Логотерапия виктора франкла

В. Франкл и логотерапия

Логотерапия Виктора Франкла

Логотерапия — метод психотерапии и экзистенциального анализа, представляющий собой сложную систему философских, психологических и медицинских воззрений на природу и сущность человека, механизмы развития личности в норме и патологии, пути коррекции аномалий в развитии личности.

Созданная Виктором Франклом, логотерапия, как одно из влиятельных направлений современной психотерапии, помогает человеку в поисках смысла жизни. Логотерапия противостоит, с одной стороны, ортодоксальному психоанализу, а с другой — поведенческой психотерапии.

Основанное на философии человеческой ответственности мировосприятие Франкл назвал трагическим оптимизмом: «Несмотря на нашу веру в потенциал человека, мы не должны закрывать глаза на то, что человечные люди являются, и быть может, всегда могут оставаться меньшинством. Но именно поэтому каждый из нас чувствует вызов присоединиться к этому меньшинству. Дела плохи. Но они станут еще хуже, если мы не будем делать все, что в наших силах, чтобы улучшить их».

В своем теоретическом здании В.Франкл выделяет три основные части: учение о стремлении к смыслу, учение о смысле жизни и учение о свободе воли.

Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности.

Для того чтобы жить и активно действовать, заключает Франкл, человек должен верить в смысл, которым обладают его поступки.

Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое Франкл называет экзистенциальным вакуумом.

Необходимым уровнем психического здоровья является определенный уровень напряжения, возникающего между человеком, с одной стороны, и локализованным во внешнем мире объективным смыслом, который ему предстоит осуществить, с другой стороны. Таким образом, основной тезис учения о стремлении к смыслу можно сформулировать так: человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию или вакуум, если это стремление остается нереализованным.

Основной тезис учения о смысле жизни в теории Франкла: жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден.

Никто, и логотерапевт в том числе, не преподносит тот единственный смысл, который человек может найти в своей жизни.

Однако логотерапия ставит целью расширение возможностей пациента видеть весь спектр потенциальных смыслов, которые может содержать в себе любая ситуация. Не человек ставит вопрос о смысле своей жизни — жизнь ставит вопрос перед ним.

Основной тезис учения Франкла о свободе воли можно сформулировать так: человек свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода заметно ограничена объективными обстоятельствами.

Существует специфическая и неспецифическая область применения логотерапии. Психотерапия разного рода заболеваний -это неспецифическая сфера. Специфической же сферой являются ноогенные неврозы, порожденные утратой смысла жизни.

В этих случаях используется методика сократовского диалога, позволяющая подтолкнуть пациента к открытию им для себя адекватного смысла жизни.

Важную роль играет при этом личность самого психотерапевта, хотя навязывание им своих смыслов недопустимо.

Современная клиническая психотерапия является достаточно сильным средством воздействия на психику и поведение человека.

Поэтому, как всяким сильнодействующим средством, ею нужно пользоваться осознанно, осторожно, с учетом всех имеющихся показаний и противопоказаний.

Такой подход к клинической психотерапии невозможен без углубленного изучения ее истоков и фундаментального знания ее теоретических основ.

Источник: https://psyera.ru/4488/v-frankl-i-logoterapiya

Приемы логотерапии по поиску смысла жизни личности по Виктору Франклу

Приемы логотерапии по поиску смысла жизни личности по Виктору Франклу

Вместе с тем, религия не является единственно возможным источником смысла; эта проблема может решаться одинаково успешно и верующими, и неверующими людьми. Уникальный смысл жизни или выполняющие ту же функцию обобщенные ценности могут быть найдены пациентом в одной из трёх вышеназванных сфер.

Основным в практике логотерапии является метод сократического диалога, применяемый при терапии специфических ноогенных неврозов. В логотерапии разработан также метод парадоксальной интенции  для лечения фобий и навязчивых состояний и метод дерефлексии для лечения сексуальных неврозов.

Как психотерапевт Франкл прекрасно знает, что многие неврозы являются следствием жизненной дезориентации, потери смысла собственного существования.

Вывод Франкла о том, что ценностная дезориентация вызывает состояние дискомфорта, а наличие цели в жизни помогает преодолеть физический недуг, является важным в методологическом отношении.

Выдвижение на передний план в мотивации сознательных факторов выглядит в разбираемой концепции более рельефно, чем в построениях других представителей экзистенциализма.

Согласно интерпретации Франкла, смыслом жизни обладают лишь те, кто наделен «базисным доверием к бытию». Логотерапия предназначена для тех, кто не имеет устойчивых убеждений, чья вера поверхностна, у кого отсутствует философское видение мира. В результате, человек осознает свою абсолютную свободу по отношению к миру и свою абсолютную ответственность перед Богом.

С этим связан один из важнейших принципов концепции Франкла: любая жизнь, в том числе и протекающая в нестерпимых страданиях, осмысленна. Поэтому логотерапевт не нуждается в том, чтобы навязывать собственные ценности другому человеку. Он только помогает поставить вопросы, дать же ответ на них должен сам пациент.

По Франклу, биологическая и социальная жизнь человека лишены смысла. Она наполняется смыслом только благодаря приобщению к трансцендентным ценностям.

Осмысленность существования, моральная ответственность, совесть возможны лишь у религиозного человека: «С психологической точки зрения религиозная личность такова, что она испытывает не только то, что говорится, но и говорящего: слух её более чуткий, чем у нерелигиозной личности.

В диалоге с собственной совестью — этом интимнейшем из диалогов — Бог является её собеседником», религиозный человек надеется на  «жизнь вечную», а поэтому его настоящая жизнь осмысленна и моральна».

Тихонравов Ю.В., Экзистенциальная психология, М., «Интел-Синтез», 1998 г., с.110-112.

Постановка проблемы «В чём смысл жизни?» с помощью понятия «переход к надсистеме»

Источник: http://vikent.ru/enc/5921/

Центр Виктора Франкла

Центр Виктора Франкла

ЛОГОТЕРАПИЯ

История логотерапии восходит к 30-м годам двадцатого века. Отталкиваясь от таких направлений, как психоанализ Зигмунда Фрейда и индивидуальная психология Альфреда Адлера, Виктор Франкл разработал основы нового оригинального подхода, которые были им впервые опубликованы в 1938 году.

Логотерапия, иногда ещё называемая «третьей венской психотерапевтической школой», сегодня представляет собой признанный на международном уровне эмпирически обоснованный психотерапевтический подход, основами которого являются следующие концепции: свобода воли, стремление к смыслу, смысл жизни.

Свобода воли

Согласно логотерапии, люди не являются полностью обусловленными, у них сохраняется базовая свобода для принятия решений и способность занять позицию по отношению к внутренним (психологическим) и внешним (биологическим и социальным) условиям.

Свобода определяется здесь как пространство для формирования своей жизни в рамках заданных возможностей. Свобода проистекает из духовной сферы человека, под которой понимается человеческая составляющая, лежащая превыше телесного и психического.

Как существа духовные люди не просто реагируют на стимулы, но обладают определённой независимостью и способны проактивно формировать свою собственную жизнь. Человеческая свобода играет решающую роль, предоставляя пространство для автономного действия даже тем, кто страдает телесными и психическими заболеваниями.

И именно этот ресурс позволяет человеку справиться с симптомами и вернуть контроль над своей жизнью и способность к самоопределению.

Стремление к смыслу

Люди не просто свободны, они свободны для чего-то, а именно для того, чтобы выразить себя, чтобы придать форму своему миру, наполнить свою жизнь смыслом. Стремление к смыслу рассматривается как первичная мотивационная сила в человеке.

Не имея возможности реализовать в жизни свою «волю к смыслу», человек переживает глубочайшее чувство бессмысленности и пустоты.

Когда потребность в смысле в жизни не реализована, она может приводить к агрессии, зависимости, депрессии и суицидальному поведению, а также к обострению психосоматических заболеваний и невротических расстройств. Логотерапия помогает распознать и устранить факторы, препятствующие поиску смысла.

Смысл жизни

Логотерапия основана на идее о том, что смысл является объективной реальностью. Согласно логотерапии, человек призван, реализуя свои свободу и ответственность, сделать лучшее возможное из самого себя и окружающего мира. Это возможно посредством распознавания и реализации смысла каждой конкретной ситуации. В данном контексте необходимо подчеркнуть, что возможности смысла, объективные по природе, связаны с конкретными ситуациями и людьми и потому находятся в постоянном изменении. Таким образом, логотерапия не претендует на то, чтобы провозгласить некий общий смысл жизни, но утверждает, что смысл уникален для каждого человека и что каждая ситуация несет в себе потенциальные смыслы, которые человек может обнаружить и сделать реальностью.

Узнайте подробности

Лекция «Как поддержать тяжелобольных и неизлечимых пациентов и членов их семей с позиции логотерапии», 19 января

Программа для подростков «Я- автор своей жизни». Начало 02 февраля 2018. Открыт набор

Источник: http://viktorfranklcenter.ru/logoterapia

Логотерапия Виктора Франкла

Логотерапия Виктора Франкла

В. Франкл –  яркий представитель экзистенционального направления в психологии личности. 

Экзистенция (существование) – необходимость найти смысл.Экзистенциальная терапия – помочь найти смысл. Логотерапия — -«логос» ( в пер. с греч.)  – «смысл», «дух».

В. Франкл находился под вдлиянием идей З.Фрейда и А. Адлера. На него повлияли воззрения экзтистенциальных философов, таких как Хайдегер, Ясперс.  Франкл сам стремился найти смысл в собственном существовании.   Франкл имел степень доктора медицины, работал невропатологом и психиатром в еврейской больнице в Вене.

  Во время великой отечественной войны  пребывал в нацистских контрационных лагерях (Освенцим, Дахау), где и научился находить смысл в своих страданиях.  В. Франкл цитирует Ницше: «Тот,  кому есть для чего жить, может перенести любое как». После войны стал профессором, президентом Австрийской ассоциации медицинского общества.

Написал более 30 книг.

Главный девиз его: «Я видел смысл своей жизни в том, чтобы помогать другим  увидеть смысл в своей жизни».

Основные положения его концепции

Термин «экзистенциальный» В.Франкл использует в трех значениях:

1)  Специфический способ бытия человека

2)  Смысл существования

3)  Стремление найти смысл в личном существовании.

Главное побуждение человека – его стремление к поиску и реализации смысла своей жизни. Смысл жизни – духовное измерение бытия человека. Смысл уникален для каждого человека.

Стремление к смыслу включает в себя сознательную деятельность и установление контакта с бессознательным, глубинным центром человеческого духа.

  Люди должны сознавать личную ответственность с учётом уникального смысла их жизни, за свои действия в определённых жизненных ситуациях.

Человеческая свобода – это «свобода для» принятия на себя ответственности за осуществление смысла в сфере, ограниченной смертью и судьбой.  Стремление к смыслу – фундаментальная мотивационныя сила в людях.

Источники смысла жизни для человека:

Работа – главная область, где люди могут выходить за пределы самих себя, смысл в творчестве.

Любовь – умение увидеть потенциал в любимом человеке и оказать ему помощь в реализации.

Страдание – люди выбирают как им отвечать на страдание.

Прошлое – ничего из прошлого не потеряно для человека.

Сверхсмысл – он может быть постигнут с помощью веры. А не с помощью интеллектуальных средств. Вера в бога и высший смысл жизни.

Основные способы, с помощью которых люди находят смысл:

 — Что-то давать жизни (ценности творчества)

 — Что-то брать от жизни (ценности переживания)

 — Занимать определённую позицию по отношению к судьбе, которую нельзя изменить (ценности отношения).

Активное включение человека в поток жизни, поможет ему обрести смысл существования .

Если человек страдает от ощущения бессмысленности, пустоты и тщетности жизни, он потерял или не нашёл смысл своей жизни. Такое состояние человека,  В.Франкл назвал термином «экзистенциальный вакуум».

Причины возникновения «экзистенциального вакуума»:

1)  люди не знают, что они хотят делать, и отступают в конформизм, делая то, что делают другие, и чего от них хотят другие;

2) человека скорее считают, что он как  совокупность влечений, механизмов психологической защиты, чем способный принимать решения индивид (рассмотрение людей в качестве скорее детерминированных, чем детерминирующих существ);

3) разрушение представлений о ценностях и  традициях.

Способы, с помощью которых люди сохраняют экзистенциальный вакуум,

включают в себя подавление, уклонение от ответственности и уделение недостаточного большого внимания самореализации. Экзистенциальный вакуум может привести к развитию невроза.

Ещё один термин «экзистенциальная фрустрация» — это апатия, скука, тревога, отчаяние, когда возникает напряжение на пути стремления человека к смыслу.

 Цель психотерапевтической работы с пациентом в логотерапии – помочь человеку достичь максимальной сосредоточенности на жизненных задачах, осознать ответственность за свою жизнь.

В логотерапии используются следующие методы работы:

  анализ сновидений;

  постановка перед клиентов вопросов о смысле жизни;

  выявление смысла через сократический диалог

  предложение человеку смысла жизни;

  породоксальная интенция  ( намеренно сделать то, чего человек сам боится);

  дерефлексия 9отвлечение внимания и переориентирование на другую сферу деятельности);

  оказание помощи клиентам в осознании важности взятия на себя ответственности за нахождение смысла.

Главные труды В. Франкла:

«Человек в поисках смысла: введение в логотерапию»

«Доктор и душа: от психотерапии к логотерапии»

«Неслышный крик смысла: психотерапия и гуманизм»

«стремление к смыслу: основы и применение логотерапии».



Источник: http://biofile.ru/psy/11503.html

Читать

Читать

Переводчик Олег Сивченко

Научный редактор Галина Лифшиц

Редактор Ксения Чистопольская

Руководитель проекта И. Серёгина

Корректоры М. Миловидова, С. Мозалёва

Компьютерная верстка A. Фоминов

Дизайн обложки Ю. Буга

Фото на обложке Еastnews

© 1998 Beltz Psychologie, Weinheim und Basel

© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина нон-фикшн», 2016

Все права защищены. Произведение предназначено исключительно для частного использования.

Никакая часть электронного экземпляра данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для публичного или коллективного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

За нарушение авторских прав законодательством предусмотрена выплата компенсации правообладателя в размере до 5 млн. рублей (ст. 49 ЗОАП), а также уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 6 лет (ст. 146 УК РФ).

14 мая 1986 г. Венский университет присвоил профессору Виктору Франклу степень почетного доктора естественных наук. Это была 12-я почетная докторская степень доктора Франкла[2].

Я же на правах рассказчика об этом торжественном событии решил воспользоваться представившимся случаем и вспомнить о жизненном и научном пути этого человека, с которым мне самому довелось познакомиться уже более 30 лет назад, будучи совсем молодым студентом.

Написать этот панегирик было отнюдь не сложно: ведь я прославляю человека, который является автором не менее 27 книг, изданных на 20 языках (в состав этого наследия входит даже семитомное полное собрание сочинений, переведенное на японский язык!)[3].

Право, не составляет никакого труда рассказывать о заслугах автора книги «Человек в поисках смысла» – ведь уже на сегодняшний день эта книга выдержала как минимум 149 изданий; в принципе, чтобы уложиться в какие-либо мыслимые рамки, мне пришлось ограничиться лишь простым перечислением различных заслуг и достижений моего героя. Но передо мной стояла и другая серьезная проблема: выбрать из огромного массива его работ именно те, которые имели определяющее значение для него самого, его научных взглядов и сыграли решающую роль в его развитии.

Принимать решение по каждой работе мне приходилось абсолютно самостоятельно, но сам Виктор Франкл в итоге одобрил мою подборку.

Когда же меня попросили подготовить предисловие, которое обобщило бы весь материал книги «Тексты за 50 лет», мне самому было любопытно, как на самом деле может выглядеть эта подборка. Хочется лишь отметить, что я отлично запомнил 1924 г. – именно в этом году вышла первая публикация Франкла.

Эта дата немного обескураживает, когда вспоминаешь, что автор родился в 1905 г.

Ученый, которому было всего 19 лет, опубликовал в международном психоаналитическом журнале работу о развитии мимического подтверждения и отрицания, чему предшествовала многолетняя переписка с Фрейдом, которую Франкл начал еще в средней школе. Спустя всего два года Франкл, молодой студент-медик, уже выступает на международном конгрессе по индивидуальной психологии с пленарным докладом.

Уже в тот период четко проявляется самобытная натура Виктора Франкла, в первую очередь – несгибаемая воля и стремление следовать собственным путем. Неудивительно, что Франклу было так сложно вписаться в существовавшую научную иерархию.

Уже в вышеупомянутом пленарном докладе наметилось несогласие Франкла с ортодоксальными догмами тогдашней индивидуальной психологии. Эти возражения постепенно углублялись, пока, наконец, не привели к разрыву между Франклом и Адлером, по категорическому настоянию которого Франкла в 1927 г.

исключили из Общества индивидуальной психологии.

Работа «Встреча индивидуальной психологии с логотерапией» дает беспристрастную ретроспективу этого периода, который стал для Франкла важным этапом его собственного пути.

Несомненно, уже тогда Франклу было ясно, что психоанализ ставит своей целью адаптировать человека к реальности, в то время как индивидуальная психология претендует на оформление этой реальности.

То есть уже в молодости Франкл видел неполноту данной логической последовательности, отсутствие в ней следующей, конечной и важнейшей ступени. Эта ступень обрисовывается в работе «К духовной проблематике психотерапии».

Важнейший шаг, следующий после адаптации и оформления, заключается в принятии ответственности: я-бытие означает ответственность. Соответственно, в качестве наивысшего уровня психологии постулируется обретение смысла, то есть нахождение тех ценностей, которые индивид действительно может воплотить на своем жизненном пути.

Уже в этой работе, написанной в 1938 г., Франкл четко указывает, что решение о таких ценностях должны принимать не мы, а в первую очередь сам больной.

Это требуется ему, чтобы решить, перед кем он несет ответственность (будь то перед Богом или перед своей совестью), за что он чувствует себя ответственным, какой смысл он находит в своей жизни.

В этих ранних работах, на четвертом десятке лет Виктор Франкл уже формулирует проблему кажущейся бессмысленности существования в качестве одного из центральных пунктов своих размышлений и требует сделать знаменательный терапевтический шаг к мировоззренческой беседе.

При этом он распознает и минует опасный подводный камень: врач не имеет права предлагать – а тем более навязывать – определенную точку зрения; он может лишь бескомпромиссно выполнять свой терапевтический долг психиатра, не скатываясь в миссионерство. Франкл четко и доверительно проговаривает это в работе «Психиатрическое самосознание»: «Какого бы мировоззрения ни придерживался кто-либо из пациентов, оставайся беспристрастен. Самое важное, что у него есть мировоззрение».

Такое толерантное отношение нисколько не мешает автору обращаться к религии: в лекции «Человек в поисках конечного смысла», прочитанной по поводу получения премии им.

Оскара Пфистера, Франкл словно воздвигает мост между психологией и религией с учетом всех следствий последней для психиатрической деятельности.

Однако франкловское понимание феномена религии настолько всеобъемлющее, что в него можно включить и агностицизм, и даже атеизм.

В автобиографии Виктор Франкл вспоминает о том, что уже в возрасте четырех лет однажды проснулся с осознанием того, что и ему когда-то придется умереть.

Возможно, именно этот ранний импульс позволил ему так четко сформулировать основной вопрос: как можно увязать смысл жизни с ее скоротечностью? Уже в средней школе Франкл (во многом под влиянием Густава Теодора Фехнера) обдумывал идеи, которые позже ему пришлось обсуждать с Мартином Хайдеггером. Поэтому с самого начала он расценивает мировоззренческий аспект как неотъемлемую часть психиатрической деятельности.

В работе «Философия и психотерапия» автор недвусмысленно озвучивает следующее требование: врач-психиатр не имеет права на небрежное отношение к мировоззренческим решениям и личностным ценностям пациента.

Неврозы развиваются на фоне совершенно определенных мировоззренческих взглядов, на мировоззренческом же уровне они сохраняются.

Поэтому совсем не случайно Франкл приводит в работе «Рудольф Аллерс – философ и психиатр» дословную цитату своего учителя: «Я еще не встречал ни одного случая невроза, конечной проблемой и конечным конфликтом которого, если можно так выразиться, не являлся бы неразрешенный метафизический вопрос…»

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=566232&p=1

Читать онлайн «Основные понятия логотерапии» автора Франкл Виктор — RuLit — Страница 6

Читать онлайн

Когда я попал в Освенцим, рукопись моей книги, готовая к публикации, была конфискована. Безусловно, только мое глубокое стремление написать эту книгу заново помогло мне пережить ужасы концлагеря.

Так, когда я заболел тифом и слег, то набросал на обрывках бумаги множество заметок, которые должны были мне помочь снова написать рукопись, как если бы мое выздоровление и освобождение было делом решенным.

Я уверен, что именно эта работа по восстановлению утраченной рукописи в полутьме барака баварского концентрационного лагеря помогла мне выстоять и не пасть духом.

Таким образом, можно полагать, что душевное здоровье основано на определенном напряжении, напряжении между тем, чего человек уже достиг, и тем, что ему еще предстоит осуществить; или тем, кем он есть, и тем, кем ему предстоит стать.

Такое напряжение внутренне присуще каждому человеческому существу и требуется для его душевного благополучия. Поэтому не должно быть сомнения в том, следует ли вызывать у человека такое напряжение, связанное с возможностью осуществления смысла его жизни.

Только таким путем можно пробудить его дремлющую волю к смыслу.

Я считаю опасным заблуждением полагать, что человек нуждается прежде всего во внутреннем равновесии или, как говорят биологи, «гомеостазе», т.е. оптимальном устойчивом состоянии напряжения. На самом деле человеку требуется не «устойчивое состояние напряжения», а устремленность, борьба за какую-то достойную его цель.

Ему требуется не разрядка напряжения любой ценой, а пробуждение к осознанию потенциального смысла жизни, подлежащего осуществлению. Человек нуждается не в гомеостазе, а в том, что я называю «ноодинамикой», т.е. духовной движущей силе, которая порождается в поле напряжения, возникающего между двух полюсов, – между человеком и его смыслом.

И не надо думать, что сказанное относится только к нормальным состояниям. Для невротических состояний это еще более значимо. Когда архитектор хочет укрепить арку, он увеличивает возложенный на нее сверху груз, чтобы концы ее обрели более прочную связь с опорой.

Так и терапевт, если он хочет укрепить душевное здоровье пациента, не должен бояться увеличить возлагаемый на него груз переориентации относительно смысла его жизни.

Рассказав о благотворном влиянии ориентации человека на смысл жизни, я обращаюсь теперь рассмотрению вредоносного воздействия чувства, на которое жалуются сегодня столь многие пациенты, а именно, чувства полной и очевидной бессмысленности их жизни. Они более не сознают никакого смысла, ради которого стоило бы жить. Их преследует ощущение внутренней пустоты, пустоты собственного бытия; они оказались в ситуации, которую я назвал «экзистенциальным вакуумом».

В XX веке экзистенциальный вакуум стал широко распространенным явлением. Это вполне понятно и может быть объяснено той двойной утратой, которую человек претерпел в ходе его становления подлинно человеческим существом.

В начале своей истории человек утратил некоторые из основных животных инстинктов, которые определяют и обеспечивают поведение животных. Такая обеспеченность, подобно раю, закрылась для человека навсегда; отныне человеку приходится всякий раз делать выбор, решать, как ему поступить.

В дополнение к этому человек относительно недавно пережил еще одну потерю: традиции, которые служили опорой его поведению и облегчали принятие решений, стали быстро терять свою силу. Никакой инстинкт более не диктует, и никакая традиция более не подсказывает ему, что делать.

Все чаще и чаще он руководствуется тем, чего добиваются от него другие, все чаще оказываясь жертвой чьих-то корыстных манипуляций.

Нами было проведено статистическое обследование пациентов и персонала неврологического отделения нашей поликлиники. Оно показало, что 55% опрошенных в той или иной мере испытывали ощущение экзистенциального вакуума. Иными словами, более половины опрошенных утратили ощущение того, что жизнь их имеет смысл.

Экзистенциальный вакуум проявляется прежде всего в ощущении скуки. Теперь мы понимаем Шопенгауэра, который говорил, что человечество обречено вечно колебаться между двумя крайностями – нуждой и скукой.

В самом деле, скука в наше время создает для психиатров больше проблем, чем нужда. И эти проблемы растут с угрожающей скоростью, так как процесс автоматизации производства по-видимому ведет к значительному увеличению свободного времени.

Беда в том, что большинство не знает, что с этим временем делать.

Вспомним, например, о «воскресном неврозе», специфической форме депрессии, которой страдают люди, сознающие бессодержательность своей жизни: когда рабочая суета прекращается, для них становится очевидной их внутренняя пустота.

Многие случаи самоубийств можно объяснить этим экзистенциальным вакуумом. Такие распространенные явления, как алкоголизм и юношеская преступность, невозможно понять без учета лежащего в их основе экзистенциального вакуума.

Это относится также к психологическим кризисам пенсионеров и пожилых людей.

Более того, существуют всякого рода маскировки и мимикрии, под личиной которых скрывается экзистенциальный вакуум. Иногда фрустрированная потребность в смысле компенсируется стремлением к власти, включая наиболее примитивную форму воли к власти – стремление к обогащению.

В других случаях место фрустрированной потребности в смысле занимает стремление к удовольствию. Вот почему экзистенциальная фрустрация нередко выливается в сексуальную компенсацию. Половой аппетит при этом непомерно разрастается, пытаясь заполнить экзистенциальный вакуум.

Аналогичное явление наблюдается и в случаях невроза. Существуют определенные типы механизмов невротической обратной связи с образованием порочного круга, которых я коснусь дальше. Можно наблюдать вновь и вновь, как эта патологическая симптоматика расцветает на почве экзистенциального вакуума.

У таких пациентов мы имеем дело не с ноогенным неврозом. Однако мы никогда не сможем помочь им преодолеть невроз, если не дополним психотерапевтическое лечение логотерапией.

Поскольку ощущение экзистенциального вакуума служит им оправданием для своих симптомов, заполнение этого вакуума выступает необходимым условием предупреждения рецидивов.

Следовательно, логотерапия показана не только в ноогенных случаях, как отмечалось выше, но также и в психогенных, особенно в тех, которые я назвал «псевдосоматогенными неврозами». В этом свете вполне оправданным оказывается утверждение, сделанное однажды Магдой Б. Арнольд: «Любая терапия должна быть в той или иной степени также логотерапией». [1]

Давайте рассмотрим теперь, что нам делать, когда пациент спрашивает у нас, в чем смысл жизни.

Я не думаю, чтобы врач мог ответить на этот вопрос общей фразой. Ибо смысл жизни отличается от человека к человеку, со дня на день и от часа к часу. Поэтому речь идет не о смысле жизни вообще, а о конкретном смысле жизни данной личности в данный момент.

Вопрос о смысле жизни вообще можно сравнить с вопросом к чемпиону мира по шахматам: «Скажите, учитель, какой ход самый лучший в мире?» В отрыве от конкретной игровой ситуации и личности противника, такой вещи, как лучший или даже просто хороший ход, не существует. То же относится и к смыслу жизни.

Невозможно найти абстрактный смысл жизни. У каждого из нас свое собственное призвание и жизненная миссия; каждый должен выносить в душе свое собственное предназначение, которое ему надлежит осуществить. Жизнь каждого человеческого существа незаменима и неповторима.

Уникальна в том числе и жизненная задача человека, равно как и пути ее осуществления.

Источник: http://www.rulit.me/books/osnovnye-ponyatiya-logoterapii-read-138921-6.html

Подборка книг «Логотерапия Виктора Франкла»

Подборка книг «Логотерапия Виктора Франкла»

Логотерапия — один из видов экзистенциальной психотерапии, разработанный Виктором Франклом в середине XX века.

Согласно логотерапии, движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни.

Франкл считал, что стремление к смыслу — фундаментальная мотивационная сила в человеке, и что люди нуждаются не в лишённом напряжения состоянии, а в напряжённом стремлении к некоему смыслу, который достоин их. Когда же стремление к смыслу фрустрировано, возникает апатия, скука.

Состояние человека, когда у него фрустрировано стремление к смыслу, по мнению Франкла, и называется экзистенциальным вакуумом, о котором писали философы-экзистенционалисты. Экзистенциальный вакуум, согласно логотерапии, может вести к ноогенному неврозу (неврозу, который возникает вследствие фрустрации стремления к смыслу), клинической симптоматике.

(Источник: Википедия)

Логотерапия часто использует язык образов, а речь Виктора Франкла всегда была наполнена метафорами и историями, он буквально думал и говорил образами, которые помогали его пациентам найти свои решения. Один из методов логотерапии так и называется «метод метафоры».

Следуя традициям логотерапии, и обнаружив много интересных книг и фильмов, через которые раскрываются основания и идеи логотерапии, мы создали этот раздел, в котором собирается коллекция соответствующих книги фильмов. после прочтения этих книг и просмотра этих фильмов логотерапия приобретает еще большую жизненность, наглядность и яркость.

(Источник: Логотерапия Виктора Франкла)

Источник: https://www.livelib.ru/selection/697181-logoterapiya-viktora-frankla

Логотерапия Виктора Франкла

Логотерапия Виктора Франкла

Логотерапия (от греч. logos — слово и terapia — забота, уход, лечение) — это направление в психотерапии, возникшее на базе тех выводов, которые Виктор Франкл сделал, будучи заключенным концлагеря.

Логотерапевты, вслед за Франклом, считают, что совершенно недопустимо объяснять то, что происходит внутри человека, глубинными инстинктами, как это делал Фрейд, или реакцией на внешние обстоятельства.

И то и то не работает, не описывает полностью всех процессов, которые происходят в психике человека.

Именно сам человек (а не его инстинкты или реакции на внешнюю среду) определяет то, как он живет, что он чувствует, каков его жизненный путь и какие решения на этом жизненном пути он принимает. Возможности человеческой личности не ограничены.

И в этом смысле абсолютно все равно, какие у человека детские комплексы и что ему говорит его подсознание. У человека есть иной ресурс, который позволяет ему сделать так, как он хочет.

Иными словами, какая разница, что у меня там в минусе, когда у меня такой потенциал в плюсе! И эти минусы мне совершенно не мешают этот потенциал реализовывать.

В логотерапии большое значение придается тому, что зрелый возраст — это не крах, как часто рассматривается в обывательском мировоззрении: если человек вышел на пенсию, то жизнь кончена, ничего нового, интересного уже не будет. Это все полная ерунда, считал Виктор Франкл, поскольку все зависит от самого человека, от того, чем он наполнит свою жизнь, и от ощущения смысла этой самой жизни.

Логотерапия — это как раз и есть терапия смысла, это тот способ, который помогает человеку найти смысл в любых обстоятельствах его жизни, в том числе и в таких крайних как концлагерь и как страдания.

И здесь очень важно понять следующее: чтобы найти этот смысл, Франкл предлагает исследовать не глубины личности, а ее высоты. Это очень серьезная разница в акценте.

До Франкла психологи в основном пытались помочь людям, исследуя глубины их подсознания, а Франкл настаивает на полном раскрытии потенциала человека, на исследовании его высот. Таким образом, акцент он делает, говоря образно, на шпиль здания (высота), а не на его подвал (глубины).

«Выражение «глубинная психология» сегодня весьма популярно, но напрашивается вопрос: не пора ли исследовать человеческое существование во всем его многоуровневом пространстве, исследовать не только его глубины, но и его высоты тоже.

Поступая таким образом, — пишет Франкл, — мы намеренно выходим не только за пределы физического, но и психического также. Мы включаем в сферу исследования реальность того, что я называю духовными аспектами человека.

Этим термином я обозначаю ядро личности.

Чего хочет в конечном счете достичь психоанализ при лечении неврозов? Его провозглашаемой целью является помочь пациенту достигнуть компромисса между требованиями бессознательного, с одной стороны, и требованиями реальности — с другой.

Он стремится адаптировать индивида к внешнему миру и примирить его с реальностью. Индивидуальная психология провозглашает более глубокую цель. Не ограничиваясь просто приспособлением, она требует от пациента смелости преобразования реальности.

Но мы должны задаться вопросом: сводится ли все только к этим целям? Не является ли допустимым или даже необходимым прорыв в другое измерение?»1

Прорыв в другое измерение — это принципиальное отличие логотерапии от других видов психотерапии.

Цель логотерапии — раскрыть предельные возможности человека, приняв за максиму афоризм Гёте: «Если мы принимаем людей такими, какие они есть, мы делаем их хуже.

Если же мы трактуем их, как если бы они были таковы, какими они должны быть, мы помогаем им стать такими, какими они способны стать».

Проще говоря, если мы все время изучаем, анализируем комплексы, недостатки, низменные страсти человека, то он начинает чересчур акцентироваться на них, рассматривать все через их призму, непроизвольно развивать их в себе.

Но если мы говорим человеку, что он чуть-чуть выше, чем он есть на самом деле, то это позволяет ему все время тянуться за более высокой планкой, развиваться.

Франкл, основываясь на своем многолетнем опыте психотерапевта, утверждал, что это работает всегда потрясающе!

Этот метод логотерапии могут взять на вооружение руководители, общаясь со своими подчиненными. Если руководитель все время говорит подчиненному о его недостатках, он как будто программирует его на них.

Но если руководитель находит в подчиненном что-то хорошее и немного преувеличивает, то это воспринимается как поддержка, у подчиненного появляется желание действительно стать лучше, тянуться за более высокой планкой.

Оптимальный уровень такой планки — на 10–20% более, чем есть на самом деле. Тогда это не травмирует и не вызывает подозрения, что это некая ложь или лесть.

И в завершение резюмируем: именно в логотерапии появляется термин «духовная сущность человека» и делается акцент от глубин личности к ее высотам.

Это помогает человеку почувствовать, что он не животное и его поведение определяется не инстинктами и внешними обстоятельствами, а им самим. Когда человек все время ставит себе более высокую планку, он начинает смотреть на свою жизнь по-новому, больше себя уважать.

И тогда жизнь меняется, приобретает смысл. Учение Виктора Франкла помогает человеку высоко поднять голову.

Заключение

Виктор Франкл, основываясь на своем личном опыте пребывания в концлагерях, сделал вывод, что деформация характера заключенного зависела не от внешних условий, а в конечном итоге от его внутренней установки.

Лагерная среда влияла на изменения характера лишь у того заключенного, кто опускался духовно и в чисто человеческом плане. А опускался тот, у кого уже не оставалось больше никакой внутренней опоры.

Каждая попытка духовно восстановить, «выпрямить» человека снова и снова убеждала Франкла, что такой внутренней опорой является для человека цель в будущем.

——

1 Цитата из книги Виктора Франкла «Основы логотерапии». — (Прим. ред.)

Как говорил Фридрих Ницше: «У кого есть «Зачем?», тот выдержит любое «Как?». Если человек нашел свое «Зачем», свою внутреннюю цель, ему не страшны никакие «Как».

Приняв во внимание эти выводы, Франкл после войны основал новое направление в психотерапии — логотерапию, которая помогает человеку найти смысл, внутреннюю опору в любых обстоятельства его жизни, в том числе таких крайних, как страдание.

Франкл уверен: чтобы ответить на вопрос, что ждет от человека жизнь, важно исследовать не только глубины его личности человека, но и высоты, под которыми он понимает духовные аспекты человека — ядро его личности.

Цель логотерапии — раскрыть предельные возможности человека, приняв за максиму афоризм Гёте: «Если мы принимаем людей такими, какие они есть, мы делаем их хуже. Если же мы трактуем их, как если бы они были таковы, какими они должны быть, мы помогаем им стать такими, какими они способны стать».

©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

Источник: http://arhivinfo.ru/2-89139.html

Ссылка на основную публикацию