Индивидуальная психология адлера

Индивидуальная психология Адлера

Индивидуальная психология А.Адлера (1870-1937)

Альфред Адлер — знаменитый австрийский психолог, который имея собственный опыт борьбы с физическими недугами с самого начала посвятил себя проблеме неполноценности органов, их компенсации и социальному интересу.

В 1895 г. Адлер закончил Венский университет и начал работать в Венском госпитале врачом. Он интересуется влиянием органических недостатков и социального окружения на психическую жизнь пациентов. В 1902 г. он знакомится с З. Фрейдом и начинает посещать кружок, который собирается по средам. В 1907 г. выходит его первая крупная работа «Исследование неполноценности органов».

Адлер и Фрейд существенно отличались друг от друга по темпераменту, возрасту, методам работы. Движение ума Адлера можно рассматривать как движение по горизонтали, а Фрейда — по вертикали. Идеи Адлера носили широкий, всеобъемлющий характер, охватывая разнообразие отношений человека с окружающим миром.

Фрейд практически игнорирует внешнее, изучая интрапсихические механизмы. Фрейд обладал жестким типом мышления, для которого были характерны строгий детерминизм, установление номотетических законов, структурализм, тенденция представления целого в виде ограниченного количества отдельных составляющих.

Для Адлера характерен иной подход к объяснению динамики психического. В своих работах он тяготел к анализу психического как целого, не делимого на отдельные части. Идею целостности он почерпнул из философской концепции Яна Смитса, который полагал, что целые системы обладают свойствами, отсутствующими у частей.

Основными отличиями теории А. Адлера от теории З. Фрейда являются:

целевой детерминизм (в отличие от причинного у Фрейда);

признание изначально социальной природы человека;

стремление человека к совершенству

понимание психической жизни как целостной индивидуальности, движимой жизненными целями.

В 1911 г. Адлер выступает перед членами кружка с сообщением «Критика фрейдовской теории сексуальности» и в этом же году покидает его.

Одна за другой выходят его работы: «О нервическом характере» (1912), «Практика и теория индивидуальной психологии» (1920), «Социальный интерес: вызов человечеству» (1939). Всего им написано свыше 300 книг и статей.

Умер Адлер во время чтения лекции в 1939 г. Направление, основанное Адлером и продолженное его дочерью Александрой носит название индивидуальной психологии.

Индивидуальная психология — теория личности Адлера, в которой подчеркивается уникальность каждого индивидуума и тех процессов, с помощью которых люди преодолевают свои недостатки в процессе движения к своим жизненным целям (individuum в переводе с латинского языка означает неделимый).

Теория Адлера основана на семи основных понятиях и принципах. Ими являются:

1) чувство неполноценности и компенсация;

2) стремление к превосходству;

3) стиль жизни;

4) творческое Я;

5) порядок рождения;

6) фикционный финализм.

Рассмотрим некоторые из этих принципов.

Свои ранние работы Адлер посвятил проблеме неполноценности органов и их компенсации. Исходя из своего врачебного опыта, он считает, что у человека одни органы развиты несколько слабее других. Эта слабость органов приводит к заболеваниям (см. Хрестомат. 2.3).

В соответствии с исследованием неполноценных органов появляется идея об определенных психических феноменах, которые сопровождают органические недостатки. Это — чувство неполноценности.

Чувство неполноценности — ощущение и переживание своей неспособности, некачественности по сравнению с другими людьми.

Умеренно развитое чувство неполноценности приводит к желанию преодолеть свои недостатки, справиться с ними и является импульсом личностного роста.

Механизмом преодоления недостатков является компенсация как способ нейтрализации мучительного чувства неполноценности.

Компенсация способствует усилению психической деятельности и восполнению ощущаемого дефицита. Осуществляется этот процесс за счет тренировки органов.

Наряду с компенсацией рассматривается механизм сверхкомпенсации (или гиперкомпенсации) как способ преодоления чувства неполноценности и достижения выдающихся результатов. Например, при недостатке зрения человек развивал в себе дар художника, недостаток артикуляции способствовал развитию таланта оратора, недостаток слуха — развитию дара музыканта.

«Почти у всех выдающихся людей мы находим дефект какого-либо органа; складывается впечатление, что они очень страдали в начале жизни и преодолели свои трудности», — писал А. Адлер.

При сильно развитом чувстве неполноценности развитие личности может быть замедлено или даже нарушено. Чувство неполноценности фиксируется, а человек намеренно аранжирует свои дефекты, подчеркивая и усиливая их, считая недугом. Так возникает комплекс неполноценности.

Комплекс неполноценности — совокупность установок, представлений или поступков, выражающих в более или менее замаскированном виде чувство неполноценности или связанные с ним реакции. По Адлеру комплекс неполноценности является аранжировкой недостаточности.

Наличие комплекса приводит к нарушению полноценного функционирования личности, сужению сфер жизнедеятельности, отказу от ряда ситуаций, где человек мог бы полноценно развиваться.

Неполноценные органы и их оценка в виде чувства неполноценности стимулируют развитие человека, направленное на удовлетворение желания, которое Адлер считал основополагающим. Это — стремление к превосходству как стремление к совершенству.

Стремление к превосходству означает необходимость преодолевать самого себя, развивать свои способности, потенциально заложенные возможности. В более ранних работах он полагал, что основным личностным свойством является агрессивность как сильная инициатива в преодолении переживаний. Эта идея возникла на основе представлений Ф.

Ницше о «воле к власти». Позднее агрессию и волю к власти Адлер считает частным случаем стремления к превосходству.

Стремление к превосходству является врожденным. Тем не менее существуют варианты его проявления. Критерием этих различий является социальный интерес (социальное чувство, чувство общности, чувство солидарности) — врожденный инстинкт отказываться от своих эгоистических целей ради целей сообщества.

Низкий социальный интерес указывает на невротический путь развития и связан со стремлением к личному превосходству, желанием быть лучше всех.

Высокий социальный интерес указывает на стремление преодолевать трудности и стремление к конструктивному превосходству.

Социальный интерес — по Адлеру — является показателем психического здоровья, «барометром нормальности» и критерием различения типов превосходства.

Врожденность социального интереса не исключает возможности его развития, которое происходит за счет сотрудничества и кооперации.

Многие цели взрослого человека являются вполне осознанными, но все же основной из них является жизненная цель, которая формируется в раннем детстве и может быть неосознанной. С этим понятием связана концепция фикционного финализма, основанная на концепции Хакса Вайингера, изложенную в работе «Философия возможного».

Он утверждал, что поведение людей находится под влиянием ожиданий, а не прошлых переживаний. Подобные ожидания похожи на идеалы, которые невозможно проверить на практике, соотнести с реальностью, но которые тем не менее позволяют наполнять все действия человека смыслом, задавать направление жизни.

Цели-фикции структурируют процесс развития человека, организуя его в соответствии с заданным в них смыслом.

Понятия социального интереса, жизненной цели связаны со стилем жизни и общей идеей Адлера о целостности человека. «Главная задача индивидуальной психологии подтверждать это единство в каждом индивидууме, в его мышлении, чувствовании, действовании, в его так называемом сознании и бессознательном — во всех выражениях его личности».

Жизненный стиль — уникальный способ, выбранный каждым индивидуумом для следования своей жизненной цели.

Признаками здоровой личности по Адлеру являются — движение от центрированности на себе к социальному интересу, стремление к конструктивному превосходству, кооперация.

Причинами нарушения прогрессивного развития человека являются:

физическая неполноценность, которая ведет к изоляции, развитию эгоизма, чувства центрированности на себе, некооперативного стиля жизни;

избалованность, как результат гиперопеки, которая приводит к снижению социального интереса, умения сотрудничать, личному превосходству;

отверженность как состояние, вызванное изоляцией от родителей и сопровождающееся снижением социального интереса и уверенности в себе.

Следствием влияния трех выше названных причин может стать невроз как естественное, логическое развитие индивидуума с низким уровнем активности, эгоцентрически стремящегося к превосходству и поэтому имеющему задержку в развитии социального интереса.

Нередко Индивидуальную психологию Адлера называют психологией «здравого смысла» или «психологией обыденности».

Его оригинальные находки часто рассматривались как произвольное от психоанализа или что-то очевидное, тривиальное, узконаправленное. К. Юнг писал, что «оба исследователя (Фрейд и Адлер. — Н. Х.) рассматривают субъекта в отношении к объекту…

Адлер делает акцент на субъекте, который охраняет себя и стремится добиться превосходства над объектом… Фрейд же, напротив, упирает лишь на объекты, которые в силу их определенного своеобразия либо способствуют, либо препятствуют удовлетворению стремления субъекта к удовольствию». (Юнг К. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994. С. 76).

Юнг решил эту дилемму, как мы знаем, с помощью типологии, т.е. деления людей на заинтересованных в объекте (экстравертов) и заинтересованных в самом себе (интровертов).

Источник: http://MirZnanii.com/a/204405/individualnaya-psikhologiya-adlera

Шпаргалки по истории психологии — Индивидуальная психология А. Адлера

Page 16 of 53

“Индивидуальная психология” А. Адлера.

Адлер подчеркивал целостность и уникальность человеческой личности.

В противовес Фрейду, придававшему особое значение событиям прошлого опыта, Адлер утверждал, что вся динамика психологической жизни личности подчинена достижению его целей – сознательных или неосознаваемых.

Главной движущей силой, данной человеку от рождения, Адлер считал агрессивное стремление к превосходству над другими, неосуществимое у слабого и беспомощного ребенка и вызывающее чувство неполноценности, которое требует компенсации.

Отсутствие компенсации обусловливает формирование комплекса неполноценности и является одной из причин серьезных психологических проблем (неврозов). Развитие личности обусловлено творческой силой Я как источника сознательного активного построения человеком собственной жизни и наделения ее смыслом.

Суть его теории — каждый человек имеет какой — либо физический или иной недостаток, недостаток, как правило, начинает осознаваться, когда человек начинает общаться с другими людьми. Наличие недостатка приводит к чувству неполноценности.

Положительными сторонами чувства неполноценности является то, что недостаток заставляет человека достигать каких — либо успехов в других областях, т. е. стремится к устранению данного недостатка.

Отрицательные стороны выражаются в следующем: чувство неполноценности может развиться в комплекс неполноценности. Этому способствует: физическое уродство (ущербность), гиперопека, отверженность.

Центральной идеей его теории является мысль о бессознательном стремлении человека к совершенству.

Переживания неполноценности естественно в силу того, что каждый ребенок видит окружающих более сильными, более умными, более компетентными. Эти переживания могут усугубляться недемократическими отношениями ребенка с родителями и сиблингами (братьями и сестрами).

Опыт отношений, получаемый ребенком до 5 летнего возраста, является решающим для развития детского характера, именно этот период определяет характер человека вообще.

Первоначально Адлер полагал, что компенсация должна идти по линии самоутверждения, удовлетворения “воли к власти”. Однако впоследствии, он стал говорить о самоутверждении за счет обретения чувства превосходства. При этом существует два пути:

конструктивный — самоутверждение в деятельности во благо другим и в кооперации;

деструктивный — за счет унижения других и эксплуатации.

Сформировавшийся комплекс неполноценности можно изменить. Изменение должно касаться 3 — х сфер жизни человека:

-работа;

-дружба;

-любовь.

Стиль жизни по Адлеру — это индивидуальное соотношение работы, дружбы, любви. Жизненный стиль — это уникальный способ, выбранный каждым человеком для следования своей жизненной цели, это интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с жизнью вообще.

Как часть своего жизненного стиля каждый человек создает свое представление о себе и мире. Адлер называет это схемой апперцепции. Адлер полагал, что только посредством сотрудничества с другими, стараясь внести свой вклад в общее дело, человек может преодолеть чувство неполноценности.

С другой стороны, недостаток сотрудничества с людьми и возникающее в результате чувство неадекватности являются корнем всех невротических стилей жизни.

Чтобы помочь человеку преодолеть явный или замаскированный “комплекс неполноценности”, важно:

1. понять специфический стиль жизни человека;

2. помочь человеку понять себя;

3. усилить социальный интерес.

Источник: http://spargalki.ru/psyhologiya/111-istoriya-psyhologii.html?start=15

Теория личности Альфреда Адлера

Альфред Адлер — известный австрийский психиатр и основоположник индивидуальной психологии.

В своё время его «острые» взгляды на психоаналитическую теорию личности, превратили Адлера из близкого помощника Фрейда в его ярого оппонента.

Полное несогласие с фрейдовскими взглядами привели к расколу Венского психоаналитического общества и появлению нового направления — индивидуальной психологии личности. 

Основные принципы индивидуальной психологии Адлера

В своей работе Адлер руководствовался 4 ключевыми принципами, которые и положили начало его теории личности. Во-первых, Адлер считал, что человек является целостной, неделимой и единой личностью.

Во-вторых, вся жизнь человека представляет собой динамическое стремление к превосходству. В-третьих, каждый индивид является творческой личностью. И в-четвёртых, важную роль в становлении личности играет её социальная принадлежность.

Исходя из этих принципов, учёный считал, что каждый человек испытывает постоянное чувство неполноценности, пережитое в детстве. Именно отсюда у личности возникает сильное стремление к превосходству над другими или самосовершенствованию.

Согласно Адлеру каждый человек в течение жизни стремится к достижению фиктивных целей, в основе которых как раз и лежит потребность в превосходстве. 

В адлеровской теории влияние общества на развитие и становление личности является основополагающим. Учёный полагал, что существуют 3 основные жизненные задачи, напрямую связанные с социумом: работа, дружба и любовь. В зависимости от степени активности личности и проявления интереса к этим трём задачам, известный психиатр выделял установки, определяющие жизненный путь человека.

Всего в теории Адлера было 4 основных установки (типа поведения):

— управляющий тип поведения;

— берущий тип поведения;

— избегающий тип поведения ;

— социально-полезный тип поведения.

Управляющий тип характерен для самоуверенных, напористых, активных людей, которые в первую очередь ориентируются на превосходство над другими. Для берущего типа характерны низкие уровни социального интереса и активности, а также паразитирующее существование в обществе.

Люди с избегающим типом поведения стремятся спастись бегством от решения проблем, отличаются низкой социальной активностью и отсутствием активности. Социально-полезный тип поведения — самый эффективный.

Для него характерными являются сочетание высокого уровня активности и социального интереса, забота об окружающих, стремление к сотрудничеству. 

Адлер полагал, что стиль жизни определяется творческим потенциалом личности, но во многом зависит и от того, каким ребёнком по счёту в семье был рождён человек. Сам Альфред был третьем ребёнком из 6 детей Адлеров.

Все своё детство он испытывал чувство неполноценности и ненужности, поэтому стремился найти одобрение в общение с соседскими детишками.

Через много лет в своей теории Адлер отдаст огромное значение дружбе в становлении и развитии личности человека. 

Влияние общества на личность в теории Адлера

Главное значение в процессе развития личности Адлер отдавал творческой силе индивидуума — его Эго. Именно творческий потенциал, по мнению автора индивидуальной психологии, определяет жизненные установки и тип поведения человека.

Но, на пути формирования личности стоит общество, которое диктует свои правила. С одной стороны, общество ограничивает творческие возможности каждого отдельного человека, определяя правила и законы, которым он должен подчиняться.

С другой стороны, какой сильной и независимой ни была бы отдельно взятая личность, она не может изолированно существовать вне общества. Таким образом, человек постоянно пребывает в конфликте между развитием своего творческого потенциала и общественными ограничениями.

 У Адлера этот конфликт был описан как «вечное стремление получить общественное признание и отделиться от социума».

Источник: http://sam-sebe-psycholog.ru/articles/teoriya-lichnosti-alfreda-adlera

Комплекс неполноценностии стремление к превосходству

    Альфред Адлер и его индивидуальная психология: краткий обзор, основные принципы, методы и понятия, исторический момент возникновения.     Альфред Адлер (1870–1937) – австрийский психолог, психиатр, основатель индивидуальной психологии. Наиболее полно свою концепцию он изложил в своей работе «Наука жить» (1929).

    Адлер не был учеником Фрейда, хотя психоанализ и сама личность Зигмунда Фрейда оказали своё влияние на него и его теорию (в 1910 году он даже возглавлял Венское психоаналитическое общество). «Употребление терминов «сознательное» и «бессознательное» для определения отличительных факторов является неверным с точки зрения практики индивидуальной психологии.

Сознательное и бессознательное движутся вместе в одном и том же направлении и не противоречат друг другу, – вопреки распространенному мнению» (2, гл. 2).     Альфред Адлер является одним из первых психологов, которые ставили на первый план психологии социальный фактор, и в этом его главная заслуга. «Индивидуальная психология рассматривает и исследует индивидуума, включенного в общество.

Мы отказываемся рассматривать и изучать человека изолированно от него», – писал Адлер (3, гл. 5).

    Цель индивидуальной психологии – социальная адаптация человека (1, гл. 9).     Главную роль в формировании и развитии личности играют не бессознательные мотивы, а социальный фактор, без учёта которого нельзя подходить к вопросу исследования характера и поведения.     Адлер впервые ввёл термин – комплекс неполноценности.

Он считал, что большинство детей ощущают собственную неполноценность по отношению к взрослым, что и является причиной возникновения комплекса неполноценности. Этот комплекс впоследствии ребёнок может пытаться скомпенсировать за счёт стремления к превосходству над другими людьми (1).

    «Термины «комплекс неполноценности» и «комплекс превосходства» выражают факт уже закрепившейся плохой социальной адаптации. Эти комплексы не находятся в плазме зародыша или человеческой крови: они появляются в процессе взаимодействия индивида с его окружением.

Часто комплекс неполноценности скрывается за комплексом превосходства и служит в качестве компенсации» (1, гл. 10).     «Неполноценность и превосходство – это общие условия, которые управляют поведением и являются фундаментом всей его психической жизни», – считал Альфред Адлер (1, гл. 10).     Структуру личности определяет жизненный стиль.

«Обсуждать и лечить психологические и эмоциональные проблемы нужно в контексте жизненного стиля личности» (3). Стиль жизни ребенка, по мнению Адлера, устанавливается в четырех-пятилетнем возрасте, и его непросто подвергнуть изменениям в дальнейшем.     В дальнейшем жизненный стиль формируется в процессе преодоления трудностей, пережитых в детстве.

Человек воспринимает какую-то отдельную ситуацию и окружающий его внешний мир в целом в зависимости от своего прошлого опыта, от имеющихся у него жизненных установок и его психических индивидуальных особенностей (1).     «Очень важно понять индивидуальный контекст – жизненный стиль человека, определяющий направление всех его поступков и побуждений.

Понимание жизненного стиля делает для нас возможным понимание скрытого смысла, лежащего в основе различных разрозненных действий, так как мы начинаем видеть их частями единого целого», – писал Альфред Адлер (1, гл. 1).

    Автор картинки Ольга Громова. Источник: персональный сайт художницы.

    Индивидуальная психология предлагает несколько методов для анализа характера комплекса неполноценности.     1. Последовательность рождения.     «Во многих случаях стоит просто задать пациенту вопрос: вы первый, второй или третий ребенок в семье? – и у нас появляется всё необходимое для исследования» (1, гл. 4).

    Поясняя свою позицию, Альфред Адлер пишет:     «Вначале первый ребенок – единственный, и поэтому является центром всеобщего внимания. Но после рождения второго ребенка он обнаруживает себя свергнутым с пьедестала, и эта перемена ему не по вкусу. Это и в самом деле трагедия в жизни ребенка: он обладал властью, которой теперь лишился.

Это ощущение трагедии становится частью его прототипа, и со временем проявится в его качествах, когда он станет взрослым…     Второй ребенок изначально противопоставлен лидеру, что постоянно побуждает его к соревнованию. Все его качества будут отражать особенность его положения в семейном сообществе.

По натуре он бунтовщик, не признающий власть или авторитет. Многочисленные примеры силы младших детей нам дают история и легенды» (1, гл. 1).

    Правда, обосновывая свой подход, Альфред Адлер заметил, что «предсказания, основанные на знании положения ребенка в семье – это описание определенных тенденций, а не закономерностей, непременно исполняющихся в каждом конкретном случае» (1, гл. 8).     2. Ранние воспоминания.

    Исследование комплекса неполноценности, в результате которого был нарушен процесс вхождения индивида в социум, включает в себя и метод ранних воспоминаний. «Первые воспоминания или первые рисунки позволят восстановить ранний стиль жизни, называемый прототипом.

Ранние воспоминания позволяют увидеть ту часть прототипа, которая действует в сегодняшней его жизни. Как правило, всем запоминается что-то очень важное, даже если это просто осталось в памяти, и ему не придают особого значения» (1, гл. 4).

    «В стиле жизни, сформировавшемся в четырех-пятилетнем возрасте, мы обнаруживаем связь между содержанием воспоминаний и действиями в настоящем. После многочисленных наблюдений этого феномена, мы твердо придерживаемся той теории, что в ранних воспоминаниях всегда возможно найти реальную часть прототипа пациента» (1, гл. 5).

    Ранние воспоминания, по мнению Альфреда Адлера, позволяют лучше понять глубину и причину проблем сегодняшнего положения. При этом Адлер, опять же, делает оговорку: «Однако необходимо помнить о том, что ранние воспоминания – это всего лишь намеки, не они являются причиной происходящего» (1, гл. 5).     3. Движения тела.     «Вслед за ранними воспоминаниями, мы можем приступить к исследованию движений тела и установок. В движениях человека выражаются или воплощаются его установки, а все частные установки воплощают и составляют одну общую жизненную установку, называемую «стилем жизни» (1, гл. 6).

    Четырёхминутный видеоролик, в котором Альфред Адлер рассказывает об основах предложенной им психологии. Вена, Австрия, 1929 год.

    Каким же образом можно преодолеть чувство неполноценности?     1. Изменить отношение к себе. «Лучшим лечением для людей с комплексом неполноценности будет поддержка; ни в коем случае нельзя их критиковать, убивая тем самым присутствие духа. Мы должны дать им понять, что они способны самостоятельно противостоять трудностям и разрешить проблемы своей жизни.

Это единственный способ заставить человека поверить в себя и это единственный способ лечения чувства неполноценности» (1, гл. 2).     2. Изменить отношение к другим. «Нашей задачей является пробудить в человеке его чувство общности.

Как это должно быть сделано? Большая трудность в работе с подобными людьми заключается в том, что они постоянно находятся в напряжении и ищут подтверждения своим навязчивым идеям. Следовательно, изменить эти их идеи невозможно, пока мы каким-то способом не проникнем в их внутренний мир, с тем, чтобы рассеять их предубеждения» (2, гл. 4).     3. Изменить отношение к окружающему миру.

Социальное обучение является основным методом, с помощью которого мы можем преодолеть чувство неполноценности (1). «Мы должны помочь таким людям понять, что для общества важно, что же они делают в действительности и что оно действительно от них получает» (2, гл. 2).     Альфред Адлер и его концепция.

    Знаменателен тот исторический период, когда появилась, а возможно, и не могла не появиться индивидуальная психология.

    С одной стороны, набирал силу классический психоанализ Фрейда, при котором душевные волнения человека рассматривались через призму его сексуальных потребностей и побуждений:     «Почему другие душевные волнения не могут дать повода к описанным явлениям вытеснения и замещения? Я могу на это ответить: я не знаю, почему другие, несексуальные, душевные волнения не должны вести к тем же результатам, и я ничего не имел бы против этого; но опыт показывает, что они подобного значения не имеют, и самое большее – они помогают действию сексуальных моментов, но никогда не могут заменить последних» (Фрейд З. По ту сторону удовольствия. – Мн.: Харвест, 2004, с. 199).     С другой стороны, быстрыми темпами развивался бихевиоризм со своей схемой «стимул – реакция», научной доказательной базой, в самом строгом понимании этого выражения, и, как следствием этого, отрицанием методов интроспекции (самонаблюдения) в терминах сознания:     «Мы не считаем существенными методы интроспекции, т.к. данные в терминах сознания зависят от их субъективной интерпретации. Интроспекция есть метод, посредством которого можно манипулировать с духовными явлениями в процессе их исследования» (Уотсон Д. Психология с точки зрения бихевиориста, 1913).     Согласно психологии Альфреда Адлера, психологическое здоровье должно основываться прежде всего на здоровых социальных отношениях.

    Литература:

    1. Адлер А. Наука жить.     2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии.     3. Фрейджер Р., Фэйдимен Д. Теории личности и личностный рост.

    Ноябрь 2013.

Источник: http://psy-nets.ru/Alfred_Adler.html

Ссылка на основную публикацию