Кого можно назвать гением: признаки гениальности

Как вычислить гения

Кого можно назвать гением: признаки гениальности

  15.03.2014    Чудо-люди    : 5631     :     

  Источник ©Мы называем отдельных людей гениями, скажем, за выдающиеся открытия в какой-то области… Между тем, до недавних пор в науке не существовало четких критериев определения гениальности. И все же по некоторым чертам можно установить, есть ли у человека по крайней мере потенциальные задатки гения. К такому выводу пришли большинство ученых мира.
Казалось бы, гениальным можно назвать человека, у которого «зашкаливает» уровень интеллекта. Но дело в том, что существует много видов интеллекта (скажем, визуально-пространственный, телесно-кинетический или музыкальный), которые невозможно «измерить» стандартными тестами IQ. Такой человек может отставать в физике или математике, но при этом проявлять выдающиеся способности к литературе, музыке, живописи или другим вещам.Специалисты полагают, что залогом гениальности могут являться нестандартное мышление и жизненная мудрость, которая обычно приходит с опытом. Ранее считалось, что гениальность — это исключительно врожденное качество. Но это еще не все. Итак, какими же качествами должна обладать гениальная личность?

Мультипотенциальность

О таких людях говорят: «Талантливый человек талантлив во всем». Если вы превосходите окружающих сразу в нескольких областях — допустим, в математике, рисовании и спорте, то у вас есть все шансы стать гением. Но речь идет именно об исключительных талантах и навыках, а не просто о способностях.

Сверхчувствительность и сверхвосприимчивость

Эти люди воспринимают поступающую извне информацию куда более глубоко и тонко, чем большинство, и куда успешнее ее обрабатывают. Они часто уделяют внимание таким вещам, которым остальные просто не придают значения, у них прекрасная интуиция.

Окружающие нередко считают такого человека слишком уж ранимым, сосредоточенным на себе и некоммуникабельным, определяя их тип как «интроверт». Однако именно эти качества способствуют глубочайшему анализу полученных внешних данных, а также защищают психику интроверта от перегрузок.

Высокая степень любознательности

Еще в детстве такие люди обожают задавать вопросы — им необходимо знать все об окружающем мире. В шесть лет их любимым времяпрепровождением может быть чтение томов энциклопедии. Не говоря уж о том, что они запоем читают книги на самую различную тематику.

У них масса интересов, они любят учиться и обычно имеют по нескольку высших образований, не считая различных курсов. Причем учатся они не ради получения диплома и профессии, а ради новых знаний.

Также они любят путешествия и экстрим, так как это дает им новые впечатления о мире.

Правда, им постоянно необходима «подпитка», поэтому они нередко не могут долго заниматься одним делом, находиться в одном месте или поддерживать отношения с одним человеком: в этом случае они ощущают неудовлетворенность жизнью и иногда депрессию.

Перфекционизм

Такие люди требовательны к себе и окружающим. Они все досконально отслеживают и проверяют. Могут переделывать работу по многу раз, чтобы добиться идеального результата, и того же требуют от других, поэтому с ними трудно иметь дело.В этом есть и отрицательная составляющая.

Если такой человек не добивается совершенства, то он бросает работу. Он может никогда не дописать книгу, картину, оперу, диссертацию, так как не знает, как довести свой проект до совершенства, а просто хороший результат для него неприемлем.

Но некоторые люди учатся использовать энергию перфекционизма и действительно достигают высоких результатов.

Целеустремленность

Гениальная личность умеет ставить перед собой цель и настраиваться на конечный результат. Такой человек не станет тратить время на бесперспективную, с его точки зрения, деятельность. Если работа не спорится, он начнет искать «обходные пути», предлагать нестандартные решения, что может вызвать непонимание у окружающих… Если для достижения конечной цели не требуется участие других людей, у такой личности выше шансы добиться желаемого.Благодаря целеустремленности и четкому видению конечных результатов он действительно зачастую добивается выдающихся успехов, так как обладает некоей движущей силой, ведущей его к цели.Разумеется, если вы или кто-то из ваших знакомых обладаете одной или двумя из рассмотренных выше характеристик, то это еще не дает основания называть человека гением. А вот если таких качеств наберется хотя бы более трех — это уже повод задуматься…

Источник: http://paranormal-news.ru/news/kak_vychislit_genija/2014-03-15-8686

Что такое гениальность и как стать гением?

Признайтесь, вы хоть раз пытались найти у себя признаки гениальности. Нет? А как же фраза: «Ну, разве я не гений?!» Сколько раз вы произносили ее, сделав что-то исключительное, до чего не додумались окружающие? Но гениальность заключается вовсе не в одной умной вещи, пришедшей на ум.

Гениальность – это целый комплекс умственных, творческих и деятельных возможностей, которые выражаются в постоянном проявлении себя. Хотя вопросов в этой области очень и очень много.

Кто такие гении? По каким параметрам определяют гениального человека? И можно ли воспитать в себе гениальность?

Определение и теории проявления

Понятие «гениальность» происходит от латинского genius, что означает дух, род. Определений у слова очень много, но все они сводятся к тому, что это наивысшая степень проявления человеческих умственных и духовных сил. Существует 5 теорий появления гениальности. Рассмотрим каждую из них подробно.

Биологическая

Суть теории: гении рождаются в результате особой перестройки генов. Исследования велись с разных точек зрения. Выдвигались версии, что на возможность родить гения может влиять все, что угодно, от активности сперматозоидов до силы материнского инстинкта.

Сегодня ученые склоняются к мнению, что гениальность зависит не от одного гена, а от целой комбинации. Но почему тогда у гениальных родителей рождаются обычные дети. Недаром же говорят, что природа отдыхает на детях гениев.

Возможно, что уникальное ДНК как-то переходит через поколения, но пока это только гипотезы.

Историческая

Эта теория по-своему отвечает на вопрос, что такое гениальность. Если современники признали твое творчество успешным и отличным от других, значит, ты вправе называться гением.

Но на практике чаще бывает так, что признание человек получает не от современников, а уже спустя многие годы.

Поэтому картины не особо известных в то время художников сегодня стоят миллионы долларов.

Психологическая

Суть: мозг гения уникален, благодаря самобытности человека. Т.е., сочетание свойств и качеств личности, отражение его интеллектуальных и нравственно-психологических черт и приводит к тому, что человек становится гениальным. Иначе говоря, гения отличает оригинальность. И в этом есть доля истины: почти у каждого поэта, художника или скульптора прослеживается собственный стиль.

Эзотерическая (мистическая)

Теоретики в этой области исходили из вопроса, как мыслят гении, и сделали вывод, что такой ум мог возникнуть у человека только под действием неведомых сил или некоего существа высшего рода.

Это своеобразный феномен гениальности, отличительный признак гения. И создать его искусственно невозможно. Гений по эзотерической теории – ребенок высшего мира, который недоступен простому обывателю.

Патологическая

Наиболее правдивая на сегодняшний день. Гениальность в ней граничит с безумием или какими-либо психическими отклонениями. Возникла теория психопатологии из анализа биографий признанных гениев. Ведь известно, что Леонардо да Винчи страдал психическим расстройством – прокрастинацией.

Он боялся откладывать важные дела на потом, но все равно постоянно отвлекался на бытовую ерунду. У Николы Тесла была фобия: он панически боялся человеческих волос. Неспроста и главного персонажа американского телесериала про ученых Шелдона Купера («Теория Большого взрыва») наделили различными странностями.

Он страдал ананкастным расстройством личности, мизофобией, был ипохондриком и т.д.

Не гений ли я?

На основании различных определений гениальности и исследований на эту тему можно выделить 10 признаков того, что ты гений. Они неоднозначны, и кто-то может с этим поспорить, но если вы найдете у себя хотя бы треть, то впору говорить о своей гениальной натуре.

  1. Знание хотя бы одного иностранного языка. Особенно, если человек выучил его непроизвольно и легко. Хотя истинные гении обычно свободно говорят на нескольких языках.
  2. Высокий уровень IQ (более 150). Проверить его можно онлайн. Только, чур, не хитрить.
  3. Предпочтение кошек собакам. Те, кто больше любит спокойных домашних животных, менее общительны. Любители активных псов же, наоборот.
  4. Вы – старший ребенок в семье. Это связано не с генетикой, а с особым отношением родителей к первенцу.
  5. Вы неравнодушны к алкоголю. Никто не говорит об алкоголизме, но бокал вина за ужином или рюмка коньяка перед сном – благое дело для вас.
  6. Вы левша. Когнитивные способности у левшей выше, чем у правшей.
  7. Отличное чувство юмора. Это говорит об особенном восприятии окружающего мира и людей.
  8. Вы часто переживаете (за себя, за близких, за отдаленные вещи типа брошенных детей и т.п.)
  9. Вы лентяй. Прокрастинация присуща многим гениям.
  10. Вы сомневаетесь в своей гениальности. Действительно, мозг гения обычно отрицает эту информацию, чтобы было к чему стремиться.

Теперь вы знаете, как распознать гения в самом себе или другом человеке. Конечно, это не специфические и не характерные признаки. Поэтому не стоит впадать в крайность и на их основании делать вывод, что гений – это ленивый алкоголик-левша, который живет с кошками и занимается написанием юмористических сценариев. Но что-то гениальное в таком человеке точно есть.

Как развить?

И опять же, если основываться на признаках гениальности, кто-то может решить, что нужно начать пить или завести кошку. Гением считается человек, которого подсознательно влечет ко всему этому.

В таком случае, можно ли стать гением, и как это сделать? Психология имеет ответ и на этот вопрос. Все-таки гениальность – не врожденный дар, и ее можно развивать.

Еще Томас Эдисон писал, что «Гений – это только 1% вдохновения и 99% работы над собой».

Для самых целеустремленных и уверенных в себе людей психологи выделили 10 способов, как стать гением.

  1. Регулярная физическая активность. Это улучшает кровоснабжение и работу мозга.
  2. Полноценный сон. Во время отдыха мозг генерирует идеи еще более усиленно.
  3. Сбалансированное питание. Мозгу нужны определенные витамины и микроэлементы, которые есть в рыбе, мясе, сыре, овощах, фруктах, горьком шоколаде, орехах.
  4. Изучение языков. Отличная тренировка скрытых мозговых ресурсов. А знакомство с новой культурой помогает узнать много интересных вещей и пообщаться с иностранными лицами.
  5. Игра на музыкальном инструменте. Это стимуляция мелкой моторики, развитие таланта и гибкости ума.
  6. Творческий подход. Это поможет стать гениальным благодаря развитию неординарного мышления.
  7. Нейробика. Это как аэробика, только тренировать надо мозг. Попробуйте внести в свои привычные дела что-то новое. Пишите нерабочей рукой, спрячьте на неделю пульт от телевизора, освойте метод слепой печати и т.д.
  8. Умственная гимнастика. В Интернете полно логических задачек и примеров, решая которые, вы сможете развивать логику, восприятие, наблюдательность, память, внимание и скорость реакции, узнавать что-то новое.
  9. Решение сложных задач. Не бойтесь браться за те дела, которые вам поначалу кажутся невыполнимыми. Это в любом случае поможет получить опыт и развить стремление.
  10. Регулярная мозговая активность. Нельзя проводить ни одного дня в пассивных мыслях. Мозгу требуются ежедневные нагрузки для сохранения остроты ума.

Генетическая психопатология

Если взглянуть на так называемую гениальную элиту, то примерно 80-85% всех ее представителей окажутся психически неуравновешенными людьми. И у многих из них были проблемы в семье. Возьмем даже самых известных людей. У А.С. Пушкина была вспыльчивая мать. Критика Белинского В.Г. в детстве били родители.

Дедушка А.А. Блока закончил жизнь в психбольнице. Отец Д.Байрона лишил себя жизни. А А.Шопенгауэр стал философом во многом благодаря своей гениальной матери, которая написала порядка 25-ти литературных сочинений.

Список можно продолжать очень долго: в биографии почти каждого одаренного человека есть подобные истории.

В 30-е годы ХХ века доктором психотехнических наук Г.В. Сегалиным был введено такое понятие как «эвропатология», которое обобщало психопатологию и генетическую предрасположенность гениев. Ученый долго изучал, как становятся гениями.

Сегалин был уверен, что гениальность нельзя рассматривать только с точки зрения психических отклонений. Иначе говоря, не все гении – психи, и не все психи – гении. Но на вопрос: есть ли на свете нормальные гении, Сегалин отвечает прямо.

Все же, по его мнению, у гениального человека не может быть абсолютного психического здоровья.

Оцените эту статью:

Источник: http://mozgius.ru/psihologiya/lichnost/genialnost.html

Гений — какой он, или основные качества гения

Гений — какой он, или основные качества гения

Основная масса людей считает, вернее их научили так считать. что гением можно только родиться, а не стать им. Если же оценивать жизнь и действия великих людей, таких как да Винчи, Эйнштейн, Тесла, Шекспир, то ответ на вопрос — гений, какой он — не будет очевиден.

Если считается, что человек — гений, какой он в жизни?

Каждый человек из достаточно многочисленной когорты гениев явно отличался от окружающих его людей именно настолько, что его называли — гений, какой он на самом деле, в чем его отличия и есть ли черты. объединяющие этих необычных творческих людей и можно ли развить у себя такие же черты, чтобы стать одним из них.

Оказывается, что у всех гениев, есть определенный набор качеств личности и неважно, кто Вы сейчас и чего достигли. Если развивть в себе эти качества, то можно стать с гениями на один уровень. По словам доктора  психологии Альфреда Барриоса, таких черт 24, перечислим их, гении:

  1. Напористы. У них сильное желание много и усердно работать, отдавая всего себя. Сосредоточьтесь на успехе и двигайтесь вперед к цели.
  2. Храбры. Только храбрый человек сможет делать то, что другие считают бредом или невозможным. Вы отличаетесь от людей и не волнуйтесь о том, что они подумают.
  3. Преданы цели. Зная, чего хотят, они добиваются цели. Нужно осознанно контролировать собственную жизнь, каждый день. Планируйте что-нибудь конкретное, что сможете сделать.
  4. Обладают знаниями и постоянно учатся, собирают информацию. Не ложитесь спать, если не изучили сегодня что-то новое. Читайте, ищите и задавайте вопросы тем, у кого эти знания есть.
  5. Честны. А еще откровенны и прямы. Берите на себя ответственность за неправильные действия, ошибайтесь — это естественно, и учитесь на этих ошибках.
  6. Они оптимисты. Они знают, что добьются успеха и не сомневаются в этом. Находитехорошее и удерживайте на этом внимание.
  7. Способны к анализу и умеют принимать решения. Анализ ситуации и оценка фактов до начала действий, помогут принять решение. Оценка должна быть объективной, нужно быть готовым изменить мнение.
  8. Обладают недюжинным энтузиазмом, восторгаются тем, что делают и это вдохновляет на сотрудничество с ними. Гении  никогда не отступают.
  9. Умеют преодолевать страх провала, не боятся рисковать, они знают, что учатся и на своих ошибках.
  10. Динамичны и энергичны. Двигайтесь в напралении цлм, не сидите и не ждите “дядю”.
  11. Предприимчивы, всегда ищут возможности. Делайте то, что не делают другие, не бойтесь пробовать новое.
  12. Обладают даром убеждать и мотивировать окружающих помогать им. Уверенные в своем деле, легко убеждают других.
  13. Они уживчивы, легко находят друзей сами — хорошие друзья, умеют поднять настроение другим.
  14. Общительны, эффективно доносят свои идеи, используют все возможности объяснить другим свои идеи.
  15. Терпеливы, к другим, но не к себе. Требуйте большего от себя.
  16. Проницательны и наблюдательны. О нуждах других думают больше, чем о своих.
  17. Требовательны, особенно к себе. Всегда стараются стать еще лучше. Не любят проявлений собственной посредственности.
  18. Обладают чувством юмора, готовы шутить над собой и спокойно относятся к шуткам других.
  19. Они многоплановые личности. Много знают и умеют. Чем большему Вы научитесь, тем увереннее станете. Не бойтесь приключений.
  20. Легко адаптируются. Гибко и легко применяются к внешним условиям, любят делать знакомые вещи новым способом.
  21. Любознательны, их пытливый ум помогает найти новую информацию. Не бойтесь признать, что чего-то не знаете — задавайте вопросы.
  22. Индивидуалисты. Делайте то, что считаете нужным и как считаете нужным. Не оглядывайтесь на одобрение окружения.
  23. Идеалисты, стараются больше для человечества, чем для себя. Стремитесь высоко, но не теряйте почву под ногами.
  24. Умеют использовать воображение, знают как важны новые комбинации и умеют с ними работать. посмотреть на проблему под другим углом, пофантазировать. Находите время мечтать.

Этот перечень качеств, получен в результате исследований ученых, выяснявших, кто такой гений, какой он и можно ли обычному человеку подняться до его уровня. По их мнению, соблюдая “всего” 24 правила вплотную приблизиться к гениям, а если учесть, что все дети от рождения гениальны, то главное — не мешать им развиваться.

Источник: https://berichnow.ru/finansovaya-gramotnost-2/geniy-kakoy-on-ili-osnovnyie-kachestva-geniya

Что такое гениальность?

Способности

Гениальность – это высшая степень развития человеческих возможностей. Гениями не становятся, ими нужно родиться.

10 февраля 2016

11 691 1

Гениальность вызывает у обычных людей восхищение. На самом деле людям достаточно редко приходится сталкиваться с настоящей, подлинной гениальностью. Многие из нас обладают какими – то способностями, но это не то же самое. Талантливых на свете много, а вот гениальных – считанные единицы! В данной статье будет рассмотрено определение гениальности и его отличительные особенности.

Определение гениальности

Что такое гениальность? Под гениальностью обычно понимают высшую степень развития интеллекта, умственных способностей. Человек может быть безумно талантливым в какой – то одной области, а может сразу сочетать в себе множество дарований. Такая личность, как правило, является абсолютно самодостаточной.

Гениальность отличается от талантливости тем, что сама себя выражает. Если для развития таланта нужно время, упорный труд и часто волевое усилие, то для гениальности двери открыты всегда. Она сама часто находит себе дорогу в жизнь.

Причем ее обладатель иногда не предпринимает, казалось бы, никаких дополнительных усилий для этого. Основное отличие заключается в том, что истинный гений никогда не станет подражать другим, он творит свою собственную реальность, меняет ее законы, формирует новое мышление. Гений похож на ребенка, который играет понятиями, фантазирует.

Для него не существует границ, его продукты творчества всегда в высшей степени оригинальны.

Признаки  гениальности

У гениальности существуют свои характерные особенности, которые помогают окружающим людям осознать, что перед ними находится выдающаяся личность. Часто одного только взгляда на гения достаточно, чтобы понять, что он необычный человек. Каковы же признаки гениальности?

  • Нестандартное мышление. Гениальность никогда не станет подстраиваться под общественное мнение, действовать так, чтобы угодить социуму. Так поступает большинство, а гениальность по своей природе уникальна и неповторима. Высшей ценностью для такого человека является свобода и самовыражение. Потребность выразить свою индивидуальность для них первостепенна. Вы никогда не увидите гениального человека за прилавком магазина, а вот просто талантливых людей великое множество. Другая проблема заключается в том, что они не всегда выражают свои способности и вообще замечают их, мимо гения же пройти невозможно.
  • Яркое воображение. Гениальность удивляет нас своей природной любознательностью. Такой человек постоянно живет внутри своего собственного мира и полностью соответствует его законам. Воображение позволяет формировать новые образы, создавать непривычную модель мира. Именно воображение помогает художнику конструировать новые миры, поэту придумывать оригинальные образы и воплощать их на бумаге.
  • Желание действовать. Энергетическая выносливость, энтузиазм – неизменные спутники природной гениальности. Желание действовать, предпринимать конкретные шаги крайне важно для самореализации любого творческого человека или выдающегося ученого. Любые открытия на свете происходили и совершаются только благодаря тому, что у художника или музыканта хватило сил действовать, выражать себя в полной мере. Замечено, что желание действовать тесно связано с уверенностью в себе и самооценкой. Поэтому у всех гениев развита способность себя ценить, они от природы склонны к самоуважению и принятию собственной сущности. Лишь действие способно менять жизненные установки – это прерогатива гениальности.
  • Высокая степень развития интуиции. Гениальность сама по себе способствует развитию интуитивного мышления. То есть, у человека постоянно присутствует внутреннее видение того, как нужно поступать в тех или иных случаях. Когда возникает спорный вопрос, гений способен обратиться внутрь себя и получить исчерпывающий ответ. У гениальности нет зависти, так как она действует согласно своей внутренней природе, раскрывается индивидуальным образом. В мире нет двух похожих гениальных людей.
  • Момент проявления. Если обычный талант, коим обладают многие люди на земле, может выразить себя в каком угодно возрасте, то гениальность, как правило, видна уже в раннем детстве. Гениальность ребенка делает его непохожим на других. Этот ребенок будет жить в своем собственном внутреннем мире, как бы взрослые ни старались навязать ему свое видение жизни. Гениальная личность не подчиняется никому, кроме себя, она в высшей степени самодостаточна. Гениальность встречается в мире крайне редко. Рождение такого человека всегда приводит к глобальным изменениям мышления, взгляда на жизнь.

Таким образом, гениальность – это высшая степень развития человеческих возможностей. Гениями не становятся (в отличие от таланта, который можно взрастить путем плодотворных усилий), ими нужно родиться.

Источник: http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/sposobnosti/chto-takoe-genialnost.html

Внешние признаки гениальности

Внешние признаки гениальности

Американские специалисты из университета Миннесоты уверяют, что признаки гениальности можно заметить в ребёнке уже по внешним признакам. К их мнению присоединились учёные из других стран.

Вместе учёные выделили двенадцать важных показателей гениальности:

Специалисты установили, что уровень IQ у старшего ребёнка в семье на три пункта выше младших детей.

      2. Неаккуратность.

По мнению учёных, этот показатель доказывает, что ребёнок занят более важными делами и для него важна такое творческое окружение.

      3.Ребёнок –сова

Уровень IQ у такого ребёнка всегда выше.

      4.Левша

Специалистами установлено, что ребёнок-левша способен обрабатывать большие объёмы информации и решать сложные задания.

      5.Умение ругаться

У таких детей обычно большой словарный запас не только простых слов, но и ругательных с эмоциональной окраской.

      6.Чувство юмора

Хорошее чувство юмора всегда является показателем высокого интеллекта.

      7.Отличная физическая форма

Французскими учёными доказана взаимосвязь между лишним весом и низким уровнем интеллекта.

      8.Высокий рост

Этот показатель гениальности был установлен в 2008 году. В ходе исследования было установлено, что дети с высоким ростом имеют уровень IQ выше и взрослой жизни больше зарабатывают.

      9.Любовь к кошкам

К такому выводу пришли специалисты Рочестерского технологического института. Причём, также было установлено, что любители собак легче идут на контакт и чаще являются экстравертами.

     10.Сексуальная активность

Исследователи Университета Северной Каролины установили, что сексуально активные девушки — подростки имеют ниже уровень интеллекта, чем девственницы.

      11.Эксперименты с психотропными веществами

Английские учёные сделали такой вывод так как заметили, что подростки с высоким уровнемIQ больше экспериментируют с наркотическими и психотропными веществами. А такие опыты в подростковом возрасте в дальнейшем могут подтолкнуть к необдуманным поступкам.

       12.Скромность

В науке эта черта характера у человека называется эффектом Даннинга – Крюгера. Он присущ людям только с действительно высоким интеллектом. Они постоянно себя недооценивают и никогда не хвастаются своими уникальными возможностями перед окружающими.

Источник: http://baby-center.com.ua/o-vospitanii/vneshnie-priznaki-genialnosti

Гениальность и гениальные люди

Гениальность и гениальные люди

Гениальность и гениальные люди

Гениальность и гениальные люди

Вопрос о гениальности был задан давно, испробован множеством путей, обсужден множество раз, множество путей были пройдено и множество ответов было дано. Однако, никто так и не ответил на вопрос о её истоках, о её природе, устройстве, и, конечно же, самом волнующем вопросе: «Почему он, а не я? Ведь я же…»

И, естественно, было написано множество таких же эссе и исследовательских работ. Взять хотя бы, Чезаре Ломброзо, который утверждал, что гениальность —  родственница и дитя помешательства.

Он делал такой вывод исходя из френологических портретов (сейчас определение личности, характера и пороков человека позволяют определять лишь психологам или колдунам, называя остальных высокомерными выскочками).

Однако, в его работе на эту тему «Гениальность и помешательство» выводы не лежат на плато сомнительных утверждений, граничащих с мистицизмом или предубеждениями вроде «знаков над головой»…

Что такое гениальность?

Так что такое гениальность? Особый путь человека избранный свыше (как утверждают богословы), упорная его работа над собой, генетическая шутка или ошибка? Или просто удачное стечение обстоятельств, после которых ещё вчера обычный человека становится гением?

На мой взгляд, гениальностью в той или иной степени обладает каждый человек. Ведь пусть даже быть развитым разносторонне, то есть быть леонардовским «Витрувианским человеком» или «универсальным человеком» сложно и звучит трудоемко и сложно, но сколько же людей обладают пристрастием к той или иной науке, будь она точной, естественной, гуманитарной или общественной?

А сколько обладают пристрастием к конкретной науке? Кстати, ведь именно фанатики той или иной научной дисциплины обычно и признаются «гениями» в своей области, при этом не обладая ни выдающимся умом и способностями, когда большую долю в успехе сыграла амбициозность и удача.

Из сказанного выше можно предположить, что любой, пусть даже самый обыкновенный человек, добропорядочный гражданин способен быть выдающимся и гениальным в своей области.

Но почему же тогда «гений» стало не обыденным словом, а редким, похвалой, которую применяют лишь к немногим, совсем немногим? Хотя, может быть, если бы люди уделяли меньше внимания всему «общественно-правильному», как, например, семье, работе, деньгам, престижу, славе, собственной репутации – может, тогда бы количество гениев (гениев ли, или «упертых»?) было бы значительно больше.

Так или иначе, я считаю гениальность скорее чрезмерной оригинальностью человека, уместившейся в рамки его времени. Да, конечно, каждый оригинален, имеет свою неповторимую внешность, судьбу, мысль, идею…но кто-то оригинален чуть более, чем обычный оригинальный человек, скажем так. Спросите: «Причем тут время?». И я отвечу. Время определяло общество, в котором живет «оригинальный оригинал».

Гениальность — оригинальность или злой рок?

Вернее даже не время, а общественные условия, материальный уровень бытия. Общество определяло то, насколько гений может развить свой потенциал. К примеру, можно представить полеты над землей.

Самолет, или любой другой летательный аппарат.

Человек, живущий в Античное время или в Новое время, когда умы были одинаково раскрепощены, мог без страха и опасения говорить о своих идеях, мыслях и убеждениях, не боясь быть за это наказанным.

И, кто знает, может, летательные аппараты появились бы намного раньше, чем мы себе это представляли. Если бы изобретатель говорил о «машинах будущего» в XVIII или I веках нашей эры, то его бы сочли гением, светочем разума, всего доброго и красивого, и тому подобное.

Но если бы его слова попали на слух людей сурового Средневековья, то печально известная участь заживо сожженного и развеянного по ветру не заставила бы себя долго ждать. И нет, я совсем не критикую Средние века, поскольку каждое время имеет свои особенности.

Просто Античность – это гениальность материальности и ораторства, а Средневековье – гениальность души и ума.

Гениальные люди в современном мире

В наше время гения найти несложно.

Достаточно найти видео, на котором из подручных средств какой-нибудь человек собирает зажигалку с функцией фонарика и видеокамеры, самопишущую тетрадь с диктофоном, ну, или на, худой конец, открывает новые дали космоса, чтобы заверить человечеству что «через двадцать-тридцать лет мы сможем жить на Марсе». Довольная же публика обязательно забудет и имя, и суть открытия… Но при этом обязательно достанет из самых дальних уголков своей памяти аргументы для отстаивания своих атеистических позиций в споре с верующими.

Иначе говоря, гений сейчас просто тот человек, который хоть как-то сумел позабавить публику, хоть какое-то время. И это не как не связано с «Обмороком современного искусства», как сказал бы Рассел Коннор, или старым-добрым и кратким «Упадком культуры». Просто люди стали более прагматичными.

Источник: http://ege59.ru/2015/11/26/genialnost-i-genialnye-lyudi/

Гениальность

Гениальность

Гениальность – это высочайший уровень уникальной реализации творческих, умственных, деятельных возможностей личности, которые выражаются в науке, творчестве, изобретениях. Это достижения, способные вывести какую-то из областей человеческого проявления на новый уровень развития.

Гениальность человека сопряжена с понятиями вдохновения, новаторства, незаурядности, подразумевает высшую степень продуктивности и скорости реализации относительно среднестатистического представителя. Точки зрения касательно определения гениальности разноплановые, от искры божественной до обусловленности психическими отклонениями.

Психоанализ рассматривает гениальность как плод сублимации интимности, гештальт-подход как способность личности к инсайту.

Гениальность это в психологии уникальное отклонение от нормы большинства, которое встречается реже всех остальных отклонений, имеет сопутствующие иные отклонения, касающиеся организма.

Гениальность одно из самых неуловимых и самых захватывающих понятий в психологии. Что такое сверходаренность и точные параметры ее определения не установлены.

Ученые, философы, психологи предпринимали в течение веков множественные попытки объяснения природы возникновения гениальности.

Однако общим признается то, что гениальность предусматривает превышающие уровень среднестатистического человека творческие способности, которые касаются любой области, т.е.

гениальный человек способен на достаточно высокие результаты и в тех областях, которые не являются смежными с основной его одаренностью. Оценка этих умений производится в контексте социальной культуры и времени, в котором живет человек, т.к. гениальность явление социальное и рассматриваться может только при сопоставлении социально-временных условий.

Гениальность человека определяется четырьмя типами теорий.

Патологическая теория находит связь гениальности с безумием; возникла из наблюдений за гениями, у которых часто наблюдались нервные расстройства, трансовые состояние, склонность к неврозу и прочее.

Особенности, свойственные гениям также присущи помешанным (бессознательность творчества, повышенная чувствительность, резкая смена настроения и прочее), однако люди с психическими нарушениями не производят гениальных творений.

В психоаналитической теории гениальность объясняется не наличием у человека каких-либо сверх способностей, а тем, в какое русло они направлены, как применяются и развиваются под воздействием мотивации. Именно тут рождается идея о сублимации половой энергии в творческую активность, а также о компенсации своих недостатков через развитие иных качеств.

В теории гениальности качественного превосходства мысль о наличии недостатков у гениев не допускается, они признаются как более высокоразвитый, выделяющийся среди остальных, вид людей, обладающий более развитыми способностями.

Теория количественного превосходства определяет сверталантливость не через особые способности, а как благоприятное стечение социальных и экономических факторов для развития способностей, которые в одинаковой мере заложены в человеческом существе.

Изучается гениальность при помощи биографического анализа, статистического исследования, исследование интеллекта, лонгитюдное исследование, и различные иные комбинации этих и других методов.

Одним из методов описания является теория множественных интеллектов.

Она выделяет лингвистический (писатели и поэты), математически-логический (ученые, финансисты), пространственно-визуальный (художники, фотографы), музыкальный (композиторы, музыканты), кинестетический (спортсмены), межличностный (юристы, политики), внутриличностный (философы, психологи, священники), натуралистический (фермеры, ботаники) интеллекты. Эти типы имеют примерно одинаковое распределение по популяции и обуславливают преобладание способностей в соответствующих сферах. Человек, обладающий гениальностью, имеет хорошо развитые интеллекты нескольких типов.

Признаки гениальности

Кратким описанием гениального индивида можно считать наличие у человека высокого интеллекта, высокой креативности и сопровождение этих характеристик высокой активностью психики. Что такое гениальность помогают разобраться не только сухие научные определения, но также признаки гениальности:

— нестандартное мышление, которое уникально в своем проявлении и стремится к самовыражению, как к первостепенной задаче);

— воображение и внимание к деталям (яркое, нестандартное и живое представление новых миров, концепций, вещей, идей, человек живет буквально погруженный в другой мир);

— перфекционизм и целеустремленность (высокий уровень работоспособности, упорства необходимы для преодоления устоявшихся взглядов общества и достижения наивысших результатов);

— мультипотенциальность (развития способностей сразу в нескольких областях);

— спонтанность, оригинальность поведения (как движущая сила бессознательного);

— высокий уровень самооценки и энергии (неразрывные понятия необходимые для предъявления миру своего творчества и самореализации);

— возраст проявления (одаренность проявляет себя с раннего детства);

— высокая степень чувствительности (гении уделяют много внимания деталям, мимо которых проходят остальные люди, тонко воспринимают происходящее вокруг, более ранимы – все это дает способность к более глубокому анализу происходящего);

— любознательность (постоянное стремление к получению новых знаний, стремление к путешествиям, экспериментам, задаванию вопросов).

При всем разнообразии признаков гениального человека, высокий уровень интеллекта не является основополагающим с точки зрения некоторых авторов, а большую значимость имеет способность взглянуть под другим углом, заметить то, что никто не видел, дивергентность мышления, открытость новому опыту и признание своих ошибок.

Помимо признаков гениальности, стоит выделить признаки гениальности творческого или научного произведения. Это его оригинальность, совершенство выполнения, новизна, опережение своего времени, общественная значимость.

Гениальность имеет общественную направленность и всегда ориентирована на изменение исторических, технических, человеческих характеристик.

Талант и гениальность

Разделение понятий гениальность, талант, одаренность, способности произошло относительно недавно, даже после того, как психология оформилась как отдельная научная область.

Гениальность и талант, что это такое? Талант отражает высокую степень развития способностей, обычно представленной в одной сфере.

Не стоит исключать выдающихся способностей в смежных сферах (например, поэт будет иметь склонность к рисованию, а физик к математике), однако ведущая способность будет ярко видна среди остальных.

Результаты деятельности человека, наделенного талантом, будут отличаться высоким качеством, новизной, оригинальностью.

Гениальность это в психологии наивысшая степень развития таланта, при чем, сразу в нескольких сферах, нередко противоположных. Имеет своей целью изменение прежнего взгляда на мироустройство, не предсказуемая, часто воспринимается негативно современниками гения, так как он своими открытиями ломает прежние устои.

Талант и гениальность являются врожденными, но не генетически передаваемые качества. У пары талантливых людей может родиться абсолютно обычный ребенок, точно также в семье, не обладающей выраженными способностями, может появиться гений.

Гениальность и талант различны в способе своего выражения. Так, для проявления таланта необходимо время и усилия, его можно понять и развить. Высокая одаренность начинает проявляться с раннего детства, самостоятельно без особых усилий, и логически она непостижима.

Гениальность бессознательна, талант рационален. Гений создает быстрее своих современников, его творения открывают новый уровень развития для всего общества.

Талант говорит об искусном выполнении, но не создании чего-то революционного, развивается, как правило, в благоприятных условиях; гениальная одаренность существует в мировых масштабах создаваемого, способна влиять на ход развития истории и человека и способна формироваться в самых тяжелых обстоятельствах.

Талант – это способность увидеть, какими способностями от природы наделен человек, сопоставить это с социальными, эмоциональными и прочими условиями, чтобы максимально полно реализовать потенциал.

Развитию и выявлению таланта может помочь окружающее индивида общество.

Показателями таланта могут служить характеристики усвоения и способности преобразования уже накопленного опыта (скорости обучения, качества воспроизведения, оригинальности преобразования), но все достижения остаются в рамках достигнутого.

Гениальность же превышает человеческие нормы, идет в разрез с любыми условиями и проявляется независимо от общества, его благосклонности или негативизма. Гений прокладывает принципиально новые пути.

Гениев часто не понимали, считали сумасшедшими и признавали их открытия и достижения лишь после смерти. Это поистине уникальные люди, оказавшие неоспоримое влияние на целые поколения и столетия человеческой истории.

Но как жилось им с этим даром, простым обывателям, да и талантливым людям не понять. Не зря многие считают одаренность проклятием, ведь чем больше человек отклоняется от нормы большинства, тем более он изгой в обществе.

Источник: http://psihomed.com/genialnost/

Гениальность в наследство? (Часть 1)

Время от времени на мировой арене появляется человек с исключительными способностями — истинный гений, чья деятельность придает ускорение прогрессу и выводит общество на новый виток развития. В чем же заключается природа гениальности и каковы ее истоки?

Текст: Юлия Севостьянова

Загадочное и противоречивое явление гениальности представляет интерес для ученых из разных областей наук — психологии, философии, генетики. Под гениальностью специалисты обычно понимают высшую степень одаренности, которая проявляется в максимальной творческой продуктивности.

Чем же гений принципиально отличается от талантливого, одаренного человека? Как и одаренный человек, гений привлекает к себе внимание, благодаря своему особому дару и выдающимся способностям.

Однако он не просто демонстрирует необычный уровень развития таланта, он открывает новую историческую эпоху в своей области.

Гениальность может проявляться в различных сферах человеческого творчества — в науке, технике, искусстве, политике. Кажется, что этот перечень можно продолжать бесконечно, но это не так.

Мы можем с легкостью назвать гениальных писателей, живописцев, полководцев, но как быть с менее популярными областями знаний — например, с кулинарией, журналистикой, катанием на роликовых коньках, цирковым искусством? В этом заключается одна из важнейших особенностей гениальности — это явление неразрывно связано с культурной системой ценностей и социальными критериями. В нашем обществе гораздо проще прослыть гением, имея способности, которые относятся к литературе, искусству, музыке, научной деятельности. Безусловно, потрясающий шеф-повар или всемирно известный циркач могут получить титул гения, но, тем не менее, возникает ощущение, что делается это только из вежливости, под влиянием моды. Именно поэтому рассматривать исключительно одаренного человека следует в контексте времени и социальной действительности.

Гений или безумец?

Начиная с древних времен, гениям приписывали множество разнообразных отличительных особенностей — от «божьей искры» до безумия и психических расстройств. Существует четыре вида теорий, посвященных природе гениальности.

Самые ранние из них — патологические теории — появились уже в Древней Греции и Древнем Риме.

Их последователи считали, что гениальность неразрывно связана с безумием: Аристотель отмечал, что у знаменитых личностей можно наблюдать симптомы психических расстройств, Платон отнес «духовное возвышение» поэтов, изобретателей и пророков к одному из видов бреда, а в 1836 году французский психиатр Луи-Франсуа Лелю заявил, что физиологические особенности Сократа доказывают его «сенсорное или перцептивное безумие»: философ часто впадал в состояние транса, испытывал галлюцинации и приступы столбняка.

Родство гениальности и безумия состоит в том, что оба явления представляют собой отклонение от нормы.

Многочисленные исследования показали, что у выдающихся людей процент душевных заболеваний выше, чем у обычного населения, а жизненные итоги многих известных нам гениев лишь подкрепляют патологическую теорию — достаточно вспомнить Свифта, Шумана, Генделя или Гофмана, которые потеряли рассудок, не выдержав бремени гениальности. Однако не все выдающиеся личности были подвержены умственным или душевным расстройствам — например, Платон, Лейбниц, Кеплер, Дарвин, Толстой, Рерих не имели психопатических симптомов.

Юлия Пунина,
нейропсихолог медицинского центра GMS clinic:

— Гениальные люди, известные миру, нередко обладали необычными личностными качествами, неординарными привычками, странными для большинства окружающих взглядами на мир. Утверждать, что все они имели какие-либо психические расстройства, мы, конечно же, не будем, ибо это не так.

Но исключительные способности в конкретных областях знаний, повышенная увлеченность какой-либо темой, исключительно самоотдача, которые сопровождают талантливого или гениального человека, находят отражение в его личности, образе мыслей и особенностях контакта с миром.

Такие люди часто могут казаться окружающим странными, а иногда и «ненормальными», выражаясь обывательским языком.

Гениальность — диалог с Богом

Теория качественного превосходства, провозглашающая гениев отдельным, более развитым видом людей, также имеет долгую историю.

Древние греки, рассуждая о загадочной природе гения, отождествляли его с «демоном», который принадлежал человеку, обладал магическими способностями и насылал «божественное вдохновение».

Эту точку зрения переняли и древние римляне — они тоже считали, что у каждого человека был свой гений, который сопровождал его на протяжении всей жизни. Гений постоянно наблюдал за человеком, побуждал к действиям, помогал и защищал в тяжелую минуту.

Божественная природа гениальности, ее существование вне человека, как ни странно, находит отклик и сегодня.

Автор бестселлера «Есть, молиться, любить» Элизабет Гилберт в одном из выступлений на конференции TED поделилась своим взглядом на гениальность: «У меня есть отличный пример − музыкант Том Уэйтс (я как-то брала у него интервью). Большую часть жизни он воплощал собой раздираемого сомнениями и неуверенностью художника.

И вот однажды он ехал по трассе в Лос-Анджелес. И вдруг услышал чудесную мелодию у себя в голове. Что делать? Ручки нет, бумаги нет, диктофона нет.

У Тома началась паника: „Я не смогу ее запомнить!“ И тогда он остановился, посмотрел в небо и сказал: „Простите, вы не видите, что я за рулем? Или приходите в более подходящий момент, или ищите кого-то другого. Вон, идите к Леонарду Коэну!“ И вся его жизнь изменилась после этого, вся тревога прошла. Он извлек гения из себя. Гений не должен быть внутри и мучить своего обладателя».

Где-то убыло, где-то прибыло

Психоаналитические теории выводят на первый план не интеллектуальные характеристики гения, а его сильную мотивацию. Некоторые психологи утверждают, что гений совсем не отличается по уровню интеллекта и способностей от обычного человека, он лишь находит правильное применение своим талантам под воздействием мотивации.

Среди психоаналитических концепций, объясняющих природу гениальности, можно выделить теории сублимации и компенсации. Сублимация предполагает, что гениальные достижения являются неким заменителем, необходимым для снятия напряжения от нереализованных потребностей и желаний.

Один и самых простых примеров — поэт, пишущий о любви, когда его личная жизнь не складывается. Теорию компенсации можно проиллюстрировать историей Демосфена, который развивал свой ораторский талант, компенсируя таким образом заикание и другие дефекты речи.

Психоаналитические теории, конечно, могут прояснить мотивацию некоторых гениев, но не годятся для объяснения гениальности как таковой.

Гены гениальности

 Теорией наследования способностей ученые занимались уже в XIX веке. Английский ученый Фрэнсис Гальтон провел серьезное исследование наследуемости таланта, анализируя количество гениев в разных странах и в разные периоды времени, однако даже в настоящее время вопрос о наследовании гениальности пока не может считаться окончательно решенным.

Сегодня в мировой науке ведутся исследования, выявляющие гены, которые ответственны за различные биологические и поведенческие программы в человеческом организме.

Однако одного гена гениальности, который способствует появлению новых моцартов и эйнштейнов, нет: научный коллектив Института психологии лондонского университета Кингс Колледж выяснил, что интеллектуальный уровень и образовательные способности человека определяются сочетанием и работой почти двухсот генов.

Поскольку каждый из огромного числа генов, формирующих «коктейль гениальности», является незаменимым, очень важно не только их наличие, но и способ сочетания.

Однако гениальность не является замкнутым целым — передача отдельных свойств от родителей к детям совсем не гарантирует наследование и способа их сочетания.

Именно поэтому вероятность того, что дети гениального художника будут писать настоящие шедевры, довольно мала.

Наилучшему применению врожденных задатков и способностей могут способствовать благоприятные условия. Наследственность создает возможность возникновения гениальности, но претворяет эту возможность в жизнь и «ограняет» гения только общественная среда — культурный уровень эпохи, ее запросы, возможность получать новые знания, тренировать и испытывать свои способности.

Юлия Пунина,
нейропсихолог медицинского центра GMS clinic:

— Если вы замечаете в себе, у своих близких — младших сестер и братьев или детей — повышенный интерес к какой-либо теме или области знаний, не стоит оставлять это без внимания. Совсем не обязательно тут же уверять себя в наличии яркого таланта и искать школу для одаренных.

Стимулируйте этот интерес, помогайте добывать новые знания, совершенствовать навыки, получать информацию. Давайте возможность любой любознательности развиться в нечто большее, чем мимолетный интерес.

Кто знает, возможно, это первые проявления данных природой способностей, которые в дальнейшем разовьются в стойкий интерес, а затем и в талант.

Источник: http://ponedelnikmag.com/post/genialnost-v-nasledstvo-chast-1

Ссылка на основную публикацию