Что изучает наука психолингвистика

Что такое Психолингвистика? Психолингвистика — это… Самопознание.ру

«Язык — одежда мыслей«, как утверждал Сэмюэль Джонсон, узаконивая таким образом неразрывную взаимосвязь языка и психики. Действительно, психолингвистика являет собой уникальную область человеческого знания, изучающую внутренний мир личности, которая говорит и слушает — иными словами, взаимодействует при помощи речи с миром вокруг себя.

Как рождается речь

История психолингвистики насчитывает не так много лет: эта область знания появилась на свет в середине прошлого века. Однако, у её непосредственных создателей было множество предшественников.

Среди них можно упомянуть известного лингвиста Александра фон Гумбольдта, полагавшего, что язык структурирует в голове личности поступающую извне информацию.

Также в психолингвистику свою лепту внёс Ноам Хомский, занимающийся изучением разнообразных языковых схем, на основе которых рождается речь.

С тех пор утекло немало воды.

Что же исследует психолингвистика сегодня? Во-первых, в наши дни эта область знания занимается изучением того, как ребёнок умудряется овладевать речью на протяжении процесса своего взросления. Во-вторых, психолингвистика вкладывается в исследование врождённых языковых структур, позволяющих личности осваивать те или иные языковые конструкции.

И, в-третьих, одним из самых обсуждаемых вопросов психолингвистики является изучение того, почему люди, говорящие на разных языках, по-разному мыслят. Предметом изучения в данном случае является языковая картина мира того или иного представителя определённого этноса, для каждого из которых язык воплощает собой определённый способ познания реальности.

Дом бытия

Помимо этого, психолингвистика ориентирована на исследование тех или иных языковых патологий, возникающих в процессе овладевания речью. К этим патологиям относятся дефекты, образовавшиеся в ходе личностного развития — к которым относятся поражения мозга и нарушения различных речевых механизмов.

Важно, что психолингвистика в настоящее время считается не столько наукой, сколько особым фокусом, сквозь который можно исследовать речь, язык, и общение.

И этот фокус вызвал к жизни множество отдельных направлений.

Недаром в настоящее время психолингвистика как прикладной метод самопознания успешно используется как в психологии и педагогике, так и в лингвистике и кибернетике.

Стоит заметить, что чем лучше мы овладеваем речью, чем больше наш словарный запас — тем продуктивнее мы мыслим, тем красочнее рефлексируем.

Не случайно Мартин Хайдеггер писал в своё время, что язык есть дом бытия — ведь именно в нём рождаются те самые личностные смыслы, которые и делают каждого из нас творцом окружающей реальности.

И именно психолингвистика позволяет нам по-новому воспринимать каждый паззл в красочной мозаике этой реальности.

Почему в последнее время я сосредоточила всё своё профессиональное внимание на теме эмоционального интеллекта?Почему я пишу об этом и старательно занимаюсь популяризацией именно этого направления?

Потому что для меня, как для специалиста, очень важна эффективность тех инструментов, которыми работаю… Читать дальше

Что такое технология «Кино-Видео-Действие», или как продуктивно и увлекательно изучать английский (и другие иностранные языки) через видеосъёмку и актёрское мастерство:

  1. Максимальное +101 погружение в процесс обучения.
  2. Имитирование ситуаций (на основе актёрских упражнений разработанных американскими… Читать дальше

Что мы на сегодняшний день знаем о «мёртвом языке» деванагари?

Официальные открытые источники говорят нам о том, что этот язык является разновидностью индийского письма «нагари», происходящего от древнеиндийского «письма брахми». Сложился он между XIII и XII веками. Дословно переводится как «язык богов»… Читать дальше

Всем известно, что существует огромный выбор школ/курсов/клубов, куда пойти учить английский, и порой нас этот выбор ставит в тупик, но по-прежнему очень часто мы сталкиваемся с проблемой при выборе преподавателя.

Не отказывайтесь от преподавателя, не выносите поспешного суждения о его квалификации… Читать дальше

Спасибо, за интерес к теме «что такое Психолингвистика»!

Источник: https://samopoznanie.ru/schools/psycholinguistics/

Психолингвистика как конвергентная наука

Психолингвистика как конвергентная наука

Эпиграф: «Границы моего языка означают границы моего мира»(Л. Витгенштейн)

        Времена, когда на фронте соприкосновения нашего коллективного сознания с неведомым можно было быть, например, только физиком или только химиком, остались в прошлом. Более того, значимые  открытия возможны лишь при условии коллективной работы в потоке так называемых конвергентных наук.  

        Психолингвистика — это та мультидисциплинарная область, в которой для продвижения вперед нужны как все накопленные нами знания, так и довольно высокий уровень этики, поскольку применение научных результатов может иметь достаточно опасные последствия.

          Например, идея отраженной через язык психологии целых народов зародилась еще в 19  веке. Одним из первых теоретиков психологизма в языкознании был Х.Штейнталь. Во многом основывавшийся на идеях В.

фон Гумбольдта, он, однако, вместо «человеческой духовной силы» выдвигал на первый план коллективную психологию, понимая язык как «выражение осознанных внутренних, психических и духовных движений, состояний и отношений посредством артикулированных звуков», а языкознание – как «психологию народов».

Штейнталь утверждал, что язык есть мышление, но в отличие от предметного мышления, основанного на представлениях, языковое мышление опирается на так называемую «внутреннюю форму языка» (понятие, введенное В. фон Гумбольдтом), определенным образом организующую человеческие представления и специфичную для каждого народа и языка.

Каждая языковая единица, каждое наблюдаемое языковое явление имеет свой психический коррелят, все в языке связывается между собой через ассоциации. Разными группами представлений образуется психический организм, находящийся у каждого индивида «в состоянии непрестанного изменения». Историческое развитие происходит лишь внутри психических организмов.

Изменение языка – это лишь метафора; однако принятый в языковом коллективе узус нивелирует различия психических организмов и закрепляет изменения. Значит, через изменения языка возможно опасное с точки зрения этики манипулирование (особенно сублиминально) коллективным сознанием — разве не об этом говорил на рубеже 1950–1960-х годов Н.

Хомский, заявивший о том, что главная задача науки о языке – это моделирование деятельности носителя языка?  А в  книге «Язык и мышление» (1968) он прямо определил лингвистику как «особую ветвь психологии познания».

Согласно Хомскому, лингвистика может много дать для выяснения процессов, связанных с умственной деятельностью человека, другими словами, лингвистика как изучение человеческой коммуникации, и особенно нейролингвистика сейчас в огромной степени определяет развитие самой психолингвистики. Например, современная лингвистика пришла к тому, что все эти языковые средства (фонемы, морфемы, лексемы и т.

д)  представляют собой лишь«формальные операторы», с помощью которых человек осуществляет процесс общения, прилагая их к системе значений знаков языка и получая осмысленный и целостный текст (сообщение).

Но само это понятие значения выходит за пределы речевого общения: оно выступает как основная когнитивная (познавательная) единица, формирующая образное восприятие мира человеком и в этом качестве входит в состав разного рода когнитивных схем, эталонных образов, типовых когнитивных ситуаций и т. д.

Таким образом, значение, бывшее раньше одним из многих понятий лингвистики, все больше превращается в основное, ключевое ее понятие. Мне представляется важным, что теперь понятия «значение» и «ког»(элемент психического опыта, связанный с работой какого-то участка нейронной цепи) вполне соотносимы, потому что именно значение слова запускает работу какого-либо кога.

А поскольку тут мы приближаемся к понятию когнитом, то есть сеть психики, внутренний мир человека, которому принадлежит данная нейронная сеть, — то и данные современных нейронаук и развитие нейротехнологий учитываются, используются и будут использоваться психолингвистикой. Например, недавно в журнале Nature Neuroscience (IF=16.

724) вышла статья,посвященная тому, как эмоциональное возбуждение влияет на запоминание посторонней информации, которую человек получает через какое-то время после эмоционального стимула.

 Перед учёными стояла задача: понять, влияет ли возбуждение структур мозга, ответственных за эмоциональное состояние, на то, как запоминается информации, которую тот же мозг получает через несколько минут после эмоционального всплеска. А исследование того, как мозг работает с информацией, и есть, по большому счету, предмет психолингвистики.

Тут очень заметен еще один аспект: если мышление — это процесс нейро-химический, то    нейрохимия мозга влияет на качество мыслительного процесса и во многом определяет психический контур личности, а значит, и без знания об аминокислотах и нейротрансмиттерах в современной психолингвистике не обойтись.

Еще одна из нейронаук — это коннетомика — наука о связях внутри мозга, благодаря которой мы не только пытаемся изучать вычислительные, когнитивные мощности мозга, но и тут же пытаемся моделировать человеческие мыслительные умения в системах искусственного интеллекта. Использование данных психолингвистики на этом пути неизбежно, поскольку программы для искусственного интеллекта пишутся людьми на основе законов языка как системы систем, да и в принципе давно понятно, что естественный язык не только стал прообразом языков программирования, но и сам по себе принцип встраивания программ в личность через язык повторяется в работе с машинами. Кроме того, данные психолингвистики необходимы для контроля над искусственным интеллектом, ведь только этически правильно встроенные  программы позволят удержать искусственный интеллект в ранге вспомогательных устройств. Иное развитие событий предсказано футурологами: оптимизируя систему, всевластный ИИ избавится от никчемной биологической массы в считанные годы. Так что правильным, наверное, будет развитие ИИ в качестве разного рода симбиотических человеку устройств, позволяющих работать с большими массивами данных. Задача психолингвистики, таким образом, заключается в том, чтоб обеспечить не только взаимопонимание человека и машины, но и безопасность как отдельного узвимого, недолго живущего белкового организма, так и человеческой популяции в целом.

          Такое взаимодействие, естественно, изменит психологическую сущность человека.

Данные антропологии свидетельствуют, что лишь 200 тысяч лет назад современный человек сформировался в своей анатомической структуре, и еще 150 тысяч лет ему понадобилось, чтобы зародилось более-менее «человеческое» мышление, и страшно инвазивный хищник-примат не просто научился договариваться с себе подобными, но и начал путь «культурного» развития вида, передавая следующим поколениям накопленный опыт — что невозможно было бы без языкового мышления. Язык сделал нас людьми, способными ответить на любой внешний вызов, будь то природа или цивилизация, своей запредельной приспособляемостью к чему угодно мы обязаны именно нашей нейролингвистической психике.  Дальнейшее эволюционирование вида определит не только техногеника, но и умение использовать данные психолингвистики в в разного ранга образовании, в социологии, в поведенческими  императивами как элит, так и маргиналов.

          А, говоря о каких-либо поведенческих императивах, (то есть философско-этических ценностях) мы должны понимать, как накопленный человечеством, полный заблуждений и прозрений коллективный философский опыт находит себе применение в психолингвистике.

В последнее время, похоже, из определяющих мировоззрение интересным становится вопрос не  «Скажи мне, о чем ты думаешь?», а вопрос :»Скажи мне, КАК ты думаешь?», а это уже давно та забава, где психолингвистика давно играет на своем поле.

Поскольку язык определяет мышление своего носителя, то, наверное, одной из задач психолингвистики будет постепенное преодоление когнитивных искажений, самосаботажа и трансакционных издержек человеческой философии.

Только грамотное использование данных психолингвистики способно реально преодолеть инертность системы, например, в образовании: кто лучше лингвиста знает, что такое коммуникативные и аналитические компетенции?

        Итак, психолингвистика  — это то сложное, многоуровневое поле современной научной работы, в котором развитие процесса познания невозможно без использования всех сегодняшних научных достижений множества областей знания. Значимость психолингвистики  трудно переоценить.

Поскольку язык сделал нас людьми, научное осознание того, как именно он функционирует, как определяет мышление своего носителя, как формирует те или другие психические контуры внутри сознания, — может стать залогом дальнейшего выживания человеческого вида вообще.

Выявление и использование механизмов того, как встраиваемые через язык, через разного ранга образование драйвера мышления влияют на формирование  как отдельного, так и коллективного сознания, могут стать залогом успешного управления большими массами людей, как это раньше — во многом эмпирически — делали, скажем, религии или философские системы. Бойтесь.

Источник: https://nsportal.ru/vuz/filologicheskie-nauki/library/2017/02/25/psiholingvistika-kak-konvergentnaya-nauka

Психолингвистика – основы речеобразования, формирования и восприятия речи

Рождение и понимание речи

Психолингвистика – наука, которая изучает основы речеобразования, формирования и восприятия речи. Исследует речевое поведение индивидов. Термин был введен в научный обиход американскими учеными в середине 60-х годов прошлого века.

Большой скачок . Психолингвистика

Теоретические источники психолингвистики

Выделяют 3 основы, которые сформировали психолингвистику как науку:

  • психологическая и психическая направленность: речь человека отражает культуру всего народа, душевную борьбу. Непременное условие общения, при этом полное понимание иного индивида невозможно;
  • научные работы американских ученых: лингвисты полагают, что о полном владении языком можно говорить, если человек обладает способностью строить и произносить корректные словесные знаки. Свои предположения они описывают в диссертациях и докладах, которые и берут за основные параметры изучения психолингвистики;
  • научная деятельность психологов, которые изучают вопросы языка и речеобразования.

Функции и роль речи в обществе

Взрослые Игры — Психолингвистика

Что и как изучает психолингвистика

Психолингвистика имеет несколько предметов исследования, а именно три. Причина — специфика этой разносторонней науки. Психолингвистика – искусственная наука, которая возникла в результате уникального слияния двух других дисциплин — лингвистики и психологии. Выделяют такие предметы психолингвистики:

  • индивидуальная возможность воспроизводства речи как исключительно человеческая особенность. Ее структура, причины и формы реализации;
  • язык как основной способ воспроизведения мыслей;
  • речь человека как способ реализации речевых операций, различные виды коммуникации. Речь как психологический источник рождения высказываний.

Дисциплина изучает индивида как носителя языка; процесс коммуникации в обществе.

Методы исследования психолингвистики разделяют на 3 категории:

  • общая методология;
  • конкретно-научная методология;
  • конкретно-научные методы исследования.

Общая методология состоит из философии мировозрения, общего стиля мышления. Каждый специалист в области речи выбирает конкретную философскую концепцию для изучения теории языка. Речевая деятельность рассматривается с учетом специфических внутренних канонов, характерных лишь для ее состава.

Выделяют 4 основные группы исследовательских методов, которые используются в психолингвистике:

  1. организационные — изучают закономерности формирования речи. Включает сравнительный метод (анализ разных сторон речевой деятельности), комплексный метод (исследования на междисциплинарной основе) и лонгитюдный метод (наблюдения за развитием компонентов речи);
  2. эмпирические. Состоят из беспристрастного наблюдения (анализ оговорок, специфических высказываний) и личного наблюдения (анализ собственных высказываний и манеры речи) К эмпирическим методам относят беседу, тесты, вопросники, анкеты;
  3. интерпретационные (основной принцип — чтобы осознать природу любых фактов, их нужно рассматривать вместе с научными теориями);
  4. обрабатывающие (метод описания полученных фактов, статистический метод).

Причинно-смысловые связи между языковыми характеристиками

Психолингвистика и другие науки

Психолингвистика напрямую связана со многими дисциплинами, а именно:

  • с лингвистикой (философией языка, общими правилами и канонами науки);
  • с семиотикой – изучает значение языковых знаков;
  • с философией (может направлять исследования за счет общих правил мировозрения);
  • с психологией (без основ этой науки психолингвистика не рассматривается как отдельная дисциплина);
  • с логикой (ученый самостоятельно выбирает логику проведения любого научного исследования);
  • с социологией (речевая деятельность происходит в разных группах социума).

Общая и частная психолингвистика

Закономерно выделяют общую и частную психолингвистику.

Общая изучает правила и факты речевого сознания. Они характерны для всех носителей языка. Объект общей психолингвистики – статичный образ взрослого индивида, не анализируя его социальные или психологические отличия от других людей.

Частная психолингвистика и ее подгруппы анализируют различные области функционирования языка. Она принимает во внимание речевое поведение индивида, его вид деятельности, конкретные физические и психические аспекты жизнедеятельности. Разделяется на социальную и возрастную психолингвистику.

Развитие речи человека на разных этапах его жизни

Разделы психолингвистики

Изучает:

  1. рождение и понимание речи;
  2. функции и роль речи в обществе;
  3. причинно-смысловые связи между языковыми характеристиками;
  4. развитие речи человека на разных этапах его жизни.

Процесс создания речевых оборотов не наблюдаем и сложен для структуризации. Согласно психологической составляющей, речь рождается, когда человек переводит свой замысел в речевую деятельность. Говорящий оперирует смысловыми единицами, которые создаются при коммуникационном замысле. Выбор лексических знаков и грамматических основ делают замысел достоянием для окружающих людей.

Понимание речи подразумевает извлечения смысла слова из замысла. Речевые сигналы обрабатываются логично и последовательно. Восприятие речи нуждается в лингвистических знаниях и законов. Если словосочетание ошибочно построено, но напоминает адресанту знакомые ему слова, то они воспринимаются как известные.

При восприятии слова или предложения главную роль играет многозначность. Слово соотносится с похожими словами своего семантического поля.

Индивид сопоставляет сказанное с действительностью, своим опытом и знаниями. Он может черпать нужные факты из своего разума, чтобы понять своего собеседника.

Значение психолингвистики

Язык и его составляющие – знаковая система, которые необходимы социуму. Человек с рождения наделен способностью овладеть речью, однако эта способность должна реализоваться. Психолингвистика занимается изучением речи детей для полного понимания того, как этот процесс происходит. Исследует также процессы отклонения он нормы.

Источник: http://www.13min.ru/psixologiya/psixolingvistika-osnovy-recheobrazovaniya-formirovaniya-i-vospriyatie-rechi/

Психолингвистика

Введение

I. Психолингвистика как наука

1). Объект психолингвистики

2). Предмет психолингвистики.

3). Методы психолингвистики.

4). Сущность психолингвистики.

II. Из истории возникновения и развития психолингвистики.

III. Психолингвистика и языкознание

Заключение

Литература

Многообразие функций языка в обществе и тесный характер его связи с мышлением и с психической деятельностью человека делает весьма гибким взаимодействие языкознания с соответствующими социальными и психологическими науками.

Особенно тесны связи языкознания с психологией, что уже в XIX веке вызвало внедрение психологических методов и идей в языкознание. Так появилось психологическое направление в науке о языке.

В 50-х годах XX века образовалась новая пограничная с языкознанием наука -психолингвистика.

Она возникла в связи с необходимостью дать теоретическое осмысление ряду практических задач, для решения которых чисто лингвистический подход, связанный прежде всего с анализом текста, а не говорящего человека, оказался недостаточным.

Например, в обучении родному, а особенно – иностранному языку; в сфере речевого воспитания дошкольников и логопедии; в проблемах речевого воздействия (особенно — в пропаганде и деятельности средств массовой информации); в судебной психологии и криминалистике.

Кроме того, необходима психолингвистика, например, для распознания людей по особенностям их речи, для решения проблем машинного перевода, речевого ввода информации в компьютер и, соответственно, эта наука тесно соприкасается с информатикой.

Именно эти прикладные задачи послужили непосредственным толчком к возникновению психолингвистики и к выделению ее в самостоятельную научную область.

Психолингвистику не следует рассматривать как отчасти лингвистику и отчасти – психологию.

Это комплексная наука, которая относится к дисциплинам лингвистическим, поскольку изучает язык, и к дисциплинам психологическим, поскольку изучает его в определенном аспекте – как психический феномен.

А раз язык – это знаковая система, обслуживающая социум, то психолингвистика входит и в круг дисциплин, изучающих социальные коммуникации, в том числе оформление и передачу знаний.

Объект психолингвистики в различных ее школах и направлениях определяется по-разному. Но практически во всех определениях представлены такие характеристики, как процессуальность, субъект, объект и адресат речи, цель, мотив или потребность, содержание речевого общения, языковые средства.

Остановимся на определении объекта психолингвистики, приведенном А.А. Леонтьевым:

«Объектом психолингвистики… всегда является совокупность речевых событий или речевых ситуаций » [Леонтьев, 1999, 16].

Этот объект психолингвистики совпадает с объектом лингвистики и других родственных «речеведческих» наук.

Понимание предмета психолингвистики претерпело эволюцию: от трактовки его только как отношения говорящего и слушающего к структуре сообщения, до соотнесения его с трехчленной теорией речевой деятельности (языковая способность – речевая деятельность – язык).

С течением времени в науке изменялись как понимание речевой деятельности, так и трактовка самого языка, что породило массу разнообразных определений предмета психолингвистики.

«Примирить» различные точки зрения способно, на наш взгляд, наиболее современное определение, данное А.А. Леонтьевым:

«Предметом психолингвистики является соотношение личности со структурой и функциями речевой деятельности, с одной стороны, и языком как главной «образующей» образа мира человека, с другой» [Леонтьев, 1999, 19].

Свои методы психолингвистика прежде всего унаследовала из психологии. В первую очередь это экспериментальные методы. Кроме того, в психолингвистике часто используется метод наблюдения и самонаблюдения. Из общего языкознания в психолингвистику «пришел» метод лингвистического эксперимента.

Эксперимент, традиционно считающийся самым объективным исследовательским методом, в психолингвистике имеет свою специфику.

В психолингвистике доля прямых экспериментальных методик (когда регистрируемые изменения непосредственно отображают исследуемый феномен), невелика.

Зато распространены так называемые косвенные методики, где выводы делаются опосредованно, что снижает эффективность эксперимента.

Из «прямых» методик наиболее часто применяется методика «семантического шкалирования», при которой испытуемый должен разместить определенный объект на градуированной шкале, руководствуясь собственными представлениями.

Кроме того, в психолингвистики широко применяются разнообразные ассоциативные методики.

При использовании как прямых, так и косвенных методик возникает проблема интерпретации результата. Наиболее достоверные результаты дает применение сочетания или «батареи» методик, направленных на изучение одного и того же явления. Так, например, Л.В. Сахарный рекомендует «…использовать разные экспериментальные методики и затем сопоставлять полученные данные» [Сахарный, 1989, 89].

Лингвистический эксперимент , применяемый и в психолингвистике, разработал Л.В. Щерба. Для разграниченения лингвистического и психолингвистического экспериментов необходимо определить, какая именно модель проверяется.

Если это модель языкового стандарта, то эксперимент лингвистический. Если же экспериментальным способом проверяется достоверность модели языковой способности или речевой деятельности, то это психолингвистический эксперимент.

От вышеописанных отличается формирующий эксперимент , при котором изучается не функционирование определенной языковой способности, а ее формирование.

Примечательно, что наблюдается некоторый разрыв между психолингвистическими теориями, нацеленными на описание того, как мы говорим и понимаем речь, и по необходимости упрощенными попытками экспериментальной проверки этих теорий, т.к. живой язык всегда оказывается неизмеримо сложнее и не укладывается в какие-либо строгие универсальные рамки.

Таким образом, психолингвистика – это наука о закономерностях порождения и восприятия речевых высказываний. Она изучает процессы речеобразования, а также восприятия и формирования речи в их соотнесенности с системой языка. Психолингвистика по предмету исследования близка к лингвистике, а по методам исследования ближе к психологии.

Психолингвистикакакобласть лингвистики изучает язык прежде всего как феномен психики.

С точки зрения психолингвистики, язык существует в той мере, в какой существует внутренний мир говорящего и слушающего, пишущего и читающего.

Поэтому психолингвистика не занимается изучением «мертвых» языков – таких, как старославянский или греческий, где нам доступны лишь тексты, но не психические миры их создателей.

В последние годы распространение получила точка зрения, согласно которой исследователи считают продуктивным рассматривать психолингвистику не как науку со своим предметом и методами, а как особый ракурс , в котором изучаются язык, речь, коммуникация и познавательные процессы. Этот ракурс вызвал к жизни множество исследовательских программ, разнородных по целям, теоретическим предпосылкам и методам. Эти программы носят прежде всего прикладной характер.

Собственно термин «психолингвистика» вошел в научный обиход с 1954 года, после того, как в США была опубликована одноименная коллективная работа под редакцией Ч.Э. Осгуда и Т.А. Себеока.

Но идеи, близкие к проблемам психолингвистики, возникли и развивались значительно раньше.

Можно считать, что психолингвистический ракурс изучения языка и речи фактически существовал задолго до того, как группа американских ученых ввела в обиход термин «психолингвистика».

Предтечей психолингвистики А.А. Леонтьев называет немецкого философа и лингвиста Вильгельма фон Гумбольдта, так как именно ему принадлежит «идея речевой деятельности и понимание языка как связующего звена между социумом («общественностью») и человеком» [Леонтьев, 1999, 26].

Так, еще в XIXв. В. фон Гумбольдт приписывал языку важнейшую роль в «мировидении», т.е. в структурировании субъектом поступающей из внешней среды информации. Аналогичный подход обнаруживается в работах русского филолога XIXв. А.А.Потебни, в том числе – в его учении о «внутренней форме» слова. Само это понятие обретает содержание только при условии его психологической интерпретации.

Отечественная традиция психолингвистического подхода к феномену языка восходит к И.А. Бодуэну-де-Куртенэ (1845–1929), русскому и польскому лингвисту, основателю Казанской школы языкознания. Именно Бодуэн говорил о языке как о «психо-социальной сущности», а лингвистику предлагал числить среди наук «психолого-социологических».

Ученики Бодуэна – В.А.Богородицкий и Л.В.Щерба регулярно использовали экспериментальные методы для изучения речевой деятельности. Разумеется, Щерба не говорил о психолингвистике, ведь этот термин в отечественном языкознании закрепился лишь после появления в 1967 году монографии А.А.Леонтьева с таким названием.

Однако именно в известной статье Щербы «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании» уже содержатся центральные для современной психолингвистики идеи: акцент на изучении реальных процессов говорения и слушания; понимание живой разговорной речи как особой системы и, наконец, особое место, отводимое Щербой лингвистическому эксперименту.

Источник: http://MirZnanii.com/a/56748/psikholingvistika

Ссылка на основную публикацию