Что такое аскеза или аскетизм

Аскеза. Путь аскезы и виды аскезы. Что такое аскеза

Аскеза — есть путь достижения  Чистоты.

Чистоты, как телесной и нравственной, так и эмоциональной и духовной, то есть аскеза очищает сердце и укрепляет нашу связь с Божественным, благодаря чему из нашей жизни уходят любые неприятные ситуации, злоба, болезни, и мы достигаем состояния истиного счастья, которое проявляется, как ощущение тихой радости и ощущение своей неразрывной связи со всем сущим.

Аскеза — это добровольное лишение себя чего-либо, приносящего комфорт телу, отказ от страстей и удовольствий. Здесь важно понимать, что не все аскезы одинаково благоприятны.

Аскезы в невежестве и страсти ожесточают сознание человека, счастья в его жизни не прибавляется, а вот страдания увеличиваются.

Аскезой же в Благости человек добивается цельности своего сознания, ему помогают сами Боги, он начинает прогрессировать в своем развитии, в духовной и в материальной жизни.

Чтобы понимать, как правильно совершать Аскезы, надо сначала понять, какие аскезы совершать ни в коем случае не нужно, так как от них пользы не будет, только вред.

Аскезы в невежестве

Аскезы в невежестве совершаются по глупости. Это все суровые аскезы, не предначертанные писаниями, издевательство над своим телом (самоистязание), жертвоприношения, длительное голодание, ныряние в прорубь с целью кому-то что-то доказать.

Аскезы, совершаемые по глупости, из-за лицемерия или эгоизма, всегда приводят к увеличению страданий и несчастья, к уменьшению жизненной силы.

Аскезы в страсти совершаются из гордости, например, человек заявляет во всеуслышание «Я могу..» и бросает курить или начинает голодать, или интенсивно заниматься спортом и т.д.

Человек, совершающий аскезу в страсти, никогда не добивается конечного результата, на долго его сил не хватит. Аскеза ради завоевания почета и уважения в обществе; ради достижения высокого положения, чтобы люди подчинялись.

Также аскза в страсти — это действия через обман, когда человек искусственным путём пытается достичь желаемого результата (например, подтасовка на экзамене, шпаргалки).

Аскезы в страсти дают временный результат, а также человек лишается способности совершать аскезу.

К сожалению, именно такой тип аскез, в виду своей грандиозной противоестественности, впечатался в сознание большинства, как то, что и якобы является аскезой по сути. Однако такое проявление человеческого невежества не имеет ничего общего с тем, чем является аскеза по своей истиной сути.

Аскезы в Благости

И, наконец, аскезы в благости. Давайте разберем их по пунктам..

Неприменение насилия

Есть насилие действием, насилие словом и насилие в мыслях (психическое), все эти виды насилия лишают человека свободы выбора в жизни. То есть, если человек совершал насилие над животными, над детьми, подчиненными, супругом и т.д.

, жизнь ставит его в определённые рамки, и он не может вырваться из них. Он живёт как в тисках.

И все его усилия по достижению счастья, все его действия, направленные на то, чтобы вырваться из тех условий, что его окружают, остаются безрезультатны.

Почитание родителей и старших

Наше отношение к родителям обязательно вернётся тем, как будут относиться к нам наши дети.

Внутренняя и внешняя чистота

Необходимо поддерживать как чистоту физического тела, так и чистоту мыслей. Если человек копит в мыслях злобу, то, как ни удивительно, от него будет исходить очень неприятный запах.

Человек, который сплетничает и осуждает делает так, что его качество жизни заметно ухудшается, рядом с ним появляется все больше злых людей, сплетников, недовольных жизнью…

Главный критерий внутренний чистоты — человек обо всех думает и говорит хорошее, люди к нему тянутся, с ним приятно общаться и просто находиться рядом.

Главный критерий внешней чистоты — это ношение чистой одежды, а также ежедневный прохладный душ, который очищает не только тело, но и мысли.

Простота

Простота – это когда человек не выставляет напоказ свою мудрость. Он ведёт себя смиренно, скромно и доступен для всех. Простота выражается в увеличении смирения, соответственно увеличении разумности. Гордость же напротив полностью уничтожает эффект получения знания.

Простота даёт возможность видеть свои недостатки, что даёт возможность прогрессировать. Гордый человек не видит свои недостатки – поэтому деградирует.

Глупая простота выражается в стремлении вести себя просто со старшими и непросто с равными или младшими… Если человек получил много знаний, но не стал простым в жизни, значит все его знания равны нулю.

Аскеза речи (правдивость)

Аскеза речи наделяет человека огромной моральной силой. Его благословения и проклятия сбываются безоговорочно. Такой человек знает, когда его обманывают и способен предвидеть будущее. Он видит, за что и как пострадает человек, если будет продолжать вести себя неправильно. Также, правдивость позволяет человеку держать своё слово.

В словах находится сила накопленных аскез. И если их достаточно, то к человеку начинают прислушиваться, и он способен несколькими словами изменить судьбу других людей, говоря им правильные слова. Эта аскеза даёт человеку гладкую судьбу. Грубая речь (с энергией ненависти) приводит человека к смерти, он накликает на себя смерть. Грубая речь приводит к несчастным случаям.

Способность говорить приятные слова – это уже плод высокого аскетизма. Человек, который обладает мягкой речью, приятными словами, способен в любой ситуации не проявлять грубость, обладает высокими качествами сознания.

Это проверяется в тяжёлых ситуациях, в которых говорить приятное очень непросто. Если человек в критической ситуации может говорить мягко, не злясь, – это значит, что он абсолютно безгрешный, сердце у него абсолютно чисто.

Важно говорить только, то, что приносит пользу. Не беспокоить никого своей речью. Следует говорить только с теми, кто желают вас слушать.

Целомудрие и целибат

Мужчина с помощью целибата контролирует вожделение и становится разумным. У женщины целибат выражается в верности мужу и застенчивости. Скромность, застенчивость делают женщину красивой.

Искренняя застенчивость, на основе привязанности только к одному мужчине приводит к неподдельной красоте. Так женщина обретает силу.

Внебрачные связи приводят к тому, что человек становится безвольным. Если человек имел с кем-то половые сношения хотя бы раз в жизни, то он получает половину судьбы партнера на себя.

Мужчине, чтобы добиться успеха в жизни, необходимо иметь целомудренную жену. Точно также целомудренность мужчины даёт возможность женщине достичь умиротворения.

Аскетизм ума (удовлетворенность)

«Нет большей аскезы, чем обуздывать ум, нет большего счастья, чем быть довольным, нет худшей болезни, чем быть жадным, и нет лучшей добродетели, чем милосердие»… Человек должен научиться быть удовлетворённым. Для этого необходимо питаться правильно, соблюдать режим дня, заниматься любимой работой, делая это во благо других, помогая и служа. Тогда придет удовлетворение.

Чтение

Регулярное чтение литературы, которая даёт настоящее знание, или слушание лекций, развивает в человеке разумность. Речь человека, знающего произведения священных писаний, говорящего словами мудрецов, постепенно становится совершенной.

Самообладание (контроль языка)

Есть три типа аскезы контроля языка. Первая – прежде чем сказать, необходимо подумать, нужно ли это говорить. Вторая – есть вовремя и ту пищу, которая подходит в соответствующее время. Третья – это желать всем счастья, особенно тем, кто еще не выбрал себе высокую цель в жизни, а также искренне молиться и повторять святые имена Бога..

Используйте эти знания на Благо и пусть качество вашей жизни становится всё лучше день ото дня!

Источник: http://magicjournal.ru/askeza-pust-askezyi-i-vidyi-askezyi-chto-takoe-askeza/

Что такое аскеза

Аскеза – добровольное принятие на себя трудностей, неудобств; или усилие, направленное на удовлетворение Господа или Его представителя, духовного учителя.

Аскеза (от греческого слова “аскезис” — упражнение) — это то усилие, которое мы должны приложить, чтобы очиститься для общения с Богом. По этой причине аскеза должна охватить все аспекты нашей жизни от еды до сна.

Тапасья — способность выносить суровые аскезы, является неотъемлемым качеством развивающегося человека.

Шри Кришна в Бхагавад-гите говорит: “Я — чистый запах земли, Я — жар огня, жизнь во всех существах и аскеза подвижников”.

Человек, занимавшийся во многих прошлых жизнях благотворительностью и проходивший аскезы и обучение, продолжает заниматься этим и в этой жизни.

То, что кажется самым далеким, недостижимым и нереальным, можно легко достичь с помощью тапасьи (религиозной аскезы), ибо ничто не может ее превзойти.

Физическое тело старательного йога, который еще не созрел в своей практике, может иногда переполняться различными беспокойствами. Некоторые из этих препятствий могут быть нейтрализованы йогической медитацией или сидячими позами, практикуемыми вместе с концентрацией на дыхании, и другие могут быть нейтрализованы специальными аскезами, мантрами или медицинскими травами.

Сила аскезы.

“Мои дорогие друзья, вы не можете удовлетворить Верховную Личность Бога, став совершенными брахманами, полубогами или великими святыми, или став в совершенстве примерными в этикете или обширном образовании. Ни одна из этих квалификаций не может доставить удовольствия Господу.

Ни с помощью милостыни, ни с помощью аскезы, жертвоприношения, чистоты или обетов также никто не может удовлетворить Верховного Господа. Господь получает наслаждение, только если человек имеет неотступную, беспримесную преданность Ему.

Без искреннего преданного служения все остальное – просто шоу” (Шримад-Бхагаватам 7,7,51-52)

Эффект совершения аскезы.
 

Аскеза приводит к пониманию священных писаний. Шри Кришна говорит: “Это знание не сообщай тому, кто не совершает аскез, не предан Мне, не занят служением Мне, злословит Меня”. Внимательное ежедневное изучение таких священных писаний, как Бхагавад-гита и Шримад–Бхагаватам являются настоящей трансцендентной аскезой, открывающей перед человеком духовную реальность.

Аскеза приводит к благочестию. Господь Брахма сказал: “Найди удовлетворение в постоянном целибате, аскезах и тщательном контроле ума. Так твоя жизнь станет добродетельной”.

Аскеза приводит к видению духовного мира. Шукадева Госвами рассказывает, как в начале творения Господь Брахма, пребывая в замешательстве, последовал указанию Господа совершать аскезу служения, и ему была явлена Вайкунтха.

Господь, довольный аскезой Господа Брахмы, дарует ему Свое благословение и объясняет, что созерцание Господа и Его обители есть высший дар.

Затем Господь подтверждает, что это Он велел Брахме совершать аскезы, и что подобная аскеза — Его сердце и душа.

Аскеза приводит к щедрости. Человек становится способным делиться последним и не использовать чужое. Он не станет брать ничего, если не знает, кому это принадлежит, а, найдя чужое, он будет с искренностью пытаться найти потерявшего.

Человек становится способным делиться душевной теплотой. Он понимает, что она не заканчивается, а наоборот, приходит только к тому, кто научился ей делиться.

Щедрость избавляет человека от всех материальных беспокойств. Материальное богатство доставляет беспокойство тем, что человек его или страстно желает, завидует, или пытается охранить от других. Но щедрому человеку эти переживания незнакомы. Он живёт отношениями, а не вещами. Именно вещи и деньги, зачастую являются препятствием к здоровым и плодотворным отношениям.

Аскетизм вызывает уважение. Уважение проистекает из 5 вещей: из благородного происхождения, аскетизма, образования, хороших манер и духовной чистоты.

Аскетичное питание делает человека здоровым. Это выражается в принятии необходимого количества освящённой пищи только в определённое время.

Аскетичный сон приносит здоровье и богатство. Кто рано встаёт, тому Бог подаёт. Аскеза сна выражается в раннем отбое и раннем подъёме. Сон не должен превышать 7 часов и нельзя нежится в постели.

Аскетичная жизнь возвышает сознание человека. Простая жизнь возвышенное мышление. Накопительство делает человека рабом вещей, а простая жизнь напоминает человеку, что он слуга Бога.

Сексуальная аскеза делает разум человека сильным. Аскеза заключается в верности одному супругу и вступлении в половую связь только для зачатия детей. Человек, переставший постоянно думать о сексе, начинает думать о Боге. Аскетичное отношение к сахару помогает преодолеть вожделение.

В результате любой правильной аскезы человек должен приближаться к пониманию смысла жизни, положения души и Бога.

Аскеза должна освобождать время для духовной практики.

Ложная аскеза.

Шри Кришна в Бхагавад-гите говорит: “Кто совершает суровые аскезы, не предначертанные писаниями, ведом лицемерием и эгоизмом, побуждаем вожделением; кто глуп, кто истязает элементы тела и Меня, пребывающего в теле, тот считается демоном”.

Аскеза, совершаемая ради славы, почестей, поклонения и напоказ, считается находящейся в гуне страсти. Она не может быть ни стойкой, ни постоянной.

Аскеза, совершаемая из глупости, с самоистязанием или ради гибели других, называется находящейся в гуне невежества.

А жертвоприношение, преподнесение даров, аскезы, совершаемые без веры, называются «асат», они бесполезны и в этом мире, и в следующем.

Бхактисиддханта Сарасвати считал, что его ученики не должны пытаться уединиться, чтобы практиковать аскезы.

Он пел сочиненную им самим песню “Мана туми кисер вайшнава?”: “Мой дорогой ум, что ты за вайшнав? В уединенном месте ты повторяешь Харе Кришна, имитируя великих святых Харидаса Тхакура и Рупу Госвами, но на самом деле, вся твоя медитация – это просто размышления о женщинах и деньгах. И твой ум наполнен этой скверной, поэтому твоя бхаджана – просто обман».

Он говорил, что если преданный оставляет проповедь в городе ради уединенной медитации – это обман, попытка подражать великим святым, с надеждой получить от других дешевое признание. Поэтому он никогда не хотел открывать отделение Гаудия Матх в малолюдном месте.

Истинная аскеза.

Шри Кришна в Бхагавад-гите говорит: “Все, что ты делаешь, что вкушаешь, все, что приносишь в жертву и даруешь, и все аскезы — делай это, о сын Кунти, как подношение Мне”.

Истинная аскеза – это добровольно обратиться к Духовному Учителю и добровольно выполнять все его пожелания (Ачарьи просят нас совершать самую прекрасную в мире аскезу – петь святые имена Бога, танцевать перед ним и вкушать освященную вегетарианскую пищу – прасад).

Зачастую человек в результате своей греховной, глупой деятельности сам попадает в тяжёлые условия жизни и называет это аскезой, однако это не аскеза, а последствия греха – карма. Аскеза может быть только добровольной, и только добровольная аскеза приносит благо.

Источник: https://ksushadevi.livejournal.com/27333.html

Аскеза – необходимый фундамент йогической практики

Аскеза в йоге – это необходимый элемент стабильного роста осознанности и повышения «уровня» практики. Образно можно сказать, что вся йогическая садхана и есть в какой-то степени аскетическое действо.

Чтобы разобраться в том, что такое аскеза, а что такое самоистязание и нарушение ахимсы, нужно приобрести определённый жизненный опыт. Очень надеюсь, что данная статья сможет дать ответ на некоторые вопросы практической стороны дисциплины йоги, которые касаются аскетических практик и поможет людям, идущим по пути Йоги не окунуться в глубокий омут крайности.

Под аскезой в данной публикации будет пониматься сознательное принятие различного рода дискомфорта и лишений в виде внешнего или внутреннего воздействия на ряд составляющих человеческого существа (физический носитель, энергетическое тело, тело ума и др.)

Очень важно ещё раз обозначить то, что человек не занимается мазохизмом, причиняя себе боль и получая от этого удовольствие.

Аскеза в йоге – это добровольное и смиренное принятие дискомфорта ради устранения различного рода кармических последствий собственных поступков, «висящих тяжким грузом» на физическом теле, энергетической структуре и/или локализованных в уме, а чаще всего — этого комплекса в совокупности.

Каждый, кто настойчиво и осознанно продвигается по пути самореализации, в том числе и при помощи практики йоги, на определённом этапе своего развития приходит к осознанию, что все проблемы, которые он имеет в виде состояния своего тела, окружения, нехватки энергии, проблем во взаимоотношениях, наличия ложных ценностей и убеждений, отсутствия понимания смысла своего воплощения – это закономерный «продукт» своих же собственных поступков, слов и даже мыслей в недавнем или далёком прошлом. Под прошлым в данном месте подразумевается не только временной отрезок текущей жизни.

Одним из возможных путей интенсивного «подчищения собственных хвостов» как раз таки и являются аскетические практики.

Виды аскез

Одной из самых широко распространённых классификаций видов аскез является следующая:

Ряд пунктов свода «яма-нияма», описанных в труде риши Патанджали как раз таки и создают необходимые условия для интенсивной работы со своим телом.

Среди них можно выделить:

— тапас (длительная, настойчивая практика (в первую очередь шаткарм, асан, пранаямы), создающая предпосылки для оптимального протекания всех физиологических процессов),

— шауча («внешняя» чистота физического тела, а также окружающего пространства, в котором находится данное физическое тело и «внутренняя» чистота области ума и энергетической структуры от чужеродных объектов в виде деструктивных мыслеобразов, зомбирующих программ, разрушительных мыслей, различного рода тонких сущностей),

— брахмачарья (добровольное ограничение в чувственном восприятии и в первую очередь в сексуальных отношениях), которую также можно применить ко всем остальным категориям данной условной классификации.

Также телесными аскезами можно назвать специфический характер питания или его отсутствие в течение определённого промежутка времени, стремление находится только в «чистых» и благостных местах

Сатья (правдивость, одна из 5 ям по Патанджали), как фундаментальный принцип нравственности йоги, как раз таки и подразумевает осознанное сдерживания себя от произнесения лжи, злословия, неуместной ругани, брани и формирования постоянного намерения говорить только лишь правдивые вещи, отраженные в «объективной Реальности»

Полная аскеза ума – это уже практически тотальная практика раджа (царственной) йоги, подразумевающая осознанную генерацию только самых необходимых мыслеобразов на фоне устранения всех типовых модификаций ума.

Частично приблизиться к такому состоянию можно при помощи ограничения себя в выборе той информации, которая автоматические «проваливается» в ум обычного человека и намеренно «принимая» через органы чувств только ту информацию, которая способствует пробуждению, развитию и самореализации.

В качестве иллюстрации здесь можно обозначить:

— осознанное и лишённое отвлечений чтение Писаний

— вытеснение из ума засевших программ, привычек, негативных качеств в лице гордыни, высокомерия, пренебрежения, например, при помощи длительного и непрерывного внутреннего «произношения» мантры ОМ или любой другой.

— практика остановки внутреннего диалога с последующим достижением молчания ума

В зависимости от того, какая преследуется цель выполнения аскезы в йоге, можно понять, в какой гуне она «рождена» и какие средства будут для этого применены.

Если человек выполняет аскетические практики с целью духовного роста и совершенствования, то его ум пребывает в гуне благости (саттва).

Если главенствующей мотивацией является получение сиддх (сверхспособностей), материальных благ, любых конечных пунктов потакания своим собственным страстям, то его ум находится с гуне страсти (раджас)

Для тамасичного (невежественного) состояния ума мотивацией к выполнению аскезы может служить получение дополнительной свободной энергии, которая будет направлена в негативное русло по отношению к другим живым существам, в том числе выраженное в виде деструктивных заговорах, ритуалах, проклятьях.

Помните о том, что закон кармы лишён жалости, и за любой поступок неизбежно приходит воздаяние, поэтому самой «выгодной» в эволюционном плане мотивацией для практики аскезы можно считать собственную самореализацию во благо всего живого.

Одной из самых коварных опасностей, которая подстерегает практика, решившего соблюдать аскезу, является безгранично возрастающая гордыня, которая подкрепляется энергией тапаса.

В результате того, чтобы направить высвобождающуюся энергию в «позитивное русло» у практикующего аскезу существует огромная вероятность «слить» всю наработанную энергию на ещё большее укрепление своего чувства собственной важности, утрачивая на время или навсегда путеводную нить, ведущую к самореализации.

Чтобы не допустить развития такого сценария, стремитесь не демонстрировать публично ваши аскетические практики и поменьше говорите о них окружающим, а направляйте плоды практики на благо Всевышнего и всех живых существ – это элементарная техника безопасности, которая поможет Вам не сбиться с Пути.

Аскеза «продвинутых» йогов

Иногда некоторые аскетические практики, которые выполняют «йоги со стажем» могут показаться обычному человеку как минимум непонятными, а чаще всего просто абсурдными.

Например, рядовой человек, скорее всего, не сможет понять собственным умом, для чего йог уходит в пещеру, отказываясь от еды, длительное время пребывает в одной позе, сохраняет молчание и совершает ряд других нестандартных действий.

Чтобы это понять, нужно осознавать, что человек, длительно практикующий йогу, уже постоянно находится в «аскетическом фоне» и ему, чтобы получить дополнительный импульс к развитию осознания, необходима дополнительная энергия, которую как раз таки и даёт более сложная аскеза. Поэтому не судите по внешней форме то, что делает человек, лучше спросите у него, для чего он это делает.

Для человека, который идёт по пути йоги ещё не такое длительное время, самой лучшей рекомендацией к выполнению аскез может служить стремление осознанно и отрешённо реализовывать своё предназначение (дхарму)

Аскеза. Видео подборка тематических роликов

Источник: http://slavyoga.ru/askeza-neobhodimyiy-fundament-yogicheskoy-praktiki.html

Аскетизм Аскет Аскетичный

04.07.2013 by petr8512

Не поступай в монахи, если не надеешься выполнить обязанности свои добросовестно.

автор афоризма: Прутков Козьма

      Аскетизм как качество личности – способность добровольно принять то, что не совсем удобно для тела, но полезно для  души, для самосовершенствования, для развития разума.

Одного отшельника спросили: — Почему ты с такой лёгкостью отказался от всех благ земной жизни? Отшельник ответил: — Я знаю, что смерть насильно отняла бы у меня все блага жизни, поэтому предпочёл отказаться от них добровольно.

          При слове «аскетизм» у многих возникает мрачный ассоциативный ряд: умерщвление плоти, отказ от всех удовольствий жизни, насилие над собой в темных кельях монастыря. Спешу обрадовать: в XXI веке аскетизм приобрел иную смысловую нагрузку и приятные формы проявления.

          Аскетизм призван очистить разум, дать отдых уму, увеличить потенциал жизненной энергии, получить силу и обрести красоту. Аскезы нужно совершать правильно, разумно, иначе вместо пользы получишь вред. Полезная аскеза – аскеза в благости. Вредны аскезы в страсти и в невежестве.

          Совершение аскез – чисто мужское качество личности. Мужчина посредством аскетизма находит в жизни счастье, уважение окружающих и успех. Женщина от аскетизма счастья не получит, она должна выполнять аскезы из чувства долга. Не более.

Увлечение аскезами делает ее тело грубым и старым, снижает гормональные функции и ведет к различным заболеваниям. Телесный аскетизм опасен для женщины, ее задача держать в нежности свое тело, а не качать бицепсы в ходе изнурительных тренировок и не бегать, пока не упадешь, как загнанная лошадь.

Легкая зарядка, небольшая пробежка, пешие прогулки – это все, что нужно для здоровья.

          Прерогатива аскез принадлежит мужу. Если жена без согласования с мужем начнет заниматься аскезами, она причинит вред себе и близким. Дети становятся непослушными, а сама становится очень упрямой, раздражительной и злой.

Характер ее и чувства грубеют, в сердце появляется сухость. Снаружи это будет проявляться в недовольстве мужем, детьми и жизнью в целом.

Если муж при этом не занимается аскезами, он становится слабохарактерным и начинает дружить с «зеленым змеем».

           Существуют три вида аскетизма: аскетизм тела, аскетизм ума и аскетизм языка. Самый важный – аскетизм языка, ибо он автоматически приводит к двум остальным. Аскетизм начинается с контроля речи. Человек может ночевать в тренажерном зале, но если он болтает глупости, значит, в нем нет аскетизма.

Трудно научить себя контролировать мысли, «болтовню» ума, чтобы не фонтанировать глупыми шутками, вздорными высказываниями и нелепыми заявлениями. Аскетичный человек тактичен, с ним приятно общаться, он не создает ситуации, за которые становится стыдно перед окружающими.

Речь – это лакмусовая бумажка аскетизма.

           Аскет соблюдает внешнюю и внутреннюю чистоту. Аскетизм сразу уводит человека из «утиной» среды пустословия, злословия, сплетен, склок и клеветы. Чистота мыслей предполагает ни о ком не думать и не говорить плохо.

Аскет равнодушно пройдет мимо пустых разговоров, какое у нас плохое правительство и вороватые чиновники. Какой смысл «крякать»? Какие мы, такое и правительство. Представьте, все люди в стране уважают и любят друг друга. Президента они тоже любят и уважают.

Как он будет к ним относиться? С любовью и уважением. В процветающих странах люди уважают своего президента, понимают, какая на нем лежит ответственность. Ответ равнозначен – президент уважает свой народ и ответственно выполняет свой долг.

В стране, где одна половина ненавидит президента, а вторая выбирает его, потому что ненавидит другая половина, президент будет ненавидеть и обманывать свой народ.

           Аскетизм ума предполагает удовлетворенность и самообладание. Удовлетворенность проявляется, прежде всего, в правильном питании. Если человек после еды бодр, весел и счастлив, значит, он поел в благости.

Если мечется и не может успокоиться, значит, поел в страсти. Если после еды сквернословит, болтает глупости и заваливается спать, значит, поел в невежестве.

Чувства – щупальца ума, они мгновенно докладывают хозяину о своей удовлетворенности.

          Аскезы в страсти совершаются в угоду гордыни и тщеславия. Человек говорит в контексте шутки Марка Твена: «Я могу легко бросить курить, уже двадцать раз бросал», «Я могу бегать каждый день».

Когда человек прилюдно заявляет: «Я могу», значит, он совершает аскезу в страсти. Аскетизм в благости ищет помощь и поддержку извне – у людей, знания и, поэтому, получает силу.

Он говорит: «Я хочу быть таким, помогите мне», и люди стараются ему помочь.

          Человек в страсти не получает силу. С момента своего заявления сила, наоборот, тает. Зачастую, аскезы совершаются из желания получить почет, поклонение, известность, словом, из стремления удовлетворить свое тщеславие или властолюбие.

Такой вид аскез сейчас необычайно популярен. Актрисы, певицы морят себя голодом, лишь бы соответствовать притязательным требованиям публики. Многие искусственным путем пытаются достичь желаемого результата. Аскезы в страсти дают временный эффект.

Смотришь, после липосакции опять боится голоса весов: «Одна сойдите. Сломаете весы». Помимо этого, человек, видя временный результат, теряет уверенность в себе. Например, он обещал всем, что бросит курить, но опять смолит сигарету.

Человек перестает верить себе, слова его девальвируются, самооценка падает ниже плинтуса.

       Еще хуже аскезы, совершенные в невежестве, то есть по глупости. Например, человек говорит: «Я могу не есть три недели» и начинает безумствовать. Без знаний и сторонней помощи он начинает голодать.

Врачи, спасая жизнь «аскета», долго удивляются, как так можно издеваться над собой. Аскезы в невежестве идут под девизом: «А вам слабо?» Кто больше выпьет или больше съест.

Результат таких аскез если не печален, то бесполезен.

        Первый вид аскез в благости означает соблюдение режима дня. Ум, любящий удовольствия, не хочет следовать режиму дня, поэтому его нужно заставлять действовать в нужном направлении. Например, хорошо известно, что ум человека отдыхает в период между 21 и 24-ми часами. Далее отдыхает тело.

Если человек уговорил себя в своей принадлежности к  «совам», он ведет ночной образ жизни, смотрит до упада телевизор. Результат – психическая энергия истощается, иммунитет падает, постепенно возникает множество заболеваний. Когда солнце встает, он спит. Идет нарушение природных биоритмов.

Множество безрассудства совершается в питании. Люди не обедают, когда солнце наиболее активно и идет активная работа желудочно-кишечного тракта и наоборот наедаются на ночь, а потом удивляются лишним килограммам.

Иными словами, четкое соблюдение режима дня сделают из вас аскета – разумного, здорового и счастливого.

Источник: https://podskazki.info/asketizm/

Что такое аскеза — православие

Что такое аскеза православие дает четкое определение. Аскезы обеты — это самоограничения принимаемые добровольно человеком желающим продвигаться по духовному пути.

Духовная аскеза это практика возвышающая человека. Совершать аскезы необходимо потому, что практика аскезы делает жизнь осмысленной. Жизнь в аскезе становится по настоящему счастливой позволяя избежать многих привязанностей и соблазнов.

Путь аскезы позволяет избавиться от страданий потому, что аскезы благости накоплению способствуют.

Итак кратко обрисовав что такое духовная аскеза значение и определение ее, перейдем к тому что такое православная аскеза.

Виды аскез весьма разнообразны, но для православного человека особенно важно понять что такое практика аскезы в православии.

Какова она — православная аскеза и каковы рекомендации для вступивших на путь аскезы?

Говоря что такое аскеза православие отмечает, что это прежде всего аскеза речи.

Описывая путь аскезы можно сказать что, православная аскеза это прежде всего молитвенная практика.

Жизнь в аскезе для православного человека означает регулярное выполнение молитвенного правила. Однако следует сказать что принять аскезу означает совершать аскезы регулярно.

Приведем для примера некоторые виды аскез:

  • Принять аскезу например, значит пообещать перед лицом Божим ежедневно выполнять молитвенное правило и не нарушать данного обещания.
  • Так же духовная аскеза в воскресенье посещать регулярно храмовые богослужения.
  • Духовная аскеза в воскресенье исповедоваться и причащаться Христовых таинств.
  • Кроме того аскеза речи -не лгать, не клеветать, не лжесведетельствовать, не клясться и не поминать имя Бога всуе.

Все эти аскезы благости приносят человеку немало пользы защищая, возвышая и оберегая его.

Каждый день аскезы пусть иногда медленно, но уверенно способствует вашему духовному росту продвигая вас по духовному пути.

В нашем сегодняшнем аудиокасте «что такое аскеза — православие» мною рассматривается духовная аскеза и жизнь в аскезе, говорю о том какое имеет аскеза значение и что дает человеку практика аскезы и каждый день аскезы. Я рассказываю как правильно принять аскезу и как совершать аскезы.

Источник: http://blagosvet.ml/spiritual-austerities/

Аскетизм (аскеза)

Аскети́зм – устремление человеческой воли посредством подвигов к стяжанию Божественной благодати, спасающей, исцеляющей, преображающей и обновляющей человеческое естество, подвергшееся грехопадению. Аскетизм есть напряженное усилие человека в стяжании благодати как залога спасения и Царства Небесного. Наука о христианском подвижничестве именуется аскетикой.

В христианство слово аскетизм и его формы «аскеза», «аскет» пришло из античной культуры. Слово аскетика восходит к глаголу аскео (греч.

ασκεο), который в античной культуре обозначал искусное и старательное обрабатывание грубого материала, украшение или обустройство жилища или упражнение, развивающее телесные и душевные силы.

Христианство сохранило для себя это слово в значении напряжения, труда, усилия и упражнения. Вместе с этим оно добавило к этому слову новый смысл, которого не знал языческий мир.

Христианский аскетизм стал усилием по приобретению неизвестных языческому миру добродетелей, выраженных в заповедях любви к Богу и ближнему. Христианский аскетизм стал означать особое волевое действие.

Это волевое действие человека, поддерживаемое действием Бога, Который желает внутреннего преображения и изменения человека, помогает ему Своей благодатью на пути исполнения заповедей.

Именно в синергизме (сотрудничестве, согласовании) двух воль, Божественной и человеческой, заключается основополагающий принцип христианского аскетизма.

По учению святых отцов, аскетические усилия (подвиги) сами по себе еще не ведут к совершенству.

Выделяя телесные и душевные подвиги (телесное и душевное или умное делание), святые отцы утверждают их необходимость для подтверждения ревности и желания человека в деле спасения, но в то же время указывают, что все аскетические усилия не имеют самоценности.

Спасти, преобразить, исцелить и обновить человеческое естество может только Божественная благодать. Только через ее осеняющие действие человеческие подвиги приобретают смысл.

Св. Феофан Затворник подчеркивает, что все человеческие подвиги – пост, труд, бдение, уединение, удаление от мира, хранение чувств, чтение Священного Писания и др. сами по себе останутся лишь упражнениями, если через них не пройдет Божественная благодать. «Вступая в подвиг, не на нем останавливай свое внимание и сердце, – учит св.

Феофан Затворник, – но минуй его как нечто стороннее, – разверзай себя для благодати, как готовый сосуд, полным Богу преданием». Присутствие благодати в человеческой душе знаменует себя соуслаждением всему духовному, любовью к Богу и ближнему, обилием духовных сил для исполнения евангельских заповедей. Стяжание благодати есть живое Богообщение.

Оно есть вселение Бога в человека – «последняя цель искания человеческого духа» (св. Иоанн Лествичник).

См. ПОДВИЖНИЧЕСТВО, АНТРОПОЛОГИЯ

«Наше понимание аскезы синтетически может быть определено как свободно-разумный подвиг и борьба за достижение христианского совершенства. Но совершенство, мыслимое нами, не заключено в тварной природе человека и потому не может быть достигнуто простым развитием возможностей этой природы, взятой в самой себе, в своей ограниченности.

Нет, совершенство наше лишь в Самом Боге и есть дар Святого Духа. Отсюда аскеза, как таковая, никогда у нас не становится целью; она лишь средство, лишь проявление нашей свободы и разумности на пути к стяжанию дара Божия. Как разумный подвиг в своем развитии, наша аскеза становится наукой, искусством, культурой.

Но, снова скажу, как бы ни была высока эта культура, взятая в своем человеческом аспекте, она имеет весьма условную ценность.

Посты, воздержание, бдения; суровый образ жизни, нищета, понимаемая как нестяжание, как нежелание «иметь», как свобода от власти над нами вещественного мира; послушание, как победа над своей эгоистической, «индивидуальной» волей и как одно из высоких и прекрасных выявлений нашей любви к Богу и ближнему; отшельничество, как следствие искания внутренней клети, где можно «помолиться Отцу в тайне»; поучение в слове Божием, не в смысле «внешнего», так сказать академического знания, а как напоение себя тем духом благодатной жизни и богопознания, который заключен в Священном Писании и в творениях Св. Отцов; целомудрие, как преодоление плотских «бессловесных» движений и вообще «комплекса плоти» чрез пребывание в памяти Божией; мужество, долготерпение и смирение; сострадание и милостыня, как выражение любви к Богу и ближнему; вера, как тот же подвиг любви, – все это может и должно быть разумным и свободным подвигом человека; но доколе не придет всеутверждающее действие Божественной благодати, дотоле все это останется лишь человеческим действием и следовательно – тленным. В силу этого все в нашем подвиге сводится к исканию слияния нашей воли и нашей жизни с волею и жизнью Самого Бога».

архимандрит Софроний (Сахаров)

Аскеза – это вовсе не «жизнь в пещере и постоянный пост», а способность регулировать свои инстинкты.
патриарх Кирилл

Делание аскетики – не только ограничивать себя, уклоняться от зла, но и творить благо, сознательно и волево, исполнять евангельскую заповедь, понуждать себя к ее осуществлению. «Уклонись от зла и сотвори благо» (1Петр. 3:11). А чтобы на месте зла, от которого ты отказался, появилось что-то доброе, должно появиться смирение.
митрополит Алексий (Кутепов)

Цель христианского аскетизма не в достижении равнодушия ко всему, происходящему вокруг человека.

Христианство, напротив, развивает и возвышает верующего, исполняя его любовью и жалостью ко всему миру, ко всему творению Божию, призывает каждого к богоуподоблению, и прежде всего к уподоблению жертвенной любви Христа Спасителя.

Преподобный Исаак Сирин говорит, что каждый истинно подвизающийся наполняет свое сердце любовью и жалостью, и не только к верным чадам Церкви Христовой, но и к согрешающим, и даже к врагам истины.
протоиерей Максим Козлов

Источник: https://azbyka.ru/asketizm-askeza

Что такое аскеза. Хакимов А.Г

Запись текста до 5:30 минуты.

Аскеза это, прежде всего, добровольное ограничение. Когда человек принимает на себя определенные ограничения, называется аскетический образ жизни, аскетичный человек. Он не притязателен, не расширяет своих каких-то материальных потребностей, не увеличивает материальные желания. Он живет просто. Это аскеза.

Тенденция такова, что мы хотим как бы жить без ограничений. Мы не любим ограничения. Например, если мы хотим выздороветь, то врач, он скажет, нужна аскеза, нужно ограничение какое-то. И нам не нравится эта диета, хотя необходимо это принять для выздоровления.

Мы ждем, когда же мы поправимся, чтобы отбросить эту диету.

Но, если мы живем без ограничений, болезнь снова возвращает, и снова нужна аскеза, ограничение. Поэтому мы говорим об аскезе, как о чем то полезном. Т.е.

если мы посмотрим внимательно, в любой сфере деятельности, в духовной или материальной необходима аскеза, чтобы достичь какого-то результата. Даже студент чтобы получить образование должен столько терпеть. Жить в общежитие, жить на небольшую стипендию, т.е. аскеза на лицо.

Ради какого-то высшего результата, он это принимает добровольно, т.е. человек способен вот на такую добровольную аскезу.

Живые существа ниже человека, животные, они подвергаются вынужденной аскезе. Там тоже есть аскеза, но она вынужденная. Никто не хочет какие-то ограничения в животном мире, но природа сама создает такие условия. Т.е.

на открытом воздухе, зимой и летом, под стихиями дождя и прочее. Аскеза на лицо опять же. Иногда они убивают пищу, иногда они сражаются, едят друг друга. Т.е.

много аскезы, терпения, когда нужно терпеть, преодолевать какие-то трудности.

Но, человек создан для добровольной аскезы. Если он не принимает добровольную аскезу, как это предписано священными писаниями, тогда конечно он будет терпеть вынужденную аскезу. Он создаст такие условия, такой мир, где все-таки страдания придут какие-то.

Ему придется все равно совершать какую-то аскезу, чтобы преодолевать эти уже обстоятельства. Все равно вынужден он много будет работать чрезмерно, немножко наслаждаться. Ради наслаждения он будет много трудиться, много терпеть, преодолевать какие-то трудности. Это тоже аскеза.

Потому что любой плод в человеческой форме жизни через усилия добывается.

Как говориться в библии, — хлеб с потом и кровью добывается, т.е. зарабатывается. Нужны какие-то усилия, это называется аскеза. Аскеза дает хорошие результаты плоды. Через совершения аскез можно достичь любого материального результата, если мы знаем, какая аскеза приносит какой результат. Некоторые аскезы приносят человеку мистические силы.

Например человек обливается холодной водой, или он становится вегетарианцем, тоже приобретает какие-то мистические способности, ментальную силу. Аскеза в питании, поведении, в речи, ума, поступков. Она дает дополнительные внутренние силы человеку.

Поэтому отшельники прошлого, они совершали добровольную аскезу ради вот этих результатов, чтобы обрести более тонкие совершенства.

Источник: https://vedaclub.org/1507-askeza.html

Ссылка на основную публикацию