Понятие «аутентичный» в психологии

Аутентичная личность: путь к себе

Если мы заглянем в словарь, то узнаем, что «аутентичный» и «неаутентичный» – это термины, используемые в глубинной психологии для различения человеческих действий, которые оказываются истинными или ложными по отношению к самому себе, к самости. В экзистенциальной философии понятие аутентичности связано с проблемами самоопределения человека, обусловленности совершаемых им выборов и возможности быть автором собственной жизни, обладать собственным бытием.

Если же говорить простым языком, наиболее близким понятию «аутентичность» будет слово «искренность», причем, имеется в виду искренность, честность не столько по отношению к другим людям, сколько по отношению к себе самому, к тому внутреннему началу, которое принято называть совестью. Кроме того, аутентичность включает в себя такую составляющую, как подлинное, реальное бытие. Поэтому лучше всего аутентичность можно объяснить словами «умение жить в согласии с самим собой».

Казалось бы, чего уж проще?! Все мы самостоятельные личности, живем в реальном мире и руководствуемся собственными решениями. Но так ли это на самом деле? Удается ли нам улавливать сигналы нашего внутреннего «камертона» и жить так, как хотим именно мы сами, а не так, как от нас ожидают другие, будь то близкие люди, социальная группа или даже целая нация?

Большинство из нас значительную часть времени посвящает работе и общественной жизни, в своем поведении они ориентированы на мнение других людей. Чтобы достичь определенного статуса, человек должен делать то, что одобряет и требует общество.

Так, часто незаметно для самого себя, человек под воздействием социальных норм пренебрегает своей способностью к независимой деятельности и самостоятельному мышлению.

При этом зависимость от социальных норм дает человеку немалые выгоды, поскольку освобождает его от ответственности за свое индивидуальное существование и вознаграждает за умение приспособиться к обществу всевозможными благами: от денег и наград до уважения и славы.

Человек в этом случае как бы защищен своей общественно одобренной деятельностью от треволнений и бед реального мира. Он просто автоматически делает то, что обусловлено его профессией, уровнем дохода, нормами класса и этнической группы, к которым он принадлежит.

И он вполне удовлетворен, поскольку не осознает, что защищаясь от опасностей, он одновременно защищается и от радостей реальной жизни. Он просто не видит ни того, ни другого. Неаутентичная личность либо слепо следует социальным конвенциям и избегает сознательных решений, живя автоматически и конформистски, либо постоянно окружает себя рутинной суетой.

Обществу противостоять очень трудно. Оно массированно обрушивает на нас через средства массовой информации указания, как нужно выглядеть, что носить, что любить, где работать и с кем общаться. Чтобы вырваться из этой рутины, человеку придется осознать свою собственную личность и свою индивидуальность, которая может даже идти вразрез с правилами, принятыми в его кругу.

Тогда человек сможет услышать голос совести, говорящий, что в его распоряжении есть лишь очень ограниченное время, чтобы устроить свою жизнь по собственному плану.

Чтобы быть аутентичным, человек должен, прежде всего, принять себя таким, каков он есть: свою свободу, уникальность, несовершенство, конечность, удачи и неудачи, а также осознать свое право чувствовать и переживать, то есть быть. Человеку придется смириться с неизвестностью будущего и с тревогой по поводу того, хватит ли у него сил и способностей, чтобы жить в гармонии с собой.

Затем ему нужно найти в себе решимость отвергнуть доминирование общества и других людей, почувствовать доверие к самому себе, поверить, что его «внутренний голос» более правдив, чем любые внешние авторитеты. Это не значит, что не нужно слушать вообще никого, кроме себя, просто доверие чужому мнению обязательно должно быть подкреплено внутренним согласием.

Доверять собственным чувствам не означает доверять, чувства необходимо осмыслить и проверить собственным или чужим опытом. И все же, принимая решение, необходимо соотносит возможные варианты действия со своим внутренним голосом. Правильное решение — это внутренне оправданное решение.

И наконец, самый трудный шаг к аутентичности – принятие на себя ответственности за избранный путь. Вместо множества путей человек начинает видеть тот единственный, который по-настоящему является его собственным.

И даже сейчас от него требуется постоянно делать выбор, следовать этому пути или отказаться от него.

Экзистенциальные философы считают, что человек всегда ответственен за свою жизнь, вопрос состоит только в том, понимает он это или нет, и, соответственно, — принимает он эту ответственность или уклоняется от нее.

Однако не стоит думать, что аутентичность – это простая последовательность шагов. Аутентичность — это свойство целостного бытия, характеризующее зрелую личность. Это идеальная цель развития личности. Аутентичная (зрелая) личность осознает себя и окружающий мир, то есть не приписывает реальности свои представления и не требует от нее соответствия своим ожиданиям.

Аутентичная (зрелая) личность осознает свои чувства и потребности и действует в соответствии с ними, доверяя интуиции. Аутентичная личность осознает границы своих возможностей, не преувеличивая и не преуменьшая их.

И самое главное: аутентичная личность способна не зависеть от других, она умеет находить поддержку в самой себе и не боится принимать на себя ответственность за все, что с ней происходит в жизни.

Источник: http://authentic-life.ucoz.ru/publ/autentichnaja_lichnost_put_k_sebe/1-1-0-1

Про аутентичность

Существует множество определений, что такое аутентичность. Словарь синонимов на Classes.ru приводит такой лист эквивалентных понятий:

  • достоверность
  • подлинность
  • равнозначность
  • доподлинность
  • действительность

В этой статье я объясню, что означает аутентичность с точки зрения коуча по отношениям, а также почему это качество важно в процессе знакомства, ухаживаний и дальнейшей совместной жизни в паре или семье.

Что такое аутентичность

С точки зрения человеческих отношений, аутентичность — это отсутствие дистанции между внутренними ценностями и внешним выражением человека.

Аутентичность — это отсутствие зазора между образом для себя и для других.

Иными словами, как говорят англичане, “what you see is what you get” (что ты видишь, то и получишь).

Когда мы остаемся наедине сами с собой, мы ведем себя аутентично. Нам никого не надо впечатлять, покорять, умиротворять, бояться обидеть.

Когда мы вместе с другими, большинство из нас изменяют свое поведение и самовыражение в соответствии с окружением.

  • Чем больше разница между тем, как человек ведет себя в одиночестве, и тем, как он ведет себя на людях (или с определенными людьми), тем менее он аутентичен.
  • Чем меньше разница между поведением “для себя” и “для других”, тем выше степень аутентичности индивида.
  • В идеале, у аутентичного человека нет разницы между поведением для себя и для других.
  • Противоположность аутентичности — конформизм, то есть значительное изменение себя в угоду мнению других.

Аутентичные люди

Папа Римский Франциск трансформирует догмы католицизма.

Люди, обладающие высокой степенью аутентичности, живут свою правду.

Они не делают заявлений и не совершают поступков, которые противоречат их жизненным ориентирам и принципам.

Примером аутентичного человека может быть нынешний Папа Римский Франциск — первый в истории папа из Нового Света.

Его смелость в раздвижении границ традиционного католичества (освящение браков тех, кто жил вместе и имел детей до свадьбы, смягчение позиции по отношению к использованию противозачаточных средств и разводам) является результатом того, что 78-летний лидер христианского мира не просто пропагандирует догмы, а живет свою правду.

Думая прежде всего не о себе, а о болях и несчастьях католиков и других людей планеты, Папа Римский Франциск ищет решения проблем с точки зрения устранения насилия и страданий.

Далай-лама XIV живет свою правду.

Также примером аутентичной личности является 14-й Далай-лама, духовный лидер буддизма.

Буддизм — не религия, а философия жизни.

80-летний монах ведет себя одинаково с королями и крестьянами, лидерами государств и маленькими детьми.

Возможно, вы знаете других аутентичных людей, которые способны вести себя одинаково, вне зависимости от окружения.

Маленькие дети живут аутентично. Потом взрослые учат их обманывать.

Проблема низкой аутентичности

Большая дистанция между сущностью человека и его внешним самовыражением приводит к заполнению этого пространства ложью. Чем больше зазор, тем больше лжи.

Чем больше зазор между внутренним и внешним, тем ниже аутентичность.

Обманывать себя — такой же грех, как обманывать других, только имеющий гораздо дальше идущие последствия.

Привычная жалоба “мне не везет в любви” вызвана ничем иным, как отсутсвием аутентичности, чувства собственного достоинства, любви к себе, знания своих положительных качеств, целей, принципов, ценностей.

Аутентичность позволяет избежать проблем и противоречий в жизни, которые вызваны самообманом.

Аутентичного человека сложно обмануть, потому что он естественно чувствует зазор между реальностью и предложенной ему подставкой.

Если вы не хотите, чтобы другие люди вас обманывали, не обманывайте себя и других.

  • При знакомстве, аутентичный человек не меняется от момента встречи до глубоких отношений.
  • Неаутентичный человек меняется, порой значительно.
  • Если вы сама неаутентичны, вам практически невозможно привлечь аутентичного человека, потому что они быстро замечают подделку.
  • Когда вы поменяетесь, человек почувствует себя обманутым и отношения могут закончиться (даже если он сам вас тоже обманывал).

Именно поэтому низкая степень аутентичности создает проблемы в отношениях, хотя вы и знакомитесь со многими мужчинами.

Как повысить степень своей аутентичности

Степень аутентичности можно увеличить.

Как невозможно за один день выучить английский, так и увеличить степень своей аутентичности нереально одномоментно или за пару недель.

Но если над этим работать ежедневно, уже через 2-3 месяца будут заметны результаты.

Помните, что вы проживаете свои принципы через то, что вы делаете каждый день. Вы функционируете в обществе в соответствии со своими реальными принципами и установками.

Вы не можете утверждать, что ваша главная ценность — гармоничная семья, если вы каждый день ругаетесь с партнером. Если вы постоянно ссоритесь с мужем или парнем, ваш главный (реальный) жизненный принцип — доказать свою правоту, заставить других вести себя так, как хочется вам.

Реальность более правдива, чем заявленные намерения. Именно между фактом и заявлением находится дистанция, отделяющая вас от аутентичной жизни.

Что более правдиво: ваше заявление или его противоположность?

Приемы, которые помогут устранить самообман:

    1. Задайте себе вопрос: что более правдиво, мое высказывание или его противоположность? Например, противоположностью высказывания “Никто меня не любит” будут “Я никого не люблю” или “Есть люди, которые меня любят”. Что более правдиво?
    2. Действительно ли я этого хочу? Или я только говорю, что хочу, потому что от меня этого ожидают или я должна? Если на самом деле я этого не хочу, то чего я хочу взамен?
    3. Как мое действие соответствует моим принципам? Помогает ли это мне жить мою правду?
    4. В чем мои глубокие ценности? Что для меня наиболее важно в жизни? Как я их проживаю каждый день в моих действиях?
    5. Чтобы выяснить свои ценности, задавайте себе вопрос: что для меня важно? Что еще для меня важно? Записывайте ответы. Ценность — это то, что нельзя положить в тележку. Например, деньги можно положить в тележку. Но богатство или достаток в тележку не положить — это ценность.
    6. Составьте иерархию своих ценностей. Спросите себя, что для меня реально важно в жизни? На что я обращаю самое большое внимание и трачу наибольшее количество времени каждый день?
    7. Вы можете открыть для себя, что самая большая ваша ценность — конформизм (соответствие мнению других и поддержание определенного мнения о себе). Если это так, подумайте, как вы можете поменять то, что вы делаете каждый день, чтобы ваши действия больше соответствовали тем ценностям, которые вы считаете важными.
    8. Примеры ценностей: здоровье, семья, дружба, романтика, приключения, любовь, честность, аутентичность, помощь другим, благотворительность, самовыражение, изучение нового, креативность, мир, гармония, забота о близких.
    9. Если 2 ценности звучат похоже, попробуйте объединить их в одну. Например, мир и гармония могут быть выражены словом “спокойствие”.
    10. Подумайте, где еще в вашей жизни существует диссонанс между формой и содержанием, и как это устранить.
    11. Проведите “день без вранья”: говорите только правду. Если не хотите говорить правду или чувствуете, что это вам может повредить, просто откажитесь отвечать, но не лгите. Не прибегайте к “белой лжи” (сказать подруге, что платье ей идет, когда оно на ней выглядит ужасно). Вместо того, чтобы критиковать, сначала отметьте положительные стороны (минимум 3), а потом выскажите, что вам не нравится, но в самой мягкой форме (не “я ненавижу этот цвет”, а “это не самый любимый мой цвет”).

Чтобы стать более аутентичным человеком, нужна постоянная сознательность — ложь таится в привычных схемах и моделях поведения, о которых мы не задумываемся.

Отказ от самообмана позволяет высвободить огромное количество душевной энергии, которая тратилась на создание фальшивой оболочки. Когда вы откроете себя возможностям и перестанете следовать навязанным извне ограничениям, в вашей жизни начнут происходить реальные события, которые вам раньше казались невероятными.

Прочтите также:

Share .postlight.com»>

Источник: http://blogs.elenasmodels.com/ru/about-authenticity/

Что такое аутентичность в современных условиях? :

Понятие оригинальности и природности в своём роде особенно остро стоит именно в настоящее время. Благодаря СМИ и интернету, люди могут общаться друг с другом, находясь в разных странах.

Бесспорно, такое развитие технологий принесло в нашу жизнь много разнообразия, новые интересы и расширяющийся кругозор. И ведь с этим не поспоришь. Но помимо всех прелестей, пришли и недостатки.

Один из них очень тесно связан с темой нашей статьи.

Пример из психологии

Социальные сети «рождают» всеобщих кумиров, которые становятся законодателями моды, отношений и поведения. Вроде бы нет ничего плохого в том, чтобы брать пример с достойного человека. Но во-первых, на просторах социальных сетей достойные примеры для подражания можно перечесть на пальцах.

А во-вторых, каждый человек должен чему-то учиться у других, но при этом оставаться собой. Ведь каждый из нас – это уникальный набор привычек, мыслей, желаний. Каждый – непрочитанная книга с глубоким внутренним содержанием.

Но ведь понятие подлинности, то есть аутентичности, намного шире и охватывает не только сферу психологии…

Аутентичность — это…?

Каждый человек слышал это слово и задавал себе вопрос о том, что такое аутентичность. Значение слова очень простое, но не все понимают его знают.

Это происходит из-за того, что люди владеют лишней информации, которой не могут правильно оперировать. Все понятия путаются, и получается просто набор слов, в результате вспомнить, что такое аутентичность, почти невозможно.

Это весьма неприятный процесс, из-за которого знания превращаются в набор интуитивных выводов.

Если говорить дословно, то аутентичность – это подлинность, что-то настоящее. Аутентичность является одним из центральных понятий гештальт-терапии. В психологии этот термин означает способность взрослого человека жить собственной жизнью, не надевать маски и соответствовать своему внутреннему «Я».

Принятие человеком самого себя – центральное понятие психологии. Но это всего лишь пример, на котором можно доступно объяснить, что такое аутентичность. Считается, что одним из двух проявлений аутентичности является конгруэнтность – соответствие внешнего поведения внутреннему содержанию. Второе ее проявление – это прозрачность.

Смысл слова пояснять не надо. Что такое аутентичность в юриспруденции?

Как установить аутентичность?

Рассмотрим это понятие с юридической точки зрения. Установление аутентичности предполагает доказательство уникальности определённых документов, которые не подлежат корректировке. Другими словами, можно говорить о подлинности каких-либо бумаг.

Установление аутентичности договора означает, что его текст и условия окончательны и в поправках не нуждаются. Этот процесс происходит благодаря парафированию договора. Парафирование бумаг – это проставление подписей или инициалов уполномоченных лиц.

Следует заметить: если договор или документ были составлены некорректно, то внести изменения в них можно. Однако после этого они подлежат новому установлению аутентичности.

Помимо парафирования, есть и другие способы установления подлинности. К ним относятся:

  • включение текстовой части договора в заключительный акт;
  • включение текстовой части документа в резолюцию.

Аутентичность в современных договорах

Следует отметить, что метод парафирования не подходит, если договор заключают не две стороны, а несколько. Поэтому всё чаще применяются и разрабатываются новые способы установления аутентичности. В таких случаях она подтверждается подписями компетентных лиц.

Также заметьте, что на значительных мероприятиях тексты согласованных договоров часто входят в заключительные акты.

Но, что важно, включение этих текстов в заключительный документ не означает, что участники конференции согласны с несколькими или всеми пунктами договора.

Акт, который составляют в конце, просто фиксирует, но не подтверждает. Для того же, чтобы аутентичность была установлена, требуется специальная подпись.

Подводя итог, хочется сказать, что понятие аутентичности весьма широкое. Оно в ходу во многих науках и отраслях. И не зря. В любой сфере наибольшую важность имеет что-либо настоящее, подлинное. Искусственность давно не признаётся достоинством, ведь это всего лишь мастерски выполненная копия. Неважно, где вы пересекаетесь с понятием аутентичности, главное — понимать его истинное значение.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-chto-takoe-autentichnost-v-sovremennyx-usloviyax.html

Аутентичность

Пивоваров Роман

Идея аутентичности (подлинности, истинности, неподдельности) проходит, по сути, красной нитью через большинство, если не все, концепций, относимых к корпусу экзистенциальной психологии.Тем временем, не во всех из них она приобретает понятийное оформление или становится термином теории.

Общим местом для экзистенциально мыслящих психологов и философов является сосредоточенность на актуальном бытии человека в мире, его экзистенции, которую можно определить как конкретную, биографическую, воплощенную жизнь конкретных людей, характеризуемых уникальностью и незаменимостью.

«Экзистенциальная феноменология изучает экзистенции в терминах личностного вовлечения в ситуации в мире. Она направлена на пробуждение к особому способу жизни, обычно называемому аутентичным существованием (экзистенцией)» [1] .

Таким образом, аутентичность – ключевая тема экзистенциальной психологии.

Возможно, наиболее полное освещение и теоретическую разработку аутентичность получила у Сальваторе Мадди, который поставил ее в центр представлений об идеальном развитии личности, и следовательно, в центр идеальных устремлений терапевта.Анализируя развитие личности, формирование жизненного стиля на позднем периоде развития молодого человека, С.

Мадди выделяет несколько этапов. Под первым понимается «эстетизм», где освободившиеся от родительского давления и гнета молодые люди рвутся познать все прелести жизни.Однако не связывая себя обязательствами, он начинает вскоре чувствовать одиночество и стремится к совершенству в отношениях, собственных устремлениях и возможностях.Это, по С.

Мадди, второй этап – стиль «идеализма».Наконец, «возникает идеальный в экзистенциальном смысле стиль жизни – аутентичность, или индивидуализм, который углубляется всю оставшуюся жизнь» [2] .Это происходит в результате принятия того неудачного опыта, с которым связано разочарование от несовершенства мира в конце второго этапа («идеализма»).

В сердцевине экзистенциальной теории личности С. Мадди лежит различение аутентичного и неаутентичного человека.Под аутентичным человеком понимается неконформная, но, вместе с тем, ответственная личность.Определяя аутентичного человека и тем самым противопоставляя ему человека неаутентичного, С. Мадди отмечает следующиее их характеристики (в т.н.

«Двадцати пяти тезисах экзистенциальной психологии»): «ценности аутентичной личности определены и нестандартны, а ценности неаутентичной личности размыты и стереотипны», «аутентичная личность подходит к межличностным отношениям дифференцированно, ищет и рассматривает разные их варианты, в то время как личность неаутентичная предпочитает не дифференцировать свои отношения с людьми», «аутентичные люди стремятся к близкому социальному взаимодействию, неаутентичные предпочитают поверхностные и дистанцированные отношения», «аутентичные люди активны и оказывают влияние, а неаутентичные – пассивны и подвержены воздействиям», «мысли и чувства аутентичных людей носят цельный и планомерный характер, у неаутентичных же – характер фрагментарный и бесцельный», и т.д. [3]

Знакомясь с этими определениями, содержащимися в «25 тезисах», трудно отделаться от желания подытожить высказывания Сальваторе Мадди словами о том, что есть люди плохие и хорошие; последние и зовутся аутентичными.Действительно, создается впечатление, что типология личности С. Мадди носит не столько психолого-теоретический, сколько ценностно-этический характер.

Нетрудно заметить, что в образе аутентичной личности по Мадди заложены чаяния и устремления современной западной протестантско-демократической культуры мышления и жизни.

Многих аутентичных личностей можно встретить в голливудских кинолентах: это честные, социально-адаптированные личности-герои, уважающие себя и других, готовые и близким и ответственным отношениям, равно как и испытаниям судьбы.Первый пример, который приходит в голову, – это герои американского киноактера Тома Хэнкса.

Его герои в кинофильмах «Изгой», «Вам письмо», «Вечером в Сиэттле», «Зеленая миля» – конечно же, не рэмбо и не терминаторы, наоборот, люди со слабостями, но знающие и понимающие их, с глубоко индивидуальной и четко определенной иерархией ценностей, и проч., и проч., и проч.Таковы герои, пожалуй, во всех фильмах, за исключением, разве что, «Форрест Гампа».

Здесь главного героя вряд ли можно назвать аутентичным по Мадди.Он заторможенный (неаутентичный), испытывает вину (неаутентичный), обращен в прошлое (неаутентичный) и имеет ограниченное социальное окружение (опять-таки неаутентичный).К аргументам, почему Форреста Гампа все же можно считать аутентичным, мы вернемся ниже.

В каких бы культурно-детерминированных формах идея подлинности не возникала бы, ее сущностные (в противовес дескриптивным, внешним) характеристики все-таки следует считать постоянными величинами.Для Виктора Франкла аутентичность, подлинность возникала как результат обретения смысла.По А.Н.

Леонтьеву, именно личностные смыслы являются «строительным материалом» образа мира человека [4] , «по мнению Д.А. Леонтьева, «структурными составляющими личностями выступают следующие смысловые структуры: личностный смысл…; смысловая установка…; смысловая диспозиция…» (Д.А. Леонтьев. Структурная организация смысловой сферы личности.

Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 1988)» [5] .

Стало быть, смысл (в широком смысле смысла: осмысленность, структура личностных смыслов, смыслообразование и т.д.) – важная составляющая аутентичности.Но просто ли смыслы человека задают (определяют, вносят вклад в) его подлинность?«Осуществляя смысл, человек реализует сам себя.Осуществляя же смысл, заключенный в страдании, мы реализуем самое человеческое в человеке» – пишет Виктор Франкл [6] .

Несколькими страницами ниже он приводит цитату из Ясперса: «Человек становится тем, что он есть, благодаря делу, которое он делает своим» [7] .Позволю себе сделать следующий мыслительный скачок: смысл тогда ведет к подлинности человека, когда выходит за пределы этого человека. Обрести себя аутентичного – не в смысле лучшего, а в смысле подлинного – можно только, потеряв себя.

Здесь можно обратиться к текстам М.К. Мамардашвили, А.А. Пузырея, но, раз уж мы начали цитировать Виктора Франкла, обратимся к его работе еще раз: «Если человек хочет прийти к самому себе, его путь лежит через мир» [8] .

Такой же линии мышления придерживался Мартин Хайдеггер, полагая трансценденцию как путь к аутентичности:«Хайдеггер призывает сменить «вычислительный» способ мышления на рефлексивный, даже медитативный (Gelassenheit). Возможность личностного роста, аутентичного (со-)участия зависит от разрешенности базовых экзистенциальных вопросов, в первую очередь, отношения к смерти.

Хайдеггер говорит о качественной трансформации во время аутентичных моментов и «движений» в личной экзистенции. Тем самым он выходит за рамки рационального видения мира и вводит в рассмотрение трансперсональный контекст» [9] .

Тема подлинности, аутентичности получила широкое отражение в художественной литературе.Разумеется, в большей степени это относится к тем писателям, которых принято называть экзистенциалистами.Герои Р.-М. Рильке и Ж.-П. Сартра искали себя в бесконечном и давящем на них бытии.

Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский, по сути, в каждом своем произведении задавались вопросом о человеке.Но мне бы хотелось остановится на малоизвестном романе Милана Кундеры «Подлинность» – отчасти именно из-за того, что его заглавие напрямую соотносится с темой данного текста.

В этом тексте Милан Кундера следует своей давней формуле, которую он реализует и других своих текстах.По сути, роман для Кундеры – определенная площадка, на которой ставится эксперимент, название которого и выносится в заглавие произведения (ср. другие романы: «Шутка», «Неспешность», «Бессмертие» и т.д).

На этот раз автор исследует человеческое лицо, настоящее и ненастоящее. Герои романа, немолодая любовная пара, впадает в серию развенчаний образов друг друга.Для каждого из них разрушается «подлинность» другого, но вместе с ней и собственная «подлинность».

И оказывается, что эти «подлинности» вовсе не «подлинности», а «кажимости».

Любопытно, что в оригинале (роман написан на французском языке) книга носит название L`identite, что, наверно, вернее перевести на психологический язык как «идентичность» (хотя, по-видимому, не следует обвинять переводчиков в неточности: слово «идентичность» вряд ли можно считать общеупотребимым; это скорее, в русском языке, все же лишь психологический термин, и называть им художественный роман вряд ли стоит).И разрушается у героев не подлинность, аутентичность, а именно идентичность.Различия идентичности и аутентичность существенны.В исследованиях, посвященных первой проблеме, часто можно встретить фразы «конструируемая идентичность», «социальная идентичность», «этноидентичность» и др.В отличие от этого, аутентичность вряд ли предполагает какое-либо определение, стоящее перед ним.Aутентичность, подлинность – это нечто, стоящее за процессами и результатами самоидентификации; нечто, находящееся за пределами образов «я» и их представленности другим.Именно поэтому, на мой взгляд, аутентичности не следует быть категорией оценки.Идентичность еще может быть оценена на предмет ее стабильности, силы, социальной репрезентабельности, измерена в тех или иных степенях свободы и т.д.Можно говорить, что человеку тесно в его идентичности, или наоборот, его идентичность превышает его самого, его мир оказывается для него слишком объемным, он в нем теряется.Аутентичность как некая доподлинность человеческой жизни вряд ли размерна.Возможно, это некий привкус жизни, сама живость.И в свете этих размышлений, возвращаясь к обещанному Форресту Гампу, именно он и становится живым, аутентичным, в то время как его бодрые и позитивные «соседи по кино», открытыеи решительные, оказываются в большей своей части довольно иллюзорными.

Источник: http://MirZnanii.com/a/205385/autentichnost

Аутентичный человек

Конгруэ́нтность (лат. congruens, -ntis — соразмерный, соответствующий) в широком смысле — равенство, адекватность друг другу различных экземпляров чего-либо (обычно — содержания, выраженного в различных формах, представлениях) или согласованность элементов системы между собой.

В психологии — согласованность информации, одновременно передаваемой человеком вербальным и невербальным способом (или различными невербальными способами), а также непротиворечивость его речи, представлений, убеждений между собой; в более широком смысле — целостность, самосогласованность личности вообще. Применительно к Я-концепции выражает меру соответствия Я-реального Я-идеальному, конструируемому в процессе самооценки.

Конгруэнтность или её отсутствие в собственном поведении не всегда осознаётся индивидом, но практически всегда ощущается в поведении другого (сознательно или нет).

Термин конгруэнтности введён Карлом Рджерсом.

Примерами неконгруэнтного поведения являются лесть, ложь, ситуации, когда кто-то с грустным видом говорит о том, как ему весело, и т.п.

Более общее понимание аутентичности: состояние целостности и полной искренности, когда все части личности работают вместе (согласованно), преследуя единую цель. Например, если личность чувствует, думает, говорит и делает одно и то же, в этот момент времени такую личность можно назвать «конгруэнтной» или «аутентичной».

С конгруэнтным (аутентичным) человеком очень приятно общаться, когда он конгруэнтен в своем проявлении дружелюбия, но также можно испытать глубокое чувство страха, когда он конгруэнтен в проявлении гнева, такого человека легко понять. В религии аутентичность (конгруэнтность)  называют состоянием Бога, состоянием блаженства, состоянием «ци».

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

P.S. Я практически всегда веду себя аутентично, в противном же случае испытываю скребущее чувство внутренней дисгармонии.

Источник: https://alla-ignatova.livejournal.com/82807.html

Аутентичность

Аутентичность — по-русски — Подлинность. Идентичность заявленному. Одним из проявлением аутентичности является конгруэнтность: соответствие внешнего выражения внутреннему содержанию.

Аутентичность — понятие из словаря феноменологической парадигмы в практической психологии, поведенческий подход разговоры об аутентичности не понимает, поскольку у этого понятия отсутствуют внешне наблюдаемые признаки.

В феноменологически ориентированной психологии это способность быть собой, жить в соответствии с собственными представлениями о жизни, быть внимательным к любым процессам своего внутреннего мира. Способность привнесения себя вовне соответственно своим желаниям, переживаниям, процессам. Это каждомоментное решение: быть собой и принятие ответственности за этот выбор.

Аутентичность по К. Роджерсу (Rogers С. R.) — это способность человека в общении отказываться от различных социальных ролей (психотерапевта, профессионала, педагога, руководителя и т. п.), позволяя проявляться подлинным, свойственным только данной личности мыслям, эмоциям и поведению.

«Аутентичность – интегральное «экзистенциальное образование», для проявления которого требуется достаточно высокий уровень развития многих «экзистенциальных способностей» субъекта.

Музыкант импровизирует; он, и только он может говорить о том, является ли его импровизация аутентичной, удалось ли ему слить в единый процесс собственное бытие и процесс порождения нот, соединить «точку рождения» действия с «точкой осуществления» его. Слушая ту же импровизацию ретроспективно, он уже не может почувствовать, была ли она аутентичной, если у него не возникло ощущение «внутренней достоверности» в момент ее создания.

Действие может осуществляться свободно, но при этом не быть аутентичным. И вместе с тем, несвободное действие, осуществляемое по шаблону или внешнему указанию без внутреннего согласия, аутентичным быть не может. Человек может принимать на себя ответственность за последствия собственного действия, но одно это не сделает его действие аутентичным.

И вместе с тем, аутентичное действие всегда ответственно, поскольку является наиболее ясным проявлением того, что есть человек, – тем последним, на чем и за что он может стоять. Связано ли аутентичное действие с духовным началом, ценностями? Да – в той мере, в какой ценности образуют ядро субъекта, насколько они стали смысловым основанием его бытия.

Верно ли, что аутентичность всегда связана с некоторым действием? Нет.

Во внешнем взаимодействии с каким-либо материалом ее можно пережить наиболее концентрированно и полно, однако переживание аутентичности может быть связано и с внутренним действием – с актом выбора или занятия некоторой позиции, с переживанием того, что является значимым, в контакте с инобытием – бытием другого человека или с произведением искусства, истинность которого может быть очевидна лишь аутентичному созерцателю.

Наиболее близким понятию «аутентичность» среди слов, более привычных широкому кругу людей, нам кажется слово «искренность». Аутентичность – это искренность, открытость, честность человека. Не только и не столько по отношению к другим людям, сколько по отношению к себе самому, к тому внутреннему началу или «камертону», который Франкл называл совестью.

Быть аутентичным значит жить по совести: не только «по совести» , но еще и «жить , то есть осуществлять то, что является внутренне оправданным, а не отказываться от этого. Проявление аутентичности, «встреча с самим собой» может произойти у человека и остаться единичным событием, если он не интегрирует свое переживание, полученный опыт в процесс своей жизни.

И напротив, аутентичность в действии ведет человека к большей аутентичности «по жизни», – но вместе с тем и делает его менее свободным. Человеку, не открывшему собственную аутентичность или редко сталкивающемуся с ней, не так сложно и не так тяжело предать себя , пусть даже актом свободного выбора, чем человеку более аутентичному.

Ясным выражением аутентичности является словосочетание «верность самому себе»»^.

Источник: http://www.all-tests.ru/autentichnost-2.htm

Аутентичное движение

Аутентичное движение (грец. аuthentikos – настоящий). Для более полного понимания сущности метода аутентичного движения, необходимо понять и проанализировать содержание понятия аутентичность или аутентичный.

Е. Осин считает, что ближайшим к понятию «аутентичность» среди слов более обычных широкому кругу людей, имеется слово «искренность». Ясным выражением аутентичности является словосочетание «верность самому себе».

В гештальттерапии используется понятие аутентичная личность, что характеризуется чертами самоосознанности, интеграции частей. Ф.С.

Перлз при описании аутентичной личности делает акцент на самодостаточности и личностной автономности, ответственности и свободе, осознанности и спонтанности [Перлз Ф.С. Гештальт-подход и свидетель терапии].

Аутентичная личность, отмечает автор, погружена в процесс жизнедеятельности, а не живет прошлым или ожиданием будущего. Такое понимание аутентичности помогает понять основы метода аутентичного движения.

Проводя параллели с понятием аутентичной личности, отметим, что аутентичное движение также характеризуется одновременно осознанностью и спонтанностью, погружением в процесс движения, что осуществляется в данный момент.

Аутентичное движение рождается лишь тогда, когда человек начинает слышать и воспринимать информацию от часто слабых, приглушенных нами внутренних импульсов. Подобно тому, как аутентичную самость А. Маслоу, в теории самоактуализации, определяет как способность слышать слабые внутренние голоса-импульсы [Маслоу А. Психология бытия].

Аутентичный жизненный путь и аутентичное бытие, такие термины используются в экзистенциальной психологии личности.

Эти понятия описываются в характеристиках целостного творческого самоосуществления, преднамеренностью, благодаря которой становится возможным осуществление жизненно важных для личности решений [Психологія особистості: Словник-довідник / За редакцією П.П. Горностая, Т.М. Титаренко.].

Следовательно, видим, что термин аутентичность имеет разную, но в то же время похожую традицию применения представителями гештальттерапии, гуманистической психологии, экзистенциальной психологии: в первой – при описании личности (в данном случае связан с понятиями ответственности, воли, осознания, спонтанности и тому подобное), во второй – при характеристике самости (как способность к восприятию внутренних настоящих импульсов), в третьей – при характеристике жизненного пути и бытия личности. История и традиция использования понятия аутентичный или аутентичность авторами разных психологических подходов помогает нам более четко понять методологическую базу аутентичного движения.

Метод аутентичного движения основан на теоретических положениях о несознательных частях психики К. Юнга. Создание метода принадлежит танцовщице и танцевальному терапевту Мэри Уайтхаус.

Джоан Смолвуд, юнгианский аналитик и танц-терапевт, ученица Мэри Уайтхаус и Труди Шуп, выделила аутентичное движение в качестве одного из трех основных компонентов терапевтического процесса.

Она определила его как спонтанную, танцевально-двигательную импровизацию, которая осуществляется от внутреннего ощущения, включает опыт переживаний и ощущений и ведет к интеграции личности. Аутентичное движение активизирует те части психики, которые К.

Юнг описывал как части бессознательного [Бирюкова И.В. Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души].

Для выполнения аутентичного движения обязательное наличие двух сторон: человека, который спонтанно двигается, в ответ на импульсы собственного тела, и наблюдателя, человека, который наблюдает за процессом движения.

«Метод аутентичного движения способствует выражению разных аспектов личности, как осознаваемых так и неосознаваемых, в безопасных условиях принятия, понимания и внимания.

В пределах групповой работы в качестве наблюдателя могут выступать терапевт, отдельные участники или группа участников» [Шкурко Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг., с. 55].

Следовательно, метод аутентичного движения имеет два важных аспекта:

  1. наличие двигающегося и наблюдателя;
  2. спонтанность движения участника, что, собственно, составляет сущность каждой из трех разновидностей метода танцевальной импровизации.

Источник: http://maluma.com.ua/xoreografiya/teoriya/autentichnoe-dvizhenie.html

Ссылка на основную публикацию