Гипнопедия — это..
Гипнопедия [греч. hypnos — сон + paideia — обучение, воспитание] — метод обучения, основанный на восприятии и запоминании человеком звучащей речи в состоянии естественного сна.
При сохранении в мозгу некоего «сторожевого пункта» в этом состоянии включаются неосознаваемые процессы высшей нервной деятельности человека, облегчающие и ускоряющие процессы запоминания информации, увеличивающие «поглотительную способность памяти» (А.М. Свядощ). Метод Г.
пытались использовать в обучении иностранным языкам, однако он не получил развития из-за неясности психофизиологической природы внушающего воздействия, отсутствия объективного контроля состояния обучаемых и скептического отношения со стороны многих педагогов, психологов и психофизиологов. Г.
входит в число других методов суггестопедии, основанной на внушающих воздействиях на человека. Феномен суггестивного воздействия педагога и создаваемых им ситуаций на обучающихся известен давно, как и то, что при огромных возможностях мозга воспринимать и сохранять информацию человек использует лишь незначительный объем своей памяти.
Основываясь на этом, болгарский психиатр Георгий Лозанов в 60-х годах разработал метод обучения иностранным языкам, названный им суггестопедией, который состоит в создании у обучающегося, находящегося в обычном бодрствующем состоянии, установки на гипермнезию, сверхзапоминание.
К суггестивным средствам, преодолевающим или снижающим психологические барьеры запоминанию, относятся: авторитет педагога или иного источника информации, инфантилизация (создание в группе обучающихся атмосферы «детской непосредственности»), двуплановость (предъявление педагогом и восприятие учеником осознаваемой и неосознаваемой информации), интонация, ритм, концертная псевдопассивность (состояние расслабления, релаксации в процессе занятий) и др. Г. и другие методы интенсивного обучения иностранным языкам — релаксопедия, аутотренинг, метод подпороговых воздействий, метод активизации резервных возможностей личности и коллектива и др. — принято считать вариантами суггестопедии.
А.А. Вербицкий
Психологический словарь
(от греч. hypnos — сон и paideia — обучение) — метод обучения во время специально вызванного сна, известный с давних времен (Китай, Индия). Особенно эффективен для закрепления однородной информации (иностранных слов, формул, азбуки Морзе). Отмечается выраженное утомление…
Психологическая энциклопедия
(от греч hypnos — сон + paideia — обучение) — способ обучения, введение и закрепление в памяти человека информации во время естественного сна.Практика Г. в Китае и Индии известна с давних времен. Исследование природы и методов Г. в нашей стране впервые было предпринято в 1930-х…
Психологическая энциклопедия
(гипно + греч. paideia — обучение). Обучение в гипнозе. Принцип заключается в том, что в гипнотическом состоянии усиливается восприятие внушаемого материала и снимается конкурирующее воздействие посторонних раздражителей. Применяется при изучении иностранных языков. Лекции-…
Психологическая энциклопедия
Словообразование. Происходит от греч. hypnos — сон + paideia — обучение. Категория. Метод обучения во время специально вызванного сна. Специфика. Известна с древности (Китай, Индия). Особенно эффективна для закрепления однородной информации (иностранных слов,…
Психологическая энциклопедия
Обучение во сне. К сожалению, не имеется абсолютно никаких доказательств существования этого явления.
Психологическая энциклопедия
— явление ввода и закрепления в памяти информации во время естественного сна, а также метод обучения и воспитания во время сна, основанный на этом явлении. Особенно эффективен для закрепления однородной информации: иностранные слова, формулы, азбука Морзе и пр. Отмечается…
Источник: http://insai.ru/slovar/gipnopediya
Гипнопедия — Обучение во сне
Когда в середине 1960-х годов в прессе появились сообщения о гипнопедии — возможности обучения во сне, многим казалось: еще шаг — и поражающие воображение результаты одиночек станут доступны всем. Открывалась фантастическая перспектива. Время, которое человек бессмысленно теряет во сне, могло стать насыщенным и плодотворным.
МЕТОД ЙОГОВ И ФАКИРОВ
Метод обучения во время сна был известен еще с глубокой древности. Так, индийские йоги для тренировки памяти во сне запоминали труднейшие тексты, которые им начитывали «коллеги». Факиры Индии с целью выработки у своих учеников наблюдательности, внимания, памяти тоже обучали их во время сна.
В Эфиопии лебашам (сыщикам) в состоянии сна подробно перечисляли приметы преступника. Кстати, у нас этот метод был красиво представлен в художественном фильме «Большая перемена», где роль ученика играл Евгений Леонов.
Впервые в XX веке обучать во сне стали якобы в США. Вот что по этому поводу писал репортер из Парижа Ив Пишон в популярном французском журнале Science et Vie («Наука и жизнь») за 1960 год.
«Гипнопедия родилась недавно. В 1922 году преподаватель радиотехники на американской военно-морской базе в Пенсаколе впервые применил этот способ для обучения офицеров телеграфному коду.
Для этого ученики надевали на ночь наушники».
На самом деле ничего подобного не было. Просто научно-фантастическую новеллу американца Хьюго Гернсбека приняли за реальность. Так что гипнопедия была сначала лишь воображаемым приемом обучения во сне, но со страниц фантастических книг постепенно перекочевала в реальную жизнь.
ПЕРВЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Первый в мире научный эксперимент по гипнопедии поставил профессор Свядощ в 1936 году. Ученый доказал, что во время сна человек способен воспринимать речь (иностранные слова, тексты технического, философского и другого содержания), а после пробуждения воспроизводить ее. Оказалось, что сохраняться в памяти она способна не хуже, чем воспринятая в состоянии бодрствования.
Люди, прослушавшие во сне тексты (по часу в течение шести дней подряд), никаких признаков утомления не выказывали.
Более того, один из исследователей метода гипнопедии Близниченко считает, что утомляемость при восприятии речи во время сна даже меньше, чем в бодрствующем состоянии. Все может быть.
Однако профессор Свядощ предостерегал, что неумелое экспериментирование с гипнопедией может нанести вред здоровью.
ЧТО ОБЩЕГО У ЧЕЛОВЕКА С МОЛЛЮСКОМ?
Каким же образом информация попадает к нам в мозг, когда мы спим? Вопрос не праздный. Ведь если человек слышит какие-либо звуки, он не спит. А если он погружен в сон, то должен, казалось бы, ничего не слышать.
Профессор Свядощ считал, что во время сна мы слышим, но не осознаем этого. К примеру, уставшая мать может крепко заснуть возле своего чада и не реагировать на посторонний шум. Но если малейший шорох будет исходить от ребенка, она немедленно проснется. Военнослужащий может спать, не реагируя на громкие звуки орудийной стрельбы, однако мгновенно проснется, когда услышит сигнал тревоги.
Все это возможно в тех случаях, когда в период сна в головном мозгу образуются участки бодрствования, формирующие так называемый сторожевой пункт. Именно через него находящийся в царстве Морфея человек может поддерживать контакт, раппорт (от французского rapport — «связь»), с окружающим миром.
Любопытно, но явления раппорта свойственны не только человеку. Они встречаются и у представителей животного мира. Головоногий моллюск осьминог обладает сменой сна и бодрствования. Он укладывается на дно аквариума, подбирает вокруг себя ноги, закрывает глаза и спит.
Но из восьми ног одну он оставляет дежурной. Семь ног опутаны вокруг туловища, а восьмая торчит кверху. Если вы прикоснетесь к дежурной ноге, то он проснется и выпустит черную краску. Несомненно, во время сна осьминог сохраняет сторожевой пункт, через который и происходит контакт с внешней средой.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
В середине 70-х годов прошлого века довольно много экспериментов в московских техникумах и институтах провела Учебноэкспериментальная лаборатория иностранных языков Министерства высшего и среднего специального образования.
В 22 часа обучаемые укладывались в постели в специально оборудованных комнатах. Перед сном им читали тексты на иностранном языке.
Как правило, за ночь, точнее, за вечер (использовалась только начальная фаза сна) студенты узнавали несколько десятков новых слов. На рассвете эти же слова будили их.
Для закрепления материала днем обучающимся предоставлялись часы самоподготовки. Курс обучения длился примерно год.
Проведенный эксперимент выявил некоторые неудобства использования гипнопедии. Оказалось, что для обучения во сне необходимы дорогостоящая техника и специально оборудованные спальные классы. Выяснилось также, что такое обучение не может заменить естественный педагогический процесс.
Оно оказывается полезным лишь для закрепления в памяти отдельных видов информации, например математических формул, иностранных слов. Таким образом, отдельные удачные результаты обучения во сне, разрекламированные в печати в 1960-х годах, при тщательной проверке оказались довольно скромными.
ЗДОРОВЬЕ НА ПЕРВОМ МЕСТЕ
Исследователи считают, что сон дан человеку Творцом для внутренней работы мозга в изоляции от окружающего мира.
Сновидения, вероятно, необходимы нам для нормальной жизнедеятельности. А что делает гипнопедия? Она систематически нарушает наш сон. Не нанесет ли это непоправимый вред нашему здоровью? Вполне возможно.
Известный швейцарский исследователь сна, профессор Борбели, заметил однажды: «Имея дело со сном, каждый раз лицом к лицу сталкиваешься с явлением, которое, с одной стороны, кажется предельно простым, а с другой — постоянно ускользает от научного понимания».
Поэтому следует с большой осторожностью относиться к обучению во сне. Наш уровень знаний в этой области, несмотря на гигантские успехи физиологии и медицины, пока недостаточен.
В 1965 году в России при Министерстве высшего и среднего специального образования организовали специальную лабораторию по изучению методики гипнопедии. Результаты оказались весьма неплохими, причем отклонений в здоровье испытуемых замечено не было.
После проведения первых двух уроков по программе гипнопедии человек запоминал и воспроизводил 80-85% информации на иностранном языке, причем число ошибок по сравнению с обычными правилами изучения языков стало в четыре раза меньше. Но постепенно методика изучения иностранных языков с помощью гипнопедии сошла на нет. Период, когда это просто было в моде среди тех, кто хотел изучить иностранные языки или другие предметы, постепенно миновал.
Специальные исследования показали, что по эффективности изучения языка метод гипнопедии и метод традиционного изучения сопоставимы. Однако если вы не хотите рисковать своим здоровьем, то учиться лучше все-таки обычным способом, поскольку человеческий мозг — материя более чем тонкая.
ПО СЛЕДАМ 25-ГО КАДРА
Кстати, достаточно известный сегодня эффект 25-го кадра является родственным методом гипнопедии. А к нему отношение у специалистов скорее отрицательное, чем положительное. Ведь любая методика должна применяться к человеку с учетом его индивидуальных особенностей, в том числе и психических.
Та же история, как считают ученые, и с гипнопедией. Ее методы имеют недостаток — она вторгается в цикл сна и бодрствования, а нарушение сна может вызывать серьезные заболевания.
Так что сегодня специалисты на всякий случай предостерегают людей от массового увлечения эффектом 25-го кадра и гипнопедией.
Разумеется, при использовании любых методик надо в первую очередь помнить о чувстве меры. Ведь даже самое полезное лекарство в чрезмерных дозах становится ядом.
А в разумных пределах наука от гипнопедии вовсе не отказывается.
В израильской армии, например, существует комната психологической разгрузки, в которой обеспечивается процесс интенсивного обучения военных, включая и метод гипнопедии.
ВЕЧЕР УТРА МУДРЕНЕЕ
В свое время гипнопедия возникла на основе идеи Александра Лурии о том, что каждая последующая информация, поступающая к нам, тормозит запоминание предыдущей. Обучение же во сне, на его взгляд, — это учение в состоянии, где нет торможения, то есть информация запоминается лучше, чем в состоянии бодрствования.
Однако академик Вейн, будучи крупнейшим специалистом в сомнологии, утверждал, что спящего человека ничему научить невозможно, поскольку объятия Морфея дают нам полную изоляцию от доступа информации извне. Другое дело — короткие мгновения, перед тем как вы заснули. Они действительно очень плодотворны. Недаром дети интуитивно учат школьное стихотворение на ночь. И для дела полезно, и здоровью не вредит.
Юлия АГАФОНОВА
Источник: https://salik.biz/articles/8756-gipnopedija-obuchenie-vo-sne.html
Что такое гипнопедия
Ученые еще не сформулировали окончательно понятие «гипнопедия». Приставка «гипно» наводит на мысль о гипнозе, однако большинством под словом гипнопедия понимается процесс ввода и закрепления информации в памяти человека во время его естественного сна.
Хотя явление гипнопедии было известно давно, за последние два десятилетия интерес к этому явлению очень обострился. Еще бы! Ведь речь идет о том, как за счет сна разгрузить и без того напряженные часы бодрствования.
В литературе имеются сообщения о больших успехах гипнопедии при изучении иностранных языков, телеграфного кода. Гипнопедия оказалась полезной при запоминании произношения, акцента, расписаний поездов. Так, американские и французские ученые (Ч. Эллиот, Ж. Женэве и другие) отметили значительное повышение успеваемости студентов, пользующихся методом гипнопедии.
У нас изучением явления гипнопедии занимались А. М. Свядощ, Л. А. Близниченко, В. П. Зухарь, Ю. А. Максимов и другие.
В результате было показано, что путем повторения (с помощью магнитофона) по многу раз за ночь отдельных иностранных слов, фраз и отрывков над ухом спящих людей можно добиться значительно более быстрого их запоминания, чем при заучивании в бодрствующем состоянии.
При этом, как показали исследования (В. П. Зухарь с соавторами), гипнопедические сеансы сопровождаются появлением в электроэнцефалограмме спящих альфа-ритма, характерного для активного состояния головного мозга.
Таким образом, гипнопедия облегчает автоматизацию запоминания и приобретение новых знаний. Однако метод гипнопедии требует дальнейшего изучения. Особенно важно выяснить, не оказывает ли «обучение во сне» вредного влияния на центральную нервную систему, на здоровье человека.
Источник: http://www.medical-enc.ru/17/son/gipnopediya.shtml
Гипнопедия
Источник: http://psychologiya.com.ua/g/4099-gipnopediya.html
Гипнопедия
Гипнопедия (от греч hypnos — сон + paideia — обучение) — способ обучения, введение и закрепление в памяти человека информации во время естественного сна.
Практика Гипнопедия в Китае и Индии известна с давних времен. Исследование природы и методов Г. в нашей стране впервые было предпринято в 1930-х гг. (А.М. Свядощ, позже Л.А. Близнеченко); в 1960-х гг. интерес к Г. возобновился.
Однако природа Гипнопедии до сих пор не раскрыта. Большинство ученых полагают, что гипнопедический сон ничем не отличается от нормального физиологического. Хотя данные электроэнцефалографии свидетельствуют об обратном.
Кроме того, отмечено значительное утомление испытуемых после сеанса Г., чего не наблюдается после обычного сна. Большинство зарубежных гипнопедов (напр., Ч. Саймон) вообще оставляют вопрос о природе Г. открытым. Др. ученые (В. Райков, Д.
Кэртис) отождествляют Гипнопедия с обучением в состоянии гипноза, ссылаясь при этом на сходство энцефалограмм.
А.М. Свядощ выдвинул компромиссную теорию. Он считал Г. естественным сном со сторожевым пунктом. Однако интеллектуальная работа, происходящая во время гипнопедического сеанса, не м. б. обеспечена сторожевым пунктом, а происходит только в зоне раппорта (специфического речевого динамического контакта). В.Н.
Бирман (1925) обратил внимание на то, что сторожевой пункт лишь внешне напоминает раппорт. Видный отечественный гипнолог К.И. Платонов также указывал на существенные различия между раппортом и сторожевым пунктом: последний функционально и локализованно постоянен; дежурный пункт изолирован от др.
корковых участков, а раппорт м. б. связан с любым из них, на его специфику влияют особенности личности экспериментатора. Эти и др. соображения побуждают к признанию Г. специфическим психофизиологическим состоянием, отличным как от гипнотического, так и от нормального сна.
Это самостоятельный — гипнопедический вид сна (А.Т. Губко).
Дополнение ред.: Применение Г. ограничено: не заменяя обычного педагогического процесса, она м. б. эффективной для закрепления некоторых видов информации (иностранных слов, формул, азбуки Морзе и пр.), однако и это нуждается в тщательной проверке.
Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского
нет значения и толкования слова
Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук
Гипнопедия (гипно + греч. paideia — обучение) — обучение в гипнозе.
Принцип заключается в том, что в гипнотическом состоянии усиливается восприятие внушаемого материала и снимается конкурирующее воздействие посторонних раздражителей. Применяется при изучении иностранных языков.
Лекции-внушения произносятся в течение сеанса несколько раз тихим голосом, иногда с этой целью воспроизводятся магнитофонные записи.
Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.
нет значения и толкования слова
Оксфордский толковый словарь по психологии
Гипнопедия — обучение во сне. К сожалению, не имеется абсолютно никаких доказательств существования этого явления.
предметная область термина
назад в раздел : словарь терминов / глоссарий / таблица
Источник: http://www.persev.ru/gipnopediya
Гипнопедия
обучение во время естественного сна. Термин «Г.» не применяется по отношению к процессу приобретения знаний в состоянии гипноза или любого другого искусственно вызванного сна (электросон, медикаментозный сон), поскольку в этих случаях процесс обучения носит характер гипнотического или постгипнотического внушения.
Использование сна (как естественного, так и искусственного) для приобретения знаний применялось ещё в древности (буддийские священники в Китае, факиры и йоги в Индии, лебаши в Эфиопии и др.). Первая попытка практического применения Г. в новейшее время (1923) была сделана Д. А.
Финнеем (США) в морском училище в Пенсаколе (штат Флорида). В СССР впервые такая попытка была предпринята А. М. Свядощем в 1936. Интерес к Г. и стремление дать ей теоретическое обоснование возобновились в 50-е — начале 60-х гг. 20 в. В зарубежной Г.
заметно влияние идеалистических, главным образом фрейдистских концепций — Д. Кёртис (США), Ж. Женеве (Франция) и др. (см. Фрейдизм). Сов. учёные (Л. А. Близниченко, В. П. Зухарь и др.) объясняют возможность Г. на основе павловского учения о наличии т. н.
сторожевых пунктов в коре больших полушарий головного мозга во время сна.
Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что усвоение информации, подаваемой гипнопедическим путём, зависит от характера памяти, возраста обучающегося, от количества сеансов и объёма программы за один сеанс обучения, от интонационной характеристики речи.
Многие теоретические и практические проблемы Г. (работоспособность, утомляемость после длительного применения Г., изменение функционального состояния нервной системы в результате систематического использования Г. и т.д.
) недостаточно ясны. Очевидно, что Г.
не может заменить естественный педиатрический процесс: может быть полезной для закрепления в памяти лишь некоторых видов информации (иностранные слова, телеграфная азбука, формулы, таблицы).
Значения в других словарях
Дополнительный поиск Гипнопедия
Кударь, Петр Сергеевич / Сесть на шею / Мимо яблоньки яблочко не падает. / Обворожить / Да будет стыдно тому, кто об этом дурно думает / Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на слона / Сибагатуллин, Айрат Миннемуллович / Ириней Лионский / Где цветок, там и медок.
/ Молодец! Возьми с полки пирожок с гвоздями (с котятами) / Без четырех углов изба не рубится. / Сам смекай, где берег, где край! / Пень не околица, глупая речь не пословица. / Воробью по колено / Работа / Уме недозрелый, плод недолгой науки! / Фитуни, Леонид Леонидович / Ехал прямо, да попал в яму.
/ Привередливый / Потерять голову / Ехало болело / Свой своему поневоле брат / Всякая лиса свой хвост хвалит. / Мелко плавать — дно задевать.
/ Цервиковагинит(Воспалительные болезни шейки матки) /
На нашем сайте Вы найдете значение «Гипнопедия» в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гипнопедия, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква «Г». Общая длина 20 символа
Источник: http://my-dict.ru/dic/bolshaya-sovetskaya-enciklopediya/22527-gipnopediya
Гипнопедия. Обучение во сне
Когда в середине 1960-х годов в прессе появились сообщения о гипнопедии — возможности обучения во сне, многим казалось: еще шаг — и поражающие воображение результаты одиночек станут доступны всем. Открывалась фантастическая перспектива. Время, которое человек бессмысленно теряет во сне, могло стать насыщенным и плодотворным.
МЕТОД ЙОГОВ И ФАКИРОВ
Метод обучения во время сна был известен еще с глубокой древности. Так, индийские йоги для тренировки памяти во сне запоминали труднейшие тексты, которые им начитывали «коллеги». Факиры Индии с целью выработки у своих учеников наблюдательности, внимания, памяти тоже обучали их во время сна.
В Эфиопии лебашам (сыщикам) в состоянии сна подробно перечисляли приметы преступника. Кстати, у нас этот метод был красиво представлен в художественном фильме «Большая перемена», где роль ученика играл Евгений Леонов. Впервые в XX веке обучать во сне стали якобы в США.
Вот что по этому поводу писал репортер из Парижа Ив Пишон в популярном французском журнале Science et Vie («Наука и жизнь») за 1960 год. «Гипнопедия родилась недавно.
В 1922 году преподаватель радиотехники на американской военно-морской базе в Пенсаколе впервые применил этот способ для обучения офицеров телеграфному коду. Для этого ученики надевали на ночь наушники». На самом деле ничего подобного не было.
Просто научно-фантастическую новеллу американца Хьюго Гернсбека приняли за реальность. Так что гипнопедия была сначала лишь воображаемым приемом обучения во сне, но со страниц фантастических книг постепенно перекочевала в реальную жизнь.
ПЕРВЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Первый в мире научный эксперимент по гипнопедии поставил профессор Свядощ в 1936 году. Ученый доказал, что во время сна человек способен воспринимать речь (иностранные слова, тексты технического, философского и другого содержания), а после пробуждения воспроизводить ее.
Оказалось, что сохраняться в памяти она способна не хуже, чем воспринятая в состоянии бодрствования. Люди, прослушавшие во сне тексты (по часу в течение шести дней подряд), никаких признаков утомления не выказывали.
Более того, один из исследователей метода гипнопедии Близниченко считает, что утомляемость при восприятии речи во время сна даже меньше, чем в бодрствующем состоянии. Все может быть.
Однако профессор Свядощ предостерегал, что неумелое экспериментирование с гипнопедией может нанести вред здоровью.
ЧТО ОБЩЕГО У ЧЕЛОВЕКА С МОЛЛЮСКОМ?
Каким же образом информация попадает к нам в мозг, когда мы спим? Вопрос не праздный. Ведь если человек слышит какие-либо звуки, он не спит. А если он погружен в сон, то должен, казалось бы, ничего не слышать. Профессор Свядощ считал, что во время сна мы слышим, но не осознаем этого.
К примеру, уставшая мать может крепко заснуть возле своего чада и не реагировать на посторонний шум. Но если малейший шорох будет исходить от ребенка, она немедленно проснется. Военнослужащий может спать, не реагируя на громкие звуки орудийной стрельбы, однако мгновенно проснется, когда услышит сигнал тревоги.
Все это возможно в тех случаях, когда в период сна в головном мозгу образуются участки бодрствования, формирующие так называемый сторожевой пункт. Именно через него находящийся в царстве Морфея человек может поддерживать контакт, раппорт (от французского rapport — «связь»), с окружающим миром. Любопытно, но явления раппорта свойственны не только человеку.
Они встречаются и у представителей животного мира. Головоногий моллюск осьминог обладает сменой сна и бодрствования. Он укладывается на дно аквариума, подбирает вокруг себя ноги, закрывает глаза и спит. Но из восьми ног одну он оставляет дежурной. Семь ног опутаны вокруг туловища, а восьмая торчит кверху.
Если вы прикоснетесь к дежурной ноге, то он проснется и выпустит черную краску. Несомненно, во время сна осьминог сохраняет сторожевой пункт, через который и происходит контакт с внешней средой.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
В середине 70-х годов прошлого века довольно много экспериментов в московских техникумах и институтах провела Учебноэкспериментальная лаборатория иностранных языков Министерства высшего и среднего специального образования. В 22 часа обучаемые укладывались в постели в специально оборудованных комнатах.
Перед сном им читали тексты на иностранном языке. Как правило, за ночь, точнее, за вечер (использовалась только начальная фаза сна) студенты узнавали несколько десятков новых слов. На рассвете эти же слова будили их. Для закрепления материала днем обучающимся предоставлялись часы самоподготовки.
Курс обучения длился примерно год. Проведенный эксперимент выявил некоторые неудобства использования гипнопедии. Оказалось, что для обучения во сне необходимы дорогостоящая техника и специально оборудованные спальные классы.
Выяснилось также, что такое обучение не может заменить естественный педагогический процесс. Оно оказывается полезным лишь для закрепления в памяти отдельных видов информации, например математических формул, иностранных слов.
Таким образом, отдельные удачные результаты обучения во сне, разрекламированные в печати в 1960-х годах, при тщательной проверке оказались довольно скромными.
ЗДОРОВЬЕ НА ПЕРВОМ МЕСТЕ
Исследователи считают, что сон дан человеку Творцом для внутренней работы мозга в изоляции от окружающего мира. Сновидения, вероятно, необходимы нам для нормальной жизнедеятельности. А что делает гипнопедия? Она систематически нарушает наш сон. Не нанесет ли это непоправимый вред нашему здоровью? Вполне возможно.
Известный швейцарский исследователь сна, профессор Борбели, заметил однажды: «Имея дело со сном, каждый раз лицом к лицу сталкиваешься с явлением, которое, с одной стороны, кажется предельно простым, а с другой — постоянно ускользает от научного понимания». Поэтому следует с большой осторожностью относиться к обучению во сне.
Наш уровень знаний в этой области, несмотря на гигантские успехи физиологии и медицины, пока недостаточен. В 1965 году в России при Министерстве высшего и среднего специального образования организовали специальную лабораторию по изучению методики гипнопедии.
Результаты оказались весьма неплохими, причем отклонений в здоровье испытуемых замечено не было. После проведения первых двух уроков по программе гипнопедии человек запоминал и воспроизводил 80-85% информации на иностранном языке, причем число ошибок по сравнению с обычными правилами изучения языков стало в четыре раза меньше.
Но постепенно методика изучения иностранных языков с помощью гипнопедии сошла на нет. Период, когда это просто было в моде среди тех, кто хотел изучить иностранные языки или другие предметы, постепенно миновал. Специальные исследования показали, что по эффективности изучения языка метод гипнопедии и метод традиционного изучения сопоставимы.
Однако если вы не хотите рисковать своим здоровьем, то учиться лучше все-таки обычным способом, поскольку человеческий мозг — материя более чем тонкая.
ПО СЛЕДАМ 25-ГО КАДРА
Кстати, достаточно известный сегодня эффект 25-го кадра является родственным методом гипнопедии. А к нему отношение у специалистов скорее отрицательное, чем положительное. Ведь любая методика должна применяться к человеку с учетом его индивидуальных особенностей, в том числе и психических. Та же история, как считают ученые, и с гипнопедией.
Ее методы имеют недостаток — она вторгается в цикл сна и бодрствования, а нарушение сна может вызывать серьезные заболевания. Так что сегодня специалисты на всякий случай предостерегают людей от массового увлечения эффектом 25-го кадра и гипнопедией. Разумеется, при использовании любых методик надо в первую очередь помнить о чувстве меры.
Ведь даже самое полезное лекарство в чрезмерных дозах становится ядом. А в разумных пределах наука от гипнопедии вовсе не отказывается. В израильской армии,например, существует комната психологической разгрузки, в которой обеспечивается процесс интенсивного обучения военных, включая и метод гипнопедии.
ВЕЧЕР УТРА МУДРЕНЕЕ
В свое время гипнопедия возникла на основе идеи Александра Лурии о том, что каждая последующая информация, поступающая к нам, тормозит запоминание предыдущей. Обучение же во сне, на его взгляд, — это учение в состоянии, где нет торможения, то есть информация запоминается лучше, чем в состоянии бодрствования.
Однако академик Вейн, будучи крупнейшим специалистом в сомнологии, утверждал, что спящего человека ничему научить невозможно, поскольку объятия Морфея дают нам полную изоляцию от доступа информации извне. Другое дело — короткие мгновения, перед тем как вы заснули. Они действительно очень плодотворны. Недаром дети интуитивно учат школьное стихотворение на ночь.
И для дела полезно, и здоровью не вредит.
Источник
Источник: http://www.svarga.tv/vesti/neobyknovennoe/gipnopediya-obuchenie-vo-sne
Гипнопедия
Гипнопедия(от греч. hypnos — сон + paideia — обучение, воспитание) — обучение во время естественного сна. Термин «гипнопедия» не относится к процессу приобретения знаний в состоянии гипноза или любого другого искусственно вызванного сна (электросон, медикаментозный сон), поскольку в этих случаях процесс обучения носит характер гипнотического или постгипнотического внушения.
История возникновения
Сон (естественный и искусственный) как средство для приобретения знаний использовался еще в древности (буддийские священники в Китае, факиры и йоги в Индии и др.). Первая попытка практического применения гипнопедии в новейшее время была сделана Д. А. Финнеем (США, 1923). В СССР такая попытка была предпринята А. С. Свядощем в 1936 г.
Интерес к гипнопедии и стремление дать ей теоретическое обоснование возобновились в 50-х — начале 60-х гг. XX в. В зарубежной гипнопедии заметно влияние психоаналитических концепций.
Отечественные ученые объясняют возможность гипнопедии на основе павловского учения о наличии так называемых сторожевых пунктов в коре больших полушарий головного мозга во время сна.
Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что усвоение информации, подаваемой гипнопедическим путем, зависит от характера памяти, возраста обучающегося, от количества сеансов и объема программы за один сеанс обучения, от интонационных характеристик речи.
Многие теоретические и практические проблемы гипнопедии (работоспособность, утомляемость после длительного применения гипнопедии, изменение функционального состояния нервной системы в результате систематического использования гипнопедии и т.
д.) недостаточно ясны. Очевидно, что гипнопедия не может заменить естественный педагогический процесс; она может быть полезной для закрепления в памяти лишь некоторых видов информации (иностранные слова, телеграфная азбука, формулы и т. п.).
Источник: https://knigarazuma.ru/article/gipnopediya
ГИПНОПЕДИЯ (от греч hypnos — сон + paideia — обучение) — способ обучения, введение и закрепление в памяти человека информации во время естественного сна. Практика Г. в Китае и Индии известна с давних времен. Исследование природы и методов Г. в нашей стране впервые было предпринято в 1930-х гг. (А. М. Свядощ, позже Л. А. Близнеченко); в 1960-х гг. интерес к Г. возобновился. Однако природа Г. до сих пор не раскрыта. Большинство ученых полагают, что гипнопедический сон ничем не отличается от нормального физиологического. Хотя данные электроэнцефалографии свидетельствуют об обратном. Кроме того, отмечено значительное утомление испытуемых после сеанса Г., чего не наблюдается после обычного сна. Большинство зарубежных гипнопедов (напр., Ч. Саймон) вообще оставляют вопрос о природе Г. открытым. Др. ученые (В. Райков, Д. Кэртис) отождествляют Г. с обучением в состоянии гипноза, ссылаясь при этом на сходство энцефалограмм. А. М. Свядощ выдвинул компромиссную теорию. Он считал Г. естественным сном со сторожевым пунктом. Однако интеллектуальная работа, происходящая во время гипнопедического сеанса, не м. б. обеспечена сторожевым пунктом, а происходит только в зоне раппорта (специфического речевого динамического контакта). В. Н. Бирман (1925) обратил внимание на то, что сторожевой пункт лишь внешне напоминает раппорт. Видный отечественный гипнолог К. И. Платонов также указывал на существенные различия между раппортом и сторожевым пунктом: последний функционально и локализованно постоянен; дежурный пункт изолирован от др.
Это самостоятельный — гипнопедический вид сна (А. Т. Губко). Дополнение ред.: Применение Г. ограничено: не заменяя обычного педагогического процесса, она м. б. эффективной для закрепления некоторых видов информации (иностранных слов, формул, азбуки Морзе и пр.), однако и это нуждается в тщательной проверке. ГИПНОПЕДИЯ — явление ввода и закрепления в памяти информации во время естественного сна, а также метод обучения и воспитания во время сна, основанный на этом явлении. Особенно эффективен для закрепления однородной информации: иностранные слова, формулы, азбука Морзе и пр. Отмечается выраженное утомление испытуемых после сеанса гипнопедии. В наше время первая попытка практического применения гипнопедии осуществлена в США в 1923 г. В последующие годы гипнопедия использовалась и изучалась в разных странах.
Но есть основания признать гипнопедический сон особым психофизиологическим состоянием, отличающимся как от гипнотического, так и от нормального физиологического сна. Гипнопедия (гипно + греч. paideia — обучение). Обучение в гипнозе. Принцип заключается в том, что в гипнотическом состоянии усиливается восприятие внушаемого материала и снимается конкурирующее воздействие посторонних раздражителей. Применяется при изучении иностранных языков. Лекции-внушения произносятся в течение сеанса несколько раз тихим голосом, иногда с этой целью воспроизводятся магнитофонные записи. Следующие материалы: Предыдущие материалы: Следующая страница >>
|