Психоанализ: основы метода

Психоанализ. Методы работы в психоанализе

Главная Психоанализ. Методы работы в психоанализе

ПСИХОАНАЛИЗ — направлении психологии, основанное в конце XIX века австрийским психиатром и психологом Зигмундом Фрейдом.   

Психоанализ в классическом виде представляет собой работу, подразумевающую частоту встреч 4-5 иногда 6 раз в неделю.

Пациент при этом принимает положение лёжа на кушетке, а психоаналитик находится у изголовья кушетки таким образом, чтобы пациент его не видел или видел небольшую часть его одежды, тела.

Психоаналитик имеет возможность видеть пациента, а пациент его нет.                                                                                   

Первоначально психоанализ возник как метод изучения и лечения истерических неврозов.

Результаты    психотерапевтической практики, а также анализ различных явлений нормальной психической жизни — сновидений, ошибочных действий, остроумия — были проинтерпретированы Фрейдом как результат действия общих психологических механизмов.

     Основной предпосылкой психоанализа является разделение психики на сознательное и бессознательное. Поведение и мышление человека предопределяют бессознательные влечения, уходящие корнями в травмирующие переживания детства или вступающие в столкновение с существующими в обществе нравственными и культурными нормами.

  Так возникают внутрипсихические конфликты. Разрешение этих конфликтов осуществляется путем вытеснения из сознания «дурных», но естественных влечений и желаний. Вытесненные из сознания влечения и желания не исчезают бесследно.   Они загоняются в глубины человеческой психики и так или иначе, рано или поздно дают знать о себе, вызывая напряжения.

Процесс психоанализа состоит в изучении и реорганизации личности; делается это для того, чтобы индивид мог хранить свои напряжения с меньшими затруднениями, пока не придет время их снять.

  Необходимо сделать подсознательное сознательным и привести под наблюдение неудовлетворенные напряжения.   Считается, что для того, чтобы полностью провести этот процесс, он должен длиться, по меньшей мере, год и составлять от трех до шести сеансов в неделю каждый продолжительностью около часа.

Если исследование длится менее года, то эффективное проведение процесса почти невозможно.

Основные методы работы, которые используются в психоанализе это:

  1. метод свободных ассоциаций;

  2. метод толкования сновидений;

  3. метод интерпретации.

МЕТОД СВОБОДНЫХ АССОЦИАЦИЙ.

Метод свободных ассоциаций (от лат. associatio — соединение, присоединение) — исследовательский, диагностический и терапевтический прием психоанализа З. Фрейда.

  Основан на использовании феномена ассоциативности мышления для познания глубинных (преимущественно бессознательных) психических процессов и явлений и применения полученной информации для коррекции и лечения функциональных расстройств психики, посредством осознания пациентами причин, источников и характера их проблем.

Особенностью Методом свободных ассоциаций является совместная, осознанная и целенаправленная борьба психоаналитика (врача, психотерапевта) и пациента против состояния психического дискомфорта или (и) заболевания.

Пример свободных ассоциаций психоаналитика на тему психотерапии, психоанализа.

«Свободные ассоциации — это высказывние всех, без разбора, мыслей, которые приходят в голову — либо отправляясь от какого-то элемента (слова, числа, образы сновидения, представления), либо самопроизвольно.» (Ж.Лапланш, Ж.-Б.Понталис «Словарь по псхоанализу»)Фрейд предложил отказаться от контролирующей роли сознания при наблюдении за психическими процессами. По его мнению, сознание отсекает возникающие на периферии мысли и образы ещё до того, как они попадут в поле внимания анализирующего субъекта, тем не менее, при анализе душевных движений именно эти мысли и образы могут оказаться наиболее важными.

Фрейд стал использовать метод свободных ассоциаций. Он предлагал расслабиться на кушетке и говорить все, что приходит им в голову, каким бы абсурдным, неприятным или непристойным оно не представлялось с точки зрения обыденных стандартов.

  Когда это происходило, оказывалось, что мощные эмоциональные влечения уносили неконтролируемое мышление по направлению к психическому конфликту.

Фрейд утверждает, что первая случайная мысль содержит как раз то, что нужно, и представляет собой забытое продолжение воспоминания.

МЕТОД ТОЛКОВАНИЯ СНОВИДЕНИЙ.

По Фрейду, с помощью сновидения открывается наличие интенсивной психической жизни в глубинах мозга. Анализ сновидения заключается в том, что в нём отыскивают скрытое содержание, деформированную бессознательную истину, которая таится в каждом сновидении. Чем оно запутаннее, тем больше значимость скрытого содержания для человека.

Это явление на языке психоанализа называется сопротивлениями, и они проявляются даже тогда, когда видевший сон отказывается от толкования ночных образов, населяющих его ум. С помощью сопротивлений бессознательное устанавливает барьеры для собственной защиты.

Они отделяют бессознательное от сознательного мира, делают бессознательное неясным или деформируют беспокойные мысли. Сновидение выражает тайные желания посредством символов. У ребенка различия между явным содержанием и скрытым менее заметны.

Тайные мысли, преобразуясь в символы, становятся приемлемы для сознания, что позволяет им преодолеть цензуру. Проявление бессознательного в форме сновидения — это одна из великих тайн.

Интерпретировать сновидение означает выявить его смысл.

Фрейд решил обрабатывать сновидения как симптомы болезней и применять для этого тот же метод, что и для анализа, т.е. метод свободной ассоциации. Фрейд замечает, что для правильного применения этого метода не следует рассматривать сновидение как нечто единое целое, потому что такое «расследование» ведет в никуда.

  Напротив, при рассмотрении сновидения нужно брать элемент за элементом, фрагмент за фрагментом и применять правило ассоциаций. Сновидение для Фрейда представляет не только объект, достойный научного интереса, но ещё и средство глубже познать самого себя и других, обнаруживая скрытое содержание, которое прячется за внешним.

Пример толкования сновидений

МЕТОД ИНТЕРПРЕТАЦИИ.

Интерпретация является основным, наиболее важным инструментом аналитика. И в свободных ассоциациях и в толковании сновидений

психоаналитик использует интерпретации.   Так что же это такое — интерпретация. Интерпретация (от лат.

interpretatio — посредничество) -1) истолкование, объяснение, разъяснение смысла, значения чего-либо; 2) творческое раскрытие какого-либо художественного произведения, определяющееся идейно-художественным замыслом и индивидуальными особенностями актера, режиссера, музыканта и т.п.

Интерпретировать — истолковывать, раскрывать смысл чего-нибудь, объясняя.

Свободные ассоциации — своего рода фантазии пациента наяву, это полет мысли, своего рода творческий процесс; сон — это тоже фантазии, мечты, грезы; рисунки — это результат творческой, фантазийной деятельности человека. И свободные ассоциации, и сны, и рисунки, и какой-либо другой продукт творческой деятельности человека являются непосредственным объектом для интерпретации.  

Интерпретации в психоанализе — это перевод важной значимой информации о человеке с бессознательного уровня на сознательный. В процессе психотерапевтической работы напряжения в человеке снижаются, а, следовательно — исчезают симптомы заболевания, которые возникают в результате вытеснения «негативной» информации на бессознательный уровень.

Подготовила материал психолог, психотерапевт психоаналитической школы Горькова Татьяна.

Источник: http://lpsy.ru/metody_raboty_psihoanaliz

Методы психоанализа — Психолог-психоаналитик в Санкт-Петербурге

— устранение или облегчение психологических и телесных страданий

— повышение удовлетворенности в любви, работе, творчестве, и в целом — в жизни

— помощь в саморазвитии и самопознании

Психоанализ — это направление глубинной психологии и психотерапии. Методы психоанализа связаны с выявлением бессознательных желаний и мотивов человека, которые будучи неосознаваемыми, мешают ему, по словам З.

Фрейда, свободно любить и работать, так как управляют человеком помимо его воли.

Это может быть выражено в виде телесных симптомов, не поддающихся лечению; или в виде повторяющихся отношений, которые не получается изменить; или в череде жизненных событий, из которых как будто бы нет выхода.

Основные методы психоанализа:

Метод свободных ассоциаций

Свободные ассоциации — это высказывание по возможности всех мыслей и образов, которые приходят вам в голову, без критики и цензуры, даже если это кажется нелогичным или в чем-то недостойным.

На сессии можно и нужно говорить обо всем: о том как прошел день, о работе, о ваших заботах, о детях и родителях, о детстве, о чувствах, мечтах, фантазиях, сновидениях. Говорите то, что выговаривается… Цель метода свободных ассоциаций — смягчение границы между сознательными и бессознательными процессами, а значит обретение свободы в проявлении себя.

Аналитик имеет опыт слышания «между строк», и во время беседы с ним вы тоже научитесь не только слышать, но и понимать себя, а также поймете, как изменить свою жизнь к лучшему.

Метод толкования сновидений

Сновидение имеет очень важный психологический смысл, постичь который можно с помощью все тех же свободных ассоциаций. Сновидения представляют собой возвращение «забытых» впечатлений, связанных с неосознаваемыми желаниями и мотивами.

Сновидение имеет явное содержание — то, как вы его переживаете, рассказываете или помните. А также скрытое содержание — в виде ребуса, который может быть разгадан путем ваших свободных ассоциаций и интерпретаций аналитика.

Аналитик поможет вам разгадать бессознательное послание и использовать это знание для лучшего понимания себя и изменения своей жизни.

Метод интерпретации

Интерпретация — это сообщение, в котором аналитик придает сказанному анализандом какой-либо смысл, расширяющий и углубляющий тот смысл, который имеет в виду сам анализанд.

Анализанд может подтвердить правильность интерпретации своей реакцией на нее, например, — вспомнить какое-либо событие вслед тому, что сказал аналитик. А может и не подтвердить. Последнее не позволяет превратить интерпретацию в догматическую процедуру и поиск смысла продолжится дальше.

Цель интерпретации — сделать психические события сознательными, а значит вы сможете лучше понимать себя и быть автором своей жизни.

Эффективность и результаты психоанализа

Опыт многих людей, прошедших психоанализ, показывает, что результатом психоанализа как метода и как практики являются перемены в жизни, которые люди оценивают как положительные.

Психоанализ — это позитивный ресурс для изменений, и большинство людей, которые им воспользовались, уже в процессе психоанализа отмечают, что их взаимоотношения с другими становятся более стабильными и эмоционально наполненными. Они лучше находят выход из различных жизненных ситуаций и внутренних конфликтов.

Становятся более успешными в материальном и в социальном плане. Затраты времени и денег, а также непростые переживания, связанные с прохождением анализа, как правило, всегда окупаются.

Процедура психоанализа

Традиционно при прохождении анализа анализанд лежит на кушетке, а аналитик сидит в кресле позади него. Отсутствие прямого контакта помогает расслабиться, речь становится более спонтанной и свободной. Это позволяет смотреть вглубь себя и соприкасаться со своими мыслями и чувствами.

Но бывает и так, что анализанду комфортнее сидеть в кресле напротив аналитика. Все, что происходит в кабинете, остается в строжайшей тайне. Безопасность анализанда гарантируется Этическим психоаналитическим кодексом. Аналитик никогда не будет наводить о вас справки, звонить вашим родным или каким-либо иным образом вторгаться в вашу жизнь.

Он интересуется вами только как Личностью со своим уникальным и особенным внутренним миром.

Продолжительность психоанализа

Продолжительность психоанализа определяется задачами, которые вы перед собой поставите. Он может длиться несколько недель или месяцев, а может — и несколько лет. Психика — сложный и тонкий инструмент, требующий внимательного изучения и обращения.

Если вам нужно разобраться в какой-то конкретной ситуации, которая вызывает у вас затруднения, то 3-5 сессий может быть достаточно.

Но если вы хотите личностных изменений, изменений в отношениях  и в жизни в целом, то нужно понимать, что быстро научиться играть на инструменте своей души никак не получится.

Потребуется систематическая работа, как правило, 2 сессии в неделю по 45-50 мин в определенное фиксированное время. Но вы всегда должны знать, что длительность анализа вы определяете самостоятельно и всегда сможете обсудить с вашим аналитиком  дату завершения анализа.

© Снежана Белкина, психолог-психоаналитик

Источник: https://psykontact.ru/stati/metod-psihoanaliza/

Методы психоанализа, основные методы психоанализа, методы классического психоанализа

Метод психоанализа
Психоанализ возник на заре XX века благодаря усилиям известного венского психиатра и психолога Зигмунда Фрейда, и был одновременно и революционным подходом к пониманию многих психических феноменов, объяснению природы человеческих чувств и переживаний, и методом, позволяющим помочь людям с самыми различными психологическими проблемами, начиная от проблем обыденной жизни и кончая глубокой психопатологией.

Он помог понять, что так называемый «сознательный» взрослый, более или менее успешно действующий в «реальности», является только частью всей личности. Под его рациональным (логическим) всегда лежит бессознательное (алогичное), и Фрейд сумел показать, какое могучее влияние оказывают неосознаваемые мысли, чувства и скрываемые даже от самого себя желания и влечения на здоровье его пациентов.

Рациональное в каждом из нас подчинено принципу реальности. Оно, как правило, соответствует социальным эталонам поведения, и всегда делает определенный шаг в определенном времени.

Бессознательное — подчинено всегда социально отвергаемому, но, тем не менее, властному принципу удовольствия; оно алогично, в нем нет причинно-следственных отношений, нет противоречий, нет времени.

Наиболее ярким примером проявлений бессознательного являются наши сновидения, где мы почти всегда сталкиваемся с персонажами и событиями, в реальной жизни несовместимыми и даже несуществующими. Но, как Вы сможете убедиться в процессе анализа, такая алогичность присутствует не только в сновидениях…

В процессе психоанализа бессознательное пациента становится доступным для самонаблюдения, осознается. Открывается и воспринимается глубинная сущность каждого из нас, в результате чего происходит исцеление, облегчение страданий и духовный рост.

Почему же все больше людей избирают психоанализ в качестве предпочтительного метода психотерапии?

Даже если Вы читали какие-то работы Фрейда, видели образы аналитиков в фильмах и слышали то, что рассказывали другие о своем собственном «анализе», Вы все равно не знаете того, что в действительности происходит во время психоаналитических сессий и никогда не поймете этого, не испытав. В психоанализе нет стандартных приемов. И все, что будет происходить, исходно обусловлено спецификой именно Вашей личности и Вашей индивидуальной историей развития, которая всегда уникальна и неповторима.

Психоаналитика очень мало интересует диагноз или отдельные симптомы заболевания. В центре его внимания всегда будет Ваша личность в целом — и ее «хорошая», и ее «плохая» составляющие.

Психоанализ не ставит в качестве своей основной цели просто «убрать» тот или иной симптом, который, как свидетельствует практика, через некоторое время может проявиться вновь в том же или ином виде. Главная задача — установить психологическую природу симптома, выявить его источник и понять динамику его развития.

Самосознание и самопонимание — вот два самых важных ключа к изменению своих установок и поведения, к преодолению тревоги и страха, к формированию адекватных стереотипов поведения.

Однако, также как без зеркала мы не можем увидеть некоторые части своего тела (например, нос, уши, заглянуть себе в глаза), так и без аналитика, которому мы рассказываем наши эмоции и переживания, нам не дано разглядеть глубинные пласты нашей памяти, обратиться к сущности наших тайных чувств.

Любая личность детерминирована своей историей. В этой истории могут быть очень яркие и светлые, но нередко — одновременно — и темные, и даже мрачные страницы.

В силу своего образования и практики, психоаналитики знают, что о многом из своей истории Вы вообще никогда и ни с кем не говорили, а если говорили, то скорее всего Вы еще никогда не были выслушаны до конца или сами предпочли рассказать далеко не все.

Что-то в Вашей индивидуальной истории может быть настолько неприемлемым, что даже Вы сами не можете помнить об этом.

Чаще всего пациент обращается за помощью потому, что он (или она) испытывает какую-то эмоциональную (нередко — приобретающую характер непереносимой) боль.

Обычно первой целью такого обращения является желание избавиться от неприятных чувств, навязчивых мыслей или переживаний, затяжной депрессии или тревоги, неудач в общении — профессиональном, бытовом или сексуальном.

И лишь в процессе лечения пациент, как правило, начинает понимать, что все эти проявления — лишь вершина айсберга.

Психоанализ нередко называют «лечением разговором», потому что основное содержание регулярных встреч с аналитиком — это именно беседа о всех Ваших чувствах, поступках, мечтах, фантазиях, сновидениях и переживаниях — в прошлом и настоящем.

Во время анализа можно и нужно говорить обо всем: о своих текущих проблемах и заботах, о работе, о взаимоотношениях с другими, о своих чувствах, о детстве, о своих родителях, своих мечтах и фантазиях (даже если они кажутся Вам извращенными или преступными), о юношеских годах или о том, что именно в данный момент кажется наиболее важным. Помощь аналитика в процессе этой в некотором смысле односторонней беседы позволяет пациенту узнать гораздо больше об источниках своих проблем, и о том, как изменить свою жизнь к лучшему.

ПСИХОАНАЛИЗ — направлении психологии, основанное в конце XIX века австрийским психиатром и психологом Зигмундом Фрейдом.   

Психоанализ в классическом виде представляет собой работу, подразумевающую частоту встреч 4-5 иногда 6 раз в неделю.

Пациент при этом принимает положение лёжа на кушетке, а психоаналитик находится у изголовья кушетки таким образом, чтобы пациент его не видел или видел небольшую часть его одежды, тела.

Психоаналитик имеет возможность видеть пациента, а пациент его нет.                                                                                   

Первоначально психоанализ возник как метод изучения и лечения истерических неврозов. Результаты    психотерапевтической практики, а также анализ различных явлений нормальной психической жизни — сновидений, ошибочных действий, остроумия — были проинтерпретированы Фрейдом как результат действия общих психологических механизмов. 

     Основной предпосылкой психоанализа является разделение психики на сознательное и бессознательное. Поведение и мышление человека предопределяют бессознательные влечения, уходящие корнями в травмирующие переживания детства или вступающие в столкновение с существующими в обществе нравственными и культурными нормами.

  Так возникают внутрипсихические конфликты. Разрешение этих конфликтов осуществляется путем вытеснения из сознания «дурных», но естественных влечений и желаний. Вытесненные из сознания влечения и желания не исчезают бесследно.

  Они загоняются в глубины человеческой психики и так или иначе, рано или поздно дают знать о себе, вызывая напряжения. 

Процесс психоанализа состоит в изучении и реорганизации личности; делается это для того, чтобы индивид мог хранить свои напряжения с меньшими затруднениями, пока не придет время их снять.

  Необходимо сделать подсознательное сознательным и привести под наблюдение неудовлетворенные напряжения.

  Считается, что для того, чтобы полностью провести этот процесс, он должен длиться, по меньшей мере, год и составлять от трех до шести сеансов в неделю каждый продолжительностью около часа. Если исследование длится менее года, то эффективное проведение процесса почти невозможно. 

Метод группового анализа

В последние годы активно развивается метод группового анализа, когда один аналитик работает одновременно с группой из 7-10 человек. По мере установления доверия между членами группы, формируется специфическое (терапевтическое) сообщество людей, стремящихся понять и принять друг друга, развивается способность слушать другого и уверенность, что каждый будет услышан. Одновременно усваиваются рациональные стереотипы межличностных отношений, нормативы общения и преодолеваются психопатологические комплексы.

Детский психоанализ

Отличия детского психоанализа весьма существенны. Во-первых, о проблеме ребенка обычно заявляет не он сам, а кто-то из взрослых, и он же приводит маленького пациента (иногда 3-5, а иногда 6-12 лет) к психотерапевту. Как правило, психоанализ с детьми проводится в форме игры в специально оборудованной для этого комнате — с игрушками, конструкторами, пластилином, кистями и красками, и даже песочницей. Важнейшее условие успешности детской терапии — установление доверительных отношений с ребенком, на что уходит несколько первых сессий. При этом аналитик никогда не навязывает ребенку форму общения — ребенок сам избирает ее, иногда предпочитая говорить языком мимики, жеста, рисунка, цвета или действия. Но каково бы ни было поведение ребенка, включая агрессивность, он всегда безусловно принимается терапевтом.

Значительное внимание в процессе детского психоанализа уделяется изучению семейного фона и общению со взрослыми, поведенческие особенности которых (чаще всего — невольно) провоцирует появление психопатологических комплексов у детей.

Но осознание и даже исключение тех или иных негативных причин взрослыми далеко не всегда и не автоматически приводит к позитивным сдвигам в поведении детей. Коррекция однажды возникшей психопатологии или отклоняющегося поведения ребенка требует длительной и кропотливой работы.

Детский психоанализ — это, вероятно, самая трудная и самая ответственная область психотерапии, и как правило, детские психотерапевты — это исходно очень терпеливые, добрые, отзывчивые и искренние люди.

И если они порекомендуют Вам параллельно с Вашим ребенком самим пройти курс психотерапии, постарайтесь им поверить.

Более подробнуюую информацию о методе психоанализа Вы можите получить, познакомившись с работой Решетникова М. М. Что такое психоанализ? Популярное изложение. — СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1998. — 24 с.

Методы психоанализа, основные методы психоанализа, методы классического психоанализа

Источник: http://i-putnik.com/metody-psikhoanaliza

Психоанализ

Психоанализ – один из психотерапевтических методов, способ исследования бессознательных психических процессов. Психоанализ является видом самопознания, одновременно позволяющим избавиться от различных комплексов, проблем, спрятанных глубоко в подсознании.

Психоанализ неразрывно связан с именем Зигмунда Фрейда – основателя данного психотерапевтического метода.

Техника проведения психоанализа

В основе психоанализа лежит разговор пациента с психоаналитиком, во время которого пациент говорит все, что ему приходит на ум (метод свободных ассоциаций), а потом вместе с врачом пытается разобраться в своих мыслях.

Говорить можно о чем угодно – о своих проблемах, планах, снах, детстве, любви.

Постепенно в ходе таких бесед из подсознания «всплывают» проблемы, которые и провоцируют возникновение комплексов, психических и психосоматических болезней.

В каких случаях стоит прибегать к психоанализу

Психоанализ является эффективным методом лечения неврозов – функциональных нервно-психических расстройств, сопровождающихся вегетативными проявлениями, на фоне сохранного критического отношения больного к состоянию своего здоровья. В тех случаях, когда у больного имеют проблемы в психической сфере, но он способен здраво рассуждать, критично оценивать ситуацию, психоанализ весьма действенен.

Помимо неврозов существует ряд заболеваний, объединяющих в себе соматические и психические проявления – психосоматических расстройств. Проблемы в межличностных отношениях, детские комплексы и обиды, непрореагированные эмоции оседают глубоко в нас и становятся той почвой, на которой произрастают различные болезни.

Ишемическая болезнь сердца, бронхиальная астма, мигрень, гипертоническая болезнь, хронический полиартрит, язвенный колит – эти заболевания лишь на первый взгляд кажутся сугубо терапевтическими. На самом деле ведущей причиной развития этих заболеваний является стресс, потому эти заболевания и относятся к психосоматическим.

Не разобравшись в причинах возникновения психосоматического расстройства, не исправив их, нельзя ожидать излечивания.

Противопоказания к проведению психоанализа

Психоанализ не является абсолютно безопасным диагностическим и лечебным методом. Ведь в его основе лежит вмешательства в психику человека, при неумелом проведении психоанализа можно существенно навредить пациенту.

Психоанализ ни в коем случае нельзя проводить во время острых психозов (галлюцинозов, возбуждения, делирия), обострения психических заболеваний.

Во время такого состояния человек неадекватно воспринимает себя, свое место в окружающей действительности, может неправильно оценивать происходящие события, поэтому он в принципе не способен разобраться в себе, в своих проблемах.

Попытки «ковыряться» в подсознании могут усугубить состояние больного, привести к фатальным последствиям.

Еще одним противопоказанием к проведению психоанализа является неверие больного в эффективность данного лечебного метода, нежелание быть искренним с врачом.

Во время психоаналитических сеансов между пациентом и психоаналитиком должно быть полнейшее взаимопонимание и доверие. Докопаться до истоков проблем, комплексов можно только в случае тщательной работы над своим подсознанием, проговаривания всего, что приходит на ум.

Самостоятельно разобраться в своих мыслях, найти первопричину невероятно сложно. Психоаналитик помогает взглянуть на свои мысли со стороны, разобраться в них.

Если же не проговаривать всего, что приходит на ум, быть неискренним с психоаналитиком, тогда высока вероятность того, что самое важное не всплывет на поверхность, и эффекта от таких психоаналитических сеансов не будет.

Источник: http://my-health.ru/content/164-psihoanaliz

Психоанализ

ВВЕДЕНИЕ.

Психоанализ. Эта тема не может не заинтересовать. Едва ли можно пройти мимо психоаналитического течения, которое с каждым днем завоевывает себе все новых и новых сторонников. Психоанализ как определенное направление науки имеет все основания получить должное распространение.

Для того чтобы правильно судить о самом учении, необходимо хотя бы вкратце, познакомиться с работами З.Фрейда, с тем путем, идя по которому он пришел к своим заключениям.

Психоанализ является учением о бессознательном, об огромной и важной области человеческого духа, в которую у нас нет до сих пор путей помимо учения Фрейда. Фрейд смотрит на свой метод как на один из научных методов, позволяющих нам найти доступ и изучать область бессознательного.

Бессознательное, разрабатываемое и изучаемое психоанализом, это область, из которой сознание совершенно исключено, другими словами, явления, диктуемые нам бессознательным, ощущаются как совершенно чужие нам, не связанные, не обусловленные нашим «Я», как бы извне навязанные, в чем неповинно наше «Я».

К таким явлениям относится все разнообразие навязчивых слов, мотивов стремлений, которые, привязавшись к нам, никак не могут быть отогнаны, неподвластны нам, и мы ждем с томительным чувством, когда они сами уйдут. Из того же бессознательного влияют на нас силы, заставляющие нас делать целый ряд ошибок, обмолвок, описок, вызывающие в нас специфическую рассеянность, забывчивость, пристрастие, раздражение.

Исходя из наблюдений над так называемыми гипноидным состоянием, во время которого пациенты, свободно представленные себе, произносили слова и делали жесты, совершенно не связывавшиеся с их бодрственным сознанием, Фрейд предложил метод «свободных» ассоциаций, — метод, сводящийся вкратце к тому, что ему, помимо его воли, приходит, лезет в голову.

К таким мыслям, образам, обрывкам мыслей у нас, как правило, существует определенное отношение, не позволяющее нам при обыкновенных условиях на них сосредоточиться. Только разве тогда, если в голову приходит «счастливая» мысль, мы приемлем ее как желанную и с удовольствием констатируем, что она НАША, НАМ пришла в голову.

Всякий из нас из личного опыта знает о тех состояниях рассеянности, во время которых нам в сознание врываются самые пустяковые, иногда дикие мысли, которые мы нередко отказываемся признавать своими. Тем не менее, конечно, не может быть сомнений, что они также принадлежат нам, как и те, которые мы признаем своими.

Это — действующее в нас, иной раз совершенно помимо, а нередко и против нашей воли, тенденции, ярко проявляющиеся в тех свойственных всем здоровым людям процессах, которые носят название действий, совершенных по ошибке.

Для того, чтобы правильно судить о психоанализе, нужно познакомиться с областью символического мышления.

Всякое психологическое явление имеет свой смысл и значение, и только узнав смысл его, можно надеяться овладеть и явлением.

Смысл и значение таких явлений, однако, совсем иные, проходят другие пути, чем мы к этому привыкли, опираясь на привычки нашего сознательного мышления и поведения.

То что кажется убедительным и полным значения в нашем бессознательном, то может, и чаще всего и оказывается, совершенно неприемлемым для сознания, для НАШЕГО сознания, как нарушающее моральное, социальное, другие высшие наши стремления.

1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ПСИХОАНАЛИЗЕ

1.1. Что такое психоанализ?

В самом общем смысле – это есть стремление выявить скрытые мотивы действий, мнений, истоки морально-психологических установок личности. Большинство людей не задумывается о том, что сознание – это еще не вся психика и даже не ее большая часть.

За пределами сознания находится мощный психический аппарат, который формировался в течение многих тысячелетий и деятельность которого недоступна самонаблюдению, подобно тому, как недоступны ему деятельность печени и других жизненно важных органов.

Однако именно в этой скрытой, бессознательной части психики находится первоисточник многих наших чувств и мыслей.

В сфере бессознательного переплетаются психическое и соматическое. Психические отклонения перерастают в болезнь тела. Здесь же формируются глубинные симпатии и антипатии к людям, причины конфликтов, которые бывает трудно понять.

В бессознательном подготавливаются «роковые решения», вызревают побуждения к героическим или преступным действиям, которых не ожидает ни само лицо, совершающее поступки, ни его окружение.

Все социальные, межличностные отношения, массовая психология – пронизаны бессознательными мотивами.

1.2. Задачи психоанализа

Первая и универсальная задача психоанализа – это расшифровка, истолкование, противоречивого, что возникает в сознании и человеческих отношениях. Очевидно, что психоанализом занимаются все люди с нормальной, да и с отклоняющейся психикой, когда сталкиваются с чем-то лично их задевающим.

Выделение психоанализа в специальный и целенаправленный дискурс, в виде терапевтического общения врача и пациента произошло в ХХ веке – вероятно потому, что глубокие и непривычные перемены во взаимоотношениях людей привели к психическому дискомфорту разного рода.

Под влиянием урбанизации, усилившейся мобильности, ускоренного развития культуры и других факторов, нарушились привычные психологические связи между людьми. Возникли не имевшие аналогов в прошлом ощущения утраты смысла жизни, непреодолимого барьера между поколениями, одиночества и отчуждения, невозможности самореализации.

На этой почве возросло количество заболеваний разного рода, преступлений, самоубийств, обострились идеологические конфликты.

Психоанализ как направление в медицине и психологии возник на заре ХХ века. Но он не был лишь научным изобретением, принадлежащим блестящему уму. Он явился также ответом на социо-культурные перемены, потребовавшие специальной коррекции личности в ситуации взаимного отчуждения людей и усиливавшейся конфликтности.

Уникальность, необычность психоанализа связана с тем, что он возник на границе между практической медициной, наукой и бытовым дискурсом.

Этим, во многом объясняется и его научная революционность, необычный интерес к нему широкой общественности а также шквал разоблачений, упреков, обвинений в безнравственности и шарлатанстве, которые со всех сторон посыпались на психоаналитиков. Психоанализ открыл новую эпоху в истории самопознания человека.

1.3. Проблемно-теоретические слои в психоанализе.

Необходимо различать три проблемно-теоретических слоя в психоанализе. Первый связан с медициной, практическим лечением неврозов, методами: свободных ассоциаций, толкований сновидений, группового тренинга и др.

Цель практического психоанализа – это коррекция психики, переработка индивидуальных болезненных комплексов. В процессе клинического психоанализа добывается огромное количество конкретных знаний о больной и здоровой психике.

Их нелегко обобщить и привести в систему, поскольку они возникают на основе неповторимого взаимодействия между врачом и пациентом как между уникальными личностями.

Второй слой идей психоанализа совпадает с общей теорией личности. Она складывается у психоаналитиков на основе их практического опыта, теоретических размышлений и дискуссий с коллегами-психиатрами. Этот второй слой представляет собой теорию, которая взаимодействует с другими теориями в психологии, таким, как рефлексология, гештальт-терапия, когнитивная психология.

1.4. История психоанализа

Судьба психоанализа необычна и вместе с тем характерна. Встреченный насмешками и возмущением академических кругов, он со временем завоевал популярность, сравнимую разве что с популярностью марксизма и мировых религий.

Будучи задуман своим творцом как метод лечения неврозов и теория душевной жизни, психоанализ превратился со временем в философию человека и культуры, оказался в центре политической полемики.

Достаточно сказать, что в нацистской Германии книги Фрейда были сожжены, а в СССР – запрятаны в спецхран.

Уже в начале ХХ века психоанализ приобрел всемирную известность. Ряд работ Фрейда и его учеников был издан в 20-30 годы на русском языке в основанной проф. Д.А. Ермаковым «психоаналитической библиотечке».

В течение нескольких десятилетий ( с середины 20-х до начала шестидесятых годов) психоанализ находился под запретом. И только с середины 80-х годов стали широко издаваться работы Фрейда, Юнга, Адлера и др. крупнейших психоаналитиков.

Знакомство с психоанализом ни для кого не проходит даром, Каждый человек, вникнув в его суть, становиться более искушенным, более самокритичным, менее склонным доверять рекламе, броским лозунгам, идеологическим штампам. Психоанализ воспитывает в людях терпимость, самоконтроль, ответственность, уважение к своей и чужой свободе. А это как раз те качества, в которых мы сегодня больше всего нуждаемся.

2. ЗИГМУНД ФРЕЙД

ОТКРЫТИЕ ПСИХОАНАЛИЗА

2. 1. Жизненный путь и творчество Зигмунда Фрейда

«Голос разума – негромкий,

но не умолкает до тех пор,

пока его не услышат».

З.Фрейд

З.Фрейд родился 6 мая 1856 года в австрийском городе Фрейберге. Семья Фрейдов долго скиталась по городам Европы в поисках убежища от еврейских погромов и, в конце концов, осела в венском гетто. Зигмунду тогда было 4 года. В Вене он прожил почти всю жизнь.

В семье постоянно звучали немецкий, чешский, идиш. Возникшее у Фрейда в детстве чувство языка способствовало формированию у него тонкой душевной интуиции и способности к человеческим контактам.

Уже в 7-и летнем возрасте Зигмунд прочел Библию, а в восемь начал читать Шекспира, В Лицее он был первым учеником. Получив Степень бакалавра, Фрейд колеблется в выборе профессии. Его самое большое желание – понять человека.

Но дух времени заставляет предпочесть опытную науку. Фрейд поступает на медицинский факультет Венского университета.

Источник: http://MirZnanii.com/a/196403/psikhoanaliz

История современной психологии

Фрейд обнаружил, что ассоциации в методе свободных ассоциаций далеко не всегда были столь уж свободными. Рано или поздно пациенты доходили до определенной точки, дальше которой не могли или не хотели пойти.

По мнению Фрейда, подобное сопротивление120 свидетельствовало о том, что мы имеем дело с воспоминаниями, которых пациент стыдится, или по отношению к которым испытывает отвращение. В этом случае сопротивление выступает как форма защиты сознания от слишком болезненных переживаний.

Собственно, появление боли свидетельствует о том, что анализ вплотную подошел к подлинному источнику расстройства и нужно продолжать искать иные пути движения в этом направлении.

120 сопротивление — блокирование или отказ от разкрытия слишком болезненных воспоминаний при использвоании метода свободных ассоциаций.

Открытие Фрейдом феномена сопротивления привело его к формулировке одного из важнейших принципов психоанализа — принципа подавления121.

Он описывал процесс подавления как выталкивание или вытеснение неприемлемых по каким — либо причинам идей, воспоминаний или желаний из сферы сознания. При этом данные воспоминания и желания продолжают существовать и действовать, но на уровне бессознательного.

По мнению Фрейда, принцип подавления является единственно приемлемым объяснением феномена сопротивления. Неприятные идеи или импульсы выталкиваются из сознания и насильно удерживаются вне его пределов.

Задача врача в подобной ситуации состоит в том, чтобы помочь пациенту восстановить в сознании вытесненный материал. Это даст человеку возможность встретиться с этими переживаниями лицом к лицу и научиться их контролировать.

121 подавление — процесс блокирования и вытеснения из сознания неприемлемых по — каким — либо показаниям идей, воспоминаний илил желаний. При этом данные воспоминания и желания продожают сцществовать, но на кровне бессознательного.

Фрейд также обнаружил, что одним из важных условий успешности лечения неврозов было установление близких личных отношений между врачом и пациентом. Ранее мы уже отмечали, что в случае Анны О. произошел некий перенос, отождествление отца с личностью врача.

Как вы помните, это событие настолько поразило Брейера, что он вынужден был прекратить лечение. По Фрейду же, наоборот, подобный перенос — важнейшая часть терапевтического процесса. Одной из задач своего лечебного метода Фрейд ставил освобождение пациента от его детской по существу зависимости от терапевта.

Необходимо было помочь ему усвоить более взрослую роль в психической жизни.

Еще одним существенным моментом лечебного метода во фрей — довском психоанализе является анализ сновидений. По мнению Фрейда, сновидения представляют собой замаскированную форму удовлетворения подавленных желаний. Их суть состоит в том, чтобы служить своеобразным осуществлением желания.

Сны имеют как явное, так и скрытое, латентное содержание. Явное содержание — это то, что человек рассказывает о своем сновидении, припоминая события, происходившие во сне.

Однако, настоящий смысл сновидения заключен в его латентной части и вскрывается лишь в процессе символического истолкования.

По убеждению Фрейда, пациенты могут выразить свои подавленные желания — латентное содержание сновидений — исключительно в символической форме.

И хотя некоторая часть подобных символов имеет личностный характер и относится только к данному пациенту, тем не менее, значительная часть символов присуща всем людям (см. табл.13.1).

Несмотря на универсальность приводимых символов, толкование конкретных сновидений требует знания специфических для данного пациента проблем.

Таблица 13.1. Символизм сновидений, или события и их латентное психоаналитическое значение.

Символ Толкование
Здание с ровным, однородным фасадом Мужское тело
Здание с выступами, рельефом, балконами Женское тело
Король и королева Родители
Мелкие животные Дети
Дети Гениталии
Играть с детьми Мастурбация
Лысина, удаление зубов Кастрация
Любые продолговатые объекты (например, крупные ветви деревьев, зонтики, галстуки, змеи, свечи) Мужские гениталии
Любые объекты, допускающие вкладывание в них чего — либо (например, коробки, ящики, духовые шкафы, чуланы и кладовки, пещеры, карманы одежды) Женские гениталии
Подниматься по лестнице, водить автомобиль, ехать на лошади, пересекать мост Половые сношения
Купание Роды
Отправляться в путешествие Смерть
Оказаться голым в толпе Желание быть замеченным
Полет Желание быть предметом восхищения
Падение Желание вернуться в то состояние, когда
Человек чувствовал себя в безопасности и под защитой
(как это было в детстве)

Не все сновидения возникают из эмоциональных конфликтов. Некоторые из них имеют куда более прозаические причины: температура воздуха в спальне, контакт с партнером, перегрев тела непосредственно перед отходом ко сну. А потому и не все сновидения содержат в себе скрытый или символический материал.

Источник: http://bookap.info/genpsy/shults_istoriya_sovremennoy_psihologii/gl254.shtm

Ссылка на основную публикацию