Процесс персонализации человека

Персонализация

Персонализация – это процесс, возникающий на стадии становления личности, фундаментальная задача которого получение абсолютного понимания социальной жизни окружающих. В результате этого человек сможет выступать в социуме достойной и востребованной личностью. Также можно описать процесс персонализации как превращение субъекта в личность, нашедшую собственную индивидуальность.

Персонализация это в психологии определение, обозначающее необходимость индивидуума проявить себя, показать личные способности. Человек имеет необходимость ощущения быть полезным этому миру, осознавать важность собственного бытия, без персонализации это невозможно.

Что такое персонализация

Мы все мечтаем найти дело по душе, заняться тем, в чем мы будем успешны и получили признание окружающих и похвалу собственных родителей. Что является основой для возникновения такого стремления? Персонализация – это неотъемлемый элемент совершенствования и становления индивидуума. Характерными человеческими проявлениями есть потребность и вероятность осуществления персонализации.

Движение к персонализации – это жажда быть значимой личностью. Эффективным способом удовлетворения необходимости в персонализации является инициативное содействие в жизни социума, так вследствие деятельности человек имеет возможность собственной реализации, проявляя свою особенность окружающим.

Склонность к персонализации – это комплекс личностно-психологических качеств, которые дают мотивацию человеку в осуществлении важных для социума действий, оцененных в перспективе другими.

Процесс развития подпитывается внутренними желаниями субъекта, многообразием методов реализации, что станет помощью в будущем для собственной реализации.

Отсутствие персонализации в жизни человека может быть последствием недостатка в ощущении значимости.

Также данное понятие трактуется, как некое количество изменений, осуществленных человеком в личном окружении; как метод влияния на обстановку, пытаясь сделать ее близкой для себя; как перспектива оставить частичку своей индивидуальности в памяти других. И.А. Альтман считал, что внося персонализацию в жизнь человечества, индивидуум оставляет свой личный след на ней, давая информацию другим о своих убеждениях, личных границах и видении.

Психолог А.Н.Леонтьев объяснял человеческую личность как такую, что может формироваться из-за влияния внешних отношений, а это происходит всю нашу жизнь.

Разнообразные проявления активности человека граничат между собой и пересекаются с социальными отношениями. Именно такая связь и образуют центр личности, именуемый «Я».

А изменения, которым подвергаются его личные качества как индивида, являются результатом созревания его личности.

К преимуществам персонализации относятся позитивные установки. Если человек чересчур критичен в восприятии себя – это станет преградой для комфортного существования в социуме и проявления инициативы. Убежденность в собственных силах, важный аспект во взаимодействии с нашим окружением.

Основой для проявления персонализации будут убеждения, которые сформировались в детстве. Жизненный настрой наших родителей, то, как они видят социум, без сомнения мы перенесем и в свое мировоззрение.

Если установки из детства несут множество негатива, и субъект полностью копирует и применяет в своей жизни, возможны проявления деперсонализации.

Деперсонализация – это ошибочное восприятие человеком собственного «Я», отделение личности от тела. Создается ощущение стороннего наблюдения за собой, своими поступками, мысли и решения воспринимаются, как действия кого-то другого.

Нужно отметить, что связь с реальностью не теряется и человек в состоянии объективно оценивает происходящее. Деперсонализация не считается психическим расстройством, более того проявление описанного состояния один раз в жизни случается у 70% людей.

Персона и личность являются разными по своим характеристикам понятиями, иногда мы встречаем людей, которые к величайшему сожалению не смогли реализовать себя как личность. Полноценное выражение способностей к персонализации чаще проявляется в коллективах.

Однако если лидер группы имеет низкий уровень персонализации, это может спровоцировать развитие деперсонализации других участников группы.

Благодаря феномену персонализации мы имеем возможность дать объяснение некоторым переживаниям людей, спровоцированными внезапными несоответствиями между толкованием личности и ее физического отсутствия. Такого рода ситуации разрушают однородную структуру личности.

В процессе персонализации мало стремления и инициативности одного человека, нужна ответная активность другого. Одним из нюансов этого процесса есть межличностный контакт. Контактируя, оба участника становятся активны, результатом этого является успешное развитие личности.

Концепция персонализации А.В. Петровского

А.В. Петровский впервые ввел понятие персонализации, в своей работе он говорит о том, что человеческая личность определяет себя через общество, группу, социум. Необходимость в персонификации представляет собой фундамент для анализа развития. Собственно по этой причине А.В.Петровский дает название своей концепции Теория персонализации.

Три основных этапа выделил автор в персонализации, которые влияют на ход дальнейшего развития.

Первый этап адаптация, описанная как впитывание человеком общепринятых норм, правил и ценностей, формируя социально-типические навыки в человеке.

Второй этап индивидуализация – становление и утверждение собственного «Я», определение своих возможностей, ресурсов, отличий и характеристик, открытие индивидуальности.

И третьим этапом является интеграция – перестроение жизни людей, которые окружают, вложение собственных ценностей и внимания в других, имея при этом принятие со стороны, является утверждения своей необходимости и, следовательно, полного формирования персоны. Формирование происходит плавно, уходя корнями в детские годы и продолжаясь до юношеских. А.В. Петровский описывал три периода формирования персонализации: эпоха детства, эпоха отрочества и эпоха юности.

Эпоха детства характерна превосходством адаптации над индивидуализацией, возраст от момента рождения ребенка и до младшего школьного возраста характеризуется адаптацией ко всему внешнему миру.

В эпоху отрочества входит переходный возраст и преобладает в это время индивидуализация, так как подросток тянется к свободе, и прилагает все усилия для поисков призвания социуме.

И, наконец, эпоха юности, важность этого периода обозначает определение жизненной позиции, обретается самостоятельность, выбор дальнейшей профессии – самореализация.

Человек может планировать свое будущее, формируется мировоззрение, происходит осознание общественного положения. По завершению эпохи юности социальная зрелость практически сформирована.

Итак, персонализация – главнейший процесс в формировании особых навыков и умений, он имеет влияние на позицию человека, проявление инициативы, объективно давать оценку своему таланту и склонностям, определить для себя основную роль в обществе. Существенным нюансом здесь будет позиция взрослых в общении со своим ребенком. Главное не дать убеждениям взрослого негативно изменить формирование внутреннего мира у детей.

Источник: http://psihomed.com/personalizatsiya/

Персонализация

Персонализация – одно из проявления иррационального мышления, вернее ошибки такого мышления, когда человек везде и во всем видит свое присутствие, считает себя участником всех без исключения событий, и в целом думает что все сконцентрировано именно на нем, весь мир крутится вокруг него.

Однако в персонализации я наблюдаю два противоположных эффекта ее проявления, с одной стороны человек может испытывать дискомфорт от подобного заблуждения в свой адрес, а с другой, это не такое уж и плохое заблуждение. Если говорить про иррациональное мышление как таковое, то основоположник когнитивной психологии А.

Бек определил его как глубинное, бессознательное мышление, которым мы собственно и будем руководствоваться в своих выводах.

Для нашего бессознательного мира, работа именно с подсознанием является основной, и если мы посмотрим на все что нас о чем-то информирует, то в подавляющем большинстве случаев, это все направленно именно в самые глубины нашего разума, где мы по-видимому вообще не разбираем, что у нас есть и что с этим делать.

Благо есть психотерапевты, которые помогают выявить все подсознательные установки и проанализировать их должным образом, чтобы разобраться в тех или иных проявлениях человека.

Так вот персонализация, имеет свои определенные преимущества, скажем если это позитивная установка, когда человек быть может неадекватен по отношению к себе, может быть он и слишком все преувеличивает или преуменьшает, что характерно при проявлении персонализации, но отвечает ли это его интересам, и если да, то в какой степени? Быть центром вселенной для себя это хорошо, это достаточно уверенное поведение, в отличии от того, когда человек думает что он круглый неудачник и весь мир настроен против него. У каждого из нас есть определенное о себе представление, не то, что мы хотим о себе думать, и более или менее осознаем это, а то, что есть на самом деле, что иногда заставляет нас сомневаться, либо принимать не столь обдуманные решения.

Вот именно такие вот убеждения о нас самих, закладываются нам в подсознание с самого детства, если нас часто ругали и унижали, то естественно проявление нашей персонализации будет основываться на тех установках и неуверенности, которые тянуться из самого детства.

Проще говоря, что чаще всего, мы вокруг себя видим и к каким результатам мы приходим, будет основополагающим убеждением для нас.

Легко ли убедить человека в том, что он неудачник? Конечно, не принимать все что он делает, постоянно критиковать и так далее и тому подобное, это же фактически его программирование, программирование его подсознания, той глубинной части человеческого разума, которое и определяет то, что мы называем иррациональным мышлением. Поэтому различные ошибки иррационального мышления, будь то персонализация или крайности в которые бросает человека, чувство вины, чувство долга и так далее, ошибками-то на самом деле не являются.

Мы думаем так, как нас учили думать, мы являемся отражением того мира, в котором жили, точнее наше мышление на уровне подсознания, отражает его.

Когда человек замыкает все на себе, это ведь о чем-то да говорит нам, разве только об ошибках его выводов? Нет друзья мои, это нам указывает на то, откуда у человека берутся такие установки, на первоисточник заполнивший его мышление.

Мы же не станем с вами осуждать чай в чашке, если он нам не нравится, мы будем искать причину этого в том, кто его нам налил. Чего же добивается личность, персонализирующая себя, очевидно реакции со стороны окружающих, и эти реакции должны быть в виде переубеждения человека в том, в чем он сам себя убедил.

Однако не всегда, мне вот иной раз попадались люди, которым просто была нужна поддержка их точки зрения, согласно которой они сами себя обманывали, но настолько хотели в это верить, что верили, они верили в себя если уж на то пошло.

Да, это неадекватно, к примеру, считать, что тебе явно повезет, если тебе так нагадали, или что все люди только и думают что о тебе.

Однако некоторые из таких убеждений, дают возможность добиваться потрясающе больших результатов, более того, уверенное проявление своей персонализации, заставляет убедить окружающих в том, что человек представляет сам о себе.

Это точно так же, как скажем убедить всех в том, что ты неудачник, ты же ведь сам в это веришь, а значит ты очень убедителен и для остальных. Понимаете, далеко не все может быть и должно связано логикой, далеко не все ведь в этой жизни поддается рациональному мышлению, и не все можно рассчитать.

Когда-нибудь мы к этому придем, я даже нисколько не сомневаюсь, но пока наше понимание мира далеко от совершенства. Потому-то психологические установки до сих пор очень эффективны, и реклама направленная на человеческое подсознание дает свои плоды.

Что же касается персонализации и того что с ней следует делать, то здесь по моему опыту есть несколько вариантов, применив которые можно несколько переделать укоренившиеся установки, сделав их более приемлемыми для человека.

Первый способ весьма прост, он направлен на внушение, то есть если можно так выразится — на перепрошивку тех установок, которые засели у человека в голове.

Если человеку кажется, что он неудачник, что все только и делают что отравляют ему жизнь, его можно просто переубедить в этом, примитивно, без особой логики, специальными сеансами на которых он будет подвергаться определенному воздействию направленному на удовлетворение его умственного состояния.

Скажем, человек морально слаб, и не любит брать ответственность на себя, чего он в таком случае ждет от вас, правильно, что вы укажите ему на того, кто виноват в его проблемах, кто так сказать сделал его таким, и почему он теперь уверен, что все только ему зла и желают.

То есть этот метод позволяет переключить внимание человека с них, на него, и это уже успех, по крайне мере на первом этапе, человек во всяком случае не считает, что весь мир против него и что все ему желают зла, теперь у него один враг.

Дальше можно уже и этого врага искоренять, но это может быть длинной цепочкой разного рода внушений, но в целом идея проста, но сложно по исполнению, ведь здесь важно быть убедительным, и чувствовать человека.

Второй метод лечения персонализации, это собственно разбор той логики, согласно которой человек приходит к тем или иным умозаключениям, не стоит удивляться, если окажется, что никакой логики там нет, она есть, но она не столь безупречна как мы привыкли.

Здесь главное иметь терпение, и сливаться с человеком в единый поток хода его мыслей, но при этом, не придавая значения его тревогам.

Вы понимаете то, что понимает он, вы признаете это, пытаетесь понять, но вы не разделяете тот негатив, который видит во всем этом человек страдающий персонализацией, вы видите в этом вполне естественное и здоровое проявление самого человека и общества, которое просто суетится как муравьи и думает о том, о чем его заставят думать. То есть тут важно снизить значимость общества, показать человеку, что оно на самом деле не так уж и связано с ним, в плане того, что он не зависит от его мнения, его мыслей и прочего. А если ему что-то надо от людей, он всегда может управлять ими и их мыслями, просто создавая у людей определенные впечатления о себе, какие захочет.

Конечно способов работы с человеком страдающим персонализацией и другими проявлениями иррационального мышления на порядок больше, тут опыт и чувственность имеют значение, все относительно и не может носить обобщающий характер, что кстати тоже также является проявлением персонализации, ведь обобщение, ставит крест на множестве вопросов.

Но основная идея – это конечно снижение значимости общества в жизни человека, только другие люди заставляют нас определенным образом относится к самим себе.

И даже если человек постоянно считает себя хуже других, и во всем видит свои неудачи, то опускание планки в виде значимости общества, помогает в том числе и при таких проявлениях иррационального мышления, где персонализация также является и сравнением своей личности с личностями других людей.

В конце концов все подобные расстройства психики связаны с людьми и их деятельностью, которая значима для нас в определенной степени.

Решая любую проблему с восприятием этого мира, опытный психолог будет искать в пациенте уровень его зависимости от других людей, и то, какую роль они играют в жизни этого человека, почему он чувствует дискомфорт, где та линейка измерения, которой он меряет себя как личность, а свои поступки, как верные или нет? Ведь все определенно сводится к сравнению с другими людьми, выделении себя на их фоне, как нечто особенное или нечто ничтожное, чем по существу и является персонализация, определяющая отношения человека к себе и обществу, с точки зрения их взаимосвязи между собой.

Источник: https://psichel.ru/personalizaciya/

Персонализация

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Персонализация

  1. усвоение, присвоение, интериоризация, интернализация или, иными словами, процессы или механизмы превращения внешних, социальных побуждений, требований, ограничений и общественного опыта в элементы структуры собственной личности (в потребности, стремления, навыки, знания и др.). Процеесы персонализации функционирует имплицитно, автоматически и, гипотетически, на основе врожденной способности, обеспечивающей самоРазвитие личности (термин саморазвитие в данном случае подчеркивает, что одних только благоприятных внешних условий для формирования личности совершенно недостаточно, для их усвоения необходима врожденная или наследственно детерминируемая готовность).
    Конкретными проявлениями персонализации могут служить подражательность, внушаемость, формирование привычек, черт характера, усвоение знания и навыков, которые позднее осознаются как природные, изначально свойственные личности. Наиболее интенсивно персонализация осуществляется в детском и пубертатном периодах онтогенеза, именно этот возраст является критическим для повреждения механизмов присвоения и, следовательно, нарушения созревания характера и личности. Именно в этом возрастном интервале особенно часто возникают нарушения самоосознавания (см.). Для усвоения чего-либо, помимо многократного повторения неких действий и моделей поведения, очень важно, чтобы соответствующая информация представляла интерес, имела смысл, то есть стимулировала определенные эмоции (удивление, удовольствие, страх и т.п.). Это может означать, что процессы персонализации в своем функционировании тесно связана с аффективной сферой. Обратной, опасной и даже пагубной стороной персонализации, указывают некоторые исследователи, является внутреннее деструктурирующее проникновение неадекватного социального влияния, в частности, «миражей» массового сознания в персональное сознание. Так, по мнению Хокинга, «привычка собираться в толпы и принадлежать толпе стала угрозой цивилизации и должна быть определена как специфическая болезнь современного общества».
    Обратным персонализации является процесс отчуждения, алиенация, благодаря чему из структур личности элиминируются фрагменты, ставшие ей бесполезными, угрожающими или неприемлемыми. Этот процесс может быть достаточно болезненным. Например, это обесценивание, забывание, вытеснение, потеря смысла чего-либо, устранение чего-то привычного, разочарование. В патологическом варианте этот обратный процесс представляет нарушение самосознавания в виде деперсонализации (см.). Процессы отчуждения также более интенсивно протекают в первой трети жизни индивида. Это объясняет, вероятно, почему такое нарушение самоосознавания как деперсонализация наиболее часто наблюдаются у детей, подростков и особенно в юношеском возрасте. Болезненное усиление процесса персонализации проявляется нарушением самоосознавания в виде апперсонализации (см.), болезненное ослабление – личностным недоразвитием, например, инфантилизмом, ювенилизмом, нравственным дефицитом, дефицитом правосознания, другими признаками незрелости личности;
  2. процесс, в результате которого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступить в общественной жизни как личность;
  3. согласно В.А.Петровскому, сущность персонализации заключается в действенных преобразованиях интеллектуальной и аффективно-потребностной сферы личности другого человека, которые происходят в результате деятельности индивида

Словарь практического психолога. С.Ю. Головин

Персонализация — процесс, в результате коего субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступить в общественной жизни как личность.

Сущность персонализации — в действенных преобразованиях сферы интеллектуальной и аффективно-потребностной другого человека, происходящих в результате деятельности индивида. Понятие в этом значении введено В.А.

Петровским.

Поскольку единство понятий «индивид» и «личность» не означает их тождественности, возникают различные парадоксы персонализации:

  1. теоретически возможно существование индивида, не реализовавшего себя как личность (например, человек, который в силу каких-то обстоятельств оказался исключенным из социального взаимодействия); с другой стороны, возможно существование «личности» (в этом случае квазиличности) вне (без) индивида (например, некие мифические или литературные персонажи), причем преобразующее влияние исторической квазиличности может оказаться не менее действенным, чем влияние иного реально жившего человека;
  2. возможна как деперсонализация творца (архитектора, изобретателя и пр.) в результате отчуждения продукта труда от его создателя, так и персонализация посредством присвоения плодов чужого труда; персонализация возможна не только как следствие приписывания себе чужих заслуг, но и как «трансляция» своих недостатков и ошибок кому-то другому;
  3. третий парадокс связан с проблемой бессмертия личного (с позиций материализма): если личность не сводится к ее представленности в конкретном индивиде и продолжается в других людях, то со смертью индивида она не исчезает полностью.

С помощью феномена персонализации можно объяснить многие переживания людей, вызванные трагичностью разрыва между сохраняющейся у них персонализацией индивида и его материальным несуществованием. В подобной ситуации целостная структура личности оказывается разрушенной, сохраняется лишь одно звено — отраженная субъектность индивида как результат его персонализации.

Человека характеризует разная степень выраженности потребности и способности к персонализации. Потребность в персонализации — потребность быть личностью — это не всегда осознаваемая глубинная основа многих форм общения между людьми (альтруизма, аффилиации, стремления к самоопределению и признанию, и пр.).

Единственный эффективный путь удовлетворения потребности в персонализации — деятельность, ибо именно посредством деятельности человек продолжает себя, «транслирует» другим свою индивидуальность.

Способность к персонализации — это совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, кои позволяют ему выполнять социально значимые деяния, преобразующие других людей. Она обеспечивается богатством индивидуальности субъекта, разнообразием средств, посредством коих он может в общении и деятельности выполнять персонализирующее воздействие.

Во многих экспериментах выявлено, что персонализация субъекта происходит при условии его значимости для другого, референтности и эмоциональной привлекательности. В иных условиях персонализация отсутствует.

Экспериментально показано (-> принцип субъектности отраженной), что полноценное и социально-позитивное проявление способности к персонализации обнаруживается в общностях такого типа, как коллектив; в группах низкого уровня развития персонализация одного человека (лидера) может стать причиной деперсонализации остальных.

Краткий словарь психологических терминов.

Персонализация (лат. persona — личность) — процесс превращения человека в личность, приобретения им индивидуальности.

Оксфордский толковый словарь по психологии

нет значения и толкования слова

предметная область термина

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Источник: http://www.persev.ru/personalizaciya

Концепция персонализации В.А.Петровского: основные положения

Личность рассматривается А. В. Петровским (1982) не как индивид, взятый в абстрактном социальном окружении, а, прежде всего как человек, определяющий себя через группу, через социум. Потребность в персонификации является отправным пунктом анализа личности. Именно поэтому А. В. Петровский называет свою теорию концепцией персонализации.

Им выделяется три основных процесса:

• адаптация – как присвоение индивидом социальных норм и ценностей, то есть, становление социально-типического;

• индивидуализация – как открытие или утверждение «Я», выявление своих склонностей и возможностей, особенностей характера, то есть, становление индивидуальности;

• интеграция – как изменение жизнедеятельности окружающих людей, осуществление вкладов и их принятие окружающими и тем самым утверждение своего инобытия в других людях, то есть, становление всеобщего.

Таким образом, в структуру личности человека, по А.В. Петровскому, входят три образующие, три подсистемы: индивидуальность личности, ее представленность в системе межличностных отношений и в других людях. Личность должна быть характеризуема в единстве всех трех сторон ее существования как субъект межиндивидных, социальных по своему происхождению связей и отношений.

Трехфакторная модель значимости другого.

Три основных направления значимости – аттракция – референтность – авторитетность (власть). Это личностное проявление субъекта. Это идеальная представленность человека в сознании тех, с кем он имеет дело.

Первый фактор – это референтность и авторитетность. Авторитетность – это значимость мнения одного лица при поведении и принятии решений другим лицом.

Второй фактор – аттракция – то есть привлекательность или отчуждение.

Третий фактор – институционализированная роль. Это авторитет власти, или формальный авторитет. Он утрачивается с выходом из системы иерархии, а также если нет сочетания с аттракцией и авторитетность.

Методическое обеспечение трехфакторной модели значимого другого (социометрия, референтометрия, методика изучения интрагрупповой структуры власти).

Ранняя социализация (до 14-18 лет); 2. поздняя социализация (взрослая жизнь).

Самый главный этап с точки зрения формирования социальных качеств – первый, поскольку именно в его рамках происходит становление личности.

М. Мид в своей работе «Культура и мир детства» рассматривает три варианта трансляции опыта в обществе [Мид, 1988]:

• Постфигуративная культура: новое поколение перенимает опыт у предыдущего, главными образцами поведения для детей выступают взрослые.

Главной характеристикой подобного социального устройства являются крайне высокая стабильность существования и простота организации жизни.

Это приводит к отсутствию необходимости самоопределения личности, так как существует высокая степень предрешенности большинства способов поведения, связанная с постоянством неизменностью условий жизни на протяжении многих поколений.

Для такой культуры характерны большие семьи, которые включают в себя одновременно три поколения родственников.

• Кофигуративная: социальный опыт передается по горизонтали,т.е. и дети, и взрослые в качестве основного источника образцов поведения используют сверстников.

Жизнь более динамична, подвижна, разнообразна. Это приводит к множественности образцов поведения и их изменчивости. Для этого типа культуры характерны интенсивные миграционные процессы, развитые средства массовой информации, относительно частые социальные и природные катаклизмы, приводящие к осложнению передачи опыта от взрослых к подрастающему поколению.

* Префигуративная: носителями новых образцов поведения являются представители нового поколения, иными словами, взрослые учатся у детей. М. Мид пишет: «Теперь же мы вступаем в тот период, новый для истории, когда молодежь с ее префигуративным схватыванием еще неизвестного будущего наделяется новыми правами» [Мид,1988. С. 322 ].

Определяя еще несколько десятилетий назад современную ситуацию как переход к префигуративной культуре, М. Мид задала вектор анализа процесса социализации на период конца XX — начала XXI в. В целом можно охарактеризовать современную социальную ситуацию следующим образом: удлинение периода детства, увеличение разрыва между поколениями, ускорение динамики институтов социализации.

Удлинение детства связано в первую очередь с общим усложнением жизни. Изменение предметной среды очевидно. Так, в XX столетии, наполненном принципиально новыми научно-техническими изо-бретениями, окружающий нас мир стал совсем иным и продолжает меняться каждые 5—10 лет.

Однако трансформация касается не только предметного окружения, не менее важным и сложным кажется процесс социальных изменений. Меняются формы социального взаимо-действия. Они становятся значительно более сложными, опосредованными и разнообразными.

Таким образом, можно сказать, что мир, в который входят сегодня новые поколения, стал во многом более неопределенным и многозначным.

Эти перемены определяют не только необходимость более длительного периода детства, но и выступают причиной увеличивающегося разрыва между поколениями. Скорость изменений жизни обесценивает большую часть социального опыта человека чрезвычайно быс-тро. Меняется ценностная структура этого опыта.

Информация сама по себе перестает иметь решающее значение. Большую ценность начинают приобретать способы ее получения, готовность к изменениям, учет ситуаций высокой степени неопределенности.

Детальный анализ особенностей информационной среды дается в главе 12 данной книги, а также в отдельной главе монографии «Социальная психология

Здесь же важно подчеркнуть специфичность изменений, характерных для современной жизни. Было бы не совсем корректно напрямую связывать развитие научных представлений о процессе социализации и конкретные социальные изменения. Однако определенная связь есть.

Речь идет не о прямой зависимости, а о необходимости формулировать более сложные, соответствующие социальной реальности теоретические построения.

Попробуем разобраться в глобальной тенденции изменений взглядов в психологии на процесс социального развития личности.

В самом общем плане все подходы к процессу социализации можно разделить на две различные идеологии, парадигмы: созревание и индивидуальный путь развития: «…

в зависимости от исходных теоретических представлений онтогенез рассматривается как сугубо индивидуальная траектория (или тип траекторий), как непрерывная плавная череда микроизменений или, напротив, как последовательность относительно устойчивых и отграниченных стадий, в принципе, единых для всех представителей данной культуры» [Поливанова, 2000. С. 6].

С одной стороны, большинство теорий социализации исходят из идеи существования некоторого идеального, нормативного процесса, с которым и сопоставляется течение социализации конкретного ребенка, группы детей и т.д. Условно это направление может быть названо парадигма созревания.

Согласно этому направлению, существует четкая последовательность этапов, смена которых более или менее жестко связана с определенными возрастными границами, а последовательность определяется некоторой внутренней логикой, присущей этому процессу. Классическим примером такой концепции является периодизация 3. Фрейда. Для Э.

Эриксона [Эриксон,1996] — ученика Фрейда — развитие личности в обществе задается психоаналитическими закономерностями, во многом «разбавленными» некоторыми социальными факторами. Другая влиятельная современная система взглядов на социализацию принадлежит ученику Ж. Пиаже последовательному когнитивисту Л. Колбергу [Колберг и др.

, 1992], который отождествляет этот процесс с моральным развитием личности.

При всей непохожести этих концепций их объединяет представление о том, что существует некий правильный, идеальный процесс социализации, к которому следует стремиться, по которому нужно оценивать конкретную ситуацию развития. Однако обе эти теории нарушают жесткость представлений парадигмы созревания.

Эриксон частично, а Колберг полностью отказываются от жесткой связи этапов и возраста; для каждого из них процесс социализации растянут на всю жизнь человека и т.д. Можно сказать, что современная ситуация в психологии характеризуется переходом к новой идеологии, суть которой сводится к тому, что жизненный путь каждой личности уникален и неповторим.

В каждый отдельный момент перед человеком предстает бесконечность вариантов его развития, и выбор направления движения связан с огромным числом возможностей и имеет вероятностную детерминацию. Новая система взглядов на процесс социализации, условно называемая нами парадигмой индивидуального пути развития, в основных принципах принимается подавляющим большинством психологов.

Наиболее полно эти принципы были сформулированы американскими психологами Л. Р. Шерродом и О. Г. Бримом-младшим [Зпеггоо1, Впт, 1986]:

Источник: https://cyberpedia.su/6x454a.html

Персонализация пространства: дом как первичная территория человека

Ни для кого не секрет, что окружающая среда определенным образом влияет на человека. В то время как физическое, химическое и биологическое влияние среды сравнительно хорошо изучено, о психологическом влиянии мы знаем гораздо меньше и часто даже не сознаем, насколько значительно это влияние.

Хороший пример явления, в котором сочетаются психологическое и средовое, феномен персонализации. Под ней подразумеваются явления, когда человек фиксирует какое-то пространство, определяет нормы поведения на нем, осуществляет контроль над ним. По форме это явление пространственное, а по своей сущности психологическое.

По мнению М.Хейдметса, сущность персонализации в определенном удлинении человеком своего «Я», во включении в систему «Я» средовых компонентов, в образовании средового «Я». Наиболее ярко это видно на примере дома человека, идентификация с которым наиболее высока.

Вторжение на персонализированную территорию воспринимается как нарушение личной неприкосновенности.

Персонализацию пространства можно считать основной формой регуляции пространственного контакта. Именно фиксацией для себя определенной части пространства человек обеспечивает себе возможность пространственного отделения от других.

Идентификация с персонализированной территорией влечет за собой определенное отношение к данному месту, что выражается в эмоциональной привязанности и бережливом отношении к этой территории. Наиболее существенной в жизни человека является так называемая первичная территория.

Она характеризуется большой физической и социальной отделенностью, высоким контролем и идентификацией. Как правило, это дом человека.

О такой идентификации с домом свидетельствует то, что большинство опросов об удовлетворенности жилищем не дают объективной картины. Признание того, что живешь в очень плохой местности, что в квартире шумно, планировка пространства неудобна, а здание ветхое и неухоженное, противоречит стремлению к положительной самооценке и потребности в самоутверждении.

А зачастую происходит и наоборот: недовольство местом жительства, непринятие его может свидетельствовать о непринятии человеком самого себя, чересчур критичном отношении к своим слабостям, о тенденции сваливать вину на окружающих.

Согласно данным, полученным в течение нескольких лет на практическом семинаре-тренинге «Наш дом и его магия», проводимом в центре «Анима», отношение к дому напрямую связано с отношением человека к самому себе.

Дом в разные моменты жизни воспринимается по-разному, в зависимости от тех событий, которые происходят в жизни человека.

Еще с древних времен слово «дом» означало «граница моего мира». Некоторые дома, наоборот, становятся продолжением внешнего мира как говорят — открытой системой. Такой дом теряет свою защитную функцию, которая является основной. И это непременно сказывается на состоянии людей, которые там живут.

Также очень тяжело переживается человеком отсутствие собственной территории, укромного уголка. При достаточно продолжительном совместном пребывании нескольких (многих) людей сравнительно близко и не изолированно друг от друга возникает такой сложный психологический феномен, как «скучен-ность».

При скученности в условиях изоляции персонализированные территории нескольких субъектов оказываются как бы взаимопроникающими. В результате у людей формируется единое представление о «своей» и «чужой» территории, или представление о межличностной территории.

Такую ситуацию представить несложно, если вспомнить существующее в нашем обществе наказание для тех, кто совершил противоправные действия.

Тюрьма лишает человека своей территории, крайне затруднена регуляция границ между «я» и «другие», что включает персонализацию, обозначение определенного места и уведомление о «владении» им других.

Исследования влияния персонализированной территории на взаимоотношения в семье показали, что в случае, если члены семьи имеют возможность выбора контактов и в квартире развиты «персональные зоны», то взаимоотношения в семье более гармоничны, частота коллективной деятельности выше. Отсутствие персонализированной территории содействует проявлению отрицательных взаимоотношений. Люди проявляют большую агрессивность, меньшую потребность в контактах.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что это крайне важно, чтобы в жилище реализовались наши основные потребности, такие как: потребность в безопасности и защите, в собственном пространстве, чистоте, красоте и эстетике, самовыражении, отдыхе, интимности и т.д.

Галимзянова М.В.

Также читайте:

Источник: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=1427

Персонализация сайта или «умный» сайт 4го поколения

Одна из важнейших задач, стоящих перед владельцем любого сайта – повышение конверсии. Конкуренция порождает повышение требований, предъявляемых пользователями к посещаемым страницам.

Чаще всего, если человек не находит того, что ищет, сразу, он уходит на другой ресурс. Обилие предложений приводит к тому, что выделиться, запомниться и привлечь внимание становится все сложнее.

Побороть такую ситуацию помогает персонализация сайта.

Для чего нужна персонализация

Можно сколько угодно биться над дизайном, прилагать усилия по улучшению навигации и вкладывать средства в увеличение посещений. Но что представляет собой большинство сайтов в настоящий момент? Статичную, практически никогда не изменяющуюся картинку.

Вне зависимости от того, в который раз человек попадает на Вашу страницу, он видит одни и те же предложения и вынужден совершать одни и те же действия для поиска необходимой информации. В конце концов, он просто не запоминает ресурс, на котором однажды побывал.

Персонализация веб-страниц позволяет кардинально изменить отношение сайта к своим посетителям. В результате не только пользователь будет «общаться» с веб-страницей, но и сам сайт будет обращаться к любому, попавшему на страницу, не как к части общей массы, а как к конкретному человеку, имеющему свои личные интересы – персонально.

После первого и всех последующих посещений сайт запоминает информацию, связанную как с самим посетителем, так и с действиями, которые им проводились. При каждом новом заходе на страницу человека, который был здесь раньше, сайт моментально подстраивается под его интересы и запросы.

При заходе на неперсонализированный сайт, пользователь видит одно и то же, для всех предлагаются одинаковые акции, одинаковый товар или одинаковые предложения услуг. Станица, прошедшая персонализацию, имеет тот же самый дизайн и общую структуру. Но предложения, видимые пользователем, подстраиваются под него.

К нему обращаются как к конкретной личности: предлагаются товары, входящие в сферу его интересов, акции, которые могут заинтересовать именно его, если необходимо предоставить адреса или телефоны, то это будут данные, приближенные к нему географически. На основе персонализации можно сделать и индивидуальной форму обратной связи.

По опыту компаний, внедривших подобные системы, конверсия значительно повышается: от 50 до 100%. Благодаря персонализации повышается релевантность, а это, как известно, увеличивает конверсию. В итоге увеличивается количество посещений, число продаж, обращений и суммы счета.

Что собой представляет процесс персонализации

Прежде всего, персонализированный сайт производит анализ данных посетителей: откуда приходят, по каким ключевым словам, географические данные, что делали, когда и откуда ушли, что интересовало больше всего и т.д. После анализа при следующем посещении сайт будет предлагать то, что входит в сферу интересов посетителя.

К примеру, на основании анализа приобретаемых книг покупатель сразу же получает рекламу-рекомендацию на книги интересующей его серии или направления. Или на сайте, предлагающем автомобили, человеку, который приходит по ссылке «автомобиль недорого» не будет показан модельный ряд с авто премиум-класса.

Точно так же человек, интересующийся дорогими товарами, не увидит предложений «эконом», а посетитель, живущий в Красноярске, при обращении получит адрес ближайшего к нему офиса, ему не придется самостоятельно искать его в общем списке. К тому же сайт может персонально обращаться к посетителю, уже посещавшему страницу раньше.

Следующий этап – определение сегментов аудитории. Необходимо понять, кто является основной массой посетителей, что их интересует, откуда они приходят. На основании анализа выстраиваются процесс персонализации и определение стратегии. Методы персонализации делятся на те, которые основываются на правилах, и на использующие алгоритмы.

Таргетинг, в основе которого лежат правила, побуждает посетителей к решениям, ориентированным на определенные сегменты. Таргетинг на алгоритмах проводит мониторинг поведения посетителей и разрабатывает предиктивные (предсказываемые) модели поведения и вырабатывает для каждого посетителя подходящий контент. Такой таргетинг позволяет машине учиться самостоятельно.

Обе стратегии таргетинга ничуть не исключают совместного использования в условиях, когда они могут действовать независимо.

Перспективы развития персонализации сайтов

В России, как и на остальной территории СНГ, персонализация пока что находится в зачаточном состоянии. Раньше провести подобные действия со своим веб-ресурсом было под силу только крупным компаниям. Проводилась такая работа силами больших групп и готовилась непосредственно под каждый конкретный случай.

Естественно, такая работа была слишком дорога для абсолютного большинства компаний, работающих в интернете. Недавно натолкнулся на иностранный сервис «Personyze». Это SaaS платформа по персонализации сайтов. Удобство платформы в том, что для ее обслуживания нет необходимости в специальных знаниях и умениях.

Код внедряется в любой сайт и через короткое время появляется возможность анализа данных и персонификации работы с посетителями. На загрузку и производительность сайта внедрение этой системы совершенно не влияет.

И, что не менее важно, стоимость Personyze не идет в сравнение со стоимостью самостоятельной персонализации.

Источники:

http://www.semcomplex.ru/avinash-kaushik/ — интервью по персонализации сайтов с Авинашем Кошиком

Источник: https://habrahabr.ru/sandbox/56861/

Ссылка на основную публикацию