Георгий гурджиев: биография и исследования

Биография. Гурджиев Георгий Иванович

Георгий Гурджиев: биография и исследования

14 января 1866 в Александрополе – 29 октября 1949 Нёйи – сюр – Сен. В молодом возрасте организует десятилетнее путешествие – побывал в Египте, Турции, Афганистане, Туркестане, Тибете, посетил Мекку. Знакомился с народными традициями, собирал мифы и легенды, интересовался сибирским шаманством.

По возвращении Гурджиев проповедует теософию. В Москве (1913год) собирает группу адептов. В 1915 встречается с П.Д.Успенским и организует в Санкт – Петербурге группу последователей.

Работая с группой, Георгий Гурджиев свой богатый опыт перенес на сознание европейцев, а сложившиеся на Востоке понятия – на их психологическую культуру, возрождая духовную жизнь европейских стран.

Появление в период социального кризиса привело к возможности двинуть людскую духовность в перпендикулярном направлении временного течения. Настало время сбора знаний, возможность уничтожения которого катастрофически возрастает.

Результат слияния стал называться «Учение Гурджиева» или «Четвертый путь». Книги Гурджиева раскрывают учение о психике человека, центрах ею управляющих.

Всемирная популяция взглядов

Попытки создания официальной школы в России, Турции, Германии, Великобритании успехом не увенчались. Лишь во Франции (Приэр) вступило в строй учреждение с преподаванием более упрощенной системы «Айда – йоги».

Там проходили общедоступные слушания, показывались «Священные Движения» — комплекс упражнений и танцев, разработанных преподавателем на основе суфийской методики медитации через ритмическое движение. Было написано 150 музыкальных этюдов на азиатские мотивы.

Работа велась даже при правительстве Виши и захвата государства немцами. Учениками было написано ряд философских трактатов, раскрывающих суть учения (Беннетт Д. «Драматическая Вселенная», Коллин Р.»Теория небесных влияний. Человек. Вселенная и тайны космоса», Бертон Р.Э. «Самовоспоминание»).

Сообщества функционируют в крупных населенных пунктах (Нью — Йорк, Лондон, Париж, Касабланка, Барселона, Анкара, Мадрид, Бонн, Олбани). Идеальная возможность изучения – скачать книги Гурджиева бесплатно.

Знакомство с концепцией

Для своего самосовершенствования каждому необходимо читать монографии, раскрывающие сущность и личность, показывающие, что в процессе воспитания у индивидуума появляются искусственные и противоестественные вкусы и привычки. Чтобы добраться до истинного, первичного, нужно знать себя. Незнания приводят к неполному использованию данного природой человеческого потенциала.

Познание — лишение грез, иллюзий. Требуется непрерывная работа над самосовершенствованием. Основной вывод: деградация современного жителя Земли. Путями его перехода на более высокую ступень эволюционного развития владеют инициированные представители человечества, хотя данное утверждение входит в противоречие с постулатами церкви и отрицается.

В период демократического пользования беспредельными возможностями Интернета, с развитием компьютерных технологий можно ознакомиться с Гурджиевым онлайн.

 Хочешь понять себя, свою сущность, разбудить скрытые потенциальные возможности – используй идеи контроля над собой, пути их раскрытия и использования, руководствуйся в своем существовании голосом совести, осознанно делай вещи, достигай поставленной цели.

Источник: http://magictheory.ru/biografiya-gurdzhiev-georgij-ivanovich/

Георгий Гурджиев — самый загадочный из людей своего столетия

Георгий Гурджиев — самый загадочный из людей своего столетия

Георгий Иванович Гурджиев появился на исторической арене именно в один из моментов сильнейших социальных ломок и катаклизмов, — и это вещь совершенно не случайная. В своих трудах он отмечал, что в истории человеческого общества случаются времена, когда «массы народа начинают непоправимо уничтожать и разрушать все то, что создавалось веками и тысячелетиями культуры».

Самый загадочный из людей своего столетия

Такие эпохи массового безумия совпадают, как считал Гурджиев, с временами начала упадка культуры и цивилизации; зачастую — с разного рода геологическими или климатическими и иными похожими явлениями планетарного характера.

В результате всего этого обычно освобождается огромное количество знания. Что, соответственно, вызывает необходимость его собирать: в противном случае оно просто будет для человечества утеряно.

Поэтому, как полагал Гурджиев,

Биография 

Имя Гурджиева больше известно на Западе. В Англии, Германии, Франции и потом – в США он провел в общей сложности едва ли не большую часть своей жизни.

До сих пор она не вполне до конца исследована: существует даже несколько версий даты и места его рождения. Тем не менее, исследователи склоняются к тому, что родился Гурджиев в 1877 году в Армении (г. Гюмри).

Что же касается даты смерти — то информация об этом существует вполне конкретная: умер он в октябре 1949 г. под Парижем, во Франции (местечко Нейи-Сюр-Сен).

Желтая пресса и до сего дня говорит о Гурджиеве как о человеке-шарлатане и сомнительном сумасброде.

В то же время многие серьезные ученые и мыслители нашей цивилизации признают его русским ламой, чей особый феномен сопоставим по значению и влиянию на умы людей разных эпох с такими уникальными личностями нашей цивилизации, как Апполоний Тианский (1 век н.э.

), прототип доктора Фауста Гете Иоганн Фауст (1480-1540гг), Калиостро (Джузеппе Бальзамо, 1735-1784гг) и некоторыми другими выдающимися людьми всех времен и народов. Мистик Гурджиев и его Учение во многом напрямую повлияли на ход человеческой истории — и этого, безусловно, нельзя сегодня отрицать.

Об отце Гурджиева известно, что он был греком из малой Азии,

переселенцем из Константинополя (прежде — Византии). Мать была армянкой. Фамилия Гюрджиев принадлежала тогда многим грекам, попавшим на территрию Армении из разных мест, находившихся за Кавказскими горами. В Грузии и до сих пор есть большая колония греков-переселенцев.

Интересные факты биографии этого человека дают нам некоторое представление о его необычной и удивительной судьбе. В детстве его отец, будучи большим знатоком древнего фольклора, напел мальчику легенду о Гильгамеше (жил в XXYII – XXVI в.

до н.э.): Гильгамеш был Пятым правителем Первой урукской династии и героем самого древнего в мире эпоса. Перейдя в мир иной, был обожествлен, а со второго тыс. до н.э. был признан судьей в загробном мире, защищающим человека от демонов.

Так повествует об этом легенда. И если вы ее прочтете — будете потрясены, обнаружив в ней факты (историю о Всемирном потопе и проч.

), которые, на самом деле, произошли на несколько веков раньше, чем говорит об этом библия.

Легенда о Гильгамеше была выбита еще на клинописных таблицах, которые нашли в результате археологичеких раскопок в Ниневии, о чем сообщал научный журнал того времени.

Гурджиев, увидев позже эти сообщения, — узнал в них содержание песен своего детства. И для него как исследователя стало очевидно, что устная фольклорная традиция, существующая в мире вне зависимости от официальной науки, порою более убедительна.

Встречи Гурджиева с замечательными людьми

С самого детства Георгий Гурджиев был словно взят под опеку неким высшим знанием. Его первый учитель, отец Бош, русский священнослужитель и декан кафедрального собора, говорил:

Вторым человеком, который так же сильно повлиял на юного Гурджиева, был Богачевский или отец Эвлисий. До конца своей жизни он помогал наместнику монастыря Ессейского братства, находившегося недалеко от Мертвого моря. Именно здесь, как гласит предание, и был благословлен на свое подвижничество Иисус Христос.

Богачевский удивительным образом разделял так называемую мораль субъективную и объективную. Он считал, что мораль объективная дана нам самим Господом Богом и установлена жизнью и заповедями, пришедшими к нам от его пророков.

Объективная мораль есть основание для формирования в человеке того, что называется в нем совестью. Ею же объективная мораль, в свою очередь, и поддерживается.

Объективная мораль никогда не меняется: она может лишь с течением времени расширяться.

Субъективная мораль — есть изобретение человека, и потому она является понятием относительным: для разных людей и разных мест — своя; находящаяся в зависимости от субъективного понимания добра и зла, что господствуют в тот или иной период человеческой истории.

Отец Эвлисий наказывал юному Гурджиеву жить и действовать в согласии со своим внутренним убеждением и не следовать ухищрениям «общепринятых условностей«:

Мы отмечаем здесь лишь людей, заложивших, можно сказать, основы в мировосприятии Гурджиева. О своих встречах со многими другими  незаурядными личностями его эпохи рассказывается в книге «Гурджиев встречи с замечательными людьми».

Кроме того, что на мировоззрение будущего эзотерика непосредственно влияли такие учителя,

оставили в душе его оставили неизгладимый отпечаток и удивительные, необычайные явления, свидетелем которым ему приходилось бывать: такие как исцеление паралитика в монастыре рядом с чудотворной гробницей, спасение умирающей с помощью пришедшей во сне Девы Марии и ее советов — и другие необъяснимые и загадочные явления.

Юноша не мог отыскать ответы на многие вопросы, которые его волновали. Попыткой найти эти ответы было поначалу его обращение к религии. Он изучил Священное писание, три месяца прислуживал известному отцу Евлампию в одном из монастырей, совершал паломничества к святым местам разных вер в Закавказье, зачитывался древней литературой.

Однажды, вместе с одним из своих друзей, копаясь в руинах древней армянской столицы Ани, Гурджиев случайно наткнулся на засыпанную землей монашескую келью, где в угловой нише оказались сваленные в кучу   пергаменты с древними письменами. Это были древние свитки братства Сармунг. Позже юношам попала в руки и карта древнего Египта. Скопировав ее, они отправились в эту страну…

Побывал Гурджиев в тибетских монастырях, на горе Афон, в школе суфиев в Персии, в Бухаре и Восточном Туркестане, навещал дервишей разных орденов, отравлялся в экспедиции по странам востока: в Индию, Афганистан, Персию, Египет, Тибет…

В конце концов, исследователь изучает и объединяет всю информацию, приобретенную им за годы этих его эзотерических странствий. Он приходит к выводу, что на земле есть некое «тайное знание», которое известно людям с древних времен, но утеряно и забыто современниками.

Продолжение читайте здесь (нажмите).

Автор текста: Extranorm

(Пока оценок нет)
Загрузка…

Источник: https://ExtraNorm.pro/liki-nepoznannogo/georgiy-gurdzhiev

Георгий Гурджиев

Георгий Гурджиев

Георгий Иванович Гурджиев сделал всё для того, чтобы остаться загадкой для современников и потомков. Неизвестна точная дата его рождения, неизвестны его учителя, да и книга, написанная им о товарищах по поиску – «Встречи с замечательными людьми» – оставляет больше вопросов, чем даёт ответов.

Отсутствие точной информации создаёт благодатную почву для домыслов, коими полна так называемая биография Г. Гурджиева. Тут тебе и связь со Сталиным, и представительство русской разведки в Тибете у Далай Ламы, и ещё что хочешь.

Надо сказать, что Гурджиев сам поддерживал эту завесу секретности и тайны относительно источников своего знания; в любом случае он всегда предпочитал ссылаться на древние, никому не известные рукописи и закрытые, не менее древние, братства посвящённых.

Есть, однако, наблюдение, гласящее, что все закрытые человеческие системы быстро останавливаются в своём развитии и деградируют. Не думаю, что древние братства, ежели таковые существуют, смогли бы избежать действия данного закона.

Возможно, древние братства состояли из сверхлюдей, Гурджиев и сам порой производил впечатление сверхчеловека, но можем ли мы с уверенностью утверждать, что он – при всех своих способностях – достиг своей цели в работе с людьми?

Задумавшись об этом, быстро понимаешь, что и цели его работы с людьми не совсем понятны. Сам он писал, что занимается с учениками только для того, чтобы продолжить свои исследования человеческой природы.

При этом он весьма щедро распространял абсолютно новые для западных людей идеи, подкрепляя их впечатляющими практиками. То есть польза, вроде бы, была обоюдная.

При этом широкая известность пришла к нему после смерти, благодаря книге отрёкшегося от него (но не от его идей) Успенского.

Луч Творения, эннеаграмма, закон октав и, конечно же, Четвёртый Путь – все эти идеи стали неотъемлемой частью современной мистической философии. Надо сказать, что в начале двадцатого века на Западе и о трёх первых путях имелось очень смутное представление.

Так что публику шокировало не только заявление о возможности гармоничного развития, но и вообще большая часть заявлений, сделанных Гурджиевым. Однако если подойти к вопросу трезво, то выясняется, что практика осознанности и есть тот самый Четвёртый Путь, потому что осознание себя приводит к одновременной работе со всеми уровнями человеческого существа.

Так что, если отстраниться от особенностей изложения, то Гурджиев учил пути осознанности. Почему он так усложнил и до некоторой степени запутал это обучение – вопрос открытый, и ответа на него, я думаю, мы уже не получим.

Но факт остаётся фактом – учитывание действий инстинктивного, двигательного, сексуального и прочих центров, а также попытки различить, когда какой из них действует, дают эффект обратный желаемому, потому что искатель начинает бесконечно анализировать происходящее внутри, вместо того, чтобы просто смотреть на эти процессы, не вовлекая в них ум.

Так осознание заменяется учитыванием и анализом ощущений в попытках отличить действие одного центра от другого. Примерно этим сейчас и занимается большинство последователей Гурджиева. Налицо эффект сороконожки, которая не может двигаться после того, как задумывается о том, как она это делает.

Такой же эффект дали описания работы и взаимодействия центров – теперь человек, пытающийся понять «систему», должен думать о том, что же сейчас с ним происходит, вместо того, чтобы просто осознавать то, что есть. Чрезмерная детализация в описании процессов привела к невозможности исключения ума из восприятия текущих процессов.

Примерно то же самое можно сказать об эннеаграмме и законе октав.

Придание универсального сверхзначения символу, состоящему из девяти треугольничков, привело к странным результатам, когда люди искусственно привязывают к этому символу трактовку разных процессов, происходящих в мире, или создают химер, вроде описания типов личности, привязанных к знаку эннеаграммы. Справедливости ради нужно сказать, что у буддистов есть мандалы, состоящие из гораздо большего количества треугольничков, но там работают с ними именно так, как и положено работать с символами, не пытаясь натянуть иллюзию высшего понимания на заранее приготовленный шаблон. Я бы сказал так – к тем нескольким способам работы с эннеаграммой, которые могут принести реальную пользу искателю, у современных последователей нет ключей.

С октавами та же проблема. Допустим, вы знаете и понимаете – на уровне ума – данный закон.

Какую практическую пользу вам это даёт, если вы не способныощутить тот момент, когда энергия начинает нисходящее движение, чтобы добавить в октаву необходимый энергетический импульс? Если у вас нет должного уровня восприятия, то пользы от вашего знания для вас нет никакой.

Оно мертво, и может служить только для укрепления эго, которое у всех последователей Гурджиева, как правило, весьма развито. И это неудивительно, ведь его образ почти сверхчеловека привлекает к себе тех, кто на Пути ищет в первую очередь силу.

Принеся людям много неожиданных идей, Гурджиев привлёк к себе интеллектуалов, которые старались всячески их интерпретировать и даже развивать, и поэтому учение приобрело черты мистической философии, отчего осознанность ушла на третий план, а на первый вышли бесконечные рассуждения.

Гурджиев и сам, до некоторой степени, потакал такому развитию ситуации, донельзя усложняя свои обучающие тексты.

Идея была в сверхусилии, которое должен был приложить ученик, чтобы осилить данное чтение и понять его, однако время показало, что если элемент осознанности действия не стоит на первом месте, то и сверхусилие может быть совершено абсолютно автоматически.

Так же механически могут совершаться (и совершаются) знаменитые Гурджиевские движения, питая эго их участников ощущением причастности кделанию и чувством некоторой особой избранности. Другими словами на Четвёртом Пути оказался утраченным главный его элемент – самовспоминание; его заменили размышления и разные формы учитывания собственных действий.

За бесконечными рассуждениями потерялся и мистический элемент практики, который, впрочем, не был особенно выражен и при Гурджиеве, не считая, конечно, той передачи через пищу, которую он осуществлял во время своих знаменитых обедов.

Но это – самая примитивная форма передачи благодати, хотя она чаще всего полностью соответствовала уровню развития участников действа.

В любом случае вопрос с источником того знания, которое принёс Гурджиев, остаётся открытым. Его надеялся найти Успенский, но не преуспел.

При этом Идрис Шах, принесший на Запад некую очищенную форму суфийского знания, претендовал на то, что имеет отношение к тем людям, посланником которых являлся Гурджиев.

Разобраться в этом практически невозможно, хотя нельзя не признать, что именно работа Гурджиева подготовила общество для того, чтобы послание Шаха было воспринято с интересом и попало на благодатную почву.

Как и большинство действительных мистиков Гурджиев был «неправильным» святым, не соответствовавшим обычным представлениям так называемых благонамеренных людей о том, какими должны быть святые. Возможно, именно поэтому он и сумел оставить такое впечатление о себе, что его образ по-прежнему притягивает людей.

И виной тому не то количество загадок и непонятностей, которое он оставил после себя и которыми наполнил свои книги, – это притяжение возникает из силы его бытия. Гурджиев являл собойреализованную возможность, которая скрыта в каждом человеке.

Именно эта полнота реализации и притягивала к нему тех людей, кто искал подобной реализации; она же притягивает искателей к его учению и образу и сейчас.

Тайна Гурджиева кроется не в источнике его знаний, а в нём самом, в том качестве бытия, которое он сумел развить. Опыт и переживание Истины являются источником знания любого мистика. Но если уж кому-то очень хочется понять, у кого же учился Гурджиев, то можно сказать, что таких людей было много, – на что, собственно, он и указывает в книге «Встречи с замечательными людьми».

И при всём этом Гурджиев получил передачу знания как мистик-увайси в традиции Накшбанди, что и был вынужден скрывать, потому что объяснить это западным интеллектуалам практически невозможно.

И сейчас, впрочем, ничего особенно не изменилось, поэтому мы будем продолжать верить, что он получил посвящение в древнем братстве Сармунг, которое, конечно же, в скрытом виде где-нибудь существует и сейчас.

Источник: https://mystic-school.ru/publikatsii/slovo-mastera/georgiy-gurdzhiev

Биография гурджиева

Биография гурджиева

Георгий Иванович Гурджиев, мистик, философ, духовный учитель, одна из самых загадочных фигур 1-й половины XX века. Родился 28 декабря 1873–77 г. в Александрополе (ныне г. Гюмри, Армения) в греко-армянской семье. Отец его был ашоком, собирателем и исполнителем древнего эпоса.

Русский православный священник Борш занимался воспитанием юного Гурджиева, намереваясь сделать из него священнослужителя и врача.

Однако, движимый «неудержимым стремлением понять точный смысл жизненного процесса всех внешних форм дышащих созданий на земле и, особенно, цель человеческой жизни…» , Гурджиев с группой единомышленников, именовавших себя «Искателями Истины», отправился путешествовать на Восток в поисках древнего знания, возможно, сохранившегося и дошедшего до нашего времени. Впоследствии в разговорах с учениками, задававшими ему вопросы о местах, где он почерпнул свое учение, Гурджиев упоминал Тибет, Восточную Персию и Внешнюю Монголию.

В России Гурджиев появился между 1911 и 1913 гг. За спиной у него была сложная жизнь, разобраться в которой пытались многие биографы. Он сам сделал все возможное, чтобы замести все следы, смешать факты с легендами, а иногда просто с абсурдом и анекдотами.

Одни люди видели в нем пророка и носителя древнего знания, другие — «поработителя мужчин» и «соблазнителя женщин» или даже самого дьявола. Гурджиев немало поработал сам, чтобы создать этот неоднозначный образ.

Он подписывал свои послания ученикам как «Черный грек», «Тигр Туркестана» и «Племянник князя Мухранского».

Избегая концептуальной кристаллизации своего учения, Гурджиев изобретал различные способы, чтобы освободить человека от поверхностного схватывания своего учения и направить его по пути глубокого постижения. Это постижение было связано с изменением системы ценностей и ориентиров человека и должно было вести к обновлению жизни, которое и было главным смыслом и целью усилий Гурджиева.

Постепенно Гурджиеву удалось привлечь внимание русской творческой интеллигенции, вокруг него стали собираться нужные люди. Но вследствие революции 1917 г. и последовавшей за ней Гражданской войны грандиозные замыслы Гурджиева не были осуществлены, и он был вынужден уехать на Кавказ. Успенский и другие ученики последовали за ним.

В Тифлисе Гурджиев познакомился с Александром и Жанной де Зальцманами (А. де Зальцман был театральным художником, а его жена Жанна — учителем танцев по системе знаменитого хореографа Жака Далькроза) и начал работу над постановкой балета «Борьба магов».

В связи с неспокойной политической обстановкой на Кавказе Гурджиев с группой учеников в 1920 г. отправился из Батума в Константинополь. Затем, в августе 1921 г. им пришлось уехать в Германию, которая в начале 1920-х гг. была Меккой мистицизма. В 1922 г.

на деньги, собранные учениками его последователя П.Д. Успенского в Лондоне, Гурджиев купил имение Приэре в Авоне близ Фонтенбло и открыл в нем Институт гармонического развития человека.

Работа Гурджиева в этот период была посвящена главным образом методам изучения ритма и пластики.

В декабре 1923 г. Гурджиев устроил в Париже в театре на Елисейских полях демонстрацию танцев и ритмических движений под специальную музыку, сочиненную им для этих целей.

Между тем финансовые заботы не оставляли Гурджиева, который вынужден был искать дополнительные доходы для поддержания жизни в Приэре. Его поездка в Америку в 1924 г. стала одной из попыток выйти из неразрешимой финансовой ловушки, в которой он оказался, и разведкой боем новой территории для своей деятельности.

Вернувшись во Францию, Гурджиев попал в аварию: он врезался в дерево, возвращаясь на автомобиле на огромной скорости из Парижа в Фонтенбло. Через полгода, с трудом оправившись после аварии, Гурджиев принял решение о ликвидации института.

В течение ряда лет он написал несколько книг, среди них рекламную брошюру «Вестник грядущего добра», псевдобиографическую повесть «Встречи с замечательными людьми» о детстве, юности и поисках «утраченного древнего знания» на Востоке, а также фантастический роман «Рассказы Вельзевула своему внуку».

Вторую мировую войну Гурджиев прожил в Париже. После войны вокруг него снова стали собираться его бывшие и новые ученики, с которыми он вел занятия и беседы.

Он умер 29 окт. 1949 г. в Париже, оставив своих учеников в состоянии растерянности и недоумения по поводу дальнейшей судьбы его учения.

Однако его ближайшая ученица Жанна де Зальцман сумела собрать вокруг себя некоторых из них и организовать их в существующий по сей день Гурджиевский фонд.

Другие последователи Гурджиева пошли по пути синтеза полученного ими от Гурджиев и Успенского учения с христианскими, суфийскими и индуистскими идеями и практиками.

Группы «четвертого пути» появились в России в начале 70 гг. на волне религиозного и художественного возрождения, происходившего главным образом в российском андерграунде, однако имевшее немалое влияние на подцензурную культурную жизнь того времени.

Сегодня книги Гурджиева издаются на Западе и в России значительными тиражами. Его музыка, в обработке известного российского композитора Томаса де Гартмана,  издается в виде нотных альбомов и компакт дисков. Приверженцами идей Гурджиева стали Б. Шоу, О. Хаксли, К.

Ишервуд… – длинный список имён талантливых людей, благодарно развивавших то, что им удалось получить от соприкосновения или непосредственного взаимодействия с «системой», займёт не одну страницу.

Организации его последователей, изучающих его труды, практикующих его учение и исполняющих созданные им сакральные танцы и движения, существуют в большинстве стран Европы, Азии и Америки.

Возвращение Гурджиева в Россию происходит не только в форме переводов его книг и масштабного, повсеместного интереса к его идеям, удивительным танцам и музыке, но и в форме чисто практического приложения его идей в бизнесе и экономике. На Западе уже несколько десятков лет используются универсальные принципы, изложенные в учении Гурджиева, в областях управления и мониторинга организаций, для подготовки персонала и в других сферах.

Биографические статьи и воспоминания о Гурджиеве на нашем сайте:

Карл Зигроссер Гурджиев

Источник: http://gurdjieffclub.com/ru/about-gurdjieff

Что нужно знать о Георгии Гурджиеве

В юности Георгий Гурджиев учился в той же духовной семинарии, что и Сталин. В зрелые годы стал одним из повелителей дум в Европе. Здесь на учение мага и учителя была настоящая мода. Гурджиев породил культ.

Учение Гурджиева называют ещё учением четвертого пути.  Классификация «путей» даётся им самим вполне определенная. Путь первый – это путь факира, который ради познания мира жертвует физическими благами. Второй путь – путь монаха.

Монах обуздывает страсти. Третий путь – путь йогина, дисциплинирующего ум. Четвертый путь — объединяет и преломляет первые три. Это путь мага, путь максимальной осознанности, путь пробуждения от власти иллюзий и состояния автоматизма.

Это «Айда-йога».

«Четвертый путь называют иногда путем хитреца. «Хитрецу» открыт один секрет, которого не знают ни факир, ни монах, ни йогин».

«Четвертый путь не требует уединения в пустыне, не требует от человека, чтобы он оставил все, чем жил раньше, отказался от всего. Четвертый путь начинается гораздо дальше, чем путь йоги; это значит, что человека нужно подготовить для четвертого пути, и такая подготовка приобретается в обыденной жизни; она должна быть очень серьезной и охватывать самые разные стороны.»

Гурджиеву по приезде в Европу нужно было «наделать шума», чтобы интерес к нему стал оборачиваться культом. В рекламной брошюре Института гармонического развития человека, который он открыл во Франции, говорилось о 5000 учениках.

Явно завышенная сумма, как и заявленное количество «дисциплин», но таковы законы маркетинга.  Институт Гурджиева был  «кочующим». В 1919-1920 годах Гурджиев открывал его  в Тифлисе и Константинополе.  Пробовал Гурджиев открыть его и в Германии — не сложились отношения с властями. Остановился Гурджиев на Франции.

На средства учеников им был куплен замок в поместье Приэре, около Фонтенбло под Парижем.

То, что кардинально отличает учение Гурджиева от прочих школ — это использование в практике танца.  В Институте Гурджиева ученики танцевали танцы двух видов: экзерсисы и балеты.

Первые заключались в разнообразных движениях и испытаниях на выносливость. Например, надо было ходить по кругу с вытянутыми руками, что некоторым удавалось проделывать около часа, не отдыхая.

Второй вид — это космогонический суфийский танец.

В последние годы жизни Гурджиев представлялся именно учителем танцев, что, конечно, значило больше, чем просто балетмейстер. Гурджиев утверждал, что в каждом его «священном танце»  заключен тайный смысл, недоступный непосвященным. Существует даже версия, что Гурджиев своим балетом «Битва магов» ни много ни мало  спровоцировал Вторую мировую войну.

Основой обучения в Институте Гармонического развития человека был принцип маятника, а точнее — выведения маятника из состояния равновесия. Гурджиев утверждал, что любое развитие начинается в борьбе, что для эффективного роста требуется вывести человека из зоны комфорта.

Холеные аристократки в Институте Гурджиева стирали и забивали гвозди, человека, боящегося вида крови, отправляли резать скотину. Такой радикальный подход, вкупе со спартанской дисциплиной, породил слухи о зверствах, творящихся в доме Мастера. Масла в огонь подлил трагический случай: после недолгого пребывания в Институте умерла английская писательница Кэтрин Мэнсфилд.

Это до сих пор дает основание критикам Гурджиева называть его чуть ли не палачом, хотя женщина приехала в Институт уже тяжелобольной.

Когда речь заходит о Гурджиеве, одной из самых «горячих» тем становится тема отношений Гурджиева со Сталиным. Очевидно, что они были знакомы: учились вместе в Тбилисской духовной семинарии, известно также, что Сталин останавливался в Москве у родного брата Гурджиева.

Двоюродный брат Гурджиева, скульптор Меркуров, был привилегированной особой в Кремле – ему было дозволено делать посмертные маски с членов правительства и деятелей партийного аппарата.

Заслужить странную, в определенной степени магическую роль кремлевского Гермеса-психопомпа (проводника душ умерших), Меркурову было бы гораздо легче, воспользовавшись протекцией брата. Гурджиев повлиял на то, что Сталин сменил дату своего рождения.

Ректификация даты позволила ему взять и удерживать власть. В качестве года нового воплощения оба мага избрали один и тот же 1879 год. Тотем этого года — паук.

Тема связи Гитлера с Гурджиевым также является одной из «вечных». Известно, что Гурджиев был знаком с Гитлером и другими основоположниками национал-социализма.

Фактически Гурджиев в течение определенного времени работал с ними. Сохранились фотографии начала 30-х годов, подтверждающие это обстоятельство.

Свастика как символ национал-социализма также появилась при непосредственном участии Гурджиева.

Одним из учеников Гурджиева в 20-е годы был Карл фон Штюльпнагель. Уже в 30-е, когда бывший ученик шёл по улице в сопровождении двух эсэсовцев с собаками, Гурджиев дал ему пинка со словами «Recollection!» (Помни!).

Гурджиев повел себя как дзэнский учитель, бьющий ученика палкой для пробуждения. В 1944-м году Штюлпнагель, уже генерал-полковник пехоты, стал участником заговора против Гитлера.

По воспоминаниям, перед расстрелом ученик Гурджиева сохранил»солдатскую выправку».

Гурджиев был страстным автогонщиком. В аварии он попадал не раз. После своей последней аварии Георгий Иванович отлежался в госпитале и снова стал учить танцам. Но через некоторое время вдруг упал прямо на занятиях. Умер маг 29 октября 1949 года в американском госпитале под Парижем. Врач, присутствовавший при смерти Гурджиева, вспоминал:

«Я присутствовал при смерти стольких людей, но эта смерть потрясла меня своей необычностью, я не мог себе представить, чтобы кто-нибудь мог так умереть. В миг своей смерти он открыл глаза, сел в постели, поддерживаемый подушками, попросил шляпу, надел ее, красивую красную шляпу, взял сигарету в одну руку, чашку кофе в другую, закурил и стал потягивать кофе.» 

Вся жизнь исчезла из его тела, но лицо его лучилось, а глаза сияли. В последнее мгновение он сказал: «Есть ли у кого-нибудь вопросы, а то я ухожу?»

Источник: http://russian7.ru/post/chto-nuzhno-znat-o-georgii-gurdzhieve/

Ссылка на основную публикацию