Все про вторую сигнальную систему

Вторая сигнальная система

Вторая сигнальная система Все про вторую сигнальную систему

Вторую сигнальную систему составляют временные связи, в которых условными раздражителями в отличие от первой сигнальной системы являются не непосредственные воздействия предметов на наши рецепторы, вызывающие наглядные восприятия и представления, а слова, с помощью которых человек обозначает эти предметы и явления.

Вторая сигнальная система находится в неразрывной связи с первой сигнальной системой и формируется на ее базе. Слово становится раздражителем только в результате сочетания с непосредственными первосигнальными раздражениями. Оно является, таким образом, сигналом первых сигналов.

Например, слово «лимон» будет нейтральным раздражителем до тех пор, пока оно не соединится с восприятием вида, запаха и других особенностей лимона.

Но когда это сочетание наступило и соответствующая временная связь между словом и наглядным образом предмета установилась и закрепилась, тогда уже одно слово способно вызвать те же реакции, которые вызывались непосредственным воздействием предмета на рецепторы.

Теперь одно только слово «лимон» вызывает реакцию слюноотделения, которая раньше вызывалась видом и запахом лимона, а еще раньше — прямым воздействием его кислоты на вкусовой рецептор.

«Слово для человека есть такой же реальный условный раздражитель, как и все остальные, общие у него с животными, — говорит И. П.

Павлов,— но вместе с тем и такой многообъемлющий, как никакие другие, не идущий в этом отношении ни в какое количественное и качественное сравнение с условными раздражителями животных.

Слово, благодаря всей предшествующей жизни взрослого человека, связано со всеми внешними и внутренними раздражениями, приходящими в большие полушария, все их сигнализирует, все их заменяет и потому может вызвать все те действия, реакции организма, которые обусловливают те раздражения».

Слова являются отвлеченными и обобщенными условными раздражителями.

Физиологической основой слов являются чрезвычайно широкие и многообразные временные связи в коре головного мозга, благодаря чему слово-раздражитель в громадном большинстве случаев обозначает не образы каких-либо единичных предметов, а общие представления и понятия, относящиеся к группе сходных предметов.

Слово «растение» является сигналом не одного какого-либо конкретного, а всех вообще растений, с которыми мы имели дело в предшествующем опыте. Оно является отвлеченным от отдельных частных раздражителей обобщенным раздражителем, сигнализирующим о свойствах, общих всем сходным первосигнальным раздражителям данного вида.

Благодаря этой особенности вторая сигнальная система является физиологической основой абстрактного мышления в понятиях.

Слова, как второсигнальные раздражители, формируются в процессе речевого общения людей, и, таким образом, с самого начала являются продуктом общественного развития человека.

Смысловое содержание слова, связываемое с его зрительным, слуховым или речедвигательным образом, всецело социально по своему происхождению.

Таким образом, человек через вторую сигнальную систему приобщается к общечеловеческому опыту, что оказывает огромное влияние на развитие его психики.

Вторая сигнальная система находится в неразрывной связи и во взаимной обусловленности с первой сигнальной системой. При этом она играет руководящую роль, подчиняя себе деятельность первой сигнальной системы.

На этом основано направляемое словами учителя восприятие учащимися изучаемых ими предметов и явлений: сопровождающее показ предмета словесное объяснение его учителем заставляет учащихся воспринимать в показываемом предмете именно те его особенности, которые важны для его познания.

Источник: http://psyznaiyka.net/view-fizio.html?id=vtoraja-signalnaja-sistema

Вторая сигнальная система

Вторая сигнальная система Все про вторую сигнальную систему

Сохрани ссылку на реферат в одной из сетей:

СОДЕРЖАНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ 3

Часть 1 3

1.1. Вторая сигнальная система 3

1.2. Анатомо-физиологические основы и особенности развития речи 5

1.3. Виды и особенности мышления 8

ЧАСТЬ 2 11

2.1. Водный и минеральный обмен. Их роль в организме 11

2.2. Физиология выделения 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18

В настоящем исследовании рассмотрены два вопроса: вторая сигнальная система и ее роль в жизнедеяльности человека, а также физиология обменных и выделительных проццессов в организме человека.

Вторая сигнальная система неразрывно связана с социальной жизнью человека, является результатом сложных взаимоотношений индивидуума с окружающей общественной средой.

Словесная сигнализация, речь, язык являются средствами общения людей, они развились в процессе коллективного труда. Таким образом, вторая сигнальная система социально детерминирована.

Вне общества без общения с другими людьми вторая сигнальная система не развивается.

Учение о высшей нервной деятельности позволило раскрыть физиологические закономерности функционирования второй сигнальной системы. У человека все восприятия, представления и большинство ощущений обозначаются словом.

Слово является мощным подкреплением, на базе которого могут быть образованы прочные условные рефлексы. Любое обучение и любая творческая деятельность связаны с развитием и совершенствованием второй сигнальной системы.

Вот почему столь важно изучение второй сигнальной системы и явлений, с ней связанных: речи, мышления.

Часть 1

1.1. Вторая сигнальная система

Вторая сигнальная система – это система условных рефлексов на речевые раздражители, то есть она характерна только для человека.

Коснувшись теории о второй сигнальной системе, мы не можем не пояснить, что такое первая сигнальная система – это понятие обозначает систему ориентировки (условных рефлексов) животного и человека на внешние раздражители (зрительные, слуховые, тактильные).

Понятие второй сигнальной системы введено И.П. Павловым в 1932 г. для обозначения системы ориентировки человека на словесные сигналы, на основе которых возможно образование временных нервных связей.

Так как для человека характерно совместное действие первой и второй сигнальных систем, то им было предложено выделять специфические человеческие типы высшей нервной деятельности по преобладанию той или иной системы.

В соответствии с этим художественный тип был определен как имеющий преобладание первой сигнальной системы, мыслительный — преобладание второй сигнальной системы, а средний — как уравновешенный по этому признаку.

Вторая сигнальная система возникла в процессе эволюции, в процессе общественного труда. Способность к обобщённому отражению явлений и предметов обеспечила человеку неограниченную возможность ориентации в окружающем мире и позволила ему создать науку. Первая и вторая сигнальные системы — различные уровни единой высшей нервной деятельности, но вторая играет ведущую роль.

Вообще, роль второй сигнальной системы в деятельности мозга исключительно велика. У животного раздражения воспринимаются только через первую сигнальную систему — через физическую боль.

У человека сильное негативное воздействие на мозг может оказать слово, которое порой ранит сильнее любой боли. Мозг для демпфирования, смягчения сильных негативных воздействий использует индукционный принцип.

При воздействии сильной боли, при испуге, сильном нервном потрясении включается защитная система. Животные бегают, мечутся, кричат, визжат, прыгают. Аналогично ведет себя и человек.

Он тоже или ходит с место на место, кричит, стискивает зубы, кусает губы или каким-либо другим образом причиняет себе боль. Эти напряжения снижают воздействие на пораженный участок. Именно поэтому днем, когда много посторонних раздражителей, боль переносится легче, чем ночью.

Если раздражение или поражение выше порога выносливости, то возникает «запредельное» торможение, с помощью которого клетка может вообще перестать принимать сигналы о внешнем воздействии. Это может быть обморок, частичный или общий паралич или болевой или нервный шок. Истерический паралич может длиться годами, а то и всю жизнь.

Очень важную роль здесь играют слезы, механизм действия которых состоит в том, что в случае стрессовых ситуаций возникает новый мощный компенсирующий основной очаг раздражения.

Активизированная сильным раздражением кора головного мозга усиливает самые различные функции организма: дыхательные, двигательные, желез внутренней и внешней секреции. Расслабляется гладкая мускулатура мочеиспускательных каналов, прямой кишки.

Именно поэтому при сильном испуге может произойти невольное мочеиспускание или «медвежья болезнь».

Формирование второй сигнальной системы происходит только под влиянием общения человека с другими людьми, т. е. определяется не только биологическими, но и социальными факторами.

Характер взаимодействия первой и второй сигнальной системы может варьировать в зависимости от условий воспитания (социальный фактор) и особенностей нервной системы (биологический фактор).

Одни люди отличаются относительной слабостью первой сигнальной системы — их непосредственные ощущения бледны и слабы (мыслительный тип), другие, наоборот, воспринимают сигналы первой сигнальной системы ярко и сильно (художественный тип). Для полноценного развития личности необходимо своевременное и правильное развитие обеих сигнальных систем.

1.2. Анатомо-физиологические основы и особенности развития речи

Речь является одной из сложных высших психических функций человека, обеспечиваемой деятельностью головного мозга.

Еще в начале XX в. была общепринятой точка зрения, когда функцию речи связывали с существованием в мозгу особых «изолированных речевых центров».

В настоящее время, в значительной мере в связи с успехами отечественной физиологии, установлено, что основой всякой высшей психической функции являются не отдельные «центры», а сложные функциональные системы, которые расположены в различных областях центральной нервной системы и на различных ее уровнях и объединены между собой единством рабочего действия.

Физиологическую основу речи составляет вторая сигнальная система, условными раздражителями которой являются слова в их звуковой (устная речь) или зрительной форме (письменная речь).

Звуки и начертания слов, будучи вначале для отдельного человека нейтральными раздражителями, становятся условными речевыми раздражителями в процессе повторного сочетания их с первосигнальными раздражителями, вызывающими восприятия и ощущения предметов и их свойств.

В результате они приобретают смысловое значение, становятся сигналами непосредственных раздражителей, с которыми сочетались.

Образовавшиеся при этом временные нервные связи в дальнейшем укрепляются путем постоянных речевых подкреплений, делаются прочными и приобретают двусторонний характер: вид предмета немедленно вызывает реакцию его называния, и, наоборот, слышимое или видимое слово сейчас же вызывает представление обозначаемого этим словом предмета.

Звуки, входящие в состав слов, являющихся условными раздражителями в устной речи, имеют сложное физическое строение; в них различают частоту колебания воздушных звуковых волн, амплитуду этих колебаний и их форму, представляющую собой характерное сочетание основного тона речевого звука и сопровождающих его обертонов.

Частота колебаний воздушных волн ощущается как высота звука, амплитуда их — как сила или громкость звука, форма колебаний — как тембр звука.

В своей совокупности указанные характерные особенности речевого звука составляют его физическую природу. Основное значение в этих звуках имеет тембр. Составляющие звук обертоны всегда находятся по числу колебаний звуковой волны в кратном отношении к основному тону, в связи с чем они получили название «гармоники».

Постоянные гармоники (обертоны) с наибольшей для данного звука амплитудой колебаний составляют так называемые форманты речевых звуков. Все гласные и согласные звуки языка, называемые фонемами, обладают характерными для них формантами, что и позволяет дифференцированно воспринимать их.

Способность дифференцированно воспринимать фонемы речевых звуков называется речевым, или фонематическим, слухом. Последний основан на специальной чувствительности слухового анализатора к фонемам, которая развивается у человека в возрасте 1,5-4 лет. Эта чувствительность не зависит от остроты слуха.

Она обусловливается системой фонем данного языка.

Языковой единицей речи является предложение, т. е. определенное сочетание слов, соответствующее возникающей мысли. Смысловое значение каждого слова воспринимается не только по его фонематическому составу, но и потому месту, которое оно занимает в предложении.

Особую роль играет при этом речевая интонация, т. е. мелодические и динамические изменения тона голоса, а также изменения в длительности звуков и наличие пауз между отдельными словами (ритмическое членение предложения).

Речевые интонации очень многообразны, с их помощью уточняется смысловое или предметное содержание высказываемых суждений, отношение говорящего к тому, что он говорит его стремление так или иначе воздействовать на волю того, к кому он обращается. Озвученное предложение, т. е.

предложение, произносимое с определенной интонацией, называется фразой.

Источник: http://works.doklad.ru/view/ptR9OmZQc-g.html

Психология речи. — Вторая сигнальная система

Психология речи. - Вторая сигнальная система

Страница 18 из 38

Вторая сигнальная система.

Поведение животных и человека настолько сильно отличается, что у человека, по-видимому, должны существовать дополнительные нейрофизиологические механизмы, которые и определяют особенности его поведения.

Для различения высшей нервной деятельности животных и человека И.П.Павлов ввел понятия первой и второй сигнальных систем, выражающих различные способы психического отражения действительности.

Согласно И.П.

Павлову, у людей су­ществуют две сигнальные системы раздражителей: первая сигнальная система — это непосредственное воздействие внутренней и внешней среды на различные рецепторы (эта система есть и у животных), и вто­рая сигнальная система — система речевых знаков, символов, вызывающих у человека такие же реакции, как и реальные объекты, которые этими символами обозначены. Причем лишь не­значительная часть этих слов обозначает сенсорные воздействия на человека. Работа второй сигнальной системы заключается, прежде всего, в анализе и синтезе обобщенных речевых сигналов.

Единственная сигнальная система у животных и первая у человека обеспечивают отражение действительности в виде непосредственных чувственных образов. Это “то, что мы имеем в себе впечатление, ощущение и представление от окружающей внешней среды, как общеприродной, так и нашей социальной, исключая слово, слышимое и видимое” (Павлов И.П. Полн. собр. соч. 1951. Т. 3. Кн. 2. С. 345).

Специфические особенности высшей нервной деятельности человека представлены второй сигнальной системой, которая воз­никла в результате развития речи как средства общения между людьми в процессе труда. “Слово сделало нас людьми”, — писал И.П.Павлов. Развитие речи привело к появлению языка как новой системы отображения мира.

Вторая сигнальная система представ­ляет новый принцип сигнализации. Она сделала возможным от­влечение и обобщение огромного количества сигналов первой сиг­нальной системы. Вторая сигнальная система оперирует знаковыми образованиями (“сигналами сигналов”) и отражает действитель­ность в обобщенном и символьном виде.

Центральное место во второй сигнальной системе занимает речевая деятельность, или речемыслительные процессы.

Слово, обозначающее предмет, не является результатом про­стой ассоциации по типу “слово — предмет”. Связи слова с пред­метом качественно отличаются от первосигнальных связей.

Слово, хотя и является реальным физическим раздражителем (слуховым, зрительным, кинестетическим), принципиально отличается от них тем, что в немотражаются не конкретные, а наиболее существен­ные свойства предметов и явлений.

Поэтому оно и обеспечивает возможность обобщенного и отвлеченного отражения действитель­ности. Эта функция слова со всей очевидностью обнаруживает себя при исследовании глухонемоты. А.Р.

Лурия считает, что глухоне­мой, который не обучен речи, неспособен абстрагировать каче­ство или действие от реального предмета. Он не может формиро­вать отвлеченные понятия и систематизировать явления внешнего мира по отвлеченным признакам.

Источник: http://LibSib.ru/obschaya-psichologiya/psichologiya-rechi/vtoraya-signalnaya-sistema

Перша і друга сигнальні системи

Перша і друга сигнальні системи

Деякі люди не замислюються про те, які процеси відбуваються в їх мозку, коли вони, наприклад, чують слово «лимон» і автоматично за частку секунди представляють його смакові якостей, зовнішніх вигляд і пр. Насправді, за зв'язок вищої нервової системи як людини, так і тварини, з навколишнім світом, відповідає сигнальна система.

Перша і друга сигнальні системи – їх суть

Перша сигнальна система існує як в будові людини, так і тварини. А друга – тільки у людини. Це пояснюється тим, що кожна людина здатна сформувати, незалежно від обставин, певний образ.

Наприклад, будь-яке вимовлене слово може викликати в людській пам'яті відповідний образ (друга сигнальна система).

А наявність першої сигнальної системи говорить за себе, якщо спостерігається підвищене слиновиділення.

Розглянемо більш детально кожну з сигнальних систем:

  1. Отже, перша сигнальна система надає допомогу людині в сприйнятті навколишнього середовища. Спільним для тварини і людини є здатність аналізувати і синтезувати певні сигнали, явища із зовнішнього середовища, предмети, що складають цю систему. Перша сигнальна система людини, тварини являє собою комплекс певних рефлексів у відповідь на подразник (звук, світло та ін.) Вона здійснюється за допомогою спеціальних рецепторів, які перетворюють сигнали з дійсності в певний образ. Аналізатори даної першої сигнальної системи – це органи чуття. З їх допомогою порушення передаються до півкулі головного мозку.
  2. Друга сигнальна система дала новий принцип в розвитку діяльності людського мозку. За допомогою цього виду людина здатна мислити за допомогою абстрактних понять чи образів. Дана сигнальна система – основа у формуванні словесно-логічного мислення і знань про навколишній світ.

Варто відзначити, що ця сигнальна – вищий регулятор поведінки людей. У цьому вона переважає над першою і частково пригнічує її. Перша сигнальна система забезпечує певною мірою діяльність другої сигнальної.

Обидві системи пов'язані з функціонуванням підкіркових центрів. Тобто кожна людина здатна свідомо призупиняти безумовно-рефлекторні реакції, стримуючи прояви деяких своїх інстинктів і емоцій.

Отже, обидві системи в життєдіяльності людини відіграє важливу роль і обидві вони тісно взаємозалежні один з одним. Від правильного функціонування однієї сигнальної системи залежить діяльність іншої.

Источник: http://wjournal.com.ua/persha-i-druga-signalni-sistemi.html

Бронников — Конференция 2006, часть 29

Частное предприятие Альфа Сим предлагает продукцию широкого спектра, такую как: кабель сварочный, комплекты высоковольтных проводов на грузовые и легковые автомобили, минусовый кабель АКБ, перемычки АКБ, низковольтные провода для сельхозтехники и многое другое

Четвертая сигнальная система – поиск.

Организм должен постоянно искать что-то. После обеда вы пошли в туалет, вы должны там сами себя победить, иначе будет геморрой. Извините за грубость, 90% людей в туалет ходить не умеют. Чтобы ходить, нужно знать, что это такое.

Почему я об этом говорю? Потому что по моче и калу определяется полноценность развития человека – так говорит древняя восточная мудрость. Поэтому древняя мудрость говорит: «Важно не то, что ты кушаешь, а то, как ты кушаешь». Ворон питается падалью, а живет 300 лет.

Приезжают к нам американцы со своим питанием, где-то что-то не так съели у нас и с унитаза сойти не могут. Бомжи питаются всякой гадостью, от которой собаки дохнут – у них поноса нет, запоров нет, болезни нет. От них всё дохнет, а не они.

Шестая сигнальная система – это игра.

В данном случае я показываю шесть сигнальных систем, хотя их всего 18. Я не хочу вас сильно травмировать восемнадцатью сигнальными системами, поэтому показываю всего шесть. Хотите или не хотите, но вы будете с этим жить и мучиться, пытаться понять, осмыслить.

В организм человека информация входит через первую сигнальную систему, потом через вторую, через третью, четвертую, пятую и так далее. Если у человека развиты две сигнальные системы, то сила действия вот таких размеров.

Чем глубже проникает информация в данной системе, тем большие внутренние объемы задействуются – возрастает потенциал. Это как некий лук. Это вот первый потенциал. Чем сильнее мы натягиваем лук, тем более возрастает потенциальная энергия и мощнейший удар возникает.

Если задействована первая сигнальная система – сила маленькая. Первая и вторая – больше. И так далее. Здесь важно понять, что информация должна как можно глубже проникать и из глубин выходить. Тогда возникает огромнейший потенциал.

Ну, например, я специально говорю какую-нибудь плохую фразу, оскорбляю человека, он мне говорит: «Да сам ты такой!» Это первая сигнальная система, рефлекторная реакция.

Я смотрю – какой-то примат, что с ним общаться? Второй вариант: я его оскорбляю, а он спрашивает: «Слушайте, а почему Вы меня оскорбляете? Почему ты сказал такое? Я что, это заслуживаю, я что-то не так сделал?» Это вторая сигнальная система.

Или мне кто-то говорит: «Бронников, ты козёл!» Я отвечаю: «Да, я такой!» Понимаете? Я сразу включил шестую сигнальную систему – стал играть. Понимаете смысл? Если на вас идет реакция первой сигнальной системы, то надо включать шестую, тогда тот человек уже изначально проиграл. А если включить седьмую, восьмую и девятую?

Почему я обычно не говорю про седьмую, восьмую и девятую сигнальную систему – дело в том, что многие люди плохо ее воспринимают. Но я им скажу. Это три информационных уровня. Вспомните: знак, символ, код, мысль, мыслеформа, образ, схема, план, карта. Рисую аквариум. К рыбке относится первый информационный уровень.

К аквариуму – четвертая, пятая, шестая (сигнальные системы). К окружающей среде, мы уже говорили о том, что окружающая среда это наиболее важно, потом аквариум, а потом рыбка. В нашей психологии жизни построено все наоборот – своя рубашка ближе к телу.

А о том, что у тебя ребенок голый, голодный умирает? – «ну, Бог дал, Бог взял». 

Судьба — это будущее человека, карма — его прошлое. Их связывает программа развития.
—из книг Секлитовой Л.А., Стрельниковой Л.Л.

Каждое растение, животное, камень и всякая другая сущность имеют дух (резонансную матрицу сознания). Эти духи могут объединяться, в «рой» умов, становясь духом области. Природные духи…

Глава 16 МОЛЬБА   То, что мы добрались до последних страниц этой книги, напоминает о мимолетности жизни. Как быстро протекает жизнь, и как скоро мы доживем до наших последних дней! Меньше чем через…

После того, как душа отдохнет и проработает уроки последней жизни, наступает пора к новому воплощению. Приходит это решение разными путями. Некоторые души подходят к нему самостоятельно,…

Источник: http://www.bio-pc.ru/bronnikov-konferenciya-2006-chast-29

Учение Павлова о двух сигнальных системах действительности

Сигнальные системы – это системы нервных процессов, временных связей и реакций, формирующиеся в головном мозге в результате воздействия внешних и внутренних раздражений и обеспечивающие тонкое приспособление организма к окружающей среде.

Павлов И.П.

Первая сигнальная система – это совокупность наших органов чувств, дающая простейшее представление об окружающей действительности. Это форма непосредственного отражения реальности в виде ощущений и восприятий. Она является общей и для животных, и для человека.

У человека в процессе его социального развитая, в результате трудовой деятельности появилась чрезвычайная прибавка к механизмам работы мозга. Ею стала вторая сигнальная система, связанная со словесной сигнализацией, с речью.

Эта высокосовершенная система сигнализации состоят в восприятии слов — произносимых (вслух или про себя), слышимых или видимых (при чтении). Развитие второй сигнальной системы невероятно расширило и качественно изменило высшую нервную деятельность человека.

Вторая сигнальная система неразрывно связана с социальной жизнью человека, является результатом сложных взаимоотношений, в которых находится индивидуум с окружающей его общественной средой.

Словесная сигнализация, речь, язык являются средствами общения людей, они развились у людей в процессе коллективного труда. Таким образом, вторая сигнальная система социально детерминирована.

Вне общества — без общения с другими людьми — вторая сигнальная система не развивается. Описаны случаи, когда дети, унесенные дикими животными, оставались живы и вырастали в зверином логове.

Они не понимали речи и не умели говорить.

Известно также, что люди, в молодом возрасте изолированные на десятки лет от общества других людей, забывали речь; вторая сигнальная система у них переставала функционировать.

Характер взаимодействия П. с. с. и В. с. с. может варьировать в зависимости от условий воспитания (социальный фактор) и особенностей нервной системы (биологический фактор). Одни люди отличаются относительной слабостью П. с. с. — их непосредственные ощущения бледны и слабы (мыслительный тип), другие, наоборот, воспринимают сигналы П. с. с.

ярко и сильно (художественный тип). Для полноценного развития личности необходимо своевременное и правильное развитие обеих сигнальных систем. Вторая сигнальная система, по словам Павлова, — «высший регулятор человеческого поведения» — преобладает над первой и в некоторой мере подавляет ее. Вместе с тем.

Первая сигнальная система в известной степени контролирует деятельность второй.

В зависимости от преобладания одной из сигнальных систем Павлов разделил людей на три типа:

·    Художественный тип, к которому он отнес представителей с образным мышлением (у них доминирует первая сигнальная система).

·    Мыслительный тип, представители которого обладают высокоразвитым словесным мышлением, математическим складом ума (доминирование второй сигнальной системы).

·    Средний тип, у представителей которого обе системы взаимно уравновешены.

Возрастные особенности:

Первая сигнальная система начинает формироваться у детей сразу после рождения, а развитие речевой функции, непосредственно связанное с развитием психики — позднее.

Слово становится «сигналом сигналов» не сразу. У ребенка раньше всего формируются условные пищевые рефлексы на вкусовые и запаховые раздражители, затем на вестибулярные (покачивание) и позже на звуковые и зрительные.

Условные рефлексы на словесные раздражители появляются лишь во второй половине первого года жизни. Общаясь с ребенком, взрослые обычно произносят слова, сочетая их с другими непосредственными раздражителями. В результате слово становится одним из компонентов комплекса.

Например, на слова «Где мама?» ребенок поворачивает голову в сторону матери только в комплексе с другими раздражениями: кинестетическими (от положения тела), зрительными (привычная обстановка, лицо человека, задающего вопрос), звуковыми (голос, интонация).

Стоит изменить один из компонентов комплекса, и реакция на слово исчезает. Лишь постепенно слово начинает приобретать ведущее значение, вытесняя другие компоненты комплекса. Сначала выпадает кинестетический компонент, затем теряют свое значение зрительные и звуковые раздражители.

И уже само слово вызывает реакцию.

Показ предмета и его называние постепенно приводят к формированию их ассоциации, затем слово начинает заменять обозначаемый им предмет. Это происходит к концу первого года жизни и началу второго. Однако слово сначала замещает лишь конкретный предмет, например данную куклу, а не куклу вообще. На этом этапе развития слово выступает как интегратор первого порядка.

Превращение слова в интегратор второго порядка, или в «сигнал сигналов», происходит в конце второго года жизни.

Для этого необходимо, чтобы на него был выработан пучок связей (не менее 15 ассоциаций). Ребенок должен научиться оперировать различными предметами, обозначаемыми одним словом.

Если число выработанных связей меньше, то слово остается символом, который замещает лишь конкретный предмет.

Между третьим и четвертым годами жизни формируются понятия — интеграторы третьего порядка. Ребенок уже понимает такие слова, как «игрушка», «цветы», «животные». К пятому году жизни понятия усложняются. Так, ребенок пользуется словом «вещь», относя его к игрушкам, посуде, мебели и т.д.



Источник: http://biofile.ru/bio/19692.html

Ссылка на основную публикацию