Эрих фромм: биография и вклад в психологию

Эрих Фромм

Автор Татьяна в 12/06/2015. Опубликовано Биографии Ученых

Эрих Фромм, «Человек для себя» (1947)

Наибольшую известность ему принесли следующие его теоретические разработки:
понятие свободы как основополагающего аспекта человеческой природы;

  • социальное сознание;
  • гуманизм;
  • социальный анализ;
  • личностные ориентации;
  • теория человеческих потребностей.

Эрих Фромм родился 23 марта 1900 года во Франкфурте (Германия). Эрих был единственным ребёнком в семье ортодоксальных евреев. Позже он описал своё детство как «весьма нервное».

В 14 лет Фромма впечатлила начавшаяся Первая мировая война, и он заинтересовался поведением групп.

Тогда же он и начал искать ответы на свои вопросы в трудах именитых мыслителей того времени, включая Зигмунда Фрейда и Карла Маркса.

Он продолжил изучать социологию в Гейдельбергском университете и в 1922 году под руководством Альфреда Вебераон защитил докторскую диссертацию. В 1924 году Фромм начал изучать во Франкфуртском университете психоанализ, прежде чем перейти в Берлинский институт психоанализа.

В 1926 году он женился на Фриде Райхман, женщине на десять лет старше его самого, которая когда-то была его психоаналитиком. Однако через четыре года брак распался.

Карьера

На протяжении всей своей жизни Фромм строил яркую карьеру, сочетая многочисленные преподавательские должности с публикацией книг и ведением собственной практики.

Фромм помог основать Франкфуртский институт психоанализа, где с 1929 по 1932 года он читал лекции. После прихода к власти нацистов институт был переведён в Женеву (Швейцария), а ещё позже действовал при Колумбийском университете (США).

После переезда в США Фромм занимал должности в самых разных заведениях, в их числе — Новая школа социальных исследований, Колумбийский и Йельский университеты. Его критика теорий Зигмунда Фрейда настроила против него других психоаналитиков, и в 1944 году Нью-Йоркский институт психоанализа отстранил его от работы с учащимися.

Повторно Фромм женился в 1944 году, тогда же он получил гражданство США. Чуть позже он был вынужден переехать в Мексику — в надежде облегчить болезнь его второй жены. С 1949 по 1965 годы он преподавал в Национальном автономном университете Мексики.

После смерти жены в 1952 году Фромм основал Мексиканский институт психоанализа и возглавлял его вплоть до 1976 года.

В 1953 году он снова женился; теперь он преподавал не только в Мексике, но и в университетах США (включая Мичиганский и Нью-Йоркский государственные университеты).

В 1974 году Фромм переехал из Мехико в Муральто (Швейцария) и оставался там до своей смерти в 1980 году.

Вклад в развитие психологии

Сегодня Эрих Фромм считается один из самых важных учёных XX-го века. Он вошёл в группу нео-фрейдистов, к которым относились также Карен Хорни и Карл Юнг. Фромм критиковал многие идеи Фрейда — в том числе эдипов комплекс, влечение к смерти и теорию либидо. Фромм считал, что общество и культура также играют важную роль в становлении личности человека.

Эрих Фромм оказал огромное влияние на развитие и гуманистического направления. Жизнь, как считал Фромм, представляла противоречие, так как люди по сути своей являются частью природы и в то же время отделяют себя от неё. Из этого конфликта возникают основные жизненные потребности, включая родственные отношения, творчество, идентичность т.д.

В одной из своих работ Фромм позже объяснял: «Я хотел понять законы, которые управляют жизнью отдельного человека, и законы общества — то есть те, что управляют людьми в их социальной жизни.

Я пытался найти правду в концепциях Фрейда и в тех из его идей, что, как считалось, нуждались в пересмотре.

Я пытался сделать то же самое с теорией Маркса, и, наконец, я попытался найти то, что выйдет из синтеза понимания и критики обоих мыслителей».

Избранные публикации

  • «Бегство от свободы» (1941);
  • «Человек для себя» (1947);
  • «Психоанализ и религия» (1950);
  • «Здоровое общество» (1955);
  • «Искусство любить» (1956);
  • «Сердце человека» (1964);
  • «Природа человека» (1968);
  • «Анатомия человеческой деструктивности» (1979);
  • «Искусство быть» (1993);
  • «О сущности бытия» (1997).

Источник: http://aboutyourself.ru/osnovy-psixologii/biography/erix-fromm.html

1. Биография Эриха Фромма

Эрих Зелигманн Фромм (нем. Erich Seligmann Fromm; 23 марта1900, Франкфурт-на-Майне — 18 марта1980, Локарно) — немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик, представитель Франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма.

Родился Фромм в 1900 году в Германии. Он был единственным ребенком родителей-евреев. Его мать Роза Фромм, в девичестве Краузе, была дочерью раввина, эмигрировавшего из России.

Отец Эриха, Нафтали Фромм, также был сыном и внуком раввинов, и хотя занимался торговлей, сохранял и поддерживал в семье ортодоксальные религиозные традиции. Семья Фромма была далеко не идеальной.

Он описывал своих родителей как “очень невротичных”, а себя как “невыносимо невротичного ребенка”.

Во Франкфурте Фромм посещал национальную школу, в которой наряду с основами вероучения и религиозными традициями преподавались и все предметы общеобразовательного цикла. Окончив её в 1918 году, он поступил в Гейдельбергский университет, где изучал философию, социологию и психологию. В 1922 году под руководством Альфреда Вебера, он защитил докторскую диссертацию.

В 1925 году Фромм, завершил обязательную психоаналитическую подготовку, и открыл собственную частную практику.

Обширная практика, общение с пациентами дали Фромму богатый материал для переосмысления соотношения биологического и социального в формировании человеческой психики.

Анализ эмпирического материала был осуществлен им в период работы в Институте социальных исследований во Франкфуркте-на-Майне (1929—1932).

Получив базовое образование в Германии он 1934 году эмигрировал в Соединенные Штаты Америки, стремясь избежать нацистской угрозы. Там он начал вести частную практику в Нью-Йорке, работая в Колумбийском университете. Свою первую книгу «Бегство от свободы» Фромм опубликовал 1941 году, которая сделала ему имя в Америке.

1943 год ознаменовался в жизни именитого учёного двумя событиями. Во-первых, с его участием было основано Нью-Йоркское подразделение Вашингтонской школы психиатрии. Во-вторых, он женился на Хенни (Хенриетте) Гурлянд.

В 1945 году Фромм участвовал в создании Института психиатрии, психоанализа и психологии Уильяма Алансона Уайта, был одним из первых его преподавателей и так и продолжал бы там работать, но вмешались семейные обстоятельства. Жена учёного серьёзно заболела. Врачи посоветовали сменить климат, и семейство Фроммов направилось в Мексику.

Фромм стал профессором Национального университета Мехико [UniversidadNacionalAutуnomadeMexico (UNAM)], основал кафедру психоанализа на медицинском факультете. Хенни Гурлянд умерла в 1952 году, а год спустя Фромм женился третьим браком на ЭннисФримен.

До 1965 года он работал в UNAM, а кроме того, занимал пост профессора психологии в университете штата Мичиган (1957-1961) и был адъюнкт-профессором в Нью-Йоркском университете.

За всё это время он выпускает множество работ. В 1947 году выходит продолжение книги «Бегство от свободы», книга «Человек для самого себя». Фромм считал, что проблема бегства от свободы возникает у человека из-за бегства от самого себя, и для начала нужно проанализировать человека, прежде чем задуматься над проблемами целого общества.

В 1957 году вышла в свет его работа «Искусство любить». Она является одной из лучших его работ и посвящена проблеме понимания любви, ведь для каждого человека любовь играет очень большую роль в его жизни. В этой книге нет доступной инструкции в искусстве любви.

Автор, напротив, ставит целью убедить читателя, что любовь не такое чувство, пережить которое может всякий, независимо от уровня достигнутой им зрелости.

Но он говорил, что любви, как и любому виду мастерства можно научится, стоит лишь придать этому процессу много усилий.

К работам Фромма так же относятся: «Здоровое общество» (1956), «Душа человека» (1964), «Революция надежды» (1968), «Анатомия человеческой деструктивности» (1973), «Миссия Зигмунда Фрейда», «Психоанализ и религия», «Адольф Гитлер» и т.д.

В 1974 году Эрих Фромм вернулся в Швейцарию, в местечко Муральто. Там в 1976 году он пишет свою знаменитую по сей день работу «Иметь или быть». Книга посвящена анализу бытия и обладания, как фундаментальных способов человеческого существования. В ней он говорит об истинном способе существования и предлагает построение нового общества, чтобы избежать всемирной катастрофы.

В1980 году Фромм умирает у себя дома в Швейцарии, не дожив пяти дней до восьмидесятилетия. Всю жизнь Фромм был психологом-практиком. Огромную славу во всем мире ему стяжали его работы, которые по сей день являются предметом изучения.

Источник: http://fil.bobrodobro.ru/11544

Фромм Биография, Фромм Эрих биография читать, Фромм Эрих биография читать онлайн

Биография

Э́рих Зелигманн Фромм (нем. Erich Seligmann Fromm). Родился 23 марта 1900, Франкфурт-на-Майне. Дата смерти — 18 марта 1980, Локарно. Немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик, представитель Франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма.

Биография
Эрих Фромм родился в семье ортодоксальных иудеев. Его мать Роза Фромм, в девичестве Краузе, была дочерью раввина, эмигрировавшего из России. Отец Эриха, Нафтали Фромм, также был сыном и внуком раввинов, и хотя занимался торговлей, сохранял и поддерживал в семье ортодоксальные религиозные традиции.

Во Франкфурте Фромм посещал национальную школу, в которой наряду с основами вероучения и религиозными традициями преподавались и все предметы общеобразовательного цикла. Окончив её в 1918 году, он поступил в Гейдельбергский университет, где изучал философию, социологию и психологию.

В 1922 году под руководством Альфреда Вебера он защитил докторскую диссертацию. Психоаналитическую подготовку Фромм завершил в Берлинском психоаналитическом институте. В разные годы здесь практиковали и преподавали Шандор Радо, Макс Эйтингон, Вильгельм Райх и другие видные аналитики.

Здесь Фромм близко познакомился с Карен Хорни, чья протекция впоследствии помогла ему получить должность профессора в Чикаго.

В 1925 году Фромм завершил обязательную психоаналитическую подготовку и открыл собственную частную практику. В целом Фромм был активным практикующим психоаналитиком на протяжении 35 лет.

Обширная практика, общение с пациентами дали Фромму богатый материал для переосмысления соотношения биологического и социального в формировании человеческой психики.

Анализ эмпирического материала был осуществлен им в период работы в Институте социальных исследований во Франкфурте-на-Майне (1929—1932).

После прихода Гитлера к власти в 1933 году Фромм переехал сначала в Женеву, а затем в 1934 году в Нью-Йорк, США. Там он преподавал в Колумбийском университете.

В 1943 году Фромм помог сформировать Нью-йоркское отделение Вашингтонской школы психиатрии, а в 1946 году выступил в качестве сооснователя Института психиатрии Уильяма Алансона Уайта.

В 1950 году Фромм переехал в Мехико, где преподавал в Национальном автономном университете Мексики до 1965 года.

Будучи в Мексике, Фромм посвятил себя исследованию Нового времени, исследованию социальных проектов прошлого и настоящего; издал книгу «Здоровое общество», в которой выступил с критикой капиталистической системы.

В 1960 году Фромм вступил в Социалистическую партию США и написал ее Программу, которая, впрочем, из-за партийных споров была отвергнута.

Фромм продолжил заниматься политической деятельностью, выступал с лекциями, писал книги и участвовал в митингах.

В период с 1957 по 1961 год также преподавал психологию в Мичиганском государственном университете, а с 1962 года — в Нью-Йоркском университете. В 1962 году участвовал в качестве наблюдателя на конференции по разоружению в Москве.

В 1968 году у Фромма случился первый инфаркт. В 1974 году он переехал в Муральто (или Локарно). Вскоре после окончания работы «Иметь или быть», в 1977 году, с ним случается второй, а потом и третий (1978 год) инфаркт. Он скончался в Швейцарии в своем доме в 1980 году.

Социально-философские идеи Фромма
По убеждению Фромма, классический психоанализ способствовал обогащению знаний о человеке, но он не увеличил знаний о том, как человек должен жить и что он должен делать.

По его мнению, Фрейд пытался представить психоанализ в качестве естественной науки, но совершил ошибку, уделив недостаточно внимания проблемам этики.

Между тем нельзя понять человека, если рассматривать его под углом зрения вытеснения сексуальных влечений, а не во всей целостности, включая потребность найти ответ на вопрос о смысле его существования и отыскать нормы, в соответствии с которыми ему надлежит жить.

Фромм стремился перенести акцент с биологических мотивов человеческого поведения в психоанализе на социальные факторы, показать, что «человеческая натура — страсти человека, и тревоги его — продукт культуры».

… дружелюбие или враждебность и разрушительность, жажда власти и стремление к подчинению, отчуждённость, тенденция к самовозвеличению, скупость, тяга к чувственным наслаждениям или страх перед ними — все эти и многие другие стремления и страхи, которые можно обнаружить в человеке, развиваются как реакции на определённые условия жизни.

В своей книге «Бегство от свободы» (1941) Фромм исследовал сложную ситуацию, в которой оказывается человек западной культуры, где стремление к индивидуальности ведёт к одиночеству, ощущению своей ничтожности и бессилия. Он провёл анализ периода становления личности эры капитализма — периода формирования новой философии, нового взгляда на человека и смысл его жизни.

Большое внимание он уделяет периоду Реформации и учениям Лютера и Кальвина, видя в их идеях истоки современного капиталистического уклада.

На примере психологического анализа мировоззрений Лютера и Кальвина Фромм пытается дать более развёрнутую и полную картину исторических процессов и их влияния на человека, определить причины бегства человека от самого себя и от собственной свободы. Во второй своей книге «Человек для самого себя» 1947 г.

, которая по сути является продолжением «Бегства от свободы», Фромм рассматривает проблемы этики, норм и ценностей, которые ведут человека к самореализации и осуществлению его возможностей: «Наше поведение во многом определяется ценностными суждениями, и на их обоснованности зиждется наше психологическое здоровье и благополучие

Для Фромма неврозы — это симптомы морального поражения человека в его жизнедеятельности, в том числе в борьбе за свободу.

Невроз можно понять как неудачную попытку разрешения конфликта между непреодолимой внутренней зависимостью и стремлением к свободе, конфликта, который имеет моральную подоплёку.

Во многих случаях невротические симптомы суть конкретное выражение морального конфликта. Это означает, что успешность терапевтических усилий в первую очередь зависит от понимания и решения моральной проблемы человека.

… неврозы — это выражение моральных проблем, а невротические симптомы возникают как следствие неразрешённых моральных конфликтов.

Основная моральная проблема современности, как она представлялась Фромму, — это безразличие человека к самому себе.

Задача гуманистического психоанализа заключается в раскрытии человеком правды о самом себе, в выявлении тех психологических ориентаций в мире, благодаря которым формируется его социальный характер (промежуточное звено между социально-экономической структурой и господствующими в обществе идеями, идеалами), в осмыслении нравственных проблем, способствующих пониманию того, что человек является единственным существом, наделённым совестью. И что любовь есть творческая деятельность, а не слепая страсть, ведущая к безумным поступкам.

Обсуждая нравственные проблемы, Фромм проводит различие между авторитарной совестью (голосом внешнего авторитета родителей, государства, являющимся аналогом фрейдовского Сверх-Я) и гуманистической совестью (не интериоризированным голосом авторитета, а собственным голосом человека, независимым от внешних санкций и поощрений, выражающим его личный интерес и целостность, требующим стать тем, кем он потенциально является). Фромм противопоставляет некрофилии (любви к мертвому) биофилию (любовь к жизни и живому) и выделяет различные формы агрессии (доброкачественную, то есть биологически адаптивную, служащую делу жизни, и злокачественную, исторически приобретённую, связанную с жестокостью и агрессивностью, со страстью мучить и убивать). Эрих Фромм показывает необходимость в изменении образа жизни, основанном на готовности человека отказаться от различных форм обладания (имения) ради того, чтобы, в первую очередь быть самим собой.

В контексте обсуждаемых Фроммом проблем гуманистический психоанализ представляет собой такую терапию, которая нацелена не столько на приспособление человека к существующей культуре и социальной реальности, сколько на оптимальное развитие его способностей и задатков, реализацию его индивидуальности. Психоаналитик выступает не в роли наставника по приспособлению, а в качестве «целителя души».

Быть означает давать выражение всем задаткам, талантам и дарованиям, которыми наделён каждый из нас. Это значит преодолевать узкие рамки своего собственного «я», развивать и обновлять себя и при этом проявлять интерес и любовь к другим, желание не брать, а давать.

Эдипов комплекс
Многие психоаналитики пересмотрели основополагающую идею Фрейда о природе Эдипова комплекса. С точки зрения Фромма, основатель психоанализа неверно интерпретировал миф об Эдипе.

Фрейд опирался на трагедию Софокла «Царь Эдип», в то время как необходимо принимать во внимание всю трилогию Софокла, включая такие её части как «Эдип в Колоне» и «Антигона».

В понимании Фромма миф об Эдипе может рассматриваться не как символ инцестуозной любви между матерью и сыном, а как «реакция ребёнка на давление родительского авторитета, который есть неотъемлемая черта патриархальной организации общества».

Источник: http://fromm.filosoff.org/

Фромм Эрих

ФРОММ ЭРИХ

Основная моральная проблема современности — это безразличие человека к самому себе.  

Э́рих Зелигманн Фромм (Erich Seligmann Fromm, 1900-1980) — нем.-амер. психолог и философ, создатель «гуманистического психоанализа». В отличие от биологизаторской позиции Фрейда, Ф. в понимании причин человеческого поведения придерживался антрополого-экзистенциалистской ориентации; при этом большое влияние на Ф. оказали антропологические работы Маркса.

Главная тема творчества Фромма — противоречия человеческого существования в мире. Особенное значение для психологии имеет анализ Ф. 2 способов существования человека («иметь» и «быть»), проблемы человеческой свободы и ее видов («свобода от» и «свобода для»), проблем т.н. «социального» (т.е.

«типичного» для той или иной эпохи или культуры) характера личности, являющегося результатом приспособления человека к требованиям общества (напр. «рыночный характер» и др.

), а также исследования проблемы отчуждения человека от общества в различных его видах и способов его преодоления, важнейшим из которых Фромм считал любовь в широком смысле слова.

Разработанные Ф. приемы «гуманистического психоанализа» призваны ликвидировать имеющуюся дисгармонию между человеком и природой и «оздоровить» общество. См. также Фрейдизм. (Е.Е. Соколова)

Литература

  1. Иудейский Закон. К социологии диаспорного еврейства = Das jüdische Gesetz. Ein Beitrag zur Soziologie des Diaspora-Judentums. — Диссертация по социологии. — 1922. — 202с.
  2. О методе и задаче аналитической социальной психологии. Заметки о психоанализе и историческом материализме (нем.) = Über Methode und Aufgaben einer analytischen Sozialpsychologie. Bemerkungen über Psychoanalyse und historischen Materialismus // Zeitschrift für Sozialforschung : журнал. — Франкфурт-на-Майне: Institut für Sozialforschung, 1932. — №1. — С.28-54
  3. Психоаналитическая характерология и ее значение для социальной психологии (нем.) = Die psychoanalytische Charakterologie und ihre Bedeutung für die Sozialpsychologie // Zeitschrift für Sozialforschung : журнал. — Франкфурт-на-Майне: Institut für Sozialforschung, 1932. — №1. — С.253-277
  4. Социально-психологическая часть = Sozialpsychologischer Teil // Исследования авторитета и семьи. Отчёт об исследованиях Института Социальных Исследований = Studien über Autorität und Familie. Forschungsberichte aus dem Institut für Sozialforschung / Под редакцией М. Хоркхаймера. — Париж, 1936. — С.77-135
  5. Второй раздел: опрос = Zweite Abteilung: Erhebungen // Исследования авторитета и семьи. Отчёт об исследованиях Института Социальных Исследований = Studien über Autorität und Familie. Forschungsberichte aus dem Institut für Sozialforschung / Под редакцией М. Хоркхаймера. — Париж, 1936. — С.229-469
  6. Бегство от свободы = Die Furcht vor der Freiheit (1941) / Перевод Г.Ф. Швейника. — Москва: Аст, 2011. — 288с. — (Philosophy). — 2000 экз. — ISBN 978-5-17-065381-2, ISBN 978-5-271-34452-7, ISBN 3-423-35024-5

Источник: http://www.persev.ru/fromm-erih

Эрих Фромм о некрофильном и биофильном типе личности

Эрих Фромм (Fromm) (1900-1980) немецко-американский философ, психолог и социолог, один из ведущих представителей неофрейдизма. Пытался соединить Фрейда с Марксом и экзистенциализмом. С абстрактно-гуманистических позиций критиковал капитализм, выдвигал утопический проект создания «здорового общества» на основе психоаналитической «социальной и индивидуальной терапии».

Так скупо лаконична энциклопедическая статья в описании жизни и философии человека, который заслуженно занял свое место среди виднейших мыслителей XX столетия.

Его коллегами и, отчасти, единомышленниками в философском приятии (неприятии ?) мира можно смело считать Достоевского, когда речь идет о Личности, Толстого и раннего Маркса во взгляде на проблему гуманного общества, Фрейда, Юнга и Сартра в тонком, почти мистическом рационализме подхода к природе сознания и творческой жизни человека. Идеи его, нашедшие воплощение во множестве произведений, использовал в ходе своего развития не только психоанализ, но и другие философские течения, в том числе экзистенциализм, персонализм, герменевтика, социобиология. Значителен его вклад в развитие современной этики и политической философии. Философская мысль Э.Фромма стала импульсом к развитию гуманистического мышления нашего века.

Целью этой обзорной работы была попытка глубже проникнуть в духовный мир философа, в суть его взгляда на проблему Человека, показать актуальность и недостаточную степень востребованности его трудов для обитателей современного рационального и жестокого мира. В некоторой мере она является и данью уважения благодарного почитателя.

Эрих Фромм родился в 1900 г. в Германии. В 1922 г. получил степень доктора философии в Гейдельбергском университете, в 1923-1924 гг. прошел курс психоанализа в Психоаналитическом институте в Берлине, в 1929-1932 гг.

сотрудник Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне. После 1933г. переехал в США, где работал в Институте психиатрии им. У.Уайта, преподавал в Колумбийском и Йельском университетах. В 1951-1967 гг.

жил в Мексике, возглавлял Институт психоанализа при Национальном университете в Мехико. В 1974 г. переселился в Швейцарию.

Неофрейдизм, который Э.Фромм представляет наряду с К.Хорни, Х.С. Салливаном и др., является одним из интересных направлений современной американской философии и психологии, возникшим в конце 30х гг.

в процессе соединения психоанализа с американскими социологическими и этнографическими теориями.

Перенося центр тяжести с внутрипсихических процессов на межличностные отношения, неофрейдизм истолковывает психические нормы как приспособление личности к социальной среде (учение о защитных формах поведения в духе бихевиоризма и др. ).

Неофрейдизм редуцирует психоанализ, отклоняя учение З.Фрейда о либидо и сублимации, видя в бессознательном связующее звено между социальными и психическими структурами. Отличительной чертой неофрейдизма является «социологизация» психологии и, наоборот, психологизация самих социальных явлений.

В центре внимания лично Э.Фромма противоречивость человеческого существования, взятая не в качестве субъективно-личностной деятельности, а как онтологический факт.

Философ различает следующие дихотомии: патриархальный и матриархальный принципы организации жизни людей, авторитарное и гуманистическое сознание, эксплуататорский и рецептивный (послушный) типы характера, обладание и бытие как два способа жизнедеятельности индивида, экзистенциальное и историческое существование человека, негативная «свобода от» и позитивная «свобода для» в процессе развития личности. Он исходит из того, что личностные и онтологические основания человеческого существования, с одной стороны, как бы дополняют друг друга, создавая одновременно уникальность и всеобщность человеческого бытия, а с другой противоречат друг другу в силу того, что уникальность и всеобщность несовместимы. Разрабатывая учение, представляющее собой синтез психоаналитических, экзистенциальных, философско-антропологических и марксистских идей, Фромм стремится найти способы разрешения дихотомий человеческого существования, ликвидации различных форм отчуждения чело века, определить пути оздоровления западной цивилизации, показать перспективы свободного и творческого развития личности. Отвергнув биологизм Фрейда, он пересматривает символику бессознательного, смещая акцент с подавленной сексуальности на конфликтные ситуации, обусловленные социокультурными причинами, вводит понятие «социального характера» как связующего звена между психи кой индивида и социальной структурой общества, изучает основные тенденции развития западной культуры с ее потребительскими ценностями, деперсонализацией, дегуманизацией социального характера, отчуждением. Устранение исторических противоречий, зависящих от социальных условий жизни людей, соотносится им с построением общества, основанного на принципах гуманистической этики, активизации индивида посредством методов гуманистического управления, распространения психодуховных ориентаций, являющихся эквивалентом религиозных систем прошлого. Частичное разрешение экзистенциальных дихотомий Фромм связывает с раскрепощением внутренних способностей человека к любви, вере и размышлению. В конечном счете осознание человеком неподлинности своего существования в обществе тотального отчуждения, реализация им своей сущности и обретение «самости» вместо «мнимого Я», возрождение жизнеутверждающего мировоззрения и внутреннее моральное обновление, восстановление гармонии между индивидом и природой, личностью и обществом все это возможно на основе использования «гуманистического психоанализа», предлагаемого Фроммом в качестве социально приемлемого средства освобождения людей от иллюзий их бытия. Подлинной ценностью человека Фромм считает способность к любви, ибо любовь, в его понимании, служит критерием бытия и дает ответ на проблему человеческого существования. В процессе овладения искусством любви происходит изменение структуры характера человека, в результате чего уважение к жизни, чувство идентичности, потребности в привязанности к миру, в заинтересованности в единении с ним, по Фромму, становятся превалирующими, тем самым способствуя переходу от эгоизма к альтруизму, от обладания к бытию, от «кибернетической религии» к новому, гуманистическому духу, характеризующемуся нетеистической, неинституциональной религиозностью.

Фромм, безусловно, энциклопедичен и разносторонен. Он обращается к различным культурам, к мифологии и религиозным текстам, к восточной религии и мировой философии.

Он стремится переосмыслить исходные установки философии, этики, психологии, культурологии. При этом он никогда не утрачивает своей собственной темы, присущего ему типа рефлексии.

Постоянно возвращаясь к идеям, выраженным в его первых работах, Фромм в течение долгой плодотворной жизни обогащал их.

Основные проявления бессознательного

Фрейд считал невротические симптомы основным проявлением бессознательного, базисом которых выступает детская инфантильная сексуальность. Ребенок до 5-6 летнего возраста проходит ряд фаз: оральную, анальную и фаллическую. Между шестью годами и юностью — период латентного состояния либидо. Особое место отводилось «Эдипову комплексу» и «комплексу Электры».

В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на своей матери, скрыт согласно Фрейду, извечно тяготеющий над каждым мужчиной сексуальный комплекс: неосознанное влечение к матери и восприятие (бессознательное) отца как соперника. У девочек, наоборот.

Современная психологическая наука относится к этим комплексам как к мифологемам, в лучшем случае как к гипотезам.

В последствии эти комплексы трансформируются в невротические симптомы. Фрейд описывает такой случай из своей врачебной практики. Молодая девушка заболела тяжелым неврозом после того, как, подойдя к постели умершей сестры, на мгновение подумала о муже сестры: »Теперь он свободен и может на мне жениться».

Эта мысль волевым усилием была тут же вытеснена как совершенно аморальная в данных обстоятельствах, и, заболев, девушка эту мысль забыла. Только в процессе лечения с большим трудом вспомнила ее, и тогда наступило выздоровление.

Согласно психоанализу неврозы — это следы вытесненных, травмирующих сознание переживаний, которые образуют в сфере бессознательного сильный эмоциональный очаг и

оттуда производят деструктивную работу. Необходимо вскрыть и разрядить его и тогда невроз, лишившись причины, может исчезнуть.

Таким образом, на формирование бессознательного влияют вытесненные желания, которые человек не может реализовать в силу культурных, нравственных и других санкций.

Среди желаний переполняющих человека могут быть и такие, которые его сознание вытесняет, в силу страха перед последствиями, но, вытесненное желание не исчезает, как считали до Фрейда, а в форме неосознанного мотива может прорваться в сознание и толкнуть человека на неблаговидный поступок.

Многие люди так и говорят, что «не знаю, как получилось», «хотели как лучше, а получилось как всегда», «черт попутал». На самом деле — это не «черт», а бессознательное ввергло человека в состояние аффекта, и он совершил деяние, о котором раскаивается.

Концепция Фрейда логична, эмпирически подтверждена, но есть неудовлетворительный момент. Например, многие матери говорят своим чадам:

«Если не придешь во время голову оторву!» Здесь речь идет не о преступном замысле, а о воспитательном шаге, подкрепленном не совсем литературными выражениями. Переходит ли это в бессознательное? Думается, нет.

Чтобы желание перешло в бессознательное и создало там очаг давления на сознание, необходимо на наш взгляд, чтобы вся структура человека: характер, потребности, способности, деятельность и т.д. «работали» на вытеснение. Иначе говоря, побуждение должно принять характер страсти, т.е.

энергично стремящийся к своему предмету сущностной силы человека.

Источник: http://MirZnanii.com/a/206234/erikh-fromm-o-nekrofilnom-i-biofilnom-tipe-lichnosti

Ссылка на основную публикацию