Что изучает дефектология

Дефектолог

07 октября 2014 г. 0

В мире существует огромное количество профессий, направленных на оказание помощи людям, которые вызывают уважение и чувство глубокой благодарности: работники медицинской и социальной сферы, педагоги, спасатели и т.д. Однако ни одна из них не может сравниться по сложности и важности с профессией дефектолога, представители которой работают с особенной категорией людей – с аномальными детьми.

Необходимо отметить, что профессия дефектолога по своему уникальна, поскольку находится на стыке сразу нескольких наук: медицины, педагогики, психологии, социологии и т.д. Именно эти специалисты помогают детям с отклонениями в психическом развитии социализироваться в обществе и дают им шанс на счастливую и полноценную жизнь в будущем.

И нет ничего удивительного в том, что к тем, кто мечтает посвятить свою жизнь этому нужному и безусловно благородному делу предъявляются повышенные требования. Ведь дефектологи должны не только понимать, что от качества их работы зависят судьбы детей с непростой судьбой, но и быть готовым к тем сложностям, которые таит в себе эта профессия.

Что это за сложности? А вот об этом мы и постараемся рассказать в рамках данной статьи.

Кто такой дефектолог?

Дефектолог – высококвалифицированный специалист, владеющий методами и способами адаптации, обучения и воспитания детей с психическими и/или физическими недостатками. Дефектологов принято делить на две группы: тех, кто изучает, обучает и воспитывает аномальных детей, и тех, кто специализируется на коррекционной педагогике.

Название профессии произошло от латинского defectus (недостаток) и греческого λόγος (учение).

Иными словами, в основе своей дефектолог изучает недостатки (происхождение, закономерности и особенности) и разрабатывает методы их коррекции.

Дефектология не может похвастаться многовековой историей, поскольку долгое время детей с ограниченными возможностями либо уничтожали, либо оставляли один на один и их проблемами.

И только в начале 20 века, в результате активного развития медицины, специалисты поняли, что отклонения в умственном и физическом развитием – это еще не приговор. Таких детей можно и нужно лечить. Большой вклад в становление дефектологии внесли такие врачи и ученые, как Филипп Пинель, Жан Итар, Екатерина Грачева, Лев Выготский, Луи Брайль и многие другие.

За прошедшие годы дефектология претерпела значительные изменения: из теоретической науки, изучающей особенности развития аномальных детей, она переросла в практическое учение, направленное на разработку и внедрение эффективных методов коррекции врожденных или приобретенных недостатков. Параллельно с этим профессия дефектолога разделилась на несколько узких специализаций, каждая их которых занимается определенным направлением:

  • дефектолог-логопед – изучает и старается исправить нарушения и дефекты речи;
  • дефектолог-сурдопедагог – занимается обучением и воспитанием детей с недостатками слуха;
  • дефектолог-тифлопедагог – специализируется на воспитании и обучении детей с нарушениями зрения;
  • дефектолог-сурдотифлопедагог – работает со слепоглухонемыми детьми;
  • дефектолог-амблиолог – является специалистом в области адаптации и социальной реабилитации слабовидящих и слепых детей;
  • дефектолог-олигофренопедагог – занимается обучением, воспитанием и социальной реабилитацией умственно отсталых детей.

Независимо от направления деятельности обязанности дефектолога включают в себя: осмотр ребенка, выявление нарушений, выяснение обстоятельств возникновения и развития нарушений, назначение и проведение коррекционных занятий, мероприятия, направленные на адаптацию аномальных детей в обществе, разработка программ реабилитации, проведение мероприятий по предупреждению отдельных нарушений, исследовательская деятельность, консультационные услуги и т.д.

Какими личностными качествами должен обладать дефектолог?

Несмотря на то, что дефектолог может работать как с детьми, так и со взрослыми, основной упор деятельности специалиста все-таки направлен на коррекцию развития, воспитание и обучение младшего поколения, требующего особого подхода.

Поэтому такой специалист должен, прежде всего, отличаться склонностью к работе с детьми, терпением и наблюдательностью.

Кроме того, качественно выполнять свою работу дефектологу помогает наличие таких личностных качеств, как:

  • высокий уровень интеллекта;
  • коммуникабельность;
  • стрессоустойчивость;
  • отзывчивость;
  • внимательность;
  • хорошая память;
  • целеустремленность;
  • доброжелательность;
  • ответственность;
  • эмпатия;
  • толерантность;
  • развитая интуиция;
  • творческие способности;
  • настойчивость.

И самое главное, дефектолог должен видеть в детях, которые не вписываются в общепринятые рамки, полноценную личность.

Из профессиональных знаний и навыков, необходимых специалисту для выполнения своей работы, особого внимания заслуживают обширные познания в области биологии, психологии, специальной и возрастной педагогики, профессиональной ориентации, социологии и юриспруденции.

Помимо этого дефектолог должен регулярно отслеживать новшества и открытия в своей области, посещать курсы и мастер-классы по повышению квалификации и стремиться к профессиональному самосовершенствованию.

Преимущества профессии дефектолога

Не сложно догадаться, что основным преимуществом профессии дефектолога можно смело назвать возможность помогать проблемным детям, для которых этот специалист является едва ли не единственным шансом на полноценную и насыщенную положительными событиями жизнь.

Если же говорить о более «земных» преимуществах, то в первую очередь необходимо отметить востребованность дефектологов, которые с легкостью могут устроиться на работу по своей специальности как в медицинские учреждения и психологические центры, так и в дошкольные и школьные образовательные организации. При этом дефектолог может совмещать работу штатного сотрудника с оказанием профессиональных услуг частным образом. Естественно, что это позволяет специалисту получать вполне приличный совокупный доход.

Принимая во внимание тот факт, что профессию дефектолога очень редко получают, а тем более ведут профессиональную деятельность, «случайные» люди, можно также утверждать, что работа доставляет специалисту удовольствие. Тем более, что результат своей работы он видит воочию.

Недостатки профессии дефектолога

Работа с детьми, особенно с такими, как аномальные дети, характеризируется повышенными психо-эмоциональными нагрузками, что может стать причиной хронической усталости и депрессии специалиста.

Каждый день видеть страдания деток (а многие ребята понимают, что они отличаются от сверстников, и страдают от этого) очень тяжело, и выдержать такое напряжение могут только настоящие энтузиасты своего дела.

Еще одним существенным недостатком профессии дефектолога является мизерная официальная зарплата специалиста, работающего в государственных учреждениях.

К большому сожалению, судя по размерам зарплаты (а она составляет порядка 15-20 тысяч рублей) свои уважение и заинтересованность в работе дефектолога государство проявляет только на словах, которыми, как известно «сыт не будешь».

Поэтому молодым специалистам, до появления частной клиентуры, не стоит рассчитывать на солидные доходы.

Каким бы талантливым не был дефектолог, результат его работы во многом зависит от желания родителей помочь своему ребенку.

Ведь специалист не может заниматься с малышом на протяжении всего дня, поэтому основная масса занятий ложиться на плечи родных и близких ребенка.

И если родители не будут старательно выполнять все рекомендации дефектолога, то все усилия специалиста могут оказаться бесполезными.

Где можно получить профессию дефектолога?

Как мы уже упоминали выше, дефектология «стоит» на стыке многих наук. Однако преобладающее направление, все-таки педагогика.

Поэтому, если вы чувствуете в себе призвание и хотите получить профессию дефектолога, то обратить свое внимание вам придется на педагогические ВУЗы, на базе которых работает кафедра дефектологии.

Отметим, что в процессе обучения студентам приходится не только изучать основы педагоги и особенности работы с неполноценными людьми, но и учиться оказывать первую необходимую психологическую и медицинскую помощь в чрезвычайных ситуациях. Другими словами, вы получите педагогическое образование с медицинским уклоном.

Многих людей интересует, можно ли получить специальное дефектологическое образование на профильных курсах (то есть, по ускоренному варианту), при условии что будущий специалист уже имеет «за плечами» диплом о педагогическом или медицинском образовании. Нет, нельзя. Вам все равно придется поступать в педагогический ВУЗ на кафедру дефектологии. Правда, срок обучения в этом случае составит не традиционные 5 лет, а всего 2-3 года.

Ну и конечно же, при выборе учебного заведения лучше всего отдавать предпочтение ведущим педагогическим ВУЗам России, в число которых входят:

Статьи по теме

  • Логопед
  • Педагог
  • Косметолог
  • Юрист
  • Акушер

Источник: http://fulledu.ru/articles/professii/article/657_defektolog.html

Занятия с детским учителем дефектологом или логопедом: в чем разница?

У довольно большого количества родителей направление ребенка к логопеду-дефектологу вызывает оторопь. Как же так? У нас здоровый малыш! — удивляются или даже раздражаются они. Сложилось мнение, что в функции логопеда входит постановка правильного звукопроизношения, а работа дефектолога связана с детьми, имеющими нарушения физического и умственного развития.

По этой причине многие мамы и папы детишек, не имеющих подобных отклонений, но с нарушениями речевых функций, зачастую склонны отказываться от работы со специалистом, имеющим в названии своей профессии слово «дефектолог».

Кто такой логопед?

Логопедия — это наука о коррекции нарушений речи при помощи педагогических и дидактических мероприятий.

К логопеду обращаются в случаях:

  • Неправильное звукопроизношение (дислалия, дизартрия и т. д.).
  • Заикания.
  • Темповых нарушений речи.
  • Недостаточная сформированность фонематического слуха.
  • Аграмматичное построение речи.
  • Проблемы в освоении чтения и письма (дислексия и дисграфия).
  • Недоразвитие речи или отставания в ее развитии.

Таким образом, сфера ответственности логопеда — речь ребенка. Он должен оценить уровень ее развития, выявить имеющиеся нарушения и предложить меры для их коррекции.

Кто такой дефектолог?

Дефектология же изучает особенности развития психики и физиологии детей с различными отклонениями в умственном или физическом развитии.

По сути педагог-дефектолог имеет дело с высшими психическими функциями ребенка, развивая и стимулируя их.

Его область деятельности — это подготовка психики и мозга к формированию речи. В процессе обучения в вузе будущие специалисты изучают не только педагогику, но и основы медицины, психологии и нейрофизиологии.

Направление работы дефектолога:

  1. Работа над улучшением памяти и произвольного внимания.
  2. Развитие восприятия и воображения.
  3. Формирование правильной активной речи, расширение словаря.
  4. Работа над особенностями эмоционально-волевой сферы.
  5. Создание условий для адаптации ребенка в социуме, планирование особых подходов к обучению.

Немного истории

Классическая советская педагогика предлагала такой путь воспитания будущих специалистов в этих областях. В крупных педагогических вузах существовала кафедра дефектологии, в рамках которой проходило обучение таких специалистов как:

  1. олигофренопедагог (направление работы — дети с умственным отставанием);
  2. тифлопедагог (специалисты, помогающие детям с отсутствующей или нарушенной функцией зрения);
  3. сурдопедагог (работающий со слабослышащими детьми);
  4. логопед (специалисты по коррекции речевого развития).

В таком случае получается, что из стен вуза выходили специалисты, называющиеся «логопед-дефектолог», имеющие широкий профиль.

В их компетенцию входила как подготовка ребенка к становлению речи, ее «запуск», так и коррекция возможных речевых нарушений.

В настоящее время логопеды и дефектологи учатся на разных отделениях. Изучая разные предметы в стенах вуза, они становятся более узкими специалистами. Дефектолог занимается развитием высшей психической деятельности, «запуская» речь у ребенка, а логопед впоследствии «ставит» произношение.

Как правильнее — логопед или дефектолог?

Речь — сложный процесс, обеспеченный согласованной работой артикуляционного аппарата, органов дыхания и восприятия, а также высших нервных функций. Формирование речи напрямую связано с развитием психики ребенка. Поэтому очень часто деятельность логопеда и дефектолога пересекаются между собой.

Логопед-дефектолог работает с различными случаями, не ограничиваясь лишь коррекцией звукопроизношения или, напротив, работой с «особыми» детьми. Вот лишь небольшой список задач, которые решает этот специалист:

  1. Стимуляция речевого, психического и психоречевого развития.
  2. Коррекция проявлений СДВГ.
  3. Работа с детьми, имеющими ОНР любой степени.
  4. Сложности с обучаемостью, диагностика готовности ребенка к школе.
  5. Помощь в преодолении трудностей в школьном обучении.

Получается, что деятельность логопеда-дефектолога охватывает более широкий спектр нарушений.

Логопед сталкивается в основном с уже достаточно явными проблемами. Однако в том случае, если отставание в формировании речи лежит какое-либо первичное отклонение (например, задержка психического развития, нарушение мышления и т. д.), правильно поставить диагноз и планировать коррекционные меры должен уже дефектолог.

Удобнее и правильнее строить работу может специалист, совмещающий в себе знания по обоим направлениям, то есть логопед-дефектолог. Работая с ребенком, он составляет план коррекции речевых нарушений параллельно с развитием психических функций.

Когда нужна консультация логопеда-дефектолога?

Формирование активной речи — важный процесс, протекающий у каждого ребенка в собственном темпе. Однако при этом родителям нужно следить за тем, чтобы эта индивидуальность не выходила за рамки возрастных норм.

Следует проходить диагностику развития ребенка если не каждый год, то хотя бы в важные ключевые моменты, когда особенно активно формируется речь и познавательные навыки — в 2-3 года, в перед поступлением в 1 класс (6 лет) и в период первых лет учебы.

Это касается тех случаев, когда у ребенка нет явных признаков возможных нарушений. Помимо этого, родителям стоит обратиться внимание на следующие моменты:

  • У ребенка заметна задержка в формировании речи. К примеру, он разговаривает односложно, больше используя для общения мимику и жесты.
  • Речь формируется в срок, но невнятна, мало понятна для посторонних.
  • Есть нарушения в звукопроизношении.
  • Присутствуют поведенческие нарушения — проблемы с общением со сверстниками, замкнутость, рассеянность внимания, признаки агрессии, повышенная возбудимость, нарушения моторики.

Именно логопед-дефектолог поможет найти причины беспокоящих родителей отклонений и либо направит ребенка к специалисту, либо предложит план коррекционной работы, позволяющей справиться с проблемой.

Источник: http://karkusha.su/zanyatiya-s-detskim-uchitelem-defektologom-ili-logopedom-v-chem-raznitsa/

ДЕФЕКТОЛОГИЯ

ДЕФЕКТОЛОГИЯ (от лат. defectus — недостаток и греч.

logos — слово, учение), наука о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах, методах, формах организации их воспитания и обучения.

Дефектология — интегративная область научного знания, органично соединившая клинико-физиологическое и психолого-педагогическое направления исследований процессов развития и обучения детей.

Основной задачей Дефектологии является разработка теоретических и прикладных основ системы комплексной — медико-психолого-педагогической — помощи детям различных возрастов с различными нарушениями в развитии.

Как область научного знания Дефектология начала развиваться в начале 20 в. в связи с задачами строительства в разных странах государственных систем специального образования, ядро которого составили школы для слепых, глухих и умственно отсталых детей.

Ведущим и на долгие годы единственным в России научно-исследовательским центром в области Дефектологии стал Экспериментальный дефектологический институт (ЭДИ), открытый в 1929 на базе созданной В.П. Кащенко Медико–педагогической станции. В 1943 ЭДИ был переименован в Научно-исследовательский институт дефектологииАПН СССР (ныне Институт коррекционной педагогики РАО).

Объединяя специалистов разных профилей (медиков, физиологов, психологов и педагогов) и областей Дефектологии (сурдо-, тифло-, олиго-, лого- и др.

) в решении проблем изучения и обучения разных категорий детей с нарушениями в психофизического развития, институт играет на протяжении всей своей истории ведущую роль в развитии теории и практики Дефектологии как интегративной области научного знания, органично соединяющей клинико-физиологическое и психолого-педагогическое направления исследований процессов развития и обучения детей.

Исключительную роль в создании и закреплении интегративного характера и целостности Дефектологии сыграли работы Л.С. Выготского, в которых уже 30-х гг. 20 в.

были сформулированы и обоснованы общие для всех разделов Дефектологии (сурдо-, тифло- и др.

) положения о природе и сущности аномального развития, основанные на культурно-исторической теории развития высших психических функций (см. Специальная психология).

В процессе развития Дефектологии систематически расширяла сферу своих исследований.

Если на первых этапах предметом внимания Дефектологии являлись дети с выраженными и легко определяемыми нарушениями в развитии (слепота, глухота), то на последующих этапах развития Дефектологии изучались дети, которые имеют менее выраженные нарушения, а именно слабовидящие, слабослышащие дети, дети с речевыми нарушениями, задержкой психического развития, двигательными нарушениями. В то же время выделяются и специальные разделы, охватывающие вопросы воспитания и обучения детей со сложными нарушениями (слепоглухих, слабовидящих глухих, слепых и глухих детей с интеллектуальными нарушениями) (см. Нарушения сложные). Начинаются исследования детей с ранним детским аутизмом, с двигательными нарушениями, с выраженными нарушениями интеллекта, а также исследования детей дошкольного возраста.

В ходе этих исследований, проведенных в советский период, изучались особенности в развитии познавательной деятельности и словесной речи разных категорий детей. Разрабатывались психолого-педагогические основы дифференцированного специального обучения каждой категории детей.

Применительно к разным категориям детей определялись психолого-педагогические условия и специальные педагогические технологии, обеспечивающие предупреждение и коррекцию имеющихся у них нарушений вторичной и третичной природы).

Особое внимание уделялось разработке частных методик формирования школьно значимых навыков, обеспечивающих возможность детям с нарушениями в развитии получения цензового образования.

Дефектология внесла весомый вклад в изучение особых образовательных потребностей разных категорий детей (см. Дети с особыми образовательными потребностями).

Результаты дефектологических исследований обеспечили научно-методические основы для создания дифференцированной системы специального образования..

К началу 90-х годов система специальных (коррекционных) образовательных учреждений имела развитую горизонтальную и вертикальную структуру, включающую восемь видов специальных школ (для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, умственно отсталых детей, детей с речевыми нарушениями, задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата), шестнадцать типов специального обучения, специальные дошкольные и постшкольные (общеобразовательные и профессиональные) учебные заведения.

Для каждого типа специальных школ были определены принципы обучения, формы построения учебного процесса, разработаны средства и методы обучения.

Для каждой учебной дисциплины, изучаемой в специальной школе, создана система специальных учебников, методик и большое количество оригинальных наглядных пособий.

Все специальные школы, за исключением вспомогательных школ (для умственно отсталых детей), давали выпускникам цензовое образование, сопоставимое с определенным уровнем общего образования, что делало возможным для них поступление в средние специальные учебные заведения и ВУЗы.

Миссия Дефектологии на современном этапе — научное обеспечение процесса перехода к системе специального образования нового типа, ориентированной на ценности открытого гражданского общества.

Приоритетными задачами современной дефектологической науки являются: создание научных основ системы раннего (с первых месяцев жизни ребенка) выявления нарушений в развитии детей и ранней комплексной (медико-психолого-педагогической) помощи; разработка научных основ интегрированного обучения и новых форм взаимодействия массового и специального образования; переосмысление соотношения стандартов образования и жизненной компетенции в системе специального школьного образования; разработка научных основ построения нового содержания специального обучения, методов и технологий качественной его индивидуализации, психологического сопровождения детей с различными нарушениями в развитии в процессе образования, содержания и методов взаимодействия специалистов с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии.

Дефектология продолжает развиваться как комплексная наука, в основе которой лежит идея о необходимости целостного подхода к изучению проблемного ребенка.

Противоречие между этимологией термина «Дефектология» и содержанием той интегративной области научного знания, которую он в действительности обозначает резко обострилось после ратификации в 1991 Рос.

Федерацией Конвенций ООН «О правах инвалидов» и «О правах умственно отсталых», когда была осознана необходимость отказаться от употребления всех терминов, указывающих на дефект, как от терминов уничижительного характера.

В число таких терминов попадает и термин «Дефектология», который также как термины «аномальные дети», «аномальное развитие» начинает выходить из употребления.

Проблема состоит в том, что до сих пор не найден адекватный эквивалент термина «Дефектология», социально приемлемого и при этом адекватно отражающего содержание данной науки именно как интегративной области знания.

Вследствие этого термин «Дефектология» продолжает использоваться специалистами в данной области, используется он и в языке междисциплинарного общения, что является предметом острых разноаспектных дискуссий: от дискуссий, касающихся формальных, этимологических аспектов данного термина до дискуссий в области методологических основ самой науки и ее места в системе современных наук. См. также Коррекционная (специальная) педагогика.

Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина

Источник: Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б. М. Бим-Бад — М. : Большая Рос. энцикл., 2009. — 527 с. : ил. 

Источник: http://childrens-needs.com/stati/defektologija

Дефектология: наука о детях с нарушениями

Дефектология сегодня – одна из самых прогрессивных научных областей о формировании и развитии ребенка с разнообразными физическими и психологическими проблемами здоровья.

Дефектология – это наука о закономерностях и особенностях развития детей с различными физическими и психическими нарушениями, а также о принципах и методах организации их обучения и воспитания.

Основные научные задачи дефектологии:

  • разработка теоретических основ всесторонней помощи детям с нарушениями в развитии;
  • разработка прикладных методов и методик оказания медико-социальной помощи детям;
  • проведение и систематизация исследований развития и формирования детей.

Исторические корни дефектологических знаний

Дефектология начала развиваться и формироваться как наука в начале ХХ века в связи с необходимостью построения систем специального образования, основу которых составили школы для слепых, глухих и умственно отсталых детей.

Ведущим институтом в этой области на территории России стал экспериментальный дефектологический институт, открытый в 1929 году на базе педагогической станции В.П. Кащенко. В 1943 году он был переименован в Научно-исследовательский институт дефектологии.

Основоположником отечественной дефектологии является Л.С. Выготский. Он еще в начале ХХ века сформулировал основные положения о развитии аномального ребенка, внес неоценимый вклад в формирование научных знаний о незрячих и глухих детях, сформировал основы специального образования.

В процессе становления дефектологии как сферы научного знания менялась и область ее интересов. Если на начальных этапах это были дети с ярко выраженными аномалиями развития (слепота, глухота), то сегодня область дефектологических знаний направлена и на слабовидящих и слабослышащих детей, детей с задержкой психического развития, дефектами двигательного аппарата.

Дефектологические знания лежат в основе специального дифференцированного образования разных категорий детей. Применительно к каждой подобной категории разрабатывались общие закономерности воспитания и обучения, принципы и методы коррекции, а также развития и сохранения физического и психологического здоровья.

Достижения дефектологии

Дефектология внесла неоценимый вклад в развитие образования детей с особыми потребностями, а ее знания позволили детям с разнообразными нарушениями не просто получить образование, а овладеть определенными навыками, разумеется, с учетом специфики заболевания, стать полноценными членами общества.

Результаты дефектологических исследований легли в основу создания дифференцированного специального образования, создания реабилитационных центров для детей с нарушениями в развитии.

Сегодня действуют восемь типов школ для обучения глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, умственно отсталых детей, детей с задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также специальные учреждения дошкольного и профессионального образования. Приоритетами современной дефектологии являются:

  • создание системы раннего выявления нарушений развития детей;
  • формирование основ ранней помощи семьям детей с нарушенным развитием;
  • создание теоретических и прикладных основ оказания коррекционной помощи;
  • разработка форм и методов интегрированного образования, а также методов взаимодействия массового и специального образования;
  • изменение методов специального образования с учетом реалий современной жизни;
  • разработка технологии индивидуализации специального образования и форм психологического сопровождения ребенка с нарушенным развитием в процессе обучения;
  • определение способов взаимодействия с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями.

Решение этих задач способствует дальнейшему развитию дефектологических знаний и, как следствие, их практическому применению при формировании и развитии проблемного ребенка.

Источник: http://VitaPortal.ru/semya-i-deti/detskoe-zdorove/defektologiya-nauka-o-detyah-s-narusheniyami.html

Профессия дефектолог

По сути своей профессия дефектолог находится на стыке педагогики, психологии, социологии и, разумеется, медицины — ее представители занимаются детьми с психическими и физическими недостатками. Таких детей, к сожалению, довольно много, и их необходимо адаптировать к жизни, воспитывать и обучать с учетом их ситуации.

Чтобы разобраться, чем занимаются дефектологи, стоит взглянуть на их специализации:

  • дефектолог-логопед — исправляет дефекты и нарушения речи;
  • дефектолог-сурдопедагог — работает с недостатками слуха;
  • дефектолог-тифлопедагог — работает с нарушениями зрения;
  • дефектолог-амблиолог — занимается адаптацией и реабилитацией слепых и слабовидящих детей;
  • дефектолог-сурдотифлопедагог — работает со слепоглухонемыми детьми;
  • дефектолог-олигофренопедагог — работает с умственно отсталыми детьми.

Места работы

Должность дефектолога имеется во многих учреждениях, тесно или отдаленно связанных с воспитанием, обучением и адаптацией детей:

  • в детсадах и центрах дошкольного развития;
  • в школах;
  • в детских домах;
  • в санаториях и других подобных учреждениях.

История профессии

Появилась профессия дефектолога в начале 20 века, когда немало ученых плотно приступили к изучению причин различных отклонения у детей, их классификацией и установления максимально действенных методов индивидуального развития таких детей.

В СССР первым специальным центром, проводящим подобные исследования и готовящим соответствующих специалистов, стал московский НИИ дефектологии.

Обязанности дефектолога

В зависимости от типа и специализации учреждения должностные обязанности дефектолога могут значительно различаться, приведем здесь только основные:

  • проведение индивидуальных и коллективных занятий с детьми, имеющими особенности развития (например, занятий по развитию речи, обучению грамоте, письму, математике, окружающему миру);
  • планирование и организация коррекционной и образовательной деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей развития детей, а также разработка программно-методического сопровождения;
  • ведение первичной документации;
  • взаимодействие с родителями, их консультирование.

Требования к дефектологу

Как правило, работодатели предъявляют такие требования к дефектологу:

  • высшее педагогическое образование;
  • опыт работы с «особыми» детьми;
  • знание методик и программ коррекционного развития;
  • опыт проведения развивающих и коррекционных занятий.

Образец резюме дефектолога

Образец резюме

Как стать дефектологом

Стать дефектологом без получения высшего педагогического образования, причем именно по специальности «дефектология», просто не получится, поэтому диплом необходим. Помимо академического образования, нужен ряд качеств, без которых невозможно работать с детьми — терпение, внимательность, уравновешенность и спокойный характер, любовь к детям.

Зарплата дефектолога

В целом зарплата дефектолога совсем невысока и колеблется от 15 до 65 тысяч рублей в месяц. Точная сумма зависит от региона, учреждения и нагрузки. При этом средняя зарплата дефектолога в России составляет всего лишь около 25 тысяч рублей в месяц.

Сколько зарабатывают профессиональные дефектологи, занимающиеся частной практикой, понять проблематично, но в крупных городах это прибыльное дело.

Помимо высшего образования на рынке есть ряд краткосрочного обучения длительностью, как правило, от недели до одного года.

Межрегиональная Академия строительного и промышленного комплекса и ее курс «Педагог-дефектолог, логопед».

Источник: http://enjoy-job.ru/professions/defektolog/

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию