Переживание: суть явления

Психология переживания

Понятие переживания в своем широком значении представляется как любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его жизни.

То есть, переживание — это особое, субъективное, пристрастное отражение, причем отражение не окружающего предметного мира самого по себе, а мира, взятого в отношении к субъекту, с точки зрения предоставляемых им (миром) возможностей удовлетворения актуальных мотивов и потребностей субъекта.

Однако, переживание здесь мыслится как отражение и представляет собой переживание созерцание. Наряду с ним существует и переживание — деятельность (Василюк ).

К проблеме переживания первым в советской психологии обратился Л.С. Выготский. «Переживание вводится как единица сознания, где все основные свойства сознания даны как таковые, в то время как во внимании, в мышлении не дано связи сознания» .

В другом тексте Выготского читаем: «Действительной динамической единицей сознания, то есть полной единицей, из которой складывается сознание, будет переживание» .

Стало быть, переживание, во-первых, наиболее полная (сравнительно с другими) величина в структуре сознания, во-вторых, это динамическая, то есть движущая поведением, величина и, наконец, в-третьих, в ней представлена личность в социальной ситуации развития.

Выготский апробировал это понятие в своем анализе онтогенеза, стремясь, используя его, теоретически осмыслить «изменение личности как целого». В этом изменении выделяются «поворотные» переживания. В первых детских речевых реакциях выражено «аффективно-волютивное содержание».

В нем и коренится «завязь» того особого отношения личности к своему миру, на которое указывает термин «переживание». За ним скрыты конфликты и кризисы развития ребенка. Выготский говорит о том, что возрастное развитие может быть представлено как история переживаний формирующейся личности. Также, важным моментом является включение переживаний в контекст идеи об единстве аффекта и интеллекта, причем акцент ставится на сопряженности переживания с конфликтными ситуациями, через которые походит история индивида. И, наконец, переживания выступают как индикаторы различных эпох этой истории.

Роль первоэлемента предметной области психологии отвел Рубинштейн Л.С. Переживание и знание — согласно его взгляду, два полюса этой области.

«Два аспекта, всегда представленные в сознании человека в единстве и взаимопроникновении, выступают здесь как переживание и знание…Переживание это первично, прежде всего — психический факт как кусок собственной жизни индивида в плоти и крови его, специфическое проявление его индивидуальной жизни.

Переживанием в более узком, специфическом смысле слова оно становится по мере того, как индивид становится личностью и его переживания приобретают личностный характер» .

Итак, в переживании представлено субъектное начало сознания, столь же первичное, как и знание, в котором воплощено его объективное начало. Именно признак первичности придает понятию о переживании категориальный смысл. Рубинштейн выделяет два типа (или уровня) переживаний.

Исходный уровень охватывает все непосредственно испытываемые субъектом психические состояния в качестве данных ему — как никому другому. Но человеку присущи и другие переживания, а именно те, которые становятся событиями его внутренней жизни..

В дальнейший анализ категории переживания Рубинштейн не углублялся. Более того, он поставил переживание в решающую зависимость от знания.

Последнее же дано субъекту в другой, отличной от переживания категории образа как единственного известного нам психологического коррелята познавательного отношения субъекта к миру (Петровский А.В., Ярошевский М.Г.).

Эвристически перспективный подход к переживанию открыли работы Б.М. Теплова. Запечатлев результаты эмпирического изучения специальной проблемы музыкальных способностей, они осветили природу переживаний в глобальном масштабе интимного общения личности с миром духовной культуры ее «поглощаемости» субъектом, и по направленности на внешнюю по отношению к этому субъекту реальность.

Этой реальностью являлись звуки не физической природы, а культуры, упорядоченные по одной ей присущим «алгоритмам». В чувствах тембра, ритма, гармонии и им подобных воссоздаются искусно и искусственно созданные звучания, различаемые психофизиологическим аппаратом человека, но имя совершенно иных задач, чем различение звуковых сигналов среды его обитания и выживания(Петровский А.В.

, Ярошевский М.Г.).

Согласно определению Теплова, «основной признак музыкальности — переживание музыки как выражения некоторого содержания».

Тем самым изначально обнажается категориальное различие между чисто сенсорными и музыкальными формами общения человека с действительностью. Сенсорика рождает образы, музыка — переживания.

Неотъемлемый признак переживания — эмоциональная напряженность.

Теплов подчеркивал, что «музыкальное переживание по самому существу своему — эмоциональное переживание и иначе, как эмоциональным путем, нельзя понять музыку» .

«Однако все эти, сами по себе ценные, идеи и представления носят разрозненный относительно нашей проблемы характер, поскольку они выдвигались «попутно», при решении совсем других теоретических задач, и их, конечно, совершенно недостаточно для теоретического освоения темы переживания.

Чтобы это освоение носило систематический характер, чтобы оно не было механическим пересаживанием понятий из других концептуальных систем на новую теоретическую почву, а было осуществлено за счет органического роста самой теории деятельности, необходимо ввести в нее новую категорию, вокруг которой группировалась бы разработка этой проблемы.

В качестве таковой мы и предлагаем категорию переживания» .

Существуют особые жизненные ситуации, которые ставят субъекта перед необходимостью переживания. Это критические ситуации, характеризующиеся невозможностью: невозможностью жить, «реализовывать внутренние необходимости своей жизни».

При этом в ситуации невозможности перед человеком в той или иной форме встает «задача на смысл» как задача добывания осмысленности, поиска источников смысла, «разработки» этих источников и т.д. — то есть, производства смысла. «Именно эта общая идея производства смысла позволяет говорить о переживании как о продуктивном процессе, как об особой работе» .

Так, переживание является деятельностью, самостоятельным процессом, соотносящим субъекта с миром и решающим его реальные жизненные проблемы.

Носителем и реализатором переживания является, в первую очередь, внешнее поведение. Внешние действия осуществляют работу переживания не прямо, достижением некоторых предметных результатов, а через изменения сознания субъекта и вообще его психологического мира.

«Участие в работе переживания различных интрапсихических процессов можно наглядно объяснить, перефразировав «театральную» метафору З.

Фрейда: в «спектаклях» переживания занята обычно вся труппа психических функций, но каждый раз одна из них может играть главную роль, беря на себя основную часть работы переживания, т. е. работы по разрешению неразрешимой ситуации» .

В этой роли часто выступают эмоциональные процессы, восприятие, мышление, внимание и другие психические «функции».

Итак, существуют особые жизненные ситуации — критические, невозможные, — которые могут разрешить только процессы переживания. Переживание следует отличать от традиционного психологического понятия переживания, означающего непосредственную данность психических содержаний сознанию.

Переживание представляется как особая деятельность, особая работа, реализуемая внешними и внутренними действиями, по перестройке психологического мира, направленная на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, общей целью которой является повышение осмысленности жизни (Василюк).

Проблема критических ситуаций.

Существует четыре ключевых понятия, которыми в современной психологии описываются критические жизненные ситуации. Это понятия стресса, фрустрации, конфликта и кризиса.

Первоочередной теоретической задачей, является выделение за каждой из понятийных фиксаций критической ситуации специфического категориального поля, задающего сферу ее, приложения. При этом тип критической ситуации определяется характером состояния «невозможности», в котором оказалась жизнедеятельность субъекта.

«Невозможность» же эта определяется, в свою очередь, тем, какая жизненная необходимость, оказывается парализованной в результате неспособности имеющихся у субъекта типов активности справиться с наличными внешними и внутренними условиями жизнедеятельности.

Эти внешние и внутренние условия, тип активности и специфическая жизненная необходимость и являются теми главными пунктами, по которым будут охарактеризованы основные типы критических ситуаций (Василюк).

Ниже приведенная таблица Василюка типологии критических ситуаций, дает возможность более дифференцированно описывать экстремальные жизненные

Таким образом, категориальное поле, которое стоит за понятием стресса обозначается термином «витальность», понимаемая как неустранимое измерение бытия, «законом» которого является установка на здесь-и-теперь удовлетворение.

То есть, любое требование среды может вызвать критическую ситуацию только у существа, которое не способно справиться ни с какими требованиями вообще и в то же время внутренней необходимостью жизни которого является неотложное (здесь-и-теперь) удовлетворение всякой потребности, т.е.

удовлетворение любой потребности происходит прямо и непосредственно, не встречая препятствий ни со стороны внешних сил, ни со стороны других потребностей и, стало быть, не требуя от индивида никакой активности.

Источник: http://MirZnanii.com/a/205544/psikhologiya-perezhivaniya

Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций

Предметом нашего анализа являются процессы, которые в обыденном языке удачно выражаются словом «переживание» (в том значении, в котором «пережить» значит перенести какие-либо, обычно тягостные, события, преодолеть какое-нибудь тяжелое чувство или состояние, вытерпеть, выдержать и т. д.) и в то же время не нашли своего отражения в научном психологическом понятии переживания.

Когда мы обеспокоены тем, как небезразличный нам человек переживет постигшую его утрату, это тревога не о его способности чувствовать страдание» испытывать его (т. е.

не о способности переживать в традиционном психологическом смысле термина), а совсем о другом — о том, как ему удастся преодолеть страдание, выдержать испытание, выйти из кризиса и восстановить душевное равновесие, словом, психологически справиться с ситуацией.

Речь идет о некотором активном, результативном внутреннем процессе, реально преобразующем психологическую ситуацию, о переживании- деятельности.

Достаточно взглянуть на традиционное психологическое понятие переживания, чтобы убедиться, что оно имеет мало общего с идеей переживания-деятельности. Это традиционное понятие задается через категорию психического явления.

Всякое психическое явление характеризуется своей отнесенностью к той или иной «модальности» (чувству, воле, представлению, памяти, мышлению и т. д.

), а со стороны внутренней структуры, во-первых, наличием «имманентной предметности» [176], или предметного содержания [123], и, во-вторых, тем, что оно непосредственно испытывается субъектом, дано ему. Последний аспект психического явления и зафиксирован в понятии переживания.

Таким образом, переживание в психологии понимается как непосредственная внутренняя субъективная данность психического явления в отличие от его содержания и «модальности». С этой точки зрения теоретически осмысленны, хотя и режут слух, такие изредка употребляемые выражения, как «мыслительное переживание», «зрительное переживание» и т. п. [29; 42]. (4 ).

Чтобы точнее уяснить смысл этого понятия, необходимо рассмотреть переживание в его отношении к сознанию. Оба структурных компонента психического явления — предметное содержание и переживание — как-то даны сознанию, но даны по-разному, в совершенно различных режимах наблюдения.

При активных формах восприятия, мышления, памяти сознаваемое предметное содержание выступает как пассивный объект, на который направлена психическая деятельность.

То есть предметное содержание дано нам в сознавании, которое является особым актом наблюдения, где Наблюдаемое предстает как объект, а Наблюдатель — как субъект этого акта. В случае же переживания эти отношения оборачиваются.

Каждому из внутреннего опыта хорошо известен факт, что наши переживания протекают спонтанно, не требуя от нас специальных усилий, даны нам непосредственно, сами собой (ср. декартово «воспринимаем сами собой»).

Сказать о переживании, что оно «дано само собой» — значит подчеркнуть, что оно именно дано само, своей силой, а не берется усилием акта сознавания или рефлексии, иначе говоря, что Наблюдаемое здесь активно и является, следовательно, логическим субъектом, а Наблюдатель, наоборот, лишь испытывает, претерпевает воздействие данности, пассивен и поэтому выступает как логический объект.

Чтобы четче оттенить специфику переживания как особого режима функционирования сознания, нужно назвать две оставшиеся комбинаторные возможности. Когда сознание функционирует как активный Наблюдатель, схватывающий свою собственную активность, т. е. и Наблюдатель и Наблюдаемое обладают активной, субъектной природой, мы имеем дело с рефлексией.

И наконец, последний случай, — когда и Наблюдатель и Наблюдаемое являются объектами и, значит, само наблюдение как таковое исчезает, — фиксирует логическую структуру понятия бессознательного.

С этой точки зрения становятся понятными распространенные физикалистские представления о бессознательном как о месте молчаливого взаимодействия психологических сил и вещей [71].

В итоге этого рассуждения мы получаем категориальную типологий, указывающую на место переживания среди других режимов функционирования сознания.

Типология режимов функционирования сознания.

Мы не имеем возможности останавливаться на подробной интерпретации этой типологии, она слишком далеко увела бы нас от основной темы, тем более что главное и без того достигнуто — сформулирована система со- и противопоставлений, задающих основной смысл традиционного психологического понятия переживания.

В рамках этого общего смысла наибольшее распространение в современной психологии получил вариант этого понятия, ограничивающий переживание сферой субъективно значимого.

Переживание при этом понимается в его противопоставлении объективному знанию: переживание — это особое, субъективное, пристрастное отражение, причем отражение не окружающего предметного мира самого по себе, а мира, взятого в отношении к субъекту, с точки зрения предоставляемых им (миром) возможностей удовлетворения актуальных мотивов и потребностей субъекта. В этом понимании нам важно подчеркнуть не то, что отличает переживание от объективного знания, а то, что объединяет их, а именно, что переживание мыслится здесь как отражение , что речь идет о переживании-созерцании, а не о переживании- деятельности, которому посвящено наше исследование.

Психология bookap

Особое место в психологической литературе по переживанию занимают работы Ф. В. Бассина [18; 19], с именем которого в советской психологии 70-х годов ассоциируются проблематика «значащих переживаний» (термин Бассина) и попытка представить их как «преимущественный предмет психологии» [18, с.107].

В этих работах понятие переживания получало, если можно так выразиться, серьезную встряску, в результате которой границы его были размыты (но и расширены!) сближением этого понятия с большой и неоднородной массой феноменов и механизмов (среди них «комплекс неполноценности» А. Адлера, эффект «незавершенности действия» Б.

Зейгарник, Механизмы психологической защиты, механизм «сдвига мотива на цель» А. Н. Леонтьева и т. д. [17; 18]), что позволило Ф. В. Бассину выдвинуть ряд перспективных гипотез, выходящих за пределы традиционно понятия переживания, к одной из которых мы в свое время вернемся. Главное же в работах Ф. В.

Бассина заключается, по нашему мнению, в наметившемся, хотя явно не сформулированном переводе к «экономической» точке зрения на переживание, т. е. к усмотрению за поверхностью феноменально ощущаемого потока переживания проделываемой им работы, производящей реальные и жизненно важные, значимые изменения сознания человека.

Если бы такой переход удалось проделать строго и систематически, мы бы имели единую теорию переживания, объединяющую переживание- созерцание и переживание-деятельность в едином представлении.

Ни Бассину, ни кому-либо другому сделать это на уровне целостной теории пока не удалось; исследования переживания-созерцания, ведущиеся в основном в русле изучения эмоций, и исследования переживания- деятельности, осуществляемые в теориях психологической защиты, психологической компенсации, совпадающего поведения и замещения, идут большей частью параллельно.

Однако в истории психологии существуют образцы удачного сочетания этих двух категорий в клинических анализах конкретных переживаний (например, в анализе З. Фрейдом [155] «работы печали», Э.

Линдеманном [217] «работы горя», в сартровском понимании эмоции как «магического действия» [237]), и это дает повод надеяться, что рано или поздно объединяющая теория переживания будет построена.

Источник: http://bookap.info/genpsy/vasilyuk/gl2.shtm

Что такое переживания и какими они бывают

О переживаниях много говорят, этим словом выражают различные психологические состояния. Эмоциональные переживания возникают в результате критической ситуации, человек сталкивается с невозможностью реализовать свои мотивы, стремления, ценности.

Как рассматривают в психологии

В психологической литературе имеются различные трактовки и взгляды на чувства переживания. Выделяют два взгляда на эмоциональные переживания как психологического феномена:

  1. Изучение чувствования на основе эмоциональной сферы.
  2. Переживание позволяет человеку преодолевать различные ситуации, в ходе которых меняется внутренний мир.

Для одних авторов чувствование тесно связано с эмоциями. Любое эмоциональное переживание связано с событиями жизни и имеет яркую психологическую окраску.

Другие авторы различают эмоции и переживания, для них второе состояние — это отдельный процесс, связанный с рефлексивной частью человека. Самый известный труд на эту тему представил Ф. Е. Василюк в своей книге «Психология переживаний».

Рассмотрим разные аспекты этого непростого психического явления.

Формы переживания чувств

Если связывать эмоциональную сферу и переживание, то нельзя обойти форму проявления. Формы переживания эмоций:

  1. Настроение. Общее состояние, которое связано с жизненным тонусом. Оно бывает положительное или угнетенное, пассивное.
  2. Аффекты. Сильное возбуждение, при котором человек не способен контролировать свои поступки. Результатом аффективного поведения могут стать неожиданные чувства – смех, радость, гнев. Аффект зависит от индивидуальных качеств человека – темперамента, характера.
  3. Стресс. Состояние возникает при напряженных условиях, поведение человека меняется.
  4. Фрустрация. Эта форма эмоционального чувствования характеризуется дезорганизацией сознания, человек находится в состоянии безнадежности.
  5. Страсть. Сильное продолжительное чувство, которое полностью захватывает человека. Одно из чувствований, которое повышает активность личности. Проявляется в обучении, работе, спорте, творчестве, науке. Бывает негативная и положительная страсть.

Типы эмоциональных переживаний

  1. Классифицируют астенические переживания и стенические. Астенические переживания подавляют жизненные процессы организма. Стенические эмоции, наоборот, повышают жизнедеятельность. Астенические переживания описываются как состояние робости, пассивности, у человека преобладает чувство уныние и стыда.

    Стенические эмоции характеризуются высокой энергией, побуждают человека к деятельности.

  2. Эмоции разделяют также на простые и сложные проявления. Простые эмоции связаны с удовлетворением первичных потребностей. Такие чувства делятся на приятные и неприятные. Сложные эмоции связаны с пониманием различных объектов, жизненного устройства.

    Субъективное переживание эмоции – это личное внутреннее чувство.

Немного об аффекте

Это наиболее сильная разрушительная сила, бурная вспышка чувств. Часто человек описывает это состояние как неподвластную ему лавину.

Во время аффекта теряется контроль над действиями, часто забываются поступки и действия. За слова и поступки может быть очень стыдно. К тому же иногда действия наносят непоправимый вред окружающим людям и предметам.

После аффекта ощущается разбитость, усталость, безразличие ко всему, иногда сонливость.

Откуда берется это состояние? Оно возникает в ситуациях, которые человек не может разрешить, они очень для него болезненны. В этом случае он убегает в аффект.

Аффекты могут накапливаться, а затем происходит срыв. Да, аффект помогает избавиться от обид и раздражения. Но последствия бывают очень плачевны.

Тема чувств в экзистенциональной психологии

Экзистенциальная психология рассматривает уникальность любого человека, его опыта и истории. Важное внимание уделяется вопросам жизни и смерти, свободе, ответственности выбора, общению, проблеме любви и одиночества, а также поиску смысла.

Экзистенциальные переживания бывают отрицательные и положительные. К отрицательным относятся:

  1. Ужас. Непонимание того, что его ждет.
  2. Скука. Обесценивание для себя сущего.
  3. Отчаяние. Человеку не на что опереться, он ищет опору только в себе.
  4. Одиночество. Человек может понимать, что он любим, у него есть люди его поддерживающие. Он чувствует себя тотально одиноким, его никто не понимает до конца.
  5. Смерть. Она или обесценивает Сущее или инициирует переоценку происходящего.

Положительные внутренние переживания наполняют смыслом жизненный мир. К ним относятся любовь, катарсис и творчество.

Исследования

Согласно исследованиям некоторых психологов переживание и эмоции относятся к различным классам психических явлений. Как же можно представить рассматриваемый процесс без включения эмоций? Эксперименты показывают, что часто чувствование протекает без эмоциональной сферы, что связано с действиями психологических защит.

К примеру, можно встретить случаи, когда человек на празднике веселится, улыбается, а в глубине его души протекают антивитальные переживания (размышления о бессмысленности собственной жизни).

Люди очень удивляются, когда узнают о попытке суицида такого человека на следующий день. Уход от мучительных эмоций происходит с использованием психологических защит, они приводят к уходу от реальности.

Надо отметить, что антивитальные переживания не всегда обладают суицидальной направленностью, часто это размышления о бессмысленности жизни.

Снятие психологических защит приводит к сильным изменениям индивида, они сопровождаются эмоциональными, телесными, когнитивными процессами. На такой схеме основана практика психотерапии. Для развития клиента его освобождают от гнета защитных механизмов, за счет чего происходит его личностный рост.
Видео: 10 фактов об эмоциональных переживаниях

Теория Ф.Е. Василюка

Василюк рассматривает процесс не как созерцание, а как деятельность. Устойчивые эмоциональные переживания возникают вследствие критической ситуации. В ходе этой ситуации человек может реализовать свои мотивы, ценности.

Согласно Василюку, переживание это не психическая функция, а самостоятельный процесс, деятельность. Оно ведет к восстановлению психологической возможности. Существует четыре типа критических ситуаций:

  • Фрустрация;
  • Стресс;
  • Конфликт;
  • Кризис.

Положительные события увеличивают способность человека, они реализуют одну жизненную необходимость, но нарушают реализацию других.

Итак, рассматриваемая тема в психологии еще требует дополнительных исследований и изучений. Жизнь наполняется смыслом через чувствование эмоций, этот психический процесс влияет на формирование личностных качеств.

Что такое переживания и какими они бывают Ссылка на основную публикацию

Источник: https://OStresse.ru/teoriya-stressa/chto-takoe-perezhivaniya.html

Переживание — это… что такое переживание?

  • ПЕРЕЖИВАНИЕ — Отглагольные имена существительные на ние, несмотря на сужение круга производящих глагольных основ (например, несмотря на все усиливающуюся нивелировку в них видовых и залоговых различий), сохранили свою продуктивную силу на протяжении всей… …   История слов
  • Переживание — (в актёрском искусстве) способность актёра переживать чувства и мысли изображаемого персонажа при каждом исполнении роли; творческая основа системы К. С. Станиславского Переживание в психологии Переживание (устаревшее) пережиток Переживание более …   Википедия
  • ПЕРЕЖИВАНИЕ — ПЕРЕЖИВАНИЕ, переживания, ср. (книжн.). 1. Особое психическое состояние, выражающееся в наличии каких нибудь впечатлений, ощущений или чувств, испытываемых, переживаемых кем нибудь. Радостные переживания. Тяжелые переживания. || Воспроизведение… …   Толковый словарь Ушакова
  • переживание — душа, чувствование, чувствие, эмоция, чувство, душевный порыв, настроение Словарь русских синонимов. переживание см. чувство 2 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова …   Словарь синонимов
  • переживание — (в психологии) 1) любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие собственной жизни; 2) наличие стремлений …   Большая психологическая энциклопедия
  • переживание — ПЕРЕЖИВАНИЕ, я, ср. Душевное состояние, вызванное какими н. сильными ощущениями, впечатлениями. Глубокие, тяжёлые переживания. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова
  • переживание — См. Персистенция (Источник: «Словарь терминов микробиологии») …   Словарь микробиологии
  • ПЕРЕЖИВАНИЕ — англ. experience/experience, emotional; нем. Erleben. Любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние; явление действительности, непосредственно представленное в сознании субъекта и выступающее для него как событие его собственной… …   Энциклопедия социологии
  • переживание — общее название для непосредственного психического опыта со стороны субъективной всякий психический процесс есть переживание. Во всяком переживании различают акт и содержание переживания. [12.1, 128] Переживание какой… …   Словарь Л.С. Выготского
  • переживание — • глубокое переживание • сильное переживание …   Словарь русской идиоматики

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/2972/%D0%9F%D0%95%D0%A0%D0%95%D0%96%D0%98%D0%92%D0%90%D0%9D%D0%98%D0%95

Психология переживания

Переживание начинается с детства, с возрастом способствуя развитию личности; оно тесно переплетается с интеллектом, особенно ярко проявляя себя в конфликтных жизненных ситуациях. Отсюда проистекает знание, как очередная ступень интеллектуального развития.

Категория переживания в психологии появилась как раз потому, что переживание является начальным звеном этой цепи: оно первично, и потому категориально.

 Психология переживания направлена на изучение внутреннего мира, личностной субъективности взглядов и реакций.

Духовная культура личности, проявляющаяся в ее «чувстве прекрасного» и соответствующих эмоциях, неразрывно связана с переживанием.

Психологически здорового человека переживание мотивирует к принятию решения и соответствующему действию, направленному на то, чтобы устранить объект переживания. Депрессия, апатия, неврозы – всё это говорит о том, что переживание человека не мотивирует. Так внутреннее переживание влияет на внешнее поведение.

Продуктивные переживания

Есть такая книга, которая рассказывает о том, как переживать продуктивно, не теряя при этом оптимизма. Автор ее – основатель позитивной психологии, Михай Чиксентмихайи. Называется она «Поток: психология оптимального переживания».

Поток – это всё позитивное, что окрыляет людей в разных сферах их жизни: эйфория, экстаз, легкость, удовольствие, радость от собственных успехов, самореализация и т.д.

В потоковом состоянии способности мозга резко увеличиваются, и переживания не мешают ему рождать правильное знание. Ключ к оптимальному переживанию заложен во внимании.

Нужно научиться обращать внимание на приятные мелочи, научиться радоваться окружающему миру, перестать быть напряженным на работе и пассивным на отдыхе. Научиться владеть эмоциями и направлять их в нужное русло – вот залог оптимального переживания.

«Человек сам кузнец своего счастья», как говорится. Прежде чем зарываться в переживания в кризисной ситуации, нужно для начала изменить свое отношение к проблеме. Попробуйте, и вам откроется множество простых истин. Переживания должны давать стимул к самосовершенствованию, а не отравлять нам жизнь.

Источник: http://womanest.ru/psixologiya-perezhivaniya/

Аспект первый: эмоция как психическое явление

Здесь нам приходится вспомнить о том материале, который известен.

Психические явления, в т.ч. и эмоции, впервые описал Вильгельм Вундт. Правда, он называл эмоции чувствами. Он говорил: есть объект[ивные] элементы сознания – ощущения и представления, и субъект[ивные] – чувства. Это и есть эмоции как психические явления.

Но тот же Вундт говорит о чем? В случае если теперь рассматривать чувство или эмоцию как единое психическое явление, то и в нем нужно различать две стороны.

В случае если угодно, такая эвристика: правило описания психики для Вундта – различать объективное и субъективное. Здесь просто: объективное – внешнее, то, что идет из мира, субъективное – внутреннее, то, что связано с внутренним опытом субъекта.

И тогда – две стороны этого явления.

1. Объективная. Эмоция — ϶ᴛᴏ всœегда отношение к чему-то, эмоция обязательно имеет предмет.

Вундт: эмоция связана с определœенным предметным представление. Скажем на быт[овом языке]: бывают такие явления, когда мается человек и не знает, что является причиной его негативного эмоционального переживания. И Вундт, и [его] последователи укажут: нет беспредметных [эмоций]. В случае если есть [эмоция] – ищите предмет.

2. Субъективная. Как раз и именуется словом переживание и, насколько мы помним, эти переживания, или эти собственно чувства по Вундту даже классифицируются по параметрам – удовольствие/неудовольствие, возбуждение/успокоение, напряжение/раз­ряд­ка. (Об этом говорилось в начале курса, когда Вундт был [для нас] главной фигурой в психологии.)

Эта субъективная сторона обладает важной функцией – переживание собственно чувства синтезирует психическое явление, обеспечивает целостность психического явления.

У Вундта трудный язык, и мы его огрубляем. Представление –объективная сторона – обычно состоит из простых элементов ощущений. Представление нуждается в синтезе, иначе может распадаться на части. Эту связь обеспечивают чувства, эмоции.

И наверняка кому-то запомнился пример, который [уже] приводился, пример с передачей ʼʼУгадай мелодиюʼʼ, где нужно было как минимум 3 ноты, когда заведомо с участием эмоционального опыта воссоздать целое по частям. Это и есть основная функция чувства.

А мы о Вундте вспомнили, и перейдем к какому-нибудь современному автору, оставаясь в рамках этого аспекта. Сюда же, когда говорим об эмоциональных явлениях добавляем такой пункт – эмоция как феномен.

На данный раз мы уже в XX веке, и вспоминаем то, что слово ʼʼфеноменʼʼ для психолога, философа XX века — ϶ᴛᴏ опорное слово для названия школы – феноменология.

Название этой школы, изначально немецкой, хотя у немецких феноменологов, в частности, Гуссерля, про феноменологию достаточно знать несколько слов: это – попытка одновременного объяснения и описания явления.

Гештальт-психолог описывает явление, и одновременно объясняет его, он описывает феномен как таковой.

Идея феноменологии как философского направления в объяснении не нуждается – идти к тому, что дано субъекту непосредственно…

Не знаю, входит или нет [данный] текст в семинарские занятия, но упомянуть автора… концепции эмоций… стоит. Это – не феноменолог по исходным позициям. По философскому направлению – представитель экзистенциализма – философ, психолог, драматург Жан-Поль Сартр.

Посмотрим на языке Сартра что значит эмоция как феномен.

Он довольно подробно рассматривает феноменологию эмоций… Скажем о том, что он предлагает в качестве рационального зерна. Вспомним о том, что проходили в начале темы.

Эмоция — ϶ᴛᴏ средство приспособления к ситуации, такое приспособление к ситуации, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ позволяет действовать в ней. Эмоция суть средство адаптации. А раз адаптации, значит, наверное, к среде. Но только слова адаптация, среда – слова близкие к…

Но Сартр – философ, которому позволительно быть и писателœем, и драматургом, и поэтом – у него метафорический язык.

Роль эмоций [у него можно] представить так: ʼʼЧеловек реагирует на мир, взаимодействует по крайней мере двумя способамиʼʼ,– говорит Сартр.

Первый способ, наверное, можно считать нормативным для человека – рационального взаимодействия с миром. Рациональное – значит такое, где есть различие между объектом и отношением к нему; в рассуждениях – различие между причиной и следствием. И жизнь в таком рациональном мире, рациональная жизнь в мире, предполагает соблюдение логики.

Но здесь Сартр говорит о том, что бывают ситуации, когда рационально действовать невозможно, нет условий для рационального осмысления ситуации.

И тогда вступает другой способ взаимодействия с миром. По симметрии он называет его иррациональным или магическим. Тут он сам отдалился в область магии…

В случае если ситуацию невозможно рационально оценить, нужен другой способ, который позволит организовать пока неясное, непонятное. И тогда Сартр как раз сюда и помещает эмоцию как феномен.

Он говорит: ʼʼЭмоция – форма редукции, перехода из рационального мира в мир магии, в мир, где отсутствуют какие-то важные различия, к примеру, между самим объектом и тем, как данный объект представлен в заведомо субъективной фантазииʼʼ.

Нет различия между естественным и сверхъестественным. Сверхъестественное в спок[ойном] смысле – нет различия между объектом и отношением к нему, и затем – нет причинности, нет логических противоречий, точнее, есть безразличие к причинности и к логике.

Лучше при темном окне приводить пример, который любит Сартр.

Сидим в комнате, и вдруг за темным окном появилось что-то неясное для нас. Сартр говорит: и мы сразу испугались, испытали страх. Это – эмоция как феномен, как магическое переживание.

Поставьте на место себя человека рационального. Он скажет: ʼʼЯ пока не знаю, что это за объект, он находится далеко от меня – за окном, а не в комнатеʼʼ. И приведет массу рациональных оснований, чтобы никакого феномена не было.

Но не действуют эти основания – нужно прямая непосредственная оценка этой ситуации.

Магическое мышление – предмет особого разговора, а лучше – на восприятии: познавательное, эмоциональное и волевое (дей­ствен­ное) начало не отделœены друг от друга.

Это Грот напишет: восприми, прими эмоционально; потом – стремление, потом – действие. Не таков эмоциональный феномен, там всœе вместе.

Магическое мышление — ϶ᴛᴏ первобытное мышление. Не только Сартр,… исследователь мифов и легенд. В мире магии действуем не так, как в мире логике…

[Пример.] Некоторому европейцу-ис­сле­до­ва­телю приходится беседовать с туземцем. Была буря, снесло хижину и балка ударили по ноге [ту­зем­ца,] и повредила ему ногу. И туземец моментально заключил – да, я так и знал, я должен получить наказание за провинность которую когда-то совершил.

Все это возмутительно для европейца – начинает задавать туземцу вопросы… Тот отвечает: ʼʼДул сильный ветер, был ураган… – Балка почему упала? – Наверное, подгнила, нужно [было] заменитьʼʼ.

И европеец согласен. Спрашивает: причем тут эмоциональная оценка, что ты наказан, зачем сверхъестественные магические вещи? И туземец четко отвечает: ʼʼДа, всœе это так.

Но почему балка попала именно на мою ногу?ʼʼ

Т.е. эти объективные причины остаются в силе, но не позволяют объяснить главное – почему случилось [именно] со мной… Феномен – уникальность события, как происходящего именно с данным субъектом. В этом смысле, сколько не рассуждай о рациональности… никогда никакое рациональное объяснение не снимет этой крайне важно сти – объяснить индивидуальное событие – объяснить, освоить.

Пример. Это поистинœе мука для европейца объясниться с туземцем, что нужно разделять рациональное и иррациональное. И эта мука предст[ает] в разговоре…

В некотором туземном селœении существует обряд гадания – женщины племени долгое время собирают травку, сушат, специально толкут, разводят и получается сильнейший яд.

Когда нет возможности решить ʼʼдаʼʼ или ʼʼнетʼʼ – современный человек бросает жребий (монетку). (Но лучше заранее записать, что означает орел, а что – решка, а то пока монета летит, можешь забыть…)

А туземец приходит и задает вопрос жрецу, а жрец – оракулу. Какой-то вопрос, на который есть ответ ʼʼдаʼʼ или ʼʼнетʼʼ. Жрец задает вопрос: Как быть? ʼʼДаʼʼ или ʼʼнетʼʼ? И в руке цыпленок… И когда задается вопрос, цыпленку в клюв капают каплю яда. Подох – ʼʼдаʼʼ, остался жив – ʼʼнетʼʼ.

Европеец [задает вопрос:] ʼʼНу, а если капнуть в клюв это драгоценное прекрасное снужнобье просто так, не обращаясь к оракулу – он подохнет или нет?ʼʼ

Жрец не понимает этого вопроса: ʼʼСтранные люди… Женщины столько собирали, [сушили, готовили]… и мы какому-то цыпленку просто так [будем] капать каплю?ʼʼ

Европеец хитрит: ʼʼПредположим, достался туземец, у которого нужно много раз проверить мнение, и это мнение – ʼʼнетʼʼ… Ответ ʼʼнетʼʼ – значит, остался жить; вторая, третья… капли – остался жить. Что [произойдет] в данном случае?ʼʼ

Жрец долго думал и ответил: ʼʼПо-видимому, цыпленок лопнетʼʼ. Ничто не могло его отвратить от эмоционального отношения миру. Эмоции здесь довлеют над логикой и побеждают.

Второй аспект анализа эмоций…

Источник: http://referatwork.ru/category/psikhologiya/view/370300_aspekt_pervyy_emociya_kak_psihicheskoe_yavlenie

Этапы переживания горя и утраты

Здравствуйте,

уважаемые читатели и гости моего блога!

К сожалению, бывает так, что в своей жизни мы сталкиваемся с очень тяжелыми и трагическими ситуациями.

Одной из таковых является смерть близкого нам и любимого человека.

Горе, которое поглощает нас в это время, едва переносимо и требует к себе особого внимания.    

Но часто скорбящий человек остается один, без надлежащей поддержки и помощи.

А бывает и хуже: близкие, не зная того, усиливают его страдания своими советами и неправильным поведением.

Все потому, что многие на самом деле не знают, как помочь близкому человеку пережить горе без тяжёлых последствий и потрясений.

И как психологически грамотно поддержать горюющего.

Кроме того, многие не знает и то, как самостоятельно преодолеть скорбь и найти успокоение в таких ситуациях.  

Этой статьей я отрываю цикл публикаций, посвященных данной теме.

Как это видно из названия, этот пост об этапах переживания утраты.

Две следующие статьи будут посвящены тому, как помочь себе и близким преодолеть этот сложный жизненный период.

В них будут представлены упражнения и психологические приемы смягчающие душевную боль.   

Сначала определим, что…  

Горе – не мимолетное явление. Это сложный и многогранный психологический процесс,охватывающий всю личность человека и его близкое окружение.   

Горевание – это процесс переживания горя. Он делится на несколько стадий или этапов.

Каждый из них отличается своими особенностями и признаками.

Степень выраженности этих признаков, а также глубина горевания и скорби во многом зависят от особенностей личности человека, от силы его характера и уровня психологического здоровья.

А также от чуткости и своевременной поддержки окружающих.

Которой часто не хватает, поскольку близкие не владеют необходимыми психологическими знаниями и навыками.

Переживание горя

и его основные этапы

Предварительно отметим, два важных момента:  

  1. Переживание утраты – это не линейный процесс.Человек может вновь и вновь возвращаться на ранее пройденные этапы, либо, минуя сразу один или два, переходить на следующий. Более того, этапы могут включаться один в другой, пересекаться, а также меняться местами.
  2. Отсюда, эта и подобные ей схемы структурирования процесса переживания утраты – это всего лишь модели. В реальности все намного сложнее.

Просто так удобнее понимать горе. А его понимание позволяет эффективнее и быстрее его переживать и прорабатывать с психологом.   

 Итак…,

1. Этап отрицания или «Не может быть!»

Начинается с момента, когда человек узнал о трагическом событии. Сообщение о смерти, даже если человек подготовлен к нему, является очень неожиданным и потрясающим до глубины души.

Этот этап в среднем длится около 10 дней. 

Человек словно бы впадает в оцепенение.

Притупляются чувства, движения становятся скованными, дыхание затрудненным и поверхностным. 

Скорбящий человек часто выглядит отрешенным и отстраненным, но потом такие состояния вдруг сменяются сильными и интенсивными эмоциями.

Многим людям на этом этапе горевания происходящее кажется нереальным, они словно бы отстраняются от него и  выключаются из настоящего момента.  

Такое состояние принято рассматривать в качестве психологической защиты.

Скорбящий не способен принять случившееся сразу в полном его объеме. Душа может принимать горе только по крупицам, на время защитившись отрицанием и оцепенением.

Смерть близкого разрывает «дней связующую нить», прерывает более-менее спокойное течение событий.

Она делит мир и жизнь на «до» и «после» трагического события. 

На многих людей это производит очень тяжелое впечатление.

По сути это душевная (психологическая) травма.

В это время человек не способен жить в настоящем. Он еще мысленно в прошлом. С покинувшим его любимым человеком.

Закрепиться в настоящем, смирившись с утратой, и начать жить по-новому ему еще только предстоит.

 А пока он в оцепенении и живет прошлым, ведь оно еще не стало памятью. Оно для него вполне реально.   

♦    

2. Этап поиска и надежды

Переживание горя на этом этапе связано с неосознанным ожиданием чуда. Скорбящий нереалистично стремится вернуть умершего. Не давая себе отчет в том, ожидает, что все вернется и наладится.

Часто он ощущает присутствие умершего в доме.

Может мельком видеть его на улице, слышать его голос.

Это не патология – это в принципе нормальные психологические явления. Ведь для близких умерший человек еще субъективно остается живым.  

Как правило, этот этап длиться от 7 до 14 дней. Но явления свойственные этому ему могу вплетаться в предыдущий и последующий этапы. 

Источник: http://formaetsensum.ru/yetapy-perezhivaniya-gorya-i-utraty.html

Ссылка на основную публикацию