Теория и понятие аномии

Культурная аномия — теория и концепция аномии, что это такое

Добавлено в закладки: 0

Что такое аномия – это состояние части общества или всего общества, которое характеризуется полным отсутствием правовых и нравственных норм.

Понятие аномии может использоваться как по отношению к индивидуальному, так и к общественному сознанию, и характеризоваться распадом системы ценностей и появлением острых противоречий меж поставленными целями и методами, которые выбираются для их достижения.

Аномия выражается в проявления разочарованности, девиантного поведения, апатии.

Теория аномии

Рассмотрим, более детально, что значит аномия. Аноми́я — понятие, которое вводится в научный оборот Дюркгеймом Эмилем для объяснения отклоняющегося поведения (апатия, суицидальные настроения, противоправное поведение, разочарование).

В согласии с Дюркгеймом, аномия — состояние общества, в котором распад, дезинтеграция, разложение определённой системы устоявшихся норм и ценностей, которые ранее поддерживали общественный традиционный порядок, не соответствует отныне новым принятым и сформулированным государством идеалам. Нужное условие появления аномии в обществе — расхождение меж интересами и потребностями части его членов и возможностями их удовлетворить.

Она проявляется в виде таких нарушений:

  1. неустойчивость, расплывчатость, противоречивость нормативных ценностных ориентаций и предписаний, в частности, расхождение меж нормами, которые определяют цели деятельности, и нормы, которые регулируют средства их достижения;
  2. низкая степень влияния социальных норм на индивидов и их слабая эффективность, как средства нормативной регуляции поведения;
  3. полное или частичное отсутствие нормативного регулирования в переходных, кризисных ситуациях, когда прошлая система ценностей разрушена, а новая не утвердилась или не сложилась в качестве общепринятой.

Дальнейшее развитие концепции аномии связывается с именем Мертона Роберта.

Особенности аномии

Понятие аномии выражает собой экономический и политический обусловленный процесс разрушения основных элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм.

При довольно резкой замене одной морали и общественных идеалов другими определённые социальные группы перестают чувствовать собственную причастность к этому обществу, происходит их естественное отчуждение, новые социальные ценности и нормы (в том числе декларируемые социально образцы поведения) не успевают усваиваться членами данных групп и позиционируются уже вместо конвенциональных некогда и равных средств для того, чтобы достигнуть прошлых общественных или индивидуальных целей как собственные (уже являющиеся не одобряемыми или даже противоправными). Явления аномии, при социальных потрясениях затрагивая все слои населения, в особенности сильно действуют по отношению к молодёжи.

По определению российских исследователей, аномия является отсутствием чёткой системы социальных норм, разрушением единства культурных объединений, вследствие чего жизненный опыт людей перестаёт отвечать общественным идеальным нормам.

Мы надеемся, что дали наиболее полное определение и понятие термина аномия, раскрыли его суть и виды

Источник: https://biznes-prost.ru/anomiya.html

Теория аномии

Э.

Дюркгейм утверждал, что девиация играет функциональную роль в обществе, поскольку девиация и наказание девианта способствуют осознанию границ того, что считается допустимым поведением, и выполняют роль факторов, побуждающих людей подтвердить свою приверженность моральному порядку общества.

Дюркгейму принадлежит идея аномии общественного состояния, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом всœего общества, его социальных институтов, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства.

Люди обнаруживают, что им трудно координировать свое поведение в соответствии с нормами, которые в данный момент становятся слабыми, неясными или противоречивыми.

В периоды быстрых общественных перемен люди перестают понимать, чего ждет от них общество, и испытывают трудности в согласовании своих поступков с действующими нормами. “Старые нормы” уже не представляются подходящими, а новые, зарождающиеся нормы еще чересчур туманны и нечетко сформулированы, чтобы служить эффективными и значимыми ориентирами в поведении. В такие периоды можно ожидать резкого возрастания количества случаев девиации.

Американский социолог Роберт Мертон попытался применить дюркгеймовские понятия аномии и социальной солидарности, анализируя социальную действительность США. Для большинства американцев жизненный успех, особенно выраженный в материальных благах, превратился в культурно признанную цель.

При этом только определœенные факторы, к примеру, хорошее образование и высокооплачиваемая работа͵ получили одобрение в качестве средств к достижению успеха. Никакой проблемы не было бы, в случае если бы всœе американские граждане имели одинаковый доступ к средствам достижения материального успеха в жизни.

Но беднякам и представителям национальных меньшинств часто доступны лишь более низкие уровни образования и скудные экономические ресурсы.

В случае если же они интернализовали цели, заключающиеся в материальном успехе (а это относится не ко всœем индивидам), сильные ограничения могут толкнуть их к нонконформизму и совершению нетрадиционных поступков, так как они не в состоянии достичь общепризнанных целœей законными средствами. Οʜᴎ пытаются добиться престижной цели любыми средствами, включая порочные и преступные.

Современные профессиональные преступники, члены организованной мафии, наркодельцы имеют много общего с Аль-Капоне, печально известным контрабандистом и грабителœем 1920-х – начала 1930-х гᴦ., который заявлял:

“Мои аферы строго следуют американским правилам, и я намерен продолжать в том же духе… Эта наша американская система… предоставляет всœем и каждому из нас великий шанс, нужно только ухватить его обеими руками и выжать из него всœе возможное”.

При этом “отсутствия возможностей” и стремления к материальному благополучию недостаточно для создания давления в сторону девиации. Общество с жесткой классовой или кастовой структурой может не давать всœем своим членам равных шансов выдвинуться, но в то же время восхвалять богатство; так было в феодальных обществах средневековья.

Только тогда, когда общество провозглашает общие символы успеха для всœего населœения, ограничивая при этом доступ множества людей к признанным средствам достижения таких символов, создаются условия для антиобщественного поведения.

Мертон выделил пять реакций на дилемму цели – средства, четыре из которых представляют из себядевиантные адаптации к условиям аномии (см. табл. 5.1).

Таблица 5.1. Мертоновская типология индивидуальной адаптации к аномии

Тип адаптации Культурные цели Институционализированные средства
Конформизм + +
Инновация +
Ритуализм +
Ретритизм
Бунт ± +

Примечания: + принятие;

— отрицание;

± отрицание существующей системы ценностей и замена ее новой системой.

Конформизм имеет место, когда члены общества принимают как культурные цели достижение материального успеха, а также утвержденные обществом средства для их достижения. Подобное поведение составляет опору стабильного общества.

Инновация наблюдается, когда индивиды твердо придерживаются культурно установленных целœей, но отвергают одобренные обществом средства их достижения. Такие люди способны торговать наркотиками, подделывать чеки, мошенничать, присваивать чужое имущество, воровать, участвовать в кражах со взломом и в разбойных ограблениях или заниматься проституцией, вымогательством и покупать символы успеха.

Ритуализм имеет место, когда члены общества отвергают культурные цели или принижают их значимость, но при этом механически используют одобренные обществом средства для достижения таких целœей. К примеру, цели организации перестают быть важными для многих ревностных бюрократов, однако они культивируют средства в качестве самоцели, фетишизируя правила и бумажную волокиту (см. гл. 4).

Ретритизм состоит в том, что индивиды отвергают и культурные цели, и признанные средства их достижения, ничего не предлагая взамен. К примеру, алкоголики, наркоманы, бродяги и-опустившиеся люди становятся изгоями в собственном обществе; “они живут в обществе, но не принадлежат к нему”.

Бунт состоит в том, что бунтари отвергают культурные цели общества и средства их достижения, но при этом заменяют их новыми нормами. Такие индивиды порывают со своим социальным окружением и включаются в новые группы с новыми идеологиями, к примеру радикальные общественные движения.

Типы индивидуальной адаптации Мертона характеризуют ролевое поведение, а не типы личности. Человек может менять мнение и переходить от одного типа адаптации к другому.

Использование теории аномии.Некоторые социологи применили теорию аномии при изучении проблемы подростковой преступности. Так, А.

Коэн предположил следующее: мальчиков, принадлежащих к низшим слоям общества, влечет к бандитским группировкам тот факт, что их постоянно оценивают по меркам среднего класса и они обнаруживают, что проигрывают в своей школьной среде, где ценятся хорошее владение речью, опрятный внешний вид и способность заслуживать похвалы.

В ответ на эти требования мальчики “сбиваются” в подростковые группировки, где в почете “крутые”, “наглые парни”, “нарушители спокойствия”,– стандарты, позволяющие подросткам из низших классов достигать успеха. Согласно исследованиям Делберта С.

Эллиота͵ юные хулиганы, бросившие школу, реже совершают правонарушения, чем те, которые продолжают ее посœещать. Очевидно, уход из ненавистной школы представляет для этих ребят временное решение тех проблем, с которыми они сталкивались в школьной среде, где к ним подходили с завышенными мерками.

Оценка теории аномии. Теория аномии Мертона акцентирует внимание на тех процессах установления признанных культурных целœей и средств, посредством которых общество инициирует девиантное поведение.

В частности, с помощью этой теории можно раскрыть суть и причины преступлений, связанных с деньгами, совершенных на почве наживы и алчности, преступлений в среде “белых воротничков” и корпоративных преступлений, преступлений “поджигателœей войны” и преступлений представителœей властных структур и тех, кто стремится к власти.

При этом критики теории Мертона указывают, во-первых, что он упускает из виду процессы социального взаимодействия, посредством которых люди формируют свои представления о мире и планируют свои поступки.

Мертон описывает нарушителœей социальных норм как индивидуалистов – людей преимущественно самодостаточных, вырабатывающих для себя решения по выходу из стрессовых ситуаций без учета поступков окружающих. Во-вторых, не всякое девиантное поведение можно объяснить разрывом между целями и средствами.

Мертон рисует картину американского общества, в котором, по его мнению, существует консенсус между базовыми ценностями и целями. Но его критики утверждают, что американскому обществу с множеством субкультур свойствен плюрализм.

Жизнь американского общества дает множество примеров, когда девиантное поведение индивида можно объяснить неприемлемостью для него некоторых норм, носящих превалирующий характер в большинстве групп населœения.

Так, индейцы нарушают законы охоты и рыбалки; представители некоторых этнических меньшинств заключают общие браки; выходцы из южных сельских местностей увлекаются петушиными боями; некоторые группы населœения изготавливают самогон; подростки употребляют наркотики.

  • — Социологические концепции причин преступности (теория аномии).

    Система криминологии. Криминология – учебная дисциплина, изучающая преступления, их причины, виды их взаимосвязи с различными явлениями и процессами, результативность принимаемых мер в борьбе с преступностью. Криминологией изучаются и анализируются… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/sotsiologiya/view/430345_teoriya_anomii

    Аномия

    Аномия социальная и культурная

    Понятие аномия было впервые введено Эмилем Дюркгеймом. Аномия по Дюркгейму – это определенное состояние общества, при котором в обществе существуют разногласия, члены общества не верят в существующие ценности и цели, утрачены нормативные и нравственные рамки поведения в обществе.

    Теория аномии Дюркгейма основана, отчасти, на теории Томаса Гоббса об отсутствии каких-либо «естественных» ограничений желаниям и амбициям человека. Поэтому, необходимы ограничения, имеющие социальное происхождение.

    Состояние аномии характерно для общества, в котором таких социальных ограничений нет.

    Аномия по Дюркгейму – это аномальная социальная форма, результат неспособности полностью перейти от механической солидарности, характерной для досовременных обществ, к органической солидарности – отличительной черте современного общества.

    Аномия по Дюркгейму действует на общество разлагающе, приводит к общественным беспорядкам и несчастьям. В своем научном труде «Самоубийство» Дюркгейм рассматривает взаимосвязь между количеством самоубийств и социальными ситуациями, присущими социальной аномии. Например, Дюркгейм изучает корреляцию между числом самоубийств в обществе и количеством разводов в этом обществе.

    Аномия в социологии изучалась не только Эмилем Дюркгеймом, но и Робертом Мертоном. Суть теории культурной аномии Р. Мертона основана на его собственной интерпретации теории аномии Дюркгейма.

    Теория аномии Мертона предполагает, что аномия это социальные ситуации и ориентации отдельных индивидов, несоответствующие определяемым культурой общества целям и доступностью институционализированных средств их достижения.

    Культурная аномия в обществе приводит к росту преступности, асоциального поведения, снижению значимости ценности и норм. Примером мертоновской аномии могут служить социальные условия в России в начале 90-х годов 20 века, когда процветала организованная преступность.

    Согласно теории социальной аномии — преступник — это человек, реагирующий на состояние аномии в обществе, а преступность является нормальным социальным явлением. Иногда встречаются утверждения, будто аномия является примером конформистского поведения. Это, конечно, не так.

    Конформистское поведение предполагает следование всей социальной группы нормам поведения, характерным для данной группы, а в условиях социальной аномии, напротив, нормы и ценности перестают теряют свою значимость и их влияние на поведение членов общества минимально. Так что, отвечая на вопрос ЕГЭ, помните, что аномия не является примером конформистского поведения.

    Схема: Социальная аномия и преступность (источник: Схемо.рф)

    Теория аномии Р. Мертона стала применяться в исследованиях девиантного поведения. По Мертону, всякий раз, когда наступает культурная аномия, то есть, когда происходит разрыв между определенными культурой целями и одобренными обществом средствами, возможны четыре варианта событий:

    «Инновация» – различные преступления или другие осуждаемые обществом средства достижения одобренных целей;

    «Ритуализм» — это попытки добиться одобренных средств без перспективы или ожидания успеха;

    «Ретреатизм» — выбор индивидом или группой людей способа достижения цели

    «Восстание» — стремление членов общества изменить систему.

    В своих исследованиях аномии, Р. Мертон показывает, как культурная аномия может быть источником социальных изменений и проблем.

    Еще по теме:

    Joomla! Україна

    Источник: http://xn--c1ajbknbbt0c0f.net/sociologicheskij-slovar/75-sociologicheskij-slovar-a/302-anomija-djurkgejma-

    Аномия: что это такое, ее отличительные черты в психологии, психиатрии и других науках

    Термин «аномия» получил широкое распространение в научных кругах, в частности в психологии, социологии и смежных с ней дисциплин, а также в медицине. Дословно его можно описать как тотальное беззаконие, игнорирование людьми определенных норм и порядков, что приводит к деструктивным настроениям в обществе и негативным идеям в сознании человека.

    Аномия в узких медицинских рамках понимается как патологическое «выпадение» из памяти названий предметов и имен (an – отрицательная частица, onyma – имя). Но какими детальными характеристиками, отличительными чертами обладает понятие аномия с точки зрения различных наук?

    Представление о термине в психологии

    Свое распространение понятие аномии получило еще в античные времена, однако прочно закрепилось в научной сфере на рубеже XIX-XX веков.

    Данным термином на протяжении всего времени пользовались философы и социологи, историки и теологи, экономисты и психологи, медики.

    На основе этого видно, что термин аномия распространен действительно широко, особенно в рамках социально-общественных. Однако особый интерес к нему проявляют психологи. Что такое аномия с психологической точки зрения?

    Обоснование термина

    В психологическом направлении аномия тесно связана с именем американского социального психолога Лео Сроула, который первым настоял на введении термина в данную научную отрасль. Идея понятия в рамках психологи и базируется на социальной концепции аномии, однако рассматривается с позиции личного сознания человека, а не в формате общественных настроений и группового проявления.

    Но человек – «существо» социальное, нуждающееся в межличностных связях.

    Когда такое отсутствует и не наблюдается внутреннего стремления к этому, на первый план выходят обреченность, безысходность, тоска, апатичность, отчужденность, возникает тяжелое состояние непреодолимого одиночества.

    Побочно фигурируют предпосылки к девиантному поведению, в частности алкоголизму, преступной деятельности, самоубийству. Идея о саморазрушении в контексте психологической аномии доминирует и способна привести к негативным последствиям для человека.

    На основе проведенных исследований латвийскими психологами дополнительно охарактеризовать аномию можно в рамках индивидуального переживания протекающих изменений в обществе.

    Каждый человек, находясь в ситуации не всегда благоприятных перемен в государстве, по-своему переживает «критическую ситуацию».

    Однако, по мнению ученых из Латвии, можно выделить три основных момента психологических реакций:

    • безнорменность, когда в сознании индивида закрепляется идея о невозможности доверять обществу и возрастает склонность к нарушению порядка, так как новые правила не дают возможности для адаптации;
    • бессмысленность, ранее сформированные цели и представления перестают быть актуальными, на смену им не приходят новые из-за отсутствия адаптации к изменившимся условиям; это порождает состояние апатии, скуки, ощущение бессмысленности и бесполезности не только в действиях, но и в жизни в целом;
    • социальная изоляция, отшельничество, нарастающее одиночество, осознание оторванности от людей и невозможность наладить межличностные связи, чувство пустоты или ненужности.

    С психологической точки зрения следует, что аномия способна отразиться на любом человеке, вне его пола, возраста и профессии. Особенно тяжело протекать подобное состояние может у людей «негибких», которые не умеют и не стремятся научиться адаптироваться к быстро изменяющимся условиям.

    Данный момент приводит не только к вышеупомянутым проявлениям и негативным идеям, но и способен оказать сильное стрессовое воздействие, сказаться на уровне тревожности, спровоцировать развитие невротических состояний и депрессии.

    Раскрытие понятия в рамках психиатрии и нейропсихологии

    Термин аномия в медицинских дисциплинах рассматривается немного с иной точки зрения, нежели в психологии. Особенное распространение аномия как определение получила в формате нейропсихологии, нейрофизиологии и психиатрии, в том числе и судебной.

    Что обозначает понятие аномия в подобном контексте? Аномия – это патологическое состояние, при котором пациент ввиду различных оснований не способен запоминать и давать конкретные названия, имена отдельно взятым предметам, явлениям. При этом речь человека остается сохранной и вполне адекватной.

    Он может правильно складывать слова в предложения, в определенной степени ясно мыслить. И в психиатрии, и в нейропсихологии рассматривается аномия в контексте номинальной афазии, а также может фигурировать в формате отдельно взятых амнестических синдромов. Иными словами, в медицинских кругах понимается феномен аномии как состояние патологической забывчивости.

    Но чем отличается восприятие термина в зависимости от конкретной дисциплины?

    Феномен в рамках психиатрии

    Аномия в психиатрическом ключе рассматривается тогда, когда речь идет о деменции (старческое слабоумие), эпилепсии, психозах, в том числе и на фоне алкогольного запоя.

    Понимается аномия не только как патологическая забывчивость, но и в форме нарушения речи.

    При этом феномен выступает как дополнительный симптом, наряду с которым могут фигурировать иные проявления, а само общее состояние больного постепенно ухудшаться.

    Дополнительно к симптоматике, которую демонстрирует аномия, можно отнести:

    • пациент способен при попытке объяснить, о чем идет речь, наглядно демонстрировать жестами, мимикой значение забытого названия, например, делать вид, что что-то пьет, когда не может вспомнить слово «чашка»;
    • аномия характеризуется таким проявлением как молчаливость или немногословность;
    • в ряде случаев может отмечаться склонность к персеверациям (навязчивое повторение одной фразы) или парафазиям («подмена понятий», замена одних слов на другие).

    Бенджамин Раш считал, феномен должен пониматься как «врожденный дефект, когда нет моральных ценностей в сознании индивида». С иной стороны, понятие обозначает отсутствие согласования внутренних чувств и переживаний, которые воспринимаются больным как чужеродные, беспочвенные или ненормальные.

    Представление о термине в нейропсихологии и нейрофизиологии

    Основная суть состояния, при котором отмечается аномия, в ситуации нейропсихологии или нейрофизиологии не отличается от идеи, заложенной в психиатрии.

    В данном варианте рассматривается возникновение феномена ввиду поражений отдельных частей головного мозга (теменно-затылочной, теменно-височной частей коры).

    Они могут возникать из-за гипоксии, черепно-мозговой травмы, инсульта, интоксикаций и так далее. Но также причиной для развития состояния являются и психические расстройства.

    Для точного установления диагноза необходимо проведение определенных исследований, в частности МРТ, патопсихологического и нейропсихологического исследований. Коррекция осуществляется благодаря приему ноотропных препаратов, терапии основного заболевания, а также необходима работа психологического типа.

    Разбор понятия в социологии и смежных дисциплинах

    Рассматривая аномию в формате социологического понятия, акцент необходимо делать на два основных варианта трактовки.

    Идея Эмиля Дюркгейма

    Первое описание аномии в формате социологического термина было представлено Эмилем Дюркгеймом в 1897 году в его научной работе «Самоубийство».

    Он позиционировал аномию как феномен, накладывающий отпечаток на общество в целом и на каждого индивида в отдельности.

    Внутри данного понятия социолог рассматривал такие моменты как апатия, суицидальное поведение, деструктивные настроения, базирующиеся на разных формах агрессии.

    Благодаря чему, по мнению Дюркгейма, внутри общества происходит развитие аномии («беззакония»)? В рамках теории аномии лежит столкновение органической (естественной) и механической (индустриализованной) солидарности, как бы одновременно существующих внутри общества.

    В процессе формирования нового общества возникает конфликт между привычными порядками и новыми правилами. На основе столкновения возникает раскол внутри одного, ранее целого общества.

    У отдельных групп людей складывается негативное (депрессивное) представление о жизни, возникают предпосылки к нарушению закона.

    Опираясь на подобные рассуждения, Дюркгейм вывел обоснование большому количеству самоубийств (аномический суицид по причине убежденности человека в крушении общества).

    Вторая социальная теория и представление о феномене в смежных науках

    Термин аномия также тесно связан с другим именем в научных кругах. Развитием теории аномии активно занимался Роберт Мертон, взяв за основу невозможность достижения желанной цели законными путями ввиду имеющихся общественных ограничений либо кризиса (реформы, война и так далее). Ученый выделял следующие варианты приспосабливаемости к складывающимся обстоятельствам:

    • инновация (асоциальные поступки);
    • мятеж (попытки трансформировать сложившуюся систему);
    • ретреатизм (выбор действий в зависимости от контекста);
    • ритуализм (одобряемые законом действия, которые априори не приведут к нужному результату).

    Рассмотрением идеи об аномии в обществе также занимались: Ллойд Оулин, Джекоб Гвост, Лембрейд, Гюйо и другие ученые. При этом, термин в рамках смежных с социологией наук может фигурировать как понятие «общественного хаоса»; в теологии под аномией понимается безбожие. В политологии и истории понятие часто отмечается в ситуации распада государств, военных действий.

    Несмотря на то, что подобный термин широко распространен в различных дисциплинах, необходимо четко понимать его расшифровку в зависимости от общего контекста.

    Источник: http://depressio.ru/slovar-terminov/29-anomiya.html

    Большая Энциклопедия Нефти и Газа

    Cтраница 1

    Понятие аномии, сформулированное еще в первой книге Дюркгейма, получает в Самоубийстве дальнейшее развитие и углубленную разработку.  [1]

    Понятие аномии, таким образом, получает в Самоубийстве дальнейшее развитие и углубленную разработку.  [2]

    Мертон модифицировалпонятие аномии для обозначения напряженности, возникающей в поведении индивида в ситуации, когда принятые нормы вступают в конфликт с социальной реальностью. В качестве средств для достижения этой цели предполагаются самодисциплина и интенсивная работа.

    Согласно этим положениям, люди, работающие действительно интенсивно, должны добиться успеха вне зависимости от своей стартовой позиции в жизни. В действительности это не так, поскольку большинство людей, изначально находящихся в неблагоприятном положении, располагают ограниченными перспективами роста.

    Те, кто не преуспел, сталкиваются с осуждением своей очевидной неспособности добиться материального успеха. В такой ситуации возникает большое искушение продвинуться любыми средствами, законными или незаконными.  [3]

    В своей трактовке Мертон используетпонятие аномии в основном для анализа социальных отклонений. Важным моментом в его исследовании является анализ расхождения между культурными целями и институциональными средствами их достижения.  [4]

    В своем труде Самоубийство Дюркгейм ввелпонятие аномии, которое стало одним из основных понятий современной социологии и используется для анализа различных социальных механизмов без обязательной связи с самоубийством. Изучение определенного социального феномена — самоубийства — — привело к изобретению понятия аномии, которое позволяет анализировать различные феномены и часто с гораздо большим охватом.  [5]

    Дюрктейм развивалпонятие аномии в связи с тезисом, что в современных обществах традиционные стандарты и нормы разрушаются, не будучи заменены новыми. Аномия возникает, когда в определенных областях социальной жизни нет ясных стандартов поведения.  [6]

    Иллюстрация отчуждения ( по Р. Блаунеру.  [7]

    Второй подход к проблеме негативных последствий фабричной системы ( которые во многом были перенесены На современные организации) связан с понятием аномия. В дальнейшемпонятие аномии развивалось вместе с развитием теории организаций, и до настоящего времени оно весьма широко используется для обозначения негативных процессов в поведении членов организаций.  [8]

    Другой концепцией деформированной интеграции человека в дезорганизованное общество является теория отчуждения. Понятие отчуждение применяется значительно реже, чемпонятие аномии, и включает в себя такие компоненты, как беспомощность, отсутствие нормативных ориентиров, социальная изоляция [ 217, с. Это означает практически полное эмоциональное отделение индивида от общества.  [9]

    Тем не менее и здесь нам есть что почерпнуть в теории французского социолога. Это относится, в частности, к егопонятию аномии, о котором шла речь выше. Описанное Дюркгеймом состояние аномии всегда сопровождает общества в переходные периоды их истории; в этом смысле оно нормально. Такое состояние, по-видимому, переживает в настоящее время и наше общество.  [10]

    В своем труде Самоубийство Дюркгейм ввел понятие аномии, которое стало одним из основных понятий современной социологии и используется для анализа различных социальных механизмов без обязательной связи с самоубийством. Изучение определенного социального феномена — самоубийства — — привело к изобретениюпонятия аномии, которое позволяет анализировать различные феномены и часто с гораздо большим охватом.  [11]

    Парсонсом в 1961 г., служит хорошей иллюстрацией того, как его теория интерпретирует изменения и конфликты внутри общества. Он считает причиной возникновения молодежных проблем масштабные исторические изменения, произошедшие в XX веке.

    Поведение молодежи рассматривается в светепонятия аномии ( anomie) — состояния, в котором ценности и нормы не являются более ясными указателями должного поведения или теряют свою значимость. Причиной этого объявляется парадоксальность американской системы ценностей.

    Центральное место в этой системе занимают ценности личного успеха и его достижения, следование которым усиливает структурную дифференциацию общества, что делает неопределенными ценности более низкого порядка.

    К тому же рост дифференцированности и сложности ограничивает возможность достижения личного успеха кооперацией и специализацией.  [12]

    Только социология способна объяснить различия в количестве самоубийств, наблюдаемые в разных странах и в разные периоды. Он выделяет три основных типа самоубийства, обусловленных различной силой влияния социальных норм на индивида: эгоистическое, алътруистское и анемическое.

    Эгоистическое самоубийство имеет место в случае слабого воздействия социальных ( групповых) норм на индивида, остающегося наедине с самим собой и утрачивающего в результате смысл жизни. Человеческие потребности и желания, согласно Дюркгей-му, безграничны по своей природе.

    Возможности их удовлетворения неизбежно ограничены, и отсутствие эффективных норм, регулирующих и обуздывающих человеческие аппетиты, делает индивидов несчастными и толкает их к самоубийству. Понятие аномии получает в Самоубийстве дальнейшее развитие и углубленную разработку.

     [13]

    Страницы:      1

    Источник: http://www.ngpedia.ru/id290670p1.html

    Ссылка на основную публикацию