Что такое память

Что такое память? Виды памяти человека

Память — это важнейшая составляющая нашей личности. Она является связующим звеном между нашим прошлым, настоящим и будущим. Без возможности запоминания эволюция, вероятно, стояла бы на месте.

Для современного человека в век большого потока информации чрезвычайно важно иметь хорошую память, чтобы не отставать в гонке развития. Нагрузка на наш естественный «жёсткий диск» растёт с каждым днём.

Что такое память человека?

Язык и память тесно связаны. Способность запоминать у людей не врождённая. Она развивается, когда мы учимся описывать мир. У нас практически нет воспоминаний о первых годах жизни именно потому, что мы не умели говорить. Затем, годам к 3-5, ребёнок начинает говорить предложениями и описывает события из жизни, тем самым закрепляя их в памяти.

В подростковом возрасте к человеку приходит осознание себя. Он отвечает сам себе на вопрос «кто я?» И воспоминания об этих годах самые сильные и яркие. Тогда как недавние события жизни бывает очень сложно вспомнить. Почему так происходит?

Есть теория о том, что 15-25 лет — это последний период формирования личности. В это время мы переключаем внимание на другие вещи, помимо семьи.

Происходят гормональные изменения, формирование мозга, образуются новые нейронные связи, многие из них эффективно работают во фронтальной лобной доле. Эта часть мозга отвечает за осознание самого себя.

А так же в этих участках накапливается информация, которая становится воспоминаниями. Может быть в этом и есть причина того, что мы очень хорошо помним подростковый период нашей жизни даже в зрелом возрасте.

Виды памяти по способу запоминания

Память человека можно условно разделить на несколько видов. рис.

Итак, по порядку:

1 блок. Предмет запоминания.

* Образная память. Информация, которая сохраняется с помощью создания некоторых образов на основе данных, получаемых нашими органами чувств. Всё, что мы видим, слышим, осязаем на ощупь, чувствуем вкусовыми рецепторами и обонянием, преобразуется в образы и остаётся в памяти в этом виде.

* Вербальная память — это всё, что мы получаем с помощью слов и логики. Этим видом обладает только человек. Все сведения, полученные вербально, осознанно анализируются и классифицируются для дальнейшего использования.

* Эмоциональная память. Переживаемые человеком чувства запечатлеваются именно в этом «отделе». Все положительные или негативные эмоции сохраняются, и в будущем, вспоминая эти моменты жизни, человек может вновь испытать те же ощущения.

* Двигательная  (моторная) память. Всё, что связано с движением запоминается двигательной памятью. Езда на велосипеде, умение плавать, всё то, что мы делаем «на автомате», научившись этому однажды, сохраняется в нашей мышечной памяти.

2 блок. Способ запоминания.

* Произвольная память. При этом способе человек запоминает необходимую информацию специально, усилием воли. Например с помощью повторения.

* Непроизвольная память. В процессе жизнедеятельности мы запоминаем не только то, что нам нужно, но и другие процессы. Особенно, если эти данные соответствуют нашим интересам и предпочтениям.

Например, после новогоднего корпоратива кто-то запомнит наряды сотрудников, кто-то вкусные блюда, а другие сохранят в памяти конкурсные игры.

Каждый непроизвольно унесёт в своей памяти то, что лично ему было интереснее всего.

3 блок. Время запоминания.

* Кратковременная память. Используется для решения задач, «стоящих на повестке дня». С её помощью человек обрабатывает огромное количество информации, но очень быстро её забывает. Сразу, как только в ней пропадает потребность. Срабатывает природный «предохранитель», чтоб мозг не «взорвался».

* Долговременная память. Этот вид определяется длительным сроком хранения информации. Все накопленные знания структурированы, сгруппированы и используются на протяжении месяцев, лет или всей жизни.

* Промежуточная память. Это нечто среднее между долговременной и кратковременной. В течение дня мозг собирает всё, что узнал, и в процессе ночного сна производит сортировку — что-то отсекается, а что-то закладывается в долгосрочный «сейф».

* Оперативная память нужна для выполнения конкретного определённого действия.

* Сенсорная память самая короткая. Хранит получаемую информацию от органов чувств в течение долей секунд. Например, после закрытия глаз картинка, увиденная последней, не исчезает сразу. Вероятно благодаря этому типу памяти мы не замечаем моргания наших глаз.

Один интересный факт о памяти:

В эту статью не вместилось всё, что я хотел рассказать про память человека, поэтому в следующих публикациях я отвечу на вопросы о том, почему ухудшается память и как её развивать.

P.S. Память это ключ и замок одновременно от нашей личности.

И с Новым годом всех!

811

Источник: https://www.nematerialnost.ru/vidy-pamyati-cheloveka/

Память. Виды памяти

Память — процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. П. связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Исследования П.

имеют междисциплинарный характер, так как в различных формах она встречается на всех уровнях жизни и включает не только процессы сохранения индивидуального опыта, но и механизмы передачи наследственной информации. Роль организации материала при запоминании подчеркивалась гештальтпсихологией.

В психоанализе была предпринята попытка объяснения явлений забывания «вытеснением» неприятных, травмирующих впечатлений из сферы сознания. Английский психолог Ф. Бартлетт показал сложный реконструктивный характер процесса припоминания рассказов и зависимость его от существующих в данной среде культурных норм.

Роль социокультурных факторов в формировании высших форм П. человека выявили французский психолог П. Жане и французский социолог М. Хальбвакс. Наряду с запоминанием произвольным изучались также процессы запоминания непроизвольного. Так, П.И. Зинченко и А.А.

Смирнов исследовали зависимость успешности процессов запоминания от их места в структуре деятельности. В ходе онтогенетического развития происходит смена способов запоминания, возрастает роль процессов выделения в материале осмысленных, семантических связей. Различные виды П.

— моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая — иногда описываются как этапы такого развития. Заметное влияние на постановку проблемы П. оказала известная аналогия между этапами переработки информации человеком и структурными блоками вычислительных устройств. При психологическом анализе П.

важно учитывать, что она входит в целостную структуру человеческой личности. По мере развития мотивационно-потребностной сферы человека может изменяться его отношение к своему прошлому, вследствие чего одно и то же знание может по-разному храниться в П. человека.

Память — когнитивный процесс, состоящий в запоминании, сохранении, восстановлении и забывании приобретенного опыта.

В наиболее простой формой память реализуется как узнавание ранее воспринимавшихся предметов, в более сложной форма предстает как воспроизведение в представлении предметов, которые не даны в настоящее время в актуальном восприятии.

Узнавание и воспроизведение также могут быть произвольными и непроизвольными. В настоящее время память рассматриваются в контексте других когнитивных процессов (Р. Аткинсон, А. Бэддели, П. Линдсей, Д. Норман, Д. Румельхарт).

Изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и смутно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию. При этом память всегда связывалась с процессом обучения (т.е. накопления информации), а попытки объяснения памяти всегда совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации.

Так, древние греки в соответствии с принятым в то время способом записи считали, что информация в виде каких-то материальных частиц попадает в голову и оставляет отпечатки на мягком веществе мозга, как на глине или воске.

Две тысячи лет спустя французский философ и естествоиспытатель Р.

Декарт, создатель «гидравлической» модели нервной системы, предположил, что частое использование одних и тех же пустотелых трубок (так Декарт представлял себе строение нервных волокон) приводит к их растяжению и снижению сопротивления движению «жизненных духов», что сопровождается формированию навыков — т.е. запоминанием.

  Позже — уже в 19 и начале 20 веков — в связи  с созданием таких систем, как телефонная сеть, электронно-вычислительные машины, магнитофоны и другие устройства, механизмы память трактовали в соответствии с принципами, на которых основаны механизмы действия перечисленных выше устройств.

Наконец, в связи с развитием исследований в области генетики и молекулярной биологии, раскрытием механизмов хранения генетической информации к объяснению механизмов памяти привлекли уже биологические аналогии.

В частности, предполагали, что механизмы, по крайней мере, одного из видов памяти имеют молекулярную основу (запечатление информации сопровождается изменениями в системе ферментов, локализующихся в нервных клетках, увеличением содержания в них нуклеиновых кислот и т. д.).

Виды памяти

Традиционно психологи, которые традиционно первыми стали экспериментально изучать память, выделяют шесть видов памяти:

  • двигательную, связанную с запоминанием и воспроизведением движений;
  • образную, сферой которой является запоминание чувственных образов предметов, явлений и их свойств (в зависимости от типа анализатора, воспринимающего информацию, образную память делят на зрительную, слуховую, осязательную и т.д.);
  • словесно- логическую (свойственную человеку форму памяти), связанную с запоминанием, узнаванием и воспроизведением мыслей, понятий, умозаключений и т.д., этот вид памяти непосредственно связан с обучением;
  • эмоциональную память, ответственную за запоминание и воспроизведение чувственных восприятий совместно с вызывающими их объектами.
  • Не произвольная, характеризуется тем, что человек запоминает и воспроизводит образы не ставя какой либо цели запомнить это и воспроизвести.
  • Произвольная (преднамеренная), осмысленная, продуманная с определенной целью и задачей усвоить и воспроизвести материал, используя те или иные приемы.

Существуют и другие классификации видов памяти:

  • Непосредственная. Она хранится 0,25 сек. Позволяет осуществлять взаимосвязь между последующими интервалами времени.
  • Оперативная. Это тот раздел памяти, который работает в настоящий момент. Характеризуется тем, что время обработки информации может доходить до 20 сек. Объем этой памяти значительно меньше непосредственной.
  • Долговременная. В ней хранятся образы явлений и предметов внешнего мира, которые нужны человеку в течение длительного времени, которыми он пользуется периодически.
  • Долговременная память подразделяется на: а) генетическую память — это все то, что накопили наши предшественники.б) наследственную память — память ближайших родственников.
  • Психология: личность и бизнес

Источник: http://hr-portal.ru/article/pamyat-vidy-pamyati

Память

Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Существуют различные типологии памяти:

  • по сенсорной модальности — зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память;
  • по содержанию — образная память, моторная память, эмоциональная память;
  • по организации запоминания — эпизодическая память, семантическая память, процедурная память;
  • по временным характеристикам — долговременная память, кратковременная память, ультракратковременная память;
  • по наличию цели — произвольная и непроизвольная;
  • по наличию средств — опосредованная и неопосредованная;
  • по уровню развития — моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.

Особенности функционирования памяти

Свойства памяти

  • Точность
  • Объём
  • Скорость процессов запоминания
  • Скорость процессов забывания

Закономерности памяти

Память имеет ограниченный объём. Успешность воспроизведения большого объёма материала зависит от характера распределения повторений во времени. Имеет место такая закономерность, как кривая забывания.

Законы памяти:

Закон интереса — Интересное запоминается легче.
Закон осмысления — Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.
Закон установки — Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.
Закон действия — Информация, участвующая в деятельности (т.е.

если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.
Закон контекста — При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.
Закон торможения — При изучении похожих понятий наблюдается эффект «перекрытия» старой информации новой.

Закон оптимальной длины ряда — Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти.
Закон края — Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.
Закон повторения — Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз.

Закон незавершённости — Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.

Мнемотехнические приёмы запоминания

  • Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации.
  • Рифмизация.
  • Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных.
  • Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией.
  • Метод Цицерона на пространственное воображение.
  • Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти.
  • Методы запоминания цифр:
    • закономерности;
    • знакомые числа.

Процессы памяти

  • Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.

Источник: http://www.BrainTools.ru/article/172

Что такое память?

Автор Evgeniy в 11/10/2013. Опубликовано Память

Задумывались ли вы над тем, каким образом вам удаётся запоминать, хранить и вспомнить определённую информацию? Данный обзор стал попыткой понять, что собой представляет память, как она организована и работает.

Задумывались ли вы над тем, как вам удаётся вспомнить определённую информацию? Возможность запоминать информацию, сохранять её определенное время и вспоминать при необходимости позволяет нам обучаться и взаимодействовать с окружающим миром.

Изучение человеческой памяти в течение нескольких тысяч лет являлось предметом пристального внимания и стало одной из тем, которые вызывают неподдельный интерес при изучении когнитивной психологии.

Что такое память? Как возникают воспоминания? Этот обзор является попыткой понять, что собой представляет память, как она организована и работает.

Что собой представляет память?

Память включает в себя три основных процесса, называемых кодированием, хранением и извлечением информации. При формировании новых воспоминаний информация преобразовывается в пригодную для использования форму, при этом происходит процесс кодирования информации.

Как только процесс кодировки информации заканчивается, она сохраняется для дальнейшего использования. Большая часть хранящейся в памяти информации значительную часть времени лежит вне пределов сознания, исключением являются те случаи, когда нам необходимо воспользоваться ею.

Процесс извлечения позволяет нам ввести в сознание наши воспоминания.

Поэтапная модель памяти

Несмотря на то, что имеется несколько различных моделей памяти, для объяснения её основных структур и функций часто используется поэтапная модель. Предложенная в 1968 году Аткинсоном (Atkinson) и Шифриным (Shiffrin), эта теория выделяет три её стадии: сенсорную, кратковременную и долговременную память.

Сенсорная память

Этот вид памяти является самой ранней её стадией. Полученная на этой стадии сенсорная информация хранится очень недолгий промежуток времени: для визуальной информации – не более половины секунды, для слуховой – три-четыре секунды. Мы воспринимаем только определенную часть сенсорной памяти, позволяя информации пройти в следующий этап – этап кратковременной памяти.

Кратковременная память

Этот вид также известен как активная память и представляет собой информацию, о которой в настоящее время мы знаем либо думаем. Во фрейдистской психологии её называют сознанием.

На этой стадии из сенсорных воспоминаний информация преобразовывается в кратковременную память, где она хранится, как правило, 20-30 секунд. Причем достаточно большая часть хранящейся в ней информации очень быстро забывается.

Но определенная её часть переходит в следующий этап – в долгосрочную память.

Долговременная память

Этот вид памяти – самый длительный этап хранения информации. Во фрейдистской психологии, она названа смешением бессознательного и подсознательного.

Эта информация, находящаяся вне пределов нашего сознания, может быть трансформирована в рабочую память и при необходимости использована.

Часть данной информации относительно легко вспомнить, но доступ к другим воспоминаниям получить гораздо сложнее.

Организация памяти

Если возможно получить доступ и извлечь информацию из долгосрочной памяти, то мы сможем реально использовать данные воспоминания: принимать решения, общаться с людьми и решать многие проблемы.

Но какова организация информации в памяти? О конкретном способе организации информации в долговременной памяти не слишком хорошо известно, однако, по словам ученых, эти воспоминания объединяются в кластеры. Кластеризация используется в целях организации связанной информации в определенные группы.

Информацию, которая классифицирована, становится гораздо легче запоминать и вспоминать. К примеру, рассмотрим следующую группу слов: рабочий стол, яблоко, красный, книжная полка, сливовый, таблицы, персиковый, ананас, зеленый, стул, фиолетовый, желтый.

Теперь затратьте несколько секунд, прочитав их, затем посмотрите в сторону и попытайтесь вспомнить этот список. Как вы запоминали слова? Большинство людей запомнит данный список, разбив слова на три различных категории: фрукты цвет и мебель. Одним из способов организации памяти является так называемая модель семантической сети.

Эта модель позволяет предположить, что определенные триггеры связаны с активацией воспоминаний. Воспоминания о конкретном месте могут активировать воспоминания об связанных вещах, которые происходили в этом месте. К примеру, думая о конкретном здании можно вызвать воспоминания о том, как вы посещали проводимые здесь занятия, обучались и общались со сверстниками.

Источник: http://aboutyourself.ru/kogn-psi/pamyat-kogn-psi/pamyat.html

Память человека

Память — это способность мозга запоминать и сохранять всю информацию, которую получает человек во время своей жизнедеятельности. Под информацией мы имеем в виду все услышанное, увиденное и сделанное самим человеком. Как правило, память разделяют на две категории: долгосрочная и краткосрочная.

Краткосрочная память выполняет функцию фильтра информации, она анализирует все полученные данные в конкретный момент, и наиболее важные переносит в долгосрочную память.

Например, спустя пару минут после просмотра телепередачи вы досконально будете помнить обо всех высказываниях ведущего, а так же участников передачи, а уже через несколько часов возможно даже не вспомните, как передача называлась.

Долговременная память включает в себя огромные объемы информации, и хранит ее на протяжении многих лет, особенно хорошо, если вы будите почаще «наводить порядок» в данном виде своей памяти, путем периодического вспоминания конкретной информации из прошлого.

Существует и такой вид памяти как оперативная, она выполняет связующую функцию между памятью кратковременной и долгосрочной. В оперативной памяти информация хранится от одного дня до нескольких месяцев.

Чтобы улучшить качество запоминаемой информации стоит заняться тренировкой того самого фильтра памяти, который сохраняет информации в долгосрочной перспективе.

В психологии существует такое понятие как эффект края, это понятие указывает на то, что малоэмоциональная и однотонная информация лучше всего запоминается своим началом и концом.

А так же больший процент запоминания действий относится к незавершенным процессам, вы намного лучше помните в какие дни опаздывали на работу, чем те дни, в которые вы пришли вовремя, так же лучше запоминается неудавшаяся встреча, нежели удачное свидание.

Стоит напомнить об эффекте реминисценции. Довольно часто лучше запоминается информация после ее позднего воспроизведения.

Достаточно вспомнить школьные годы: иногда нам с трудом удавалось выучить и воспроизвести стихотворение, заданное по зарубежной или русской литературе, в тот же вечер когда мы впервые его прочитали.

Другое дело утром, перед уроками, когда после того как проснувшись, мы пытались повторить выученное накануне вечером и понимали, что результаты гораздо лучше. Так же очень часто плохо запоминается информация, которую наше подсознание расценивает как ненужную и неактуальную.

Плохо запоминается и та информация, которой мы не уделяем должного внимания.

Вспомните, как часто бывало такое в транспорте, по дороге на работу вы машинально смотрите на часы, дабы убедиться, что не опаздываете, буквально через мгновение кто то спрашивает вас: «Который час?», и вам снова приходится смотреть на часы, дабы дать ответ на вопрос. Такое происходит так, как в первый раз, когда вы смотрели на часы, вашей задачей было узнать успеваете вы или нет, уже второстепенной задачей было точное время, поэтому вы не можете сразу, после столь нехитрых действий вспомнить, какое время было на циферблате.

Дежавю.

Многие считают этот эффект сбоем в работе памяти, внимая некую информацию вас одолевает чувство что она вам была раньше знакома («кажется я это уже видел или слышал», «вроде со мной это уже происходило» и т.п.). В данном случае нас обманывают ассоциации, так как информация, которая кажется вам знакомой, лишь некоторыми моментами схожа с той которую ваш мозг уже получал и воспроизводил.

Наша память имеет такое свойство как вытеснение. Благодаря эффекту вытеснения, моменты нашей жизни связанные с сильными эмоциями запоминаются намного лучше, чем тем, в которых ваше эмоциональное состояние было незначительным. З.

Фрейд утверждал, что функция вытеснения помогает вашей памяти вычеркнуть моменты связанные с сильными негативными эмоциями, и наоборот лучше запомнить те, которые связаны с положительными эмоциями.

Поэтому вспоминая тот или иной момент жизни лучше всего проводить параллели с тем эмоциональным состоянием, которое вас сопутствовало в то время. Это поможет сделать воспоминания более яркими и четкими.

Ответ на вопрос

Источник: http://navoprosotveta.net/pamjat-cheloveka.html

Память человека, расстройства памяти — виды, причины, лечение, видео о расстройствах памяти

Ежедневно в наш мозг поступает огромное количество различной информации. Ещё пару десятков лет назад практически любой человек спокойно с этим справлялся. Но нынче объём поступающих данных в связи с быстрым научно-техническим прогрессом возрос на порядок.

Это неудивительно — ведь очень много используемых сегодня в обиходе и находящихся всегда рядом устройств всё время несут нам разнообразные, непрерывно обновляющиеся вести — о погоде, о пробках, о текущих новостях, о поступивших письмах или комментариях в социальных сетях и так далее.

Конечно же, есть люди, которые намеренно ограждают себя от этого потока, но далеко не всегда подобное удаётся, потому что плотность и скорость передачи информации в социуме тоже нешуточно возросла. Таким образом, даже не пользуясь мобильными устройствами, мы вынуждены впитывать гораздо больше различных знаний, чем наши предки.

Посему неудивительно, что наш мозг порой не успевает за всем этим, рассредоточивая внимание и накопляя усталость. И, как неизбежное следствие, развиваются расстройства мышления и памяти, иногда слабые, а иногда и такие, которые тянут за собой нешуточные проблемы.

Сегодня мы попытаемся разобраться в том, что такое память, и какие бывают её расстройства.

Что такое память?

Память — это способность сохранять в головном мозге те или иные отражения объективной реальности в виде знаний и навыков. Как это происходит — до конца не выяснено, есть множество теорий по данной теме. Что точно известно — запоминание происходит благодаря формированию нейронных связей-паттернов, которые обладают различным уровнем стабильности.

Также разнобой существует в имеющихся вариантах классификации, поэтому мы немного упростим для понимания. Итак, по длительности запоминания память бывает кратковременной и долговременной. По методике запоминания есть механическая и ассоциативная память.

В первом случае человек запоминает нечто, никак не подкреплённое предыдущим опытом (тем, что уже находится в долговременной памяти). Во втором мы «подвязываем» новую информацию к уже имеющейся — или схожей, или кардинально противоположной.

Второй тип запоминания более надёжный — например, легко запомнить, что происходило в какой-то редко бывающий праздник, чем в любой обычный день, переполненный рутиной. Грамотное образование ассоциаций лежит в основе технологии качественного запоминания — мнемоники.

Нарушения памяти

Теперь поговорим о расстройствах памяти. Они бывают количественными (гипомнезия, гипермнезия и амнезия) и качественными (парамнезии).

Количественные расстройства

Гипомнезия, или ослабление памяти — самое распространённое её расстройство. Человек полностью или частично утрачивает способность как запоминать новую информацию, так и воспроизводить старые воспоминания. По характеру ослабления памяти врач может предположить примерную причину.

Например, при атеросклерозе сосудов головного мозга, из-за которого страдает память у пожилых людей, наибольшие затруднения возникают при воспроизведении новой, свежепоступившей информации, тогда как события давно минувших дней больные могут помнить очень отчётливо.

Гипомнезия, помимо атеросклероза, может быть следствием травмы, инфекционного процесса, синдрома хронической усталости, анемии, злоупотребления психоактивными веществами (включая алкоголь) и многих других заболеваний. Поэтому, если Ваша память начала ухудшаться — нелишним будет проконсультироваться с лечащим врачом.

Бороться с гипомнезией помогает интеллектуальная деятельность — кроссворды, арифметические операции в уме, запоминание стихотворений и т.п. Также есть продукты питания, благотворно влияющие на память — орехи, черника, пшено, рыба и морепродукты, шалфей и т. д.

Гипермнезия — это усиление памяти. Она бывает как маркером появившихся расстройств функционирования мозга, так и вариантом нормы.

Гипермнезия может возникнуть при некоторых психических болезнях, например при биполярном аффективном расстройстве (старое название — маниакально-депрессивный психоз), при лихорадочном состоянии во время инфекционных болезней, и даже при стрессе (пресловутое «жизнь пронеслась перед глазами»).

Проявляться гипермнезия может как повышенной способностью к запоминанию, так и наплывами воспоминаний, ранее казавшихся забытыми. В любом случае — гипермнезия, если она не является врождённым талантом, является очень серьёзным поводом, требующим визита к врачу, причём сразу к неврологу или психиатру.

Амнезия — термин, хорошо известный социуму. Ещё бы — едва ли не в каждом популярном телесериале есть герой, страдающий подобным расстройством. Как Вы уже догадались, амнезия — это пробел в памяти. Чаще всего она охватывает строго ограниченный отрезок жизни больного — например, время, когда человек находился в бессознательном состоянии во время обморока.

Амнезия бывает ретроградной (выпадают из памяти события перед болезненным состоянием; подобный вид амнезии част при травмах головы), конградной (выпадает событие во время болезненного состояния; те же травмы, а также обмороки или психотравмирующие ситуации) или  антеградной (утрачивается способность к запоминанию новых впечатлений; такое бывает при травме, инфекционном процессе в мозге и ряде других состояний). Бывают также комбинации различных видов амнезий, например ретроантеградная. Также амнезия может быть следствием ухудшения состояния больного, до этого страдавшего гипомнезией. Увы, подобное бывает часто при уже упомянутом атеросклерозе. Особняком стоит амнезия ранних лет жизни, в той или иной мере присутствующая у каждого, и поэтому считающаяся нормой.

Качественные расстройства

Парамнезия — это не что иное, как ложное воспоминание. При парамнезиях способность к запоминанию и удержанию информации не меняется, но нарушается порядок хранимых в мозге сведений.

Наиболее распространённый вид парамнезий — это псевдореминисценции. В этом случае человек неверно помнит время события, хранимого в памяти, при том, что само событие он помнит правильно. Подобный вид парамнезий может быть как вариантом нормы, так и признаком дебюта какой-либо болезни. Другое название псевдореминисценций — иллюзии памяти.

Также парамнезия может проходить по типу конфабуляции — когда имеющийся провал в памяти (амнезированный период) «заполняется» событиями, на деле никогда не происходившими в жизни больного.

Этот уровень качественного расстройства памяти, хоть и является более глубоким, чем псевдореминисценции, но всё же ещё может быть вариантом нормы.

Но надо помнить, что есть довольно широкий спектр патологий, при которых наличествуют конфабуляции, начиная от отравления психоактивными веществами и заканчивая шизофренией и другими психическими заболеваниями.

Есть ещё такой вариант расстройства как криптомнезия. Это такой обман памяти, при котором чужая мысль воспринимается как своя собственная.

Так бывает, если события, способствовавшие запоминанию чужой мысли, не были важными для индивидуума на тот момент, но при этом через длительное время возникла насущная задача, «освежившая» считавшуюся ранее неактуальной информацию.

При этом чужое авторство мысли трактуется мозгом как несущественная деталь и амнезируется. Однако криптомнезии следует отличать от настоящего сознательного плагиата.

Все парамнезии, особенно если их частота нарастает, должны являться объектом внимания врача, потому что подобные расстройства часто находятся на грани с более серьёзными (например, бредовыми), и порой требуется недюжинный врачебный опыт, чтобы отличить одно от другого.

Ну вот вкратце и всё, что мы хотели рассказать. Надеемся, наша информация поможет Вам при оценке собственного состояния здоровья или при взгляде на имеющиеся проблемы у родных и близких, чтобы при необходимости принять правильное решение.

Видео о расстройствах памяти

Источник: http://sovdok.ru/?p=5879

Что такое память человека? Как улучшить и развить память?

Мы помним события, даты, имена и именно это называем «памятью». Ученые называют ее нейрологической. Однако у человека есть и другие виды памяти. Например, память генетическая (или наследственная). Она определяет совокупность всех наследственных признаков, а вот память иммунологическая помогает организму противостоять болез­нетворным агентам

Наследственная информация передается с генами из поколения в поколение. Она очень инертна и трудно изменяема. Ее информационная емкость огромна — 109-1010бит. Счита­ется, что для того чтобы записать всю информацию о человеке, достаточно всего 2 процентов его генов. Что же скрывают остальные 98?

Можно полагать, что часть генов — это некий фонд природы, в котором хранится информация о развитии жизни на земле. В обычных условиях они как бы «спят». Но если условия на планете изменятся и станут похожими на те, что были в далеком прошлом, то «древние» гены должны «заработать» и помочь людям выжить.

Иногда случается так, что генетическая память дает сбой и «спящий», то есть репрессированный, ген начинает неожиданно работать. В прошлом веке россияне дивились на волосатого человека — Андриана Евтихиева. Вот какие возникают чудеса, когда генетическая память по ошибке «вспоминает» совсем не то, что надо.

Однако иногда память о пережитом нашими предками миллионы лет назад может пригодиться. В те далекие времена радиационный фон на земле был значительно выше, чем сейчас, и информация о возможности существовать в таких условиях сохраняется в генах и помогает приспособиться к экстремальным условиям.

В тридцатые годы в одном из районов нашей страны добывали радий. Способ добычи руды был в те годы достаточно примитивным, и отходы представляли собой огромные кучи радиоактивной золы. Рядом с отвалами находилось большое село.

В тридцатые-сороковые годы в этом селе смертность от болезней, связанных с повышенной радиацией, была очень высокой. Но к семидесятым годам численность жителей практически восстановилась, и это несмотря на то, что на главной улице села можно было испытывать боевые дозиметры. Так и живут там люди.

Но приезжим селиться рядом не стоит: они могут пострадать от радиации, так как далеко не у всех успеют срабо­тать «защитные» гены.

Иммунологическая память нужна для защиты внутренней среды организма.

Специальные клетки крови — лимфоциты — реагируют на попадание в кровь чужеродных микроорганизмов: бактерий, микробов, вирусов.

Они вырабатывают защитные белки — антитела, которые «склеивают» болезнетворных агентов, не давая им проникать в органы и тка­ни. Склеенные «враги» уничтожают­ся другими клетками крови — фагоцитами.

Наши защитники — лимфоциты и фагоциты — обладают прекрасной памятью и свободно отличают чужеродные клетки от клеток собствен­ного организма. У большинства людей они могут распознавать и уничтожать раковые клетки, создавая противораковый иммунитет.

Лимфоциты помнят своих «врагов» всю свою короткую жизнь, составляющую несколько дней, и успевают передавать эту информацию новым молодым клеткам. Таким образом, переболев корью, ветрянкой или скарлатиной, мы на всю жизнь получаем иммунитет к этим болезням. Если их возбудители снова проникнут в кровь, они будут быстро уничтожены запомнившими их клетками иммунной системы.

Есть еще одна разновидность памяти — нейрологическая. Ее объем так же велик, как и объем памяти генетической, и составляет около 1010-1111 бит информации. Ученые исследуют нейрологическую память давно, но до сих пор знают о ее механизме далеко не все.

Установлено, что механизм запоминания состоит из нескольких фаз. Начинается запоминание с восприятия какой-либо информации. При этом, чем больше эмоций, положительных или отрицательных, вызывает информация, тем лучше она запоминается.

В связи с этим вспоминается курьезная история о том, как на флоте обучали запоминать сложные названия парусов и такелажа. Боцман брал в руки линёк — кусок крепкой веревки с узлами — и начинал «урок».

Указав на какую-нибудь снасть, называл ее, а затем весьма ощутимо ударял юнгу по спине линьком. «Форстеньга-стаскель!» — запоминалось с первого раза! Конечно, это просто анекдот, и я не призываю родителей применять подобные приемы.

Просто хочу подчеркнуть, что лучше запоминается эмоционально окрашенная информация.

Одновременно с восприятием начинает действовать кратковременная память. В ней информация хранится всего несколько минут.

Например, мы можем удерживать в памяти номер телефона, пока ищем записную книжку, чтобы его записать, но как только сделаем это, тут же забываем.

Емкость кратковременной памяти не велика: без специальной подготовки и тренировки человек может удерживать в памяти всего 5-7 единиц запоминаемой информации. К тому же этот вид памяти очень недолговечен. Достаточно отвлечься — и информация забывается.

Но если информация важна, она переходит в долговременную память и хранится долго, иногда всю жизнь.

Процесс перехода информации из кратковременной памяти в долговременную называется консолидацией. Объяснить нейрохимические основы памяти сложно.

Скажу лишь, что в консолидации принимает участие структура мозга, называемая гиппокамп. Она расположена в глубине височных долей больших полушарий.

Вот какой случай описывается в научной литературе, посвященной памяти. В 1953 году молодому канадцу врачи удалили обширную область мозга, чтобы избавить юношу от сильных эпилептических припадков. В том числе был удален и гиппокамп.

Припадки и правда прекратились, но он утратил способность к консолидации — ничего не мог запомнить и жил только настоящим.

Если после разговора с ним человек выходил из комнаты на 2-3 минуты, а затем возвращался, юноша искренне утверждал, что никогда его не видел.

Все мы знаем, как иногда вдруг вылетает из памяти имя хорошо знакомого человека и как бывает нелегко его вспомнить. Процесс вспоминания называется воспроизведением. Эксперименты показывают, что емкости нашей долговременной памяти хватает на то, чтобы запомнить всю свою жизнь до деталей. А вот воспроизводить, то есть извлекать нужную информацию, часто бывает очень трудно.

Канадские нейрофизиологи первыми установили, что, раздражая мозг человека слабыми электрическими импульсами, можно заставить его вспомнить мельчайшие подробности далекого прошлого. Однако раздражать мозг электрическим током — не выход для «забывчивых», тем более что нет никаких гарантий, что вспомнишь то, что хотел.

Сейчас появляется все больше химических препаратов для стимуляции па­мяти. Биохимики выделяют специальные вещества — пептиды, на основе которых создаются новые лекарства, улучшающие память, особенно после физических и психических травм.

Однако, пока научный мир разгадывает тайну пептидов и разрабатывает новые лекарства, которые помогут развить и улучшить нашу память, можно воспользоваться и тем, что создано природой и пригодно нам в пищу.

Это, в первую очередь, фосфорсодержащие продукты. К ним относятся все морепродукты — рыба, креветки, морская капуста, морские водоросли. Много фосфора в гречихе, недробленом овсе, проросшей пшенице и ржи, неочищенном рисе. Достаточное количество фосфора содержат орехи — фундук, миндаль, кедровые орешки. Есть он в семечках тыквы и подсолнечника, семенах кунжута и льна.

Второе вещество, жизненно необходимое для питания клеток мозга, — глюкоза. Но глюкозу лучше получать не из простого сахара, а из сложных углеводов, содержащихся в овощах и фруктах.

Поэтому, если вы хотите улучшить память и внимание, повысить умственную деятельность без лекарств, ешьте побольше сладких яблок, винограда, груш, аб­рикосов, персиков, бананов, сладких сортов слив, апельсинов, мандаринов.

Все сладкие фрукты хорошо сочетаются с орехами и кашами из цельного зерна.

И наконец, отлично улучшают и помогают развить память продукты с высоким содержанием йода — морские водоросли, морская капуста, морская и йодированная соль.

Человек в любом возрасте может улучшить и развить свою память, проявив терпение и настойчивость. Предлагаю простую методику развития памяти.

Выберите для запоминания любимую поэму или текст, который давно хотели запомнить, например стихи Библии. Начинайте с запоминания одного библейского стиха или одной строфы поэмы. Но заучите этот отрывок хорошенько, так, что­бы вы могли и быстро воспроизво­дить его, и понимать смысл заучен­ного. Надо стараться запоминать не только слова, но и то, как они выглядят в книге.

На следующий день припомните и повторите вслух выученный вчера отрывок. Затем выучите следующий и повторите оба отрывка вместе.

На третий день повторите выученное, заучите третий отрывок и, присоединив его к первым двум, повторите все вместе.

Эта методика называется «системой накопления». Упражнение нужно выполнять в течение месяца, заучивая по 4-6 строк ежедневно и каждый раз повторяя все выученное.

Постоянным прибавлением новых отрывков развивается способность запоминать, тогда как постоянным повторением достигается возможность легко припоминать. Занимаясь по этой системе, вы убедитесь в возможности удерживать в памяти все, что захотите. Вы также заметите, что ваша способность припоминать многократно возрастет.

Александр Каменский, доктор биологических наук

Источник: http://kraszdrav.su/bud-zdorov/chto_takoe_pamyt/

Ссылка на основную публикацию