Что изучает патопсихология

Предмет и объект патопсихологии. Взаимосвязь с др науками

45 нар.мышл.при эпилепсии

Тип нарушений мыслительного процесса, в основе которого лежит инертность связей прошлого опыта. В этих случаях больные не могут менять избранного способа своей работы, изменять ход своих суждений, переключаться с одного вида деятельности на другой.

Подобные нарушения часто встречаются у больных эпилепсией, иногда у больных с отдаленными последствиями тяжелых травм головного мозга, при некоторых формах умственной отсталости.

Такие больные иногда в состоянии работать, но делают это с частыми срывамми, теряют прежнюю квалификацию и выполняют работу, не требующую приобретения и использования новых знаний. Качество их умственной продукции невысоко, темп работы замедлен.

Эксперементально-псхологическое исследование обнаруживает замедленность, тугоподвижность их интеллектуальных процессов.

Даже в тех случаях, когда они могут обобщить материал (выделить основной признак в опыте на классификацию предметов, понять условность инструкции), они допускают ошибочные решения, если им необходимо переключиться на новый способ решения задачи. Изменение условий затрудняет их работу.

46 нар.мышл.при органике

Психоорганический синдром – симптомокомплекс психологических проявлений органического поражения ЦНС.

снижение памяти, ослабление продуктивности интеллектуальной деятельности, изменение аффективности, поведенческие расстройства… Недостаточность интеллектуальной сферы становится наиболее заметна при при дополнительной нагрузке, проявляясь низкой продуктивностью деятельности. Снижеие критики в оценке своих возможностей и поведения.

47 м-ды исслед.наруш операц. Мышл.

Исследования мышления больных, страдающих различными заболеваниями мозга, обнаружили, что нарушения операциональной стороны мышления принимают различные формы. При всем их разнообразии они могут быть сведены к двум крайним вариантам: а) снижение уровня обобщения; б) искажение процесса обобщения.

| Снижение уровня обобщения состоит в том, что в суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях; оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами.

При выполнении экспериментального задания подобные больные не в состоянии из всевозможных признаков отобрать те, которые наиболее полно раскрывают понятие. Метод классификации — Частные признаки «живет в лесу», «летает» больше определяют суждения больного, чем общий признак «животные».

При ярко выраженном снижении уровня обобщения больным вообще недоступна задача на классификацию: для испытуемых предметы оказываются по своим конкретным свойствам настолько различными, что не могут быть объединены, Исключение лишнего предмета (предъявляют 4 предмета), Толкование пословиц и метафор, раскладывание картинок в посл.пордке, ассоциативный эксперимент

50 Виды патологий эмоциональной сферы

Эмоциональные нарушения – особенности протекания эмоциональных процессов и реакций.

Недоразвитие эмоций – отсутствие или малая реакция на окружающее; эмоциональная лабильность – неустойчивость эмоционального фона, его зависимость от внешних обстоятельств, частые изменения настроения; эмоциональная неадекватность – несоответствие основного оттенка настроения, парадоксальность или тусклость эмоциональных реакций; эмоциональная холодность – недостаточность эмоциональных реакций, связанных с межличностными отношениями; эмоциональное огрубение – резко выраженное опустошение с утратой привязанности к близким людям.

К расстройствам эмоциональных состояний обычно причисляют стресс, кризис, фрустрацию. По мнению некоторых авторов, стресс может быть причиной возникновения психических заболеваний. Эйфория, депрессия

Фрустрацией называется специфическое эмоциональное состояние, возникающее в случаях, когда на пути к достижению цели, которую наметил человек, возникает какое-либо препятствие или сопротивление, которые либо непреодолимы, либо так воспринимаются.

Следовательно, признакифрустрации таковы:наличие потребности (мотива, цели или плана) и наличие сопротивления (препятствия). В ситуациях фрустрации человек может проявлять себя либо как зрелая личность, либо как инфантильная. Адаптивное поведение усиливает мотивацию, повышает уровень активности для достижения цели, сохраняя саму цель.

Неконструктивное либо инфантильное поведение проявится как агрессия вовне или на себя, а то и повлечёт уход от разрешения сложной для личности ситуации.

Кризис – это такое состояние, которое возникает, если лицо сталкивается с препятствием жизненно важным целям, которое в течение какого-то времени является непреодолимым при помощи привычных методов разрешения проблем.

Возникает период дезорганизации, расстройства, в течение которого совершается много разных попыток разрешения. В конце концов достигается какая-то форма адаптации, которая может отвечать или не отвечать интересам этого лица.

Риск возникновения психических нарушений достигает наивысшей точки в определенной кризисной ситуации. Преодолев кризис, человек обретает новые формы адаптации в сложных для него ситуациях, но если кризис затягивается – возможно появление психических нарушений.

Выделяются следующие виды кризисов: кризисы развития; случайные кризисы; типовые кризисы. При активном виде помощи работа проводится службой консультации и просвещения при центрах психического здоровья до наступления кризиса.

Источник: https://refdb.ru/look/1229802.html

Патопсихология

Патопсихология — это практическая отрасль клинической психологии, которая изучает, с помощью психологических методов, расстройства психических состояний и их процессы. Патопсихология, осуществляя анализ патологических изменений, основывается на сопоставлении протекания психических процессов, характере формирования свойств личности, ее состояний в норме.

Предметом патопсихологии выступает психопатология, а ее задача заключается в психодиагностике, с целью обоснования лечения и уточнения медицинского диагноза.

Патопсихология непосредственно связана со специальной психологией (например, с дефектологией и олигофренопсихологией), что подтверждается учебными пособиями для дефектологических специальностей, а также психиатрией.

Итак, патопсихология это отрасль медицинской (клинической) психологии, которая получила свое развитие в стенах клиник психиатрии, как область практики и прикладная научная психологическая дисциплина.

Патопсихологию, как и нейропсихологию, относят к отечественной отрасли клинической психологии. У истоков ее создания были: Л.С. Выготский, Б. В. Зейгарник, С.Я. Рубинштейн.

Началом развития патопсихологии можно считать 1930-е годы, а в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы, она стала востребованной с целью восстановления психических функций у людей с военной травмой.

К 1970-м годам патопсихология достигает своего бурного развития. В эти годы были завершены основные труды отечественных патопсихологов. В это же время был заложен фундамент в подготовке специалистов-патопсихологов для психиатрических клиник. Ними стали первые отечественные практические психологи.

К середине 80-х годов прошлого столетия окончательно завершились теоретические дискуссии вокруг предмета, задач и места патопсихологии. В настоящее время осуществляется процесс разделения патопсихологии на отдельные направления.

В частности, как самостоятельная отрасль, из клинической патопсихологии отделилась судебная патопсихология.

Патопсихологическая диагностика

Диагностика патопсихологического эксперимента в плане процедуры исследования и анализа результатов по качественным показателям специфична и отличается от традиционных тестовых методов. При этом может оставаться классическим стимульный материал методик.

Анализ протокола патопсихологического исследования включает особую технологию, нуждающуюся в определенных навыках и умениях.

Основным принципом в построении экспериментальных приемов, которые направлены на исследование психики больных, выступает принцип моделирования психической деятельности, осуществляемой индивидом в учении, труде, общении. Моделирование выражается в том, что вычленяются действия человека, а также основные психические акты и организуется выполнение этих действий в несколько непривычных, искусственных условиях.

Очень многообразны качество и количество такого рода моделей: здесь и синтез, и анализ, и установление между предметами различных связей, расчленение, комбинирование, и т. д.

Большинство практических экспериментов заключается в том, что предлагают испытуемому выполнить определенную работу, действий «в уме» либо ряд практических заданий, а потом предельно точно регистрируют, каким именно способом человек действовал, и если ошибался, то какого типа и чем были вызваны эти ошибки.

Итак, патопсихология — это отрасль психологической науки, которая изучает изменения психической деятельности индивида вследствие соматических и психических заболеваний.

Ее данные имеют весомое практическое и теоретическое значение для разных отраслей психопатологии и психологии. В психологической современной науке встречается некорректное использование терминов и смешение понятий терминов в патопсихологии. В связи с этим возникает вопрос о разграничении понятий «патопсихология» и «психопатология».

Патопсихология выступает как психологическая, а не медицинская дисциплина.

Психопатология, являясь отраслью медицины, изучает общие особенности психических болезней, исследования их синдромов и симптомов, выявляя патогенетические механизмы психических нарушений.

Патопсихология — это психологическая дисциплина, исходящая из структуры и закономерностей развития психики в норме. Данная дисциплина изучает свойства личности и закономерности распада психической деятельности в сопоставлении с закономерностями протекания и формирования психических процессов в норме.

Итак, при всей близости патопсихология и психопатология разнятся своими предметами и объектом исследования. Поэтому задачи и проблемы, которые патопсихология решает своими методами и понятиями, не должны подменяться проблемами, которые находятся в компетенции врачей психиатров.

Например, установление клинического диагноза болезни и назначение соответствующего лечения является компетенцией психиатра, а психологическое исследование нарушений личности, ее мышления, умственной трудоспособности пациента, выявление сохранных психических функций для проведения коррекционно-восстановительной работы – это компетенция патопсихолога.

При определенных условиях иногда подростки и дети с нарушениями развития становятся объектом изучения патопсихолога.

Например, при проведении воинской или судебно-психиатрической экспертизы подростка с легкой умственной отсталостью; при обследовании ребенка, которому требуется дифференцированная диагностика между синдромом раннего детского аутизма и детской шизофренией; при необходимости недобровольной психиатрической госпитализации ученика специальной школы в связи с нарушениями в поведении.

Нередко патопсихологу в своей практической деятельности требуется решать задачи, относящиеся к компетенции психолога. Например, при установлении или снятии диагноза «умственная отсталость» следует дать оценку обучаемости ребенка.

Прикладное значение патопсихологии очень трудно переоценить. Стоящие перед патопсихологом практические задачи нацелены на решение ряда вопросов психиатрической практики.

Важнейшей задачей практической отрасли клинической психологии является получение о психическом состоянии пациента дополнительных данных, о состоянии его эмоционально-волевой сферы, познавательной деятельности и личности в целом. Эти данные врачу необходимы для диагностики рассматриваемого заболевания.

И в этом помогает специальное экспериментально-психологическое исследование, которое выявляет многие признаки психических нарушений, определяя их взаимосвязь и структуру.

Патопсихологическое исследование, устанавливая личность и ее структуру нарушенной познавательной деятельности, позволяет патопсихологу получить дополнительные диагностические данные.

Вторую важную задачу, которую решает патопсихолог — это проведение с целью психиатрической экспертизы (воинская, трудовая, судебная) экспериментально-психологического исследования.

Также сложной задачей патопсихолога является исследование психической деятельности измененной под влиянием терапии. В этих случаях многократное исследование пациента однотипным набором методик дает возможность установить динамику изменений психики под влиянием терапии и подтвердить или опровергнуть эффективность назначенного лечения.

Источник: http://vseopsycho.ru/patopsihologiya/

Детская патопсихология

Самостоятельной дисциплиной детская патопсихология стала недавно, от общей патопсихологии она в настоящее время отделена. При этом, формировании ее как отдельной области специальных знаний происходило долго, на границе детской психиатрии и психологии.

Следует отметить, что данное направление характеризуется общими корнями с педагогикой и специальной психологией. Что изучает детская патопсихология?  Объединяются любые возможные расстройства, касающиеся развития психики у детей.

Причины подобных нарушений всегда различны, и в связи с этим патопсихолог всегда принимает во внимание совокупность имеющихся сведений. В данное понятие входят как социальные факторы его развития, так и биологические.

Среди задач, поставленных детской патопсихологией, лидирующее место отведено диагностике детей, имеющих отклонения в развитии. В частности, подразумевается изучение психических процессов памяти, мышления, внимания, восприятия.

Выявляются особенности деятельности и личности ребенка. Патопсихолог устанавливает, каким является уровень развития ребенка, имеется ли соответствие возрастной норме.

Если имеются патологические особенности развития, то они выявляются.

Диагностика нарушений

Проведение диагностики нарушений имеет непосредственную связь с психологической консультацией родителей, а также учителей, воспитателей, и других людей, заботящихся о ребенке. Если работа патопсихолога проводится в таком учреждении, как психоневрологический санаторий или психиатрическая больница, то результаты сообщаются лечащему врачу, общение с семьей пациента ограничено.

Чаще происходит так, что специалист проводит консультацию в психологическом центре.

В таком случае, благодаря детской патопсихологии родители не только узнают, что у ребенка имеется отставание в умственном развитии, но и получают конкретные советы специалиста.

Таким образом, они знают, как поступить правильно, чтобы преодолеть такое отставание, подготовить ребенка к школе, компенсировать имеющейся дефект развития.

Психологическая коррекция дефекта связана непосредственно с психологической диагностикой, без проведения которой невозможно выявить причину отставания ребенка в развитии.

Детскими патопсихологами проводятся коррекционные занятия различной направленности, они могут быть индивидуальными или предназначены для группы детей, нуждающихся в коррекции развития.

В детской патопсихологии важнейшей задачей является профилактика возможных отклонений в развитии психики. Данному направлению в настоящее время уделено недостаточно внимания, как и взрослой патопсихологии.

Профилактическая работа подразумевает популяризацию знаний в области детской патопсихологии. Также к профилактической работе следует отнести популяризацию знаний по детской патопсихологии, консультации для родителей и педагогов, проведение тренингов и специальных игр.

Задачи детской патопсихологии

Специалисты по детской патопсихологии решают не только практические задачи, параллельно ведутся научные исследования. При отсутствии научных разработок невозможно производить коррекцию таких серьезных явлений, как заболевание психики ребенка, не возможности компенсировать обнаруженные дефекты.

Следует подчеркнуть, что детскую патопсихологию нельзя путать с другими науками, и детский патопсихолог не ставит целью исполнять функции врача. Хотя патопсихологии сотрудничают с детскими невропатологами, психиатрами, специалистами по генетике, они имеют свои конкретные задачи. В том числе, в работе применяются свои методики, отличные от других.

Кроме того, патопсихолог не только точно ставит медицинский диагноз, но и выяснить, какую форму имеет шизофрения, а этот дело врача. Основной целью является максимально полное исследование психологических особенностей маленького пациента. Выяснение отклонений в игровой деятельности, речи, мышлении, и прочее.

После тщательного изучения патопсихолог предоставляет ценные диагностические сведения лечащему врачу, и при этом подбирает оптимальные методы коррекции.

Родители получают ценные советы, которые дают им понять, как в дальнейшем обращаться с ребенком, чтобы положительно повлиять на его состояние.

Также важно научить близких и членов семьи правильному общению, учитывающему конкретные нарушения развития.

Терапия

При некоторых видах нарушений развития медикаментозная терапия не используется, так как не существует специальных препаратов. Или же, если и назначаются определенные лекарственные средства, их роль нельзя считать определяющей. Тем более, если выявлена задержка психического развития, или ребенок является умственно отсталым.

В таких случаях особую важность играет патопсихологическое исследование, проведенное квалифицированным специалистом. Здесь очень важно провести психологическую коррекцию дефекта.

Нередко детей с психологическими отклонениями консультируют детские психологи, и если у них не имеется достаточно знаний в области детской патопсихологии, выводы могут быть неправильными,  рекомендации не принесут пользы, а в некоторых случаях даже могут навредить.

Поэтому, перед тем, как давать рекомендации по воспитанию и обучению трудного ребенка, необходимо исключение патологии. Как известно, если в семье умственно отсталый или психически больной ребенок, родители остро переживают, и поэтому внутренне не способны принять данный факт. Нередко происходит, что родственники такого ребенка не оказывают доверия специалистам, или даже их опасаются.

Оказавшись на консультации у психолога, родители имеют банальные жалобы, и нередко за ними стоит серьезная болезнь. Все это помогает выявить детская патопсихология. К примеру, родители обращаются к специалисту по поводу того, что ребенок слишком застенчив, но патопсихологическое исследование выявляет, что ребенок отстает в умственном развитии.

Детская патопсихология ставит вопрос о таком понятии, как психическая норма, и дает однозначный ответ, какого ребенка следует считать больным. На основании этих выводов назначаются методы лечения и коррекции.

Источник: https://www.psyportal.net/16131/detskaya-patopsihologiya/

Основы клинической психологии

. . .

По своим целям и решаемым практическим задачам патопсихология направлена на оказание конкретной практической помощи клиницистам, занимающимся проблемами нарушений психики при разнообразных психических расстройствах.

Наиболее тесные связи (даже в названии) обнаруживаются у патопсихологии с одним из разделов психиатрии — психопатологией. Названия этих дисциплин состоят из одних и тех же древнегреческих корней: «pathos» — «страдание», «болезнь», «psyche» — «душа», «психика» и «logos» — «изучение» /4/.

Таким образом, и патопсихология, и психопатология представляют собой отрасли, изучающие различные проявления нарушений психики.

Однако при всем внешнем сходстве, при общности «объекта» исследования (в качестве которого выступают нарушения психики), между психопатологией и патопсихологией имеются существенные различия.

Эти различия заключаются, в первую очередь, в том, что патопсихология является одним из разделов психологии (клинической психологии), а психопатология является отраслью медицины (психиатрии).

Таким образом, в силу принадлежности к различным научным дисциплинам психопатология и патопсихология имеют каждая свой специфический предмет исследования, методы исследования и различный категориальный аппарат.

Предметом любой медицинской отрасли, как известно, является болезнь во всех ее проявлениях и связях. Предметом же психологии (а следовательно, и любой ее отрасли) является психика. В отношении психопатологии предметом изучения выступает особая категория заболеваний — психические заболевания, т.

е. заболевания, при которых в первую очередь нарушаются именно психические функции (познание и регуляция поведения). Другими словами, можно сказать, что психопатология изучает причины возникновения, особенности проявления, течения, лечения и предотвращения различных психических расстройств /19/.

Патопсихология, как и любая другая отрасль психологии, изучая психику, имеет и свою собственную специфику, так как ее предметом является не просто психика, а психика, нарушенная тем или иным психическим расстройством. Наиболее полно и точно определение предмета патопсихологии дала Б. В.

Зейгарник: «патопсихология как психологическая дисциплина исходит из закономерностей развития и структуры психики в норме.

Она изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме, она изучает закономерности искажений отражательной деятельности мозга» /6/.

Патопсихология, рассматривая нарушения психики, дает квалификацию психопатологических явлений в понятиях современной психологии, используя общий для всех отраслей психологии категориальный аппарат. Патопсихолог пользуется такими понятиями, как психика, деятельность, общение, личность, познание и т. п.

Психопатология, являясь наукой сугубо медицинской, оперирует главным образом клиническими понятиями, такими, как этиология, патогенез, симптом, синдром и т. д.

При этом надо отметить, что эти клинические термины должны быть известны и часто используются в практике патопсихологии, что связано с ее пограничным и прикладным характером.

Решение практических задач, которые стоят перед патопсихологией, немыслимо без хорошей ориентировки в клинических особенностях заболевания, а данные патопсихологического исследования обязательно должны соотноситься с психическим статусом больного, с динамикой течения заболевания.

Существенные различия между психопатологией и патопсихологией отмечаются и в области методологии и методики проведения исследований. В практике психиатрии традиционно доминирует клинико-описательный метод исследования психопатологических явлений, что связано во многом с самой природой патологии психики. Как отмечает С. Я.

Рубинштейн /18/, эта природа такова, что установить ее удается лучше всего при расспросе и наблюдении. Причем опытный врач-психиатр в большей степени, чем представители других медицинских специальностей, умеет контактировать с больным, обладает искусством выявлять признаки заболевания в ходе наблюдения и беседы с пациентом, расспросов родственников и персонала о его поведении.

Надо отметить, что в оценке психического состояния беседа и наблюдение до сих пор занимают основное место, тогда как соматическое состояние больного исследуется многообразными современными лабораторными и экспериментальными методами.

Между тем, при анализе патологии психики методы опроса и наблюдения обязательно должны быть дополнены экспериментом, так как именно экспериментальный метод позволяет перейти от описания явления к анализу причин и механизмов симптомообразования.

Патопсихология, являясь отраслью психологии, использует весь арсенал методов, накопленных психологической наукой, и среди них эксперимент занимает ведущее место.

В силу специфики предмета и решаемых ею практических задач, можно сказать, что патопсихология является экспериментальной наукой.

В патопсихологии накоплен большой опыт экспериментального исследования психики больных, и этот опыт является весьма полезным для психопатологии.

Психология bookap

Современный системный подход к исследованию психических расстройств требует их всестороннего рассмотрения, поэтому данные клинического анализа должны быть дополнены данными патопсихологического исследования.

Поэтому в последнее время все четче проявляется тенденция к сближению практики исследования нарушений психики в психологии и психопатологии: клиницисты все активнее используют психологические экспериментальные методы исследования, а в патопсихологии (и клинической психологии в целом) существенная роль отводится описательному подходу.

Однако различия в предметной области обеих наук остаются неизменными. Поэтому можно сказать, что психопатолог и патопсихолог подходят к одному и тому же явлению — психическому расстройству — с различных сторон.

Для клинициста любые нарушения психики интересны, потому что они являются признаками (симптомами или синдромами) тех или иных психических заболеваний, т. е. в психопатологии акцент делается именно на проявлении нарушений.

Патопсихолога же интересуют психические нарушения, так как они раскрывают специфику психики, проявляющейся в особых условиях (в условиях болезни), т. е. для патопсихологии актуальным остается изучение именно психологических феноменов.

Источник: http://bookap.info/genpsy/osclin/gl42.shtm

Geum.ru

< ПредыдущаяОглавлениеСледующая >

1.1.2. Объект и предмет патопсихологии

Объектом патопсихологии являются патологические состояния мозга.

Предмет патопсихологии составляет изменение психической деятельности при патологических состояниях мозга в сопоставлении с нормой.

1.1.3. Задачи и место патопсихологии в системе наук

Иногда патопсихологу приходится решать задачи, традиционно относящиеся к компетенции психолога, работающего в специальном образовании: например, давать оценку обучаемости ребенка при установлении или снятии диагноза «умственная отсталость».

Другая задача патопсихологии — получение дополнительных данных о психическом состоянии больного: состоянии его познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности в целом.

Специальное экспериментально-психологическое исследование помогает выявить многие признаки психических нарушений, определить их структуру и взаимосвязь.

Устанавливая структуру нарушенной познавательной деятельности и личности, патопсихологическое исследование предоставляет клиницисту дополнительные данные, необходимые для диагностики заболевания.

Еще одной важной задачей, которую решает патопсихолог, является проведение экспериментально-психологического исследования с целью психиатрической экспертизы (трудовая, воинская, судебная).

В ходе подобного экспертного исследования психолог может решать задачу либо установления структуры нарушений и их соотношения с сохранными сторонами психической деятельности, либо дифференциальной диагностики.

Сложность такого исследования для психолога заключается в том, что больной заинтересован в результатах исследования, а поэтому он может преуменьшать выраженность болезненных нарушений (диссимуляция), усиливать тяжесть имеющихся нарушений (аггравация) или даже симулировать болезненные проявления психики, для того чтобы избежать ответственности или получить инвалидность.

Следующей задачей патопсихолога становится исследование измененной психической деятельности под влиянием терапии. В этих случаях неоднократное исследование больного однотипным набором методик позволяет установить динамику изменений психики под воздействием лечения и таким образом продемонстрировать его эффективность.

На рис. 1 показана связь патопсихологии с другими отраслями наук.

Связь патопсихологии со специальной психологией подробно описана в первой задаче патопсихологии (патопсихолог дает оценку обучаемости ребенка при подозрении на умственную отсталость).

Связь патопсихологии с клинической психологией и психопатологией описана во второй задаче патопсихологии: патопсихолог осуществляет помощь врачу в выявлении признаков психических нарушений.

В третьей задаче патопсихологии охарактеризована связь патопсихологии с юридической психологией и психологией труда. Например, проведение экспериментально-психологического исследования с целью психиатрической экспертизы.

В четвертой задаче выявлена связь патопсихологии с психотерапией и психиатрией (исследование изменений психической деятельности под влиянием терапии).

Патопсихология связана с общей психологией: исследуя психологию людей с психическими нарушениями, можно лучше понять психологию нормальных людей. Например, изучение лиц, страдающих аутизмом (основная патология при этом заболевании — это нарушение нормальной коммуникации), помогает оценить влияние нормальной коммуникации на развитие личности.

Рис. 1. Связь патопсихологии с другими науками

1.1.4. Структура патопсихологии

В структуре патопсихологии выделяют теоретическую и прикладную патопсихологию:

o теоретическая (академическая) патопсихология изучает общие закономерности изменения психической деятельности при патологических состояниях мозга в сравнении с нормой. Ее цель — оказание помощи в понимании процессов, происходящих при патологических состояниях мозга;

o практическая (прикладная) патопсихология отвечает потребностям практики при проведении экспертизы, оценке эффективности лечения, особенно при использовании психофармакологических средств и т.д.

В качестве другого основания выделения отраслей патопсихологии предлагают учитывать возрастные особенности. Различают следующие отрасли патопсихологии:

o дошкольная патопсихология;

o патопсихология младших школьников;

o патопсихология подростков;

o юношеская патопсихология;

o патопсихология взрослых;

o патопсихология людей пожилого возраста.

< ПредыдущаяОглавлениеСледующая >

Источник: http://geum.ru/kurs/obekt_predmet_patopsihologii.php

Раздел I ВВЕДЕНИЕ В патопсихологии

ГлавнаяПсихологияПатопсихология — Мартынюк ИАПредыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Психические аномалии могут повлиять на жизнь как известного человека, так и обычной, как богатой, так и бедной. Психологические проблемы приносят тяжкие страдания и, наоборот, могут быть источником вдохновения и е энергии.

Сферу науки, изучающая психологические проблемы, называют патологической психологией. Исследователи патопсихологии собирают информацию, чтобы описать, предсказать и объяснить исследуемое и явления.

Эти знания используются для выявления и лечения патологического поведенияінки.

Патопсихология (греч pathos — страдание psyche — душа, logos — учение) — это раздел медицинской психологии, изучающий закономерности распада психической деятельности и свойств личности в случае психических или соматических заболеваний

По. Б. Зейгарник, патопсихология изучает структуру нарушений психической деятельности, закономерности распада психики в их сопоставлении с нормой

Задача патопсихологии:

— анализ закономерностей расстройства психики, в частности изменений личности психически больных;

— психологическая диагностика нарушений психики больного для уточнения диагноза, проведения трудовой, судебной, военной экспертизы

Анализ патологических изменений осуществляется на базе сопоставления с характером формирования и протекания психических процессов, состояний и свойств личности в норме

Патопсихология — отрасль психологической науки, данные которой имеют теоретическое и практическое значение для психологии и психиатрии. Она исходит из закономерностей развития и структуры психики в норме.

Изучает с закономерности распада психической деятельности и свойств личности по сравнению с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме, изучающая закономерности аномальной отображающей й деятельности мозгаку.

Исследования в области патопсихологии имеют теоретическое и прикладное значение для психологии и медицинской практики

Теоретическое:

— патопсихологических материал дает возможность проследить строение различных форм психической деятельности (по словам. И. П. Павлова, патологическое очень часто упрощает то, что закрыто от нас в норме);

— использование патологического материала может оказаться полезным в решении вопроса о соотношении биологического и социального в развитии психики

Прикладное:

— в психологических лабораториях накоплены экспериментальные данные, характеризующие нарушения психических процессов при различных формах заболеваний, которые могут быть дополнительным материалом в установлении диагноз зу

— в психологическом эксперименте может быть поставлена ??задача анализа структуры, установления степени психических нарушений больного, его интеллектуального снижения;

— применение адекватных психологических исследований помогает определить характер действия новых лекарственных средств, которые внедряются в терапевтическую практику;

— полученные в ходе патопсихологического исследования данные могут использоваться для анализа возможностей личности больного с точки зрения ее сохранившихся сторон и перспектив компенсации утраченных собственно остей — с целью выбора психотерапевтических мероприятий и проведения психической реабилитации.

2 Понятие о психической патологии

Что такое психическая патология определить очень нелегко. Большинство известных определений сходятся на том, что это отклонение от общепринятых норм, которые сопровождаются постоянными душевными страданиями, псы ихичною дисфункцией и опасностью, которую человек несет сам себе и окружаям.

Признаки психической патологии:

— отклонение от нормы (т.е. человек сильно отличается от других людей, склонен к крайностям, необычная, даже странная; суждение о том, что следует называть патологией, зависят от различных обстоятельств а также от того, что считается нормой, — писаные и неписаные правила поведения, принятые в обществе)

— постоянные душевные страдания (т.е. неприятные переживания; бывает, что люди, чье поведение можно считать патологическим, продолжают сохранять позитивный настрой);

— психическая дисфункция, что мешает человеку должным образом выполнять свои повседневные обязанности (патологическое поведение может привести к психической дисфункции, т.е.

до нервного расстройства, что мешает люди ини в его повседневной жизни: что-то так сбивает ее с толку, так волнует, что она не может в достаточной степени заботиться о себе, поддерживать нормальные социальные связи эффективно работать)

— опасность, которую несет в себе человек (крайним случаем психической дисфункции является поведение, становится опасной для самого человека и для других, однако много людей, которые страдают от постоянной тревоги, деп депрессии и даже странно себя ведут, не несут непосредственной опасности ни для себя, ни для других.

Обществу трудно отличить патологию, нуждается в лечении, от необычных особенностей индивидуального поведения — в этом случае никто не имеет права вмешиваться в жизнь человека

Время от времени мы видим людей или слышим о людях, которые, по обычной точкой зрения, ведут себя очень странно, например, узнаем о том, что некоторые живет сам с дюжиной кошек и практически ни с кем не разговоров вляе. Поведение людей отклоняется от нормы, она может приносить человеку неприятности, может способствовать психической дисфункции, но многие специалисты считают ее скорее эксцентричным, чем патологическию.

Действия, направленные на то, чтобы изменить патологическую поведение на более нормальную, — терапия. Это специальный, систематический процесс

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник: https://uchebnikionline.com/psihologia/patopsihologiya_-_martinyuk_ia/vstup_patopsihologiyi.htm

Ссылка на основную публикацию