Что изучает этология человека

Что изучает этология

Научная дисциплина, изучающая поведение животных, сформировалась к середине XX в.

До этого поведение животных изучали специалисты, по крайней мере, трех разделов биологической науки: зоологии, физиологии и психологии.

Усилиями специалистов, которые пользовались разными концепциями и методологией при изучении животных, последнее столетие настолько обогатило наши представления о поведении животных, что возникла необходимость в формировании самостоятельного раздела в науке о животных.

Однако дать определение поведению животных до сих пор сложно. Все понимают, о чем идет речь, но лаконичного определения никто не находит.

Это объясняется тем, что поведение включает локомоции и сон, изменение окраски тела и груминг, изменение кровенаполнения органов, эмоции животных, неподвижный отдых и многое другое. Фактически, поведение животных — это их жизнь. А определение понятия «жизнь» дать еще сложнее.

Термин «этология» возник из греческого «этос», что в переводе означает «нрав», «привычка» или «обычай». Исследователи давно применяют этот термин. Однако его содержание изменялось многократно и самым радикальным образом.

Первоначально термин «этология» относился к философии и обозначал название науки о человеческой этике. Был период, когда этологом называли лицедея.

На определенном этапе развития науки этологией называли направление психологии, которое изучает такое явление, как характер человека.

В биологию термин «этология» вводится только в середине XIX столетия первоначально для обозначения научного направления, изучающего взаимоотношения живых существ друг с другом и окружающей средой, т. е. в это время этология отождествлялась с наукой, которая сегодня известна как экология.

В начале прошлого столетия многие исследователи понимали этологию как учение об образе жизни и нравах животных. Терминологическая полемика не утихала до середины XX столетия, когда К. Лоренц и Н.

Тинберген согласились использовать термин «этология» для международного обозначения новой научной дисциплины, основоположниками которой они и стали.

С тех пор под этологией понимают биологию поведения животных, что включает четыре главных направления исследований — физиологию поведения, развитие поведения в процессе онтогенеза, сравнительные (межвидовые) аспекты поведения и адаптивные функции поведения.

Современная этология (между понятиями «этология» и «поведение животных» поставлен знак равенства, хотя все еще остаются специалисты, которые высказываются против отождествления этих понятий) имеет все признаки самостоятельной науки — свой предмет изучения, специфические методы, сложившиеся научные школы, воспроизводство научно-педагогических кадров, специализированные периодические издания и востребованность научным сообществом. Поведение животных и зоопсихология с одной стороны является теоретической дисциплиной, а с другой стороны имеет прямое отношение к практике животноводства. (Под животноводством мы здесь понимаем продуктивное животноводство, разведение животных для спорта, декоративное животноводство, а также природоохранные действия человека с целью регулирования численности диких животных в естественных биоценозах.)

В конце 1990-х гг. в учебных планах российских аграрных высших учебных заведений подготовки кадров высшей квалификации по специальностям «зоотехния», «ветеринария» и «биология» появилась новая учебная дисциплина — «Этология с основами зоопсихологии».

Это логичный шаг в развитии учебного процесса, поскольку он отражает естественный ход диалектики познания животного организма.

Все, кто имеет дело с животными (ветеринарные врачи, животноводы, любители домашних животных, натуралисты), испытывают потребность в систематизированных знаниях о нормальном поведении здоровых животных, биологическом значении поведения, механизмах, лежащих в основе того или иного поведенческого акта.

Данная книга адресована прежде всего профессиональным работникам животноводства. Однако автор не ограничивает предмет изучения рамками поведения продуктивных животных.

Большой вклад в становление этологии как самостоятельной научной и учебной дисциплины внесли исследователи, ставшие классиками этологии (Ч. Дарвин, К. Лоренц, Н. Тинберген, К. Фриш), которые работали с дикими животными в их естественной среде обитания. Многие постулаты современной этологии сформулированы ими на основе изучения поведения неодомашненных видов животных.

В процессе доместификации многие этологические признаки животных были утрачены естественным путем или путем направленной селекции, проводимой человеком. Это относится к групповому поведению, добыванию пищи, размножению животных, их агрессивности.

Глубокое понимание поведения домашних животных возможно лишь при сравнении их поведения с поведением их диких предков или ближайших родственников.

Поэтому обойти стороной поведение непродуктивных животных в руководстве, предназначенном практическим работникам животноводства, не позволяет логика дисциплины.

С другой стороны, фундаментальные вопросы этологии и зоопсихологии были изучены на домашних, лабораторных и прирученных животных, а также на человеке (И. П. Павлов и теория условных рефлексов, Н. Н. Ладыгина-Котс и основы мыслительной деятельности животных, А. Н. Леонтьев, К. Э.

Фабри и основы зоопсихологии, П. К. Анохин и системные механизмы регуляции поведения человека и животных).

Поэтому при изложении материала автор использовал результаты исследований, которые были выполнены на человеке и на разных видах животных без учета их прагматической значимости и меры приближенности к быту человека.

Более того, невзирая на свое зоотехническое прошлое, автор остался сторонником биоцентризма во взаимоотношениях человека и животных и потому не считает себя вправе отдавать предпочтение животным по принципу их большей или меньшей полезности для человека в современной жизни.

Справедливости ради надо признать, что в последние годы объем этологических исследований на домашних и лабораторных животных вырос многократно. Это объясняется тем, что основные стереотипы поведения животных детально изучены.

Однако область зоопсихологии многих поведенческих проявлений остается неясной. В этой части контролируемый эксперимент с применением современных технических средств и домашних и/или лабораторных животных востребован и неизбежен.

Поэтому в предлагаемой читателю книге часто акцентируется внимание на особенностях поведения и психологии разных видов домашних животных.

Акцентирование внимания читателя на домашних животных оправдано и соображениями дидактического характера.

Учебная дисциплина «Этология с основами зоопсихологии» обеспечивает структурно-логическую связь между теоретическими дисциплинами (зоология, морфология, физиология, генетика и др.

) и технологическими специальными предметами (кормление, разведение животных, зоогигиена, ветеринария, рыбоводство, птицеводство, коневодство, кинология и т. д.) в учебных планах вузов животноводческого профиля.

Знание этологии и зоопсихологии позволяет специалисту более объективно оценивать потребности домашних животных в жизненном пространстве, в питательных веществах и кормовых средствах, а также социальные потребности животных.

Этология предлагает специалисту научно обоснованные приемы управления (научения) животными разных категорий, включая потенциально опасных для человека (быки-производители, хряки, жеребцы, злобные собаки и др.) и стадных животных (овцы, козы, крупный рогатый скот).

Очевидно, что работа с агрессивными животными и управление стадом, в состав которого входят сотни животных, предполагает специальную подготовку персонала в области поведения животных и зоопсихологии.

Источник: http://www.activestudy.info/chto-izuchaet-etologiya/

этология — это… Что такое этология?

  • ЭТОЛОГИЯ —         (от греч. “этос” обычай, нрав, характер)         наука о поведении животных в естеств. среде обитания. Во Франции термин “этология” использовался применительно к науке о поведении животных со вт. пол. 18 в.; однако для обозначения особого …   Энциклопедия культурологии
  • Этология —  Этология  ♦ Éthologie    Объективное изучение нравов и поведения как людей, так и животных, не включающее никаких нормативных понятий. Именно последним этология отличается от этики, так же как объективность биологии (для которой жизнь есть факт …   Философский словарь Спонвиля
  • Этология — (от греч. ethos характер, нрав и …логия), биологическая наука о поведении животных. Создатель экологии Э. Геккель использовал термин “этология” как синоним экологии . Значительное место в этологии занимает раздел “Экологическая этология”,… …   Экологический словарь
  • ЭТОЛОГИЯ — (от греческого ethos обычай, нрав, характер и…логия), биологическая наука, изучающая поведение животных в естественных условиях; уделяет преимущественно внимание анализу генетически обусловленных (наследственных, инстинктивных) компонентов… …   Современная энциклопедия
  • ЭТОЛОГИЯ — (от греч. ethos обычай нравственный характер и …логия), биологическая наука, изучающая поведение животных в естественных условиях; уделяет преимущественное внимание анализу генетически обусловленных (наследственных, инстинктивных) компонентов… …   Большой Энциклопедический словарь
  • Этология — (от греческого ethos обычай, нрав, характер и …логия), биологическая наука, изучающая поведение животных в естественных условиях; уделяет преимущественно внимание анализу генетически обусловленных (наследственных, инстинктивных) компонентов… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь
  • ЭТОЛОГИЯ — (греч.). Исследование индивидуальных характеров, нравов и обычаев известного народа. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. этология (гр. ethos характер, нрав + …логия) одно из направлений в изучении… …   Словарь иностранных слов русского языка
  • ЭТОЛОГИЯ — ЭТОЛОГИЯ, дисциплина, посвященная изучению поведения животных, особенно в природной среде обитания. Первые положения этологии сформулировали в 1920 е гг. Конрад ЛОРЕНЦ и Николас ТИНБЕРГЕН. Этологи изучают естественные схемы поведения, присущие… …   Научно-технический энциклопедический словарь
  • ЭТОЛОГИЯ — ЭТОЛОГИЯ, и, ж. Наука о поведении животных в естественных условиях. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова
  • ЭТОЛОГИЯ — (от греч. ethos характер, нрав и … логия), наука о биол. основах поведения животных; занимается гл. обр. анализом генетически обусловленных (инстинктивных) компонентов поведения и проблемами их эволюции. В самостоят, научное направление,… …   Биологический энциклопедический словарь

Источник: https://psychology.academic.ru/2987/%D1%8D%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F

Блоги / ПостНаука: Этология человека

Этология человека изучает поведение человека как результат взаимодействия биологических и социокультурных факторов. Она базируется на теоретических представлениях и методах, разработанных в этологии животных, и одновременно находится в тесной связи с гуманитарными дисциплинами.

Этология человека и этология животных

Этология животных родилась в 30-е годы XX века благодаря трудам двух зоологов: Конрада Лоренца и Николааса Тинбергена. С самого начала они считали, что эта наука должна заниматься поведением животных, включая человека. Они понимали, что этология открывает новый ракурс в исследовании поведения и может внести большой вклад в понимание человека.

Этология изучает поведение животных, характерное для каждого биологического вида в его естественных условиях обитания. В центре ее внимания — врожденные особенности поведения, которые раньше назывались «инстинктивными».
Этология человека как особая дисциплина начала развиваться с середины 60-х годов XX века.

Ее основоположник — ближайший ученик Лоренца, Ирениус Эйбл-Эйбесфельдт.

Этологическая теория как альтернатива рефлекторному подходу

До появления этологии естественное поведение животных изучали немногочисленные энтузиасты, поскольку это не считалось серьезной наукой. Чтобы понять, как такое поведение устроено, основоположникам пришлось бросить вызов устоявшимся взглядам.

Конрад Лоренц предложил физиологическую гипотезу механизма поведения, которая была альтернативна рефлекторным представлениям. До этого считалось, что поведение животных — это сочетание условных и безусловных рефлексов. Теория Лоренца объясняла то, что не мог понять рефлекторный подход, — спонтанность и целенаправленность поведения.

Часто про рефлекторную теорию говорят, что это концепция «стимул — реакция». Но животное не ждет, пока появится нужный стимул — оно бы так не выжило. Животное активно ищет то, что ему необходимо, и находит, например, еду, особь другого пола, убежище.

Согласно этологии в центральной нервной системе существует источник внутренней физиологической мотивации, который побуждает животное к этому поиску и выполнению нужного инстинктивного действия.
Понятие «стимул» в этологии переосмыслено. До этого считалось, что стимул — это просто внешние воздействия.

Этология утверждает, что центральная нервная система фактически создает особые «ключевые стимулы», выделяя во внешнем мире то, что соответствует внутреннему образцу — врожденному пусковому механизму или основанному на нем и приобретенному в процессе опыта пусковому механизму, запускающему инстинктивное действие.

Ключевые стимулы являются указателями на важные биологические ситуации для данного животного. Например, клещ узнает свою жертву (теплокровное животное) по ключевому стимулу — запаху масляной кислоты — и нападает на нее.

Язык животных и общение человека

Особая разновидность врожденных ключевых, или знаковых, стимулов — так называемые релизеры, которые отвечают за общение животных. Они составляют знаменитый «язык животных». Это «язык» звуков, запахов, телесных узоров и форм, а главное, особых выразительных движений.

Вспомним брачные танцы журавлей, позы угрозы или подчинения у самых разных животных. Именно изучение этологами невербальной коммуникации животных дало мощный толчок к ее изучению у человека.

Этология вносит вклад и в понимание вербального поведения, к которому у нас есть врожденные способности — к ним относятся, например, способность различать фонемы и создание метафор.

Врожденные свойства поведения человека

В гуманитарной области было известно представление, которого многие до сих пор придерживаются: человек рождается как чистый лист бумаги, ему всему приходится учиться.

Этология утверждает, что это совсем не так, и убедительно показывает, что в основе поведения человека, в том числе самого сложного социального, связанного с культурными традициями, лежат врожденные генетические программы.

Они определяют важнейшие свойства поведения, которые свойственны человеку как биологическому виду независимо от культуры. К ним относятся особенности нашего восприятия — у нас тоже есть врожденные ключевые стимулы, в том числе связанные с невербальной коммуникацией. Особенно богата у человека врожденная мотивация.

У нас есть даже действия, геометрическая форма которых в своей основе тоже является врожденной. Вся наша мимика, представляющая важнейшую часть невербальной коммуникации, — это поток врожденных движений.
В этологии человека утверждается, что привычное противопоставление биологии и культуры неверно.

Врожденные свойства служат фундаментом для нашего сложного поведения. Без него нам бы пришлось долго и постоянно учиться любым простым вещам. Более того, врожденные свойства нашего поведения позволяют обеспечивать быстрое возникновение различных культур.

Социальное поведение

Подобно этологии животных, этология человека изучает его поведение в естественной среде. А естественная среда для человека — это дом, работа, школа, городская улица и так далее. Этологи очень любят изучать поведение детей, потому что на них меньше влияет культура. У детей очень хорошо проявляются врожденные кросскультурные, то есть общие для разных культур, универсалии поведения.

Этология человека изучает все социальное поведение. Это и взаимоотношения мужчины и женщины, и взросление человека, в том числе детские и молодежные культуры, родительское поведение, агрессивное поведение, иерархическое и пространственное поведение. Есть этология искусства и эстетического восприятия.

Этология исследует поведение человека в группах. Она вносит важный вклад в понимание таких острых проблем, как проблема ксенофобии.

Этология изучает групповую идентичность — связь человека с определенной группой — и групповые нормы, в которые входят языки, ритуалы, этикеты, вся характерная для группы культура.

Анализируя это поведение, этология обнаружила существование у нас двух важнейших врожденных мотиваций: мотивации следовать своим групповым нормам и мотивации защищать их, противодействуя тому, кто их нарушает. Без понимания этого решать проблемы сосуществования разных культур в нашем мире невозможно.

Этология города

Среда обитания, в которой в настоящее время живет большинство человечества, — это город. Особый раздел этологии человека — этология города. В городе, пожалуй, самая сложная естественная среда человека. Город дает человеку огромные возможности для самореализации и творчества.

Однако наша врожденная конституция сформировалась в таких условиях, которые очень далеки от городских. В ситуации города нарушается целый ряд базовых этологических потребностей человека. Среди них потребность быть близко к природе, потребность устанавливать свободно и ненавязчиво отношения с людьми.

К базовым потребностям относится также необходимость какое-то время находиться в состоянии покоя, иметь свое личное пространство. В большом городе нас окружает море незнакомцев, это анонимное массовое общество.

Нарушение основных потребностей приводит к тяжелым социальным болезням, которые связаны с повышенной агрессивностью, некоммуникабельностью, серьезным недостатком заботы друг о друге и взаимопомощи в трудной ситуации, с нарушением социализации детей, повышенной преступностью.

Очень сложным оказывается пространственное поведение в городе. Этологи внесли очень большой вклад в новую урбанистку, которая пытается планировать город по-новому архитектурно и социально так, чтобы базовые поведенческие потребности выполнялись. Очень увлеклись этологией архитекторы, антропологи и психологи, занимающиеся урбанистикой.

В результате их исследований выяснилась, например, поразительная закономерность — прямая связь между числом этажей в доме, количеством зелени вокруг него и уровнем преступности, конфликтов, в том числе в семье, различных отклонений в поведении детей.

Чем больше этажей и чем меньше зелени, тем больше агрессивности, преступности и различных поведенческих отклонений.

Автор — Елена Гороховская — кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники РАН

18, 20 и 22 января, с 19:00 до 22:15 в Академии ПостНауки (http://postnauka.ru/academy/) состоится курс «Происхождение человека: что мы знаем о наших предках» (http://postnauka.ru/academy/drobyshevsky-course) — 9 занятий, которые помогут полностью разобраться в процессе эволюции человека как вида и понять, каким образом сформировались современные расы

Источник: https://echo.msk.ru/blog/postnauka/1692866-echo/

Этология человека, предмет и задачи

Методологической базой этологии человека являются эволюционная биология, общая этология, когнитивная и социальная психология, психолингвистика, семиотика, культурная антропология. Однако этология человека не дублирует эти дисциплины и имеет свою собственную сферу компетенции и собственный предмет исследования.

Несмотря на исходное скептическое отношение к этой области знания, к настоящему времени многие специалисты признают за нею полное право на существование .

То обстоятельство, что в этологии человека применяется сравнительно-эволюционный подход, делает ее просто незаменимой в обшей системе наук о человеке и определяет ее место в этой системе.

Что такое этология человека? И. Айбл-Айбесфельдт исходно определяет этологию человека как биологию человеческого поведения, так как она изучает основы формирования поведения человека в онто- и филогенезе, функции определенных форм поведения, физиологические механизмы поведения, пытается восстановить селективные процессы, приведшие к формированию конкретной поведенческой стратегии.

Важным аспектом исследований в этой области является также изучение человеческих взаимодействий в повседневной жизни и сравнительный кросс-культурный анализ поведенческих универсалий, их непосредственных механизмов и первичных причин возникновения.

Этология человека исследует также и культурно-специфические формы поведения, особенно в тех случаях, когда их проявление входит в реальное противоречие с предсказаниями эволюционной биологии. Эти обстоятельства заставляют пересмотреть первичное определение данной науки.

По нашему мнению, этология человека являет собой поведенческую антропологию — науку, изучающую взаимодействие биологического и социального в поведении человека. Этологи изучают, каким образом общие эволюционные тенденции реализуются в условиях различных культур. В перспективе этология человека может способствовать взаимопониманию между естественно-научными и гуманитарными дисциплинами.

3та наука, как область знаний о поведении человека, заполняет, в сущности, лакуны, которые оставались пустыми до последнего времени и были вне поля зрения психологии, культурной антропологии или социологии. Она изучает поведение человека в ином, эволюционном ракурсе.

Приведем в качестве примера данные об одном из направлений этологии человека — этологической психиатрии. Исходной базой для него послужила собственно этологии (наука о биологических основах поведения) и кинесика (наука о языке тела).

Причина, по которой этологические методы приобрели большую популярность среди психиатров, заключается в том, что этот подход обеспечивал хорошее знание нормы (например, этограмма — набор элементов невербальной коммуникации), наблюдения за внешними поведенческими отклонениями от которой значительно облегчили диагностику патологии, связанной с конкретными психическими заболеваниями. Это особенно актуально, когда речь идет о пациентах, страдающих отсутствием речи и во многом неадекватно реагирующих на опросы и тестирование. В.П. Самохвалов указывает, что благодаря этологии предоставляется реальная возможность провести типологический анализ и уяснить структуру невербального поведения для диагностики и прогноза; выявить причины конкретного поведения (генетические, биохимические).

Этология человека: школы и направления

У истоков этологии человека стоят разные научные школы. В Европе это, в первую очередь, школа К. Лоренца (австро-немецкая традиция), представленная в наши дни такими именами, как И. Айбл-Айбесфельдт, В. Шифенхоевель, К. Грамер, Ф. Сaлтер) и школа Н.

Тинбергена (голландско-британская традиция). Значительное количество современных специалистов в области этологии человека пришли в нее из антропологии (У. МакГрю), зоологии (Н. Блэртон Джонс, Д, Моррис, Р.Хайнд) психологии (П. Смит), психиатрии (Д. Плог) (большинство — ученики Н.

Тинбергена), приматологии (Р. Данбар). Принципиальным различием между европейской и американской школами являются исходные позиции.

В Америке более типичным является заимствование этологических методов специалистами разных дисциплин, признающих эволюционный подход, и ориентация на социобиологические подходы в изучении человеческого поведения .

Часто не делается различий между этологией человека и социобиологией. Это не совсем верно. Обе науки в качестве исходного фундамента рассматривают эволюционную теорию, однако, этология занимается сбором и анализом эмпирических данных, анализирует, в первую очередь, непосредственные функции конкретного поведения.

Этологи предпочитают работать с реальным материалом, их данные конкретны и чаще всего проясняют вопросы о функции и реальной роли данного поведения для реального индивида или группы в реально наблюдаемой ситуации (условиях).

Опираясь на современные биологические знания, этологи преимущественно идут от наблюдения к обобщению и лишь затем к теории. Социобиологи предпочитают пользоваться базовыми парадигмами популяционной генетики, формулировать теории, строить на базе последних математические модели и делать теоретические выводы.

Проверка жизнеспособности предложенной теории — последний этап такого рода исследований. Социобиологи значительно реже обращаются к сбору полевых данных и предпочитают ограничиваться отдельными примерами, которые часто заимствуют из других исследований (в том числе и этологических).

Исключение составляют отдельные культурные антропологи, много лет проработавшие в поле и доказавшие на собственных материалах применимость социобиологических подходов к объяснению ряда социальных человеческих институтов.

В целом, социобиологию можно рассматривать как одну из областей теоретической биологии, работающyю методом дедукции, тогда как этология человека является наукой конкретной. Основой ее служит метод интуиции. Этология — типично полевая наука, тогда как социобиология — по преимуществу наука кабинетная.

Разумеется, с этим обстоятельством связаны и реальные затраты на возможные проекты с использованием этологических или социобиологических подходов. Необходимость полевого материала неминуемо делает этологические проекты более дорогостоящими и трудоемкими.

Вместе с тем, именно реальные факты и реальные выводы, подкрепленные статистически, делают этологические материалы незаменимым и исключительно важным источником сведений о наличии биологических основ поведения человека, и только обобщение эмпирических данных дает возможность моделировать эволюции поведенческих стратегий.

В задачи современной этологии входит анализ индивидуальных и групповых отличий (см., к примеру;. Как свидетельствуют теории Р. Бойда и П.

Ричардсона, именно эмпирические данные такого плана позволят понять механизмы действия группового отбора и причины, по которым в человеческих коллективах происходил отбор на реципрокный альтруизм и кооперацию, формировались нормы морали, препятствующие обману и нарушению взаимных обязательств.

Этологи всегда отмечали, что поведенческие характеристики могут не соответствовать критериям абсолютной и максимальной адаптивности и, следовательно, поведенческая стратегия может быть выгодной для данного человека, нейтральной и даже откровенно вредной.

Нагрузка может меняться в зависимости от контекста, использованная человеком стратегия вовсе не обязательно должна быть оптимальной. Основная парадигма социобиологии — представление об итоговой приспособленности и дифференциальном репродуктивном успехе как основе естественного отбора.

Социобиология исходно базировалась на идее адаптивности поведения. Лишь сравнительно недавно (современные версии этой науки известны в Америке под именем эволюционной психологии или поведенческой экологии) социобиологи признали ошибочность подобного рада утверждений.

В современной версии теоретические основы социобиологии сближаются со взглядами этологов: не только поведения человека нельзя рассматривать как полностью адаптивные, человеческое тела также несовершенно.

Даже важное, с эволюционной точки зрения, преобразование на пути к гоминизации — прямохождение, несет в себе массу недостатков, осложнивших человеческое существование. Это различного рода заболевания опорно-двигательного аппарата, связанные с двигательными нагрузками, и сложности с деторождением.

Кратко

Этологов поведение животных интересует прежде всего как экологический фактор, как фактор приспособления животных к условиям среды в ходе индивидуального развития и в процессе эволюции.

Одновременно этолог стремится выявить также закономерности изменения поведения в ходе филогенеза и зарождения новых форм поведения. Словом, речь идёт о биологических корнях и адаптивном значении поведения. Этологи обращают внимание на видотипичные компоненты поведения.

Зоопсихологи изучают психические аспекты поведения, а этологи – биологические. 

Этология – в основном в Европе. Тимберген, Лоренц. Предпосылки: поведение нужно изучать в естественной среде; нужно изучать видотипичное поведение. От Дарвина этологи взяли теорию естественного отбора поведения и его взгляды на инстинкт.

Основные моделиконцепции классической этологии:

· комплексы фиксированных действий (КФД): стереотипные, жёсткие, предсказуемые. Например: брачные танцы как чёткая цепочка действий. Это сложные высокоорганизованные цепочки действий, которые вызываются простыми высокоспецифичными стимулами. Красное брюшко у колюшки по весне – ключевой стимул, вызывающий агрессию. КФД не зависят от прошлого опыта. Механистичность этологии. 

· Сверхстимул (суперстимул). Серый гусь загоняет яйцо в ямку, потому что оно гладкое и округлое. У бабочек-бархатниц суперстимул – коричневый цвет и ломаный полёт.

· Специфическая энергия действия. Если стимула долго нет, КФД наступает без стимула: энергетический резервуар КФД. Смещённая активность, переадресованная агрессия.



Источник: http://biofile.ru/bio/16105.html

Ссылка на основную публикацию