Самосознание: расшифровка понятия

Самосознание

Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе.

Мерилом для человека в его отношении к себе являются, прежде всего, другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более многогранным.

Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая, независимо от меняющихся ситуаций, способна при этом оставаться сама собой.

Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое.

Главная функция самосознания — сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возмож-ность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя; если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.

В современной науке существуют различные точки зрения на генезис самосознания.

Традиционным является понимание самосознания как исходной генетически первичной формы человеческого сознания, основывающейся на самоощущениях; самовосприятие человека, когда еще в раннем детстве у ребенка формируется целостное представление о своем физическом теле, о различении себя и всего остального мира. Исходя из концепции «первичности» указывается, что способность к самопереживанию оказывается особой универсальной стороной самосознания, которая его порождает.

Существует и противоположная точка зрения (Л. Л. Рубинштейн), согласно которой самосознание — высший вид сознания, возникший как результат развития сознания. «Не сознание рождается из самопознания, из «Я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности…»

Третье направление психологической науки исходит из того, что сознание внешнего мира и самосознание возникли и развивались одновременно едино и взаимообусловленно. По мере объединения «предметных» ощущений складывается представление человека о внешнем мире, а в результате синтеза самоощущений — о самом себе.

В онтогенезе самосознания можно выделить два основных этапа: на первом этапе формируется схема собственного тела и формируется «чувство Я».

Затем по мере совершенствования интеллектуальных возможностей и становления понятийного мышления самосознание достигает рефлексивного уровня, благодаря чему человек может осмысливать свое отличие в понятийной форме.

Поэтому рефлексивный уровень индивидуального самосознания всегда остается внутренне связанным с аффективным самопереживанием (Зинченко В. П.). Исследования показали, что самоощущение контролируется правым полушарием мозга, а рефлексивные механизмы самосознания — левым полушарием.

Образ «Я», или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает 4 компонента (по В. С. Мерлину): • сознание отличия себя от остального мира; • сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности; • сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;

• социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

Критерии самосознания: 1) выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды); 2) осознание своей активности — «Я, управляю собой»; 3) осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»); 4) мо-ральная оценка себя, наличие рефлексии — осознание своего внутреннего опыта.

В структуре самосознания можно выделить: 1) осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как действующий субъект»); 2) осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»); 3) познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»); 4) эмоциональное, чувственное представление о себе. Таким образом, самосознание включает в себя: • самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);

• самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

При анализе динамической структуры самосознания используют два понятия: «текущее Я» и «личностное Я».

«Текущее Я» обозначает конкретные формы осознания себя в текущем настоящем, то есть непосредственные процессы деятельности самосознания.

«Личностное Я» — это устойчивая структурная схема самоотношения, ядро синтеза «текущих Я». В каждом акте самосознания одновременно выражены элементы самопознания и самопереживания.

В структуре самосознания можно выделить 4 уровня: • непосредственно-чувственный уровень — самоощущение, самопереживание психосоматических процессов в организме и собственных желаний, переживаний, состояний психики, в результате достигается простейшая самоидентификация личности; • целостно-образный, личностный уровень — осознание себя как деятельного начала, проявляется как самопереживание, самоактуализация, отрицательная и положительная идентификация и поддержание аутоидентичности своего «Я»; • рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень — осознание личностью содержания собственных мыслительных процессов личности, в результате возможно самонаблюдение, самоосмысление, самоанализ, саморефлексия;

• целенаправленно-деятельный уровень — своеобразный синтез трех рассмотренных уровней, в результате выполняются регулятивно-поведенческие и мотивационные функции через многочисленные формы самоконтроля, самоорганизации, саморегламентации, самовоспитания, самоусовершенствования, самооценки, самокритики, самопознания, самовыражения.

Информационное наполнение структур самосознания связано с двумя механизмами его деятельности: уподоблением, отождествлением себя с кем-то или чем-то («самоидентификация») и интеллектуальным анализом своего «Я» (рефлексия и саморефлексия).

Наиболее известная в современной науке модель структуры самосознания предложена К. Юнгом и основана на. противопоставлении осознаваемых и неосознаваемых элементов человеческой психики. Юнг выделяет два уровня ее самоотображения.

Первый — субъект всей человеческой психики — «самость», которая персонифицирует как сознательные, так и бессознательные процессы и поэтому есть как бы тотальная личность.

Второй уровень — форма проявления «самости* на поверхности сознания, осознаваемый субъект, сознательное «Я», Когда человек думает: «Я знаю себя», «Я чувствую, что я устал», «Я ненавижу себя», то в этом случае он является одновременно и субъектом и объектом.

Несмотря на идентичность «Я»-субъекта и «Я»-объекта, все же необходимо их различать — принято называть первую сторону личности «Я», а вторую — «самостью». Различие между «Я» и «самостью» относительно. «Я» является наблюдающим началом, «самость» — наблюдае-мым «Я».

В целом можно выделить 3 пласта сознания человека: 1) отношение к себе; 2) отношение к другим людям; 3) ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).

Отношение к другим людям, осознание этого отношения бывает качественно различным: 1) эгоцентрический уровень отношений — отношение к себе как самоценности влияет на отношение к другим людям («Если мне помогают, то это хорошие люди»); 2) группоцентрический уровень отношений («Если другой человек принадлежит к моей группе, он — хороший»); 3) просоциальный уровень («Другой человек — это самоценность, уважай и прими другого человека таким, каков он есть»;
«Поступай с другим так, как ты бы хотел, чтобы поступили с тобой»); 4) эстохолический уровень — уровень исходов («Каждый человек находится в определенном соотнесении с духовным миром, с богом. Милосердие, совесть, духовность — главное в отношении к другому человеку»).

Нарушения самосознания.
При всех психических заболеваниях самосознание поражается раньше, чем предметное сознание.

Существуют специфические расстройства самосознания: • деперсонализация, когда происходит утрата своего «Я», все происходящее в своей психике люди воспринимают как бы со стороны, как что-то внешнее или чужое; • расщепление ядра личности.

Оно как бы раздваивается, больные жалуются на постоянное присутствие двух чуждых начал, конфликтующих между собой.

Каждое из этих начал «Я» обладало памятью, индивидуальностью, утвер-ждало собственную жизненную целостность, но не признавало саму мысль о возможном существовании других начал; • нарушение телесной идентификации, когда люди жалуются, что части своего тела воспринимают как что-то от них отдельное;

• крайние формы нарушения самосознания (дереализация), когда утрачивается чувство реальности не только своего бытия, но появляются сомнения в подлинности существования всего окружающего мира.

Источник: https://psyera.ru/samosoznanie_7450.htm

Что такое самосознание

Автор Татьяна в 17/08/2014. Опубликовано Когнитивная психология

Самосознание является одним из первых компонентов Я-концепции. Хотя самосознание занимает центральное место в каждом из нас, сегодня мы еще недостаточно хорошо его понимаем. Исследователи продемонстрировали, что осознание себя у человека начинает появляться в пределах года с момента его рождения и развивается ещё в течение шести месяцев.

Какое определение дают самосознанию эксперты?

«Самосознание есть психологическое состояние, в котором люди осознают свои черты, чувства и поведение. Кроме того, его можно определить как реализацию самого себя в своей индивидуальности».

Крисп, Тёрнер (2010)

Самосознание является «…психологическим состоянием, при котором человек воспринимает себя как объект внимания».

Франсуа (1996)

Когда появляется самосознание?

Льюис и Брукс-Ган (1979) провели несколько интересных исследований на тему развития самосознания. Исследователи прикрепляли красную точку к носу младенца, а затем подносили его к зеркалу.

Если дети узнавали себя в зеркале, тянулись к собственному носу, а не к отражению в зеркале, исследователи считали, что у них, по крайней мере, в некоторой степени развито самосознание.

Льюис и Брукс-Ган обнаружили, что практически все дети младше года тянулись к отражению, около 25% младенцев в возрасте от 15 до 18 месяцев и около 70% малышей возрасте 21-24 месяцев тянулись к собственному носу.

Важно отметить, что исследование Льюиса и Брукс-Гана только визуально указывает на наличие самосознания у младенцев; на самом деле дети могут обладать и другими формами самосознания даже на столь раннем этапе своей жизни. Исследователи Льюис, Салливан, Стангер, и Вайс (1989) предполагают, что о наличии самосознания может говорить выражение эмоций, а также способность думать о себе по отношению к другим людям.

Как развивается самосознание?

Исследователи считают, что важную роль в развитии самосознания играет определённая область мозга — передняя часть поясной извилины (область лобной доли).

Эксперимент Льюиса и Брукс-Гана указывает на то, что самосознание начинает появляться у детей в возрасте около 18 месяцев, что совпадает с быстрым ростом клеток в передней части поясной извилины.

Исследователи также использовали сканирование мозга, чтобы показать, что этот регион активируется у взрослых, обладающих самосознанием.

Виды самосознания

Психологи часто выделяют различные типы самосознания:
Общественное самосознание. Этот тип самосознания возникает, когда люди начинают понимать то, какими они кажутся другим.

Общественное самосознание часто возникает в ситуациях, когда люди находятся в центре внимания, например, когда выступают или беседуют с группой друзей. Этот тип самосознания часто заставляет людей придерживаться социальных норм.

Когда мы осознаем, что за нами следят и нас оценивают, мы часто пытаемся вести себя таким образом, который позволит нам выглядеть в глазах других социально приемлемыми и желанными.

Общественное самосознание может также привести к тревожности, при которой люди начинают испытывать недомогание и беспокойство по поводу того, как их воспринимают другие.
Частное самосознание. Этот тип возникает, когда люди осознают некоторые аспекты себя.

Например, когда Вы видите своё лицо в зеркале и осознаёте его, это может считаться одним из видов частного самосознания. Неприятные ощущения в животе, когда Вы понимаете, что забыли подготовиться к важному тесту; трепет Вашего сердца, когда вы видите привлекательного для Вас человека — тоже отличные примеры этого вида самосознания.

Состояние повышенного самосознания

Вам никогда не казалось, что все на Вас смотрят, Ваши действия судят и ждут, что же Вы будете делать дальше? Это состояние повышенного самосознания может ставить Вас в неловкое положение и в некоторых случаях даже заставлять нервничать.

В большинстве случаев, оно носит лишь временный характер и возникает в ситуациях, когда мы находимся в центре внимания. Для некоторых людей, однако, это состояние может стать хроническим.

Застенчивые люди имеют более выраженный уровень частного самосознания, что может служить как хорошим, так и плохим знаком. Эти люди, как правило, лучше осведомлены о своих чувствах и убеждениях, и поэтому, скорее всего, будут придерживаться своих личных ценностей.

Тем не менее, они также чаще страдают от негативных последствий для здоровья — растущего стресса и тревоги. Они иногда склонны размышлять о событиях и чувствах, могут подвергаться ярко выраженной депрессии.

Публичные застенчивые люди имеют более развитое общественное самосознание. Они, как правило, больше думать о том, что другие люди думают о них, и часто обеспокоены тем, что другие люди могут осуждать в их внешности или их действиях. В результате, эти люди склонны придерживаться групповых норм и пытаться избежать ситуаций, в которых они могли бы выглядеть плохо или чувствовать себя неловко.

Источник: http://aboutyourself.ru/kogn-psi/chto-takoe-samosoznanie.html

Самосознание и его функции

Как известно, каждый человек обладает сознанием, то есть биологически обусловленной способностью осознавать окружающий мир и самого себя (иначе – самоосознавать).

Сознавание личностью себя как конкретной физической сущности, обладающей формой и рядом других характеристик и рассматриваемой как предмет самооценки и суждений других, не прекращается на протяжении всей жизни человека.

Развитие самосознания основано на физических ощущениях и впечатлениях, которые организм начинает испытывать еще на ранних стадиях своего онтогенеза.

В рамках психологического анализа самосознание может быть рассмотрено в качестве сложного психического процесса, сущность которого кроется в восприятии личностью многочисленных образов самой себя в разных ситуациях повседневности и видах деятельности, формах поведения, во всех способах взаимодействия с окружающими людьми и в соединении данных образов в единое целостное образование – понятие «Я», собственной индивидуальности. По мнению В. С. Мерлина, «объектом самосознания служит не действительность, а собственная личность как субъект деятельности».

Самосознание человека (и детей, в частности) проанализировано С. Л. Рубинштейном в работе «Сознание и его границы» (1989).

Исследователь отмечает, что формирование самосознания человека является своеобразным этапом в развитии сознания, подготавливается данный этап развитием речи и произвольных движений, появлением самостоятельности. В соответствии с этим С. Л.

Рубинштейн предлагает рассматривать несколько последовательно сменяющих друг друга моментов становления самосознания в онтогенезе человека:

  1. овладение собственным телом;
  2. возникновение произвольных движений;
  3. самостоятельное передвижение и самообслуживание;
  4. постижения своего «Я» в прошлом, настоящем и будущем;
  5. принятие оформленного самосознания.

Таким образом, по утверждению исследователя, самосознание начинает формироваться уже с самого раннего возраста. Однако некоторые авторы (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, М. Кун) не согласны с данной точкой зрения и утверждают, что становление самосознания начинается лишь в подростковом возрасте.

Принято считать, что одним из первых многостороннее исследование самосознания предпринял Л. С.

Выготский, по мнению которого, самосознание подростка является не только феноменом его личности и сознания, но и особым моментом развития личности – от самопознания к самоотношению и саморегуляции.

На протяжении развития личности самосознание все более усложняется, а по мере того, как увеличивается число образов в его структуре, образуется адекватный, глубокий и интегративный образ собственного «Я».

Согласно точке зрения Р. Лэнга, самосознание включает не только осознание и принятие человеком самого себя, но и понимание того, что он предстает как объект наблюдения кого-то другого.

Самосознание последовательно проходит стадии своего развития по мере того, как ребенок становится личностью, сознательно выделяющей себя из мира других людей. Таким образом, в общей структуре личности самосознание – это сложное интегративное свойство ее психической деятельности.

С одной стороны, самосознание словно подводит итоги психического развития личности на конкретных его этапах, а с другой – предстает как внутренний регулятор поведения.

Самосознание, оформившись, оказывает влияние на все дальнейшее развитие личности, являясь одним из наиболее необходимых внутренних условий непрерывности данного процесса, устанавливает устойчивое равновесие между внешними воздействиями, внутренними ощущениями личности и формами ее поведения.

По образному выражению А. Н.

Леонтьева, личность «рождается дважды», причем второе рождение связано именно с формированием самосознания, которое исследователь рассматривал с учетом отношения личности к самой себе, на основе стремления к самосовершенствованию.

В соответствии с этим, наиболее важную роль в структуре самосознания играют самопознание, самосовершенствование и поиск смысла жизни. Однако в научной литературе предлагаются и другие точки зрения на структурные элемента самосознания.

Структура самосознания

Достаточно полно структура самосознания рассмотрена в работе В. В. Столина «Самосознание личности» (1983). Исследователь в качестве основной «единицы самосознания» предлагает рассматривать смысл «Я», содержащий когнитивный, эмоциональный и отношенческий компоненты. Общая логика рассуждений В.

В. Столина сведена к пониманию того, что множественность видов деятельности порождает множественность смыслов «Я», пересечение разных деятельностей ведет к поступкам, поступки – к конфликтным смыслам «Я», конфликтный смысл «Я», в свою очередь, дает ход развитию и дальнейшей работе самосознания.

Традиционным принято рассмотрение самосознания как вершины человеческой психики, состоящей из трех тесно связанных компонентов: самопознание, самоконтроль (или саморегуляция), самосовершенствование. Самопознание, в свою очередь, формируется самонаблюдением и самооценкой.

Причем именно в самооценке как одном из важнейших личностных образований лучше всего прослеживается временнáя динамика развития самосознания. Это связано с тем, что при формировании самосознания эмоционально-ценностное отношение человека к самому себе достигает максимальной интенсивности и глубины.

Многообразие чувств и эмоциональных состояний, которые были пережиты личностью в разное время в различных жизненных ситуациях, не только образует особый эмоциональный «фонд» самосознания, но и закладывает основы самооценки, преобразует ее.

При этом именно самооценка направляет и предопределяет весь процесс саморегуляции, результат которого соотносится с устойчивостью и динамикой самооценки.

При рассмотрении других точек зрения на структуру самосознания, необходимо отдельно представить мнение одного из последователей школы Д. Н. Узнадзе – А. А. Налчаджяна, который предложил использовать при описании самосознания следующую обобщенную схему:

Рис. 1. Структура самосознания личности (по А. А. Налчаджяну)

Таким образом, структура самосознания центрирована вокруг «Я», которое посредством устойчивых структур Я-концепции координирует познавательные процессы, регулируя их и направляя на познание себя и окружающего мира.

Проявление активности самосознания связано и с ситуативными Я-образами, которые «окружают» центральное «Я» и его Я-концепцию.

Кроме того, в собственно самосознании, то есть в Я-концепции, возможно выделение нескольких разновидностей формирующих ее элементов:

  • элементы самосознания, относящиеся к схеме тела личности;
  • элементы настоящего (реального) «Я»;
  • элементы идеального «Я» и др.

С вопросом о структуре самосознания тесно связано рассмотрение его важнейших функций.

Функции самосознания

Обобщая работы ведущих исследователей в области психологии личности, можно указать, что самосознание выполняет следующие функции:

  1. Регулятивная функция. С помощью самосознания человек контролирует, организует и регламентирует собственное поведение и деятельность, что проявляется как в отношении к самому себе, так и в его взаимоотношениях с внешним миром.
  2. Функция развития и самосовершенствования (описывается в работах К. А. Абульхановой, Ю. Б. Гиппенрейтера, А. А. Деркача, А. Н. Леонтьева, А. Маслоу, В. С. Мерлина, А. Б. Орлова, К. Роджерса, Н. Роджерса и др.). Данная функция основана на рассмотрении самосознания как важнейшего инструмента внутренних и внешних преобразований личности. Благодаря мотивационному потенциалу самосознание направляет личность на пути качественных изменений, побуждает к стремлению самореализации, а также обеспечивает расширение жизненного пространства.
  3. Экзистенциальная функция. Связана с тем, что самосознание порождает в личности стремление к поиску смысла жизни.
  4. Интегративная функция. Самосознание принимает участие в построении целостного непротиворечивого внутреннего мира человека, в соотнесении его с внешним опытом человечества (традициями, культурой, ценностями), а также в установлении гармонии между социализацией и индивидуализацией.
  5. Защитная функция. Проявляется в направленности самосознания на удовлетворение стремления человека поддерживать и охранять устойчивый, привычный образ своего «Я».

Кроме перечисленных функций некоторые исследователи рассматривают адаптационную, мотивационную, организационную, проективную и некоторые другие функции самосознания, суть которых, по мнению И. С.

Кона, сводится к тому, что самосознание «не просто дает индивиду достоверные сведения о самом себе, а помогает в выработке эффективной жизненной ориентации, включая чувство своей онтологической приемлемости, цельности и самоуважения».

Важно также, что все функции самосознания связаны между собой, могут проявляться не последовательно, а одновременно.

Источник: https://Author24.ru/spravochniki/psihologiya/psihicheskie_svoystva_lichnosti/samosoznanie_i_ego_funkcii/

Самосознание — это..

Социальная психология. Словарь под. ред. М.Ю. Кондратьева

Самосознание — осознание человеком своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов, идеалов, мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля. С. свойственно не только индивиду, но и социальным группам. В С. человек…

Философский словарь

— (само-со-знание) — противоположное осознанию внешнего мира (объекта) переживание единства и специфичности «Я» как автономной (отдельной) сущности, наделенной мыслями, чувствами, желаниями, способностью к действию. Включает в себя процессы самопознания (само-по-знания),…

Философский словарь

осознание и оценка человеком самого себя как субъекта познавательной, нравственной, религиозной, эстетической, политической и т.д. деятельности. Иными словами, осознание своего нравственного облика, интересов, идеалов, мотивов поведения. всегда личностно и критично. Является…

Философский словарь

— осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля. Тесно связано с рефлексией.

Философский словарь

— осознание себя (своего Я) как субъекта своего сознания, способность размышлять о самом себе, о знаниях себя и своей природы, о смысле своей жизни, с готовностью признавать, что и другие способны к самосознанию. Оно сверхкосмично, в нем есть стремление к бесконечному; это -…

Философский словарь

— по [2] выделение человеком себя из объективного мира, осознание своего отношения к миру, идентификация себя как личности, своих поступков, действий, мыслей чувств, желаний и интересов. Мы будем говорить самосознание — способностьчеловека сосредоточивать внимание на…

Новейший философский словарь

САМОСОЗНАНИЕ — (само-со-знание) — противоположное осознанию внешнего мира (объекта) переживание единства и специфичности «Я» как автономной (отдельной) сущности, наделенной мыслями, чувствами, желаниями, способностью к действию Включает в себя процессы самопознания (само-по-…

Психологический словарь

— осознанное человека своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей — .

Психологическая энциклопедия

(англ. self-consciousness) — осознание человеком себя как индивидуальности. Сознаниечеловека м. б. направлено либо на внешний мир, окружающий человека (внешняя направленность), либо на самого субъекта (это и есть С.) — тело, поведение, потребности, чувства, характер, в т. ч….

Психологическая энциклопедия

— осознанное человека своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей.

Источник: http://insai.ru/slovar/samosoznanie-0

Общее понятие о самосознании. Соотношение сознания и самосознания

Астраханский Государственный Университет

Реферат на тему: «Общее понятие о самосознании и его функциях. Соотношение сознания и самосознания».

Работу выполнила:

Студентка 1 курса группы ИП-11

Афанасьева Александра

Проверила: Веремеева Ю.А.

Астрахань 2011

Содержание:

  1. Введение стр.3

  2. Общее понятие о самосознании стр. 5

  3. Функции, компоненты и значение самосознания стр. 9

  4. Соотношение самосознания и сознания стр. 11

  5. Заключение стр.16

  6. Список литературы стр. 18

2

Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания.

Сознание — это врождённая высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов. Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно, многоаспектно.

Представления о нем весьма различны, зависят от разнообразия жизненного опыта людей, формирующего далеко не тождественные между собой его трактовки; понимание сознания, его сути, содержания, масштабов проявления определяется во многом культурными традициями людей, их религиозной, общественной ориентацией.

Самосознание есть определенная форма реального явления — сознания.

Самосознание не яв­ляется созерцанием собственного изолированного инди­вида, оно возникает в процессе общения.

Общественная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку в осознании самих правил взаимоотношения.

Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную им материальную и духовную культуру. Самосознание в процессе жизни человека развивается не только на базе «органических ощущений и чувств», но и на основе его деятельности, в которой человек высту­пает творцом созданных им предметов, что развивает в нем сознание различия субъекта и объекта.

Самосознание предполагает выделение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание — это осознание человеком своих

3

действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий. Самосознание есть сознание, направленное на самого себя: это — сознание, делающее своим предметом, объектом сознание.

4

2. Общее понятие о самосознании.

Самосознание — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий. [3]

Источник: http://works.doklad.ru/view/7Jt_FUW2vR8.html

Ссылка на основную публикацию