Метапсихология: история и подходы

МЕТАПСИХОЛОГИЯ

Метапсихология: история и подходысовокупность идей и концепций, описывающих и объясняющих психические процессы с позиций психоаналитической психологии.

   Термин «метапсихология» был использован З. Фрейдом в 1896 году за два месяца до того, как он ввел в научный оборот понятие «психоанализ». В письме берлинскому врачу В.

Флиссу от 13 февраля 1896 года он писал, что продолжает заниматься «психологией, точнее, метапсихологией». Фактически речь шла о поиске З. Фрейдом новых идей, способствующих пониманию природы психических заболеваний и закономерностей протекания психических процессов.

Его не удовлетворяло рассмотрение невротических заболеваний, в частности, различий между неврастенией и неврозом страха, в терминах органических процессов.

Его заинтересовала психология неврозов, в рамках которой ему пришлось искать ответы на «метапсихологические вопросы», с необходимостью выходящие на уровень обобщений, в сферу философского знания. Именно об этом З. Фрейд писал в письме В.

Флиссу 16 апреля 1896 года, в котором подчеркивал, что если в юношеские годы он стремился к философскому познанию, то, став терапевтом помимо своей воли, он может приблизиться теперь к своей цели путем перехода от «медицины к психологии». В данном контексте он говорил о необходимости рассмотрения «метапсихологических вопросов».

   Работая над книгой «Толкование сновидений» (1900), З. Фрейд неоднократно сообщал В. Флиссу о том, что ему приходится иметь дело с метапсихологическими проблемами, понимание и решение которых требовало от него значительных умственных усилий.

Ему представлялось, что положенная им в основу понимания сновидений теория осуществления желаний имела «не психологическое решение, а биологическое – или, скорее, метапсихологическое решение». В этой связи он спрашивал В. Флисса о том, может ли он использовать понятие метапсихологии для изучения психологии бессознательного.

Подобное фрейдовское использование понятия метапсихологии породило двойственное его толкование, так как, с одной стороны, оно олицетворяло собой стремление основателя психоанализа к философским обобщениям, противостоящим традиционной метафизике, а с другой – соотносилось с биологическими основаниями психоанализа, понимаемыми в плане признания предысторического периода жизни ребенка (в возрасте от одного года до трех лет), являющегося источником бессознательного, этиологии неврозов, а также инфантильной амнезии как аналога истерической амнезии и роли сексуальности в возникновении невротических заболеваний.

   В научную литературу термин «метапсихология» был введен З. Фрейдом в его работе «Психопатология обыденной жизни» (1901).

Размышляя о мифологическом мировоззрении, он пришел к выводу, что значительная часть этого мировоззрения представляет собой не что иное, как «проецированную во внешний мир психологию»: по аналогии с паранойей можно сказать, что эндопсихическое восприятие психических фактов и бессознательных процессов отражается в конструировании «сверхчувственной реальности», которую наука должна превратить в психологию бессознательного. Можно было бы, как полагал основатель психоанализа, «попытаться разрешить таким путем мифы о рае и грехопадении, о боге, добре и зле, о бессмертии и т. д., превратить метафизику в метапсихологию».

   На протяжении последующих более десяти лет в работах З. Фрейда не встречался термин «метапсихология».

Однако в 1915 году он начал интенсивно работать над обобщением своих предшествующих психоаналитических концепций и предпринял попытку осуществления того «великого синтеза», который, по его мнению, мог бы способствовать созданию общей теории невротической и нормальной психической деятельности человека. З. Фрейд собирался написать книгу под названием «Введение в метапсихологию» или «Вводные эссе по метапсихологии». В течение короткого времени он написал пять материалов, включая «Влечения и их судьбы», «Вытеснение», «Бессознательное», «Метапсихологическое дополнение к учению о сновидениях», «Печаль и меланхолия». В дальнейшем он написал еще семь материалов к задуманной книге, но они не были опубликованы, а их рукописи не сохранились.

   В работе «Бессознательное» (1915) З. Фрейд предложил «назвать метапсихологическим такое описание психологического процесса, при котором нам удается описать этот процесс в динамическом, топическом и экономическом отношениях».

Речь шла о рассмотрении психических процессов с динамической (переход из одной психической системы в другую), топической (по месту расположения), экономической (оценка количества возбуждения и распределение психической энергии) точек зрения.

В работе «Метапсихологическое дополнение к учению о сновидениях» (1917) имело место углубление теоретических положений, которые З. Фрейд хотел положить в основу психоаналитической системы знания о психических процессах и механизмах образования сновидений.

   З. Фрейд полагал, что «теория, которая, кроме топического и динамического моментов, учитывает еще и экономический, является самой совершенной, какую только мы можем себе представить в настоящее время, и заслуживает названия метапсихологической». Эта точка зрения была высказана им в работе «По ту сторону принципа удовольствия» (1920).

   Последующее развитие теории и практики психоанализа сопровождалось двойственным отношением психоаналитиков к фрейдовской метапсихологии. Одни из них обратились к уточнению метапсихологи-ческих представлений основоположника психоанализа: Х. Хартманн, Э. Крис, Р. Левенштейн, Э.

Эриксон расширили метапсихологию, включив в нее наряду с динамической, топической (после введения и развития З. Фрейдом в 20-е гг.

представлений о структуре психического аппарата как состоящего из Оно, Я и Сверх-Я, эту точку зрения стали называть структурной) и экономической, также генетическую точку зрения, опирающуюся на историю развития человека, что в принципе подразумевалось уже у З. Фрейда, когда он писал о предыстории развития ребенка; Д.

Рапопорт дополнил метапсихологию адаптивной точкой зрения, учитывающей психосоциальные факторы, оказывающие воздействие на функционирование психики человека. Другие психоаналитики, включая М. Гилла, Дж. Клайна, Р. Шафера, подвергли метапсихо-логию З. Фрейда резкой критике.

Во всяком случае среди психоаналитиков существовали разнообразные мнения по поводу метапсихологии. Так, Р. Уэлдер исходил из того, что за рамками клинической теории стоит метапсихология, включающая в себя такие абстрактные понятия, как психическая энергия, катексис, инстинкт жизни и инстинкт смерти. Ю. Хабермас назвал метапсихологию З. Фрейда «научным заблуждением». А. Моделл ратовал за отказ от фрейдовской метапсихологии.

   В современном психоанализе до сих пор продолжаются дискуссии, связанные с фрейдовским пониманием метапсихологии, необходимостью ее устранения из клинической практики или ее обновлением в духе накопленных в последние годы психоаналитических знаний. Немецкие психоаналитики Х. Томэ и К.

Кэхеле так характеризуют состояние дел в отношении метапсихологии: «Конечно, в психоаналитической ситуации, так же как и в метафорическом языке психоаналитической практики, метапсихология на протяжении долгого времени видоизменялась, хотя лишь совсем недавно произошли ее достойные похороны и, следовательно, раздел ее имущества».

   Вместе с тем следует иметь в виду, что сам З. Фрейд придавал важное значение метапсихологии.

В работе «Конечный и бесконечный анализ» (1937), являющейся своего рода духовным завещанием для психоаналитиков, он особо подчеркнул то обстоятельство, что при рассмотрении вопроса о возможностях устранения средствами психоанализа внутрилич-ностных конфликтов трудно обойтись без «ведьмы метапсихологии»: «Без метапсихологических спекуляций и теоретизирования – едва было не сказал: фантазирования – здесь не сдвинешься ни на шаг».    

Источник: https://vocabulary.ru/termin/metapsihologija.html

Клуб Здорового Сознания

Клуб Здорового Сознания

Метапсихология ( греч. meta — после, за, через) — термин, предложенный для обозначения наиболее общих теоретических основ . Относится к теоретическому фундаменту, базовым основам психоанализа.

Краткая история

Идеи метапсихологии были сформулированы и развиты в нескольких работах и отражают этапы теоретического осмысления им общих основ психоанализа. Это «Проект научной психологии» (1895, при жизни Фрейда не публиковался), «Толкование сновидений» (1900), «О двух принципах функционирования психики» (1911), «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Я и Оно» (1923) и некоторые другие.

Суть метапсихологии

Метапсихология описывает в аспектах (подходах) динамических, топических и экономических отношений.

  • Экономический аспект относится к понятию «энергия» и описывает психические явления через процессы возбуждения, распределения энергии, связывания, катексиса, разрядки.
  • Динамический аспект описывает психические феномены как результат столкновения и сложения сил или первичных влечений ( и ), каждое из которых имеет источник, величину и объект.
  • Топографический аспект относится к понятиям и формулировкам, которые характеризуют конструкт психического аппарата (, и , а также , и ).

Дополнения

Сформулированные три подхода в метапсихологии, позднее Рапопортом и Джиллом были дополнены еще двумя: генетическим и адаптивным. Хотя их теоретическая основа имелась в раннем психоанализе, но в качестве метапсихологических составляющих они были обозначены позже.

  • Генетический аспект (подход) описывает психические явления во временных параметрах развития человека от младенчества до взрослого возраста, где существенными являются факторы и обстоятельства раннего детства.
  • Адаптивный подход предполагает изучение межличностных и социальных феноменов, влияющих на индивида или испытывающих влияние с ее стороны.

Современное положение метапсихологии

Метапсихология считается основой классического психоанализа и многими современными школами психоанализа (например, школой объектных отношений) не используется. Часто метапсихология подвергается критике из-за умозрительности, отдаленности от клинической практики, внутренних противоречиях.

Тем не менее, рядом аналитиков метапсихология рассматривается как необходимая, полезная и гибкая теоретическая система.

Новые концептуальные подходы в метапсихологическом ракурсе предложены в сводной формально-логической модели теории влечений Либидо и Лета (Корделия Шмидт-Хеллерау) и в (Юрий Вагин).

Источник: https://psy-space.ru/?page=metapsihologiya

Метапсихология

Метапсихология

МЕТАПСИХОЛОГИЯ (METAPSYCHOLOGY). Термин, используемый Фрейдом для обозначения подхода к явлениям, лежащим за пределами сознательных переживаний, буквально — “за психологией” — в том смысле, в котором психология понималась и применялась в его время.

Метапсихология представляет высший уровень абстракции в континууме “клиническое наблюдение — психоаналитическая теория” (Waelder, 1962) и служит концептуальным средством установления системы координат для клинических данных и психоаналитических положений более низкого уровня.

Метапсихология условно представлена пятью широкими системами или подходами: динамическим, экономическим, структурным, генетическим и адаптивным. Первые три принадлежат Фрейду.

Последние два имплицитно содержатся в его работах, а также представлены в работах поздних теоретиков психоанализа; Рапапорт и Джилл первыми эксплицитно обозначили их как подходы.

Заложенные в них теоретические принципы иногда представлены в виде моделей, теоретических систем, призванных помочь изучению и пониманию.

Динамический подход постулирует наличие в психике направленных психических “сил”, каждая из которых имеет источник, величину и объект. Этот подход дает возможность теоретических рассуждений о побуждении и конфликте (например, между инстинктивными влечениями и ограничениями).

Экономический подход предполагает распределение в психическом аппарате психической энергии, для рассмотрения чего предлагаются теоретические рассуждения о возбуждении и формах и природе разрядки.

Существенными для данного подхода являются представления о количестве и сущности энергий, порогах, законах аккумуляции и разрядки.

Этот подход приводит нас также к мысли о том, что внутри психики действуют и отличные от интенциональности законы.

Структурный подход постулирует, что повторяющиеся и стойкие психические феномены обретают в психике более или менее организованную репрезентацию и что можно охарактеризовать природу этих репрезентаций. Они включают черты характера, защиты, навыки, моральные нормы, установки, интересы, воспоминания, идеалы.

Первоначальная модель Фрейда, называемая топографической, состояла из трех систем: сознательного, предсознательного и бессознательного. Феноменологию сознательного и бессознательного он рассматривал как релевантную идеации и эмоциям, находившимся в центре клинических интересов и теоретических построений того времени.

Вследствие теоретической ограниченности и противоречивости этой модели Фрейд в 1923 году предложил трехкомпонентную модель.

Фрейд постулировал, что изначально энергетическое Оно борется с исполнительным органом, Я, которое помимо уравновешения влечений Оно и внешней реальности вынуждено обманывать напряжения, исходящие из Сверх-Я, хранилища и выражения совести и идеалов.

За трехкомпонентной моделью последовали, но не отменили ее, другие модели. В одной из них, которую можно обозначить как суперординатное Я, внимание фокусируется на Я как на главном исполнительном и адаптивном органе.

Сторонниками этой модели были Анна Фрейд, Хайнц Гартманн, Эрнст Крис, Рудольф Лёвенштейн, Давид Рапапорт и Эрик Эриксон, работы которых послужили развитию общей психологии.

В модели Мелани Кляйн постулируется наличие очень ранних патологических структур, которые персонализируются и приписываются себе или другим спутанными и деструктивными способами.

В теории объектных отношений утверждается многообразие примитивных ядер Самости, которые, в силу своей патологической природы, не интегрируются в единую связную и упорядоченную систему. В психологии Самости Кохута функционирование и связность постоянной “биполярной Самости” подвергаются угрозе из-за недостаточной структурированности, проистекающей из детских переживаний, которые вызваны взаимодействием с патологически разочаровывающими и неэмпатическими фигурами родителей.

Генетический подход обеспечивает концептуализацию временных параметров интрапсихических феноменов.

Главное внимание уделяется прогрессивному развитию от младенчества до взрослого возраста; при этом считается, что понимание психики взрослого невозможно без знания фактов и обстоятельств его детства.

Не менее важно и то, что генетический подход обеспечивает возможность концептуализации регрессивных феноменов, а также оценку настоящего и будущих перспектив индивида.

Адаптивный подход предполагает изучение межличностных и социальных феноменов, влияющих на психику индивида или испытывающих влияние с ее стороны.

Кроме пяти вышеупомянутых подходов существует множество допущений, распространенных столь широко, что их не выделяют в отдельные подходы, а рассматривают внутри названных.

Назначение метапсихологии прежде всего состоит в построении такой теории психики, в которой человек рассматривается как биопсихическая целостность, как существо, овладевающее внутренней и внешней средой на основе данных ему и развивающихся способностей и при этом борющееся со своим животным началом.

Система должна давать картину психологически детерминированных психических феноменов, противопоставляя их тем, что возникают случайно или на основе биологических или физических законов; она должна строиться, последовательно ориентируясь на принципы каузальной логики, а не телеологии.

Она должна допускать множественное причинное объяснение, действуя путем конвергенции или дивергенции относительно данного элемента. Закономерности и параметры должны быть, по сути, безличны; личные рассуждения уместны на уровне, близком к наблюдениям или клиническому теоретизированию.

Фрейд рассматривал свои теории как своего рода концептуальные “строительные леса”, подлежащие перестройке в соответствии с новыми наблюдениями и дедуктивными заключениями. Несмотря на противоречивость, отчасти вследствие отдаленности от клинических наблюдений, метапсихология рассматривается большинством аналитиков как необходимая, полезная и гибкая теоретическая система.

См. инстинктивные влечения, психическая энергия, структурная теория, топографический подход.

Психоаналитические термины и понятия: Словарь/ Под ред. Барнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина/Перев, с англ. А.М. Боковикова, И.Б. Гриншпуна, А. Фильца. — М., 2000.

Источник: http://ponjatija.ru/node/9623

Метапсихология — это..

Метапсихология - это..

(METAPSYCHOIOGY)Термин, используемый Фрейдом для обозначения подхода к явлениям, лежащим за пределами сознательных переживаний, буквально — 'за психологией' — в том смысле, в котором психология понималась и применялась в его время.

представляет высший уровень абстракции в континууме 'клиническое наблюдение — психоаналитическая теория' (Waelder, 1962) и служит концептуальным средством установления системы координат для клинических данных и психоаналитических положений более низкого уровня.

условно представлена пятью широкими системами или подходами: динамическим, экономическим, структурным, генетическим и адаптивным. Первые три принадлежат Фрейду. Последние два имплицитно содержатся в его работах, а также представлены в работах поздних теоретиков психоанализа; Рапопорт и Джилл первыми эксплицитно обозначили их как подходы.

Заложенные в них теоретические принципы иногда представлены в виде моделей, теоретических систем, призванных помочь изучению и пониманию.Динамический подход постулирует наличие в психике направленных психических 'сил', каждая из которых имеет источник, величину и объект.

Этот подход дает возможность теоретических рассуждений о побуждении и конфликте (например, между инстинктивными влечениями и ограничениями),Экономический подход предполагает распределение в психическом аппарате психической энергии, для рассмотрения чего предлагаются теоретические рассуждения о возбуждении и формах и природе разрядки.

Существенными для данного подхода являются представления о количестве и сущности энергий, порогах, законах аккумуляции и разрядки. Этот подход приводит нас также к мысли о том, что внутри психики действуют и отличные от интенциональности законы.

Структурный подход постулирует, что повторяющиеся и стойкие психические феномены обретают в психике более или менее организованную репрезентацию и что можно охарактеризовать природу этих репрезентаций. Они включают черты характера, защиты, навыки, моральные нормы, установки, интересы, воспоминания, идеалы.

Первоначальная модель Фрейда, называемая топографической, состояла из трех систем: сознательного, предсознательного и бессознательного. Феноменологию сознательного и бессознательного он рассматривал как релевантную идеации и эмоциям, находившимся в центре клинических интересов и теоретических построений того времени.

Вследствие теоретической ограниченности и противоречивости этой модели Фрейд в 1923 году предложил трехкомпонентную модель. Фрейд постулировал, что изначально энергетическое Оно борется с исполнительным органом. Я, которое помимо уравновешения влечений Оно и внешней реальности вынуждено обманывать напряжения, исходящие из Сверх-Я, хранилища и выражения совести и идеалов.

За трехкомпонентной моделью последовали, но не отменили ее, другие модели. В одной из них, которую можно обозначить как суперординатное Я, внимание фокусируется на Я как на главном исполнительном и адоптивном органе.

Сторонниками этой модели были Анна Фрейд, Хайнц Гартманн, Эрнст Крис, Рудольф Лёвенштейн, До-вид Рапопорт и Эрик Эриксон, работы которых послужили развитию общей психологии. В модели Мелани Кляйн постулируется наличие очень ранних патологических структур, которые персонализируются и приписываются себе или другим спутанными и деструктивными способами.

В теории объектных отношений утверждается многообразие примитивных ядер Самости, которые, в силу своей патологической природы, не интегрируются в единую связную и упорядоченную систему.

В психологии Самости Кохуто функционирование и связность постоянной «биполярной Самости' подвергаются угрозе из-за недостаточной структурированности, проистекающей из детских переживаний, которые вызваны взаимодействием с патологически разочаровывающими и неэмпатическими фигурами родителей.

Генетический подход обеспечивает концептуализацию временных параметров интрапсихических феноменов. Главное внимание уделяется прогрессивному развитию от младенчества до взрослого возраста; при этом считается, что понимание психики взрослого невозможно без знания фактов и обстоятельств его детства.

Не менее важно и то, что генетический подход обеспечивает возможность концептуализации регрессивных феноменов, а также оценку настоящего и будущих перспектив индивида.Адаптивный подход предполагает изучение межличностных и социальных феноменов, влияющих на психику индивида или испытывающих влияние с ее стороны.

Кроме пяти вышеупомянутых подходов существует множество допущений, распространенных столь широко, что их не выделяют в отдельные подходы, о рассматривают внутри названных. Назначение метапсихологии прежде всего состоит в построении такой теории психики, в которой человек рассматривается как биопсихическая целостность, как существо, овладевающее внутренней и внешней средой на основе данных ему и развивающихся способностей и при этом борющееся со своим животным началом. Система должно давать картину психологически детерминированных психических феноменов, противопоставляя их тем, что возникают случайно или на основе биологических или физических законов; она должна строиться, последовательно ориентируясь на принципы каузальной логики, а не телеологии. Она должна допускать множественное причинное объяснение, действуя путем конвергенции или дивергенции относительно донного элемента. Закономерности и параметры должны быть, по сути, безличны; личные рассуждения уместны но уровне, близком к наблюдениям или клиническому теоретизированию.Фрейд рассматривал свои теории как своего рода концептуальные 'строительные леса', подлежащие перестройке в соответствии с новыми наблюдениями и дедуктивными заключениями. Несмотря на противоречивость, отчасти вследствие отдаленности от клинических наблюдений, метапсихология рассматривается большинством аналитиков как необходимая, полезная и гибкая теоретическая система.

Новейший философский словарь

МЕТАПСИХОЛОГИЯ (греч meta — после, за, через, над и психология — наука о психике) — 1) В буквальном и наименее распространенном значении — теория (или система), предметом исследования которой является теория психологии (и/или системы и понятия психологии); 2) Введенное Фрейдом…

Психологическая энциклопедия

Нем.: Metapsychologie. -Франц.: m?tapsychologie. -Англ.: metapsychology. — Исп.: metapsicologia. — Итал.: metapsicologia. — Португ.: metapsicologia.o Термин, которым Фрейд обозначает теоретические аспекты основанной им психологии. разрабатывает совокупность концептуальных…

Психологическая энциклопедия

1. Общее название для любого теоретического предприятия, которое пытается синтезировать факты, теории и рассуждения всесторонним образом. Мета здесь означает вне, в том смысле, что такие метапсихологические попытки представляют собой нечто, выходящее за рамки того, что было…

Психологическая энциклопедия

— согласно З. Фрейду — психология, описывающая процессы психические в динамическом, топическом и экономическом отношении. Так же он на протяжении ряда лет именовал свое учение — теорию психоаналитическую.

Психологическая энциклопедия

(metapsychology) В буквальном смысле слова термин М. означает то, что находится «за» психологией или «позади» нее, так же как термин «метафизика» означает то, что находится «за» физикой или «позади» нее. Эти два значения связаны между собой, но не идентичны. То, что…

Психологическая энциклопедия

(METAPSYCHOLOGY) Термин, предложенный Фрейдом для обозначения того, что в других науках называется «общей теорией», т.е. положений на самом высоком уровне абстрагирования. Метапсихологические формулировки описывают психические явления в терминах умозрительного ПСИХИЧЕСКОГО…

Источник: http://insai.ru/slovar/metapsikhologiya-3

Метапсихология (психоанализ)

Метапсихология (нем. Metapsychologie) — термин, применительно к психоанализу предложенный З. Фрейдом для обозначения общего теоретического фундамента данной дисциплины, а также описания подхода к изучению психики в рамках основанной науки.

На современном этапе развития психоанализа термин имеет множество значений.

По Лейбину, он характеризует все идеи, описывающие психические процессы с точки зрения психоанализа; в описании Лапланша — Понталиса, метапсихология разрабатывает модели, отдалённые от эмпиризма; определение термина за авторством Райкрофта и Мура — Файна сводится к «положениям на высшем уровне абстрагирования».

Содержание

  • 1 Эволюция значения
  • 2 Аспекты метапсихологии как подхода
  • 3 Современное положение термина
  • 4 Примечания
  • 5 Литература

Эволюция значения

Термин «метапсихология» был впервые упомянут в 1896 году — в письме Зигмунда Фрейда берлинскому врачу Вильгельму Флиссу от 13 февраля.

Речь шла, считает Валерий Лейбин, о поиске идей для понимания природы психических заболеваний и закономерностей протекания психических процессов — ответов на вопросы из сферы философии.

Первоначальное значение метапсихологии (как общей теории) было сформулировано в ходе работы над «Толкованием сновидений» (1900).

В научную литературу термин был введён в «Психопатологии обыденной жизни» (1901); Фрейд, рассуждая о суевериях и «мифологическом миросозерцании», заключал, что любое восприятие реальности посредством обращения к легендам есть проекция «личной психологии» во внешний мир.

Целью науки учёный видел «расшифровку» не воспринимаемых сознанием индивидуума психических процессов — иными словами, создание «психологии бессознательного».

Фрейд писал: «Можно было бы попытаться разрешить таким путём мифы о рае и грехопадении, превратить метафизику в метапсихологию».

Более чем десятилетие термин учёным не употреблялся, только в 1915 году (в работе «Бессознательное») Фрейд вернулся к его использованию, предложив трактовку, согласно которой данный термин стал характеризовать подход к рассмотрению психологических процессов в трёх различных отношениях (аспектах) — динамическом, топографическом и экономическом; пять лет спустя, в книге «По ту сторону принципа удовольствия», учёный утвердился во мнении о правильности избранного им подхода. Вплоть до самой смерти учёного термин «метапсихология» оставался одним из важнейших понятий его теории; так, в книге «Конечный и бесконечный анализ» (1937) Фрейд, размышляя об устранении внутриличностных конфликтов, писал: «Без метапсихологических спекуляций и теоретизирования здесь не сдвинешься ни на шаг».

Аспекты метапсихологии как подхода

З. Фрейд, начало ХХ вв.

В соответствии с определением Чарльза Райкрофта, подход к изучению психики в метапсихологии стоит на позиции описания «явлений в терминах умозрительного психического аппарата ».

По Фрейду, психологическое объяснение может считаться законченным (то есть «метапсихологическим»), только если устанавливает наличие конфликта или связи между уровнями психики (топография), количество и тип(ы) затраченной энергии (экономика) и соотношение сил в сознании, которые могут быть направлены на совместную работу, или же противостоять друг-другу (динамика).

В начале 1940-х разработки Фрейда продолжил Эдвард Гловер, предложив дополнительные генетическую и адаптивную точки зрения.

К концу 1950-х, благодаря совместным работам Давида Рапопорта и Мертона Гилла, нововведения Гловера были приняты рядом психоаналитиков и на данный момент, согласно Салману Акхтару, вкупе с ранними фрейдистскими подходами представляют собой «эвристическую основу того, что является руководящим в психоанализе». Адаптивный подход, в частности, поддерживался Хайнцем Хартманном и оказал существенное влияние на работы Маргарет Малер. Генетический активно разрабатывался в рамках эго-психологии и в большей степени, чем остальные, оказал влияние на поп-культуру — выразившись в упрощённом понимании психопатологии и дисфункции как практически однозначного результата переживаний несчастливого детства.

  • Топографический (также называется «топический» и «структурный») аспект; позволяет рассмотреть психический процесс по месту его расположения (эго, суперэго или ид) и ставит задачу определить «в каком месте» человеческой психики рождаются, к примеру, фантазии или идеи.
  • Экономический аспект; затрагивает вопросы распределения энергии (и количества возбуждения) внутри психического аппарата — то есть соотносится с теорией либидо и служит для описаний катексисов.
  • Динамический аспект; предполагает принятие во внимание факта наличия перехода любых изучаемых психических процессов и явлений из одной психической системы в другую и утверждает наличие источника, величины и объекта у каждой психической энергии.
  • Генетический аспект; опирается на историю развития человека — от младенчества до взрослого возраста, что «обеспечивает возможность концептуализации регрессивных феноменов, а также оценку настоящего и будущих перспектив индивида»
  • Адаптивный аспект; учитывает влияние на человека психосоциальных факторов. Предполагает, что любые решения (даже невротические, как, к примеру, претензия) основываются на взаимодействии со средой; отводит матери одну из важнейших ролей в вопросе психического развития ребёнка.

Современное положение термина

На текущий момент фрейдовское понимание метапсихологии остаётся предметом дискуссии среди аналитиков. Неоднозначное отношение к термину, считают Филлис и Роберт Тайсоны, связано с постоянным расширением его содержания в соответствии с углублением понимания психики человека.

Иногда под синонимом «метапсихологии» (как «общей теории») понимают парапсихологию, а метапсихологию как подход к изучению психики приравнивают к номотетическому подходу, отмечает Артур Ребер, комментируя: «Мета здесь означает „вне“, в том смысле, что такие метапсихологические попытки представляют собой нечто, выходящее за рамки того, что было выявлено и познано эмпирически, и пытается полностью обрисовать общие принципы психологии». Для ортодоксального же фрейдизма «общая теория» была и остается одним из краеугольных камней дисциплины; так, Жак Лакан заключал: «оправданно или нет, но каждый аналитик неизменно впадает в теоретические рассуждения о ментальном развитии невозможно ни секунды практиковать не мысля метапсихологическими терминами».

Представителями отличных от психоанализа теорий метапсихология подвергается критике — в разное время её основными противниками выступали учёные Джордж Кляйн и Рой Шафер.

Метапсихологические понятия (как положения на высшем уровне абстрагирования) ставятся под сомнение из-за умозрительности и отдалённости от клинической практики — так, в частности, особо порицается употребление таких терминов как «психическая энергия», «катексис», инстинкты жизни и смерти.

Жорж Политцер аналогично не принимал введения в оборот отдалённых от эмпиризма понятий (исходя из этого, ошибочных), видя в их использовании «выход за пределы ее собственного предмета — человеческого действия».

Примечания

  1. 1 2 3 Лейбин, 2010, с. 397.
  2. 1 2 3 Мур, Файн, 2000, с. 107.
  3. Лапланш, Понталис, 1996, Метапсихология.
  4. 1 2 3 Райкрофт, 1995, с. 90.
  5. 1 2 Лейбин, 2010, с. 398.
  6. Фрейд, 2004, с. 9.
  7. Фрейд, 2002, с.

    265.

  8. 1 2 3 4 5 6 Лейбин, 2010, с. 399.
  9. 1 2 Лейбин, 2010, с. 400.
  10. Ellman, 2010, p. 86.
  11. 1 2 Macmillan, 1997, p. 524.
  12. Akhtar, 2009, p. 171.
  13. 1 2 Bergmann, Hartmann, 1990, p. 9.
  14. Zock, 1990, p.

    49.

  15. Brandell, 2004, p. 42.
  16. Samuels, 1986, p. 7.
  17. Райкрофт, 1995, с. 232—3.
  18. Мур, Файн, 2000, с. 108.
  19. Тайсон, Тайсон, 2006, Метапсихология
  20. Ребер, 2003, Метапсихология
  21. Лакан, 2009, с. 146.

  22. Корсини, Ауэрбах, 2006, Метапсихология

Литература

  • Фрейд, Зигмунд. По ту сторону принципа удовольствия // Очерки по психологии сексуальности. — Минск: Попурри, 2010. — 480 с. — 5000 экз. — ISBN 978-985-15-1063-0.
  • Фрейд, Зигмунд. XII. Детерминизм — Вера в случайности и суеверия. Общие замечания // Психология бессознательного. — СПб.: Питер, 2002. — 400 с. — ISBN 5-94723-092-5.

Источник: https://www.turkaramamotoru.com/ru/-117552.html

Метапсихология (metapsychology)

В буквальном смысле слова термин М. означает то, что находится «за» психологией или «позади» нее, так же как термин «метафизика» означает то, что находится «за» физикой или «позади» нее. Эти два значения связаны между собой, но не идентичны.

То, что находится «за» психологией, обычно относится к сфере систематизации или теорет. рассмотрения вопросов и проблем, к-рые, строго говоря, не принадлежат к области психологии, но релевантны ей. Обычно это проблемы и вопросы общетеоретического или филос.

характера, предполагаемые психологией.

В этом смысле термин М. наиболее часто используется в рамках психоанализа. З. Фрейд часто употреблял этот термин, вначале подразумевая, что психология, к-рой он занимался, имела дело с тем, что лежало за пределами сознательного опыта, а позднее — говоря об исходных посылках психоанализа. Рапопорт и Гилл расширили М.

психоанализа и показали, что полное его понимание возможно лишь при комплексном подходе, учитывающем 5 перспектив: а) динамическую (постулирование психол. сил); б) экономическую (рассмотрение постулированных сил с т. зр. количества заключенной в них энергии); в) структурную (постулирование постоянных психол. структур); г) генетическую (описание происхождения и развития рассматриваемых психол.

явлений); д) адаптивную (понимание психол. явлений в их связи со средой).

Вторая трактовка термина М. — т. е., как того, что находится «позади» психологии, — появилась позднее и связана с развитием философии науки. С этой т. зр. М.

— всего лишь одна из многочисленных научных специализаций, нацеленная на раскрытие максимально полной совокупности принципов, исходных предпосылок, понятий и принимаемых без доказательств способов объяснения или объяснительных факторов, к-рые делают конкретную науку понятной.

Чтобы «метанаука» в этом смысле слова заявила о себе, сама наука должна просуществовать какое-то время; тогда вслед за ней может прийти и «метанаука».

Разные трактовки термина М. использовал Ж. Политцер. Принимая на вооружение первую из рассмотренных выше трактовок, он обвинял «классическую психологию» в выходе за пределы ее собственного предмета — челов.

действия, — для введения в оборот таких ошибочных метапсихологических понятий, как «материя души» или «внутренняя жизнь». В этом смысле термины М. и «метапсихологические» понятия (принципы и т. д.

) имеют негативные, уничижительные коннотации, поскольку метапсихологические допущения понуждают психологию выходить за границы ее предмета и постулировать наличие таких фиктивных сущностей, как душа, ментальные процессы и факты сознания.

См. также Теоретическая психология

А. Джорджи

Источник: http://www.vash-psiholog.info/enchik/49-m/863—metapsychology.html

Ссылка на основную публикацию