Онтогенез человека — что это значит

Типы онтогенеза

Онтогенез человека — что это значит

Онтогенез — индивидуальное развитие организма от зарождения до конца жизни (смерти или нового деления). У видов, размножающихся половым путем, он начинается с оплодотворения яйцеклетки.

У видов с бесполым размножением онтогенез начинается с обособления одной или группы клеток материнского организма.

У прокариот и одноклеточных эукариотических организмов онтогенез представляет собой, по сути, клеточный цикл, обычно завершающийся делением или гибелью клетки.

Онтогенез есть процесс реализации наследственной информации особи в определенных условиях среды.

Различают два основных типа онтогенеза: прямой и непрямой. При прямом типе развития рождающийся организм в основном сходен со взрослым, а стадия метаморфоза отсутствует.

При непрямом типе развития образуется личинка, отличающаяся от взрослого организма внешним и внутренним строением, а также по характеру питания, способу передвижения и ряду других особенностей. Во взрослую особь личинка превращается в результате метаморфоза.

Непрямое развитие дает организмам значительные преимущества. Непрямое развитие встречается в личиночной форме, прямое — в неличиночной и внутриутробной.

Непрямой (личиночный) тип развития проходят многие виды беспозвоночных и некоторые позвоночные животные (рыбы, земноводные). У них в процессе развития формируются одна или несколько личиночных стадий.

Наличие личинки обусловлено относительно малыми запасами желтка в яйцах этих животных, а также необходимостью смены среды обитания в ходе развития либо необходимостью расселения видов, ведущих сидячий, малоподвижный или паразитический образ жизни. Личинки живут самостоятельно, активно питаются, растут, развиваются.

У них имеется ряд специальных провизорных, т.е. временных, отсутствующих у взрослых форм, органов.

В зависимости от особенностей метаморфоза непрямой (личиночный) тип развития может быть:

  • с неполным превращением;
  • с полным превращением.

При развитии с неполным превращением личинка постепенно утрачивает временные личиночные органы и приобретает постоянные, характерные для взрослой особи (например, кузнечики). При развитии с полным превращением личинка сначала превращается в неподвижную куколку, из которой выходит взрослый организм совершенно непохожий наличнику (например, бабочки).

Прямой неличиночный (яйцекладный) тип развития имеет место у ряда беспозвоночных, а также у рыб, пресмыкающихся, птиц и некоторых млекопитающих, яйца которых богаты желтком. При этом зародыш длительное время развивается внутри яйца. Основные жизненные функции у таких зародышей осуществляются специальными провизорными органами — зародышевыми оболочками.

Прямой внутриутробный тип развития характерен для высших млекопитающих и человека, яйцеклетки которых почти лишены желтка. Все жизненные функции зародыша осуществляются через материнский организм. Для этого из тканей матери и зародыша развивается сложный провизорный орган — плацента. Завершается этот тип развития процессом деторождения.

Периоды онтогенеза

Онтогенез многоклеточных организмов подразделяют на периоды: эмбриональный (развитие зародыша) и постэмбриональный (послезародышевое развитие).

Для плацентарных животных различают пренатальный (до рождения) и постнатальный (после рождения) периоды.

Нередко выделяют также проэмбриональный период (сперматогенез и оогенез).

Источник: http://jbio.ru/tipy-ontogeneza

ОНТОГЕНЕЗ

ОНТОГЕНЕЗ

развитие особи от момента оплодотворения яйцеклетки до смерти.

Источник: Терминологический словарь. Педагогические технологии

индивидуальное развитие живого организма, охватывающее все изменения от момента зарождения до смерти.

Источник: Общие основы педагогики

греч. on — род, падеж, ontos — сущее и genesis — происхождение) — индивидуальное развитие организма от момента зарождения до конца его жизни. Охватывает все процессы морфологических и функциональных изменений организма на протяжении индивидуальной жизни и осуществляется путем качественных, а также количественных преобразований, тесно связанных между собой.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

отгреч. on, ontos — сущее и genesis — рождение, происхождение) — процесс развития индивидуального организма. В психологии О. — формирование основных структур психики индивида в течение его детства; изучение О.

— главная задача детской психологии (см. Возрастная психология). С позиций отечественной психологии основное содержание О.

составляет предметная деятельность и общение ребенка (прежде всего совместная деятельность — общение со взрослым).

Источник: Словарь по педагогической психологии

от греч. оn, род. падеж оntos — сущее и gеnesis — рождение, происхождение) процесс развития индивидуального организма от его зарождения до смерти. Термин предложен в 1866 немецким биологом Э. Геккелем, противопоставлявшим его филогенезу в биологии.

Геккель считал, что развитие человека протекает в соответствии с биогенетическим законом. Этот закон был в конце 19 — начале 20 вв. экстраполирован на становление человеческой психики (Г.С. Холл, П.П. Блонский и др.). Понятием «О.

» в педагогике стали обозначать процесс индивидуального развития психики, а изучение О. стало центральной задачей детской психологии. В отечественной науке 20 в. утвердилась точка зрения, согласно которой осн. содержание О.

составляет предметная деятельность и общение ребенка (прежде всего совместная деятельность и общение со взрослыми). В ходе интериоризации ребенок «присваивает» социальные, знаково-символические структуры и средства этой деятельности и общения, на основе чего формируются его сознание и личность. Т.о.

, центральным моментом О. человека выступает не созревание организма, а социально обусловленное формирование психики, сознания, личности в условиях воздействия со стороны различных институтов социализации.

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

ontos — сущее и genesis — рождение, происхождение), процесс развития индивидуального организма от его зарождения до смерти Термин предложен в 1866 нем биологом Э Геккелем, противопоставлявшим его филогенезу — процессу формирования нек-рой систематич.группы, напр. биол.

вида Геккель считал, что индивидуальное развитие протекает в соответствии с биогенетическим законом, т с О представляет собой сокращенное воспроизведение филогенеза Впоследствии взгляды ученых на соотношение этих процессов претерпели изменения В совр.

биологии изменения организма в ходе О трактуются как происходящие под влиянием среды, однако реализующиеся на основе генетически запрограммиров информации

Влияние биол.теорий и терминологии оказалось весьма существенным для становления психол. -пед.наук Так, сформулированный Геккелем биогенетич. закон был в кон. 19 — нач. 20 вв экстраполирован на становление человеческой психики (Г С Холл, II П Блонский и др) Термин «О » также был привнесен в психологию и педагогику, где им с кон.

19 в стали обозначать процесс индивидуального развития психики В этом значении О практически оказался ограничен нач. этапом становления личности, т с детством, и не включает зрелые годы, в к-рые личность не претерпевает столь существенных изменений Изучение О стало центр задачей дет психологии В отеч. науке 20 в утвердилось представление, согласно к-рому осн.

содержание О составляют предметная деятельность и общение ребенка (прежде всего совм.

деятельность и общение со взрослым) В ходе интериоризации ребенок «присваивает» социальные, знаково-сим-волич структуры и средства этой деятельности и общения, на основе чего формируются его сознание и личность Т о, центр моментом О человека выступает не созревание организма, а социально обусловленное формирование психики, сознания, личности в условиях воздействия со стороны разл. институтов социализации

Лит: ЗапорожецА В, Осн. проб лемы онтогенеза психики, вкн Гальпе ринП Я, ЗапорожецА В, Кар и о в а С H Актуальные проблемы возрастной психологии, M 1978, БожовичЛ И, Этапы формирования личности в онтогенезе, ВП, 1979 №2, ЛеонтьевА Н, Проб лемы развития психики, M Лисина M И, Проблемы онтогенеза общения, M, 1986, ФельдштеинД И, Психология развития личности в онтогенезе M 1989

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

от греч. ontos – сущее, genesis – происхождение, рождение) – процесс развития психики и личности в ходе индивидуальной жизни человека. Развитие психики происходит в форме филогенеза (становление структур психики в ходе исторического процесса биологической и социокультурной эволюции вида) и в форме О. (становления структур психики в ходе жизни отдельного организма – человека, животного).

Общие закономерности развития психики в О.:

— относительное влияние биологических факторов на становление психики и роль задатков как предпосылок развития (в отличие от фатальной обусловленности человеческой психики наследственными факторами), отсутствие предопределенности психического развития человека в онтогенезе созреванием его организма;

— роль активной предметной деятельности и общения самого индивида в усвоении, интериоризации социальных норм и эталонов общественно-выработанного опыта и в процессе социализации человека, в становлении на этой основе достижений и противоречий индивидуального опыта деятельности и общения человека;

— роль саморазвития психики и самовыражения личности, влияния жизненного опыта самого человека (сложившихся качеств, форм поведения) на дальнейшее психическое развитие; личность человека творит себя в ходе решения социальных, познавательных, профессиональных задач, поэтому онтогенетическое развитие психики не повторяет филогенез человечества (как утверждалось в теории рекапитуляции);

— диалектика психического развития в О.

, состоящая в появлении следующих друг за другом качественно своеобразных уникальных психических новообразований, в качественном преобразовании ранних форм психики на поздних этапах онтогенеза и вместе с тем в преемственности от ранних и поздних этапов онтогенеза; каждый этап онтогенеза имеет непреходящее значение и вносит свой вклад в общее психическое развитие (в отличие от финалисткой точки зрения, признающей ценность развития только в финале);

— становление психики в процессе О., происходящее в форме возрастающей опосредованности развития личности все новыми специальными эталонами и в последующей интеграции и системной организации свойств личности, придающей ей целостность и устойчивость; в форме неравномерности становления отдельных психических систем, обуславливающей динамику психологического развития и др.

Акмеология изучает содержание относительно поздних этапов О., на которых осуществляются наивысшие достижения психики человека, а также роль ранних этапов онтогенеза для подготовки этапов зрелости личности.

Источник: Акмеологический словарь

Источник: http://didacts.ru/termin/ontogenez.html

Онтогенез

Онтогенез

Онтогенез — это индивидуальное развитие организма от его зарождения до смерти. Период онтогенеза от оплодотворенной яйцеклетки до выхода молодой особи из яйцевых оболочек или тела матери называется зародышевым (эмбриональным) развитием (эмбриогенез). После рождения или вылупления из яйца начинается   постэмбриональный  период.

В животном мире наиболее распространены три типа онтогенеза — личиночный, неличиночный и внутриутробный. При первом из них развитие организма происходит с метаморфозом, при втором формирование зародыша происходит в яйце, при последнем — внутри материнского организма.

Эмбриогенез человека делят на периоды, каждый из которых характеризуется структурными особенностями, типом питания, дыхания и выделения.

В медицинской практике обычно пользуются двумя понятиями: на протяжении 8 недель развивающийся организм называют зародышем (см.); начиная с 9 недели, т. е. с момента образования зачатков органов,— плодом.

Постэмбриональный период человека делят на возрастные периоды. См. также Органогенез, Филогенез.

Онтогенез (от греч. ontos — сущее и genesis — развитие) — история индивидуального развития.

Чарльз Дарвин дал эволюционное толкование онтогенеза. Сходство зародышей разных видов он объяснил существующими между видами родственными отношениями. В дальнейшем онтогенез исследовался в различных направлениях.

Создано учение о зародышевых листках как закономерном этапе развития всех многоклеточных животных. Создание экспериментальной эмбриологии дало возможность исследовать зародышевое развитие экспериментальным путем.

В последние годы успешно развивается физиологическая и биохимическая эмбриология. В СССР начало развиваться экологическое направление в эмбриологии.

Разнообразие эмбриональных приспособлений укладывается в несколько типов эмбриогенеза: первичный свободный личиночный, неличиночный и вторичный личиночный. Последний состоит из четырех форм: а) инкапсулированный; б) вторичный свободный личиночный; в) вторичный личиночный эмбриогенез при живорождении; г) эмбриогенез с паразитической личинкой.

Тип эмбриогенеза обнаруживает во многих случаях характерное чередование в ходе эволюции: от исходного, первичного свободного личиночного к неличиночному и далее к одной из форм вторичного личиночного эмбриогенеза.

Тип эмбриогенеза связан с его периодизацией. Крупнейшая единица периодизации — звено. У большинства животных онтогенез состоит из трех звеньев. Каждое звено делится на несколько периодов.

Так, зародышевое звено у низших позвоночных делится на два периода — зародышевый и личиночный, у высших позвоночных на три — зародышевый, предплодный и плодный.

Различают также переходные состояния — вылупление из яйцевых оболочек у рептилий и птиц; роды у млекопитающих; метаморфоз (см.) у многих животных.

Начальные стадии онтогенеза у человека характеризуются более быстрым темпом развития, чем у родственных видов (например, шимпанзе). Далее наступает замедление как антенатального, так и постнатального развития.

Это замедление обусловлено интенсивным ростом головного мозга как во время внутриутробного развития (головной мозг новорожденного в среднем весит 340 г), так и в первые годы после рождения (мозг ребенка 2 лет весит свыше 1 кг).

С ростом головного мозга связано замедление окостенений, отчасти зависящее и от размеров тазового кольца.

Как правило (при близком родстве двух видов плацентарных) животные меньшего размера имеют более короткую беременность.

Постнатальный онтогенез человека делится на четыре периода (возраста): детский, подростковый, юношеский и взрослый (зрелый).

Источник: http://www.medical-enc.ru/14/ontogenez.shtml

Основные этапы онтогенеза

Основные этапы онтогенеза

Онтогенез — процесс индивидуального развития на протяжении жизненного пути человека.

Выделяют следующие основные периоды развития человека: пренатальный (эмбриогенез), перинатальный, новорожденность, младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юность, молодость, средний возраст (зрелость), пожилой возраст, старость. В узком значении онтогенез понимается как период интенсивного психического развития ребенка.

Пренатальный период.

Зачатие человека — великое таинство и ответственный момент в жизни родителей, к которому они должны заранее тщательно, продуманно готовиться: избегать стрессов, употреблять качественную, витаминизированную пищу, отказаться от вредных привычек, обсудить, в каком месяце желательно рождение ребенка (для включения его в тот или иной космический цикл). Подготовка нервной системы, очищение, оздоровление организма матери и качество спермы отца, зодиакальный знак ребенка (если это важно, по мнению родителей) — цели такой профилактической деятельности.

Во время беременности организм ребенка и матери представляют собой единой целое. Но плод будет чувствовать себя «как у Христа за пазухой», обеспеченный всем необходимым с материнской стороны, в случае соблюдения всех перечисленных ранее и других врачебных рекомендаций. Наиболее чувствительный к вредным воздействиям извне — период первых трех месяцев беременности.

Перинатальный период. Рождение ребенка, по убеждению специалистов, — главенствующий стресс нашей жизни, закладывающий бессознательную основу боли и страха.

Прохождение плода по тесным родовым путям, выдавливание из матки, а в крайних случаях — наложение акушерского инструмента на его голову, можно сравнить с пытками или избиением спящего младенца. Поэтому считается, что люди, извлеченные из матки щадящим способом с помощью кесарева сечения, бесстрашны.

Травматизм во время родов, наряду с генетической патологией и осложнениями беременности, — наиболее частая причина дефекта тела и последующего дефицитарного развития человека.

Новорожденность. Это период интенсивной начальной психофизиологической адаптации новорожденного к новой внешней среде обитания. Произошел физический разрыв с организмом матери, но исключительно важно сохранить постоянный и тесный контакт с ней в плане ухода за ребенком.

Поначалу пробуждающиеся реакции новорожденного обусловлены преимущественно состоянием его внутренней среды, интроцептивными ощущениями, они слабо связаны с выделением внешних объектов-раздражителей. По истечении первых месяцев, при нормальном развитии, появляется комплекс оживления.

Все эмоциональные и двигательные реакции ребенка, ранее происходившие разобщенно, соединяются в едином поведенческом акте. Как правило, на появление матери он может одновременно улыбнуться, издать звук, протянуть в ее сторону ручки.

Появление комплекса оживления означает окончание периода новорожденности.

Младенчество. Начиная с этого возрастного периода в развитии человека прослеживаются стадии смены ведущей психической активности, связанной с ее сосредоточением либо в деятельности на манипуляции с предметами, либо в поведении на общении с людьми.

В чем состоит различие в психологических понятиях поведение и деятельности.

Прежде всего, очевидно, что в отличие от возможности наблюдать любое поведение деятельность имеет скрытую от внешнего наблюдателя компоненту — внутреннюю деятельность анализа, планирования, программирования, корректировки действий внешних.

Психологическая сущность поведения связана с приспособительной функцией выражения отношения в общении, где на первый план выступают адекватные средства обмена информацией.

В свою очередь, общение главным образом основано на эмоциональном притяжении и отталкивании, чувствах симпатии — антипатии, которые возникают между людьми нередко вопреки законам логики.

Приспособительная функция деятельности внешней заключена в управлении собой и другими, преобразовании себя и окружающего мира на интеллектуальной и волевой основе осознанной внутренней деятельности. Деятельность — рациональное производство результата. Она во всех своих видах — игровом, учебном, трудовом (выделим еще бытовую деятельность по самообслуживанию) — предметна, т.е. изменяет положение, и свойства как самого человека, так и окружающего мира. Вместе с тем нередко наше поведение выполняет одновременно и управляющую функцию деятельности.

Младенчество — сенситивный период становления эмоционального общения ребенка с матерью. Считается, что это время формирования такого фундаментального свойства психики, как доверие (положительно эмоциональный тесный контакт с матерью) или недоверие (отсутствие материнской заботы) человека к людям, к социальному миру в целом.

В младенческом возрасте до 4 месяцев интенсивно развивается сенсорная сфера психики, опережая развитие двигательной системы.

Только с раскрытием ладони (до этого момента пальцы младенца сжаты в кулачки) появляется возможность манипуляции с предметами (игрушками).

На смену гулению (рефлекторной активности голосообразующих органов) приходит звукоподражательный лепет. К 9 месяцам ребенок встает, начинает ходить, произносит первое слово.

Ранний возраст (1-3 года). Ведущей становится предметная деятельность. Ребенок пытается делать все сам без посторонней помощи.

Действия, в основном по самообслуживанию, связанные с одеждой, питанием, гигиеной, он переносит в игровую деятельность, развивая двигательные навыки и наглядно-двигательное мышление.

Вместе с тем, его общение переходит в новое качество- оно становится речевым (к 2 годам появляется фразовая речь).

Этот возрастной период заканчивается так называемым кризисом трех лет. Ребенок проявляет негативизм — непослушание, упрямство. Если раньше он выполнял пожелания родителей, то теперь не хочет делать что-либо, препятствующее его желанию.

Считается, что таким образом осуществляется необходимый начальный этап возрастного становления волевых качеств характера. В этой связи наказание за непослушание может дать отрицательный педагогический результат (достаточно переключить внимание ребенка на другую интересующую его тему).

Другое последствие наказаний — стремление ребенка избежать их с помощью лжи.

Дошкольный возраст (4—6 лет). Ведущей психической активностью вновь становится общение. Ребенок, как Земля вокруг Солнца, вращается вокруг взрослого (авторитетного человека). Это возраст «почемучек» — ребенок задает вопросы. Это сенситивный период пробуждения гностических потребностей человека. Игнорирование вопросов ребенка приводит к потере им интереса к тайнам окружающего мира.

Игра, ранее преимущественно в одиночку, обретает способ общения со сверстниками, становится ролевой. Интенсивно работает механизм подражания. В игру вносится приобретенный социальный опыт: распределяются главные и второстепенные роли, хорошие и плохие персонажи, профессии и конкретные люди, устанавливаются правила честной игры.

В рисовании, лепке, конструировании идет процесс перехода от наглядно-действенного мышления к образному. В этот период можно уже сделать довольно точный прогноз о творческом потенциале ребенка.

Следует выделить и роль хорошо иллюстрированной сказки в этом возрасте, которая прививает оптимизм, стремление к добру, героизм. Любимая сказка детства может во многом определить бессознательную составляющую мотивации выборов в судьбе человека.

Начинается обучение ребенка счету, чтению, письму, нотной грамоте, технике того или иного вида спорта, ремеслам.

Младший школьный возраст (7—10 лет. 1—4 класс). Ведущая психическая активность — учебная деятельность.

Начинается, как правило, кризисом семи лет. Ребенок теряет свою детскую непосредственность — образуется потаенный внутренний мир рефлексии чувств. С другой, внешней стороны поведения, появляется манерничание как выражение ощущения своего взросления.

Меняется социальный статус ребенка — он теперь школьник. Появляется в его жизни, наряду с родителями, новвш «значимый другой» — учитель, от Оценки которого теперь во многом зависит самооценка школьника.

С другой стороны, ему необходимо самоутверждаться в новом школьном коллективе.

В процессе обучения развиваются познавательная мотивация, внимание (основная задача педагогов), память (большие возможности этого возрастного периода), на смену ведущему типу образного мышления постепенно приходит словесно-логическое, абстрактное.

Игры (спортивные, интеллектуальные, школьно-дидактические) становятся все более соревновательными, нацеленными на результат, победу, а не на получение удовольствия от процесса игровой деятельности.

Подростковый возраст (12-15 лет). Ведущая психическая активность — общение.

Это возраст начального периода развития половой зрелости (пубертатности), связанный с интенсивной выработкой в организме половых гормонов, появлением или усилением сексуального влечения, развитием вторичных половых признаков мужчины или женщины.

В зависимости в основном от наследственности и климатической зоны развития ребенка подростковый возраст может иметь границы от 10 до 18 лет. Девочки созревают приблизительно на год раньше мальчиков.

Как правило, подростковый период предрасполагает к внутреннему конфликту между биологическим статусом взрослого и социальным статусом ребенка, который может манифестироваться протестными формами агрессивного поведения, стремлением подражать взрослому манерами и аксессуарами его образа жизни, стремлением нарушить границы пока еще запретных сфер социальной действительности.

Источник: https://psyera.ru/3054/osnovnye-etapy-ontogeneza

Онтогенез

Онтогенез

Онтогенез – это процесс индивидуального развитие организма от момента образования зиготы и до смерти организма, во время которого идет полная поэтапная реализация наследственной информации, и ее взаимодействие с факторами окружающей среды.

Типы онтогенеза:

  1. Непрямое развитие – развитие с метаморфозом.
  • Полный метаморфоз (личинка → куколка → особь)
  • Неполный метаморфоз (личинка → особь)
  • Неличиночное развитие (яйцекладущие – рептилии, земноводные, птицы) – из яйцевых оболочек развивается особь по строению такая же, как и взрослый организм.
  • Внутриутробное развитие – формирование плода в метке женской особи (живородящие рептилии и млекопитающие).

Периоды онтогенеза:

  1. Пренатальный – период внутриутробного развития
  • Начальный период (консенсус): оплодотворение – до 3 суток и имплантация зиготы в эндометрий матки – ч/з 6-7 суток после оплодотворения.
  • Зародышевый (эмбриональный период) – 8-9 недель
  • Плодный период – от 9 недели – до начала схваток
  • Интранатальный – от схваток – первого вздоха
  • Новорожденности – от первого вдоха, до 28 дней
  • Грудной возраст – 28 дней – 12 месяцев
  • Период молочных зубов:

– Преддошкольный (ясельный) – 1-3 года

– Дошкольный – 3-7 лет

– Младший школьный – 7-12 лет

– Старший школьный (подростковый или пубертатный период) – 12-14 – 16-18 лет

  1. Период половой зрелости – 16-18 – 40-45 лет
  2. Предменопаузы и менопауза – 40-45 – 50-55 лет
  3. Постменопауза
  4. Климактерический период

Постэмбриональный период.

Начинается с первого вдоха и началом функционирования легочного дыхания и малого круга кровообращения.

Происходит адаптация к атмосферному воздуху, окружающей среде и ее флоре.

В период новорожденности выявляются все пороки развития, которые устраняются хирургическим путем (порок сердца, расщелина губы, подвывих тазобедренного сустава), так де выявляются все мутации и последствия нарушения мейоза при гаметогенезе у родителей и митоза при делении зиготы.

После созревания особи начинается гаметогенез

Эмбриональный период.

После попадания сперматозоидов в кислую среду влагалища, их большая часть гибнет, а оставшаяся часть проникает в матку, где щелочная среда способствует сохранению двигательной активности сперматозоидов.

Через полчаса сперматозоиды достигают матки, через 1,5-2 часа они придвигаются к маточным трубам, где после оплодотворения яйцеклетки ее оболочка становится непроницаемой для других сперматозоидов, образуется зигота, которая по мере продвижения зиготы по маточной трубе к матке делится.

Дробление

  • Зигота – диплоидная клетка, образуется после слияния яйцеклетки и сперматозоида
  • Бластомеры – образуются после митотического деления зиготы
  • Морула – скопление из 64-128 бластомеров, между ними образуется полость и формируется бластула.
  • Бластула – пузырек из одного слоя бластомер.

Гаструляция

  • Гаструляция – образование зародышевых листков – на одной стороне бластулы клетки делятся быстрее, и постепенно появляется выпячивание внутрь, деление происходит до тех пор пока однослойная бластула не превратится в двухслойное образование с полостью сообщающейся в внешней средой.
  • Гаструла – двухслойное образование с незамкнутой полостью, процесс образования которой называется инвагинацией.
  • У млекопитающих гаструла образуется путем деламинации – расслоение клеток бластулы на 2 слоя, и путем иммиграци – перемещения групп клеток.
  • В гаструле выделяют: эктодерма – наружный слой клеток, эндодерма – внутренний слой клеток,  мезодерма – слой между эктодермой и эндодермой.

Органогенез.

Формирование зародышевых листков – первичная дифференциация клеток.

Из каждого слоя образуются свои органы и ткани:

  • Эктодерма – покровный эпителий, хорда, нервная трубка (зачаток головного и спинного мозга).
  • Эндодерма – кишечник, легкие, поджелудочная железа, печень.
  • Мезодерма – кости, скелет, мышцы, кровеносная система, почки, половые органы.

Нейруляция – от формирование нервной пластинки, до формирования трубки. Одновремено с этим формируется хорда, вторичная кишка. Лежащая по бокам хорды мезодерма превращается в сомиты.

  • Края нервной пластинки постепенно загибаются – формируются нервные валики, которые сходятся друг с другом, формируя трубку. Не смыкание краев нервной трубки приводит появлению пороков развития.
  • Клетки, располагавшиеся между нервной пластинкой и эктодермой, образуют нервный гребень, клетки которого могут мигрировать. Клетки первого потока присоединяются к эпидермису и становятся пигментными клетками. Клетки второго потока формируют чувствительные спинномозговые ганглии, симпатические нервные узлы, мозговое вещество надпочечников и парасимпатические ганглии. Клетки из черепного отдела нервного гребня формируют нервные клетки, межреберные хрящи и кости черепа.
  • Мезодерма по бокам от хорды и между кожной эктодермой и эндодермой вторичной кишки делится на дорсальную и вентральную часть. Из вентральной части превращается во вторичную мезенхиму, из которой формируется позвоночник, ребра и лопатки. Дорсальная часть превращается в миотомы, из которых формируется поперечно-полосатая мышечная ткань конечностей и тела.   

Смерть как заключительный этап онтогенеза. Клиническая и биологическая смерть. Реанимация.

Смерть это облигатная, неминуемая фаза онтогенеза. Может быть причиной физиологической – смерть от старости и случайной – от болезни, от травматизма…

Смерти предшествует необратимый процесс старения организма заключающейся в невозможности митоза клеток, регенерации, снижение иммунитета и приспособленности организма.

Старческая смерть наступает в результате окончания программы ДНК.

Смерть это главное условие эволюции и смены поколений.

Терминальное состояние – это собирательное понятие, является следствием различных патологических процессов, травм, кровопотери, асфиксии, аспирации… характеризующееся крайней степенью угнетения жизненно важных функций организма, включает в себя понятия: предагония, агония и клиническая смерть.

Предагония – это нарушение функции ЦНС, клинически проявляющееся нарушением сознания от легкой заторможенности, до глубокой комы, сопровождающееся возбуждением, эйфорией, судорогами, патологическим дыханием, нарушением кровообращения, прогрессирующим снижением АД и нарушением тканевого кровотока.

При затянувшемся предагональном состоянии может развиться отек мозга, печеночная недостаточность, ОПН, шоковое легкое и нарушение гемокоагуляции. 

Агония – это последняя компенсаторная возможность организма, характеризующаяся отсутствием сознания (кома), атональным дыханием с участием вспомогательной мускулатуры, нарушением сердечной деятельности, замедлением скорости кровотока, АД ≈ 40 мм.рт.ст, Ps на периферии не определяется, брадиаритмия.

Клиническая смерть – это заключительная фаза терминального состояния, характеризующееся отсутствием дыхания, кровообращения и сознания. Через 3 мин после остановки дыхания останав-ливается кровообращения, еще через 1 мин происходит расширение зрачков и потеря сознания. Первичными признаками клинической смерти является отсутствие кровообращения и дыхания.

Признаки биологической смерти:

  • Помутнение роговицы
  • Размягчение глазного яблока
  • Кошачий зрачок
  • Снижение t тела до t окружаю­щей среды в течение 2 часов
  • Трупные пятна
  • Трупное окоченение.

Клиническая смерть это переходный период между жизнью и смертью.

Продолжительность клинической смерти 5-7 минут.

Реанимация – это комплекс лечебных мероприятий проводимых по определенному, особому плану, направленному на восстановление жизненно важных функций организма.

A – восстановление проходимости дыхательных путей

В – поддержание дыхания (оксигенация и ИВЛ)

С – поддержание кровообращения – непрямой массаж сердца

D – медикаментозная терапия

Цель реанимации: продолжить жизнь, но не затягивать смерть. 

Показания: всем больным и пострадавшим с признаками клинической смерти.

Источник: http://dendrit.ru/page/show/mnemonick/ontogenez/

Онтогенез

Онтогенез

Онтогенез (англ. ontogenesis) — развитие индивида в отличие от развития вида (филогенеза). Онтогенез психики означает ее развитие, по крайней мере, от рождения до конца жизни человека или животного. См. Возраст.

Словарь практического психолога. С.Ю. Головин

Онтогенез — процесс развития индивидуального организма. В психологии онтогенез — формирование основных структур психики индивида в течение его детства. Изучение онтогенеза — главная задача психологии детской (-> психология возрастная).

С позиций отечественной психологии, основное содержание онтогенеза составляет деятельность предметная и общение ребенка, прежде всего — деятельность совместная, общение со взрослыми.

В ходе интериоризации ребенок «вращивает», «присваивает» социальные, знаково-символические структуры и средства этой деятельности и общения, на базе чего формируется его сознание и личность.

Общим для отечественной психологии является и Понимание формирования психики, сознания, личности в онтогенезе как процессов социальных, идущих в условиях активного, целенаправленного воздействия со стороны общества.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Онтогенез — как видно из корней слова, происхождение и, в более широком смысле: развитие отдельного организма. Ср. с термином филогенез, который употребляется для обозначения происхождения и развития видов. См. Развитие, что обычно предпочтительнее использовать при обсуждении детской психологии.

предметная область термина

ОНТОГЕНЕЗ (ONTOGENY) — развитие или процесс развития, в частности, конкретного организма.

ЧЕЛОВЕК: ОНТОГЕНЕЗ — специфически человеческий путь онтогенеза — усвоение, или присвоение общественно-исторического опыта. У животных он полностью отсутствует.

Отсюда обучение и воспитание — это общественно выбранные способы передачи человеческого опыта, обеспечивающие «искусственное развитие ребенка» (в противовес «естественному развитию детеныша животного»).

Генеральный путь онтогенеза человека — присвоение искусственного, культурно созданного опыта, а не развертывание естественно заложенного. Этот путь и определяет социальную природу психики человека.

восприятие: ПРОЦЕСС: ОНТОГЕНЕЗ (онтогенез процессов восприятия) — структурные изменения, происходящие в восприятии по мере индивидуального развития.

Основным фактором, обусловливающим построение адекватных действий перцептивных, являются практические действия — деятельность — по преобразованию предметов внешнего мира.

При развитии деятельности происходит сокращение внешних практических компонент, за счет чего действия перцептивные свертываются. У ребенка вырабатывается целостная система единиц восприятия эталонов оперативных и сенсорных, опосредующих восприятие.

Эталоны сенсорные, используемые как чувственные мерки для систематизации свойств внешнего мира и усваиваемые в этом процессе, соответствуют общественно выработанным системам сенсорных качеств (звуковысотная шкала музыкальных звуков, фонемы языка, система геометрических форм).

эмоции, ОНТОГЕНЕЗ ЭМОЦИЙ — эмоции в переводе с латинского языка дословно означают «возбуждать, волновать». Под эмоциями понимают реакции по типу субъективно окрашенных переживаний индивида, отражающих значимость для него воздействующего раздражителя или результата собственного действия (удовольствие, неудовольствие).

Согласно П.К. Анохину, эмоции – физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека – от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения.

Отношение человека к происходящим событиям и удовлетворению своих потребностей проявляется в виде чувств.

эмоции делят на: эпикритические, корковые (характерные только для человека), филогенетически более молодые (к ним относятся такие эмоции, как эстетические, этические, нравственные) и протопатические эмоции, подкорковые, таламические, филогенетически более древние, элементарные (удовлетворение чувства голода, жажды, продолжения рода).

Существуют положительные эмоции, которые возникают при удовлетворении потребностей, – это переживание радости, воодушевления, удовлетворения, и отрицательные эмоции, при которых переживается затруднение в достижении цели, огорчение, тревога, раздражение, гнев. Также Кантом были выделены стенические эмоции, направленные на активную деятельность, борьбу, способствующие мобилизации сил для достижения цели, и астенические, обусловливающие неуверенность, пониженную активность, сомнения, бездеятельность.

эмоции являются наиболее древними психическими функциями, появившимися на длительном этапе эволюции высшей нервной деятельности человека.

Большинство эмоциональных реакций, особенно инстинктивные, человек получил от животных, у которых эмоциональные реакции зарождались в связи с различными ситуациями, вызывающими реакцию страха или гнева. Такие реакции были связаны с угрозой для жизни животного, т.е. возникала необходимость вступать в борьбу или спасаться бегством.

Испытывая чувство страха, животное готовилось к действию. Таким образом, в процессе эволюции закрепились наиболее целесообразные вегетативные реакции, которые и обеспечивали эту деятельность.

Во время переживания чувства страха происходит централизация кровообращения (перераспределение крови в организме), расширение сосудов в мышцах, сердце, легких, мозге и сужение их в коже и брюшной полости.

Данный механизм обеспечивает успешное спасение бегством или меньшую кровопотерю в экстремальных ситуациях.

До вступления в борьбу или до бегства животное старается отпугнуть врага, принимая различные устрашающие позы: выгибает спину, оскаливает зубы, поднимает хвост, издает угрожающие звуки.

Также наблюдается пиломоторная реакция, в результате которой шерсть поднимается дыбом и, как следствие, животное увеличивается в размерах. Под влиянием чувства страха у животного увеличивается содержание сахара в крови, тем самым повышается вязкость крови. Все вышеперечисленные реакции являются защитными, выработавшимися в процессе эволюции.

У человека данные вегетативные реакции, несмотря на то, что многие из них стали рудиментарными, сохраняются. При волнении, испытывая чувство страха, у человека наблюдается побледнение кожных покровов, тело покрывается так называемой «гусиной кожей» – это и есть оставшийся рудимент пиломоторной реакции.

В вегетативных реакциях при различных эмоциональных состояниях может преобладать тонус как симпатического, так и парасимпатического отдела вегетативной нервной системы.

эмоции сопровождаются не только вегетативными реакциями, но и выразительными движениями, близкими к проявлениям животных. Например, при попадании в пасть собаки чеголибо несъедобного отмечается мимическая реакция, подобная той, которая развивается у человека, когда он принял горькое лекарство или когда у него возникло чувство досады.

выразительные движения могут быть адекватны переживаемой эмоции, а также человек может их подавить усилием воли. В большинстве случаев мимика и выразительные движения не соответствуют переживаемой эмоции: например, при огорчении у человека возникает улыбка.

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Источник: http://www.persev.ru/ontogenez

Ссылка на основную публикацию