Что такое дислексия

Дислексия

Дислексия – одна из распространенных проблем обучения у детей, которая проявляется специфическим расстройством чтения. Причину возникновения данного заболевания связывают с неврологическими расстройствами генетической природы. Человек, страдающий дислексией, затрудняется овладеть навыками чтения и письма.

Проблемы, сопровождающие страдающего дислексией:

  1. Tрудности в овладении чтениeм, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития;
  2. Затруднения в восприятии написанной информации;
  3. Нарушения координации (неуклюжесть, проблемы в планировании движения;
  4. С трудом развивает в себе способности читать, писать, плохо осваивает орфографию;
  5. Плохо ориентируется в пространстве, дезорганизация;
  6. Вызывает затруднения узнавание слов, часто не понимает того, что только что прочитал;
  7. СДВГ — Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности.

Симптомы дислексии

Существует ряд характерных для дислексии симптомов, которые помогут родителям понять, что у их ребенка имеется данное расстройство, и предпринять необходимые действия для его лечения.

Признаки дислексии:

  1. Ребенок часто трет глаза, немного косит;
  2. Держит книгу близко к глазам, может прикрывать или вообще закрывать один глаз при чтении;
  3. Очень быстро устает;
  4. Под любым предлогом пытается избежать выполнения домашней работы и чтения;
  5. Может читать книгу, повернув голову так, чтобы один глаз в чтении не участвовал;
  6. Когда читает, пропускает отдельные слова или не замечает отдельные места в тексте;
  7. При чтении  или после него жалуется на сильную головную боль;
  8. Ребенок с трудом запоминает, идентифицирует и воспроизводит основные геометрические фигуры;
  9. В раннем возрасте пишет слова задом наперед;
  10. Очень плохо читает (его чтение не соответствует ожидаемому в таком возрасте);
  11. Почерк у ребенка очень плохой, слова наползают друг на друга.

Диагностировать дислексию нужно как можно раньше. Однако следует обратить внимание на то, что у ребенка могут быть просто проблемы со зрением, поэтому его обязательно нужно отвести на консультацию к офтальмологу. Поэтому, если вы не можете точно определить симптомы дислексии, лучше доверить это дело специалисту.

Диагностика дислексии

Большинство родителей и не подозревают, что их ребенок страдает дислексией, до тех пор, пока он не пойдет в детский сад или школу, где начнет изучать символы. Обследовать нужно детей, у которых отмечается задержка пассивной и активной речи, которые не могут нагнать сверстников после первой ступени обучения.

Дислексия у детей обследуется на предмет навыков чтения, слуха, уровня развития речи и когнитивных способностей.

Также дети проходят психологическое обследование, с помощью которого выясняются функциональные особенности детей и предпочтительные для них формы обучения.

По запросам учителя или родителей проводят исследования, которые помогут определить уровень понимания текста при чтении, анализа текста, понимания читаемой речи, слушаемой речи. С помощью этих исследований можно определить эффективные подходы для обучения ребенка.

В результате исследования происходит оценка функций активной и пассивной речи, проводится обследование когнитивных способностей (память, обоснование, внимание). Также оценивают язык, произношение, восприятие устной речи.

Психологическое обследование помогает выявить эмоциональные аспекты, усиливающие расстройство чтения. Для этого собирают полный анамнез семьи, который включает в себя наличие эмоциональных нарушений и психических расстройств в семье.

Врачу необходимо убедиться в том, что ребенок имеет нормальное зрение и нормальный слух. С помощью неврологического обследования можно выявить наличие дислексии у детей, нервно-психическую незрелость, либо неврологические нарушения, чтобы исключить какие-либо иные заболевания.

Причины дислексии

Нарушения сочетания, распознавания, анализа и запоминания звуков вызывают проблемы с фонологическим процессом. При дислексии отмечаются нарушения вербальной речи, написания и понимания речи письменной, что в дальнейшем может привести к проблемам с памятью, поиском подходящих слов, образованием речи.

Нередкими являются случаи семейных дислексий. Дети из таких семей часто страдают от данного нарушения. Ученые считают, что дислексия происходит из-за врожденных аномалий развития ЦНС.

Существует мнение, что это связано с нарушениями в областях головного мозга левого полушария, которые отвечают за моторику речи и воспроизведение речи.

Если же имеются нарушения в правом полушарии, то у человека возникают проблемы с распознаванием слов.

К дислексии нельзя отнести аномальные движения глаз и зрительно-перцептивные проблемы, хотя они также влияют на изучение и понимание слов.

Задать вопрос на форуме

Здравствуйте моему сыну 14 лет. С 6 лет принимает лечение. Наблюдается у невролога. Добрый парень с прекрасной душой. Испытыват трудности при чтении и письме. Старается учиться и расстраивается,… (1)

Людмила   19 октября 2017 года

ОтветитьЗдравствуйте. Нашему сыну 8 лет, учится в 3 классе. До школы имел проблемы ничего не рисовал и после занятий смогли выровнять, сейчас пишет быстро, с диктантами нет проблем, но на уроке часто… (1)

Наталия   1 октября 2017 года

ОтветитьДобрый день. Моей младшей дочке скоро 8 лет. Учиться в 3 классе. В США. Очень плохо читает, делали много тестов, говорят какая-то проблема в голове с буквами, а какая не могут понять. Ну вроде это… (2)

Natasha   19 августа 2017 года

ОтветитьЗдравствуйте! Меня зовут Стелла! Моему сыну 9 лет заканчиваем 3 класс. Очень плохо читает — медленно, путает буквы, меняет окончание. Когда читает крутится нас стуле, болтает ногами, выкручивает… (6)

Стелла   12 мая 2017 года

ОтветитьЗдравствуйте. У меня брат, ему 13 лет. Я являюсь его опеуном уже три года.. Он очень плохо читает. Когда он был ещё с матерью, её уговорили отдать в кореккционную школу. Когда я его взяла под опеку,… (2)

Анна    5 мая 2017 года

ОтветитьДоброго времени суток, вопрос: Сын 8 лет, странная патология, не нашел еще как называется, но зрительная память просто поражает, он прекрасно может найти дорогу домой, по той же траектории что шел к месту от дома, в школе копирует в тетрадь всё, что написано на доске, но практически не может читать. .. советская зубрительная система обучения отброшена практически сразу, пробовал "Кубики Чаплыгина", та же история, составлять слова которые я ему показывал может, а прочитать нет… знает как выглядит слово, но прочитать не может, т. е. говорю "найди… (3)

Сергей   17 октября 2016 года

ОтветитьЗдравствуйте. Мне 18 и я хочу понять в чём моя проблема, дислексия ли это. Прошла несколько тестов на определение дислексии. Во всех результат был положительным. У меня трудности с чтением, буквы…

Лиза   24 июля 2016 года

Ответить

Загрузить еще записи

Источник: http://www.sulamot.ru/disleksiya.html

Дислексия. Что это такое? Виды и признаки

Дислексия — это специфическое нарушение способности к чтению, когда при чтении ребенок допускает однотипные ошибки. При этом ребенок может быть полностью интеллектуально развит и не испытывать других трудностей с обучением.

Понять, что такое дислексия обычным людям не просто. По словам дислексика, исследователя проблемы дислексии Рональда Дейвиса, отличие дислексиков от обычных людей в том, что обычные люди мыслят словами, а дислексики — образами.

Поэтому, когда страдающий дислексией ребенок сталкивается с словесным описанием предмета или явления, он испытывает трудности.

Особенно трудно такому ребенку воспринимать слова, значения которых он не знает, то есть не имеет в памяти образа, такими словами могут быть, в частности, предлоги: «через», «над», «под».

При чтении ребенок-дислексик постоянно сталкивается с трудностями: даже одно слово, которое он не знает (не имеет его образа) разрушает общий образ прочитанного, то есть текст становится полностью непонятным ребенку. Очень часто люди имеют нарушения не только способности читать (дислексия), но и способности правильно писать (дисграфия).

Диктант ребенка, страдающего дисграфией. Дислексия и дисграфия — нарушения, часто идущие вместе.

В чем проявляется дислексия?

Как правило, нарушение способности чтения связано с проблемами составления слов из слогов (слогосложения), чтения целыми словами, беглого чтения.

Дети читают медленно, по буквами или по слогам, пытаются угадать слова, а не прочитать их, переставляют буквы и слоги местами. Все это приводит к тому, что текст зачастую остается непонятным для ребенка.

Некоторые дети, доведя до совершенства технику чтения, могут не понимать прочитанное и ответить на вопросы по тексту.

Диагностика дислексии

Диагностировать дислексию не просто, потому что проблемы с чтением могут испытывать самые разные дети по разным причинам: слабое умственное развитие, педагогическая запущенность, плохой слух и зрение ребенка, не позволяющее ему видеть буквы, работать с текстом и т.п. Дислексию отличает повторяемость ошибок, их идентичность и стойкость, то есть даже после тренировок (когда еще не проводится коррекционная работа) проблемы остаются.

Дислексия не является психическим заболеванием и диагностируется несколькими специалистами путем проведения различных тестов, включающих тестирование здоровья ребенка (слух, зрение), уровень интеллекта (нет ли умственной отсталости), техники чтения и понимания текста, способности полноценной речи.

Виды дислексии

  • Фонематическая дислексия. Наиболее часто встречается у младших школьников, и связана с тем, что ребенок смешивает похожие звуки (глухие-звонкие, твердые-мягкие, звонкие-глухие, например, б-п, д-т, ц-с, ж-ш). Этот вид дислексии выражается в побуквенном чтении, в том, что ребенок при чтении может пропускать буквы и слоги, переставлять их).
  • Механическое чтение (семантическая дислексия). Ребенок владеет техникой чтения, но не может понять частично или полностью смысла прочитанного. Одна из причин семантической дислексии в том, что слова в предложении для ребенка не связаны, ребенок не может получить общую картину смыслового содержания.
  • Аграмматическая дислексия, как и аграмматическая дисграфия, связана с проблемами согласования, в частности, существительных и прилагательных, существительных и глаголов, когда не согласуются окончания слов: «красивый кошка», «высокая тополь» и т.п.
  • Оптическая дислексия. Все буквы состоят из примерно одинаковых элементов: черточек, палочек, кружочков. Оптическая дислексия выражается в том, что дети путают схожие по написанию буквы, буквы, отличающиеся один-двумя элементами или по-разному расположенными в пространстве.
  • Мнестическая дислексия. Она связана с тем, что ребенок не может запомнить связь между обозначением буквы и звуком, который она «дает» при чтении.

Последствия дислексии

Ребенок с дислексией может испытывать значительные трудности, связанные с невозможностью понимания текста, затратой на чтение большого количества времени, что приводит к дальнейшим трудностям в обучении в школе и вузе. Поскольку дислексики мало читают, у них может быть маленький словарный запас. Дислексикам также свойственны плохая ориентация в пространстве, дезорганизация, проблемы с координацией, заниженная самооценка.

Что делать, если у ребенка дислексия?

Коррекцией дислексии детей и взрослых занимается логопед. В зависимости от вида нарушения применяются свои способы лечения дислексии.

Несмотря на все возможные отрицательные последствия, дислексия, как и дисграфия, не приговор: дети могут быть весьма одаренны в других сферах деятельности, часто они проявляют способности мыслить нешаблонно, образами, творчески.

Казалось бы, такая проблема может поставить «крест» на развитии ребенка и его будущем, однако история знает множество выдающихся людей, страдающих дислексией и дисграфией: Уолт Дисней, Альберт Энштейн, Ганс Христиан Андерсен, Генри Форд, а также артисты Шер, Мерлин Монро, Том Круз, Кира Найтли, Дастин Хоффман и другие.

Главное, принятие дислексика таким, каков он есть, оказание всесторонней помощи и поддержки как в развитии других его талантов, так и в коррекции дислексии. 

Фото предоставлено пользователем Jelenko.

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Источник: http://pedsovet.su/publ/156-1-0-5021

Дислексия — классификация, симптомы, лечение, коррекция

Дислексия – это распространенная проблема обучения у детей, проявляющаяся специфическим расстройством чтения. Заболевание имеет неврологическую природу и характеризуется неспособностью человека правильно и быстро распознавать слова, а также осваивать навыки правописания.

Классификация дислексии

В основе классификации дислексии лежат различные критерии. Так, в зависимости от нарушенных операций процесса чтения, выделяют аграмматическую, семантическую, оптическую, мнестическую, тактильную и фонематическую дислексию.

Аграмматическая форма заболевания связана с недоразвитием грамматического строя речи, синтаксических и морфологических обобщений.

Характеризуется изменением числа местоимений и существительных, падежных окончаний, неправильным согласованием прилагательных и существительных, неверным употреблением глаголов 3 лица прошедшего времени. Чаще встречается у лиц, страдающих системным недоразвитием речи.

Семантическая дислексия проявляется нарушением понимания прочитанных слов и предложений при технически правильном чтении. Это обусловлено двумя основными факторами: нечеткостью представлений о связях синтаксического характера и трудностями синтеза звуков и слогов.

При проблемах, которые связаны с усвоением и смешением похожих букв, говорят об оптической дислексии. При этом смешиваемые буквы могут быть очень похожи и различаться лишь в одном элементе, например, М и Л, либо состоять из однотипных, но по-разному расположенных в пространстве частей, как Г и Т или Р и Ь.

Мнестическая форма заболевания проявляется в том случае, если трудности связаны с усвоением всех букв. Она обусловлена тем, что у ребенка нарушаются процессы установления связей между конкретным звуком и соответствующей ему буквой.

У слепых и слабовидящих детей наблюдается тактильная дислексия, причиной которой является нечеткость осязательного восприятия.

Фонематическая дислексия распространена среди школьников младших классов и характеризуется тем, что они в течение 2-4 лет не могут научиться читать правильно.

Одни ученики с трудом усваивают буквы и не умеют складывать их в слова и слоги, другие дети учат их легко, но при чтении делают много ошибок, поскольку для них буква не является обобщенным графическим знаком (графемой).

По мнению автора представленной классификации дислексии это обусловлено плохим фонематическим слухом.

Таким образом, семантическая, аграмматическая и фонематическая дислексии возникают вследствие несформированности речевых функций, а оптическая, тактильная и мнестическая – из-за недоразвитости психических функций.

Симптомы дислексии

К характерным симптомам дислексии, с которыми сталкиваются дислектики, можно отнести следующие проблемы:

  • Дезорганизация;
  • Задержка в развитии;
  • Пространственная дезориентация;
  • Непонимание прочитанного;
  • Трудности с усвоением слов и восприятием информации;
  • Неуклюжесть, нарушение координации.

Также стоит отметить некоторые другие симптомы дислексии, не связанные с умственным развитием:

  • Плохие навыки чтения при высоком уровне интеллекта;
  • Повторение ошибок, которые возникают в процессе чтения или письма;
  • Неспособность выполнения задания за время, которое на него отведено;
  • Трудности в письме;
  • Плохая память;
  • Трудности с определением правой и левой сторон, верха и низа.

Лечение и коррекция дислексии

В лечении дислексии важен индивидуальный подход. Каждому пациенту подбирается специальная программа коррекции.

Благодаря подобным курсам страдающие заболеванием овладевают навыками чтения и намного увереннее чувствуют себя в самых разных сферах деятельности.

Среди методов коррекции дислексии можно выделить устную работу, применение разнообразных технических средств, а также альтернативные способы обучения.

Зачастую расстройство остается проблемой на всю жизнь, одновременно с этим нередко встречаются случаи развития навыков чтения. Однако должного уровня грамотности определенная часть дислектиков не достигает никогда.

Особенностью лечения дислексии является то, что корректировке подвергается весь учебный процесс, включая непрямое и прямое обучение навыкам выделения отдельных компонентов и распознавания слов.

Прямое обучение – это использование специальных фонетических методов независимо от процесса освоения навыков чтения, непрямое – внедрение этих методов непосредственно в программу обучения.

При этом подход к процессу может быть разным: либо последовательное изучение звуков, слов и предложений, либо обучение чтению словами и выражениями в целом.

При коррекции дислексии важно использовать подходы, при которых задействовано сразу несколько органов чувств (зрение, слух, осязание). В связи с этим полезным для ребенка является освоение компьютера.

Применение других способов лечения дислексии (например, перцептивного или оптометрического тренингов), а также медикаментозной терапии не имеют доказанной эффективности, а потому их использование не рекомендовано.

При подозрении на дислексию и в случае любых нарушений речи необходима консультация врача-логопеда.

Видео с YouTube по теме статьи:

Информация является обобщенной и предоставляется в ознакомительных целях. При первых признаках болезни обратитесь к врачу. Самолечение опасно для здоровья!

Источник: http://www.neboleem.net/disleksija.php

Дислексия — что это такое, признаки, методы выявления, коррекция и лечение болезни у детей и взрослых

Если психические функции у ребенка нарушены или подвержены патогенному воздействию, не исключено, что в дошкольном или школьном возрасте возникают проблемы при обучении чтению. Такой патологический процесс называется дислексией, чаще возникает у мальчиков. Задача взрослых – устранить характерный недуг, предотвратить его повторение.

Что такое дислексия

Если у ребенка возникли проблемы с чтением, возможно, развивается заболевание. Дислексия – это сложности освоения навыка воспроизведения, понимания и осознания информации, которая была прочтена, либо же ее предстоит прочитать.

Проблема возникает в выпускной группе детского сада или первом классе, когда ребенок обучается чтению. Его называют дислексиком. Взрослые замечают такие нарушения, не должны их игнорировать.

Отклонений в умственном развитии при такой болезни не наблюдается, но проблема со здоровьем очевидна.

Если интересно, кто такой дислексик, это ребенок или взрослый человек, у которого преобладают определенные проблемы с чтением.

Он не может воспроизвести информацию, не запоминает ее, часто путает отдельные звуки и буквы, теряет смысл слов, не понимает их значения и не способен выстроить в сознании логическую цепочку при пересказе прочитанного содержания.

Чаще преобладает фонематическая форма недуга, которая как раз и охватывает указанную симптоматику.

Болезнь редко развивается в старшем возрасте, чаще это недуг школьников. Если преобладает дислексия у взрослых, пациент испытывает сложности восприятия письменной и звуковой информации.

Кроме того, человек отличается рассеянностью, невнимательностью, имеют место проблемы с дикцией, воспроизведением чисел. Он знает все буквы, однако дислексику проблемно собрать их в слоги, слова, предложения и фразы.

Такое заболевание лучше лечить в младшем возрасте, поскольку с возрастом сделать это гораздо сложнее, даже невозможно.

Дислексия у детей

Чтобы определить болезнь, родители должны заниматься развитием своих отпрысков. Им необходимо знать, что такое дислексия у детей, чтобы своевременно распознать первые признаки характерного недуга.

Патология проявляется изолированно либо дополняется проблемами письма (дисграфия). Такие дети неуклюжие, отличаются шаткой походкой и рассеянностью, не ориентируются в пространстве и сложно поддаются устному обучению.

К подобным пациентам нужен отдельный подход, показана немедленная консультация логопеда и психолога.

Причины дислексии

Прежде чем убрать проблему, важно в ней разобраться. Дислексия и дисграфия имеют генетическую предрасположенность, а патологический процесс может зародиться еще во внутриутробном периоде.

При этом заболевании отдельные зоны головного мозга не до конца развиты либо нарушены под воздействием патогенных факторов.

Основную причину дислексии определяет логопед, а предпосылки течения патологического процесса следующие:

  • травмы головного мозга;
  • токсические повреждения органов ЦНС во внутриутробном периоде;
  • вирусные и инфекционные заболевания при вынашивании плода;
  • асфиксия плода;
  • преждевременные роды;
  • ранняя отслойка плаценты;
  • обвитие пуповины;
  • патологические роды;
  • дефицит речевого развития;
  • социально-бытовой фактор.

Дислексия – симптомы

Прежде чем говорить о симптоматике, необходимо изучить формы дислексии. Признаки характерного недуга зависят от особенностей клинической картины. Выявить заболевание можно не только по нарушению чтения, но и по манере поведения, адаптации пациента в современном обществе. Если в детском организме преобладает дислексия – симптомы следующие:

  1. Акустическая форма недуга: сложность воспроизведения сходных по звучанию букв, пропуск или перестановка звуков местами, невнимательность, плохая память, жизненная несобранность и рассеянность.
  2. Оптическая: маленькому гению сложно воспроизводить отдельные буквы, похожие по своему написанию, еще сложнее – понимать, о чем идет речь в содержании прочитанной информации, и воспроизводить новые сведения.
  3. Фонематическая дислексия: частые дисграфические ошибки, перестановка букв в слове с дальнейшей потерей смысловой нагрузки, отсутствие восприятия при чтении отдельных символов.
  4. Семантическая форма болезни: невозможность восприятия и запоминания прочитанного текста, сложность звукового анализа, плохая память, низкая успеваемость в школе, незаинтересованность в учебе.
  5. Аграмматическая дислексия: сложности в воспроизведении окончаний и согласовании отдельных фраз, предложений. Отсюда возникают очевидные проблемы понимания прочитанной информации в любом возрасте.

Дислексия — лечение

Если удалось своевременно выявить заболевание, необходимо обратиться к логопеду за профессиональной помощью.

В детском возрасте легко поддается лечению дислексия – что это такое, какие основы домашней терапии, подскажет специалист в конкретной клинической картине.

С пациентом должен заниматься одновременно логопед и родители, предлагать наглядные пособия для облегчения воспроизведения полученной информации. Если диагностирована дислексия — лечение у детей, имеет следующие особенности:

  • коррекция дефектов звукопроизношения (для фонематической формы недуга);
  • метод демонстрации картинок с содержанием прочтенной информации (для оптической формы недуга);
  • изучение схем для развития пространственного представления;
  • консультации у психолога для устранения первопричины;
  • классическая методика Дейвиса.

Тест на дислексию

Чтобы выявить недуг, можно провести тестирование с ребенком. Выполнять исследование рекомендуется с детьми от 3 лет, а тест на дислексию занимает всего 10 минут свободного времени. Необходимо зачитывать слова вслух, а ребенок должен их записать. Если есть проблемы с чтением, то написать услышанное ребенок не сможет. Важно выбирать тест, согласно возрастной категории ребенка.

Методика Дейвиса определяет дислексию, как дар. Многие родители дислексиков сомневаются в этом рассуждении, однако знаменитость рекомендует понять, что происходит в голове пациента, а потом предпринимать меры по устранению указанной проблемы. Способов избавления от легастения несколько, а определить самый подходящий может только дипломированный логопед.

Видео: дислексия — что это

Источник: http://sovets.net/7910-disleksiya-chto-eto-takoe.html

Дислексия: виды, симптомы, причины, лечение

Дислексия — достаточно редкое расстройство высшей психики, проявляющееся на начальных этапах обучения чтению. Ребёнок не произносит слова и слоги, путается, устаёт, плачет — всё это не признак дурного поведения, а симптом нарушения мыслительных процессов.

Однако отметим, что дислексия — не заболевание в полном смысле этого слова, ведь нет возбудителя болезни и описания её протекания. Просто высшая нервная система человека по тем или иным причинам не окончила формирование, и функции психики, отвечающие за сложный процесс чтения, не развились полностью.

Лечение дислексии давно и хорошо отлажено, им занимаются логопеды, педагоги, психологи.

Воспринимая мир нестандартно, трёхмерными образами, страдающий от дислексии человек выпадает из нормального развития и теряется, сталкиваясь со стандартным символическим отображением этих образов на бумаге.

Чтобы помочь ему сориентироваться в окружающей действительности, необходимо принять меры по устранению расстройства.

Виды дислексии

Признаки дислексии — индивидуальны и проявляются по-разному, но можно выделить несколько групп однородных симптомов, которые означают наличие нарушений чтения у человека.

1. Фонематическая дислексия чаще всего проявляется у детей, когда они только учатся читать и задерживается она в основном лишь до конца начальной школы.

Различать буквы при письме — уже сложность для начинающего учиться ребёнка, а правильно произносить их все иногда становится невозможно: фонематическая система не успевает развиться.

Поэтому вместо одного звука ребёнок заменяет его на другой, более мягкий или твёрдый, звонкий или глухой, но всегда очень похожий, однородный. При фонематической дислексии:

  • Путаются те же звуки, что при обучении устной речи — з-с, ц-с, ж-ш, л-р и другие сходные.
  • Наблюдается чтение по буквам, а не по слогам, отставание в скорости чтения.
  • Некоторые буквы пропускаются или добавляются, переставляются внутри слогов, путаются звуки.

2. О семантической дислексии можно говорить тогда, когда прочтение предложения не осознаётся человеком или значение его толкуется неверно. Поначалу этот вид дислексии можно путать с обычной невнимательностью.

Даже у взрослых иногда происходит несознательный переход к механическому чтению, когда произнося слова вслух, мы не думаем об их значении, а отвлекаемся на свои собственные мысли.

При семантической дислексии даже полная концентрация над текстом не даёт понимать все его части. Наблюдаются следующие отклонения:

  • Слова и словосочетания во время чтения воспринимаются отдельно друг от друга, будто бы выпадают из контекста предложения.
  • Не сформировано понимание о синтаксических связях между словами в предложении или они понимаются неверно.
  • Присутствуют затруднения в чтении вслух, человеку сложно произносить текст, происходит переход на чтение по слогам.

3. Аграмматическое расстройство чтения очень похоже на семантическое, вот только проблема наблюдается не на уровне предложений, а на уровне словосочетаний. Неправильно понимаются связи слов, не воспринимается управление в словосочетании. Наблюдаются следующие характерные ошибки:

  • Путаница в падежах, изменение окончаний имён существительных.
  • Рассогласование в числе, роде и падеже внутри словосочетаний — обычно это хорошо видно на сочетании существительного и прилагательного.

4. Часто задерживается не только развитие прочтения текста вслух, но и процесса «считывания» информации — тогда можно говорить об оптической дислексии. Путаются буквы, графическое изображение которых похоже и отличается лишь каким-то незначительным элементом — палочкой, кружком, чертой.

  • Обычно путаются буквы Т и Г, П и Н, Р и Ь, В и З. Соответственно, при чтении они или произносятся неверно, или не произносятся вообще, нарушая понимание текста.

5. За сложным термином мнестическая дислексия кроется очень распространённое расстройство, которое переживает почти каждый человек, учащийся читать.

Ребёнок не сразу понимает соответствие букв и звуков и в первое время путает их, забывает, не произносит.

Если расстройство сохраняется и в дальнейшем, есть смысл говорить о нарушениях высшей психики и начинать коррекцию отклонений.

Симптомы

В зависимости от вида расстройства, симптомы дислексии могут быть очень разные. Но есть несколько общих черт, которые помогут обнаружить и вовремя устранить это расстройство.

  • Частое потирание глаз, чтение под необычным углом зрения.
  • Приближение книги к глазам при чтении. При этом зрение может быть отличным и в других случаях (игра с предметами в руках, взгляд вдаль) отклонений не проявляется.
  • Чтение одним глазом или поочерёдное закрытие глаз.
  • Частая усталость, нежелание выполнять задания, связанные с чтением. В школе это может быть домашнее задание, чтение дополнительной литературы.
  • Пропуск звуков, слов, словосочетаний при чтении, перерывы в озвучивании текста.
  • Жалобы на головную боль и усталость, проявляющиеся только во время чтения.
  • Трудности с осознанием текста, рассеянность, невнимательность, неспособность пересказать прочитанное или сказать, о чём вообще был текст, непонимание отдельных его участков.
  • Сопутствующие проблемы с почерком, обучением письму, написание слов с нестандартными ошибками.

Кроме этих стандартных для всех страдающих дислексией проблем, определить наличие расстройства можно также по сопутствующим признакам. Некоторые отклонения, на первый взгляд не имеющие ничего общего с проблемами чтения, могут оказаться признаком именно такого расстройства.

  1. Трудности чтения при общем нормальном или хорошем интеллектуальном и физическом развитии. Несоответствие результатов чтения норме возраста, при том что общее речевое развитие протекает нормально.
  2. Трудности с восприятием письменной информации, оперирование образами, не связанными со зрительными впечатлениями.
  3. Незначительные или хорошо заметные нарушения координации в пространстве, замедленные или неуклюжие движения, несоответствие маршрута движения задуманному.
  4. Трудности с освоением орфографии и каллиграфии.
  5. Отсутствие узнавания слов при чтении, непонимание текста.

Чаще всего дислексия проявляется в детском возрасте, когда человек только учится воспринимать и воспроизводить графические символы.

В семьях, где внимание дошкольному развитию ребёнка не уделяется, обнаружить первые признаки дислексии бывает очень трудно — расстройство видят лишь в школе, когда малыш явно не успевает за темпами развития сверстников в этой области.

Скорректировать подобные нарушения в школьном возрасте можно, но уже гораздо сложнее, чем на ранних этапах.

Почему возникает дислексия?

Возникновение дислексии нельзя предугадать или предупредить, ведь она носит наследственный характер. В ходе исследования причин возникновения этого расстройства учёными были обнаружены гены, наличие которых и ведёт к появлению отклонений.

Изучающие эту проблему нейробиологи даже назвали часть мозга, частичное недоразвитие функций которой ведёт к дислексии. Причина лежит в недоразвитии задней части височной извилины левого полушария, которая отвечает за восприятие информации при чтении.

Лечение дислексии

Проблема дислексии — это, по сути, проблема дезориентации, только не в пространстве, а в потоках информации.

У страдающих дислексией людей, кроме чтения, проявляется ещё целый комплекс проблем в плане фиксации собственного местонахождения и движения, им может не хватать внимания, которого хватает всем остальным.

Полностью скорректировать это отклонение в развитии удаётся не всегда — но вывести человека на нормальный уровень восприятия информации при чтении и её воспроизведению на письме можно.

Методы коррекции у детей схожи с коррекцией дислексии у взрослых, но в последнем случае приходится также рассчитывать на волю человека, проходящего коррекцию.

Лечение дислексии происходит комплексно. Его сторонами являются:

  1. Индивидуальные занятия с педагогом, непрямое и прямое обучение чтению. С помощью специальных упражнений человека сначала учат воспринимать слова в целом, далее переходят на следующий этап — восприятие предложений, и так далее. Всё это сопровождается выполнением фонетических упражнений (от самой мелкой единицы — звука, до целого слова) и коррекции проблем с письмом, если таковые сопровождают дислексию. К концу обучения зрительные и звуковые образы в сознании ребёнка интегрируются и он может нормально читать и писать.
  2. Работа с пихологом и постоянная диагностика результатов коррекции.
  3. Фармакологическое лечение и диета — направлены на физическое устранение проблем мозга, вызвавших дислексию.

Существует множество методов лечения дислексии, которые дают хорошие результаты, но подбирать их следует индивидуально, доверив это решение специалисту — педагогу-логопеду.

Не следует воспринимать дислексию как нечто плохое — возможно, это дар, который в будущем принесёт ребёнку славу и поможет сохранить нестандартный подход ко многим вещам в жизни, стоит лишь немного скорректировать его способ познания мира.

Источник: http://simptomed.ru/articles/rasstroystvo_chteniya_vidi_simptomi_prichini_i_lechenie_disleksii

Дислексия: основные понятия. Центр коррекции дислексии

Основные понятия

Термин ДИСЛЕКСИЯ– это был первый общий термин, который применялся для описания различных проблем обучения. В конечном счете,  эти проблемы были разделены на группы и категории, чтобы можно было описать различные виды неспособности к обучению.

Поэтому мы можем назвать дислексию матерью различных видов неспособности к обучению. В настоящее время для описания ее различных аспектов применяется более семидесяти названий.

Обычно, когда люди слышат слово дислексия, они думают  только о проблемах с чтением, письмом, правописанием и математикой, которые имеются у ребенка в школе. У некоторых это ассоциируется только с переворачиванием слов и букв, у других-только с отстающими учениками.

Почти все считают, что это некоторая форма неспособности к обучению, но неспособность к обучению — это только одна грань дислексии.

В настоящее время существует несколько разных определений этого термина. В России используются два подхода к определению дислексии.

Один из них — педагогический. Ему соответствует определение, приведенное в учебнике логопедии: «Дислексия — это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера».

Другой подход — клинико-психологический.

Определение, соответствующее этой научной позиции: «Специфическими нарушениями чтения или дислексией называют состояния, основное проявление которых — стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения. Осевым нарушением при этом является стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. В основе расстройства лежат нарушения специфических церебральных процессов, составляющих функциональный базис навыка чтения».

Принято различать дислексию и трудности овладения чтением, вызванные другими причинами, такими как умственная отсталость, дефекты зрения и слуха. Их называют еще неспецифическими или вторичными нарушениями чтения.

Дислектический синдром проявляется в широком разнообразии симптомов. Если у вас или ваших детей проблемы с чтением, математикой, подчерком, орфографией, ориентацией в пространстве и во времени, координацией движений и моторными навыками, вам следует обратиться за консультацией к специалисту.

В соответствии с традициями англо-американской клинической психологии диагноз «дислексия» подразумевает нарушения не только в чтении, но и в письме и в математике.

В российской логопедии нарушения письма имеют самостоятельные наименования: дисграфия и дисорфография, дискалькулия и т. д.

Разберемся с определениями некоторых терминов имеющих отношение к ДИСЛЕКСИИ.

Дисграфия: форма дислексии, при которой основные трудности связаны с письмом, проявляющиеся в пропуске букв, слогов, перестановке или замене букв и слогов. Она является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а впоследствии — в усвоении грамматики родного языка. У людей с дисграфиеи имеются проблемы с чистописанием.

Аграфия: Неспособность манипулировать пишущим инструментом или выражать мысли в письменном виде. Может проявляться в полной утрате способности к письму, в грубом искажении написания слов, пропусках, неспособности соединять буквы и слоги. Человек с аграфией может иметь развитую речь, но не может писать.

Дискалькулия: форма дислексии, при которой основные трудности связаны с неспособностью выполнять арифметические действия. Это нарушение навыка счета. Проявляется она в виде нарушения осмысления структуры числа, затруднений операций с числами, особенно со сложными числами и с переходом через десяток.

Симптомы дислексии и дискалькулии могут проявляться у одного и того же человека. Как и дислектики, дискалькулики часто вырабатывают такие спасительные стратегии, как механическая зубрежка, использование помощи других людей, и конечно карманный калькулятор. Дискалькулии нередко сопутствуют трудности в определении времени, пользовании календарем, а так же с планированием собственного времени.

Наряду с «Программой по коррекции дислексии по системе ДейвисаR», наставники-методисты проходят также подготовку для индивидуальной интенсивной «Программы ДейвисаR по овладению математикой», которую мы предлагаем ученикам дискалькуликам.

Акалькулия: неспособность развить математические навыки. Непонимание разрядного строения чисел, трудностями в самих счетных операциях, невозможность различить арифметические знаки, путаница в цифрах.

Диспраксия: моторные трудности, которые могут повлиять на движения тела. Ребенок испытывает трудности в координации и при выполнении сложных движений. Многие здоровые дети проходят через стадию неуклюжести, но большинство перерастают ее.

У детей с диспраксией тенденция к неловкости сохраняется и приносит неудачи в каждодневной жизни.

Диспраксия может носить другие названия: синдром неуклюжего ребенка, расстройство координации, минимальная дисфункция мозга (МДМ), двигательные трудности, трудности с моторными навыками.

СДВ: Синдром Дефицита Внимания и СДВГ: Синдром Дефицита Внимания с гиперактивностью— также называется ADD или ADHD — дисфункция центральной нервной системы, проявляющаяся трудностями концентрации, нарушениями обучения, памяти, внимания, повышенной отвлекаемостью и / или гиперактивностью и импульсивным поведением. СДВ/СДВГ не является психическим заболеванием. Симптомы могут продолжаться в подростковом возрасте, что может привести к ухудшению успеваемости в школе, не выполнению домашних работ, нарушению социальных отношений с одноклассниками и учителями, и общее ощущение своей неполноценности и низкой самооценки.

Гиперактивность: состояние, которое может сопровождать синдром дефицита внимания, при котором человек ведет себя совершенно неугомонным образом, совершает много движений и не может усидеть спокойно.

Характеризуется неусидчивостью, множеством лишних движений, недостаточной целенаправленностью и импульсивностью поступков, повышенной возбудимостью в сочетании с нарушением всех параметров внимания (концентрация, объем распределения, устойчивость).

Стержнем синдрома (главным признаком) является болезненно повышенная двигательная активность, затрудняющая адаптацию ребенка в любом коллективе.

ЗПР: задержка психического развития (сокр. ЗПР) нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально волевая сфера) отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР, как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном или младшем школьном возрасте.

Необходимо четко понимать, что дети, имеющие временную задержку в развитии, ни в коей мере не относятся к умственно отсталым детям, поскольку хорошо воспринимают предлагаемую помощь, сознательно выполняют поставленные перед ними задачи и правильно оперируют теми понятиями, которые они имеют. При своевременной коррекции большинство из них хорошо продвигаются и постепенно выравниваются.

Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.

Такой комплекс отклонений (нарушение внимания + повышенная двигательная и речевая активность), не осложненный никакими другими проявлениями, в настоящее время обозначают термином «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ).

Если говорить об особенностях памяти у детей с ЗПР, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. Кроме того, установлено, что после курса специального обучения различным техникам запоминания показатели ребят с ЗПР улучшались даже по сравнению с нормально развивающимися детьми.

Кто эти дети

Ответы специалистов на вопрос, каких детей следует причислять к группе с ЗПР, тоже весьма неоднозначны. Условно, их можно разделить на два лагеря.

Первые придерживаются гуманистических взглядов, считая, что основные причины ЗПР носят прежде всего социально-педагогический характер. Дети с ЗПР определяются как неприспособленные, труднообучаемые, педагогически запущенные.

Такой взгляд на проблему преобладает в западной психологии, а последнее время он получил широкое распространение и у нас.

Многие исследователи приводят данные о том, что легкие формы интеллектуального недоразвития имеют тенденцию к концентрации в определенных социальных слоях, где родители имеют интеллектуальный уровень ниже среднестатистического. Отмечено, что наследственные факторы играют значительную роль в генезе недоразвития интеллектуальных функций.

Другие авторы связывают отставание в развитии с легкими органическими поражениями мозга, полученными в период беременности или родов, и относят сюда детей с минимальной мозговой дисфункцией.

Наверное, правильнее всего учитывать и те, и другие факторы.

У детей с задержкой психического развития (ЗПР) разного патогенеза, как правило, при обучении чтению наблюдается дислексия.

Источник: http://dislekt.ru/disleksiya-chto-eto/osnovnyie-ponyatiya/

Ссылка на основную публикацию