Что такое человеческий потенциал

Центр разумных решений

Несколько дней назад я опубликовал пост в профильной группе на ФБ о потенциале личности, который вызвал много комментариев и замечаний. Это и неудивительно, все чаще клиенты в своих запросах на коучинг поднимают тему раскрытия своего потенциала. Так что же такое потенциал личности.

Потенциал человека, личности, является одним из ключевых в коучинге. Почему? Коучинг служит инструментом (методом) позволяющим человеку повысить свою результативность.

А результативность, как отмечал У. Тимоти Голви («Работа как внутренняя игра»), так и затем М.

Дауни («Эффективный коучинг»), зависит от двух составляющих: потенциала и вмешательства.

Словари дают разное определение понятия «Потенциал личности». Но если обобщить, то получается, что это «возможность, духовный и физический запас сил для эффективного решения какой-либо задачи и достижения конкретной цели».

Многие известные психологи по разному трактуют понятие потенциала личности и его раскрытие. В. Франкл связывает раскрытие потенциала с появлением стремления познать смысл жизни, А. Маслоу — с актулизацией и конкретным действием, К. Роджерс отмечает, что проявление и развитие потенциала связано с наполнение своей жизни смыслом.

Из чего «как бы» состоит человеческий потенциал? Сложно сказать и «препарировать» его, но это необходимо.. Есть разные точки зрения на «составляющие» потенциала.

Можно составляющие потенциала «разделить» на 2 группы: внутренние и внешние. К первым, внутренним, можно отнести здоровье «всех видов», наличие смысла жизни, интеллектуальные способности и эмоциональные состояния.

Внешние показатели «рождаются» на сочетании внутренних и к ним можно отнести: культура человека, внутренняя свобода, независимость, ответственность, навыки,  понимание целей и задач, средства их решения и достижения.

Итак, потенциал это возможности конкретного человека в конкретный момент времени.
В «западном» подходе в основу трактовки потенциала больше ложиться социальное («голова» и частично «сердце», эмоции). В том, что приведено выше, «как бы» в тени, «сквозь пальцы» уходить то, что человек это существо биосоциальное.

А биологическое в человеке напрямую связано с телом, с инстинктами. «Восточный» подход, по-моему, исходит из трактовки единства и важности всех составляющих потенциала человека: все что связано с «головой», с разумом человека, его эмоциями и эмоциональными составляющими, телом и его инстинктами.

И древние восточные учения и практики пошли дальше: от физического тела к энергетическому телу. И они считают, что состояние физического тела человека полностью зависит от состояния его энергетического тела. Считается, что в энергетическом теле есть области, где энергии проявляются особенно активно: энергетические центры или чакры.

И если заблокирован какой либо энергетический центр, то это блокирует тот или иной «раздел» потенциала человека. Сейчас даже есть направление в официальной медицине — энергоинформационная, которая также работает и по этому направлению.

О чем это говорит? Что потенциал человека и его использование по максимуму связаны также с «биологическим в человеке», с его телом и инстинктами. Если человек «разблокирует» в теле те или иные энергетические центры, то он намного увеличит свой потенциал, в том числе интеллектуальный и эмоциональный, «снимет» различные виды вмешательств.

А одними из важнейших жизненных центров, центрами энергии жизни, является центры расположенные в тазовой области человека. К сожалению, у многих современных западных людей эти центры находятся в мышечных и энергетических зажимах.

Мы, коучи и консультанты, работаем с человеком, «существом» многогранным и многоуровневым, а для этого целесообразно иметь о нем как можно большее представление, смотреть на это с разных ракурсов.

Э. Стак (психосоциолог, ведущий европейский специалист по развитию людей, команд и организаций, объединившей в своей деятельности как западный, так и восточный подход), отмечает, чтобы быть успешным, эффективным и довольным своей жизнью, нужно знать себя, знать свое тело.

Периодически бывают от клиентов запросы не на достижение чего то (пока), а на осознание своих ресурсов, возможностей, эдакая инвентаризация, диагностика.

Такой вот «коучинг возможностей и ресурсов».

И вот для этого нужно для самого себя, как для коуча, в своем мировозрении, иметь в своей картине Мира, как «западной», так и «восточной» взгляд на потенциал человека.

Источник: http://gurinconsult.ru/potentsial-cheloveka-lichnosti-chto-e-to-i-kak/

Потенциал человека и профессиональная деятельность

Важнейшими предпосылками успешного перехода России к устойчивому развитию является формирование, развитие и ра­циональное использование потенциала человека. Каждый спе-

циалист как личность обладает только ему одному присущими свойствами, которые определяют его способности к выбранной профессиональной деятельности.

Традиционный набор этих свойств, учитываемый организацией, в том числе в государст­венной и муниципальной службе, сводится к перечню кадровых данных о возрасте, образовании, квалификации, стаже работы и т.д., которые далеко не полно отражают ценность потенциала че­ловека.

Существенная информация о том, чем же конкретно мо­жет быть ценен и полезен сотрудник, часто остается вне поля зрения службы управления персоналом, а соответствующие спо­собности человека — невостребованными, нереализованными.

Эти существенные потери в оценке потенциала человека ставят ряд важных вопросов, связанных в первую очередь с выяснени­ем сути, структуры и содержания понятия «потенциал человека».

Понятие потенциала человека

Человек должен четко представлять, какими социально значимы­ми ценностями он обладает.

Рассматривая понятие «потенциал че­ловека»1, отметим, что под личностным потенциалом понимается прежде всего система характеристик, связанных с движущими сила­ми духовного развития, с мотивацией и самооценкой.

Анализ фор­мулировок показывает, что понятие «потенциал» в физике, напри­мер, соотносится с работой, которая еще не выполнена, но может быть сделана.

Потенциал отдельного человека соотносится с его возможностями в будущем что-то сделать, реализовать свои интере­сы, достигнуть своих целей2. Сложность и многомерность способно­стей человека позволяют рассматривать его потенциал как систему всех проявляющихся в профессиональной деятельности социально по­лезных способностей, как актуализированных, так и резервных.

Чаще всего социальная полезность способностей определяет­ся статусом, миссией, целями, функциями и задачами организа­ции, в которой работает человек, а также рядом других особен­ностей, характеризующих соответствующую профессиональ­ную деятельность. Таким образом, для организации ценными

1 .

являются только те способности человека, которые обеспечива­ют эффективное исполнение возложенных на него должност­ных обязанностей.

В то же время следует иметь в виду, что потенциал человека вы­ходит за рамки чисто прагматического соответствия работника требованиям, предъявляемым к нему в определенной сфере дея­тельности, привнося в его содержание нравственные, гуманисти­ческие начала. Это означает, что профессионал должен не только соответствовать требованиям своей деятельности, но и предви­деть ее последствия, и нести за них личную ответственность1.

Рассматриваемые способности человека отражаются в его профессиональной компетентности, в структуре которой выде­ляют2:

интеллектуальную компетентность — знания, образован­ность, способность к аналитическому мышлению и комплекс­ному подходу к выполнению служебных обязанностей. Это — доскональное знание дела, существа выполняемой рабо­ты, сложных связей, явлений и процессов, возможных способов и средств достижения намеченных целей;

интегративную компетентность — способность к интеграции знаний и умение выделить приоритетные направления и наибо­лее действенные формы деятельности, наличие навыков рацио­нально и эффективно действовать в условиях быстро изменяю­щейся среды;

ситуативную компетентность — жизненный и профессио­нальный опыт, умение действовать в неординарной ситуации, настойчиво добиваться поставленной цели;

социальную компетентность — наличие коммуникативных способностей, умение поддерживать ровные и уважительные отношения с коллегами, правильно воспринимать мнение дру­гих, вести беседы и переговоры.

Формализация структуры способностей человека с целью оценки его потенциала предполагает соблюдение трех основных принципов:

|

во-первых, системного, комплексного подхода к проектиро­ванию показателей оценки всех способностей сотрудника;

во-вторых, дифференцированного подхода с учетом профес­сионально-квалификационных требований к работникам, за­нимающим различные должности в подразделениях организа­ции;

в-третьих, синтеза количественных и качественных показате­лей, который обеспечивается введением соответствующих кри­териев и шкал оценки, а также алгоритмов ее обобщения.

Существующие подходы и методики оценки персонала поз­воляют получить спектр количественных и качественных оце­нок персонала.

Особо следует отметить аттестационно-диагнос-тический характер оценки потенциала работника, что не только обеспечивает обоснованность административных решений в от­ношении оцениваемого, но и, что особенно важно, выявляет конкретные факторы, благоприятствующие или противодейст­вующие (или нейтральные) развитию имеющихся способнос­тей. Такая методика позволяет целенаправленно корректиро­вать имеющиеся недостатки и обеспечить реализацию отмечен­ных резервов.

Для окончательной формулировки основных характеристик потенциала человека в рамках его профессиональной деятель­ности подчеркнем еще несколько важных качеств работника, определяющих его трудоспособность.

Это качества, связанные с состоянием здоровья работника, его работоспособностью, выносливостью, типом нервной сис­темы, т.е.

все то, что отражает его физический и психологичес­кий потенциал; качества, определяемые врожденными и приоб­ретенными способностями человека, которые обусловливают возможность профессиональной деятельности определенного уровня; качества, позволяющие человеку установить продук­тивные социальные отношения и связи в организации1.

Обобщая вышеизложенные качества, получим следующий перечень характеристик, отражающих современное представле­ние о потенциале человека в рамках его профессиональной дея­тельности:

.

интеллектуальный потенциал — способности, приобретен­
ные в рамках непрерывного образования;

социальный потенциал — коммуникативные способности,
обеспечивающие эффективную социализацию;

потенциал профессионального опыта — приобретенный ме­ ханизм его обобщения в процессе индивидуальной профессио­

нализации;

психолого-физиологический потенциал — адаптивные способ­
ности к изменениям внутренней и внешней среды организации;

интегративный потенциал — механизм компенсации отсут­ ствующих или недостаточно развитых способностей, относя­

щихся к вышеперечисленным характеристикам.

Формирование, реализация и развитие потенциала человека

Потенциал человека формируется в рамках получения им об­щего, а затем профессионального образования. При этом под образованием понимается целенаправленный процесс обуче­ния, воспитания и развития обучающегося.

Выбирая сферу своей будущей деятельности и получая в ней определенную профессиональную квалификацию, человек обретает соответ­ствующий комплекс способностей, качество которых гаранти­руется государственными образовательными стандартами по специальностям и контролем образовательного процесса.

Учитывая всевозрастающую динамику общества в целом и су­щественные преобразования, происходящие в России, было бы наивно полагать, что формирование потенциала человека за­вершается по окончании им профессионального обучения, на­пример, в высшем учебном заведении.

Поэтому в стране орга­низована обширная сеть образовательных услуг, которая обес­печивает, во-первых, непрерывное образование персонала в рамках второго высшего образования, профессиональной пере­подготовки, повышения квалификации, стажировок, а во-вто­рых, возможности самообразования.

Значительным фактором формирования потенциала человека является профессиональный опыт, получаемый в период трудо­вой деятельности. При этом наиболее полезно умение обобщать полученные в профессиональной деятельности знания и навы­ки, адаптировать их к особенностям должностных функций и

применять в изменяющихся условиях.

Как правило, такие спо­собности проявляются у специалистов, занимающихся актив­ным самообразованием, поиском передовых способов конкрет­ной профессиональной деятельности, их «присвоением» (рас­предмечиванием профессионального опыта) и применением на своих рабочих местах (опредмечиванием профессионального опыта); активно участвующих в исследовательской деятельнос­ти или обменивающихся опытом со специалистами аналогич­ного профиля.

Схема формирования потенциала человека имеет следующий вид:

С А М О О Б Р А 3 О В А Н И Е
О П ы т о Б О Б Щ Е Н И Е

Повышение квалификации

Повышение квалификации

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: http://zdamsam.ru/a58862.html

Потенциал человека

Не нужно иметь семи пядей во лбу и длинную белую бороду, чтобы заметить: подавляющее большинство людей живут несколько не в полную силу. Можно сказать, что они просто просаживают время, как будто у них его бесконечность.

Посмотрите на полупьяного подростка, клерка из вашей конторы, домохозяйку или полицейского. Чисто теоретически, как вы думаете — могла бы жизнь каждого из них быть более яркой, насыщенной, даже героической? Очевидно, да. И мешает им только одно — их собственное мыслезаключение о том, что они собой представляют.

Представьте, что вы идете по прекрасному городу, полному прекрасных автомобилей. Вокруг ни одной развалюхи, ни одного заурядного тарантаса. Сплошь шикарные спорткары, величественные лимузины, навороченные джипы. Но все водители грустно высовывают из окон таблички, написанные фломастером на обрывках картонных коробок.

И на табличках этих написано: «Я — самокат», «Я — сломанный Жигуль», «Я — Daewoo Matiz 2000 года выпуска». На ветровых стёклах изолентой приклеены знаки «ограничение скорости 40 км/ч» прямо перед водителем.

А на некоторых совершенно исправных, но явно давно припаркованных машинах краской через весь борт начертано: «Я сломался, ездить не могу».

И водители этих машин ведут себя так, как говорят надписи, а не так, как может машина. Вы подходите к парню за рулем Ferrari, и он показывает вам плакат «Я — Запорожец».

Вы говорите ему: «Что с тобой, брат? Это же Феррари!» Он смотрит задумчиво и пытается тронуться на пятой передаче, после чего говорит: «Не смеши меня. Все знают, что это — Запорожец. Уж такой мой удел.

Вот подзаработаю денег — куплю потрепанную „Нексию“. Вот это будет житуха…»

И вы озираетесь по сторонам — страна сумасшедших. Они не просто забыли, на что они способны. Потеряна гордость, самоуважение, способность смотреть на вещи и видеть то, что видишь. На лицах — борьба за выживание, старание стать чуть круче, чем то, что написано на табличке, хотя реальные их тачки круче не просто на порядок — в сотни раз.

Сзади вас раздается скрип. Вы оборачиваетесь — да это же Bugatti Veyron! Что же в ней так скрипит, в новехонькой? А-а, это скрипят на всю улицу мозги водителя, изображающего старенький «Москвич»… Он мечтает о «Волге», хотя уже ездит на тачке, которая стоит как 100 новых «Волг» или как 200 «Москвичей».

Не думайте, что я преувеличиваю. Это не гипербола. Я даже преуменьшаю немного.

Каждый может просто взять и начать действовать совершенно по-другому. Как крутой, которым он и является в потенциале. И чему он сопротивляется изо всех сил.

Люди пали настолько низко, что у них даже не хватает фантазии, чтобы представить, на что они способны в действительности.

Толпы подходят к знаменитостям за автографами, выражают восхищение. Они понимают, что им никогда не стать такими — богатыми, знаменитыми, известными. Толпы поклонников, охрана, хвост из репортеров… И единственное, что мешает им быть такими же — это именно это понимание.

Вот девочка «в голове чупа-чупс, а сама дура-дурой» смотрит с обожанием на певца. Она от него тащится. Если ей сказать: «Почему бы тебе самой не стать знаменитой и крутой?», она тут же скажет вам, что она не умеет петь, некрасивая, у неё нет столько денег на раскрутку, она не талантлива ни в чём, и вообще она дура. «Я — Запорожец!».

Почему бы не найти у себя свой собственный талант и не раскрыть его? А потом не раскрыть его широко для многих, чтобы охватить своим влиянием толпы людей? Ведь тебе хочется этого, девочка!

«Я — старенький Жигуль… Я — сломанные ролики…»

Сколько на свете людей, которые умеют петь и которых приятно слушать по сравнению с количеством знаменитостей? Умопомрачительное число. Я иногда вижу в ресторанах глубинки нашей родины талантливых певцов, которые могли бы быть на вершине мировых рейтингов. Что они делают в этой забегаловке? «Ограничение скорости — 40 км/ч».

Сезария Эвора — певица с островов Зеленого Мыса, республика Кабо-Верде. Вы знаете, где это? Далеко за МКАДом. Маленькие острова слева от Африки, которые и на карте-то не видно.

Она пела всему миру свои песни двадцать лет на языке, которого не понимал никто, так как это был кабовердийский креольский диалект португальского.

Это всё равно, что петь в Европе песни на гуцульском диалекте украинского, которого не понимают даже западные украинцы, я уж не говорю про киевлян.

Она записала свой первый альбом в 43 года, стала известной в 47. Умерла в 70 в зените славы. Начала ли она петь в 43? Нет, она пела в ресторанчиках своей страны, название которой никто из вас не вспомнит без тренировок памяти, с 17 лет.

Лауреат премии «Грэмми», она своими деньгами финансировала всю начальную систему образованию в Кабо-Верде, часть среднего образования и половину системы здравоохранения своей страны. Женщина. Чёрная. Одна из тысяч ресторанных певичек. С островов, лежащих в 600 километрах от Африки. С табличкой «Я — Bugatti Veyron».

Насколько её шансы стать знаменитой были выше, чем у певицы из Самары или из Барнаула с такими же данными? Или её голос был такой уж уникальный? Да бросьте. Приятный голос, очаровательный стиль. Её раскручивал французский продюсер в течение трех лет. Три года — это легко написать, но не так-то просто прожить, если это три года неудач.

Может быть, ей нравился балет — но она была не похожа на балерину. Вы можете найти её фотографии. Чуть-чуть форма ступней подкачала. Может быть ей нравился футбол, но кастинг у Гуса Хиддинга она тоже вряд ли бы прошла. И какой же ничтожной она себя чувствовала бы, если бы пыталась и пыталась занять место в сборной по футболу? Да ещё и в мужской?

Глупо примерять на себя чужие цели и чужие таланты, когда свои только и ждут, чтобы к их раскрытию была приложена рука.

Да, это потребует усилий. Вот что писал Сильвестр Сталлоне:

Ваш талант только и ждет, чтобы вы его раскрыли. Знаете, в чём фишка? Когда вы двигаетесь в его рамках, ваш энтузиазм не ослабевает, а усилия вознаграждаются. Потому что их подкрепляет что-то подлинное.

Решение о том, кем вы являетесь будет определять то, чего вы добьетесь. Л. Рон Хаббард писал, что великого человека отличает от невеликого то, что великий ведет себя как великий.

Вот собственно и всё. Не выпендривается, изображая какого-то другого великого, поймите эту разницу. А просто говорит себе: «Я великий, я должен вести себя соответственно».

И потом делает именно это.

Что приходится ему делать потом? Ну, обладая крупицей интеллекта он может представить себе, какой квалификацией должен обладать великий человек. Он получает её. Он думает о том, как выглядит великий человек и смотрит на себя в зеркало. Если увиденное не соответствует идее о великом, он приводит себя в соответствие.

Понимаете ли, великий человек может быть беден. Но он скорее всего будет соответствовать образу. Даже если это великий математик, он может быть неряшливым и грязным только в кино.

Я помню, что самым неряшливым, грязным и ужасно вонючим из моих преподавателей был специалист по психиатрии. Девочки презирали его, парни ненавидели. Возможно для кино сойдет, но не для реальной жизни.

Нет такой роли, для которой эстетика не была бы правильным оформлением.

Как ведет себя великий человек с людьми? Кстати, рекомендую понаблюдать за тем, как обращаются с другими действительно великие люди, и как другие, знающие о том что они на «запорожце», пытаются их копировать. Помните фильм «Достать коротышку»: «Я тот, кто расскажет тебе, как обстоят дела»? Кто не смотрел, рекомендую как образец разницы между «быть» и «строить из себя».

С кем водится великий человек? Какие у него цели и планы? Какие масштабы? Это всё составные части решения «Я — Bugatti Veyron».

И, знаете, ключевой вопрос для того, чтобы остаться на позиции великого человека? Насколько честен великий человек. Не покупайтесь на бульварные романы. Понаблюдайте за великими. Соберите очевидные факты: что помогает человеку быть на коне, а что мешает.

Это правда, что самые богатые люди на этой планете сегодня — мошенники и убийцы. Владельцы Всемирного банка, МВФ, ФРС США, Центральных банков. Те, кто финансирует кризис, карательную психиатрию, распространение наркотиков и войны. Но эти люди давно продали душу дьяволу. Они не афишируют свои имена и подлинные деяния.

Вряд ли вы назовете сходу фамилии совета директоров Банка международных расчетов в Базеле (Швейцария), которому подчиняются Центробанки 55 стран, и который известен как «бывший банк Гитлера». Да, он действительно финансировал вторую мировую войну и помогал Гитлеру проворачивать операции с золотом.

Именно эти люди владеют всей валютой на планете, именно они угробили Америку осенью 2007, а с ней и все остальные финансовые рынки.

Эти люди возможно и достигают своих целей. Но вряд ли хоть у кого-то из элементарно порядочных людей возникнет по-трезвянке такая цель — заработать миллиарды долларов, убивая сотни миллионов людей. А цели сумасшедших никогда не приводят их (или кого-либо другого) к счастью.

Так какой же потенциал у вас? Кто вы на самом деле? В чём ВАШ талант?

Вам не кажется иногда, что жизнь проходит впустую?

Люди, прошедшие «Усилитель мощности руководителя» в нашей компании получают ответы на эти и многие другие вопросы. Получите их и вы! Выкидывайте табличку в урну и давайте полный газ. Вы получите наслаждение, когда пройдет первый страх.

Источник: https://consulter.org/knowledge/articles/potencial_cheloveka/

Потенциал человека и профессиональная компетентность. Общая характеристика потенциала человека. Принципы оценки потенциала человека

Потенциал человека и потенциал персонала организации.

В настоящее время нет однозначного понимания, что такое человеческий потенциал. Встречаются очень разные трактовки о его сущности, составляющих элементах и взаимосвязи с понятиями «человеческий капитал», «трудовой потенциал», «кадровый потенциал». Феноменология человеческого потенциала обладает следующей спецификой:[1]

· Системность: человеческий потенциал обладает системными свойствами, и не может сводиться к простой сумме перечня качеств людей.

· Внешняя обусловленность: для формирования и реализации человеческого потенциала определяющее значение, как правило, имеют «внешние» по отношению к нему условия и факторы, характер среды его существования.

· Непрозрачность: для человеческого потенциала характерно наличие скрытых свойств, которые при изменении определенных условий могут проявиться.

· Стратегичность: свойства человеческого потенциала обуславливают возможности человеческого развития, как на ближайшую перспективу, так и в более отдаленном будущем.

Слово «потенциал» происходит от латинского potentia, что значит «сила». В современном русском языке потенция определяется как скрытая возможность, способность, сила, могущая проявиться при известных условиях.

Это очень важное определение, потому что дает нам понимание нашего потенциала как о дремлющей в нас энергии, как о способностях, которые еще не явлены миру, как о возможностях, которые еще не использованы, как о силе, которая еще не была применена.

Изучение человеческого потенциала предполагает использование различных методов; оно основано на концепции, согласно которой каждый человек представляет собой уникальное сочетание способностей.

Начало современному изучению человеческого потенциала было положено в первой декаде XX в. Оно связано с именем У. Джемса, который, безусловно, является родоначальником изучения трех проблем, имеющих непосредственное отношение к человеческому потенциалу. Во-первых, уже в 1901 г.

он стал поддерживать изучение паранормальной психологии, полагая, что результаты этого изучения способны обеспечить настоящий прорыв. Во-вторых, он положил начало, изучению чередующихся состояний сознания, подчеркивая его важность.

В-третьих — и это самое важное, — он составил программу исследования потенциальных возможностей человека, особо подчеркнув два основных аспекта: документирование примеров высокоэффективной деятельности и изучение методов, специально предназначенных для стимулирования подобной деятельности.

Важный вклад в развитие этой области психологии внес тоже и доктор Я. Морено, имя которого обычно ассоциируется с психодрамой, ролевыми играми и социометрией. Современное состояние движения за человеческим потенциалом охарактеризовать непросто. В 1960-е и в начале 1970-х гг.

в нем было нечто от причуды, однако потом этот аспект исчез, и возникло нечто менее определенное, но, возможно, более жизнеспособное.

Человеческий потенциал (индивида ли, некоторой социальной группы, популяции, страны…) будет величиной соотносительной, определяемой как характеристиками самого этого объекта – назовем их, с некоторой долей условности, внутренними, так и характеристиками – соответственно, внешними – того, что его окружает и с чем ему приходится взаимодействовать при совершении некоторой работы. Это важно иметь в виду постольку, поскольку человеческий потенциал индивида только отчасти представляет собой нечто данное ему от рождения – в значительной мере он формируется, развивается в процессах социализации личности. Это важно также и в том смысле, что и актуально имеющийся, сформированный у человека потенциал может раскрываться, реализовываться в разной степени в зависимости, как от внешних условий, так и от самого индивида.

Особенно часто человеческий потенциал путают с человеческим капиталом. Человеческий капитал является важной (но не единственной) формой проявления человеческого потенциала в системе рыночных отношений.

И связан с получением потока доходов благодаря эффективности вложений в развитие профессиональных качеств его носителя. При этом сами по себе расходы на образование и т.д.

— не являются гарантией прироста человеческого капитала, поскольку между данными факторами, хотя и может прослеживаться статистическая корреляция, отсутствует устойчивая причинно-следственная связь.

То есть инвестиции в образование представляют собой лишь возможные выгоды в будущем, а к сфере возможного относится понятие «потенциал», — следовательно, здесь следует оперировать термином «человеческий потенциал», а не «человеческий капитал».

Заметим, что ценность человеческого потенциала не может выражаться лишь в стоимостных показателях. Более того, его в принципе нельзя свести только к количественной оценке, поскольку методов непосредственного измерения возможностей не существует.

Но на современном этапе исследований для понимания феномена человеческого потенциала важна не столько формально исчисленная неким образом его величина, сколько оценка качества социальной жизни и существующих экономических условий для формирования и реализации потенций человека в трудовой или иной общественно-признаваемой деятельности.

Если такие условия есть, то человеческий потенциал может реализоваться как человеческий капитал, выступая источником дохода для своего носителя, экономического роста и социального прогресса — для общества. Критерии оценки человеческого потенциала.

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП, Human Development Index) используется «Программой развития ООН» для сопоставления уровня развития разных стран. ИРЧП рассчитывается, исходя из:

· экономических (ВВП на душу населения по паритетной покупательной способности),

· социальных (уровень грамотности взрослого населения страны и совокупная доля учащихся, О (образование))

· демографических показателей (средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении, Ж): ИРЧП = 1/3 (Ж + О + ВВП)

Три составляющие этого индекса можно трактовать как ресурсы человеческого развития, — чем выше значения этих составляющих, тем больше возможности для реализации потенциала человека. При этом дефицит каждого вида ресурсов существенно ограничивает — если не делает вообще невозможным — развитие человека.[2]

Не смотря на большое разнообразие трактовок понятия «профессиональная компетентность», общепризнанными являются следующие ее сущностные характеристики:

1. Эффективное использование индивидуальных способностей, позволяющее плодотворно осуществлять профессиональную деятельность.

2. Владение профессиональными знаниями, умениями и навыками; гибкость при решении профессиональных проблем; развитое сотрудничество с коллегами.

3. Интегрированное сочетание знаний, способностей и установок, оптимальных для выполнения профессиональных функций.[3]

Под профессиональной компетентностью принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений.

Профессиональную компетентность преподавателя следует рассматривать как многофакторное явление, как культурологическую составляющую профессионализма, как целостное компетентностное образование, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности и др.). Компетентность может быть объективно наблюдаема, с определённой точностью измеряема, целенаправленно сформирована. Основными компонентами профессиональной компетентности являются:

· социально-правовая компетентность – знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения;

· персональная компетентность – способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде;

· специальная компетентность – подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;

· аутокомпетентность – адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкций;

· экстремальная компетентность – способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов, на учебных занятиях.

В свете активного обсуждения проблемы компетентностного подхода как приоритетной образовательной стратегии в условиях модернизации российского образования особый интерес представляет профессиональная компетентность, которая является ведущим компонентом профессионального потенциала личности.[4]

Источник: http://pdnr.ru/d100047.html

Потенциал человека

  1. Потенциал человека, его потребности и способности.  

Понятие потенциал подразумевает совокупность возможностей, которые при определенных условиях становятся реально действующими факторами. Понятие потенциала относится к деятельности человека. Носителем потенциала является субъект.

Потенциал характеризует состояние субъекта с точки зрения возможности осуществлять определенного вида и качества деятельность. Эти возможности создаются обществом в ходе его исторического развития, определяются комплексом различных факторов в их единстве и взаимосвязи. Человеческая деятельность есть процесс реализации потенциала.

Человека считают специалистом, профессионалом, когда он имеет необходимые знания и навыки, т.е. определенный потенциал, дающий ему возможность качественно выполнять свою работу. И от него ожидают именно такой работы. Это очень важный момент, что потенциал всегда связан с ожиданиями.

В простейшем случае, если человек не оправдал ожидания, это означает, что либо ему помешали, либо его потенциал определен неправильно.

Под потребностью понимается нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, общества в целом. Именно потребности выступают постоянным внутренним побудителем (одним из основных мотивов) человеческой деятельности.

Потребности можно разделить  на 2 группы: первичные (врожденные) и  вторичные (приобретенные). К первой группе относятся:

а) физиологические (в пище, одежде, отдыхе и т.д.);

б) потребности в безопасности и стабильности существования.

Вторичные потребности включают:

а) социальные (в общении, совместной деятельности);

б) престижные (в достижении успеха, высокого социального статуса);

в) духовные (в самовыражении, самореализации).

Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и  пр., побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребности.

Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его  возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда.

При прочих равных условиях (уровень подготовленности, знания, навыки, умения, затраченное время, умственные и физические усилия) способный  человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми.

Высокие достижения способного человека являются результатом соответствия комплекса его нервно-психических свойств требованиям деятельности. Всякая деятельность сложна и многогранна. Она предъявляет различные требования к психическим и физическим силам человека.

Если наличная система свойств личности отвечает этим требованиям, то человек способен успешно и на высоком уровне осуществлять деятельность. Если такого соответствия нет, то у индивида обнаруживается неспособность к данному виду деятельности.

Вот почему способность нельзя свести к одному какому-либо   свойству (хорошее   цветоразличение,   чувство пропорции, музыкальный слух и т. п.)

  1. Человек и история. Философское понимание истории.

История как наука изучает  целостную историю человечества. Историю можно рассматривать как совокупную социальную (общественную) память человечества, которая аккумулирует исторический опыт.  

История носит также единый и всеобщий характер, что проистекает  того простого и фундаментального факта, что это история людей; именно поэтому в их судьбах не может не быть глубоко имманентного единства.

Несмотря на существование различий между народами, во все времена все народы трудом своим добывали средства к жизни, стремились полнее овладеть богатствами природы, развивать свои потребности и удовлетворять их и т.д. и т.п.

, поэтому их жизнедеятельность складывается в объективный, естественноисторический процесс.

Всемирность исторического процесса связана не только с родовой общностью человеческой жизнедеятельности с универсальным действием объективных законов истории, она проявляется ив многообразных контактах стран, народов, культур. Нередко мы чувствуем неудовлетворенность теми или иными объяснениями прошлого, суть 
событий как бы ускользает от нас, а вновь открытые факты не вписываются в привычные схемы истории.

https://www.youtube.com/watch?v=rMlhBP_rJko

И здесь важную роль играет философия истории, которая и  осмысливает историю в ее самых общих и глубинных проявлениях, вырабатывает подходы к историческому мышлению, его методы, описывает их результаты.

Философия истории охватывает предельно широкие пространства (континенты и даже планету в целом) и предельно продолжительное время — с момента возникновения цивилизованных форм жизни людей через ее современные формы и далее, в будущее, которое видится людям, как правило, в некоем завершении (итоге) их усилий.

Именно философия истории ставит и проясняет вопрос о причастности человека к истории, тем самым давая ему ощущение смысла жизни и полноты бытия.

Степень свободы увеличилась, нет крепостного права, у человека есть право на выбор, его права защищены конституцией.

Что касается, много ли стало людей счастливых или нет ответить однозначно сложно в разные времена было разное понимание счастья и каждый человек и каждое поколение воспринимает  его по своему.

Я не думаю, что здоровых людей становится больше, хоть и медицина не стоит на месте, из за экологической обстановки, не правильного питания, продуктов, содержащих ГМО, из за ритма и условий современной жизни, стрессов и пр.

Я считаю, что прогресс в истории человечества есть. Человечество становится умнее, развивается как технически, так и в социальной сфере. Изобретаются и разрабатываются  новые технологии, нанотехнологии.

В социальном плане человечество становится в большей его массе гуманней, разрабатываются программы правительства для малоимущих, развивается меценатство, открываются благотворительные фонды, создаются  волонтерские бригады.

Может что-то и повторяется в истории, все новое это хорошо забытое старое, но, тем не менее, человечество в большинстве своем старается не повторять старых ошибок.

          Список литературы: 

  1. Волкогонов О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. М., «Форум» — ИНФРА-М, 2006
  2. Губин В.Д. Основы философии. Учебное пособие.  М.,  «Форум» — ИНФРА-М, 2005
  3. Большаков А.В., Грехнев В.С., Добрынина В.И. Основы философских знаний, Учебное пособие. М., «Знание», 1994
  4. Горбачев В.Г. Основы философии. Курс лекций, М., «Владос», 1998

Источник: http://stud24.ru/philosophy/potencial-cheloveka/312606-935297-page1.html

Турецкая поисковой

Миливоевич — фамилия Миливоевич, Драголюб в монашестве Дионисий; 1898—1979 — епископ Сербской православной церкви, епископ Американско-Канадский Миливоевич, Лука род 1991 — сербский футболист, полузащитник Список статей об однофамильцах Если вы попали сюда из текста другой статьи Википедии, следует уточнить ссылку так, чтобы она указывала на статью о конкретном человеке См также полный список существующих статей …

БолгарияБолгария Область Монтанская область община Община Георги-Дамяново Координаты 43°20′00″ с ш 22°55′00″ в дHGЯO Кмет Георги Георгиев Высота центра 700 м Население 600 человек 2010 Часовой пояс UTC+2, летом UTC+3 Телефонный код +359 9555 Почтовый индекс 3467 Автомобильный код М Код ЕКАТТЕ 38488 Показать/скрыть карты Копиловци Аудио, фото и видео на Викискладе У этого термина существуют и другие значения, см Копиловци Копиловци болг Копиловци — село в Болгарии Находится в Монтанской области, входит в общину Георги-Дамяново Население…

VI Подданство: Речь Посполитая Царство Польское Российская империя Эта статья — о дворянском роде О носителях фамилии см Жабокрицкий Забокрицкие или Забокржицкие, польск Zabokrzycki — русско-польский дворянский род герба Уляницкий восходящий к XVI веку Дионисий-Дмитрий Забокрицкий, горячий сторонник унии, был епископом Луцким и Острожским Род Забокрицких внесён в VI часть родословной книги Волынской губернии и в дворянскую книгу Царства Польского Литература Забокрицкие или Забокржицкие // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : …

Жабокрицкий — фамилия; имеет женскую форму Жабокрицкая Жабокрицкий, Александр Сергеевич род 1981 — украинский футболист, полузащитник Жабокрицкий, Дмитрий в монашестве Дионисий; ок 1652—1715 — епископ Украинской грекокатолической церкви, епископ луцкий с 1702 Список статей об однофамильцах Если вы попали сюда из текста другой статьи Википедии, следует уточнить ссылку так, чтобы она указывала на статью о конкретном человеке См также полный список существующих статей …

Чаговец: Чаговец, Василий Юрьевич 1873—1941 — украинский советский учёный-физиолог, действительный член АН УССР Чаговец, Всеволод Андреевич 1877—1950 — украинский театровед, театральный критик и либреттист Чаговец, Григорий Иванович 1922—1944 — советский военнослужащий, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза Чаговец, Дионисий Андреевич 1886—1937 — священнослужитель Русской православной церкви Чаговец, Ростислав Всеволодович 1904—1982 — советский биохимик Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьиЕсли вы попа…

Источник: https://www.turkaramamotoru.com/ru/%D0%A7%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB-554921.html

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию