобретателя позволяет ему мысленно соединить в одно целостное разнообразные совершенно детали и позже применять это практически, двигая прогресс, совершая для этого открытия.

Источник: http://vn.housepsych.com/agglyutinatsiya_default.htm

Ссылка на основную публикацию