Что такое импринтинг и запечатление

Импринтинг, или программирование судьбы

?Ser Hugo (my19edwin) wrote,
2012-02-21 14:18:00Ser Hugo
my19edwin
2012-02-21 14:18:00

Импринтинг (от англ. imprint – запечатлевать, оставлять след) – открытое меньше столетия назад психологическое явление.

Его суть сводится к тому, что на ранних этапах жизни (и некоторых моментах взрослой жизни) происходит неосознанное копирование шаблонов поведения окружающих, вне зависимости от того, созидательны они или ведут к разрушению.

Рождаясь или вылупляясь из яйца, новые индивидуумы даже не относят себя к какому-либо виду – это они понимают лишь после запечатления «первичной информации», которая может быть ошибочной – и затем влиять на поведение на протяжении всей жизни.

Утиные историиВсё началось в тридцатых годах прошлого века, когда зоопсихолог Конрад Лоренц взялся за изучение моделей поведения только что вылупившихся утят. Оказалось, что птенцы запоминают первый движущийся объект, который попадётся им на глаза – и впоследствии считают его «мамой». Вскоре целый выводок уток с кряканьем ходил гуськом за учёным – на лужайку так на лужайку, в воду так в воду!В ходе следующего эксперимента утёнку показали движущийся воздушный шарик – и когда малыш превратился во взрослого селезня, он не обращал никакого внимания на молодых уточек. Вместо этого он «из перьев вон лез», пытаясь ухаживать за любыми круглыми предметами! Это лишний раз доказывает, что для «сильной половины» любого вида образ матери так или иначе проецируется на будущую подругу, которая в итоге станет матерью его детей.Дальнейшие исследования показали, что импринтинг на самом деле начинает работать ещё до того, как утята получат первую визуальную информацию – ведь они могли слышать голос мамы-утки, ещё будучи в скорлупе. Для этого самка специально издает характерное кряканье во время насиживания яиц – поэтому вылупившиеся утята всегда бегут на голос конкретной утки, где бы она не находилась.

Импринтинг в психологии

Импринтинг присущ не только животным, но и людям – этому вопросу посвятили свои исследования Лири, Уилсон, Эриксон, Дилтс. Психологи отмечали, что импринтинг – жизненно важный опыт, на основе которого у человека формируется целый ряд убеждений о мире.

«Запечатление» совершается, во-первых, очень быстро – достаточно одной встречи, одного случая, одного яркого опыта или эмоции. Во-вторых, импринтинг не требует пищевого или какого-то иного подкрепления (что и отличает его от условного рефлекса).

В-третьих, результаты импринтинга необратимы. Однако здесь нужно сказать, что изменить его влияние всё же можно посредством накладывания нового «запечатления» — оно не будет настолько же ярким, однако сможет хотя бы частично компенсировать первоначальный «отпечаток».

Импринтинг в детском возрасте

Ещё до рождения мозг маленького человека устроен сложнее, чем у тех же утят – ему свойственен не только слуховой, но и другие типы импринтинга – эмоциональный, тактильный, слуховой. Малыш различает голоса родителей, запоминает музыку, стихи и звучание родного языка, реагирует на поглаживания живота, привыкает к еде, которой питается его мама и так далее.

Сразу после рождения наступает критический момент импринтинга: ведь кроха рождается с доверием к миру и готов воспринимать любые события как норму. А норма – это когда мать берёт на руки новорожденного, кормит его, укачивает, одним словом, помогает сохранить ту связь, которая соединяла её с малышом девять долгих месяцев.

Есть и другие «критические» периоды импринтинга кроме первых нескольких месяцев. Когда малыш начинает потихоньку ползать, он учится принимать собственные решения и претендовать на большее количество территории. В зависимости от полученного опыта и реакций окружающих людей в нём будет формироваться либо эгоизм, либо альтруизм.

Когда ребёнок начинает говорить и активно играет со своими игрушками, важно участвовать в этих маленьких свершениях – иначе он так и не научится излагать свои мысли и не приобретёт необходимую ловкость (мелкую моторику).

Примерно от трёх лет у детей формируется осознание своего пола и модели поведения – поэтому для полноценного импринтинга мальчикам нужно общаться с отцом, девочкам – с матерью (или это могут быть пользующиеся доверием другие взрослые).

Импринтинг в подростковом возрасте

И даже раньше! Дети подсознательно копируют во всём своих родителей – используют те же речевые обороты, так же реагируют на различные приятные и нежелательные ситуации, так же относятся к людям и окружающему миру, и могут даже искать себя в той же профессиональной сфере и проводить досуг аналогично взрослым.

Увы, они с тем же успехом перенимают все вредные привычки, а переосмыслить происходящее смогут лишь годам к 20 – и то не факт, что у них получиться от них избавиться.К подростковому возрасту накапливается индивидуальное мировоззрение – то есть набор «импринтов» по каждому важному вопросу.

Все вместе эти «отпечатки» формируют сложную систему, и в случае негативной нагрузки впечатлений они приводят к таким состояниям, которые нельзя исправить даже медикаментозно: это ощущение собственной ненужности, несостоятельности, одиночества, жизненного тупика и «отсутствия будущего».

Таким людям необходима помощь специалиста, ведь справиться с последствиями импринтинга самостоятельно – это невыполнимая миссия, особенно для подростка.

Импринтинг в интимной сфере

В своём семинаре, посвящённом гармонии взаимоотношений мужчины и женщины в браке, американский психолог и пастор Марк Гангор с не угасающим юмором рассказывает крайне занимательные вещи (стоит посмотреть).

И среди этих вещей – «сексуальный импринтинг», то есть запечатление первого интимного опыта со всеми сопутствующими ему подробностями и деталями.

Что происходит, когда этот опыт влюблённые получают после вступления в брак? — «Они запечатлевают картину всеобщего одобрения, взаимной любви и нежности на фоне обещаний у алтаря, волшебные ощущения от близости именно с этим мужчиной и этой женщиной», — Рассказывает Марк, который сам счастливо женат уже более 30 лет.

— «Любовь и удовольствие наполняют их брак, их общий дом – и это здорово. Мужчина навсегда запоминает женщину как самую привлекательную для себя, а у женщины вырабатываются гормон окситоцин, который буквально «привязывает» её к супругу в эмоциональном плане».

А что происходит, когда молодые люди получают свой первый опыт иначе? – «Парни запечатлевают не девушку, а сам секс», — Сетует Марк. – «Их всегда будет тянуть на измену, причём именно в такой же обстановке, в какой они получили первый опыт.

Если это было, например, заднее сидение машины – особое «вдохновение» они будут испытывать именно в автомобиле, а дома на супружеской постели их вообще может ожидать полное фиаско! Что же касается женщин, то для них интим со случайными партнёрами меняет само представление о сексе – он перестаёт иметь какую-либо ценность, поскольку выработка окситоцина прекращается, а вместе с тем не возникает и привязанность к новому партнёру». С таким эффектом можно бороться, считает Марк Гангор, однако это потребует от супругов немалых совместных усилий.

Опубликовал здесь

Источник: https://my19edwin.livejournal.com/120906.html

импринтинг — это… Что такое импринтинг?

  • Импринтинг — Импринтинг: Импринтинг  Запечатление Генный импринтинг …   Википедия
  • ИМПРИНТИНГ — ИМПРИНТИНГ, форма познания действительности, присущая детенышам животных в самый ранний, наиболее ответственный период развития. Между новорожденным детенышем и первым живым существом, которого он встречает, развиваются сложные взаимоотношения.… …   Научно-технический энциклопедический словарь
  • ИМПРИНТИНГ — (от англ. imprinting), процесс (часто необратимый, протекающий в течение более или менее краткого “критического периода”) формирования в раннем периоде развития особи устойчивой индивидуальной избирательности к внешним стимулам. Например, реакция …   Экологический словарь
  • ИМПРИНТИНГ — (англ. imprinting) то же, что запечатление …   Большой Энциклопедический словарь
  • Импринтинг — понятие, введенное К. Лоренцом , обозначающее раннее запечатление у животных . Сразу после рождения в первые часы и дни жизни животные способны запоминать подвижные предметы, которые находятся в непосредственной близости от них, и переносить на… …   Психологический словарь
  • ИМПРИНТИНГ — (англ. imprinting, от imprint отпечатывать, запечатлевать), запечатление, формирование в раннем периоде развития особи устойчивой индивидуальной избирательности к внеш. стимулам. Основы науч. концепции И. заложил в 30 х гг. 20 в. К. Лоренц,… …   Биологический энциклопедический словарь
  • ИМПРИНТИНГ — [англ. imprinting < imprint отпечаток, штамп] биол. у высших позвоночных: особый тип приобретения устойчивых реакций (схем поведения) в ранний послеродовой период жизни; процесс и. совершается чрезвычайно быстро и без внешнего подкрепления. Ср.… …   Словарь иностранных слов русского языка
  • импринтинг — запечатление Словарь русских синонимов …   Словарь синонимов
  • ИМПРИНТИНГ — (от англ. imprint – запечатлевать). То же, что запечатление. Психологический феномен запоминания определенной информации. Иногда применяется в обучении иностранным языкам, для чего используют специальные упражнения …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
  • импринтинг — Психофизиологический механизм, в соответствии с которым впечатление или образ, воспринятые в определенный критический период развития, прочно запечатлеваются в мозге, превращаясь в устойчивую поведенческую программу.… …   Справочник технического переводчика

Источник: https://psychology.academic.ru/778/%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B3

Импринтинг у человека

Понятие «импринтинг» ввёл австрийский этолог Конрад Лоренц, получивший впоследствии за открытие этого эффекта Нобелевскую премию.

Лоренц, занимаясь исследованием только что вылупившихся из яиц новорождённых утят, обнаружил, что первым делом они осуществляют поиск «образа матери». Оказалось, что единственное условие, которому должен был удовлетворять объект, претендующий на роль матери — движение.

Этого оказывалось достаточно, чтобы утята тут же начинали повсюду следовать за этим объектом. В качестве «подсадной утки» Лоренц использовал самого себя.

Удивительно, но когда он начинал двигаться, утята принимали его за свою мать и начинали тут же неотступно бегать за ним, полностью игнорирую утку, которая их высидела. Конрад Лоренц назвал это поведение утят импринтингом, что означает запечатление.

Импринтинг в психологии — это практически неизгладимые образы, впечатления, совокупность убеждений, не основанные на логике, которые закладываются в моменты так называемой импринтной уязвимости и свойственны не только животным, механизм импринтинга действуют также и на людей.

(Импринтная уязвимость [БСЭ] — определенное состояние психики, в период которого может сформироваться импринт). В дальнейшем запечатленные образы играют ведущую роль в их специфических поведенческих реакциях.

Этот механизм действует не только в раннем детстве, он может действовать на человека любого возраста, когда у него происходит формирование каких-то совершенно новых для него убеждений или он испытывает сильное нервное потрясение.

Импринтная уязвимость в старшем возрасте

Давайте задумаемся, почему многие люди нашего просвещённого 21 века продолжают оставаться такими падкими на различные мистические теории и посулы, предлагающие им невиданные достижения, да ещё которые можно достигнуть без значительных затрат труда? Они руководствуются не разумом, а сформировавшимися убеждениями, не основанными на логике и доказательствах. Мы — жители не просто века информации — мы жители века дезинформации, эпохи пиара, преследующего часто отнюдь не поиски истины, а свои меркантильные цели. Немало людей людей нашего общества совершенно сбиты с толку этим потоком информации, где очень нелегко отличить истину от лжи, легко «ведутся» на внешне привлекательные модные теории, «высосанные из пальца», обещающие им рай уже здесь, на земле. В результате, многие люди легко зомбируются и бодро шагают за тем, кто громче трубит о своей панацее, вспомните, хотя бы рекламу чудодейственных лекарств.

Кто же легче всего «западает» на такие посулы?

Главным образом, на такую агитку поддаются люди, столкнувшиеся в своей жизни с серьёзными проблемами (вспомните, хотя бы, матерей Беслана). Именно эти люди являются наиболее уязвимыми для импринтинга в своё сознание образа, желательного для манипулятора. Большинство импринтов человек получает в младенческом возрасте.

Однако когда человека по жизни постоянно преследуют неудачи, когда он осознаёт свою личную неэффективность, беззащитность, когда некому оказывается протянуть ему руку помощи, он испытывает жестокий когнитивный диссонанс, постоянный сильнейший стресс, острое недовольство жизнью и собой, он вновь становится подвержен импринтингу и может стать лёгкой добычей различных гуру, сект, мошенников, авантюристов.

«Промыватели мозгов» устраивают настоящую охоту на личности, находящиеся по жизни в кризисном состоянии, ведь это «публика очень отзывчивая» на их посулы.

Бесполезно переубеждать человека, поддавшегося промыванию мозгов, что его просто элементарно дурят, зомбируют, используют, он находится в таком состоянии, когда убедить его с помощью фактов и доказательств совершенно невозможно.

Он одержим и будет продолжать отрабатывать заготовленный для него сценарий совершенно этого не осознавая этого, порой не обращая внимания на вопиющую нелогичность предлагаемого ему счастья, очевидную любому нормальному человеку. Импринтинг не требует осмысления и доказательств, он просто принимается человеком, т.к. базируется на эмоциональной основе.

Ахиллесова пята нормального человека

Но, если Вы думаете, что «попасться на удочку» могут только проблемные личности, запутавшиеся в жизни, что Вы хорошо защищены от этого, то сильно ошибаетесь. Каждый человек хочет прожить интересную, яркую жизнь и добиться как можно больших успехов — все люди падки на новое. Это является ахиллесовой пятой нормальных людей.

Любого человека можно заразить неожиданной перспективой, поэтому уязвимы мы все. Многие люди незнакомы с понятиям «импринтинг», им неизвестна эта технология, поэтому они воспринимают её как чисто позитивное явление, забывая, что всё зависит от того, в чьих руках она находится.

Меня всегда удивляет, с каким лёгкомыслием люди отказываются от знаний, полученных ими в школе и ВУЗе ценой многолетних усилий и доверяются шарлатанам, открывшим, якобы, новые истины.

Тем самым, они становятся жертвами импринтинга — ловушки из которой нет быстрого выхода, потому что импринты нельзя проанализировать логически — это мгновенное подкорковое обучение посредством сильного желания и веры. Таким образом, на наживку клюют совершенно нормальные люди, обрекая себя на многолетний бесплодный марафон и, в конечном итоге, разочарование жизнью.

Может ли импринтинг в принципе быть полезен? Едва ли, но любителей острых ощущений это не остановит, ведь так хочется побыть немножко гением.

Источник: http://www.sqlapp.ru/imprinting-u-cheloveka/

Познай себя — яви себя

ПОЗНАЙ СЕБЯ – ЯВИ СЕБЯ

ИЛИ ЧТО ТАКОЕ ИМПРИНТИНГ

В статье использованы материалы лекций и семинарских занятий д.п.н., проф. А.Л.Жандра.

             Поведение человека, его поступки, порой кажутся нелепыми. На это влияет множество факторов. Один из которых — глубинный — это импринтинг.

         Происхождение этого термина – от английского слова imprint – запечатлевать, оставлять след. Imprinting – запечатление. В психологии под импринтингом понимается образование устойчивых следов в психике после однократного! переживания.

         Этот термин в 40-х годах ввёл австриец Конрад Лоренц, изучая поведение новорождённых гусят. Гусята даже приняли его, как свою маму, и везде следовали за ним.

Лоренц указывал, что по своим свойствам импринтинг или запечатление существенно отличается от обычного ассоциативного обучения прежде всего тем, что оно происходит в определённые, достаточно узко ограниченные периоды онтогенеза.

Второе отличие состоит в том, что эффект запечатления практически необратим.

         Множество экспериментов на животных установили факт воздействия импринтинга не только на поведение животных, но и на их анатомию и биохимию.

         Эксперименты над крысами ярко иллюстрируют это. Так, новорождённых крысят периодически помещали в холодное помещение на 5 минут в день в течение первой недели.

Когда они выросли, то имели укороченные ноги и увеличенное в два раза тело, что позволяло им максимально сберегать тепло.

У других крыс, которых крысятами подвергали гипоксии, наблюдалось уменьшение размеров тела в 1,5 раза при увеличении объёма грудной клетки.

Здесь напрашивается второй существенный вывод – что среда, в которой произошло рождение и первое время жизни в ней (от несколько дней до трёх месяцев), накладывает свой отпечаток, изменяет или программирует особь, в том числе и человека, на анатомическом (физическом), биохимическом и душевном уровнях бытия. Этот вывод подтверждается фактом наличия даже в одной народности различных узнаваемых групп людей, которые проживают в разных климатических условиях, и имеют как свой собственный говор, так и одинаковые физические черты, в том числе одинаковые черты лица.

         В рассуждениях можно пойти дальше и сказать, что при рождении особи в её психике запечатлеваются энергии (положения) Солнца, Луны, планет и звёзд, времени года, время рождения, энергии местности, — а это уже доказательство верности такого направления исследований, как астрология, до сих пор официально не признаваемой в научных кругах.

Источник: http://psiholog.konovodow.ru/stati/31-imprinting

Что такое импринты и как снять психологические блоки — Онлайн-консультации выпускников школы Довлатова

Ваш импринт – это духовные «отпечатки пальцев».

Он представлен на клеточном уровне и взаимодействует

с вашей ДНК, с вашей биологией.

Ли Кэрролл

Когда речь идет о воспитании детей, я всегда говорю: даже мелочи имеют значение. Потому что у каждого из нас формируется импринт, с которым мы живем всю дальнейшую жизнь.

Что это такое?

Термин получен от английского слова “imprint”, буквально переводится как “оставлять след”, “запечатлевать”. Это тот опыт или комплекс событий из прошлого, которые сформировали у человека одно или очень много убеждений. Поэтому в будущем придется поднимать вопрос, как избавиться от детских комплексов уже во взрослой жизни.

Давайте представим ситуацию. Семья гуляет в парке. И вдруг кто-то из родителей решил дать ребенку денег на мороженое.

Так как подсознание не имеет логики и интеллекта, то в импринт войдет передача денег, удовольствие, которое ребенок получает от того, что сам пойдет за покупкой, и все сопутствующие процессы, которые происходили в эту секунду.

Будет включено абсолютно все: какая музыка играла на улице, какие в воздухе были запахи, какая машина (марка и цвет) была припаркована рядом с местом, где ему передавали эти 15 копеек.

Все это станет одним образом. Но в импринт также будут включены слова, произнесенные родителями, и они превратятся в оперативные команды, которые, в уже взрослом возрасте, человек не сможет самостоятельно отменить. По сути, это психологические блоки, с которыми вам придется жить всю жизнь.

Например, это могут быть слова “Только не потеряй деньги” — и сначала ребенок, потом уже взрослый человек, будет постоянно озабочен тем, чтобы не потерять деньги.

А как вы думаете, каким образом можно потерять, когда они есть? Никак. Единственный вариант — сделать так, чтобы денег не было изначально, ведь когда в руках есть купюры, действительно легко их потерять.

Давайте сразу разберемся с одним важным вопросом: чем ассоциация отличается от импринта?

В ассоциации есть эмоции, в которой одна запускает другую, и ассоциации могут создаваться многократным повторением ситуации. В импринте есть четкое запечатлевание целого комплекса переживаний, ощущений, общих образов, слов, мыслей. Эти слова и мысли становятся командами. Ассоциация привязана к внутреннему состоянию человека, а не к цвету машины, музыке, играющей на празднике и т.д..

Проявление импринта во взрослой жизни

Когда-то в детстве ребенку дали деньги в парке, где стояла красная машина. Он вырос, стал взрослым и устроился на работу. Каждый месяц он получает зарплату в банке, в котором основной цвет — красный. А если еще рядом со зданием постоянно стоит инкасаторская машина с логотипом банка, можно считать, что импринт сформирован.

Если спросить у этого человека, какой самый красивый цвет, велика вероятность, что он эмоционально ответит: “Конечно, красный!”

Импринт может быть позитивным и негативным — все зависит от эмоции, которая в него заложена. Если вместе с 15 копейками на покупку мороженого ребенку добавили подзатыльник, импринт будет неприятным. Если же сказали что-то приятное, поцеловали, погладили по голове — то позитивным.

Что делать, если красная машина вызывает негативный импринт?

У этого вопроса есть лучшая формулировка: как снять психологические блоки? От запечатлевания невозможно избавиться, но есть более приятный вариант: его можно нейтрализовать.

Обычно приводят такое сравнение: обычно вода в шланге, который лежит на лужайке, всегда находится под определенным давлением, ведь его обеспечивает водонапорная башня.

Но если вы установите регулируемые разбрызгиватели воды, то сможете либо контролировать давление, либо свести его к минимуму. Поэтому для нейтрализации негатива в импринте нужно что-то изменить.

И лучше это делать вместе с консультантом с портала — так вы гарантировано получите результат, а не еще больше усугубите запечатлевание.

Источник: http://www.consult4me.ru/library/read/CHto_takoe_imprinty_i_kak_snyat_psihologicheskie_bloki.html

Запечатление (импринтинг)

64218

Запечатление (импринтинг)

Доклад

Биология и генетика

В связи с этим запечатление квалифицируют и как перцептивное научение направленное на распознавание незнакомого в дополнение к знакомому то есть как дополнение к врождённому узнаванию.

Русский

2014-07-15

31.5 KB

4 чел.

Запечатление

Важным и характерным компонентом раннего постнатального онтогенеза поведения является запечатление (импринтинг). Эта форма облигатного научения с обязательным присутствием в качестве важных составляющих элементов факультативного научения. При запечатлении очень быстро фиксируются в памяти отличительные признаки объектов инстинктивных поведенческих актов.

В связи с этим запечатление квалифицируют и как «перцептивное» научение, направленное на распознавание «незнакомого» в дополнение к «знакомому», то есть как дополнение к врождённому узнаванию. Запечатление возможно только в течение определённых сенсибельных (критических) периодов, причём без пищевого или иного внешнего подкрепления.

Результаты запечатления отличаются прочностью («необратимостью»).

Объектами запечатления в естественных условиях являются родительские особи, выступающие одновременно и как носители типичных признаков вида, братья и сёстры, будущие половые партнёры и, возможно, внешние признаки постоянных врагов.

При запечатлении родителей и детёнышей из одного помёта формируется реакция следования за ними. Она описана у многих выводковых птиц, у копытных, грызунов, тюленей и рыб. Реакция следования обеспечивает выживание детёнышей, сплочённость животной семьи, возможность её охраны со стороны взрослых особей и осуществление ухода родителей за потомством.

Важность реакции следования для выживания подтверждается тем фактом, что запечатление объекта следования в сенсибельном периоде осуществляется очень быстро, иногда с первого его показа.

У всех животных при запечатлении и формировании реакции следования инстинктивно распознаётся один и тот же примитивный стимул, присущий в естественных условиях только родителям или другим птенцам или детёнышам, а именно – движение.

Индивидуальные же отличительные признаки родительской особи (то есть объекта инстинктивных действий) заучиваются только путём запечатления. По этой причине объектом инстинктивных действий при реакции следования может быть не только любой представитель данного вида, но и другое животное или человек и даже неживой, но подвижный объект.

Детёныш, птенец будет следовать только за тем подвижным предметом, который первым попал в его поле зрения и был запечатлён как если бы это был родитель.

Следует отметить «необратимость» запечатления, иными словами животное не способно переучиваться и следовать за другим объектом если уже сформировалась реакция следования на один объект. Кроме того, если искусственно затруднять следование, то эта реакция становится более интенсивной.

Половое запечатление обеспечивает будущее общение с половым партнёром. Главная особенность полового запечатления заключается в том, что запечатление признаков будущего полового партнёра чаще всего происходит на раннем этапе постнатального развития, а результат этого запечатления проявляется с большой отсрочкой.

В основном половое запечатление наблюдается у самцов, причём у них отличительные признаки их матерей запечатляются в качестве «образцов» самок своего вида. Животное научается узнавать не только общие видотипичные признаки, но и видотипичные женские признаки.

Половое запечатление лучше всего изучено у птиц, грызунов и копытных. У разных видов оно проявляется по-разному. Например, у куриных видов половое запечатление играет меньшую роль, узнавание потенциального полового партнёра здесь врождённое. У гусей и голубей самцы предпочитают самок с такой же окраской, как и у матери.

У вьюрков, выращенных приёмными родителями других видов, описывается полное игнорирование самцами самок собственного вида. При этом у самок необычное половое запечатление также имело место, но было нечётким и неполным. Это свидетельствует о том, что у них половое поведение определяется врождёнными механизмами в большей мере.

У некоторых видов половое запечатление происходит во взрослом состоянии. Так, самцы меченосца предпочитают самок той окраски, какую им приходилось видеть в течение 2-х месяцев после наступления половой зрелости, но не раньше.

Доказано, что кроме оптических характеристик, особенно у млекопитающих, большую, иногда главную роль в половом запечатлении играют запахи. Например, если опрыскивать стойкими пахучими веществами самок крыс или мышей, имеющих выводок, то во взрослом состоянии их детёныши не смогут различать пол сверстников.

Запечатление врагов и ситуаций тревоги наблюдается у рыб при наблюдении за поеданием хищником члена сообщества или в результате переживания состояния тревоги, передающейся от других особей в результате инстинктивного узнавания сигналов опасности.

Для всех процессов запечатления характерна быстрая постнатальная достройка врожденного поведения, врожденных пусковых механизмов путем их дополнения индивидуально приобретенными компонентами. В результате этого инстинктивное поведение конкретизируется и тем самым обеспечивается эффективность выполнения инстинктивных действий.

И так для полноценного проявления инстинктивных элементов поведения на первых этапах постнатального развития имеют значение как облигатная, так и факультативная формы научения, то есть врожденное поведение обогащается этими формами научения и сливается с ними. Этим и характеризуется сущность всего поведения на ранних этапах постнатального онтогенеза.

Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=64218

Импртинг или запечатление у животных

Особую группу ключевых стимулов составляют такие, для опознавания которых требуется специфический тип обучения – запечатление, или импринтинг.

В отличие от обычных форм обучения, происходящего на протяжении всей жизни животного, эта форма приобретения индивидуального опыта приурочена к строго определенному, «чувствительному» периоду онтогенеза.

В этот период животное «фиксирует», «запечатлевает» раздражитель, на который впоследствии будет осуществляться та или иная врожденная реакция.

Это явление было известно довольно давно, но Лоренц первый полно описал, а главное, определил его роль в формировании поведенческого акта.

Одно из главных исследований Лоуренца, которые существенно обогатили этологическую науку, было — изучение импринтинга. На эти исследования его подтолкнули наблюдения за поведением галок, а так же предшествующие работы Хейнрота. Считается, что именно Хейнрот впервые использовал термин «импринтинг». Однако Сполдинг на много лет раньше провел серьезные исследования импринтинга.

Результаты исследований Сполдинга опубликованные в период с 1872 по 1875 год предвосхитили многие более поздние работы по изучению инстинктов. Эти исследования содержали следующие важные наблюдения: только в возрасте двух-трех дней цыплята следуют за любым движущимся объектом и у них развивается прочная привязанность к нему. После смерти Сполдинга его исследования были забыты.

В 1954 г. Его исследования были вновь опубликованы Холдейном. В 1910 и 1911 гг. Хейнрот опубликовал свои основные работы по этологии. Он наблюдал за поведением гусят, которые только что появились на свет в инкубаторе, затем некоторое время за ними ухаживал человек, а потом их помещали в гусиную семью.

Хотя родители в этой семье принимали гусят, как своих собственных детей, гусята при виде человека бежали за ним. Т.е. гусята считали человека своими родителями. Хейнрот сделал вывод, чтобы гусенок был успешно введен в гусиную семью, нужно забрав его из инкубатора немедленно поместить его в мешок, чтобы он не мог видеть человека.

Лоренц расширил представления Хейнрота, утверждал, что импринтинг в отличие от обычного научения происходит лишь на определенной стадии развития животного и является необратимым. Лоренц подтвердил данные Хейнрота о поведении гусят, а так же провел дополнительные исследования на утятах, птенцах галок и многих других птиц.

Он так же подтвердил положение Хейнрота о том что, птицы импринтированые на человека, будут часто направлять на него свое специфическое половое поведение. Лоренц подчеркивал, что поведение демонстрирующее результат импринтирования, является врожденным, тогда как узнавание объекта импринтирования не имеет врожденной основы.

Он считал, что молодое животное становится импринтированным на любой движущийся объект, который оно увидит в определенный период своего развития. И будет соответствующим образом направлять на него свое сыновье, половое, и социальное поведение. Как утверждали Хейнрот и Лоренц, явление импринтинга характеризуется как, кратковременными, так и долговременными аспектами.

Это видно из примера только что вылупившихся гусят, которые следуют за любым движующимся объектом; и примера где, человек вскармливает ягненка и после присоединения ягненка к стаду, ягненок все равно приближается к своему хозяину и следует за ним.

Как правило, чем дольше животное следует за каким-либо объектом и чем больше знакомится с ним, тем меньше его привлекают другие объекты. «Реакцию следования» можно усилить путем пищевого подкрепления; кроме того в природе подкрепляющими факторами оказывается контакт с матерью и исходящее от нее тепло.

Примеры импринтинга

Классический пример запечатления – формирование реакции следования за матерью у птенцов выводковых птиц, или, по современной терминологии, запечатление привязанности.

Эта реакция сама по себе врожденная, но в течение первых часов после вылупления молодые птицы должны «запечатлеть» облик матери. Если в этот период утята не видят утки, то впоследствии будут ее бояться.

Более того, поведение утенка, не встретившего в соответствующий период подходящего для запечатления объекта, в дальнейшем будет резко нарушено: он будет избегать контактов со всеми живыми существами.

Если же в этот период на глаза утенку попадается какой-нибудь движущийся (даже неодушевленный) предмет, то он начинает реагировать на него, как на свою мать и всюду следовать за ним.

Так, например, Лоренц, выращивая разных представителей гусеобразных в изоляции от сородичей в течение первой недели жизни, отметил, что такие птицы предпочитают следовать за людьми, а не за особями своего вида.

Многие из них постоянно держались перед дверью его дома и пытались следовать за выходящими из него людьми.

К. Лоренц указывал, что по своим свойствам запечатление существенно отличается от обычного ассоциативного обучения прежде всего тем, что оно происходит в определенный, достаточно узко ограниченный период онтогенеза. Второе отличие, которое он обнаружил, состоит в том, что эффект запечатления необратим и в обычных условиях не угашается.

В связи с этим запечатление птицей особи чужого вида может полностью дезорганизовать ее общественное поведение в будущем.

Характерно также, что реакция следования обнаруживается при виде не только конкретной особи (или предмета), которую запечатлела в соответствующий период молодая птица, но и любых особей того же вида или предметов того же типа, что и объект запечатления.

Анализируя явление запечатления и его роль в формировании поведения, Лоренц обращал внимание на его сходство с процессом дифференцировки органов в эмбриогенезе. В обоих случаях наличие чувствительного периода – необходимое условие для осуществления определенной реакции формообразования. Наиболее подробно эта проблема изложена в монографии Лоренца «Эволюция и модификация поведения» (1965).

Источник: http://biofile.ru/bio/1421.html

Импринтинг

перевод ( Оригинал здесь )

Психология говорит о периодах импринта чувствительности в контексте раннего развития младенца или ребенка. Общепризнанными считаются три основные фазы импринтинга. По Фрейду это оральная, анальная и генитальная, также иногда называемая фаллической.

Они также известны как первая, вторая и третья система. Общая идея состоит в том, что комплекс мозг / нервная система / тело подобен списку, который должен быть заполнен, но имеет особую природную склонность к принятию определенных видов записи на определенных этапах.

Ребенок, который родился слепым, может научиться видеть нормально, только, если причины слепоты устранить до определенного возраста. Схемы зрительной коры с возрастом теряют способность импринтинга. Концепция импринтинга применима к чувствам, двигательным функциям, эмоциям и мышлению, но для каждой функции окна импринтинга различны.

В некоторых случаях ре-импринтинг возможен, но это гораздо труднее, чем во время естественного окна чувствительности.

Травмы, возникшие во время этапов импринтинга, трудно исправимы и дают долгосрочные последствия, иногда очень тонкие, влияющие на эмоции и способы мышления, без осознания их человеком. Гурджиев говорил, что в этом случае человек не просто машина, а сломанная машина.

Первая схема связана с чувством безопасности и, как правило, запечатляется образом матери в течение первых нескольких месяцев жизни ребенка. Травма на данном этапе, или отсутствие постоянного материнского образа может привести к всепроникающему чувству опасности и отсутствию интеграции аспектов личности.

Дети, усыновленные из детских домов, часто имеют такие проблемы. Они могут отражаться по разному: в чрезмерной уверенности в своих силах, стремлении контроля над окружающей средой, в негативной самооценке, манипулятивном поведении, низком регулировании аффекта, диссоциации и др.

Так как первая схема является до-вербальной, обычная психотерапия, как правило, не эффективна в решении таких вопросов.

Вторая схема имеет дело с местом в социальной структуре. Она впечатывает иерархические и территориальные функции и обычно источником этого импринтинга является фигура отца. Эта схема касается того, как человек отвечает на угрозу, утверждает свое место, как он организует окружающую его обстановку и т.д.

Популярный термин «анально-ретентивный», означает, что кто-либо чрезвычайно озабочен поддержанием порядка и маркировкой всего, и обычно боится новизны — такие симптомы относятся к возможному эффекту травмы на данном этапе.

Столкнувшись с проблемой, человек с травмой на данном этапе может либо пытаться пугать и задираться, уходя от вызова или бежать от него. Реакции — бей / беги / замри — область второго контура.

Проблемы второго контура могут проявляться например: в компульсивном вульгарном языке, напрасных требованиях строгой дисциплины, жесткости и догматизме. Многие фундаменталисты и фанатики имеют плохой импринтинг второй схемы.

Третья схема имеет дело с образованием абстрактного мышления. В то время как две первых схемы, как правило, узнаваемы у высших животных, третья схема определенно человеческая.

Проблемы в этой стадии импринтинга могут проявлятся в виде непроизводительного или негибкого использования мысли. Например, можно посвятить свою жизнь доказательству того, что реальна только материальная вселенная или, наоборот, доказывать, что все что есть — иллюзия.

Можно использовать аргументы большой логической сложности и интеллекта, в то же время не имея связи с реальностью или контекстом. Оба примера — «форматное мышление», то есть мышление без чувствования контекста, в черно/белом.

Мы замечаем, что в то время как схемы совершенно разные, травмы в каждой снижают гибкость и закрывают возможности, которые иначе могли быть открыты.

Схемы имеют отношение к образованию семантической карты реальности, так сказать словаря. Импринтинг как бы заполняет словарь, в эмоциональном, социальном и интеллектуальном отношении, концепциями и моделями, с которыми человек будет работать всю оставшуюся жизнь.

То, что никогда не было испытано, никогда не войдет в мышление человека. Если человек никогда не испытывал безопасность, этот термин, и как проблемы безопасности других лиц, является абстракцией и лишен внутреннего позитивного значения.

Схемы импринтинга лежат в основе образования так называемых детского и взрослого словарей.

Тяжелые травмы на этапах импринтинга имеют тенденцию впоследствии ограничить человека только «детским словарём», лишив его всей глубины концепций, независимо от того, насколько чувствителен или интеллектуален он мог бы быть.

Современная психология в целом поддерживает идею, что 80% личности происходит от генетических факторов и лишь 20% от окружающей среды. Это правда, что степень, в которой люди были травмированы, и в какой степени это влияет на их последующую жизнь (даже когда они жили в очень трудных условиях), сильно варьируется от человека к человеку.

Это отчасти объясняется различиями в степени, в которой схемы остаются податливыми и способными к новым знаниям. Такие различия, скорее всего, обусловлены генетически. Если система ценностей приобретается, то основные типы личности, похоже, врожденные. Схемы импринтинга можно рассматривать как процесс, посредством которого активизируются скрытые способности.

Полностью неактивированные способности могут быть потеряны навсегда.

Некоторые авторы указывают на существование целых восьми схем. Четвертая схема была бы магнитным центром 4-го пути, тогда следующие схемы соответствуют все более высшему мистическому опыту, как уровни медитации в учениях йоги.

В «Тайной Истории Мира» , Лора обсуждает практику обрезания мальчика на восьмой день с точки зрения импринтинга. Она предполагает, что это создает негативный импринт в первой схеме, что обусловливает мужчину не доверять женщине в частности, и Вселенной в целом.

Это предрасполагает искать безопасность в племени и в мужском доминировании. Эти черты проявляются в культурах с этой практикой и в других местах. Процесс, конечно, совершенно подсознательный.

Тем не менее, это наблюдение может пролить свет на мотивы предполагаемого Яхве, который, согласно Библии, спровоцировал эту практику.

Источник: http://www.dreamland-exit.info/gl/Imprinting.html

Что такое «Импринтинг»

В психологии импринтинг – это механизм запечатления образов, впечатлений, совокупности убеждений и т.п., которые были восприняты в определённый критический период развития. Механизм импринтинга действует не только после рождения в период первых 6-7 месяцев. Наиболее изученной формой импринтинга является «реакция следования».

Они не в состоянии к самостоятельному существованию в естественных условиях, их обучение и различные фазы запечатления растянуты иногда на годы (вплоть до возраста полового созревания).

Критический период в этом случае очень ограничен во времени — достаточно отлучить мать от козленка на два часа, и она может не признать его и отказаться кормить.

Сила запечатления равна логарифму усилия, затраченного животным для достижения значимого объекта в период импринтинга.

Представляет собой форму очень быстрого и стойкого научения человека в некоторых ситуациях связанных с выраженным нервноэмоциональным напряжением. Существует теория импринтинга, согласно которой в нервной системе человека имеется так называемый врожденный механизм высвобождения. В результате эта ситуация столь прочно закрепилась в его психике, что впоследствии привела к эксгибиционизму.

ИМПРИНТИНГ — ИМПРИНТИНГ, форма познания действительности, присущая детенышам животных в самый ранний, наиболее ответственный период развития. ИМПРИНТИНГ — (англ.

imprinting, от imprint отпечатывать, запечатлевать), запечатление, формирование в раннем периоде развития особи устойчивой индивидуальной избирательности к внеш. стимулам.

Особенностями импринтинга является то, что запечатление происходит в очень краткий период времени, без какого-либо подкрепления, сохраняется на протяжении всей жизни и данное запечатление необратимо.

Некоторые рассматривают импринтинг как механизм первичной социализации. Психоаналитики и художники заняты в каком-то смысле одним и тем же. Нам подается официальная версия реальности — то, что мы видим, сидя в этой комнате. В частности, быстрое лечение депрессии позволяет человеку по-новому посмотреть на мир и полностью изменить свои привычки, схемы поведения и т.д.

Эти образы впоследствии превращаются в устойчивую поведенческую программу. Запечатление может происходить в критические моменты жизни уже взрослого человека. Импринт часто формируется в результате сильных психических потрясений и нервных переживаний.

Эти неизгладимые образы формируют поведение человека и очень сложно поддаются изменению. Осуществляется в ограниченный период времени, когда человек находится в критическом или сенсибильном состоянии. Иногда достаточно только одной встречи с объектом импринтинга.

Если в момент импринтинга ребёнка отрывают от матери или другого воспитателя, к которому произошёл импринт, то в психическом развитии малыша происходят тяжёлые нарушения.

В будущем ребёнок может стать чрезмерно агрессивным, замкнутым, иметь проблемы с социализацией и общением.

Один глупыш «назначил» мамой… обыкновенный мячик, другой – воздушный шарик. К.Лоренц назвал это явление импринтингом – ранним запечатлением. Тот же утенок, когда вырос, был абсолютно равнодушен к юным соплеменницам, зато активно «ухаживал» за любым круглым движущимся предметом, т.е. импринтинг матери перенесся и на подругу.

Границы личного «Я» в импринте размыты, т.е. важны не только личностные проявления, но и система отношений со Значимыми Другими, вовлеченными в ситуацию.

Импринтинг – мгновенное подкорковое обучение

А проявляются они, например, в виде ощущения «тупика» в жизни, т.е. безысходности, неспособности, покинутости, никчемности и т.д. Несмотря на необратимость результатов импринтинга, их можно нейтрализовать. В нем программируются комплексы Питательно-Полезных Вещей и Вредно-Опасных.

Именно в это время формируется эгоизм или альтруизм. Он задействуется в том возрасте, когда ребенок научается манипулировать предметами и обмениваться осмысленной речью с окружающими. Открытие этого контура практикуется в шаманизме, тантризме, хатха-йоге. Это контур наслаждения, достижимый не любым и каждым. Алексей Дмитриев, импринтинг — процесс, импринт — его результат.

Нередко полагают, что запечатление возможно только в самое первое время после рождения. Это неточное мнение связано с наблюдениями за животными, детеныши которых появляются на свет уже почти самостоятельными (многие птицы, ягнята, козлята и морские свинки).

Импринтинг, А. Г. Понугаева. Всё, что происходит в момент импринтинга, впоследствии станет нормальным поведением человека в социуме. Это означает, что результаты импринтинга не поддаются изменению – они необратимы, поскольку некая информация стойко запечатляется в памяти.

Источник: http://vekovata.ru/chto-takoe-imprinting/

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию