Роли в семье

Статусы и роли в семье

Семья, как социальный объект, является своеобразной организацией со своим набором статусов и ролей.

Определение «статус» дает сведения о позиции, которую человек занимает в обществе, а определение «роли» − определенную модель поведения.

Хотим мы этого или нет, но любой человек в семье имеет свою роль и статус, что подразумевает определенны обязанности и требования от других членов семьи

Семье, как объединению близких людей, характерны парный роли и статусы.

  • Статус «муж-жена». Это супружеский статус, закрепленный выданным в ЗАГСе свидетельством о браке.
  • Родительско-детский статус. Это статус между родителем и ребенком, например, «мать-дочь».
  • Детские статусы. Например, «брат-сестра».
  • Статус рода «бабушка-внук», «тетя-племянник».

Перечисленные статусы не могут быть не парными, ведь не может быть статуса «мать-дочь» в отсутствии ребенка, так же не может быть статуса «муж-жена», в отсутствии, например, мужа.

К сожалению, в некоторых случаях мужчине приходится брать на себя роль жены-готовить обеды, воспитывать детей, но заменить женщину полностью он не может.

Или же при разводе, женщине приходится брать на себя часть функций, выполняемых мужчиной, но так же, заменить отца она не в силах. Нередко скандалы и разногласия в семье происходят по причине неправильной роли одного из супругов.

Это искажает семейную систему, делает ее уязвимой и неустойчивой, поэтому очень важно придерживаться своих ролей.

Взрослый выполняет роль ребенка. Очень странно наблюдать за семьями, где жена постоянно выполняет роль маленькой несостоявшейся девочки. Муж, соответственно, принимает роль ее родителя−потакает ее капризам, успокаивает, поднимает настроение, и всячески показывает свое попечительство над ней.

Еще более странно видеть картину, где мужчина занял роль ребенка, а женщина роль его матери. В настоящее время все чаще встречаются такие браки, котрые больше похожи на усыновление.

Безусловно, некоторые женщины сами доводят семью до такого состояния, у некоторых просто в характере непреодолимое желание взять кого-то под свое крыло, ограждать от бурь и напастей, вобщем, всячески опекать.

А бывает и в мужчине таится «больная» потребность в материнской поддержке, которую он находит в женщине. Но подумайте сами, в семье мужчина−стержень, глава семьи, а что же будет, если он станет полностью инфантильным и неспособным как обеспечивать семейство, так и принимать верные решения?

Ребенок берет на себя роль взрослого. Такие ситуации вероятнее всего появляются с рождением младшего ребенка. Старший берет на себя роль взрослого, в меру сил ухаживает за малышом, учит его различать цвета и рисовать, читать и писать прописи. Если это позволяют родители, которые, безусловно, большую часть забот о ребенке берут на себя, то эта ситуация не такая уж и плохая.

Что плохого в том, что дети становятся ближе друг к другу, разговаривают, вместе проводят время, вместе учатся познавать мир. Укрепление братских отношений безусловно благотворно повлияют на внутрисемейные отношения. Другое дело, когда старший ребенок (обычно, парень), при разводе родителей берет на себя роль мужчины и добытчика в доме.

В такой ситуации мы наблюдаем палку о двух концах. Безусловно, очень хорошо, что у парня просыпается ответственность не только за себя, но и за семью. Это хорошая школа жизни, в которой мальчик становится настоящим мужчиной.

К негативным сторонам можно отнести то, что раннее взросление может повлечь за собой такие неприятности, как разочарование в семейной жизни, или же усталость от возложенных на него забот, которая может перенестись как на созданную им семью, так и на будущее в целом.

Эрзац родителя. Этот термин означает возложение на себя обязанностей родителя бабушкой, дедушкой, или, например, няней. Безусловно, в каждой семье возможна своя ситуация и свое видение этой роли. Для некоторых родителей карьера−основная цель в жизни, а ребенок может расти и без их участия.

Тут некоторые нанимают сиделок и нянь, а некоторые заручаются поддержкой родственников−бабушек и дедушек. А бывают и иные ситуации−бабушка, например, сама берет на себя излишние обязательства по уходу за малышом, не смотря на сопротивления матери.

В настоящее время, как это ни тяжело говорить, многие выполняют не свою роль в семье. Стоит спокойно проанализировать и разобраться, происходит это специально, и вы полностью контролируете процесс, или же это меры вынужденные, или же вам эту роль навязали.

Следует помнить, что выполнение не своей роли, к сожалению, наносит неизгладимый отпечаток на психике как ребенка, так и взрослого. Так же, неправильные роли могут повлечь за собой разлады и конфликты в семье. Поэтому важно вовремя остановить себя, и разобрать, а ту ли нишу вы заняли.

Итак, вы разобрали все по косточкам, и в ходе выяснили, что роль, занимаемая вами в семье, не ваша. Несомненно, вы должны принять определенные меры. Какими же должны быть дальнейшие действия?

  • Определите причину, по которой вы оказались в данной роли. Подумайте, как это произошло, это вынужденная мера, или навязанная вам со стороны?
  • Оцените положительные и отрицательные стороны от занимаемой вами роли. Например, для женщины, живущей с алкоголиком, несомненным минусом является то, что ее мужчина больше не глава семьи, он наносит ей вред и урон. А возможный плюс для нее−явное превосходство над ним, возможность управлять его действиями.
  • Подумайте, если вы не будете играть искаженную роль, сможете ли вы получать то, что получаете от нынешней.
  • Постарайтесь изменить свое поведение и занимаемую нишу в семье. Безусловно, прежде, чем это сделать, необходимо провести глобальный анализ ситуации, найти мотивацию в себе для дальнейшего изменения. Извлеките свои плюсы и минусы из ситуации, всегда помните, что приобретенный вами опыт−это несомненное вложение в будущую жизнь.

В этой статье разобраны основные варианты статусов и ролей. Конечно, возможны нетипичные случаи, которые нужно рассматривать в частности. Если в вашей семье больше нет идиллии, если вы все чаще ссоритесь по пустякам, подумайте, возможно это от того, что в семье вы «не на своем месте», и очень важно осознать это как можно быстрее, пока нет серьезных последствий.

Источник: http://psychology-s.ru/statusy-i-roli-v-seme/

Семейные роли

Структура семейных ролей предписывает членам семьи, что, как, когда и в какой последовательности они должны делать, вступая друг с другом в отношения. Кроме собственно поведения и действий в понятие «роль» включаются также цели, желания, чувства, убеждения, ценности, социальные установки и поступки, которые ожидаются или приписываются человеку.

   Например, семейная роль «матери» подразумевает, что любая женщина заботится о своих детях. В эту роль входит также комплекс чувств, важнейшее из которых — любовь.

Однако «мать» — это также цели, к достижению которых она стремится, а именно — воспитать своих детей достойными людьми. Данное понятие связано с феноменами норм и санкций. Нормы определяют, что конкретно с точки зрения общества должно выполняться носителем роли.

Так, мать обязана помочь детям овладеть различными умениями и навыками, контролировать их поведение, а в случае необходимости — наказывать. Санкции — это реакции окружающих или самого человека на выполнение или невыполнение роли.

Люди могут осуждать мать, которая бросила своих детей. Она же может испытывать действие внутренней санкции — угрызений совести, осознавая, что не любит своего ребенка.

Члены семьи выполняют разные семейные роли: супруга (супруги), матери, отца, сына, дочери, бабушки, дедушки, внука, свекра, тещи, невестки, старшего брата и пр.

При этом всемье, состоящей из трех поколений, проживающих вместе и ведущих общее хозяйство, один и тот же человек должен уметь гибко функционировать сразу в нескольких ролях (например, в качестве мужа своей жены, отца старшего ребенка —  сына и младшего ребенка — дочери, зятя тестя и тещи).

В противном случае возможно возникновение разнообразных ролевых семейных конфликтов и семейной дисфункции.

Каждой семейной роли в отдельности и всей их системе в конкретной семье необходимо соответствовать определенным требованиям.

Во-первых, они должны обладать логической цельностью. Если ожидания от представителя определенной семейной роли противоречивы, появляются серьезные трудности в ее выполнении (например, когда мать требует от сына, чтобы он был нежным, мягким, послушным и, одновременно, — независимым и мужественным).

Во-вторых, совокупность семейных ролей, которые индивид выполняет в семье, должна обеспечивать удовлетворение его потребностей в уважении, признании, симпатии. Так, роль мужа возлагает на мужчину не только обязанность материально обеспечивать свою жену, но также дает ему право ожидать от нее любви, привязанности, удовлетворения сексуально-эротических потребностей.

В-третьих, очень важно, чтобы выполняемые семейные роли соответствовали возможностям индивида.

Когда требования непосильны, возникает нервно-психическое напряжение и тревога (как следствие своей неуверенности справиться с ролью).

Пример этого —  «ребенок, исполняющий роль родителя» в ситуации, когда из-за отсутствия старших или их личностных нарушений ему приходится брать на себя родительские обязанности.

В нормально функционирующих семьях структура семейных ролей является целостной, динамичной и психологически комфортной для всех ее членов.

Однако нередко семейные роли являются патологизирующими, итогда в силу своей структуры исодержания оказывают психотравмирующее воздействие на членов семьи.

Это роли «семейного козла отпущения», «семейного мученика, без остатка жертвующего собой во имя близких», «больного члена семьи» и пр.

В некоторых семьях один из членов вынужден играть социальную роль, которая травматична для него самого, однако психологически выгодна его родственникам.

Иллюстрацией этого является делегирование роли взрослого ребенку, что типично для семей с проблемой алкоголизации, где мать «спасает» отца и страдает, а ребенок становится перед необходимостью быть маминой «опорой» — поддерживать ее, утешать, не огорчать, скрывать от нее свои детские трудности, чтобы не расстроить.

При этом ребенок используется матерью для решения супружеских конфликтов: выдвигается как «щит» во время пьяных скандалов, отправляется на переговоры с отцом на следующее утро, чтобы его «вразумить» и т. д. 

Источник: http://family-abc.ru/psikhologiya-semi/item/124-semejnye-roli

Роли супругов

В настоящее время участились обращения женщин с одной и той же проблемой: после долгих лет совместной жизни брак трещит по швам.  И далеко не всегда причиной являются измены одного из супругов.

Очень частой причиной размолвок, а порой даже разводов, становиться незнание правил построения совместной жизни в браке, привычка, которая перерастает в раздражение, непонимание, взаимные упреки и обвинения, а как следствие – поиск «утешения» на стороне, которое часто в начале воспринимается как спасение, а затем становится «проклятьем». В итоге несчастливы все участники драмы.

Для того, чтобы этого избежать самым действенным методом является своевременное обращение к специалисту, который поможет разобраться в запутанных  взаимоотношениях, найти способ понять и быть понятым (а все несчастья, как известно, начинаются с непонимания), найти способ снова «понравиться» партнеру и завоевать его любовь. Не нужно забывать, что по прошествии лет, Ваш муж (жена) уже не тот юноша, который без оглядки в Вас влюбился, а уже взрослый человек, сердце, которого нужно завоевывать по «взрослому»

Каждый человек, сталкиваясь с процессом вхождения в общество, учится исполнять различные роли. Роль ребенка – это первая роль в жизни каждого человека. Поэтому необходимо, чтобы семья была поддержкой и опорой для малыша в его взрослении. Для этого роли старших членов семьи должны быть четко распределены и согласованы.

Семейная роль – это свод неписаных правил и норм поведения каждого из супругов. Представление о семейных ролях у каждого из нас формируется постепенно под влиянием родителей и знакомых, эталонов поведения, существующих в различных социальных группах, с помощью средств массовой информации.

Роли супругов в семье можно разделить по трем основаниям, которые выдвинул психолог К. Киркпатрик: партнерские, традиционные и товарищеские.

  • Традиционные роли требуют от женщины в семье рождения и воспитания детей, создания и поддержания дома, обслуживания семьи, преданного подчинения своих интересов интересам супруга, приспособленности к зависимости, терпимости к ограничению своей сферы деятельности. Муж же обязан быть преданным матери своих детей, благодарным жене за ее способность быть зависимой от него, подчиненной, должен обеспечивать экономическую безопасность и защиту семьи, поддержание семейного контроля и власти, принятие основополагающих решений,
  • При товарищеских ролях жена должна сохранять внешнюю привлекательность, обеспечивать моральной поддержкой и сексуальным удовлетворением супруга, поддерживать полезные для мужа социальные контакты, живо и интересно духовно общаться с мужем и гостями, обеспечивать разнообразие жизни и устранение скуки. Муж при этом обязан восхищаться женой, рыцарски к ней относиться, отвечать романтической любовью и нежностью, обеспечивать средства для нарядов, социальных контактов, развлечений, проводить досуг с женой.
  • Партнерские роли со стороны жены и мужа подразумевают экономический вклад в семью в соответствии со степенью заработной платы, общую ответственность за детей, участие в работе по дому, распределение правовой ответственности. От жены требуется отказ от рыцарства супруга, т.к. супруги равны, одинаковой ответственности за статус семьи и его поддержание. От мужа, в свою очередь: принятие равноправного статуса жены и согласие с ее равным участием при приеме различных решений.

Духовное общение супругов позволяет им согласовать жизненные позиции, ценностные ориентации, взгляды на окружающий мир и свое место в нем, интересы и мотивы социального поведения.

Записаться ко мне на консультацию и прием по семейным вопросам можно по телефону 8-966-099-14-55. Помощь семейного психотерапевта вы можете получить в Москве, по адресу: ул. Маросейка, д.6/8, станция метро «Китай Город».

Вы можете написать мне письмо через форму обратной связи, я обязательно отвечу Вам в ближайшее время.

Источник: http://mwtp.ru/sem/roli-suprugov

Семейные роли

Каждый член любой семьи имеет свои семейные роли, которые определяют что, как, в какой последовательности и в какое  время он должен делать, взаимодействуя с другими членами семьи.

При этом, роли предписывают не только видимое поведение, конкретные действия, которые выполняет член семьи, но и его образ мыслей, желания, цели и ценности.

Так роль родителя предполагает, что он стремится защищать своего ребенка, заботиться о нем, давать все самое лучшее.

Отдельный член семьи может выполнять внутри семьи сразу несколько ролей: супруг/супруга одновременно являются родителями для своих детей, свекром/тестем, свекровью/ тещей для их партнеров, бабушкой и дедушкой для своих внуков, а может  еще оставаться детьми для своих родителей. Кроме того, быть старшим боратом или младшей сестрой, а если вспомнить еще кузенов, кузин и других родственников, то этот список можно продолжать до бесконечности.

Поэтому, если одной семьей живут несколько поколений, каждый ее член должен научиться гибко функционировать сразу в нескольких ролях, резко перестраивать свою позицию в зависимости от ситуации либо совмещать две и более ролей одновременно. Если же кто-то из членов семьи этого не делает и выступает преимущественно из одной роли, то это может приводить к возникновению ролевых конфликтов и нарушению взаимоотношений внутри семьи.

Так мать, видящая себя лишь в этой роли, может чрезмерно опекать не только детей, но и своего супруга, что будет приводить к дисфункциональности семьи. В такой ситуации дети могут расти несамостоятельными и беспомощными, таким же может стать и супруг, или же подобная ситуация будет встречать сопротивление с его стороны и приводить к конфликтам и, как к крайности, к разрыву отношений.

Кроме описанных выше «официальных» ролей в каждой семье есть свои особые роли, которые могут брать на себя один или несколько членов семьи.

Так, в семье может быть свой «козел отпущения», «неблагополучный ребенок», «ребенок-родитель», «семейный мученик», «вечный больной» и др.

 Такие роли являются травмирующими для отдельной личности, которой навязана такая роль, но иметь свое стабилизирующее влияние на семью в целом.

Приведу хрестоматийный пример. В семье есть ребенок, страдающий энурезом (недержанием мочи).

При работе с семьей, выясняется, что в связи с тем, что ребенок не может себя контролировать, он часто ложится спать в постель к родителям или же мать ложится с ребенком, оставляя супруга одного в пустом супружеском ложе.

Понятно, что в такой ситуации, об интимной близости не может быть и речи. Дальше выясняется, что как раз этой интимной близости супруга и хочет избежать.

Первоначально «неприятность», которая происходит с каждым маленьким ребенком, она использовала как повод, чтобы уделять большее внимание ребенку и возможность избежать интимной близости. Интуитивно ребенок почувствовал ее нежелание находится в постели с отцом и, чтобы помочь, продолжил демонстрировать желательное поведение.

Конечно все эти процессы проходили неосознанно или, во всяком случае, полуосознанно. Конечно, мать не хотела, чтобы ребенок заболел и ограничил свою функциональность, и ребенок этого не хотел.

Но такая ситуация была выгодна для семьи как для системы в целом, поскольку обеспечивала ей стабильность, снимая с повестки дня дестабилизирующий систему вопрос о нежелании жены интимной близости с супругом.

Такая ситуация, когда ребенок «берет на себя» проблемы семьи отнюдь не редка. Так, часто «проблемные дети» становятся таковыми лишь потому, что желают сохранить родителей от разрыва, поскольку те бывают единодушными и действуют сообща только тогда, когда у ребенка возникают проблемы.

И чем более серьезные и длительные эти проблемы, тем дольше и упорнее семья в целом  и родители в частности пытаются их решить. Т.е. вступает в силу принцип «против кого дружить будем», и проблемы в паре отходят на второй план перед более важными проблемами ребенка.

Хотя, конечно так происходит не всегда…

Конечно, семейные роли гораздо более многообразны и сложны, чем это описано в данной статье. Но это уже предмет изложения отдельной книги. А что вы думаете об этом? выполняли ли Вы сами какую-то роль в семье, которая помогала ее стабилизировать?

Friend me:

Запись опубликована в рубрике Семья с метками Отношения, семья. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Источник: http://psyholog-praktik.ru/family/semeynyie-roli

Книги по психологии. Мои книги. Словарь — руководство по решению семейных и личностных проблем. Р — Распределение ролей в семье

Еще в период ухаживания начинается процесс распределения ролей в семьи. Активно этот процесс продолжается при вступлении в брак. Семейное благополучие во многом зависит от того, насколько согласованно действуют супруги, насколько каждый из партнеров согласен и готов исполнять определенные роли в семье.

К. Киркпатрик [1] выделяет три вида супружеских ролей: традиционные, товарищеские и партнерские.

Традиционные роли предпологают со стороны жены:

  • рождение и воспитание детей,
  • создание и поддержание дома,
  • обслуживание семьи,
  • преданное подчинение собственных интересов интересам мужа,
  • приспособленность к зависимости,
  • терпимость к ограничению сферы деятельности.

Со стороны мужа:

· преданность матери своих детей,

· экономическая безопасность и защита семьи,

· поддержание семейной власти и контроля,

· принятие основных решений,

· благодарность жене за ее умение быть зависимой, подчиненной,

· обеспечение алиментов при разводе.

Товарищеские роли требуют от жены:

· сохранение внешней привлекательности,

· обеспечение моральной поддержки и сексуального удовлетворения супруга,

· поддержание полезных для мужа социальных контактов,

· живого и интересного духовного общения с мужем и гостями,

· обеспечение разнообразия жизни и устранения скуки.

От мужа:

· восхищение женой,

· рыцарское отношение к ней,

· ответная романтическая любовь и нежность,

· обеспечение средств для нарядов, развлечений, социальных контактов,

· проведение досуга с женой.

Роли партнеров требуют и от мужа и от жены:

· экономического вклада в семью в соответствии с заработком,

· общей ответственности за детей,

· участия в домашней работе,

· распределение правовой ответственности.

Кроме того, от жены требуется: отказ от рыцарства супруга, поскольку супруги равны,

· равной ответственности за поддержание статуса семьи,

· в случае развода и отсутствия детей — отказ от материальной помощи мужа.

А от мужа:

· принятие равного статуса жены и согласия с его равным участием в принятии любых решений [1].

Семья может чувствовать себя спокойно и стабильно, когда исполняемые мужем и женой роли согласованны.

Часто между супругами возникают конфликты и не согласия по поводу распределения ролей в семье. Например, муж ожидает от жены, что она будет домохозяйкой, а жена хочет делать карьеру, сама принимать решения. Жена претендует на роль лидера в семье. В результате супруги борются за власть в семье. Один принимает решения, другой их не выполняет.

По распределению власти семейные роли могут быть трех типов [2]:

1. Централистический или авторитарный, с оттенками патриархальности, когда во главе стоит один из супругов, в нашей стране роль лидера часто принадлежит жене. Глава или лидер принимает решения по всем основным семейным вопросам, является инициатором, генератором идей.

2. Автономный — муж и жена распределяют роли и не вмешиваются в сферу влияния другого.

3. Демократический — управление семьей лежит на плечах обоих супругов примерно в равной степени.

Кроме того, каждый из партнеров приносит определенные представления о том, каким должен быть брак, из своей родительской семьи. Женщине может нравиться романтика, а мужчина может вести себя рационально и делать акцент на карьере, зарабатывании денег. Конфликт возникает тогда, когда кто-то из супругов пытается подогнать своего партнера под свои ожидания.

С самого начала отношений партнерам важно согласовать свои ожидания и представления о браке. Нужно определиться, насколько совпадают ваши взгляды на семью, ожидания. Ответьте для себя на вопрос: можете ли вы принимать своего партнера таким, каков он есть, не пытаясь его переделать? Способны ли вы с уважением относится к его взглядам, привычкам, увлечениям?

От ответов на эти вопросы зависит принятие решения: стоит ли вступать в брак с этим человеком, либо стоит ли нам продолжать наш брак.

Литература:

1. Ковалев С.В, «Психология современной семьи», М., 1988.

2. Гребенников И.В. «Основы семейной жизни», М., 1991.

Ответить Подписаться

Источник: https://PsyOnline.ru/books/author/dictionary/73721/

Какую роль я играю в семье?

В семье каждый из нас играет определенную роль, нередко навязанную нам в детстве. Повзрослев и осознав сложившуюся модель поведения, мы получаем шанс выйти за ее рамки.

С каждым из близких нас связывает негласный договор. Если понять, какой именно, нам будет проще освободиться от навязанной роли, которую мы, возможно, исполняем уже много лет.

Семья – это большая сцена, и каждый из нас исполняет на ней свою роль. «Именно здесь, в сложной системе семейных взаимоотношений, мы выстраиваем связи и формируем себя в зависимости от других, их желаний и потребностей, – уточняет детский психолог Татьяна Бедник.

– Роли детей, к примеру, распределены в зависимости от последовательности их появления на свет, семейной истории и бессознательных сигналов, идущих к ним от взрослых. Если роль органична для ребенка, она работает на его развитие и благополучие всех: так бывает в хорошо функционирующих семьях.

В дисфункциональных, дисгармоничных роли навязываются, и дети вырастают в их рамках, теряя себя». Некоторые роли сковывают нас больше, чем другие, накладывают отпечаток на всю взрослую жизнь, порождают беспомощность и пассивность, мешая проявить самостоятельность и заявить о себе.

«Повзрослев и осознав, что нам в тягость предложенная кем-то модель поведения, мы обретаем шанс избавиться от нее, не застрять в ней навсегда», – говорит Татьяна Бедник.

Перед вами четыре детские роли, которые часто встречаются в семейных сценариях. Мы дали им яркое описание, усилив некоторые детали.

Попробуйте определить, на кого из этих персонажей вы больше похожи, и спросите себя, как роль, усвоенная в детстве, влияет на вашу жизнь сегодня.

Сказывается ли она на ваших отношениях в паре, на вашем выборе, ваших решениях? Какую выгоду она вам приносит и не мешает ли проявить себя?

Портрет. В любом возрасте он выглядит как взрослый в миниатюре – волевой, добросовестный, разумный в речах и поступках.

«Такие дети хорошо понимают, что заслужат внимание и одобрение взрослых, только если будут соблюдать чужие правила, – рассказывает Татьяна Бедник.

– Но для этого ребенку приходится подавить в себе все живое: спонтанность, импульсивность, эмоциональность». Под запретом (ожидаемо) оказываются и негативные проявления, к примеру агрессивность.

Роль в семье. Идеальный ребенок никогда не делает того, что может расстроить родителей, его задача – максимально соответствовать ожиданиям. Он служит «визитной карточкой», безупречным послом своих родных во внешнем мире. Как правило, его братья и сестры пользуются большей свободой, потому что все внимание сосредоточено на нем.

Плюсы и минусы. «Такие люди ответственны, дисциплинированы, обладают упорством, – комментирует Татьяна Бедник. – Но с ними часто бывает очень скучно».

Они постоянно ищут одобрения и высокой оценки со стороны взрослых (позже – преподавателей и начальников), и это редко приносит им популярность.

А еще идеальным в прошлом детям сложно выстраивать близкие отношения, поскольку они не в состоянии совладать со своими чувствами, подавляют в себе все негативные эмоции, которые все равно прорываются наружу – к примеру, в виде приступов сарказма.

Портрет. Энергичный и беспокойный, он бесконечно задает вопросы, нарушает правила, устраивает провокации. Не ведая усталости, он восстает против семейных требований и ограничений, из-за чего раз за разом бывает наказан.

Роль в семье. С такими детьми сложно ладить. «Легче наказать, попытаться подавить, ограничить, усмирить, – объясняет Татьяна Бедник. – Непослушный ребенок часто является отражением невнимания родителей, их усталости, неготовности взаимодействовать с ним». Но детям необходимо участие взрослых, и они будут стараться привлечь к себе внимание любыми способами.

Плюсы и минусы. «Непослушный ребенок способен сопротивляться, он умеет говорить «нет», может постоять за себя. С другой стороны, умеет ли он говорить «да»? В этом нет никакой уверенности», – размышляет психолог.

Бьющая через край жизненная энергия может сделать из него лидера, а желание бунтовать – законсервировать в бесплодной роли возражающего, того, кто всегда против. Такие дети часто поступают безответственно.

Нередко бывают двуличными – с сильными ведут себя затравленно и униженно, со слабыми – жестоко.

Портрет. Вечный насморк, аллергия… Ребенок нуждается в безраздельном внимании родителей. Слабый здоровьем, он вызывает у окружающих беспокойство и сочувствие.

«И учится манипулировать, если понимает, что только в болезни может получить то, что в обычной жизни ему не дают: заботу, внимание и любовь», – комментирует Татьяна Бедник.

Повзрослев, он, скорее всего, превратится в болезненно мнительного человека, который будет находить в себе симптомы всех недугов.

Роль в семье. Ребенок выбирает для себя эту функцию, чтобы сказать матери: «Я не могу без тебя», тем самым отвести ей прекрасную роль – преданной, забывающей обо всем ради него. Возможно, он удовлетворяет потребности сразу двух родителей, которые с трудом ладят друг с другом, но объединяются ради ребенка.

Плюсы и минусы. «Постоянно оберегая ребенка, родители ограничивают круг его общения, полностью лишают сына или дочь собственной жизни, – рассказывает Татьяна Бедник. – В результате такие дети растут зависимыми, несамостоятельными, безынициативными». Им сложно научиться выстраивать отношения с людьми: часто они складываются по модели «больной–сиделка».

Портрет. Ему все прощается – он растет капризным, не думает о последствиях, легко меняет принятые решения… Слабовольный и импульсивный, он не обременяет себя заботами ни о завтрашнем дне, ни о других людях.

У него есть идеи, желания, но нет ни терпения, ни средств, чтобы их осуществить: он ждет, пока за него все сделают другие.

«Вечный ребенок, ничего не знающий о своих возможностях и не готовый ни за что отвечать, склонен искать виноватых: или обстоятельства не так сложились, или окружение было не то», – добавляет Татьяна Бедник.

Роль в семье. Обычно это самый младший ребенок в семье, который одновременно является связующим звеном между родителями. «Третий лишний» – он препятствует их близости, но обеспечивает сохранение пары.

Такие дети – гарантия вечной молодости родителей. «Можно не бояться почувствовать себя ненужными в тот момент, когда ребенок вырастет и уйдет из семьи, – ведь этого просто не произойдет», – говорит психолог.

Плюсы и минусы. Обаятельный и непосредственный, он обладает уверенностью в себе, по крайней мере внешней, которая легко открывает ему двери и сердца окружающих.

Но за легкостью и обаянием, как правило, ничего не стоит, поэтому немногие хотят развивать отношения с таким человеком. «Ребенок не может быть на равных со сверстниками, поскольку никак не может повзрослеть, все время ждет, что его будут опекать, – отмечает Татьяна Бедник.

– Такие дети часто подвержены чужому дурному влиянию, потому что не способны думать самостоятельно».

«Все было предопределено: я училась в гуманитарном классе гимназии, выпускники которого поступали либо на филологический, либо на исторический факультет МГУ. Мои родители – тоже выпускники и сотрудники МГУ – с гордостью говорили, что я уже пятое поколение в семье, которое будет учиться в университете.

Я честно поступила на филфак, но… Учиться было скучно, люди вокруг мне не нравились, на третьем курсе я отчислилась и стала учиться в школе парикмахеров, а потом – визажистов. Родители сперва отнеслись к этому спокойно, посчитав, что мне нужно устроить себе каникулы, – они не сомневались, что я скоро восстановлюсь.

Но окончив курсы, я почувствовала, что мне это по-прежнему интересно и моя дальнейшая жизнь, видимо, будет связана с этой профессией. Я много работала на модных показах, в ночных клубах, на съемках клипов, рекламы, а потом и в кино – гримером. Родители тревожились, моя жизнь была им непонятна и казалась чуть ли не опасной, во всяком случае совершенно чужой.

Они понимали, что теряют контроль надо мной, а их всеобъемлющий опыт, которым они готовы были щедро делиться со мной, оказался мне просто не нужен. До ультиматумов не доходило, но они всячески давали мне почувствовать свое разочарование.

Я врала, что собираюсь восстанавливаться, оттягивала неприятные разговоры, замыкалась в себе… Навязанный мне образ «хорошей девочки» рушился на глазах, хотя мне было непросто нарушать негласные табу – «хорошие девочки не бросают университет, не работают в ночных клубах, не курят». Впрочем, я не хотела сделать родителям больно и поступала по-своему не из протеста.

Просто нащупывала свою жизнь, свой путь, свое понимание того, что хорошо именно для меня. Кстати, университет я все-таки окончила, но не потому, что папа с мамой так хотели, – просто поняла, что в жизни мне это пригодится. Родители признали за мной право решать, как я буду строить свою жизнь, и научились уважать мои решения».

Источник: http://www.psychologies.ru/roditeli/generations/kakuyu-rol-ya-igrayu-v-seme/

Валентина Целуйко — Взрослые проблемы взрослых людей

Любая семья – это всегда сложная система взаимоотношений, которые складываются между ее членами.

Эти отношения могут быть формальными, связанными лишь с семейными обязанностями и обязательствами, или же, наоборот, личностно-эмоциональными, обусловленными чувством любви и привязанности друг к другу. Психологи различают ролевое и межличностное взаимодействие.

Например, роль «отца», «мужа», «хозяина / хозяйки дома» и др. Межличностное взаимодействие отличается от ролевого и заданного. Предполагается, что именно в таком взаимодействии «открывается душа», предоставляется возможность быть самим собой.

В любом взаимодействии, а тем более в супружеском (семейном), есть и те, и другие моменты. Семейная жизнь предполагает наличие множества ролей, освоение которых супругами является залогом их семейного счастья.

Роль – это нормативно одобряемая модель поведения, ожидаемая от человека, занимающего определенную социальную позицию и позицию в межличностных отношениях.

Содержание роли и ее выполнение регулируются нормами, определенными выработанными и принятыми группой правилами, которым необходимо следовать для реализации совместной деятельности. Существуют правила, предписания, касающиеся как принятия ролей, так и их исполнения.

Важны также контроль за выполнением роли и санкции, как внешние, так и внутренние, направленные на восстановление баланса семейной деятельности за счет определенного воздействия на члена семьи, не выполняющего свою роль.

Степень принятия членом семьи своей семейной роли определяет эффективность ее выполнения и, как следствие, успешность функционирования семейной структуры в целом.

В ролевой структуре семьи выделяют:

• Конвенциональные роли предписаны социокультурным окружением, стандартизованы, определяют постоянные права и обязанности членов семьи, представляя собой перечень форм поведения и способов их реализации, регулируемых правом, моралью, традициями.

• Межличностные роли индивидуализированы, определяются конкретным характером межличностных отношений в семье, кристаллизуя в себе уникальный опыт семейного межличностного общения.

• Ролевая структура семьи обеспечивает эффективное ее функционирование и удовлетворение потребностей всех ее членов с учетом следующих требований:

• ролевая согласованность – требование непротиворечивости ролей, образующих целостную систему, как в отношении ролей, выполняемых одним человеком, так и семьей в целом;

• выполнение роли должно обеспечивать удовлетворение потребностей личности в рамках семьи;

• принятые роли должны соответствовать возможностям личности, нельзя допускать «ролевой перегрузки»;

• выполнение ролей должно обеспечивать удовлетворение потребностей всех членов семьи.

• Конвенциональные роли могут быть классифицированы по различным основаниям:

а) в соответствии со статусом родственных отношений: роли мужа, жены, родителей (матери и отца), детей (сына и дочери), сиблингов (брата и сестры), прародителей (бабушки и дедушки) и пр.;

б) по функциональному принципу: «кормилец» семьи, хозяин (хозяйка) дома, ответственный за уход и воспитание младенца, воспитатель детей, сексуальный партнер, «семейный психотерапевт», ответственный за поддержание родственных связей, организатор семейного досуга и др.

• Межличностные роли определяют характер межличностного взаимодействия, включая роли покровителя, опекуна, опекаемого, друга и пр.

Ролевое поведение характеризуется степенью идентификации исполнителя с ролью, т. е. степенью принятия ответственности за выполнение роли, ролевой компетентностью, сформированностью мотивационного и операционно-технического компонентов ролевого поведения, конфликтностью роли, т. е. противоречивостью в сознании человека поведенческих моделей, необходимых для реализации роли.

Семейная жизнь изначально строится на распределении обязанностей, потому важно решить вопрос об оптимальном разделении их между супругами. Распределять домашние обязанности следует в соответствии с желаниями и возможностями каждого супруга, чтобы выполнение их не превратилось в тяжелое бремя.

Современная семья не всегда следует традиционным правилам и нормам, и практика в каждой семейной паре индивидуальна. Важно, какие образцы семейного уклада, распределения обязанностей вынесли супруги из родительского дома, что они наблюдают в знакомых семьях.

Нередко выработка собственного семейного уклада и распределения семейных обязанностей становится долгим и сложным процессом. Только от самих супругов зависит согласованность представлений о функционально-ролевом назначении и обязанностях каждого из них.

Не лишним для них будет знание того, что предписывается каждой семейной ролью, потому что от этого во многом зависит стабильность и благополучие брачного союза.

В соответствии с важнейшими функциями семьи выделяется система семейных ролей.

Роль «кормильца» соответствует выполнению функции обеспечения материального благополучия семьи. В традиционной семье эта роль принадлежит мужу. В современной эгалитарной семье, как правило, работают оба супруга. Выполнение роли «кормильца» фактически предопределяет решение вопроса о власти и главенстве в семье.

Роль хозяина (хозяйки) дома реализует функцию организации и поддержания быта. В традиционной семье эта роль отводится жене.

В эгалитарных семьях эти ролевые функции распределяются поровну с учетом культурных стереотипов и представлений о роли мужчины и женщины в «поддержании семейного очага».

Как правило, они совмещаются с ролью «министрафинансов» семьи, ответственного за проектирование семейного бюджета и держателя кошелька. Традиционно такую роль играет жена, однако все чаще наблюдается тенденция совместного ее выполнения.

Роль ответственного за воспитание младенца выделяется из воспитательной функции семьи и выступает обособленно по причине теснейшего взаимодействия ребенка в младенческом возрасте с близким взрослым.

Возможности выполнения родителем, принимающим на себя функцию воспитателя младенца, других функций крайне ограниченны. Традиционные нормы предписывают выполнение этой роли матери.

В современной эгалитарной семье ее достаточно успешно выполняют отцы, однако нет, пожалуй, ни одной другой роли, где тенденция традиционализации распределения семейных ролей проявляла бы себя настолько сильно.

Так, кормление грудью – биологически обусловленная функция матери; предпосылки синхронности взаимодействия матери и ребенка закладываются еще в период внутриутробного развития; наконец, именно мать наиболее соответствует формированию первой социальной потребности ребенка в контакте со взрослым и в привязанности.

Роль воспитателя детей (более старшего возраста) предполагает управление моральным развитием, компетентностью детей и осуществляется обоими родителями. Степень участия отца в процессе воспитания определяется следующими факторами:

• уровнем образования. Общая тенденция состоит в том, что чем выше уровень образования отца, тем более активен он в воспитании ребенка;

• полом ребенка. Считается, что отец уделяет больше внимания сыну, а мать – дочери, но если межличностные отношения родителей характеризуются любовью и нежностью, то уровень эмпатии и активность участия отца в воспитании дочери могут быть выше;

• возрастом ребенка.

Чем старше ребенок, тем больше включен отец в процесс его воспитания, однако налицо преимущества более раннего включения отца в воспитание ребенка: возрастает вероятность формирования безопасной привязанности в отношениях ребенка с отцом; осуществляется безусловное принятие ребенка; возникает необходимая основа для выработки у родителей единой позиции, помогающей избежать непоследовательности и противоречивости в семейном воспитании.

Роль сексуального партнера включает проявление активности и инициативности в сексуальном поведении. Традиционно роль лидера в сексуальных отношениях отводится мужу, однако в последнее время ситуация выглядит не так однозначно в связи с ростом активности женщин.

Роль «психотерапевта» обеспечивает удовлетворение потребностей членов семьи в эмоциональном взаимопонимании, поддержке, безопасности и является ключевой в современной семье.

Традиционно она отводится женщине в силу признания ее большей эмоциональной чувствительности, однако в действительности дело обстоит так не всегда.

Муж в роли семейного «психотерапевта», как правило, укрепляет свою лидерскую позицию и реальное главенство в семье.

Перечисленные роли носят скорее «внутренний» характер и не предполагают выхода за пределы семьи. Наряду с ними можно говорить и о семейных ролях, осуществляющих «посредническую» функцию между семьей и социальной средой. К ним относятся:

• Роль ответственного за поддержание родственных связей предполагает лидерство в организации общения с родными и близкими, участие в семейных ритуалах, церемониях, праздниках, осуществление необходимой материальной и психологической поддержки членам расширенной семьи, социального контроля. Традиционно эту роль исполняла жена. Сейчас нет четкого приоритета, принятие этой роли определяется характером родственных отношений и личностными особенностями членов семьи.

Источник: https://profilib.net/chtenie/141836/valentina-tseluyko-vzroslye-problemy-vzroslykh-lyudey-53.php

Ссылка на основную публикацию