Осмысленность в психологии

осмысленность — это… Что такое осмысленность?

Осмысленность в психологии

  • осмысленность — рациональность, осознанность, сознательность, разумность Словарь русских синонимов. осмысленность см. разумность 1 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова …   Словарь синонимов
  • ОСМЫСЛЕННОСТЬ — ОСМЫСЛЕННОСТЬ, осмысленности, мн. нет, жен. (книжн.). отвлеч. сущ. к осмысленный во 2 знач. Осмысленность поступков. Осмысленность взгляда. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова
  • осмысленность —     ОСМЫСЛЕННОСТЬ, осознанность     СОЗНАТЕЛЬНЫЙ, осмысленный, осознанный     ОСМЫСЛИВАТЬ/ОСМЫСЛЯТЬ, осознавать/осознать     СОЗНАТЕЛЬНО, осмысленно, осознанно …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи
  • осмысленность — ОСМШЫСЛЕННЫЙ, ая, ое; лен, ленна. Разумный, сознательный. О. ответ. Ребёнок уже смотрит осмысленно (нареч.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова
  • осмысленность — наличие смысла, в противоположность бессмысленности отсутствию смысла. Традиционно важной всегда считалась дихотомия истина ложь и основной проблемой проблема отличения истинных предложений от ложных. Однако в начале XX в. на первый план… …   Словарь терминов логики
  • Осмысленность — ж. отвлеч. сущ. по прил. осмысленный 3., 4. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
  • осмысленность — осмысленность, осмысленности, осмысленности, осмысленностей, осмысленности, осмысленностям, осмысленность, осмысленности, осмысленностью, осмысленностями, осмысленности, осмысленностях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А.… …   Формы слов
  • осмысленность — осм ысленность, и …   Русский орфографический словарь
  • осмысленность — см. осмысленный; и; ж. Осмы/сленность взгляда …   Словарь многих выражений
  • Осмысленность восприятия — Осмысленность восприятия: свойство человеческого восприятия наделять воспринимаемый объект (или явление) определенным смыслом, обозначать его знаком и относить к определенной языковой категории… Источник: ГОСТ Р 43.0.5 2009. Национальный… …   Официальная терминология

Источник: https://psychology.academic.ru/1503/%D0%BE%D1%81%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

Психология восприятия. — Свойства восприятия: предметность, целостность, константность, структурность, осмысленность, избирательность

Страница 4 из 10

Свойства восприятия: предметность, целостность, константность, структурность, осмысленность, избирательность.

Говоря о свойствах восприятия, необходимо выделить среди них две группы: свойства, характеризующие продуктивность восприятия как психического познавательного процесса, и свойства, присущие в той или иной степени всем познавательным процессам и характеризующие сущность процесса восприятия. К первой группе относятся показатели производитель­ности, качества и надежности перцептивной системы:

Объем восприятия — количество объектов, которое может воспринять человек в течение одной фиксации.

Точность восприятия — соответствие возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта.

Полнота восприятия — степень соответствия возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта.

Быстрота восприятия — время, необходимое для адекватного восприятия предмета или явления.

Среди основных “сущностных” свойств восприятия выделяются:

Константность восприятия — свойство воспринимать объекты и видеть их относительно постоянными по величине, форме и цвету в изменяющихся физических условиях восприятия.

Осмысленность восприятия — свойство человеческого восприятия приписывать воспринимаемому объекту или явлению определенный смысл, обозначать его словом, относить к определенной языковой категории в соответствии со знанием субъекта и его прошлым опытом.

Структурность восприятия — свойство восприятия человека объединять воздействующие стимулы в целостные и сравнительно простые структуры.

Целостность восприятия — сенсорная, мысленная достройка совокупности некоторых воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа.

Предметность восприятия — отнесенность наглядного образа восприятия к определенным предметам внешнего мира.

Обобщенность восприятия — отражение единичных объектов как особого проявления общего, представляющего определенный класс объектов, однородных с данным по какому-либо признаку.

Избирательность восприятия — преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими, раскрывающее активность человеческого восприятия.

Остановимся более подробно на некоторых основных свойствах восприятия.

ПРЕДМЕТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ. Выражается в так называемом акте объективации. Объективация — процесс и результат локализации образов восприятия во внешнем мире — там, где располагается источник воспринимаемой информации, т.е. отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру.

Без такого отнесения восприятие не может выполнять свою ориентирующую и регулирующую функцию в практическойдеятельности человека. Предметность восприятия не врожденное качество: существует определенная система действий, которая обеспечивает субъекту открытие предметности мира.

Решающую роль здесь играет осязание и движение. И. М. Сеченов подчеркивал, что предметность формируется на основе процессов, в конечном счете, всегда внешне двигательных, обеспечивающих контакт с самим предметом. Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т. е.

отнесенностью к объектам внешнего мира.

Предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения.

Мы обычно определяем предметы не по их виду, а в соответствии с тем, как мы их употребляем на практике или по их основным свойствам. И этому помогает предметность восприятия.

Так, кирпич и блок взрывчатки могут выглядеть и восприниматься на ощупь как очень сходные, однако они будут “вести себя” самым различным образом.

Предметность играет большую роль и в дальнейшем формировании самих перцептивных процессов, т. е. процессов восприятия. Когда возникает расхождение между внешним миром и его отражением, субъект вынужден искать новые способы восприятия, обеспечивающие более правильное отражение.

ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ. Другая особенность восприятия — его целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, воздействующего на орган чувств, восприятие есть целостный образ предмета. Разумеется, этот целостный образ складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

При анализе целостности восприятия можно выделить два взаимосвя­занных аспекта:

— тенденция к заполнению пробелов и объединение разных элементов в целое;

— независимость образованной целостности (в определенных границах, разумеется) от качества элементов. При этом восприятие целого влияет и на восприятие частей.

Указанные тенденции, характеризующие закономерности восприятия, были в свое время наиболее полно описаны представителями гештальтпси­хологии. Среди основных закономерностей ими были, в частности, выделены:

1. Закон фигуры и фона — закон гештальтпсихологии, суть которого в том, что человек воспринимает фигуру как замкнутое целое, расположенное впереди фона, фон же кажется непрерывно простирающимся позади фигуры.

2. Закон транспозиции — закон гештальтпсихологии, суть которого заключается в том, что психика реагирует не на отдельные раздражители, а на их соотношение.

3. Закон константности (от лат. constans — постоянный) — один из законов гештальтпсихологии, суть которого заключается в том, что образ вещи стремится к постоянству, неизменности даже при изменении условий восприятия.

4. Закон близости — один из законов гештальтпсихологии, суть которого заключается в тенденции к объединению в целостный образ элементов, смежных во времени и пространстве.

5. Закон замыкания — один из законов гештальтпсихологии, суть которого заключается в тенденции к заполнению пробелов в воспринимаемой фигуре.

Принцип заполнения пробелов проявляется в том, что наш мозг всегда старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым и полным контуром.

Поэтому, когда предмет, образ, мелодия, слово или фразапредставлены лишь разрозненными элементами, мозг будет систематически пытаться собрать их воедино и добавить недостающие части. На рис. 1 (А) вы видите не группу отдельных линий, а контуры лица.

А когда по радио вдруг прерывается исполнение известной песни или рекламное объявление, слышанное тысячу раз, наш мозг машинально восстанавливает недостающее.

Объединение (группировка) элементов — это еще один аспект организации восприятия. Элементы могут объединяться по разным признакам, например таким, как близость, сходство (подобие), непрерывность (воображаемая) или симметрия.

Так, по принципу близости наш мозг объединяет близкие или смежные элементы в единую форму. В любом поле, содержащем несколько объектов, те из них, которые расположены наиболее близко друг к другу, визуально могут восприниматься целостно, как один объект. На рис. 1 (Б) легче воспринять три группы квадратиков, чем девять квадратиков, не связанных друг с другом.

Источник: http://LibSib.ru/obschaya-psichologiya/psichologiya-vospriyatiya/svoystva-vospriyatiya-predmetnost-tselostnost-konstantnost-strukturnost-osmislennost-izbiratelnost

Осмысление (Осмысленность)

13.06.2014 by petr8512

Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как»

Фридрих Ницше

Разум, если даже его притесняют и пренебрегают им, в конечном счете,

 всегда одерживает верх, ибо жить без него невозможно.

Анатоль Франс

 Перед человеком к разуму три пути: путь размышления — это самый благородный;

путь подражания — это самый легкий; путь личного опыта — самый тяжелый путь.

Конфуций

     Осмысление (Осмысленность) как качество личности – способность постигать смысл, значение чего-либо, осознавать что-либо, добиваться полного понимания и ясности чего-либо; наполнять смыслом сказанное, сделанное, существующее или происшедшее.

      Каждый раз, когда гуру и его ученики собирались молиться, в ашрам входил кот и отвлекал их от дела. Тогда гуру приказал ученикам привязывать кота на время молитвы. После смерти гуру кота по привычке продолжали привязывать.

Когда не стало и кота, в ашраме завели другого, чтобы тщательно выполнять инструкции гуру на время общения с Господом. Прошли века.

Учёные последователи гуру написали научные труды, в которых указывалось, что привязывание кота на время молитвы имеет особую важность для отправления богослужения.

       Осмысление – одна из важнейших ступенек принятия нового знания. Человек осмысленный пользуется этой ступенькой. Человек бессмысленный даже не подозревает о наличии такой ступеньки, останавливается на обработке входящей информации на уровне не разума, а ума, что свидетельствует о поверхностности восприятия материала.

       Осмысление  — функция разума. В силу разных причин разум может быть заблокирован. Человек уже не в состоянии воспринимать новое знание. Самая распространенная причина – эгоизм.

Ложное эго эгоиста считает, что оно  всё знает, разбухает от важности и полностью перекрывает доступ информации к разуму Она, как Цербер, стоит на страже, чтобы не пропустить никакого знания в разум. Человек довольствуется услугами ума.

Прочитал желтую газетенку, посмотрел телевизор, поучаствовал в пустопорожних беседах – информация в одно ухо влетела, прогулялась по поверхности ума и спокойно вылетела в другое ухо. Знание в разум не попало. Осмысления не произошло.  

        Осмысление – отработанный навык принятия в себя нового знания. Оно предполагает серьезное, уважительное отношение к новому знанию. Человек осмысленный осознает, что знание может изменить его жизнь, может полностью переменить судьбу, поэтому относится к его восприятию крайне серьезно и ответственно.

  Он понимает, что следовать новому знанию, можно только после глубочайшего его осмысления. Только фанатики и легковеры, услышав первую понравившуюся мыслишку, не осмыслив ее, слепо следуют ей.

Человек осмысленный семь раз отмерит, проанализирует, разберется, как знание работает на практике и только потом сделает его частью своего жизненного опыта. Это и есть осмысление.

        Как нужно работать с новым знанием? Какое знание можно считать авторитетным? Каковы критерии его истинности? Олег Торсунов пишет: «Если вы слушаете знание какое-то и чувствуете, что само слушание приносит радость — раз. Что оно вдохновляет вас менять свою жизнь — два.

Что плохие черты характера и привычки отпадают сами, даже не нужно напрягаться — три. Это знание должно идти из древних авторитетных источников — четыре. И оно должно даваться человеком, который сам следует своим наставникам в пути, идет по пути, т.е.

он, у него есть духовные наставники — пять? То есть если все это совпадает, значит, вы можете слушать дальше… человек не просто слушает, он слушает с глубоким почтением и очень внимательно, т.е. он реально вживается в звук. Это именно такое слушание дает изменение в сердце.

В сердце, означает в разуме, в данном случае».

     Итак, восприятие знания на первом этапе предполагает активное слушание. Знание авторитетное – значит, слушание будет смиренным, бес споров, вскриков, доказываний своей правоты, разрывания тельняшек на груди. Человек осмысленный превращается в послушника.

Он и слушает и слышит. Слышит, ибо превратился в олицетворенное послушание. Новое знание полноводным потоком протекает через разум. Услышать новое знание – означает пропустить его энергию в разум. Но  на одном активном слушании не выедешь.

Нужна следующая стадия – осмысление.

     Осмысление предполагает умение удерживать информацию в уме, то есть запоминать. Запомнив входящую информацию, человек допускает ее в разум и начинает анализировать, как новое знание можно применить в жизни, работает оно или нет.

      Существует два типа людей, не способных на осмысление. Первый тип людей называется бесплодный читатель, а второй — поверхностный критик. Бесплодный читатель или бесплодный изучатель.

Это начетчик — человек, который прочитал много, считает себя эрудитом, знатоком, интеллектуалом, но от его чтения пользы, как от козла молока.

Он не осмысливает новое знание, не пытается сделать его частью своего опыта, не желает его проверить на своей жизни.

      Мудрец, человек осмысленный может прочитать какой-то афоризм  и, если он ему понравился, захочет испытать его на практике. Это дорого стоит. Если б каждый проверял на практике одну мысль в день, люди были бы сплошь мудрецами.

Бесплодный читатель вроде принял то, что прочел, но принял дешево – ну, услышал и ладно, приму к сведению и на этом финальная черта. До осмысления дело не дошло.

Серьезного, уважительного и ответственного отношения к новому знанию не получилось.

      Осмысление как функция разума дает возможность осознать, как жить правильно, что делать можно, а что категорически нельзя, оно дает человеку доступ к пониманию «что такое хорошо и что такое плохо». Для этого нужно включить разум и не быть бесплодным читателем.

      Поверхностный критик – другой  тип людей, не способных на осмысление. В таких людях забродила, как брага, гордыня, тщеславие, эгоизм.  Они не способны ничего усвоить. Ведут себя, как боевые петухи. Такой сидит на лекции уже нахохленный, готовый к драке.

Он еще не знает, о чем будет идти речь, но уже готов всё опровергать и спорить до хрипоты. Он заранее ни с чем не согласен, и лектора воспринимает в штыки.

Это означает, что человек украл у себя осмысление, стал инвалидом осмысленности, превратился в жалкого, поверхностного критика.

      Настроенный на антагонизм, он не способен активно слушать и слышать. Став рабом гордыни, он перекрыл доступ нового знания к разуму. Гордец не пропускает звук внутрь. Он слышит только себя.

Им руководит желание показать всем, какой он значительный и важный. Его интересует не знание, а чувство собственной значимости.

В итоге поверхностный критик проходит мимо процесса осмысления, как прогульщик мимо кассы.

     Один человек ловил рыбу. За ним исподтишка наблюдала обезьяна. И захотелось ей тоже, по его примеру, забросить в реку сеть. День был жаркий, и рыболов забрался в пещеру, чтобы отдохнуть в тени, а сети свои оставил на берегу.

Тогда пришла обезьяна и попыталась, подражая рыбаку, забросить сеть. Но, не зная, как с нею обращаться, она в ней запуталась. Стараясь высвободиться, обезьяна всё туже затягивала петли и, в конце концов, задавила себя этой сетью.

Когда вернулся рыболов, он сказал, обращаясь к издыхающей обезьяне: — Тебя погубило твоё скудоумие и отсутствие осмысленности.

Источник: https://podskazki.info/osmyslenie-osmyslennost/

Осмысленность восприятия человека

Для восприятий человека характерна их осмысленность. Она вытекает из общественной природы человека и его сознания. Осмысленность восприятий осуществляется посредством языка, усвоенного человеком с детства.

В языке народа, так же как и в предметах, созданных трудом людей, фиксирован практический и познавательный опыт сотен поколений.

Воспринимая предметы и явления окружающего мира, человек называет их и тем самым относит их к определенной категории объектов (к предметам мебели, к животным, растениям, явлениям природы, событиям общественной жизни и т. п.).

Словами он обозначает выделенные при восприятии признаки и связи этого предмета или явления с другими предметами и явлениями. В словах он выражает свои суждения об объектах восприятия. Конечно, само по себе наименование предмета еще не делает восприятие человека осмысленным.

 Если человеку сказали, что данный прибор называется перископом, то это вовсе не означает, что он осмыслил увиденное, хотя часть слова «скоп» и вызвала у него некоторые полезные ассоциации («микроскоп», «телескоп»). За словами должны стоять конкретные знания. Если они отсутствуют, предмет будет воспринят очень общо, неопределенно: «Это какой-то прибор, кажется, оптический». Чем больше у человека знаний о предмете, тем полнее и точнее он его воспримет.

Смысловая оценка объекта восприятия может происходить мгновенно, без обдумывания. Это наблюдается при восприятии очень хорошо знакомых вещей, фактов, ситуаций.

Так, при переходе через улицу большого города горожанин сразу ориентируется в обстановке, быстро обходит препятствия, мгновенно останавливается или убыстряет шаг, если это нужно.

Знания правил уличного движения «превратились» в автоматизированные навыки, поэтому ему достаточно увидеть подъезжающую машину, чтобы мгновенно остановиться или ускорить шаг, смотря по обстановке.

Восприятие, будучи осмысленным, вместе с тем является и обобщенным. Всякое слово обобщает. Называя воспринятый объект знакомым словом, человек тем самым осознает его как частный случай общего.

Глядя на сосну и называя это дерево «сосной», мы тем самым отмечаем признаки не только именно этой сосны (высокая, стройная, с раскидистой кроной, стоит у дороги и пр.), но и признаки сосны вообще, даже дерева вообще.

Степень обобщенности восприятия может быть разной, что зависит от богатства и глубины наших знаний о предмете. Знания позволяют нам подойти к объекту с разных сторон, найти его место в системе других объектов.

  • Сравним восприятие картины человеком, который мало знаком с живописью, и художественным критиком.

Если первый обратит внимание главным образом на содержание картины, то второй воспримет ее также со стороны образно выраженной идеи, особенностей композиции, техники рисунка, правдивости изображения, силы эмоционального воздействия на зрителя и т. п. В картине он увидит не только ее содержание, но и автора, его творческий замысел, мировоззрение, чувства, художественную манеру изображения действительности.

Если ученик третьего класса увидит в предложенном ему чертеже только квадрат, то ученик седьмого класса легко опознает в нем также прямоугольник, четырехугольник и параллелограмм.

Осмысленность восприятия проявляется в узнавании

Узнавание -особый процесс или действие сличения наличного стимула (объекта, действующего непосредственно на наши органы чувств) с уже созданными и хранящимися в памяти эталонами (представлениями). Узнавание бывает разной полноты и точности.

  • Некоторые предметы мы узнаем сразу и безошибочно, даже при быстром и неполном восприятии.

Так, мы сразу узнаем своих близких друзей, любимые мелодии, вещи и инструменты, которыми пользуемся в труде. В таких случаях для узнавания достаточно двух-трех опознавательных признаков: контур фигуры человека, интонация голоса, звук шагов; первые аккорды музыкального произведения и пр.

Эти признаки по ассоциации с другими признаками вызывают в сознании целостный образ предмета. Быстрое и точное узнавание называют специфическим узнаванием.

Физиологической основой его является тонкая дифференцировка условного раздражителя от сходных с ним раздражителей и упроченный динамический стереотип.

Но иногда узнавание предмета бывает неопределенным. Например, мы ясно видим плывущую по озеру птицу, но не можем точно назвать ее. На уроке труда ученику советуют воспользоваться для опиловки бруска бархатным напильником, а ученик, точно не зная его признаков, берет напильник с грубой насечкой. Неточное узнавание называют не специфическим или неопределенным.

  • При восприятии предмета в этом случае отражаются лишь общие, родовые признаки предмета (птица вообще, напильник вообще), но не отражаются отличительные признаки.

Физиологической основой не специфического узнавания является широкая генерализация условной связи в коре больших полушарий при взаимодействии обеих сигнальных систем.

Неточное, обобщенное узнавание можно сделать более точным, если направить восприятие человека посредством вопросов или описания того, что он видит и слышит.

Иногда бывает достаточно назвать событие или картину, чтобы восприятие стало ясным. При организации учебной деятельности детей на уроке педагогу необходимо учитывать эту особенность восприятия человека.

Наглядный материал всегда будет воспринят более полно и глубоко, если показ его сопровождается словом.

Процесс избирательности и восприятия предметов человеком

Виды восприятия у человека

Источник: http://net22.ru/osmyslennost-vospriyatiya-cheloveka/

Осмысленность восприятия. Узнавание

Осмысленность восприятия. Узнавание

Характерной особенностью восприятий у человека является их осмысленность. Воспринимая предметы и явления действительности, человек истолковывает их в соответствии с полученными ранее знаниями и своим практическим опытом.

Научное последовательно материалистическое объяснение получает осмысленность восприятия в факте взаимодействия двух сигнальных систем.

Воспринимая предмет, человек отно: сит его к определенной словесно обозначаемой категории предметов, высказывает те или иные словесно выраженные суждения о нем, а это и есть осмысливание предмета.Первоначальная и наиболее простая форма осмысливания предметов и явлений — это узнавание их.

Физиологическая основа узнавания — актуализация (оживление) ранее образованных временных связей, которые вновь восстанавливаются (действуют), когда человек встречается с теми же или сходными предметами.

Различают два вида узнавания: обобщенное (или неспецифическое) и дифференцированное (или специфическое) узнавание.

Первое заключается в том, что предмет относится к какой-либо общей, широкой категории. Дифференцированное (или специфическое) узнавание есть отнесение предмета к строго ограниченной категории объектов.

Крайний случай его — отождествление объекта с каким-либо единичным предметом, воспринимавшимся раньше.

Для неспецифического (обобщенного) узнавания достаточно восприятия только общих признаков (например, только общих контуров) предмета. Для специфического (дифференцированного) узнавания необходимо выделение характерных для данного предмета признаков, его особых, специфических для него «примет».

Определенность, а также точность и быстрота узнавания зависят от упроченности и дифференцированное временных связей, образованных в прошлом опыте. Чем они прочнее и чем тоньше их дифференциация, тем определеннее, правильнее и
быстрее узнавание.

Узнавание всегда опирается на опознавательные признаки предмета, руководствуясь которыми человек относит его к той или иной категории, не выделяя всех его признаков. Поэтому большое значение для познания предмета по его отдельным признакам (приметам) имеет образование систем временных связей.

В этих случаях вся система реакций может воспроизводиться при действии только одного из компонентов комплексного раздражителя, а это и делает возможным узнавание предмета по его отдельным признакам. Таково, например, узнавание слов только по некоторым буквам.

Воспринимая лишь отдельные буквы, человек читает все слово, что значительно ускоряет чтение.

В отчетливой форме роль систем связей обнаруживается, например, при
восприятии так называемых «двойственных» и «многозначных» изображений. На рисунке 38 приводятся два таких изображения. Фигура «а» может восприниматься то как плоскостная (как многоугольник), то как объемное тело.

Объясняется это тем, что при восприятии подобных рисунков у человека возбуждаются разные системы выработанных ранее связей. Поэтому достаточно выделить какое-либо одно характерное сочетание контурных линий, чтобы затем (в силу действия всей системы связей) сразу же выделилась вся фигура в целом.

Особенно наглядно это выступает при рассматривании фигуры «б», которая по своим контурам может восприниматься то как ваза, то как два профиля лица человека.

Опора узнавания на отдельные признаки или на отдельные части объектов легко может вести кошибкам восприятия. Это хорошо демонстрируется при чтении слов, предъявляемых (при помощи специального прибора — тахистоскопа1) на очень короткий промежуток времени (на десятые и сотые доли секунды).

Если, например, в словах «университет» или «электричество» пропустить или как-либо переставить некоторые стоящие в середине их буквы (вместо «университет» написать «университет», вместо «электричество» — «элекртечитство») и затем предъявлять их на очень краткое время, то во многих случаях эти искажения не замечаются.

Слова читаются правильно в силу действия ранее сложившихся систем связей, которые актуализируются под действием первых и последних букв слова.

В некоторых случаях возникает необходимость сделать так, чтобы объект восприятия нельзя было узнать. Задача заключается в том, чтобы при полной сохранности вещи так изменить ее восприятие, чтобы она утратила свои характерные особенности.

Обычно это достигается окраской некоторых частей предмета в цвет, очень близкий к цвету фона, на котором предмет находится. При такой окраске части предмета, которые по цвету приближаются к фону, сливаются с ним , а остальные его части уже не образуют формы данного предмета.

Большое значение имеет также нанесение на поверхность предмета таких линий (косых или радиальных), которые меняют его форму, превращая, например, симметричную фигуру в косую и несимметричную, что затрудняет ее узнавание .

Искусство распознавания в этих случаях подлинной формы предмета заключается в том, чтобы ослабить то непосредственное впечатление.

Ясно выступает в узнавании роль слова. Очень отчетливо это можно наблюдать при затрудненном узнавании, когда внешние признаки предмета настолько малочисленны, бедны или настолько изменены, что не позволяют сразу опознать его. В таких случаях называние предмета мгновенно оживляет образы, связанные со словом, и они, как бы вплетаясь в восприятие предмета, дают возможность быстро узнать его.

Узнавание на основе словесной опоры хорошо демонстрируется при восприятии незавершенных силуэтных рисунков. С первого взгляда можно не опознать в них что-либо определенное. Но стоит только сказать, что это собака, как все они сразу объединяются в эту фигуру.

Слово возбуждает сочетавшиеся с ним связи первой сигнальной системы, которые и восполняют то, что отсутствует в рисунке. Эта «восполняющая» роль слова может осуществляться лишь при условии прочного сочетания его со связями первой сигнальной системы, т. е.

при достаточном непосредственном опыте в прошлом и его многократном сочетании с данным словом.

Поэтому дети дошкольного возраста, в силу недостаточной упроченности у них связей первой сигнальной системы со словом, не опознают предметы на рисунках указанного вида даже при их назывании.

Тесное взаимодействие двух сигнальных систем в процессе восприятия основывается на передаче возбуждения из одной сигнальной системы в другую.

Связи первой сигнальной системы передаются во вторую сигнальную систему, что и ведет к осмысливанию, к сознательному различению раздражителей.

Вместе с тем словесные связи передаются в первую сигнальную систему, что ведет к восполнению и изменению восприятия под влиянием слова.

Велика роль слова при выделении слабых компонентов комплексного раздражителя. Как мы видели, они часто маскируются более сильными компонентами. Между тем во многих случаях именно они должны играть существенную роль в узнавании предметов.

Взаимодействие обеих сигнальных систем способствует усилению слабого компонента, т. е. выделению не замечавшихся ранее признаков (или какой-либо незамеченной части предмета).

Тем самым создаются условия, благоприятные для узнавания предмета, для различения его от других сходных предметов.

Источник: http://psyznaiyka.net/view-vospriyatie.html?id=osmyslennost-vospriyatiya

Значимость. Определение, виды значимости в психологии активности

Значимость. Определение, виды значимости в психологии активности

Индивида окружает множество находящихся от него на различном расстоянии объектов живой и неживой природы. Если вычесть из их числа те, которые ему неизвестны, а также те, которые ему не нужны, останутся только те, которые нужны, значимые для него.

Значимость (чего-либо) — мера жизненной необходимости (этого). И мера вероятности затруднения или прекращения жизни в случае отсутствия, дефицита (этого). Объект обретает актуальную значимость, как только он становится предметом какой-либо потребности. Чем важнее потребность, тем выше значимость ее предмета (объекта).

Значимость (объекта процесса, явления) — качество динамичное: сегодня это мне нужно «позарез», а завтра, быть может, не нужно вовсе. Следовательно, важную роль здесь играет фактор времени. Важен и фактор пространства: если нечто, в принципе подходящее для удовлетворения моей потребности, для меня недосягаемо, значимость этого для меня может снижаться.

Субъективность оценки — существенный ее недостаток: так можно упустить нечто важное из свойств оцениваемого объекта, а это, в свою очередь, создает основания для пренебрежения его соб-' ственными, внутренними закономерностями.

Значимость имеет индивидуальный и видовой аспекты: совокупность всех значимых для человечества (т.е. человека как вида) объектов много больше, чем совокупность всех значимых для индивида.

При этом у животных индивидная значимость чего-либо почти полностью совпадает с видовой, а у человека — нет: в процессе своего развития наш вид сумел реализовать в широкой мере процесс индивидуализации своих представителей.

Итак, значимость это: — особое качество объекта: объекта обязательно в связи с субъектом потребности, т.е. в плане его пригодности для ее удовлетворения; — это мера жизненной необходимости (этого). Значимо для живого существа все, посредством чего может быть удовлетворена какая-либо его потребность сейчас или потом;

— значимость динамична, конкретна, имеет общечеловеческий и индивидуальный масштаб.

Виды значимости. Значимость может быть: — первичной (непосредственной) и вторичной (опосредованной) — пища первично значима, а ложка, вилка, тарелка значимы вторично, только вследствие их связи с приемом пищи.

— условной и безусловной (ситуационной и внеситуационной) -вода для человека (как и любою существа) значима всегда, а некоторые материальные ценности — только при определенных условиях; — актуальной и потенциальной — (багаж в пути мешает, но по приезде в пункт назначения необходим); положительной и отрицательной — все то, что способствует удовлетворению наших потребностей, для нас значимо положительно, а все то, что этому препятствует, значимо отрицательно. — большой и малой;

— подлинной и мнимой — при увлечении чем-либо мы придаем значимость тем предметам, которые не являются жизненно необходимыми.

Объекты, необходимые в плане удовлетворения потребностей человека, образуют целые значимостные цепочки, где каждое звено оценивается и само по себе, и в свете целого. Важную роль играют изменения, происходящие с самим человеком, и одно из самых главных — в связи с этапами его жизненного пути. Для ребенка значимо одно, для взрослого — другое.

Выгода — мера значимости объекта или способа взаимодействия с ним с точки зрения степени вероятности удовлетворения потребности. Выгода может иметь большое число характеристик как количественных, так и качественных. Одна из ипостасей выгоды — прибыль.

Значимость (чего-либо) индивид находит (определяет) и переживает Способом выявления значимости является оценка, способом проявления уже найденной благодаря оценке значимости является отношение и связанное с ним поведение: по тому, к чему и как человек относится, можно понять, что именно и в какой мере для него значимо. Оценка — это психический механизм нахождения (определения, выявления) значимости, а отношение — способ пребывания (отражения) значимости в психике (сознании) индивида.

Переживание значимости происходит в форме желания: то чего мы в данный момент хотим, то в данный момент для нас и наиболее значимо. Чем интенсивнее нагие желание (чего-либо), тем это значимее для нас.

Желание — одна из форм проявления отношения как способа проявления значимости, и оно же, будучи неотъемлемым компонентом иотребностного цикла, отражает процесс ситуационной актуализации и дезактуализации постоянно имеющейся значимости.

Источник: https://psyera.ru/znachimost-opredelenie-vidy-znachimosti-v-psihologii-aktivnosti-951.htm

ВсеНауки.Ру

ВсеНауки.Ру

6
Jun

Динамические показатели оценки эффективности

Для анализа инновационных проектов могут использоваться следующие динамические методы оценки экономической эффективности, основанные на дисконтировании денежных потоков: текущей стоимости, рентабельности, ликвидности. Метод текущей стоимости основан на определении чистого дисконтированного дохода, выступающего в качестве показателя интегрального экономического эффекта проекта…. Читать дальше»

6
Jun

Дисконтирование денежных потоков

В экономических измерениях сопоставление разновременных денежных потоков выполняется путем дисконтирования – процедуры приведения разновременных денежных потоков (поступлений и платежей) к единому моменту времени. Суть процедуры дисконтирова-ния заключается в нахождении эквивалента денежных средств, выплачиваемых и/или получаемых в различные моменты времени в будущем: где… Читать дальше»

6
Jun

Фактор времени в экономических измерениях

В экономической деятельности хозяйствующих субъектов постоянно возникают проблемы соизмерения ценности денежных средств, выплачиваемых или получаемых в разные моменты времени.

Так, коммерческие организации, располагая свободными денежными средствами, имеют альтернативные возможности их использования:  инвестирование производства с целью расширения объемов производс-тва и…

 Читать дальше»

6
Jun

Статические методы оценки эффективности

Статические методы оценки экономической эффективности относятся к простым методам, которые используются главным образом для быстрой и приближенной оценки экономической привлекательнос-ти проектов.

Они могут быть рекомендованы для применения на ранних стадиях экспертизы инновационных проектов, а также для проектов, имеющих относительно короткий инвестиционный период. К наиболее…

 Читать дальше»

6
Jun

Методы оценки экономической эффективности инвестиционных проектов

Эффективность инвестиционного проекта характеризуется системой экономических показателей, отражающих соотношение связанных с проектом затрат и результатов и позволяющих судить об экономической привлекательности проекта для его участников,  экономических преимуществах одних проектов над другими. Показатели эффективности проектов могут классифицироваться по следующим признакам… Читать дальше»

6
Jun

Прогнозирование финансовых показателей инвестиционных проектов

Прогнозирование финансовых показателей инвестиционных проектов базируется на результатах оценки рыночных перспектив реализации нововведений, лежащих в основе проекта, и предназначен для определения финансовой состоятельности проекта. Финансовая состоятельность заключается в способности фирмы (предпринимателя) своевременно и полном объеме выполнять финансовые обязательства,… Читать дальше»

6
Jun

Финансовый план

Задача раздела состоит в разработке прогноза движения потока денежных средств, вызванных реализацией проекта, и оценке экономической эффективности проекта.

Финансовый план представляет собой обобщение сведений предыдущих разделов бизнес-плана, выраженных в стоимостных показателях.

При подготовке финансового плана необходимо доказать, что финансовое  проектирование  реалистично,… Читать дальше»

6
Jun

Анализ рисков

Задача раздела – выявление основных рисков в реализации проек-та, анализ их источников и причин возникновения, оценка возможного ущерба и принятие мер по снижению рисков.

Раздел целесообразно начать с выявления и описания главных проблем, которые могут существенно повлиять на ход реализации проекта с указанием стадии и этапов, где эти проблемы могут возник-нуть (предынвестиционная,… Читать дальше»

6
Jun

Организационный план

Задача раздела – установление календарного плана проведения  основных мероприятий  по реализации проекта, с указанием  ожидае-мых сроков их проведения, потребных для этого ресурсов и источников их  привлечения,  определение ответственности за осуществление планируемых мероприятий. В данном разделе необходимо четко сформулировать основные этапы реализации проекта,… Читать дальше»

6
Jun

Администрация и персонал

Задача раздела – дать описание  организационной структуры  управления проектом,  представить организацию компании-инициатора проекта, линии подчинения  и ответственности, привести оценку пот-ребностей в персонале. В данном разделе необходимо привести сведения о том, как управляется компания-инициатор проекта и  кто ею управляет. Подоб-ные сведения следует связать с организационной … Читать дальше»

Источник: http://vse-nauki.ru/%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D1%83%D1%89%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B0-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F/

Ссылка на основную публикацию