Сказкотерапия для детей и взрослых

Сказкотерапия Для Детей и Взрослых Самое Приятное Лечение

Бешеный ритм жизни, сложная экономическая и социальная ситуация в стране, недостаток полноценного отдыха и множество других удручающих реалий современности накладывают свой отпечаток на психическое здоровье людей.

Всё больше малышей с раннего детства страдают неврозами. Взрослые люди находятся в депрессивном состоянии или близком к нему, а это отражается и на настроении, и на здоровье организма в целом, и на работоспособности.

Психотерапевты ищут новые методы лечения неврозов и лёгких психических расстройств. Одним из самых приятных и одновременно эффективных методов регулировки психического состояния человека можно назвать сказкотерапию.

Сказкотерапия стала использоваться в качестве инструмента психотерапевта относительно недавно, но сама по себе существует с незапамятных времён. Ещё наши давние предки знали сказки, рассказывали их своим детям и учили их придумывать свои сказки.

Через сказку передавался жизненный опыт, мудрость поколений, сказка учила жить правильно и разумно решать возникающие проблемы. Прелесть этого метода лечения в том, что он доступен абсолютно всем пациентам.

Разумеется, воображение развито у разных людей в разной степени, да и родным языком все владеют по-разному, но каждый человек способен слушать, интерпретировать и придумывать сказки.

В основе сказкотерапии лежит тот факт, что люди мыслят субъективно, рассматривают всё через призму своего мировосприятия, накладывают на всё реальности своей жизни. Получается, что в одной и той же сказке каждый человек найдёт своё, обратит внимание на те аспекты, которые ему ближе.

Человек не всегда может чётко сформулировать свои проблемы, но опытный психолог сможет выявить их по тому, как пациент интерпретирует события сказки, на что обращает своё внимание, какие идеи сказки ему близки, что из прочитанного волнует и тревожит его. Одним из интереснейших методов сказкотерапии является написание собственной сказки.

Клиентские сказки могут многое поведать об их авторах. Психотерапевт получает полную картину внутреннего мира своего клиента, лучше узнаёт его.

Сказкотерапия помогает не только выявить проблемы в психике пациента, но и мягко и эффективно решить их. В некоторых случаях само осознание проблемы пациентом приносит хорошие плоды. Узнав, что так мучило его и убедившись в незначительности проблемы, человек успокаивается, нервное напряжение снимается, и это постепенно нормализует состояние психики.

Одним из самых чудодейственных моментов является придумывание финала сказки. Как правило, специалист подбирает сказку, отражающие те же проблемы, что мучают пациента. Человек должен придумать окончание сказки, которое бы ему хотелось видеть, либо несколько вариантов финала. Сам того не подозревая, человек находит решение своих жизненных проблем.

Сказкотерапия часто включает и такие моменты, как рисование иллюстраций к сказкам. Рисунки могут многое рассказать о внутреннем мире пациента. К тому же, рисование расслабляет, развивает воображение, помогает настроиться на творческую волну.

Сегодня сказкотерапией занимаются многие психологи и психиатры. Создаются специализированные центры. Сказкотерапия показана как детям, так и взрослым пациентам. Некоторые люди ошибочно полагают, что сказки интересны только детям, но это не так.

Каждый человек в душе остаётся ребёнком на протяжении всей жизни, у каждого человека есть сказочная мечта, и никто не откажется от возможности написать свою сказку, сказку, в которой главным героем будет он сам, и придумать этой сказке счастливый конец.

Источник: https://www.ja-zdorov.ru/blog/skazkoterapiya-dlya-detej-i-vzroslyx-samoe-priyatnoe-lechenie/

Что такое сказкотерапия?

Выделяют такой метод арт-терапии, как сказкотерапия. Этот метод психокоррекции и психопрофилактики используется в практике сравнительно недавно, хотя приобрел известность довольно давно.

История возникновения

Сказкотерапия как отдельная ветвь психотерапии возникла в Санкт-Петербурге и ее основателем стала Татьяна Зинкевич-Евстигнеева. Именно она превратила идею использовать фольклорных персонажей для психотерапии, в целую ветвь науки. Затем многие отечественные психологи и психотерапевты использовали этот метод в своей практике (Э. Фромм, Вачков И.В, Лисина Е. и другие).

Сказки издревле использовались в качестве передачи информации. Сказочные истории обладают поистине огромной силой воздействия на сознание и подсознание не только детей, но и взрослых.

 В первую очередь для детей это способ познания мира и вырабатывания поведения в определенных ситуациях. Смешные и поучительные истории способствуют развитию мышления и аналитических способностей у ребенка.

Также, в процессе анализа услышанного или прочитанного, у детей развивается фантазия, они учатся искать собственные выходы из различных ситуаций.

У взрослых эти механизмы также прекрасно работают. На многих семинарах и тренингах специалисты используют сказки в виде наглядных пособий или способов донести информацию кратчайшим путем. В индивидуальной работе, ориентированной непосредственно на клиента, сказки используются для глубокого анализа ситуаций и поиска новых выходов из сложившегося положения.

Типы сказок

Сказкотерапия подразумевает использование не столько уже существующих историй, сколько написание и создание новых. Для того, чтобы осознанно составить новую сказку, необходимо разбираться в их типологии.

Дидактическая сказка

Чаще всего именно этот вариант используется для работы с дошкольниками и детьми младшего школьного возраста. С помощью нее можно передать новую информацию, навык или умение. Для развития аналитических способностей и закрепления информации в конце каждой сказки есть несложное задание в виде игры.

Спектр тем, которые могут быть обыграны, просто огромен. К ним относятся правила дорожного движения (как правильно переходить дорогу), важность поздравления родителей с праздниками, обучение самостоятельности и многое другое.

Такую сказку можно не только рассказывать, эту же цель могут выполнять мультики и небольшие сценки с одним сюжетом.

«Взрослая» сказкотерапия редко пользуется именно таким методом, так как взрослые люди относятся с большой долей скепсиса к подобным наглядным пособиям. Для ребенка же «впитывать» информацию в игровой форме наиболее естественный процесс, чем нередко пользуются в детском саду.

Психологическая сказка

С помощью психологической сказки врач пытается повлиять на развитие личности. Чаще всего такая история основана на реальных событиях, но имеет определенную долю вымысла. Информация передается в виде метафор и аллегорий.

Задача, которая выполняется при помощи психологической сказки, несколько отличается от цели сказки дидактической. В этом случае действия специалиста направлены на то, чтобы развить и укрепить определенные личностные качества пациента. Например, зачем доверять, зачем заботиться, зачем беречь себя. Это те вопросы, ответы на которые и позволяют личности формироваться.

Психокоррекционная сказка

Этот вид сказочных историй направлен на коррекцию определенной психологической проблемы и подходит для работы как со взрослыми, так и с детьми.

В первую очередь с помощью истории демонстрируется неэффективный стиль поведения, а затем показываются альтернативные пути развития ситуации.

Для этого можно использовать как события повседневной жизни, так и абсолютно сюрреалистические ситуации.

При этом во время сеанса большое значение имеет обсуждение услышанного или прочитанного. В первую очередь свое мнение высказывает пациент, а потом уже, на основании этого, говорит специалист. Интерпретация данных может многое прояснить и более полно раскрыть внутренний мир и проблему клиента.

Психотерапевтическая сказка

Сказкотерапия началась именно с нее. С помощью данных историй можно воздействовать на психику пациента, передавать ему знания и навыки. Они отличаются неприкрытой мудростью, затрагивают темы отношений человека с окружающим миром и самим собой.

Специалист с помощью психотерапевтической сказки старается вернуть веру пациента в себя, оказывает поддержку и помощь в определенной психологически трудной ситуации. В основе таких историй часто лежат притчи или буддийские сказания.

Медитативная сказка

Эти рассказы используются для снятия внутреннего напряжения, структурирования мыслей и создания позитивных мыслеобразов. Это наиболее сложный метод, который используется в сказкотерапии. Специалист, который берется осваивать эту методику, должен обладать не дюжим талантом рассказчика, уметь «уводить» словом и передавать точные образы.

Важно уметь создать правильное эмоциональное состояние у слушателей. Необходимо излагать материал так, чтобы любой мог четко увидеть передаваемый образ. Даже те, кто яблоко просто так не визуализирует! Медитативная сказка направлена на разговор с бессознательным, на передачу информации сразу на «подкорку». Поэтому важно уметь погрузить слушателей глубоко в рассказываемую историю.

Чтобы усилить эффект, необходимо в кабинете создать мягкую, спокойную обстановку. Для этого прекрасно подойдет приглушенное освещение, негромкая музыка, например, звуки природы. Голос рассказчика должен течь плавно, размеренно. История может не иметь четкого сюжета, но должна быть направлена на работу с архетипами.

Методы

Сказкотерапия, как и любое направление арт-терапии, имеет свои методы. Специалист сам выбирает определенный метод для каждого конкретного случая, а также может их компоновать по своему желанию:

  • Рассказывание и сочинительство. Это самый простой и распространённый метод. Пациент может сам рассказывать сказку (уже существующую или придуманную им самим), а врач наблюдает за его поведением. Золотой правило психотерапии: «Чтобы пациент не говорил, он всегда говорит о себе». И здесь оно актуально как никогда. Также врач и пациент могут придумывать историю вместе, но ведущая роль все равно принадлежит больному. При работе с детьми, особенно дошкольного возраста, этот метод помогает выявить их эмоциональную нестабильность или внутренние проблемы;
  • Рисуем сказку. Этот метод включает в себя также другой компонент арт-терапии. Пациент с помощью красок, пластилина, глины или других подручных материалов выражает свои эмоции, расставляет акценты. Таким образом, он может полностью выразить свое беспокойство, передать чувство тревоги или страха;
  • Сказкотерапия также предполагает создание кукол. Это также медитативное занятие, ведь в данном случае на первый план выходит процесс, а не результат. Пациент в кукле реализует свои тайные мысли и желания, что отвечает основному постулату теории Зигмунда Фрейда.В процессе изготовления куклы пациент с помощью специалиста может увидеть проблемы и попытаться найти ее решение. Также такое времяпрепровождение способствует снятию нервного напряжения;
  • Диагностика. Сказкотерапия направлена не только на решение проблем, но и их уточнение. Такой способ психодиагностики отлично подходит для детей. Можно использовать гибких кукол, фарфоровых красавиц, разнополые игрушки. Данные игры позволяют определить проблемы с аутоидентефикацией, неполадки в семье или окружающем мире. Беседа и игры могут производиться как в присутствии родителей, так и без них.

Сказкотерапия имеет в своем арсенале множество других интересных методик. Опыт и навыки специалиста позволяют определить тот из них, какой лучше всего подойдет для решения проблем данного пациента. Ведь сказкотерапия в первую очередь является индивидуальной методикой.

Источник: https://ODepressii.ru/lechenie/skazkoterapiya.html

Сказкотерапия для детей | Цветы жизни

Сказки уже давно стали неизменным спутником моей жизни. Я придумываю их сама, вместе с детьми и просто читаем самые разные все вместе. Очень люблю сказки за их легкость, сказочность и вместе с тем доступную обучаемость. Сказкотерапия — любимый конек в воспитании и взрослых, и детей. Главное, вовремя ее применить.

Сказка- это волшебная история, которая способная подарить настоящее чудо!

Сказка — основная таблетка в сказкотерапии. Сказкотерапия — это терапия сказкой. Сказкой лечатся тяжелые и легкие формы капризиитов, нехочухиитов и лениитов. К тому же, сказка — наиприятнейшее лекарство во всей медицине, которая придется по душе каждому!

Каждая мама в силу своей природы уже с рождения способна на сказкотерапию для детей. Ведь мама интуитивно знает, как и в какой форме преподнести малышу тот или иной жизненный урок. Только добрая мамина сказка может за секунды превратить горку с лестницей в непреодолимое горное препятствие, а лужи в огромные моря и океаны…

Сказкотерапия, это конечно большое научное течение, которое тщательно и глубоко изучается, анализируется и трактуется. Но маме ни к чему забивать себе голову научными терминами и понятиями. Достаточно того, что мама ЗНАЕТ, что сказка помогает! Что сказка всегда рядом! Что сказка полезна и, как лекарство, весьма вкусна на вкус.

Важные моменты

Однако, придумывая и рассказывая малышу сказку, нужно учесть некоторые важные моменты. Во-первых, в сказке не должно быть прямых нотаций.

Также и после прочтения, не стоит говорить ребенку: «Вот видишь, мишка молодец, правильно поступил. А ты?..». Сказка создает у малыша целостную картинку и яркие образы, которые действуют подсознательно.

Малыш САМ приходит к важным выводам, и САМ встает на путь исправления.

Во-вторых, сказка – это самый короткий мостик для установления контакта. Рассказчику следует быть очень тактичным, чтобы не спугнуть детское доверие и не разрушить веру в сказку. Будьте внимательны к эмоциям и вопросам ребенка.

Предлагаю приступить к созданию собственной сказки. У каждой сказки есть структура – некая основа, как ствол дерева, вокруг которой мы нарастим веточки, и вырастим на них листочки.

Из чего же сказка состоит? Вот примерный и самый простой план сказки:

  • Начало истории и знакомство с героем
  • Происшествие, назревший конфликт
  • Преодоление трудностей
  • Положительное завершение сказки

Давайте рассмотрим проблему боязни воды. Какая история сюда подойдет? Возможно в ней будет девочка или мальчик, того же возраста, а может быть даже и имени, что малыш, а возможно какой-нибудь зверек или игрушка. И ждут героев забавные приключения и испытания. Главное, чтобы сказка была интересной и со счастливым концом!

Вот пример такой сказки:

«Машенькины игрушки любили плавать на кораблике и покорять водные просторы ее ванночки. А вот сама Машенька совсем не стремилась к воде. Уговорить ее поплавать было делом почти невыполнимым. Но игрушки свои она очень любила и бережно к ним относилась.

Однажды в плавание на кораблике отправилась ее любимая плюшевая зайчишка с бантиками на ушках. Она крепко держалась за бортики кораблика и наслаждалась плаванием. Но вот Маша вдруг стала громко плакать и кричать, что не будет купаться. И в этот момент началась настоящая буря. Большие волны поднимались и катились прямо на кораблик. И … вот зайчишка уже оказалась за бортом.

Машенька даже не успев подумать, быстро нырнула ручкой под воду и достала игрушку. Она ее пожалела и даже извинилась. А зайчишка ей и говорит: «Машенька, ты такая смелая. Ты спасла меня. Давай вместе поплаваем. А то мне теперь немного страшно одной»…

Машенька с удивлением подумала, что вода оказывается довольно приятная и в ней можно весело играться и плескаться. С тех пор, девочка не боялась воды. А наоборот, всех звала с собой купаться, а когда выросла стала чемпионкой по плаванию.»

Мамина сказка рождается на кухне, когда начинают ссориться кастрюля и ложка, или в ванной, где проказничают мыльные пузыри; на прогулке, когда детские сапожки вдруг превращаются в сапоги- скороходы и у детской кроватки, когда мягкая подушка приглашает полетать в мире грез и фантазий.

У каждой мамы рождаются свои чудесные, волшебные, лечебные сказки. И они нужны маленькому человеку. Ведь мамины слова окрыляют, оздоровляют, вдохновляют, дарят веру в свои силы, уверенность в завтрашнем дне и знание, что он любим! Поэтому сказкотерапия для детей развивается, мудреет и процветает.

Сказка – важная страничка детства. Пусть она живет в ваших домах и дарит счастье!

С самыми сказочными пожеланиями,

мама-сказочница Людмила Поцепун.

Источник: http://tsvetyzhizni.ru/skazochnoe-korolevstvo/skazkoterapiya/skazkoterapiya-mamina-pomoshhnica.html

Что такое сказкотерапия для взрослых

Сказки существуют не одно тысячелетие и занимают огромное место в жизни людей, особенно детей. Сказки являются частью детского воспитания, — это важное условие духовного развития ребенка.

Но последние исследования, проведенные учеными со всего мира, помогли выяснить, что сказки полезны и нужны не только детям, но и взрослым. Сейчас все большую популярность приобретает сказкотерапия для взрослых.

Что такое сказкотерапия и как с ее помощью стать лучше и счастливее?

Сказкотерапия создана для того, чтобы человек смог познать собственную душу и излечить ее. Сказки содержат в себе множество важнейших психических процессов, и ученые исследуют их именно с этой стороны.

Они способны оказать благотворное воздействие на человеческую психику. Сказкотерапия хороша тем, что человек сможет найти в ней самого себя, сказка непременно затронет нужные струны его души.

Сказки исцелят от тревог и помогут найти выход из сложной ситуации.

Преимущества сказкотерапии для взрослых

Преимущества сказкотерапии можно перечислять долго. Благодаря сказкам, человек обретает душевную свободу от собственных фобий, навязчивых мыслей, негативных установок. Сказки помогают понять, какие жизненные ценности являются главенствующими для человека и как жить в мире с самим собой.

Сказки – это способ принять верное решение, стать полноценной частью общества. С их помощью человек избавляется от многих своих недостатков (ненависти, зависти, жадности и т.д.). Сказкотерапия помогает нормализовать или построить отношения с окружающими людьми.

Освобождение своего «я» — пожалуй, главное преимущество сказкотерапии.

Способы применения сказкотерапии

Достоинства и преимущества сказкотерапии описаны, как теперь использовать это метод для душевного благополучия? Специалист после общения с человеком, изучения его психологического состояния, эмоционального настроя выбирает тот или иной метод воздействия на клиента с помощью сказки.

  1. Можно работать с готовой сказкой, прочитать историю вслух, проанализировать слова, поступки главных героев, к каким последствиям привели эти поступки.
  2. Можно написать индивидуальную сказку для клиента, которая затрагивает именно его проблемы и беспокойства.
  3. Можно самому попробовать создать свою сказочную историю, где человек самостоятельно затрагивает болезненные для него темы и ищет способы выхода из тяжелой ситуации.
  4. Можно также организовать театральную постановку истории.

Как написать собственную сказку

Чтобы самому написать полезную сказку, необходимо устроиться поудобнее, желательно там, где никакие посторонние звуки не смогут отвлечь. Можно закрыть глаза, расслабиться и дать волю воображению. Человек начинает сказкотерапию с представления волшебной страны с особенными ее жителями.

Из всех жителей перед его глазами периодически будут вставать те или иные образы, самый актуальный из которых останется, а остальные рассеются. Человек наделяет героя определенными чертами характера, способностями и другими характеристиками. Затем начинается обдумывание сюжета, который тесно связан с внутренним конфликтом автора сказки.

После этого нужно заняться описанием кульминационного момента и придумать концовку истории.

Пример сказкотерапии:

В данном случае прорабатывается тема науверенности в себе, человек ищет способы повышения самооценки.

Жила – была во Вселенной одна звездочка. Она была хорошая, красивая, умная, но очень скромная и молчаливая. Она росла в окружении множества других звездочек. Порой она смотрела на других звездочек и ей казалось, что они светят ярче, чем она сама. Звездочка часто грустила из-за этого и почти никогда не ходила на звездные балы, устраиваемые главной звездой в их галактике…

Сказкотерапия – это возможность духовно обогатиться, стать ближе к творчеству и решить проблемную ситуацию, поэтому она заслуживает внимания взрослых.

Источник: http://slyxi.com/chem-polezna-skazkoterapiya-dlya-vzroslyx/

Сказкотерапия для детей — Осьминожка

Иногда в жизни малыша случаются такие трудности, которые нельзя разрешить обычными методами, а порицания или споры дают лишь обратный эффект.

Вот тогда ему на помощь могут прийти мудрые родители, вооруженные сказкой, способной подсказать ребенку выход из мучащей его ситуации.

Сказкотерапия, а именно так называется решение психологических трудностей с помощью сказки, дает на самом деле огромные возможности детям и взрослым. Родители могут прочитать малышу сказки, придуманные психологами, а могут сочинить сказочную историю и самостоятельно.

Что такое сказкотерапия?

Сказка – это не просто встреча ребенка с волшебным миром несуществующих персонажей, могучих богатырей, мудрых волшебников, добрых животных, но и самые первые ненавязчивые объяснения, что такое добро и зло, подлость и самоотверженность, страх и храбрость. Сказка может как оградить от неверного решения, так и подсказать правильное.

Сказкотерапия заключается в использовании в работе с детьми метафор, сказочных образов, которые осознанно или бессознательно влияют на мысли, эмоции, чувства и поведение ребенка, приводя к психотерапевтическому эффекту. При условии удачного подбора сказочного образа, который согласуется с волнующей ребенка проблемой, возможности сказкотерапии будут очень эффективными и принесут замечательный результат.

Какие проблемы решает сказкотерапия?

С помощью сказкотерапии можно решить многие проблемы дошкольников и младших школьников, например, страхи, агрессивное поведение, нервные тики, энурез и т. д. Для школьников больше подойдут притчи, басни и истории, детям же дошкольного возраста специалисты советуют рассказывать сказки про животных.

В зависимости от существующей психологической проблемы психотерапевтические сказки можно разделить на несколько групп:

  1. Сказки для малышей, которые испытывают разнообразные страхи (темноты, природных стихий, животных), боязнь врачей и медицинских процедур.
  2. Сказки для детей, отличающихся гиперактивным (гипоактивным), тревожным поведением.
  3. Сказки для детей дошкольного возраста, которые поступают в школу, оканчивают или поступают в детский сад.
  4. Сказки для младших школьников, имеющих проблемы с социализацией, адаптацией к школе, обучением и общением со сверстниками.
  5. Сказки для решения проблем детской ревности по отношению к братьям и сестрам.
  6. Сказки для детей, которые столкнулись с семейными трудностями: скандалы родителей, развод, семейное насилие и т. д.
  7. Сказки для малышей, которые потеряли родителей, других близких людей или домашних животных.
  8. А также множество других сказок по самым разным эмоциональным или поведенческим проблемам ребенка.

Как проводится сказкотерапия?

Для того чтобы сказкотерапия оказалось эффективной и принесла реальную помощь в разрешении детских проблем, следует выполнять некоторые правила:

  • сказочная история должна отражать реальную проблему ребенка;
  • в сказке необходим замещающий опыт, с помощью которого ребенок сможет решить тревожащую его проблему;
  • сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности.

Последовательность психотерапевтической сказки

  1. Начало сказочной истории, знакомство с главными героями (детям до пяти лет в роли главных героев лучше всего предлагать животных, игрушки; с пятилетнего возраста можно вводить волшебников, принцесс и принцев).

  2. Главный герой сталкивается с такой проблемой или трудностью, которая очень напоминает проблему малыша.
  3. Подробно описывается способ решения проблемы главным героем.
  4. Главный герой сказочной истории справляется с тревожащей его проблемой.

  5. Сказочный герой успешно извлекает урок из своего мышления и поведения, а его жизнь меняется в самую лучшую сторону.

Самостоятельное проведение сказкотерапии

Родители могут применять психотерапию в работе со своими детьми и  самостоятельно, но только при отсутствии у ребенка патологий и невротических симптомов, то есть в легких случаях. Если же ситуация зашла далеко, то лучше всего воспользоваться помощью квалифицированного специалиста.

Для домашней сказкотерапии можно использовать как готовые сказки, сочиненные психологами, так и сказки, придуманные самостоятельно или вместе с ребенком. В этом случае следует воспользоваться приведенной выше схемой.

Родители вначале придумывают сказочного персонажа, который по характеру, возрасту и полу близок ребенку, а затем описывают героя таким образом, чтобы малыш заметил неявное (!) сходство с собой.

После этого сказочный герой попадает в ситуацию, схожую с переживаниями ребенка, и начинает искать из нее выход. Затем вместе с малышом родители помогают главному герою решить трудности, попутно объясняя ребенку смысл того, что происходит в сказке.

Ну и, в конце концов, герой сказочной истории понимает, что он делал неправильно, и становится на путь качественных и положительных изменений.

Придуманную или прочитанную сказку можно просто рассказать ребенку, без обсуждения, а можно ответить на предложенные автором вопросы, нарисовать сказочную историю, проиграть ее при помощи кукол или в песочнице.

Специалисты также указывают на необходимость соблюдения некоторых правил при проведении самостоятельной психотерапии с дошкольниками или младшими школьниками. Например, родителям следует при чтении сказки проявлять настоящие чувства, не делать долгие паузы, а также садиться так, чтобы ребенок видел лицо, мимику и жесты рассказчика.

Итак, в старых добрых сказках добро всегда побеждает зло, а главный герой становится лучше и счастливее. А еще у нее есть больший плюс – сказка не учит напрямую, а дает малышу нужное решение через волшебные образы и метафоры. Читайте сказочные истории детям или сочиняйте их вместе с малышами.

Редакция

Источник: http://www.osminojek.ru/skazkoterapiya-dlya-detej/

Сказкотерапия для детей и взрослых как метод психологической коррекции

На протяжении веков старшее поколение рассказывало младшим сказки, былины, всевозможные притчи и т.д. При этом они остаются не только средством развлечения и проведения досуга, но и передачи жизненного опыта, правил поведения и устоев, сформировавшихся в обществе. Сказкотерапия – это еще и метод лечения.Сказкотерапия – что это?

Речь идет о методе, позволяющем развить в человеке творческие способности, расширить сознание, научиться конструктивно взаимодействовать с окружающим миром и побороть в себе внутренние страхи и комплексы.

Сказкотерапия как метод психологической коррекции изучался многими известными психологами – Фрейдом, Зинкевич-Евстигнеевой, Лисиной, Вачковым и др.

Особую важность сказка имеет для ребенка, ведь вовремя рассказанная былина может иметь тот же эффект, что и психологическая консультация для взрослого.

Сказкотерапия в психологииЛечение сказкой помогает профессионалу решать его повседневные задачи. Сказкотерапия в психотерапии выступает не просто особым направлением, а вмещает в себя достижения педагогики, психологии, психотерапии, философии и традиций многих культур.

Самые разные проблемы детей и взрослых – агрессивность, замкнутость, фобии, страхи и другие поддаются коррекции сказками. Особую роль в психологическом воздействии играет метафора. От точно подобранной метафоры зависит эффективность сказкотерапевтического приема.

При этом для каждого клиента подбирается соответствующий его проблеме жанр – детектив, любовная история, фэнтези, легенда, былина, миф и др. При работе с ребенком даже нет надобности что-то анализировать и делать выводы: работа происходит на подсознательном, внутреннем уровне.

При этом специалист устраняет не симптомы проблемы, а саму причину и в этом заключается главное преимущество сказкотерапии.медитативные сказкиСказкотерапия – виды сказокСказки делят по жанрам, по отдельно взятым детским проблемам и др. Выделяют следующие виды сказкотерапии:дидактические сказания;психокоррекционные;психотерапевтические;медитативные.Т.Д.

Зинкевич-Евстигнеева включает в этот список еще и народные, художественные, авторские народные выдумки. К народным относят мифы и легенды, в которых волшебство и чудеса способствуют духовному развитию, животные воспитывают сострадание, а всевозможные страшилки помогают подготовиться и стойко перенести жизненные невзгоды.

Художественные произведения вмещают весь опыт и наработки прошлых поколений, а авторские выдумки помогают тем, кто потерял надежду и не видит выхода из сложившегося положения.Психологические сказкиТакие виды сказок берут на себя следующие функции:Воспитывают ребенка.

Посредством услышанного малыш учится жить в социуме, перенимает правила и нормы поведения, принятые в обществе, усваивает моральные императивы.Психологические сказки для взрослых учат ответственности, стойкости перед жизненными невзгодами, заботе о ближних. Ведь в таких историях добро всегда побеждает зло, но главному герою приходится потрудиться, чтобы правда восторжествовала.

Являются инструментом норратива – повествования. При этом слушающий накладывает рассказ о чужой жизни на сценарий собственной, что формирует правильную модель поведения.Психотерапии. Сказкотерапия помогает человеку избавиться от проблем, фобий и страхов.

Психотерапевтические сказкиЭти рассказы раскрывают глубинный смысл происходящих событий, помогают взглянуть на ситуацию под другим углом. У них не всегда бывает счастливый конец, но значение неизменно проникновенно и проницательно. Такие приемы сказкотерапии заставляют человека задуматься о смысле жизни, отношении к близким и своей второй половинке, проблемах смерти и бытия и т.д.

Специалист использует такие рассказы в тех случаях, когда другие психологические техники не дают результата. Путем философствования на выбранную тему удается достичь нужного эффекта.психологические сказкиПсихокоррекционные сказкиМетод помогает ребенку осознать свою проблему и найти конструктивный выход из нее.

При создании рассказа в его основу кладут идентичную проблему, но не имеющую прямого сходства с уже имеющейся. В ходе повествования вырисовывается замещающий опыт, который психолог и предлагает ребенку для решения своей проблемы.

Тем, кто интересуется, какие виды сказок использует специалист, можно ответить, что в сюжете главный герой всегда сталкивается с той же проблемой, что и ребенок. В результате находит правильное решение, справляется с трудностями и извлекает урок из своих действий.Медитативные сказкиУже по названию легко понять, что такие рассказы сродни медитации.

Их читают, создав определенные условия: приглушив свет, включив подходящую для релаксации музыку и заняв удобную позу. Подобная методика сказкотерапии позволяет полностью погрузиться в процесс для накопления положительного образного опыта, избавиться от психоэмоционального напряжения и создать лучшую модель взаимоотношений, развить личностный потенциал.

Отличительной особенностью этого вида сказок является полное отсутствие злых героев и конфликтов.Дидактическая сказкаЭтот тип самый простой и ненавязчивый. Его часто применяют при работе с дошкольниками и младшими школьниками. Методы сказкотерапии в этом случае преследуют цель передать ребенку какой-то новый навык, знание или умение.

Закрепить результат помогает небольшое задание, которое малыш выполняет дома. Дидактические сказки могут быть предназначены и для взрослых, например, рассказывать о необходимости предохраняться. Но в основном их применяют по отношению к детям, помогая научиться вежливости и тактичности, усвоить правила дорожного движения и др.

Сказкотерапия для взрослыхРаботать со сказкой можно самыми разными способами:Обсудить уже существующую былину.Сочинить сказку самостоятельно.Инсценировать уже написанный рассказ. То есть разыграть его как в театре.Выразить свои эмоции с помощью бумаги, кисти и красок.Сказкотерапия как метод психокоррекции большое значение придает сочинительству, так называемым клиентским сказкам.

При этом само написание рассказа осуществляется в три этапа:Замедление. Этот творческий процесс призван успокоить и настроить человека на написание рассказа. Психолог может предложить ему немного отвлечься и нарисовать рисунок, выполнить аппликацию или поработать с глиной. Настроиться помогает и чтение специально отобранной сказки.Написание истории.

Сказкотерапия – это непосредственный перенос на бумагу своих эмоций, чувств, переживаний, выраженных в форме волшебного творчества.Прочтение рассказа, завершение. На этом этапе клиент зачитывает специалисту свою историю, а после они вместе разбираются, в чем смысл сюжета, что хотел человек этим сказать.Примеры сказок для взрослых:Сказка о счастливой Звезде.

Сказка про Триединое Государство.сказкотерапия для взрослыхПсихология жертвы – сказкотерапия для взрослыхСуществует немало пособий и методик, использующих терапию сказками в качестве помощи людям с установками на поведение жертвы. Особый интерес представляет такая сказкотерапия для женщин. Известный автор М. Одинцова так и назвала свою книгу: «Психология жертвы.

Сказкотерапия для взрослых». В своей работе она растолковывает само понятие «жертва», описывает, как такая модель поведения подавляет личностный потенциал, не давая развиваться и расти. Цель сказкотерапии – преодолеть пораженческую психологию и выйти на новый – конструктивный уровень жизненного творчества.

Сказкотерапия – уверенность в себеНеуверенные в себе люди просто малоинформированные, ведь неуверенность – это незнание. Однако, напрямую диктовать правила поведения и говорить: «Делай то и делай так», нельзя, ведь это вызовет обратную реакцию. Сказкотерапия со взрослыми и маленькими детьми заключается в том, чтобы подтолкнуть человека измениться.

Сказка ничего не навязывает и не диктует, а просто предлагает различные пути решения проблемы.Сказкотерапия в бизнесеПрактика сказкотерапии приносит свои плоды не только в образовании, психологии, но и профессиональной деятельности. На всевозможных тренингах и семинарах специалисты приводят в пример сказки, которые учат общаться с коллегами и партнерами. Актуальность сказкотерапии остается высокой, ведь это мощный инструмент ведения бизнеса. Сказочные истории иллюстрируют основные принципы работы в команде, помогают осознать деструктивность техник манипуляции и др. С их помощью можно сформировать личный и командный бренд, продвинуть свой товар или услугу на рынке.Сказкотерапия – книгиК популярным изданиям относят:«Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку» И.В. Вачкова. Его книги по сказкотерапии предназначены для учителей, психотерапевтов, студентов. Они помогают развить в себе потенциальные способности, реализовать мечту, приобрести знания, которые помогут в жизни.«Сказки и сказкотерапия» Д. Соколова. Книгу написал терапевт по профессии и сказочник по жизни. В основе рассказанных историй лежат психологические теории и психотерапевтические техники, которые автор отработал на себе сам. Многие из них использовались в реальной терапевтической работе с пациентами.

«Психотерапевтические сказки и игры» С.А. Черняевой. В издании собраны сказочные истории и методические рекомендации по работе с ними. Приводятся примеры работ и описания игр, которые можно применить в психотерапии. Сказкотерапия может помочь родителям, имеющим проблемных детей, психологам, педагогам и др.

Источник: http://lady.1mgn.ru/psikhologiya/skazkoterapiya-dlya-detej-i-vzroslykh-kak-metod-psikhologicheskoj-korrektsii.html

Сказкотерапия для взрослых и детей — Издательство Ольги Кузнецовой

Сказкотерапия — лечение (воспитание) сказкой — самая интересная и красивая из всех «терапий». Она достаточно эффективная, но при этом мягкая, не ломающая сознание человека. а изменяющая его постепенно . Поэтому многие психологи считают, что сказкотерапия предпочтительнее прочих, особенно для детей.

А еще это один самых доступных видов психокоррекции нежелательного поведения. Кто-то из родителей может вдохновиться, изучить принципы создания лечебной сказки и придумывать для своих детей собственные истории.

А кто-то может воспользоваться уже готовыми изданиями сказок — народных или авторских, придуманных специально.

Один из лучших сказкотерапевтов в России — это Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева, которая является ректором Института сказкотерапии, д.к.с, психологом и психотерапевтов, автором психолого-педагогической технологии «Комплексная сказкотерапия».

Зинкевич-Евстигнеева создала целую серию пособий, помогающих начинающим сказкотерапевтам. Стоит оговориться, что технология этого автора системная и глубокая, воздействующая на подсознание человека.

Надо хорошо вникнуть, прочитав её пособия (а если вы хотите работать сказкотерапевтом и проводить профессиональные консультации, то пройти обучение в Институте сказкотерапии).

Прекрасным руководством является книга «Практикум по сказкотерапии». Использовать можно для любого возраста.   

Один из базовых законов создания терапевтической сказки для ребёнка — это использование третьего лица/животного/предмета в качестве главного героя. Ведь, если ваша ваша сказка будет прямо говорить малышу о его проблеме, то эффекта от неё не будет.

Сказка потеряет очарование и превратится в очередную нотацию.

Имя вашего ребёнка допустимо использовать только если это не лечебная, а лирическая сказка, сказка для настроения — в духе «Как король (имя папы) встретил принцессу (имя мамы), они поженились, и у них родился маленький принц (имя ребёнка)».

Замечательные советы по созданию детских сказок дает Мария Шкурина в своем интервью ресурсу «Блоги мам». Рекомендую к прочтению: www.blogimam.com

Какие готовые книги можно использовать?

Поистине чудесной является книга Юлии Кузнецовой «Сказки про вредин». Многие родители, читающие эту книгу своим детям, утверждают, что сказки исправили не один конфликт у их детей. А иллюстрации Виктории Кирдий как хороши!

 

Дети также очень любят сказки Софьи Прокофьевой, которые собраны в книжке «Не буду просить прощения».

  

А  «Сказки от слёз» Марии Кутовой пригодятся, чтобы использовать яркие идеи и образы для разных объяснялок и заговаривалок. Особенно хорошо работают истории о том, как свет ушёл на ночное небо помогать светить звездочкам, и про болячки.

 

Если говорить о сказках для взрослых, то стоит обратить внимание на автора Ирину Сёмину (Эльфику). Многие из её сказок уже разошлись по сети.

Для любителей изысканного чтения подойдут «Песни Мамы Шамана. Философские сказки о времени, яблоках и смысле жизни» Яны Мори. В этих сказках намного больше иносказательности, чем в сказках Эльфики. Это «древняя как мир песня, на которую откликается душа, даже когда разум не в силах познать её смысл». Великолепная книга, достойная стать подарком.

Хотелось бы также упомянуть здесь о книге, которая не относится к сказкотерапевтической, но со сказками тем не менее связана прочно. Это издание Елены Ульевой «Энциклопедия для малышей в сказках. Всё, что ваш ребёнок должен узнать до школы».

  

А какие необычные сборники сказок любите читать вы?

Заглавная иллюстрация — картинАнны Силивончик.

Источник: http://kuznetsova-books.ru/blog/skazkoterapija_dlja_vzroslykh_i_detej/2016-01-04-10

Ссылка на основную публикацию