Дифференциальная психология Вопросы Предмет, задачи и методы дифференциальной психологии
Источник: http://medznate.ru/docs/index-48314.html
Дифференциальная психология как теоретическая наука
Предмет, задачи и место дифференциальной психологии в системе наук
В самом общем виде можно определить дифференциальную (от лат. differentia – различие) психологию как отрасль психологии, изучающую индивидуальные и групповые психологические различия людей.
Заметна тенденция ставить знак равенства между дифференциальной психологией и психологией индивидуальных различий. Сам термин «дифференциальная психология» был введен В. Штерном в 1900 году.
Он один из первых ученых собрал современные ему представления о различиях между людьми и опубликовал работу «О психологии индивидуальных различий: сущность, задачи и методы дифференциальной психологии». В.
Штерн считал, что исследования должны быть направлены не на различия между индивидуальностями, а на отдельные «личностные особенности», по которым отличаются люди.
Дифференциальная психология занимает одно из ведущих мест в области психологических знаний. Она связана с общей психологией, с возрастной, педагогической, социальной. С психодиагностикой, с психоконсультированием, с вопросами психотерапии, с психологией семьи, с социологией, философией, психофизиологией. Как самостоятельная наука сложилась недавно.
Дифференциальная психология – это раздел психологической науки, который изучает психологические различия, а также типологические различия психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп.
Дифференциальная психология систематизирует индивидуальные различия и разные методы их диагностики. Количественно оценивает индивидуальные различия в разных сферах.
Дифференциальная психология имеет 2 задачи: выделение индивидуальных различий и объяснение их происхождения.
Дифференциальная психология как теоретическая наука
До недавнего времени научная психология ориентировалась только на разработку проблем с общих позиций. В исследованиях обращались к основополагающим элементам, из которых строится вся психическая жизнь, и к общим законам, которым подчиняются все психические процессы.
Однако, при обращении к любой теме исследователь сталкивался с индивидуальными вариациями психического. Было признано, что дифференциация психического имеет такое же право на психологическое изучение, как и общепсихологические закономерности и факты. Таким образом, само изучение психики привело к выделению дифференциально-психологического аспекта.
Дифференциальная психология, подобно общей, — наука, выходящая на всеобщие значимости, однако это значимости совсем иного рода. Она должна прежде всего исследовать те формальные закономерности, которые определяют реальность психического варьирования.
Особый ракурс приобретает вопрос о причинности: следует спросить, какова роль в возникновении психических различий, с одной стороны, внутренних (наследственности, предрасположений), с другой стороны, внешних (влияния окружающего мира, воспитания, эталонов и норм и т.п.) причин. Наконец, изучение того, насколько внешне воспринимаемые психические проявления можно считать характерными признаками психических особенностей, ведет к обоснованию дифференциальной симптоматологии.
Дифференциальная психология исследует существенное качество и функции определенных индивидуальных вариантов. В этом смысле она становится «специальной» психологией темпераментов, характеров, способностей. Она изучает психическую дифференцированность внутри разных сословий, наций, полов или дает обобщенное психологическое описание определенного сословия или народа, или пола.
Индивидуальность всегда означает единичность. Каждый индивид — это картина нигде и никогда больше не существующая в идентичной форме.
Конечно, на него воздействуют определенные закономерности, в нем воплощаются определенные типы, его можно во многих отношениях сопоставить с другими индивидами, но он не целиком растворяется в этих обобщающих закономерностях и типах.
Всегда остается тот «плюс», то содержание, которым он отличается от других индивидов, подчиняющихся тем же законам и относящихся к тем же типам.
Дифференциальная психология как прикладная наука должна перед собой поставить две цели: познание человека (психогностика) и обращение с человеком (психотехника).
Психогностика. Если мы практически взаимодействуем с людьми, то прежде всего должны знать их, чтобы верно судить о них (подвергать оценке, классифицировать) и правильно использовать их усилия.
В рамках определенных задач культуры, например, для профессионального отбора, целая система испытаний направлена на то, чтобы познать хотя бы одну сторону проявлений человеческой индивидуальности, например, работоспособность претендента.
Психотехника имеет своим предметом практическое влияние человека на человека. Она нуждается в дифференциальной науке о психике. Психотехнике надо определить возможность и примерные границы влияния.
Лишь имея возможность заглянуть в причинность определенного психического свойства мы можем измерить резонанс приходящих извне влияний воспитания, наказания, социального просвещения и т.п.
Воздействие на человека должно быть ориентировано на психическую дифференциацию.
Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 687;
Источник: http://poznayka.org/s49657t1.html
Литература: «Дифференциальная психология»
Источник: http://psihdocs.ru/literatura-differencialenaya-psihologiya.html
Методы дифференциальной психологии
Источник: http://poisk-ru.ru/s11926t1.html
Дифференциальная психология
Вопросы
Литература Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1993. Акимова М. К., Гуревич К. М. Индивидуальные различия в некоторых видах интеллектуальной деятельности и сила нервной системы // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М.: Педагогика. 1978. С. 3-4. Анастази А. Дифференциальная психология. М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. Асмолов А.Г. Психология личности. М. 1990. Асмолов А.Г. Когнитивный стиль личности как средство разрешения проблемно-конфликтных ситуаций // Когнитивные стили. Талин, 1986. С. 21-23. Бабынин Э.В. Генетические аспекты темперамента // Психологический журнал. 2003. № 5. Бехтерев В.М. Психологическое определение личности /Психология личности в трудах отечественных психологов (Серия «Хрестоматия по психологии»). СПб, 2000. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М. 1988. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб. 2007. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. М. 2000 Купер К. Индивидуальные различия. М. 2000. Лазурский А.Ф. О составе личности /Психология личности в трудах отечественных психологов (Серия «Хрестоматия по психологии»). СПб, 2000. Леонгард К. Акцентуированные личности /Психология личности в трудах зарубежных психологов (Серия «Хрестоматия по психологии»). СПб, 2000. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. Ч. 2. Основные проявления ребенка. СПб.1910. Либин А. Дифференциальная психология: на пересечении российских, европейских и американских традиций. М. 2006. Личко А. Е. и др. К вопросу о соотношении между конформностью и внушаемостью // Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развития контактов между людьми. ^ Психопатии и акцентуации характера у подростков Мерлин В. С. Некоторые принципы психологической характеристики свойств темперамента // Экспериментальные исследования личности и темперамента. Пермь, 1971. С. 3-20. Мерлин В. С. Темперамент как фактор трудовой деятельности // Очерк теории темперамента. Пермь, 1973. С. 148-167. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986. Психологические типологии: Пособие для менеджеров и практических психологов /Под ред. Ю.П. Платонова Психология индивидуальных различий (Хрестоматия под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер) Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в струтктуре индивидуальных свойств человека //Вопросы психологии. 1985. №11. С. 19 – 33. Русалов В.М. Природные предпосылки и индивидуально-психофизиологические особенности личности /Психология личности в трудах отечественных психологов (Серия «Хрестоматия по психологии»). СПб, 2000. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. 2 т. М. 1989. Теплов Б. М. Психофизиология индивидуальных различий. Избр. труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1985. Теплов Б.М. К вопросу о психологических проявлениях основных свойств нервной системы /Психология личности в трудах отечественных психологов (Серия «Хрестоматия по психологии»). СПб, 2000. Фромм Э. Иметь или быть? М. 2004 Фромм Э. Ради любви к жизни. М. 2004 Холодная М.А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума. М. 2002. Хорни К. Наши внутренние конфликты. М. 2000. |
Дифференциальная психология Преподаватель: Григорович Ирина Евгеньевна ***************** Рекомендуемая литература: «Дифференциальная психология» А. Анастази «Дифференциальная психология на пересечении европейских, российских и американских традиций» Либин «Дифференциальная психология» Нартова-Бочавер «Психология индивидуальных различий. Тексты» ***************** 23.09.2006 История дифференциальной психологии Было время, когда данный предмет назывался – «психология индивидуальных различий». Дифференциальная психология—отрасль психологической науки, изучающая различия между индивидуумами и группами людей, а так же – природу, источники и последствия этих различий. Предмет: индивидуальные различия между людьми. Основные задачи: —установить закономерности возникновения и проявления индивидуальных различий в психике человека. —объяснить их происхождение, разработать теоретические основы психодиагностических исследований и психокоррекционных программ. Эти границы часто—подвижны. Немного истории Дифференциальная психология такая же древняя, как и само человечество. Появление групповых различий в сообществе первобытных людей, позволяющее провести границу между «Мы» и «Не Мы». Это повлияло на появление первичных форм человеческого сознания. Идентификация с группой – первое проявление сознания. (в начале—групповое) Выделение индивидуальных особенностей отдельных членов племени. Наблюдение за поведением соплеменников приводит к появлению первых имён. Фиксация индивидуальных различий закреплялась через присвоение имени, в котором, зачастую, закреплялась наиболее характерная и устойчивая черта (темперамента, характера, мышления). Таким образом, происходит закрепление системы—«Я» и «Не Я» и рождение уникальной личности. /это, что касается «донаучного этапа»/ Далее происходит накопление наблюдений, описание особенностей, но не объяснение происхождения различий между людьми. В самостоятельную науку дифференциальная психология начала оформляться в конце XIX, начале XX века. Но некоторые её составляющие появились гораздо раньше. (К примеру: «учение о темпераменте»). До окончательного оформление дифференциальной психологии в самостоятельную науку, существовали: Характерология—занималась составлением классификаций людей по различным основаниям. Физиогномика—основана Ловаром, изучала черты лица и мимику, и на основании этого, пыталась предсказывать индивидуальные особенности человека. —нерешённой проблемой, наличием теорий и гипотез, которые могут повлиять на её решение —наличием понятийного аппарата —наличием объективных методов исследования —высокой степенью обобщённости Появление экспериментальных методов. Появление методов статистического анализа. (Гальтон) Использование данных психогенетики. Широкий диапазон исследовательских проблем. / Гальтон первый предложил вычислять коэффициента корреляции, первый занялся поиском источника индивидуальных различий. / /Термин «Дифференциальная психология» ввёл немецкий психолог Вильям Штерн в своей монографии «Психология индивидуальных различий» (1900 год).
Особенностью дифференциальной психологии – преобладание частно-психологических теорий. Основная тенденция дифференциальной психологии – интеграция частных знаний в единую теорию индивидуальности. —Аппаратные методы (предназначены, в основном, для изучения психофизических основ поведения человека). —Психогенетические методы (применяются для выявления причин возникновения индивидуальных психических особенностей). —Собственно, психологические методы (наблюдение, эксперимент, тест и др.). Источники индивидуальных различий —Наследственность —Среда Существует несколько групп теорий I. Биогенетические теории «Формирование индивидуальности предопределено врождёнными и генетическими задатками». (Вклад средовых влияний очень ограничен.) II. Социогенетические теории «Индивидуально психологические особенности происхождения, в большей степени обусловлены внешними условиями, т. е. средой». (Вклад генетических влияний, крайне ограничен.) Недостаток (относится к обеим теориям): ребёнок понимается как пассивное существо – объект влияния. (Конвергенция – взаимосвязь, конфронтация – «борьба») /Нас интересует — конвергенция/ «Индивидуальные особенности – это результат взаимодействия врождённых структур, и внешних влияний». Некто – Штерн сказал следующее: «Факторы среды накладываются на факторы наследственности». Недостаток: ребёнок по прежнему остаётся пассивным участником изменений. «Врождённые свойства человека – это условия развития, а среда – это источник развития. Человек не приспосабливается, а активно присваивает себе опыт предшествующих поколений». Что-то типа классификации индивидуальных особенностей /Индивидуальные особенности могут рассматриваться на уровне: —индивида —личности —индивидуальности/ Конституциональные особенности человека (на уровне индивида) Конституциональный класс свойств включает в себя следующие индивидуально-типические свойства: —телосложение и биохимическую индивидуальность; —нейродинамические свойства мозга; —особенности симметрии (асимметрии) функционирования парных рецепторов. Все эти свойства являются первичными и существуют на всех уровнях, т. к. они определяют динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. Асимметрия полушарий головного мозга Функциональная асимметрия и специализация полушарий головного мозга—это характеристика распределения психических функций между правым и левым полушарием. Яркое доминирование одного из полушарий встречается достаточно редко. У большинства людей оба полушария головного мозга работают относительно синхронно, и специализация проявляется не так явно. (С точки зрения высших психических функций) Левое полушарие работает аналитически последовательно. —Язык и речь (оперирование вербально-знаковой информацией). Правое полушарие работает одномоментно и целостно. —Навыки, связанные со зрительным и пространственным опытом. Считается, что правое полушарие – это центр отрицательных эмоций, а левое – позволяет видеть мир в более радужном свете. Инсайт связан с работой правого полушария. Закономерности, связанные с полом и возрастом: —Средовая группа —Генетическая группа —Патологическая группа Поделитесь с Вашими друзьями: |
Поиск Лекций Предмет дифференциальной психологии Дифференциальная психология – это раздел психологической науки, который изучает психологические различия, а также типологические различия психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых,этнических, возрастных и других групп. Дифференциальная психология имеет 2 задачи: выделение индивидуальных различийи объяснение их происхождения. Дифференциальная психология имеет области пересечения с различными другими отраслями психологического знания. Так, она отличается от общей психологии тем, что последняя сосредоточивается на изучении общих закономерностей психики (включая психику животных). Сравнительная психология (когда-то этот термин использовали как синоним дифференциальной психологии, являющийся буквальным переводом слова) в настоящее время изучает особенности психики живых существ, находящихся на разных ступенях эволюционной лестницы.
Социальная психология рассматривает особенности, приобретаемые человеком в силу его принадлежности к некоторой социальной группе, большой или малой. Наконец, дифференциальная психофизиология анализирует индивидуальные особенности психики человека с точки зрения их обусловленности свойствами нервной системы. В настоящее время дифференциальная психология изучает индивидные, предметно-содержательные и духовно-мировоззренческие качества индивидуальности, особенности самосознания, стилевых характеристик личности и осуществления различных видов деятельности. Этапы развития дифференциальной психологии В своем развитии психология, как и все остальные научные дисциплины, прошла через три этапа: донаучного знания, естественнонаучной парадигмы познания и гуманитарной парадигмы.
Господство гуманитарной парадигмы свидетельствует о зрелости научной дисциплины и отмечается не только в науках об обществе и человеке, но и в науках о природе. Современная психология позволяет себе стремиться к психографии, познание – к пониманию и описанию. Таким образом, дифференциальная психология естественно выделилась из общей психологии, в рамках которой она существовала длительное время под именем психологии индивидуальных различий. Методы дифференциальной психологии · По виду используемого опыта выделяют методы интроспективные (основанные на данных субъективного опыта) и экстраспективные(опирающиеся на объективный результат, доступный измерению). · По активности воздействия выделяют наблюдение и эксперимент. · По уровню обобщенности полученных закономерностей номотетические(ориентированные на общее, психологию объяснения) и идиографические(ориентированные на единичное, психографию, психологию понимания). · По стабильности – изменению изучаемого явления различают констатирующие и формирующие методы (в которых конечное состояние изучаемого качества отличается от начального). Методы, используемые дифференциальной психологией, можно условно разделить на несколько групп: общенаучные, психогенетические, исторические и собственно психологические. Общенаучные методы представляют собой модификацию применительно к психологической реальности тех методов, которые используются и во многих других науках. Наблюдение – целенаправленное систематическое изучение человека, по результатам которого дается экспертная оценка. Существует несколько видов наблюдения.
Недостатками являются: 1) слитность наблюдаемого факта с попутными явлениями, 2) пассивность: невмешательство исследователя обрекает его на выжидательную позицию, 3) отсутствие возможности повторного наблюдения, 4) фиксация результатов в описательной форме. Эксперимент – метод целенаправленного манипулирования одной переменной и наблюдения за результатами ее изменения. Преимущества экспериментального метода состоят в том, что 1) можно создавать условия, вызывающие изучаемый психический процесс, 2) возможно многократное повторение опыта, 3) возможно ведение простого протокола, 4) данные эксперимента более однотипны и однозначны по сравнению с наблюдением. К недостаткам относятся: 1) исчезновение естественности процесса, 2) отсутствие целостной картины личности человека, 3) необходимость специальной техники, 4) отрыв от естественного восприятия изучаемой реальности (экспериментатор больше ориентируется на показания стрелок приборов, тестов и т.д.). Моделирование – воссоздание психологической реальности различного содержания (ситуации, состояния, роли, настроения). Примером психологического моделирования может быть индуцирование настроения (изменение фона настроения испытуемого посредством рассказывания ему эмоционально окрашенных историй, пробуждения воспоминаний и пр.). Психогенетические методы. Эта группа методов направлена на выделение факторов среды и наследственности в индивидуальных вариациях психологических качеств. Исторические методы (методы анализа документов). Исторические методы посвящены изучению выдающихся личностей, особенностям среды и наследственности, которые послужили импульсами для их духовного становления. Психологические методы. Эта группа составляет основное содержание дифференциально-психологических приемов исследования. 1) Интроспективные методы (самонаблюдение и самооценка) открывают объект изучения непосредственно, что и представляет их основное достоинство. 2) Психофизиологические (аппаратные) методы, предназначенные для изучения психофизиологических основ человеческого поведения. Они требуют лабораторных условий и специальных приборов; в практической психодиагностике используются редко. 3) Социально-психологические методы включают опросы и социометрию. Опросы опираются на данные самоотчета респондентов, а не на объективно регистрируемые факты. Разновидностями опросов являются беседа, интервью, анкетирование. 4) Возрастно-психологические методы «поперечных» и «продольных» срезов. 5) Психосемантические методы представляют собой группу максимально индивидуально-ориентированных методов, позволяющих определить бессознательно действующие измерения (конструкты) в отношении к миру и самому себе. |