Имена в православной традиции

Имя и православные традиции

Имена в Православной традиции

Влияние имени на личность человека во все времена признавалась любыми религиями. Люди верили, что имя находится на границе духовного и материального мира, заключает в себе определенную идею. А человек через имя может выразить эту идею или «проигнорировать» ее. И все же, называя ребенка определенным именем, родители закрепляют за ним основные общие черты этого типа личности.…

Традиции наречения славянским именем. Предки современных русских, древние славяне, придавали мистическое значение имени человека. Оно должно было оберегать его владельца от злых духов и дурных поступков.

Поэтому ребенку давали два имени. Первое имя, которое знали все, часто было неблагозвучным и непривлекательным (Крив, Некрас, Злоба).

Делалось это намеренно – ну кто «позарится» на такое «добро»? Второе…

Обряд крещения. Крещение – это первое и важнейшее христианское таинство. С точки зрения Церкви, при крещении человек умирает для греховной жизни и возрождается к жизни духовной. Самой важной частью этого церковного ритуала является наречение имени. Считается, что человек входит в воду без имени. В это время священник отгоняет молитвой темные силы, призывает силы Света взять…

Мало кто сейчас сможет толком объяснить, что такое именины. Одни считают, что именины  — это другое название дня рождения, вспоминая при этом, как в детстве в этот день хором пели : «Как на Олины (Васины, Танины) именины испекли мы каравай». Другим придет на ум известное выражение «именины сердца», которое укрепилось у нас в сознании, как…

Какие имена считаются православными. Многие родители-христиане, когда в их семье появляется младенец, предполагают, что он будет воспитываться в православных традициях национальной русской культуры.

Тогда встает вопрос, как правильно выбрать православное имя. Давайте посмотрим, какие имена считаются православными и есть ли отличие между каноническими и светскими православными именами.

С принятием христианства на Руси официальными стали считаться…

Имя при крещении. Церковь считает, что только через каноническую форму имени  в церковных обрядах на человека призывается Божья Благодать. Поэтому при крещении имена мальчиков и девочек нарекают по православному календарю. Традиция эта берет свое начало из глубины веков, когда на Руси было принято христианство. С тех пор каждый православный христианин носит имя какого-либо святого, который…

Выбор имени ребенка по святцам является в наше время восстановленной традицией, поскольку во времена советской власти борьба с «опиумом для народа» не обошла своим вниманием и этот обычай. Суть его в том, что имя ребенка выбирается по соответствию дня его рождения, дня чина наречения (восьмой день) или дня крещения (сороковой день) – дню памяти православного…

Источник: http://znachenie-tajna-imeni.ru/category/imya-i-pravoslavnyie-traditsii/

Сложно выбрать имя? Святцы в помощь!

У наших предков не было такой проблемы, как выбор имени для новорожденного. Это сегодня в некоторых семьях доходит до скандала, так как папа хочет назвать сына Джордан, мама – Аполлон, а бабушки и дедушки мечтают о Ванечке.

А вот в прежние времена все решала церковная православная книга, которая называлась «Святцы». Приходили родители в церковь, и батюшка предлагал на выбор несколько имен христианских святых, память которых чтили в день рождения малыша.

А если сейчас родители хотят сделать выбор именно этим способом — как выбрать имя ребенку по святцам?

Как правильно выбирать имя по святцам?

День рождения, день Ангела, именины… Многие путают эти понятия и поздравляют в день рождения с именинами.

На самом деле день рождения – это тот день в который родился человек, а именины – это день памяти того святого, в честь которого его назвали. Второе название именин – это день Ангела или день тезоименитства.

Ранее эти дни почти у всех совпадали, а сейчас – практически нет. Несмотря на это, некоторые люди стали отмечать день Ангела наравне с днем рождения.

В Святцах содержится около 1700 различных имен. Большинство из них – для мужчин, к тому же, они в основном вышли из употребления. Это не мудрено, ведь многие имена для современных людей кажутся смешными, к примеру, Попий, Мнасен, Курдува или Яздундокта.

Если вы решили назвать новорожденного по святцам, запомните следующее:

  1. Лучше всего подобрать имя для малыша того святого, которого чтят в день рождения. К примеру, ваш ребенок родился 1 февраля. Вам поистине повезло, так как согласно святцам, новорожденного можно назвать следующими именами: Арсений, Григорий, Генрих, Луиза, Евфрасия, Марк, Макар, Мелетий, Савва, Феодосия, Федор или Януарий.
  2. Если же у вас мальчик, а в этот день нет имен для представителя мужского пола, то современная церковь обычно советует посмотреть на несколько дней вперед. Точно также можно поступить, если предложенное имя (или имена) вам вообще не понравились.
  3. Имя при крещении дается один раз в жизни и больше не меняется (исключение – меняется имя при пострижении в монашество и при смене веры).
  4. В последнее время некоторые родители дают детям двойные имена: одно – мирское, а второе – церковное. Кто-то так делает специально, а кто-то случайно – просто при рождении малышу дают не православное имя, а в церкви родители узнают, что под именем, к примеру, Стэлла или Камилла ребенка крестить нельзя. В таком случае батюшка предлагает родителям выбрать православное имя малышу – близкое или созвучное с «паспортным».
  5. Если святой, в честь которого вы назвали малыша, почитается за год несколько раз, то днем Ангела является ближайшие именины после дня рождения.

С древности до наших времен

Православная книга «Святцы» – это не что иное, как полный перечень всех имен святых, которых чтит Православная Церковь. Второе название этой книги «Месяцеслов», так как в ней расписан весь год день за днем по месяцам.

Давать имя ребенку по святцам – это древняя традиция многих народов. Славяне не стали в этом исключением. Люди верили, что когда малыш получает имя святого, которого почитают в день его рождения или крещения, то у него будет счастливая и долгая жизнь. В то же время было не желательно нарекать ребенка именем великомученика – тогда ему уготована тяжелая жизнь, полная лишений и страданий.

Если в день рождения ребенка поминали нескольких святых, то родители могли выбрать имя из нескольких, предложенных батюшкой. Если же имя было одно, то выбора у родителей, увы, не оставалось. Перечить церкви люди не смели.

Позже, если в день рождения нового человечка не поминали никакого святого, или имя очень уж не нравилось, то родителям стали «увеличивать» список имен: можно было рассматривать имена святых, память которых празднуется на восьмой или сороковой день после рождения ребенка.

Дело в том, что наши предки считали, что имя новорожденному нужно давать не ранее восьмого дня, а таинство Крещения необходимо было провести именно на сороковой день.

«Месяцеслов» использовали вплоть до революции 1917 года. С приходом советской власти, когда церкви стали массово истреблять, а религию – запрещать, от традиции называть детей по святцам отказались. В настоящее время родители стали намного чаще обращаться к православному календарю, чтобы выбрать имя ребенку.

Многие верят, что оно осчастливит малыша, а святой, в честь которого его назвали, станет заступником и ангелом-хранителем для ребенка. А некоторые родители просто следуют современной моде, ведь сегодня старинное или необычное имя является «последним писком».

Вот и встречаются в садиках и школах дети с именами Лука и Акулина, Спиридон и Евдокия, Илларион и Пелагия.

Календарь имен по святцам на каждый месяц

Именины в январе

Имена в феврале

Имена в марте

Имена в апреле

Имена в мае

Имена в июне

Имена в июле

Имена в августе

Именины в сентябре

Имена в октябре

Имена в ноябре

Имена в декабре

В НАЧАЛО СТАТЬИ=>

Источник: http://pregnant-club.ru/svyatci

Православные традиции. имя ребенка по христианским канонам

Православные традиции. имя ребенка по христианским канонам

В церкви вам всегда дадут православный календарь, и вы узнаете, в день какого святого (святой) появился на свет ваш младенец. Случайностей в божием мире не бывает, и угодник божий, связанный датой с вашим радостным событием, причастен к вашему счастью. Поэтому в любом случае запомните имя этого святого (святой) и прочтите его житие.

Часто после такого прочтения ранее «не очень интересные», «не очень красивые», «слишком старообразные» православные имена становятся желанными, их и дают новорожденному. Этот святой и будет небесным покровителем новокрещенного, а определенный по месяцеслову день его памяти — именинами или днем ангела (днем тезоименитства на церковном языке).

Можно также выбрать имя того, чья память в церковном календаре приходится на последующие, близкие к дате рождения вашего ребенка, дни. Если в вашей семье есть особо почитаемый и любимый угодник, вы можете выбрать его имя. Есть еще одна традиция: имя дается по благословению священника.

Раньше наречение имени совершалось на восьмой день после рождения ребенка — по образу Иисуса Христа. Сейчас священник совершает это действие перед таинством крещения. Он благославляет крещаемого и читает над ним особую молитву. В Писании сказано: «Радуйтесь, ибо имена ваши написаны на Небесах!». Это значит, что христианское имя – это благословение Божье.

Что делать, если ребенок назван неправославным именем, но таинство крещения совершается? При крещении ему дается второе имя. Лучше, конечно, избегать такого раздвоения, но в отдельных случаях проблема решается без сложностей. К примеру, в святцах православной церкви гражданскому имени Светлана соответствует аналог на другом (греческом) языке — Фотиния («фотос» — свет).

При крещении Виктория будет записана как Ника (и то, и другое имя означает «победа», но первый вариант — из латинского языка, второй — из греческого). Полина будет крещена как Аполлинария, Денис — как Дионисий и т. д.

Если установить подобное соответствие не удается (например: Эдуард, Карл, Эльвира, Октябрина), священник рекомендует родителям самим выбрать православное имя (лучше близкое по звучанию).

Отметим, что церковное и гражданское имя в произношении разнятся: Сергей — Сергий, Федор — Феодор, Иван — Иоанн, Алексей — Алексий. Церковным именем принято называться, когда приступают к таинствам причащения и исповеди.

Хочется особо заметить: есть одно нежелательное явление — запись неполных, уменьшительных имен в метрике (не Ангелина, а Лина, не Анастасия, а Стася). В повседневной жизни, дома, нам привычно звать детей ласковыми и даже чуть фантазийными, «додуманными» именами.

По христианским канонам следует называть ребенка полным именем: считается, что если дитя слышит имя своего небесного покровителя, оно становится как бы ближе к нему.

Источник: http://www.prodetey.ru/1841-pravoslavnye-traditsii-imya-rebenka-po-khristianskim-kanonam

Об именах — Семь-я — Статьи — Клин православный

Об именах - Семь-я - Статьи - Клин православный

Автор: Ирина Филиппова

Сотворив человека по образу и подобию Своему, Господь дал человеку власть над всей природой. А в подтверждение этой власти человек получил право давать имена всем живым существам, населявшим землю. И все животные жили в мире и служили человеку.

Однако, после грехопадения первых людей мир изменился, в него вошла смерть, а уклонение от добра породило такое понятие, как зло. Человек потерял первозданную власть над живой природой, но сохранил эту власть по отношению к своим детям.

И эта власть, дарованная Богом, накладывает на родителей определенную ответственность перед Ним: какими будут наши дети, не вырастут ли они оторванными от Добра и Любви, имя которым — Господь.

Подсознательно эту ответственность чувствует, наверное, каждая мать. Когда ребенок появляется на свет — вспомните, сколько сомнений, терзаний зачастую испытывают родители, выбирая своему наследнику имя.

То одно не нравится, то другое: это — слишком простовато (в последнее время популярен принцип: «Чем чуднее, тем моднее»), это — очень уж распространенное, это — не сочетается с фамилией или отчеством.

При этом существует еще и куча суеверий: в честь умершего родственника не называть, чьим именем назовешь, ту судьбу и проживешь… Существуют даже своеобразные гороскопы имен, в которых пытаются объяснить зависимость характера человека от имени.

Судя по таким книжкам, Татьяны — всегда прагматичны, Елены — добры, Михаилы — щедры и так далее. Очень удобно, и воспитывать ребенка не надо, все само собой срастется. Сразу вспоминаются слова из знаменитого «Капитана Врунгеля»: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет».

Еще одна крайность — тяготение к экзотике. Чего только не придумают наши «ответственные» родители, пользуясь Богом данным правом. Советское время породило целую плеяду многозначительных имен. Владилены, Октябрины, Ноябрины, Авроры, Кимы, Рэмы появлялись как грибы после дождя. С приходом демократии народ потянулся ко всему западному.

И на русской почве стали возрастать Алины, Анжелики, Карины, Эдуарды, Артуры. Сейчас, правда, народ повернулся к родным, традиционным корням. Уже далеко не единичны случаи, когда детей называют: Прасковья, Пелагея, Гордей, Арсений, Афанасий, Степан. Именно таких имен было много 1-2 века назад, да и в первую половину советской эпохи.

Существует прекрасная, со всех сторон обоснованная традиция называть ребенка по святцам. И если следовать именно ей, то проблем станет меньше и с выбором имени, и с воспитанием, и в отношениях с Богом.

Имя — отражение личности

Беседа с настоятелем Успенской церкви г. Клина (на ул. Папивина), протоиереем Александром Горовским

— Батюшка, каждому человеку при рождении дается имя. Каков смысл этого действия с точки зрения Православной Церкви?

— Действительно, мы знаем, что в Православной традиции, как, впрочем, и во многих других, человеку при рождении дается не кличка, не название (как какому-нибудь предмету), а именно имя. Но в духовной основе Православия лежит Священное Писание, где четко обозначено понимание того, что имя может быть только у личности.

Это видно в свете, допустим, Откровения Иоанна Богослова, где сказано о том, что после Второго Пришествия Христа каждому человеку будет наречено новое имя, которое отразит сущность его личности. Это и есть ключ к пониманию того, что такое имя. Сейчас имена нарекаются в честь святых людей при Таинстве Крещения.

Таким образом, мы носим имя того человека, который уже прославлен Церковью, и он является нашим покровителем, нашим молитвенником и заступником.

— Есть мнение, что каждый раз называя человека по имени, мы призываем на него благословение его святого. А как быть тем людям, чьи имена искусственно созданы и являются лишь плодом воображения и прихоти родителей?

— Ни в том, ни в другом случае ничего магического не происходит. То, что было время, когда людям давали имена вне Православной Церкви — мы знаем, но ведь люди, которые давали эти имена, они и жили вне Церкви.

Поэтому это скорее не имена, а названия, данные в честь какого-то события или человека.

Но если человек обращается к Богу, к Церкви, становится христианином, то в Крещении его нарекают новым именем согласно Православной традиции.

— Батюшка, в последнее время существует мода на имена. Все чаще людей называют иностранными именами. Что бы Вы посоветовали человеку, который стремится назвать своего ребенка как-то по-особенному?

— Тут надо понять: либо человек ощущает себя в лоне Православной Церкви и не хочет отрывать себя от нее, и дело не просто в традиции называть всех, например, Мариями да Иванами, либо он чужд Православию, и тогда ему чужими становятся и православные имена, и он назовет своего ребенка как угодно, по своему желанию. Православие — это ведь образ жизни. Часто приходят люди советоваться, как правильно назвать ребенка, смотрят календарь, святцы.

— А как быть тем, кого родители назвали одним именем, неправославным, а после Крещения они получил другие? Как им называться в жизни среди родных, друзей?

— Вспомним, ведь когда человек принимает монашество, то ему нарекается новое имя. Это означает, что человек оставил мирскую жизнь и полностью отдал себя в руки Божии. Существует граница, отделяющая нас от прошлой жизни. Так и в Крещении. Человек был не христианином, а становится членом Церкви, у него начинается новая жизнь с новым именем.

Конечно, Ваш вопрос касается состояния, в первую очередь, взрослого человека. И тут подход должен быть сугубо индивидуальным, в зависимости от того, насколько его понятия, сила духа, сила веры соответствуют желанию жить по-новому. Кто-то может оставить себе в миру старое имя, а в Церкви, при совершении Таинств и в среде своих собратьев во Христе называться новым.

А кто-то употребляет силу воли и духа и объявляет всем, что у него новое имя.

— Но ведь бывают случаи, когда человека крестили давно, а данных о его святом имени не сохранилось…

— В Древней Церкви, например, было так. Какой-нибудь язычник, соответственно с языческим именем, вдруг достаточно скоро принимает Крещение. При этом он остается со своим языческим именем, погибая мученической смертью за Христа. И мы называем этого человека святым, хотя имя его языческое. Такое встречается очень часто. А обычай давать имя в честь святого появился не сразу.

Церковь освящает и преображает тот мир, в котором Она живет. Как это понять? Возьмем, к примеру, театр. Сам по себе он нейтрален, но если его одухотворить, он станет христианским и послужит на пользу людям и во славу Божию.

И наоборот, он может быть совершенно безобразным, и культивировать низменные чувства. То же можно сказать и применительно к имени.

В этой связи можно вспомнить примеры равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги, которые в святцах сохранили именно свои языческие имена, несмотря на то, что были крещены другими.

Если неизвестно христианское имя человека или есть необходимость переменить имя, то новое имя человеку нарекается во время исповеди: читается разрешительная молитва с новым христианским именем.

— Батюшка, что Вы посоветуете родителям, у которых недавно родился ребенок, по поводу выбора имени?

— Если родители верующие, то обычно они имеют духовный опыт близости к какому-то святому. Поэтому можно назвать ребенка его именем, зная и особо почитая этого святого. Это правило, изнутри рождаемое. Есть и другой вариант — назвать младенца действительно по святцам, именем святого, чья память совершается либо в день рождения, либо в непосредственной близости от него.

Источник: http://www.pravklin.ru/publ/11-1-0-111

Выбор имени в христианской семье

Выбор имени в христианской семье   Традиция именовать новорожденных именами героев веры берет свое начало еще в библейском периоде культуры Средиземноморья, к которой относится христианство в целом и православие в частности. Так, многократно переходили из поколения в поколение, сначала у ветхозаветных иудеев, а потом и христиан, имена древних патриархов Авраама, Исаака и Иакова.

Уже тогда считалось, что присвоение ребенку имени праведника делает его причастным святости и славе, которую тот получил у Бога.   Многие имена эпохи раннего христианства продолжали носить языческий характер, и только люди, ставшие святыми, придали своим именам сакральный характер, сделав их именами христианскими.

Святой, имя которого носит христианин, принимает деятельное участие в судьбе своего подопечного, что выразилось в понятии «небесный покровитель». Традиция давать имена в честь святых укрепилась уже за несколько первых веков христианства, распространившись впоследствии и на православную Русь.

Сам креститель Руси – равноапостольный князь Владимир – в святом крещении своем получил христианское имя Василий, а святая княгиня Ольга крестилась под именем Елена.   Имена становились проводником, нитью, связующей христианина со святым или мучеником, который мог заступиться за человека пред Богом.   Таким образом, имя человека одновременно указывало и на его небесного покровителя.

Именно поэтому состав имен был ограничен именами тех, кто пострадал за веру. Ими звались в свое время обычные люди, жившие в разных частях Великой Римской империи, – греки, римляне, персы, сирийцы, евреи.   Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам.

Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. Принимая в свое лоно новую душу во время Таинства Крещения, Церковь связывает ее через личное имя с именем Божиим.   По словам о.

Сергия Булгакова, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию Божественного боговоплощения и наименования… Всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».

   Христианство возникло на грани старой и новой эры в пяти епархиях: Александрийской, Антиохийской (Сирия), Иерусалимской, Константинопольской (Византийской), Римской. Имена первых христиан во всех епархиях были народными именами тех мест. Ранние христиане испытывали жестокие гонения, многие погибли за веру. Их имена вносились вмартирологи – повествования о мучениках и мучениях.

Наряду с мартирологами в первый период христианства (I – IV вв.) составлялись синодики, или диптихи, – книги, в которые можно было записать имена своих родственников, живых и умерших, для постоянного поминовения на литургиях и панихидах.   Диптихи разрастались, превращаясь в синодики, куда вписывались имена святых мучеников, епископов, императоров с обозначением дней их кончины.

Это придавало синодикам подобие календарей или святцев. Новорожденным предлагалось давать имена из синодиков, чтобы не забывать первых христиан. Синодики были в числе первых книг, принесенных патриархом Фотием на Русь при князе Владимире.

   Обычай имянаречения по именам святых и мучеников был официально узаконен в VI веке Папой Григорием I, прозванным Великим. Тогда же создавались минеи, или святцы, – книги, в которых памятные дни святых расположены в календарном порядке. Отныне имя давалось человеку в тот момент, когда он становился христианином, во время обряда крещения.

   Крещение имеет глубинный смысл. Сначала священник трижды читает молитву, отгоняя духов зла, которые стремятся завладеть душой некрещеного человека. Затем также трижды призывается Святой Дух, освящается вода, которая находится в крещальной купели. В эту воду священник трижды погружает младенца целиком, с головой (или трижды обрызгивает освященной водой). Вода – это не просто символ очищения. Погружаясь в воду, человек как бы умирает и затем воскресает, но уже в новом качестве.   Вновь рожденному дается христианское имя, и отныне святой заступник может просить у Господа о прощении и милости для человека. Святой Дух входит в новоиспеченного христианина через святую воду и капельку специального благовония – миррового масла, которое священник наносит на лоб крестящегося.   В своей молитве священник призывает благодать Святого Духа на новокрещаемого и осеняет его крестным знамением, освящая все его мысли, чувства и действия, впервые называя его по избранному христианскому имени.

   И с этих пор и далее это имя будет употребляться во всей жизни человека как его церковное имя, по которому в конечном итоге его и призовут на Суд будущего Царства.

   В православии детей традиционно крестили, если не было никаких экстренных случаев, на сороковой день после рождения, когда, по ветхозаветному поверью, женщина-мать очищалась от последствий беременности и сама могла присутствовать на крещении младенца. Но имя давали и причисляли к разряду так называемых оглашенных на восьмой день после рождения.   По евангельскому толкованию этой традиции, день восьмой символически ассоциировался с наступлением Царства Небесного. Об этом пишет апостол Павел в Послании к Евреям: за семь дней Бог создал этот мир и о нем позаботился, и теперь верующие ожидают день восьмой, когда придет Иисус Христос.   С другой стороны, восьмой день недели в православной седмице совпадает с первым, являясь днем воскресным, когда вспоминается Пасха. Следовательно, символически обряд имянаречения на восьмой день после дня рождения означает еще и «вписывание имени новорожденного в книгу жизни Царства Небесного».   В древности, нарекая новорожденного по святцам, выбирали имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка. В наши дни молитва имянаречения совершается в тот день, когда ребенка крестят, и не выделяется в отдельное богослужебное действие.

   Имя, данное человеку при крещении, уже не меняется, кроме немногих, очень редких случаев, как, например, при пострижении в монашество.

   Даруя родителям ребенка и устанавливая день его рождения, Господь уже тем самым указывает на его имя. Еще в XIX веке святитель Феофан Затворник говорил: «Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божъему вот как надо. Выбирайте имя посвятцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих». В наши дни эти слова святителя обрели особое значение, подталкивая новоиспеченных родителей к верному шагу.   Итак, волю Божию мы можем определить по церковному календарю – месяцеслову, или святцам. Святцы – это список святых, чтимых Православной Церковью, составленный в порядке месяцев и дней года, к которым приурочено празднование и чествование каждого святого.   Церковные святцы назначаются для богослужебного употребления; они печатаются при богослужебных книгах – канонике, акафистнике, молитвослове. Окончательной редакции святцев, печатаемых в церковных книгах, не существует; неукоснительно соблюдается одно только правило – каждое имя, заносимое в святцы, должно принадлежать канонизированному Церковью святому. В церковных отдельных изданиях святцев, или месяцесловов, к спискам святых присоединяются особые статьи для определения на большее или меньшее время вперед дней так называемых подвижных праздников.   Чтобы выбрать имя по святцам, нужно смотреть имена святых собственно в день рождения малыша, или после него, или в день крещения.   И все же наиболее распространенной традицией является обычай давать ребенку имя в честь святого, почитаемого семьей. Эта практика основана на том, что люди действительно верующие осуществляют личный молитвенный контакт с тем или иным святым.   Иногда бывает и так, что в обычной жизни взрослых уже людей происходит настоящее чудо, связанное с тем или иным святым. Тогда благодарные родители могут дать своему ребенку имя этого святого, увековечивая таким образом в сыне или дочери свое отношение к небесному покровителю.   Как писал Антоний, митрополит Сурожский, «ребенок должен быть посвящен, вернее, вручен хранению, защите, молитвам того святого, имя которого ему дается. Родители должны были бы выбирать святого, который для них что-то значит, то есть житие которого их чем-нибудь поразило или который по чему-нибудь связан с зачатием этого ребенка… Родители должны были бы, когда хотят дать то или другое имя ребенку, узнать, каково житие святого, что в нем есть, что поражает их не благозвучием имени, а внутренним обликом, почему они хотят, чтобы их ребенок был под защитой этого святого или, во всяком случае, чтобы этот святой особенно молился о нем. Поэтому наименование ребенка может иметь громадное значение».   Если взрослый человек крестится с именем, которое есть в святцах, он может креститься в честь святого с таким же именем. Если святых тезок несколько – можно выбрать среди них своего небесного покровителя следующим образом: взять самого почитаемого среди них или выбрать святого, чей день памяти идет сразу после дня рождения новокрещаемого.   Если имени крещаемого нет в святцах, во время крещения человека переименуют с целью обретения православного небесного покровителя. В таком случае имя человека может быть двойным: одно – для всех и общего пользования, а другое – для религиозной жизни.

   При крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Яну чаще всего крестят с именем Иоанна, Илону или Нелли – Елена. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например Светлана – это Фотиния (от греческого photos – «свет»), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победа».

   Нередко в храм приходят люди, крещенные в далеком детстве, но имеющие неправославное имя. Эту ситуацию тоже можно исправить. Нужно обратиться к священнику, который прочитает специальную молитву «На наречение имени» и даст вам новое имя православного святого.

Источник: http://magicoracle.ru/index.php/narechenie-imeni-v-pravoslavii/484-vybor-imeni-v-khristianskoj-seme

О выборе имени ребенку — полезная информация — крестильное

     Как не ошибиться с выбором имени малышу.     В жизни человека есть такие события, которые происходят раз и навсегда. К ним относится вопрос наречения имени ребенку. Каждый из родителей определяется с ним по-своему.

Кто-то знает, как назовет малыша, как только узнает его пол, а кто-то откладывает до последнего, желая взглянуть на новорожденного и только потом уже принять решение.

Оставим это на волю родителей, а вот на том, что для православного христианина является обязательным при определении имени, остановимся подробнее.

     Немного истории.

     В Православии вопрос имени человека играет не последнюю роль. Имена ветхозаветных христиан – Авраама, Исаака и Иакова – многократно повторялись в поколениях. Считалось, что присвоение ребенку имени праведника, хоть немного освящало жизненный пусть новорожденного, указывало пример для подражания. 

     Традиция давать имена в честь святых – и получать в их лице молитвенников и покровителей — укрепилась уже за несколько первых веков христианства. На Руси эта традиция появилась вместе с принятием Православия.  Креститель Руси – равноапостольный князь Владимир – сам в Крещении своем получил христианское имя Василий.

     Вопрос выбора имени в христианских семьях всегда решался родителями. Хотя в крестьянской среде было принято оставлять этот вопрос на усмотрение священнику, который совершает Таинство Крещение. Сегодня это уже в прошлом, выбор Имени — дело сугубо мамы и папы, священнослужитель может лишь подсказать и научить, как правильно пользоваться Святцами. 

     Святцы.

     Святцы, или месяцеслов — это церковный календарь с указанием праздников и дней памяти святых. За время многовековой истории Церкви Святцы постоянно пополнялись. Поэтому сейчас каждый день Церковь отмечает память многих святых, следовательно, выбор имени для ребенка весьма широк.

     Выбирая имя  по Святцам, обычно смотрят на день рождения малыша. В каждый день церковного года, как правило, празднуется память нескольких святых. Допустимо выбирать имя и среди тех, чья память празднуется на восьмой день от рождения, т.к. именно в этот день в древности нарекали имя.

Если ничего по души родители найти не смогли, то смотрят на 40-й день от рождения.

Именно в это время дитя приносят в храм для совершения Таинства Святого Крещения, а над мамой  читается очистительная молитва, после которой она может снова вернуться к церковной жизни, приступить к Исповеди и Причастию.

     Иногда, конечно, случаются исключения и ребенка нарекают именем в честь особо почитаемого святого, по молитвенной помощи которого, к примеру, малыш появился на свет. Но этот вариант нужно отдельно проговаривать со священником.      Не все имена есть в святцах. Если ребенок рожден в православной семье, которая постоянно участвует в жизни Церкви, проблем с наречение имени, как правило, не бывает. Однако иногда  мама и папа по неосведомленности могут дать ребенку православное имя, но в западноевропейской или местной его форме, которое в Святцах будет отсутствовать. В таком случае священник обычно переводит его в церковно-славянскую форму и крестит под этим именем, предварительно сообщив его родителям крещаемого или ему самому. Вот примеры таких переводов: Анжела — Ангелина; Жанна — Иоанна; Оксана, Аксинья — Ксения; Аграфена— Агриппина; Полина — Апполинария; Лукерия — Гликерия; Егор — Георгий; Ян — Иоанн; Денис — Дионисий; Светлана —Фотина или Фотиния; Марта — Марфа; Виктория — Ника; Корней — Корнелий; Леон — Лев и т.д.

     Как выбрать именно своего небесного покровителя.

     Сейчас в Свидетельстве о Крещении, как правило, указывается «небесный покровитель», и тот день в году, когда у человека празднуется День Ангела, или именины. Если ребенок крещен Александром – это не значит, что он празднует именины всякий раз, как видит в календаре день памяти святого Александра, поскольку святых с таким именем очень много. Именинами является день памяти вполне конкретного человека – например, святого праведного князя Александра Невского или Александра Свирского, или Алексея, человека Божия.  Если святых тёзок несколько  – выбрать среди них небесного покровителя можно по нескольким принципам. Первый, по почитанию. Это не значит, что вы одного святого признаете более значимым, чем другой. Вовсе, нет. Просто, иногда семья ощущает особую духовную связь с тем или иным святым, получают помощь по молитвам небесного заступника, а потому из благодарности, самое дорогое, что есть в их жизни новорожденное дитя, наречь именем в честь почитаемого угодника Божия.      Второй вариант — выбрать святого, чей день памяти идет сразу после дня рождения новокрещаемого.      Традиции крестить с двойными именами – например Анна-Мария — в Православной Церкви нет.     Из благоговения перед именем Спасителя в Православной Церкви не нарекают именем Иисус в честь Сына Божия. Так же мы относимся и к имени Его Пречистой Матери, поэтому имя Мария дается в честь одной из святых, чья память празднуется 26 января, 1 апреля, 22 июля, и других.

     День Ангела и Именины.

     Название День Ангела – народное дня памяти святого, имя которого человек носит. Дело в том, что Ангел-Хранитель, также дается человеку при Крещении, как спутник и помощник в духовной жизни. Однако, святой, в честь которого назван человек, в переносном смысле, тоже именуется Ангелом, или вестником, передающим волю Божию человеку. Более точно, конечно, говорить не День Ангела, а именины, или день такого-то святого.      Основными обязанностями в отношении своего небесного покровителя у любого человека могут быть следующие:      — знание его жизнеописания,      — молитва к нему,      — возможное подражание его святости.     Любой верующий стремится иметь у себя дома не только икону, то есть изображение святого, в честь которого он назван, но и его Житие, а также специальные молитвы к нему – акафист и канон.

     Чин наречения имени.

     Наречение христианского имени, по уставу Церкви, совершается до крещения и составляет одно из первых подготовительных к нему действий. В давние времена имя нарекали задолго до дня крещения ребенка. Теперь же наречение имени происходит обычно в день Крещения, перед чином оглашения. Согласно указанию Требника (гл. 2), имена христианские должны быть нарекаемы младенцам в восьмой день по рождении, по примеру Спасителя Христа, принявшего имя Иисус в восьмой день по Своем рождении (Лк. 2, 21), как требовал того ветхозаветный закон обрезания и наименования (Быт. 17, 4-15).

     Безусловно, имена святых даются нам для того, чтобы указать ближайшие образцы, которым мы должны подражать в богоугодной жизни. Имя святого обязывает нас уподобляться ему в подвигах и добродетелях… Исполнять же эти обязанности надлежащим образом можно не иначе, как хорошо зная его жизнь и подвиги…

Материал подготовила Игнатова Наталья

Источник: https://www.krestilnoe.ru/poleznoe/vybor-imeni-rebenka/

Выбираем имя для ребенка: правила и традиции в России

Выбираем имя для ребенка: правила и традиции в России

Выбор имени для малыша – очень важный и волнительный момент в жизни каждых родителей. Будущие папа и мама озадачиваются этим вопросом еще задолго до рождения младенца, перебирая десятки, а порой и сотни различных вариантов.

И это не удивительно, ведь имя имеет огромное значение в жизни человека и, как принято считать, даже предопределяет его судьбу.

Каковы же традиции и правила выбора имени в современной России, на что опираться, называя ребенка? Рассмотрим некоторые особенности, которые стоит учитывать родителям, давая своему чаду имя.

Выбор имени по святкам

Православный календарь имен, именуемый так же как святцы, формировался на протяжении нескольких столетий.

Согласно церковным традициям, ребенка называют именем тех святых, которые прославляются в день его рождения или же на 8-й день, когда происходит чин наречения имени, или на 40-й день, когда совершается Таинство Крещения.

А так как на один календарный день приходятся именины нескольких святых, носителей разных имен, то перед родителями предстает возможность выбора. Принято считать, что святой, в честь которого нарекли младенца, на протяжении всей жизни будет оберегать его.

Традиция церковного наречения младенца характерна и для современной России. Многие родители, в особенности православные верующие, предпочитают даровать своему ребенку имя-оберег. В тоже время немало и тех мам и пап, которые утверждают, что православный именослов однообразен и некоторые из устаревших форм имен не подходят для современных реалий.

Имя в честь здравствующих родственников

В вопросе о том, стоит ли называть малыша в честь здравствующего родственника, не существует единства мнений. Между родственниками-тезками происходит установление прочной связи, которая способна привнести в жизнь пока еще маленького человека дополнительные трудности, или же наоборот, помочь ему добиться немалых успехов и отыскать свое призвание.

Так, если сын назван в честь своего отца, то он может стать отцу не учеником (поддержкой и опорой впоследствии), а соперником. Однако, с другой стороны это увеличивает вероятность того, что сын, выбрав отцовскую стезю, продолжит и даже улучшит отцовские достижения.

Давая дочери имя матери, стоит ожидать повторения материнской судьбы. Помимо этого, влияние матери на женщину всегда останется довольно сильным, оно не угаснет даже тогда, когда дочь обзаведется собственной семьей. Влияние матери-тезки безгранично, а это способно помешать ребенку полноценно жить своей собственной жизнью.

Имя в честь умерших родственников

Весьма распространенными являются случаи, когда малышу дают имя умершего родственника. Это довольно старая традиция, которая по сей день не утратила своей актуальности. И в этом обычае ничего плохого нет.

Наоборот, принято считать, что сохраненное в последующих поколениях имя способствует передаче знаний и накопленного опыта из прошлого в будущее, помогает сохранить светлую память о предках и добавляет силы всему роду.

Однако в любом роду есть и несчастливые имена.

Называть ребенка таким именем не рекомендуется, так как велика вероятность того, что новый носитель имени (в особенности с этой же фамилией) повторит несчастливую судьбу своего предшественника.

Родители, осознавая это на интуитивном уровне, наверняка не станут называть свое чадо именем родственника, умершего от тяжелой болезни или трагически скончавшегося в молодости.

Не следует нарекать ребенка и именем родственника, который по жизни был плохим человеком (совершал преступления, слыл алкоголиком или наркоманом, например). В противном случае существует риск того, что малыш переймет негативные качества предшественника, и судьба его будет несчастливой.

Согласно традициям, в некоторых случаях ни при каких обстоятельствах нельзя называть кроху именем умершего родственника. Так, если в семье уже был ребенок, который трагически погиб или умер от болезни, то следующего ребенка нельзя называть его именем и даже именем, созвучным с ним.

Велика вероятность того, что малыш, названный в честь умершей сестры или брата, повторит их судьбу. Даже вырастая взрослыми, люди с подобными именами редко когда бывают счастливы – к ним постоянно цепляются различные болезни, от них отворачивается фортуна, и они никак не могут наладить личную жизнь.

Именно поэтому, если в семье умер малыш, не стоит стараться воскресить его в облике другого человека.

Выбор имени по временам года

По утверждению некоторых психологов, время года, когда появился на свет малыш, влияет на его характер и предопределяет судьбу.

Целеустремленными, неуступчивыми, твердыми, а порой даже и жестокими являются «зимние» дети. Считается, что в общении с окружающими и в предстоящей в будущем семейной жизни они зачастую испытывают трудности. А потому их рекомендуется называть мягкими, напевными именами без раскатистых твердых звуков: Михаил, Даниил, Анна, Олеся.

Малыши, рожденные весной, часто бывают несколько нерешительными, порой эгоистичными, немного ветреными. Обладая тонким чувством юмора и живым умом, они быстро схватывают все на лету. Но при этом им часто свойственны сомнения в своих силах, неуверенность в себе. Таких детей лучше назвать «жесткими» именам с резкими звуками и твердыми согласными: Андрей, Максим, Виктория, Лариса.

Добротой, отважностью, эмоциональностью и настойчивостью отличаются многие «дети лета». Но в то же время, обладая мягким характером, они легко поддаются влиянию. Таким людям свойственно любить природу и животных, чувствовать все прекрасное. Для создания некоего равновесия, малышей, рожденных летом, стоит нарекать «твердыми» именами: Роман, Никита, Татьяна, Мария.

Самыми «универсальными» считаются «осенние» дети. Они трезво смотрят на происходящие вещи, обладают уравновешенным, спокойным характером.

Рассудительность и серьезность, умение успешно использовать свой и чужой опыт, не повторять собственных ошибок – вот их основные козыри. У них всесторонняя любознательность и ясный ум. Деткам, рожденным осенью, подойдут любые без исключения имена.

Таким образом, выбирая имя для ребенка, необходимо исходить из того, какие черты хотелось бы видеть родителям у своего чада в будущем.

При этом папам и мамам не рекомендуется называть девочек так называемыми «мужскими» именами (Евгения, Виталия, Александра, Яна, Михайлина Василина).

Подмечено, что в характере девушек с такими именами преобладают мужские черты, они очень настойчивые, упрямые и сложные люди, что не приносит им счастья в личной жизни.

Как назвать малыша – решать только родителям. От момента, когда ультразвуковое исследование определит половую принадлежность крохи и до времени его появления на свет – как минимум, несколько месяцев. А это означает, что есть достаточно времени для того, чтобы спокойно обдумать различные варианты и дать ребенку наиболее подходящее для него имя.

Источник: http://igiuv.ru/roditelyam-na-zametku/1332-vybiraem-imya-dlya-rebenka-pravila-i-tradiczii-v-rossii.html

Ссылка на основную публикацию