Основы общей психопатологии

Читать книгу «Основы общей психопатологии. Учебное пособие» онлайн — Светлана Воропаева — Страница 1 — MyBook

Основы общей психопатологии

© С. В. Воропаева, 2012

© Издательство «Прометей», 2012

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

Во всем мире растет число детей, нуждающихся в специальной помощи со стороны медиков, психологов, педагогов и социальных работников.

Дефектология как целостная отрасль знаний сложилась в результате развития и интеграции отдельных, смежных с ней наук и отраслей: медицины, психологии, педагогики, физиологии. Человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности имеет особые образовательные потребности.

Специальное образование включает в себя изучение особенностей развития и образования человека, особенностей становления и социализации как личности, а также использование этого знания для нахождения наилучших методов коррекции физических и психических недостатков, компенсацию деятельности нарушенных органов и систем организма, путей социальной адаптации и интеграции в общество.

Воспитатели дошкольных учреждений всех видов, учителя начальной школы встречаются с детьми, имеющими различные отклонения (особенно в психофизическом развитии), зачастую раньше врачей.

Именно им принадлежит решающая роль в первичном выявлении детей, нуждающихся в углубленной медико-психолого-педагогической диагностике и коррекции.

Детским садам и школам необходимы специалисты, владеющие основами знаний в области смежных наук, в частности медицины, хорошо ориентирующиеся в вопросах коррекционной педагогики, психологии, логопедии в рамках профессиональной компетентности будущего специалиста.

Данное учебное пособие адресовано в первую очередь студентам педагогических вузов и содержит необходимый фактический материал по общей психопатологии в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта к подготовке по специальностям «Логопедия», «Специальная психология» и «Дефектология».

Пособие состоит из двух разделов. Раздел I посвящен общим вопросам, таким как история становления психиатрии, ее связь с другими науками, общие закономерности динамики психических заболеваний, факторы психического развития, представление о нормальном и отклоняющемся развитии, классификация основных видов дизонтогенеза.

В разделе II раскрываются основные психопатологические симптомы и синдромы, приводится описание психопатологических синдромов и психических расстройств в сравнительно-возрастном аспекте, акцентируется внимание на деятельности медико-психолого-педагогической комиссии.

При изложении материала ставилась задача в максимально доступной форме изложить основные понятия нарушений психической деятельности. Наиболее важные положения представлены выдержками из оригинальных текстов выдающихся ученых и практиков. Предлагается список литературы, рекомендуемой для изучения по данному курсу.

Глава 1. Предмет дефектологии

История возникновения

О детях, имевших отклонения умственного развития, известно еще со времен Аристотеля, тогда такие дети просто уничтожались. В дальнейшем, с развитием медицины, стали подниматься вопросы помощи детям с отклонениями развития. Большой вклад в развитие этого направления внесли ученые того времени: французский врач-психиатр Филипп Пинель, его ученик Жан-Этьен-Доминик Эскироль, Жан Итар.

После 1917 г. в нашей стране заботу об аномальных детях взяло на себя государство: стали открываться специальные учреждения для данной категории детей, основной задачей которых было приспособление аномальных детей к элементарному физическому труду. Одним из основоположников коррекционной педагогики является Л. С. Выготский.

Наиболее значимым он считал изучение и воспитание детей с отклонениями в интеллектуальной сфере, признавал важность выделения первичных и вторичных дефектов развития ребенка. Большой вклад в развитие дефектологической науки также внесли А. Р. Лурия, Л. В. Занков, Т. А. Власова, А. И. Каплан, О. И. Скороходова, Д. И. Азбукин, В. М. Бехтерев, В. П.

Сербский и другие ученые.

В наше время созданы специальные дошкольные учреждения и коррекционные школы, где, кроме обучения, проводятся еще и лечебно-оздоровительные мероприятия.

Предмет и задачи дефектологии

Дефектология (от лат. defectus – недостаток и греч. λόγος – учение) – наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, закономерностях их обучения и воспитания.

В дефектологию входит ряд разделов специальной педагогики (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) и специальной психологии (сурдопсихология, тифлопсихология, олигофренопсихология и логопсихология).

Дефектология изучает проблемы психофизического развития, обучения и воспитания детей, имеющих отклонения в интеллектуальном развитии, с задержкой психического развития, нарушениями эмоционально-волевой сферы, опорно-двигательного аппарата, а также со сложной структурой дефекта, их воспитание, обучение и адаптацию к жизни в обществе.

В задачу дефектологии входят выявление происхождения дефекта, определение причинно-следственных связей в развитии психических функций и изучение социально-педагогических условий жизни ребенка, разработка эффективных средств и методов обучения, воспитания, коррекции, компенсации, трудовой и социальной адаптации категории детей, которым требуется коррекция.

Одним из основных направлений развития современной дефектологии является единство педагогического процесса (воспитание, образование, обучение). Воспитание представляет собой воздействие одного человека на другого в целях становления личности.

Образование основывается на человеческом опыте, научных и культурных ценностях. Обучение проходит под руководством учителя, который призван проводить воспитательный, образовательный и развивающий процессы в рамках дошкольного и школьного обучения.

Кроме этого, дефектология как наука призвана разрабатывать различные методы и приемы, направленные на помощь детям с отклонениями в развитии.

Для этого современному высококвалифицированному специалисту необходимо знать общие закономерности развития нервно-психических заболеваний и психопатологических синдромов, механизмы их компенсации, принципы профилактики и лечебно-коррекционной педагогики, а также уметь применять полученные знания о психопатологии детского возраста при разработке индивидуальных личностно-ориентированных коррекционно-развивающих программ в своей практической работе. Владеть методами комплексной клинико-психолого-педагогической оценки состояния здоровья ребенка с ограниченными возможностями здоровья при совместной работе с врачами в медицинских и психолого-педагогических учреждениях и навыками учета медицинских рекомендаций при разработке программы психолого-педагогической работы с ребенком.

В основу коррекционно-педагогической деятельности положены следующие педагогические принципы:

1) целенаправленности педагогического процесса;

2) целостности и системности педагогического процесса;

3) гуманистической направленности педагогического процесса;

4) уважения к личности ребенка, в основе которого – разумная требовательность к нему;

5) опоры на положительное в человеке;

6) сознательности и активности личности в целостном педагогическом процессе;

7) сочетания прямых и параллельных педагогических действий.

Кроме вышеуказанных педагогических принципов, в основу коррекционно-педагогической деятельности положены специальные принципы:

1) системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;

2) единства диагностики и коррекции;

3) учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;

4) деятельностный принцип коррекции;

5) комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности;

6) интеграции усилий ближайшего социального окружения.

Источник: https://MyBook.ru/author/svetlana-voropaeva/osnovy-obshej-psihopatologii-uchebnoe-posobie/read/

Основы общей психопатологии

Основы общей психопатологии

Реферат на тему:

ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОПАТОЛОГИИ

Введение

Психическое (душевное) заболевание является результатом сложных и разнообразных нарушений деятельности органов и систем человека с преимущественным функциональным или органическим поражением головного мозга.

В то же время психическое здоровье людей всегда следует оценивать с учетом не только биологических, но и социальных закономерностей, оказывающих опосредованное влияние на состояние психики.

Психиатры отмечают, что в процессе развития человека существует определенная зависимость его психического состояния от ряда биологических и социальных факторов (внешней среды, наследственности, уровня интеллекта, типа личности, индивидуальных черт характера, вредных привычек). Именно поэтому, выясняя причины возникновения психических заболеваний, необходимо усвоить, что наиболее серьезное значение в их развитии имеют:

— патологическая наследственность (например, при шизофрении, олигофрении, эпилепсии);

— поражение головного мозга (например, при черепно‑мозговой травме, заболеваниях головного мозга, мозговых опухолях различной этиологии, нарушениях мозгового кровообращения и кровоизлияниях в головной мозг, атеросклеротических изменениях сосудов головного мозга);

— психотравмирующие потрясения в семье и обществе, значимые для человека, затрагивающие его личную честь, достоинство, социальный престиж, карьеру, связанные с угрозой личному благополучию, здоровью и жизни;

— острые и хронические интоксикации спиртосодержащими и наркотическими веществами или их суррогатами, никотином, лекарственными препаратами, промышленными ядами;

— перенесенные острые и хронические инфекционные заболевания;

— аутоинтоксикация (самоотравление) как результат нарушения обмена веществ при острых и хронических заболеваниях (например, диабете);

— нарушение генетического механизма (например, при облучении).

Возникновению и прогрессированию психических нарушений способствуют определенные условия, в которых пребывает человек в семье, коллективе и обществе.

Эти расстройства усиливаются также при астенических состояниях после длительной умственной или физической работы, перенесенного заболевания, нервно‑психического перенапряжения, вынужденной бессонницы, психического потрясения (стресса).

Особенности внутренней и внешней среды в зависимости от конкретной ситуации и обстоятельств в значительной степени могут способствовать или, наоборот, затруднять патологическое развитие психических расстройств у человека (например, во время Великой Отечественной войны, когда в обществе преобладала идея победы над врагом, снизилось число психических заболеваний). Установлено, что элементы психических расстройств в зачаточной форме заложены в психике каждого, но они слабо выражены, не дифференцированы, только обозначены. Нужны определенные причины и условия, при которых эти нарушения проявились бы в виде душевного заболевания[1] .

По течению различают острые и хронические психические заболевания.

К острым психическим заболеваниям относят заболевания (расстройства, нарушения, психозы), развивающиеся быстро, скоротечно и обычно заканчивающиеся выздоровлением (например, алкогольные психозы, исключительные состояния); к хроническим – психические заболевания (расстройства, нарушения) с длительным течением, которые отличаются постепенным нарастанием клинических проявлений (прогредиентностью), а затем спадом остроты психопатологических симптомов и синдромов и появлением более или менее длительной и устойчивой ремиссии, то есть они характеризуются определенной динамикой (стадийностью) болезненного процесса. При этом выделяют следующие стадии течения психического заболевания:

– дебют (манифестная) – это острая фаза собственно заболевания или рецидива (обострения психической болезни), которая развивается постепенно или, наоборот, быстро и остро. Дебют заболевания характеризуется такими симптомами, как бред, галлюцинации, речедвигательное возбуждение или торможение.

В дальнейшем на этой стадии наблюдается развернутая клиническая картина болезни с определенной закономерностью течения и темпом нарастания болезненных симптомов, который может быть быстрым, злокачественным или медленным, длительным, хроническим с постепенным расширением патологических проявлений, обычно приводящих к психическому дефекту в виде слабоумия (например, это типично для шизофрении, эпилепсии и др.);

– исход (постманифестная), при котором возможны: выздоровление (характерно для острых психозов, исключительных состояний); ремиссия (улучшение клинического состояния в виде различной по времени и степени компенсации болезни); дефектное состояние (преобладает вялотекущее течение болезни, она как бы останавливается, но стойкие необратимые изменения личности и характера, явления нарастающего слабоумия остаются); летальный исход (смерть пациента наступает в результате соматических осложнений).

От психических заболеваний с прогрессирующим течением (например, шизофрении) необходимо отличать болезненные нарушения психики, при которых нет прогрессирования болезненного процесса и нарастания патологических расстройств.

К таким заболеваниям относятся олигофрения, иногда последствия черепно‑мозговой травмы.

В то же время психиатры отмечают, что эти состояния у психически больных в течение жизни могут изменяться в основном в сторону ухудшения (как правило, под воздействием психогенно обусловленных коллизий, алкоголизации, наркотизации, соматических заболеваний).

Симптоматология психических болезней

В основу классификации психических болезней положены психологический принцип и терминология (так исторически сложилось в психиатрии), которые довольно относительны и субъективны.

Тем более, как известно, психология, в отличие от психиатрии, изучает нормальные и болезненные проявления психики только при обычном (здоровом) функционировании головного мозга, а не при острых и хронических нарушениях психической деятельности у больных людей.

Наиболее элементарной формой психической деятельности считаются ощущения, при помощи которых в головном мозгу отражаются отдельные свойства и явления объективного мира, непосредственно воздействующие на органы чувств человека. Особенности их расстройств и образуют различные симптомы (качественные признаки паталогического состояния или болезни).

Восприятие – психический процесс, отражающий в сознании человека действительность, предметы и явления, непосредственно воздействующие на органы чувств. При этом возможно нарушение комплекса ощущений, отражающих предмет на основе предшествующего опыта (проявляется в иллюзиях, галлюцинациях, псевдогаллюцинациях).

При расстройстве мышления констатируют: нарушение объективно существующих связей между явлениями, обобщениями фактов и образованием понятий; нарушение речи (которая может быть замедленной, заторможенной, ускоренной, разорванной, бессвязной, обстоятельной, резонерской и т.д.); слабость мышления и неспособность к критической оценке, приводящие к слабоумию врожденному (при олигофрении), приобретенному (при шизофрении).

Сознание – высшая форма психики, возникшая в процессе общественной деятельности людей при постоянном общении между собой с помощью языка, открывающая человеку возможность обобщенного и всестороннего знания законов природы и общества, преобразования окружающего мира.

При его расстройствах психическая деятельность теряет целенаправленный, подконтрольный, осознанный характер, исчезают ясность, осмысленность поведения, способность ориентироваться в пространстве, во времени (при этом отмечается помрачение сознания, оглушенность, аменция, деперсонализация и др.). [2]

При нарушениях памяти происходит потеря способности головного мозга фиксировать и сохранять следы ощущений, восприятий и деятельности, то есть удерживать в памяти их объекты; память может ослабевать при новых впечатлениях и сохранять старые, резко ослабевать на отдельные события или периоды времени в прошлом и настоящем. При этом фиксируют амнезию и ее разновидности – парамнезию, конфабуляцию.

При расстройствах эмоций (чувств) нарушается субъективное отношение человека к внешнему миру и внутреннему состоянию. Отмечается эмоциональная неадекватность, тупость, холодность, может выявляться маниакальность, депрессия, дисфория, аффект (наивысшее напряжение чувств).

Некоторые особенности мыслительной (умственной) деятельности имеют преобладающее значение при анализе деяний подэкспертных лиц.

Влечение – такое состояние, при котором независимо от сознания возникают субъективно переживаемые потребности, стимулирующие деятельность человека и придающие ей определенную направленность (например, половое); оно может быть импульсивным, контрастным, навязчивым.

Интеллект – умственная способность, определяющая психическую деятельность человека, его уровень знаний, опыта, интуицию; он может быть высоким, низким и т.д.

Критика – умственная способность человека проанализировать и оценить (разобрать) свои (чужие) поступки, действия, высказывания; она может быть нарушена или отсутствовать.

Воля – умственная способность человека действовать для реализации сознательно поставленной цели, преодолевая внутренние и внешние препятствия; она может быть нарушена или отсутствовать.

Нередко в актах судебно-психиатрических экспертиз упоминаются симптомы негативные и позитивные.

Симптом психический негативный (минус симптом) – общее название наблюдаемых при психических болезнях признаков обеднения личности больного, изменения его склада, ослабления психической деятельности (астения, ступор).

Симптом психический позитивный (плюс симптом) – общее название наблюдаемых при психических болезнях признаков усиления психопатологической деятельности (бред, галлюцинации, аффект, аккумуляция аффекта).

Источник: http://MirZnanii.com/a/200957/osnovy-obshchey-psikhopatologii

Психиатрия для стоматологов. Пособие Основы общей и частной психопатологии. Психиатрические аспекты стоматологической практики

Психиатрия для стоматологов. Пособие Основы общей и частной психопатологии. Психиатрические аспекты стоматологической практики

Санкт-Петербургский государственный медицинскийУниверситет имени академика И.П. ПавловаФедерального агентства по здравоохранению и социальному развитию

Кафедра психиатрии и наркологии

 

Основы общей и частной психопатологии.
Психиатрические аспекты стоматологической практики.

 

пособие для студентов

стоматологического факультета.

  1.   Авторы: А.В. Голубев, Н.Б. Халезова, И.А. Мартынихин, В.А. Асеев  Под редакцией доцента кафедры психиатрии и наркологии СПбГМУ им. Акад. И.П.Павлова К.К. Телия

    1 ОБЩАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ

    1. 1.1  Введение
    2. 1.2 Патология чувственного сознания (ощущений, восприятия, сенсорного синтеза)
    3. 1.3 Патология мышления
    4. 1.4 Патология памяти
    5. 1.5 Патология внимания
    6. 1.6 Патология интеллекта
    7. 1.7 Патология эмоций
    8. 1.8 Патология воли
    9. 1.9 Патология влечений
    10. 1.10 Патология сознания
    11. 1.11 Состояния психомоторного возбуждения, требующие оказания экстренной психиатрической помощи
    12. 1.12 Судорожный синдром
  2. 2 ЧАСТНАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ
    1. 2.1 Эндогенные психозы. Шизофрения.
    2. 2.2 Эндогенные аффективные расстройства
    3. 2.3 Экзогенные и экзогенно-органические заболевания
    4. 2.4 Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ. Алкоголизм и наркомании.
    5. 2.5 Психогенные расстройства — неврозы, реактивные психозы.
      1. 2.5.1 Специфика психогенного реагирования пациентов в условиях стоматологической практики.
    6. 2.6 Расстройства личности
      1. 2.6.1 Влияние особенностей личности пациента на взаимодействие врача-стоматолога с пациентом

ОБЩАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ При оценке психических расстройств выделяют два основных уровня (тяжесть):  Психотический (психоз) -грубо нарушено поведение-отсутствует критика к состоянию-присутствуют такие тяжелые симптомы как бред, галлюцинации, выраженные колебания настроения-сознание может быть помрачено  Непсихотический (невроз, психопатия) -поведение грубо не нарушено, -имеется критика (полная или неполная) к состоянию -возможны самые разнообразные «нетяжелые» симптомы и синдромы -сознание всегда ясноеРазделение всех психических расстройств на эти две группы крайне важно т.к. в случае психотических расстройств тяжесть состояния пациента определяется именно психической патологией, что требует оказания неотложной психиатрической помощи (вызов бригады скорой психиатрической помощи, госпитализация в психиатрический стационар). В этом случае параллельно оказывается только экстренная стоматологическая помощь, плановая стоматологическая помощь оказывается только после купирования психотического состояния.При непсихотических расстройствах пациент может получать плановую стоматологическую помощь, несмотря на наличие у него признаков психических расстройств.Так же как в других специальных дисциплинах в психиатрии с дидактической целью цельная психическая деятельность человека условно разделена на части – «сферы». Выделяют следующие сферы психической деятельности человека:•Чувственное познание (ощущение и восприятие)•Мышление •Память  •Внимание•Интеллект•Эмоции•Воля и психомоторная сфера•Сознание•ВлеченияСимптомы нарушений в каждой сфере рассматриваются раздельно с последующим сопоставлением в синдромы, в которых патология отдельных сфер пересекается.Патология чувственного сознания (ощущений, восприятия, сенсорного синтеза) Ощущение — простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений объективного мира, возникающих в результате их воздействия на органы чувств. Патология ощущений: гипестезия, анестезия, гиперстезия, парестезии, сенестопатии.  Гипестезия — пониженная чувствительность к раздражителям, воздействующим на  органы чувств (например, горячее ощущается теплым, яркий свет — тусклым, громкий звук – тихим, притупляются вкусовые и тактильные ощущения). Разновидностью гипестезии является гипоальгезия — понижение болевой чувствительности. Анестезия – отсутствие чувствительности (например, отсутствие температурной или болевой чувствительности). Гиперстезия —  повышенная  чувствительность к обычным раздражителям, воздействующим на органы чувств. Гиперальгезия – повышение болевой чувствительности.

Возможно повышение чувствительности в ротовой полости, приводящее к затруднению обычного  инструментального осмотра вследствие резкой болезненности. Вследствие гиперстезии пациент может болезненно реагировать на яркий свет, направленный в лицо и на звук работающей бормашины, на замечания врача.

Вследствие гипестезии пациент может слабо реагировать на травмирующие стоматологические манипуляции.Парестезии —  разнообразные, простые по характеру неприятные ощущения с поверхностной локализацией, не имеющие очевидных причин  для их возникновения (и не связанные с зонами иннервации). Возможны парестезии в ротовой полости в виде жжения, покалывания, онемения.

Встречаются при различных психических расстройствах непсихотического и психотического уровня. Следует отличать парестезии от сходных неврологических феноменов, т.к. в этом случае ощущения будут иметь связь с зонами иннервации. Так же следует отличать подобные расстройства от явлений гальванизма в ротовой полости, связанных с применением металлических конструкций.

 Сенестопатии —  расстройства, при которых переживаются крайне неприятные, тягостные, чужеродные, трудно описываемые, сложные ощущения. Эти ощущения часто необычны и отличаются от стандартных жалоб пациентов: давление, жар, журчание, лопанье, переворачивание, пульсация, отслоение, разрывы, распирание, растягивание, скручивание, слипание, спазмы, срастания, стягивания.

Могут возникать в ротовой полости. Выраженные сенестопатии являются признаком психотического расстройства.Алгические сенестопатии —  болевые ощущения, отличающиеся необычным характером: сверлящие, жгучие, распирающие, сжимающие, рвущие,  разламывающие, прокалывающие, свербящие, выворачивающие, тянущие, грызущие, ломящие, режущие. Следует всегда помнить.

что жалобы пациента на наличие необъяснимых, непонятных ощущений, не имеющих видимых объективных причин (например признаков воспаления или изменения тканей), не связанных с зонами иннервации и зонами проводимых манипуляций должно насторожить врача – стоматолога в отношении возможной психической природы этих симптомов.

Такие ощущения часто служат причиной повторных безуспешных обращений за стоматологической помощью.•На приеме у стоматолога пациент жалуется на чувство жжения и онемения, которое периодически возникает в разных местах на языке, в области внутренней поверхности обеих щек. При осмотре патологии не выявлено. Слизистая интактна.

•Пациент жалуется на «чувство выкручивания корней зубов» и ощущение «перетягивания сосудов внутри языка». Просит удалить зубы.Астенический синдром (астения)Это наиболее часто встречающийся неспецифический синдром в общемедицинской практике.

Развивается при переутомлении, в ответ на различные внешние вредности, является обычным компонентом в динамике (исход) всех среднетяжелых и тяжелых острых заболеваний и инфекций: •чувство слабости, усталости, разбитости, •эмоциональная неустойчивость, раздражительность, •нарушения сна, •разнообразные вегетативные нарушения – головные боли, диспептические расстройства, гипергидроз, сердцебиение, головокружение (часто описываются как вегетативно-сосудистая дистония, ВСД).Примеры: Студент-стоматолог длительное время сочетал учебу с работой, спал 5-6 часов в сутки, перенес «на ногах» легкую респираторную вирусную инфекцию, после чего одногруппники стали отмечать у него повышенную раздражительность, колебания настроения, стал невнимательным на занятиях. Продолжал сочетать работу и учебу, во время занятий возникали вспышки раздражительности, когда кричал на других студентов, в дальнейшем был слезливым, заметно снизилась успеваемость. После каникул состояние улучшилось.Восприятие — психический процесс отражения предметов и явлений в целом, в совокупности их свойств, формирующий субъективный образ объективного мира Патология восприятия: •агнозии •иллюзии •галлюцинации •деперсонализация и дереализацияАгнозии —  не узнавание ранее знакомых предметов или явлений. Разделяются по органам чувств.

Больные не могут определить цвет, форму назначение предметов, не узнают знакомые звуки, запахи и предметы по тактильным ощущениям, не узнают вкус знакомых продуктов. Связано с поражением соответствующих участков коры головного мозга. Всегда органический симптом.

Источник: http://stomfaq.ru/posobie-osnovi-obshej-i-chastnoj-psihopatologii-psihiatrichesk/index.html

Общая психопатология

Общая психопатология

Общая психопатология включает в себя широкий круг общих вопросов психиатрии, касающихся типичных проявлений психических расстройств.

Было бы неверно рассматривать этот раздел только как пропедевтику психиатрии, поскольку врач, глубоко изучивший общую психопатологию, имеет достаточно знаний для установления синдромального диагноза, который может быть использован для формирования дальнейшей тактики лечения.

Если учитывать, что новейшие классификации психических расстройств в первую очередь основаны на синдромальном принципе, значение общей психопатологии в курсе психиатрии трудно переоценить.

В общей психопатологии симптомы психических болезней принято разделять на группы, связанные с нарушением в той или иной сфере психики — восприятия, мышления, воли, эмоций и др. Такое деление сугубо условно, поскольку психические процессы в разных сферах тесно между собой связаны.

Так, галлюцинации предполагают и нарушение получения достоверной информации об окружающим мире, и преувеличенную способность к вымыслу, фантазии, и актуализацию хранящихся в памяти образов, и эмоциональное отношение к ним.

Не удивительно, что в различных руководствах один и тот же симптом иногда оказывается отнесенным к разным психическим сферам, да и их количество может различаться. Но разделение расстройств по сферам психики довольно удобно для последовательного изложения и усвоения материала, и мы не будем отступать от этого принципа.

Нередко сведения о ведущих психопатологических синдромах выделяются в самостоятельную главу, что вполне оправдано, поскольку любой синдром включает расстройство нескольких областей психики.

Однако вполне допустимо в учебных целях рассматривать синдромы и симптомы в одной и той же главе, так как это помогает полнее проследить значение каждого отдельного симптома в формировании синдрома. Вместе с тем мы рассчитываем, что читатель простит нам условность и возможное несовершенство принятых классификаций.

Общая семиотика психических расстройств

Психопатологические симптомы

Приступая к изучению психиатрии, человек сразу же обращает внимание на чрезвычайное разнообразие психических феноменов у различных людей. Иногда возникает желание рассматривать любое редкое, нетипичное явление как симптом — признак болезни.

Во избежание гипердиагностики следует всегда учитывать, что психиатрия, как и любая область медицины, при установлении диагноза всегда ориентируется на практические, социальные, культуральные критерии.

Поэтому не стоит рассматривать как болезненный всякий феномен, как бы необычен и редок он ни был, до тех пор, пока он не нарушает способности человека эффективно приспосабливаться к жизни в обществе, полноценно развиваться и испытывать удовлетворение от своей деятельности.

Каждый поступок, высказывание и внутреннее переживание пациента при избыточной частоте, чрезвычайной выраженности или неадекватной актуальности могут служить признаком психического расстройства. Однако тот же феномен при эпизодическом возникновении не наносит человеку какого-либо ущерба, а значит, не является болезненным.

Чувство тоски и утраты, уместное на похоронах близкого человека, становится признаком болезни, если надолго лишает человека возможности работать, общаться с близкими.

Иллюзии, ошибки восприятия, возникающие нередко у здоровых людей в состоянии тревоги при недостатке информации, у больных алкоголизмом становятся настолько яркими и навязчивыми, что могут указывать на начинающийся острый психоз (белую горячку).

Симптомы являются основой диагностики, однако их диагностическая ценность может сильно различаться. В психиатрии практически не существует патогномоничных симптомов. Вместе с тем можно назвать ряд признаков, довольно специфичных при установлении нозологического диагноза.

Так, ощущение чтения мыслей, передачи их на расстоянии, насильственного вкладывания и отнятия довольно характерны для параноидной шизофрении. Симптом Аргайла Робертсона достаточно специфичен для сифилитического менингоэнцефалита (прогрессивного паралича).

Большинство же признаков в психиатрии неспецифично: например, расстройства сна, снижение настроения, тревога, беспокойство, повышенная утомляемость встречаются практически при любом психическом заболевании.

Бред и галлюцинации указывают на более узкий круг довольно грубых психических расстройств, однако и они недостаточно специфичны, поскольку могут возникать при многих психозах.

Таким образом, основное диагностическое значение симптомов реализуется через образованные от них синдромы. При этом симптомы различаются в зависимости от их положения в структуре синдрома. Симптом может выступать как облигатный, синдромообразующий, признак.

Так, снижение настроения — облигатный признак депрессии, а фиксационная амнезия — центральное расстройство при корсаковском синдроме. С другой стороны, приходится учитывать и факультативные симптомы, указывающие на особенности течения болезни у данного пациента.

Так, появление тревоги и психомоторного возбуждения в составе депрессивного синдрома не является типичным, но может свидетельствовать о высокой вероятности суицида.

Иногда возникновение симптома указывает врачу на необходимость специальных мероприятий: например, психомоторное возбуждение обычно свидетельствует о высокой остроте состояния и желательности стационарного лечения независимо от предполагаемого нозологического диагноза. Отказ от еды, активное стремление к самоубийству требуют активных действий врача еще до установления окончательного диагноза.

Хотя психопатологические симптомы в большинстве случаев нозологически неспецифичны, следует учитывать и своеобразное влияние болезни на проявление того или иного признака. В этом смысле в психиатрии используются некоторые внесимптомные и надсиндромные характеристики (качества), указывающие на нозологическую принадлежность симптома.

Так, одним из важнейших признаков шизофрении является расщепление (схизис). Расщепление — это не симптом, а общая характеристика для всех симптомов шизофрении, выражающаяся в склонности к внутренним противоречиям, взаимоисключающим сочетаниям.

В частности, галлюцинации, наделенные свойством схизиса, отрываются от других процессов в психике больного и приобретают свойства псевдогаллюцинаций. Другое надсиндромное свойство пароксизмальность указывает на родство симптома с эпилепсией. Хотя галлюцинации не служат характерным проявлением эпилепсии, но, если они включаются в пароксизм (т. е.

возникают внезапно, существуют короткое время и так же внезапно прекращаются), они будут рассматриваться как признак эпилепсии. При истерии симптомы тоже наделены общими свойствами: они функциональны, обратимы, возникают только в связи с психотравмирующими ситуациями, формируются по механизму самовнушения (т. е.

таковы, как их себе представляет больной), рассчитаны на наличие зрителей, зависят от их реакции — все это рассматривается как проявление демонстративности.Соответственно галлюцинации при истерии нестойки, связаны по смыслу с переживаемой психотравмой, необычно ярки и театральны.

Источник: https://auno.kz/uchebnik-po-psixiatrii/114-obshhaya-psixopatologiya.html

Ссылка на основную публикацию