Роберто ассаджиоли: всё о известном психологе

Духовный кризис: Когда преобразование личности становится кризисом

Так живая сила его ума
Сломала все барьеры,
И прошел он далеко за пределы
Огненных стен мира,
И в уме и духе
Преодолел безграничность Вселенной.

Лукреций. О природе вещей

В более популярных версиях истории психиатрии и психологии Карл Густав Юнг представляется фигурой некоего гиганта или пионера-первопроходца, одиноко возвышающейся над своим окружением.

Может показаться, что он в одиночку бросал вызов господствовавшим в этих дисциплинах медицинским стереотипам и подчеркивал значение духовности.

Однако в то же самое время, когда Юнг ставил под сомнение ограниченную и биологически ориентированную мысль фрейдистского психоанализа, еще один психиатр, тихо и незаметно работавший в Италии, пришел к выводам, имевшим много общего с юнгианским подходом, — это был Роберто Ассаджиоли.

Работы Ассаджиоли не получили должного признания до 60-х годов, времени великого возрождения интереса к духовности и исследованиям сознания. Особенно примечателен тот факт, что Ассаджиоли уделял особое внимание взаимоотношению между духовностью и умственными расстройствами.

Ассаджиоли был психиатром и психотерапевтом, создавшим оригинальную систему трансперсональной терапии, названную им “психосинтезом”. Получив подготовку как фрейдистский аналитик, он был одним из пионеров психоанализа в Италии. Однако уже в 1911 г.

он выдвинул серьезные возражения против учения Фрейда и обсуждал его недостатки и ограничения. Он характеризовал его как такой подход к человеческим проблемам, который не может быть назван неверным, но является односторонним и неполным.

В особенности он критиковал Фрейда за пренебрежительное и предвзятое отношение к духовному измерению человеческого бытия.

В последующие годы Ассаджиоли сформулировал принципы психосинтеза, своей собственной теории и практики терапии и самопознания.

Ее основной постулат состоял в том, что любой индивидуум находится в постоянном процессе личностного роста, реализуя свой скрытый потенциал.

По контрасту с Фрейдом, который сосредоточил свое внимание на основных инстинктах, свойственных человеческой природе, Ассаджиоли особо выделял позитивные, творческие и приносящие радость элементы и важность воли.

Карта человеческой личности, разработанная Ассаджиоли, во многом сходна с психологической системой Юнга, так как она явно признает духовность, отдавая ей должное, и включает в себя понятие коллективного бессознательного. Она состоит из нескольких основных компонентов, находящихся в динамическом взаимодействии.

Низшее бессознательное управляет базовой психологической активностью, в частности, включающей в себя примитивные инстинктивные потребности и эмоциональные комплексы. Промежуточное бессознательное — это область, где опыт ассимилируется, прежде чем достигнуть сознания; она примерно соответствует тому, что Фрейд называл “предсознанием”.

Область сверхсознания является сферой высших чувств и способностей, таких, как интуиция и вдохновение. Поле сознания содержит чувства, мысли и импульсы, доступные для анализа. Ассаджиоли различал сознательное “я”, определяемое как средоточие чистого осознавания, и высшее “Я”, существующее отдельно от сознания разума и тела.

Все эти компоненты погружены в коллективное бессознательное, общее для всех нас.

Важным элементом психосинтеза является понятие субличности. Согласно Ассаджиоли, человеческая личность не есть единое и полностью интегрированное целое; она состоит из многих динамических структур, имеющих относительно самостоятельное существование и поочередно, в зависимости от обстоятельств, оказывающих преобладающее влияние на психику.

Наиболее общие и очевидные субличности отражают ситуативные роли, которые мы играем в своей жизни сейчас или играли в прошлом, — ребенок, друг, любовник, родитель, учитель, доктор или офицер. Другие субличности могут быть воображаемыми героями, мифологическими фигурами или даже животными.

Главной задачей психосинтеза являются выявление субличностей и их объединение в эффективно функционирующее динамическое целое.

Терапевтический процесс психосинтеза включает в себя четыре последовательные стадии. На первой клиент узнает о различных элементах своей личности, которые до того были скрыты, и принимает их на сознательном уровне.

Следующий шаг — освобождение себя от их психологического влияния и развитие способности их контролировать; это то, что Ассаджиоли называл “разотождествлением”.

После того как клиент постепенно обнаруживает свой психологический центр, становится возможным достижение самого психосинтеза, который характеризуется кульминацией процесса самореализации и интеграции различных субличностей вокруг нового центра.

Ассаджиоли родился в Венеции в 1888 г., а жил и работал во Флоренции. Его замечательные живучесть, жизнерадостность, оптимизм и юмор были с ним до самых последних его дней.

Несмотря на преклонный возраст и прогрессирующую потерю слуха, он продолжал активно работать как психиатр и занимался профессиональной деятельностью во множестве других областей вплоть до самой своей смерти в 1974 г.

Он был руководителем Psychosynthesis Research Foundation — Фонда исследований в области психосинтеза в Нью-Йорке — и президентом Instituto di Psicosintesi (Института Психосинтеза) в Италии. Его публикации составляют более трех сотен статей и несколько книг, включая такие, как “Психосинтез” и “Акт воли”.

Статья, являющаяся вкладом Ассаджиоли в нашу антологию, — воистину классическая в данной области. Это ясное и сжатое обоснование важности духовного развития и обсуждение проблем и трудностей, связанных с этим процессом.

В психиатрической литературе очень немного работ, столь ясно подчеркивающих необходимость проводить различие между обычной психопатологией и кризисом, который предшествует духовному раскрытию, сопровождает его и следует за ним.

Духовное развитие — это длинное и трудное путешествие по удивительным областям, полным сюрпризов, красоты и радости, трудностей и даже опасностей. Оно включает в себя пробуждение потенциальных возможностей, до того скрытых и дремлющих, восхождение сознания в новые области, радикальные преобразования “нормальных” элементов личности и раскрытие новых внутренних измерений.

Я употребляю термин “духовный” в самом широком смысле, и всегда по отношению к эмпирически обозримому человеческому опыту.

В этом контексте слово “духовный” относится не только к переживаниям, традиционно рассматриваемым как религиозные, но ко всем состояниям осознавания, всем человеческим функциям и проявлениям, общей чертой которых является отношение к ценностям, более высоким, чем обычные, — к таким, как этические, эстетические, героические, гуманистические или альтруистические ценности.

В психосинтезе мы понимаем такие переживания высших ценностей как исходящие из сверхсознательных уровней человеческого существа. Сверхсознание может рассматриваться как более высокий аналог низшего бессознательного, столь хорошо описанного Фрейдом и его последователями.

В качестве высшего объединяющего центра для сверхсознательного и жизни индивида в целом выступает Трансперсональная, или Высшая, Самость. Таким образом, духовные переживания могут ограничиваться областями сверхсознательного или же включать в себя осознание Самости. Это осознание постепенно развивается в Само-реализацию — отождествление “я” с Трансперсональной Самостью.

В последующем обсуждении я буду рассматривать различные стадии духовного развития, включая достижение Само-реализации.

Для нас не может быть сюрпризом то обстоятельство, что столь фундаментальная трансформация отмечена несколькими критическими стадиями, которые могут сопровождаться различными умственными, эмоциональными и даже психическими расстройствами. При объективном клиническом обследовании они могут выглядеть такими же, как и те, что вызваны более обычными причинами. Но в действительности они имеют совершенно иные значение и функцию и нуждаются в ином подходе.

Число случаев расстройств, имеющих духовное происхождение, быстро растет в наши дни, когда все больше людей сознательно или бессознательно нащупывают путь к более полной жизни.

Кроме того, возросшие уровень развития и сложность личности современного человека и его критический ум сделали процесс духовного развития более богатым и содержательным, но также и более сложным и трудным.

В прошлом одного лишь морального обращения, простой чистосердечной преданности учителю или спасителю, любящей покорности воле Божией нередко было достаточно для того, чтобы открыть врата, ведущие к более высокому уровню сознания и чувству внутреннего единства и свершения.

Сейчас, однако, в процесс вовлекаются более разнообразные и сложные аспекты личности современного человека, которые должны быть преобразованы и приведены в гармонию друг с другом: его фундаментальные ориентации, его эмоции и чувства, его творческое воображение, его вопрошающий ум, его напористая воля, а также его межличностные и социальные отношения.

По этим причинам полезно в общих чертах описать нарушения, которые могут возникать на различных стадиях духовного развития, и дать некоторые рекомендации относительно того, как лучше иметь с ними дело. В этом процессе можно выделить четыре критические стадии, или фазы:

— Кризис, предшествующий духовному пробуждению;

— Кризис, обусловленный духовным пробуждением;

— Реакцию, следующую за духовным пробуждением;

— Фазы процесса преобразования.

Я использую символическое выражение “пробуждение”, потому что оно ясно выражает осознание новой области опыта, открытие ранее закрытых глаз на прежде неведомую внутреннюю реальность.

Источник: http://bookap.info/trans/grof_duhovnyy_krizis_kogda_preobrazovanie_lichnosti_stanovitsya_krizisom/gl8.shtm

Роберто Ассаджиоли (Италия) — учитель — отзывы, контакты, расписание тренингов — Самопознание.ру

Роберто Ассаджиоли широко известен в Европе как врач-философ, создатель техники реконструкции личности, которую он назвал «психосинтезом».

Исходным началом для Ассаджиоли является стремление проникнуть в духовный центр человека, в ту область, которая религиозными и восточными философскими доктринами обозначена как высшее Я человеческой индивидуальности, как Надсознание.

Роберто Ассаджиоли родился 27 февраля 1888 года в Венеции, Италия.

В 1910 году он окончил Флорентийский университет, получив степень доктора по неврологии и психиатрии. В том же году на Международном конгрессе по философии в Болонье Ассаджиоли представил свой взгляд на бессознательное, указывая на ограниченность психоанализа, и приступил к разработке собственного метода психотерапии и саморазвития под названием психосинтез.

В 1926 году Ассаджиоли организовал во Флоренции Институт психосинтеза. В настоящее время в мире насчитывается более пятидесяти институтов и центров психосинтеза.

В 1927 году на английском языке вышла его работа: «Новый метод лечения: психосинтез».

После войны Ассаджиоли возобновил работу в Институте, а так же занялся решением давно уже стоявшей перед ним задачи — изложение концепции психосинтеза.

Вот как сам он характеризовал основные тенденции своего особого подхода: «Диагноз недуга, влияющего в данный момент на психологию, вполне определённо указывает на то, какое необходимо лечение и каким образом мы можем инициировать новую, более творческую фазу её развития».

Психосинтез — метод психотерапии, саморазвития и интегрального обучения, основанный на теории, разработанной Роберто Ассаджиоли.

Концепция Ассаджиоли может быть представлена в виде модели, в которую входят: низшее бессознательное, среднее бессознательное, высшее бессознательное, поле сознания, сознательное «я», Высшее «Я», коллективное бессознательное.

Цель психосинтеза — достижение гармоничной внутренней интеграции, органического единства, для чего Ассаджиоли предложил следующий подход: глубокое познание своей личности, контроль над её составными частями, постижение своего «Высшего Я» и психосинтез, то есть формирование или перестройка личности вокруг нового центра.

Разработанная Р. Ассаджиоли абстрактная модель психики

  • Низшее бессознательное — подавленные желания, комплексы, инстинкты, давно забытые воспоминания.
  • Среднее бессознательное — это область, где пребывают все наши психологические навыки и состояния, которые могут быть произвольно перенесены в поле сознания.
  • Высшее бессознательное, или сверхсознание, — эволюционное будущее человека, все то, чего он может достичь в процессе развития. Высшие парапсихологические способности, интуиция, творческое вдохновение, экстаз, духовность, влечения к любви, справедливости, красоте, состраданию, гармонии.
  • Поле сознания — непрерывный поток ощущений, образов, мыслей, чувств, желаний, доступных сознательному анализу.
  • Сознательное личное Я — центр сознания, личности, но он исчезает, когда человек засыпает, находится под наркозом.
  • Высшее надличное истинное Я (или Своё), которое пребывает над потоком мысли и состояниями тела и не подвержено их влиянию. Высшее Я — совокупность возможностей человеческого развития, связующее звено между индивидуальными и всеобщими процессами, единое со Вселенной, в то время как личное, сознательное Я — лишь частичное отражение высшего, его проекция на поле личности.
  • Коллективное бессознательное (по Юнгу, «коллективное бессознательное — предпосылка каждой индивидуальной психики, подобно тому как море есть предпосылка каждой отдельной волны»). Между человеком и другими людьми всё время протекают процессы «психического проникновения».
  • Воля, с помощью которой Я может управлять своими психическими функциями.
  • Ощущения.
  • Эмоции-чувства.
  • Импульсы-желания.
  • Воображение.
  • Мышление.
  • Интуиция.
  • Субличности (психологические образования, подобные живым существам, сосуществующим в общем пространстве личности). Каждая субличность ведёт собственный стиль жизни, имеет собственные движущие желания, мотивы, мысли, чувства, поступки, модель мира.

В процессе создания психосинтеза Р. Ассаджиоли руководствовался стремлением найти не только лучший способ лечения психических и психосоматических расстройств. Он стремился создать не только метод психического развития и самопознания, развития способностей, освобождения от внутренних противоречий, но и метод, помогающий человеку обнаружить и осознать свою истинную духовную природу. Можно по праву считать, что Р. Ассаджиоли внёс важнейший вклад в изменение представлений о человеке.

Скопировано с сайта «Самопознание .ру»

Источник: https://samopoznanie.ru/trainers/roberto_assadzholi/

Читать «Психосинтез. Теория и практика. От душевного кризиса к высшему «Я»»

ПСИХОСИНТЕЗ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Составил и перевел В.Данченко

издание второе, исправленное и дополненное

К.: PSYLIB, 2002

Владимир Данченко

ПРИНЦИПЫ ПСИХОСИНТЕЗА

Роберто Ассаджоли

ПОПУЛЯРНЫЙ ПСИХОСИНТЕЗ

Пьеро Феруччи

ПРАКТИКА ПСИХОСИНТЕЗА

Том Йоуменс

Роберто Ассаджоли

стенограмма

ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПСИХОСИНТЕЗА

Марта Крэмптон

ПРЕДИСЛОВИЕ СОСТАВИТЕЛЯ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ. Первый раз этот сборник выпустили жулики из киевско-московского издательства «REFL-book» в 1994 году. На обложке и в аннотации было указано, что автор книги – Роберто Ассаджоли.

В тексте я насчитал около ста смысловых искажений, опечаток и лакун, ошибки были едва ли не в каждом английском слове. Ни в качестве составителя, ни в качестве переводчика мое имя не упоминалось.

Зато меня объявили «ответственным редактором», то есть сделали ответственным за всю эту халтуру и надувательство. Хотя до вычитки верстки я, по понятным соображениям, допущен не был.

Во втором, электронном издании все ошибки и искажения первого издания выправлены. Кроме того, я добавил свою небольшую статью, написанную по случаю выхода сборника в 1994 году для газеты «Книжное обозрение». – В.Д.

Владимир Данченко

С ПСИХОСИНТЕЗОМ В XXI ВЕК

Психосинтез – это теоретико-методическая концепция психотерапии и саморазвития человека, разработанная итальянским психиатром Роберто Ассаджоли (1888-1974). Концепция эта явилась результатом глубинного несогласия Ассаджоли с обретавшей все большую популярность в начале ХХ в.

психоаналитической трактовкой стадий и движущих сил развития человека, а также природы и значения высших проявлений психической деятельности.

В частности, Ассаджоли ввел в психологию понятие сверхсознательного – неосознаваемой сферы психики, содержания которой несводимы к содержаниям сферы, обозначенной Фрейдом как подсознательное.

Разработка психосинтеза не была для Ассаджоли выдвижением альтернативы психоанализу. Как и подобает синтетическому учению, психосинтез не отрицает, но включает в себя предшествующие этапы развития представлений о предмете.

Более того, в своем анализе, то есть разложении целого на части, психосинтез даже еще более радикален чем психоанализ, указывая на присутствие в человеческой психике не только двух независимых от «я» инстанций – Оно и Сверх-я, – но целого сонма самостоятельно действующих и зачастую враждующих между собой субличностей.

Однако Ассаджоли не ограничивается аналитической констатацией расщепленности, он указывает также на присутствие в человеке центростремительных сил, под воздействием которых происходит непрерывный процесс психосинтеза: объединения, интеграции частей в единое целое.

Следовательно, задача психотерапии как деятельности, направленной на восстановление душевного равновесия или психической целостности, состоит в содействии естественным интегративным силам, неотъемлемо присущим человеческой психике как таковой.

В связи с этим Ассаджоли собрал воедино и синтезировал все известные ему методики психологического воздействия, указав на их место и роль в процессе такого содействия; отсюда видимость эклектичности психосинтетической практики, режущая подчас глаз непосвященным ценителям чистоты стиля.

Констатация расщепленности психики «нормального» человека и присутствия в ней неявных интегративных сил служит также отправной точкой психосинтетического подхода к саморазвитию человека.

Источником этих интегративных сил, «центром притяжения», который не дает разбежаться субличностям и объединяет их в одну более-менее гармоничную или дисгармоничную личность, согласно Ассаджоли, служит истинное «я» человека как точка чистого сознавания и воли.

Психологическое развитие есть процесс становления самим собою: разотождествления с различными субличностями и постижения себя неподвластным им центром сознавания и воли, способным не только «ставить на место» любые содержания своего сознания, но и обладать ими, а не вытеснять в бессознательное.

Такое самопостижение в какой-то мере знакомо каждому человеку в форме естественного процесса взросления, затухающего как правило по достижении «зрелого возраста». Вместе с тем процесс этот с помощью определенных методик может быть не только ускорен, интенсифицирован, углублен и т.д., но и продолжен; как и образование, взросление может стать непрерывным.

Разотождествление, возвращение в себя из не-себя, отделение зерна «я» от плевел субличностей служит первым шагом на пути духовного развития, так называемого «духовного психосинтеза», и дает возможность осуществить себя, то есть явить себя миру в качестве центра излучения интегративных сил; разумеется, осуществить себя человек способен лишь в той мере, в какой он пришел в себя.

Знающие люди могут сказать, что в психосинтетической концепции саморазвития человека нет ничего нового, и в некотором смысле это действительно так, поскольку психосинтез, в отличие от множества мертворожденных «систем самовоспитания», создавался не на голом месте.

Испокон веков вплоть до начала нынешнего столетия вопросы саморазвития человека находились исключительно в ведении «эзотерической психологии», – различных более или менее тайных школ саморазвития, существовавших параллельно наличной культуре, то есть совокупности социальных институтов воспроизводства человека как носителя родового опыта.

Культурным официозом такого рода субкультурная самодеятельность воспринималась как нечто если не вредное, то во всяком случае недостойное просвещенного человека.

Ассаджоли не афишировал истоки своих идей,* поскольку хотел включить хранимый эзотерической психологией родовой опыт саморазвития в ткань наличной культуры, а для этого нужно было обойти цензуру господствующего менталитета академической психологии.

Принципы и методы психосинтеза вполне традиционны в лучшем смысле слова; а то незаметное в своей очевидности новое, что дал нам Ассаджоли, – это сам язык психосинтеза, просто, спокойно, без необходимо присущего эзотеризму защитно-зазывного флера, эпатажа, экзальтации и иносказаний излагающий принципы «вечной философии» самоосуществления.

* Кстати, он был учеником того же «тибетца», у которого училась Алиса Бейли.

Следует отметить, что в стремлении к подобной экзотеризации Ассаджоли был отнюдь не одинок. Это было велением времени, призывом эпохи, на который откликнулись, каждый по своему, в том числе Ауробиндо, Кришнамурти, Раджниш, Успенский, Юнг.

Ассаджоли – самый скромный представитель этой славной плеяды, и поэтому мы узнаем о нем так поздно.

Но Ассаджоли в своей скромности и способности следовать законам игры оказался едва ли не самым успешным из них в деле осуществления этой фундаментальной задачи ХХ века – экзотеризации эзотерической психологии.

сентябрь 1994

ПРИНЦИПЫ ПСИХОСИНТЕЗА

Роберто Ассаджоли

ПСИХОСИНТЕЗ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ПРИНЦИПЫ

Глава I.

Глава II.

ОТ ПЕРЕВОДЧИКА. Hастоящий текст был опубликован в сборнике «Психосинтез: теория и практика» («REFL-book», М., 1994) без указания автора перевода. В дальнейшем «Рефл-бук» в содружестве с «Ваклером» издал этот перевод еще раз в книге «Р.Ассаджоли. Психосинтез» (1997), приписав авторство некой А.

П.Хомик. Последняя аккуратно воспроизвела многочисленные ошибки набора, допущенные в первом издании, и ограничилась тем, что заменила «Я», на российско-юнгианский манер, «Самостью», а «отождествление» и «растождествление» – исконно русскими «идентификацией» и «дезидентификацией». –В.Д.

Источник: http://litlife.club/br/?b=271352

Ассаджиоли Роберто | Ридли | Книги скачать, читать бесплатно

 «Психосинтез: теория и практика» — это всестороннее изложение учения, сделавшего смелую попытку не только соединить все лучшее, что было в предыдущих психологических практиках у Фрейда, Юнга, Жане и др., но и придать самому понятию «синтез» принципиально новое значение.

Если ранее шла речь в основном лишь о «восстановлении состояния, предшествовавшего расщеплению», то психосинтез Ассаджоли идет дальше — к развитию целостной и гармоничной личности.

     Содержание книги достаточно для глубокого проникновения в малоизвестную для нас практику самопознания, самосовершенствования человека.

Техники развития воли

Современная психология, психотерапия и образование мало занимаются и заинтересованы таким качеством как воля. Поэтому, прежде чем говорить о технике, направленной на ее развитие, необходимо сделать кое-какие предварительные замечания по поводу этого, исследованного менее других качества.

В нашу задачу не входит анализ причин такого странного положения вещей — реакции на существовавшее некогда преувеличенное внимание к воле как подавляющему фактору, и сильного сопротивления, с которым приходится сталкиваться при тренировке воли.

Хотелось бы лишь обратить внимание на парадокс, при котором само центральное положение воли, его непосредственное отношение к человеческому Я, стало причиной, по которой волей пренебрегали.

По справедливому замечанию Ранка, «человек переживает свою индивидуальность в терминах воли, а это означает, что существование его личности тождественно его способности выражать в этом мире свою волю» (цит. по: Progoff I. Death and Rebirth…

Роберто Ассаджоли

Символы надличных переживаний

Говоря о надличных переживаниях, надличном опыте, мы сталкиваемся с серьезным затруднением, связанным с неадекватностью нашего языка, — неадекватностью, обусловленной объектностью его изначальной ориентации.

Слова, которые служат для обозначения внутренних психических или духовных реалий, первоначально были выработаны для обозначения чувственно воспринимаемых явлений и процессов внешнего мира.

Слова эти — не более чем символы или метафоры; слово «дух», например, происходит от корня, который обозначает дыхание, дуновение и т. д. Языковые трудности такого рода вполне преодолимы, если мы принимаем во внимание символическую природу используемых нами выражений.

Будучи приняты и поняты должным образом, символы сослужат нам добрую службу, индуцируя непосредственное интуитивное проникновение в существо, обозначаемое ими. Эти слова, указывающие на реалии надличной сферы, способствуют выявлению существенных аналогий между внешним и в…

«Психосинтез: теория и практика» — это всестороннее изложение учения, сделавшего смелую попытку не только соединить все лучшее, что было в предыдущих психологических практиках у Фрейда, Юнга, Жане и др.

, но и придать самому понятию «синтез» принципиально новое значение.

Если ранее шла речь в основном лишь о «восстановлении состояния, предшествовавшего расщеплению», то психосинтез Ассаджоли идет дальше — к развитию целостной и гармоничной личности.

Содержание книги достаточно для глубокого проникновения в малоизвестную для нас практику самопознания, самосовершенствования человека.

В электронном варианте представлена только первая часть книги.

Источник: http://readli.net/avtor/Assadzhioli-Roberto/

Клуб Здорового Сознания

Роберто Ассаджиоли (1888 — 1974) — итальянский психоаналитик, основоположник психосинтеза. Представление о личности в психосинтезе отличается от психоаналитического, хотя частично с ним соотносится.

Ассаджиоли рассматривает шесть составляющих психики: низшее бессознательное (инстинктивные побуждения, страсти, примитивные желания и др.

); среднее бессознательное (мысли, чувства, которые легко могут осознаваться, аналог фрейдистскому предсознательному); высшее бессознательное, или сверхсознательное, сверхсознание (высшие чувства и способности, интуиция, вдохновение); поле cознания — анализируемые чувства, мысли, побуждения; сознательная самость — «Я» — точка ясного осознания; высшая самость — своего рода «внутренний Бог». Практические занятия психосинтезом позволяют достичь совершенства. Известно русскому читателю его фундаментальное исследование «Психосинтез».

Предисловие Юрия Ключникова

Из предисловия Юрия Ключникова к статье

Роберто Ассаджиоли широко известен в Европе как врач-философ, создатель техники реконструкции личности, которую он назвал «психосинтезом».

Исходным началом для Ассаджиоли является стремление проникнуть в духовный центр человека, в ту область, которая религиозными и восточными философскими доктринами обозначена как высшее Я человеческой индивидуальности, как Надсознание.

Не учет надсознательных и духовных аспектов, которые психология оставляла прежде философии и религии, создал болезненный разрыв, а нередко и конфликт между различными подходами к природе человека.

Разрыв этот пытался преодолеть Зигмунд Фрейд, но его лечебные, а затем философские концепции сводили человеческую природу к подсознанию, к сексуальным комплексам. Юнг, Фромм и Ассаджиоли, опираясь на ведантическую традицию, смогли обогатить европейскую науку о человеке более плодотворными подходами.

Свои идеи психосинтеза Роберто Ассаджиоли почерпнул не только из текстов Веданты.

В 1940 году, арестованный фашистскими властями Италии, он около месяца провел в камере-одиночке и впоследствии рассказывал друзьям, что это был интересный и ценный опыт, который дал ему возможность провести ряд специальных психодуховных упражнений. Столь же эффективно использовал Ассаджиоли вынужденное затворничество в 1943 году, когда скрывался от режима Муссолини в отдаленных горных деревушках.

Ассаджиоли — врач, специальность его — лечение нервных заболеваний, возникших в результате духовного продвижения людей.

Но словосочетание болезнь и духовный рост вроде бы выглядит странно — зачем такой рост, если он сопровождается болезнью? И действительно, большинство нервных болезней возникает не в результате духовного восхождения, но как следствие искривления его.

Ассаджиоли не сообщает, насколько трудно и долговременно «психосинтетическое» лечение, между тем элементарная профилактика позволяет избежать очень многих психологических капканов. И прежде всего категорическое недопущение насильственного вторжения кого-либо и чего-либо в человеческую психосферу.

Так называемая экстрасенсорность вовсе не цель и не заслуга, но по неизбежности болезненный спутник нашего духовного роста — контролируемый, если мы стремимся приобщиться к Миру Божьему и опасно-бесконтрольный, если наши устремления связаны с Миром Тонким.

Источник: https://psy-space.ru/?page=roberto-assadzhioli

Роберто Ассаджиоли

Роберто Ассаджиоли (1888 — 1974) — итальянский психоаналитик, основоположник психосинтеза. Представление о личности в психосинтезе отличается от психоаналитического, хотя частично с ним соотносится.

Ассаджиоли рассматривает шесть составляющих психики: низшее бессознательное (инстинктивные побуждения, страсти, примитивные желания и др.

); среднее бессознательное (мысли, чувства, которые легко могут осознаваться, аналог фрейдистскому предсознательному); высшее бессознательное, или сверхсознательное, сверхсознание (высшие чувства и способности, интуиция, вдохновение); поле cознания — анализируемые чувства, мысли, побуждения; сознательная самость — «Я» — точка ясного осознания; высшая самость — своего рода «внутренний Бог». Практические занятия психосинтезом позволяют достичь совершенства. Известно русскому читателю его фундаментальное исследование «Психосинтез».

Предисловие Юрия Ключникова

Из предисловия Юрия Ключникова к статье «Нервные заболевания при духовном росте»

Роберто Ассаджиоли широко известен в Европе как врач-философ, создатель техники реконструкции личности, которую он назвал «психосинтезом».

Исходным началом для Ассаджиоли является стремление проникнуть в духовный центр человека, в ту область, которая религиозными и восточными философскими доктринами обозначена как высшее Я человеческой индивидуальности, как Надсознание.

Не учет надсознательных и духовных аспектов, которые психология оставляла прежде философии и религии, создал болезненный разрыв, а нередко и конфликт между различными подходами к природе человека.

Разрыв этот пытался преодолеть Зигмунд Фрейд, но его лечебные, а затем философские концепции сводили человеческую природу к подсознанию, к сексуальным комплексам. Юнг, Фромм и Ассаджиоли, опираясь на ведантическую традицию, смогли обогатить европейскую науку о человеке более плодотворными подходами.

Свои идеи психосинтеза Роберто Ассаджиоли почерпнул не только из текстов Веданты.

В 1940 году, арестованный фашистскими властями Италии, он около месяца провел в камере-одиночке и впоследствии рассказывал друзьям, что это был интересный и ценный опыт, который дал ему возможность провести ряд специальных психодуховных упражнений. Столь же эффективно использовал Ассаджиоли вынужденное затворничество в 1943 году, когда скрывался от режима Муссолини в отдаленных горных деревушках.

Ассаджиоли — врач, специальность его — лечение нервных заболеваний, возникших в результате духовного продвижения людей.

Но словосочетание болезнь и духовный рост вроде бы выглядит странно — зачем такой рост, если он сопровождается болезнью? И действительно, большинство нервных болезней возникает не в результате духовного восхождения, но как следствие искривления его.

Ассаджиоли не сообщает, насколько трудно и долговременно «психосинтетическое» лечение, между тем элементарная профилактика позволяет избежать очень многих психологических капканов. И прежде всего категорическое недопущение насильственного вторжения кого-либо и чего-либо в человеческую психосферу.

Так называемая экстрасенсорность вовсе не цель и не заслуга, но по неизбежности болезненный спутник нашего духовного роста — контролируемый, если мы стремимся приобщиться к Миру Божьему и опасно-бесконтрольный, если наши устремления связаны с Миром Тонким.

Источник: http://www.all-tests.ru/roberto-assadzhioli.htm

Ссылка на основную публикацию