Как научить ребенка принимать себя

Три ценных умения, которым нужно научить своих детей

Как научить ребенка принимать себя

Мы учим своих детей писать и считать, развиваем их творческие способности, приобщаем к спорту, занимаемся музыкой… Мы хотим, чтобы наши отпрыски выросли умными, честными, порядочными людьми.

Для этого мы ставим всевозможные цели воспитания, используем новейшие методики, нагружаем развивающими занятиями. При этом часто забываем о качествах, которые действительно помогут нашим детям быть успешными, жизнерадостными и счастливыми.

3 ценных умения, которым нужно научить своих детей:

1. Умение проигрывать

В желании вырастить человека, умеющего добиваться своих целей, родители часто перегибают палку. Неудачи чада воспринимаются ими как свои собственные, а иногда даже более болезненно. Как? Соседский Миша уже бегает, а мой еще и первых шагов не сделал! Сын получил четверку за контрольную, а сосед по парте «5»!

Мы нагружаем своего ребенка непомерными требованиями, хотим, чтобы он оправдал наши ожидания и реализовал то, чего не смогли мы.

Каково это — чувствовать, что не можешь оправдать надежд близких тебе людей? Даже если отпрыск учится на пятерки, бегло говорит на английском и занимает первые места в спортивных соревнованиях, всегда найдется ребенок, который в чем-то лучше.

Постоянными требованиями успехов мы формируем у ребенка неадекватную самооценку:

  1. Она может быть заниженной, когда малыш чувствует, что он не справляется, что дети вокруг более умные, сильные, умелые. Мир воспринимается как нечто грозное и опасное (читаем о том, как повысить ребенку самооценку).
  2. Либо самооценка ребенка неадекватно завышена. Тогда он вслед за родителями предъявляет к себе слишком высокие требования. А его жизнь превращается в гонку за лидерством.

Реакция на проигрыш у таких детей тоже неадекватная:

  1. Первые чувствуют свою вину, которая загоняет их в апатию или депрессию. Самооценка страдает еще больше, ребенок воспринимает себя неумелым, глупым, неуклюжим, некрасивым. Занимается самокопанием и самобичеванием.
  2. Вторые, наоборот, склонны винить в своих неудачах окружающих, в том числе и родителей. Таким деткам очень трудно оправиться от проигрыша, признать свое поражение. Они могут ожесточиться и зациклиться на этом.

Основная причина поведения в обоих случаях – неумение и нежелание брать ответственность за события своей жизни.

Как научить ребенка проигрывать?

  • Подавать личный пример отношения к проигрышу. Наши дети во многом учатся у нас, причем подражают больше нашим действиям и эмоциям, а не словам. Когда не получается что-то у вас, как реагируете на это вы? Можете ли вы сами достойно принять неудачу? Контролируйте свое поведение, чувства, высказывания. Рассказывайте, как вы в детстве испытывали поражения и что при этом чувствовали. Это поможет понять, что неудача может произойти с каждым. Но можно исправить ошибки и попробовать снова добиться желаемого;
  • Любить и принимать ребенка. И малышу, и подростку необходимо чувствовать безусловную поддержку родителей, даже когда ему что-то не удается. В этом случае фиаско не будет восприниматься как трагедия всемирного масштаба. Жизненные неудачи будет скрашивать родительская любовь и уважение. Она научит ребенка ценить самого себя;
  • Хвалить умеренно и заслуженно. Похвалой, как ни странно, дитя тоже можно испортить. Когда за все, что бы малыш ни сделал, его хвалят, складывается идеальное представление о себе, в которое никак не входят неудачи. Хвалить нужно за конкретные поступки ребенка, при этом не принижая заслуги других. Вместо «Ты нарисовал лучше всех!» лучше сказать «Мне очень нравится твой рисунок!» Читаем также: Как правильно поощрять ребенка?

И тогда ребенок будет понимать и принимать свою ответственность за поражения. И проигрыш будет воспринимать как стимул для покорения новых вершин, пробуждать интерес к их освоению.

Читаем также: 12 советов как вам вырастить умного ребенка

Как научить ребенка проигрывать? — Отвечает психолог Алла Слотвинская:

Пока человек не будет любить себя, он не сможет быть счастливым и реализовывать свой потенциал. Очень часто именно в семье лежат истоки того, что ребенок не может себя полюбить. Родители своими сравнениями с другими детьми, недовольством и критикой подрывают безусловную любовь малыша к самому себе, которая присуща всем с рождения. Мы проецируем на него свои комплексы, установки и проблемы.

Человек, который не любит себя, не способен в должной мере заботиться о себе. В нашем обществе принято отношение к себе как к человеку второстепенному. «Заболел – нет, все равно пойду на работу». «У меня работа, дети, дом – мне некогда заниматься спортом (сходить в больницу, посетить театр)».

Мы живем в постоянном стрессе, сами вгоняя себя в такие жесткие условия. Мы всегда чего-то добиваемся, не успевая насладиться тем, что есть. От этого многие люди страдают хронической усталостью, синдромом эмоционального выгорания.

Такие жизненные установки мы зачастую передаем и своим детям. А как же иначе? Ведь уставшая мама не может передать им свою любовь, у нее для этого просто нет сил. Тем более не может сделать этого вечно занятый и озабоченный папа.

Читаем также: 12 простых способов показывать ребенку свою любовь каждый день

Сила внутри нас: это наше отношение и любовь к себе. Остановитесь на минуту, задумайтесь: что важнее для вас – повседневные дела и заботы, или внутренняя гармония, любовь и счастье детей? Любящая и принимающая себя мама научит заботиться о себе и своих детей.

Как научить ребенка слушать и слышать свое тело:

  • Позволяйте изучать себя и свое тело. Не насмехайтесь, если дитя долго и придирчиво рассматривает себя в зеркало, кривляется и строит рожи. Поощряйте стремление самостоятельно ухаживать за собой, обеспечивать личную гигиену;
  • Позволяйте ребенку устанавливать границы личного пространства. Не настаивайте, если ребенок ограничивает ваши прикосновения, поцелуи, объятия. Уважайте и принимайте его желания;
  • Не кормите ребенка насильно. В будущем это может привести к заеданию психологических проблем и возведению еды в культ (насильно сыт не будешь или почему нельзя заставлять ребенка есть через силу);
  • Разрешайте иногда отходить от строгого распорядка дня: пусть почувствует свою усталость или голод – это его выбор;
  • Внимательно относитесь к жалобам на самочувствие малыша, отслеживайте состояние его здоровья. Вместе с тем не акцентируйте излишнее внимание на недомоганиях;
  • Поощряйте двигательную активность: гуляйте на свежем воздухе, вместе занимайтесь спортом.

И, конечно, любите себя и свое тело, заботьтесь о нем, и у малыша всегда будет перед глазами положительный пример.

Отсутствие страха ошибиться тесно связано с умением проигрывать. Важно, чтобы ребенок осознал: не ошибается тот, кто ничего не делает. Всем свойственно ошибаться, без этого невозможно познать новое.

Дайте малышу понять, что если он ошибся – это не значит, что он «плохой». Найдите то, от чего можно оттолкнуться для исправления.

Учите находить плюсы в ситуации: «Ты научился хорошо решать примеры, немного старания – и задачи будешь решать так же».

Расскажите ребенку, что многие великие открытия были совершены в результате случайностей. Ученый Т.Эдисон говорил, что у него не было ошибок, просто он нашел 10000 способов, которые не работают.

Используйте волшебные слова, которые побуждают к дальнейшим действиям: «Здорово!», «Давай попробуем еще раз!».

Читаем также: Волшебство речи, или какое слово гарантированно помогает сотрудничать с ребёнком

Ребенок будет вам доверять, если:

  • Он будет твердо знать, что вы принимаете его несмотря ни на что;
  • Он будет видеть родителя как человека, который тоже ошибался и пытался исправиться, а не идеал;
  • Он будет чувствовать вашу поддержку, а не страх, что вы будете его ругать.

Увы, не все взрослые обладают этими ценными умениями. Учитесь вместе со своими детьми, у своих детей. Уметь ошибаться и проигрывать, любить себя и заботиться о своем теле. Эти качества помогут стать счастливым, достойно воспринимать жизненные невзгоды и с честью преодолевать их.

Ваш ребенок стесняется высказывать свое мнение? Он боится сделать ошибку? Профессор Крибли показывает, как помочь ребенку преодолеть неуверенность и не бояться строить предположения, прогнозировать и корректировать свое мнение.

Источник: http://razvitie-krohi.ru/eto-polezno-znat/tri-tsennyih-umeniya-kotoryim-nuzhno-nauchit-svoih-detey.html

Как научить ребенка проигрывать в играх и на соревнованиях достойно?

Автор: Евгения Климкович

Здравствуйте, дорогие мамы и папы! На связи Евгения Климкович.

Скажите, умеют ли ваши дети спокойно и с достоинством принимать поражение? Например, в какой-нибудь игре или на спортивных соревнованиях? Скажу честно, мои ребята с этим справляются с трудом, а иногда и вообще не справляются. Сразу же начинаются слезы, расстройства, обещания больше вообще никогда не играть в эту дурацкую игру и поиски виноватых.

Вот поэтому и решила разобраться в этой теме и узнать, как научить ребенка проигрывать. В смысле, проигрывать легко и достойно. Подключайтесь к разговору. Вместе что-нибудь да придумаем.

Предлагаю такой план: начнем с рассмотрения советов специалистов-психологов по данному вопросу, затем я добавлю свои пять копеек, а потом вы свои. Договорились?

Итак, что же нам советуют делать психологи, для того, чтобы настроить ребенка на правильный лад, даже если приходится проигрывать.

Психологи советуют

Пример родителей

И в сотый раз психологи повторяют. На собственном примере показывайте ребенку, как нужно относиться к разного рода поражениям, проигрышам и неурядицам.

Хотим мы этого или нет, дети все равно смотрят на нас и копируют наши эмоции и наше поведение.

Так что, если ваш сын или ваша дочурка ведет себя в случае проигрыша не совсем адекватно, то стоит взглянуть со стороны на себя. Я вот уже начала присматриваться.

Реакция родителей на поражение

Здесь совет такой. В случае, если ребенок выиграл игру, нужно обязательно его похвалить, сказать, какой он молодец. А в случае, если ребенок проиграл, нужно … тоже его похвалить и поддержать. За что же хвалить? А за то, что играл, за то, что старался, за то, что пытался. Ну подумаешь, не получилось. Значит, получится в следующий раз.

Причем, желательно подчеркнуть конкретные моменты игры. Например, вы играете в шашки или шахматы. Вспомните особенно удачный ход ребенка и обратите свое внимание именно на него.

Даже если эти слова будут сказаны в шутку, то ребенок воспримет их серьезно. Родится комплекс неполноценности, комплекс неудачника.  И в следующий раз, играя, он уже будет думать не о самой игре, а только о том, как бы ему не проиграть только. А такие мысли к победе чаще всего не приводят.

Так что, родители, думаем, что говорим и как мы это говорим.

Если ребенок сильно расстроен

Еще один совет специалистов – если ребенок уж очень сильно расстроился, то нужно его отвести в сторонку от всех, показать, что вы с ним. Обнять, погладить по голове, сказать: «Я понимаю, что ты расстроился». Успокоить, одним словом. Если же успокоить никак не получается, то оставить на какое-то время в покое, пусть схлынут эмоции.

Ну а уже потом можно спокойно обсудить все происшедшее и постараться найти причины поражения. Вместе спокойно выявить ошибки для того, чтобы в следующий раз их не совершать.

Совместные тренировки

Играйте с детьми, и чем чаще, тем лучше. Хотя бы в настольные игры. В процессе игры психологи не советуют быть очень уж сердобольными и все время поддаваться ребенку.

Так же во время игры, вернее после ее окончания, нужно показать, как нужно с партнером по игре общаться. Если папа или мама выступают в роли проигравших, то нужно пожать ребенку руку и с улыбкой поздравить его с победой.

Если все наоборот, вы выиграли, а малыш проиграл, то все равно пожать руку и сказать, что сегодня пальма первенства досталась вам ох как не просто, и что он очень достойный соперник. И опять же, подчеркните его сильные игровые моменты.

И есть еще одна классная игра, мне кажется, она помогает немного перезагрузиться тем, кто ну уж очень страстно желает победы. Называется «поддавки» — родственница шашек. Там вся соль в том, что выигрывает как раз тот игрок, которому удается проиграть)

Сказкотерапия

Про этот вид психологической помощи мы подробно говорили здесь. Для того, чтобы скорректировать поведение ребенка попробуйте вместе с ним сочинить волшебную сказку. Придумайте главного героя, пускай он будет немного похож на самого маленького сказочника. И пускай этот герой ну просто до ужаса не любит проигрывать. Опишите, как ему было от этого плохо. И как тяжело было с этим жить.

А потом пускай обязательно появится какой-нибудь волшебник (ведь это же все-таки сказка), который научит героя воспринимать все проще. И в красках распишите, насколько стало легче и жить, и играть тоже.

Это были советы психологов, а теперь мои обещанные пять копеек.

Что наша жизнь? Игра!

Я частенько привожу детям примеры из собственной жизни. Например, я рассказывала, что когда я работала продавцом-консультантом, то у меня из ста человек могли что-то купить лишь 10. А это значит, что я проиграла 90 раз! Ну и теперь представьте себе, что было бы, если бы я стала плакать, топать ногами и швыряться товарами в тех, кто ничего не купил.

Нет, я спокойно обдумывала ситуацию, пыталась понять, где я ошиблась, как мне нужно было говорить, как нужно было себя вести. И делала выводы, для того, чтобы в следующий раз обязательно «сыграть» лучше.

А еще можно привести в пример разных знаменитых людей. Вот, например, был такой Томас Эдисон. Тот самый, который создал электрическую лампочку, которой мы пользуемся до сих пор. Так вот, прежде чем лампочка заработала, то есть случилась «победа», Томас провел более 700 неудачных опытов! Следовательно, получается, что он проиграл 700 раз!

Как говорил сам Эдисон: «Я не считаю, что я ошибся. Я просто 700 раз доказал, что эти способы не работают». Мне кажется, такие беседы помогают сформировать нормальное отношение к проигрышам. И начать рассматривать их не как поражение, а как еще один шажок на пути к победе.

Главное не свернуть с этого пути! А вот здесь может возникнуть загвоздка.

Учим не сдаваться

Пример из нашей жизни. Когда моей дочке Саше было лет пять – шесть, я частенько наблюдала такую картину. Летом играет она с другими детьми в салки. Саша убегает. И ее вот-вот настигнет водящий. Она понимает, что сейчас проиграет. И тут у Александры с ножки стабильно слетает босоножка.

То есть, бежать типа она дальше не может, а если бы могла, то точно бы убежала. А так, даже если ее и догонят, то это не она виновата, а босоножка. Вот такая вот хитрость)

Артемка, это мой младший сын, тоже заставлял голову поломать. Допустим, играем мы все вместе в «Мемо». Примерно на середине игры, Артем начинал оценивать шансы на победу не только свои, но и всех участников.

Он на глазок прикидывал, у кого сколько карточек собралось. И если его стопочка меньше, чем у остальных, то он тут же начинал причитать «Вот, я проиграл, уже ничего не получится, у меня мало карточек и т.д.

» И дальше уже играл без настроения и спустя рукава.

Справиться с такими «интересными» способами игры нам помогло одно классное видео. Которое наглядно показывает, что шанс на победу есть всегда. Что в процессе игры могут случиться совершенно непредвиденные события. Да что уж там, самые настоящие чудеса! И знать, чем все закончится, можно только доиграв до конца. Это видео чуть ниже. Обязательно посмотрите и детишкам покажите.

Ну а теперь дело за вами, друзья. Внесите и вы свою лепту в раскрытие этой непростой темы. Ждем комментариев)

Давайте будем все вместе учиться выигрывать, не становясь первыми!

Не забудьте подписаться на новости блога, чтобы не пропустить ничего интересного. И наша группа «ВКонтакте» ждет вас с нетерпением в своих стройных рядах.

Удачи!

Евгения Климкович.

Источник: http://shkolala.ru/razvivashki/kak-nauchit-rebenka-proigryivat/

Как научить ребенка контролировать себя?

Уборка на полках превращается в какой-то кошмар — не может рассортировать нужное и не очень.

Сбор в бассейн раньше проходил под моим присмотром, а когда позволила собраться самой, половину вещей она оставила дома.

Конкретно в этом случае помог совет представить себя в бассейне: пришла, разделась, переобулась (не забыть шлепанцы), поднялась в душ (нужно взять мыло, мочалку, полотенце), переоделась (купальник, шапочку) и т. д.

Во-вторых, дочь совершенно не реагирует на замечания.

Писали список постоянных моих «придирок»: а) когда проснулась, нужно умыться, причесаться, заправить постель, переодеться, а только потом идти на кухню за завтраком; б) после переодевания вещи нужно аккуратно убрать в шкаф или развесить, убрать портфель; в) не болтать ногами за обедом; г) сначала подумать, а потом говорить, чтобы избежать мычания и нуканья.

Список не помог — ничего не поменялось.

Судя по тому, что вы пишете, у девочки сложности с внутренним фокусом контроля.

Это может быть как результатом неврологических проблем в раннем детстве, так и издержками воспитательной системы: такими часто бывают дети авторитарных родителей.

Например, до школы (или до какого-либо другого возрастного рубежа) все решения за ребенка принимаются мамой, также мамой совершаются все действия, требующие хотя бы некоторой самостоятельности («Мама лучше знает, когда ребенок писать хочет»).

Затем после пересечения условного рубежа за ребенка перестают решать, с него начинают требовать, минуя процесс обучения. Довольно часто такой условной границей, после которой ребенок становится самостоятельным, бывает 1 сентября первого класса.

Девочка вполне обучаема: вы указали ей на ее умение структурировать свои действия в бассейне, и она смогла перенести это умение на другую область — произошло расширение навыка, своего рода обучение.

Важным моментом является то, как подается ребенку список придирок и с какой целью. Когда претензии предъявляются списком, они и воспринимаются соответственно: скопом, недифференцированно, сливаются для ребенка в одно большое родительское неприятие, на которое непонятно, как собственно реагировать.

Хорошо, если удается обсуждать каждую придирку отдельно: не просто обсуждать, а находить пути решения, чтобы больше именно эту придирку не слушать.

Например, с утренними сборами чем может помочь ребенку мама? Составить список обязательных мероприятий, прикрепить его к зеркалу или холодильнику и предложить ребенку вычеркивать выполненные пункты или отмечать их другим каким-то более интересным и увлекательным способом — клеить наклейку или рисовать рядом смайл.

А провожая дочь к дверям, можно вместе порадоваться тому, как замечательно прошло утро, без единой придирки. Неделю без придирок можно шумно и весело отпраздновать.

То же самое можно сделать и с переодеванием после школы.

Можно зайти с другой стороны. И действовать в игровом подходе.

Предложите девочке сыграть в маленькую доченьку, потому что вам «трудно делать замечания и контролировать такую взрослую девочку».

Скажем, в течение недели вы проводите с ней утренние умывательные процедуры, обращаясь, как с маленькой, что включает в себя не только сюсюкание, но и демонстративное пренебрежение интересами «малышки»: кто же малыша спрашивает, чего ему хочется, он ведь и говорить-то не умеет.

По поводу болтания ногами необходимо понять, болтает дочь ногами специально или это действие ее контролю не поддается. Если в ответ на замечание дочь не прекращает свои раздражающие действия — скорее всего, она не в силах им управлять, следовательно, велика вероятность наличия неврологических проблем, о которых было написано в начале комментария.

Самое важно, что может помочь изменить ситуацию, — это представить, что дочь вовсе не вредничает, а очень старается и хочет быть хорошей, но у нее не получается. Родительская задача — немного ей в этом помочь.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/psychology/articles/61450/

Научите ребенка… проигрывать

Научите ребенка... проигрывать

Да-да, с глазами у вас все в порядке, вы правильно прочитали “проигрывать”.

— Зачем?! – вы можете недоуменно пожать плечами. – Чтобы я научила своего ребенка сдавать свои позиции? Быть отстающим? Неудачником?! Вторым, когда он должен быть первым во всем, лучшим? Ну уж нет!

Тут я попрошу внимательно прочитать ниже

Наверно, вы обращали внимание на то, с какой страстью дети в играх стремятся быть первыми, ведущими? Как горестно переживают о своих неудачах и промахах. Как сжимаются кулачки и подергиваются губки, когда победа достается сопернику.

И это всего лишь в простой игре… А в жизни?

В памяти всплыл похожий случай.

В детском садике у дочки есть своего рода соревнование с одним мальчишкой чуть постарше на годик (группа разновозрастная от 3 лет до 6). Кто раньше всех оденется домой – тот и первый!

И я наблюдала за ними.

Меня это обеспокоило. Я задумалась. Что испытывает каждый из них? Злость, что соперник быстрее одевается? Разочарование от сознания оказаться вторым? Желание доказать другому, что  именно я лучше, а он “последний, хуже всех”?

И является ли это хорошим стимулом шевелиться быстрее и одеться, не отставая от других? Выполнить свою учебную задачу или работу быстрее и лучше, чем другие?

В данном случае, с такими горькими мыслями и судорожным ощущением оказаться “последним” – это не есть хороший стимул для детей-дошкольников…

Здесь сильно страдает самооценка, которая у дошкольников изначально является высокой (при условии, что в семье психологический климат хороший, ребенка любят и о нем заботятся).

А что происходит, если самооценка падает? Правильно.

У ребенка появляется неуверенность в своих силах, страх делать что-то новое, растет отчуждение от сверстников (“у меня ничего не получится, я не такой успешный, как они”) и много других побочных явлений.

Если к этому еще и добавляется негативная реакция от родителей: “Эх ты, не мог успеть? Такой копуша” или “Я так и знала, что у тебя не получится – думать надо!”…. То все…, как говорят, капец! Ребенок еще долго будет выбираться из ямы надуманной неполноценности.

Очевидно, оберегать и поддерживать детскую самооценку нужно. И не в обстановке соперничества и сравнения.

В данном случае, эту ситуацию необходимо было серьезно проработать. Я не могла допустить, чтобы моя девочка рыдала просто из-за того, что кто-то другой успел раньше нее, лучше, быстрее. Нужно научить из поражений выходить достойно, с улыбкой. “Сегодня да, проиграл, это не страшно! Зато завтра выиграю! ”

При таком отношении кардинально меняется все. Нет злости, злорадства, духа высокомерия и превосходства, горькой обиды, слез и пассивности.

Вместо этого – спокойное отношение и сосредоточенность на процессе.

Выиграл? – Хорошо, значит, у меня все получается! Проиграл? – Это не страшно! Всего лишь игра, в которой выигравшие и проигравшие постоянно меняются местами. В следующий раз обязательно получится!

Здесь ребенок учится сохранять самообладание и высокую самооценку, мобилизовать все силы для следующего “раунда”, позитивно относиться к своему противнику партнеру по играм, конструктивно общаться без унижающих слов.

И это очень важно. Когда ребенок с детства учится принимать вызов спокойно, не психовать и так же спокойно и уверенно, не расталкивая локтями соседей, не подминая под себя более слабых, двигаться к намеченной цели.

Мы с дочкой недавно провели серию коррекционных игр в этом направлении и я стала замечать, что она уже не реагирует так остро на чужие успехи. Я поощряю ее радоваться победам другого, не обращать внимания на ехидные колкости и достойно выходить из проигрыша без слез и истерик с сознанием собственного будущего успеха, который обязательно наступит. Даю положительную мотивацию и настрой.

Если вы также замечаете, как трудно вашему ребенку смириться с поражением в игре и в жизни, помогите ему уже сейчас! Этим вы заранее оградите его от ненужных проблем в будущем.

Итак, проигрываем… с улыбкой!

Поделитесь, пожалуйста,  в комментариях, как ваши детки проигрывают? Как реагируют, когда у них ничего не получается?

Источник: https://detpsycholog.ru/nauchite-rebenkaproigryvat/

Как научить ребенка быть самостоятельным и принимать на себя ответственность

Как научить ребенка быть самостоятельным и принимать на себя ответственность

Взрослея, наши дети хотят быть самостоятельными, но они могут допускать много жизненных ошибок. Родителям необходимо сделать так, чтобы их ребенок рос ответственным и объективным человеком. Как только ребенок начинает проявлять самостоятельность, даже с самого раннего возраста и в малейших делах, каждый родитель в определенный момент должен решиться на то, чтобы позволить ему это.

Вспомните ваше собственное детство

Иногда полезно вспоминать то время, когда вы были молоды и совсем юны.

Вспомните, как с вами нянчились и что не давали, или давали выполнять вам самостоятельно, когда вы могли уже хоть что-то сделать сами.

Иногда дети не хотят делать то, что их просят родители и отвечать за свои поступки. Но чем самостоятельнее и ответственнее становится ребенок, тем больше он чувствует в себе уверенность и самоуважение.

Будьте терпеливы и не старайтесь сделать своего ребенка совершенным

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок стал самостоятельным, ответственным и хотел чему-то учиться в жизни, вы должны научиться ждать и поддерживать его с терпением. Когда дети молоды, они много ошибаются.

Родители должны стараться сокращать свои требования к совершенству своих детей и позволить им хоть иногда рассчитывать на них самих.

Правильное воспитание детей требует веры в детей в их способность к обучению, хоть и кажется иногда, что ничего и не получится.

Анонс Воспитываем самостоятельного и уверенного в себе ребенка

Разрешить ребенку быть самостоятельным вовсе не означает, что вы должны оставаться полностью в стороне и только наблюдать за всем происходящим. Очень важно сначала обучить своего ребенка, как правильно делать то, или иное дело по дому или в другом месте.

И если у него будет получаться, похвалите его, скажите, что у него все хорошо получается, и это придаст ему уверенности, что он действительно может достичь того, что он хочет.

Вы даже можете купить ему отдельные инструменты и принадлежности для работы по дому, а вот какие именно это будут предметы, будет зависеть от пола ребенка.

Поощряйте детей

Каждый ребенок ждет поощрения, и каждый родитель хочет, чтобы ребенок предоставил возможность, за что его поощрять. В то время как ваш сын или дочка учатся, чтобы стать самостоятельными, образованными и т. д.

, вы можете предложить им честную похвалу за их усилия. Только не переусердствуйте! Хвалить ребенка нужно только за реально выполненные дела, причем хорошо выполненные. Не говорите ему “Молодец!”, лучше скажите: “Ты отлично справился с этой задачей сам.

Но у тебя  может получиться еще лучше.”

Родители всегда должны находить свои способы и методы мотивации своих детей к обучению, ответственности, самостоятельности.

По теме Гиперопека: причины, последствия

Источник: https://www.nochnichok.ru/people/2014/10/31/kak-nauchit-rebenka-byt-samostoyatelnym.html

» Поражение без слёз — как научить ребёнка проигрывать

» Поражение без слёз - как научить ребёнка проигрывать

Умение принимать поражение – социальный навык, который очень важен на любом этапе жизни. Поэтому так необходимо воспитывать в ребёнке достоинство проигравшего. Отношение к победам и неудачам не только формирует самооценку малыша, но и определяет его отношения с окружающими людьми.

Часто можно наблюдать картину на детской площадке: ребята играют, и когда становится очевидны, кто терпит поражение, проигравший начинает плакать, и его, в истерике, родители срочно уводят с поля боя. Такая модель поведения абсолютно не действенна.

Более того, она пагубно сказывается на формировании сильных сторон личности, умении противостоять жизненным обстоятельствам, проявлять принципиальность и целеустремлённость. Задача родителей – научить ребёнка радоваться успехам и принимать поражения.

Роль родителей в формировании отношения к проигрышу

Каким бы не был результат соревнования, пожмите руку маленького соперника

Как известно, дети стараются во всём копировать своих родителей. Вот почему так важно не только следить за своими словами, но и за действиями и реакциями. Психологи разработали ряд рекомендаций для взрослых, которые помогут научить ваше чадо проигрывать без слёз.

Главное не показать, что ты лучше всех, а понять, что выигрыш – это один из вероятных исходов соперничества

  • Собственный пример. Естественно, что говорить ребёнку, как себя вести в случае неудачи легко, но гораздо важнее то, как ведут себя мама и папа, если у них что-то не получается. Поэтому играйте с малышом как можно чаще, причём давайте ему возможность не только выиграть, но и проиграть.  Каким бы не был результат соревнования, пожмите руку маленького соперника, покажите, что вы получаете удовольствие от процесса игры, а результат ключевой роли не играет. Ведь главное не показать, что ты лучше всех, а понять, что выигрыш – это один из вероятных исходов соперничества.
  • Поддержка и любовь. Для детей в любом возрасте нет ничего важнее любви близких им людей. Уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть, помогает справляться с любыми жизненными трудностями на пути. Обязательно хвалите за успехи, но и проигрыши не игнорируйте: анализируйте с ребёнком, почему это произошло, как не допустить такого в дальнейшем. Объективный анализ ошибок – залог дальнейших побед. Но не бросайтесь сразу утешать малыша. Пусть он сначала сам свыкнется с тем, что в этот раз стать «лучше всех» у него не получилось. Через какое-то время, когда эмоции улягутся, будет проще разобраться в причинах неудачи.
  • Вера в успех вопреки всему. Если ребёнок знает и чувствует, что родители верят в него, то это многократно повышает шансы малыша на успех в любом деле.

Как научить ребёнка справляться с неудачей

Занимаясь с ребёнком, прививая ему определённые нормы поведения в разных обстоятельствах

Дети любят выигрывать. И так отдаются этому чувству, что самое скучное и будничное занятие стремятся превратить в игру. При этом игра – ведущий вид активности не только в детском коллективе, но и во взаимодействии ребёнка со взрослыми. Вот почему родителям стоит внимательно подойти к составлению правил для повседневных игр.

  • Не запрещайте малышу выплёскивать свои эмоции. Пусть кричит, топает ногами, прыгает или бегает. Только оговорите, что его действия не должны причинять беспокойства другим людям.
  • Правильно сформулируйте правила игры. Например, «кто начал забег, тот уже победитель». А для проигравших придумайте альтернативный способ выбывания из игры. Так дети поймут, что проигрыш – это участие в игре на других условиях, а не показатель ущербности.
  • Всячески пробуждайте интерес ребёнка к играм, так он начнёт ценить сам процесс, а не возможность одержать победу.

Занимаясь с ребёнком, прививая ему определённые нормы поведения в разных обстоятельствах, помните английскую мудрость: не пытайтесь воспитывать детей – всё равно они будут похожи на вас. Поэтому начните с себя, и тогда ваш малыш вырастет уверенным в себе человеком, способным принимать жизнь во всех её проявлениях.

Видео: Как научить ребёнка проигрывать

Источник: http://paidagogos.com/?p=8519

Как приучить ребёнка занимать себя самому

Как приучить ребёнка занимать себя самому

В предыдущих постах я уже вскользь упоминала тему воспитания в ребёнке самостоятельности, но по просьбам моих подписчиков

Источник: https://www.BabyBlog.ru/community/post/education/3088107

Как научить ребенка справляться с неудачами?

Каждый ребенок хочет выигрывать. Но жизнь диктует свои правила, и иногда кто-то другой оказывается лучшим. Некоторые дети довольно стойко переносят поражения. Но есть малыши, для которых даже маленький проигрыш становится настоящей катастрофой. Как научить ребенка переживать неудачи и преодолевать трудности?

Дети очень искренни в своем стремлении во всем быть первыми. Для многих карапузов это становится делом принципа: быстрее всех съесть тарелку супа, выше всех залезть на лестницу, лучше всех рассказать стишок на утреннике, вы-играть все конкурсы на дне рождения приятеля.

Поэтому реакция таких малышей на поражение зачастую бывает очень бурной: не в силах совладать со своими эмоциями, они начинают плакать, обижаться, злиться, а иногда даже драться, ломать игрушки. На первый взгляд такая реакция может показаться забавной: «Ну надо же, какой смешной – так расстроиться из-за какой-то ерунды!» Однако не стоит недооценивать всю важность переживаний ребенка.

Для него все происходящее с ним очень серьезно. К тому же если ребенок остро воспринимает каждую неудачу, постоянно расстраивается, кричит и злится, то даже самым веселым и оптимистичным родителям становится не до шуток: ведь ребенку предстоит встретиться еще не с одной трудностью – впереди садик, школа, институт, а он совершенно не умеет «держать удар».

Это может стать серьезной проблемой в дальнейшей жизни. И задача родителей – научить малышей переживать неудачи спокойно и преодолевать препятствия уверенно.

Начинаем с начала

Многие родители стараются обезопасить своего ребенка, оградить от всех неприятностей и проблем с самого раннего возраста. Руководствуясь принципом «Детство должно быть счастливым», они не позволяют малышу увидеть мир таким, каков он есть. Но рано или поздно ребенок все равно столкнется с реалиями жизни. И чем позже это произойдет, тем болезненней будет для него опыт неудачи.

Например, мама всегда опекала малыша, опережая возможные проблемы, была рядом и внимательно следила, чтобы ее крошке жилось легко и радостно (подыгрывала во всех играх, «страховала» во всех занятиях: «Лучше помогу донести ему чашку, а то разольет, расстроится…»). И ребенок привык к тому, что все проблемы решаются сами собой, все и всегда получается так, как он хочет.

Оказавшись в среде ровесников, например в детском саду или на площадке возле дома, такой малыш будет просто шокирован: оказывается, он многого не может.

Вася бегает быстрее, чем он, Костя первым заканчивает обед, а Вероника лучше рисует! И он искренне не пнимает: ему раньше все удавалось, он был самым лучшим, а теперь вдруг не может с чем-то справиться?! Многие дети не в силах спокойно принять такой «удар судьбы».

Чтобы избавить ребенка от лишних разочарований, необходимо с раннего возраста предоставлять ему возможность знакомиться с объективной реальностью. Итак,

ПРАВИЛО № 1: Не ограждайте ребенка от всех трудностей с раннего возраста!

Малышу необходимо получать самый разный жизненный опыт – как положительный, так и отрицательный. Только так он сможет научиться принимать свои ошибки, оценивать свои реальные возможности, преодолевать препятствия.

Не требуем невозможного

Нередко бывает и так, что родители, не желая ничего плохого своим детям, сами формируют в них стремление быть идеальными. Такие мамы и папы, как правило, очень требовательны к себе. Для них важно выполнять свои обязанности наилучшим образом. Того же они ждут и от своего малыша.

«Ты слепила самого красивого ежика в группе! Мама тобой гордится!», «Твой папа всегда был сильнее всех мальчишек. И ты должен быть самым сильным!», «Ну что же ты, не могла постараться получше?! Ты расстроила нас» – такие установки способствуют формированию у ребенка «комплекса отличника». Малыш старается заслужить одобрение и похвалу любой ценой.

И, конечно, промахи в этом случае просто недопустимы – они могут стать настоящей катастрофой. Поэтому не стоит предъявлять малышу слишком много требований и ждать от него исключительно успехов – перфекционизм (стремление быть идеальным во всем) вредит здоровью, препятствует психологическому благополучию ребенка.

Важно учить карапуза трудиться, прилагать усилия, но не ждать от него наилучших результатов во всем.

ПРАВИЛО № 2: Не лишайте ребенка права на ошибку!

Ведь именно принятие и осознание собственных ошибок дает возможность дальнейшего роста и развития. Как все мы помним, не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.

Справедливая награда

Очень важно поддерживать ребенка, хвалить его, поощрять. Но важно придерживаться принципа золотой середины. Если недохвалить малыша, не заметить его успехов, у него будет недостаточно уверенности в себе и своих силах. Но если перехвалить его, то он не захочет и не сможет прилагать усилия, чтобы добиться настоящего успеха.

Представьте себе ситуацию: вы работаете хорошо, а ваш начальник даже не думает платить вам зарплату. Так проходит месяц, второй.

Что вы сделаете? Конечно, разочаруетесь и уволитесь – ради чего так стараться?! И обратная ситуация: не успели вы прийти на работу, а вам уже премию выдали, потом зарплату. Только вы подумаете приступить к обязанностям – а вам повышение, снова выплаты.

Какой вывод вы сделаете? − «Зачем мне что-то делать, если и так платят». Примерно так же ребенок воспринимает поощрения со стороны родителей.

ПРАВИЛО № 3: Не нужно лишней похвалы! Поощрение только за дело!

Дети очень хорошо чувствуют, когда они справедливо заслужили награду, а когда их хвалят просто так. Чтобы любая деятельность ребенка не превратилась в погоню за похвалой, будьте максимально объективны. Если вы видите, что результат работы оставляет желать лучшего, не нужно искусственных восхищений. Лучше похвалите ребенка, например, за то, что он старался.

Безусловная любовь

Иногда дети стремятся быть замечательными во всех отношениях для того, чтобы заслужить любовь родителей. Как правило, в такой ситуации малыши ощущают, что отношение мамы или папы к ним меняется в зависимости от их успехов.

Например, если ребенок построил самую красивую башню в песочнице, мама очень радуется, обнимает его, А если воспитательница в конце дня жалуется родителям, что ребенок не справился с каким-то заданием, что он неусидчивый или неспортивный, то у мамы резко портится настроение, она раздражается на малыша, не хочет играть с ним.

Да еще и всем родственникам может рассказать, какой он неуклюжий, неловкий или невнимательный.

Малыш делает закономерный вывод: «Чтобы меня любили, я должен всегда быть лучше всех!» И, конечно, любое поражение он переносит крайне тяжело – ведь для него это не просто проигрыш, это риск лишиться родительской любви! А что может быть страшнее?! Ребенок должен чувствовать, что мама с папой любят его всегда, а не только когда он хорошо себя ведет, выполняет все задания на отлично и побеждает во всех соревнованиях.

И, НАКОНЕЦ, ПРАВИЛО № 4: Любите и принимайте ребенка таким, какой он есть!

Только в этом случае он сам сможет спокойно переживать свои промахи и неудачи.

Любите своего ребенка просто так, независимо от его достижений.

Если ребенок бурно реагирует на неудачу (кричит, плачет, дерется)

НЕправильно:

  • игнорировать («Я ухожу, раз ты кричишь»);
  • ругать и наказывать;
  • угрожать («Не прекратишь плакать, больше играть не будем!», «Еще раз так крикнешь – получишь!»);
  • приводить в пример других детей;
  • смеяться, обесценивать переживания малыша («Подумаешь, проиграл!»);
  • привлекать к решению проблемы посторонних (когда они готовы включиться в ситуацию: «Ой, как девочка кричит! Сейчас заберу с собой»).

Правильно:

  • сохранять спокойствие
  • обнять, поддержать кроху («Я вижу, ты расстроился из-за проигрыша. Но зато ты очень старался! Все заметили это!»);
  • переключить внимание («Давай считать красные машины. Смотри, одна проехала! Ну-ка, где следующая?»);
  • вернуться к разговору, когда буря уляжется («Я помню, ты расстроилась, когда победила Вика, а не ты. Но, согласись, если бы всегда выигрывал только один и тот же человек, остальным было бы неинтересно играть!»);
  • поговорить с ребенком о чувствах, которые он испытывал, помочь ему понять, что произошло;
  • поговорить с ребенком о чувствах окружающих («Когда ты кидался игрушками, кричал и дрался, другие ребята были напуганы. Им было не очень приятно смотреть на тебя»);
  • предложить альтернативу («Когда ты выигрываешь, ты радуешься. Когда побеждает кто-то другой, ему тоже хочется радоваться. Мы можем веселиться вместе с ним.

Читать на эту тему:

  • Попрошу без критики
  • Детские достижения, неудачи и ошибки

Источник: http://www.parents.ru/article/kak-nauchit-rebenka-spravlyatsya-sneudachami/

Ссылка на основную публикацию