Принципы глубинной психологии

Глубинная психология

Глубинная психология объединяет в себе несколько направлений зарубежной психологии, в которых рассматриваются механизмы бессознательного. Это современное течение, которое имеет массу последователей и активно обсуждается в научном сообществе.

Глубинная психология: Зигмунд Фрейд и другие

Сегодня с уверенностью можно говорить о том, что глубинная психология личности держится на работах таких деятелей, как Фрейд (его теория психоанализа), Юнг (аналитическая психология) и Адлер (индивидуальная психология), но в каждом случае границы теории расширяются. Само понятие бессознательного в данном случае рассматривается гораздо шире, и в него входят не только архетипы и скрытые сексуальные желания, но и нравственная составляющая человека.

Глубинная психология, основанная на трудах Юнга, Адлера, Фрейда и неофрейдистов, к коим относятся Фромм, Салливан, Хорни и другие, послужила стимулом для образования и развития новой области медицинской науки – психосоматики.

Психосоматика объясняет, каким образом психологические факторы становятся причинами реальных физических заболеваний, детализируя выражение «все болезни от нервов».

В этой теории главная идея заключается в том, что абсолютно любое заболевание любой тяжести имеет корни в психическом состоянии человека.

Глубинная психология и психоанализ

Глубинная психология тесно связана с психоанализом, отчего в этих двух теориях так много общих черт и даже методик.

Так, например, в рамках глубинной психологии могут использоваться проективные методы, свободные ассоциации и методы психодрамы. Основателем глубинной психологии является Э.

Блейлер, который в свое время тесно сотрудничал с Зигмундом Фрейдом, чем и объясняется тесная связь между этими двумя направлениями.

Современный психоанализ включает в себя такие глубинные теории:

  • психоаналитическая теория развития;
  • эго-психология;
  • теория объектных отношений;
  • психология влечений;
  • теория М.Кляйн;
  • психология самости.

Глубинная психология противопоставлена поведенческой, поскольку последняя изучает «верхний слой» — проявления психики, когда как глубинная обращена более глубоким слоям человеческой личности.

В данном случае основным положением является то, что человек не способен осознавать многого, и то, что мы способны осмыслить – это лишь малая часть информации; но есть способы проникнуть глубже в саму суть своей личности, и это позволяют сделать именно методы глубинной психологии.

Глубинная психология: общая характеристика

Глубинную психологию часто называют динамической психологией или психодинамическим подходом.

Этот термин не совсем точен, так как, по сути, динамический подход является одним из трех частных случаев, которыйизучает психику не в статике, а в динамике, рассматривая ее как исход влияния различных бессознательных влечений. Кроме динамического подхода выделяют топографический и экономический.

К бессознательным процессам относят аффективно-эмоциональные, иррациональные, инстинктивные и интуитивные. Именно они признаны в данной теории основой личности. Сам человек предстает в виде структуры, разделенной на три части: Я (сознание), Супер-Эго (социальные нормы) и Оно (потребности).

Все процессы, которые протекают в психике, рассматриваются глубинной психологией в качестве вторичных по отношению к бессознательному, которое являет собой истинную причину и первоисточник многих проблем, феноменов и особенностей человека.

Передается ли шизофрения по наследству?Вопрос передачи по наследству шизофрении на первый взгляд кажется малоинтересным. Но, если в роду одного из родителей были больные шизофренией, то интерес к данному вопросу значительно возрастает.

Бихевиоризм относительно молодое направление психологии, которое затрагивает изучение взаимосвязи личности человека и его поведения от факторов окружающей среды. Подробно об этом направлении расскажет наша статья.

Сколько процентов мозга использует человек?Существует некое утверждение, что человеческий мозг использует что-то в пределах 10-15% от своих возможностей. Эта статья расскажет, стоит ли верить такой информации, или это очередной миф. Когда наступит конец света?Человеку сложно поверить в существование чего-либо, не имеющего конца, поэтому мы уже неоднократно сталкивались с предсказаниями о конце света. Эта статья расскажет о самых популярных из них.

Источник: http://kak-bog.ru/glubinnaya-psihologiya

Глубинная психология

Глубинная психология (нем.

Tiefenpsychologie) — понятие в психологии и психотерапии, сочетает различные подходы, которые придают особое значение бессознательным душевным процессам для объяснения человеческого поведения и переживаний.

Центральным предположению глубинной психологии является наличие «под сознательной поверхностью» глубинных слоев сознания, в которых происходят бессознательные процессы, влияющие на сознательные действия и впечатления.

Эти идеи были высказаны еще в Зигмунда Фрейда в философии (Лейбниц, Артур Шопенгауэр, Ницше) и в литературе (прежде романтизм), однако именно Фрейд был первым, который провел систематическое изучение этого предположения и с полученного материала смог создать концепцию, которая стала основой школы психоанализа.

К наиболее известным школ глубинной психологии кроме психоанализа Зигмунда Фрейда причисляют также аналитическую психологию Карла Густава Юнга и индивидуальную психологию Альфреда Адлера.

По мнению представителей всех этих школ, основой сознательного восприятия и поведения является регуляция поезда и передолання конфликта.

Психологические процессы, разворачивающиеся в глубинных слоях бессознательного, определяются поездами и мотивациями.

Характер влечения является определяющей отличием трех основных направлений глубинной психологии: если Фрейд наибольшее внимание уделял сексуальному влечению, по Юнгу центральным элементом психологических процессов является невизанчена энергия поезда, а по Адлеру — влечение к власти.

Основные принципы

Основные принципы глубинной психологии — принципы, признаваемые всеми ее школами и направлениями.

Динамическое бессознательное

В отличие от когнитивной психологии и бихевиоризма, глубинная психология отходит от того, что центральным элементом психической жизни человека является динамическое бессознательное. Отсюда следует, что:

  • много ментальных процессов происходит бессознательно;
  • функциональные принципы и закономерности части этих ментальных процессов вполне отличные от сознательных действий.
  • динамическое бессознательное имеет большое влияние на человеческие восприятие и поведение. Эпитет «динамический» должно подчеркнуть тот факт, что речь идет именно о таких процессах, которые оказывают заметное влияние на сознание в целом, в отличие от других психических процессов, которые хотя и не воспринимаются сознательно, однако не соответствуют принципам собственно бессознательного (см. Психодинамика).

Известными примерами влияния бессознательных процессов является фрейдистские оговорки, которые освещают скрытые мысли или мотивы говорящего, то примерами являются бессознательное забывания или бессознательные манипуляции с предметами.

В глубинной психологии бессознательное считается «местом» основных поездов душевной жизни. Позже Фрейд употреблял этот термин преимущественно в форме прилагательного «бессознательный», поскольку больше не отождествлял его исключительно с понятием Оно. Бессознательные элементы, по Фрейду, присутствуют также в Я и Сверх-Я. По Фрейду, для бессознательного характерны следующие свойства:

  • Алогичность — закономерности логики здесь не действуют и не имеют влияния на процессы бессознательного.
  • Противоречивость — в сфере бессознательного противоположности могут выступать как идентичные. Фрейд приводит здесь примеры слов, одновременно имеют противоположные значения (лат. Altus = высоко-низко или лат .: sacer = святой-сумасшедший).
  • Вневременность — процессы бессознательного не имеют связи с временными координатами, следовательно они вневременными.

Академическая психология долгое время не признавала психоаналитическое явление о том, что бессознательное является отдельной сферой психики, которая функционирует по совершенно иными законами.

Большая заслуга эмпирически-экспериментального исследования тезисов глубинной психологии принадлежит гештальтпсихологии, которая опытным путем подтвердила ряд постулатов, а другие были признаны с определенными модификациями.

Важными здесь были работы Вольфганга Мецгера.

Вытеснение

Важным концептом глубинной психологии есть психический механизм вытеснения. Фрейд сначала определял вытеснения, как защита от мучительных, эмоционально неприятных воспоминаний. Такая защита является активным действием «Я» в фрейдовские понимании.

Перенос

Перенос — психологический феномен, заключающийся в бессознательном переносе ранее пережитых (особенно в детстве) чувств и отношений, которые касались одного человека, совсем на другое лицо. Например, на психотерапевта во время психотерапии.

По Фрейду, перенос имеет первостепенную важность для понимания клиента (пациента) в процессе психоанализа. Контрперенос называется перенос, возникающий у терапевта на клиента.

Считается, что правильная интерпретация контрперенос также важна для понимания того, что происходит во время психоаналитического процесса.

Значение раннего детства

Все три направления глубинной психологии считают развитие в детстве решающим для поведения взрослого индивида. Генезис психических расстройств также выводится с раннего детства. Важным фактором здесь является интеракция (взаимодействие) между ребенком и взрослыми, которые ее окружают.

Критика

Глубинную психологию критикуют преимущественно ученые, занимающиеся другими психологическими парадигмами. Больше всего упреков касается теорий и методов глубинной психологии, которые выдаются критически настроенным ученым недостаточно научно обоснованными.

Так теории глубинной психологии о психосоциальное развитие от ребенка к взрослому возникли пост фактум через интерпретацию детских воспоминаний и снов взрослыми психотерапевтами.

В результате возникает образ человека, основой нормального развития которой выступают дефициты и конфликты.

Противовес к методам глубинной психологии основные положения когнитивной психотерапии опираются на эмпирически-статистические методы исследования. И хотя психоанализ и другие подобные направления также опираются на эмпирические методы, результаты сложнее верифицировать.

Парадигма глубинной психологии оставляет в стороне типовой для естественных наук фальсификационные принцип, по которому гипотеза должна быть сформулирована таким образом, что ее в принципе возможно опровергнуть эмпирическим путем.

Внедрение в теорию глубинной психологии многочисленных теоретических конструктов приводит к тому, что теоретические построения психоанализа доказывают сами себе, поскольку всегда находится альтернативное объяснение, а фальсификационные принцип не действует, кроме того нарушается естественно эмпирический принцип простоты теоретического построения.

Источник: http://info-farm.ru/alphabet_index/g/glubinnaya-psikhologiya.html

Общая характеристика глубинной психологии

Глава 10 ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ (ПСИХОАНАЛИЗ) И ЕЕ РАЗВИТИЕ В XX ВЕКЕ

Психоанализ (глубинная психология)является одним из первых психологических направлений, появившихся в результате разделœения психологии на разные школы. Вышедшие в 1900 и 1901 гᴦ. книги З.

Фрейда ʼʼПсихология сновиденийʼʼ и ʼʼПсихопатология обыденной жизниʼʼ принято считать условными вехами рождения этого направления, так как в них были сформулированы его основные постулаты. В отличие от предыдущих направлений, особенно гештальтпсихологии, в психоанализе кардинально пересмотрены не только предмет психологии, но и приоритеты — на первое место выходит не интеллект, а мотивация.

Предметом психологии в этой школе, как уже упоминалось, стали глубинные, бессознательные структуры психики, а методом их исследования разработанный этой школой психоанализ.

В становлении этой школы ведущая роль принадлежит, безусловно, З.Фрейду. Без преувеличения можно сказать, что австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд — один из тех ученых, кто во многом повлиял на дальнейшее развитие современной психологии, а должна быть, и направил ее по определœенному пути развития.

Это связано не только с содержанием его концепции, но и с личными качествами ученого. Его утверждения о приоритете бессознательного в содержании психики, о значении сексуальных влечений и агрессии не были принципиально новыми для психологии.

Эти идеи носились в воздухе в то время, о чем свидетельствуют работы Жане, Шарко, Льебо. Именно они подали Фрейду мысль о роли гипноза и внушения, о возможности его отсроченного воздействия.

Важным для него было и положение Брентано об интенциональности,целœевом предназначении каждого психического акта. Такой целью для Фрейда стала адаптация человека.

Эта биологическая детерминация была одним из важнейших методологических принципов его теории, ее стержнем, объясняющим важность насильственной социализации ребенка, крайне важно сть придания социально приемлемой формы сексуальным и агрессивным влечениям. Болезнь в этой концепции как раз и является результатом неудачной (или неполной) адаптации.

Хотя эти новые веяния и существовали в психологии, однако нужен был Фрейд с его настойчивостью и авторитарностью, с его амбициями и невротическими переживаниями, с его трудными воспоминаниями детства и юности, чтобы систематизировать их, создав цельную теорию, чтобы они смогли утвердиться в науке.

Без него, возможно, концепция бессознательного,которая, конечно, была бы создана, не смогла бы завоевать такой популярности, так быстро утвердиться во всœех странах. Она была бы другой, более конформной, традиционной по содержанию.

В то же время нетерпимость Фрейда, ревность к любым модификациям привели его к разрыву со всœеми учениками и последователями. В результате практически невозможно говорить о фрейдизме как о направлении или школе, так как концепции Юнга, Адлера, Хорни, Ранка и других ученых достаточно самостоятельны.

Глубинная психология, в отличие от бихевиоризма или гештальтпсихологии, так и не стала школой, а представляет собой, скорее, набор отдельных теорий бессознательного.

При этом в некоторой степени это также послужило на пользу психоанализу, так как каждая концепция стала оригинальным и самобытным взглядом на бессознательное и его роль в психической жизни человека, положив начало собственным школам и сохранив лишь относительную связь с исходной теорией.

При этом, несмотря на существенную модернизацию многих положений Фрейда, некоторые методологические принципы, заложенные в его теории, остались неизменными. К ним относятся следующие положения:

1) понимание психического развития как мотивационного, личностного;

2) рассмотрение развития как адаптации к среде. Хотя среду впоследствии другие психоаналитики не понимали как полностью враждебную, однако она всœегда противостоит конкретному индивиду;

3) движущие силы психического развития всœегда врожденные и бессознательные и представляют из себяпсихическую энергию, данную в виде влечений или стремлений человека и стремящуюся к разрядке (т. е. удовлетворению);

4) основные механизмы развития, которые также являются врожденными, закладывают основы личности и ее мотивов уже в раннем детстве. Отсюда интерес психоанализа к воспоминаниям о раннем детстве и травмах, полученных в данном возрасте.

Причиной разногласия стали некоторые базовые принципы Фрейда, которые противоречили и теоретическим, и практическим, клиническим выводам его последователœей.

Это, прежде всœего, пансексуализмФрейда, который всœе стремления человека и культурные достижения объяснял только сексуальными влечениями, в то время как факты показывали, что существуют и другие, не менее важные мотивы.

Протест вызывала и переоценка Фрейдом роли биологической детерминации в ущерб культурной. Практически совсœем не учитывал он и роль социальных и индивидуальных различий, которые также оказывают огромное влияние на мотивацию личности.

Это привело к стереотипизации человека, превращению его скорее в биологического индивида, чем в социального субъекта͵ обладающего собственным, отличным от других, духовным миром.

Фрейд считал открытые им закономерности универсальными для всœех людей и всœех народов. Это относилось и к этапам развития личности, и к ее структуре, содержанию бессознательных влечений, развитию комплексов.

В то же время уже первые исследования показали, что, к примеру, эдипов комплекс, который занимал центральное место в концепции Фрейда, детерминирован скорее социальными, чем биологическими, факторами, особенностями воспитания, принятыми в данной культуре, и взаимоотношениями между родителями и детьми в семье.

На это обратили внимание уже Юнг и Адлер (см. табл. 8), чьи результаты по изучению детских воспоминаний (в том числе и собственных) существенно отличались от опыта Фрейда.

Адлер, а вслед за ним и другие ученые, также пришел к выводу, что кроме сексуальных и агрессивных существуют и другие, не менее значимые мотивы, которые также могут стать ведущими в процессе формирования личности, к примеру стремление к преодолению своей неполноценности.

Позднее появились и другие факторы, противоречащие положениям Фрейда и в области социальной психологии, и в оценке женской психики, роли Эго. и в психотерапевтической практике.

Отказ Фрейда от признания возможной вариативности при проведения психоаналитического сеанса привел к его разрыву даже с такими близкими учениками, как В. Райх, О.

Ранк, создавшими собственные психотерапевтические концепции, хотя в теоретическом плане они в гораздо меньшей степени, чем Юнг и Адлер, отошли от Фрейда (см. табл. 8).

Разработка различных коррекционных технологий в других направлениях (прежде всœего в бихевиоризме), так же как и новых типологий личности, построенных на базе биологических и социальных различий, стимулировала преодоление усредненного подхода к человеку и в глубинной психологии.

Этому способствовало также появление данных клинической практики, свидетельствовавших о недопустимости игнорирования активности и собственной позиции клиента. Эти факты стимулировали модификацию базовых постулатов директивной терапии, сделав ее менее жесткой и более индивидуальной.

В случае если клиническая практика, с которой начиналась глубинная психология, допускала субъективные и невалидизированные способы изучения бессознательного, то для научных исследований крайне важно было стандартизировать методики, сделав их более точными и поддающимися объективной проверке.

Это привело к разработке проективных методик, имеющих ключи и примерные стандарты интерпретации материала. За короткое время появились различные виды таких методик (образных и вербальных), получивших широкое распространение, так же как и метод ассоциативного эксперимента͵ предложенный Юнгом.

Достоинство новых способов заключалось не только в большей объективности, но и в возможности быстрее получить искомые данные.

Таблица 8

Источник: http://referatwork.ru/category/psikhologiya/view/374243_obschaya_harakteristika_glubinnoy_psihologii

Общая характеристика глубинной психологии

Психоанализ (или глубинная психология) является одним из первых психологических направлений, появившихся в результате разделения психологии на разные школы. В 1900 и 1901 гг. выходят книги 3игмунда Фрейда «Психология сновидений» и «Психопатология обыденной жизни».

Именно годы их появления принято считать условными вехами рождения этого направления, так как в них были сформулированы его основные постулаты.

В отличие от предыдущих направлений, особенно гештальтпсихологии, психоанализ кардинально пересмотрел не только предмет психологии, но и ее приоритеты, поставив на первое место не интеллект, но мотивацию.

Предметом психологии в этой школе, как уже упоминалось, стали глубинные, бессознательные структуры психики, а методом их исследования — разработанный этой школой психоанализ.

В становлении этой школы ведущая роль, безусловно, принадлежит австрийскому психологу и психиатру Зигмунду Фрейду, который во многом повлиял на дальнейшее развитие всей современной психологии.

Однако его доказательства приоритета бессознательного в содержании психики, значения сексуальных влечений и агрессии не были принципиально новыми для психологии, о чем свидетельствуют работы Жане, Шарко, Льебо. Именно благодаря им Фрейд заинтересовался вопросами гипноза и внушения, возможностями его отсроченного воздействия.

Важное место в глубинной психологии занимало и учение Брентано о интенциональности, целевом предназначении каждого психического акта. Такой целью для Фрейда стала адаптация человека.

Эта биологическая детерминация была одним из важнейших методологических принципов его теории, ее стержнем, объясняющим важность насильственной социализации ребенка, необходимость придания социально приемлемой формы сексуальным и агрессивным влечениям. Болезнь в этой концепции как раз и является результатом неудачной (или неполной) адаптации.

Хотя веяния новых тенденций и существовали в психологии, однако нужен был Фрейд с его настойчивостью и авторитарностью, его амбициями и невротическими переживаниями, с его трудными воспоминаниями детства и юности и для того, чтобы систематизировать их, создав цельную теорию, и для того, чтобы они смогли утвердиться в науке.

Без него, конечно, концепция бессознательного была бы создана, но не смогла бы завоевать такой популярности. Возможно, что она была бы не только другой, но и более конформной, традиционной по содержанию. В то же время его нетерпимость, ревность к любым модификациям привели к разрыву с учениками и последователями. В результате практически невозможно говорить о фрейдизме как о каком-то направлении или школе, но только о психоанализе, так как концепции Юнга, Адлера, Хорни, Ранка и других ученых достаточно самостоятельны. Глубинная психология, в отличие от бихевиоризма или гештальтпсихологии, так и не стала единой школой, но скорее набором отдельных теорий бессознательного. Однако в определенной степени это послужило на пользу психоанализу, так как каждая концепция стала оригинальным и самобытным взглядом на бессознательное и его роль в психической жизни человека, положив начало собственным школам и сохранив лишь относительную связь с исходной теорией. Несмотря на существенную модернизацию многих положений Фрейда, некоторые методологические принципы, заложенные в его теории, остались неизменными. К ним относятся следующие положения:

1) Понимание психического развития как мотивационного, личностного.

2) Целью психического развития является адаптация к среде. Хотя среда впоследствии и не понимается другими психоаналитиками как полностью враждебная, однако она всегда противостоит конкретному индивиду.

3) Движущие силы психического развития остаются всегда врожденными и бессознательными и представляют собой психическую энергию, данную в виде влечений или желаний человека и стремящуюся к разрядке (т.е. удовлетворению).

4) Основные механизмы развития, которые также являются врожденными, закладывают основы личности и ее мотивов уже в раннем детстве. Отсюда интерес психоанализа к воспоминаниям о раннем детстве и травмах, полученных в этом возрасте.

Причиной разногласия стали некоторые базовые принципы Фрейда, которые противоречили и теоретическим, и практическим, клиническим выводам его последователей:

1) Пансексуализм Фрейда, который все стремления человека, культурные достижения объяснял только сексуальными влечениями, в то время как факты показывали, что существуют и другие, не менее важные, мотивы.

2) Переоценка Фрейдом роли биологической детерминации в ущерб культурной, социальной.

3) Практически совсем не учитывал он и роль социальных и индивидуальных различий, которые также оказывают огромное влияние на мотивацию личности.

Это привело к стереотипизации человека, превращению его, скорее в биологического индивида, чем в социального субъекта, обладающего собственным, отличным от других, духовным миром.

Поэтому неудивительно, что Фрейд считал открытые им закономерности универсальными для всех. Это относилось и к этапам развития личности, и к ее структуре, содержанию бессознательных влечений, развитию комплексов.

В то же время уже первые исследования показали, что, например, Эдипов комплекс, который занимал центральное место в концепции Фрейда, детерминирован скорее социальными, чем биологическими, факторами, особенностями воспитания, принятыми в данной культуре, и взаимоотношениями между родителями и детьми в семье.

На это обратили внимание уже Юнг и Адлер, чьи материалы о детских воспоминаниях (в том числе и собственных) существенно отличались от опыта Фрейда.

Адлер, а вслед за ним и другие ученые, также пришел к выводу, что кроме сексуальных и агрессивных, существуют и другие, не менее значимые мотивы, которые также могут стать ведущими в процессе формирования личности, например стремление к преодолению своей неполноценности.

Адлеру принадлежит и открытие нового механизма развития психики — компенсации, который наравне с механизмом идентификации, введенным Фрейдом, стал ведущим при объяснении динамики процесса развития психики. При этом идентификация (отождествление) объясняла главным образом выбор образца для подражания, а компенсация подчеркивала активность человека, его стремление преодолеть свои недостатки.

Позднее появились и другие факторы, противоречащие мыслям Фрейда и в социальной психологии, и в оценке женской психики, и в роли Эго, и в психотерапевтической практике. Отказ Фрейда от признания возможной вариативности при проведении психоаналитического сеанса привел к разрыву даже с такими близкими учениками, как В. Райх и О.

Ранк, создавшими собственные психотерапевтические концепции, хотя в теоретическом плане они в гораздо меньшей степени, чем Юнг и Адлер, отошли от Фрейда.

Разработки различных коррекционных технологий в других направлениях (прежде всего в бихевиоризме), так же как и новых типологий личности, построенных на основе биологических и социальных различий, стимулировали преодоление усредненного подхода к человеку и в глубинной психологии.

Этому способствовало и появление данных клинической практики, свидетельствовавших о недопустимости игнорирования активности и собственной позиции клиента. Эти факты стимулировали модификацию основных постулатов директивной терапии, сделав ее менее жесткой и более индивидуальной.

Если клиническая практика, с которой начиналась глубинная психология, допускала субъективные и не валидизированные способы изучения бессознательного, то для научных исследований необходимо было стандартизировать методики, сделав их более точными и поддающимися объективной проверке. Это привело к разработке проективных методик, имеющих ключи и примерные стандарты интерпретации материала.

За короткое время появились различные виды этих методик (образных и вербальных), получивших широкое распространение, как и метод ассоциативного эксперимента, предложенный Юнгом. Достоинство новых способов было не только в большей объективности, но и в возможности быстрее получить искомые данные.

Важным моментом в развитии психоанализа было и изменение подхода к проблеме психологической защиты. Если у Фрейда защита выполняла функции примирения внутриличностного конфликта (между Ид и Супер-Эго), то в новых теориях Хорни, Фромма, Салливена и других ученых она использовалась и при объяснении конфликтов между субъектом и окружающим.

Поэтому появляются и новые виды защиты, такие как конформизм, агрессия, уход, садизм и т.д. Экстериориазация психологической защиты, идея о том, что в стиле общения можно увидеть симптомы невротических переживаний и способы их преодоления, также способствовали объективации исследований и разработке новых видов коррекции. Значимые открытия в психологии личности, сделанные в других направлениях, прежде всего в гуманистической психологии, в теориях социального научения бихевиоризма, заинтересовали и психоаналитиков. Поэтому в Эго-психологии А. Фрейд больше внимания стало уделяться сознательным мотивам человека, а в теориях Г. Салливена и Э. Берна — контактам с значимыми другими. Данные о развитии мотивации в течение всей жизни человека, о роли творчества в общей иерархии потребностей привели Э. Эриксона к пересмотру, казалось бы, незыблемых постулатов глубинной психологии, связанных с ролью первых лет жизни человека. Заговорив о кризисах в процессе становления человека, он ввел в психоанализ и новую для него идею о цельности личности, необходимости осознать свою идентичность и с самим собой, и с обществом. Таким образом, ко второй половине XX в. психоанализ постепенно превращался в теорию личности, хотя первоначально являлся в большей степени мотивационной теорией индивида.

Источник: https://lektsia.com/7×6923.html

Ссылка на основную публикацию