Менталитет: значение понятия

Ментальности (менталитет) | энциклопедия кругосвет

Менталитет: значение понятия

Также по теме<\p>

МЕНТАЛЬНОСТИ (МЕНТАЛИТЕТ) –(отлат.

mens, mentis – ум, мышление, рассудительность, образ мыслей, душевный склад) – совокупность социально-психологических установок, автоматизмов и привычек сознания, формирующих способы видения мира и представления людей, принадлежащих к той или иной социально-культурной общности. Как любой социальный феномен, ментальности исторически изменчивы, но изменения в них происходят очень медленно.

Социальный психолог видит в ментальностях (менталитете) взаимосвязанные психологические реакции, представления и качества, несущие в себе остатки опыта предыдущих поколений, «самопонимание групп» (Ю.Митке) как синтез сознания и коллективного бессознательного.

Социальный историк считает ментальностями обобщенный способ восприятия мира, манеру чувствовать и думать, характерную для людей определенной эпохи.

Социолингвист считает ментальностью семантическую матрицу, предопределяющую смысловые реакции культурных субъектов. С точки зрения лингвистики, в изучении ментальностей важно подчеркивать роль языка, моделирующую сознание.

Общей характерной чертой ментальностей – в отличие от доктрин и идеологических конструкций, представляющих собой законченные и продуманные системы, – является их открытость, незавершенность, континуальность, диффузная природа, «разлитость» в культуре и обыденном сознании.

Ментальности выражают не столько индивидуальные установки каждого из людей, сколько внеличную сторону общественного сознания. Субъектом ментальностей является не индивид, а социум.

Они проявляются в словесном языке (вербальной культуре общества) и языке жестов, в поведении, обычаях, традициях и верованиях.

Понятие ментального позволяет соединить аналитическое мышление, развитые формы сознания с полуосознанными культурными шифрами.

Ментальное связывает многочисленные оппозиции – природного и культурного, эмоционального и рассудочного, иррационального и рационального, индивидуального и общественного.

Особенно продуктивно понятие ментальностей используется для анализа архаических структур и давно ушедшего времени с характерными для него формами мифологического мировосприятия.

В современном гуманитарном знании понятие ментальностей приобрело расширительный смысл и употребляется не только для обозначения тех или иных культурных стереотипов, типичных для больших социальных групп или характеристики духовной настроенности всего общества, но и для толкования образа мыслей, верований, «навыков духа» небольшой группы людей.

Большинство представителей отечественной гуманитарной науки склонны употреблять дефиниции «ментальностей» и «менталитета» как синонимичные, хотя в целом их синонимичное или раздельное использование не устоялось. Социолингвисты представляют эти два термина как несовпадающие.

С их точки зрения, понятие «ментальность» должно пониматься как «базовая характеристика системы психологической репрезентации опыта в сознании людей исторически определенной лингвокультурной общности, фиксирующая функционально-динамические аспекты этого опыта», тогда как более употребительное слово «менталитет» обозначает содержательные его стороны. Некоторые из ученых, не склонных ставить знак равенства между понятиями «ментальностей» и «менталитета», считают, что последний имеет более общее, в известном смысле – общечеловеческое значение («менталитет средневековья»), а термин «ментальности» соотносим с понятиями «мышление» или «чувство» (напр., французская или русская ментальность, ментальность дворянина, ментальность личности и т.д.) (Л.Н.Пушкарев). Наконец, еще одна точка зрения сводится к рассмотрению разных ментальностей (религиозной, этической и т.д.) как частей менталитета (М.М.Громыко).

История появления термина

Термин «ментальности» использовался еще в XIX в. американским философом и поэтом Р.Эмерсоном (1803–1882), пытавшимся связать воедино метафизические и психологические проблемы общественных настроений.

Понятие «коллективных ментальностей» использовалось также французским политиком и историком А.

де Токвилем, автором книги Демократия в Америке (1835), стремившемся отыскать первопричины предрассудков, привычек и пристрастий, распространенных в описываемом им американском обществе.

В научный оборот термин «ментальности» был введен французским этнологом и социо-антропологом Л.Леви-Брюлем (1857–1939), изучавшим дологическое мышление и «коллективные представления» (или «ментальности») так наз. «примитивных народов». Характерной чертой ментальностей Л.

Леви-Брюль считал необъяснимость с помощью обычной логики и здравого смысла, «мистичность» (подчеркиваемую также «отцом социологии» Э.Дюркгеймом), сопричастность всех ко всеобщим верованиям или заблуждениям (т. наз. «закон сопричастия», loi de participation).

Он первым подчеркнул сложность попыток постичь коллективную жизнь бесписьменных народов, исходя из современных понятий.

Философское понимание понятия «ментельностей» связывают с именем немецкого мыслителя-неокантианца Э.Кассирера (1874–1945). Он вкладывал в понятие «менталитета» примерно то же содержание, что и Л.Леви-Брюль, подчеркивая, что виды менталитетов можно систематизировать по способам восприятия окружающего мира, в особенности, как он полагал, природы.

Психоаналитическая и социопсихологическая исследовательская традиция, в рамках которой родилась психоистория, склонна была представлять ментальности аналогом и синонимом «социального характера». Социолог-неофрейдист Э.

Фромм (1900–1980) в работе Бегство от свободы (1941) употреблял понятие «социального характера», считая его синонимичным понятию коллективных представлений или ментальностей. Французский психолог Г.

Бутуль полагал, что ментальности – как совокупность идей и интеллектуальных установок – находится между человеком и воспринимаемым им миром «как призма» (Ментальности, 1952).

В середине и второй половине 20 в. понятие ментальностей активно использовалось в философских системах феноменологов и структуралистов, введших в языковую норму термин «эпистема» (система познания и умственная картина мира), близкого по содержанию к понятию «ментальностей».

Основы социально-исторического рассмотрения ментальностей заложены французской исторической школой. Именно она заставила начать скрупулезную разработку истории понятий, формирующих жизнь людей в обществе и доказывая, что их изменчивое содержание составляет неотделимую часть культуры.

Согласно видению перспектив воссоздания ушедших столетий «новой исторической наукой», один из ее основателей, Л.Февр, полагал, что историку по силам не столько реконструкция объективного мира (раз и навсегда ушедшего!), сколько воссоздание миропредставления и умонастроений (ментальностей) людей изучаемой им эпохи, т.е.

их субъективных оценок мира со всеми важными для них реальностями, включая богов, демонов и пр. Л.Февр, основавший вместе с М.Блоком школу «Анналов», усматривал в коллективных ментальностях не столько биологические, сколько социальные основания, природу и детерминанты. Видя в них процессы «вторичной перекодировки» картины мира с помощью знаковых систем, Л.Февр и М.

Блок первыми показали возможности расшифровки этих семиотических воплощений: «Историк должен стремиться к тому, чтобы обнаружить те мыслительные процедуры, способы мировосприятия, привычки сознания, которые были присущи людям данной эпохи и о которых эти люди могли и не отдавать себе ясного отчета, применяя их как бы „автоматически», не рассуждая о них, а потому и не подвергая их критике», – отмечал М.Блок в одной из своих работ.

Таким образом, французские историки, стоявшие у истоков изучения «истории ментальностей» как самостоятельного направления, поместили «ментальное» между осознанным, очевидно структурированным, отрефлексированным (то есть формами общественного сознания – религией, идеологией, моралью, эстетикой и т.д.) и неосознаваемым (бессознательным) в коллективной, а отчасти – и в идивидуальной психике людей. Важнейшей, конструирующей ментальности, сферой является «сфера представлений о человеке» (Р.Шпрандель).

Источник: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/sociologiya/MENTALNOSTI_MENTALITET.html

Менталитет

МенталитетМенталитет (ментальность)

(от позднелат. mentalis — умственный) — 1) совокупность нервно-психических способностей организма индивида, складывающаяся из состояния его психики, степени загруженности навыками и опытом его алгоритмического модуля, уровня развитости его интеллекта и сознания, т.е. менталитет = психика + алгоритмический модуль + интеллект + сознание.

Помимо индивидуального различают также общественный менталитет; 2) образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе и проявляющихся через психику, алгоритмический модуль, интеллект и сознание (включая самосознание), являющиеся его составными частями; 3) более осмысленное определение таких понятий, как ум, разум.

Философский словарьМенталитет В Политике

(феномены окружающей действительности. Термин был введен в научный оборот в начале XX в. Л. Леви-Брюлем. Содержание предметной области этого понятия включает в себя не только когнитивную сферу сознания (т.е.

знание, воззрение, верование, которыми обладает данная общность людей), но и иерархию ценностей, доминирующие потребности, архетипы коллективного бессознательного, а также стереотипы мышления и поведения людей.

Для менталитета характерны: нерефлексируемость, стереотипичность проявления (подсознательный характер реагирования); высокая устойчивость, неподатливость воздействию со стороны государства и др. социальных институтов при попытках коренных изменений.

Развитие и специфика менталитета определяются комплексом факторов: геоклиматических (рельеф, климат, географическое положение и др.), этноисторических, социально-экономических, религиозных, политических (влияние политического режима) и др. (Словарь, с. 151)

Политический словарьМенталитет В Политике

( позднелат. mentalis умственный) — устойчивый способ специфического мировосприятия, характерный для больших групп людей (этносов, наций или социальных слоев), обусловливающий специфику способов их реагирования на феномены окружающей действительности. Термин был введен в научный оборот в начале XX в. Л. Леви-Брюлем.

Содержание предметной области этого понятия включает в себя не только когнитивную сферу сознания (т.е. знания, воззрения, верования, которыми обладает данная общность людей), но и иерархию ценностей, доминирующие потребности, архетипы коллективного бессознательного, а также стереотипы мышления и поведения людей.

Для менталитета характерны: не рефлексируемость, стереотипичность проявления (подсознательный характер реагирования); высокая устойчивость, неподатливость воздействию со стороны государства и др. социальных институтов при попытках коренных изменений. Развитие и специфика менталитета определяются комплексом факторов: геоклиматических (рельеф, климат, географическое положение и др.

), этноисторических, социально-экономических, религиозных, политических (влияние политического режима) и др.

Политический словарьМенталитет В Политике

(феномены окружающей действительности. Термин был введен в научный оборот в начале XX в. Л. Леви-Брюлем. Содержание предметной области этого понятия включает в себя не только когнитивную сферу сознания (т.е.

знание, воззрение, верование, которыми обладает данная общность людей), но и иерархию ценностей, доминирующие потребности, архетипы коллективного бессознательного, а также стереотипы мышления и поведения людей.

Для менталитета характерны: нерефлексируемость, стереотипичность проявления (подсознательный характер реагирования); высокая устойчивость, неподатливость воздействию со стороны государства и др. социальных институтов при попытках коренных изменений.

Развитие и специфика менталитета определяются комплексом факторов: геоклиматических (рельеф, климат, географическое положение и др.), этноисторических, социально-экономических, религиозных, политических (влияние политического режима) и др. (Словарь, с. 151)

Психологический словарьМенталитет В Политике

(< позднелат. mentalis умственный) - устойчивый способ специфического мировосприятия, характерный для больших групп людей (этносов, наций или социальных слоев), обуславливающий специфику способов их реагирования на феномены окружающей действительности. Термин был введен в научный оборот в начале XX в. Л. Леви-Брюлем.

Содержание предметной области этого понятия включает в себя не только когнитивную сферу сознания (т.е. знание, воззрение, верование, которыми обладает данная общность людей), но и иерархию ценностей, доминирующие потребности, архетипы коллективного бессознательного, а также стереотипы мышления и поведения людей.

Для менталитета характерны: нерефлексируемость, стереотипичность проявления (подсознательный характер реагирования); высокая устойчивость, неподатливость воздействию со стороны государства и др. социальных институтов при попытках коренных изменений.

Развитие и специфика менталитета определяются комплексом факторов: геоклиматических (рельеф, климат, географическое положение и др.), этноисторических, социально-экономических, религиозных, политических (влияние политического режима) и др. (Словарь, с. 151)

Психологическая энциклопедияМенталитет Культурный

— содержание общественного сознания и общественной психологии, характерное для данной конкретной культуры. Одним из важнейших модусов М.К. выступает социальное знание.

Философский словарьМенталитет Политический

(фр. mentalite — склад ума, мироощущение) — единая, синкретическая форма осознания социально-политической системы, которая формируется в результате осмысления политического опыта индивидуальным и коллективным политическим сознанием и выражает актуальные для данного политического коллектива ценности.

Ментальное осознание, в отличие от рационального, не имеет четко выраженных границ; способ его формирования, зачастую, погружен в бессознательное.

Создателем его можно считать народ, представление которого осуществляется анонимно в мифологическом сознании, и элиту, осмысливающую политический опыт в форме идеалов, символов, ценностей, стереотипов, и других феноменов политического сознания. Актуальное ментальное сознание возвращается в «народ», приобретая догматическую укорененность.

Политический менталитет всегда прост и доступен для понимания, если он вырастает на фундаменте естественной культуры. Он погружен в традиции, естествен для понимания, постоянно реализуется в политической практике. Ментальное сознание складывается начиная с рождения человека и формируется всю жизнь.

Воспитание, образование, политическая и общественная социализация, политические культура и участие, электоральное поведение, политическая элитаризация — все эти моменты воздействуют на формирование политического менталитета. Входят в менталитет и заимствования из иных политических культур. Подобные заимствования по-разному модифицируют господствующую ментальность.

В этом отношении можно говорить о дифференциации ментальности, которая в своей реальности воспроизводит структуру политической культуры. Элитные субкультуры могут иметь ментальность, далекую от материковой. В этом случае политическая ментальность будет основана на заимствованиях.

Превращенная ментальность свойственна и для политических маргиналов, ее особенность может быть самой удивительной, воспроизводя социокультурную феноменологию той или иной маргинальности.

В обществе, где осуществляется политическое и социальное конструирование, в особенности в эпоху кризисного воспроизводства, менталитет неустойчив, носит внешний характер, дезориентирует людей. Старые привычные ценности разрушаются, новые ценности находятся либо в стадии становления, либо иллюзорны. Состояние российского менталитета к концу XX в. можно считать трагичным, парадоксальным и кризисным. За семьдесят лет Советской власти возникла новая ментальность, затем она была разрушена. Новые ценности являются предметом спекуляции. Народ дезориентирован. Ясность внесет реальная жизнь.

Политический словарьМенталитетет

— общая духовная направленность, относительно целостная совокупность  мыслей, верований, духовных ценностных ориентации, создающая картину мира и скрепляющая единство культурной традиции  нации или сообщества.

Социологический словарь

Источник: http://vslovare.ru/slovo/istoricheskiij-slovar/mentalitet

МЕНТАЛИТЕТ

МЕНТАЛИТЕТ

от фр. mentalite) — склад ума; мироощущение, мировосприятие; психология.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

фр.: mentalite) склад ума; мироощущение, мировосприятие; психология. Ментальность – совокупность установок сознания, предрасположенность восприятия и поведения и повседневных верований индивида или социальной группы.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

относительно целостная совокупность мыслей, верований, навыков духа, которая создает картину мира и скрепляет единство культурной традиции или какой-либо общности. В культурологии особенности мироощущения выражаются также понятием «сенсотип», отражающим доминирование того или иного вида деятельности.

Источник: Культорология. Антропологические теории культур. Словарь понятий и терминов

совокупность стереотипов мышления и поведения, присущих людям определенной социально-исторической или этнической общности. В М. соединяются осознанные и неосознанные, рациональные и внерациональные представления людей о мире, о себе, о своем месте в мире, об отношении к другим общностям людей, о разумном и справедливом в мышлении и образе жизни.

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

способность духа, совокупность основополагающих верований индивида или коллектива.

У аждого общества — свой тип менталитета, но все они приемлемы и логичны; понятие «примитивного менталитета», невосприимчивого к принципам разума, — всего лишь фикция, предрассудок одного общества в отношении к другому, выражающий в действительности лишь этнологическое недопонимание (Леви-Строс, «Мысль дикаря», 1962).

Источник: Философский словарь

мироощущение + (плюс) миропонимание. Если посмотреть на это слово как на составное, то можно считать, что его первая часть «мент» тяготеет к «ментор» (учитель, наставник — кто-то, определяющий внутреннее состояние), «мент»(блат.

— милиционер — представитель внутренних войск, обеспечивающий внутреннее состояние). Его вторая часть «тет» (тет — голова в таких словах как «суверенитет, университет, тат-а-тет) тяготеет к смыслу «состояние».

То есть толкование слова менталитет как «внутреннее состояние головы (мозгов, личности)» очень близко к его смысловому употреблению.

Ассоциативный блок.

«Ли» можно считать как «ли» в словосочетании «так ли это».

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

способность духа, совокупность основополагающих взглядов индивида или коллектива, этноса. У каждого общества – свой тип менталитета, но все они приемлемы и надо искать пути согласия и гармонизации.

В менталитете можно выделить: а) систему приоритетных ценностей; б)склад ума; мышления; в) мироощущение, мировосприятие; г) психологию личности или группы, фиксирующую нечто общее, лежащее в основе сознательного и бессознательного, логического и эмпирического, то есть глубинный источник мышления, идеологии, веры и эмоций.

Понятие «примитивного менталитета» – всего лишь фикция, предрассудок одного общества в отношении к другому, выражающий в действительности лишь этнологическое недопонимание.

Источник: «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь

от позднелат.

mentalis — умственный) — 1) совокупность нервно-психических способностей организма индивида, складывающаяся из состояния его психики, степени загруженности навыками и опытом его алгоритмического модуля, уровня развитости его интеллекта и сознания, т.е. менталитет = психика + алгоритмический модуль + интеллект + сознание. Помимо индивидуального различают также общественный менталитет;

2) образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе и проявляющихся через психику, алгоритмический модуль, интеллект и сознание (включая самосознание), являющиеся его составными частями;

3) более осмысленное определение таких понятий, как ум, разум.

Источник: Глоссарий философских терминов

Ментальность (лат. mens – ум, образ мыслей, склад ума) мироощущение, мировосприятие, формирующееся на глубоком психическом уровне индивидуального или коллективного сознания, возникает в недрах культуры, традиций, социальных институтов, среды обитания человека и представляет собой совокупность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы.

присущая индивиду или определенной социальной общности совокупность специфического склада мышления и чувств, ценностных ориентаций и установок, представлений о мире и о себе, верований, мнений, предрассудков. Менталитет формирует соответствующую культурную картину мира и в значительной степени определяет образ жизни, поведение человека и форму отношений между людьми.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

фр. mentalite от позднелат. mentalis — умственный, от лат. mens, mentis — ум, образ мыслей, душевный склад) — склад ума, мироощущение, мировосприятие. М. — духовная самобытность миро-чувствования, миропереживания и мироотношения сообщества и индивида, представляющих ту или иную культуру. М.

содержит неосознаваемые, естественные для данного народа ценностные ориентации, архетипы, лежащие в основе коллективных представлений о мире и о месте в нем человека, а также национальные образы культуры, бессознательные и поведенческие реакции, к-рые не могут быть осмыслены никак иначе, как только в слове национального языка. М. отличается от общественных настроений, ценностных ориентации и идеологии более устойчивым характером. М. всегда есть некая целостность “мировидения”, единство противоположных начал — природного и культурного, эмоционального и рассудочного, иррационального и рационального, индивидуального и общественного. Л. А. Стульцева

Источник: Культурология: краткий тематический словарь

Источник: http://terme.ru/termin/mentalitet.html

2.4. Менталитет и ментальность

2.4. Менталитет и ментальность

Термин «менталитет» происходит от латинского слова «mens», смысл которого переводится как ум, образ мыслей, умонастроение, склад ума. Впервые данное понятие было разработано во французской школе «Анналов» (А.  Лефевр, М. Блок, Л. Февр, Ж. Дюби, Ж. Ле Гофф и др.)

Менталитет — совокупность специфического склада ума, чувств, ценностных ориентаций и установок, представлений о мире, о себе, верования, мнения, предрассудки, присущие индивиду или определенной социальной общности.

Менталитет в значительной степени определяет образ жизни, поведение человека и форму отношений между людьми. Понятие «менталитет» близко по значению к таким терминам, как мировоззрение, национальный характер, картина мира, однако оно не сводится ни к одному из них и не исчерпывается их совокупностью.

Менталитет как специфическая форма коллективного чувства, мышления и сознания влияет на оценку событий, является своеобразной призмой, через которую человек смотрит на мир, и в этом проявляется его связь с мировоззрением. Национальный характер воплощается не в каких-то личностных чертах всех или большинства отдельных членов нации, а в социокультурной деятельности народа.

Национальный характер выступает как форма выражения ментальности народа. Он образует духовную атмосферу, которая царит в обществе и обнаруживает себя в образцах мышления и поведения, задаваемых культурой, в нормативах, ценностных ориентациях и продуктах культурного развития.

Национальный характер есть общее достояние народа, а не комбинация индивидуальных качеств, свойственных его представителям.

Каждый народ обладает собственной ментальностью, уникальной способностью воспринимать реальность и создавать свою неповторимую картину мира, которая является результатом восприятия и видения окружающей человека действительности.

В основе картины мира лежит осмысление отношений человека с Космосом, с Богом, с властью, со временем и пространством, со смертью и бессмертием, понимание добра, зла, счастья, справедливости, эстетического совершенства и т.д.

Эти ценностные отношения являются базовым содержанием культурной картины мира и придают ей черты самобытности, которые позволяют отличать одну картину от другой.

В последнее время, наряду с понятием «менталитет», стал применяться производный от него термин «ментальность». Их соотношение можно рассматривать как отношение общего к частному.

Если под менталитетом понимается некое специфическое явление, характерное для человека вообще, то под ментальностью – форма его конкретного проявления.

В этой связи можно говорить о ментальности (но не менталитете) определенных социальных общностей или групп, а также  о ментальности отдельного человека (русская, немецкая ментальность, ментальность дворянства, студенчества и т.д.

), о ментальности определенного культурно-исторического периода (ментальность первобытного общества, ментальность эпохи Возрождения и т.д.). Каждый народ обладает собственной ментальностью, уникальной способностью воспринимать реальность и создавать свою неповторимую картину мира.

Характер менталитета  определяется той средой, в которой существует социальная общность. Например, особенности русской души Н. А.

Бердяев связывал, прежде всего, с бескрайними русскими просторами, которые и породили в ней антинонимичные (противоречивые) начала: с одной стороны,  —  удаль, вольность, а с другой стороны,  —  чувство смирения, так как безграничное пространство не только побуждает человека к вольности, но и вселяет в него неуверенность в своих возможностях. Поэтому русский народ, как утверждал Н. А. Бердяев, —  народ государственный, но  одновременно и способный на бунт и анархию.

Характеризуя противоречивость русской культуры, Н.А.Бердяев называл Россию «Востоком-Западом» и утверждал, что в России «сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории – Восток и Запад.

Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный «Востоко-Запад», она соединяет два мира.

И всегда в русской душе боролись два начала, восточное и западное».

Русский марксист Г.В.Плеханов утверждал, что во время Петровских реформ осуществлялись «два процесса, параллельных один другому, но направленных в обратные стороны».

В дворянской среде формировалась культура по европейскому образцу, в то время как в народной среде происходило усиление «восточной деспотии и углубление азиатского способа производства», сопровождавшееся дальнейшим закрепощением крестьян, тогда как на Западе он исчезает.

 Татаро-монгольское влияние обусловило формирование министрально-подданический тип социальных связей.

На основе подданнического типа социальных связей сложилось и особое представление о поведении человека в обществе.

Он стало оцениваться и в общественной, и в частной жизни с точки зрения выполнения своего «чина», то есть в соответствии с его местом в социальной иерархии.

Появилась особая, холопская, психология и нравственность, безответственно – пренебрежительная по отношению к своим подданным и рабски уничижительная – к своему господину.

Если в западноевропейской культуре верховный правитель воспринимался как обычный, но лишь обладающий незаурядными способностями человек, то в восточной и русской  традиции правитель наделяется харизмой (сакрализация личности). В качестве примера можно привести обожествление фараонов в Древнем Египте, а в России – царя, а затем и генеральные секретари компартии (в особенности И.В.Сталин).

Принятие христианства в его православной, греко-византийской форме определило историческую судьбу Российского государства. Этот выбор был шагом к Западу, к цивилизации европейского типа.  Православие, включив в свою сферу все слои русского народа, всё общество, не захватывало человекацеликом.Проникновение человека в толщу народной жизни не было всеобъемлющим.

Оно руководило лишь религиозно-нравственным бытом русского народа, регулировало время провождение и праздничное настроение, семейные отношения, слабо отражаясь в ежедневном обходе, не оставляя заметных следов в его будничных привычках и понятиях, предоставляя во всём этом свободный простор самобытному национальному творчеству, основанному на языческой экзальтации почвы и духа.

Русский философ Серебряного век Г.П.Федотов представлял структуру менталитета русской культуры в виде «двухжелткового яйца» — эллипса с двумя разнозаряженными центрами, между которыми «развертывается постоянная борьба – сотрудничество, сочетающая напряжение и отталкивание смысловых полюсов.

Внутренняя поляризованность русской культуры, в каждый конкретный момент драматичная, остроконфликтная, на разных этапах исторического становления и развития выражалась различно: то это оседлость и кочевничество, то – христианство и язычество, то – земство и опричнина, то – церковность и секуляризация (омирщение жизни), то – западничество и славянофильство, то – революция и реакция, то – федерация и империя, то – коммунизм и антикоммунизм, то – «демократы» и «патриоты».

Отечественный культуролог И.В.Кондаков определил фундаментальное качество русского менталитета как бинарное.

Стабильная противоречивость русской культуры, порождает, с одной стороны, повышенный динамизм ее саморазвития, с другой, — периодически обостряющуюся конфликтность, внутренне присущую самой цивилизации,  что и составляет ее органическое своеобразие и называется бинарностью

Однако под средой, обусловливающей фактор менталитета, понимаются не только природные, но и социальные условия жизни людей: быт, обычаи, традиции, верования и система экономических и политических отношений.

Следовательно, смена менталитета предполагает изменение жизненной среды, а также замену старых символов на новые.

Например, архитектурные сооружения 30-60-х годов в Москве (главный корпус МГУ, неосуществленный архитектурно-скульптурный проект Дворца Советов, превосходящий по высоте американские небоскребы (425 м), с венчающей стометровой статуей Ленина), должны были стать символами нового, советского образа жизни. Новая архитектурная среда была призвана формировать менталитет человека тоталитарной системы, в которой сочетались бы два противоположных начала – восхищение мощной политической системой и страх перед ней.

Интерес к менталитету в культурологии разнопланов. С одной стороны, познание особенностей культуры, образа жизни, религиозных верований народа конкретной эпохи предполагает постижение его менталитета.

С другой, познание менталитета определенного этноса есть ключ к познанию его культуры. Такой методологический подход в изучении средневековой культуры применили в своих исследованиях Ж. Ле Гофф «Цивилизация средневекового Запада» и А.Я.

Гуревич  «Категории средневековой культуры».

Таким  образом, если менталитет пронизывает все сферы духовной жизни общества и в немалой степени определяет отношение индивида к труду, праву, политической системе, то без учета особенностей менталитета нельзя ни выявить потенциальные возможности общества, ни предвидеть его будущее, ни понять ни секрет экономических скачков, которые порой совершает общество, ни причин торможения его развития.

Источник: http://libraryno.ru/2-4-mentalitet-i-mental-nost-kult/

Ментальность — что это такое и как ее изменить?

Такие понятия, как ментальность и менталитет в современном мире очень взаимосвязаны. Многие исследователи на протяжении долгого времени пытаются их конкретизировать, но разница между ними не значительна, и ее трудно разграничить. Люди говоря, менталитет, подразумевают ментальность и наоборот, и это не является ошибкой.

Что такое ментальность?

Подобное понятие очень объемное и охватывает самые разные аспекты, в которые входят не только общепринятые нормы морали и поведения, но еще и религиозная принадлежность. Человек дает оценку самым разным жизненным моментам, используя ментальность.

Так размышлять может только определенная часть общества.

Ментальность — это целый комплекс особенностей, который объединяет общепринятые, индивидуальные, культурные, эмоциональные и психические понятия, характерные для определенного национального народа или народности, этнического группы.

Ментальность в философии

Проблема умозаключений и действий определенной категории людей широко обсуждается в обществе. Термин «ментальность» в философских словарях отсутствует.

Ментальность в философии способна только отразить определенный способ мышления, духовное настроение той или иной группы людей в ценностно-нормативных рамках.

Тот момент, что образ мышления человека может быть групповым, лишний раз подтверждает актуальность формулировки «национальная ментальность».

Ментальность в психологии

Современный мир требует от человечества постоянного развития и культивирования. Цельная картина мира есть в голове у немногих. Такое понимание, как ментальность, носит стихийный характер.

Ментальность в психологии — это особенности, которые затрагивают культурологию различных групп социума.

Затрагивание таких проблем происходит с точки зрения мировосприятия психики человека и ее отражения, которое проявляется в его действиях и образе жизни.

Ментальность представлена социальным природным оружием, главная функция которого помогать воспринимать и осознавать этот мир. Это определенная оснастка психики, которая служит умственным инструментом. Что такое ментальность человека? Это исторический опыт его предшественников, который влияет своим миропониманием на потомков. Такой образ мышления можно передать через культурные ценности.

Ментальность и менталитет — отличия

Учёные социолингвистических направлений не сравнивают эти два термина, но большинство представителей гуманитариев подтверждают, что ментальность и менталитет используют, как одно понятие, а не раздельные:

  1. Ментальность человека понимается, как характеристика психологического опыта и исторической общности, которая отражается на его поведении. Слово «мышление» лучше всего отражает это понятие. К примеру, русская ментальность, ментальность дворянства.
  2. Менталитет включает в себя более обобщенное понятие и имеет он общечеловеческое важное значение. Например, менталитет средневековья.

Ментальность и ее виды

Люди, проживающие длительное время на одном месте, становятся участниками маленьких социальных групп, на которые начинают влиять одинаковые факторы, поэтому одинаково изменяется и их ментальность. Факт такого характера еще раз подтверждает, что менталитет общий для всех народностей. Виды ментальности:

  • по строению общества (античное, средневековое и другие);
  • по расам (европейская, азиатская и другие);
  • по половому и возрастному разделению (например, женский, детский);
  • по режиму (тоталитарный, революционный и так далее);
  • религиозная ментальность;
  • по интеллектуальному развитию (интеллигентский, крестьянский).

Говорить о том, что понятие менталитета явление постоянное — не правильно. В менталитет общества все незнакомое входит очень долго, но с годами он все же окрашивается новыми чертами. Ментальности для изменения нужны серьезные постоянные толчки снаружи, только так в определенной группе могут быть сформированы новые понятия, которые потом будут переданы следующим поколениям.

Ментальность и духовность

Ментальность включает в себя различные взгляды и оценки, в том числе и на религиозную, духовную деятельность.

Такое формирование ментальности происходит чуть ли не на генетическом уровне, когда полученные знания и традиции передается с рождения и играют ключевую роль в воспитании.

Ментальность родителей, система их духовных ценностей отражается на восприятии мира новым маленьким человеком. Проявления ментальности, которая были заложены в духовную систему ценностей в будущем отразятся и на потомстве.

Как изменить свою ментальность?

Желание перестать мыслить в рамках той или иной системы появляется периодически у любого человека, который хочет увидеть мир с разных сторон, составить свое впечатление. Развитие ментальности — это процесс складывающийся столетиями и избавиться от собственного менталитета не просто:

  1. Необходимо признать реальность. Увидеть и признать мир таким, какой он есть, без масок.
  2. Необходимо быть честным перед самим собой.
  3. Мир большой супермаркет и надо выбирать в нем только то, что хочется.
  4. Не привязывайтесь к стереотипам, живите и работайте в тех местах, в которых хочется.
  5. Следует определиться с желаниями и точно следовать им, впитывать все новое и ничего не бояться.
  6. Необходимо составить собственный план жизни и действовать.
  7. Не стоит ждать чудес — успех приходит в работе.
  8. Никого не следует слушать, чтобы не говорили люди — это лишь их мнение.
  9. Не стоит бояться ошибок, этого не избежать.
  10. Необходимо ставить высокие цели, ведь человек ограничен лишь собственным сознанием.

Ментальность — книги

Многие авторы в творчестве высказывают свое понимание менталитета. Они затрагивают принцип ментальности, его основы и влияние, как на жизнь людей в целом, так и конкретного человека.

  1. «Русская модель управления», автор А. Прохоров. В своей книге он рассматривает знакомые проблемы, под непривычным углом.
  2. «Германия и немцы», автор А. Томчин. Книга повествует о менталитете немцев.
  3. «Как иметь дело с русскими?» А. Павловская. Автор знакомит иностранцев с интересным русским миром.
  4. «Мост через Босфор», А. Васильев. Книга о менталитете современной Турции.
  5. «Туманный Альбион», Е. Ерофеев. Англия — ее люди и обычаи.
Естественный отбор и борьба за существованиеЕстественный отбор – это не только борьба за существование и адаптация к неблагоприятным условиям среды, это еще и творчество природы, совершенные формы, многообразие видов и красок, прошедших долгий этап эволюции.
Сензитивность — что это такое в психологии?

Сензитивность — высокая чувствительность, свойственная людям с тонкой душевной организацией, может быть врожденным качеством людей с меланхолическим темпераментом или результатом авторитарного стиля воспитания в семье.

Что такое гетто во время Второй мировой войны и в современном мире?Что такое гетто? Это ещё один из отталкивающих шрамов, оставленных на теле человеческой истории этническими, расовыми и культурными различиями. Будучи пережитками Средневековья, они существуют и в наше время. Что такое урбанизация и каковы ее последствия?Что такое урбанизация? К каким последствиям привел стремительный рост мегаполисов? Явление вошло в современную жизнь как прочный, динамичный, многоплановый процесс, и вызвало ряд проблем, связанных с экологией, социальной сферой, здоровьем.

Источник: http://kak-bog.ru/mentalnost-chto-eto-takoe-i-kak-ee-izmenit

Понятие «менталитет»

Понятие «менталитет»

Менталитет (фр. Mentalite) – образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности, присущие индивиду или группе. В русской философии, культурологии и публицистике обычно употребляется для характеристики национальных особенностей народов, особенностей культуры.

Менталитет – весьма сложное, многогранное проявление психической деятельности социальных индивидов изоморфизского толка, включающей как сознательное, так и бессознательное, специфическое соотношение между рациональным и эмоциональным в совершении их действий, а также между особенностью мышления национально-этнической группы по отношению к общности в целом, между стремлениями к инновациям и сохранению культурного потенциала прошлого. Менталитет – мировоззренческая матрица, картина мира в сознании человека и его вписанность в эту картину. Это норма представления мира вокруг себя и себя в нём. Черты менталитета, к примеру, – интуитивизм, рационализм, цветовая гамма, семейные образы, лиризм и т. д.. Менталитет определяет умонастроение и жизненную позицию.

Менталитет (франц. Mentalite, от позднелат. mentalis – умственный), образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности, присущие индивиду или группе. Понятие М. утвердилось в интеллектуальной жизни Запада как поправка XX в. к просветительскому отождествлению сознания с разумом.

В российской философии, культурологии и публицистике обычно употребляется для характеристики национальных особенностей народов, особенностей культуры. Например, черты русского М. – духовность, коллективизм (соборность), широта души. М.

культуры – глубинные структуры культуры, исторически и социально укорененные в сознании и поведении многих поколений людей, объединяющие в себе различные исторические эпохи в развитии национальной культуры.

С.Б. Переслегин, определяя понятие менталитета, считает, что «менталитет включает в себя систему ценностей данной личности и характерный для нее набор целей (стратегических и тактических, жизнесодержащих и жизнеобеспечивающих)».

Менталитет общества определяется как глубинный уровень общественного сознания (включая и бессознательное), как устойчивая система жизненных установок.

При этом установка – это определенный «фон» восприятия явлений, она определяет отношение к явлениям и, следовательно, характер деятельности.

В силу того, что менталитет — это совокупность наиболее общих черт, средняя для всех слоев и социальных групп населения данного общества в целом, можно выбрать некоторые частные случаи формирования признаков, которые, конечно, будут только подмножеством многочисленных составляющих менталитета.

Менталитет, с точки зрения философии и культурологи, – феномен, в сущности и структуре которого раскрываются специфика индивидуального и общественного сознания, механизмы и содержание познавательных процессов, особенности мировосприятия человека и природа поведенческих стереотипов в мире культуры.

Во взаимоотношениях с сознанием менталитет выступает в значении неотрефлексированных впечатлений, представлений, образов, на основе которых человек воспринимает и истолковывает мир.

Следовательно, менталитет не тождествен сознанию, он не совпадает с образами действия и тем более с высказываемыми человеком мыслями.

Менталитет стоит за ними и определяет границу между тем, что человек может помыслить и допустить, и тем, что он ощущает как «немыслимое», «невозможное».

Менталитет базируется не на системе логических категорий и понятий, а на противоречивых, «вживленных» образах, или стереотипах мнений, представлений, действий, которые предрасполагают человека к определенным типам реакций. Менталитет – своеобразный механизм, определяющий характер долговременных форм поведения и мнений человека в рамках той или иной общности.

Феномен менталитета обнаруживает неконфликтность природного и культурного, эмоционального и рассудочного, иррационального и рационального, индивидуального и общественного в природе человека.

При помощи понятия «менталитет» возможно охарактеризовать широкий спектр культурных феноменов – от культурных трафаретов, традиций, этапов духовного развития культуры до образа мыслей, душевного склада, типа мышления различных общностей.

Менталитет, ментальность (от англ. mentality, фр.

mentalite) – представляют собой умонастроение, особый духовный склад ума, источник мышления, мироощущение, мировосприятия, идеологии, веры; особенность индивидуального и общественного сознания людей, их жизненных целей, моделей поведения; индикатор специфических черт социализации человека и социальных групп, их самобытности и суверенности; способ видения мира, устойчивые рациональные и эмоциональные, логические, чувственные, правовые и ценностные воззрения, устойчивые мысли и образы, обобщенные и распространенные представления о политических реалиях, ценностях и идеалах.

Менталитет выступает как характеристика состояния уровня и направленности сознания (индивидуального и группового), его способности к усвоению норм, принципов и ценностей жизни, к адаптации к условиям социальной среды, воздействию на нее, к воспроизводству опыта предшествующих поколений.

В политологии и социологии получил распространение термин «ментальное пространство», обозначающий сферу деятельности личности, социальной группы в условиях которой находят свое своеобразное и многогранное проявление мироощущение и мировосприятие людей, их отношение к действительности, к политическому курсу, к властным структурам и политическим организациям.

Менталитет в политике – совокупность устойчивых, общераспространенных в той или иной группе представлений, выражающих особое видение принадлежащими к ней людьми политической и социальной реальности.

Объединяя рациональные и подсознательные, чувственные и логические, ценностные и иные воззрения, менталитет выражает характер, образ, способ группового политического мышления, характеризует состояния умонастроений и устойчивых ориентаций соответствующих субъектов политики.

В социально-классовом и сословном смысле выделяют менталитет рабский, крепостнический, крестьянский, феодальный, дворянский, помещичий, бюрократический, массовый, элитарный, пролетарский, люмпенский, маргинальный, купеческий, мещанский (филистерский), аристократический.

Неповторимость, оригинальность национального характера, национально-этнического менталитета находит свои определения: славянский, германский, англо-саксонский, романский, китайский, русский, американский.

Срез социальной жизни, связанный с профессией образом и смыслом жизни, дает такие определения группового менталитета, как коллективистский, альтруистический, эгоистический, торгашеский, паразитический, криминальный (воровской), сельский, деревенский, городской, таежный, кочевой, деляческий, питерский и др.

В сочетаниях с определениями идейно-политического характера менталитет может быть демократическим, либеральным, рыночным, тоталитарным, революционным, экстремистским, радикальным, нигилистическим, реакционным, консервативным, традиционалистским, имперским, монархическим, республиканским, охлократическим, плутократическим, олигархическим и др.

Ментальность есть способ выражения интеллектуальных способностей как человека, так и социальной системы в целом.

История мировых культур образуется в процессе реализации интеллектуальной способности человека и общества создавать необходимые действия и получать желаемые результаты, используя способности коллективного интеллектуального порядка, тем самым образуются социоментальные миры мышления.

Как видим, для характеристики уровня развития способностей и возможностей социальных образований (и человека) к познавательной деятельности, отражения объективной реальности в различных формах, проявляющихся, в конечном счете, в мировоззренческих стандартах, используется понятие «менталитет». Близкое этому понятию, но выражающее процесс формирования менталитета общества, обсуждается в литературе понятие «общественное сознание».

Источник: http://smolsoc.ru/index.php/home/2009-12-28-13-47-51/42-2010-08-30-12-18-24/6032—l

Ссылка на основную публикацию