Характеристики гармоничной личности

Уровни развития гармоничной личности

К любви способна только гармоничная личность. Человек в дисгармонии не любит, он ожидает любви. Если человек, находясь в режиме ожидания, дефицита, получает что-то, это не будет его удовлетворять. Все блага, как духовные, так и материальные, такие как здоровье, богатство, отношения, истинное счастье, абсолютное знание приходят к человеку тогда, когда он находится в гармонии.

В Ведах сказано: просто станьте гармоничными, и вам всё откроется изнутри, просветление само придет к вам… Гармоничный человек развивается на 4 уровнях:

Физический

Если у вас нет здоровья, то вы не сможете наслаждаться материальным миром и делать прогресс в духовном. Физический уровень состоит из:

*Забота о теле. Регулярные чистки внутренних органов (кишечника, печени и почек).

*Правильное питание. Наше физическое и ментальное здоровье зависит от питания: что мы едим, где, как, с кем и, что очень важно, когда и в какое время суток.

*Вода. Наше тело и мозг должны получать регулярно чистую воду. Именно воду, а не чай и различные напитки. Желательно пить около 2-х литров в течение дня. Йоги, которые живут долгой и здоровой жизнью, пьют каждые 15 минут по несколько глотков.

*Позвоночник. От состояния позвоночника зависит все тело. В восточной медицине говорят, что гибкость позвоночника показывает, насколько долго будет жить человек. Также от этого зависит мышление. Например, если ты ходишь ровно и улыбаешься, у тебя непроизвольно улучшается настроение.

*Дыхание. Во всех восточных культурах есть различные дыхательные техники, которые могут помочь человеку иметь очень сильный иммунитет, быть энергичным, быстро выздороветь в случае тяжелой болезни.

Например, в ведантизме это пранаяма, в китайской культуре – гимнастика цигун, ушу и т. д. Важно иметь спокойное, умиротворенное дыхание.

Йоги говорят, что чем чаще ты дышишь, тем меньше тебе жить, и, соответственно, наоборот.

*Сон. Важно иметь правильный достаточный сон. Следует знать, что самый полезный сон с 9 вечера до 5 утра.

*Посты. Важно регулярно поститься, осознанно воздерживаться от приема пищи. Лучше делать это на экадаши – 11-й лунный день. Для тела и ума, а также для воспитания характера важно воздержание от пищи.

*Сексуальная жизнь. Ее должно быть немного и с любимым. Все сексуальные извращения, да и просто потакание своему вожделению, забирают много тонкой энергии, ухудшают карму.

*Физические упражнения. Очень важно много двигаться – и для тела, и для ума. Лучшее – это быстрая ходьба, плавание. Также полезны танцы и йога.

*Природа. Нужно как можно больше бывать на природе. Просто пребывание там, особенно в горах, на море, может быстро привести в порядок ментальное состояние, резко усилить иммунитет. Лучше, конечно, вообще жить на природе.

*Все вредные привычки – особенно курение и спиртное, включая пиво, – нужно полностью искоренить: они убивают красоту, молодость, сильно старят. Имея их, человек не может быть физически и психически здоров и счастлив. Если ты ведешь здоровый образ жизни, имеешь цель в жизни, хочешь приносить своим близким радость, следуешь своим путем, – то тебе это совсем несложно.

*Регулярный полноценный отдых. Полный отход от всех дел, как минимум раз в неделю и раз в несколько месяцев на неделю или две.

Социальный

Он включает в себя:

*Найти свое предназначение и жить в соответствии с ним. Подобно тому, как у каждой клетки или органа в нашем теле есть предназначение, так и у каждого живого существа есть свое предназначение в этом воплощении. И очень важно его понять и следовать ему.

*Состояться как мужчина или женщина.

То есть мужчина должен развивать мужские качества: прежде всего, уметь брать на себя ответственность, быть смелым, логичным, последовательным, и если человек не монах, – это умение взять ответственность за женщину и детей на всю жизнь и сделать их счастливыми и обеспеченными, не прожигать жизнь, как эгоистичный гуляка. Для женщины – развитие женственности, умение заботиться, интуитивный подход к жизни, стать хорошей матерью и женой.

*Очень важно состояться как муж – жена, сын – дочь, родитель. Не выполнив своего долга в семье, нельзя прогрессировать ни духовно, ни материально.

Вселенная перестает помогать человеку, который не служит своей семье, и уж тем более, если он уходит от семейных обязанностей, не хочет заводить семью и детей.

Немногочисленные исключения – это те, кто полностью отрекся от мира и живет очень аскетично. Но в семье, в служении обществу учиться высшей мудрости можно не меньше.

*Задача каждого человека – улучшить карму (судьбу) своего рода, служить своему роду, почитать своих предков, какими бы они ни были.

*Умение зарабатывать деньги. Это относится к мужчине. Но правильно относиться к деньгам важно всем: как к энергии Бога, уважительно, но без жадности. Уметь жить счастливо и умиротворенно вне зависимости от количества денег.

*Уметь правильно строить и поддерживать отношения с другими людьми. Уметь устроить счастливую и гармоничную личную жизнь. То, как мы можем любить, проявляется в отношениях. Все, что мы ставим выше отношений, – мы теряем.

*Приносить своей жизнью благо миру, в первую очередь близким. Мы должны чувствовать и видеть, что живем не зря, что благодаря нашей жизни хоть кто-то становится более счастливым и здоровым и, главное, любящим.

Интеллектуальный

В современной культуре принято считать человека интеллектуальным в зависимости от того, сколько он прочел книг, сколько языков знает, сколько у него научных степеней. Но к определению данного слова это практически не относится. Про такого человека более правильно сказать, что он умный. По-настоящему мудр и разумен тот, кто:

*Умеет строить цели (на день, неделю, год, и несколько лет) и их целенаправленно достигать. Особенно это важно для мужчины. Ибо три главных качества гармоничного и успешного мужчины – это целеустремленность, бесстрашие и щедрость.

*Знает, что цель жизни может быть только на духовном уровне – это Божественная Любовь, Любовь к Богу. И для него это главная ценность жизни, к которой он идет.

*Знает, что мы есть душа, дух, а не физическое или ментальное тело.

*Умеет отличать “сат” от “асат” – временное бренное от вечного. Умеет принимать и идти путем, который благоприятен для гармоничного развития, для увеличения любви в душе и отвергать все, что неблагоприятно для этого.

*Умеет концентрироваться, добиваться спокойствия ума и контроля пяти чувств.

*Способен менять свою судьбу. Только человек с сильным, одухотворенным разумом, а также с большой силой воли и умением добиваться своих возвышенных целей способен изменить свою судьбу и идти своим путем, благодаря способности менять свой характер и

формировать правильное мировоззрение.

*Умеет отслеживать свои эмоции и таким образом не попадать под их влияние.

Духовный

Он – основа всего, самый реальный, так как вечен, и именно в нем присутствует истинная реальность. Если духовный уровень развит слабо, то все уровни будут разрушаться и причинять страдания. Это внутренняя наполненность, духовно-нравственные ценности, знания о Душе, отношения с Богом.

*Самое главное, чего не может дать материя, и что является главным сокровищем вечного духовного мира – это безусловную Божественную любовь. Этот мир может только наделять человека страхами, привязанностями и зависимостями, желанием потреблять.

Но когда человек испытывает Божественную любовь, живет ею, излучает ее, то он пребывает в Царстве Божьем, где бы он ни был на материальном плане. Душа – это безусловная любовь. Следовательно, главный показатель «духовной продвинутости» человека – насколько он живет безусловной любовью, любовью к Богу. Подлинная духовность – это любовь.

Убери Ее – и все потеряет смысл и станет приносить огромные страдания: и еда, и секс, и социальная жизнь, и интеллектуальные игры и т. д.

*Душа вне времени и пространства – для нее нет прошлого и будущего, а только настоящее. Следовательно, насколько человек может жить здесь и сейчас, то есть в реальности, – настолько он одухотворен. Только в состоянии «здесь и сейчас» можно испытывать безусловную любовь. Совершенство жизни – это просто быть любящим присутствием.

*Бескорыстие. Душа, наше высшее Я – это любовь. Попадая в этот мир, человек покрывается ложным эго, эгоизмом, который разрушает его жизнь, потому что эго хочет потреблять и жить для себя.

В духовном мире или в обществе святых приятно находиться, потому что там все служат друг другу. Любовь можно ощутить, только когда мы жертвуем, отдаем, заботимся в смиренном состоянии ума, не ожидая ничего взамен.

Поэтому также можно сказать, что подлинная духовность – это и бескорыстие, и служение, без ожидания чего-то взамен.

*Важнейший показатель духовности – умение видеть Бога во всем и во всех. Ведь нет ничего вне Бога, отделенного от него. Каждый человек – это часть Бога, каждый атом, все подвижное и неподвижное, все планеты. В каждой ситуации – Бог.

Когда ты видишь одного Бога, разделенного на много форм: родственник, дерево, враг, гора, планета, травинка, микроб и т. д., – тебе легко любить безусловно всех и все. Видя и ощущая во всем Бога, ты все больше чувствуешь единство со всем и всеми.

Все в этом мире связано: каждое событие, каждое живое существо.

*Служение. Все в природе служат, выполняют какую-то роль – даже жители высших планет – и только у человека есть выбор: служить себе или служить всем. Чем более он по-настоящему духовный, тем более он бескорыстный и, следовательно, больше служит. Это подразумевает служение своей семье, обществу..

Источник: http://pravotnosheniya.info/Urovni-razvitiya-garmonichnoy-lichnosti-3832.html

4 Уровня Развития Гармоничной Личности

Физические упражнения. И для тела, и для ума очень важно много двигаться. Лучшее – это быстрая ходьба, плавание. Также полезны танцы и йога.

Природа. Нужно как можно больше бывать на природе. Просто пребывание там, особенно в горах, на море, может быстро привести в порядок ментальное состояние, резко усилить иммунитет. Лучше, конечно, вообще жить на природе.

Искоренение всех вредных привычек: курение и спиртное, включая пиво убивают красоту, молодость, сильно старят. Имея вредные привычки человек не может быть физически и психически здоров и счастлив. • Регулярный полноценный отдых. Полный отход от всех дел, как минимум раз в неделю и раз в несколько месяцев на неделю или две.

Социальный уровень включает в себя следующее:

Найти свое предназначение и жить в соответствии с ним. Подобно тому, как у каждой клетки или органа в нашем теле есть предназначение, так и у каждого живого существа есть свое предназначение в этой жизни. Очень важно его понять и следовать ему.

Состояться как мужчина или женщина. Мужчина должен развивать мужские качества. Прежде всего – уметь брать на себя ответственность, быть смелым, логичным, последовательным.

Если мужчина не монах, он должен брать ответственность за женщину и детей на всю жизнь, сделать их счастливыми и обеспеченными.

Для женщины – развитие женственности, умение заботиться, интуитивный подход к жизни, стать хорошей матерью и женой.

Выполнение своего долга в семье (муж-жена; родитель-ребенок). Вселенная перестает помогать человеку, который не служит своей семье. Тем более, если человек уходит от семейных обязанностей, не хочет заводить семью и детей. Исключения относятся к тем, кто полностью отрекся от мира и живет очень аскетично. Но в семье, в служении обществу учиться высшей мудрости можно не меньше.

Улучшение судьбы своего рода, служить своему роду, почитать своих предков, какими бы они ни были.

Умение зарабатывать деньги. Это относится к мужчинам. Но правильное отношение к деньгам важно всем. К деньгам нужно относиться как к энергии Бога, уважительно, но без жадности. Кроме того, нужно уметь жить счастливо и умиротворенно вне зависимости от количества денег.

Правильно строить и поддерживать отношения с другими людьми. Уметь устроить счастливую и гармоничную личную жизнь. То, как мы можем любить, проявляется в отношениях. Все, что мы ставим выше отношений, – мы теряем.

Приносить своей жизнью благо миру, в первую очередь близким. Мы должны чувствовать и видеть, что живем не зря, что благодаря нашей жизни хоть кто-то становится более счастливым и здоровым и, главное, любящим.

Интеллектуальный уровень отражает мудрость и разум человека

В современной культуре принято считать человека интеллектуальным в зависимости от того, сколько он прочел книг, сколько языков знает, сколько у него научных степеней. Но к определению данного слова это практически не относится. Про такого человека более правильно сказать, что он умный. По-настоящему интеллектуальный человек: 

Ставит цели (на день, неделю, год, и несколько лет) и их целенаправленно достигать.Особенно это важно для мужчин. Ибо три главных качества гармоничного и успешного мужчины – это целеустремленность, бесстрашие и щедрость.

Знает, что цель жизни может быть только на духовном уровне – это Божественная Любовь. И для него это главная ценность жизни, к которой он идет.

Знает, что мы есть душа, дух, а не физическое или ментальное тело.

Отличает временное от вечного, выбирая путь, который благоприятен для гармоничного развития, увеличения любви в душе и отвергая все, что неблагоприятно для этого.

Умеет концентрироваться, добиваться спокойствия ума и контроля пяти чувств.

Способен менять свою судьбу. Только человек с сильным, одухотворенным разумом, а также с большой силой воли и умением добиваться своих возвышенных целей способен изменить свою судьбу и идти своим путем, благодаря способности менять свой характер и формировать правильное мировоззрение.

Отслеживает свои эмоции и таким образом не попадать под их влияние. 

Духовный уровень – основа всего

Именно в нем присутствует истинная реальность. Если духовный уровень развит слабо, то все уровни будут разрушаться и причинять страдания. Это внутренняя наполненность, духовно-нравственные ценности, знания о Душе.

Самое главное, чего не может дать материя, и что является главным сокровищем вечного духовного мира – это безусловная любовь. Этот мир может только наделять человека страхами, привязанностями и зависимостями, желанием потреблять. Душа – это безусловная любовь.

Следовательно, главный показатель «духовной продвинутости» человека – насколько он живет безусловной любовью. Подлинная духовность – это любовь.

Убери любовь, и все потеряет смысл, станет приносить огромные страдания: и еда, и секс, и социальная жизнь, и интеллектуальные игры и т. д.

Насколько человек может жить здесь и сейчас, то есть в реальности, – настолько он одухотворен. Душа вне времени и пространства – для нее нет прошлого и будущего, а только настоящее. Только в состоянии «здесь и сейчас» можно испытывать безусловную любовь. Совершенство жизни – это просто быть любящим присутствием.

Бескорыстие. Душа, наше высшее Я, – это любовь. Попадая в этот мир, человек покрывается ложным эго, эгоизмом, который разрушает его жизнь, потому что эго хочет потреблять и жить для себя.

В духовном мире или в обществе святых приятно находиться, потому что там все служат друг другу. Любовь можно ощутить, только когда мы жертвуем, отдаем, заботимся в смиренном состоянии ума, не ожидая ничего взамен.

Поэтому также можно сказать, что подлинная духовность – это и бескорыстие, и служение, без ожидания награды.

Важнейший показатель духовности – умение видеть Божественное во всем и во всех. Ведь нет ничего вне этого. Видя и ощущая Божественное во всем, ты все больше чувствуешь единство со всем и всеми. Все в этом мире связано: каждое событие, каждое живое существо.

Служение. Все в природе служат, выполняют какую-то роль. У человека есть выбор: служить себе или служить всем. По-настоящему духовный человек – бескорыстный и, следовательно, больше служит. Это подразумевает служение своей семье и обществу.

Источник: https://econet.ru/articles/77803-4-urovnya-razvitiya-garmonichnoy-lichnosti

Гармоничность Гармоничная личность

18.02.2013 by malekc07

Истинный ключ к гармонии и процветанию следует искать не в государственном устройстве, не

 в правильных законах и не в прочих внешних условиях человеческого существования, а внутри людей.

Нужно развивать душу каждого человека.

Помогать ему стать милосердней, терпимей, просто добрее.

автор афоризма: Акунин Борис

       Гармоничность как качество личности – способность жить без внутренних конфликтов в унисоне души и разума, обеспечить оптимальную слаженность физической, социальной и духовной сторон жизни между собой и  внешним миром.

Однажды женщине приснился сон, что за прилавком магазина стоял Господь Бог. — Господи! Это Ты? — воскликнула она с радостью. — Да, это Я, — ответил Бог. — А что у Тебя можно купить? — спросила женщина. — У меня можно купить всё, — прозвучал ответ.

— В таком случае дай мне, пожалуйста, здоровья, счастья, любви, успеха и много денег. Бог доброжелательно улыбнулся и ушёл в подсобное помещение за заказанным товаром. Через некоторое время он вернулся с маленькой бумажной коробочкой. — И это все?! — воскликнула удивлённая и разочарованная женщина.

— Да, это всё, — ответил Бог. — Разве ты не знала, что в моём магазине продаются только семена?

          Какие же семена должен взрастить в себе человек, чтобы стать обладателем такой добродетели как гармоничность? Какие проявленные качества личности нужно иметь, чтобы находиться в полном согласии с самим собой и с внешним миром?

          Чтобы отсечь огромный отряд претендентов на гармоничность, нужно сразу без обиняков сказать — гармоничная личность не может быть эгоистом.   Эгоист живет для себя, он не может не сталкиваться с эгоизмом других людей.  Потянув «одеяло» на себя, он неизбежно будет конфликтовать с внешним миром.

Расталкивая других в желании достичь для себя каких-то материальных благ, он обязательно будет встречать ответное сопротивление. Это будет вызывать у него раздражение, злобу и негодование, хочешь – не хочешь, он будет осуждать и обвинять других людей в своих проблемах. О мире в душе можно забыть.

Словом, эгоизм и гармоничность не уживаются вместе.

            Гармоничная личность находит вкус счастья в сфере бескорыстной деятельности, в концепции – жить для других людей.

Когда вы живёте для других, будут у вас какие-то конфликты и переживания? Гармоничность осознает, без правильного внутреннего состояния не найдешь согласия с самой собой и, тем более, с внешним миром. Что внутри, то и снаружи. Если внутри царит гармония, мир ответит внешней гармонией.

Если ты бескорыстно смотришь на мир, мир будет бескорыстно  помогать тебе. Поэтому гармоничная личность постоянно вырабатывает в себе хорошие качества характера, направляя на эту подавляющую часть своей жизненной энергии.

Она твердо знает – чем больше в тебе развито достоинств, тем прочнее костяк гармоничности.  Она осознаёт – гармоничность не приходит извне, она рождается внутри воспитанием в себе положительных качеств личности. Она верит, что это основа основ и твердо идёт по этому пути.

           Эгоист может уживаться с узкой группой людей, пока они не затронут его интересы. Дружба дружбой, а табачок врозь. Где эгоизм, там жадность и зависть. Стоит легонько задеть его Эго, сразу возникнут споры, ссоры, скандалы и драки.

В противовес эгоисту, гармоничная личность совершенно спокойно уживается с разными людьми. Способность жить в согласии со всеми людьми – отличительный признак гармоничной личности.

Если вы не выдерживаете тест на уживчивость с наибольшим количеством разных людей, значит, ещё рано говорить о гармоничности. Гармоничность  уважает людей. Уважающий других, сам будет уважаем. Всегда можно поладить с человеком, к которому испытываешь симпатию, с которым есть общие интересы.

Другое дело, когда встречаешься с людьми разных темпераментов, типов мышления, ценностных ориентаций, убеждений и индивидуальных особенностей. Вот здесь личность и проверяется на гармоничность.

         Гармоничная личность живет не в мыслях о будущем или в переживаниях о прошлом, а здесь и сейчас. Она побеждает время, её никто не затащит в прошлое, чтобы в тысячный раз мусолить и переживать какой-нибудь неприятный эпизод жизни. Гармоничность подходит к прошлому своеобразно: переживает хорошее и учитывает плохое.

Большинство людей поступает наоборот. Всё ее внимание направлено в настоящее, она ищет счастье в каждом мгновении жизни. При этом гармоничность всегда идёт в связке с целеустремлённостью. Сама дорога к своей цели и представляет счастье.

Гармоничность с завидным постоянством делает очередной шаг к высокой цели, и каждый день превращается в праздник. Например, она поставила себе цель ещё больше развить в себе такие достоинства как смиренность, скромность, доброта, бескорыстие и приветливость.

Записав цель и составив план действий по её достижению, она в ежедневном режиме контролирует, какие конкретные мысли, действия и поступки подтверждают её сегодняшнее продвижение к цели.

          Живя в режиме «здесь и сейчас», гармоничная личность смотрит на близких и окружающих с позиций сегодняшнего дня. Для неё характерно видеть в людях, прежде всего, достоинства и концентрировать своё внимание на них. Она не склонна к критике и осуждению.  Помогая человеку развить достоинства, она лишь учитывает его недостатки.

Ей не нужно никого прощать. Чтобы простить, надо обидеться, чтобы обидеться, надо иметь гордыню.  В гармоничности нет эгоизма и гордыни, поэтому ей не на кого обижаться и кого-то прощать.

Если в её семье есть тунеядцы, алкоголики, развратники, наркоманы, она любит их какие они есть и бескорыстно старается помочь, опираясь на положительные стороны личности.

        Отличительное качество гармоничной личности – принимать единственно правильное решение в пространстве между возбудителем и реакцией на него.

Она всегда делает нравственный, человечный выбор,  обращая свои чувства внутрь, а не наружу,  и берет ответственность за все происходящее в жизни на себя, никого не обвиняя и не осуждая.

Живя в единстве души и разума, в согласии с собственными нравственными ценностями, находясь в балансе с внешним миром, гармоничность достигает душевного мира, благодати и умиротворения.

               Гармоничность дарит личности благодать, счастье. Каждый знает, стоит пойти наперекор душе, нарушить нравственные правила и благодать исчезает, как утренний туман. Мир души и разума нарушен. В бой вступает внутренний контролёр – совесть.

Когда появляется внутренний конфликт, гармония из проявленного качества личности временно уходит в «запасники» качеств, дожидаясь восстановления перемирия между душой и разумом.

  Гармоничная личность, прекрасно зная вкус счастья от унисона души и разума, находится в тягостном, мучительном состоянии, своеобразном «похмелье» от внутренних перебранок и поэтому предпринимает срочные меры к возвращению в состояние благодати.

          Гармоничность, как мир в душе, свободна от деструктивных эмоций вроде зависти, злобы, беспокойства, тревожности, страха и негодования.

Контролируя бег своих мыслей, она искусно управляется с любой негативной мыслью, способной вызвать негативную эмоцию.

Обеспечив чистоту сознания, контроль ума и чувств, гармоничность искореняет все причины, вызывающие длительное проявление негативных эмоций.  Способность достигать благодати и поддерживать её – важный признак гармоничной личности.

         Человек – сложнейшая из всех существующих систем, и эта система достигает гармонии, когда оптимально слаженно взаимодействуют её элементы – физическая, социальная и духовная стороны жизни.

Например, в физической сфере жизни гармоничность – это и хорошее физическое самочувствие в целом, здоровый образ жизни, чувство меры в своих желаниях, притязаниях и действиях, разумное расходование своей жизненной энергии.

В человеке есть всё необходимое для воспитания гармоничности, нужно только научиться извлекать из себя гармонию, как виртуоз извлекает волшебные звуки из послушной в его руках скрипки.

         Я так несчастен. Наверное, я – плохой человек, — жаловался ученик учителю. — Ты – не плохой человек, но тебе нужно измениться. — Как же так? Если я – не плохой, то зачем мне меняться? — Давай-ка лучше я тебе покажу, – посоветовал учитель. Он дал ученику свирель с просьбой сыграть любую мелодию.

Ученик играть на свирели не умел, но поднес инструмент к губам, стал в него дуть и попеременно закрывать отверстия. Ничего, кроме свистящих и хрипящих звуков, из свирели не выходило. — Видишь, что получается, — сказал Учитель. — А если ты выучишься на ней играть, музыка станет совсем иной.

Что же изменится? Играть будешь тот же ты, и свирель будет той же, и руки, и воздух, но… Это будет совершенно другая музыка, которая будет успокаивать, лечить и возносить душу.

Источник: https://podskazki.info/garmonichnost/

Поведенческая норма индивидуальности, гармоничности личности

Феноменологический подход в оценке поведенческой нормы позволяет говорить как о нормативном и гармоничном поведении, противостоящем девиантному и патологическому, так и об идеальной поведенческой норме. Она подразумевает не только «сообразность поведения» (по В.А. Петровскому), но и его творческую направленность – креативность, или плодотворность (по Э. Фромму).

Гармония не может основываться лишь на «критерии выживаемости» – способности человека быть адаптивным. Она не может базироваться даже на критерии «качества жизни», то есть удовлетворенности «собой приспособившимся». Ведь в таком случае наиболее гармоничным следует признать обывателя.

Идеальной поведенческой нормой следует признать сочетание гармоничной нормы с креативностью индивида.

По мнению В.А. Петровского, человека можно считать творческим и идеальным, если его «могут притягивать опасность, неопределенность успеха, неизведанное».

Подобная избыточная деятельность (активность) названа надситуативной активностью и справедливо отнесена к нормативной, поскольку прогресс в сфере культуры в значительной мере связан с готовностью и склонностью людей к гибкому и нешаблонному поведению.

Одной из форм такого поведения признается поисковая активность, направленная на удовлетворение потребности в новой информации, новых переживаниях, расширении своего опыта (В.С. Ротенберг, В.В. Аршавский).

Обыватель, как типичный представитель нормативного и даже гармоничного (в плане приспособительных способностей) поведения, не склонен к поисковой активности. Он стремится максимально избежать риска, а значит, новых ситуаций, новой информации, новых переживаний, нового опыта.

Девиант, напротив, излишне любознателен, крайне нестабилен и в высшей степени склонен к риску и существованию в неопределенности.

Парадокс заключается в том, что девиантное и идеальное поведение имеют сходные черты. Можно утверждать, что многие лица с девиантным поведением – творческие люди. Их отклоняющееся поведение будет справедливо считать активным творческим поиском, имеющим, однако, неадаптивную и зачастую саморазрушающую направленность.

Отличие состоит в том, что для подлинного творчества (идеальной нормы) удовольствие заключается в самом процессе поиска, а отрицательный результат только усугубляет знание о предмете и сигнализирует о том, что направление поиска должно быть изменено, в то время как для девиантной разновидности поисковой активности основной целью является результат – удовольствие.

Креативное мышление, характерное для идеального поведения, имеет свои особенности. Во-первых, оно пластично. Творческие люди предлагают множество решений в тех ситуациях, когда обычный человек может найти лишь одно или два.

Во-вторых, оно подвижно: для творческого человека не составляет труда перейти от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь единственной точкой зрения.

И, наконец, оно оригинально, так как порождает неожиданные, небанальные и непривычные решения (Ж. Годфруа).

Для человека характерно большое количество различных свойств и особенностей. Девиантное поведение может обусловливаться отклонениями в функционировании любого из уровней индивидуальности.

Под индивидуальностью понимается неповторимость, уникальность сочетания различных свойств и качеств человека, отражающихся в его поведенческих стереотипах.

По набору отдельных качеств и свойств люди могут быть принципиально сходны, а также кардинально различаться.

В центре внимания изучения девиантного поведения находится проблема реагирования, мотивации поведения, выработки системы поступков человеком. С большой долей условности и терминологической допустимости можно говорить о том, что человек в различных фрустрирующих ситуациях (например, болезни или конфликта) реагирует темпераментом, характером или личностью.

Одним из наиболее значимых остается вопрос о том, что именно определяет выбор того или иного психического реагирования человека на происходящие события. Считается, что на поведенческие особенности индивида влияют две группы факторов: внутренние и внешние.

К внутренним факторам относят индивидуально-психологические особенности, которые определяют устойчивый набор шаблонов поведения, их рамки, выраженность, частоту, оформленность. В науке приписывание индивиду (не ситуации) большей ответственности за выбор поведенческих стереотипов называется диспозиционизмом.

Признание главенствующей роли внешних воздействий на формирование поведенческих особенностей обозначается ситуационизмом . Долгие годы наука базировалась на диспозиционизме, пытаясь прогнозировать поведение человека, детально изучая его индивидуально-типологические особенности.

Однако исследования последних лет доказывают существенную роль ситуативных факторов в выборе поведенческих реакций, особенно в условиях фрустрации.

Таким образом, девиантные формы поведения, базируясь на индивидуально-психологических стереотипах, имеют зависимость и от внешних условий – ситуативных моментов, которые способны либо провоцировать, либо блокировать неадекватные паттерны поведения.

Гармоничные черты характера – это совокупность индивидуально-психологических стереотипов поведения, способствующих гармонизации обыденных межличностных взаимоотношений и избеганию межличностных и внутриличностных конфликтов.

Таким образом, основой оценки гармоничности или негармоничности характерологических особенностей служит параметр отсутствия у человека конфликтов как внешних, то есть с участниками коммуникации, так и внутренних.

Гармоничный характер условно представляет собой блок из двух групп параметров, включающих адаптивность и самоактуализацию.

Основным параметром гармоничного характера является адаптивность, характеризующаяся успешностью приспособления человека к различным ситуациям, их изменению, а также эмоциональному (внутреннему или внешнему) принятию окружения.

Адаптивность отражает значимость удовлетворения человеком социальных потребностей, которую точно описал Паскаль: «Чем бы человек ни обладал на земле – прекрасным здоровьем, любыми благами жизни, он все-таки недоволен, если не пользуется почетом у людей…

Имея все возможные преимущества, он не чувствует себя удовлетворенным, если не занимает выгодного места в умах… Ничто не может отвлечь его от этой цели… Даже презирающие род людской, третирующие людей, как скотов, и те хотят, чтобы люди поклонялись и верили им».

Можно утверждать, что человек для достижения внутренней и внешней гармонии обязан быть адаптивным. Однако следует помнить о том, что способность всегда и на любом уровне приспосабливаться к новым условиям может обернуться дисгармонией характера в виде конформизма.

Следовательно, для того чтобы говорить о гармоничности параметра адаптивности, следует уточнить его собственные свойства. Они составляют три группы, включающие: реализм в восприятии окружающей действительности (перцептивная составляющая); желание человека адаптироваться к окружающей обстановке (мотивационная составляющая); способность адаптироваться – «принимать» окружающих такими, какие они есть (регулятивная составляющая).

К параметрам, отражающим гармоничные черты характера, относится самоактуализация, которая, так же как и адаптивность, включает три составляющих: перцептивную, мотивационную и регулятивную.

Если на уровне адаптивности гармоничным считается «принятие других и мира», то на уровне самоактуализации – «принятие себя». В принятии себя отражается реализм в оценке своих качеств, способностей и возможностей, понимание и принятие выработанных ценностей и насущных потребностей, жизнь в согласии с самим собой, изживание психологических комплексов или примирение с ними.

Принятие себя начинается с реальной самооценки и формирования самоуважения. Важная характеристика гармоничности самооценки – ее гибкость, так же как для оценки дисгармоничного характера – выявление ригидности самооценки в сторону либо завышения, либо занижения. Наряду с самооценкой значимыми гармоничными свойствами оказываются производные от нее реальность и гибкость уровня притязаний.

Перечисленные качества составляют сущность одного из наиболее существенных параметров гармоничного характера – зрелости.

Зрелость (в психологическом смысле) – это способность приспосабливаться к среде по законам житейского разума (Б.В. Зейгарник).

Она подразумевает сочетание достаточно высоких идеальных устремлений с готовностью выполнять скромные, земные задачи ради этих высоких устремлений.

Особенности характера представлены широким спектром черт, формируемых в процессе воспитания.

Вот лишь некоторые из них: пунктуальность, чистоплотность, организованность, послушание, вежливость, доверчивость, уверенность в себе, старательность, бережливость, надежность, точность, терпеливость, прямота. Каждая из них способна выступать в альтернативной форме и отражать аномалию развития характера.



Источник: http://biofile.ru/psy/14236.html

43.2. Гармоничный и дисгармоничным развитие личности

Разностороннее развитие личности требует формирования разнообразных способностей и интересов, которые соответствуют различным сферам человеческой жизнедеятельности.

Когда речь идет о идеал разносторонне развитой личности, то подразумевается, что это развитие будет гармоничным.

Гармоничные взаимоотношения между личностью и миром означают гармонию того, что личность требует от других, и того, что она может им дать. Гармоничная личность находится в единстве с миром, людьми и самим собой.

Такой человек является непосредственно моральной личностью. Нарушение моральных норм для нее — это нарушение целостности собственной личности.

Становление гармонически развитой человека связано с формированием иерархической структуры мотивов и ценностей: доминированием высших уровней над ниже.

Уровень мотивов и ценностей определяется степени их общности, начиная с личных мотивов (низких) через интересы близких людей, коллектива, общества — к общечеловеческим универсальных целей.

Наличие таких иерархий в личности не нарушает ее гармонии, потому что сложность, множественность интересов, поліспрямованість при наличии доминанты обеспечивают многообразие связей с миром, общую устойчивость.

Наоборот, простота личности (наличие единой цели, погруженность в одну деятельность, сужение круга общения и проблем) чаще всего приводит к ее дисгармоничности.

Системным параметром, характеризующим гармоничную личность, является высокий уровень сбалансированности отношений различных личностных образований (потребностей, мотивов, ценностных ориентаций, самооценки, обида Я-реального и Я-идеального и др.).

Гармоничность личности зависит от того, насколько доминирование высшего уровня в согласии с более низким уровнем. Например, какое соотношение сознательных и неосознаваемых, непосредственных и преднамеренных, природных и духовных уровней.

Полноценное формирование человеческой личности зависит от саморегуляции личностных процессов.

Структура личности приобретает гармоничности в результате максимального развития тех способностей человека, которые создают доминирующую направленность его личности, что придает смысл всей ее жизнедеятельности.

Гармоничность личности достигается лишь в том случае, когда сознательные стремление человека полностью соответствуют ее непосредственным, часто даже неусвідомлюваним ею самой, желанию.

Мотивирующая сила таких несознательных образований настолько велика, что в условиях противоречия с сознательными стремлениями человека, они вызывают острые аффективные конфликты, которые искажают и даже разрушают личность.

Аффективные переживания, которые возникают в результате конфликта разнонаправленных мотивационных тенденций, при определенных условиях становятся источником формирования дисгармонійної личности.

Для дисгармонійної личности характерны различные нарушения эмоциональной, познавательной, морального и поведенческой сфер: беспричинные страхи, замкнутость (аутизм), немотивированная агрессивность и др. Такие нарушения могут предопределять гиперкомпенсации, неадекватные самооценки и уровня притязаний.

Психокорекційний и терапевтический эффект в этом случае могут иметь: включение такой личности в деятельность по извне регулируемым уровнем сложности заданий и предметно оформленными результатам; применение высоких емпатичних отношений; использование интенсивного социального одобрения («поглаживание») и др.

С возрастом у одних детей возникает потребность оправдать свои особенности, тогда они начинают превращать «изъяны в благотворительности», то есть относиться к ним, как к ценному.

В этих случаях «несогласованность» между сознанием и поведением остается: в таких детей постоянно возникают конфликты с окружающими людьми, сомнения и чувство неудовлетворенности, связанные с притворным недооценкой их личности.

Другие дети продолжают усваивать моральные ценности, что, находясь в конфликте с особенностями их личности, вызывают у них постоянный внутренний разлад с самим собой.

В результате из детей с непреодолимым аффектом формируются люди, которые всегда находятся не в ладу с окружающими и с собой, и имеют много отрицательных черт характера.

Довольно часто из таких детей выходят люди социально неадаптированные, склонны к преступлениям.

Люди с дисгармоничной организацией личности — это не просто индивиды с направленностью «на себя». Это люди с двойной или множественной) направленностью, которые находятся в конфликте с собой, люди с расщепленной личностью, в которых сознательное психическую жизнь и жизнь неосознанных аффектов есть в постоянном противоречии.

Доминирование той или иной мотивации может быть разным на сознательном и неосознанном уровне. В результате мы имеем дисгармонійну структуру личности, постоянно раздраженную внутренними конфликтами. Такого рода конфликты возникают только при определенных условиях и могут быть внешними и внутренними.

Внешние условия конфликта сводятся в основном к тому, что удовлетворение каких-либо глубоких и активных мотивов и взаимоотношений личности находится под угрозой или становится совершенно невозможным.

Внутренние условия психологического конфликта сводятся к противоречия или между различными мотивами и отношениями личности, или между возможностями и стремлениями личности.

Надо иметь в виду, что внутренние условия психологического конфликта в человека редко возникают спонтанно, а, прежде всего, обусловлены внешней ситуацией, историей становления личности, ее психофизиологической организацией.

Еще одним условием психологического конфликта может быть субъективная нерозв'язність ситуации.

Конфликт возникает тогда, когда человеку кажется, что она не в состоянии изменить объективные условия, породивших конфликт.

Психологический конфликт разрешается только тогда, когда у человека складываются новые отношения к объективной ситуации, породившей конфликт, и новые мотивы деятельности.

Развитие и разрешение конфликта — это острая форма развития личности. В психологическом конфликте имеющиеся бывшие и формируются новые отношения личности, меняется сама структура личности.

Более того, внутренний конфликт — необходимое условие развития самосознания.

Сам факт возможности таких конфликтов на всех этапах жизнедеятельности человека является обязательным элементом ее функционирования, что позволяет говорить о гармонии как динамическое состояние бытия личности.

Одной из причин развития дисгармоничности личности школьника может быть феномен «смыслового барьера».

Возникновение такого феномена обусловлено тем, что взрослый, влияя на ребенка, не учитывает или не обращает внимания на наличие у нее активизированных в настоящее время нужд и стремлений.

У ребенка возникает конфликт между ее непосредственным желанием и стремлением выполнить то, что требует от нее взрослый.

Часто ребенок не способен сознательно уступить определенном желанию взрослого, и тогда у нее возникает особая защитная реакция: она будто перестает слышать и понимать предлагаемую ей требование, хотя на самом деле она просто не воспринимает содержания адресованных ей слов. Смысловой барьер может возникнуть и в отношении конкретного человека, независимо от того, какие требования он выдвигает, и относительно конкретной требования, независимо от того, кто ее инициирует.

Смысловой барьер в отношении конкретного человека формируется, конечно, в результате таких действий взрослого (учителя, отца), которые вызывают конфликт с ребенком, когда он не учитывает истинные мотивы поведения ребенка или приписывает ей мотивы, которых у нее на самом деле нет.

Чтобы не допустить появления смыслового барьера при возникновении конфликтной ситуации, необходимо выяснить, как сама ребенок понимает причину своего поступка.

При этом важно соблюдать доброжелательности в отношении ребенка, необходима дружеская беседа двух людей, заинтересованных совместно найти причины конфликта и попытаться устранить их.

Чтобы избежать образования смыслового барьера не следует постоянно повторять те же требования, упреки, на которые ребенок не реагирует. Чтобы требование была воспринята и повлияла, необходимо, чтобы она соответствовала внутренней позиции.

Источник: http://banauka.ru/899.html

Ссылка на основную публикацию